автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования
- Автор научной работы
- Айдарова, Гилян Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Айдарова, Гилян Петровна, 2001 год
Введение
Глава I. Этнопедагогическая аксиология в творчестве калмыцких писателей.
1.1 .Сущность воспитания и педагогические ценности в представлениях калмыцких писателей.
1.2.Дети и детская среда в творческом наследии калмыцких писателей.
1.3.Идеал совершенного человека как высшая этнопедагогическая ценность в творческом наследии калмыцких писателей.
1 АЕдинство слова и дела в просветительно-педагогической деятельности калмыцких писателей.
Глава II. Теория и опыт этнопедагогического осмысления наследия калмыцких писателей.
2.1.Трансформация идей калмыцких писателей в национальную систему воспитания.
2.2.Творчество калмыцких писателей в процессе этнопеда-гогизации системы учебно-воспитательной работы национальных школ.
2.3.Калмыцкая традиционная культура воспитания как факт российской и мировой цивилизации.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования"
Актуальность исследования. В условиях демократизации и гуманизации социально-экономической и культурной жизни Российского государства одним из приоритетных направлений развития общества становится духовное возрождение нации, ее традиционной педагогической культуры. В современной рыночной ситуации востребована активная творческая личность, которая, как показывают этнопедагогические исследования, может быть воспитана в процессе освоения национальной культуры, языка, обычаев и традиций своего народа как исходной и составляющей части российской и общечеловеческой культур.
Важной научной проблемой становится выявление основных направлений концепции развития национальной школы, этнопедагогизации образовательного процесса. Национальная школа призвана восстановить свои этнокультурные и этносоциальные функции, обеспечить содержание образования для современного цивилизованного развития нации, в котором достаточно полно будут представлены национальная культура, уклад жизни народа, его традиции, социальные формы поведения, духовные ценности.
Идея об актуальности педагогического наследия любого из народов -больших и малых - впервые была высказана Я.А. Коменским. В его труде «Мудрость старых чехов» представлен анализ педагогических воззрений крестьян и ремесленников. К.Д. Ушинский считал, что общей системы воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. У каждого народа своя особенная система воспитания. В.А. Сухомлинским высказана идея о педагогической самоценности любого этноса, роли педагогических взглядов и дел народных, заботе о воспитании народа. При этом оказывается чрезвычайно важным специальное исследование индивидуальных особенностей народа, ибо национальная гордость и национальное самосознание обусловлены прежде всего индивидуальностью каждого народа как исторической личности.
Концептуальные основы этнопедагогики как науки, исследующей педагогическую культуру народных масс, выработанную тысячелетним опытом человечества, разработаны академиком Г.Н. Волковым. Несомненным вкладом в теорию и практику являются разработки и рекомендации по широкому кругу вопросов развития национального образования на примере республики Саха (Якутия), выполненные Е.П. Жирковым. Многочисленные работы О.Д. Мукаевой исследуют теорию и практику исторически сложившейся традиционной культуры воспитания калмыков, ее современное состояние и перспективы развития. Вместе с тем не столь обстоятельно исследован этнопедагогический потенциал в предметах гуманитарного цикла, в частности, национальной литературе, не определены достаточно четко этнопедагогические ценности для включения их в современную воспитательную систему, не раскрыты методы и технологии освоения национальной культуры на ценностно-смысловом уровне. До сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные педагогическим идеям произведений художественной литературы. В то же время актуальность этой проблемы подчеркивается в публикациях К.В. Кулаева об эстетических и этических ценностях литературы народов России (СССР), в статьях Б.З. Вульфова «Художественная литература как педагогика», Г.Н. Волкова -«Оптимистическая этнопедагогическая программа М.А. Шолохова» и другие.
Для нашего исследования определяющее значение имеют важнейшие идеи К.Д. Ушинского: «Всякий народ в своей литературе . выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию» (188, С.122), то есть выражает то, что называется народным идеалом человека или целью народного воспитания: « Великие народные писатели периодами подвигают народное самосознание» (188, С. 162); «. предания, поэзия.литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляет его действительную школу». (188, С. 148). Поэтому с точки зрения исследуемой проблемы в высшей степени актуально преодоление остановки на фольклоре при изучении народной педагогики («фольклорной педагогики»). Для калмыков эта проблема имеет особенное значение, ибо они в трагические годы геноцида (этноцида) растеряли многие из своих духовных ценностей, более того, сосланные писатели были лишены возможности заниматься литературным творчеством.
Изучение педагогических идей, содержащихся в художественной литературе, во многом способствует восстановлению, воссозданию и сохранению духовно-нравственных сокровищ народа, главное же -существенно раздвигает границы этнопедагогического пространства.
В решении этой проблемы мы видим определенные трудности, проявившиеся в преодолении противоречий:
• между богатством самобытной национальной культуры, созданной народом на протяжении многих веков, и уровнем востребованности этих культурных ценностей;
• между возрастанием роли гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в целом и девальвацией гуманитарного знания, содержащего этнопедагогическую аксиологию и эпистемию;
• между культурообразующей ролью творческого наследия национальной литературы, когда личность обучающего следует рассматривать как субъект культуры, являющийся носителем и творцом культурных ценностей, и существующим в педагогической практике представлении большинства преподавателей об обучении как воздействии на личность учащегося, при котором не обеспечивается реализация личностно-креативного аспекта обучения.
Актуальность научного подхода к проблеме возрастает еще и потому, что многовековая история калмыцкого этноса складывалась так, что он не раз оказывался на грани исчезновения. Так, одним из поворотных рубежей исторической судьбы ойратов (калмыков) явились события начала 17 века, когда от основной массы ойратов, кочевавших в степях Джунгарии
Монголии), отделилась значительная их часть и покинула историческую Родину, обосновалась в низовьях Волги, а в 1608 году добровольно вошла в состав Российского государства, оказавшись единственным этносом азиатского происхождения в Европе, не прошедшим этапа индустриализации в развитии экономики. Путь из Джунгарии до берегов Волги длился около сорока лет; за время длительной перекочевки значительная часть калмыков погибла.
Одна из самых тяжелых страниц истории народа - его насильственная депортация 1943 года, которая справедливо считается одним из самых мрачных событий XX века, приведшая также к вымиранию народа; оставшихся в живых и родившихся в ссылке - к полной русификации, ассимиляции, деэтнизации, отчуждения от самобытной материальной и духовной культуры. В результате значительно снизился уровень владения родным языком, сократилось число населения, особенно среди молодежи, для которого он является языком реального общения. Литература на родном языке не востребована читателями. Интерес к печатному слову снизился.
Сохранить язык - значит сохранить народ. Его традиционную культуру воспитания. Потеря хотя бы одного языка - невосполнимая утрата для всего человечества.
Этнопедагогизация образовательных учреждений, формирование национального самосознания учащихся в условиях глубоко зашедшего процесса деэтнизации выявили противоречия между целевой установкой на целостное, системное восприятие этнопедагогических ценностей и разобщенностью ее элементов в силу отсутствия концептуальности.
Поиск источников, носителей и трансляторов этнопедагогических ценностей обратил нас к исследованию творческого наследия калмыцких писателей. Известно, что литература в каждой стране вырастает на почве национальной жизни. Она самобытна по своему содержанию, «по своим краскам». В национальном своеобразии - исток силы художественного творчества. Когда художник создает произведения на своем национальном материале, разрабатывает свои национальные темы, он находит кратчайший путь к сердцу своих читателей. В этом заключается его этнопедагогическая ценность. Национальное заключает общечеловеческое, поэтому национальная литература получила общероссийское и мировое признание. Все великие художники отражают в своих произведениях разум своего народа, его идеалы, его вражду всему бесчеловечному.
При выявлении воспитательных традиций народа в творческом наследии калмыцких писателей мы опирались на труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и другие. При этом мы исходили из того, что многие педагоги-классики свои идеи и опыт передавали в литературно-художественной форме. Никто бы не узнал о педагогической деятельности A.C. Макаренко, о его опыте, сохраняющем до сих пор всемирное значение, без его талантливых художественных произведений. В связи с этим важно иметь в виду, что многие из исследуемых нами калмыцких писателей являются педагогами-практиками, школьными учителями, что делает их творческое наследие еще более актуальным в этнопедагогическом отношении.
Для проведения сравнительного анализа полученных сведений использовались труды по истории, этнографии Г.О. Авляева, М.М. Батмаева, И.А. Житецкого, А.Ш. Кичикова, И.А. Нефедьева, Д.И. Прозрителева, И. Спасского, У.Э. Эрдниева. Их труды позволили нам в полной мере узнать историю калмыцкого этноса, специфические черты его общественного и культурного развития, что, в свою очередь, способствовало анализу творческого наследия калмыцких писателей с точки зрения современных социокультурных проблем народа, этнокультурной направленности образования в республике.
Истории народного образования в Калмыкии посвящены научные исследования В.Ф. Ефремовой, В.У. Килганова, Д.-Ц.Д. Номинханова, Н.Ш. Ташнинова и др. В них содержится большой фактический материал, на основе которых мы сделали свои выводы, необходимые для понимания национальной школы Калмыкии, осмысления творчества калмыцких писателей в процессе целостной системы учебно-воспитательной работы национальных школ. Отдельным аспектам функционирования современной национальной школы посвящены работы Б.Н. Беляевой, Г.М. Борликова, З.О. Кекеевой, JI.H. Мукаевой, А.Б. Панькина, A.JI. Поляковой, И.И. Убушаева и др.
Этнопедагогические исследования, проведенные в последние годы, выявили роль национально-культурной среды, национальной системы воспитания в формировании личности, способной к социализации в современных условиях. Как показывают работы Ш.Х.-М. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Л.Д. Вавилова, Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, Т.К. Исхакова, Ю.А. Рудя, И.А. Шорова, Ш.А. Мирзоева, З.М. Магомедова, Б.А. Кадырова, К.Ж. Кожахметовой, П.П. Матвеева, А.Э. Измайлова, Т.Н. Петровой, З.Б. Цаллаговой, Э.И. Сокольниковой, Р.К. Санабасовой и др., в состав педагогических условий входит влияние традиций, обычаев, устного народного творчества, обрядов, ритуалов, опосредующих формирование национального самосознания личности. Роль фольклора в литературных произведениях, взаимоотношения литературы и фольклора выявлены в трудах М.М. Бахтина, В.И. Белова, A.M. Горького, Г.М. Грехневой, П. Выходцева, У.Б. Далгат, Д.С. Лихачева, Д.Н. Кугультинова и др.
Изучение работ литературоведов Б. Бадмаевой, П. Громова, P.A. Джамбиновой, З.И. Килгановой, К.В. Кулаева, H.H. Полякова, В.Д. Пюрвеева и др. позволили исследовать проблематику и художественные особенности произведений калмыцких писателей, их воспитательное значение, выявить и систематизировать этнопедагогическую аксиологию и эпистемию, трансформировать в учебно-воспитательный процесс национальной системы образования республики.
Изучение творческого наследия калмыцких писателей как явления национальной культуры требует особой педагогической среды, когда представленный материал для учащихся будет личностно интересен и важен, где будут востребованы личностный опыт учащихся, опыт оценивания, сравнения, поиска смысла и т. д. Такая педагогическая задача может быть решена в условиях личностного подхода к образованию, использования технологии личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, C.B. Белова, В.И. Данильчук, М.В. Кларин, A.B. Мудрик, В.В. Сериков и др.).
Анализ литературы, осуществленный в ходе диссертационного исследования, изучение практического опыта показали, что, несмотря на активную разработку научных основ этнопедагогизации системы образования в республике, недостаточно исследований по «характеристической» системе воспитания калмыков на уровне диссертационного исследования, а творческое наследие калмыцких писателей как источник этнопедагогических знаний и опыта, их жизнь и педагогическая, просветительная деятельность еще не были предметом специального исследования. Это и обусловило выбор темы исследования - «Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования».
Цель исследования: выявить в творческом наследии калмыцких писателей этнопедагогические ценности, являющиеся средством формирования национального самосознания личности в условиях развития современной национальной школы и этнокультурной направленности образования в республике.
Объект исследования: воспитательный потенциал этнопедагогических ценностей в литературном наследии Калмыкии.
Предмет исследования: использование этнопедагогических ценностей в литературном наследии выдающихся калмыцких писателей XX века (A.M. Амур-Санан, А.Г. Балакаев, С.Б. Балыков, Д.Н. Кугультинов, O.JI. Манджиев, Э.Д. Хара-Даван, К.Э. Эрендженов и др.) в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: выявление этнопедагогических ценностей в произведениях калмыцких писателей может обеспечить эффективность формирования национального самосознания в условиях развития национальной школы и этнокультурной направленности образования в республике, если:
• в едином российском образовательном пространстве содержание национально-регионального компонента образования, согласованное с федеральным, может включать изучение жизни и творчества калмыцких писателей. Отбор, структурирование содержания литературных произведений калмыцких писателей будет осуществляться в логике смыслового обогащения учащихся общечеловеческими ценностями через национальную культуру;
• идеи калмыцких писателей трансформированы в национальную систему образования в республике; работа будет вестись исходя из языковой ситуации, с учетом социально-демографической характеристики этноса, многонационального характера республики;
• использованы адекватные методы и технологии обучения, обуславливающие востребованность у учащихся изучения литературного наследия калмыцких писателей как источника сохранения и трансляции национальной культуры воспитания и обеспечения «диалога культур».
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Выявить сущность воспитания в представлениях калмыцких писателей, традиционную систему воспитания калмыцкого этноса.
2. Разобрать трактовки детской среды как фактора функционирования традиционной системы воспитания калмыков, а также понимание идеала совершенного человека как высшую педагогическую ценность.
3. Показать единство слова и дела в просветительно-педагогической деятельности калмыцких писателей.
4. Доказать эффективность трансформации идей калмыцких писателей в национальную систему воспитания.
5. Определить педагогические условия изучения этнопедагогической аксиологии и эпистемии в творческом наследии калмыцких писателей в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательной работы школ республики, дать анализ опыта их использования в образовательной практике.
Методологическую основу исследования составляют разработанные в отечественной педагогике системный, деятельностный, синергетический, культурологический, аксиологический, этнопедагогический, исторический, литературоведческий подходы в анализе творческого наследия представленных калмыцких писателей, выявлении этнопедагогической аксиологии и эпистемии, проектировании образовательного процесса; концепция личностно ориентированного образования.
В исследовании использовалась комплексная система методов, адекватных сложности изучаемого объекта. В теоретической части применялись анализ философской, исторической, социологической, этнографической и психолого-педагогической и художественной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта. Опытно-экспериментальная часть включала психолого-педагогические и социологические методы сбора информации (наблюдение, анализ уроков и внеурочной деятельности, беседы с учащимися и их родителями, преподавателями, тестирование, анкетирование, изучение учебных планов и программ образовательных учреждений), естественные констатирующий и формирующий эксперименты.
Исследование выполнено на материалах учреждений образования Республики Калмыкия. Исследование проводилось в 1995-2001 г.г. и включало три этапа:
• первый этап (1995-1996 г.г.) - уточнение понятийного аппарата, теоретическая разработка проблемы, выработка концепции, определение методов исследования, сбор, анализ, систематизация материала по исследуемой проблеме. В то же время диссертантом апробировались отдельные элементы исследования в практике собственной работы в качестве учителя литературы Элистинской средней школы №17;
• второй этап (1996-1999 гг.) - изучение и анализ состояния развития национальной школы республики, апробация научных результатов и основных положений исследования в опытно-экспериментальной работе в контексте этнокультурной направленности образования, сравнительный анализ с массовой педагогической практикой;
• третий этап (1998-2001 гг.) - завершение опытно экспериментальной работы, проверка эффективности использования в учебно-воспитательном процессе творческого наследия калмыцких писателей как источника этнопедагогической эпистемии и аксиологии, обобщение полученных данных, оформление результатов исследования.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью выявленных исходных положений, применением комплекса теоретических и практических методов, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам исследования, эффективностью результатов, получаемых на протяжении длительного времени.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем впервые выявляются и систематизируются этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей. Диссертация является первой работой, в которой на основе анализа национального литературного наследия, научных обобщений, практики внедрения этнопедагогических ценностей литературы выявлена традиционная культура воспитания калмыков с учетом сложившихся культурно-исторических условий развития калмыцкого этноса; она вносит несомненный вклад в понятие цели, содержания и средства реализации этнокультурной направленности российского образования; раскрывает возможности формирования национального самосознания на литературном наследии калмыков.
Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования полученных результатов, апробированной технологии и методов обучения в разработке и реализации национально-регионального компонента содержания образования в Калмыкии (учебных планов и программ, учебников, методологических рекомендаций и т. д.), при организации научно-исследовательской работы студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое наследие калмыцких писателей является источником этнопедагогической аксиологии и эпистемии, показывает, что калмыки, как и другие этносы многонационального российского государства, имеют свою «характеристическую» систему воспитания, обусловленную культурно-исторической ситуацией и менталитетом нации, о чем свидетельствуют жизнь и творчество национальных писателей.
2. Представления калмыцких писателей об идеале совершенного человека являются конкретизацией и дальнейшим развитием народного понимания роли и значения идеальных образов. Интегративные качества совершенного человека: патриотизм, трудолюбие и нравственность - могут быть основой при определении цели воспитания в современных условиях.
3. Образы детей, детская среда в произведениях калмыцких писателей являются фактором функционирования национальной системы воспитания, где ведущая роль отводится семье, родителям, родственным отношениям, личному примеру взрослых в формировании трудолюбия и нравственности, традициям, обычаям и обрядам. Особое внимание уделяется изучению личности ребенка, воспитанию чувства национального достоинства, развитию его природных способностей.
4. Этнопедагогические ценности литературного наследия калмыцких писателей трансформированы в национальную систему образования и направлены на личностно ориентированное образование, в основе которого лежит диалог как учебно-коммуникативная единица педагогической деятельности, как форма взаимообогащения учащихся - представителей различных культур, проживающих в поликультурной среде. Степень проявляющихся в учебной ситуации личностного опыта избирательности, самостоятельности, определения смысла изучаемого материала является критерием перехода от низкого уровня диалогичности к более высокому уровню, характеризующему сознательное усвоение материала, выработку собственной позиции, определяющей национальное самосознание личности.
5. Условия изучения этнопедагогической аксиологии (место, значение, ценность, смысл), эпистемии (познание, знание, идея, мысль), в наследии калмыцких писателей в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательной работы школ определяются гармонизацией взаимодействия учителей и учеников.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе Международной практической конференции в 1997 году «Этнопедагогика калмыков и развитие национальной школы» в г. Элисте, на V, VI собраниях Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» в 1998, 1999 г.г., на Международном симпозиуме, посвященном 400-летию со дня рождения основателя ойратской письменности «Тодо бичг» (ясное письмо) Зая-Пандиты и 390-летию вхождения калмыцкого народа в состав России в 1999г., на научно-практической конференции «Образование Калмыкии на рубеже веков. Состояние и перспективы развития в 2001г., на заседании кафедры психологии и педагогики Калмгосуниверситета, методсовете Элистинской средней школы №17. Результаты исследования отражены в 6-ти научных публикациях.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Остановимся на результатах, полученных при решении задач исследования.
Первая задача состояла в выявлении сущности воспитания в представлениях калмыцких писателей, традиционной системы воспитания.
При выявлении этнопедагогической аксиологии и эпистемии в творческом наследии калмыцких писателей нами использовались труды по философии, истории, психологии и педагогике, произведения калмыцких писателей и поэтов Д.Н. Кугультинова, A.M. Амур-Санана, К.Э. Эрендженова, Э.Д. Хара-Давана, С,Б". Балыкова, А.Г. Балакаева, O.JT. Манджиева и др., литературная критика, теория литературы. Выявлено, что залогом нашего прогресса в области образования и воспитания является выполнение главного условия - постоянная опора на самих себя, на свои культурно-образовательно-воспитательные традиции, на традиционную культуру воспитания народов. Российский евразийский континент выступает как самодостаточное пространство для синтеза и диалога культур, проживающих на нем народов и народностей. Этим объясняется, что в современных условиях идеи народной педагогики получают все большее понимание и распространение как в академической среде, так и в повседневной деятельности педагогов-практиков.
В современной жизни огромна роль литературы в сохранении, развитии и пропаганде идей и опыта народной педагогики. Калмыцкая литература унаследовала лучшие традиции русских писателей в вопросах нравственных исканий и педагогических находок. Многие произведения калмыцких писателей написаны на родном языке, который рассматривается как основной элемент поддержания этнической идентичности и оказывает существенное влияние на процесс становления личности, привнося в ее сознание, мышление свою специфику, выражая этнические особенности индивидуальности человека. Произведения калмыцких писателей вбирают в себя элементы разных жанров устного народного творчества (сказок, легенд, обрядовой поэзии, пословиц, поговорок), что делает язык персонажей насыщенным изобразительными элементами, углубляется раскрытие внутреннего мира героев. Через фольклор в ткань литературных произведений проникает народная мудрость, вековой опыт народа, его мировоззрение, чаяния и надежды. Многочисленные пословицы и поговорки или педагогическая афористика органически входили в жизнь калмыков, являясь средством традиционного воспитания; в них содержатся рекомендации, советы запреты с общими утверждениями о природе человека, общества.
Практически все исследуемые нами произведения калмыцких писателей пронизаны мыслью, что главные человеческие ценности заключаются в семейном воспитании детей. Именно в семье культивируются верность традициям, любовь к родному языку, благоговение перед духовно-нравственными ценностями, сокровищами родного народа. Этнос сохраняет себя в настоящее время в семье. В ней заключается будущее нации, общества. Семья, по народным представлениям, создается один раз и на всю жизнь, и брак скрепляется богом. Поэтому писатель калмыцкого зарубежья С. Балыков, описывая свадебный обряд донских калмыков, отмечает, что герои повести «Девичья честь» Бадня и Зиндмя к созданию семьи относятся серьезно и обдуманно, а сам свадебный обряд, подготовка к свадьбе и ее проведение -длительный и ответственный процесс.
Созидательная идея человеколюбия раскрывается прежде всего в традициях, обычаях, обрядах. В культурно-историческом очерке писателя калмыцкого зарубежья Э.Д. Хара-Давана «Чингис-хан как полководец и его наследие» главный герой является выдающимся представителем кочевой цивилизации. В его воспитании сыграла огромную роль мать, понимавшая, что будущность ее детей зависит от воспитания в соответствии с народными традициями. Автор обращает наше внимание на добродетели, которые ценились и поощрялись во времена Чингис-хана: преданность, стойкость и мужество; пороки, которые особенно преследовались: измена, предательство, трусость. Идеалом Чингис-хана было создание «царства Человечества», только тогда, думал он, прекратятся взаимные воины и создадутся условия для мирного процветания людей. Раннее трудовое воспитание, умное чуткое влияние матери, умение ждать и терпеть, настойчиво стремиться к достижению поставленной цели впоследствии сослужили ему большую службу.
Выдающийся калмыцкий поэт Д.Н. Кугультинов, творчество которого вошло в сокровищницу мировой литературы, стал таковым благодаря тому, что народную поэзию, мудрость самой жизни он сам постигал с помощью старших, своего деда, которого впоследствии назвал своим первым учителем. Его поэзия и философия жизни выросли на устном народном творчестве, «многовековом, отобранном и очищенном человеческом разуме», на традициях героического эпоса калмыцкого народа «Джангар» и национальной литературе в ее историческом развитии. Ко многим молодым людям понятие малой родины пришло через стихи Д.Н. Кугультинова, воспевающие красоту родной природы, труд простых людей, наконец, все живое на земле. Глубокое знание родного языка, культуры и истории своего народа позволили ему создать поэму «Сар-Герел», основная идея которой - народ и человек. Судьба героини поэмы - девушки «Сар-Герел» - трагична, но трагедия всегда утверждает бессмертие погибающей личности, своим подвигом героиня утверждает жизнь своих соотечественников. Герой поэмы «Бунт разума» Адам Крейзи - человек другой страны, но национальный колорит поэмы ощущается в отборе изобразительных средств, в непосредственном обращении к устному творчеству калмыков. Через народную сказку о Железной птице Д. Кугультинов раскрывает серьезную общечеловеческую проблему: как противостоять злу, насилию, деспотизму. Так национальное и общечеловеческое, сливаясь воедино, составляют этнокультурный пласт и приобретают этнопедагогическое звучание.
В творческом наследии калмыцких писателей разных лет раскрывается многосторонняя жизнь народа. Народность литературного творчества смыкается с народной педагогикой, так как путь к познанию духовности своего народа лежит через истоки его формирования, то есть через систему народного воспитания. Сущность воспитания, по мнению писателей, заключается в формировании чувства национального достоинства, национального самосознания, обусловленного такими интегративными качествами как любовь к родине, трудолюбие и нравственность, являющиеся глобальными, часто общими, но с «национально-этнической фактурой». (142). Они утверждают актуальность народных воспитательных традиций в любую эпоху, обогащают творческую мысль педагога новыми идеями и новым подходом.
Вторая задача состояла в изучении образов детей и детской среды как факторе функционирования традиционной системы воспитания калмыков, исследовании и представлении калмыцких писателей об идеале совершенного человека. Вся народная жизнь в творческом наследии калмыцких писателей пронизана любовью к детям, желанием иметь детей, обучать и воспитывать их, заботой об их здоровье и благе и т.д. Рождение ребенка в калмыцкой семье было большим событием и имело целый ряд родильных обрядов и религиозных церемоний. Пример родителей, подражание родителям - стержень механизма реализации народной педагогики в современных условиях. Дети - не просто атрибут общественной и семейной жизни народа, но и личности, активно проявляющие себя, влияющие на отношение взрослых к ним.
Уникальны возрастные характеристики детей. Особенно хорошо С. Балыков представляет самый трудный возраст - подростковый, переходный. В отдельных случаях он удивительно тонко прослеживает и процесс перехода из этого возраста в следующий: физическое возмужание, проявление уверенности в себе, самостоятельности и интеллектуальное развитие. Заботе о физическом и нравственном здоровье своих детей уделялось большое внимание в калмыцкой семье, а, главное, здесь мы видим народное представление о смысле жизни и назначении личности стать известным, уважаемым человеком, посвятить себя своему народу. Писатель К. Эрендженов показывает образ своего героя в развитии, пробуждении в Бате, десятилетнем батрачонке у местного богача, чувства самоуважения, самолюбия, самосознания, умения взглянуть на себя со стороны. Это и послужило для него началом стремления достичь грамотности, образованности, осознания своей роли и своего места в жизни.
Современный писатель О. Манджиев показал, что детская среда может быть мощным фактором взаимного воспитания и самовоспитания. Известно, что процесс «переделки» сознания человека всегда сложен и длителен по времени, но в детской среде, которая в повести относительно автономна, он проходит очень эффективно и представляет определенную последовательность.
Каждый народ по-своему выражает, преломляет, реализует идеи и знания общечеловеческих норм, исходя из национальных обычаев и традиций. Это хорошо прослеживается в книге «Терновый венец президента» К. Илюмжинова, в основе которой заложена мудрость о воспитании и обучении. Герой повести доказал, что можно стать личностью, самосовершенствоваться путем всестороннего развития своих способностей, и помогают ему в этом его бабушка и дедушка - самые народные «безымянные» педагоги. Воспитание любви к окружающим, ближним, родителям, культ старших, их почитание, дань уважения и сыновняя благодарность пронизывают множество глав. Вот как пишет об этом автор-герой: «.И какая же немыслимо высокая степень духовности была в этих людях. Не обозлились под плетью судьбы, не выставляли напоказ раны. И даже как будто стеснялись духовного величия, чтобы не смутить меня». (83, С. 267).
И вновь в повести поднимается проблема детской среды. Нужно отметить, что именно «улица» воспитала в герое чувство справедливости и чести, терпение и мужество. Понятие высокой морали, привитое улицей, помогло в жизни, стало нормой его поведения.
Э. Хара-Даван пишет, что еще в детской среде во время игры и охоты Темучин (собственное имя Чингис-хана) воспитал в себе такое качество, как справедливость и требовал того же от других.
Изображая образы детей, писатели показывают, что на их физическое и нравственное развитие влияет семья, любовь, забота отца и матери, а также эффективна педагогическая роль самой детской среды, поддерживающей добрые обычаи народа, востребованные многими поколениями. Задача взрослых, в традиционном понимании, помочь детям освоить опыт старшего поколения, развивать их способности и дарования, создав необходимые для этого условия. И при этом самим быть примером для подражания, учитывая, что детская жизнь в известной степени обособляется от жизни взрослых. Не только зрелый возраст, но и юность, и детство самоценны и не могут быть рассматриваемы как «переходные» мосты.
В проблеме раскрытия идеала совершенного человека произведения калмыцких писателей явились продолжением лучших традиций русской литературы. Русские писатели на основе личных впечатлений, полученных в ходе длительного общения с калмыками, выделяли ряд положительных черт. Например, Н.В. Гоголь отмечал физическое здоровье, выносливость, привязанность к степи и кочевьям, немстительность, гостеприимство, обязательность, верность слову, стремление к образованию, любознательность.
Идеал совершенного человека в калмыцкой литературе многогранен. В культурно-историческом очерке Э. Хара-Давана «Чингис-хан как полководец и его наследие» герой предстает перед нами как человек-символ и соответствует современным представлениям о роли личности в истории. Он поддерживает чувство национального достоинства и является воспитателем миллионов. С деятельностью Чингис-хана связана государственная организация массового влияния народной педагогики, так как созданная им Конституция «Великий Джасак» представляет свод законов, где сочетается народное, обычное и узаконенное, утвержденное. Только высокий уровень духовности превращает историческое лицо в личность. Первоисточники свидетельствуют о том, что Чингис-хан был благороден и мужественен, скромен в быту, верен исконным традициям своего народа.
Идеал женщины в произведениях калмыцких писателей и поэтов немыслим без эстетики, понятий прекрасного, чистоты и целомудрия. В произведениях представлена женщина-труженица, рукодельница, врачевательница, «разумница». С древнейших времен монгольские народы акцентировали внимание на светоносном аспекте красоты, которая представлялась в виде тончайшей, прозрачной материи, в виде льющегося живого потока лучей. В этом восприятии красоты невольно угадывается образ Солнца. Красота - это здоровье мира, то есть, когда все существа и вещи выполняют свое предназначение, когда женщины женственны, а мужчины мужественны, и каждый из них воплощает свою суть, свое предназначение.
Характеризуя условия становления своих героев, писатели делают особый упор на трудовое воспитание как на краеугольный камень всестороннего развития личности. Условием успеха трудового воспитания считалось приобщение детей с малых лет к труду. Те герои произведений калмыцких писателей становятся лучшими людьми, кто ближе к людям труда, кто с детства видел нужду и узнал труд.
Идеал совершенного человека, представленный в произведениях калмыцких писателей, соответствует народным представлениям и является высшей педагогической ценностью, но не может быть чем-то универсальным, а обусловлен культурно-исторической ситуацией общества.
Третья задача состояла в том, чтобы показать единство слова и дела в педагогической просветительской деятельности калмыцких писателей.
Изучение жизненного и творческого пути калмыцких писателей и поэтов позволило сделать следующие выводы: A.M. Амур-Санана, К.Э. Эрендженова, Д.Н. Кугультинова, Э.Д. Хара-Давана, С.Д. Балыкова, O.JL Манджиева и др., жизнь и творчество которых происходили в разные исторические периоды XX века, объединяет общая черта - верность идее, данному слову, единство слова и дела в своей просветительской деятельности. Они оказали большое влияние на сохранение и возрождение национальной культуры и духовности как средства этнопедагогического воспитания. Так, в годы гражданской войны зарождавшаяся калмыцкая творческая интеллигенция оказалась на «изломе». Нужно было выбирать: часть из них поддержала молодую советскую власть, а другая часть не приняла идей большевизма и в разное время вынуждена была покинуть страну. Так, A.M. Амур-Санан был заведующим отделом наркомнаца и готовил на имя Народного комиссара по делам национальностей И.В. Сталина вопросы для обсуждения на Первый общекалмыцкий съезд Советов, который в 1920 году провозгласил «государственное объединение в единую автономную область калмыцкого народа». Преобразования, проводимые в Калмыкии с участием А. Амур-Санана, имели положительное значение для развития экономики и культуры народа. Степной край покрылся сетью школ, где обучение велось на калмыцком и русском языках, подрастающее поколение приобщалось к русской культуре. Благодаря яркому таланту и творчеству А. Амур-Санана калмыцкая литература, не имеющая развитых традиций прозы, в кратчайшие сроки обогатилась сложной жанровой формой - романом.
Более чем за 50 лет творческой деятельности К. Эрендженов написал много книг, посвященных рождению новой личности, национальной интеллигенции, воспитывая у читателей любовь к родному краю, родному очагу. Его роман «Береги огонь» относится к ряду тех произведений, которые затрагивают коренные вопросы социального, нравственно-духовного развития народа, исследуют диалектически противоречивую историю национального бытия. Жизнь известного писателя сложилась так, что ему пришлось отбыть в Колыме, на каторге, 20 лет. Уцелел К. Эрендженов благодаря «закалке» с юности, трудолюбию и выносливости, несгибаемости и силе духа. В 1985 г. им составляется этнографический сборник о калмыцком устном народном творчестве, ремеслах и быте «Золотой родник» («Цецен булыг»), который считается ценнейшим этнопедагогическим источником. Яркий, выразительный калмыцкий язык, которым писатель владел в совершенстве, завораживал своей простотой в общении.
Этнопедагогическую ценность представляет деятельность писателей калмыцкого зарубежья, которая стала известна нам только в последние годы. Так, писатель Э.Д. Хара-Даван пытается разобраться в событиях, круто изменивших его личную судьбу, жизнь калмыцкого и других народов в России. Степь, история кочевого мира, народов, населяющих степи Евразии, будоражили умы молодых ученых. Среди тех, кто разрабатывал задачи и пути кочевниковедения - новой исторической дисциплины, рожденной евразийством, - был и Э. Хара-Даван. Россия в его трудах выступила не только наследницей западной культуры, но и наследницей грозной империи, созданной Чингис-ханом. Не менее активна деятельность за границей С.Д. Балыкова - писателя, публициста, педагога. Прозу и поэзию С. Балыков писал исключительно на калмыцком языке, хотя одинаково легко и свободно мог писать и по-русски, и по-калмыцки.
Единство творчества и биографии автора придает особую убедительность произведениям народного поэта Калмыкии Д.Н. Кугультинова. К жизнеутверждающей поэзии, пониманию смысла и сути жизни, к современному образу художественного мышления Д. Кугультинов пришел как бы из колыбели древнейшего калмыцкого восприятия, цельного и этического, мудрого и простодушного, из той промежуточной цивилизации между Востоком и Западом, которая присуща была исконно кочевым народам Азии.(1, С.5). В то же время Д. Кугультинов поднимается к глобальному мышлению человека XX века, достигая философского обобщения таких тем, как в огромном мире - человек, и весь мир в отдельном человеке. Тяжелые испытания легли на долю народного поэта, и в эти жестокие годы унижений он находил слова утешения и поддержки для своего народа. Его жизнь и поэзия утверждают чувство человеческого достоинства, любовь к родной природе, национальное самосознание человека, разделившего трагедию и счастье народа.
Четвертая задача состояла в исследовании трансформации идей калмыцких писателей в национальную систему воспитания.
Аксиологический и эпистемический подходы к этнопедагогическому анализу литературного творчества калмыцких писателей позволили сделать вывод о том, что представленные нами произведения сохранили и обобщили воспитательный опыт народа и обогатили основные направления этнопедагогической концепции образования, дидактические цели, содержание и средства воспитания в учебных заведениях. В ходе анализа литературных произведений выявлены следующие положения:
1. Основная ценность и одновременно цель воспитания - это ребенок во всем многообразии своей индивидуальности. Задача состоит в развитии природной сущности ребенка, которая изначально положительна, воспитании детей в соответствии с представлениями каждого народа об идеале совершенного человека с учетом общественного развития.
2. Важную роль в воспитании играет национально-культурная среда взаимодействия взрослых и детей друг с другом. Необходимым условием такого взаимодействия является родной язык как средство социализации, постижения, сохранения и созидания национальной и общечеловеческой культур, формирования национального самосознания и жизнеспособности самого этноса.
3. Произведения калмыцких писателей дают возможность систематизировать средства народного воспитания и выделить в следующие группы: средства материальной культуры, средства духовной культуры, средства соционормативной культуры.
4. Литературные произведения дают нам знания о процессуальных аспектах семейного воспитания, где важное место занимает воспитание трудолюбия, стремления к знаниям, учению, нравственных качеств. Родители в семье являются примером для подражания, приобщая своих детей к традиционным видам жизнедеятельности.
Прослежена реализация основных направлений концепции в национальную систему образования. Так, к 90-м годам XX века предпринимается уже третья попытка после 1920 г. организации калмыцкой национальной школы. В 20-30-е годы, казалось бы, начинался процесс по возрождению калмыцкого языка и культуры, но с 1926 года вместо традиционной калмыцкой письменности тодо бичг (ясное письмо) вводится новая письменность, основанная на кириллице. С 1930 года производится замена кириллицы на латинский алфавит, и, наконец, в 1938 году вновь начинает функционировать кириллица. Трижды народ становился безграмотным и вынужден был начинать с букваря. Эти и другие исторические факты послужили тому, что развитие национальной школы длительное время тормозилось, но с 1990 года создаются условия для ее возрождения, и национальная литература на сегодня является одним из важнейших доступных источников традиционной культуры воспитания, средством осуществления этнокультурной направленности образования. Она изучается как на калмыцком, так и на русском языках.
Пятая задача состояла в определении педагогических условий изучения этнопедагогической аксиологии и эпистемии в творческом наследии калмыцких писателей в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательной работы школ республики, выявлении опыта их использования в образовательной практике.
Изучение в школах республики калмыцкой литературы способствует созданию воспитательной среды, обеспечивающей содержание этнопедагогизации национальной школы. Адекватные этому содержанию методы и технологии обучения приобретают личностно развивающую направленность. Этому способствует обучение на основе диалога как ситуации поиска смысла ценностей в представленном гуманитарном материале. Показаны уровни развития диалога, последовательность введения диалоговых ситуаций при изучении курса «Литература Калмыкии».
В ходе эмпирических наблюдений изучались уровни готовности к диалогу при изучении творческого наследия калмыцких писателей, соответствующих уровню готовности учащихся к поиску смысла ценностей:
1. Информационный (низкий) - обмен знаниями, воспроизведение информации на репродуктивном уровне. Учащиеся этого уровня не стремятся к общению, не имеют интереса к чтению художественной литературы. Они не считают национальные ценности (язык, литературу, историю, традиции и обычаи народа) значимыми для себя и не стремятся изучать родной язык, литературу.
2. Эмоциональный (средний) - совместное переживание, проявление эмоций. Учащиеся этого уровня осознают, что в современных условиях востребуются культура общения, этнокультурное своеобразие личности, поэтому положительно реагировали на изучение калмыцкой литературы.
3. Ценностный (высокий) - отношение к ценностям. Здесь важны умение отстаивать свою точку зрения, включать в диалог личный жизненный опыт, способность к эмоциональной передаче ценностей. Учащиеся данного уровня осознавали ценность национальной культуры, связывали свое индивидуальное развитие с приобщением к ней.
Исходная диагностика готовности учащихся к диалогу показала, что в начале изучения курса учащихся низкого уровня готовности к диалогу было 24,2%, среднего - 67,8%, высокого - 8%. В диссертации приводятся примеры применения диалога в развитии с использованием опережающего обучения, методов выборочного чтения, самостоятельной работы. Результаты диагностики учащихся к концу изучения спецкурса показали, что в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, возросла активность учащихся на уроке, совершенствовались коммуникативные умения. Увеличилось число учащихся, научившихся критически осмысливать прочитанное, высказывать собственную позицию, воспринимать калмыцкую литературу на уровне ценностей и смыслов. Изменился количественный состав уровневых групп. Наблюдается существенный рост групп высокого уровня готовности к диалогу (39,3%), а учащиеся группы низкого уровня перешли в группу среднего уровня(60,7%), что доказывает эффективность использования диалоговой технологии, создающей условия для освоения гуманитарного потенциала предмета, выявления национальных ценностей. Данный вывод подтверждает опрос учащихся, где ими высказано отношение к изучению предмета «Литература Калмыкии». Учебный диалог обусловил диалогические отношения как форму общения, форму бытия, как «диалог культур».
Таким образом, теоретическая часть исследования, количественные и качественные показатели экспериментальной работы показали реализуемость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса школ с использованием творческого наследия калмыцких писателей и подтвердили основные положения, выдвинутые в начале исследования гипотетических предположений.
Путь к постижению теории и практики воспитания как вечной социальной категории лежит через глубокое и всестороннее изучение педагогической культуры каждого народа. Как выявлено, калмыцкая национальная литература является хранительницей этой культуры, благодаря творчеству писателей немногочисленный калмыцкий народ имеет возможность обратиться к своим истокам, своим корням. Данное исследование лишь попытка выявить этнопедагогические ценности национальной литературы, актуальность которой все более возрастает в условиях гуманизации и этнопедагогизации образования в полиэтнической и поликультурной России.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Айдарова, Гилян Петровна, Москва
1. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою. / Предисловие к собранию сочинений Д.Н. Кугультинова в 3-х томах. - М.: Художественная литература, 1976. - С. 5-19.
2. Амур-Санан A.M. Мудрешкин сын. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1979. - 445 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Издательство Казане, ун-та, 1996. - 562с.
4. Аннинский П., Белая Г., Бочаров, Егоров Т. О себе и о времени. (Анкета литературоведов и критиков) // Вопросы литературы. 2000. - май-июнь. - С. 348.
5. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. — М., 1998. — 286 с.
6. Бадмаев В.И. Национальная идентификация как философская проблема: Дис.канд. филос. наук. М., 1996. -143с.
7. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики: Автореф.канд. пед. наук Казань, 1997. - 41 с.
8. Бадмаева-Лиджиева Б. Жизнь и творчество, озаренные ленинским светом // Теегин герл. № 2. - 1982. - С. 105-109.
9. Бадмаев A.B. Итоги исследования литературы и проблем фольклора за тридцать лет / Ученые записки КНИИМФ. Вып. XI. - Элиста, 1973. - С. 136172.
10. Балыков С. Девичья честь. Элиста: Джангар. - 1993. - 283с.
11. Басчаева Н.Ц. О роли перевода и словарей в возрождении языка // Языки народов России: перспективы развития (материалы международного семинара). Элиста, 2000.
12. Батмаев М.М. Калмыки в 17-18 веках. Элиста, 1993. - 382с.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.427с.
14. Белинский В.Г. Мысли и заметки / Полное собрание сочинений. Т.9. -С.440.
15. Белова C.B. Функции учебного диалога в освоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф.канд. пед. наук. Волгоград, 1995. - 18с.
16. Белова C.B. Жить значит участвовать в диалоге // Народное образование. - 1998. - № 9. - С. 109-114.
17. Беляев В. Традиции народности в педагогике С.Т. Шацкого // Педагогика. № 5. - 1994.-с. 70-73.
18. Бердяев H.A. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. -201с.
19. Берне Ф.А. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. - 417 с.
20. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991. -413с.
21. Биткеев П.Ц. Наследия великого Зая-Пандиты // Актуальные проблемы алтаистики и монголоведения (язык и литература). Элиста, 1999. С. 12-14.
22. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с 15 столетия до настоящего времени. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991 - 125 с.
23. Бодалев A.A. Личность в общении. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 326с.
24. Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -271с.
25. Бодалев A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопр. Психологии. -1989. -№ 6. С. 74-81.
26. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Ростов на Дону, 1995. - 168с.
27. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированноговоспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов на Дону, 1995. - с. 111-127.
28. Борисенко И.В., Горяев А.Т. Очерки истории калмыцкой эмиграции. -Элиста, 1998. -235с.
29. Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков. Исследования и материалы. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. - 182с.
30. Борликов Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. Волгоград: Перемена, 2001. - 346 с.
31. Борев Ю.Б. Эстетика. Т. 1. Смоленск: Русич, 1997. - 332 с.
32. Боронаев А.О. Основы этнической психологии. С-Петербург, 1991. -60с.
33. Бражнова Б.Х., Шоинов A.A. Кризис национальных языков России // Языки народов России: перспективы развития (материалы международного семинара). Элиста, 2000. - С. 101-108.
34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 412 с.
35. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. № 7. - 1983.
36. Буджалов Е. Дууч игар хооч // Хальмг Унн. 16 апреля. - 1997.
37. Бутенко А.П., Колисниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство, их сущность и общественно-политический смысл // СоЦИС, 1996. № 5. - С. 92102.
38. Бурыкин А. Иван Бунин о судьбе калмыцкого народа в годы гражданской войны (1919-1920 г г.) // Известия Калмыкии. 1997. - 22 января.
39. Введение в литературоведение (под ред. Поспелова). М.: Высшая школа, 1976.
40. Викторова J1.J1. Система социализации детей и подростков у монголов, пути и причины трансформации элементов. // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков Восточной и Юговосточной Азии. М., 1983. - С. 55-72.
41. Владимирцов Б. Из вступительной статьи к книге «Монголо-ойратский героический эпос» // Времен связующая нить. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984. - 109с.
42. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М., 1997. - 441 с.
43. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики. // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Ч. I. -Чебоксары, 1991. С. 8-13.
44. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. // Национальная школа: концепция и технология развития (Доклады и материалы международной конференции). М., 1993. - С. 45-50.
45. Волков Г.Н. Предисловие // Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995. - С. 6.
46. Волков Г.Н. Созвездие земли. Чебоксары: Чувашское книжное издательство. - 1979. - 454 с.
47. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.
48. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: ACADEMIA, 2000. -176 с.
49. Воронин A.M., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск, 1997. - 131с.
50. Вырщиков А.Н., Табатадзе Г.С. Концепция городской программы формирования гражданского патриотизма. Волгоград, 1998. - 23 с.
51. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка // Курс лекций. -М., 1991.-87с.
52. Гачев Д. Национальные образы мира // Курс лекций. М.: Academia, 1998.- 430с.
53. Гегель. Эстетика. Т.1 М., 1968.
54. Гоголь Н.В. Калмыки // Времен связующая нить.- Элиста, 1984, -С. 17-18.
55. Голев А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников. Пятигорск, 1996. - 18 с.
56. Гори лов ЯЗ. Языковое самосознание как фактор этнической социализации // Языки народов России: перспективы развития (Материалы международного семинара). Элиста, 2000. - С. 117-125.
57. Горяев А.Т. Этноэкологические воззрения евразийцев // Философия и кризис современной цивилизации. М., 1996. - С. 195-198.
58. Горяев А.Т. Евразийство как модель национального развития // Вестник института. Элиста, 2000. - С. 110-115.
59. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Ч. I. М.: ОДИ international, 1996.-69с.
60. Громов П. Навстречу будущему // Теегин герл. № 2. - 1972.- С. 138-148.
61. Гуляев H.A. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1977. - 278с.
62. Гумилев JL Этногенез и биосфера земли. М., 1993. - 500с.
63. Гумилев JT. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992. - 319с.
64. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика, 2000. №10. - С. 32-38.
65. Давыдов В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях //Сов. Педагогика. 1991. - № 7. - С. 3-14.
66. Дармодехин C.B. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика. №1. - 2001. - С. 10-18.
67. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. - 301с.
68. Дарваев П.А. Сказание о Чингис-хане. Элиста, 1998. - 192с.
69. Джамбинова P.A. Роман и автор. Новые грани художественности (19601990-е г г.). Элиста.: Джангар, 1996 - 254с.
70. Джамбинова Т.Н. Степное Уложение 1640 г. («Ик Цааз») источник этнопедагогики // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. // Сб. материалов международной научно-практической конференции. - Элиста, 1997. -С. 37.
71. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1978.-381с.
72. Джимбинов Б.О. Советская Калмыкия. М.: Советская Россия, 1980. - С. 13.
73. Дорджиев М. Читая книги о Чингис-хане // Хальмг Унн. 12 августа.1991.
74. Дюма А. Путевые впечатления о России. М., 1993. - 345 с.
75. Дякиева Р.Б. Гостеприимство и передача этнических традиций калмыков // VI международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, август 1992) М.,1992.-С. 79-83.
76. Ефремов A.B. Феномен академика Эрдниева. Казань: Магариф, 1999. -140с.
77. Жирков е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). М., 1992. -293с.
78. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 г г. М., 1893. - 73с.
79. Жуковская H.JL Судьба кочевой культуры. М.: Наука, 1990. - 110с.
80. Журавлев В.В. Дневник XXXIII-й международной шахматной олимпиады // Известия Калмыкии. Элиста, 1999, С. 1.
81. Илишкин Н.У. Мир держится на человечности // Теегин герл. 1984. - С. 95-96.
82. Илюмжинов К.Н. Терновый венец президента. М:Центрполиграф, 1995. - 286с.
83. Илюмжинов К.Н. Калмыкия земля духа: национальная идея. - Элиста, Джангар, 1997. -43с.
84. Илюмжинов В.Н. Сохранить язык сохранить народ // Языки народов России: перспективы развития (материалы международного семинара). -Элиста, 2000. - С. 47-58.
85. История калмыцкой литературы. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, т. 2 - 1980. - 445с.
86. Казаков Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха. С-Петербург.: Совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1977. - 166с.
87. Калмыцкий фольклор. Элиста, 1985. - 126с.
88. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. - 134с.
89. Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков: Автор. Дис. канд. пед. наук. С.Петербург, 1997. - 21с.
90. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. -176 с.
91. Кон И.С. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-восточной Азии. // Этнография детства. Историографический очерк.-М., 1983.-С. 9-51.
92. Корнеев К.И., Сависько В.А. Традиции и обычаи калмыцкого народа и современность // Традиции и новое в социальной жизни народов. Элиста, 1994.-С. 115-127.
93. Котвич B.JI. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста, - 1972. - 91с.
94. Котова И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов на Дону, 1977. - 156 с.
95. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов на Дону, 1997. - 79с.
96. Килганова З.И. Поиски и находки / Очерки творчества современных писателей Калмыкии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1977. - 77с.
97. Кичиков А.Ш. Он оставил нам свое время И Известия Калмыкии. 10 апреля. - 1997.
98. Кожахметова Ж.К. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алма-Аты, 1998. - С. 315.
99. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - 655с.
100. Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.
101. Курт Д. Чингисхан. М.: Армада, 1997. - 538 с.
102. Кугультинов Д.Н. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Художественная литература, 1988. 446 с.
103. Кугультинов Д.Н. Моя горькая, моя сладкая, богом данная мне страна. // Хальмг Унн. мочн сарин 2 шин. - 1992.
104. Кугультинов Д.Н. Сказки. М., 1981.
105. Кулаев К.В. Педагогическая эстетика Коста Хетагурова // Педагогика, 1999.-№ 8.-С. 76-78.
106. Куругина А.Ю. От экологического образования к экологическому воспитанию // Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и ВУЗа. Волгоград, 1997. - С. 107-111.
107. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту, 1974.
108. Леонов Б.А. Поэзия судьбы народной. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1970. - 104с.
109. Липкин С. О стихотворениях Д. Кугультинова. Избранные произведения в 2-х томах. - т. 1. - С. 5-24.
110. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 280с.
111. Ломидзе Г.И. На уровень новых задач // Вопрос. Лит., 1977. № 10. - С. 156.
112. Макаренко A.C. Педагогическая поэма. М., 1978. - 383с.
113. Малышева С. Евразиец Хара-Даван: казанская страничка // Эхо веков. -№ 1,2.- 1996.-С. 145-149.
114. Манджиев О. Дорога в один дун. Элиста: Калмыцкое книжноеиздательство, 1988. 206с.
115. Материальная и духовная культура калмыков. Элиста, 1983. - 146с.
116. Махмутов М.И., Современный урок. М.: Педагогика, 1983. - 183с.
117. Метиров А.Г. Некоторые вопросы народной этики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Ч. 4. Чебоксары, 1991. - С. 139-140.
118. Метлик И.В. Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний: Автор.дис. канд. пед. наук. М., 1998.
119. Мендяева А.Б. Этническая идентичность калмыков: Автореф. дис.канд. псих. наук. М., 1997. - 23 с.
120. Минаев С.А. Национальный характер ойратов // Нарн. 1991. - № 7. Октябрь.
121. Минаев С.А. Истоки духовной культуры калмыков: тенгрианство // Приоритеты национальных систем образования Калмыцкой школы. Элиста, 1994. - С. 50-56.
122. Мубинова З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческихдисциплин в многонациональной городской школе: Автореф. канд. пед.наук. Уфа, 1998.
123. Мукаева О.Д. Нравственно-этические устои буддизма и проблемы воспитания и самовоспитания // Нар. Образование Якутии. 1993. - № 2. - С. 72-74.
124. Мукаева О.Д. Буддизм и его место в духовном становлении калмыков // Теегин герл. № 2. - 1995.
125. Мукаева О.Д. Джангар и этнопедагогика калмыков // Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995. - С. 53-56.
126. Мукаева О.Д. Этнопедагогические аспекты возрождения национальной школы // Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995. - С. 3041.
127. Мукаева О.Д. По праву разделенной судьбы, или правда всегда являетсебя // Известия Калмыкии. № 77. -15 апреля, - 1997.
128. Мукаева J1.H. Социально-педагогические проблемы становления и развития калмыцкой национальной школы: Дисс. Канд. пед. наук. М., 1995.
129. Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социопсихологический анализ). М.: Луч, 1992. - 139с.
130. Национальное строительство Калмыцкой АССР (сборник докладов и материалов). Элиста. 1980.
131. Никандров H.H. Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий. М., 2000. 282с.
132. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. Докт дисс. М., 1998.
133. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. М.: Орел. - 1998. - 179с.
134. Николаев A.B. Элиста // Времен связующая нить. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. - 1984, - 109с.
135. Пальчиков С.Н. От переводчика. М, 1982.
136. Панькин А.Б. Генезис национальной школы // Теегин герл. 1996. - № 4. -С. 90-105.
137. Панькин А.Б. Организационно-педагогические основы развитиянациональной системы образования: Дис.канд. пед. наук. Волгоград, 1995.- 207с.
138. Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997. - 220с.
139. Паустовский К.Г. Мещерская сторона. // Собр. Соч. т. 6. М.: Художественная литература, 1969. - 559с.
140. Первый общекалмыцкий съезд Советов / Под ред. Чугуева С. Элиста, 1976.-218 с.
141. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. -М.: Прометей, 2000. 91с.
142. Пидкасистый И.И. Педагогика. М., 1995, - 475с.
143. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1996. - 432с.
144. Полынская И.Н. Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству: Автореф.дис. канд. пед. наук. -М., 1998.
145. Полякова A.JI. Формирование деловых качеств личности в условияхэтнокультурной направленности образования: Диссер. канд. пед. наук. 1. Волгоград, 1998. 183с.
146. Полякова A.JI. Этнопедагогические идеи в повести Олега Манджиева «Дорога один дун» // Теегин герл. Элиста, 1996. - № 2. - С. 116-120.
147. Порох В.П. Дело просвещения в автономной Калмыцкой области // Ойратские известия. № 2. - 1992. - С. 154.
148. Психология и педагогика / Сост. и отв. Ред. Радугин A.A. М.: Центр, 1996.-332 с.
149. Прозрителев Г. Военное прошлое калмыков // Времен связующая нить. -Элиста, 1994. С. 20-27.
150. Пулинец A.C. Об афористическом жанре месте афоризмов в творчестве A.M. Горького // Ученые записки Черновицкого ун-та. Черновцы, 1958. - Т. XXIX вып. 5, С. 3-36.
151. Пушкин A.C. История Пугачева // Пушкин A.C. Повести. Чувашское книжное издательство, 1983. С. 110-192.
152. Пушкин A.C. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года // Времен связующая нить. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984. - С. 14.
153. Пушкин A.C. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения. Самара: Дом Печати, 1996. - 702 с.
154. Пушкин A.C. Романы и повести. Т. 2, Самара: Дом печати, 1996. 476 с.
155. Пюрвеев В.Д. Поэзия мысли // Известия Калмыкии. 25 декабря. 1996.
156. Пюрвеев В.Д. Жанровое движение.- Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1996. 322с.
157. Пюрвеев В.Д. Человек и история // Теегин герл. 1988, №3. - С. 92-96.
158. Радугин A.A. Философия. М.: Центр, 1996. - 334 с.
159. Репин И.Е. Далекое близкое. Впечатления детства. Объезд диких лошадей. Калмык // Времен связующая нить. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994. - с. 28.
160. Рерих Н. Алтай-Гималаи // Времен Связующая нить. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994. - С. 33.
161. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Под. Ред. Новиковой Л.И., Сиземской И.Н. М.: Наука, 1993. - 367с.
162. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Ч. И. М.: Педагогика, 1978. - 324с.
163. Сазонов В. Что возведем на месте развалин? // Народное образование. -1995.-№5.-С. 19.
164. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дис.канд. пед наук.
165. С-Петербург, 1994 г. 142с.
166. Санджиев С. Эренджен Хара-Даван: писатель, ученый, личность // Хальмг Унн. 7 января. - 1991.
167. Саранцев Э.А., Крысько В.Г. Введению в этнопсихологию. М., 1996. -344с.
168. Сердюченко В. Русская проза на рубеже третьего тысячелетия // Вопросы литературы. июль-август. - 2000.
169. Сериков В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999. - 271с.
170. Сериков В.В. Личностно ориентированная модель профессионального образования учителя // Технологии педагогической подготовки учителя. -Волгоград: Перемена, 1998. 188с.
171. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Педагогика. М.: Школа -Пресс, 1997. - 511с.
172. Слободчиков В., Крылова Н. Терминологический словарь // Учительская газета. № 34. - 13 сентября. - 1994.
173. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX в.в.) // Автореф. Дис. докт. пед. наук. Москва, 1998.
174. Сокровенное сказание монголов. Анонимная монгольская хроника 1240 года. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990. - 280с.
175. Солженицын А. Архипелаг Гулаг. М., 1989. - 574с.
176. Соловьев B.C. Энциклопедический словарь. Т. 20а. Спб., - 1987.
177. Суржок А.И. Пушкин и калмыки. Элиста, 1981. - 191с.
178. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. - 47с.
179. Творческая индивидуальность писателя и развитие советской литературы / Под ред. Джамбиновой P.A. и др. Элиста, 1987. - 143 с.
180. Тихонов Н. Певец боевой молодежи. Предисловие к книге К.Симонова «Лирический дневник».- Ташкент: Советский писатель, 1942. С. 15.
181. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
182. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принцип формирования. Казань, 1994. - 90 с.
183. Убушаев В.Б. Калмыки. Выселение и возвращение. Элиста, 1991. - 92 с.
184. Ушинский К.Д. Русская народная школа. О необходимости делать русские школы русскими // Избранные педагогические произведения: Русская народная школа. М., 1968. - С. 56-61.
185. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. Соч., т. 2-М., 1982-С. 69-166.
186. Ушинский К.Д. Родное слово // Этническая педагогика. Астрахань, 1995. - С. 86-87.
187. Ушинский К.Д. Собр. Соч. М. - Л., 1948. - С. 122-148.
188. Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализме // Вопросы философии. 1988. - № 9. - С. 78-92.
189. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 622с.
190. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII-XIV вв. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1991. - 221с.
191. Хара-Даван Э.Д. Евразийство с точки зрения монгола // Известия Калмыкии. № 50. - 15 ноября. -1991.
192. Хара-Даван Э. О кочевом быте // Известия Калмыкии. 21 ноября. - № 53. - 1991.
193. Хара-Даван Э. Кочевой быт. Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. -Париж, 1931. 84с.
194. Харисова Л.А. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов: Автореф.дис. канд. пед. наук Казань. - 1995. - 18с.
195. Харисов Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии. Казань, 1994. - 18с.
196. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М., 1994. - 110с.
197. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М.: Магистр, 1997. -217с.
198. Цаллагова З.Б. Педагогическая культура в пословицах и поговорках // Педагогика, 2000. С. 48-53.
199. Цаллагова З.Б. Этнопедагогика: первый учебник и первая программа спецкурса // Педагогика. № 6. - 2000. - С. 98-101.
200. Церенов В. Свет женщины // Известия Калмыкии. 1996. - 7 марта.
201. Церенов В. Колыма чудная планета. // Утро Калмыкии. - 19 марта. -2000.
202. Циденжапов Ш.Р. Чингисхан // Исторические очерки. Улан-Уде:
203. Бурятское книжное издательство, 1990, 116с.
204. Циденжапов Ш.Р. Тайна Чингисхана. Улан-Уде, 1992. - 40с.
205. Шаповалов В.П. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 174с.
206. Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества. Элиста, 1992. - 320с.
207. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1989. - 478с.
208. Штурба В.А. Регионализация образования Кубани: Дис. канд пед.наук. С-Петербург, 1995. - 172с.
209. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. Ч. 1. -М.: Просвещение, 1992. 176с.
210. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1980. - 159с.
211. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Элиста, 1980. -С. 102-112.
212. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1990. - 127с.
213. Эрендженов К. Береги огонь. М.: Сов. Россия, 1974. - 271с.
214. Этнос. Идентичность. Образование / Под редакцией B.C. Собкина. М., 1998.-267с.
215. Эфендиев Ф.С. Национальное самосознание и нравственное сознание // нравы. Традиции и обычаи народов Кавказа // тезисы общероссийской конференции 23-25 сентября. Пятигорск, 1997. - С. 186-187.
216. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. - № 2. - С. 31-41.
217. Ян В. Чингиз-хан. М.: Правда, 1989. - 541с.
218. Buber M. Hope for this howr // The Human Dialogue. New York, 1961. - p. 240-252.jk^ 220. Egan G. The elemente of human dialogue: pathos, logos, poteses //
219. Communicating Interpersonflly. Colombus, 1973. - h. 109-119. 221. Goward S. Healthe personality. - New York, 1974. - 1370p.