автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики
- Автор научной работы
- Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Елабуга
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики"
На правах рукописи
МИРЗАЯНОВ АЛИФЬЯН АХТЯМЬЯНОВИЧ
ВОСПИТАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
(из опыта школ Республики Татарстан)
13.00.01 - общая педагогика,
история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Йошкар-Ола - 2006
Работа выполнена на кафедре народной педагогики Сургутского государственного педагогического института
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Шаймарданов Рафис Хасанович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Ковалев Василий Петрович
кандидат педагогических наук, доцент Фомина Светлана Ивановна
Ведущее учреждение: Казанский государственный
педагогический университет.
Защита состоится "15" марта 2006 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета К.212.114.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Марийский государственный педагогический университет им. Н.К. Крупской» по адресу: 424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Коммунистическая, д. 44.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО "Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской".
Автореферат разослан «14» февраля 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор
М.М. Полевщиков
Я.б06£
мгх
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В связи с возникновением суверенных государств в рамках федерального устройства, стремлением их к равноправным взаимоотношениям с другими государствами, а также происходящими глубокими, кардинальными политическими и социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации идут процессы переоценки общечеловеческих ценностей, роста национального самосознания, соответственно встает серьезная проблема воспитания этнической толерантности у каждого гражданина многонационального государства. В этой связи большое теоретическое и практическое значение приобретает исследование проблемы воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения страны.
Этническую толерантность можно воспитывать, используя в учебно-воспитательном процессе все достояние духовного опыта народа (язык, историю, духовную и материальную культуру, религию, национальный менталитет, праздники, традиции, обычаи, устное народное творчество и т.д.), привлекая краеведческий материал, осуществляя, таким образом, один из важнейших педагогических принципов - народность воспитания. В свете этих задач перед учеными, учителями и воспитателями-практиками закономерно возникает необходимость по-новому осмыслить роль народной педагогики, национального языка и литературы в практике воспитания и обучения подрастающего поколения нации.
К настоящему времени проведены исследования педагогических традиций многих народов: русских (Б.Александров, Г.В Виноградов),татар (С.Г. Исмагилова, З.Г. Нигматов, Р А. Низамов, Р.Г. Сибгатулл ин, Я. И. Ханбиков, Р.Х. Шаймарданов), чувашей (Г.Н. Волков), якутов (В.Ф. Афанасьев), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х. Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш. Гашимов), адыгейцев (А.И. Шоров), киргизов (С.М. Абрамзон), дагестанцев (З.М. Магомедова), узбеков (Г.Д. Баубекова), тувинцев (К.Б. Салчак), башкир (К.Ш. Ахияров), таджиков (М.Аринов), бурят (В.Бальжиев), карачаевцев (Х.Х. Батчаева), туркмен (К.Пирлиев), алтайцев (Р.К. Санбасова), удмуртов (Г.А. Никитина), мордвы (Т.Г. Тимошина), марийцев (В.А. Акцорин и др.). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается детальный анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.
В наше время появилась реальная возможность активно исследовать в педагогической науке этнопедагогические процессы Расхождение между желаемым и возможным, представляемым и реальным, посильным и непосильным - характерное противоречие, которое необходимо учитывать в процессе воспитания этнической толерантности народов, населяющих Российскую Федерацию. Анализ литературы по этнопедагоги-ке позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе. К сожалению, следует констатировать, что вопросы воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и продолжающимися национальными конфликтами в мировом уровне и государственном масштабах остается до настоящего времени мало изученными. Не исследованы еще в полном объеме ни его политические предпосылки, социальные условия, содержание и методы воспитания, ни их связь и соответствие современным педагогическим теориям и действительности. Лишь в последнее время стали появляться работы, посвященные отдельным вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения В их ряду следует отметить весьма актуальные публикации (ГН. Волков, С.Г. Исмагилова, 3 Г. Нигматов, РА. Низамов, Р.Г. Сибгатуллин, Я.И Ханбиков, Р.Х. Шаймарданов и др.). Однако отсутствуют труды, посвященные вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в процессе изучения государственных языков и внеучебной деятельности с использованием народной педагогики.
Представляется также важным и исследование механизма воспитания этнической толерантности у наций, проживающих в Республике Татарстан, поскольку их проживание в поликультурной среде (татар, русских, удмуртов, башкир, чувашей, мари, украинцев, евреев и т.д., которых большинство в Республике Татарстан) имеет ряд особенностей и накладывает определенный отпечаток на взгляды, обычаи, обряды, традиции, межнациональные отношения, историю, самосознание и другие сферы их жизнедеятельности. В ряде районов Республики Татарстан имеются школы с преподаванием на родном (украинском, марийском, чувашском, башкирском, еврейском, удмуртском и тд.) языке.
Изучение состояния разработанности проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике, показали, что назрела явная необходимость целенаправленной разработки проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики. К сожалению, учитель современной школы затрудняется максимально исполь-
зовать традиции и обычаи духовно-нравственного формирования личности, шедевры народного фольклора, идеалы добра, человечности и терпимости. В этой связи выявились противоречия:
между объективной необходимостью воспитания этнической толерантности у учащихся образовательной школы и недостаточной разработанностью этой проблемы в отечественной педагогической науке;
между отсутствием целостного рассмотрения процесса воспитания этнической толерантности в учебной и внеучебной деятельности школы и необходимостью поиска эффективных решений названной проблемы;
между наличием реальных возможностей прогрессивных традиций народной педагогики и недостаточным использованием их в практике воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения;
между требованием к современной школе воспитания этнической толерантности учащихся и неготовностью учителя к качественному решению этой важной государственной проблемы. Учитывая эти противоречия, мы определили выбор темы исследования: «Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики».
Цель исследования - определить содержание, разработать формы и методы воспитания этнической толерантности у школьников средствами народной педагогики в процессе преподавания государственных языков и литературы, внеучебной деятельности и реализовать их в опыте экспериментальных площадок в Республике Татарстан.
Объект исследования - комплекс учебной и внеучебной деятельности в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс воспитания этнической толерантности у школьников средствами народной педагогики.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, сформулирована гипотеза: процесс воспитания этнической толерантности учащихся будет эффективным, если:
толерантность, являясь качеством личности, становится необходимым условием воспитания этнической толерантности как основы формирования гражданского общества;
в воспитании этнической толерантности активно используется знание государственных языков на основе знания родного языка и культуры своего народа;
во внеучебной деятельности учащихся творчески используется народная педагогика (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) как основное средство воспитания этнической толерантности. В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и особенности этнической толерантности учащихся как качества личности.
2. Выявить возможности народной педагогики как основного средства воспитания этнической толерантности учащихся в процессе изучения государственных языков и литературы, в системе внеучебной деятельности.
3 Разработать программу воспитания этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и раскрыть основные педагогические условия ее реализации.
Методологической основой исследования явились положения ученых - философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, о сущности «толерантности», гуманности, духовности, гражданственности, традициях, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени; современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании; обусловленность развития личности социальными факторами, содержанием, характером деятельности и общения; директивные документы по вопросам воспитания и образования.
В ходе работы мы опирались на теоретические положения философской науки о сущности толерантности (Н.Бердяев, Вольтер, И А Ильин, ДжЛокк и др.) концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопедагогике (С.М. Абрамзон, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, А.Ш Гашимов, A3. Измайлов, К.Насыйри, Г.А. Никитина, К.Пирлиев, Р.К. Санбасова, H.A. Сафаров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шаймарданов, И.А. Шоров), личностно-деятельнос-тным подходам к вопросам воспитания (ОС Богданова, З.И. Васильева, Н.М. Таланчук), дидактическим концепциям формирования личности (Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, и др.), концепции гуманизации (Ш.А. Амонашвили, Л А. Волович, В.И. Загвязинский,
3.Г. Нигматов); социализации личности (Л.П. Буева, Н.Т. Фролов), психического развития личности (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, P.C. Немов, A.B. Петровский, Л.М. Попов, А О Прохоров, С.Л. Рубинштейн и др.). Принципы и идеи, содержащиеся в трудах названных ученых, помог-
ли глубже вникнуть в вопросы воспитания этнической толерантности у учащихся средней школы как нравственного качества личности.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ передового педагогического опыта; изучение нормативно-законодательных документов, материалов правительства РФ и РТ, Министерств образования и науки Российской Федерации и Республики Татарстан; рейтинговая система анализа, наблюдения; беседа; опрос, анкетирование; тестирование; интервьюирование среди учителей, учащихся их родителей; самоанализ и самооценка; диагностирование; моделирование; научные дискуссии, массовые обсуждения; анализ школьной документации: содержание национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, учебных планов, образовательных программ, поурочных планов учителей, продуктов творческой деятельности учителей и учащихся, протоколов заседаний педагогического совета, методических объединений по учебным дисциплинам; социально-педагогический эксперимент; обработка, обобщение и интерпретация результатов произведенного исследования.
Организация и основные этапы исследования:
Исследование выполнялось в рамках концепций модернизации, гуманизации образования, внедрения инновационного образования и проводилось в три этапа.
На первом этапе (1995-1998 гг) были проведены теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в практике работы средних школ гг. Альметьевска, Елабуги, Актанышского района Республики Татарстан, экспертная оценка программ, учебников, внеучебной воспитательной деятельности школы, семьи по воспитанию этнической толерантности учащихся средней школы На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза, конкретизированы цель и задачи исследования
Второй этап (1999-2001 г.г.) включал изучение передового педагогического опыта, разносторонней творческой деятельности учителей по использованию потенциала народной педагогики в учебном процессе и системе внеучебной работы школ гг Альметьевска, Елабуги, Актанышского района. На данном этапе проводилась экспериментальная проверка выдвинутой нами гипотезы.
Третий этап (2002-2003 г.г.) явился завершающим этапом, включающим систематизацию, осмысление, обобщение полученных результатов, оформление диссертации, апробирование результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа была проведена в средних школах г. Елабуги Республики Татарстан. Всего в эксперименте участвовало 587 учащихся (в контрольных школах -273, экспериментальных - 314), 144 учителя, 267 родителей Научная новизна исследования:
1. Этническая толерантность формирующейся личности учащегося рассматривается как необходимое условие воспитания гражданина полиэтнического общества.
2. Определены сущность и особенности этнической толерантности учащихся как качества личности.
3. Выявлены и обоснованы возможности народной педагогики как основного средства воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения государственных языков, литературы и в системе внеучебной деятельности современной школы.
4. Разработана и апробирована программа целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности учащихся современной школы.
Теоретическая значимость исследования:
1. Народная педагогика рассматривается как основное средство воспитания этнической толерантности как основы формирования гражданского обществ.
2. Осуществлено теоретическое обоснование педагогических условий воспитания этнической толерантности у учащихся общеобразовательной школы;
в воспитании этнической толерантности активно используется знание государственных языков на основе знания родного языка и культуры своего народа;
во внеучебной деятельности учащихся творчески используется народная педагогика (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др) как основное средство воспитания этнической толерантности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана программа целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности, которая может быть использована в средних общеобразовательных школах Российской Федерации в соответствии с особенностями ее субъектов, в системе деятельности ее субъектов; в систе-
ме деятельности учреждений дополнительного образования; в средних и высших педагогических учебных заведениях в процессе преподавания специального курса воспитания этнической толерантности учащихся.
Разработанные рекомендации могут быть использованы как основа организации целостной и непрерывной системы воспитания этнической толерантности учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы, на курсах повышения квалификации работников образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на методологические основы изучения проблемы воспитания этнической толерантности личности; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям, задачам исследования; целенаправленным анализом педагогического опыта образовательных учреждений, по использованию народной педагогики при решении задач воспитания этнической толерантности у учащихся как граждан России; многолетним опытом работы автора в качестве учителя школы; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность разработанной программы воспитания этнической толерантности учащихся, репрезентативностью выборки экспериментального исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1 Этническая толерантность - необходимое качество личности каждого современного школьника как гражданина России.
2. Педагогические условия эффективного воспитания этнической толерантности у учащихся средней школы средствами народной педагогики: в процессе преподавания государственных языков и литературы; во внеучебной деятельности школы в социокультурной среде.
3. Содержание учебно-воспитательного материала, обеспечивающего воспитание этнической толерантности у учащихся в процессе изучения государственных языков РТ (русский и татарский), народных пе-дагогик (русской и татарской).
Апробаиия и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику деятельности ряда образовательных учреждений, городских и районных управлений образования Республики Татарстан, докладывались на Международных научно-практических конференциях «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (г. Казань, 2003), «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004); Всероссийских научно-практических конференциях «Этнопедагогика народов России природосообразные модели, системы, технологии» (г. Нижнекамск, 2004), «Стимулирование мотивации творчес-
кого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004) и межвузовской научно-практической конференции «РР в образовании» (Ижевск, 2003), Состоялись выступления на педагогических советах школ, внешкольных образовательных учреждений, родительских собраниях, на заседаниях кафедр психологии и педагогики Альметьевского муниципального института, Елабужского государственного педагогического университета, Набережночелнинского государственного педагогического института..
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, привлечено внимание к категориям воспитания этнической толерантности и народной педагогики, определены степень разработанности проблемы, объект и предмет исследования, сформулирована цель, выдвинута гипотеза, определены задачи исследования, описаны методологические основы и методы исследования, раскрыты этапы работы, выделены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, подтвержденные апробацией полученных результатов.
8 первой главе «Теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения» обосновывается актуальность воспитания этнической толерантности учащихся общеобразовательной школы, определены сущность и особенности этнической толерантности учащихся как качества личности.
В многонациональной России еще до Октября 1917 года говорили о важности воспитания школьников в духе уважения иных народов. И.Л. Ленский верно отмечает, что идеи межнациональной гармонии всегда преобладали над идеологией национального превосходства. Проблемы преодоления национальной кичливости и эгоизма, внимания к культуре и истории малых народов России, воспитания детей в духе равного уважения ко всем народам находили свое отражение в трудах великих русских педагогов: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева.
В послеоктябрьский период актуализируется проблема интернационального воспитания детей (Н.К. Крупская). Она в своей статье «Интернациональное воспитание детей в начальной школе» предлагала комплектовать учебные классы с учетом этнического многообразия, сочетать преподавания на родном языке и на русском, организовывать сов-
местное участие ребят разных национальностей в праздниках, прогулках, экскурсиях и других мероприятиях.
В последние годы в России проблема толерантности исследуется в рамках теории поликультурного образования (З.А. Малькова, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова и др.).
Приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике.
Толерантность традиционно рассматривается, во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще, и, во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям этнических групп. Взяв за основу раскрытия понятия «толерантность» - терпимость, мы рассматриваем этническую толерантность как: 1) способность человека переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора полиэтнической среды; 2) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В структуру этнической толерантности входят следующие компоненты: а) уважение иных народов; б) уважение, принятие и понимание богатства многообразия национальных культур; в) взаимопомощь и добрососедство с представителями различных рас, народов, конфессий; г) культурный плюрализм; д) этнокультурный кругозор; е) знания в области культуры и прав другой нации; ё) чувство национальной исключительности, ж) терпимость к иным культурам; з) признание достоинства других народов; и) совместимость людей разных национальностей.
Наши исследования показали, что основными направлениями формирования этнической толерантности являются:
ознакомление с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях, их ценностях и отношениях, о расах и религиозных конфессиях;
ознакомление с ценностями, обычаями, обрядами, менталитетом соседствующих народов и наций;
ознакомление с их национальными особенностями, традициями; изучение языка народов, окружающих тебя;
выявление общего и особенного в их традициях, обычаях, обрядах, культуре и т.д.;
формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания;
развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий.
Для эффективного формирования этнической толерантности мы выделяем следующие педагогические условия:
1. Развитие в учениках гордости, в том числе за свой народ (язык, традиции, фольклор, обряды, обычаи и т.д.).
2. Включение поликультурного материала в систему обучения и воспитания.
3. Развитие принятия и уважения этнических форм и отличий.
4. Создание в коллективе атмосферы взаимопонимания, взаимоподдержки, уважения, открытости и т.д..
5. Проведение идеи равенства всех народов и наций России, не выделяя ни один из этносов.
Главным направлением в системе воспитания этнической толерантности у учащихся мы считаем знание государственных языков, т.к. знание языков является основным условием познания прогрессивных традиций, обычаев своего народа. Мы рассматриваем систему воспитания этнической толерантности, где изучение государственных языков занимает приоритетное место и процесс изучения двух государственных языков в среде, в которой преобладают две нации (русские и татары), выступают как фактор воспитания этнической толерантности.
Во второй главе «Народная педагогика как средство целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности учащихся» выявлены и обоснованы возможности народной педагогики как основного средства воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения государственных языков, литературы и в системе вне-учебной деятельности современной школы.
В нашей инновационной Программе «Воспитание этнической толерантности учащихся в процессе преподавания государственных языков и литературы» образовательный потенциал был направлен на воспитание этнотолерантности учащихся на основе использования русской и татарской народной педагогики в каждом учебном предмете, что позволило рассчитывать на интеграционный результат. Разностороннее наращивание уровня развитости этнической толерантности учащихся в информационно-познавательном плане предполагало расширение видения детьми картины мира, начиная с родного очага, то есть начиная с истории и географии родного города, республики, федерации и завершая историей и географией соседствующих народов, стран, а также в постижении обычаев, обрядов, традиций, праздников, менталитета, психоло-
гии, самобытности, особенностей русского, татарского народов для представления достойной жизни человека через изучение родного языка и литературы; нравственно-эстетическое видение жизни в национальных канонах через предметы эстетического цикла и др. Все это в совокупности должно было создать почву для развития целостного этнической толерантности учащихся на основе расширения их познавательного кругозора.
Исходя из целей целостного педагогического процесса были вычленены содержательные возможности языковых предметов по развитию этнической толерантности.
На уроках языкового цикла предметов ставились следующие задачи развития этнической толерантности учащихся:
развитие у учащихся основ творческого исторического мышления, базовых понятий национальной и региональной культуры; развитие у учащихся ценностных представлений об образе жизни русского, татарского народов, приобщения к их традициям, обычаям, обрядам, нравственным ценностям;
развитие интереса к русскому (родному, государственному), татарскому (родному, государственному) языкам, устному народному творчеству и литературе;
развитие самостоятельности мышления, творческого художественного воображения, фантазии на материале русской, татарской народных педагогик;
развитие средствами литературы критичности мышления (сравнения, сопоставления, самостоятельности суждений, умозаключений, способности отстаивать свое мнение, точку зрения), в том числе при обсуждении положений, вытекающих из народной мудрости, содержащейся в пословицах, поговорках, сказках, песнях и т.д.; развитие приемов сопоставительного анализа родного русского, татарского и изучаемого иностранного языка на лексических примерах, имеющих отношение к проблематике традиционной этнической культуры воспитания;
приобщение учащихся к культурным ценностям русского, татарского народов и достижениям общечеловеческой культуры. В воспитании этнической толерантности учащихся огромны возможности внеклассной воспитательной работы на основе использования народных педагогик
Разработанная нами инновационная Программа «Воспитание этнической толерантности учащихся во внеклассной и внешкольной воспи-
тательной работе» имела интегративный характер и по своей направленности являлась национально-культурологической. Программа предусматривала цель - ознакомление учащихся с родным краем, его этно- и поликультурой, русскими, татарскими народными обычаями, обрядами, праздниками, традициями, менталитетом, национальными чертами, психологией, нравственно-этическими нормами поведения, и предназначалась для воспитания бережного отношения к культурному наследию русского, татарского народов и культуре соседствующих народов. Основными задачами Программы являются:
развитие познавательных интересов учащихся, расширение во внеурочной работе их кругозора; пробуждение интереса к своему родному краю, его истории, традициям, культуре, желания еще больше узнать о жизни своего народа и соседствующих народов; воздействие на эмоциональную сферу ученика, на его чувства; возбуждение чувств удивления, восхищения, радости, гордости за достижения своей нации, ее мудростью и талантом; привитие учащимся определенных морально-этических норм, которые были сформированы у нации в результате их многовекового развития;
включение учащихся в практические виды деятельности, где учащиеся приобретают умения и навыки в декоративно-прикладном - искусстве, народных ремеслах, музыке, танцах, играх, в различных жанрах фольклора.
Программа предусматривает в начальных классах изучение следующих тем- «Родной дом», «Моя семья», «Мои родственники и друзья», «Мой город». ВI классе при изучении темы «Родной дом» основные задачи: дать понятие о доме, усадьбе - маленькой родине, жилище для семьи; привитие заботливого отношения к семье, дому; помощь в определении своего места в семье, доме; воспитание будущего хозяина своего дома, своей семьи.
Во II классе изучение темы «Мой город» предусматривает задачи: дать детям первоначальные географические и демографические сведения о родном городе; воспитывать патриотические чувства к малой родине; помочь найти свое место в родном городе, вносить посильный вклад в его развитие.
В III классе дети должны познакомиться со своими родственниками со стороны отца и матери, близкими родственниками, товарищами и друзьями, в результате чего воспитывается уважительное, почтительное отношение детей к родителям, родственникам и друзьям и товарищам.
ВIV классе разрабатывается тема «Я среди людей», где ставится задача научить учеников культуре поведения в обществе, в школе, дома с учетом национального этикета.
В \/-\/111 классах изучаются темы «Мой город», «Наш район», «Чувство прекрасного у народа». Основной задачей является углубление знаний о городе и о соседних городах. Учащиеся должны усвоить, что город - это история его населения, и они сами - жители своего города, своего района. Также ставится задача научить учащихся видеть и хорошее, и неприглядное в облике города; развить чувство прекрасного и чувство гордости за свой город.
В 1Х-Х1 классах при изучении тем «Психологическая подготовка к семейной жизни», «Народные обычаи, обряды, традиции - прошлое и будущее», «Мой родной Татарстан» программа предусматривает воспитание у учащихся чувства уважения к своей республике, ее народу и природе. Целенаправленная работа, проводимая с учащимися по программе «Национальная культура», способствует приобщению их к русской и татарской национальным культурам, формированию нравственно-эстетических, этнических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере вековых традиций народа с учетом требований современности, воспитанию культуры межнационального общения в поликультурной среде обитания. В школах Актанышского района занятия, предусмотренные программой, проходят в форме классных часов, бесед, встреч, факультативов, экскурсий, праздников, организуемых классными руководителями.
В третьей главе представлены программа опытно-экспериментальной работы по воспитанию этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и условия ее реализации, описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности на основе использования народной педагогики.
На констатирующем этапе эксперимента проводились диагностические процедуры, которые позволили получить качественные и количественные характеристики процесса воспитания этнической толерантности учащихся:
1. Данные констатирующего эксперимента показывают уровень знаний учителей-филологов об использовании возможностей государственных языков в воспитании этнической толерантности: 37% из опрошенных учителей школ гг. Елабуги, Альметьевска уверены в использовании воспитательных возможностей государственных языков;
43% опрошенных учителей сомневаются в использовании воспитательных возможностей государственных языков; 20% из опрошенных скорее не уверены в использовании воспитательных возможностей государственных языков. Отсюда мы делаем вывод, что эти данные - закономерный результат отсутствия целенаправленной подготовки учителя к использованию государственных языков в воспитании этнической толерантности у учащихся. 2. Анализ сформированных умений проводить целенаправленную работу с детьми во внеучебное время по данным констатирующего эксперимента дает следующие результаты: 39% учителей не владеют соответствующими умениями; 41 % не умеют использовать потенциал социокультурной среды; 20% не умеют использовать народные традиции. 3. Анализ умений использовать народную педагогику: 44,6% учителей умело используют народную педагогику в воспитании учащихся;
36,3% учителей не владеют технологией комплексного использования народной педагогики в воспитании школьников; 28,1% учителей не умеют использовать средства народной педагогики в воспитании этнической толерантности учащихся. Реальный учебно-воспитательный процесс в современной школе не позволяет охватить в полном объеме работу по воспитанию этнической толерантности Поэтому в процессе эксперимента в качестве дополняющего фактора нами был использован потенциал внеучебных форм воспитания В нашем эксперименте использовались активные формы, прогрессивные методы народной педагогики. В 2003-2004 учебном году в средней школе № 1 г. Елабуги были открыты классы с этнокультурным русским компонентом: в начальной школе - 7 классов, в средней - 4. В этих классах предмет «Литература» расширен курсом «История, культура, быт русского народа» Русский язык изучается расширенно в объеме, приближенном к федеральным программам. В 9-х классах введен практикум по культуре речи. В 10 профильном гуманитарном классе открыт малый филологический факультет. В этих классах русский язык изучается в объеме 68 часов, на базе Елабужского государственного педагогического университета преподаются два спецкурса: 1) культурология; 2) история русского литературного языка. Ежегодно растет количество часов на преподавание русского языка как государственного языка. Содержание образования обязательно предусматривает включение материала, связанного с воспитанием этнической толерантности у школьников.
Для проектирования и согласования отдельных звеньев обучения и воспитания нами была конкретизирована общая цель учебно-воспитательного процесса. Конкретизация общей цели - «воспитание этнической толерантности и творческих способностей учащихся» - идет по линии уточнения ее составных частей. Вначале мы вычленяли цели целостного педагогического процесса. К целям этого уровня, как показывает наш анализ, следует отнести:
1) расширение кругозора и систематизацию знаний учащихся в области государственных языков, русской и татарской культур в различных формах учебной, внеучебной деятельности и семейном кругу;
2) развитие этнического самосознания и творческого потенциала учащихся школы посредством активизации учебного познания, стимулирования практических видов деятельности и общения;
3) развитие у учащихся этико-нравственных и эстетических качеств личности посредством приобщения их к обычаям, традициям, обрядам, самобытности, особенностям, менталитету, истории, достижениям национальной и общечеловеческой культуры;
4) развитие духовных потребностей и этнической толерантности учащихся в условиях совместной деятельности учителей, учащихся школы, родителей.
Исходя из поставленных целей целостного педагогического процесса, вычленяются стратегические цели отдельных учебных предметов, среди которых особое место занимают государственные языки, а также звеньев воспитательной работы. Каждая из этих стратегических целей конкретизируется применительно к проводимым занятиям или воспитательным формам работы. Тем самым в итоге определяется система педагогических целей по воспитанию у учащихся этнической толерантности и творческих способностей.
Важно отметить, что при разработке программ обеспечения педагогического процесса на основе регионально-национального подхода четко выдерживался принцип сочетания родной - русской с татарской, татарской с русской и общечеловеческой культуры в целях развития ценностных ориентаций и этнической толерантности учащихся Сочетание и диалог различных культур - важнейшее направление укрепления гуманистических основ национально-регионального образования. Чтобы не произошло замыкания в своей национальной культуре, усвоение ее основ должно проходить на фоне достижений мировой культуры. При этом необходимо помнить, что полноценное формирование мировоззренческих ориентаций возможно только на основе развернутых представлений об общечеловеческих ценностях.
Решение проблемы сочетания национальной и общечеловеческой культуры связано, прежде всего, с изменением содержания национального образования, которое проводится в двух направлениях. Во-первых, происходит насыщение содержания действующих предметов новым учебным материалом, отражающим культурное достояние русской и татарского народов, их историю, обычаи, обряды, традиции, менталитета. Происходит корректировка содержания предметов историко-литературных циклов, то есть реструктурирование их содержания таким образом, чтобы материалы для занятий черпались из различных отраслей знаний, областей культуры, из окружающей действительности и объединялись по общности педагогических задач. Во-вторых, разработка новых учебных курсов по новым направлениям обучения и воспитания в соответствии с основополагающими идеями национально-регионального образования. Программы разрабатываемых учебных предметов учитывают целостность, построены на русском и татарском языках и ориентированы на интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности учащихся именно в контексте культур, традиций, обычаев, обрядов татарского и русского народов, их духовных и этнических ценностей
Обновляя с указанных позиций содержание учебных программ по изучению государственных языков, системы внеклассной деятельности школьников, мы считали необходимым учесть в их содержательном обогащении и другие приоритеты личностного развития ученика, отвечающие гуманистическим установкам современной школы. Это относится, прежде всего, к задачам развития творческих способностей и индивидуально-личностных возможностей учеников как условия самореализации в региональной социально-культурной среды и местного агропромышленного комплекса.
Каждый учащийся должен быть подготовлен к адекватному профессиональному самоопределению и творческой самореализации с максимальной для себя и общества пользой. При этом культуросозидаю-щая функция национально-регионального образования будет выполнена, если каждый выпускник школы, независимо от места его работы и содержания профессиональной деятельности, будет не только осознавать свою сопричастность к культуре своей нации, но и активно участвовать в ее обогащении.
Творческая направленность содержания была принята как доминанта личностного развития школьника и во внеклассной деятельности, и в программе взаимодействия школы и семьи. С учетом выше названных положений, касающихся принципов отбора содержательного компонента
разработанного проекта, по каждому направлению воспитательной системы были подготовлены специализированные программы
1) для учебно-образовательного цикла;
2) для реализации внеучебной воспитательной деятельности;
3) для обеспечения работы с семьей - народного воспитания.
Часть из них носил авторский характер, другие были адаптированы частично в целях усиления их этнической направленности. Так, в учебно-образовательном цикле были преобразованы программы по татарскому языку и литературе; русскому языку и литературе и др. В цикле внеучебной воспитательной деятельности стержневой выступила интегративная культурологическая программа «Изучение татарской и русской культур», развитие этнического самосознания в \/-Х1 классах общеобразовательной школы. Отдельно была разработана программа взаимодействия школы и семьи, куда был включен целый комплекс форм воспитательной работы, обогативших подсистему семейного воспитания потенциалом татарской и русской народной педагогик (обычаи, обряды, праздники, родительский университет, конференции, деловые игры и т.д.).
Деятельность по воспитанию этнической толерантности у учащихся на основе использования русской и татарской народной педагогик и включает в себя следующие компоненты:
1. Методологической и организационно-педагогический, включающий в себя: обоснование принципов; разработку методики педагогического мониторинга; подготовку комплекса экспериментальных формирующих образовательно-воспитательных программ.
2. Содержательно-методический, представляющий содержание: обряды, обычаи, праздники, игры, фольклор, методы деятельности формирующего характера по выше названным трем направлениям.
3. Целевой компонент отражает установку общей экспериментальной программы на достижение конечного результата - этнотолерантной воспитанности как следствия влияния государственных языков: русского и татарского.
Всего экспериментом были охвачены 3 средних общеобразовательных школ и две гимназии. Эксперимент базировался на педагогическом наблюдении процессом реализации нашей программы как учебно-познавательной, так и воспитательной деятельностью, семейном воспитании учащихся. Сплошное наблюдение чередовалась с выборочным наблюдением, которое велось за отдельными классами и учащимися в различныхусловиях, чтобы получить более достоверное и полное представление об уровне развитости этнотолерантности и уровне воспитанности учащихся в целом. Если в
1998/99 учебном году на начальном этапе исследования достаточно высокий уровень развития этнотолерантности у учащихся седьмых классов составлял 15%, то последующие срезы показали, что в экспериментальных классах по сравнению с контрольными уровень развития толерантности возрос в двое, то есть уже составлял 30%. Педагогические наблюдения проводились на уроках, во внеурочное время, домашних условиях, в общественных местах, в процессе трудовой и общественной деятельности и т.д.
При выявлении и оценке уровня развития толерантного самосознания мы руководствовались тремя критериями: познавательно-информационным, мотивационным и поведенческим. Согласно этим критериям были выделены также уровни развитости толерантности как качества личности: высокий, средний, низкий.
Таблица 1.
Уровни развитости этнической толерантности учащихся как качества личности учащихся
Школы, годы Уровни
высокий сред ний низкий
ЧИСЛО 1 в % число в% число [ в %
экспериментальные
1998/99 уч. г. 43 15 180 63 62 22
1999/00 уч г 52 19 168 61 56 20
2000/01 уч.г. 75 26 169 58 45 16
2001/02 уч. г. 135 46 141 48 17 6
2002/03 уч. г. 145 44 156 47 32 9
контрольные
1998/99 уч. г. 48 18 160 62 50 20
1999/00 уч. г. 62 24 147 57 50 19
2000/01 уч г 57 25 140 56 54 19
2001/02 уч г. 76 29 140 53 48 18
2002/03 уч. г. 86 32 145 50 53 18
Представленные в сводной таблице результаты позволяют прийти к определенным выводам по поводу данных, полученных в эксперименте, а именно: о том, что систематическое и последовательное, непрерывное использование народных педагогик по трем направлениям педагогического процесса в школе привело к тому, что в содержательном эксперименте процесс воспитания этнической толерантности у учащихся стал динамичным и результативным.
Таблица 2.
Динамика распределения учащихся контрольных и экспериментальных школ по условиям развитости этнической толерантности
Школы Уровни воспитания этнической толерантности учащихся (в %)
низкий средний высокий
начало конец начало конец начало конец
Экспериментальные классы 22 6 63 48 15 46
Контрольные классы 20 18 62 53 18 29
Как можно судить из приведенных данных, во всех экспериментальных школах динамика уровня развития этнотолерантности учащихся к концу эксперимента заметно прогрессировала.
В заключении обобщены результаты проведенных исследований и сделаны следующие выводы:
Проблема развития этнической толерантности личности ученика вус-ловиях построения правового, демократического общества в Российской Федерации является весьма актуальной и вписывается в рамки возрождения гуманистической школы.
Народная педагогика (и только она!) в состоянии решать проблему развития этнической толерантности у подрастающего поколения. Народная педагогика выполняет мировоззренческую, культурологическую, ценностно-ориентационную, нравственно-регулятивную, коммуникативную, интегративно-коллективообразующую, эмоционально-стимулирующую, эмоционально-стабилизирующую функции И поэтому является эффективным механизмом в развитии этнической толерантности у учащихся
Организационно-методические основы управления процессом развития этнической толерантности на основе народной педагогики обусловлены требованиями системности, преемственности, непрерывности, народности, регионально-этничности.
Проведенный эксперимент подтверждает необходимости подготовки национальных педагогических кадров для школы и наличии в их профессиональной подготовки этнокультурного компонента.
Проведенное нами исследование не охватывает решения всех аспектов исследуемой проблемы. За рамками нашего исследования остался аспект подготовки учителей к решению задачи этнотолерантной личности ученика. Этнокультурная подготовка учителя для светской школы.
Использование возможностей других учебных предметов в развитии этнической толерантности учащихся.
Тема исследования наиболее полно отражена в следующих публикациях:
1. Мирзаянов A.A. Формирование этнической толерантности в современных условиях // Гуманистические традиции и инновации в педагогике: Научные труды и материалы X Международ, науч.-практич. конф. - Казань: КГПУ, 2003. - С. 208-209.
2. Мирзаянов A.A. Роль инновационной деятельности в формировании этнической толерантности школьника // Этнопедагогика народов России: природосообразные модели, системы, технологии: Материалы II Всероссийской науч -практич. конф. - Нижнекамск: Изд-во «Чишмэ», 2004. - С. 108-115
3. Мирзаянов A.A. Формирование этнической толерантности у подрастающего поколения в современной цивилизации //Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты: материалы Второй Всероссийской науч.-практич. конф. - Наб. Челны: НГПИ, 2004. - С. 213-216.
4. Мирзаянов А А. Психолого-педагогические основы стимулирования этнической толерантности личности // Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты: Материалы Второй Международной науч.-практич. конф. -Набережные Челны: НГПИ, 2004. - С. 238-242.
5. Мирзаянов A.A. Научные подходы к воспитанию этнической толерантности у подрастающего поколения (методические рекомендации аспирантам, соискателям и научным работникам). - Наб. Челны, 2005. - 30 с. (в соавторстве).
6. Мирзаянов A.A. Методические рекомендации по инновационной деятельности в воспитании этнической толерантности школьников (учителю, классному руководителю, воспитателю групп продленного дня дня и студенту-практиканту) - Наб. Челны, 2005. - 34 с. (в соавторстве).
Мирзаянов Алифьян Ахтямьянович Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Формат 60x84 1/16. Тираж 100 экз.
ï
2,00g (V
mis-
- 4 1 2 5
/
/
/
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович, 2006 год
Введение.
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности учащихся
§1.1. Сущность и структура понятия «этническая толерантность».
§1.2. Научно-педагогические подходы к воспитанию этнической толерантности учащихся общеобразовательной школы.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. Народная педагогика как средство целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности учащихся
§2.1. Использование народной педагогики в процессе преподавания государственных языков и литературы.
§2.2. Духовно-нравственные ценности народа - основа организации внеучебной деятельности по воспитанию этнической толерантности.
Выводы по II главе.
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики
§3.1. Программа опытно-экспериментальной работы по воспитанию этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и условия ее реализации.
§3.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности на основе использования народной педагогики.
Выводы по III главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики"
В связи с возникновением суверенных государств в рамках федерального устройства, стремлением их к равноправным взаимоотношениям с другими государствами, а также происходящими глубокими, кардинальными политическими и социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации идут процессы переоценки общечеловеческих ценностей, роста национального самосознания, соответственно встает серьезная проблема воспитания этнической толерантности у каждого гражданина многонационального государства. В этой связи большое теоретическое и практическое значение приобретает проблема воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения страны. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи формирования нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всякой национальной предвзятости граждан всего государства. В условиях приобретения политической и культурной независимости, переосмысления общечеловеческого самосознания проблема воспитания этнически толерантной личности представляется сегодня в педагогической науке как одна из важнейших и актуальных.
Толерантное самосознание можно сформировать, используя в учебно-воспитательном процессе все достояние духовного опыта народа (язык, историю, духовную и материальную культуру, религию, национальный менталитет, праздники, традиции, обычаи, устное народное творчество и т.д.), привлекая краеведческий материал, осуществляя, таким образом, один из важнейших педагогических принципов - народность воспитания. В свете этих задач перед учеными, учителями и воспитателями-практиками закономерно возникает необходимость по-новому осмыслить роль народной педагогики, краеведения, устного народного творчества, религии, национального языка и литературы, истории в практике воспитания и обучения подрастающего поколения нации.
Требование времени - возродить прогрессивные традиции народного воспитания, восстановить в своих правах народную педагогику и поставить ее на службу обществу, обеспечивая его духовное возрождение. Соответственно задача современной школы и заключается в организации сбора, изучения, освоения, и внедрения в практику воспитания подрастающего поколения народной педагогики в целях формирования этнической толерантности у каждого школьника как будущего гражданина демократического общества.
Естественно, важную роль в решении этой задачи играет национальная школа, которая должна закладывать основы народной жизни. Она призвана способствовать возрождению и дальнейшему развитию народного (национального) искусства, созданию фольклорных коллективов, пропагандирующих отдельные методы, формы и средства народной педагогики, участию в этнографической и фольклористической деятельности, краеведческой работе в возрождении прогрессивных сторон народного быта.
Возрождаемая сегодня национальная школа является идеалом истинно народной школы, в которой осуществляется диалектическое единство преемственной связи народной и научной педагогики.
Как и у всего человечества, так и у многих народов, проживающих в составе Российской Федерации, в процессе жизнедеятельности накопилась огромная сумма эмпирических знаний и сведений, из которых вырастает народная педагогика. Эти сведения передавались из поколения в поколение устным путем, нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, сказках, преданиях, и закреплены в ряде письменных источников. Педагоги-мыслители прошлого (Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, К. Насыйри, И.Г. Песталоцци, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Р. Фахреддин, Т. Ялчыгол и т.д.) в своей исследовательской деятельности широко опирались на идеи народного опыта.
Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского. Он ввел в педагогику понятие «народная педагогика» и считал невозможным проводить общественное воспитание без учета принципа народности. Зачатками народной педагогики он считал народные сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки и т.д. В родной речи, по его мнению, заключена вся история народа, весь его опыт, его нравственные и эстетические идеалы и оценки, его отношение к Родине, его чаяния и надежды, в том числе его опыт и идеи воспитания. Поэтому родной язык он называл «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории». К.Д. Ушинский считал, что педагогическая наука должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания.
По его верному утверждению «только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».
Татарский просветитель Каюм Насыйри считал, что народная педагогика -это совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания.
Большую ценность представляют труды отечественных современников ученых, практиков по проблемам применения этнопедагогики в нравственном, духовном, эстетическом, умственном, художественном, музыкальном, трудовом, физическом, экологическом воспитании молодежи, которые могут быть использованы для гармонического сочетания национально-культурной самобытности с общечеловеческой педагогической культурой.
К настоящему времени проведены исследования педагогических традиций многих народов: русских (Б.Александров, Г.В. Виноградов), татар (С.Г. Исма-гилова, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Р.Г. Сибгатуллин, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шаймарданов), чувашей (Г.Н. Волков), якутов (В.Ф. Афанасьев), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х. Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш. Гашимов), адыгейцев (А.И. Шоров), киргизов (С.М. Абрамзон), дагестанцев (З.М. Магомедо-ва), узбеков (Г.Д. Баубекова), тувинцев (К.Б. Салчак), башкир (К.Ш. Ахияров), таджиков (М.Аринов), бурят (В.Бальжиев), карачаевцев (Х.Х. Батчаева), туркмен (К.Пирлиев), алтайцев (Р.К. Санбасова), удмуртов (Г.А. Никитина), мордвы
Т.Г. Тимошина), марийцев (В.А. Акцорин и др.). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается детальный анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.
В наше время появилась реальная возможность активно исследовать в педагогической науке этнопедагогические процессы. Расхождение между желаемым и возможным, представляемым и реальным, посильным и непосильным -характерное противоречие, которое необходимо учитывать в процессе воспитания этнической толерантности народов, населяющих Российскую Федерацию. Анализ литературы по этнопедагогике позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе.
Оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к народной педагогической культуре настоящего и будущего в воспитании этнической толерантности народа продолжает оставаться одной из важнейших проблем педагогики.
К сожалению, следует констатировать, что вопросы воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и продолжающимися национальными конфликтами в мировом уровне и государственном масштабах остается до настоящего времени мало изученными. Не исследованы еще в полном объеме ни его политические предпосылки, социальные условия, содержание и методы воспитания, ни их связь и соответствие современным педагогическим теориям и действительности. Лишь в последнее время стали появляться работы, посвященные отдельным вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения. В их ряду следует отметить весьма актуальные публикации (И.В.Абакумова, Е.Белинская, Г.Бондарева, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Г.В.Платкин, С.И.Репко, Н.Н.Руденко, П.Степанов, Я.И.Ханбиков,
В.Ю.Хотинец, Р.Х.Шаймарданов и др.). Однако отсутствуют труды, посвященные вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения в процессе изучения государственных языков и внеучебной деятельности с использованием народной педагогики.
Представляется также важным и исследование механизма воспитания этнической толерантности у наций, проживающих в Республике Татарстан, поскольку их проживание в поликультурной среде (татар, русских, удмуртов, башкир, чувашей, мари, украинцев, евреев и т.д., которых большинство в Республике Татарстан) имеет ряд особенностей и накладывает определенный отпечаток на взгляды, обычаи, обряды, традиции, межнациональные отношения, историю, самосознание и другие сферы их жизнедеятельности. В ряде районов Республики Татарстан имеются школы с преподаванием на родном (украинском, марийском, чувашском, башкирском, еврейском, удмуртском и т.д.) языке.
Анализ материалов проведенных опросов и семинаров учителей татарского и русского языков и литературы, деятельности классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе школ, руководителей учреждений дополнительного образования Республики Татарстан показывает, что учителя и воспитатели, которые осознают и воспринимают народную педагогику как одно из ведущих средств воспитания, активно используют в педагогическом процессе материалы краеведения, этнографии, фольклора, народных промыслов, праздников и др. Результаты изучения деятельности тех учителей и воспитателей, которые показали высокий уровень знаний, использование традиций народной педагогики (а их оказалось 24%), также свидетельствует о признании ими высокой роли использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе. А это, на наш взгляд, является гарантией обеспечения существования самого гражданского общества, связанного с самобытными традициями и ценностью самого народа.
Изучение состояния разработанности проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике, показали, что назрела явная необходимость целенаправленной разработки проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики. К сожалению, учитель современной школы затрудняется максимально использовать традиции и обычаи духовно-нравственного формирования личности, шедевры народного фольклора, идеалы добра, человечности и терпимости.
В этой связи выявились противоречия:
- между объективной необходимостью воспитания этнической толерантности у учащихся образовательной школы и недостаточной разработанностью этой проблемы в отечественной педагогической науке;
- между отсутствием целостного рассмотрения процесса воспитания этнической толерантности в учебной и внеучебной деятельности школы и необходимостью поиска эффективных решений названной проблемы;
- между наличием реальных возможностей прогрессивных традиций народной педагогики и недостаточным использованием их в практике воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения;
- между требованием к современной школе воспитания этнической толерантности учащихся и неготовностью учителя к качественному решению этой важной государственной проблемы.
Вышеизложенное позволило выделить проблему исследования - каковы педагогические условия совершенствования процесса воспитания этнической толерантности средствами народной педагогики?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Мы определили тему исследования следующим образом: «Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс воспитания этнической толерантности у школьников средствами народной педагогики.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что успешное воспитание этнической толерантности школьников средствами народной педагогики определяют следующие условия:
- выявление воспитательного потенциала татарской и русской народной педагогики как средства воспитания этнической толерантности личности учащихся;
- разработка авторской научно обоснованной программы, нацеленной на воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и внедрения ее в процесс преподавания государственных языков и литературы;
- творческое использование народной педагогики (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) во внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;
- диагностика уровня сформированности воспитание этнической толерантности школьников.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние, определить особенности воспитания этнической толерантности учащихся как качества личности.
2. Выявить возможности татарской и русской народной педагогики как средства воспитания этнической толерантности личности учащихся.
3. Разработать научно обоснованные программы, нацеленные на воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики и внедрить их в процесс преподавания государственных языков и литературы, внеурочную и внешкольную деятельность школьников.
4. Разработать методики диагностики уровней сформированности воспитание этнической толерантности учащихся.
5. Разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Методологической основой исследования являются положения ученых -философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, о сущности «толерантности», гуманности, духовности, гражданственности, традициях, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени; современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании; обусловленность развития личности социальными факторами, содержанием, характером деятельности и общения; директивные документы по вопросам воспитания и образования.
В ходе работы мы опирались на теоретические положения философской науки о сущности толерантности (Н.Бердяев, Вольтер, И.А. Ильин, Дж.Локк и др.) концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопеда-гогике (С.М. Абрамзон, В.Ф. Афанасьев, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, К.Насыйри, Г.А. Никитина, К.Пирлиев, Р.К. Санба-сова, Н.А. Сафаров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков, Р.Х. Шай-марданов, И.А. Шоров), личностно-деятельностным подходам к вопросам воспитания (О.С. Богданова, З.И. Васильева, Н.М. Таланчук), дидактическим концепциям формирования личности (Д.В. Вилькеев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, и др.), концепции гуманизации (Ш.А. Амонашвили, Л.А. Воло-вич, В.И. Загвязинский, З.Г. Нигматов); социализации личности (Л.П. Буева, Н.Т. Фролов), психического развития личности (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Л.М. Попов, А.О. Прохоров, С.Л. Рубинштейн и др.). Принципы и идеи, содержащиеся в трудах названных ученых, помогли глубже вникнуть в вопросы воспитания этнической толерантности у учащихся средней школы как нравственного качества личности.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ передового педагогического опыта; изучение нормативно-законодательных документов, материалов правительства РФ и РТ, Министерств образования и науки Российской Федерации и Республики Татарстан; рейтинговая система анализа, наблюдения; беседа; опрос, анкетирование; тестирование; интервьюирование среди учителей, учащихся их родителей; самоанализ и самооценка; диагностирование; моделирование; научные дискуссии, массовые обсуждения; анализ школьной документации: содержание национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, учебных планов, образовательных программ, поурочных планов учителей, продуктов творческой деятельности учителей и учащихся, протоколов заседаний педагогических советов, методических объединений по учебным дисциплинам; социально-педагогический эксперимент; обработка, обобщение и интерпретация результатов произведенного исследования.
Организация и основные этапы исследования:
Исследование выполнялось в рамках концепций модернизации, гуманизации образования, внедрения инновационного образования и проводилось в три этапа.
На первом этапе (1995-1998 гг.) были проведены теоретический анализ философской, историко-этнографической, психологической, педагогической, социологической и культурологической литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в практике работы средних школ гг. Альметьевска, Елабуги, Актанышского района Республики Татарстан, экспертная оценка программ, учебников, внеучебной воспитательной деятельности школы, семьи по воспитанию этнической толерантности учащихся средней школы. На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза, конкретизированы цель и задачи исследования.
Второй этап (1999-2001 г.г.) включал изучение передового педагогического опыта, разносторонней творческой деятельности учителей по использованию потенциала народной педагогики в учебном процессе и системе внеучебной работы школ гг. Альметьевска, Елабуги, Актанышского района. На данном этапе проводилась экспериментальная проверка выдвинутой нами гипотезы.
Третий этап (2002-2003 г.г.) явился завершающим этапом, включающим систематизацию, осмысление, обобщение полученных результатов, оформление диссертации, апробирование результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: Опытно-экспериментальная работа была проведена в средних школах г. Елабуги Республики Татарстан. Всего в эксперименте участвовало 587 учащихся (в контрольных школах - 273, экспериментальных - 314), 144 учителя, 267 родителей.
Научная новизна исследования:
1. Осуществлен научно-теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики, раскрыта ее сущность и механизм формирования.
2. Разработаны основные показатели и уровни сформированности этнической толерантности учащихся.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики.
Теоретическая значимость исследования:
1. Рассмотрены теоретические основы воспитания этнической толерантности у учащихся средствами народной педагогики в целостном педагогическом процессе.
2. Определены сущность, содержание, направления и способы формирования данного качества.
3. Результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику воспитания и обучения школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны Программы целостного и непрерывного процесса воспитания этнической толерантности, которая может быть использована в средних общеобразовательных школах Российской Федерации в соответствии с особенностями ее субъектов, в системе деятельности ее субъектов; в системе деятельности учреждений дополнительного образования; в средних и высших педагогических учебных заведе-/ ниях в процессе преподавания специального курса воспитания этнической толерантности учащихся.
Разработанные рекомендации могут быть использованы как основа организации целостной и непрерывной системы воспитания этнической толерантности учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы, на курсах повышения квалификации работников образования.
Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на методологические основы изучения проблемы воспитания этнической толерантности личности; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям, задачам исследования; целенаправленным анализом педагогического опыта образовательных учреждений, по использованию народной педагогики при решении задач воспитания этнической толерантности у учащихся как граждан России; многолетним опытом работы автора в качестве учителя школы; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность разработанной программы воспитания этнической толерантности учащихся, репрезентативностью выборки экспериментального исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Этническая толерантность - необходимое качество современного школьника Российской Федерации и феномен общественного бытия, принадлежащий к числу высших базовых ценностей культуры. Формирование этнической толерантности у учащихся не происходит стихийно, необходима организация специальной работы в школе, в семье, в обществе и т.п.
2. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы за счет средств, методов, форм татарской и русской народной педагогики позволяет существенно повысить эффективность воспитания этнической толерантности у учащихся.
3. Воспитание этнической толерантности школьников на основе средств народной педагогики возможно при создании следующих педагогических усло-< вий: а) внедрение в учебно-воспитательный процесс авторских программ, содержание которых усилено за счет средств татарской и русской народной педагогики; б) использование средств татарской и русской народной педагогики в воспитании этнической толерантности школьников во внеурочной и внешкольной деятельности; в) диагностика уровня сформированности воспитание этнической толерантности школьников и учет ее результатов для совершенствования педагогического процесса; г) создание в коллективе атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, уважения и открытости;
- в воспитании этнической толерантности в процессе обучения активно используется знание государственных языков на основе знания родного языка и культуры своего народа;
- во внеучебной деятельности учащихся творчески используется народная педагогика (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) как основное средство воспитания этнической толерантности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику деятельности ряда образовательных учреждений, городских и районных управлений образования Республики Татарстан, докладывались на Международных научно-практических конференциях «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (г. Казань, 2003), «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004); Всероссийских научно-практических конференциях «Этнопедагогика народов России: природосообразные модели, системы, технологии» (г. Нижнекамск, 2004), «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2004) и межвузовской научно-практической I конференции «PR в образовании» (Ижевск, 2003), Состоялись выступления на педагогических советах школ, внешкольных образовательных учреждений, родительских собраниях, на заседаниях кафедр педагогики и психологии Аль-метьевского муниципального института, Елабужского государственного педагогического университета, Набережночелнинского государственного педагогического института.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и 7 приложений, включает 2 схемы, 52 таблицы, 1 тест. Объем диссертации - 172 стр. Список использованной литературы состоит из 148 литературных источников.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ
В III главе диссертации подробно изложен механизм воспитания этнической толерантности у учащихся на основе использования русской и татарской народной педагогик в средней школе.
В данной главе представлена опытно-экспериментальная работа по реализацию Программ воспитания этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики. Она содержит педагогический мониторинг по исследованию развития этнической толерантности. Изложены как методики измерения уровней развития этнической толерантности учащихся, так и результаты этой исследовательской работы. К каким же основным научным результатам мы пришли после проведения опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме?
Огромен не использованный потенциал государственных языков, русской и татарской народной педагогик в воспитании этнической толерантности у учащихся. В связи с этим необходимо обогатить регионально-национальным компонентом содержание программ учебных предметов: татарского языка и литературы, русского языка и литературы, музыки, физического воспитания, истории. Нужно подобрать материалы и по другим народным педагогикам и культуре тех народов, с которым соседствует Республика Татарстан. Эту особенность мы учитывали, прежде всего, поскольку эти исследуемые школы функционируют в поликультурной среде. Региональная среда функционирования этих школ заставляет учитывать этот существенный фактор их жизнедеятельности.
Особое внимание необходимо уделять механизму использования этнопеда-гогического материала как на уроках, так и в системе внеклассной воспитательной деятельности школы и в семейном воспитании по развитию этнической толерантности учащихся. Во внеклассной воспитательной деятельности был реализован механизм изучения «Народной педагогики» с V по XI классы школы. В главе описано своеобразие работы кружков, классных часов, факультативов, праздников, обрядов, обычаев, традиций, языка, устное народное творчество в освоении народной культуры, что в свою очередь и способствовала развитию этнической толерантности учащихся.
Следует обратить внимание на возможности семейного воспитания в развитии этнической толерантности школьников. Поскольку семья в народной педагогике занимает одно из основных мест в воспитании подрастающего поколения. Серьезное внимание к этому аспекту связано с тем, что именно здесь происходит закладывание основ развития личности, в том числе развитие ее этнотолерантности. В связи с этим, учителя, следуя разработанной программе, осуществляли пропаганду народной педагогики и использования ее в семейном воспитании. С этой целью и были продуманы разнообразные формы привлечения родителей к этой деятельности: родительский университет, родительские конференции, родительские собрания, деловые игры, программа «Неделя семьи», что содействовало углублению культуры семьи в развитии этнотолерантности.
Результаты педагогического мониторинга позволили сделать позитивное заключение об эффективности системы воспитания этнической толерантности учащихся на основе изучения государственных языков, использования народной педагогики в педагогическом процессе и социуме. Следовательно, отсюда можно сделать заключение, что выдвинутая нами в исследовании гипотеза имеет основу существования, поскольку ее состоятельности мы обосновали как теоретически, так и путем опытно-экспериментального исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом исследования данной диссертации стал глубоко личностный процесс становления индивида в осознании своего места в лоне своей нации, ее культуры, истории, языка, обычаев, обрядов, психологии, менталитете, самобытности и т.д., что в научном обороте принято называть проблемой воспитания этнической толерантности личности учащегося. Как подтверждает нами проведенный теоретический анализ существующих научных работ, диссертаций, монографий, материалов конференций различного ранга, наблюдения за живым педагогическим процессом данная проблема в настоящее время, особенно после запрета коммунистического воспитания в рыночных экономических условиях, - одна из ключевых проблем гуманистически ориентированной педагогики, имеющей принципиальное значение для возрождения и развития школы, системы образования в многонациональном обществе.
В исследовании основной акцент мы делали на существующие светские, смешанные школы, считая что, такие школы тоже решают эту насущную проблему современности. Школьный возраст составляет ту основу закладывания жизненных и этнических ценностей, в число которых относят: язык, род, культура, история, устное народное творчество, обычаи, обряды, праздники, традиции, менталитет (воззрения), самобытность, психология, национальные черты характера, родной дом и т.д.
Ориентируясь и определяясь в нашем исследовании в сущности данного феномена и пытаясь соотнести с потребностями гуманистической педагогики, особо выделили, помимо его специализирующей направленности процесс этнической самоидентификации личности как результат ее самореализации.
В теоретическом и практическом решении данной проблемы мы ориентировались на единственно верное средство — на народную педагогику, в частности, на русскую и татарскую народные педагогики.
Раскрывая арсенал народной педагогики мы остановились на несколько ее составляющих:
• Они могут быть охарактеризованы со стороны их содержания, основой которой составляют общечеловеческие, нравственные ценности: гостеприимство, уважение к старшим, почтение к матери, любовь к детям, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам и нациям, трудолюбие и т.д. (мировоззренческая, ценностно-ориентационная и нравственно-регулятивная воспитательные функции).
• Они обладают возможностями формирования культуры взаимоотношений в поликультурном социуме: в семье, с друзьями, соседями, незнакомыми людьми (коммуникативная функция).
• Народные обычаи, обряды, традиции легко трансформируются к потребностям и условиям среды школьного коллектива, становясь естественным атрибутом его культуры, создавая его воспитательное пространство (ин-тегративно-коллективообразующая функция).
• Обычаи, обряды, праздники, традиции, ценности по своей природе обладают огромным позитивным эмоциональным зарядом для тех, кто с ними соприкасается: зарядом энергии, любви к жизни, создавая ощущения полноты бытия и стабильности (эмоционально-стимулирующая и эмоционально-стабилизирующая функция).
• Функционирование народной педагогики создает духовно-генетическую связь поколений в культурологическом виде (культурологическая воспитательная функция).
Большое внимание в исследовании было уделено разработке теоретических и организационно-процедурных основ реализации развития этнической толерантности личности ученика на основе использования народных педагогик.
Реализация идеи использования народной педагогики в развитии этнической толерантности учащихся базировалась на основополагающие принципы: народности, преемственности, последовательности, непрерывности, системности, регионально-культурологический.
На основе вышеназванных принципов проектировалась система использования народных педагогик в развитии этнической толерантности учащихся. Данная система отражает общую структуру организации процесса развития этнической толерантности на основе народной педагогики и включает в себя следующие компоненты:
1. методологический и организационно-процедурный (обоснование принципов; разработка педагогического мониторинга; создание программ);
2. содержательно-методический (содержание, методы, формы деятельности содержательного характера по трем направлениям:
• учебно-познавательная деятельность;
• внеклассной деятельность;
• семейное воспитание).
Целевой компонент (установка на достижение сформированности достаточно высокого уровня развития этнической толерантности личности подростка).
На базе исходной ведущей идеи разработали содержание и механизм развития этнической толерантности учащихся на основе русской и татарской народной педагогик по каждому направлению педагогического процесса школы. Рассмотрим кратко научные результаты по этим направлениям проведенного исследования.
Актуализация потенциала народных педагогик в учебно-познавательной деятельности в преподавании русского языка и литературы, татарского языка и литературы, истории, музыки. Механизм осуществления этой задачи включала в себя анализ и внесение дополнений в структуру содержания этих предметов с целью более тесной его увязки с народной педагогикой и разработку Программу «Воспитание этнической толерантности учащихся в процессе преподавания государственных языков и литературы». Далее по ней и осуществляли учебный процесс в экспериментальных школах.
Этнопедагогизация внеклассной воспитательной деятельности с активным применением народных педагогик представляла собой широкий комплекс воспитательных дел в рамках организации деятельности кружков, секций, классных часов, факультативов, экскурсий, конференций, диспутов, встреч, праздников, обрядов, обычаев и т.д. Стержнем этой деятельности выступила Программа «Воспитание этнической толерантности учащихся во внеклассной и внешкольной воспитательной работе». Программа была предназначена для ознакомления учащихся с родным краем, ее природой, этнокультурой, и выполнения обычаев, обрядов, традиций и т.д.
Экспериментальная работа показала, что насыщение внеклассной деятельности учащихся народной педагогикой позволяет достичь существенных позитивных изменений в росте уровня развития этнической толерантности.
Особое значение придавалось осуществлению намеченной задачи в семейном воспитании. Именно семья с национальными признаками располагает огромным потенциалом в развитии этнической толерантности. Поскольку в такой семьи не только родной язык общения, но и присутствуют все элементы народной педагогики. Интересной формой сотрудничества родителей, учителей и детей явилась реализация программы «Неделя семьи». Она посвящена использованию в семейном воспитании детей народной педагогики. Это направление экспериментальной программы явилось одним из важных факторов в создании социума, то есть регионально-этнического пространства в условиях семьи как средства развития этнической толерантности.
Все выше представленные направления в их совокупности и явились стержнем организованного в ряде школ гг. Елабуги и Альметьевска, Актаныш-ского района Республики Татарстан экспериментального исследования в течение 5 лет.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проблема развития этнической толерантности личности ученика в условиях построения правового, демократического общества в Российской Федерации является весьма актуальной и вписывается в рамки возрождения гуманистической школы.
2. Именно, да и только, народная педагогика в состоянии решать проблему развития этнической толерантности у подрастающего поколения. Народная педагогика выполняет мировоззренческую, культурологическую, ценностно-ориентационную, нравственно-регулятивную, коммуникативную, интегратив-но-коллективообразующую, эмоционально-стимулирующую, эмоционально-стабилизирующую функции. И поэтому является эффективным механизмом в развитии этнической толерантности у учащихся.
Организационно-методические основы управления процессом развития этнической толерантности на основе народной педагогики обусловлены требованиями системности, преемственности, непрерывности, народности, региональ-но-этничности.
3. В воспитании этнической толерантности учащихся огромен потенциал преподавания государственных языков и литературы через использование народной педагогики и культуры своего народа. В нашей инновационной Программе «Воспитание этнической толерантности учащихся в процессе преподавания государственных языков и литературы» образовательный потенциал был направлен на воспитание этнической толерантности учащихся на основе использования русской и татарской народной педагогики в каждом учебном предмете, что позволило рассчитывать на интеграционный результат.
4. Во внеучебной деятельности учащихся творчески используется народная педагогика (национальная литература, национальная музыка, народные обычаи, традиции, праздники, обряды и др.) как основное средство воспитания этнической толерантности.
На основе проведенного исследования удалось разработать рекомендации для учителей и воспитателей образовательных учреждений: 1. Использование народной педагогики в процессе преподавания государственных языков и литературы вносит существенные коррективы относительно содержания и методики воспитания этнической толерантности в процессе обучения.
2. Необходимо добиваться, чтобы педагоги ясно представляли себе характер работы воспитания этнической толерантности учащихся, ее специфику, а также содержание, формы и методы народной педагогики, позволяющие воспитывать этническую толерантность учащихся.
3. Успех воспитания этнической толерантности учащихся может быть обеспечен при условии их включения в активную познавательную и практическую деятельность по овладению основами народной педагогики и культуры. Для этого необходимо пересмотреть учебные программы по языкам и литературе, разработать специальные Программы воспитания этнической толерантности в образовательном процессе школы.
4. В воспитании этнической толерантности необходимо использовать возможности семьи, особенно с национальными признаками, располагающим огромным потенциалом в использовании народной педагогики.
5. Проведенный эксперимент подтверждает необходимости подготовки национальных педагогических кадров для школы и наличии в их профессиональной подготовки этнокультурного компонента.
Проведенное нами исследование не охватывает решения всех аспектов исследуемой проблемы. За рамками нашего исследования остались аспекты подготовки учителей к решению задачи воспитания этнически толерантной личности ученика, этнокультурной подготовки учителя для светской школы. В диссертации не изложены возможности других учебных предметов в воспитании этнической толерантности учащихся, потенциала учреждений дополнительного образования, детских общественных объединений в решении данной проблемы.
Дальнейшая разработка проблемы воспитания этнической толерантности учащихся будет служить практической реализацией задач построения демократического общества в многонациональной Российской Федерации.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мирзаянов, Алифьян Ахтямьянович, Елабуга
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. - № 3. - С. 78-82.
2. Абдуллатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991.-П
3. Анищенко А.Н. Структура общественного сознания. М.: Высшая школа, 1973.-86 с.
4. Амонашвили Ш.А. Единство цели // В добрый путь, ребята // Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1987.
5. Асипова Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. 1991. -№ 12. - С. 23.
6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якуткнигоиздат. 1979. - 184 с.
7. Бабочкин П.И. Состояние современного воспитания глазами обучающихся // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под общей ред. И.А. Зиленев. М., 2001
8. Багин С.А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис // Известия Общества Археологии, Истории, Этнографии при Императорском Казанском университете. Т. 26. Вып. 3. Казань, 1910.
9. Баймурзина А.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1997. -41 с.
10. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ: Буряткнигоиздат. 1971. 28 с.
11. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ: Буряткнигоиздат., 1991. -192 с.
12. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1996. -16 с.13