Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи

Автореферат по педагогике на тему «Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Вершинина, Надежда Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1990
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи"

о. -

ЛЕНИШТАДСКИИ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рукописи УДК 372.212.03

ВЕРШИНИНА ' Надвяда Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОНИМАНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПЖШ

13.00.01 - Теория и история педагогики

/

Автореферат диссертации на соискание ученой сто..гни кандидата педагогических наук

Ленинград 1990

, 'Л '»

Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени государственного ; .педагогического института имени А.И.Герцена:

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор В.И.Логинова Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Т.С.Комарова; кандидат педагогических наук, доцент З.А.Богатеева Ведущая организация: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Защита'состоится ХЛ^^У 1590 г. в г^часов на

заседании специализированного совета ДЛ13.06.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Ленинградском ордена Трудового Красного ■ Знамени государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена /191X86, Ленинград, Набережная р. Мойки, д. 48, корп. П, ауд. 32/.

' Автореферат разослан п//п 1990 г.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук

Е.И.Казакова

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Многие политические деятели, работники культуры и искусства связывают трудности перестройки, обновления общества с недостатком культуры в самом широком ее понимании. В постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР о реформе общеобразовательной и профессиональной школы отмечается, что эстетическое воспитание остается изрядно запущенным, необходимо добиться поэтому изменения положения в школе предметов эстетического цикла. Эстетический отклик на действительность доступен детям уже в дошкольном возрасте, поэтому самого пристального внимания требует проблема эстетического и художественного воспитания дошкольников.

Важным средством эстетического воспитания является живопись. Из всех видов искусств именно живопись наглядно отражает реальный мир, создает зримые образы большой эмоциональной насыщенности, поэтому в работах В.А.Езикеевой, Н.М.Зубаревой, Т.С.Комаровой, В.Я.Кионовой, Е.В.Лебедевой, Р.А.Мирошкиной, Л.А.Раевой, А.М.Чернышовой и др. живопись рассматривается как вид изобразительного искусства, соответствующий возрастным особенностям познания дошкольников и доступный для их восприятия. Особую актуальность приобретает поиск путей ознакомления дошкольников с живописью. Центральным звеном этой работы, как показывают исследования Б.М.Неменского, Ю.Н.Петровой, ¡.1.Н.Семеновой, Б.П.Юсова и др., должно стать формирование у детей художественного восприятия: умения видеть и понимать художественный образ, идею, выраженную в единстве содержания и формы.

Важнейшим средством, целенаправленно ведущим художественное восприятие к проникновению в художественный образ, к осози^тию и эмоциональному отклику на содержание и форму художественного произведения является композиция /Н.Н.Волков, А.Д.Гончаров, Б.В.Иога-нсон, Е.А.Кибрик, .'Л.Г.Манизер и мн. др./. В целостном художественном произведении композиция выступает как система средств вырази-■ тельности, обеспечивающая материальное воплощение замысла автора. Овладение зрителем идеей произведения возможно при условии наличия у него системы знаний о композиции. •

В последние годы в дошкольной педагогике созданы системы знаний о природе, социальной действительности /А.В.Запорожец, H.H.. Кондратьева, В.И.Логинове, С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, И.А.Хай- .'-

дурова и др./. Однако до сих пор не изучался вопрос о содержании и доступности для детей дошкольного возраста системных знаний об ис1усствё и, в частности, о композиции как ядре картины, как системе, компоненты которой объединяет системмобразующая связ^, раскрывающая единство формы и содержания в живописной картине. Вместе с тем, данные В.И.Логиновой, М.В.Крулехт, О.Н.Сомковой убедительно доказывают, что именно системные знания обладают наибольшими возможностями в развитии разных видов деятельности,в N освоении художественного образа в загадках. Поэтому актуальным является создание системы знаний о композиции произведений живописи для детей дошкольного возраста, выявление возможностей освоения детьми этих знаний в процессе восприятия живописных картин, а также изучение влияния системных знаний о композиции на практическую изобразительную деятельность детей.

Цель исследования - разработать содержание системных знаний о композиции произведений живописи для детей 5-6 лет, изучить возможности их усвоения и влияние на понимание ребенком живописной картины, а также на развитие его изобразительной деятельности.

Объектом исследования является педагогический процесс, обеспечивающий усвоение детьми системных знаний о композиции живописных произведений.

Предмет исследования - освоение детьми содержания системных знаний о композиции и их влияние на понимание произведений живописи и на совершенствование изобразительной деятельности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: детям 5-6 лет в условиях целенаправленного обучения доступна система знаний о композиции произведений живописи, если эти знания и связи, лежащие в основе системы, будут соответствовать наглядно-образному способу познания. Освоение композиции, ее понимание будет способствовать более глубокому овладению детьми содержанием живописной картины и послужит основой развития их изобразительной деятельности.

Задачи исследования: I. Изучить особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста композиции произведений живописи.

2. Выявить особенности композиции детских рисунков.

3. Разработать программу системных знаний о композиции живописных произведений для детей 5-6 лет и адекватную ей методику обучения.

4. Экспериментально проверить доступность системы знаний о композиции, эффективность разработанной методики и ее влияние на пони-

мание ребенком произведений ливописи.

5. Исследовать влияние системных знаний о композиции живописных картин на изобразительную деятельность детей.

Научная новизна. Впервые в основу знаний о живописи для детей старшего дошкольного возраста положено понятие о композиции кап системном образовании с вычленением ее компонентов н системообразующих связей. Разработана научная система знаний о композиции живописных картин для детей 5-6 лет, экспериментально доказана ее доступность для детей старшего дошкольного возраста, вскрыты основные педагогические условия формирования понимания композиции живописных картин детьми. Доказано влияние системных знаний о композиции на понимание детьми живописных произведений и на совершенствование изобразительной деятельности дошкольников.

Практическое значение исследования: создана программа системных знаний о композиции произведений живописи, доступная детям 5-6 лет, разработана система занятий и дидактических игр, обеспечивающая ее реализация в стериих группах детского сада. Разработаны и экспериментально проверены наглядные пособия и ма-1ериапы, которые обеспечивают понимание композиции. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования "Программы воспитания и обучения в детском саду", для поведения квалификации воспитателей дошкольных учреждений, а также при чтении курса лекций и проведении практических занятий в вузе по теории и методике обучения детей изобразительно/; деятельности.

Методологической основой исследована .шгяется марксистско-ленинское учение о развитии личности как процессе осаеокия социально-исторического опыта, положение о единстве е.: з ну деятельности, положение марксистско-ленинской эстетики об ;, ;тео как форме общественного сознания, опирающейся на художествзшто-образное отражение действительности, единстве содержания и формы в произведении искусства и об активной.роли искусства в нравст- • венно- эстетическом воспитании человека. ^ . , ,

Методы исследования.Использовалась комплексная методика, включающая изучение и анализ философской, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, программных документов; разработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, обеспечивающих решете поставленных задач; качественный и количественный анализ полученных данных с исполь-■ зованием методов математической статистики.

Организация и база исследования. На первом этапе исследования /19811И982 г.г./в констатирующем эксперимента приняли участие 120 детей"5 и б дет из двух дошкольных учреждений г.Ленинграда /ИР 55, 75 Фрунзенского района/ и трех детских садов г.Череповца /ИР 35,59,124/. Получено более 2000 протоколов и 400 детских рисунков. Второй этап - формирующий эксперимент - проводился в течение 1984-85 учебного года в двух группах детского сада Р 55 Фрунзенского РСНО г.Ленинграда /пробный эксперимент/ и в 1985 -1990 г.г. основной эксперимент, посвященный проверке и внедрению экспериментального материала в практику работы воспитателей пяти дошкольных учреждений г.Череповца /ПР 18,111,121,124,125/. В нем участвовало 150 детей ь-6 лет. Собрано 208 протоколов занятий и дидактических игр, 84 протокола наблюдений занятий рисованием, более 2000 протоколов индивидуальных бесед с детьми и более 2500 рисунков детей. Мы располагаем также материалом, собранным студентами дневного и заочного отделений, которые занимались в спецсеминаре под руководством автора в детских садах Вологодской и Архангельской областей.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; системно-структурным подходом в анализе изучаемых явлений; комплексной методикой исследования; обширным фактическим материалом, его разносторонним качественнш и количественным анализом.

Основные положения, выдвигаемые на защиту: детям старшего дошкольного возраста доступна система знаний о композиции произведений живописи, разработанная на основе логико-дидактического анализа содержания понятия "композиция". Освоение дошкольниками композиции способствует более глубокому пониманию и эмоциональному отклику на содержание живописной картины и служит основой развития их изобразительной деятельности. /

Апробация работы. Основные положения диссертации, а также ход и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена в 19841986 годах, докладывались на Герценовских чтениях в ЛГПИ им. А.Й. Герцена в 1984, 1985, 1990 годах, рассматривались на курсах повышения квалификации дошкольных работников при ГОНШО и РОНО г.г. Череповца "и Вологды /1987-1990 г.г./. Материалы исследования используются преподавателями факультетов дошкольного воспитания ЛГПИ им. А.И.Герцена и-ЧГПИ им.А.В.Луначарского в лекционном курсе по теории и методике обучения детей изобразительной деятельное-

ти, а также в работе спецсеминаров.

Благодарим доцента кафедры дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена Н.А.Курочкину за консультационную помощь.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем диссертации Т75 страниц машинописного текста. Он иллюстрирован 21 таблицей, 3 гистограммами, I рисунком, 4 графиками. Список литературы содержит 253 наименования. В приложении представлены: программа знаний о композиции живописных произведений для детей 5-6 лет, перечень занятий по формировании понимания композиции, примерные конспекты занятий разных типов, темы контрольных занятий по рисованию, рассказы детей по картинам, таблицы, графики, репродукции картин, использованных в экспериментах, детские рисунки.

0СН0Ш0Е С0дЕРЛ!АНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении отражены актуальность исследования, его цель, гипотеза, объект и предмет изучения. Освещены методологические основы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе "Теоретические основы формирования понимания композиции живописных произведений детьми дошкольного возраста" дан анатаз литературы по проблеме: раскрыто содержание понятия /композиция", показана роль знаний о композиции в создании живописного произведения и в процессе его восприятия зрителем; анализируются возможности детей 5-6 лет понимать элементы композиции при рассматривании графических и живописных произведений, а также ^применять элементы композиции в процессе рисования.

В искусствоведческой литературе компог .ия рассматривается как творческий процесс создания произведенич от появления замысла до его завершения, а также как комплекс средств матерляльного воплощения замысла автора /Е,В.Шорохов/. Структурный анализ пс-.г'.^ш "композиция" позволил выявить ее составные элементы. В процесс создания произведения /композиционную деятельность/ входят: определение идеи произведения, выбор вида искусства, жанра произведения, разработка замысла и практическая деятельность по его реализации. К средствам материального воплощения замысла относят колорит произведения, количество и способ расположения фигур, размещение композиционного центра, способ изображения пространства, выбор точки зрения, места линии горизонта, выбор формата и др. -

Существенной спязь:з, объединяющей выделенные композиционные компоненты в систему, является, центральная связь ,в художественном

- б -

произведении - связь между содержанием и формой при ведущей роли содержания. Глубина восприятия художественного произведения зрителем, осознание и эмоциональный отклик на идею картины зависит от того,'насколько он понял его композицию /Н.Н.Волков, В.П.Зин-ченко, В.А.Терентьев, АЛ.Ярбус и др./. Понимание композиции предполагает наличие у зрителя определенных знаний об основных ее элементах и умений связать их в процессе восприятия с замыслом художника. Знание художником основных закономерностей композиции помогает ему воплотить в материальную форму свой замысел /М.В.Алпатов, Б.В.Иогансон, Е.А.Кибрик, П.К.Суздалев и др./. Следовательно, формируя знания о композиционной деятельности и . понимание композиции, можно углубить у детей дошкольного возраста восприятие живописной картины, а также способствовать развитию их изобразительной деятельности.

„ В исследованиях, посвященных изучению особенностей восприятия дошкольниками произведений живописи, выявлено, что дети старшего дошкольного возраста могут не только понять содержание картины, ее сюжет, но и отметить некоторые выразительные средства, т.е. отдельные компоненты композиции /В.А.Езикеева, Т.А. Репина, Н.М.Зубарева, Е.А.Флерина и др./. Аналогичные данные получены в исследованиях, посвященных изучению изобразительной деятельности дошкольников /З.А.Богатеева, Т.С.Комарова, Е.В.Васильева, Т.ИЛазарь, Г.Н.Подкурганная, Л.А.Раева, Н.П.Сакулина/. В качестве наглядного материала на таких занятиях используются художественные картины, предметы прикладного искусства. Однако ни в одном исследовании не изучались возможности дошкольников воспринимать композицию как целостное явление, не исследовалось влияние понимания детьми композиции как системы на совершенствование их изобразительной деятельности.

Это позволило определить замысел работы, разработать содержание и задачи исследования, раскрытые в последующих главах.

Во второй главе представлены содержание и результаты констатирующего эксперимента. Его задачи:

1. Выявить особенности знаний детей 5-6 лет о композиции произведений живописи в совокупности двух'ее сторон - композиционной деятельности и формальной организации произведения.

2. Выяснить особенности влияния сформированных по ныне действующей "Программе воспитания и обучения в детском саду" знаний

о композиции на понимание дошкольниками живописного произведения.

3. Исследовать влияние понимания композиции живописных картин

на композицию детских рисунков и изучить особенности применения элементов композиции в изобразительной деятельности детей.

Эксперимент состоял из трех серий заданий, соответствующее задачам эксперимента. Методика задйний I серии строилась на сравнении однотематических пейзажных картин и сюжетных картин с разным количеством действующих героев. Анализ ответов показал, что частота вычленения элементов конструктивной стороны композиции во многом зависит от условий рассматривания детьми картины, а также от жанра предложенного произведения /см.табл. I/.

Таблица I

Частота вычленения элементов композиции /в

Жанры Возраст картин детей Элементы композиции

композиционный центр линия горизонта многоплановость формат количество и расстановка фигур

Рассматривание 5 лет - - 65 - 30

пейзажей 6 лет - 19 70 10 48

Рассматривание 5 лет 50 - 18 - 30

сюжетных картинб лет 58 - 24 - 41

Как показывает таблица, в самостоятельном рассматривании дети редко обращают внимание на композиционные элементы, примененные художником, практически не вычленяя их, что соответствует О уровню понимания композиции. При этом б пейзаже лучше вычленяется некоторые способы создания многопл&г -вого изображения и расстановка предметов в картине. В сюжетшог артинах чаще вычленяют композиционный центр. При целенаправленные Еопросах о композиции дети начинают вычленять^отдельные элементы композшлш /80-90.6 формат, 60-70% линия горизонта/, это соответствует I уровню .....гиания.

Но вместе с тем, вычленяя эти элементы композиции, дети не смогли связать их с замыслом художника.- Нет детей, которые выделили бы все элементы композиции, что соответствует Ш и 1У уровням./Распределение ответов по уровням дано в табл. 2 на с'тр.12 /. Разрозненные, поверхностные знания, полученные в ходе самостоятельной изобразительной деятельности, не осознаются детьми, а значит, не могут служить основой понимания живописи.

Во второй серии эксперимента выявлялись особенности понимания детьми содержания живописных картин. Методика: самостоятельное рассказывание детей о понравившейся картине; ответы детей1на вопросы о'замысле художника, о настроении героев; придумывание или

объяснение названия картины; метод "графической речи" /Н.Н.Семеновой/ - рисование картины по памяти.

Эксперимент показал, что большинство детей не овладевают содержанием "произведения в полном объеме, не понимают замысла автора, его отношения к изображаемому. Часть детей лишь узнают и называют отдельные предметы или действующих лиц,'изображенных на картине. Они не могут объяснить название картины, не принимают задачу нарисовать картину по памяти /21,В% ответов детей Ь лет и II,- 6-летних/ - 0 уровень.

Другая часть детей ограничивается узнаванием изображенной реальности. Картина является для них как бы поводом восстановления собственного опыта, дети рассуждают о своих жизненных впечатлениях, а не о замысле художника. Рисуя картину по памяти, они замещают содержание картины своим. Это отношение к картине свойственно наибольшему числу детей 5 лет /40,3?6/, в подготовительной группе этот уровень составил 34,8* - I уровень.

Мы отметили также, что определенная часть детей в восприятии картин отходят от субъективизма и стремятся проникнуть в замысел художника. Отвлекаясь от собственного опыта, они раскрывают сюжет картины, смысловую зависимость между предметами, основываясь на сюжете, логическим путем "выводят" настроение. В рассказах о картине стремятся рассказать о происходящих событиях, в названии картин отражают действия персонажей. Рисунки детей по картине точно соответствуют теме, сходство достигается передачей предметного состава изображения, отбора цветов. Иногда дети используют в рисунке собственные средства выразительности, которые не применялись художником /смена фона, привычное изображение предметов/ -П уровень. Этот уровень максимально представлен в группе детей б лет /49,7;«/; у детей ¡э лет - '¿9,'7%.

. Отмечены единичные случаи проникновения детей в замысел художника. Дети ориентировались на некоторые средства выразительности: позу, мимику героев, колорит произведения. В рассказах детей по.картинам появляются эстетические оценки, они откликаются переживаниями, на которые расчитывал художник. Названия картин, придуманные детьми, близки авторским, а в рисунках отмечается совпадение с картиной по отдельным элементам композиции и, главным образом - по цветовому строю / Ш уровень/. $ констатирующем эксперименте был зафиксирован только у 2,3"^ детей 5 лет и 4,2'А - 6 лет.

Нам не удалось зафиксировать в констатирующем эксперименте, адекватного восприятия детьми замысла художника с опорой на все

элементы композиции /1У уровень/. Глубина овладения детьми содержанием картины зависит от того, какие элементы композиции они вычленяют и какие устанавливают связи между ними и идеей картины. Вычисленный коэффициент корреляции /0,9/ подтвердил эту зависимость.

В третьей серии констатирующего эксперимента анализировали детские рисунки, выполненные в течение года на разные теш. Эк-, сперты со специальным художественным образованием по пятибалльной шкале оценивали общее художественное впечатление от рисунка, а также степень решения композиционной задачи, поставленной в данной теме перед детьми.

Полученные данные показали, что наиболее трудными элементами композиции для детей 5-7 лет является передача связи героев /наи- -большее количество слабых рисунков: 70,6-64^/, признак многоплановости /фризовое построение является преобладающим способом передачи пространства: 57:6-49.V. Зафиксированы лишь единичные случаи использования композиционной функции цвета. Наибольший прогресс достигается в способах вццеления композиционного центра /в старшей группе 10;$ удачных работ, а в подготовительной уже ЗОЯ/, применение формата листа в зависимости от темы рисунка /25% в старшей группе и 4б>5 в подготовительной/.

Общее художественное впечатление оценивалось экспертами низким баллом /77* рисунков 5-леток и 79^ 6-леток получили 1-3 балла/. Высоких баллов заслужили те рисунки, которые отличались нешаблонным применением отдельных элементов композиции.

Наци данные убеждают в том, что подавляющее большинство детей так и не осваивают основных элементов композиции даже к 7 годам. Отсутствие осознанных знаний о композиции не позволяет детям верно понять замысел художника и правильно построить свой рисунок, проявив при этом творчество. Восприятие ребенком основных элементов композиции значительно опережает его возможности в изображении. Следовательно, формирование у детей понимания композиции в процессе рассматривания картин должно предшествовать обучению элементам композиции в процессе изобразительной деятельности.

Данные, полученные нами в ходе констатирующего эксперимента, позволяют думать, что дети 5-6 лет готовы к освоению композиции в условиях целенаправленного обучения.

В третье!' главе, диссертации "Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения понимать композицию произведений живописи" раскрывается содержание, методика и результаты формирующего и контрольного экспериментов. Задачи формирующего этапа: . •

~Ю"-

1. Разработать учебно-воспитательный процесс по формированию умения понимать композицию произведений живописи для детей 5-6 лет: а/построить программу знаний о композиции; б/разработать систему занятий, определить их последовательность, ссдержание, основные типы, методы, приемы; в/установить связи между экспериментальными занятиями и другими формами учебно-воспитательной работы в детском саду.

2. Изучить особенности освоения детьми 5-6 лет экспериментальной программы системных знаний о композиции в двух ее проявлениях: знания о композиционной деятельности художника и элементах формальной организации полотна.

3. Выявить влияние сформированного по экспериментальной программе понимания композиции живописных произведений на создание детских рисунков.

В экспериментальную программу системы знаний о композиции были заложены: а/знания сущности композиции произведений живописи; б/умения вычленять в композиции ее основные элементы и устанавливать их значение для раскрытия идеи картины; в/понимание произведение на основе установления единства содержания и композиции; г/перенос знаний о композиции в изобразительную деятельность детей, обеспечивая ее развитие.

^ Программа включает две иерархически развернутые подсистемы знаний: знания о композиционной деятельности художника и знания об основных элементах формальной организации картины. Поскольку формально организованное полотно выступает результатом композиционной деятельности, мы знакомили детей с элементами композиции после освоения ими знаний о работе художника по созданию картины. Логика развертывания конкретного содержание-программы опиралась на основные законы познания: от общего представления об объекте познания к познанию его сторон и связей.

Первый раздел программы содержит знания: о признаках живописной картины, ее отличии от графики; о жанрах живописи /портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая картина/, их общности в средствах выразительности и отличии в содержании; о картине как результате труда художника, его ответе на впечатления от окружающей, действительности; об основных компонентах труда художника, их взаимосвязи. На этом содержании строилось понимание ребенком ■основной связи порождения: композиция сочиняется живописцем в процессе его работы и зависит от замысла художника. Детям сообщались некоторые сведения о конкретных живописцах, их работе над

тем или иным произведением.

Второй раздел программы включает знания о способах выявления в картине сюжетно-композиционного центра; о выборе места линии горизонта; о способах передачи глубины пространства; о выборе формата; о способах расположения фигур в зависимости от их разного количества и связей, которые их объединяют.

Для реализации экспериментальной программы была разработана система занятий и дидактических игр, включающая следующие этапы:

I этап предполагал рассматривание репродукций картин. На основе сравнения выявлялись сходство и различие в содержании и средствах выразительности, вычленялся изучаемая элемент композиции, который обозначался особыми предметными или графическими моделями.

П этап включал анализ большого количества знакомых и неизвестных детям репродукций с применением моделей, схем. Работа проводилась в форме дидактических игр, специально разработанных нами. Детям предлагалось также создавать композицию в соответствии со схемами, используя фланелеграф и метод передвижной аппликации.

Ш этап строился на анализе преднамеренных ошибок, которые допускал игровой персонаж при рассматривании картин или в создании рисунков. На занятии создавалась определенная проблемная ситуация, которую дети должны были решить, опираясь на знания.

С целью выяснения степени влияния формируемых знаний о композиции на совершенствование детских рисунков мы проводили после каждого шага обучения занятие по рисованию, темы которых были спланированы с учетом знаний о композиции, которые формировались на данном этапе. Занятия проводились по общепринятой методике в экспериментальных и контрольных группах.

Анализ контрольных заданий показал высокий уровень усвоения детьми знаний о композиции /коэффициент полноты усвоения знаний на основе поэлементного анализа, разработанный А.В.Усовой,в экспериментальной группе равен 0,94 по первому разделу программы и 0,91 - по второму/. Необходимый объем и содержание понятия о композиции были сформированы, экспериментальная программа была полностьп освоена детьми. .

В экспериментальной группе подавляющее большинство детей вычленяют отдельные элементы композиции в связи с содержанием картины /см. табл. '¿/, .часть детей перешла на 1У уровень, который характеризуется умением вычленить из образа всего полотна несколько элементов композиции, связать их мевду собой для' понимания единого художественного образа. Дети, могли рассказать о труде худож-

Таблица 2

Уровни понимания детьми композиции /в %/

ГРУПП Ы

УРОВНИ констатирующего эксперимента контрольная экспериментальная

5 лет 6 лет 5 лет 5 лет

0-й 1-й П-й Ш-й 1Уй 25,1 44 5 25,1 Ь,3 10,0 19 8 55,7 6,5 23,1 45 8 25 I 6,0 24.3 51.4 24,3

ника по созданию произведений живописи и оценить труд конкретного живописца. В ходе обучения полностью исчезли низкие уровни понимания/0,1 уровень/, тогда как в контрольных группах /как и в констатирующем эксперименте/ понимание большинства детей соответствует именно этим уровням.

Освоение детьми экспериментальных групп системообразующих связей /между содержанием картины и ее композицией, между замыслом художника и результатом его воплощения, между основными элементами в конструктивной стороне композиции и компонентами труда художника/ значительно изменило их понимание содержания живописных произведений. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни понимания детьми содержания картин /в

Г Р У П П Ы

УРОШИ констатирующего эксперимента контрольная экспериментальная

5 лет 6 лет 5 лет 5 лет

0-й 1-й П-й Ш-й ' 1У-Й 27,8 40,2 29,7 2,3 11,3 34,8 49,7 4,2 25,2 4.2,8 28,5 3,5 26,3 40 4 33,3

Данные таблицы доказывают, что уровень понимания детьми экспериментальных групп содержания живописных картин ^существенно отличается от уровней, зафиксированных нами в констатирующем эксперименте и в контрольных группах. Появился 1У уровень, который характеризуется- проникновением в замысел художника, эмоциональным

и оценочный отношением к живописи. Результаты обучения доказывают, что процесс воздействия формируемых знаний о композиции на восприятие дошкольниками художественных картин - явление сложное и противоречивое. На первых этапах обучения знания о композиции разрушают целостность восприятия художественного произведения:, дети фиксируют в картинах именно тот элемент композиции, который изучается в данный период; снижается эмоциональность процесса восприятия, акцент делается на сознательное постижение смысла произведения и материальную форму его выражения. Лишь освоение всей программы системных знаний о композиции в тесной взаимосвязи с формированием навыков восприятия живописи обеспечивало достижение полноценного восприятия, которое включало в себя эмоциональность и осознанность, формировало у детей "умные эмоции" искусства /по Л.С.Выготскому/.

Анализ детских рисунков показал, что овладение детьми знаниями о композиции существенно влияет на совершенствование детской изобразительной деятельности, но этот процесс также осуществляется не прямолинейно. Получив знания о каком-либо элементе композиции, дети концентрировали на нем внимание при создании собственного рисунка. Это значительно снижало общий художественный уровень детских работ. Эксперты оценивали решение конкретных композиционных задач в экспериментальных группах выше, чем в контрольных, но общее художественное впечатление несколько ниже /так на первом занятии только З'А рисунков получили отличные оценки в'экспериментальных группах, в то время как в контрольных 10Х имели такие оцён-ки/. Но уже на четвертом занятии заметно увеличение удовлетворительных оценок в экспериментальных группах /33%/, в контрольных -18*. В конце обучения большинство оценок группируется в пределах 4-Ь баллов /60#/, в контрольных группах эти баллы заслужили лишь ггл рисунков.

Занятия рисовалием в условиях отсроченного эксперимента позволило выявить настоящее влияние системных знаний о композиции.

Детям экспериментальных "и контрольных групп было предложено на- _

рисовать по темам "Веселая картинка", "Лес Бабы Яги", "1*рустный эпизод "сказки". Темы рисунков были выбраны с учетом необходимости создания в них ярких образов большой эмоциональной насыщенности. В контрольных группах дети не смогли полно раскрыть предложенные темы: их рисунки отличались по эмоциональному настрою только в содержательном плане. По рисунку трудно было узнать общий эмоцио-

нальный ключ эпизода, лишь 35% детей выбрали цветовой строй, соответствующий настроению рисунка. Композиция рисунков слабо передавала сюжет изображения, дети не выделяли главных героев, не показывали связей между ними, так как большинство героев были статичными. Изображение строилось по принципу фриза, дети не передавали глубины пространства, применяли только горизонтальный формат. Рисунки детей экспериментальных групп отличшшсь большой выразительностью: 73^ детей подбирали для рисунков нужное сочетание цветов, в решениях композиционных задач проявлялась большая индивидуальность. Оценки за общее художественное впечатление, полученные в экспериментальных группах, рассеяны в пределах 4 и 5 баллов; в контрольных - в пределах 3 баллов.

Таким образом, полученные результаты подтвердили нашу гипотезу о положительном влиянии системных знаний о композиции на развитие изобразительной деятельности детей.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Проведенное исследование доказало, что детям 5-6 лет доступна предложенная система знаний о композиции произведений . живописи. Эта система включает знания об основных компонентах композиционной деятельности художника и формальной организации картины. Освоение детьми этой системы знаний позволило детям на более высоком уровне овладеть содержанием живописной картины, чем их сверстникам, не прошедшим экспериментального обучения. Овладение содержанием и структурой знаний о композиции способствовало накоплении и углублению разнообразных чувств и эмоций, развитию эмпатии. Формирование системных зцаний о композиции обеспечивало детям большую самостоятельность в понимании произведений живописи.

В ходе исследования вскрыто влияние знаний о композиции живописных картин на развитие детской изобразительной деятельности, которое проявляется в обособлении подготовительного этапа изобразительной деятельности, включающего в себя разработку замысла и в соответствии с ним целенаправленный отбор средств изображения, планирование действий для достижения хорошего результата. Сформированные знания о композиции стали критериями для оценки детьми полученных на занятии рисунков. Рисунки детей после обучения.отличались большой выразительностью и грамотностью в решении композиционных задач.

Проведенное исследование показало, что процесс воздействия формируемых знаний о композиции на восприятие дошкольниками художественных картин и на их изобразительную деятельность достаточно сложен и противоречив. На первых этапах обучения знания о композиции разрушают эмоциональность и целостность процесса, восприятия и снижают художественное впечатление от рисунков де--тей - идет этап "ученичества". Только пройдя его, освоив программу композиции в полном объеме, дети целостно, эмоционально и глубоко воспринимают художественный образ живописного произведения и могут создать выразительный рисунок.

Выявлены дидактические условия формирования у детей пониман ния композиции живописных произведений. Первым обязательным условием выступает наличие программы системных знаний, имеющей иерархическое построение. Последовательное развертывание содержания программы определялось спецификой композиции, ее элементов, представленных в достаточной степени обобщенности и конкретности. Вторым условием является система дидактических игр и занятий разных типов, которая обеспечивает реализацию основных задач программы. Важным условием является выбор методов обучения, обусловленный особенностями содержания работы на каадом этапе. Наиболее эффективными методами при знакомстве с композиционной деятельностью художника были: сравнение живописных и графических репродукций, а также живописных произведений разного жанра; эмоциональный рассказ педагога о труде худо.тшика; наблюдение'за процессом создания картины, рисунка, эскиза; моделирование труда художни- ' ка, вскрывающее взаимосвязи его основных компонентов. Освоению конструктивной стороны композиции способствовали: вопросы, направленные на вычленение и анализ элементов композиции; сравнение композиционных вариантов картин, их эскизов; моделирование отдельных элементов композиции и составление схем-моделей целостны;- художественных произведений. Формирование понимания композиции предполагает использование и традиционных методов ознакомления дошкольников с изобразительным искусством: составление рассказов-описаний картин, прием "вхождения" в картину; использование взаимодействия разных видов искусства /музыки, поэзии, живописи/; "озвучивание"картины; анализ детских и дидактических рисунков с позиций реализации в них основных признаков композиции; игровые методы.

Сочетание наглядно-практических и словесных методов с созданием проблемных ситуаций обеспечивает взаимодействие чувст-

венного и рационального способов познания.

Проделанная работа позволяет наметить пути дальнейших исследований. Необходимо более глубоко изучить влияние индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста на процесс художественного восприятия, а также разработать подходы к планированию занятий по рисованию в детском саду в тесной связи с занятиями по знакомству с произведениями живописи.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛГПИ им. ¿.И.Герцена. - Л., 1984, - С. 128-136.

2. Овладение умением воспринимать композицию как условие усвоения старшими дошкольниками содержания живописного произведения // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: Сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Л., 1585. -С. 35-43.

3. Влияние системных знаний о композиции живописных произведений на совершенствование композиции детских рисунков // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А.И.Герцена. - Л., 1987.-С. 59-66. ,

• 4. Оптимизация процесса формирования у дошкольников системных знаний о композиции живописи // Оптимизация воспитания и обучения в детском саду; Межвуз. сб. науч. тр. / ВГПИ им. П.И.Лебедева-Полянского. - Владимир, 1988"; - С. 33-41.