Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Чумалова, Татьяна Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чумалова, Татьяна Викторовна, 1995 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Методологическое определение основных понятий музейной педагогики.

1.2. Педагогические возможности музея в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников.,.

Глава II. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ МУЗЕЯ.

2.1. Роль русского просветительного движения в формировании музеев как просветительных учреждений (начало XVIII в. -октябрь 1917 г.).

2.2. Образовательно-просветительная концепция музея октябрь 1917 г. - середина 20-х гг.).

2.3. Политико-пропагандистская концепция музея вторая половина 20-х - начало 30-х гг.).

2.4. Культурно-просветительная и школоцентристская концепция музея (вторая половина 30-х - начало 50-х гг.).

2.5. Научно-просветительная концепция музея вторая половина 50-х - кц^ец 80-х гг.).

Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЕЯ И ШКОЛЫ.

3.1. Музейная педагогика в современных условиях демократизации и гуманизации образования.

3.2. Музейно-педагогические программы для младших школьников.

3.3. Концепция и структура экспериментальной программы "Музей и культура" для младших школьников и методические рекомендации к ней.

3.4. Результативность экспериментальной программы"Музей и культура" и методики ее преподавания (обобщение итогов эксперимента).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики"

Актуальность исследования. Глобальные перемены в социокультурной ситуации в стране, связанные с переоценкой утверждаемых раннее общественных ценностей, возросшим интересом общества к личности, обусловили особую актуальность проблемы формирования качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию. Обществом все отчетливее стало осознаваться, что изменить окружающую социокультурную реальность невозможно без критического восприятия и творческого внедрения культурных ценностей прошлого в социальную и личностную практику, в систему социальных и межличностных отношений. Формированию эмоционально-личностного отношения к культурным ценностям духовного и материального производства подчинена деятельность различных социальных институтов культуры. Музей в их ряду является одним из основных, ибо хранение, изучение, интерпретация и актуализация культурных ценностей, накопленных человечеством за время его развития, является главным его предназначением.

Музей в силу своих специфических возможностей способен создавать особые условия для личностного освоения культурного наследия каждым членом общества, может выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира. Однако до сих пор он в своей целенаправленной деятельности в малой степени ориентирован на формирование ценностно-личностного отношения к моде

ТЛ и и лируемым сюжетам. В основе музейной деятельности традиционно лежит информационный процесс, направленный на передачу исторических знаний, тогда как целостное эмоционально-личностное переживание является высшей, специфической для музея формой познания. Создавшееся несоответствие между природой, предназначением музея и информационно-иллюстративной направленностью его деятельности в реальности приводит к резкому сни

О О ТЛ жению музейного воздействия. В этом противоречии заключается одна из основных проблем, лежащая в основе данного диссертационного исследования. Проблема имеет еще один важный аспект. Специфические возможности музея остаются невостребованными или раскрываются не в полной мере в силу неподготовленности музейного посетителя, неспособности его к эмоционально-ценностному восприятию и переживанию культурного наследия и прошлого, стоящего за ним. Отсюда особую актуальность приобретает работа с ребенком, у которого система ценностей находится в стадии становления. Необходимость обращения ребенка к историческому прошлому, к собственным историческим корням особо остро ощущается в настоящий период еще и потому, что именно сейчас рушатся привычные стереотипы и штампы в восприятии духовных ценностей, утрачиваются прежние ценностные ориентиры; перед ребенком встает проблема выбора, а также определения себя во времени и пространстве, самоощущении себя как личности.

Разрешению данного противоречия может способствовать выявление сущности и специфики музейного освоения действительности, критическое осмысление накопленного музеями опыта по включению историко-культурного наследия в сферу личностного переживания или, другими словами, формированию ценностного отношения к прошлому.

Роль музея в формировании ценностного отношения к историческому прошлому как самостоятельная тема до последнего времени не подвергалась научному исследованию. Однако косвенно материал по этой проблеме содержится в обобщающих работах по истории музейного дела как в дореволюционный период, так и после революции 1917 года. Так, к ним относятся работы, опубликованные в серии "Очерков по истории музейного дела в СССР" (19571971 гг.), в двухтомнике "Музей и власть" (1991 г.), в сборниках НИИ культуры, Государственного Исторического музея, Центрального музея Революции СССР, посвященных вопросам "массовой научно-просветительной работе" музеев. Исследование "Музей и посетитель" (1976-1981 гг.) явилось попыткой анализа музейной аудитории и ее запросов по отношению к музею.

В диссертации использованы музееведческие исследования последних лет, которые рассматривают музей как специфическую форму выражения ценностного отношения к исторической действительности, своеобразному ценностному ориентиру. Разработчики этой концепции (З.А.Бонами, М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукель-ский, Н.Г.Макарова, Н.А.Никишин, Т.П.Поляков, М.Ю.Юхневич и др.) практическую деятельность музея, в том числе образовательно-воспитательную, связывают с решением задачи включения культурного наследия в сферу эмоционального, эстетического переживания личности. Значительным шагом в решении этой проблемы явился поворот к ребенку (104).

Для исследования проблемы использовались различные группы источников - опубликованные и неопубликованные.

Педагогический аспект проблемы формирования духовной культуры подрастающего поколения, роли искусства, эстетического воспитания молодежи в этом важном государственном деле освещен в ряде работ известных отечественных ученых, в частности в публикациях С.Т.ЦДацкого, В.Н.Шацкой, О.А.Апраксиной, Н.А.Вет-лугиной, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачева, В.С.Кузина, Н.М. Ростовцева, Б.М.Неменского, Т.Я-Шпикаловой, Е.В.Шорохова и др.

Однако, к сожалению, в педагогической науке проблемы формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов практически не исследовалась, так же как слабо раскрыты дидактические основы воздействия музеев на формирование различных качеств личности школьников, воспитания у них тех или иных отношений, способностей, индивидуально-психологических реакций.

Философский аспект проблемы потребовал обращения к трудам философов, культурологов, касающихся аксиологических вопросов. Теоретические работы философа XIX в. Н.Н.Федорова и современных ученых М.М.Бахтина, В.С.Библера, И.С.Нарского, Н.З.Чавчавадзе способствовали выявлению характера музейно-ценностного отношения к культурному наследию.

Динамику образовательно-воспитательных концепций музея позволили проследить труды теоретиков и практиков музейного дела. Педагогические установки музеев в начале XX в. содержатся в трудах таких крупных исследователей как Н.П.Анциферова, А.В.Бакушинского, Н.Д.Бартрама, Н.А.Гейнике, Э.Голлербаха, И.М.Гревса, М.В.Новорусского, Н.И.Романова, Ф.И.Шмита и др.

В диссертации широко использована музейная периодическая печать 20-30-х гг. Публикации в специальных журналах передают характер и "дух эпохи", позволяют в динамике проследить образовательную деятельность музеев. К этим источникам относятся журналы "Внешкольное просвещение" (Харьков, 1918); "Внешкольное дело" (Кострома, 1920); "Казанский музейный вестник" (19201924); "Среди коллекционеров" (1921-1923); "Экскурсионное дело" (1921); "Экскурсионный вестник" (1922); "На путях к новой школе" (1922-1928); "Музей" (1923, 1924); "Псковский краевед" (1927-1928); "Советский музей" (1931-1940). Использованы также аналитические обзоры прессы, составленные современными авторами (71; 72).

Большой вклад в исследуемую тему внесли неопубликованные источники - материалы архивов ЦГА РФ, ОПИ ГИМ, НИИ культурологии.

Фонды отдела по делам музеев Наркомпроса (Ф. 2306; 2307), хранящиеся в ЦГА РФ, содержат материалы о "культурно

О II просветительной деятельности музеев, о новых концепциях музеев. Тезисы докладов крупных специалистов в области музейного дела и охраны памятников.

В диссертационном исследовании использованы следующие материалы ведомственного архива ГИМа (ВА ГИМ) (Ф. 54): планы и отчеты музеев, в том числе Государственного Исторического музея, протоколы заседания методического совета музея, темати-ко-экспозиционные планы выставок, тематика мероприятий, книги отзывов посетителей об экспозициях и выставках, личные дела сотрудников музея.

Анализ деятельности музеев по формированию ценностного отношения к историческому прошлому был бы невозможен без отчетов музеев, стенограмм совещаний по вопросам "массовой научно-просветительной работы", которые содержатся в архиве НИИ культурологии.

Все сказанное определило проблему, задачи, предмет, объект и гипотезу исследования.

Проблема исследования: разработка, опытно-экспериментальная проверка и научное обоснование программы "Музей и культура" и методики формирования на ее основе ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов. Решение данной проблемы составило и цель исследования.

Объект исследования: педагогические основы и методика включения музейных материалов в школьную практику (начальные классы) как важнейшего звена в системе приобщения подрастающего поколения к предметному миру культуры, к раскрытию его исторической ценности.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов на основе взаимодействия музеев (краеведческих, исторических, художественных, литературных) и школы.

Проблема, предмет и объект исследования определили его задачи:

1. Выявить педагогические возможности взаимодействия музея и школы в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников.

2. Раскрыть историю развития образовательно-воспитательных концепций музея.

3. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить программу курса "Музей и культура" для младших школьников.

4. Разработать методику формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов в процессе преподавания курса "Музей и культура".

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что успешное формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами взаимодействия музея и школы возможно при условиях: выявления педагогических возможностей музея как одной из форм выражения ценностного отношения к культурно-историческому прошлому; раскрытия истории развития образовательно-воспитательных концепций музея; разработки и опытно-экспериментальной проверки программы и методики преподавания курса "Музей и культура" для учащихся начальных классов.

Теоретической базой исследования явились труды известных философов, историков, культурологов, искусствоведов, педагогов, психологов, передовой педагогический опыт.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

О 1 1 и и

- теоретическии анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- анализ деятельности музеев (историко-краеведческих, художественных, литературных) и общеобразовательных школ по формированию ценностного отношения к культур но-историческому прошлому у школьников;

- наблюдение за учебной работой младших школьников и педагогической деятельностью педагогов;

- проведение бесед с учащимися и преподавателями;

- анкетирование;

- психолого-педагогический эксперимент;

- изучение продуктов творческой деятельности учащихся (рисунки, поделки и т.п.)

Экспериментально-исследовательская работа проводилась в течение 1988-1995 годов.

Первый этап (1988-1990 гг.) - это изучение истории проблемы и определение уровня ее изученности, анализ специальной литературы, выдвижение и теоретическое обоснование научной гипотезы. Второй этап (1991-1992 гг.) - изучение реального уровня сф°Р" мированности ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами музейной педагогики, разработка экспериментального курса (программы и методики обучения) "Музей и культура", начало опытно-экспериментальной проверки курса.

Третий этап (1993 -1995 гг.) - экспериментальная проверка курса "Музей и культура", сравнительный анализ и проверка полученных данных, формулирование выводов, оценка новизны, научно-теоретической и практической ценности проведенного исследования.

Эксперимент проводился на базе школы N 199 г. Москвы.

Методика эксперимента заключалась в том, что в каждой параллели начальных классов (1-3 классы) были выделены экспериментальные и контрольные классы. В экспериментальных классах занятия проводились по разработанному нами учебному экспериментальному курсу (программа и методика) "Музей и культура". Это обусловило широкое использование в этих классах специально созданных нами учебных нагл я дно-методических таблиц, плакатов, индивидуальных карточек-заданий, разработанных проблемных вопросов, игровых ситуаций, а главное, предметно-вещевого музейного материала. То есть содержание, методика и средства обучения были максимально направлены на эффективное формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников средствами музейной педагогики.

В контрольных же классах формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов осуществлялось традиционно, то есть без четкой постановки этой учебно-воспитательной задачи, в разрозненных фрагментах учебных предметов, без использования системы специальных наглядных учебно-методических пособий и специфических "музейных" приемов.

С целью сравнения уровней сформированное™ у школьников ценностного отношения к культурно-историческому прошлому в начале и в конце эксперимента проводились срезы, контрольные замеры, опросы. На основе сравнения и анализа полученных результатов подводились итоги экспериментального исследования.

Научная новизна и теоретическая ценность диссертационного исследования заключается в: раскрытии содержания такого феномена, которым является ценностное отношение к культурно-историческому прошлому, формируемое музейными средствами; в выявлении педагогических возможностей взаимодействия музея и школы в формировании ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников; в раскрытии истории развития образовательно-воспитательных концепций музея; в научно-теоретическом обосновании программы и методики курса "Музей и культура".

Практическая значимость исследования заключается в: - создании экспериментальной программы "Музей и культура", что позволяет значительно повысить эффективность духовного развития младших школьников в целом и, в частности, повысить эффективность формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому;

- разработке методических рекомендаций к проведению курса "Музей и культура", оригинальной системы наглядных, учебно-методических пособий - таблиц, плакатов, предметно-вещевого материала.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ для начальных классов, при создании учебных и методических пособий для младших школьников, при разработке курсов лекций по педагогике и методикам учебных предметов в институтах усовершенствования учителей (институтов развития образования), в практической деятельности современного музея, учреждений культуры.

Программа "Музей и культура" является авторской разработкой идей включения музейных материалов в школьную практику.

Во и основе этой программы лежит идея систематических занятии с детьми младшего школьного возраста в музее и в школе с целью приобщения их к предметному миру культуры.

Программа "Музей и культура", представленная в данном диссертационном исследовании, имеет оригинальную концепцию, собственные содержание, структуру и методические подходы. Концептуальная особенность программы заключается во взаимодействии музея и школы на основе осознания музея как феномена культуры, с одной стороны, и свидетеля процесса формирования окружающей действительности, с другой.

Разработанная нами программа "Музей и культура" может рассматриваться как самостоятельный курс. Вместе с тем, с целью обогащения представлений о предметном мире культуры, расширения и углубления гуманитарных знаний в иных дополнительных образовательных программах комплексного культурологического характера, адресованных младшему школьнику, эту программу можно использовать как модуль (программа "Открытие мира").

Модификация программы может быть использована в школах на периферии на базе местных краеведческих, художественных и литературных музеев. Концепция программы предполагает, что приобщение к предметному миру культуры может осуществляться также в процессе общения с семейными реликвиями, архитектурными памятниками, историческими местами, природными объектами и т.д.

Критерии отбора содержания программы определяются ее концепцией: выявить в предметах окружающего мира их исторические истоки, постичь вклад различных цивилизаций в современную культуру. Материалы отбирались по принципу возможности их использования в следующих основных блоках программы: историческое Время, Природа, Дом, Город, , Вклад древних цивилизаций в общемировую культуру. Учитывались также требования принципов дидактики и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Апробация диссертации. По теме исследования написан ряд статей, отражающих проблему взаимодействия музея и посетителя. Теоретическое обоснование программы "Музей и культура", приведенном в третьей главе настоящей диссертации, нашло отражение в статье сборника, подготовленном к публикации.

Основные положения диссертации апробированы на семинарах "Музей и подрастающее поколение" в Иванове (1987 г.), Новгороде (1987 г.), Сыктывкаре (1988 г.), Москве (1992-1995 гг.), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Результаты исследования внедрены в практику общеобразовательной школы N 199 г. Москвы.

Структуру диссертации составляют введение, три главы, заключение и библиография.

В первой главе определяются основные понятия, которыми диссертант оперирует в данном исследовании. Выявляются специфические возможности музея по формированию ценностного отношения культурно-историческому прошлому. Особое внимание обращается на выявление критериев ценностного отношения к истории в соответствии с музейной спецификой. В целом проблема формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому рассматривается как философская и психолого-педагогическая проблема.

Вторая глава посвящена ретроспективному анализу образовательно-воспитательных концепций музея на основе аксиологического подхода.

Третья глава посвящена раскрытию педагогических путей и средств формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у младших школьников на основе взаимодействия музея и школы. Центром главы является авторская программа "Музей и культура", рассчитанная на детей младшего школьного возраста, в которой апробируются концепция и теоретические положения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

1. Современная социо-культурная ситуация обусловила возникновение педагогических концепций, в основе которых лежит гуманизация всего образовательно-воспитательного процесса. Приоритетным направлением стало формирование личности, способной ориентироваться в культуре, творчески воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.

2. Происходит переосмысление сверхзадачи музея и связанной с ней образовательно-воспитательной функции. Процессы образования и воспитания рассматриваются с точки зрения аксиологического подхода. В рамках нового музейно-педагогического мышления осуществляется поиск нетрадиционных форм приобщения человека к культурному наследию: наступил этап распространения авторских, индивидуальных проектов музейных экспозиций, рассчитанных на погружение посетителя в специально организованную предметно-пространственную среду.

3. Наряду с новым подходом к экспозиционной деятельности изменилось содержание и формы работы с посетителями. Кардинальные перемены ознаменовались развитием "детского направления", характерного особым вниманием к детям дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках этого направления разрабатываются различные варианты музейно-педагогических программ, направленных на формирование у ребенка эмоционально-личностного отношения к окружающей действительности.

4. Одним из возможных способов формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к культурно-историческому прошло!#!р музейными средствами является экспериментальная программа "Музей и культура". Цель авторской пр^граммы "Музей и культура" состоит в создании у ребенка целостного представления об окружающем мире, формирование интереса к процессу становления и развития жизни во всем ее многообразии. Особенностями программы являются:

- систематические занятия с детьми 1-3 классов в школьной аудитории и на экспозициях музеев разного профиля;

- проведение занятий музейным педагогом с участием учителей;

- методика занятий, разработанная с учетом особенностей детского восприятия историко-культурной информации;

5. Экспериментальная программа "Музей и культура" позволила на практике проверить теоретические положения о возможностях музея в формировании ценностного отношения к историческому прошлому у детей младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование позволило сделать ряд основных выводов.

1. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений.

2. В диссертации выявлены основные компоненты ценностного отношения к историческому прошлому, которые поддаются формированию и развитию в процессе приобщения ребенка к предметному миру культуры. К ним относится способность видеть в любом овеществленном предмете широкий исторический контекст, процесс развития исторического времени и изменений в общемировой культуре; способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с музейными ценностями; способность к эстетическому созерцанию, связанному с особым, "незаинтересованным" отношением к предмету, творческим воображением и художественной фантазией; потребность в общении с памятником как с ценностью культуры; уважение к разнообразным культурам, к миру иных ценностей.

3. Ретроспективный анализ образовательно-воспитательных концепций музея показал, что просветительский подход к музею существует в России с начала XVIII в. (просветительские задачи первого публичного музея - Пефввской кунсткамеры). Во все времена в образовательно-воспитательной деятельности музея прослеживается его приверженность к общечеловеческим ценностям.

4. Развитие образовательно-воспитательных концепций музея обусловлено изменениями социо-культурной ситуации в стране на каждом историческом этапе. При этом музей всегда оставался ориентиром, формирующим ценностное отношение к прошлому.

5. Изучение накопленного музеями опыта позволило проследить преемственность в образовательно-воспитательной деятельности музеев на протяжении всей истории музейного дела. Вместе с тем выявились те прогрессивные тенденции во взаимодействии музея с детьми, которые были незаслуженно забыты и получают дальнейшее развитие на современном этапе (концепции использования музейного предмета в экспозиции, экскурсионные школы 20-х гг., проекты детских музеев и т.д.).

6. Современная социо-культурная ситуация, а также уровень развития общественных наук (культурологии, педагогики, психологии, музееведения и т.д.) позволили сформулировать задачу формирования ценностного отношения к культурно-историческому прошлому как одну из главных задач музея. Логическим следствием этого процесса стало выделение новой научной дисциплины - музейной педагогики, в рамках которой разрабатываются взаимоотношения между музеем и ребенком с позиции аксиологической и коммуникативной теорий.

7. Важной особенностью образовательно-воспитательной деятельности музея в последние десятилетия стало пристальное внимание к детской аудитории. О выделении "детского направления" в деятельности музея свидетельствует создание разнообразных специализированных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленных на формировании у ре** и и бенка ценностного отношения к историческои действительности.

8. Теоретические положения о возможностях музея по формированию у ребенка ценностного отношения к историческому прошлому апробированы в разработанной автором данного диссертационного исследования экспериментальной программе "Музей и культура". Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Главная ее задача - помочь ребенку ориентироваться в окружающем предметном мире. Особенностью программы является комплексное использование музейных экспозиций разного профиля, библейских сюжетов, мифов и легенд разных стран и народов и т.д, что способствует созданию у учащихся цельной картины мира. Апробация программы показала, что посредством близких и понятных ребенку культурно-исторических реалий - предмета, мифа, сказки и др. и с помощью специально разработанной методики весьма успешно осуществляется приобщение маленького человека к культуре, то есть формируется способность к восприятию ценностей.

9. Успешно апробированная в условиях школы экспериментальная программа "Музей и культура" позволила на практике проверить теоретические положения о возможностях музея в формировании у ребенка ценностного отношения к культурно-историческому прошлому, выработать оптимальные методики и подходы. Качественные и количественные оценки эффективности работы этой программы, проведенные независимыми психологами и экспертами дали возможность сделать вывод, что у школьников сформировался направленный интерес к миру духовных ценностей, к окружающей действительности, сложилось осознанное отноше-шение к музею как к особому феномену культуры.

В дальнейшем варианты программы "Музей и культура" могут быть применены в работе с учащимися средних и старших классов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чумалова, Татьяна Викторовна, Москва

1. Александр Бенуа размышляет.(Статьи, письма, высказывания). -М.: Советский художник, 1968. - 740 с.

2. Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. -М.: АПН, 1970. 35 с.

3. Анучин Д.Н. К вопросу об устройстве музея народного быта и искусства в Москве//Казанский музейный вестник. -1920. -N1-2. -С. 14-18.

4. Анциферов Н.П. Краеведный путь в исторической науке. //Краеведение. -1928. -т.5. -N6. -С. 320-338.

5. Аринина Н.А. Уроки прекрасного. -М.: Просвещение, 1983. -128с

6. Артемьева Е.Ю. Семантические аспекты изучения памятников культуры //Памятниковедение. Теория, методология, практика. -М., 1968. С.86-93.

7. Афанасьев Ю. Н. Прошлое и мы. //Коммунист. 1985. -N14. -С. 14-17.

8. Бакушинский А.В. Музейно-эстетические экскурсии. -М., 1919. -20 с.

9. Бакушинский А.В. Современное экскурсионное дело в России //Казанский музейный вестник. -1921. -N3-6. -С. 47 54.

10. Бакущинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925. 286 с.

11. Бакушинский А.В. Исторические экскурсии как способ углубления и повторения учебного процесса (Исследования и статьи). -М.: Советский художник, 1981. 160 с.

12. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М.:1. Наука, 1987.- 158 с.

13. Баранов А.А. Исследование эффективности игровых форм обу чения изобразительному искусству в первом классе: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1982,- 16 с.

14. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. -М., 1986. -С. 80-157.

15. Бегак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. -94 с.

16. Библер B.C. Исторический факт как фрагмент действительности (Логические заметки) //Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. -М., 1969. -С. 68-75.

17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

18. Бонами З.А. Психологопедагогические особенности эстетического воспитания трудящихся в процессе культурно-просветительной деятельности литературных музеев: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986. - 16 с.

19. Бондарева Ю.А. Массовая работа Волгоградского государственного музея Обороны Сталинграда по пропаганде боевых традиций на памятниках боевой славы //Материалы по массовой научно-просветительной работе музеев. -М., 1965. -С. 70-76.

20. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды ис кусства. М.: Советский художник, 1966. - 120 с.

21. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Научно-практические реко мендации. М., 1989. - 164 с.

22. Васильев H.J1., Полупный В.П., Тихомиров О.К- Эмоции и мышление.- М.: Просвещение, 1981. 127с.

23. Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев / (Тр. НИИ Культуры), т.5. -М., 1972. 227 с.

24. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма обще ния: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Л., 1983. - 15 с.

25. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. - 96 с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства /Под общ. ред. В.В.Иванова. 2-е изд. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.

27. Гарданов В.К- Музейное строительство и охрана памятников культуры в первые годы Советской власти (1917-1920) //История музейного дела в СССР. -М., 1957. -С. 7-36.

28. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. (Москва, московские музеи, подмосковные) -М., Новая Москва, 1923. 268 с.

29. Гнедовский М.Б. Проектировочный подход и исследование в экспозиционной работе //Научное проектирование экспозиции по истории сов.общества /Тр. ЦМР СССР. -М., 1981. -С. 81-89.

30. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и ритуал //Некоторые проблемы исследований современной культуры (Сб. на уч. тр./НИИ культуры). -М„ 1987. -С. 35-43.

31. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации //Музееведение. Проблемы культурной ком муникации в музейной деятельности. -М., 1989. -С. 16-34.

32. Гнедовский М.Б. Музей в системе непрерывного образования. /(Сер. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып.1. /ГБЛ: НИО Информкультура). -М., 1990.- 15 с.

33. Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Автореф. дис.канд. ист.наук. М., -1994.- 16с.

34. Голлербах Э. Эстетика или быт? О двух принципах в музейном строительстве //Среди коллекционеров. -1921. -N8-9.-С. 23-32.

35. Голлербах Э. Апология музея. Роль музейного строительствапо учению Н.Н.Федорова //Казанский музейный вестник. -1922. -N2. С. 16-24.

36. Грабарь И.Э. Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины. -М., 1919. 32 с.

37. Грегорова А. Музей и музейное дело //Музей и действительность. -Прага: Мартин, 1984. -С. 11-59.

38. Гулыга А.В. Эстетика истории.- М.: Наука, 1974. 126 с.

39. Гуляева JI.M. Эстетическое воспитание и творческая актив ность личности. М.: Знание, 1987. - 62 с.

40. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция //Традиция в истории культуры. -М., 1978, -С. 114-129.

41. Дружинин Н. М. Целеустановка Центрального обществоведче ского музея //Советский музей. -1934. -N3. -С. 12-15.

42. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда //Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в му зейной деятельности. -М., 1989. -С. 107-116.

43. Дукельский В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир культуры //Некоторые проблемы исследований современной культуры /(Сб. науч. тр./НИИ культуры). -М., 1987. -С. 26 -34.

44. Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница. -М.: Наука, -1976. 19 е., 19 табл.

45. Жариков Д.А., Никольский Н.М. Былое вокруг нас (Книга для чтения по русской истории). -М.: Мир, 1912. -330 с.

46. Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры (1917-1920 г.г.). -М.: Наука, 1989. 301 с.

47. Журавлев И.К., Лернер И.Я- Концепция исторического образо вания в средней школе (Материалы для обсуждения). М.: ВНИИК "Школа", 1989. - 36 с.

48. Закс А.Б. Из истории Государственного Исторического музея (1941-1945гг.) //Очерки истории музейного дела в России. -Вып.З,- М.: Советская Россия, 1961.-С. 5-54

49. Закс А.Б. Историко-бытовой отдел Русского музея. 1918-1941. //Вопросы истории музейного дела в СССР /(Труды НИИ музееведения. Вып. 7). -М., 1962.- С. 240-285.

50. Закс А.Б. По горячим следам //Советский музей. 1985. N 1.-С. 27-32.

51. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. -Томск, 1973. 224 с.

52. Изард К-Е. Эмоции человека (пер. с англ.). М.: Изд-во МГУ, 1980. - 439 с.

53. Илизаров Б.С. Роль документальных памятников в обществен ном развитии// Теоретические вопросы использования архив ных документов. (Учеб. пособие) М., 1987. - 88 с.

54. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. - М., 1964. - С.46-92

55. Искусство в мире духовной культуры. Киев: Наук, думка, 1985. - 239 с.

56. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. /Ред .-сост.В.Шестаков.- М.: Искусство, 1969. -272 с.

57. Исследование художественных интересов школьников. /Под общ. ред. Е.В. Квятковского, Ю.У.Фохт-Бабушкина. М.: Педа гогика, 1974. - 160 с.

58. История в школе //Российская педагогическая энциклопедия, т. 1. -М., Энциклопедия, 1993. -С. 387.

59. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. 190 с.

60. Каган М.С. Эстетическая и художественная ценности в мире ценностей //Проблемы формирования эстетической ценности /(Тр. ВНИИТЭ. Сер. "Техническая эстетика". Вып.ЗО). -М., 1981. -С. 87- 97.

61. Каган М.С. Не состарилась ли "Весна" Боттичелли? //Советский музей. 1989. N 2.-С. 41-42.

62. Капранова Н.М. Массовая работа Государственного историче ского музея в помощь формированию марксистско-ленинского мировоззрения //Материалы по массовой научно-просветительной работе музеев /(НИИ музееведения). -М., 1965. -С. 35-41.

63. Кареев Н.И. О школьном преподавании истории. -Петербург, 1917. 220 с.

64. Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII-нач. XIX в.) //Музей и власть. /(Сб. трудов,- 4.1).- М„ 1991. С.8 - 95

65. Квиркелия О. Человеку нужны открытия //Советский музей. 1985. N6. -С. 36-38.

66. Кестнер К-И- Материалы для исторического описания Румян-цевского музеума. -М., 1882. 44 с.

67. Кобылина А. К методике изучения юного посетителя //Советский музей. 1935. N1.-C. 12-17.

68. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. /(Сб. науч.тр. /НИИ культуры). -М., 1989. -С. 43-51.

69. Козлова О.Т. Формы и методы массовой культурно-просветительной работы в музеях //Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев. М.:,Госкультпросветиздат, 1950. -С. 127-141

70. Колокольцова Н.Г., Юхневич М.Ю. Музейная пропаганда 1920 1930 г. г. в зеркале прессы (Пособие для аспирантов).

71. НИИ культуры). -М„ 1991. 75 с.

72. Колокольцова Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы /(НИИ культуры). -М„ 1992. 63 с.

73. Кон Ф.я. К вопросу об экспозиции историко-революционных музеев //Советский музей. -1935. -N5. -С. 104-110.

74. Кондратьев В.В. Вопросы отбора материалов современности в музейное собрание //Формирование и изучение музейных коллекций по истории советского общества /(Сб. науч. тр. ЦМР СССР). -М., 1982. -С. 38-46.

75. Конник М.А. Музейное дело в СССР //Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиции ис торических и краеведческих музеев /(Сб. науч. тр. ЦМР СССР). -М., 1983. -С. 52-61.

76. Концепция исторического образования в средней школе. Материалы для обсуждения /Авторы Журавлев И.К-, Лернер И.Я-, -М.: ВНИИК "Школа", 1989. 35 с.

77. Концепция общего среднего образования (проект) //Учительская газета. 1988. *23 августа.

78. Концепция развития Красноярского Культурно-исторического Центра (Под ред. М.Б. Гнедовского и Н.А. Никишина). -Красноярск, 1993. 45 с.

79. Концепция развития Таймырского окружного музея (Под ред. Н.А.Никишина и В.Ю.Дукельского).- Москва-Дудинка. /(Российский институт культурологии, Таймырский окружной краеведческий музей). 1993. 63 с.

80. Кордес В. Работа музеев с детьми //Советский музей. 1937. -N 6-7. -С. 135 143.

81. КПСС о культуре, просвещении и науке. -М.: Политиздат, 1963,- 552 с.

82. Красноперов В.И. Исторический портрет и его познавательная роль //Творчество и социальное познание. -М., 1982.- С. 71-84.

83. Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале).-М.: Просвещение, 1989. 192 с.

84. Кудрявцев А.В. Изучение восприятия музейного материала экскурсантом и одиночным посетителем //Советский музей. -М„ 1935. N1.- С. 14-20.

85. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.- М.:Просвещение, 1979. -192 с.

86. Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 г.г. //Музей и власть. ч.1. -М., 1991. -С. 96-172.

87. Культурное строительство в СССР. 1917-1927. Разработка единой государственной политики в области культуры (Документы и материалы). М., 1989. - 425 с.

88. Кульчинская H.JI. Развитие художественного восприятия у де тей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях художественного музея: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. - 16 с.

89. Кучмаева ИД- Культурное наследие: современные пробле мы. М., 1987.- 173 с.

90. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания.-М.:Педагогика, 1972.- 160 с.

91. Лихачев Д.С. Земля родная. М.:Просвещение, 1983.-256 с.

92. Ломунова А.К- Воспитание музейной культуры посетителей (Конспект лекций)/(Всесоюз. ин-т. повыш. квалиф. работников культуры). М., 1988. - 29 с.

93. Лукьянов Б.Г. По законам красоты. М.: Современник, 1988. - 475 с.

94. Луначарский А.В. О воспитании и образовании.- М.: Педагогика, 1976. 634 с.

95. Луначарский А.В. О преподавании истории в коммунистической школе (Лекция). -Одесса, 1918. 16 с.

96. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1987.- 16с.

97. Материалы по массовой научно-просветительной работе му зеев / (НИИ музееведения). -М., 1965. 275 с.

98. Мацулевич Л. Выставка церковной старины в Эрмитаже //Среди коллекционеров. -1923. -N 1-2. С. 6.

99. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции //Международный музейно-педагогический семинар "Здравствуй, музей!"/(Тезисы семинара).- С-Петербург, 1995. -С. 68-69.

100. Международный музейно-педагогический семинар "Здравствуй, музей!"/(Тезисы семинара).- С.-Петербург, 1995,- 207 с.

101. Миллер П. Московский мусор //Московский краевед. -1928. -N3.-С. 68-71.

102. Могилянский Н. Областной или местный музей как тип культурного учреждения //Живая старина. Вып. 47. -Петроград, 1916. С. 98-106.

103. Музееведение. Музеи исторического профиля (Учеб. пособие. Под ред. К-Л.Левыкина, В.Хербста) М., 1988. - 430 с.

104. Музееведение. Ребенок в музее /(Сб. науч. тр./НИИ культуро логии). -М„ 1993. 160 с.

105. Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе /(Сб. науч. тр. N 126./НИИ культуры). -М„ 1983. - 152 с.

106. Музей. Художественные собрания в СССР (70 лет ГМИИ им.А.С.Пушкина).- Вып.З. М., 1982 . - 265 с.

107. Музей и власть. Государственная политика в области музей ного дела (XVIII-XX в. в.) /(Сб. науч. тр./НИИ культуры). -М., 1991. 322 с.

108. Музей и деятельность друзей музеев //Museum. 1988. - N 157 - С. 62-64.

109. Музей и подрастающее поколение /(Сб. тр. научно- практического центра по проблемам музейной педагогики).- Вып.З.-С.-Петербург, 1993,- 150 с.

110. Музей и посетитель /(Сб. науч. тр./НИИ культуры).- Вып.1-5.-М., 1976-1981.

111. Музей и школа: Пособие для учителя/(Е.Г.Ванслова, А-К-Ло-мунова, Э.АПавлюченко и др. /Под общ. ред. Т.А. Кудриной). -М,: Просвещение, 1985. 192 с.

112. Музейное дело в СССР: Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций историческихи краеведческих музеев /(Сб. науч. тр.) -М., 1983. -120 с.

113. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917 -1973 гг -М., 1974. 254 с.

114. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. - 246 с.

115. Невский В.А. Сборник статей по внешкольному образованию. -Петроград, 1917. 168 с.

116. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетиче ского воспитания. М.: Советская Россия, 1987. - 253 с.

117. Новорусский М.В. Основы современного мировоззрения. -Спб., 1910. 231 с.

118. Обзор отчетов о деятельности краеведческих и литературных музеев за 1964 г. /(НИИ музееведения) М., 1965.- 97 с.

119. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. /Под ред.

120. B.Н.Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - С.184

121. О задачах "Советского музея" //Советский музей. -1931. -N1.1. C. 2-4.

122. О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. (Постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г.)

123. Справочник партийного работника. Вып. 6. М.:Политиздат, 1966.- С. 164 -165.

124. О сборе вещественных и документальных материалов Be ликой Отечественной войны //Работа политико-просветительных учреждений в условиях военного времени (Директивные и инструктивные материалы для музеев). -М., 1943. С. 83-85.

125. О проведении реэкспозиции музеев. Циркуляр НКП РСФСР от 17 января 1933 г. N100 //Бюллетень НКП РСФСР. -1933. -N9-10.

126. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высшая школа, 1957. -224 с.

127. Основные принципы единой трудовой школы //Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 гг. -М., 1974

128. Основы советского музееведения. М., 1955. - 372 с.

129. Охрана исторических и археологических памятников. (Сборник руководящих и справочных материалов). -М., 1949. 146 с.

130. Охрана памятников истории и культуры (Сборник документов). -М.: Советская Россия. 1973. 190 с.

131. Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев /(НИИ краеведческой и музейной работы). -М., 1950. 214 с.

132. Очерки по истории музейного дела в СССР. Вып. 1-7. -М., 1957-1971.

133. Педагогика. /Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина. М.: Просвещение, 1986. - 335 с.

134. Перцов В.О. О русском фарфоре//Казанский музейный вестник. -1920. -N1-2. С. 7-11.

135. Пильняк Б. Красное дерево //Дружба народов. -1989. -N 1. -С. 38- 82.

136. Пищулин Ю.П. Развитие социальных функций советского музея //Ленинские принципы развития культурного строительства и современность. -М., 1978. -С. 29-44.

137. Плотниченко И.Ф. Пути совершенствования деятельности народных музеев по воспитанию подростковой молодежи на ре» волюционных, боевых и трудовых традициях: автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1979. - 16 с.

138. Поздняков Н.Н. Политехнический музей и его научно-просве-ительная деятельность в 1871-1917 гг. //История музейного дела в СССР. -М., 1957. С. 112-129.

139. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод организации музейной экспозиции //Некоторые проблемы исследований современной культуры /(Сб. науч. тр./НИИ культуры) -М., 1987. -С 44- 52.

140. Постановление ВЦИК от 20 августа 1933г. "О состоянии и задачах музейного строительства в АССР и автономных областях." //Бюллетень НКП РСФСР. -1933. -N7.

141. Приселков М.Д. Купеческий бытовой портрет XVIII-XIXbb. Первая отчетная выставка историко-бытового отдела Русского музея по работе над экспозицией "Труд и капитал накануне революции". -Л., 1925. 22 с.

142. Приселков М.Д. Историко-бытовые музеи. Задачи, построение, экспозиция. -Л., 1926. 17 с.

143. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалис-тического анализа. М.: Мысль, 1984. - 325 с.

144. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1988. - 174 с.

145. Программы средней общеобразовательной школы, начальные классы (1-3 классы). М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

146. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-4 классы одиннадцатилетней школы). М.: Просвещение, 1988. -266 с.

147. Пути и средства эстетического воспитания. -М: Наука, 1989.- 192 с.

148. Работа политико-просветительных учреждений в условиях во енного времени //Директивные и инструктивные материалыдля музеев. -Вып.4. /(НИИ краев.и музейной работы). 1943.- 68 с.

149. Равикович Д.А. Музеи местного края во второй пол. XIX -нач. XX в. (1861-1917) //Очерки истории музейного дела в России. Вып.2. М., 1960. -С. 145-223.

150. Равикович Д.А. Социальные функции краеведческого музея //Вопросы социологического исследования в области му-зеевеения. Музей и посетитель. М., 1978. -С. 16-38.

151. Равикович Д.А. Динамика социальных функций музеев различных профилей в современных условиях (Научные рекомендации для аспирантов НИИ культуры) -М., 1986. 48 с.

152. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музея. //Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987. -С. 10-24.

153. Радченко Е.С. Техника просветительной деятельности краеведческого музея //Советский музей. -1931. -N1. С. 18-21.

154. Развитие художественных интересов сельских школьников. -М.: Педагогика, 1979. 128 с.

155. Разгон A.M. Российский исторический музей. История описа ния и деятельности (1812-1917 гг.) //Очерки истории музейного дела в России. Вып. 2. -М., -1960. С. 224-299.

156. Разгон A.M. Очерк истории военных музеев в России (1861-1917 гг.) //Тр. Науч.-исслед. ин-та музееведения.

157. Вы п. VII. -М„ 1962. С. 118-203.

158. Разгон A.M. Общетеоретические вопросы музееведения в на учной литературе социалистических стран //Музейное дело и охрана памятников. Вып. 1./(Обзорная информация /ГБЛ). -М„ 1984. 15с.

159. Разгонов С. Слово о памяти //Советский Музей. -1984. -N1. С. 3-5.

160. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: Проблемы худо же ственного творчества. -М.: Советский художник, 1978. 235 с.

161. Рашитова Р.С. Детский музей (К истории вопроса) //Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. /(Сб. науч. тр. /НИИ культуры). -М., 1989. -С. 63-76.

162. Рашитова Р.С. Деятельность музеев РСФСР по воспитанию детей в 1917-1987 г.г.: Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1989. - 16 с.

163. Рашковский Е. Предметный мир глазами историка //Декоративное искусство. -1975. -N9. -С. 31-35.

164. Революция искусство - дети. Материалы и документы. Ч.1., 1917-1923. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.

165. Романов Н.И. Как устраивать местные музеи. -М., 1916. 65 с.

166. Романовская Н.В. Экскурсионная работа музеев //Вопросы музейного дела. -М., 1952. С. 56-62.

167. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. -М.: БРЭ, 1993. 608 с.

168. Русский фарфор от Елизаветы до наших дней //Среди коллекционеров. -1923. -N 3-4. С. 41-44.

169. Самойлов А. Венская фонограммная архивная комиссия //Казанский музейный вестник. -1920. -N5-6. -С. 74-76.

170. Сборник руководящих материалов по культурно-просветительной работе. -М., 1948, 290 с.

171. Сборник Указов РСФСР, 1928, N 116. 726 с.

172. Сегал Д. Мир вещей и семиотика (Субъективные заметки) //Декоративное искусство. -1968. -N4. -С. 30-36.

173. Семенова Е.А. Музеи на помощь выполнения финплана //Советский музей. -1931. -N1. С. 3-5.

174. Система эстетического воспитания школьников /Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский, А.И.Буров и др.; под ред.С.А. Герасимова. -М.: Педагогика, 1983. 264 с.

175. Смирнов Марк. Высокий строй души. //Museum. -1988. -N157. С. 67-70.

176. Советское законодательство о памятниках истории и культу ры (Сборник документов и материалов. 1917 1972 гг.). -Минск: Полымя, 1972. - 429 с.

177. Сокращенная стенограмма совещания сотрудников музеев по вопросам массовой научно-просветительной работы /(НИИ музееведения). -М., 1960. 12 с.

178. Справочник партийного работника. Вып. 6. -М.: Политиздат, 1966. 543 с.

179. Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской академии наук. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. 240 с.

180. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1988. 160 с.

181. Стасов В.В. Румяндевский музей. История его перевода из Петербурга в Москву в 1860-1861 гг. //Русская старина. -1883. -т.37.

182. Столяров Б.А. Современные аспекты педагогической деятельности художественного музея //Музей и подрастающее поколение /Труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып.З. -С.-Петербург, 1993. -С. 7-14.

183. Сухомлинский В.А. "Не только разумом, но и сердцем." -М.: Молодая гвардия, 1990. 142 с.

184. Теплов Б.М. Избр. труды. В 2-х томах. T.I. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

185. Терминологические проблемы музееведения /(Сб. науч. тр. ЦМР СССР). -М„ 1986. 134 с.

186. Томсинский Ю.Б. Пропаганда революционных и трудовых традиций (Государственный музей Великой Октябрьской Социалистической революции г. Ленинград) //Материалы по массовой научно-просветительной работе музеев. -М., 1965. -С. 47-56

187. Торшилова Е.М. Принципы формирования эстетического восприятия в структуре эстетического отношения школьников младшего и среднего возраста //Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М., 1983. - 158 с.

188. Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. I, 2. -М., 1931. 281 с.

189. Тугендхольд Я-А. О музее игрушки //Среди коллекционеров. -1921. -N 8-9. -С. 103-105.

190. Туркин В.П. Культурно-просветительная деятельность историко-революционных и военно-исторических музеев по патриотическому воспитанию трудящихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982. - 17 с.

191. Федоров Н.Н. Музей, его смысл и назначение // Сочинения, М., 1982. - С. 576-587.

192. Философская энциклопедия, т. 5. -М.: БСЭ, 1970. 507 с.

193. Формозов А.А. Когда и как складывались современные пред -ставления о памятниках русской истории //Вопросы истории. -1976. N10. -С. 31-35.

194. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. -110 с.

195. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 366с.

196. Художественный вкус как фактор становления и развития эстетического сознания учащихся. -Ростов-на-Дону, 1988. -42 с.

197. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. -Тбилиси, 1984. 171 с.

198. Черносвитов Е.В. К философскому анализу деструкции со знания личности //Философские науки. -1982. N2. -С. 47-53.

199. Чумалова Т.В. Из рассказов крестьянки Насти //Советский музей. 1988,- N 6. С. 39-41

200. Чумалова Т.В. Комплексная программа эстетического воспитания подрастающего поколения музейными средствами /(Методические рекомендации/НИИ культуры). М., 1989. -39 с. (в соавторстве).

201. Чумалова Т. В. Музей и культура. Концепция курса. //Музей и культура. Экспер.-метод, пособие /Под ред. Е.Г.Вансловой. -М.: МИРОС, 1995. С. 19-34.

202. Чумалова Т.В. Проблема эстетического воспитания школьни-» ков в историко-краеведческом музее //Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика /Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1989.- С. 30-42.

203. Чумалова Т.В. Путешествие в Древнюю Грецию с музейным педагогом //Вечная тайна античности. Метод, пособие для воспитателей и педагогов доп. образования. Ч. 1. -М.: "Импето", 1995.- С. 28-42.

204. Чумалова Т.В. Пути становления музейной педагогики (Обзор диссертаций 70-80-х г.г.) /(Сер. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. Вып.З. /ГБЛ: НИО Информкультура). -М., 1990. 12 с.

205. Чумалова Т.В. Работа с литературой в процессе создания научной концепции музейного объединения //Музееведение. Вопросы совершенствования деятельности музейных объединений.- М.,1985.- С.131-140.

206. Шаповаленко И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Музейное дело и охрана памятников /(Экспресс-информация). Вып. 6.- М., 1990. - 12 с.

207. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. -М.: Знание, 1978. 63 с.

208. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. -Л., 1929. 245 с.

209. Шнеерсон Н. А. Музейная экспозиция или театральная постановка? //Советский музей. -1932. -N4. -С. 36-38.

210. Шнеерсон Н.А. Принципы построения исторических отделов краеведческих музеев //Советский музей. -1936. -N4. -С. 20- 24.

211. Щелкунов М. Музей книги при Центральной книжной палате //Среди коллекционеров. -1921. -N 6-7. -С. 45-47.

212. Юхневич М.Ю. Воздействие экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь //Актуальные проблемы музейного строительства. Музей и посетитель. -М., 1979. -С. 30-52.

213. Юхневич М.Ю. Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1985,- 16 с.

214. Юхневич М.Ю. Педагогические школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие. -М., 1990. 42 с.

215. Юхневич М.Ю. Разработка понятия музейной педагогики в зарубежном музееведении //Музееведение. Вопросы теории методики /(Сб. науч. тр./НИИ культуры) -М., 1987. -С. 149-161.

216. Эпштейн М. Вещь и слово. К проекту "лирического музея" или "мемориала вещей" //Вещь в искусстве. (Материалынауч. конф. 1984). Вып.ХУН. -М., 1986.-С. 302-327.

217. Эстетика. (Словарь. Под общ. ред. А. А.Беляева и др.) -М., 1989. 447 с.

218. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного под хода /Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980.- 136 с.

219. Эстетическое сознание и процесс его формирования М.: Искусство, 1981. - 256 с.