Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа

Автореферат по педагогике на тему «Формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Тлябичева, Зурида Черновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Карачаевск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа"

На правах рукописи

ТЛЯБИЧЕВА ЗУРИДА ЧЕРНОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Специальность: ¡3.00.01 - общая педагогика, история педагогики

и образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

16 ИДИ 2013

Владикавказ - 2013

005059649

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Койчуева Абриза Салиховна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бабаян Анжела Владиславовна, Северо-Кавказский институт — филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного Хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Пятигорск);

кандидат педагогических наук, доцент Кобесашвшш Наили Лсвановна, ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский горнометаллургический институт (СКГТУ)»

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

Федеральный университет»

Защита диссертации состоится « »_2012 года в_часов на

заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова» по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корп. 4, ауд. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осе-тинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Автореферат разослан «_»_2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета ЗІ____

кандидат педагогических наук, доцент ^-^¡Х Г Н.М. Мкртычева

/і и а

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное российское общество, многонациональное и многоконфессионалыюе, наряду с позитивным опытом мирного сосуществования, традициями добрососедства, народной демократией, воспитательной практикой и имеющимся педагогическим потенциалом, наталкивается иа ряд проблем, вызванных как общечеловеческими цивилизационными процессами - глобализацией, миграционными процессами, аккультурацией, так и разрушительными войнами, революциями и катастрофами, потрясающими те или иные регионы мира. В таких условиях выживание человечества требует толерантности в отношениях между государствами, народами и людьми. Взаимопонимание между людьми, взаимопроникновение различных культур, уважение к традициям иных народов, осознанное допущение иной точки зрения на одно и то же явление, плюрализм мнений и оценок и т.п. - то, чему ему сегодня необходимо научиться.

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных ученых, «самая страшная из грозящих нам катастроф — это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого на Земле), сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» (Ю.А. Шрейдер).

Формирование толерантных взаимоотношений на основе этнической культуры — одно из направлений разрешения данной проблемы. Зачатки теории толерантных взаимоотношений можно найти в трудах таких мыслителей прошлого, как А. Аврелий, Аристотель, Г.В. Лейбниц, Тертуллиан и др. Идеи о предоставлении равных возможностей и справедливых взаимоотношений между людьми разрабатывались Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. Вклад в решение этой философской, социальной и педагогической проблемы внесли Т. Кампанелла и Т. Мор, отечественные исследователи В.Г. Белинский, П.П. Блонский, K.M. Вентцель, H.A. Добролюбов, М.В. Ломоносов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Разработкой вопросов формирования толерантных взаимоотношений на основе аксиологического подхода занимались P.P. Бандура, Е.В. Бондаревская, Е.В. Брянцева, О.С. Газман, A.C. Гаязов, П.Ф. Каптерев, Н.М. Карамзин, Н.К. Крупская, Н.Д. Никан-дров, Б.'Г. Лихачев, A.C. Макаренко, А.Ф. Никитин, А.И. Ореховский, Н.И.Пирогов,

A.Н. Радищев, В.А. Сластении, Г'.Н. Филонов, С.Т. Шацкий и др. Эти же вопросы нашли свое отражение и в диссертационных исследованиях последних лет: С.А. Ашинова (2006), Е.М. Карпезииа (2009), HJI. Кобесашвили (2009), Н.В. Недорезова (2005), В.А. Панина (2005), А.И. Цуканова (2006).

В отечественной психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки дайной проблемы: идеи и подходы гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов,

B.А. Сухомлинский, E.H. Шияиов и др.), педагогики сотрудничества (О.С. Газман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Л. Иванов, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий, Д Б. Эль-конин и др.), педагогики не насилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), педагогики культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.). Несмотря на это и факт рассмотрения понятия «толерантность» в политической и философской литерагуре (B.C. Библер, М. Ганди, А.Д. Сахаров, Л.Н. Толстой и т.д.),

оно не получило глубокого научного осмысления. Проблема же формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры в отечественной литературе практически не рассматривалась.

Таким образом, в практике обучения и воспитания в школе наблюдается ряд противоречий между: потребностью общества в формировании толерантных взаимоотношений у старшеклассников и отсутствием интегрированной программы их формирования на основе этнической культуры; отсутствием инновационных технологий формирования межнациональной толерантности у старшеклассников в ходе обучения и воспитания и недостаточным вниманием педагогов к решению данной проблемы: проявлением интолерантности среди обучающихся в учебных заведениях и недостаточной педагогической рефлексией и подготовкой учителей к формированию межнациональной толерантности у старшеклассников на основе этнической культуры.

Сформулированные противоречия послужили основанием для постановки проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в полиэтнической среде на основе этнической культуры народов Северного Кавказа?

Цель исследования: разработать педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа и экспериментально установить их эффективность.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа.

Гипотеза исследования: процесс формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников может стать педагогически наиболее эффективным при обеспечении:

- диагностики поэтапного формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе воспитательного потенциала этнической культуры, раскрытия ее особенностей, сущности, миротворческих идей;

- разработки и применения в опытно-экспериментальной работе концепции и модели формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа;

- повышения профессиональной и этнопедагогической компетентности педагогов, их методологической, методической, научно-педагогической базы, необходимой для формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников;

- введения в учебно-воспитательный процесс аксиологического и этнокультурного компонента, обеспечивающего толерантное отношение к сверстникам, применения новых индивидуальных и коллективных форм работы в организации приобретения старшеклассниками социального опыта толерантных взаимоотношений, сочетания традиционных, нетрадиционных и интерактивных форм внеклассной и учебно-вос-питателыюй работы;

- использования педагогического мониторинга этнокультурной компетентности и личностного продвижения в процессе формирования толерантных взаимоотношений у старшеклассников согласно разработанным критериям, уровням, показателям.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:

1. Уточнить и конкретизировать сущность и структуру толерантности в образовательной сфере, обосновать роль этнической культуры и этнической педагогики в формировании толерантных взаимоотношений.

2. Разработать совокупность критериев, показателей и уровней сформированно-сти толерантных взаимоотношений старшеклассников.

3. Определить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа.

4. Разработать и обосновать модель формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий формирования толерантных взаимоотношений старших школьников.

Методологической основой исследования явились философские, педагогические, психологические и социологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу толерантности как предмета междисциплинарного исследования; идеи о единстве общего, особенного и единичного в развиваемом объекте; регуляции социального поведения личности; единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения и воспитания.

Теоретической основой исследования явились представления о принципах и подходах к поликультурному образованию (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супру-нова, М.Г. Тайчипов и др.), личностно-ориентировашгой системе образования (Е.В. Бондаревская, E.H. Шиянов и др.), концепции менталеобразующей функции образования (Б.С. Гершуиский, Е.В. Бондаревская и др.) и единстве кавказского менталитета (Р.Г. Абдулатипов, Г.С. Денисова, О.Н. Дамениа и др.), теории социального взросления и этнической социализации личности (A.B. Брушлинский, Е.П. Белинская, Б.А. Вяткин, М.Р. Гинзбург, B.C. Саблпн, Д.И. Фельдштейн и др.); вопросы использования педагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования толерантных отношений у старшеклассников (Л.А. Саркисян, A.A. Саркисян, A.A. Погодина и др.). Мы также опирались на научные труды и положения, затрагивающие проблемы нового глобального мышления и воспитания толерантности (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, А.Г. Асмолов, A.B. Бабаян, B.C. Библер, С.К. Бондырева, Е.В. Брянцева, P.P. Валитова, A.A. Егизарьянц, Л.И. Науменко, Г. Марку-зе, В.Г. Маралов, A.B. Макарчук, Н.В. Мольденгауэр, Т.Ю. Прокофьева, Д. Радьяр, Ж. Семлен, В.А. Ситаров, Н.Ю. Синягина, Г.У. Солдатова, Э. Фромм, В.Г. Цогоев и др.); проблемы ненасилия как принципа в философии, этике, педагогике (Р.Г. Апресян, Ж. Ванье, М. Ганди, А. Гжегорчик, A.A. Гусейнов, М.Л. Кинг, В.Г. Маратов, В.А. Ситаров, П.А. Сорокин, МТ. Степанянц, B.C. Степин, Л.Н. Толстой, Г. Topo, Р. Холмс, Л.А. Шайгерова, Г.М. Шеламов, Р. Эмерсона и др.); диалога культур как фактора формирования толерантных отношений (A.A. Адусаламов, B.C. Библер и

др.), роли этнической культуры в формировании толерантных отношений (ИЛ. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, З.К. Каршева, A.C. Койчуева, С.Б. Узденова,

B.К. Кочисов, Б.А. Тахохов, И.А. Шоров, Е.Е. Хатаев и др.); теории формирования опыта личности как системы отношений (15. Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,

C.Л. Рубинштейн и др.); идеи деятельиостного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), общефилософские и социокультурные вопросы толерантности (Р.В. Вали-шва, В.М. Золотухин, Н.В. Кругло ва, В.А. Лекторский, Г. Олпортидр.); толерантности в рамках анализа процесса межличностного общения (ПА. Асмолов, Г.С. Кожухарь, С.Л. Братченко, Г. У. Солдатова и др.). Вопросы веротерпимости или конфессиональной толерантности были разработаны в трудах II. Бейль, H.A. Бердяева, P.P. Валито-вой, Д. Локка, А. Меня, Е.В. Магомедовой, М. Моитеня, B.C. Соловьева и др.

Источниковую базу исследования составили нормативные документы, исследовательские и теоретические материалы (специальные труды отечественных и зарубежных авторов), учебно-методические пособия, диссертационные исследования и другие работы по различным аспектам рассматриваемой проблемы.

Методы исследования. В исследовании использовался комплекс методов, которые можно классифицировать как констатирующие (анкетирование, тестирование, оценивание, ранжирование), созидательные (опытно-экспериментальна работа), диагностирующие (экспертные оценки, методы моделирования социалы-ю-педагогиче-ских ситуаций, социальные пробы), контролирующие (педагогический мониторинг, сравнительный анализ). Основной метод - формирующий эксперимент. Осуществлялась также систематизация и обобщение результатов исследования.

Экспериментальная база исследования. В эксперименте приняло участие 422 учащихся старших классов (экспериментальные классы) и 222 учащихся (контрольные классы) МОУ СОШ Северного Кавказа, в том числе по Карачаево-Черкесии - № 6 г.Карачаевска, Кош-Хабльской СОШ Хабезского района, № 16, и № 17 г.Черкесска, Сары-Тюзской СОШ Усть-Джегутинского района; Октябрьской СОШ Прикубанского района; по Кабардино-Балкарии - Чегемсхой СОШ № 2; 48 педагогов средних образовательных школ региона, из них 26 - приняло непосредственное участие в формирующем эксперименте.

Основные этапы исследования. Исследование проходило с 2006 г. но 2012 г. и включало три взаимосвязанных этапа.

IIa / этапе (2006-2007 гг.) проходило теоретическое осмысление проблемы, теоретико-методологических подходов к ее решению, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта формирования толерантности у молодежи.

Па //этапе (2008-2010гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой уточнялась гипотеза, подтверждалась актуальность работы, апробировалась программа опытно-экспериментальной работы, совершенствовались, уточнялись и корректировались отдельные стороны педагогического процесса.

На /// этапе (2010-2012 гг.) были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации программы воспитания толерантных взаимоотношений у старшеклассников на основе этиокультуры народов Северного Кавказа. На всех этапах исследования осуществлялась апробация результатов, публикация научных статей.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- на основе целостно-системного, этнопедагогического, аксиологического, культурологического, антропологического, средовото, деятелыюетного подходов раскрыты единство, ценностная взаимосвязь и воспитательный потенциал этнокультурных традиций и этнической педагогики по формированию толерантных взаимоотношений, предложена система их формирования в учебно-воспитательном процессе школы у учащихся старших классов во взаимосвязи с национальными, российскими и общечеловеческими ценностями;

- на основе выбранных критериев (мотивационно-потребностный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический) и уровней (высокий, достаточный, средний (недостаточный), критический (интоле-рантный)) выявлена динамика формирования толерантных взаимоотношений у старшеклассников в толераитно ориентированной образовательной среде;

- на основе авторской модели научно-методического обеспечения процесса формирования толерантных взаимоотношений, содержащей целевой, содержательный, организационно-методический и оценочно-результативный структурные компоненты ,уточнены особенности общественного н семейного воспитания народов Северного Кавказа, влияния социокультурного окружения на формирование толерантных взаимоотношений старшеклассников;

- уточнены и проанализированы полученные в процессе опытно-эксперимеи-талыюй работы изменения в уровнях формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников: гностический уровень (самооценка; самопринятие, оценка поведения и позиции других людей, ценностная система и мировоззрение в контексте толерантного поведения); конструктивный уровень (тактика поведения по отношению к окружающим, основанная на интериоризации национальных и культурных ценностей); деятельностный уровень (реальные взаимодействия в системах «ученик — ученик», «ученик — класс», «ученик — учитель»; проявление толерантных отношений, сохранение автономии и т.д.); аналитико-результативный уровень (анализ поведения в ценностной системе, рефлексия, определение «границ» толерантности и т.д.); выявлена зависимость между уровнем сформированное™ толерантных взаимоотношений старшеклассников и уровнем приобщения их к нравственным ценностям этнической культуры народов Северного Кавказа;

- доказана эффективность использования разработанных спецкурсов для старшеклассников «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантност и для юношества» и программы повышения квалификации учителей «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа» для достижения целей исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем расширено представление о сущности и специфических особенностях процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры в условиях полиэтннчного региона с позиций целостно-системного, этнопедагоги-ческого, аксиологического, культурологического, антропологического, средового и деятелыюетного подходов; обоснованы основные содержательно-технологические параметры формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в кон-

тексте этнической и мировой культур (цели, задачи, содержание, источники, идеалы, условия, средства, методы): осмыслены организационно-педагогические условия актуализации проектируемого содержания этнорегионального компонента в рамках организации толерантно ориентированной образовательной среды с учетом ценности этнической культуры народов Северного Кавказа. Обобщения и выводы исследования о сущности и специфических особенностях процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников Северного Кавказа существенно обогащают имеющиеся в педагогической теории представления об объективных возможностях эффективного использования народного опыта в решении задач исследуемой проблемы в условиях поликультурного образовательного пространства.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы формирования в условиях учебно-воспитательного процесса у старшеклассников толерантного поведения к представителям разных национальностей; построении логически последовательною педагогического воздействия в условиях школы для формирования плюрализма этнокультурного поведения; разработке эффективных форм и методов передачи знаний об этнических и национальных ценностях, постулирующих толерантные отношения. Представленные в работе модель, критерии и уровни сформированное™ культуры толерантных взаимоотношений, авторские рекомендации могут быть использованы для повышения уровня общекультурной и профессиональной компетентности педагогов (методологическая, духовно-нравственная культура, профессиональные и психолого-педагогические знания), развития у них способности формировать толерантные отношения, педагогической рефлексии, уровня владения ими этнопедагогическими знаниями. Они могут быть полезны при разработке пособий по межкультурной коммуникации, рассмотрении вопросов по теории и методике воспитания, педагогике межнационального общения и др., при разработке технологий по овладению старшеклассниками этническим опытом позитивного межнационального общения и толерантных взаимоотношений.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированное™ толерантных взаимоотношений старшеклассников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ культурно-исторического пути развития толерантности как качества личности у народов Северного Кавказа показывает, что на воспитание толерантных взаимоотношений оказывает позитивное воздействие этническая культура, которая определяет национальные стереотипы поведения, основанные на ведущих гуманистических идеях человеколюбия, добрососедства и мира в традиционной педагогической системе горцев. В современных условиях оптимизация этого процесса обусловлена использованием воспитательного потенциала этнической культуры и педагогики во взаимосвязи следующих компонентов: мотивационно-потребностный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический.

2. Формирование толерантных взаимоотношений в ходе обучения и воспитания проводится педагогами с высокой этнопедагогической подготовкой, усовершенствованной в ходе реализации программы для учителей «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа» по разработанной нами структурной модели, включающей четыре составляющих: 1) целевую; 2) содержательную; 3) процессуальную; 4) оценочно-результативную. Этапами формирования толерантных взаимоотношений являются информационно-целевой; ценностно-.мотивационный; содержагельно-деятельностный; рефлексивно-оценочный. Реализация опытно-экспериментальной работы но структурной модели предусматривает использование традиционных и внедрение инновационных форм и методов воспитательной и учебной работы, которые отражены в содержании спецкурсов для старшеклассников «Толерантность — дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества».

3. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями по формированию толерантных взаимоотношений у учащихся на основе этнической культуры народов Северного Кавказа являются: 1) совершенствование этнопедагогической и этнокультурной подготовки учителей к формированию толерантных взаимоотношений у учащихся по программе «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа»; 2) диагностика сформированно-сти толерантных взаимоотношений старшеклассников и разработка стратегии формирования мотивационно-ценностного отношения к модели толерантного взаимодействия и формирование навыков межкультурной коммуникации и толерантного опыта у старшеклассников как основы формирования толерантных взаимоотношений; 3) разработка и апробация спецкурсов для старшеклассников «Толерантность — дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества»; организация условий, сочетающих в школе традиционные, активные, интерактивные формы обучения и воспитания; 4) соотнесение полученных установок и навыков толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике через включение учащихся в социальную деятельность (КТД, взаимопомощь и др.); 5) разработка структурной модели, включающей такие составляющие, как целевая, содержательная, процессуальная и оценочно-результативная и ее реализация. Определение содержания этапов формирования толерантных взаимоотношений (информационно-целевой; ценноешо-мотива-ционный; содержагельно-деятельностный; рефлексивно-оценочный) с использованием рефлексивных упражнений и коллективных форм деятельности для приобретения навыков толерантного поведения, а также педагогический мониторинг личностного продвижения учащихся в процессе формирования у них культуры толерантных взаимоотношений.

4. Оптимизация и эффекшвность формирования толерантных взаимоотношений у старшеклассников диагностируется согласно разработанным нами в ходе реатиза-ции педагогических условий критериям, показателям и уровням, она зависит также от социально-экономических, социокультурных и этнокультурных особенностей среды, гармонизации объективных (природных) и субъективных факторов народного воспитания, их использования в разработке новых педагогических технологий и форм работы для внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. Основой резуль-

тативности педагогической деятельности в данном случае является педагогический мониторинг, т.е. отслеживание промежуточных результатов процесса, оперативная их коррекция, прогнозирование дальнейших изменений этого процесса.

Апробация работы н внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и педагогических технологий ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева». Материалы исследования докладывались на Научно-практической конференции «Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона» (Черкесск, 2006-2008, 2011-2012), Международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России» (Черкесск, 2007), Научной сессии «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2008), Первом научном форуме «Толерантное пространство современности» (Кисловодск, 2008), Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения» (Омск, 2008), Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы в учреждениях образования» (Черкесск, 2010, 2011).

В процессе экспериментальной работы разработаны и апробированы спецкурсы для старшеклассников «Толерантность - дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества» и программа повышения квалификации для учителей «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа», которые использовались в практике работы школ национальных республик региона. Отдельные положения диссертации нашли внедрение в практике работы учителей школ и преподавателей вузов Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы (274 наименования) и приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены ее проблема, объект, предмет, гипотеза и цель; сформулированы задачи исследования, изложена его методологическая и теоретическая основы, указаны методы исследования и его иеточниковая база, представлены организация и основные этапы исследования, сформулированы и раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, констатируется обоснованность и достоверность результатов исследования, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование толерантных взаимоотношений подрастающего поколения как социально-педагогическая проблема» рассмотрены понятия «толерантность», «этническая толерантность» в современной философской, социологической, психологической и педагогической науках; раскрыто происхождение и характеристика толерантности и толерантных взаимоотношений: содержание, специфика, иерархия сущностных признаков, взаимосвязь с другими категориями, специфические особенности формирования толерантности и толерантных взаимоотноше-

ний в современных условиях; определены предпосылки, критерии, уровни и условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников; выявлена роль этнической культуры и этнической педагогики в формировании толерантных взаимоотношений подрастающего поколения в современных условиях.

Отмечено, что проблемы толерантности в обще.методологическом плане в разных формах присутствуют в классических работах Ф. Аквинского, Д. Алигьери, М. Наду-анского, У. Оккама, Н. Маккиавелли, Г. Лейбница, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо (алфавит). Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Августин Блаженный первыми обозначили этическую проблематику. Следующий этап в разработке методологических основ концепции толерантности, связанный с выделением проблематики гражданского общества, связан с работами И.Канта и Г. Гегеля. Для российской общественной мысли II половины XIX - начала XX вв. также характерен интерес к данной проблематике, что подтверждается анализом творчества Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Ключевского, В. Соловьева, Н. Бердяева, Б. Вышеславцева, П. Новгородцева, И. Ильина. Новый этап развития методологической основы теории толерантности во II половине XX в. обусловил качественно новый уровень разработки проблем толерантности, проявившийся в работах Ю. Хабермаса, Ж. Деррида, М. Фуко, Д. Пассоса, И. Берлина, Л. Страусеа и др., в которых акцентировался человеческий аспект политики. Для исследования общих вопросов толерантности несомненно значение работ классиков западной философской мысли (Г. Алмонд, X. Арендт, Р. Даль, Р. Дарендорф, М. Дюверже, М. Липсет, Дж. Сартори, Р. Таагепер, М. Уоллер-стайн, М. Шугарт и др.), в которых стоит проблема и политической толерантности. В настоящее время в философском, общеметодологическом асиекге проблема толерантности представлена в работах P.P. Валитовой, Е.В. Магомедовой, В.В. Шалина, Е.Л. Дубко и др. При этом толерантность рассматривается многосторонне: как ценность (Б.С. Гершунский, В.А. Лекторский и др.), социальное явление (Ю.В. Арутю-нян, А.Г. Асмолов и др.), качество личности (С.К. Бондарева, A.A. Погодина и др.).

В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями на основе общественного согласия. И в мировой, и в российской национальной программах в данном процессе ключевая роль отводится образованию, социальному взаимодействию, межкультурной коммуникации и толерантным взаимоотношениям между обучающимися (Г.А. Асмолов, С.Л. Братченко, Г.С. Кожухарь, A.A. Погодина, ГУ. Солдатова и др.).

Анализ научной литературы показал, что толерантность (от лат. tolerantia — терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям и поведению; представляет моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов. По направленности можно выделить: внешнюю толерантность (к другим) — сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы; внутреннюю толерантность (внутренняя устойчивость) - способность сохранять равновесие в конфликтной

ситуации, принимать решение и действовать в реальных социокультурных условиях. По сферам проявления различают политическую, научную, педагогическую, административную и этническую толерантности.

Изучение литературы по проблемам формирования личности показало, что только путем диалога этнических культур возможно сформировать такие качества личности, как толерантность, духовность и высокую нравственность. Все эти качества лежат в основе мирного сосуществования народов России. Изучение этнокультуры народов Северного Кавказа позволит старшеклассникам иметь представление о базовых национальных ценностях и их функциях; в соответствии с ними - о ценностях толерантности, культуре межэтнического и межконфессионалыгого согласия, принятых этносами.

Анализ существующих в литературе подходов к определению понятий «толерантность» и «толерантное взаимоотношение старшеклассников», собственный взгляд на них позволили внести в их толкование следующие уточнения. «Толерантность» — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными труппами, с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды, которая должна формироваться в толерантно ориентированной образовательной среде на основе этнической культуры и ведущих этнопедагогических идей мира, добрососедства и этических национальных ценностей. «Толерантное взаимоотношение старшеклассников» — осознанное позитивное бесконфликтное взаимодействие, основанное на уважительном отношении к иной культуре, религии, убеждениям, взглядам, образу жизни, стремлении к сотрудничеству, создании предпосылок для достижения взаимного согласия при различиях в точках зрения, столкновении мнений, мировоззренческих позиций и т.п., что предполагает наличие высокого уровня сформированное™ знаний о ценностных основаниях и гуманистических подходах к межкультурным взаимодействиям, развитие в ходе обучения и воспитания толерантности как личностного качества, способности к позитивной коммуникации и отсутствие предрассудков и стереотипов.

Благодаря авторскому подходу к данным понятиям и имеющимся эмпирическим данным удалось выделить критерии сформированности толерантных взаимоотношений (мотивационно-потребностный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический), сформированное!ь которых может оказаться на высоком, достаточном, среднем (недостаточном) и критическом (инто-лерантном) уровнях.

Мотивационно-потребностный - подразумевает сформированиость позитивной мотивации к бесконфликтным отношениям, склонность к компромиссу, мотивированно положительное отношение к иной культуре, религии, этнической культуре; конструктивность и эмпатию, основанные на сформированных убеждениях в нравственности и правильности этических поступков, направленность на позитивные взаимоотношения в коллективе. Критериальный показатель - уровень сформированности позитивной мотивации к у своению сущности толерантности и иноязычной культуры, потребности в осознании сущностных характеристик культуры толерантности и толерантных взаимоотношений.

Интеллектуально-познавательный — сформироваиность интереса к знаниям о сущности толерантности, толерантных взаимоотношений, осознание необходимости

получения знаний об этнической культуре, мировой культурной традиции, специфики толерантного поведения в разных ситуациях. Критериальный показатель — уровень усвоения знаний, их наличие, устойчивость и осознанность.

Эмоционально-ценностный — предполагает осознание значимости толерантных ценностей, позитивное отношение к национальным и общечеловеческим ценностям как основе взаимопонимания, конструктивных взаимоотношений. Осознание права каждого на собственное мнение, свободное выражение своих взглядов на мир и общественное обустройство, убеждения и вне зависимости от них направленность на конструктивное сотрудничество и позитивные взаимоотношения. Критериальный показатель — способность к позитивным взаимоотношениям, устойчивость эмоций, отсутствие агрессивности, агрессии, тревожности как следствие позитивного принятия окружающего мира.

Деятелъностно-праюпический — осознание принципов толерантных взаимоотношений и поступков, основанных на диалоге, сотрудничестве, взаимопонимании, взаимоуважении во всех жизненных ситуациях; развитие коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности; формирование способности к построению толерантных взаимоотношений в совместной коллективной деятельности. Критериальный показатель — уровень усвоения принципов толерантных взаимоотношений, устойчивость коммуникативного и толерантного поведения.

Изучение динамики уровней сформированное™ толерантных отношений в процессе реализации данного процесса позволяет его корректировать на гностическом (изменения в самооценке, самопринятии, оценке поведения и позиции других людей, ценностной системы, мировоззрении в контексте толерантного поведения); конструктивном (изменения в тактике поведения по отношению к окружающим, основанные на интериоризашш национальных и культурных ценностей); деятельностном (изменения в реальных взаимодействиях в системах «ученик — ученик», «ученик - класс», «ученик — учитель»; проявление толерантных отношений, сохранение автономии и т.д.) и аналитико-результативном уровнях (изменения в анализе поведения, ценностной системе, рефлексия, определение «границ» толерантности н т.д.).

В силу того, что процесс формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников включает в себя использование знаний о национальных ценностях как основы этнокультурных традиций народов Северного Кавказа, выражающихся в духовно-нравственной, религиозной, соционормативной культурах и имеющих мощный воспитательный потенциал, для его организации необходимо наличие следующих условий: постижение ценности толерантности должно происходить в контексте интегрального единства социокультурного и этнокультурного феноменов, обеспечение межпоколенной трансмиссии социально значимых ценностей, отраженных в этно-культуре пародов — через объединение усилий семьи и школы в деятельности. Его же реализация возможна в системе целостного учебно-воспитательного процесса при условии целесообразного освоения национально-культурных ценностей, содержательного отбора и построения дидактического материала в логической последовательности: этническая культура народа —> этническая культура региона —» общероссийская культура —* мировая культурная традиция формирования толерантности личности.

Успешность процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников, обеспеченного разработанными условиями и обогащенным содержанием базовых учебных дисциплин национально-регионального компонента образования, достигается педагогами — носителями этнопедагогической культуры, осознавшими необходимость этнопедагогизации процесса формирования толерантных взаимоотношений молодежи и осуществляющими творческую сущность педагогической деятельности на основе взаимосвязи мировой и этнической культуры.

Предполагаемый результат педагогической деятельности по формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа - толерантная личность, которой присуще принятие себя и других людей такими, какими они есть; установление доброжелательных отношений с окружающими; способность к глубокому пониманию жизни; активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться; развитие творческих способностей; умение полагаться на свой опыт, разум и чувства; способность брать на себя ответственность; приложение усилий для достижения поставленных целей.

Гуманистические традиции этнокулыуры народов Северного Кавказа, основанные на таких принципах, как ненасилие, диалог, взаимопонимание и толерантность, обращены, как правило, не только на членов данного сообщества, но и описывают нормы взаимодействия с представителями иных культур. Именно поэтому гуманизация образования, характеризующаяся этнокультурной направленностью, должна способствовать решению задачи формирования культуры мира и толерантности в межкультурных и межнациональных взаимодействиях.

Предпосылками для формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа, на наш взгляд, являются: возрождение интереса у школьной молодежи к этнокультуре и высокий воспитательный потенциал этнокулыур народов Северного Кавказа; гуманистические традиции этиопе даго гики; направленность школьного обучения на гуманизацию и демократизацию внутришкольных отношений между учителями и учениками, учениками в классном и школьном коллективах, между самими учителями, что ориентирует школьников на продолжение таких же отношений в ближайшем социокультурном окружении; обеспечение преемственности национальных ценностей и этнокультурных традиций, в содержании которых имеется направленность на формирование толерантных взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе школы; возможность использования этнокультурного материала при изучении предметов национально-регионального компонента как основы приобщения к этнической культуре; ориентация педагогических вузов на обеспечение достаточной этнопедагогической подготовки учителей; возможность формирования толерантных взаимоотношений у старшеклассников через возрождение интереса к этнической культуре в условиях демократических преобразовании современного российского общества; наличие эмпирической базы, подтверждающей использование воспитательного потенциала этнической культуры в ходе обучения, воспитания в школе и ее эффективности; имеющийся в средних школах региона методический материал и обобщенный

педагогический опыт по формированию толерантности на основе этнической культуры народов региона.

Во второй главе «Совершенствование учебно-воспитательного процесса как условие оптимизации формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры» описаны ход констатирующего и формирующего экспериментов, приведены их данные, проведённый анализ опытно-экспериментальной работы, выводы и заключение. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать выводы: сложившаяся в работе многонациональных общеобразовательных школ система формирования толерантных взаимоотношений учащихся на основе этнической культуры не имеет должного уровня методологического и методического сопровождения, не интегрирована, т.е. учебно-воспитательный процесс требует корректировки. Анализ эмпирических данных, полученных в ходе диагностики личностных качеств и ценностных предпочтении старшеклассников, на констатирующем этапе эксперимента выявил наличие у них проблем в области межличностных взаимоотношений (наблюдается этнический эгоизм, слабая заинтересованность в выстраивании дружеских отношений со сверстниками, деление по национальному признаку, недостаточная эмпатийность, наличие тенденций использования себя и представителей своей нации в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей ровесников, конфликтность, агрессивность, выраженная тенденция интолерантного взаимодействия и т.д.); у большей их части, хоть и ориентированной на этнические ценности толерантности, сформированность толерантных взаимоотношений находится, в основном, на вербальном уровне; им присущ средний и низкий уровни сформированное™ толерантных взаимоотношений. Выявленное состояние проблемы детерминирует необходимость изучения возможностей, способствующих формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры, создания максимально благоприятных условий для учебно-воспитательного процесса с учетом их этнопсихологических и возрастных особенностей, имеющегося потенциала этнической педагогики. Основываясь на данных педагогического мониторинга, была определена эффективность и рациональность используемых для этого средств. Выявлено, что особое педагогическое воздействие на формирование культуры толерантности оказывают гуманитарные дисциплины, факультативные занятия с активными методами обучения (ролевые игры, дискуссии, «круглые столы» и т.д.), активные и интерактивные методы воспитания (диспуты, дискуссии, тематические внеклассные мероприятия и т.д.).

Для активизации исследовательского процесса была разработана модель формирования -толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа, отражающая цель, содержание, методы, формы, средства, критерии, уровневые показатели и предполагаемый результат исследования (рис. 1). Она состоит из четырех структурных компонентов (целевой, содержательный, организационно-методический, оценочно-результативный), которые находятся между собой в прямой последовательной и возвратной зависимости. Формирование толерантных взаимоотношений у старшеклассников по разработанной нами модели происходило по четырем уровням: гностическому, конструктивному, деятельностно-

Этническая культура (традиции, обряды, обычаи) Педагогический процесс '1

1 Общая цель: формирование толерантных взаимоотношений 1 старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа

Этнопедагогические идеи: человечность, нравственность, мир, эмпатия, добрососедство

Учебно-воспитательная работа

Функции воспитательных институтов: подготовка к труду, подготовка к жизни в общине, к семейной и общественной жизни.

Компоненты: социальныйопыт, этнопедагогика

(педагогика рода, народности, нации)

Факторы: родной язык, УНТ, игр3» природа, общественно-значимое дело, позитивное общение, традиции, быт, религия, искусство, пример

I

Методы, приемы: объяснение позитивных и негативных явлений в общественной и семейной жизни, беседы, запрет, совет, намек, одобрение, благодарность, упрек, табу, уговор и др.

I

Средства воспитания: песни, благопожелания, загадки,

пословицы, поговорки, сказки, легенды, предания и др. Воспитатели: старшие, члены рода, община, семья

Критерии: могивационно погребностный, интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический

Подходы: целостно-системный, этнопедагогический,

аксиологический, культурологический, антропологический, средовый, деят ельн осгный.

Личность старшеклассника

(определение уровней

сформировано сти толерантных отношений

взаимоотношений)

Принципы: творчества и успеха, системность, интеграция, научность, комплексность

Компоненты образовательного процесса: федеральный,

национально-региональный, школьный.

Педагогические технологии процесса формирования

толерантных взаимоотношений. Уровни: высокий* достаточный, средний (недостаточ.)»

критический (интолерантн.)

Функции: образовательная, воспитательная, развивающая

Компоненты: психолого-педагогическая диагностика, организационное и методическое обеспечение эксперимента

Спецкурсы «Толерантность -дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества»,

программа для учителей «Формирование толерантных взаимоотношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа»

I

Этапы: информационно-целевой;

ценносгно-мотивационный; содержательно-деятельностный; рефлексивно-оценочный

Формы и методы: экскурсии, ролевые игры, праздники, этнопедагогические

исследования, лекции, тренинги, праздники, консультации, встречи со старшим поколением

Средства: аудио-, видеофильмы, слайды, кинофильмы, книги, журналы, телевидение, этно-педагогическая, психолого-педагогическая научная литература, компьютерные технологии и др. Оценка и контроль результатов эксперимента (тесты, анкеты).

Участники: социальные институты (семья, школа, общественные организации и др.)

Рис 1. Модель формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа

му и аналитико-коррекционному. При этом каждый предыдущий уровень создавал основу для формирования знаний, навыков н умений, необходимых для реализации последующего уровня. Организация данного процесса проходила поэтапно: I этап — информационно-целевой, II этап — ценностно-мотивацнонный, III этап — содержательно-деятельностный, 1Уэтап — рефлексивно-оценочный. Между ними существовала прямая и возвратная зависимость. Результативность педагогической деятельности оценивалась по данным педагогического мониторинга, который позволял осуществлять замер промежуточных результатов, оперативно корректировать их и определять стратегию дальнейшего хода процесса. Программа педагогического сопровождения процесса воспитания толерантных взаимоотношений у учащихся в условиях школы состояла в целенаправленном и систематическом воздействии на них в процессе обучения педагогическими средствами (аудио-, видиофильмы, слайды, кинофильмы, журналы, телевидение, научная и художественная литература, использование возможностей ПК и т.д.).

Авторская модель позволяла ранжировать уровни воспитанности и толерантных взаимоотношений: высокий уровень (показатели толерантных взаимоотношений проявляются постоянно и устойчиво вне зависимости от сложности и трудностей учебно-воспитательных задач); достаточный уровень (показатели проявляются большей частью и устойчиво в толерантных взаимоотношениях коллектива и личности); средний (недостаточный) уровень (все показатели изучаемого качества личности проявляются в действиях и поступках в целом, но не обеспечивают толерантные взаимоотношения в полном объеме); критический (интолератный) уровень (показатели сформированное™ толерантных взаимоотношений проявляются неустойчиво, учеба и процесс социализации требуют контроля и своевременного вмешательства педагогов и воспитателей (классных руководителей) с целью предотвращения ряда негативных явлений.

Для проведения эффективной ценностно ориентированной деятельности, направленной на осознание толерантных взаимоотношений как ценности, мы посчитали целесообразным проведение мониторинга ценностных предпочтений старшеклассников, который охватил па этапе констатирующего эксперимента представителей базовых школ Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик. Анкетируемые в первую десятку ценностей включили материальные ценности (красивая одежда, досуг, отдых за границей) и ценности личности и общества (любовь, семья, ценности образования, власть, профессия). Интересующие нас ценности — толерантность и толерантные взаимоотношения, мир и свобода, добрососедство, патриотизм и интернационализм, уважение к старшим и национальное достоинство не были приоритетными для них. Подобный факт еще раз подтвердил необходимость организации работы среди старшеклассников в данном направлении. Данные констатирующего эксперимента позволили сформировать равнозначные по исследуемым показателям КГ и ЭГ группы.

Предложенная программа опытно-экспериментальной работы реализовывалась в следующих направлениях. Первое направление - подготовка учителей (определение их уровня толерантности и толерантных взаимоотношений; умение строить толерантные взаимоотношения с коллегами и школьниками; реализация авторской

программы «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культу ры народов Северного Кавказа». Второе направление - планомерная работа учителей со старшеклассниками (введение в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ в качестве факультативных авторские спецкурсы «Толерантность — дорога к миру», «Уроки толерантности для юношества», усиление этиопедагогическими и аксиологическими компонентами содержания учебного материала гуманитарных дисциплин, организация и проведение тематических внеклассных мероприятий: работа кружка межнациональной толерантности, ученические конференции по проблемам толерантности, викторины на знание старшеклассниками устного народного творчества, диспуты и «круглые столы» по проблемам активной жизненной позиции, тренингов и др. На уроках и при проведении внеклассных мероприятий использовался в полном объеме потенциал этнической культуры народов Северного Кавказа (демонстрация обрядов и обычаев, этикетных норм, особенностей социо-нормативной культуры горцев, ролевые и деловые игры, метод погружения в атмосферу этноса, национальной культуры, организация и проведение внутришкольных тематических праздников и фестивалей, применение компьютерных технологий при разработке для их проведения национальных костюмов). Все это помогло создать условия для творческой самореализации каждого старшеклассника, погрузить его в атмосферу психологического комфорта.

При внедрении элементов прог раммы формирования толерантных взаимоотношений в образовательное пространство школ старались в ходе опытно-экспериментальной работы через беседы с детьми и их родителями реализовать такие народные идеи толерантности, как равноправие; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.); право на сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств. При планировании и организации внеклассных мероприятий акцент делали на охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей; их реализация давала возможность каждому участнику следовать своим культурным традициям и обычаям. Использование позитивной лексики при написании сценариев внесло определенный вклад в формирование толерантных отношений как между представителями различных национальностей и вероисповеданий, так и между старшеклассниками — юношами и девушками.

По окончанию формирующего эксперимента были вновь определены уровни толерантности и толерантных взаимоотношений между представителями ЭГ и КГ (Таблица).

Как следует из представленных в ней показателей в уровнях сформированное™ толерантных взаимоотношений испытуемых произошли значительные изменения -увеличилось число учащихся в ЭГ с высоким (с 19,45% до 30,56%) и достаточным (с 28,05% до 33,17%) уровнями и уменьшилось их число со средним (недостаточным) (с 33,71% до 27.96%) и критическим (интолерантным) (с 14,92% до 8,92%) уровнями.

Таблица

Уровни сформированное™ толерантных взаимоотношений между старшеклассниками ЭГ и КГ до и после эксперимента

№№ П/П Уровни Число уч-ся ЭГ до эксперимента (в %) Число уч-ся КГ до эксперимента (в %) Число уч-ся ЭГ после эксперимента (в %) Число уч-ся КГ после эксперимента (в%)

1 Высокий 86 (20,37) 46 (20,72) 129 (30,56) 46 (20,85)

2. Достаточный 124 (29,38) 65 (29,27) 140 (33,17) 65 (29,30)

3. Средний (недостаточный) 149 (35,30) 75 (33,78) 118(27,96) 75 (33,81)

4 Критических"! (интолерантный) 63 (14,92) 36(16,21) 35 (8,29) 35(16,04)

В КГ значимых изменений в показателях не произошло. Исследование выявило при созданных педагогических условиях прямую зависимость между уровнем сформированное™ толерантных взаимоотношений старшеклассников и уровнем профессиональной готовности учителя к ценностно ориентированной деятельности.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы:

1. На воспитание толерантных взаимоотношений оказывает позитивное воздействие этническая культура, определяющая национальные стереотипы поведения, основанные на ведущих гуманистических идеях человеколюбия, добрососедства и мира в традиционной педагогической системе горцев. Оптимизирует протекание данного процесса в условиях общеобразовательной школы использование воспитательного потенциала этнической культуры и педагогики во взаимосвязи мотивационно-потреб-ностного, интеллектуально-познавательного, эмоционально-ценностного и деятель-ностио-практического компонентов.

2. Возглавить данный процесс должен педагог с высокой этнопедагогической подготовкой, усовершенствованной в ходе реализации образовательной программы «Формирование толерантных отношений в школе на основе этнической культуры народов Северного Кавказа», реализуемой в рамках курсов, организованных региональными институтами повышения квалификации работников образования.

3. Эффективному формированию толерантных взаимоотношений на основе этнической культуры народов Северного Кавказа у старшеклассников средней общеобразовательной школы способствует реализация авторских спецкурсов «Толерантность — дорога к миру» и «Уроки толерантности для юношества» в системе целостного учеб* но-воспитательного процесса, создание в образовательном пространстве следующих педагогических условий: наличие этнопедагогической и этнокультурной подготовки у учителей; диагностика сформированное™ толерантных взаимоотношений старшеклассников; разработка стратегии формирования мотивационно-ценностиого отношения у них к данному процессу; использование в учебно-воспитательном процессе МОУ СОШ традиционных, акгивных, интерактивных форм обучения и воспитания; соотнесение полученных установок и навыков толерантного взаимодействия старше-

классников с реальными социальными ситуациями на практике через включение их в социальную деятельность (КТД, взаимопомощь и др.).

4. Использование в учебно-воспитательном процессе этнопедагогического, культурологического, аксиологического и средового подходов позволило старшеклассникам признать значимость общечеловеческих ценностей, возродить прогрессивные этнокультурные и зтнопедагогические традиции, реализовать идеи гуманистического воспитания; утвердить в сознании старшеклассников этические и правовые нормы взаимодействия и непосредственного общения между собой и учителями путем обогащения достижений классической педагогики средствами народной педагогики. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы знания и навыки старшеклассников, применяемые средства, формы и методы учебной и воспитательной работы не только сформировали у них на достаточном уровне этнокультурную компетентность и коммуникативную толерантность, но и способствовали формированию толерантных взаимоотношений в данной образовательной среде.

5. Выявленные педагогические условия, высокий уровень этнопедагогической культуры и профессиональной готовности учителей к деятельности по формированию толерантных взаимоотношений, их умение применять эффективные педагогические технологии, разработанные на основе этнической культуры народов Северного Кавказа и нацеленные на формирование толерантных взаимоотношений, выявили прямо пропорциональную зависимость между уровнем сформированное™ толерантных взаимоотношений старшеклассников и знаниями ими миротворческих идей этнической культуры.

Этническая культура народов Северного Кавказа имеет богатый воспитательный потенциал, основанный на вековых традициях толерантности, гостеприимства, куначества, побратимства и добрососедства. Она — основа мира и стабильности на Северном Кавказе - нуждается в актуализации своих основных положений. Вот почему данная работа не претендует на исчерпывающее исследование проблемы. Многие вопросы формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе приобщения к этнической культуре могут стать предметом новых педагогических исследований.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

1. Тлябичсва '5.4. Общение как социально-педагогический фактор развития и воспитания человека // Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы VI региональной научно-практической конференции. 4.2. - Черкесск, 2006. —С.121-123.

2. Тлябичева З.Ч. Этнический этикет горцев Северного Кавказа как фактор формирования толерантных отношений у старшеклассников // Современные проблемы развития фундаментального образования в национальных регионах России: Материалы Международной научно-практической конференции. — Черкесск: МНУ КЧГ'ТА. 4.2, 2007.-С.317-320.

3. Тлябичева З.Ч. Толерантность как основа возвышения духовно-нравственных потребностей личности /У Современные проблемы развития фундаментального обра-

зовання в национальных регионах России: Материалы Международной научно-нрак-гической конференции. — Черкесск: Издательство МПУ КНГТА, 2007. — С.320-323.

4. Тлябичева З.Ч., Койчуева A.C. Об изменениях ценностных предпочтений молодежи в условиях складывающихся рыночных отношений /;' Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы региональной научно-практической конференция. 4.1. - Черкесск, 2007. -С.207-210 (авторский вклад 70%).

5. Тлябичева З.Ч. Современные проблемы воспитания толерантных отношений в ходе реализации учебно-воспитательного процесса // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета: Материалы научной сессии в двух частях. Часть I. - Карачаевск: КЧГУ, 2008. - С.181-185.

6. Тлябичева З.Ч., Геунаева Р.Б. О ценностных предпочтениях старших школьников в современных условиях И Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Личность и культура в современных гуманитарных исследованиях: Сб. материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и докторантов 23 сентября 2008 г. Т.2 / Под ред. А.И. Барановского. - Омск: Изд-во AHO B1IO «Омский экономический институт», 2008. — С. 132-138 (авторский вклад - 50%).

7. Тлябичева З.Ч., Мисходжева Ф.А. О воспитании подрастающего поколения в контексте культуры мира /7 Молодежь и наука: проблемы, поиски, решения. Личность и культура в современных гуманитарных исследованиях: Сб. материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и докторантов 23 сентября 2008 г. Т.2 / Под ред. А.И. Барановского. - Омск: Изд-во AHO ВПО «Омский экономический институт», 2008. - С. 150-152 (авторский вклад —50%).

8. Тлябичева З.Ч. О мониторинге сформированное™ ценностных ориентации молодежи на толерантные отношения // Толерантное пространство современности: экономика - право - мораль: Материалы Первого Международного научного форума, 25-29 мая 2008. — Кисловодск: Кисловодский институт экономики и права, 2008. — С.90-92.

9. Тлябичева З.Ч., Дудова З.Б. Об этноиедагогическом подходе к организации ценностно-ориентированной деятельности в школе // Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы региональной научно-практической конференции 25-26 апреля 2008 года. 4.1]. —Черкесск: КЧГТА, 2008. - С.58-60 (авторский вклад - 50%).

10. Тлябичева З.Ч., Агаржанокова З.М. О некоторых проблемах формирования межкультурной компетентности в современных условиях // Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы IX региональной научно-практической конференции 25-26 апреля 2009 года Черкесск, Ч.Н. - Черкесск: КЧГТА, 2008. - С. 170-172 (авторский вклад-50%).

11. Тлябичева З.Ч. О преемственности формирования толерантности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы и вуза // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2009. -в. 8 —С. 113-121.

12. Тлябичева З.Ч. О формировании толерантной личности в ходе обучения и воспитания // Инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы в учреждениях образования: Материалы Международной научно-практической

конференции 17-18 мая 2010 г. Нижний Архыз. - Черкесск: «СКГГТА», 2011. - 4.2.

- С.117-119.

13. Тлябичева З.Ч. Об организации опытно-экспериментальной работы но формированию толерантных отношений // Инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы в учреждениях образования: Материалы Между народной научно-практической конференции. 4.2. - Черкесск: Издательство МПУ ГОУ ВПО СКГГТА, 2011. -С. 115-120.

14. Тлябичева З.Ч., Мисходжева Ф.А. О некоторых аспектах взаимосвязи коммуникативной культуры и толерантных отношений у старшеклассников // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011 — В.1. - С.142-150 (авторский вклад

- 50%).

15. Тлябичева З.Ч., Мисходжева Ф.М. О воспитании толерантных взаимоотношении обучающихся и развитие готовности к позитивной коммуникации в контексте концепции культуры мира // Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы XI региональной научно-практической конференции 22-23 апреля 2011 года. - Черкесск: СКГГТА, 2011. - С.128-130 (авторский вклад — 50%).

16. Тлябичева З.Ч., Мисходжева Ф.М. О роли коммуникативной компетентности в формировании толерантности подрастающего поколения // Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы XI региональной научно-практической конференции 22-23 апреля 2011 года. -Черкесск: СКГГТА, 2011. - С. 132-134 (авторский вклад - 50%).

17. Тлябичева З.Ч., Борлакова Ф.Р. Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения на толерантность у обучающихся // Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы XI региональной научно-практической конференции 22-23 апреля 2011 года.-Черкесск: СКГГТА, 2011. - С. 136-138 (авторский вклад-50%).

18. Тлябичева З.Ч. Народная культура как фактор толерантных взаимоотношений личности // Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона: Материалы региональной научно-практической конференции. -Черкесск, 4.2. - 2012. - С.298-301.

Подписано в печать 19.02,2013. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 18. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тлябичева, Зурида Черновна, Карачаевск

ГОУ ВПО «КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.У.Д.АЛИЕВА»

На правах рукописи ТЛЯБИЧЕВА ЗУРИДА ЧЕРНОВНА

04201456725

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Научный руководитель:

Доктор педагогических наук, ______профессор Койчуева A.C.

Карачаевск - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................. 4

Глава I Формирование толерантных взаимоотношений подрастающего поколения на основе этнической культуры как социально-педагогическая проблема......... 19

1.1 Понятия «толерантность», «этническая толерантность», «толерантные взаимоотношения»

в философской, социологической, психологической и педагогической науках.......................................... 19

1.2 Предпосылки, критерии, уровни, условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников

на основе принципов толерантности........................... 46

1.3 Роль этнической культуры и этнической педагогики в формировании толерантных взаимоотношений

подрастающего поколения в современных условиях....... 68

Выводы по главе..................................................... 89

Глава II Совершенствование учебно-воспитательного процесса как условие оптимизации процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры 94

2.1 Повышение этнопедагогической культуры учителей как условие организации эффективной опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений................................. 94

2.2 Формирование навыков межкультурной коммуникации и толерантных взаимоотношений на основе этнической культуры у старшеклассников................................... 124

2.3 Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе использования воспитательного потенциала этнической

культуры.............................................................. 138

Выводы по главе.................................................... 160

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 165

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................... 170

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................... 188

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество, многонациональное и многоконфессиональное, наряду с позитивным опытом мирного сосуществования, традициями добрососедства и народной демократией, воспитательной практикой и имеющимся педагогическим потенциалом, наталкивается на ряд проблем, вызванных как общечеловеческими цивилизационными процессами - глобализацией, миграционными процессами, аккультурацией, так и разрушительными войнами, революциями и катастрофами, потрясающими те или иные регионы мира.

В таких условиях выживание человечества требует толерантности в отношениях между государствами, народами, людьми, вместе с тем, реально существующие государственные, национальные, частные интересы приводят к противоречиям и конфликтам. Взаимопонимание между людьми, взаимопроникновение различных культур, уважение к традициям иных народов, осознанное допущение иной точки зрения на одно и то же явление, плюрализм мнений и оценок и т.п. взаимоотношения — вот то, чему необходимо научиться человечеству. Противоречия, закладываемые глобализацией, выдвигают перед образованием новую задачу - подготовить молодых людей к жизни в условиях поликультурной среды.

Осознанию мировым сообществом необходимости терпимости как нормы межгосударственных, межнациональных и межличностных отношений, противостоят многолетние, а порой и многовековые споры за территории, природные ресурсы, частные или государственные интересы, национальная ограниченность и эгоизм, а также традиции вражды, стереотипы борьбы и инертность общественного сознания, не представляющего последствий войн и катастроф. Так, Ю.А. Шрейдер справедливо отмечал, что «самая страшная из грозящих нам катастроф - это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого на Земле), сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке».

Согласно исследованиям как отечественных, так и зарубежных учёных, альтернативой этому может служить только диалог ментальностей и

этнических культур, использование воспитательного потенциала и гуманистических идей этнической педагогики.

Состояние исследования проблемы. Вопрос формирования

толерантных взаимоотношений на основе этнической культуры у старшеклассников сложен и многогранен. Зачатки теории о необходимости толерантных взаимоотношений, формировании толерантной культуры можно найти в трудах таких мыслителей прошлого, как Аристотель, Тертуллиан, А. Аврелий, Г.В.Лейбниц и другие философы. Идеи о предоставлении равных возможностей и справедливых взаимоотношений разрабатывались представителями эпохи Просвещения, такими, как Дж. Локк, И.Г. Песталоцци Ж.-Ж. Руссо, и др. Большой вклад в решение этой философской, социальной и педагогической проблемы, внесли представители эпохи Возрождения Т. Мор, Т. Кампанелла, а также отечественные исследователи данной проблемы В.Г. Белинский, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, H.A. Добролюбов, М.В. Ломоносов, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Разработкой вопросов воспитания толерантных взаимоотношений и аксиологическим подходом к этой проблеме занимались такие известные ученые, педагоги и писатели как P.P. Бандура, Е.В. Бондаревская, Е.В. Брянцева, О.С.Газман, А.С.Гаязов, П.Ф. Каптерев, Н.М. Карамзин, Н.К. Крупская, Н.Д. Никандров, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, А.Ф. Никитин, А.И. Ореховский, Н.И. Пирогов, А.Н. Радищев, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, С.Т. Шацкий, педагогическое наследие которых лежит в основе и нашего исследования.

Различные вопросы формирования толерантности и толерантных взаимоотношений нашли свое отражение и в диссертационных исследованиях последних лет. Это работы Е.М. Карпезиной «Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов» (2009); С.А. Ашиновой «Формирование толерантных отношений к близкому другому у школьников в условиях современной социокультурной среды» (2006); А.П. Цукановой «Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов)» (2006), Н.В.Недорезовой «Толерантность в межличностном общении старшеклассников» (2005) и мн. др.

Многие учёные приходят к мнению, что в нынешнем веке, представляющим собой кульминационный период развития современной цивилизации, век великих научных открытий и свершений, но вместе с тем и глобальных природных и социальных катастроф, необходимо прийти к согласию и примирению, как между народами, так и между людьми всех наций и народностей, т.е. осознанию настоятельной необходимости формирования толерантных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности и взаимоотношений. Современной моделью толерантных отношений, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество людей, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Он считает, что толерантность -это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, вместе с тем, выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, включает уважение человеческого достоинства, не допускает рассмотрения человека в качестве средства.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической, политологической и философской литературе (B.C. Библер, М. Ганди,

A.Гжегорчик, A.A. Деркач, M.JI. Кинг, М.С.Коган, Ж. Саймон, А.Д. Сахаров, Е.В. Селезнева, В.А. Тишков, JI.H. Толстой) имеется ряд работ, рассматривающих понятие толерантности. Несмотря на то, что в педагогике этой проблеме уделяется достаточно внимания, категория «толерантность» не получила глубокого научного осмысления. С другой стороны, в психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы. Это, прежде всего, идеи и подходы «гуманистической педагогики» (Ш.А.Амонашвили, М.А. Данилов, М.Монтессори, В.А.Сухомлинский и другие), «педагогики сотрудничества» (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман,

B.В. Давыдов, И.Л. Иванов, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие), «педагогики ненасилия» (А.Г.Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и другие), «педагогики культуры мира» (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и другие).

В то же время, данная проблема в контексте формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры еще не рассматривалась. Поликультурное, полинациональное государство, которым является Россия, имеет собственные и весьма серьезные проблемы в межнациональных и межконфессиональных отношениях. В одном ареале, одном государстве «соседствуют» различные общности людей с собственным социальным опытом, собственными национальными ценностями и, наконец, собственной культурой. При этом каждая общность, каждая национальность имеет этническую культуру, отличающуюся от другой. В современных условиях социально-экономической дестабилизации сохранение той или иной этнической субкультуры зачастую связано с негативными проявлениями - национальным эгоизмом, гипертрофией национального сознания и т.д. Вспышки террора, шовинизм, ксенофобии -своеобразный показатель наличия упущений в воспитании подрастающего поколения в семье и школе.

A.A. Погодина подчеркивает, что причины неадекватных проявлений других чаще продиктованы собственной демонстрацией нетерпимости, низким уровнем толерантности. Одной из альтернатив этому процессу может стать опыт культуры мира и добрососедства, накопленный за многие годы посредством народной дипломатии горских народов, их воспитательным опытом, позволившим формировать толерантные взаимоотношения у подрастающего поколения.

Тем не менее, возможности традиционных форм, методов, средств формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в полиэтнической среде ограничены и не могут обеспечить обучения и воспитания, направленного на развитие менталитета, созидающего межэтническую толерантность. К тому же, они недостаточно ориентированы на развитие толерантного мышления обучающихся, свидетельствуют об их стагнации и даже наличии негативных тенденций, которыми являются: устойчивые стереотипы в реализации учебно-воспитательного процесса, отсутствие инновационных моделей, технологий в обучении толерантным взаимоотношениям; использование авторитарных подходов, оказывающих негативное влияние на педагогическую деятельность; отсутствие системной

связи с другими воспитательными институтами и др. Все они указывают на наличие противоречий и недостатков подготовки старшеклассников к толерантным взаимоотношениям в средней общеобразовательной школе.

Вывод, вытекающий из результатов теоретического и практического анализа состояния проблемы, состоит в том, что система формирования толерантных взаимоотношений в школе недостаточно использует воспитательный потенциал этнической культуры.

Таким образом, в практике обучения и воспитания в школе наблюдается ряд противоречий между:

- потребностью общества в формировании толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры и недостаточностью деятельности школы по их формированию;

- проявлением интолерантности обучающихся, низкой эффективностью существующих форм и методов работы по её преодолению и недостаточным вниманием педагогов к разработке инновационных технологий формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в ходе обучения и воспитания, недостаточной педагогической рефлексией и подготовкой учителей к формированию межнациональной толерантности у старшеклассников на основе этнической культуры;

- несоответствием системы этнопедагогической подготовки педагогических кадров современным требованиям, продиктованным демократизацией и гуманитаризацией общества и необходимостью этнопедагогизации учебного процесса с целью формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры.

Сформулированные противоречия ослужили основанием для постановки проблемы исследования - каковы педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в полиэтнической среде на основе этнической культуры народов Северного Кавказа?

Цель исследования: разработать педагогические условия формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа и экспериментально установить их эффективность

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников в ходе обучения и воспитания на основе этнической культуры народов Северного Кавказа

Гипотеза исследования: процесс формирования толерантных отношений у старшеклассников может быть педагогически эффективным, при обеспечении:

- диагностики поэтапного формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе воспитательного потенциала этнической культуры, раскрытия её особенностей, сущности, миротворческих идей;

- разработки и применения в опытно-экспериментальной работе концепции, модели и технологии формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры народов Северного Кавказа;

- повышения профессиональной и этнопедагогической компетентности педагогов, их методологической, методической, научно-педагогической базы, необходимой для формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников;

- введения в учебно-воспитательный процесс аксиологического и этнокультурного компонента, обеспечивающего толерантное отношение к сверстникам, применения новых индивидуальных и коллективных форм работы в организации приобретения старшеклассниками социального опыта толерантных взаимоотношений, сочетания традиционных, нетрадиционных и интерактивных форм внеклассной и учебно-воспитательной работы;

- использования педагогического мониторинга формирования этнокультурной компетентности и личностного продвижения в процессе формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников согласно разработанным критериям, уровням, показателям.

Целью, объектом и гипотезой исследования определяется постановка следующих задач исследования:

Ч

- уточнить и конкретизировать сущность и структуру толерантности в образовательной сфере, обосновать роль этнической культуры в формировании толерантных взаимоотношений.

- разработать совокупность критериев, показателей и уровней сформированности толерантных взаимоотношений старшеклассников

- определить и обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию толерантных взаимоотношений старшеклассников на основе этнической культуры

- разработать и обосновать модель процесса формирования толерантных взаимоотношений старшеклассников.

- провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий формирования толерантных взаимоотношений старших школьников, эффективность модели и педагогической технологии.

Методологической основой исследования выступили философские, педагогические, психологические, социологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу толерантности как предмета междисциплинарного исследования; идеи о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; о регуляции социального поведения личности; о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения и воспитания.

Теоретической основой исследования явились представления В.В. Макаева, JI. JI. Супруновой, М.Г. Тайчинова о принципах и подходах к поликультурному образованию; Е.В. Бондаревской — о личностно-ориентированной системе образования; концепция менталеобразующей функции образования (Б.С.Гершунский, Е.В.Бондаревская) и единства кавказского менталитета (Р.Г. Абдулатипов, Г.С. Денисова, О.Н. Дамениа), теория социального взросления и этнической социализации личности (А.В.Брушлинский, Е.П.Белинская, Б.А. Вяткин, М.Р. Гинзбург, В.С.Саблин, Д.И.Фельдштейн); вопросы использования педагогического мониторинга личностного продвижения в процессе формирования толерантных отношений у старшеклассников; (JI.A. Саркисян, A.A. Саркисян, АА. Погодина).

Мы также опирались на научные труды и положения, затрагивающие

10

проблемы нового глобального мышления и воспитания толерантности (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, А.Г. Асмолов, В.