автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения
- Автор научной работы
- Ахмадеева, Рида Ахнафовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ахмадеева, Рида Ахнафовна, 1996 год
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
§1. Проблема отношения и ценности в музыкально-эстетическом воспитании будущих учителей начальных классов.15
§2. Структура ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству. ,33
§3. Организация и методика констатирующего исследования ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству , . . . 42
ГЛАВА П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
§1. Дидактическая система формирования ценностного отношения.61
§2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к музыкальному искусству у будущих учителей начальных классов. 74
§3. Анализ динамики формирования ценностного отношения студентов к музыке . .106
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения"
Актуальность исследования. Формирование духовно-ценностных отношений в подготовке современного учителя является наиболее актуальным среди проблем, стоящих перед обществом и высшей школой. Это связано, прежде всего, с тем, что характер развития начального,среднего и высшего образования во многом определяется социально-экономическими и политическими установками, сложившимися взаимоотношениями между школой, обществом и государством. Любые изменения в общественных или производственных отношениях прямо или косвенно сказываются на всех звеньях системы образования. Это особенно наглядно проявляется в последние годы: утрачены старые идеалы, происходит разрушение многих традиций и устоев. Вместе с тем, как записано во Всеобщей декларации прав человека, " образование должно быть направлено к полному развитою человеческой личности". В числе важнейших задач, по-прежнему, остается гуманитаризация образования и на первый план выходит проблема возрождения духовных ценностей.
Основы всестороннего развития подрастающего поколения закладываются в начальных классах. И потому в области педагогического образования особая роль должна быть отведена подготовке учителей, которым предстоит работать в этом звене.
Одной из задач учебно-воспитательного процесса на факультете начальных классов яшяется формирование готовности студентов к эстетическому воспитанию младших школьников, ибо наряду с учителями музыки, учителя начальных классов призваны решать важнейшие задачи духовно-творческого развитая учащихся, приобщения их к серьезному искусству, воспитания эстетического вкуса.
В психолого-педагогической и методической литературе проблема эстетической подготовки учителя начальных классов средствами искусства относится к числу малоразработанных. Имеются лишь работы,связанные с отдельными аспектами рассматриваемого вопроса. Так, эстетическому воспитанию учащейся молодежи средствами искусства посвящены исследования С.А.Аничкина,Э.Г.Ар-дашировой, А.А.Беляна,М.А.Верба,й.И.Казимирской,Е.В.Квятков-ского, Б.Т.Лихачева, Т.В.Морозовой, Л Л.Печко,В.А.Разумного, А.В.Толстых, Е.М.Торшиловой, Л.В.Школяр,Б.П.Юсова и др. Большой интерес вызывают рекомендации по подготовке студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию учащихся Н.М.Ко-нышевой, Г.А.Петровой.
Общим вопросам музыкального образования посвящены труды Л.А.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, Г.М.Когана, В.Д.Критской, Л.А.Мазеля, Г.Г.Нейгауза, В.АЦ^ВДрманаи др., музыкально-педагогической подготовке учителей музыки - О.А.Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Г.м.Цьшина, -В.Н.Шацкой, музыкальному обучению учителей начальных классов - А.Й.Адищева, Г.С.Ригиной, Т.Д.Сусловой, А.Е.Трушина и др.
В работах некоторых исследователей, рассматривающих вопросы музыкального обучения студентов факультета педагогики и методики начального обучения ( Т.Л.Беркман, Г.К.Овакумова, В.й. Шарабуров и др.), проанализированы.различные аспекта музыкального образования студентов начфака. Среди них:
- межпредметные связи как одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса;
- роль взаимосвязи музыкальных дисциплин, их единая направленноеть;
- общее музыкальное развитие в активизации фортепианной подготовки студентов педвуза;
- соединение общепедагогического и специального музыкального образования студентов как основа музыкальной подготовки учителя начальных классов;
- новые пути организации музыкальной подготовки будущего учителя начальных классов, методы формирования навыков игры на фортепиано с учетом имеющегося музыкально-слухового опыта студентов.
Анализ перечисленной психолого-педагогической, методической, музыковедческой литературы показал, что в ней мало конкретизируются вопросы выработки социально-нравственной, жизненной, эстетической и профессиональной позиции будущего учителя начальных классов средствами искусства, не освещаются в полной мере проблемы формирования ценностного отношения учащихся к искусству.
Исследование состояния эстетической подготовленности выпускников факультета начальных классов обнаружило ряд пробелов вузовской подготовки. Для большинства студентов характерно слабое представление о познавательных и воспитательных функциях искусства, о путях использования музыкально-художественных ценностей в учебно-воспитательном процессе.
Практика совершенствования массового музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловливает необходимость значительного улучшения профессиональной подготовки учи целей начальных классов. Одним из критериев высокой квалификации преподавателя музыки является не только умение успешно обучать пеншо, но и способность педагога посредством искусства воспитывать в учащихся личностные качества, социально ценностные черты. В связи со сложностью проблем музыкально-эстетического воспитания школьников, с решением которых сталкивается учитель начальных классов, его музыкальная подготовка должна быть весьма глубокой и разносторонней.
Однако с этой задачей начальные факультеты справляются,в основном, недостаточно по многим причинам. Во-первых,невысокий уровень музыкально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов объясняется ограниченностью времени, отведенного на индивидуальные занятия по фортепиано. Кроме того,немаловажно и то, что большинство абитуриентов приходит в вуз,не имея специального музыкального образования, и им приходится в кратчайшие сроки усвоить достаточно большой по объему, к тому же для них малоизвестный материал» Существует и такая причина, как отсутствие опоры на предшествующий, спонтанно приобретенный музыкальный опыт абитуриентов, добытый в процессе " бытового" общения с музыкой. Использование этого опыта в развитии музыкальной культуры - важное средство активизации музыкально-художественной подготовки студентов. Во-вторых, недостатки в образовании в известной мере связаны и с содержанием ныне действующих программ по предметам музыкального цикла.
К музыкальным дисциплинам относится, в частности, обучение игре на музыкальном инструменте. Содержание и процесс обучения студентов игре на фортепиано во многом не отвечают широким требованиям, предъявляемым к уаителю, ведущему музыкально-эстетическую работу в условиях общеобразовательней, школы.
Данный предмет, преподаваемый по принятой программе ( Индивндуальная музыкальная подготовка.М.Д989), не раскрывает в полной мере свой воспитательный потенциал по многим причинам, Во-первых, хотя этот предмет и включен в программу музыкально-художественного цикла, то есть должен представлять собой урок искусства, урок по выработке и привитию учащимся навыков художественного освоения мира, его чаще всего сводят к изучению различных теоретических положений по проблемам музыкознания, повышению исполнительского мастерства и т.д.; во-вторых, занятия лишены личностного смысла, так как при освоении материала не уделяется должного внимания критериям нравственной, эстетической оценки изучаемых музыкальных произведений, ориентации студента на эмоциональную отзывчивость, рефлексию; в-третьих,данная программа составлена без учета художественно-творческих, эмоционально-интеллектуальных возможностей студентов; в-четвертых, программа не нацелена на формирование внутреннего мира студента, его ценностных представлений, идеалов.
Понятие " отношение" выступает в качестве фундаментальной категории в ряде наук: философии, эстетике, психологии, социологии, педагогике и др. Современная психология указывает, что формирование человеческой личности есть формирование системы ее отношений к предметам и явлениям объективного мира. Бот почему педагоги считают, что их усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование нравственно-элегических, эстетических и других отношений личности, соответствующих требованиям сегодаяшнегсиня.
Опыт практической работы в педвузе показывает, что в процессе изучения музыкальных произведений на индивидуальных занятиях по фортепиано студента вначале, как правило, затрудняются дать адекватную характеристику тому или иному музыкальному явлению.
При выполнении серии заданий на целостность восприятия и определение уровня развития эмоционально-интеллектуальных и творческих способностей студентов выяснилось, что обучаемые в большинстве случаев руководствуются лишь элементами логического анализа» в их оценках художественных ценностей отсутствует эмоциональная окраска в сочетании с желанием творческого "домысливания" подтекста художественного произведения. В результате широкого использования различных уровней педагогического общения со студентами, опоры на их предшествующий музыкальный "слуховой опыт" ( по выражению Б.В.Асафьева) повышается степень осмысления изучаемых музыкально-художественных ценностей, усиливается эмоционально-личностная окраска в их восприятии.
Сказанное выше подтверждает мысль М.С .Кагана о том, что специфика искусства как ценности проявляется в полной мере только тогда, когда искусство входит в сферу духовного общения между людьми, общения, как:
1) коммуникативной связи субъектов;
2) их взаимодействия;
3) взаимного восприятия.
Современная психология разработала самые различные стороны проблемы общений. Ввиду ее многоаспектноети она рассматривается во многих областях психологии; социальной ( А.А.Бода-лев, А.В.Петровский, Е.Дубрович), возрастной и педагогической психологии ( М.Й.Лисина, П.й.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Злько-нин, А.А.Леонтьев, В.А.Кан-^алик).
В общении открывается возможность обогащения индивидуального опыта личности. Данная категория рассматривается в работах Б.# Ломова, М.ИЛисиной, М.С .Кагана. В трудах перечисленных авторов анализируются функции, формы общения, однако недостаточно внимания уделяется изучению возможностей общения в процессе эстетического воспитания учащейся молодежи. Между тем, роль общения чрезвычайно велика в формирований мотивационно-ценностной сферы личности будущего учителя, его эстетических идеалов, ориентации, которые складываются в диалектическом противоборстве мнений, позиций и т.д.
Проблема педагогического общения в музыкальной педагоги-ке-одна из менее разработанных. Вместе с тем, опыт известных музыкантов-педагогов ( Г.Г.Нейгауза, Г.М.Когана, Н.Е.Метнера и др.) показал определенное влияние форм межличностных контактов на характер усвоения художественно- образного содержания произведений, изучаемых в исполнительском классе.
Анализ существующей системы музыкально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов выявил существенную недооценку роли общения в учебном процессе и полное отсутствие научно-практических рекомендаций по этому вопросу. Педагогическое общение,как фактор совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя,несомненно способствует формированию духовной культуры. процесс формирования ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыке как виду искусства является одним из важнейших аспектов развитая общей эстетической культуры выпускников вуза ( ТЛ.Беркман, Г.А.Петрова,Г.С.Ригина). Анализ образовательной практики в высшей педагогической школе свидетельствует о том, что наиболее уязвимой в ней сферой является проблема воспитания положительного отношения учащейся молодежи к искусству. Нельзя не отметить, что ослабление престижа, приоритета духовной культуры в современном обществе в обязательном порядке должно было привести ( и привело) к равнодушному, а нередко и негативному отношению студентов педвуза к серьезной музыке.
Таким образом, актуальность избранной для исследования темы не вызывает сомнения. Ее изучение бесспорно важно, так как без научно-теоретического обоснования не может быть и эффективной реализации заложенных в ней идей. Вместе с тем,воспитание гармоничной личности,безусловно, предполагает формирование ценностного отношения к явлениям действительности вообще и к искусству, в частности.
Цель исследования- разработка эффективных педагогических путей формирования ценностного отношения к музыкальному искусству у будущих учителей начальных классов.
Объект исследования- процесс эстетического воспитания будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования.
Предмет исследования - процесс формирования ценностного отношения к музыкальному искусству на индивидуальных занятиях по фортепиано со студентами факультета педагогики и методики начального обучения.
Гипотеза - процесс формирования у будущих учителей начальных классов ценностного отношения к музыкальному искусству будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: а) проведение целостного анализа музыкального произведения, раскрывающего обцешлоричёские и специфические закономерности музыкального развития; б) ориентация восприятия студентов в процессе постижения художественно- образной сущности изучаемых произведений на музыкально-эстетические ценности, связанные с категорией красоты; в) использование приемов активизации умственной деятельности ( выделение главного, сравнение, обобщение); г) внедрение разнообразных форм педагогического общения студентов и преподавателя ( беседы, диалога, дискуссии) как форм организации индивидуальных занятий по фортепиано. Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что совокупное использование данных условий и их объединение в дидактическую систему должно способствовать повышению уровня ценностного отношения студентов к музыке, достижению целенаправленного педагогического руководства их художественно- оценочной деятельностью.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования;
1. Изучить условия индивидуального музыкального обучения студентов на факультете начальных классов: а) проанализировать содержание программы по предмету "Музыкальный инструмент"; б) изучить опыт по использованию форм педагогического общения ( беседы, диалога, дискуссии) в практике преподавания в фортепианных классах.
2. Разработать критерии определения уровней ценностного отношения к искусству у будущих учителей начальных классов.
3. Организовать музыкально-художественную оценочную деятельность студентов, направленную на формирование ценностного отношения к музыке в процессе педагогического общения.
Методологической основой исследования являются теоретические положения социологических и психолого-педагогических наук об отношении человека к явлениям действительности и к искусству, о взаимосвязи ценности и оценки ( В.Брожик, О.Г.Дроб-ницкий, А.Г.Здравомыелов, M.С.Каган, H.К.Крупская, 5#ТЛихачев, А.С.Макаренко, В.Н.Мясищев, А.В.Толстых, В.П.Тугаринов, С.Т.Шацкий, В.Й.йдов), об основных категориях эстетики С А.И. Буров, А.§. Лосев, М.#. Овсянников, В.П.Шестаков и др.). Автор опирался на следующие положения психологии: а) о единстве деятельности и общения ( А.А.Водалев, А.А.Леонтьев); б) о межличностных контактах как форме сотрудничества ( Л.С.Рубинштейн); в) о специфике восприятия искусства и художественно- эстетического творчества ( Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Е.М.Торшилова); г) об активизации умственной деятельности ( П.Я.Гальперин, В.Ф.Паламарчук, Н.Ф.Талызина)♦ Теоретической базой послужили также некоторые положения музыковедческой науки о восприятии, анализе и оценке музыкального произведения ( В.В.Асафьев, Е.Д. Критская, Е.В.Назайкинский, В.Н.Холопова, Т.В.Чередниченко, Г.М.Цыпин). В качестве методологической базы исследования использовались работы современныхи&сЛедовагелейв области музыкознания ( А.Г. Костюк, В.В.Медушевский, ^.Н.Холопов), а также музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
I. Теоретические: а) анализ психолого-педагогической, методической , искусствоведческой, музыковедческой литературы; б) моделирование.
2. Эмпирические: а) анализ учебной документации по предмету; б) обобщение личного педагогического опыта автора исследования; в) диагностирование, включающее анкетирование, беседу, наблюдение, тестирование; г) эксперимент ( констатирующий, формирующий, контрольный).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования ааключаются в следующем:
- охарактеризован феномен ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству;
- определена структура ценностного отношения студентов к музыке;
- разработаны критерии определения уровней ценностного отношения к искусству у будущих учителей начальных классов;
- теоретически обоснована и экспериментально апробирована дидактическая система формирования у студентов ценностного отношения к музыке, определены педагогические условия, которые способствуют развитию ценностного отношения. Беседа, диалог, дискуссия ( как формы организации индивидуальных занятий по фортепиано) представляют собой систему обучения, предусматривающую возможность различных творческих ценностных позиций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработана методика целенаправленного формирования у студентов ценностного отношения к музыке.
Теоретические положения исследования могут быть использованы преподавателями по фортепиано на факультете начальных классов, а также в качестве дополнительного методического материала при чтении курса " Методика музыкального воспитания".
Достоверность исследования обеспечена использованием методологических подходов, отражающих фундаментальные положения теорий отношения, ценности и оценки, общения, восприятия? анализов современных философских, социологических, психологических и педагогических работ по проблеме исследования; совокупностью исследовательских методов, адекватных предмету, объекту и цели исследования.
Апробация исследования и практическое внедрение его осуществлялось: а) в процессе опытно- экспериментальной работы на индивидуальных занятиях по фортепиано на факультете начальных классов Башкирского государственного педагогического института; б) в ходе выступления автора на научно-практических конференциях в гг.Бирске и Уфе ( 1993-1994 г.г.)» на республиканской научно- методической конференции в г. Уфе ( 1995 г.); в) посредством публикации основных результатов диссертационной работы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Общие выводы исследования:
1. Гипотетическое предположение о том, что процесс формирования у будущих учителей начальных классов ценностного отношения к музыкальному искусству будет аффективным при соблюдении ряда педагогических условий и их совокупное использование в дидактической системе должно способствовать повышению уровня ценностного отношения, достижению целенаправленного педагогического руководства художественно- оценочной деятельностью студентов, получило опытно-экспериментальное подтвреждение.
2. Подтверждено теоретическое обобнование роли педагогического общения ( беседы, диалога, дискуссии) как эффективного средства, способствующего формированию ценностного отношения студентов к музыкальному произведению. Успех всей учебно-вос-пительной работы ( в том числе и музыкально-эстетического воспитания) во многом зависит от действенности межличностных контактов.' Специфика процесса обучения игре на фортепиано требует активного совместного обсуждения исполняемого произведениями, отстаивания студентами своего личностного отношения к музыкальному сочинению. Это возможно осуществить лишь при свободном обмене мнениями, противопоставлений различных ценностных позиций в условиях диалогического обучения.
3. Установлено, что методика поэтапного формирования музыкально-развитого, полноценного восприятия музыки в условиях диалогического обучения и активизации умственной деятельности способствует гармонизации отношений студентов с искусством,позволяет им преодолеть негативное отношение к серьезной музыке, подняться с репродуктивного уровня на репродуктивно-творческий, а некоторым из них - на творческий уровень./
4. Выявлены методы обучения, способствующие активизации художественно-оценочной деятельности студентов ( метод " заинтересованного наблюдения", метод целостного анализа в соединении с приемами активизации умственной деятельности, метод рриентации восприятия обучаемых на музыкально-эстетические ценности, связанные с категорией красота).
5. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования ценностного отношения студентов к музыке. Изучения требувт вопросы, связанные,/:с преемственностью в совершенствовании художественно- оценочной деятельности будущего учителя начальных классов и младших школьников.
Особый интерес приобретает исследование художественно-эстетических моделей восприятия и оценки музыкального искусства детьми данного возраста, а также особенностей педагогического руководства процессом формирования у них адекватного, творческого, ценностного отношения к музыкальным явления«.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходные данные опытно-экспериментальной работы показали, что музыкально-эстетическая подготовленность студентов факультета начальных классов отличалась неоднородностью и нуждалась в выравнивании по ряду параметров. Констатирующее исследование позволило установить, что уровень развития ценностного отношения к музыкальному искусству у большинства студентов низкий. На протяжении трех лет обучения проявлялась тенденция снижения активности обучаемых в этом виде художественно-оценочной деятельности. В оценочных суждениях многих студентов преобладало отрицание или сомнение в личностной значимости изучаемых музыкально-эстетических ценностей, связанных с категорией красоты. Для них было характерно отсутствие желания посещать индивидуальные занятия по фортепиано, стремление к получению музыкально-теоретических знаний, развитию исполнительских и слуховых навыков.
В некоторых группах студентов, особенно на третьем курсе, не наблюдалась эмоционально-эстетическая удовлетворенность от восприятия произведений музыкальной классики.
Как показал начальный этап эксперимента, часть студентов не обращала внимания на качество исполнения, а к музыкально-эстетическим ценностям того или иного содержательного уровня ( фонического, интонационного, музыкально-событийного) относилась индифферентно. Это лишало их возможности эстетически полноценно воспринимать музыкальные явления. Поэтому в ходе экспериментальной работы мы стремились обращать внимание обучаемых на ценностноое значение для авторского замысла всех слоев музыкального произведения. Неумение студентами провести качественный теоретический анализ приводило, соответственно, к искажению музыкального текста при исполнении, что способствовало нарушению законов музыкальной логики, лежащих в основе сочинения.
В ходе экспериментальной работа было выяснено, что существующие недостатки в художественно- оценочной деятельности студентов во многом были обусловлены механическим переносом имеющихся у них общеучебных мыслительных навыков на занятиях по фортепиано без учета специфики данного предмета - урока искусе тва.
Мы установили, что необходимым условием адекватного ценностного отношения к музыкальному искусству является развитое, полноценное восприятие. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что, в основном, без стимулирования извне, со стороны педагога, студенты не в состоянии правильно оценить то или иное произведение. Это связано с тем, что для многих студентов было характерно слабое ориентирование в музыкальной драматургии, свойственно неадекватное восприятие художественно-образной сущности произведения, то есть непонимание законов красоты, музыкальной логики анализируемого сочинения.
В ходе формирующей опытно-экспериментальной работы была проверена эффективность предлагаемой нами методики проведения индивидуальных занятий по фортепиано. На всех этапах эксперимента были сделаны срезы на основе критериев и показателей уровней ценностного отношения студентов к музыкальному искусству С см. табл. 15 ). В итоге нами получены объективные данные, свидетельствующие о качественном изменении в общемузыкальном развитии обучаемых.
Как показали результата эксперимента, организация художественно-оценочно й деятельности студентов по разработанной дидактической системе способствовала достижению наибольшей эффективности педагогического руководства процессом формирования ценностного отношения обучаемых к музыке.
Изучение музыкальных произведений на основе данной дидактической системы создавало благоприятные условия для совершенствования оценочной деятельности студентов: а) для повышения качества восприятия; б) для формирования навыков аналитического " обследования" музыкального материала; в) для развития творческого мышления ( эмоционального, интеллектуального, пространственного).
Важнейшим показателем состояния сформированности ценностного отношения студентов к музыке было появление в конце экспериментальной работы у них умения грамотно оценить логическую обусловленность заложенных в авторском замысле эмоционально-выразительных и фонических изменений в развитии музыкальных об о ечз о яой Ь* I Ь* I
В £3 Н-1 и) и) и
ООО
Ы I—! И ю 4г- а\ I-—! ГО о со ы ы 4=" Риз и и
-рг \Л
ЧО и! О и и и ооо
ГО 143 го из Ы го по го ю и го го го го
ГО Ы го о иэ
-о 4Г
Г35 о ч о ы о со ьч кн
ВПЗ ^ О ?! к«с к 1-3 о | со ж i i i из из о о
Ы (-4 из ГО из о го из из о о
I—I I—4 из ОЧ го из го
И I—I и! о из ю
-р
Этапы эксперимента
Курс из о
-! |-» I-»
ОЧ О НН
1-4 О Ы
Кол-во студен тов в контрол ных группах
С тепень ориентирования в интонационной о драматургии ® ф
К в р X о »
Степень риентирования в комп-логич. драматургии
Степень ориентирования в пространственно -времени драматурвии из о\ из о
1—5 о
Общий балл
Коя-во студентов в экспериментальных группах из
ГО
Степень ориентирования в интонационной драматургии
Степень эриентирования в комп.-логич. драматургии
Степень ориентирования в пространственно- времен, драматургии
Общий балл те р
СА О ы сх р X о те р ы ш ь № к е ф ь р а а Е ф
5 о д о
•-3 р ьэ к те © ла ф о
54 о ес Я ъ
Сг1 Я о ч о о
•-3 р я о и ь-3 р сх ы с р
О! разов.
В результате проведенного исследования студента могли свободно ответить не только на вопрос: " Как ( в какой форме) написано данное музыкальное произведение?", но и на вопрос: " Почему оно так написано? Каков авторский замысел с точки зрения законов красоты, музыкальной логики?".
Выбор определенных методов и форм работы был обусловлен задачами конкретного этапа опытно-экспериментального исследования. В основу эксперимента были положены такие методы, как: а) выполнение творческих заданий; б) решение художественно-дидактических и игровых задач. Использование данных методов способствовало развитию комплекса творческих знаний, умений и навыков у обучаемых.
Это привело к достижению значительных результатов: а) удалось систематизировать музыкально-теоретические и эстетические знания студентов в процессе целостного анализа музыкального материала; б) развить слуховые навыки в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений; в) активизировать внимание обучаемых к качеству исполнительской интерпретации того или иного сочинения; г) развить навыки чтения с листа, подбора на слух; д) сформировать умение гармонизовать несложный песенный материал; е) развить умение творчески " домысливать " небольшое музыкальное сочинение по заданному отрывку; ж) удалось развить интерес к предмету " Музыкальный инструмент" с помощью создания различных игровых ситуаций.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ахмадеева, Рида Ахнафовна, Москва
1. Александров Е.П. Социально-психологические средства реализации дифференцированного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию старшеклассников, Авторф, дис. . канд.пед, наук.-М.,1982,- 20 е.-В надзаг,: АПН СССР НИИ художественного воспитания.
2. Алексеева В.Г.Место ценностных ориентации в построении типологии личности // Социологические исследования.- 1980.-И.- С.34-43.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал.-1984.- Т.5.-№75.- С.63-70.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.:йзд-во АПН РСФСРД960.- 486 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.:йзд-во Ленингр. ун-та,1968,- 338 с.
6. Анохин П.К.Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Вопросы философии,- 1971,- f3.-С .5-8.
7. Анохин П.Е. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы.-М.:Наука,1978.- 400 с.
8. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. $2119 и Музыка и пение".-М,:Просвещение, 1963.- 224 с.
9. Аристотель.0б искусстве поэзии.- М.:Гослитиздат, 1957.182 с.
10. Аристотель.Соч. :В 4 т.- Т.4 .-bi.: Мыс ль, 1983 .-830 с.
11. Архангельский С.й.Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы,- М.:Высш.школа,1980»- 368 с*
12. Арчажнмкова 1.Г. Профессия учитель музыки.- М.:Педагогика, 1984.- 107 с.
13. Асафьев Б.В. Вопросы музыки в школе.Л ,;М.:Броквауз-Ефрон, 1936.- 284 с.
14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс,- М,* Л.:Музгиз, 1947.-164 с.
15. Асафьев Б,В. Критические статьи, очерки и рецензии,-М.;1.: Музыка, 1967.- 300 с.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1и 2 /Ред. Вступит.статьи,с.3-18, и коммент.Е.М.Орловой.- 2-е изд.-М.:МузыкаДенингр.отд-ние,1971.-37о с.
17. Асафьев В.В. Избранные статьи о музыкальном просвещениии образовании,- 2-е изд.-М.:Музыка, Ленингр.отд-ние,-1973.-143 с.
18. Асафьев Б.В, Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий,- 2-е изд.-М.:Сов. композитор Д978,- 200 с.
19. Афанасьев В.Г.Человек в управлении обществом,- М.Политиздат, 1977,- 117 с.
20. Бабанский Ю.К, Оптимизация процесса обучения.- М.:Педагогика,1977,- 251 с.
21. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности,- М.:3нание, 1981,- % с,
22. Бабанский Ю.К, Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- Просвещение,1982,- 192 с.
23. Баренбойм Л .А, Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.- М.:Музыка, 1969,- 288 с.
24. Батюнина Г.И. Межличностные контакты педагога и учащихсяв процессе обучения музыке ( на материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах): Автореф. дис. . канд.пед.наук.-М.,1992.-18 с. В надзаг.:МГПУ.
25. Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики.М.:Художественная литература, 1975.- 500 с.
26. Безклубенко С.Д. Природа искусства.-М.:Политиздат,1982.-166 с.
27. Белинский В.Г.Полн.еобр.соч.Т.7.- М.:3нание.
28. Беляева-Экземплярская С.Н.О психологии восприятия музыки.-М.:Рус.книжник, 1923.-115 с.
29. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства.-М.:Знание, 1981.- 64 с.
30. Берхин Н.Б .Специфика искусства.-М.:Знание, 1984,- 64 с.
31. Бжалова й.т. Установка и поведение.-М.¡Знание, 1968.-48 с,
32. Блонский П.П.Избранные педагогические произведения.- М.: Просвещение,1964.- 547 с.
33. Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком.-М.: Изд-во МГУ,1982.-199 с.
34. Бодалев А.А.Личность и общение. Избранные труды.-И.:Педагогика, 1983.-271 с.
35. Большая Советская Энциклопедия; В 30 т. / Гл.ред. А.М.Про-хоров.-3-е изд.-М. ¡Советская Энциклопедия, 1974.- ТД8* -С.628-629.
36. Борев й.Б. Эстетика.-М.¡Политиздат,1975.- 175 с.
37. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения " Медного всадника".- М,:Сов.писатель, I981.-399 с.
38. Братченко Н.В. Диалектика объективного и субъективного в оценочном отношении / на примере эстетической оценки: Автореф. дис. . канд.филос.наук.-Ростов н/Дону; 1975.27 с. В надзаг.: Рост.н/Дону ун-т.
39. Брожик Б.Эстетика на каждый день.- М.-.Знание, 1991 .-208 с.
40. Брудный А.А.Психология устного пропагандистского воздействия // Вопросы психологии.1978.- №1.- С.51-57.
41. Бурлина Е.А.Учащаяся молодежь как объект музыкального воспитания // Музыка в социалистическом обществе: Сборник ста-тей.Вып.З.Сост. и общая ред. А.А.Фарбштейна.- М.-й.:Музы-ка.- С.53-69.
42. Буров А#и.Эстетика: проблемы и споры: Метод.основы дискуссии в эстетике.- М.:Искусство,1975.- 175 с.
43. Василенко В.О. Ценность и оценка.- К.:Наукова думка,1964.-160 с.
44. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово.4.2 .Интонация Л.3.Композиция.- М.:Музыка;1978.- 365 с.
45. Вилюнае В.К.Психология эмоциональных явлений / Под ред. 0.В.Овчинниковой.-М.:Йзд-во Моск.ун-та, 1976.- 142 с.
46. Воеводин А.П.,Ильюшин В.А.О соотношении эстетического и улитарного // Филос.науки.- 1965.- № I.- С .73-81.
47. Воеводина Д.П. Формирование целостного музыкального восприятия у студентов педагогических институтов: Автореф. дис. . канд.пед.наук.-КиевД987.- 22 с. В надзаг. НИИ педагогики Украинской ССР.
48. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и целостныеориентации в социалистическом исследовании // Философские науки.-1968.- Ш*- С .48-54.
49. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения,- М.:Знание, 1974.- 48 с.
50. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа.- М.:Изд-во мГу,1976.- 284 с.
51. Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры.- М.:Знание, 1979.- 64 с.
52. Восприятие и деятельность /Под ред. А,Н.Леонтьева.- М.: Изд-во МГУ,1976.- 319 с.
53. Выготский Л.С. Избранные психологические ис с ле до вания.-М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956.- 519 с.
54. Выготский 1.С. Развитие высших психологических функций.-М.: Изд-во AiiH РСФСР,i960.- 500 с.
55. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.ГДрошев-ского.- iVi.:Педагогика, 1987.- 344 с.
56. Выжлецов Г.п. Познание и оценка в искусстве слова: Автореф. дис. . канд.филос.наук.-Л.; 1973.- 18 с. В надзаг.: Ленинградский ун-т им. А.А.Жданова.
57. Гальперин П.й. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР.- М.: Наука, 1962,- С.95-110.
58. Гальперин ПЛ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления о советской психологии.- М.:Наука,1966.- С.236-277.
59. Гегель Г.В.Эстетика: В 4 т. / Пер.под ред. с предисл.^1. Лифшица, с.1-ХУ1 / .-Т.Искусство, 1968.- 312 с.
60. J 60. Генезис сенсорных способностей: Сб.трудов под ред. 5.Венгера.-М.:Педагогика,¿976.-256 с.
61. Гольдентрихт С.С.,Гальперин П.В. Специфика эстетического сознания.- М.:Высш.школа Д974.- 101 с.
62. Гольдентрихт С.С. 0 природе эстетического творчества.-2-е изд. испр. и доп.-М.:Изд-во МГУ,1977.- 246 с.
63. Гродзенская Н.Д. Школьники слушают музыку.М.:Просвещение, 1969.-77 с.
64. Гуренко Е.Г.Проблемы художественной интерпретации / философский анализ /.-Новосибирск: Наука, 1982.- 256 с,
65. Давыдов В.В.Виды общения в обучении.- М.:Педагогика,1972.-423 с.
66. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.
67. М.'.Педагогика, 1986,- 280 с.
68. Демин М.В, Проблемы теории личности / Социально-философский аспект.- М.:йзд-во Моск.ун-та,1977.-240 с.
69. Додонов В.И.В мире эмоций.-Киев: Политиздат Украины,1978.-140 с.
70. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблемы ценности и марксистская философия.- М.:Политиздат, 1967.- 351 с.
71. Дубровский Д.И.Информация, сознание, мозг: / Монография/.-М.:Высшая школа,1980.- 286 с.
72. Егоров М.П. Экспериментальные исследование процессов мышления о оценочной деятельности человека. Автореф. дис. . канд.псих.наук.-М.,1973.- 23 с.-В надзаг.: АПН СССР НИИ общей и пед. психологии.
73. Жабицкая 1.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишенев,1тиинца, 1974.- 134 с.
74. Жабицкая Л.Г. О психологическом подходе в исследовании восприятия художественной литературы // Проблемы социологии и психологии чтения.-М.:1975,- С.120-142.
75. Жильцов П.А. Усилить профессионально-педагогическую направленность в обучении студентов // Сов. педагогика.-М. 1984.- № II.- С.63-69.
76. Иванов В.П.Человеческая деятельность познание-искусство.- Киев: Наукова думка,1977.- 251 с.
77. Исследование проблем психологии творчества.-М.:Наука,1983.-336 с.
78. Банков Я.В. 0 предмете и методах дидактических исследований.- М.:АПН РСФСР,1962.- 172 с.
79. Занков Л.В. Дидактика и жизнь.- М.:Просвещение,1968.- 175с.
80. Запорожец А.В. Психология.- М.:Учпедгиз,1961,- 228 с.
81. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения.- М.Искусство, 1969.- 175 с.
82. Здравомыслов А.Г.Потребности,Интересы. Ценности.- М.¡Политиздат, 1986.- 223 с.
83. Зись А.Е. Искусство и эстетика: Введение в искусствоведение.- 2-е изд.переработ, и доп. М.:Искусство,1975447 с.
84. Зотова 0.И., Вобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В.1орохо-вой.- М.:Наука, 1975.- С.241-254.
85. Кабалевский А.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание: Статьи, доклады, выступления.- М.:Педагогика, 1973.- 334 с.
86. Каган М.С. 0 красоте природы и о природе красоты /Вестник ЛГУ.- 1963.- № 17.- с.40-47.
87. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-2-е изд.,расш. и переработ.-1.:Изд-во Ленингр.ун-таД971.-766 с.
88. Каган М.С. Человеческая деятельность / Опыт системного анализа.- М.:Политиздат, 1974.-328 с.
89. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений .М.:Политиздат,1988,- 399 с.
90. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса.-Киев: Вища школа, 1979.- 116 с.
91. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной-культуры.- Киев: Вища школа, 1982.- 192 с.
92. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов // Учителю о педагогической технике. Под ред. Рувинекого Л.й. М.: Педагогика,1987.- 160 с.
93. Квятковский Е.В. Слово созидает личность. // Детская литература.- 1975.- № II.- С.3-5.
94. Квятковский Е.В. Литературное произведение в нравственно-эстетическом воспитании учащихся // Сов. педагогика.-1982.-»I.- С.41-45.
95. Кечхуашвили Г.Н. 0 роли установки в оценке музыкальных произведений // Вопросы психологии.- 1975.- № 5.- С.63-70.
96. Киященко Н.й. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР.- М.Искусство, I97I.-I60 с.
97. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под дед. И.В.Равич-Щербо.- М.:Педагогика, 1987.- 176 с.
98. Кондаков Н.И.Логический словарь.- М.:Наука,1971658 с.
99. Кононенко Т.С. Проблема педагогического общения в процессезанятий музыкой / на материале работы музыкально-исполни-тельеких классов на музыкально-педагогических факультетах / Автореф. дис. . канд.пед.наук.-М.;1989.-16 с.
100. Коломинский S.I. Изучение педагогического взаимодействия // Сов. педагогика.- 1991.- № 10.- С.36-42.
101. Кольцова В.А.Опыт экспериментального изучения познавательной деятельности в условиях общения // Методология и методы социальной психологии. Под ред. Шорохова Е.В.,М.:Наука.~ 1977.- С.198-200.
102. Корниенко В.С.,Яковлев Е.Г. Искусство как форма общественного сознания // Филос. науки.- 1983. № 6.- С.133-144.
103. Королев Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика.- 1970.9.- С.103-115.
104. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество.- М.Политиздат, 1971.- 254 с.
105. Ю8.Костюк А.Г. Восприятие музыки и художестве к рая культура слушателя.-Киев: Наукова думка, 1965.- 123с.
106. Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и проблема социально-эстетической действительности музыки // Музыкальное искусство социалистического общества: Проблемы духовного обогащения личности.- Киев, 1982.- С.18-20.
107. Кошманова Т.С. Проблема общения в современной американской школе // Сов. педагогика.- 1991,- М.- С.136-140.
108. ПГ* Критская Е.Д. Творческое отношение учителя к новой программе " Музыка" // Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей.- Вып.16.Сост.О.Апраксина.- М.: Музыка, 1985.- С.20-25.
109. Критская Е.Д. Музыка в начальных классах. Методическйе пособие для учителя.- М.;Просвещение, 1985 С в соавт.)-140 с.
110. ИЗ. Критская Е.Д. Посвящение в музыку ( в соавт.) // Музыка в школе.- 1990.- № 3.- С. 13-16.
111. Крупская Н.К.,0 задачах художественного воспитания // Избр. пед.произв.-М.:йзд-во АПН РС#СР, 1955.- С.259-263.
112. Крупская Н.К. Пед.соч.Т.7. Главполитпросвет и искусство.-М.:йзд-во АПН РСФСР,1959.- 751 с.
113. Крупская Н.К. Педагогические сочинения.-Т.3.-М.:Изд-во АПН РСФСР,1959.- 796 с.
114. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе.- Л.-М.'Искусство, 1963.- 282 с.
115. Кузьмина Н.В. Педагог как организатор педагогического взаимодействия // Основы вузовской педагогики.- 1.:Изд-во1енингр.ун-та,1970.- С.84-102.
116. Кузьмина Н.В.Методы системного педагогического исследования: Учебн.пособие / Ленингр.гос.ун-т и м. А.А.Жданова.-Л.: Йзд-во Ленингр.ун-та,1980.- 172 с.
117. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности // Социальная психология личности.- Л.:Знание,1972.-С.8-12.
118. Левинов A.M. О содержании понятий и навык" и " умение" //Сов. педагогика.- 1980.- 13.- С.68-72.
119. Левчук J.Т.Психоанализ и художественное творчество:критич. анализ.- Киев: ¿ища школа,Изд-во КГУД982,- 159 с.
120. Леонтьев A.A. Педагогическое общение.М.гЗнание,1972.-47с.
121. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.:Изд-во МГУ, 1972.- 575 с.
122. Леонтьев А.Н.Искусство как форма общения //Психологические исследования.-Тбилиси,1973,- С.213-232.
123. Леонтьев А.К .Деятельность .Сознание .Личность / А.Н .Леонтьев.-2-е изд.-М.:Политиздат,1977.-304 с.
124. Леонтьев А.Н.Деятельность и общение // Вопросы психологии. 1979.- №Х.-С.124-128.
125. Леонтьев А.к.Развитие личности в труде и общении. // Психология формирования и развития личноети.-^.:Знание,198I.-290 с.
126. Лернер И. Дидактическая система методов обучения.-М.: Знание, 1976.- 64 с.
127. Лернер И.Е. Процесс обучения и его закономерное ти.-М.: Знание, 1980.-96 с.
128. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учениц: Пер, с чеш.-М.:Прогресс,1970.-685 с.
129. Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников: Учебн.пособие по спецкурсу для студентов пед.ин-тов.-М.: Просвещение,1985.- 176 с.
130. Iomob Б.Ф. Категория обучения и деятельности в психологии. // Вопросы философии.- 1979.- №8,- С.38-45.
131. Ломов Б.Особенности познавательных процессов в условиях общения. // Психологический журнал.- 1980.- 15.-T.I.-0.26-42.
132. Лосев ^.#.,Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.:Искусство,1965.-251 с.
133. Лукьянов Б.Г.Эстетическая оценка искусства: Сущность и критерии.- М.:Знание, 1977.-54 с.
134. Луначарский A.B. Вопросы социологии музыки.- М.:1927.-, 136 с. ( История и яеория искусства / Гос.акад.худож. наук; Вып.9),
135. Луначарский A.B.B мире музыки. Статьи и речи.М.:Сов.композитор,1956.- 549 с.
136. Луначарский A.B. 0 воспитании и образовании.-^.'.Педагогика, 1976 .-634 с.
137. Луначарский A.B. Об искусстве.М.;Искусство,1982,- 468 с.
138. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии.- Ч.П.-^.:Изд-во Моек.ун-та,1975.-112 с.
139. Ляудие В.Й.Структура продуктивного учебного взаимодействия учителя с учащимися. / Под ред. ^одалева A.A. М,: йзд-во МГУ,1980437-52.
140. МазельЛ.А. 0 мелодии.- М.;Музгиз,1952.-300 с.
141. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки; Опыт сближения теорет. музыкознания и эстетики.- М.Советский композитор, 1978.352 с.
142. Мазель &.А. Статьи по теории и анализу музыки.-М.:Совет~ский композитор, 1982.- 328 с.
143. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения.- М.: Просвещение,1984.- 143 с.
144. Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.:Педагогика,1972.-208 с.
145. Махмутов М.И.Проблемное обучение.- M.: Педагогика,1975.-367 с.
146. Медущевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дис. . канд.искусств.-М.Д971.- 26 с.
147. Медушевский В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.:Музыка, 1976.-254 с.
148. Медушевский В.В. Действенность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки.- М.: Myзыка, 1980.-С.141-155
149. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн.для учителя.-М.:Просвещение,1984.- С.143.
150. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы.-М.: Искуссиво, 1985.- 318 с.
151. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие.-М.: Мир,1966.- 351 с,
152. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания, теория и методика.- М.:Педагогика,1981.- 144 с.
153. Морозова Т.В. Связь некоторых особенностей интеллектуальной и эмоциональной сфер личности с художественными вкусом // Теория эстетического воспитания.-М.:АПН СССР,1977.-С.90-92.
154. J57. Музыкальная энциклопедия / Гл. редЖв.Келдыш.-T.I.-^.î
155. Советская Энциклопедия,1973.-1072 отб. с ил.
156. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред.Ю.В.Келдыш.- Т.4.- М.: Советская Энциклопедия, 1978.- 976 с ил.
157. Музыкальная энциклопедия / Гл, ред. С.Б.Келдыш.- Т.5.-М.: Советская Энциклопедия, 1981,- 1056 с ил.
158. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л.:йзд~во ЛГУ,1960.-426 с.
159. Надирашвили i.A. Понятие установки в общей и социальной психологии.Тбилиси,1977.
160. Назайкинский S.B. 0 психологии музыкального восприятия.-М.-.Музыка,1972.- 283 с.
161. Назайкинский Е.В. 0 константности в восприятии музыки
162. Музыкальное искусство и наука: Сб. статей.- Вып.2.-М.: Музыка,1973.- С.59-98.
163. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб.статей / Сост. В.Н.Максимов.- М.: Музыка, 1980.- С.92-111.
164. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.- М.:Музыка, 1982.- 320 с.
165. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки.- М.¡Музыка, 1982,- С.195-228.
166. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.:Музыка,1988.-254 с.
167. Налчаджан A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания.- М.:Мысль,1972.-271 с.
168. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- 4 -е изд.-М.:Музыка, 1982.- 300 с.
169. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники.М.:Сов.1. Россия, 1989,- 188 с.
170. Непомнящая Н.й. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии.-I960.- II,- С.22-30.
171. Нерсесянц B.C. Сократ. М.:Наука, 1984.- 185 с. Изд. 2-е, доп.
172. Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в ВУЗе.- М.:йзд-во МГУ,1985.- 112 с.
173. Нечкина М. Функция художественного образа в историческом процессе // Содружество наук и тайны творчества.- М.: Знание, 1986.- С.61-98.
174. Никифоров А.С.Познание мира.М.:Сов.Россия,1989.-188 с.
175. Новикова <2.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. -М.:Политиздат, 1976.- 287 с.
176. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г.М. и &ноуиека Г.М.,МГУ,1987.- 275 с.
177. Оголевец A.C. Введение в современное музыкальное мышление. -М.-1.:Гос.муз.изд-во,1946.- 471 с.
178. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия.- М.: Высш.школа,1975.- 224 с.
179. Основы эстетического восприятия: Учебн.пособие для пед. вузов / Подгот.А.К.Дремов, Д.Ф.Козлова,H.A.Мезенцева и др.-М.:Высш.школа,1975327 с.
180. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. Петровского А.В.-М.:МГУ,1986.-291 с.
181. Очертовская Н.Д. Об отражении действительности в музыке: / к вопросу о содержании и форме в музыке. Л.:Музыка, Ленингр. отд.,1979.-72 с.
182. Паламарчук Б.§. Диалектические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. .докт. пед.наук ( 13.00.01) .- К.,1984.- 47 с. В надзаг.:Киев, гос.пед.ин-т им. А.М.Горького,
183. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить.- 2-е изд.,доп. и перераб.-М.:Просвещение, 1987.- 207 с.
184. Панкевич Г.И. Восприятие музыкального произведения и его структура // Эстетические очерки.- М.:Музыка, 1967.-Вып.2.-С .191-211.
185. Панкевич Г.И. Звучащие образы: (0 музыкальной выразительности ).-М.:Знание, 1977.- 112 с.
186. Панкевич Г.И. Искусство музыки.- М.:Знание, 1987.-1X2 с.
187. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.М.: Мысль, 1971.- 197 с.
188. Пахомов H.H.,Татур Ю.Г.Гассель S.M. Комплексный подходк управлению качеством подготовки специалистов // Вестник высш.школы.- 1985.- №12.-С.17-24.
189. Песталоции И.Г.Избранные педагогические сочинения. В 2т. Сост.Ротенберг В.А.М.:Педагогика,1981,- ^95 с.
190. Петровская I.A. Воспитание как общение диалог //Вопросы психологии, 1983.-№2.- С.85-89.
191. Познавательные процессы: ощущение, восприятие / Под ред., А.В.Запорожца, В.$.Ломова,В.П.Зинченко.Научно-исследоват.ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР,- М.: Педагогика,1982.- 336 с.
192. Полянский Г.,Ройтерштейн М.И. Как слушать и понимать музыку.- М.:Сов.композитор, 1961,- 30 с.
193. Прагнишвили Н.С. Установка и деятельность // Вопросы психологии." 1972,- № I.- С.3-10.
194. Проблемы ^зыкального мышления; Сб.статей / С ост.и ред. М.Г.Арановский.- М.;Музыка, 1974.- 336 с.
195. Программа по музыке / с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы.-М.:Просвещение, 1983,- 112 с.
196. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз.еб.научн.тр.СмГПЙ им. В.И.Ленина): / Под ред. В.А.Слас танина.-М.:1982.- 180 с.
197. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. Научн.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР: Педагогика,1981.-232 с.
198. Психологический словарь / Айрапетянц А.Т.,Альтман Ь.А., Анохин П.К. и др.: Редкол.: В.В.Давыдов и др. -М.педагогика, 1983.- 447 с.
199. Пясковский И.Б.Логика музыкального мышления. -Киев: Муз. Украина,1986.-182 с.
200. Ражников В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа. // Вопросы психологии.-1978.- №2.-^.70-80.
201. Ражников В.Г.Резервы музыкальной педагогики.-М.:Знание, 1980.- 96 с.
202. Разумный В.А. Эстетическое воспитание.Сущность.Формы,Методы. -М.:Мысль,1969.-188с.
203. Революция-искусство-дети. Материалы и документы. М., 1966.- 210 с.
204. Ржецкий Н.Н.Деятельноетный подход к дидактике. // Сов. педагогика.- 1983.- 15,- С.79-81.
205. Ребане &.К. Принципы социальной памяти // Филос.науки,-1977.- i5. C.X03-I08.
206. Ривин А.Г.Содиалог как орудие ликбеза // Революция и культура,1930.- С.15-16.
207. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. М.¡Просвещение, 1979.- 160 с.
208. Роджерс й.Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.- 1990. № I.-С.164-168.
209. Российская Е.И.Искусство как средство общения.- М.¡Знание,1985.- 64 с.
210. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы.-Л.¡Музыка,Ленингр. отд-ние,1977.- 160 с.
211. Рубинштейн С Д. Основы общей психологии.-2-е изд.-М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
212. Рубинштейн С.Д. Пролблемы общей психологии ( отв.ред. Е.В.Шорохова Изд-ние 2-е.-М.:Педагогика, 1976.-416 с.
213. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В.А.Ндова.- Л.:Наука, 1979>- 264 с.
214. Самохин Б .Н .Эстетическое восприятие : вопросы методологии и критики. М.;Мысль, 1986,- 208 с.
215. Самсонидзе Д.С. К психологическому вопросу об особенностях развития музыкального восприятия: Автореф. дне. . канд.пед.наук.-М.,1974.- 20 с.
216. Сапаров М.А. Художественное произведение как структура. .В кн.: Содружество науки и тайны творчества .- Л.Шаука, 1978.- 206 с.
217. Скребков С.С. Теория музыки и современный слушатель // Сов. музыка.- 1961.- i I,- С.56-63.
218. Сохор А.Н.Воспитательная роль музыки.-Л.:Музыка,Ленингр. отд-ние,1975.-64 с.
219. Сохор А.Н.Вопросы социологии и эстетики музыки.-Л.:Сов. композитор,1980.-295 с.
220. Способин И.В. Музыкальная форма: Учебник.-7-е изд.-М.: Музыка, 1984.-400 с.
221. Столович ^.Н.Эстетическая ценность в аспекте социальной детерминации эстетического сознания // Вопросы философии.-1982.» 8.- С.66-75.
222. Столович ¿.Н.Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности.- to.:Политиздат,19*5 .-^15 с.
223. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избр.произведения: В 5 т./ Редкол. А.Г.Дзеверин /отв.ред. и др.-Киев, 1980.- Т.4.- 0.7-410.
224. Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей: Сб.трудов под ред.
225. Л,А.Венгера.- М.:Педагогика,1976,- 253 с.
226. Теплов Б.м. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика.- 1946.- 16,- С.96-112«
227. Теплов В.М. Психология музыкальных способностей.- М.;Л.: Изд-во АПН РСФСР,1947.- 335 с.
228. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т,-т.1.- М.:Педагогика, 1985.- 328 с.
229. Торичная С.И.Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Кишенев: 1989.-III с.
230. Торшилова В.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? Критический очерк экспериментальной эстетики. М.Искусство, 1988,- 208 с.
231. Тугаринов В.п. Теория ценностей в марксизме.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1968.- 122 с.
232. Формирование знаний, умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. Гальперина И.Я.,и Талызиной Н.§, М.:йзд-во &ГУ им. М.ВЛомоносова, 1968,136 с.
233. Холопов Ю.н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: Сб.статей .- Вып.6,- М.:Сов.композитор, 1985.-С.130-151.
234. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства.- М.;Изд-во Моск. гос.коне.им. П.Й. Чайковского, 1991.- 250 с.
235. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебн.-Просвещение, 1984,- 176 с.
236. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М.:Сов. композитор, 1988.- 384 с.
237. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция.-М,: Музыка, 1990,- 96 с.
238. Цукерман Б.С. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования.- М.:Музыка, 1972.- 204 с,
239. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М.:Педагогика, 1975.- 200 с.245. '¿льконин Д.Б. 0 теории начального обучения // Начальное образование.- 1963.- №4.- С.37-42.
240. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. ЛабкоЕСкая Г.С.- М.:Просвещение, 1983,- 304 с.
241. Ядов В.А.,Водзинская В.В.Активность личности в социалистическом обществе.- Москва-Варшава, 1974.