Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Секенов, Борис Константинович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ставрополь
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Секенов, Борис Константинович, 1998 год

Введение.

Глава I. Этнокультурная направленность как тенденция современного образования

1.1. Предпосылки становления этнопедагогического знания в России.

1.2. Личностно-развивающий потенциал калмыцкого этноса

1.3. Ценностное отношение к этносу как предмет научнопедагогического исследования.

Глава И. Педагогические условия формирования ценностного отношения у учащихся к калмыцкому этносу в образовательном процессе классической гимназий

2.1. Классическая гимназия как личностно-развивающая среда 88 щ 2.2. Этнокультурный компонент в образовательном процессе классической гимназии.

2.3. Модель формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии"

Двадцатый век ознаменован возникновением своеобразного этнического парадокса, суть которого заключается в том, что в обыденном сознании и научных подходах стали популярными проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного или глобального мышления. В них наметилась тенденция сближения и объединения народов мира. Не менее заметной становится и противоположная тенденция: углубление кризиса межнациональных отношений, вызванное распадом федеративных государств и увеличением числа самостоятельных субъектов федерации.

Актуализировалась потребность понять причины "взрыва" эт-ничности, роста национального самосознания, стремления наций к самоопределению. В качестве одной из причин этнокультурной мотивации лежит набравшая силу и реализованная идея интернационализации материальных и духовных ценностей. Она отразилась в ассимиляции народов, унификации их образа жизни, в стирании культурных и поведенческих стереотипов, ролевых ожиданий и уровней притязаний. Результатом этого явилось стремление многих народов сохранить свою этническую общность, свою самобытность вопреки насильственному размыванию. В конце XX столетия этносы воспротивились аккультурации, попыткам искусственного формирования "надэтнических народов", снижению этнического статуса "меньших" народов, "потере" национальных языков, превращению народов в этнографические группы.

Решение национальных проблем становится одним из главных факторов стабилизации мирового сообщества. Денационализация идеологии привела к тому , что многонациональное Российское государство стало основным местом наиболее жестких этнических конфликтов, а так же причиной оживления этнических процессов и проблем межнациональных отношений, роста национального самосознания, стремления понять соотношение общечеловеческих и национальных ценностей, решения вопроса о создании условий для конструктивного межэтнического взаимодействия. Из этого следует, что национальная политика стала одним из ведущих приоритетов в функционировании государства.

Многие исследователи основной нравственной болезнью современного социума считают унификацию человеческой личности, ее опрощение и примитивизацию. Результатом унификации личности становится снижение творческого потенциала и общего уровня личностного развития человека. Декларирование личностного начала в человеке усиливается, личностно-ориентированное образование провозглашается и принимается не только научным сообществом, но и практиками, а реальное положение дел снижается.

Выходом из создавшейся ситуации может стать приобщение новых поколений к национальной и общечеловеческой культуре, которая является созидательной и личностно сберегающей по своей сущности, так как она утверждает в качестве приоритетных ценностей духовность, отказывается от индивидуализма как мировоззренческого принципа, помогает человеку определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе.

Но полноценное приобщение подрастающих поколений к национальным ценностям культур становится возможным, если они творчески освоены воспитателями, учителями, родителями, т.е. старшими поколениями. Однако их усвоение не может происходить спонтанно. Они должны быть сформированы на уровне их сознания, мышления и деятельности.

Следовательно, речь идет о развитии этнопедагогического сознания и этнопедагогической культуры, которые являются сложными многоуровневыми образованиями, складывающимися из системы знаний в области национальной культуры, национальной психологии и педагогики.

Разрушение существовавших установок и нравственных ценностей, остро заявляющий о себе национализм в условиях полиэтнического пространства России "переводит" проблему этнических ценностей, этнического сознания и самосознания в число неотложных. Отечественная педагогическая и психологическая науки формулируют необходимость создания теоретических основ для построения системы этнического и гражданского образования.

Начавшиеся в России преобразования привели не только к позитивным , но и негативным следствиям, затронувшим все сферы жизни человека, включая образование и образовательную политику, которая стремится обеспечить процесс социализации подрастающих поколений в новых социальных условиях. К числу негативных процессов можно отнести межэтнические войны и конфликты, приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам.

Решению этой задачи препятствуют: размытость социальных ориентиров, незавершенность процесса формирования законодательной базы Российской Федерации, несформированность отношения к Российскому государству и его символам, отсутствие концептуальной основы воспитания, направленного на формирование человека, осознающего себя свободным и полноправным членом общества, уважающего нормы, традиции, ценности и культуру не только своего народа, но и других этносов и цивилизаций.

Становится востребованной и задача формирования не только у педагогов, но и у школьников основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознания ценности каждого этноса, осмысления его личностно-развивающего потенциала, его духовности и незаменимости. В связи с этим проблема формирования ценностного отношения к различным этносам приобрела статус жизненно значимого и наиболее актуального не только для политики, но и для образовательной теории и практики.

Механизмом решения этой задачи может быть движение в процессе воспитания и обучения от ближайших интересов детей к осознанию ценности своего этноса, единства со своим этническим сообществом и с обществом людей в целом, к развитию основных компонентов этнического самосознания, к осознанию самоценности своей личности. Из этого следует, что в содержание и условия образования должны быть внесены изменения, обеспечивающие формирование отношения педагогов и учащихся к этническим и общечеловеческим ценностям, а также представления о том, что гуманистический принцип уважения национальных особенностей, ценностей, культуры намного продуктивнее узко национальных интересов.

В связи с этим необходимо изменить и характер обучения, предоставив учащимся наряду с педагогами возможности активного участия в осмыслении проблем культурной, этнической, политической и экономической жизни страны.

Внедрению и развитию идей этнокультурной направленности образования способствует появление инновационных образовательных учреждений - гимназий и лицеев, сочетающих новые концептуальные подходы с новейшими педагогическими технологиями. Предполагается, что именно эти образовательные учреждения будут способствовать преодолению разрыва между образовательной теорией, формулирующей необходимость внедрения этнопедагогических идей, и образовательной практикой.

Гимназии, как и другие инновационные образовательные учреждения, имеют право на выбор содержания, форм и видов образования, новых технологий обучения и системы воспитания. Особенно реально это становится для тех гимназий, которые работают в режиме эксперимента.

Спецификой классических гимназий и лицеев является подготовка в вузы тех, кто способен к интеллектуальному труду или к определенному виду деятельности. Именно в гимназиях осуществляется допрофессиональная подготовка будущей социокультурной элиты. Но помимо профильного и углубленного изучения предметов в них решается задача обеспечения индивидуального характера развития школьников с учетом их интересов и склонностей.

Внесение в образовательный процесс гимназии этнокультурной направленности обусловлено целым рядом проблем: исчезновением традиционных форм жизнеобеспечения; многочисленными нарушениями экологических параметров среды проживания калмыцкого народа, слабым знанием новыми поколениями культуры, норм и народных традиций, исчезновением народного эпоса и др.

Личностно-ориентированное образование, ставшее приоритетным для России конца XX столетия, стремится уйти от представлений о жесткой детерминации развития личности социумом, в том числе и средой, которая якобы оказывает решающее воздействие на человека.

Идея создания человека вне духа своей культуры, синтетически собранного из элементов всех цивилизаций, казалась несостоятельной не только В.В. Розанову, но и педагогам последнего десятилетия XX века. В.В. Розанов пытался решить вопрос: "как образовать русского человека, и как образовать его именно русским". Он считал, что воспитание молодого поколения в национальном духе невозможно без знания отечественной истории, культуры, литературы. Как и тогда, в конце XIX века, так и сейчас сходные общественно-политические ситуации выдвигают сходные проблемы. Современная школа нуждается в новых подходах к осмыслению целей и ценностей образования и воспитания.

К объективным принципам, определяющим систему и уровень образования и воспитания, В.В. Розанов относил "духовный образ страны", характер исторической эпохи, выражающийся в том, "сознает ли данное время себя духовным организмом, или не сознает", "верит ли чему-нибудь эпоха? Чем признает, ощущает себя человек? Как смотрит на свою жизнь?" [159; с. 130].

В отечественной педагогической науке уже имело место осмысление национальных ценностей образования и разработка плодотворных идей, связанных с общечеловеческим и национальным образованием. Несмотря на прошедшее столетие все еще трудно ответить на вопрос "как образовать русского человека. именно русским?", как образовать калмыка именно калмыком или даргинца именно даргинцем.

В связи с тем, что российская реальность полиэтнична, возникает необходимость межэтнического взаимодействия, эффективность которого зависит от уровня адаптации этносов и развития этнического самосознания субъектов этого процесса. Этническое самосознание является значимым фактором определения образа жизни человека, т.е. стиля его жизнедеятельности, общения, активности, оптимизации совместной деятельности, межличностных отношений, гармонизации человеческой индивидуальности [195].

На формирование этнического самосознания большое влияние оказывают сложившийся в массовом сознании образ этноса, отношение к нему, а также имевшая место трансформация представлений об оценке этноса на различных этапах его истории, т.е. его эмоционально-аффективная сторона, которая выражается в понятиях "лучший -худший". Последнее оказывается особенно значимым при идентификации со своим этносом, вызывая позитивную, иногда с явно выраженной гиперболизацией ( этноцентризм, этнодоминирование, этнофа-натизм, национализм), или негативную самоидентификацию (этнонега-тивизм, этноэлиминация, этнонигилизме).

Возможность развития этнокультурной направленности калмыцкого образования стала реальной благодаря тому, что развитие национально-региональных образовательных систем было заявлено в числе приоритетов российского образования. В связи с этим было отработано понятие "национально-региональной системы образования". Она характеризуется как комплекс учебно-воспитательных учреждений, расположенных в национальном регионе России, обеспечивающих единство содержания образования, взаимосвязь и преемственность элементов системы образования, учитывающих культурные традиции, национально-исторические особенности народа [144].

Такой подход к образованию потребовал переосмысления существующей ранее системы образования, а также тех понятий и категорий, в которых отражается этнопроблематика.

Объект исследования - этнонаправленность содержания современного образования.

Предмет исследования - процесс формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся классической гимназии.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся в образовательном процессе гимназии.

Цель определила постановку следующих задач исследования:

1. Дать определение этнонаправленности содержания образования, выявить условия ее формирования и структурные составляющие.

2. Провести теоретический анализ литературы, раскрывающей проблему этнокультурной направленности современного образования, и выявить его основные тенденции.

3. Вычленить систему категорий и понятий, раскрывающих этническую проблематику в педагогических и психологических исследованиях.

4. Выявить условия, необходимые для преобразования гимназии в этно- и личностно-развивающую среду.

5. Изучить динамику изменения ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся гимназии в условиях опытно-экспериментальной работы.

6. Разработать практические рекомендации по формированию ценностного отношения к этносу в образовательных учреждениях Калмыкии.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся будет эффективным при таких условиях, как включение в содержание образовательного процесса гимназии идей этнонаправленности посредством обогащения этнопроблематикой базовых учебных дисциплин; введение в учебный план спецкурсов и факультативов, раскрывающих особенности калмыцкого этноса; внедрение этнической компоненты в прикладные виды деятельности учащихся; привлечение учителей к созданию методических пособий, отражающих специфику калмыцкого этноса.

В качестве методологической основы исследования выступили аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, в соответствии с которым этнос рассматривается как органичная составляющая общечеловеческой культуры; личностно-деятельностный подход, при котором участники образовательного процесса выступают его субъектами; идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений, восстановление культурообразующей и личностноразвивающей функций образования и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнонаправленность образования заключается в ее специфической содержательной наполненности и направленности на формирование у субъектов образовательного процесса ценностного отношения к этносу, осознание значимости языка, культуры, национальных традиций, норм, национальной психологии, понимание их уникальности и связи с общечеловеческими ценностями.

2. Гимназия как личностно-развивающее пространство способна сохранить традиционную калмыцкую культуру, развить систему этно-ориентаций и установок, сформировать ценностное отношение к этносу путем включения в содержание образования идей калмыцкой этно-педагогики и культуры, раскрытия личностно-развивающего потенциала калмыцкого этноса и их передачи учащимся в разнообразных видах деятельности. и

3. Отношение учащихся гимназии к калмыцкому этносу становится ценностным, если в содержание образовательного процесса вводится этнический компонент, который необходим для формирования у них этнической идентичности, этнических ориентаций, этнического самосознания и ментальных этнических структур

4. Этнонаправленность содержания образования может осуществляться при обогащении этнопроблематикой базовых дисциплин федерального и регионального планов, введении в учебный план спецкурсов и факультативов, связанных с этническими особенностями калмыков, увеличении количества часов, отводимых для изучения калмыцкого языка, а также внедрении этнопроблематики в прикладные виды деятельности учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят том, что в нем:

- определены сущность, структура и содержание этнической направленности образовательного процесса, необходимые для формирования этнического самосознания и этнической идентичности у учащихся гимназии, их отношения к своей этнической принадлежности;

- теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу в условиях образовательного процесса гимназии на основе углубления этнокультурной направленности образовательного процесса;

- изучен личностно-развивающий потенциал калмыцкого этноса, обуславливающий возможность личностного роста подрастающих поколений;

- выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу у учащихся гимназии в учебном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

- реализована идея этнической направленности и формирования ценностного отношения к калмыцкому этносу в образовательном процессе гимназии;

- внесены корректировки в содержание предметов гуманитарного, эколого-биологического и экономико-математического направлений с целью углубления этнонаправленности содержания образовательного процесса гимназии;

- выявлены значение калмыцкого языка в реализации жизненных планов старшеклассников и необходимость знаний культуры этноса;

- разработана и апробирована программа опытно-экспериментальной работы, которая углубила представления учащихся о калмыцком этносе, позволила сформировать ценностное отношение к нему и совершенствовала развивающую среду;

- полученные в исследовании данные могут быть экстраполированы и на другие образовательные учреждения Калмыкии, прежде всего, общеобразовательные школы и гимназии.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются аргументацией теоретических подходов и методологических позиций, основанных на ведущих идеях классиков педагогики, психологии, социологии; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и временем его проведения; внедрением в образовательный процесс разработанных рекомендаций и их позитивным влиянием на изменение отношения учащихся к калмыцкому этносу; качественным анализом полученных данных.

Экспериментальной базой исследования стала классическая гимназия № 1 г.Элисты.

Этапы и методы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 1994 по 1998 годы.

На первом этапе (1994-1995 гг.) была изучена отечественная и зарубежная педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме; анализировались учебные планы и программы общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, которые стремились внести этнический компонент в содержание образования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений и были выбраны учебные дисциплины, внеклассные и внешкольные мероприятия на предмет внесения в них элементов этнической направленности; формулировались вопросы анкет, бесед, интервью с учащимися, учителями школы, родителями.

На втором этапе (1995-1997 гг.) был проведен эксперимент по формированию ценностного отношения учащихся классической гимназии № 1 г.Элиста; разрабатывались пути и условия углубления этнической направленности образовательного процесса; отрабатывалась гипотеза и уточнялись основные положения, выносимые на защиту.

На третьем заключительном этапе (1997-1998 гг.) обобщались этапы теоретической и опытно-экспериментальной работы; прогнозировались выводы и апробировались методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования систематически обсуждались на педагогических советах и методических объединениях классической гимназии №1 г.Элисты; на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного технического университета; на семинарах аспирантов СГТУ; на ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга России (1995 - Карачаевск, 1996 - ВДЦ "Орленок", 1997 - Волгоград, 1998 - Пятигорск); на юбилейных научно-практических заседаниях Армавирского государственного педагогического института и Северо-Кавказского института Московского открытого социального университета и др., изложены в публикациях диссертанта.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по II главе

1. Этнонаправленность образования заключается в ее специфической содержательной наполненности и направленности на формирование у субъектов образовательного процесса ценностного отношения к этносу, осознание значимости языка, культуры, национальных традиций, норм, национальной психологии, понимание их уникальности и связи с общечеловеческими ценностями.

2. Гимназия как личностно-развивающее пространство способна сохранить традиционную калмыцкую культуру, развить систему этно-ориентаций и установок, сформировать ценностное отношение к этносу путем включения в содержание образования идей калмыцкой этно-педагогики и культуры, раскрытия личностно-развивающего потенциала калмыцкого этноса и их передачи учащимся в разнообразных видах деятельности.

3. Отношение учащихся гимназии к калмыцкому этносу становится ценностным, если в содержание образовательного процесса вводится этнический компонент, который необходим для формирования у них этнической идентичности, этнических ориентаций, этнического самосознания и ментальных этнических структур.

4. Этнонаправленность содержания образования может осуществляться при обогащении этнопроблематикой базовых дисциплин федерального и регионального планов, введении в учебный план спецкурсов и факультативов, связанных с этническими особенностями калмыков, увеличении количества часов, отводимых для изучения калмыцкого языка, а также внедрении этнопроблематики в прикладные виды деятельности учащихся.

5. Опытно-экспериментальная апробация работы Элистинской классической гимназии № 1 по формированию ценностного отношения учащихся к калмыцкому этносу показывает, что созданная личностная и этнообразовательная среда способствовала нравственно-смысловому усвоению культуры, языка, истории, норм и традиций, духовного образа и личностного потенциала калмыцкого этноса.

6. Созданные в гимназии условия опосредуют появление и развитие личностных структур этнического сознания: этнической идентичности, этнических установок, стереотипов и эталонов личности, норм поведения, когнитивных структур, отражающих понятия и представления о калмыцком этносе, а также эмоционального отношения к себе как носителю этноса и калмыцкому народу в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу о том, что гимназия как этно- и личностно-развивающее пространство "программирует" значение тех элементов этнической культуры, которые составляют содержание программ гуманитарной подготовки. Учащиеся гимназии в ходе обучения и в соответствии с накапливаемым личным опытом этновзаимодействий и этноотношений усваивают духовный уклад калмыцкого народа, систему его значений и оценок.

Формирование ценностного отношения учащихся к калмыцкому этносу стало результатом концептуализации деятельности гимназии по внесению в ее образовательный процесс компонентов этнической направленности, определению ее возможностей, задач и направлений деятельности наполнению содержания образования гимназии элементами этнической культуры, языка, истории, географии, экологии и др.

Для решения поставленных в исследовании задач потребовалась включение всех организационно-управленческих структур гимназии, включая кафедры, советы, научно-методические совет и объединения, психологическую службу и др.

Дифференциация и оценка этапов опытно-экспериментальной работы достигалась посредством введения систематической психолого-педагогической диагностики качества образования и его последующей коррекции, изменения уровня развития этнического сознания и самосознания учащихся.

Введение в гимназии развивающего обучения позволило сформировать прогнозируемые субъектные свойства, теоретическое мышление, рефлексию, целостный образ калмыцкого этноса и развить систему этнически ориентированной мотивации.

Вариативность образовательного процесса, предоставление учащимся возможности выбора видов деятельности, работы по индивидуальным планам относятся к числу значимых условий, обеспечивающих развертывание педагогических новаций.

Приобретенный личный опыт использования калмыцкого языка, следование народным традициям, образцам и нормам поведения, участие в народных праздниках и гуляниях, овладение навыками народных ремесел, ношение национальных костюмов, употребление национальных блюд, следование этническим эталонам красоты, мужественности и женственности являются реальным основанием для эмоционально-смыслового восприятия калмыцкого этноса и реального приобщения к нему.

Сформированный уровень ценностного отношения у учащихся гимназии к калмыцкому этносу позволил задать этновектор для последующих этапов жизненного пути выпускников гимназии.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Секенов, Борис Константинович, Ставрополь

1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге ХХ1века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996. 246 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997. 704 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991. 215 с.

4. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. 222 с.

5. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологи-ческие проблемы. М., 1990. 162 с.

6. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. М.-Элиста, 1994. -169с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 338 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 1980. Т.1. -230 с. Т.2. 280 с.

9. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Карачаевск, 1996. 104 с.

10. Арабов И.А. Научно-педагогические основы функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 1997.-286 с.

11. П.Арутюнов С.А. Народы и культура, развитие и взаимодействие. М., 1989.- 138 с.

12. Арутюнян С.М. Нация и ее психологический склад. Краснодар 1966. -177 с.

13. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М., 1997. С. 239-249.

14. Байрамов А.С. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку, 1985. 157 с.

15. Баклушинский С.А. , Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.-С. 248-265.

16. Бадмаев А.В. Зая-Пандита. Элиста, 1968. С. 5-6

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 409 с.

18. Белозерцев Е. Строить соборно, сообща // Народное образование. 1994. №9-10.

19. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1992. 542 с.

20. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. Минск, 1989. -116с.

21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 192 с.

22. Биткеев Н.Ц. Эстетико-нравственные идеалы героического эпоса "Джангар" и их воспитательная роль // Народная педагогика и проблемы воспитания. Ч. 1. Чебоксары, 1991.- 246 с.

23. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д, 1993. -216 с.

24. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ори-ентированного образования // Инновационная школа. 1997. № 1 (5). -С. 37-45.

25. Болотоков В.Х., Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России. Нальчик, 1997. 178 с.

26. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб., 1991.- 192 с.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 257 с.

28. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. 273 с.

29. Булгаков С.Н. Размышления о национальности. Собр. соч.: в 2 т., Т.2, М., 1983.-476 с.

30. Васильев Е.В. Народная педагогика в подготовке учителя. Чебоксары, 1998.-51 с.31 .Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983. -144с.

31. Вюпонас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 142с.

32. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. М., 1991. 264 с.

33. Волков A.M., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987. 342 с.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 71 с.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития. М., 1993. -С. 45-51.

36. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.- 124 с.

37. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Пояснительная записка. М., 1993. С. 3-7.

38. ВундтВ. Психология народов. Собр.соч.: В 10 т. Спб.,1902. 486 с.

39. Вышеславцев Б.П. Что такое я сам? // Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. С. 155-164.

40. Грачева A.M. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 206-248.

41. Ганичев В. Не быть иностранцами посреди своей Родины // Народное образование. 1994. № 6. С. 31-39.

42. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996. 144 с.

43. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М„ 1995.-378 с.

44. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.- 273с.

45. Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М., 1997. С.92-111.

46. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. М., 1986.-273 с.

47. Государственная программа развития калмыцкого языка и других национальных языков в Калмыцкой ССР на период до 2000 года // Национальные культуры в Российской Федерации. Вып. 1. М., 1993. 56 с.

48. Гнатенко П.И. Национальный характер: миф и реальность. Киев, 1984. -154 с.

49. Грачева А.М. Национальный вопрос как предмет исследования социологии образования //Социология образования. Труды по социологии образования. Т.1. Вып. 1. М.: Центр социологии РАО. 1995. С. 99 -111.

50. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Л., 1989. 174 с.

51. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. 161 с.

52. Данилюк А.Я. Проблема национальной школы: от мифа к логосу // Инновационная школа. 1997. № 1 (5). С.15-24.

53. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983. № 2. С.73-84.

54. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку, 1976.

55. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни в России 90-х гг. Ростов-на-Дону, 1996. 223 с.

56. Деркач А.А., Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Этнопсихология. М., 1992. -197 с.58."Джангар". Калмыцкий народный эпос. Элиста, 1989. - 254 с.

57. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.

58. Дидактика средней школы / Под ред. М.Л.Скаткина. М., 1982. -275с.61 .Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа. М., 1994. 242 с.

59. Дякиева Р.Б. Этнические традиции и воспитание детей у калмыков // В кн.: Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997.-С. 35-48.

60. Дякиева Р.Б. Буддизм, национальный этикет и национальная мораль // Хальмг. Унн. 1992.64."Джангар". Калмыцкий героический эпос. М., 1990. 326 с.65."Джангар" и проблемы творчества тюрко-монгольских народов. М., 1980.- 194 с.

61. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971. -297 с.

62. Дробижева Л.М. Этнополитические конфликты: причины и типология. (Конец 80-х-начало 90-х г.) // Россия сегодня. Трудные поиски свободы. М., 1993.-С. 227-236.

63. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации 90-х гг. М., 1994. С. 247-254.

64. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 5. С. 43-51.

65. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.- 177 с.

66. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник института (Калмыцкий НИИЯЛИ). Элиста, 1968. С. 125-138.

67. Ефремова Е.Ф. Коренизация калмыцкой национальной школы в 1925 -1933 гг. // Ученые записки ЛГПИ. Т. 391. 1970. С. 201-213.

68. Иванов М.П. Россия и Калмыкия на путях преобразований. Элиста, 1997.-96 с.

69. Ильин И.А. Национальное воспитание путь духовного обновления // Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. - 154 с.

70. Илюмжинов К.Н. Калмыкия курсом радикальных реформ. Элиста, 1997. -146 с.

71. Калмыкия на пути реформ. Элиста, АПП "Джангар", 1995. - 43 с.

72. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.

73. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 190 с.

74. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990. -216 с.

75. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. - 243 с.

76. Килганов В.Ч. Становление школьного образования в Калмыкии. Элиста, 1968. 161 с.

77. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. Л., 1976.- 139 с.

78. Китов А.И. Актуальные проблемы политической психологии // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 36-41.

79. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 222 с.

80. Козлов В.И. О понятии этнической общности. СЭ. 1962. № 2. С. 107111.

81. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.-270 с.

82. Кон И.С. Национальный характер. Миф и реальность.//Иностранная литература. 1970. №3.

83. Конституция РФ. М., 1996. 124 с.

84. Концепция содержания общего среднего образования. Рекомендации по формированию нового содержания. М., 1993. 165 с.

85. Коран // Перевод и комментарии И.Ю.Крачковского, М., 1980.

86. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994. 188 с.

87. Корнеев В.И., Сависько В.А. Традиции и обычаи калмыцкого народа и современность // Традиции и новое в социальной жизни народов. Элиста, 1994.-С. 115-126.

88. Корнеев В.И. Сущность учения буддизма // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. С.11.

89. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов. М.,1970.-210 с.

90. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994.-291 с.

91. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д, 1997. 143 с.

92. ЮЗ.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д, 1997.- 111 с.

93. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997. 143 с.

94. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д, 1994. 79 с.

95. Юб.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995. 310 с.

96. Ю7.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 165 с.

97. Краткий психологический словарь. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского Ростов, 1998. - 505 с.

98. Ю9.Краткий словарь по философии. М., 1980. 398 с.

99. ПО.Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996. -344 с.

100. Кукушкин В.И. Понятие и структура национальной психологии. Авто-реф. канд. дис. М., 1973. 18 с.

101. Культура педагогического общения с многонациональным коллективом: программа и методические рекомендации по спецкурсу-практикуму / Под ред. Е.Н.Шиянова, Ш.А.Магомедова. М., 1992. 48с.

102. ПЗ.Куницина В.П. Этнические стереотипы // Психологический журнал. 1989. №4. С. 17-29.

103. Куранов М.В. Культура межнационального общения // Педагогика. 1992. № 7-8. С. 23-25.

104. Лебедева М.Н. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. 153 с.

105. Лебедева О.В. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993. № 1. С. 18-21.

106. Леднев B.C. Содержание образования. М., 1989.-216с.

107. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория // Советская этнография. 1981. № 3. 236 с.

108. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М., 1997.-С. 19-30.

109. Лихачев Д.С. "О национальном характере русских"// Вопросы философии. 1990. №4. С. 14.

110. Максимов К.Н. Калмыкия субъект Российской Федерации. М., 1995. -117с.

111. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 190 с.

112. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. 190 с.

113. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. М., 1992. -284 с.

114. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 410 с.

115. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана. Автореф. Дисс. канд. пед. наук, М., 1987. 19 с.

116. Михайлычев Е.А. Проект организации региональной диагностики в систем образования Ростовской области // Инновационная школа. 1997. №1(5).-С. 9-15.

117. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.- 126 с.

118. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 1991. 77 с.

119. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. -209 с.

120. Мукаева О.Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей // Советская педагогика. 1987. № 1. С.77-79.

121. Мукаева О.Д. "Джангар" и этнопедагогика калмыков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. 4.1 Чебоксары, 1991. -216с.

122. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М., 1990. 182 с.

123. Научная школа РФ: республиканские законы об образовании. Чебоксары, 1994.- 196 с.

124. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения. М., 1977.-253 с.

125. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994. -С. 455.

126. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. 295 с.

127. Новикова Л.И. Школа и среда. М., 1985. 213 с.

128. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М., 1989.- 278 с.140.0ганесова Т.Х., Донат Д.Б., Ануфриева Е.Н. Психотерапевтический подход в работе с родителями // Инновационная школа. 1997. № 1 (5). -С. 68-73.

129. Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондаревской. 4.1,2. Ростов н/Д, 1993. 276 с.142.0бразование: традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г.Тайзера и др. М., 1997. 326 с.

130. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. № 7. С. 106-110.

131. Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997. 220 с.

132. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. М., 1990. 542 с.

133. Педагогика российского зарубежья. Хрестоматия. М., 1996. 526 с.

134. Педагогическая психология / Ред. И.А. Зимняя. Ростов н/Д., 1997. -480 с.

135. Перминов А.В. Гимназии и лицеи в истории образовательных систем. Алма-Ата, 1998. -78 с.

136. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 7-16.

137. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 254 с. 151 .Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д, 1997. - 509 с.

138. Петровский В. А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. 85 с.

139. Поссель Ю.А. Этническое "Я". Психологический подход. М., 1994. -174 с.

140. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. 164 с.

141. Потебня А.А. О национализме // Мысль и язык. Киев, 1993. С. 18-27.

142. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 1998. 668 с.

143. Профессиональная культура учителя / Под. Ред. В.А.Сластенина. М.,1993.-240 с.

144. Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск, 1992. 143 с.

145. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.,1990. 605 с.

146. Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности. Нальчик, 1993. 115 с.

147. Россияне: жители города и деревни /Этносоциология в цифрах. М.,1994.-С. 226-227.

148. Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.- 123 с.

149. Русские. Этносоциологические очерки. М., 1992. 160 с.

150. Самерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М.,1979. 90 с.

151. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. М., 1993.-274 с.

152. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа // Тезисы докладов межвузовской научной конференции 18-22 сентября. Кара-чаевск, 1996. 234 с.

153. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. 152 с.

154. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996. 147с.

155. Симонов П.В. Эмоции и воспитание // Вопросы философии. 1981. № 5. -С. 16-21.

156. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М., 1981. 346 с.

157. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995. 383 с.

158. Советский энциклопедический словарь М., 1980. 1600 с.

159. Структура содержания непрерывного образования и учебные планы общеобразовательной школы. Временный государственный образовательный стандарт / Под ред. В.С.Леднева. М., 1993. 276 с.

160. Сухариев С.К., Коновальчук В.Н. Управление качеством образования в условиях деятельности инновационной гимназии // Инновационная школа. 1997. №1(5). -С. 49-56.

161. Славяне. Этногенез и этническая история. Л., 1989. 165 с.

162. Современные этнические процессы в СССР. М., 1975. 273 с.

163. Собкин В.С.Старшеклассник в мире политики. М.,1997. 216 с.

164. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997. -197 с.

165. Социально культурный облик советских наций. М., 1986. - 79 с.

166. Старовойтова Г.В. Некоторые методические аспекты определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., 1984.-С. 113-121.

167. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. JL, 1987. -170 с.

168. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956 . T.l. С.256.

169. Тишков В.А. Дилемма новой России как многоэтнического государства // Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. 236 с.

170. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитаельной работы в национальной школе. Дисс. канд пед. наук, М., 1993.- 174 с.

171. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание. Сущность и принципы формирования. Казань, 1994. - 326 с.

172. Управление современной школой. Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. М., 1992. 540 с.

173. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1988. Т.1. -С.136-152.

174. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" // Собрание Законодательства РФ. М., 1996. 146 с.

175. Федеральная программа развития образования. Приложение к проекту федерального закона РФ "О реализации федеральной программы развития образования" // Учительская газета. 1997. 22 апреля.

176. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 837 с.

177. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М., 1986. 96 с.

178. Фрумин И.Д. Образовательное пространство // Новые ценности образования. М., 1995. -С.63.

179. Хабибулин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб., 1993. 134 с.

180. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания и деятельности этнопедагогических классов. М., 1994. 107 с.

181. Хотинец В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов- удмуртов // Психологический журнал. 1997. Т.18. №4. С. 10-19.

182. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М.- Рига, 1995. 239 с. 197.Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы и культуры. М.,1986.-96 с.

183. Шаповалов В.К., Эткокультурная направленность российского образования. М., 1997. 173 с.

184. Шевченко В.К. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991. 83 с.

185. Шихирев П.Н. Проблемы исследований межгрупповых отношений // Психологический журнал. 1992 Т.13. № 1. С. 17-26.

186. Шиянов Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа. Карачаевск, 1997. С. 18-27.

187. Шиянов Е.Н. Котова И.Б. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений // Социально-философские проблемы современности. Волгоград, 1998. С. 92-110.

188. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Собр. Соч. М.,1989. 204.Этонокультурная ситуация в республиках Российской федерации. М.,1994. 167 с.

189. Эрдниев У.Э. Историческая судьба ойратов. Элиста, 1993. С. 37-40.

190. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник материалов международной научно-практической конференции Элиста, 1997. -175с.

191. Этнос.Идентичность. Образование / под ред. Собкина B.C. М., 1998. -267 с.

192. Якиманская И.С. Субъектный опыт // Новые ценности образования. М., 1995 .-С. 101-103.

193. Ядов В.А. Ценности в кризисном обществе // Психологический журнал. 1991. Т. 12. №6. С. 166-167.2Ю.Вепу J. Et. Al, Acculturation attitudes in plural society. Applied psychology, 38, 1989.

194. Phinney J.S., Ethnic identity in Adolescent and Adults. Psychological Bulletin, v. 108 (3), 1990.

195. Phinney J.S., Acculturation attitudes and self-esteem among high school and college students, Youth and Society, v. 23,1992.

196. Bronfenbrenner U. The Process Person - Context Model in Developmental Research: Principles, Applications and implications. Unpublished Manuscript, 1992.

197. Taifel H., Terner J. The social identity theory of intergroup behaviour, in Psychology of intergroup relations, Chicago: Nelson Hall, 1986.

198. Triandis H.S. Pshyhologi and Culture: // Ann. Rev. of Phsyhol. 1973. v. 24, 1990