Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Третьякова, Екатерина Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Йошкар-Ола
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Третьякова, Екатерина Николаевна, 2005 год

ВВЕДНИЕ

1. Современное состояние проблемы формирования этнической толерантности у учащихся национальной школы

1.1. Сущность, содержание и структура понятия этническая толерантность»

1.2. Подходы и принципы формирования этнической толерантности у учащихся

2. Система формирования этнической толерантности в процессе изучения марийского языка и литературы в национальной школе

2.1. Содержание, формы, методы и средства формирования этнической толерантности у учащихся национальной школы в процессе изучения марийского языка и литературы

2.2. Внеучебная воспитательная работа учителя марийского языка и литературы по формированию этнической толерантности у учащихся

3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка и литературы

3.1. Программа экспериментального исследования эффективности воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы в процессе изучения марийского языка и литературы и внеурочной работе учителя по предмету

3.2. Организация, обработка и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования по воспитанию этнической толерантности у учащихся национальной школы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в процессе обучения"

Время, в котором мы живем, является переломным и в истории человечества, и в истории всех составляющих его народов. Человечество переживает период цивилизационного сдвига, в нем происходит структурирование нового миропорядка на основе преодоления его раскола на противоборствующие общественные системы. В жизни мирового сообщества и научном ее осмыслении одним из наиболее значительных, отвечающих сложным процессам международного межконфессионального и культурного общения пародов, является понятие толерантности. Сама же толерантность стала своеобразным велением времени, стратегии и тактики межличностных, общественных и международных отношений. Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающим потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической напряженности.

Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности - ключевые для подросткового возраста. Исследования [Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, О.Д.Шаровой, 139, 140.] показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы или предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются остракизму; известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности но типу гиперидентичности, когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими». В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, есть вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пойдет по типу гипоидентичности, в первую очередь, этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддерживать собственные этнокультурные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. По этой причине большое теоретическое и практическое значение приобретает проблема воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения страны. Отсюда перед школой встают актуальные воспитательно-образовательные задачи воспитания нового поколения, социально активных членов общества, достойных продолжателей традиций предшествующих поколений, преемников духовной культуры народа и вместе с тем равноправных и свободных от всяких национальных предвзятостей граждан всего государства. В условиях приобретения политической и культурной независимости, переосмысления общечеловеческого самосознания проблема воспитания этнически толерантной личности представляется в педагогической науке как одна из важнейших и актуальных. Толерантное самосознание возможно сформировать, используя в воспитательно-учебном процессе все достояние духовного опыта народа (язык, обычаи, традиции, историю, духовную и материальную культуру, религию, национальный менталитет, праздники, устное народное творчество и т. д.), привлекая краеведческий материал, осуществляя, таким образом, один из важнейших педагогических принципов - народность воспитания -т.е. самая тесная связь воспитания и обучения с жизнью народа. В свете этих задач перед учеными, педагогами, методистами, учителями и воспитателямипрактиками возникает необходимость по-новому осмыслить роль народной педагогики, краеведения, устного народного творчества, религии, национального языка и литературы, истории и теории в практике воспитания и обучения подрастающего поколения нации. Важную роль в решении этой задачи играет национальная школа, которая должна закладывать основы народной жизни. Возрождаемая национальная школа должна базироваться на трех основополагающих принципах народности: наличие национальной школы, знание национального языка, обучение на национальном языке.

Наличие национальной школы - это основа жизни любой нации. Поэтому без функционирования национальной школы невозможно воспитать этнически толерантную личность. Как и у всего человечества, так и у многих народов, проживающих в составе Российской Федерации, в процессе практической трудовой деятельности накопилась огромная сумма эмпирических знаний и сведений, из которых вырастает народная педагогика. Эти сведения передавались из поколения в поколение устным путем, нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, сказках, сказаниях, предапиях, и закреплены в ряде письменных источников. Особенно велика роль народных масс в возникновении и развитии педагогической культуры. Воспитание осуществлялось уже на ранних ступенях развития человеческого общества. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное их изготовление повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и социального опыта подрастающим поколениям. В дальнейшем, в связи с развитием производительных сил и обогащением трудового опыта людей, усложняется и содержание воспитательного процесса. Оно становится многосторонним и планомерным. Народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение в процессе самого воспитания и через произведения устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания, игры и песни являются выдающимися памятниками народной педагогики. В них содержатся оригинальные педагогические мысли. Из них мы узнаем, что уже в глубокой древности у народа были известны взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, осознанные цели и задачи, идеалы воспитания и обучения их, определенное содержание обучения и образования, а также и оригинальные пути и средства воздействия на юное поколение. Все это формировало его в том направлении, в каком более всего был заинтересован народ. Педагоги-мыслители прошлого в своей исследовательской деятельности широко опирались на идеи народного опыта (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, JI. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, Таджетдин Ялчыгол, Риза Фахрет-дин, Каюм Ыасыйри).

Особенно высоко оценены идеи и опыт народного воспитания в педагогической системе великого русского педагога К.Д.Ушинского. Он ввел в педагогику понятие «народная педагогика» и считал невозможным проводить общественное воспитание без учета принципа народности. Зачатками народной педагогики он считал народные сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки и т.д. В родной речи, по его мнению, заключена вся история народа, весь его опыт, его нравственные и эстетические идеалы и оценки, его отношение к Родине, его чаяния и надежды, в том числе его опыт и идеи воспитания. Поэтому родной язык он называл «величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории». К.Д.Ушинский считал, что и педагогическая наука должна опираться на идеи и многовековой опыт народного воспитания.

Большую ценность представляют труды и отечественных современников - ученых, практиков, - занимающихся проблемами этнопедагогики в нравственном, духовном, эстетическом, умственном, художественном, музыкальном, трудовом, физическом, экологическом воспитании молодежи.

К настоящему времени исследованы педагогические традиции многих народов: русских (Г. В. Виноградов, Б. Александров); татар (Я. И. Ханбиков,

Р. А. Низамов, 3. Г. Нигматов, С. Г. Исмагилова, P. X. Шаймардаиов, Р. Г. Сибгатуллин); чувашей (Г. Н. Волков, Т. Н. Петрова); якутов (В. Ф. Афанасьев, Е. П. Жирков); грузин (А. Ф. Хинтибидзе); армян (Ф. X. Арутюнян); азербайджанцев (А. Ш. Гашимов); адыгейцев (А. И. Шоров); киргизов (С. М. Аб-рамзон, А. Э. Измайлов); дагестанцев (3. М. Магомедова); узбеков (Г. Д. Бау-бекова); тувинцев (К. Б. Салчак, Т. Т. Мунзук); башкир (К. Ш. Ахияров, X. X. Баймурзин, В. И. Баймурзина); таджиков (М. Аринов); бурят (В.Бальжиев); карачаевцев (Х.Х.Батчаева); туркмен (К.Пирлиев); алтайцев (Р.К.Санбасова); удмуртов (Г.А.Никитина); мордвы (Т.Г.Тимошина); марийцев (В.А.Акцорин, П.А.Апакаев, О. М. Герасимов, И.А.Чуриков, А.Е.Китиков, С.Н.Федорова, С.И.Фомина, О.А.Третьяков и др.). В них освещаются педагогические воззрения народов, дается детальный анализ народных традиций, обычаев, фольклора, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на привычные черты характера и поведения у различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

В наше время появилась реальная возможность активно использовать в педагогической науке этнопедагогические процессы. Расхождение между желаемым и возможным, представляемым и реальным, посильным и непосильным - характерное противоречие, которое необходимо учитывать в процессе воспитания этнической толерантности народов, населяющих Российскую Федерацию. Анализ литературы по этнопедагогике позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе.

Оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к народной педагогической культуре настоящего и будущего в воспитании этнической толерантности народа продолжает оставаться одной из важнейших.

К сожалению, следует констатировать, что воспитание этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и пронеиспользованном потенциале народного опыта воспитания в современном педагогическом процессе.

Оценка педагогического наследия прошлого, выяснение его отношения к народной педагогической культуре настоящего и будущего в воспитании этнической толерантности народа продолжает оставаться одной из важнейших.

К сожалению, следует констатировать, что воспитание этнической толерантности у подрастающего поколения в связи с произошедшими и продолжающимися национальными конфликтами на мировом уровне и государственном масштабе остается до настоящего времени мало изученной. Поэтому не исследованы еще в полном объеме ни его политические предпосылки, социальные условия, содержание и методы воспитания, ни их связь и соответствие современным педагогическим теориям. Лишь в последнее время стали выходить работы, посвященные отдельным вопросам воспитания этнической толерантности у подрастающего поколения. В их ряду, прежде всего, следует отметить весьма актуальные публикации П.А.Апакаева («Некоторые вопросы народной педагогики», 1986 г., «Структура народной педагогики по материалам фольклора», 1989г.); В.А.Акцорина («Философия народа мари», 1995г.), работы И.А.Чурикова («Краеведение и народная педагогика» 1995г.), («Профориентация на основе марийской народной педагогики» 1995г.); С.И.Фоминой («Этнокультура и экологическое воспитание школьников», 2001г.); С.Н.Федоровой («Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа», 2004 г.); Р.П.Четкаревой («Природа, здоровье и табу народа мари», 1999г.); О.А.Третьякова («Педагогические воззрения народа мари», 2000г.). Отдельные высказывания о некоторых педагогических воззрениях мари были сделаны и в более ранний период, например, в этнографических трудах И.И.Смирнова (1889г.), в публикациях Г.Я.Яковлева (1887г.), П.И.Ерусланова (1894г.), С.А.Нурминского (1863г.), И.Я.Молярова

Республике Татарстан) имеет ряд особенностей и накладывает определенный отпечаток на взгляды, обычаи, обряды, традиции, межнациональные отношения, историю, самосознание и другие сферы их жизнедеятельности. В ряде районов Республики Татарстан имеются школы с преподаванием на родном (украинском, марийском, чувашском, башкирском, еврейском, удмуртском и т.д.) языке. В связи с введением «Закона о языках Татарстана», на изучение родного нерусского языка отводится такое же количество часов, что и на изучение государственного татарского языка.

Анализ анкет и материалов семинаров учителей марийского языка и литературы, уроков учителей средней школы, музыки, изобразительного искусства, учителей технологии, истории, географии, деятельности классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей учреждений дополнительного образования в национальных школах Республики Татарстан показывают, что те учителя и воспитатели, которые проходили обучение на родном языке, знают и систематически используют в педагогическом процессе материалы краеведения, этнографии, фольклора, народных промыслов, праздников, выставок, различных форм воспитательной работы, а остальным же приходится искать и переводить необходимые материалы. Во многих случаях, несмотря на имеющийся богатейший местный материал, заставляем детей механически зубрить слова - лишь бы провести то или иное запланированное «мероприятие». Большинство учителей не имеют четкого представления, а в отдельных случаях не знают даже названия тех или иных предметов и материалов на родном языке. В вопросах применения национально-регионального компонента с целью развития этнической толерантности учащихся, начиная с начальных классов, используется далеко не все потенциальные возможности учебных предметов. Полученные нами данные также показали, что существует зависимость между знанием традиций и опыта народной педагогики и уровнем использования краеведческого материала в развитии толерантного самосознания учащихся. заставляем детей механически зубрить слова - лишь бы провести то или иное запланированное «мероприятие». Большинство учителей не имеют четкого представления, а в отдельных случаях не знают даже названия тех или иных предметов и материалов на родном языке. В вопросах применения национально-регионального компонента с целью развития этнической толерантности учащихся, начиная с начальных классов, используется далеко не все потенциальные возможности учебных предметов. Полученные нами данные также показали, что существует зависимость между знанием традиций и опыта народной педагогики и уровнем использования краеведческого материала в развитии толерантного самосознания учащихся.

Результаты проверок деятельности тех учителей и воспитателей, которые показали высокий уровень знаний, использование традиций народной педагогики (а их оказалось 34%), также свидетельствует о высокой степени привлечения краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе.

Для развития толерантного самосознания учащихся необходимо на курсах переподготовки педагогических кадров ввести курс лекций и практикумы по этнопедагогике, по марийской народной педагогике. Также решить вопрос по подготовке учительских кадров в учебных заведениях Республики Татарстан, Республики Марий Эл.

Таким образом, можно констатировать существование противоречия между объективной необходимостью воспитания этнической толерантностиподрастающего поколения в многонациональной среде и отсутствием его научно-педагогического обоснования.

Частным проявлением данного противоречия является противоречие между необходимостью эффективного воспитания этнической толерантности у учащихся национальных школ и неразработанностью педагогических условий и средств реализации данного процесса.

Названное противоречие порождает важную исследовательскую проблему: каковы педагогические условия и средства, позволяющие совершенствовать воспитание этнической толерантности у учащихся национальных школ в процессе обучения. Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание этнической толерантности у учащихся марийских национальных средних школ в процессе обучения (на примере изучения марийского языка и марийской литературы)».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс марийской национальной средней школы в Республике Татарстан.

Предмет исследования — педагогические условия и средства воспитания этнической толерантности у учащихся марийских национальных школ в Республике Татарстан.

Цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий и средств воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка и марийской литературы в средней школе, функционирующей в поликультурной среде Республики Татарстан.

Гипотеза исследования. Использование уроков марийского языка, марийской литературы и внеклассной работы учителя по предмету в средней национальной школе будет эффективным, если:

• использовать в учебно-воспитательном процессе преподавания марийского языка и литературы средства народной педагогики, обычаи, обряды, традиции, праздники, элементы религии, ознакомление с историей народа, способствующие воспитанию этнической толерантности;

• обеспечивается непрерывная связь учебно-воспитательного процесса с задачами воспитания этнической толерантности учащихся;

• разработана система формирования этнической толерантности учащихся;

• созданы организационно-педагогические условия для решения проблем этнической толерантности.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, выдвигаем следующие задачи исследования:

1.Раскрыть сущность, содержание, структуру понятия «этническая толерантность», «национальное самосознание», «национальная толерантность», «этническое сознание», «этническое самосознание».

2.Теоретически обосновать систему воспитания этнической толерантности через уроки марийского языка и марийской литературы, внеклассной воспитательной работе по предмету.

3.Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности воспитания этнической толерантности у марийских детей в процессе изучения родного языка, родной литературы.

В осуществлении констатирующего, а потом формирующего и заклюючительного (итгового) содержательного этапов эксперимента на базе Бимской, Кадряковской, Кулегашской средних школ Агрызского района Республики Татарстан разработали программу учебных предметов (марийский язык, марийская литература) и внеклассной воспитательной работы учителя по предмету. Данные программы были обогащены регионально-национальным содержанием в целях воспитания этнической толерантности учащихся.

Методологической основой исследования являются:

• основные положения материалистической философии о сущности «толерантности», гуманности, традициях, сохраняющихся в обществе как элементы социально-культурного наследия народов в течение длительного времени;

• современные философские представления об общественных отношениях и общественном сознании;

• обусловленность развития личности социальными факторами, содержанием, характером деятельности и общения;

В ходе работы мы опирались на концептуальные идеи историко-педагогических исследований по этнопедагогике (К. Д. Ушинский, Г. Н. Волков, С. М. Абрамзон, Я. И. Ханбиков, В. Ф. Афанасьев, P. X. Шаймарданов, А. Ш. Гашимов, Н. А. Сафаров, К. Ш. Ахияров, К. Пирлиев, И. А. Шоров, Р. К. Санбасова, А. Э. Измайлов, Г. А. Никитина, П. М. Ерусланов; личностно-деятельностного подхода к вопросам воспитания (О. С. Богданова, З.И. Васильева, Н. М. Таланчук, И. А. Чуриков); дидактических концепций формирования личности (Д. В. Вилькеев, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, П.А.Апакаев); формирование гуманности (Л.А.Волович, З.Г. Нигматов, Э.И.Моносзон); формирование личности в социально изменяющихся условиях (Л.П.Буева, Н.Т. Фролов); психологии личности (С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Р.С.Немов, А.О.Прохоров). Принципы и идеи, содержащиеся в указанных работах, помогли глубже вникнуть в вопросы формирования этнической толерантности у учащихся средней школы, нравственных качеств личности учащихся.

Методы исследования:

• изучение и теоретический анализ трудов, посвященных проблемам формирования национального самосознания и этнической толерантности, этнопедагогики, а также архивных материалов и программных документов правительства Российской Федерации, Республики Татарстан;

• анализ и обобщение первоисточников по марийской народной педагогике, краеведческого материала, марийского устного народного творчества;

• изучение и обобщение опыта работы средних школ по формированию этнической толерантности у учащихся средних национальных школ Республики Татарстан;

• беседы, анкеты, интервьюирование, опрос, тестирование учащихся, учителей, родителей;

• социально-педагогический эксперимент;

• математическая обработка, обобщение полученных результатов.

База исследования: изучалась история и современное состояние средней школы по проблеме исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Бимской, Кадряковской и Кулегашской средних школах Агрызского района Республики Татарстан. Всего в эксперименте участвовало 290 учащихся (в контрольных школах - 88, экспериментальных — 202 ученика), 7 учителей, 198 родителей.

Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2005 годы.

Первый этап (1999-2001 гг.) включал проведение теоретического анализа философской, историко-этногафической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучения состояния проблемы в практике работы марийских средних школ Республики Татарстан Агрызского района, экспертная оценка программ, учебников, внеучебной воспитательной работы по предметам учителя-филолога, семейного воспитания по воспитанию этнической толерантности учащихся средней школы. На данном этапе была сформулирована основная гипотеза исследования, решены основные теоретические задачи исследования.

Второй этап (2002-2004 г.г.) включал проведение подтверждающего нашу гипотезу педагогического эксперимента на базе марийских национальных школ Агрызского района Республики Татарстан. В целях формирования у учащихся этнической толерантности программы марийского языка и марийской литературы были обогащены регионально — национальным содержанием, а также разработана воспитательная программа «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики», которая может использоваться как для факультативов, так и для кружковой работы.

Одновременно на этом этапе разрабатывались механизм и методика реализации педагогического мониторинга и программа проведения экспериментальной работы. Была проведена экспериментальная работа.

Третий этап (2004-2005 г.г.) являлся завершающим этапом, где обработаны полученные результаты, оформилена диссертация, апробированы результаты исследований. Результаты исследования изложены в представленной диссертации.

Научная новизна исследования заключается:

1)в теоретическом обосновании возможности воспитания этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка и литературы в национальной школе;

2) в разработке системы формирования этнической толерантности в процессе изучения марийского языка и литературы;

3)в выявлении и обосновании педагогических условий и средств, позволяющих совершенствовать процесс воспитания этнической толерантности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику воспитания школьной молодежи и вносят новые элементы в существующие исследования в области воспитания толерантности у учащихся в процессе изученииия ими родного языка и родной литературы. В нем обоснована необходимость исследования возможностей марийского языка и литературы в формировании этнической толерантности школьников, определены и обоснованы сущность и содержание этого процесса в условиях марийской национальной школы, функционирующей в условиях Республики Татарстан.

Практическая значимость исследования состоит в том, что воспитание этнической толерантности у учащихся средней национальной школы является основой решения данной проблемы. Ее можно через уроки родного языка, родной литературы, организацию внеклассной воспитательной работы учителя по предмету, использовать в профессиональной подготовке национальных педагогических кадров в средних и высших педагогических учебных заведениях. Разработанные программа «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики», рекомендации могут быть использованы как основа организации внеклассной воспитательной работы по всем учебным предметам в национальной школе, а такж в ссистеме повышения квалификации учителей и классных руководителей.

На защиту выносятся следующие положения:

- обоснование воспитательных возможностей народной педагогики по воспитанию этнической толерантности у учащихся в национальной школе;

- использование обычаев, обрядов, традиций, праздников, истории, религии в эффективном воспитании этнической толерантности у учащихся средней национальной школы во внеклассной воспитательной работе по предмету; содержание воспитательного материала, обеспечивающего воспитание этнической толерантности у учащихся в процессе изучения марийского языка, марийской литературы, в процессе использования марийской народной педагогики, марийского устного народного творчества в национальной школе.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась:

• опорой на материалистическую методологию изучения проблемы формирования этнической толерантности личности;

• применением совокупности эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям, задачам исследования;

• целенаправленным анализом и учетом педагогического опыта работы национальных средних школ по применению марийской народной педагогики при решении задач воспитания этнической толерантности у учащихся;

• многолетним опытом работы автора в качестве учителя и заместителя директора по учебно - воспитательной работе марийской национальной школы;

• результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной системы работы, репрезентативностью выборки экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования докладывались на конференциях. Опубликовано четыре работы по основным положениям нашего диссертационного исследования. Участвовали в работе Межреспубликанской научно-практической конференции «Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практические работы школ Республики Татарстан » (Кулегаш, 2001); Межреспубликанской научно-практической конференции «Пути развития языков народов Республики Татарстан по реализации Закона РТ «О языках народов Республики Татарстан» (г. Менделеевск, 2000); « Совершенствование преподавания марийского языка и литературы в учреждениях образования РТ с марийским этнокультурным компонентом » (Казань, 2000); « Развитие языков народов Республики Татарстан в системе образования » (Казань, 2003). Выступала на педагогических советах экспериментальной и контрольных школ, на методических советах районного методического объединения учителей марийского языка и литературы, на семинарах заместителей директоров школ района, на родительских собраниях.

Программа «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики» внедрена в учебно-воспитательный процесс таких национальных школ: Кулегашская средняя национальная школа, Бимская средняя национальеая школа.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Использованы 2 схемы, 6 таблиц, 1 тест, 3 диаграммы. Объем диссертации - 183с. Список использованной литературы состоит из 194 литературных источников, 7 приложений в 20с.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы. Мы подробно изложили механизм развития этнотолерантного самосознания учащихся на основе использования марийской, народной педагогики в национальной средней школе. Описали программу решения этой проблемы в учебно-познавательном процессе, внеклассной воспитательной работе школы, семейном воспитании. Покомпонентно исследовали как содержания, форм и методов, обычаев, обрядов, самобытности, истории, культуры, языка, праздников, традиций развития этнотолерантного самосознания.

В данной главе также описали и саму опытно-экспериментальную работу, реазизацию программы развития этнотолерантного самосознания учащихся. Данная глава также содержала педагогический мониторинг по исследованию развития этнотолерантного самосознания. Изложили как методику измерения уровней развития этнотолерантного самосознания учащихся, так и результаты этой исследовательской работы. Каким же основным научным результатом мы пришли после проведения опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме?

В первом параграфе данной главы мы детально описали как программу, так и механизм реализации опытно-экспериментальной работы по исследуемой проблеме. Раскрыли не использованный потенциал марийской народной педагогики в развитии этнотолерантного самосознания учащихся. Обогатили содержание программ учебных предметов: марийского языка и марийской литературы регионально-национальным компонентом. По возможности изложили отдельные фрагменты уроков по данным предметам.

Также подбирали и материал по другим народным педагогикам и культуре тех народов, с которым соседствует Республика Татарстан. Эту особенность мы учитывали, прежде всего, поскольку эти исследуемые школы функционируют в поликультурной среде. Региональная среда функционирования этих школ заставляет учитывать этот существенный фактор их жизнедеятельности.

Особое внимание уделили механизму использования этнопедагогиче-ского материала, как на уроках, так и во внеклассной воспитательной работе, так и в семейном воспитании по развитию этнотолерантного самосознания учащихся. Показали и анализировали возможность методов, форм, обычаев, обрядов, традиций, языка и т.д. в развитии этнотолерантного самосознания.

Во внеклассной воспитательной деятельности раскрыли механизм реализации программы изучения «Воспитание этнической толерантности учащихся на основе народной педагогики» с 1 по XI классы школы. Описали роль кружков, классных часов, факультативов, праздников, обрядов, обычаев, традиций, языка, устное народное творчество в освоении народной культуры, что и в свою очередь способствовала развитию этнотолерантного самосознания учащихся.

Констатирующий и содержательный этапы эксперимента были организованы на базе 3-х средних общеобразовательных школ, расположенных в Агрызском районе Республики Татарстан. Результаты педагогического мониторинга позволили сделать позитивное заключение об эффективности системы развития этнотолерантного самосознания на основе использования народной педагогики в педагогическом процессе и социуме. Следовательно, отсюда можно сделать заключение, что выдвинутая нами в исследовании гипотеза имеет основу существования. Поскольку ее состоятельности мы обосновали как теоретически, так и путем опытно-экспериментального исследования.

В ходе исследования ученики писали сочинение на самые различные темы. Этот метод изучения уровня развития этнотолерантного самосознания учащихся позволил выяснить, что учащиеся умеют видеть хорошее и плохое в людях, они оценивают дружбу между людьми, оценивают по достоинству человечность, готовы оказать помощь нуждающимся.

Зрелость суждений учащихся возрастала по мере их все большего участия в экспериментальной работе. В ходе проведения исследования с учащимися мы использовали и методы убеждения, педагогического стимулирования, личного примера. В целях убеждения применялись такие средства, как устное народное творчество, пословицы, поговорки, сказки, исторические песни. Особое место в воспитании у учащихся этнотолерантного самосознания отводилось их участию в выполнении обрядов, обычаев, игр, ритуалов, праздников, на которых они являлись основными участниками. Изучая их, учащиеся быстро осваивали их, включая в свой жизненный опыт общения со своими близкими родственниками, друзьями, соседями, товарищами.

Вышеперечисленные методы имели и формирующее, и диагностическое значение, то есть способствовали выявлению уровней понимания участниками эксперимента роли народной педагогики в развитии этнотолерантного самосознания как в опытных, так и контрольных классах. При выявлении и оценке уровня развития толерантного самосознания мы руководствовались тремя критериями: познавательно-информационным, мотивационным и поведенческим. Согласно этим критериям были выделены также уровни развитости толерантного самосознания личности: высокий, средний, низкий. Развернутая характеристика критериев и уровней развитости рассматриваемого личностного составляющего раскрывались в этом же параграфе.

Наша дальнейшая задача заключалась в том, чтобы путем систематического и целенаправленного осуществления экспериментального исследования оказать формирующее воздействие на становление личности ученика, повысив в ней уровень развитости этнотолерантного самосознания.

По ходу реализации экспериментальной программы снимались промежуточные срезы, что повышало степень надежности и качество выводов по результатам мониторинга. Эксперимент носил продолжительный характер (5 лет) и нуждался в систематическом отслеживании получаемых результатов. Промежуточные контролирующие срезы проводились ежегодно. Методика диагностики выдерживалась по постоянству входящих в нее методов. Данные всех проведенных срезов по годам представлены в таблицах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом исследования данной диссертации стал глубоко личностный процесс становления индивида в осознании своего места в лоне своей нации, ее культуры, истории, языка, обычаев, обрядов, психологии, менталитете, самобытности и т. д., что в научном обороте принято называть проблемой развития этнотолерантного самосознания личности учащегося. Как подтверждает нами проведенный теоретический анализ существующих научных работ, диссертаций, монографий, сборников, материалов конференций различного ранга, тестирование, мониторинг, наблюдения за живым педагогическим процессом - это в настоящее время, особенно после запрета коммунистического воспитания в рыночных экономических условиях, одна из ключевых проблем гуманистически ориентированной педагогики, имеющей принципиальное значение для возраждения и развития школы, системы образования в многонациональном обществе.

В исследовании основной акцент мы делали на существующие национальные школы, считая что, национальные школы решают эту насущную проблему современности. Школьный возраст составляет ту основу закладывания жизненных и этнических ценностей, в число которых относят: язык, род, культуру, историю, устное народное творчество, обычаи, обряды, праздники, традиции, менталитет (воззрения), самобытность, психологию, национальные черты характера, родной дом и т.д.

Ориентируясь и определясь в нашем исследовании в сущности данного феномена и пытаясь соотнести с потребностями гуманистической педагогики, особо выделили, помимо его специализирующей направленности процесс этнической самоидентификации личности как результат ее самореализации.

В теоретическом и практическом решении данной проблемы мы ориентировались на единственно верное средство - на марийскую народную педагогику.

Раскрывая арсенал марийской народной педагогики, мы остановились на нескольких ее составляющих. Они охарактеризованы со стороны их содержания, основой которой составляют общечеловеческие, нравственные ценности: гостеприимство, уважение к старшим, почтение к матери, любовь к детям, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам и нациям, трудолюбие и т.д. (мировоззренческая, ценностно-ориентационная и нравственно-регулятивная воспитательные функции). Они обладают возможностями формирования культуры взаимоотношений в поликультурном социуме: в семье, с друзьями, соседями, незнакомыми людьми (коммуникативная функция);

Народные обычаи, обряды, традиции легко расформируются к потребностям и условиям среды школьного коллектива, становясь естественным атрибутом его культуры, создавая его воспитательное пространство (инте-гративно-коллективообразующая функция);

Обычаи, обряды, праздники, традиции, ценности по своей природе обладают огромным позитивным эмоциональным зарядом для тех, кто с ними соприкасается: зарядом энергии, любви к жизни, создавая ощущения полноты бытия и стабильности (эмоционально-стимулирующая и эмоционально-стабилизирующая функция);

Функционирование марийской народной педагогики создает духовно-генетическую связь поколений в культурологическом виде (культурологическая воспитательная функция);

Большое внимание в исследовании было уделено разработке теоретических и организационно-процедурных основ реализации развития этнотолерантного самосознания личности ученика на основе использования народных педагогик.

Реализация идеи использования народной педагогики в развитии этнотолерантного самосознания учащихся базировалась на основополагающие принципы: народности, преемственности, последовательности, непрерывности, системности, регионально-культурологический.

На основе вышеназванных принципов проектировалась система использования марийской народной педагогики в развитии этнотолерантного самосознания учащихся. Данная система отражает общую структуру организации процесса развития этнотолерантного самосознания на основе марийской народной педагогики и включает в себя следующие компоненты: методологический и организационно-процедурный (обоснование принципов; разработка педагогического мониторинга; создание программ). содержательно-методический (содержание, методы, формы деятельности содержательного характера по двум направлениям: учебно-познавательная деятельность; внеклассная воспитательная деятельность по предмету. Целевой компонент — установка на достижение сформированности достаточно высокого уровня воспитанности этнотолерантного самосознания личности подростка.

На базе исходной ведущей идеи разработали содержание и механизм воспитания этнотолерантного самосознания учащихся на основе марийской народной педагогики по каждому направлению педагогического процесса школы. Рассмотрим кратко исследовательские результаты по этим направлениям.

Актуализация потенциала марийской народной педагогики в учебно-познавательной деятельности в преподавании марийского языка и марийской литературы, во внеурочной деятельности по предмету. Механизм осуществления этой задачи включал в себя анализ и внесение дополнений в структуру содержания этих предметов с целью более тесной его увязки с народной педагогикой.

Далее по дополненным программам и осуществляли учебный процесс в экспериментальных школах.

Этнопедагогизация внеклассной воспитательной деятельности с активным применением марийской народной педагогики представляла собой широкий комплекс воспитательных дел в рамках организации деятельности кружков, секций, факультативов, экскурсий, конференций, диспутов, встреч, праздников, обычаев, обрядов и т. д. Стержнем этой деятельности выступила программа «Воспитание этнической толерантности на основе марийской народной педагогики». Программа была предназначена для ознакомления учащихся с родным краем, ее природой, этнокультурой, выполнением обычаев, обрядов, традиций.

Экспериментальная работа показала, что насыщение внеклассной деятельности учащихся марийской народной педагогикой позволяет достичь существенных позитивных изменений в росте уровня развития этнотолерантного самосознания.

Все вышепредставленные направления в их совокупности и явились стержнем организованного в ряде школ Агрызского района Республики Татарстан экспериментального исследования в течение пяти лет.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проблема развития этнотолерантного самосознания личности ученика в условиях построения правового, демократического общества в Российской Федерации является весьма актуальной и вписывается в рамки возрождения гуманистической школы.

2. Именно народная педагогика в состоянии решать проблему развития этнотолерантного самосознания у подрастающего поколения. Народная педагогика выполняет мировоззренческую, культурологическую, ценностно-ориентационную, коммуникативную функции. И поэтому является эффективным механизмом в развитии этнотолерантного самосознания у учащихся.

3. Организационно-методические основы управления процессом развития этнотолерантного самосознания на основе использования марийской народной педагогики обусловлены требованиям системности, преемственности, непрерывности, народности, регионально-этничности.

4. Выявленные педагогические условия являются эффективными для формирования этнической толерантности у чащихся в процессе изучения марийского языка, литературы и внеклассной работы по предмету.

5. Проведенный эксперимент подтверждает необходимость подготовки национальных педагогических кадров для школы и наличии в их профессиональной подготовки этнокультурного компонента.

Проведенное нами исследование не охватывает решения всех аспектов исследуемой проблемы. За рамками нашего исследования остался аспект подготовки учителей для национальной школы. Этнокультурная подготовка учителя для сельской национальной школы. Мы в диссертации не изложили саму марийскую народную педагогику. Использование возможностей других учебных предметов в развитии этнотолерантного самосознания учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Третьякова, Екатерина Николаевна, Йошкар-Ола

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании //Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С.78-82.

2. Абдуллатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». /Р.Г.Абдуллатипов/. М., 1991.-С. 11.

3. Айварова Н.Г. Развитие ребенка в условиях марийского этноса /Н.Г.Айварова/. Йошкар-Ола, - 2000. - С.89.

4. Анищенко А.Н. Структура общественного сознания. /А.Н.Анищенко/. М.: Высшая школа, 1973. - 86 с.

5. Акцорин В.А. Мировоззренческин представления финно-угорских народов по данным фольклора /В.А.Акцорин. //Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994. Вып.11.

6. Апакаев П.А. Некоторые вопросы народной педагогики /П.А.Апакаев//Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1986. Вып.5.

7. Апакаев П.А. Структура народной педагогики по материалам фольклора /П.А.Апакаев//Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1989. Вып.7.

8. Апакаев П.А. Образование и просветительское движение в Марийском крае. /П.А.Апакаев/. Йошкар-Ола, 2002. - 352с.

9. Апакаев П.А. Путь к сердцу ребенка. /П.А.Апакаев/. Йошкар-Ола. 2003.-247 с.

10. Асипова Н. А. Общение школьников в многонациональной среде /Н.А.АсиповаУ/Советская педагогика. 1991. - №12. - С. 23.

11. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию /А.Г.Асмолов/. -М.,2000. 254С.

12. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогнка нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. /В.Ф.Афанасьев/. Якутск: Якуткнигоиздат, 1979. - 184 с.

13. Афанасьев И.Н., Петрова Т.Н. Этнический характер и проблема толерантности (психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социо культурном пространстве Чувашии): Учебное пособие.-М.-Чебоксары.2005 г. 220с.

14. Багин С.А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис /С.А.Багин// Известия Общества Археологии, Истории, Этнографии при Императорском Казанском университете. Т. 26. Вып. 3.- Казань, 1910.

15. Баймурзина А.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1997. - 41 с.

16. Бальжиев В. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. /В. Бальжиев/. Улан-Удэ: Буряткнигоиздат. 1971. - 28 с.

17. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят /К.Д.Басаева/. Улан-Удэ: Буряткнигоиздат., 1991. - 192 с.

18. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1996.16 с.

19. Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности /Е.Белинская//Век толерентности: Научно-публистический вестник. 200. - Вып. 5. - С. 61-72.

20. Библиотечка «Домострой» в семи книгах.- Минск: Полифакт, 1991.-336 с.

21. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе /М.И.Богомолова/. Учебно-методическое пособие для студентов. - Наб. Челны, 1995. - 40 с.

22. БойкоВ.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других /В.В.Бойко/. М., 1996.

23. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника /Г.Бондарева// История. 2002. - № 20. - С. 13-14.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса /Ю.В.Бромлей/. М.: Наука,- 1983.

25. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография /Ю.В.Бромлей/. М.: Наука, -1973.-283 с.

26. Бугаева А.С., У.Н.Зуева. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера /А.С.Бугаева/. Ханты-Мансийск: ГУИПП, - 2002. - 302с.

27. Булгаков С.Н. Из философии культуры. Размышления о национальности /С.Н.Булгаков/. М., 1992.

28. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. - 136 с.

29. Васильев В.М. Сборник материалов по устной марийской народной словестности. Фольклор /В.М.Васильев/. М., 1931.

30. Васильев Е.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996.- 50 с.

31. Васин К.К. Просветительство и реализм /К.К.Васин/. Йошкар-Ола: Марийкнигоиздат, 1975. - 246 с.

32. Вафеев Р.А. СМИ как средство формирования толерантности /Р.А.Вафеев// Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века: Материалы научно-практической конф.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. В. 2-х ч-х. 4.1. С. 42-44.

33. Виноградов Г.С. Народная педагогика /Г.С.Виноградов/. Иркутск: Вост. Сибирское отделение русского географического общества, 1926.- 327 с.

34. Внебрачных Е.М. Использование элементов народной педагогики в развитии творческих способностей младших школьников /

35. Е.М.Внебрачных//Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практике работы школ Республики Татарстан: Мат. межреспуб. науч.-практ. конф. Кулегаш, 2001. - С.14.

36. Волков Г.Н. Педагогика жизни /Г.Н.Волков/. Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат. - 1989. - 335 с.

37. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии в сфере воспитания /Г.Н.Волков/. Чебоксары: ИГПСРНО. - 88 с.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н.Волков/. М.: Академия, -1999. - 168 с.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н.Волков/. Чебоксары: Чуваш-книгоиздат, - 1974. - 376 с.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса /Г.Н.Волков/. Чебоксары. - 2005г.

41. Гаджиев К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура /К.С.Гаджиев/. М.: Наука, 1990. - 144 с.

42. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости /З.Т.Гасанов//Педагогика. 2001. - № 4. - С. 24-30.

43. Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротирпимости /З.Т.Гасанов//Педагогика. 2003. - №5. -С. 18-26.

44. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения /З.Т.Гасанов/. М. 1999г.

45. Герасимов О.М. Фольклорные коллективы /О.М.Герасимов/. -Йошкар-Ола, 1989. 23 с.

46. Герасимов О.М. Что добавить /О.М.Герасимов//Г.Микай. Йошкар-Ола, 1993.

47. Герасимова Э.П. Толерантность /Э.П.Герасимова/. Йошкар-Ола. -2005.-.46с.

48. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования /Б.С.Гершунский//Педагогика. 2002. - № 7. - С. 312.

49. Гершунский Б.С. Толерантность как стратегия мышления и деятельности / Б.С.Гершунский//Тезисы науч.-практич. конф. Самара. - 1999.

50. Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. Вып. 11. Казань: Изд-во Инсти-та истории АН РТ. 2003.- 224 с.

51. Григорьев Д. Педагогическая поддержка развития толерантности старшеклассников / Д.Григорьев//История. 2002. - № 7. - С. 10-13.

52. Данилов М.К. Методика педагогических исследований /М.К.Данилов/. М.: Педагогика, 1976. - 208 с.

53. Декларация принципов терпимости. Париж, 1995.- 10 с.

54. Дробижева JT.M. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений /Л.М.Дробижева/. -М.- 1981.

55. Дьяконов И.В. Все мы люди (размышления историка об этническом самосознании) /И.В.Дьяконов//Знание - сила. - 1989. - №4.

56. Евдокимов П.Г. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли /П.Г.Евдокимов/. Волгоград. - 1990.

57. Емельянов Б.В. От института толерантности к уральскому межрегиональному институту общественных наук /Б.В.Емельянов//Известия Ур-ГУ №25. - 2003. - С.4.

58. Екеева Э.В. Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической онамастики /Э.В.Екеева// Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999.- 20 с.

59. Ерусланов П.М. Первая учебная книжка для совместного обучения черемис и русских /П.М.Ерусланов/. Казань. - 1897.

60. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу /Е.П.Жирков//Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение. - 1992. - 233 с.

61. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертаций по педагогике: научно-методическое пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное /Н.И.Загузов/. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. - 120 с.

62. Золотова Н.П. Национальное самосознание как объект философского анализа /Н.П.Золотова//Дис. на соискание . канд. философ, наук. М. - 1997.-С. 4-10.

63. Зорин П. Как веселиться черемисская молодежь /П.Зорин//Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 3, -1915.

64. Зубайраев B.JI. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей /В.JI.Зубайраев/. М.:Советская педагогика. - 1991. -№1.

65. Иванов И. Г. Роль родного языка в формировании личности /И.Г.Иванов//Педагогические воззрения.

66. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана /А.Э.Измайлов/. М.: Педагогика, 1991.

67. Ильминский Н.И. Записка /Н.И.Ильминский//Церковные ведомости. Казань, 1899. С. 350-354.

68. Исанаева Е.А. Обеспечение управления качеством образования в регионе, ведение предметов регионального содержания. Образовательные стандарты /Е.А.Исанаева/ЯТедагогические воззрения.С.21.

69. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье /Ф.Г.Ислаев/. Казань: Таткнигоиздат. - 1999. - 128 с.

70. История и культура марийского народа //Сост. Андреянов А.А., Герасимов О.М. и др.

71. Исрафилов Д.А. Изучение интереса детей к национальному языку, традициям другого народа в условиях совместного проживания. //Школа и национальное согласие: Мат. межрег. науч.-практ. конф. Казань, 1996. -С.40-45.

72. Ишпаева JT.E. Воспитание на народных традициях /Л.Е.Ишпаева//Педагогические воззрения. С.27.

73. Китиков А.Е. Марийские народные игры /А.Е.Китиков/. Йошкар-Ола. - 1990. - 90с.

74. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание. Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1971.- 18 с.

75. Комелина В. А. Политехническая культура учителя /В.А.Комелина/. М.,1998. - 176с.

76. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания. Автореф. дисс. . канд. историч. Наук. М., 1978.- 25 с.

77. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья /К.И.Козлова/. М.- 1964.

78. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И.С.Кон/.- М.: Политиздат, 1984. -332 с.

79. Кон И.С. К проблеме национального характера /И.С.Кон//История и психология. М. - 1971.

80. Константинова В.В. Социокультурный материал как средство воспитания и повышения мотивации к изучению марийского языка /В.В.Константинова.//Материалы межрегиональной 10-й научно-практической конференции. Йошкар-Ола. - 2005. - С.42-45.

81. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года»

82. Коржуев А.В., Кудзиева Н.Ю., Попков В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза //Педагогика.- 2003.-№ 5.- С.- 44-49.

83. Краткий этнологический словарь,- М., 1994.

84. Крысько В.Г. Состояние и перспективы развития этнопсихологии в России /В.Г.Крысько//Мир психологии. 1996.- № 2.

85. Куббель JI. Очерки потестарно-политической этнографии /Л.Куббель/. М. - 1988.

86. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000,- 448 с.

87. Кузьмин М.Н., Артеменко О.И. Национальная школа в контексте • модернизации системы образования //Сборник научно-методических работ. Выпуск№7. Образование: проблемы, поиск, решения. Ханты-Мансийск.2004. с. 104-111.

88. Култашева Н.В. «Патриотическое воспитание учащихся в современной школе» программа /Н.В.Култашева/. Ижевск. - 2003. - 32с.

89. Кушнер П.И. Национальное самосознаниеи как этнический определитель /П.И.Кушнер/. М. - 1949. - Вып.8.

90. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология /А.А.Леонтьев//Советская этнография. 1983. - №2. - С.80-82

91. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Страницы истории педагогической мысли /П.Ф.Лесгафт/. М.: Педагогика, 1991.- 176 с.

92. Лихачев Д.С. Я вспоминаю /Д.С.Лихачев/. М.

93. Милюков П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальности и национальные вопросы в России) /П.Н.Милюков/. М. - 1925. -124 с.

94. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индиви-дума /Ф.Т.Михайлов/. М.: Наука. - 1990. - 222 с.

95. Морозова А.Р. Развитие национального образования как основа создания национального согласия /А.Р.Морозова//Школа и национальное согласие: Материалы межрегиональной научно-пактической конференции. -Вып.2. Казань. - 1996. - С.53-56.

96. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1990.- 16 с.

97. Мусина Р.Н., Шумилова Е.А. Этноконфессиональное взаимодействие и проблемы толерантности //Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. Вып. 11. Казань: Изд-во Инсти-та истории АН РТ. 2003.-224 с.

98. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. Казань, 1994.- 114 с.

99. Мухаметшин А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VIII-XIV в.в.). Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1995.- 22 с.

100. Мухина B.C. Развитие межнациональных отношений основа формирования самосознания личности /В.С.Мухина//Просвещение на крайнем Севере: СПб;. - 1992. - №25.

101. Набиев Р.А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке /Р.А.Набиев/. Казань: Изд-во Казанск. ун-та,. - 2002. - 244с.

102. Налчаджян А.А. Этнопсихология /А.А.Налчаджян/. СПб: Питер, 2004.-381 с.

103. На пути к толерантному сознанию /под ред. Асмолова А.Г.- М.: Смысл, 2000.- 255 с.

104. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения /сост. Ахияров К.Ш., Бронников С.А., Исхаков Г.К.- Уфа, 1992.- 48 с.

105. Национальная доктрина образования в РФ //Вузовские вести, 1999. -№20.

106. Национальная школа: Концепция и технология развития. Докл. и материалы Международ, конф. Якутск, 1993.- 320 с.

107. Нигматов З.Г. Этнопедагогика /З.Г.Нигматов; Казань: Просвещение. 2002. - 159 с. (на татарск. яз.).

108. Низамов Р.А., Нигматов З.Г. Татарская народная педагогика. Казань: Просвещение, 2002.- 111 с. (на татарск. яз.).

109. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов /Г.А.Никитина/. -Ижевск: Удмуртия. 1997. - 136 с.

110. Никольский Н.В. Сборник исторических материалов о народностях Поволжья /Н.В.Никольский/.- Казань, 1919.

111. Очерки по истории народов Поволжья и Приуралья.- Вып. 1.-Казань, 1967.- 114 с.

112. Педагогические воззрения народа мари и их воплощение в практике работы школ Республики Татарстан. Йошкар-Ола, 2001.- 56 с.

113. Педагогика межнационального общения: учебное пособие (под редакцией Д.И.Латышиной). Москва.2004г. 320с.

114. Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи:Историческая педагогика /Т.Н.Петрова/. М., 2000.

115. Петухова А.Н. Пуртус айдемын шепкаже = Природа - колыбель человечества (на мар. яз.) /А.Н.Петухова/. - Йошкар-Ола, 2005. - 67с.

116. Пимеров В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса /В.В.Пимеров/. Л.: Наука, 1977. - 136 с.

117. Платкина Г.В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе /Г.В.Платкина//Школьные технологии. 2003. - № 3.- С.217-221.

118. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа /А.А.Погодина//История. 2002. - № 11. - С. 4-7.

119. Политология: Энциклопедический словарь.-М., 1993.

120. Психология. Словарь. М., 1990.C.401.

121. Программа по марийской литературе для 5-9 классов. Йошкар-Ола, 2005 г.

122. Программа по марийскому языку и литературе для 5-11 классов, Йошкар-Ола, 1993 г.

123. Программа курса «История и культура народов Марий Эл», Йошкар-Ола, 2004.

124. Репко С.И. Восприятие и понимание представителей другого этноса под влиянием пропаганды и некоторых других факторов /С.И.Репко//Мир психологии. 1996. - № 2.

125. Риэрдон Б.Э. Толерантность дорога к миру /Б.Э.Риэрдон/. - М.: Бонфи, 2001.

126. Руденко Н.Н., Шишкина А.И. Исследование уровня развития этнической толерантности у приднестровских подростков //Славянский педагогический собор: Тез. Докл. 1-го Междунар. Конгресса /под ред. Семиной. Тирасполь, 2002.

127. Самуткина Л.Л. Развитие личности в условиях внеурочной деятельности /Л.Л.Самуткина//Педагогические воззрения. С.31.

128. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Автореф. дисс. . канд. пед. наук.-Л., 1993.- 18 с.

129. Сафаров Н.А. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекстана /Н.А.Сафаров/. Ташкент: Фан, 1987. - 97 с.

130. Сахипова Р.А. Традиции татарской народной педагогики как средство воспитания заботливого отношения к людям у подростков (на материалах школ-гимназий). Автореф. дисс. . канд пед. наук. Казань, 1996.- 23 с.

131. Семенов К.Б. Проблема семейного воспитания в народной педагогике Карачая и Черкесии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. 1989.- 17 с.о

132. Сепеев Г.А. Марий калыкын этнографийже /Г.А.Сепеев/. Йошкар-Ола. - 2000. - С.207.

133. Скворцова Л.В. Культура самосознания /Л.В.Скворцова/. М.,1989.

134. Сознание. Философский словарь. М., Изд-во политлит-ра, 1975.-С. 373-374.

135. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности /Г.У.Солдатова/. М., 1998.

136. Солдатова Г.У., Шайгерова JI.A., Шарова О.Д.Жить в мире с собой и другими. М., 2001.

137. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи /Э.И.Сокольникова/. М., 1997. - 384 с.

138. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание /А.Г.Спиркин/. М.,1983.

139. Степанов П. Как воспитать толерантность /П.Степанов//Народное образование. 2001. - № 9. - С. 91- 97; 2002. - №1. -С. 159-165.

140. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М: МГУ, 1993.- 80 с.

141. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М: МГУ, 1993.- С. 55 — 78.

142. Степаненко Н.П.Экспериментальная • работа в национальной школе /Н.П.Степаненко//Сборник научно-методических работ. Вып. №7. Образование: проблемы, поиск, решения. Ханты-Мансийск. - 2004.

143. Суханов И.В. Обычаи и традиции и преемственность поколений /И.В.Суханов/. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

144. Таланов В. Педагогика толерантности /В.Таланов//Высшее образование в России. 2000. - № 2.

145. Теоретические и прикладные идеи этнопедагогики народов в России //Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И., М.: Роспедагентство, 1996. Гл.22.

146. Терехов П. Национальные традиции молодежи /П.Терехов//Вестник Марий Эл. - 2000. - №3. - С. 82-84.

147. Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского фольклора //под ред. Чурикова И. А. Йошкар-Ола, 1998.

148. Тимошина Т. Использование прогрессивных традиций Мордвы в воспитании гуманности у младших школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- Казань, 1982.- 16 с.

149. Торукало В.П. Нация: история и современность /В.П.Торукало/. -М., 1996.

150. Толерантность //Краткий словарь иностранных слов.- 10-е изд., стер.- М.: Рус. яз., 1988.- С. 512.

151. Толерантность //Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. 4-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987.- С. 1341

152. Третьяков О.А. Проблема возрождения народных традиций в современных условиях /О.А.Третьяков//Педагогические воззрения. С.36.

153. Трефилова А.Т. Очерки педагогики марийской начальной школы дооктябрьского периода/А.Т.Трефилова/. Йошкар-Ола, 1957.

154. Трубина JI. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия /Л.Трубина//Воспитание школьников. 2003. - №3. - С. 3335.

155. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань, 1996.- С. 6-7, 25.

156. Уледов А.К. Духовное обновление общества /А.К.Уледов/. М.,1990.

157. Ушинский К.Д. Соб соч. Т.З. М-Л., 1978.- 498 с.

158. Ушинский К.Д. Соч. Т.6. М-Л., 1949.

159. Федорова С.И. Этнопедагогические воззрения марийского народа /С.И.Федорова/. Йошкар-Ола, 1998. - 53 с.

160. Федорова С.Н. Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа: учебное пособие/С.Н.Федорова/ Йошкар-Ола, 2004. -114с.

161. Федорова С.Н. Проблемы этнокультурного образования на современном этапе /С.Н.Федорова//Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола. - 2005. - С.6-11с.

162. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы). Федеральная целевая программа //Народное образование.- 2002.- № 1,- С. 255-261.

163. Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии /А.Фукс/. Казань, 1840.

164. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа /Я.И.Ханбиков/. Казань: Таткнигоиздат, 1967. - 232 с.

165. Ханбиков Я.И. История педагогики татарского народа /Я.И.Ханбиков/. Казань: КГПИ, 1975.- 163 с.

166. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань, 1995.- С. 7-8.

167. Хасанова Г.Ф. Принципы формирования национального самосознания у учащихся /Г.Ф.Хасанова//Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М.: Магистр, 1994. - С. 172-184.

168. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе /В.Ю.Хотинец//Вопросы психологии. 1998. -№3.- С. 31-39.

169. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы на основе знаний татарского народа о природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1997.- 16 с.

170. Чередниченко О.И. Системный подход к диагностике результатов обучения в вузе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000,- 17 с.

171. Чуриков И.А. Марийская народная педагогика /И.А.Чуриков/. -Йошкар-Ола, 1999. 158 с.

172. Чуриков И.А. Профориентация на основе марийской народной педагогики/И.А.Чуриков/. Йошкар-Ола, 1995. - 90 с.

173. Чуриков И.А. Краеведение и народная педагогика /И.А.Чуриков/. Йошкар-Ола, 1995.

174. Чуриков И.А. От национальной к этнорегиональной образовательной системе /И.А.Чуриков//Материалы межрегтональной 10-й научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2005. - С.35-38.

175. Шаймарданов Р.Х. Возрождение национальной школы в современных условиях /Р.Х.Шаймарданов//Педагогические воззрения. С.З.

176. Шаймарданов Р.Х. Подготовка учителей для национальной школы /Р.Х.Шаймарданов//Этнодидактика народов России: практико-ориентированный подход к обучению: Материалы I Всероссийской науч. -практич. конф.- Нижнекамск: изд-во «Чишмэ», 2003. С. 158-161.

177. Шаймарданов Р.Х. Этнокультурная подготовка будущего учителя сельской школы в педвузе //Современная сельская школа: реалии и перспективы. Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Елабуга, 1993.- С. 214-217.

178. Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллин Р.Х. Татарская национальная педагогика. Казань: Дом печати, 2000.- 392 с. (на татарск. яз.).

179. Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллин Р.Х. Татарская национальная педагогика. Переработанное и допольненное третье изд. Казань: Дом печати, 2004,- 374 с. (на татарск. яз.).

180. Шаймарданов Р.Х., Сибгатуллина А.Т., Сибгатуллин Р.Г. Татарская народная педагогика. Наб. Челны: КамАЗ, 1997.- 136 с. (на татарск. яз.).

181. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана, Казань: КГПУ, 1998.- 306 с.

182. Швецова Г.М. Социально-педагогические основы регионализации образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000.- 23 с.

183. Шлягина Е.И., Ениколопов Е.Н. Методы исследования этнической толерантной личности //Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М: МГУ, 1993.- С. 28 -54.

184. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари /Г.Е.Шкалина/. Йошкар-Ола, 2003. - С.205.

185. Шоров А.И. Адыгская народная педагогика. Автореф. дисс. . докт. пед. наук,- Казань, 1994.- 46 с.

186. Этнокультурные ориентации школьной молодежи как фактор национального согласия в обществе. Казань: ИПКРО, 1996.- 38 с.

187. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири /А.Ф.Эфиров/. М., 1948. - 114 с.

188. Ягафарова Д.С. Роль этнического самосознания в развитии личности современного школьника /Д.С.Ягафаров//Школа и национальное согласие: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Вып.2. Казань, 1996. - С.25.

189. Ямбаева О.О. Национально-этнический компонент культуры в модели образовательных программ восточно-марийских школ Башкортостана /О.О.Ямбаева//Материалы ежегодной республиканской научно-практической конференции (1995-1998) Йошкар-Ола, 2004. - С.89-92.