Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности (на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе)

Автореферат по педагогике на тему «Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности (на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Богданова, Раиса Умаровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности (на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе)"

ШШИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РО РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ПУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПШГОШЕСЮЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рзпссакож

БОГДЛКОВА РАИСА ШЕРОВНА

«орнированле творческой шшэдшьносш шолыш2в В тчебно-познавагельной деятельности /на уроках русского язкха, яятвратурн я во гнеклассной работе/

13,00.01 - теория з Еоторкя педагогика

АВТОРЕФЕРАТ

ЙЕсеертациа ва согсканяо упокой степени вандадага. пвдагоппеотах пауз;

Скшю-П*гез#ург 1522

Работа выполнена на ка^одрэ педагогаки РоооаЗокого ордена Трудового Краоного Знамена государственного поддгогачоского униаороитот?. имена А.И.Герцена.

Научны! руководитель - доктор пздагогнчосхюс наук,

профоооор и.Г.Казакана

01:ишюльше оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор И.Г.Качуран; кандидат педагогаческах науг, доцокт Гаднонов В.Е.

. Ввдуидя органнзацнл - ХарольсяиЭ ордава "Знак ДочВта"

гооудр.рство!шыа педдгогячесгж! нкотятут

Закита ооотоитоя * ЯЦ * (¿АО^С^ . 1992 г. з ^^шзов на заседании Споциазжзсрованного совета Д 113.05.03 по залаяв дасоортаний на ооясканне ученой Степана доктора наук прз Россайоком ордена Трудового Красного Знамени государственная непягогачеехои университете имени А.Н.Герцопа /191186, Санкт-Петербург, наб.р.15с31-ки, 48, корпуо И, зуд.32/.

С ддссортадиоЗ можно ознакомиться в фундаментальной йя&шявха РГШГ гиена А,И.Герцена.

Автореферат разослан * мая 1992 года.

7чс1ш5 секретарь Сшщаатазлрованного Совата,^^-*-

клндндда педагогических наук " Б.а.Кззахсаа

ОШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Д2!уал1поо?ь Ессладозадая. О нопреходяцзы значения зортаогва зал явдзння яавни я научной категории, культурологичео-52, фалсссфзаой, псггслоггчзской, оказано доотаточно много. Н.А.Бв-еязв убеядзя* "К тверчзотву пргзвал всякий чоловеа"!' В работе Э назначений человека" фялоое$ подчзрстваст, что "творческое при-ганнэ искст осуществлятьсяц разках сферах я разных профессиях",2' зо Езяразязнз "дротзв пратягаэдэй вниз оодзальяой обыденноста, ое-з5нсй, сксно&ачзокой, прсЪасспоЕальноЗ а пр.п 3' Эта сугденая осо-внно вазнн, таз газ обычно с творчеством больпанстзо людей состоят прсфасснэ актора, худеззаха, кузннанта, пасателя, регэ - ученого зебрвтатагя, т.о. та, которые связана непосредственно о собственно рсфзесвокдльяоЗ творческой деятельностью. Творчество ге дроннзыва-* разные вддн деятельвоств, обеспечлвая е§ новое, более высокое ЗЧ9СТЗО. НэудЕЗНтеяьно, что фалософн, социолога, психолога, физпо-:огз на протяжении долгих лет я з настоящее вроия проявляет нзеооя-¡аеаый 2Етерес з фенсемку творчества. Теория творчества разрабатн-азтея азтавно на разных уровнях. Значительное внимание азученнэ ¡реблега в фалссофсвса аспекта уделено Н.А.Бердяовнм, В.С.Езблерои, З.Е.Быззславцэвка, Г.А.Дазыдовой, Н.С.Кагазом, Б.Е.Лобановой,Ы.Н.Мо-зсзоез!, В.И.Иггаруг, А.Т,Щтгшлннка а др. ПоахологзчеокЕе аспекты гворчества основательно разработаны в трудах Д.С.Выготского, Д.Б.Бо-тоявязнсзоЗ, А.Н.Лзснтьава, А.Ц.Цатпзннна, Я.АДонсагарэва, С.Л.Ру-1яЕ^гв2на, О.К*Тнхсмгрова, Ы.Г.ЯрошавсЕого я др.

Субьзктса -творчества является прзядэ всего личность. Кыэнко з гаорчество раскрывается с продельной яонобяиэ сущность человека заз преобразователя «нра, творца новых отношений а самого себя, ого гшдетлдуальность. Спссобноста а лнчннз качества, присущие творческой личности, выявляются в ноолздовангях отечественных а зарубежных ученых - ШВййядвайга, В.И.Козлонко, Ф.Кланоа, А.Цатейко, Х.Г.Мэлхотш£, Г^В.Галкяноа, А.Н.Огурцова, Я.А.Пснатарзва, В.С.Щубянсяого, Э.Тор-рвнва, а. Тейлора, Д,Хадаоа я др. Анализу явления креативности поо-ееээнн пубдазадка Д.Гэтцельса, Д.Пифорда, й.Джедоена, Д.Ыак-инлакз., Л.А.Орбела, Р.Е.Тафаяя, В.М.Файва, И.Фсстара а др. Такое вшвшше

X/ Бердяев Н.А. О яааначаная чвлсзсхса.- П&рзг, 1331. - С.237.

2/ Таи »«

3/ Таи сэ. - С.264.

к творчеокой личности имеет под собой серьезные оонованяя. Но словам Н.А.Бердяева, именно "образ чояовека-творца ... есть идеальны! образ человека, целостный я нераздроблешшй".1' Опыт развитых госз даротв показываат: чей больше таких личностей в обществе, теш оно ципилнзованиеа я богаче. В нашей отране человох-творац, творческа* аидивядуальисать оообенно необходимы сегодня - в период коренных преобразований социально-политической, духовной жизни общества, К( да коазводшшость путей ооущаотвлоная разори требует от человека принятия нестандартных решений в созершоння творческих действий.

Возникает вопроо: возможно ли формирование творческой индивидуальности? Педагогичеокая наука я практика дает на него утверда-твльный ответ. В частности, достаточно широко известен опыт аспоаэ зования методики коллективного творческого воопатаная во внеурочш время, методики, способствующей пробуздешш творческого начала в личности, еЗ самостоятельности, инициативности /О.С.Газшн, И.П.й нов, Ы.Г.Казакина, В.А.Каракоаокяй, Я.И.Новикова а др./. А что хэ урок? Ведь именно учебно-познавательная деятельность является вад; щей в школьном возрасте, носит систематический характер, занимает значительную часть временя у подростков и старшеклассников. На ур< яе школьники, как правило, послушные исполнители воля я яадянтД учителя, действует при этом рядом, а не вместо, что затрудняет во: никновенио атмосферы обдай заинтересованности в учебных делах, до< рокелательности, при отом преимущественно вшолняатся задания репродуктивного характера. Обратим вникание на то, что даке в том ел; чаэ, когда внеучебная деятельность реализуется как коллективная творческая, а учебная отроится традиционно, возникает нэсоотзатст-вяя: в характера взаиыоотноаений ыеяду воспитанниками и воспитатв' лями* меяду самими воспитанниками; в направленности деятельности; в способе еЗ организации в осуществления; в содержании взагмооня-зей о окружающим миром; в путях освоения человеческих ценностей, социального опыта. В атом случае формирование пологотельных личностных качеств в самодеятельной творческой внеурочной деятельно» та либо затрудняется, либо полностью догадается становданиеы друг нередко негативных, в учебной. Нарушается целостность дедагогяче кого процесса, его непрерывность, оиотематнчнооть. Поэтому прево-морно рассматривать формированяе творчеокой андивадуальноотя ш во на самок уроке, а не только за его пределами.

1/ Бердяев НЛ. О назначении человека. -Парях, 1931* - С.264

Следует отметят*, что целый ряд исследователей аанииалиоь проблемой коллективных форе» учебной работа, о роди них Н.С.Дежнико-ва, В.К.Дьяченко, В.В.Котов, Х.ДЛийыетс, ^Б.Пвранл, В.А.Синицкая, И.Ы.Чередов я др. При зтоы главное внимание ученые сосредоточили на органязационно-содерхатвльной стороне учебно-познавательной деятельности. Путл й. оптирования иотивация я способов такой деятельности отражены в работах В.И.Андроова, Д.Б.Богоявлонской, Б.И.Коротя-ева, Н.С.Лэйтеса, А.И.Катшкина, М.И.Мошутова, П.И.Пидкасистого, А.и»Тряшщяной, В.Э.Чудновского, З.С.Шубннского, В.С.Юркевича а др. Однако проблема <!ор.-.трозанйя творческой индивидуальности в учебно-познавательной деятельности в педагогичоокой теории л практике ещЗ где* своего решения. Социальная значимость л научная неразработанность проблема определила актуальность диссертационной темы: "Формирование творческой индивидуальности пкольников в учебно-лознава-телъной деятельности /на уроках русского языка, литература и во внеклассной работе/".

Объект исследования - учебно-познавательная деятельность на уроках русского языка, литературы а во внеклассной работе.

Предмет исследования - формирование творческой индивидуальности школьников на раз них этапах коллективной творческой учебно-познавательной деятельности.

Цель исследования - разработать теоретические я практические подхода, необходимые для формирования творческой индивидуальности в условиях урока и внеклассной работы.

Гипотеза исследования - <рерШфоыиз?8 творческой индивидуальности пкольников в учебно-познавательной деятельности определяется еЗ особым характером:

когда содержание этой деятельности стимулирует создание ообственно2 картины мира я своего места в кем;

когда способы еЭ организации обеспечивавт творчеокузз позитив сколь-ника на всех этапах учебно-познавательной деятельности от вндгите-ния целей до оценки результатов;

когда отношения между ев участниками отличаются гуыаннотачвскшш проявлениями.

Задача исследования:

- изучить фялоаофокузэ, социологическую, психолого-педагогичэскув литературу по проблема формирования творческой индивидуальности;

- организовать коллективную творческую учебно-сознаватаяьнув деятельное» учаправя ж выявить уоловля формирования в ней творческой

андавадуальноста;

- установить взаимосвязь уровня развития коллектива а стелена марованнооти творческой индивидуальности зкольншсов;

- разработать ыетодаческаэ рохалэндацаа для учателой по прсблбме формирования творческой андавадуальноста екольннкоз в учебно-позна-оатольно«; деятельности.

Теорвтическув основу диссертационной работа осотавляю* асслодованая, посашдошшо изучения природы личности, чоловечоской андавадуальноста, творчества, качеств и способностей творческой личности, явления хреатавноста; используется концепция коллективной яазнедеятельности.

Ц в т о д ц асоледованая: теоретический анализ латературы; стандартизированное интервья, адресованное творческим личностям; кояплеконач даагноотачоская методика, направленная на изучение овсйств творческой индивидуальности аодростков а отарсакласснЕков, которач шиичала анкатарованав, сочанэняя, незаконченные продлохе-1шя, беседы, анализ проектов доятольноста /даагностаческай этап/; поцагогачеокай эксперимент, включассий организацию коллективной творческой деятельности на уроках русского языка, лнтературы в во внеклассной работа, а такне ызтода включенного каблэценая, конструирование воспитательных ситуаций, коллективных тзорческах уроков, зачетов, экзаменов /формирующий этап/. Полученный данные обрабатывалась при помощи методов математической статаатнкя с использованием ЭЗ.М.

База и организация ассладованая. Исследование проводилось в 5 - 6, 10 - 11 классах срацкай иеоли й 225 г.Санкт-Петербурга в период 1935 - 1991 г.г.1'В опытно-эксперамен-талькой работе праннли участие 132 школьника, 14 творческих личностей - писатели, яурналасты, педагога, актор, психолог, искусствовед, рэкяссер, ученый-фазвк, а таюхе в качестве экспертов 68 человек - ученые, учителя, родатели учащихся, студент РГПУ еы.А.И.Ге рцена.

О х а а ы исследования? первый стал /1885 - 198Э г.г./ - изучение философской, психолого-ледагсгэтоской литературы по исследуемой проблеме; определена? яо-хскшх тооретлческах положений ассладованая, разработка его про-гра-гл!, диагностических а формирущих методик; второй этап /1990 - 1991 г. г./ - обоснование содержания категории

1/ Классы называется по новой нуыорацая/Драи. авт./.

"тзэртеетсая аядизидуаяьность" па соновв тоорвтичвокого анализа в аззношяс: поглзатэлвй, последние били получены путей стаядартизЕ-розаяпсгз Енторзь» творческих личностей;

грзтиЯ э?8Я /1985 - 1991 г. г. / - осуществление епитно-экоперимзн-гагьной работа по формировании творческой индивидуальности якольни- ■ г,оз з учебно-познавательной деятельности на уроках русского язьгса, литературы и во внеклассной работе.

Научная новизна и теороуячеоиая значимость исследования заключается в следуюеи: ~ выязяешг ведущзз свойства творческой индивидуальности личности скользила, формирование которых возможно в учебно-познавательной деятельности, а такгэ определена совокупность проявлений птп-сзо2сгв;

- в спнтн^эпспердуоятажюа рабмге одооивзат я вяражмюяя «отвратные "патл" в гзорчоекой ноллмтпзхс'А утобяо-ясзназагелмеЯ тсльпссгя, обесяочязгзЕЩо форизроигжо творческой идашядуажьябзга стольника;

- представлены яояограйячаекгв хгрозтзргаяхя яодроегкев я егарез-г^агекгков з сотзэгстзня о дсигяарзгвкгк свейагвоя иг «гсрчгвзсЗ гэдззадтальности, что позволило определяй» оЗ

- разргботанн подали коллективных творческих урс::ез# гаадгоз^ егга» кзнсз, .проведение которых содействует фотаароа&ггэ гзортзс^оЗ 2ЯДй~ ипдуалвнеотя шгольишеа;

- устгяозлзяа взаимосвязь ггзедт этапам развитая ксяясйяез я згрез-неа сфсриироваялсстп творческой палввядуяагезтз яадрзгтйсэ я отар-пзкласенияоз».

На зацяту в м к о в л ? о я олздуй^тз яогюхзяйв: 1, Зор^ированяз «орчосвсЗ пяквадуальясзгя кажи 9 г^б-по-псзЕззательпсЗ язятвльноотя еярадзляогвя рядсу уояозаЗ: смя еЗ

СОЛЗГГЯНИЗ С7ЖЧ235 ШГГ0;кеК:7йЛ£Я<Ь^СЦПКТаГ51Е!Я Я&ЙЕЯКтОЗ» 2

сзг^лируст еездпяго ообствзяиой картани иирз е сизого кмта я еоля спссодн сЗ организация обеспечивая? гворгося^о яоякяиэ гуезз-нигз ЕЙ ссс5 стазах учэбно-погяазатйдаюл язягеякюзтз о? видггго-Жб до сцэкки результатов, егаегмяая ййязг 00 узсатпгаеыз ¡е-разгерззугдоя гуманиотичеекмн орояажжяягет» Эзя услэззя роалягуй"— ся "в ссясу присмо" путе?1 особого построение учобяо-авзиавагедзькей Л9я7агьяес?2 сад ряда °0аговв; вдаагтаот2к&-оск1шзяа8% "кэлзяс—

JЭШCEЯд-íU5^p(^aкEo",идo£oтзRe-peaю!зaIIaя',, вяес-

Яавмшввзо от® "шагов* аЕемнияна «одаржа-

нивы, способами организации в отЕшенняиа способствует форыирСЭЗ-нкз свойств, присущих творческой апдпзадуазьностн.

й. Велущпма свойствами тлорчасхой яядлзядуальЕОста являются: интеллектуально-философское отношение к действительности, ожадо-нальная окспреооивность, нозавнспыооть сухчэний г поведения, способность творить, саиостроитедьство в оамосовврсенотзовапав, гу-манно-созидатацее. влияние па окрутасщих, Каждое аз выявленных свойств является интегратавнши, имеет олрздалонпуо совокупность черт-проявлонпЭ«, Значительное рязввтао а проявление у школьника индивидуально преломленной совокупности отит свойств, позвсляпзгх ому вносить в дэятальнооть /а точнее в Еязнедеятадьность/ своеобразный вклад» выступает как особое качество личности - творческая индивидуальность школьника. ДонинироваКЕЭ того идя иного антегра-тяштого свойства, пронизывая проявления всех других овойотв, предает творческой индавидуальноота своп специфику, нвповториыэсть. Sto является основанном условного выделения таких типев ггзорчвсхоЗ шуушидуальнооти, как "интеллектуальный", "еыоцаснадьный"» "rosa-впсякнй", "крзатазныЗ", "салосозидгютй", "гуканннй*.

3. Потенциальные bosmoshocth выделанных "загоз0 в становления интегративных свойств творческой Енддвядуальности не одинаковы, каждый - его с одерэателъно-организацдонная наполненность • вносит свой "вклад" в формирование творческой индивидуальности. Зга "взла-да" различны, достаточно самостоятельна, что свидетельствует о самоценности, необходимости всех "шагов". Личность, которая проходит вое "шаги" в конечном счете получает целостней "заряд" в процессе формирования творческой индивидуальности.

4. Такие учебные предметы, как русский язык и литература, влияющие на развитие познавательного, творческого, эстетического потенциалов личности, благодаря своеду богатому оодерганию, облада-::/? особыми возмогностями для формирования творческой анддвидуаль-пости школьников - поезде всего таких е8 свойств, как ннтеллэкту-ально-Тилосо^сков отношение к действительности,. эмоциональная экспрессивность, независимость суждений и поведения, способность твэ-рзть. Основной формой учебно-познавательной деятельности в азучгь омом процессе является коллективный творческий урок /Ш/, который в значительной степени обогащается за счет внеклассной работы по предмету. Взаимопроникновение учебной а внеучебной деятельности позволяет интенсифицировать процесс становления творческой иядтидуаяьности школьников.

5. Существует взаимосвязь мелду уровнем с^ормарованности rsг juz jeme свойств творческой индивидуальности иксльнаков и "индек-оом креативности колгектява*. Чем выше этот "индекс", там а (Золь-пай мере коллектив влияет на формирование тех или иных созвучиях свойств у творческой индивидуальности школьника. Вместе о тем, от торс, какао индивидуальности составляет коллектив, зависит содор-гатодьность я результативность его деятельности, атмооувра зашгте-реоованноотя, интеллектуальный фон класса, эмиатайно-ксмцунакатиэ-ныв возможности учащихся, гуманность ах взаамоотношаяай, ценностное отношение s творчеству, творческим лгодям, т.е. уровень его развития. Уае на начальном этапе за счет наиболее "продвинутых." в становления-творчаской индивидуальности учащихся набигодоотся признаки, присущие второму этапу развития кол-актива - коллективное .творчество, индивидуальное творческое самовыражение, выполнение многих ролей в ходе созидания коллективной жизнедеятельности. Тем. самым подучен еще один важзнй факт - не только коллектив влияет на личность, но и творческая индивидуальность способствует развития коллектива.

Практическая значимость исследования определяется разработанными на научной основе рекомендациями по организация учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование творческой индазидуальности школьников. Эти рекомендация могут быть использованы в работе учителей русского языка и литература, руководителей школ; дри чтении теоретического курса, проведения лабораторных я практических занятий со педагогике з вузе; яря надгапяята методических и учебных пособий для студентов педвузов, учителей- практиков, а такхе в системе повышения квалификация работников народного образования.

Дпробацяя я внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций соответствующих материалов, на заседаниях лаборатории по нравственному воспитание якояьядагв / ИЛУ- хи.А,И.Тортлй, 1992 г./, в ходе обсуждения экспериментальных материалов на педсоветах, методичеоках обьеддяенвях; во время выступлений перед учителями в Методическом наокнате Октябрьского района а в университете Падагогического мастэрстЕа X». Санкт-Петербурга; во время чтения спецкурса и прозаденая сязц-оеминара "Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности" /1389 — 1992 г.г./«

Структура работы - дяооератацяя состоит язг пведепиЕ,

двух глав, захлпчоная, бябляография я прпдсозопвя.

ОСНОВНОЕ СОДШШВ ДИССЕРТАЦИИ

Во вводоняв обосновывается актуальность тонн, форму лируйтоя цель в задачи всолодования, опрядоляятол его odios?, прэдмот, вшцшгаотся гипотеза, характеризуется научная новизна, практическая значим сать,отюнза-<>тся база в «толы иоедздопякжя.

В первой г л a в о - "^еоретдчеоета подходы к проблеме формирования творчоокой индивидуальности пкольников" - подвергаются шидазу положения, содержащиеся в работах социальной фило-оофад маркоизма, русских философов зарубежья, современных западных филсоофсв о личности, шщавид/алъноста, нзвостннх повхологов, исследования оовотоких я ъарубенн« авторов, ввязанные о явлении кроатавиоатя, выявлением способностей я лачшт качеств, приоувях творчоокой дичностя. Теоретический анализ приводит s выводу о правомерности самого понятая "творчеокал индивидуальность", интерпретация которого в литературе отсутствует, что подчеркивает необходимость его педагогического иапеленая. Как индивидуальность, творчоокая индивидуальность рассматривается в структуре личности, в том числе - творческой личности. Принимается точка зрения на структуру личности, характеризующуюся пяты) потенциалами: гносео. -логическим, аксиологический, творческим, кешутааатявнын, худо-яеетьеишыа /М.С.Каган/. Учебно-познавательная деятельность на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работа открывает опраделогаша возможности для формирования этих потенциалов.

В оточоотвекных к оарубезгасс исследованиях существуют целая "оплоте* ояоообноотвй я качеств творческой личности. Их на-счагдзавтоя белое полутораста, Нероцко творческая личность првд-стаэт как "набор", "агрегат" различных, не связанных друг с другом способностей /А.Н,Оэд>цовЛ Уодех se я удача ч творчестве обуслазладаотоя на оуделышма качествами личности я особенностями уЗ доятальноота, а их ссх>0:суш10сты), единством /В,U.Андреев, А,П,'1>'агадш!а/, Заолугавает внимания подход к творчеству sas поэтапному процессу, трабуэдему для своего успешного аротемняя ояредедо^шх "помадных" качсств /B.C.П!убйзский/.

Сбрздмтоя внимание на зависимость формирования тех или иных личностных чару от социальных условий в содержания деятельности человека. Признается подозенда о взаимной трав$ориацяя дичностя а груша, о зависимости продуктивности в рпя»^ творческих аадач

от качественного состава группы» от самостоятельности творческой лачносга, еЗ сссусоствозапая о друтгыа людьми.

Отмечается, что творческие воамоетоота ярко проязля.отся у каждого ребенка с самого раннего возраста, но нередко исчезав о година баз полдера:* я внимания ззроолыг /Л.С.Зщготскай, Н.С.Лойтоо, В.А.Ветлугдка, К.И.Чуновокяй/. Б связи о ъчгт подчеркивается актуальность вопроса формирования творческого потенциала подраста<яего человека, Пря эта» ваяно соблюдение такого принципа образована;*, газ прапцля аядявсдуальнсста /В.В.Резанов/. Иокусстзо учителя ссс-тоа? з чей, чтобы' своевременно распознать ярвиыуэдстзенную сТ-ору тзорчзсксЗ иаяразленностг. сколыппса. а стимулировать оё развитие п гзлат'ельнои направленна. Главным барьером на путл к творчеству является деформация ыстазационнсй структуры личности /Д.Е.Богоявлен-скат/. логтоиу зстаог задача формирования в иколэ тгорчеркой лично с ?л с преобладавшей празстзехгаой мотивацией. Предметом напзго асследозаяая явилась тесрая творчества - креативности прадстазлапг. пая з разных по езеим методологическим основал научные школах. В налу загачу зходаяс рассмотрение всего богатства ятах явлений с тем, чтобы сопсстазать ах о возмсгпсстягаз учебно-познавательно?, тзсрчесзоЗ по характеру а коллективной по способу сзусостзлзнпя, деятельности. В зтем смысле нас интересовало то сб^се, собственно фенсмея тзерчестза, что выступало предметом изучения а анатагару&-гшх литературных источниках. Именно ,зтгм объясняется "обьодлнонзо" . газедомо разных научных направлений.

В езяза о тем, что георая вопроса о творческой Ендавадуаль-поста нэ представляется достаточно разработанной, возникла несбхс— ддмость язученпя этого феномена на уровне гпзнэнкш: показателей. Последние получены в результата стандартизированного интервьэ, обращенного с цзлоау ряду тзорческах личностей. Кх вкзокач крэатпв-ность, творческая дродуктлзность имей? общественное прлзнаназ.Ето л:одп разных профессий и поколений. Каздый пз пах мог оценить ялга-нае творческой пндквидуальвоотя пда бы изнутри. Вместе с там избранные творческий лячностг компетентны а области чолозековогвтшх, псахслопш творчества, педагогакя.В часло респондентов б-из: пазате-да А.Битоа а Б.Стругацкий, редактор аурнала "Лонанград" Н.Крздук, журналист Н.Чашина, учитель-ызтодаот по литература Т.Каркдяа, актер ДДГ О.Басхгшшвалх, профессор ЖУ Н.Толстой, худоаэстзенный руководят ах» щга Е.Саэонсз, тренер-педагог шахматистов А.Лявеец,

старший научный сотрудник института Театра, ыузыхя я юшмсатогрвф*я ям. Н.К.Черкасова Н.Роядеотвапокая, одгн вз созлаталпй ЮТа, а ныне режиссер театра-отудяя "У Толотовокях ворот" /г.Туда/ А.Белов, старит! научный сотрудник ШШИ искусотвоведвяяя В.дыятрдевскай, днрек-тор Центра русской и советской культуры Эссокского унявероатвта /Англия/ доктор А.Лпвачготон. Продолхдтельность каядого янтервьв - от 40 минут до 1,5 часов. Беседа запиоыззлаоь на вядооыагнятофон в диктофон, что позволяло после расшлфрозкн запяси получить дословное воспроизведение ооотвотствуюцих оухпоннй на вопросы /Что такое творческая индивидуальность? О хая с« человеке и огне оказать, что он -творческая индивидуальность? Как соотносятся творческая индивидуальность и нравственный облик человека? Творческая яндявядуаяьность-это ароглдонное шш приобретенное? Возможно ла коллективное тзор-чоство или творчество - процесс сугубо индивидуальный? Коллектив обогащает творческую индивидуальность нли вредят ей, торыозят е8 развитие? я т.д./. Анализ материалов стандартизированных интервью обогащает представления о разных гранях изучаемого явленяя.

Респонденты отмачаот, что ко монет быть стандартного портрета творческой индавядуальностя. Однако называется целый ряд черт, прлт-оущях таксуу человеку, что выступает как ях определенный "набор". В его числе такие принципиальные свойства творческой яндявядуальнсста, как ителлектуаяьно-^глос»1 скоа отношение к действительности, способность творить и придавать завершенность творимому, сацострояталь-ство я самосовершенствование, созидасщее влияние на округаздях. Обнаруживается нооднолгнейнооть связи творчеотва я нравственности, творческой индивидуальности я конТормизыа, во всякой случае признается Елиянае нравствешооти на выбор материала, процесс я результаты творческой деятельностя. Обращается внимание на то, что сфера тако": деятельности творческой индивидуальность необычайно широка. Правомерно говорить я о "творцах мировоззрений", я о "творцах социальных структур", творцах жизни. Виесте о тем человек творческой про'. зсскя не всегда облапает творческой индивидуальностью. Оодчер-ютазтея зоз^оиюсть формирования творческой индивидуальности практически в кахдеу здоровом ребенке до максимально отпущенного природой иасптаба, большая роль в этом обученяя я воспитания, необходимо так::-з ооздолае благоприятных условий, обеспечизаацях уопех такса зааачи. И^авамтся такяе факторы формирования творческой индя-вид/алыюсти, как другая творческая индивидуальность, взаиыодопол-;1атальпое взаимодействие семья и школы, поскольку школа долина быть ишавплтхитярсванпой, в глубине своей семейной, привлеченяе спе-

аиТичеоках тзорчески:< объединений, главное же - отновения о робон-кси, «иогограяные, гуманные яо духу» Творческий потенциал, пстреб-пость з творчестве ыоано развивать а дюбса возрасте в тем яла anca виде деятельности, хотя ость сензитивные периода развития творчео-' них способностей. 3 соответствия о этии а олытпо-экопоримэнтальноа работе возрастными периодами выступает ияадаиЗ подростковый /5 -3 хл./ а юношеский /10 - 11 кл./.

Спираясь как на материалы теоретического анализа, так а полученные а хода стандартизированного интерзыэ, а такзэ исходя аз потенциальных зозио.-.постой учебно-познавательной деятельности, бшг составлен список черт, приписываемых творческой игошвадуадьноота /около полутораста параметров/. Вместе о тен было обнаружено, что некоторые из них "збараат" в себя другие, предполагав? ах наличие. Так, способность творить не монет быть реализована беэ потребности в творчестве, зоркости, развитого вообрагения, оригинальности шли-' ления, наличия внутреннего плана действия, самостоятельности, неутомимости в поиске, уверенности в своих силах, обширных а основательных знаний, интуиции, других черт. В связа о этим бала выделены ведущие интегративные свойства творческой индизидуальноста. Их шесть - интеллектуально-философское отношение к действительности, . в том числе а к себз, способность творить, независимость суаденнй а поведения, эмоциональная экспрессивность, еамоотроительство а самосовершенствование, гуианно-созидавдее влияние на окружающих. Кандоа интегратизное свойство наполнено конкретными чертами-проявлениями, возникновение и становление которых наблюдается в ходе фораируэдего эксперимента. Представлена "Программа диагностика а Формирования свойств творческой индивидуальности школьников' а учебно-познавательной деятельности"^ в которой раскрывается наполнение всех интегративных свойств соответствующими чертаьш-проязлона-яма.

На основе теоретического анализа рассматривается пути формирования творческой индивидуальности подростков и старшеклассников, признаются богатейшне возмокноста в этой процоссе уроков русского языка а литературы, что подтверждает правомерность выбора именно данных предметов для опытно-экспериментальной работы. Педагогическая наука, вклгочая методику преподавания литературы, передовая практика говорят о той, что органическим аспектом деятельноота учителя является изучение личности школьника, пометь в формировании его самосознания, в обретении позиции заинтересованного а ответственного участия в познавательно творческой работе /Г.А.Гухсвс-кий, Ы.ГЛСачурин.Н.И.Кудряиев, М.А.Рыбн*ксва ж Др./* Отмечается,

что творческий процесс поддается управлении, прячем не только в синоде создания условна для творчества, но ж корректировки внутреннего, плана этого процесса. Утвергдается, что коллективное творчество как один es видев совместной деятельное те постепенно завоазквает существенные позиция в науке и технике, литературе г искусство, социальной, еасноаичеоксй сферо а др. Более того оно выступает благоприятней, стимулирующей средой для индивидуального творчества. Подчеркивается, что коллективное творчество требуот особой оргакиьацкя общения, содэрзащей ряд своеобразных моментов. Частично оне находят применение в отдельных методах оптимизации коллективного творчества /"мозговой штурм", синектика к т.д./. Для нао имеет важное значащие признание того, что умение творчески общаться метет быть сформировано целенаправленным обучением при помощи системы специальных упражнений /Ч.И.Гаддиев, Я.А.Пономарев/.

Псдзоргштгся анализу исследования, выявляющие воспитательные потонциалы учебной Деятельности, связаянне с разватгем личности школьника в процессе обучения /¡О.К.Бабакский, З.К.Васильева, ¿.K.ih-ркова, Ы.И.Махыутов, А.М.1датшкан, И.Я.Лераер, Х.И, ..'"аймзтз, Г.Д.Ка-риллова, Д.П.Тряшщына, Ы.Н.Скаткин, З.&.Чозсяова, I „¿¡.Соткана с др./, а такая работы о коллективной познавательной деятельности /ЫД.Би-ноградова, В.К*Дьяченко, Н.С.Декникова, В.В.Котов, Н.Б,Перв4н,В.А.Сцницкая а др./, На развитие Екадьттитса в процессе обучепая воздействует такие факторы,кат: содержание образования, метода обучения, используемые организационные формы, отношения ыеяду участниками етого процбоса. Психологами установлено, что обучение могет и но способствовать общему развитию учащихся /¿.Г.Ананьев, Л.В.Занков/. Универсальным механизмом развития леч.*ост2, -«беспечива-ее вхождение в-мир современной 1^гльтуры и гТюрирэБанио спосо- • ба существования в втом мире, является творчество /А.П«Тряшщьша/. Твориеокая учебная деятельность носит личностный .характер в способствует раскрытая преаде всего индивидуальных свойств личности, ей особенностей, В такой деятельности развивается способность к творчеству в творческое отношение в действитвлььоота. Причем творчеству uosao учить, разработаны специальные методика а приемы организации творческой деятельности, развитая творческих ояоеобноотей /Цж.Виль-ЯМС, В.А.ЦОЛЯКО I др./

Как сущестрвнное благоприятное условие для формирования творчоо-хоЗ иядцшддгаяь».. it* школьников раась*. -чв-1йтая коллективные формы учабней двлпмвдмц? Таим, черты, ввв интересное« для других, со-

зад&ацее вляяпиэ ra. окр7гл.гдл1 могут проявиться иуонно з коллективе Взаимоотношения личности о другими людьми ыогут явиться отимуйса я самосовершенствованию.

Отмечается, тго интенсифицировать процесс формирования личности, а значит, а тзорчосхой нкдивидуальнооти, позволяет взаымопро-■нигяовениа учебной а вкеучебной деятельности /Н.С.Дажнпкоза* ¡».С.Лоль/. Это полсяаниа находит отражение э организуемой саштно-эхспериментальпой работе.

Анализ литературы, Еодгесркдая широкие возможности формирования личности икольнинов в учебной деятельности, свидетельствует о том, что обучение исстет содействовать этому более эффективно тогда, когда оно учитывает зсо Еигнедаятельность классного коллектива. В результате обращения к работам о коллективе /О.С.Газман, Й.П.Иваноз, гд.Г.Казакина, В.А.Карско2ский, Л. 14,Новикова, С.Д.Полякоз и др./ определена теоретическая основа выполняемого исследования - концепция коллективной гизнедеятельности как системного•образования ALf.Казакина/, его компонентами вступают практические дела я об-59HSS, отзспзеия а ценности коллектива и личности, ах духовно-нра-зстзеннне потенциалы. 3 этой овзязи творческая индивидуальность рассаатривйе'гся как определенное новообразование личности, форма-. рузцоеся в процессе коллективной жизнедеятельности в ходе взаимо-дэйстзия перечисленных компонентов, Следует подчеркнуть, что личность едина з своей существе. Она участвует в в коллективное творческой поэназательнсй деятельности на уроке, а в разного рода, событиях-ситуациях эо внеурочное время. Именно поэтому правомерен более жрокай контенот рассмотрения процеоса формирования творческой ин-диэадуальнооти, чем собственно учебно-познавательная деятельность. Последняя является составной чаотьо коллективной казнедеятельностя.

Зо з т о р о а глазе - Лучение процесса формирования творческой индивидуальности якольников в учебно-познавательной деятельности* — представлено описание опытно-экспериментальной работы на уроках русского языка, я литературы в составе яизнедеятель-гоств коллектива, анализ особенностей процесса формирования творческой ИЕДИВИ-Гуальноста школьников, а также монографические характеристики подростков я старшеклаосникоэ, показывайте станозление-

дзиасрнив их творческой индивидуальности.

Слитно-аксцераинтальная работа проводилась о асштором в 5 -б,

10 - 11 классах сачим исследователем а течение сени лет. Напраалэ/ нив э8 определяется не только творетико-ампгрячзскам ясодадовдадаи

феномена творческой ннджвждуальноотя, во х более чей двадцатилетней практической деятельностью яослэдователя в школ» /организатор внекласонов в внеяксяьно! воспитательной работе, учитель русского языка а дятературц/,

В связи о тем, что творческая индивидуальность рассматривается как определенное новообразование личности, форесрушееск в провесов ксдагектлвноа лиаиедеятвдьнооги, в центре внтаангя ясодедоза-тедя оказывается проявления развивашдэгося коллектива. К еиу относятся содержательность я результативность деятельности коллектива, атмосфера заинтересованности, интеллектуальный фон класса, вмпа-тийно-коиыунякатявныо возмогноотж учаздхся, гуианность ях взаимо-отЕОшеяяЗ, ценностное отнесение к творчеству, творческий лэдям. Среднее аряфиетжчеокое этих проязлэний-псказателей составляет "индекс крзатизностя кс&лектнва", характеризующий определенный творческий пэтенцаад класса. Главные se усилия в опытно-зкепержиенталь-aoft работе была направлены на изучение особеннее5эа процесса формирования творческой индивидуальности ггкельников. Именно о этой целью разработав» карт&чфеграмма становления вех/дях овойсгв творческой индивидуальности о ях чертаиг-проявленияи-г» В не5 включены также свойства, как интеллектуально-философское оздааэние к дейст-; вятедьностя, зиециовальная экспрессивность, незавшвмость суждений я доведения, способность творить, самостроитвльстао а самосовер-швнетвеваняе, гуманнр-созяддтвдаэ влияние на окр/адатих. Значительное развитие я проявление у ваодышеоэ индивидуально- преломленной совокупности этях овойста, поаволяэдих ецу вносить в деятельность /а точнее в жизнедеятельность/ своеобразный продуктивный вклад, выступает как особое качество личности - творческая Енгчвядуаль-нооть. Далее, для изучения процесса формирования творческое ицдв-видуальноотя конкретных школьников была составлена соответствующая га&оща ва каждый класс, где в цифровой значении фиксировалась дяваыика проявлений-становлений черт-овойств творческой жяде-вждуаяьноотж подростков ■ старшеклассников; используя методы ма-темжхжчесхой отатжетжкж,высчитаны "индекса янтегратявных свойств тяорчесжой яндявидуальноотя" воспитанников, которые складывается яз ореднжх аряфиетхчеохях чврт-проявлений определенного интегра-тявного свойства, ж "коэффициенты творческой индивидуальности" каждого подростка я отадоклаоояхка, которые, в своз очередь» вы-ршот ope дни. трафыетячеокяв атжх "—декоов*, Это давало возможность вудять о отеяенж становления отдельных овоЁств & творческой жнджжядуйльйоотв вхахьяжжов в целен.

Исходя 1э гипотеза асолепсзаняя, бкя разработан органнгяцпон-яо-содврзательный алгорятм осуществления учебно-познавательной деятельности на уроках рузского языка, лзторатуры я во внеклассной работе. Он состоят яз ряда "шагов": "дкагностняа-ссинслэн2зя» "целепалаганно-шалароваяяе*, "дейстг2е-реал13зцняв, "аналпз -ода-яка.*, "последегстаее-поступок"» наполненных адокватшг.! содзржанв-ек, способами организация, отношениями. Относительно каждого "вага" определены его падагогяческяй смысл, задача, установлена "вклады" в наго участников учебно-познавательной деятельности -учзтеля, учадахая, других ланей, найдены а апробированы особка фор£ы я прде'дх осуществления деятельности, лсслздованы процессы, происходящие при этом, сделаны выводи о результативности. Как показываю? математические метода ясслэдованяя, "вклады" "патов" п формирование свойств творческой индивидуальности различны, достаточно самостоятельны, что свидетельствует о самоценности каздо.' го яз нях, необходамоста всех "пагсз". Наиболее продуктдвныа з азучаемсы процесса является "пат" "действао-реалязацая". Реальное становление свойств творческой яндявядуальностя на совпадает полностью с выявленными потеЕцаалгаа "шагов", что говорят о зоз-моавостя дальнейшего научно-практического пояска ях сф$эктнзяо<>-

Установлено, что проявления, отражающие творческий потанца-ал каллектява, измеряемый его "индексом креатявноста"» тесно коррелирует. с темя яла аянма проявленяяма интагратпвных свойств творческой яндявндуальностя. Вместе с тем от того, насколько "продвинуты" конкретные икольнекя в становлении творческой индаваду-альноста, отдельных е5 сзойстз, завасат уровень развитая коллектива. Б исследуемых классах зафиксирован факт наличия признаков, прнсущих второму этапу развития коллектива - коллективное творчество, творческое индивидуальное самовыражение, выполнение мно-гях ролей в хода созидания коллективной жизнедеятельности.

Опытно-экспериментальная работа выявляет не только продуктивность коллективной жизнедеятельности, но я определенные издержки /нивелирование усилий каждого, факты давленая на отдельных акольняков, нараочяенанность подученного результата - "зффек? общего котла" я др./. В этой овяза особенностью формирующего эк-перимента становятся яилияилуятяция деятельности, что находят отраженна а ходе ооудествлэняя всех "шагов*. Названные "катя" положены в основу подготовка» прозеленяя, доогедейотвяя кодлея-

тшшого тзорческого урока КГ?/, являгсщегося основный сродством формирования творческой индЕвадуагьноств екольников в учебно-ио-знавагельной деятельности. в диссертации охарактеризованы вадачн гаках уроков, их особенности, веды, форцы проведения, рзлг-позЕ-шв участников, соотношение с внекласопой работой, представлены описания конкретных уроков, творческих экзаменов.

Проведанное исследование доказывает, что формирование творческой пндавадуалькостЕ школьников обеспечивается наличием рста условий. Глазное на них ~ многогранные, гуаанные стнсгекия наеду участнакагш учебно-познавательной деятельности, атмосфера догорая, доброжелательное?!!, коьфорткостЕ для каждого. 11нтелдзэтуальк&-гУ0-ЦЕОналькая а позназательная содержательность, цктерзсность деятельности, еб возможности в создании собственной картены инра к осознания себя в ней, разнообразие задов - взВ ото грана ецз одного условия, связанного с характером содержания Д" ятгльностя. Далее, на ейедсы из её вшагов°-э?апоз школьная реагазус? своз гзор-чесгуи позиции - от задукызаная eS содертаняя до зденки результатов, в тем чесло лнчпого участия. Такая евмодеяте.тькая оргаяиза-. цвд прехсэ всего урока - сдедуадее -условна фсриирссащм тэорчес-кей: кндашщуаяьнретн иколышкев в учзбпо-аозйавательной деятельности. Тем самым подтвердилась гипотеза исследования. Вмзсте с теи в опытно-зксперамонгальной работе был выявлен далий ряд сбс-. еоягзльств, содействующих успеху изучаемого процесса. В вх часяэ -индивидуализация - направленность всей работы пех^га на ксек-рэтного ученика, его интересы, возможности, опер^ xs. оцредалбнцуэ степень развитости тех ели иных проявлений творчсской нлдизидуаль-ностЕ. В отоВ овязи школьнику должно быть предоставлено право но только на внутреннее обособление /"автономию духа"/, но в Енешее /везавасимссть оуэдений и поведения/. Формирования тзорческо* ге-днвидуаяьнсоти школьника способствует взаимодшоднЕтельзоэ vsзл~ содействие семьи и школы /так, на диагностической этапе вазгэ представить точку отсчета - характер тех шш цных ' ашжгздуагышд проявлений, например, "творческой готовности15 20 эсаяавтергсгЕзв, аояучвнньй о* родателае/. Вакпн сациальтге свезе в j®$vszsi лсдь- ' мв, «ворчеввини оогвдаяеяияин, коллажтдвзма, разншга тасрчаетзка: личностями, йпзячаа ч-щ^в** с едцяах друга£. Бзтзаотво' вситвгяш, Бааввддвйотвяа о рзтяэдп пя"*1^ оАдсппавав здигсяам вегеадгахдау во® ею лае? • две схааоашзгг

ишсюсстаячюстЕ учааЕзгссе. Еаходк ES иедзяь ' ^юйжчкшшагшгь»

кого процесса, педагогу слозус? рассматривать учобяуэ деятельность з составе яазнодеятельноста коллектива. Причем зга деятельность должна быть на только дозназатзльаоЗ, по л тзорчокгоЯ, коллективной, организаторской.

Отмечается , что особая роль в изучаемо! процесса яраиадлеяаг учпптели.Яа первых порах он выступает как инициатор а организатор учебно-позназатальноЗ деятельности на новых началах, зпоолодатван-это равноправный партнер по совместной работе, исследователь я корректор процесса фотгхпрозання творческой пндивидуальноста в каз-дс.4 школьнике. Учитель - ото мастер, который владеет особыми приемами, стимутнруюгщши становление сзойстз творческой индивидуальности.

В диссертации доказывается, что изучаемый процесс индивидуален, но имеет с-бсие тенденции. Последние проявляются преяде всего зо ззаимообусловленности всех перечисленных свойств тзорчеокоЗ индивидуальности. Определенное влияние оказывают яа характер становления этих свойств зозрастннз сосбенноста учащихся. У подростков наиболее интенсивно зырагено становление таких, свойств, как эмоциональная экспрессивность, независимость суждений а поведения, самостроительство а самосовершенствование. Первые два свойства, а; такге способность творить являэтея наиболее "влиятельными" для формирования всех других свойств творческой индивидуальности подростка. У старшеклассников интенсивнее всего вырагены независимость суждений а поведения, интеллектуально-философское отношение к действительности, эмоциональная экспрессивность. Наиболее ае "влиятельным" оказывается самостроительство а самосовершенст -вование. Оно теснее других коррелирует со всеми остальными.-В целей названные свойства созвучны возрастным особенностям, которое зыступаят в представляемом опыте как бы благоприятной психологической почвой для становления ведущих езойотв творческий индивидуальности. Тем самым мояно утверздать, что вд формирование у школьников на изучаемых возрастных этапах является цриродоосой-разяым процессом. В практике хе зачастую наблюдается не стимулирование развития ценных возрастных черт, а , напротив, их тормозу кие, школьники напрочь лишаются обаяния возраста, сальных его. сторон. Подчеркивается, что независимость суждений а поведения, а такяе эмоциональная экспрессивность, как у подростков, так а у старшеклассников, имея достаточно высокий коэффициент корреляции со способность«) творить, выступах» во многой как условие форыиро-

ваняя не только этого, но к других сссйетв творческой икдхпвду-альноота. Отмечается, что у каждого пкоссышса выделится доминирующее свойство, которое мсжет уступить коего друта4<у. Прячем о развитием творческой индивядуальности наДдадается расширение спектра проявлений отдельшг еВ свойств, а такке обогащение "природных" проявлений специально формируемыми. Далее, проявланле тех яла иных черт носит не всегда прогрессивный характер, кабдгадаст-ся к регрвосхвные изменения по тек или иным причиняй, т.е. снижается, схасем, эмоциональная экспрессивность, самокритичность, креативность. Текла явления носят порой ситуативный характер.

Представленные ионографические характеристики подростков и отаршоклавоников подтверждают, что изучаемый процесс глубоко индивидуален. Это обуславливается ряде« обстоятельств.' Пре&де есз-го оказываются индивидуальные особенности школьника - темперамент, задатка, характер, привычки, способности, личностные особенности -определенная Я-кояцепция, ценности, идеалы, устреылзная. Немало-БЕкау}« роль играет сэиья, его социальное окружение вне школы. Имэ-ет значение я предшествующий опыт участия в учебно-познавательной деятельности, характер отношений с одноклассниками, учителями,другими дюдьыа. Вугно принимать во внимание я то, что школьник в той та иной степени уже является носителем отдельных ?вс2ста творческой индивидуальности,и погтому у каждого подростка и старшеклассника - свой "стартовый" уровень в изучаемом процессе. Существенно Я то, в какой мер« школьник готов откликнуться на новшества при осуществления учебно-познавательной деятельности на новых началах. Неоднородна по содержания} и уровни} проявлений творческая активность ученика не разных "шага*" учебно-позназател^кой деятельности в на веем ее протяхенвя. Йгоет своа специфику '-таль дзятельно-stje вксишшха, еБ"продектявнооть, манера общения, характер взахмо-отноавннй о окружающими. Вполне естественно, что следствием всего оказанного является индивидуальный гемп ц характер формирования свойств творческой индивидуальности. Специфическую окраску воем проявлениям придает доциндрувдее у школьника интегратавное свойств)

во его творческой гняавидуальностя,проягзывал1дее все другие преяв- • дгидаа Миашю j¡osva*Y оказалось воанссшам условно выделить оледус-еяе тлпы зязовчаокой ЯЕДНвидуальностя: "интеллектуальный", "амоцио-кальвиИ"» "независимый", "кревтывкый", "оакосояидаявдй", "лпмшный" Подчеркивается. что речь адат ни об офоршвшемоя тепе, а о замечена® тетемтпдот .рагвдтмж «юрчаокой авдмядуазсности,. доогягвай

определенной степени яркости. Отыэчается, что типизация з давней случаэ выступает гая способ обобщения, виязлэппя характерного, существе нного з разных творческих индивидуальностях шссльннказ -подростках а стараекдассниках, а на как средоточие всего усредненного, стереотипного, безликого.Она как специфический способ незнания предполагает индивидуализацию, неповторимость, уникальность фориируемой личности воспитанника. Tea самым педагог получает определенные образцы диагностики, прогнозирования, коррекция а сцен-, кя результатов формирования творческой индивидуальности школьников.

3 заключении диссертация излагался выводы, сформулированные на основе теоретического анализа а опытно-экспериментальной работы, основные полоханзя, выносимые на защиту.

Сснозное содержание диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Новые подходы к проведению экзамена по литература /методические рекомендации. - Д., 1989. - 28 о.

2. Еовые подходы з проведению экзамена / Литература в школе. -1889, 53. - С.109 -118.

3. Уроки развития речи /Русский язык з школе.'-'1989, Я6. -С. 10 - 14.

4. Такие уроки зам нузны /Народное образование, - 1990, ЯЗ,-С.94-98. . .

5. Общественный смотр знаний по ру^бкому языку /русский язык в сколе. - 1991, ЯЗ. - С.45 - 49.

6. Творческая индивидуальность - требование времена //Совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса в школа и в вузе: Тезисы докладов совещания-семинара в Карельском гос-пединетатуте, сентябрь 1990. - 4.2. - Петрозаводск: Изд-во Карельского госпединстатута, 1990. - С.49 - 52.