Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кенесарина, Жанар Султановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кенесарина, Жанар Султановна, 1999 год

Введение

Глава 1. Теоретические основы художественного мастерства.

1.1. Исторические предпосылки становления художественного мастерства.

1.2. Значение и специфика художественного мастерства в живописи.

1.3. Закономерности живописного изображения как основа художественного мастерства.

1.3.1. Закономерности светотени.

1.3.2. Закономерности изменения предметного цвета.

1.3.3. Закономерности цветового рефлекса.

1.3.4. Закономерности явления теплохолодности.

1.3.5. Закономерности воздушной перспективы.

1.3.6. Закономерности спектрально-пространственной характеристики цвета.

1.3.7. Закономерности освещения.

1.3.8. Закономерности цветового контраста.

1.3.9. Закономерности смысловой трактовки цвета.

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты развития основ художественного мастерства.

2.1. Возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию основ художественного мастерства.

2.2. Психолого-педагогические аспекты развивающего обучения

2.3. Педагогические условия освоения художественных средств языка живописи в процессе развития основ художественного мастерства. Модель художественного мастерства.

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ художественного мастерства будущих художников-педагогов.

3.1. Содержание опытно-экспериментальной программы по живописи.

3.2. Экспериментальная работа по освоению закономерностей живописного изображения студентами художественных факультетов и ее результаты.

3.2.1. Констатирующий эксперимент.

3.2.2. Поисковый эксперимент.

3.2.3. Обучающий эксперимент.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Освоение закономерностей живописного изображения как основа художественного мастерства будущего художника-педагога"

Овладение художником-педагогом мастерства очень сложный и длительный процесс, который продолжается в течение всей профессиональной деятельности. С одной стороны он обращен на изучение материалов и закономерностей искусства, в частности живописи, с другой - связан с историческим развитием всего человечества, то есть с целостной культурой. Художественное мастерство не является статичным данным, оно совершенствуется, развивается, меняется с каждым новым открытием художественной культуры.

Проблема художественного мастерства всегда находилась в центре теории изобразительного искусства. В исследованиях А.Д. Алехина, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, В.В. Ванслова, Н.Н. Волкова, Е.С. Громова, И.М. Даниэля, Н.П. Крымова, Б.М. Никифорова, B.C. Щербакова, Е.В. Шорохова, К.Ф. Юона ставится основной целью раскрытие и поиск закономерностей формирования художественного мастерства в творческой деятельности художника-педагога. Пути формирования основ художественного мастерства, реализации задач художественно - профессиональной подготовки раскрываются в научно - педагогических работах Ю.М. Алиева, К.Ж. Амиргазина, Ж.Ш. Балкенова, Б.Г. Гагарина, А.В. Данилова, Ж.Н. Джусупова, Е.П. Зальцман, П.В. Зинченко, У.Ш. Ибрагимова, JI.A. Ивахновой, В.В. Корешкова, Л.Г. Медведева, Н.Г. Назаровой, Л.А. Пановой, С.С. Терзяна, И.В. Солодухина, М.М. Старикова, H.JI. Стариченко, K.JI. Сырова, Н.К. Шабанова.

В данном исследовании предпринята попытка разработать научные основы методики и педагогических условий обучения живописи, способствующих развитию профессионального образования будущих художников-педагогов. При подготовке художников-педагогов важнейшее значение имеют вопросы теории живописи и методики преподавания ее основ. Живопись как учебный предмет обладает неповторимыми возможностями в формировании основ художественного мастерства студентов. Результатом различных вариантов теоретических и практических видов занятий должен стать реальный продукт их творческого труда. Знания языка изобразительного искусства должны быть усвоены в закономерной системе и, тем самым, способствовать преодолению трудностей, связанных с познавательной деятельностью студента. Отсутствие у начинающих художников необходимых знаний в сфере языка живописи и его закономерностей ведёт к нередко проявляющемуся техническому исполнению живописного изображения вне духовного осмысления художественного замысла (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Л.Ф. Жегин, Н.П. Крымов, Б.П. Юсов, К.Ф. Юон ).

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что формирование основ художественного мастерства студентов приобретает эффективность лишь при условии освоения закономерностей живописи. Уровень совершенствования профессионального мастерства и степень освоения закономерностей живописи находятся в прямой зависимости (Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, П.П. Ревякин, Е.В. Шорохов, B.C. Щербаков). При этом, процесс развития основ художественного мастерства студента предусматривает не только освоение закономерностей живописи и использование художественных средств живописного изображения, т.е. его языка, но и профессионально-техническое завершение творческой работы и выработку студентом индивидуальной манеры (Г.В. Беда, И.М. Даниэль, Б.М. Никифоров, Г.Б. Смирнов, П.К. Суздалев, К.Ф. Юон).

Состояние теории и методики преподавания изобразительного искусства на сегодняшний день позволяет сделать научно-объективное обоснование процесса формирования основ художественного мастерства студентов.

Рассмотрению научных основ преподавания специальных художественных дисциплин посвящен ряд трудов и пособий методического характера. Разработаны и учебные программы по рисунку, живописи, композиции для педагогических вузов, авторами которых являются: Г.В. Беда, B.C. Кузин, Ю.М. Кирцер, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, A.M. Серов, Г.Б. Смирнов, А.Н.

Терентьев, А.В. Триселев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и другие. Однако, в программах по живописи для педагогических вузов, на наш взгляд, недостаточно конкретизированы цели и задачи учебных заданий по овладению закономерностями живописи. Не вполне обоснована взаимосвязь теоретического курса с практическими занятиями по живописи. Содержание учебных программ по живописи предполагает лишь изучение отдельных закономерностей изображения, при этом, развитие художественного мастерства становится второстепенной задачей. В обучении живописи должны рассматриваться роль и значение художественного мастерства будущего учителя изобразительного искусства в соответствии с целенаправленным изучением истории развития искусства и образования в области художественного творчества. Учебные программы художественных факультетов по живописи не предусматривают изучение историко-теоретических вопросов. Хотя в исто-рико-теоретических трудах М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера, Ю.И. Гренберга, Н.Н. Волкова, Е.В. Волковой, Е.С. Громова, И.Е. Даниловой, Л.Ф. Жегина, А.С. Зайцева, JI.E. Фрейнберга, Б.А. Успенского глубоко и полно исследовано значение языка живописи в мировом искусстве.

На сегодняшний день выполнен ряд исследований, обосновывающих отдельные теоретические вопросы, проблемы закономерностей живописного изображения на плоскости (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, Н.П. Кры-мов, П.П. Ревякин, B.C. Щербаков, К.Ф. Юон), характеризующих способы и средства овладения художественными материалами и техническими приемами (Б.Г. Гагарин, Р.Ч. Барциц, Г.И. Орловский, Ю.И. Гренберг).

Некоторые пути формирования основ художественного мастерства в живописи намечены в работах Т.Г. Безгодовой, А.И. Масленникова, Ю.Н. Окунева, А.С. Рындина, С.С. Терзяна. Проблема воспитания у студентов цветового и колористического видения поднималась в исследованиях Е.Б. Горунович, Н.Н. Лукина, Е.А. Хижняк. Развитие творческих способностей студентов на занятиях пленэрной живописью рассматривались в исследованиях С.Е. Токарева, Н.Я. Маслова, В.М. Соколинского. Обоснование системы упражнений, направленных на развитие способностей самостоятельного использования накопленного студентами запаса знаний и навыков, предложено Л.И. Рындиной.

Место и роль изобразительного искусства в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей определено К. Ералиным. В работе JI.A. Ивахновой показано формирование дидактической подготовки будущих учителей изобразительного искусства к развитию творчества учащихся. Проблемой художественно-творческого развития студентов в процессе индивидуальных занятий живописью занимается Ж.Н. Джусупов, вопросы организации композиционной деятельности рассмотрены Ю.М. Алиевым, Н.Г. Назаровой, JI.A. Пановой, А.А. Сихаевым.

Как видно, в исследованиях преобладает рассмотрение отдельных компонентов профессионального становления будущих художников-педагогов, отмечается необходимость поэтапного освоения художественных средств языка живописи. Однако, освоение закономерностей живописи как четко сформированной системы, образующей комплекс постепенно усложняющихся учебно-творческих заданий, не получили должного освещения. Нерешённость этих вопросов в методике преподавания живописи, на наш взгляд, остается достаточно серьёзной проблемой, что, с одной стороны, влияет на качество преподавания живописи, с другой - на уровень профессиональной подготовки художника-педагога.

Сложившееся противоречие между требованием современного общества к уровню мастерства будущих художников-педагогов и отсутствием научно-обоснованной системы поэтапного освоения закономерностей живописного изображения, позволяющих педагогам вуза успешно решать учебно-творческие задачи живописи в процессе обучения студентов, обусловило выбор темы диссертационного исследования. Основополагающая проблема определяется поиском оптимально продуктивной методики поэтапного освоения закономерностей живописного изображения, обеспечивающей высокий уровень основ художественного мастерства и индивидуальной манеры художника-педагога.

Цель исследования - совершенствование путей и методов развития основ художественного мастерства студентов через поэтапное освоение закономерностей живописи.

Объектом исследования является процесс становления художественного мастерства художника-педагога на практических занятиях по живописи.

Предметом исследования является процесс освоения студентами закономерностей живописи как основы формирования художественного мастерства.

В разрешении проблемы исследования мы исходим из следующей гипотезы: формирование основ художественного мастерства у студентов художественных факультетов будет эффективнее, если в обучение живописи включить выполнение комплекса постепенно усложняющихся заданий, направленных на поэтапное изучение системы закономерностей живописи:

- решение задач реалистического изображения, которые Moiyr считаться высшим уровнем художественной грамотности; изображение с применением приемов стилизации;

- изображение, основанное на абстрактном мышлении.

Исходя из проблемы, цели исследования и гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Опираясь на историко-хронологический анализ развития художественного мастерства, выявить и систематизировать закономерности живописного изображения.

2. Раскрыть сущность понятия "художественное мастерство" и дать теоретическое обоснование содержанию и структуре исследуемого качества.

3. Определить педагогические условия развития основ художественного мастерства будущих художников-педагогов.

4. Исходя из определения художественного мастерства и опираясь на систему освоения художественных средств языка живописи, построить теоретическую модель формирования основ художественного мастерства будущего художника-педагога, предложить характеристику возможностным уровням развития основ художественного мастерства.

5. Разработать и проверить в опытно-педагогической работе методику поэтапного формирования основ художественного мастерства студентов педвузов на практических занятиях по живописи.

Ведущая идея исследования: художественное мастерство - высшая ступень развития творчества художника, которая формируется в ходе поэтапного освоения закономерностей живописного изображения и является неотъемлемой частью процесса формирования основ художественного мастерства художника-педагога.

Методологической основой исследования являются положения философской и психолого-педагогической наук о художественном познании и отражении действительности (Г.А. Давыдова, В.Р. Виппер, Г.Л. Ермаш, А.Г. Спиркин ), теории личности и деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.М. Пономарёв и другие), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория развивающего обучения (Л.С.Занков, В.В. Давыдов).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы по теории, методике живописи, анализ действующих учебных программ для студентов художественных факультетов педвузов, изучение и обобщение опыта преподавания живописи в педвузах и других художественных заведениях, наблюдения, беседы, анкетирования;

- педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (1993-1995гг.) изучено современное состояние проблемы, теоретическое обоснование понятий "художественное мастерство", "закономерности живописного изображения", была разработана характеристика закономерностей живописи. Акцентировались психолого-педагогические проблемы развития основ художественного мастерства.

На втором этапе (1993-1996гг.) был проведен анализ действующих учебных программ и учебных пособий по живописи, построена теоретическая модель художественного мастерства, предложены критерии и показатели, возможные уровни художественного мастерства, разработана методика изучения сформированное™ изучаемого качества у студентов, а также проведен констатирующий эксперимент с целью выявления данного уровня. Полученные результаты позволили разработать методику формирования основ художественного мастерства будущих художников-педагогов. Разработанная методика позволила провести поисковый эксперимент.

На третьем этапе (1996-1997гг.) по результатам поискового эксперимента на факультете изобразительного и прикладного искусства Алматинско-го государственного университета имени Абая, художественно-графическом факультете Кокшетауского пединститута имени Ш. Уалиханова, архитектурном факультете Казахской государственной архитектурно-строительной академии проводился обучающий эксперимент по освоению закономерностей живописного изображения как условия формирования художественного мастерства; систематизировались и обобщались полученные результаты опытно-педагогической работы, сформированы выводы и составлены методические рекомендации в качестве дополнения к содержанию программы интегратив-ного курса "Живопись".

Научная новизна исследования:

- Обоснована необходимость методики поэтапного освоения студентами системы закономерностей изображения как условия формирования основ художественного мастерства.

- Значительно дополнено содержание программы практических занятий по живописи решением следующих постепенно усложняющихся учебно-творческих задач: на изучение и использование закономерностей светотени, закономерностей предметного цвета и цветового рефлекса, закономерностей теплохолодности и воздушной перспективы, закономерностей спектрально-пространственной характеристики цвета и освещения, закономерностей контраста и смысловой трактовки цвета.

- Дана понятийная характеристика сущности основ художественного мастерства.

- Обоснована конечная цель учебной программы по живописи как проявление индивидуальной живописной манеры будущего художника-педагога.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем дано обоснование нового подхода к решению проблемы развития основ художественного мастерства студентов; выявлены педагогические условия построения системы учебно-творческих задач; определены специфика, функциональная направленность и взаимосвязь компонентов языка живописи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе полученных результатов разработаны методические рекомендации и методика поэтапного освоения закономерностей живописного изображения, использование которых существенно улучшает процесс формирования основ художественного мастерства будущих художников-педагогов.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут найти применение в системе художественно-профессионального образования.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечены методологическим подходом к решению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям, задачам и логике, сочетанием количественного и качественного анализов опытно-педагогических результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

- определение закономерностей живописи как исторически развивающихся в определенной системе художественных средств, которые в процессе изображения перерабатываются индивидуально творческим сознанием художника;

- определение понятия "художественное мастерство" в живописи и его модель должны осознаваться в единстве компонентов языка живописи и знаний, умений, навыков изобразительного процесса;

- методика формирования основ художественного мастерства в живописи может быть обоснована лишь через поэтапное освоение закономерностей живописного изображения, включающие в себя комплекс постепенно усложняющихся учебно-творческих задач;

- педагогические условия последовательной интеграции задач на освоение закономерностей живописного изображения ведут к успешному развитию основ художественного мастерства студентов;

- усложнение задач изобразительного процесса способствует развитию студента до высокого уровня сформированности знаний, умений, навыков;

- строгое соблюдение последовательности предъявления и решения четко конкретизированных задач приводит к прочной связи между выполняемыми действиями;

- интегрированная задача применяется как отдельная до тех пор, пока не образуется прочная система знаний, умений и навыков в дальнейшем, лишь после этого она может быть с полным эффектом включена в цепочку других задач для обработки еще более сложных знаний, умений, навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на заседаниях кафедры рисунка Алматинского государственного университета имени Абая.

По материалам исследования сделаны сообщения на научной конференции преподавателей и студентов Кокшетауского пединститута им. Ш. Уалиханова (1992 г.); на Республиканском конкурсе творческих работ студентов и преподавателей художественно-графических факультетов пединститутов Казахстана (Семипалатинск, 1993 г.); на научно-исследовательских конференциях Алматинского государственного университета им. Абая (1996-1998 гг.), в городском институте усовершенствования учителей (Алматы, 1997 г.).

Разработанная методика поэтапного освоения закономерностей живописного изображения как условия формирования основ художественного мастерства апробирована на факультете изобразительного и прикладного искусства в Алматинском государственном университете имени Абая, на художественно-графическом факультете в Кокшетауском пединституте имени Ш. Уалиханова и архитектурном факультете в Казахской государственной архитектурно-строительной академии.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы

Теоретическое обоснование художественного мастерства, раскрытие психолого-педагогических аспектов развития основ художественного мастерства, разработка теоретической модели художественного мастерства, а также учет возможностей учебно-воспитательного процесса вуза привели нас к необходимости разработки специальной организованной работы по формированию основ художественного мастерства. При этом мы соблюдали следующие положения, которые нашли практическое применение в ходе опытной работы:

- исторические особенности закономерностей изображения должны быть положены в основу теоретического изучения художественных средств живописи;

- в основу обучения живописи должно быть положено развивающее обучение;

- формирование основ художественного мастерства должно вестись на основе практического поэтапного освоения закономерностей изображения.

Подводя итоги всему опытному обучению, можно сказать:

1. Результат констатирующего эксперимента показал, что уровень развития основ художественного мастерства у большинства студентов находится на среднем (55%) и низком (30%) уровнях.

Основная причина этого явления - отсутствие специального, целенаправленного обучения для решения данной проблемы.

2. Результаты, полученные в ходе поискового эксперимента, свидетельствуют о том, что знание студентами научно-теоретических основ живописи /закономерностей и технических приемов/ существенно влияет на развитие основ художественного мастерства.

3. Одной из основных форм организации развития основ художественного мастерства в процессе обучения живописи является поэтапное выполнение системы постепенно усложняющихся учебно-творческих задач.

4. Положительное влияние на процесс развития основ художественного мастерства оказывает последовательное освоение системы закономерностей живописи.

5. Активно развивает основы художественного мастерства студентов применение проблемно-поискового метода при выполнении специальных заданий по живописи.

6. При объяснении поставленных задач и способов их выполнения в ходе практической деятельности необходим учет индивидуальных особенностей студентов.

150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе подготовка будущих высококвалифицированных художников-педагогов на художественных факультетах педагогических вузов рассматривается как первоочередная задача педагогики высшей школы.

Основной проблемой профессиональной подготовки студентов на художественных факультетах является эффективное развитие основ художественного мастерства. Исследование, поиск и нахождение путей, разработка методики развития основ художественного мастерства студентов на занятиях по живописи стали главной целью в данной исследовательской работе. Для разработки эффективной методики развития основ художественного мастерства студентов мы исследовали возможности художественных средств языка живописи и убедились в необходимости знания закономерностей живописи. Закономерности живописи - это исторически развившиеся в определенной системе художественные средства, которые в процессе изображения перерабатываются индивидуально творческим сознанием художника.

Для решения поставленных в диссертации задач разработана система художественных средств изобразительного искусства и предложены апробированные в ходе эксперимента методы освоения студентами закономерностей живописного изображения.

Закономерности живописного изображения мы предлагаем осваивать в следующей последовательности:

1) закономерности светотени;

2) закономерности предметного цвета;

3) закономерности цветового рефлекса;

4) закономерности теплохолодности;

5) закономерности воздушной перспективы;

6) закономерности спектрально-пространственной характеристики цвета;

7) закономерности освещения;

8) закономерности контраста;

9) закономерности смысловой трактовки цвета.

Специфика названной целостной системы закономерностей живописи состоит в следующем:

- любая отдельная закономерность живописного изображения - составная часть системы, поэтому решение каждой закономерности возможно только в связи со смежными закономерностями;

- постепенное усложнение задач живописного изображения обусловлено такой последовательностью закономерностей;

- отсутствие лишнего (принцип минимальной достаточности);

- проницаемость системы закономерностей живописи (замкнутая система закономерностей в принципе не верна, научно плодотворна только та система, которая внутренне способна к дальнейшему развитию, стремящаяся вобрать в себя все разнообразие художественных средств изобразительного искусства;

- основа теоретических знаний закономерностей живописи служит сферой практического освоения художественных средств.

Последовательность и взаимозависимость закономерностей живописи, образующих единую систему, явилась в данной работе объектом научного анализа.

Изучение истории становления художественного мастерства в изобразительном искусстве позволяет проследить определенные этапы формирования художественного мастерства в разные социальные эпохи, что дает возможность сформулировать систему объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров для создания методических приемов обучения живописному мастерству.

Знание общетеоретических и психолого-педагогических закономерностей развития основ художественного мастерства студентов, учет поэтапного формирования и соблюдения общепринятых этапов создания произведения искусства позволяют управлять развитием студента в процессе обучения. Однако для этого уровень развития основ художественного мастерства должен соответствовать определенной степени развития его теоретических знаний и уровню практического владения изобразительными умениями и навыками работы живописными материалами. Раскрывая научные основы обучения живописи, развития умений и навыков, можно создать необходимые условия для развития основ художественного мастерства студентов.

Анализ основных компонентов языка живописи /технологии живописи и ее свойств/, технических приемов, системы закономерностей живописного изображения и интеллектуального уровня как художника, так и зрителя в их взаимосвязи в процессе обучения живописи студентов художественных факультетов выявил возможные предпосылки поэтапного развития основ художественного мастерства.

Осознание специфики этапов развития основ художественного мастерства в зависимости от конкретно поставленных учебно-творческих задач живописного изображения дает возможность создать условия для более успешного освоения студентами закономерностей живописного изображения.

Опираясь на понимание художественного мастерства в изобразительной деятельности в широком смысле, учитывая специфику живописного изображения, понятие "художественное мастерство" в живописи мы определяем как знание студентами системы максимального объема художественных средств /технологии, технических приемов, закономерностей изображения/, важнейших закономерностей восприятия художественного произведения, как поиск и нахождение новых содержательно-формальных средств выражения, как систематическое применение знаний, умений и навыков, как дальнейшее изучение и использование отобранных художественных средств языка живописи.

Теоретическое исследование художественного мастерства и закономерностей живописного изображения носит в диссертации прикладной педагогический характер, поскольку только на стыке этих двух областей возможно наметить пути целенаправленного развития основ художественного мастерства, сформулировать признаки уровней развития художественного мастерства, определить содержание каждого этапа обучения, то есть сделать сам процесс развития художественного мастерства управляемым процессом.

Опытная работа показала, что осознанный студентом анализ художественных средств языка живописи ведет к раскрытию его содержания и к пониманию самой специфики художественного мастерства, его поэтапного развития через освоение закономерностей живописи.

На основе поэтапного развития художественного мастерства через освоение закономерностей живописи определено в диссертации содержание методики обучения живописи.

На первых двух этапах обучения художественному мастерству происходило поэтапное освоение закономерностей реалистического и стилизованного изображений. На третьем этапе формирования основ художественного мастерства отрабатывались на практике закономерности, используемые абстрактной живописью.

Каждому из этих этапов, состоящих из цикла закономерностей живописи, соответствовали задания с решением учебно-творческих задач в различных системах изображения. В итоговом задании студенты в процессе изображения решали задачи на поиск новых художественных средств в живописи, способствующих выявлению индивидуальной манеры письма, собственного живописного стиля.

Результаты опытной работы свидетельствуют о готовности большинства студентов к созданию живописных работ выставочного уровня. Итоговые оценки позволяют констатировать динамику роста профессионализма будущего художника-педагога.

Данное исследование подтвердило выдвинутую в диссертации гипотезу о том, что формирование основ художественного мастерства будущих художников-педагогов должно проходить целенаправленно и поэтапно, когда каждый блок задач на изучение художественных средств завершается творческой композицией и освоением закономерностей искусства. В результате такого подхода процесс развития основ художественного мастерства студентов художественных факультетов на учебных занятиях по живописи будет наиболее эффективным.

Предлагаемая в диссертации методика обучения основам художественного мастерства оказалась эффективной и может быть использована в процессе преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Однако, эта методика не претендует на решение всех сложностей обучения живописи на художественно-графическом факультете и требует постоянных с движением времени уточнений и дополнений. Возможно продолжение исследований в направлении поиска эффективных путей формирования художественного мастерства в живописи.

Данное исследование представляет собой один из вариантов подхода к разрешению проблемы формирования основ художественного мастерства будущих художников-педагогов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кенесарина, Жанар Султановна, Алма-Ата

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-322 с.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. -М.: Просвещение, 1993. -120 с.

3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Ист. очерк. -М.: Искусство, 1940.-132 с.

4. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. В 4-х томах, т.2. -M.-JL: Искусство, 1949. 397 с.

5. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. -М.: Академия художеств, 1971.- 287 с.

6. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. -М.: Искусство, 1976.-Т.1.-214 е., т.2-328 с.

7. Алпатов М.В. Сокровища русского искусства 11-16 в. Живопись. -JL: Аврора, 1971.-287 с.

8. Алимасова Н.А. Изобразительные и дидактические функции графических средств в учебном рисунке на начальных этапах подготовки художников-педагогов. Дисс. канд. -М.,1990. 180 с.

9. Алексеев С.С. О колорите. -М.: Изобразительное искусство, 1974. -174 с.

10. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -M.-JI.: РСФСР, 1960.-486 с.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974. -392 с.

12. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.

13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

14. Беда Г.В. Живопись. -М.: Просвещение, 1986,- 187 с.

15. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. -М.: Просвещение, 1977. 187с.

16. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. -М: Сов.худ., 1964. -11с.

17. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. -М.: Изобразительное искусство, 1955. 38 с.

18. Бенуа А. История живописи.Т.2. -СП-б: Изд.Шиповник, 1913 -424 с.

19. Безгодова Т.Г. Формирование основ художественного мастерства в процессе обучения живописи на ХГФ педагогических институтах. Автореф. дис. канд. М., 1974.- 25 с.

20. Беспалько В.П. Проблематика и материалы к исследовательской работе по программированному обучению. -М., 1965. 45 с.

21. Беспалько В.П. Программированное обучение. -М: Высшая школа, 1970.-301 с.

22. Большая Советская Энциклопедия /Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1972. 622 с.

23. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.: Политиздат, 1981.- 399 с.

24. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. Сб. ст. -Л.: Художник РСФСР, 1975.- 225 с.

25. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. -М.: Искусство, 1956. -372 с.

26. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. -М.: Изобразительное искусство, 1972. 297 с.

27. Виннер А.В. Как работают мастера живописи. -М.: Сов.Россия, 1965. 112 с.

28. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -М., Изобразительное искусство, 1985 283 с.

29. Виппер Б.Р. От эпохи Возрождения к 20 веку. -М.: Академия наук СССР, 1963.-591 с.

30. Виппер Б.Р. Искусство Запада. Живопись. Скульптура. Сб ст. -М.: Наука, 1971.-351 с.

31. Виппер Б.Р. Статья об искусстве. -М.: Искусство, 1970. 585 с.

32. Волков Н.Н. Цвет в живописи. -М.: Искусство, 1965. 320 с.

33. Волков Н.Н. Восприятие картины. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1976. -52 с.

34. Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. 263 с.

35. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. -М.: Сов.худ., 1976. 140 с.

36. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. -М.: Знание, 1974.-46 с.

37. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. -М.: Искусство, 1988. 239 с.

38. Волкова Е.В. Проблемы содержания и формы в искусстве. -М.: Знание, 1976. 64 с.

39. Вопросы профессиональной педагогики / Под ред. акад. АПН СССР М.Н. Скатника. -М.: Высшая школа, 1968. 435 с.

40. Вопросы художественного образования. Вып 1. -JL, 1971. 130 с.

41. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций из неопубликованных трудов. -М.: АПН, 1960. 500 с.

42. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1965- 342 с.

43. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.

44. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства). Автореф. дисс. канд. -М., 1975. 24 с.

45. Гете И.В. Об искусстве. -М.: Искусство, 1975. 623 с.

46. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. -JI.-M.: Искусство, 1936. -354 с.

47. Горунович Е.Б. Психология восприятия цвета, ритма, симметрии в декоративном искусстве. Дисс. канд. -Минск, 1987. 211 с.

48. Громов Е.С. Мировоззрение, мастерство, поиск в творчестве художника. -М.: Сов. худ., 1965. 200 с.

49. Громов Е.С. Начало эстетических знаний.-М.: Сов.худ., 1971.-209 с.

50. Громов Е.С. Художественное творчество. -М.: Политиздат, 1970. -263 с.

51. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи: история и исследования. Технология живописи. -М.: Искусство, 1982. 319 с.

52. Григорьев С.А. О композиции в живописи // Школа изобразительного искусства. Вып. 6. -М.: Изд. АХ СССР, 1963. С. 5-24.

53. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. -М.: Наука, 1976. 176 с.

54. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -424 с.

55. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождение. Работы разных лет. -М.: Сов. худ., 1984. 271 с.

56. Данилова И.Е. Лекции по истории монументальной декоративной живописи. Уч. пос. -М.: Искусство, 1960. 64 с.

57. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностей восприятия. О языке линий и красок и о воспитании зрителя. -Л.: Искусство, 1990.-223 с.

58. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. -М.: Искусство, 1960. 282 с.

59. Ералин К. Изобразительное искусство Казахстана в системе художественно-профессиональной подготовки будущих учителей в пединститутах. Автореф. докт. дисс. -М., 1992. 30 с.

60. Ермаш Г.Л. Искусство как творчество. -М.: Искусство, 1972. 184 с.

61. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство, 1982. 277 с.

62. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. -М.: искусство, 1970. -124 с.

63. Занков JI.C. Наглядность и развитие. -М.: Педагогика, 1969. 170 с.

64. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. -М.: Искусство, 1986 155 с.

65. Зайцев А.С. Советы мастеров. Живопись и графика. -Л.: Худ.РСФСР, 1973.-374 с.

66. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1986.-316 с.

67. Запорожец А.В., Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.: Изд. МГУ, 1978. 118 с.

68. Зарев П. Стиль и личность художника // Вопросы литературы, №12, 1960.-70 с.

69. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 159 с.

70. Зальцман Е.П. К проблеме взаимосвязи структуры художественного произведения и характера его восприятия во времени. -М.: Сов.худ., 1978.-55 с.

71. Зальцман Е.П. Формирование навыков художественного восприятия и анализа произведений изобретательного искусства у студентов пединститута. Дисс. к.п.н. -Алматы, 1979.

72. Захарова В.М. Основы изобразительной деятельности детей. -М.: Просвещение, 1969. 77 с.

73. Зверев И.Д. К вопросу о системе обучения основам наук. -М.: Советская педагогика, 1970, №6.

74. Зименко В.М. Советская историческая живопись. -М.: Сов.худ., 1979. -151с.

75. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку. Уч.пос. -Ростов на Дону: РТПИ, 1987. 67 с.

76. Ивахнова Л.А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов. -Алматы: Гылым, 1995. 191 с.

77. Ивахнова Л.А. Научные основы художественно-педагогического образования учителя изобразительного искусства. -Алматы: АТУ им.1. Абая, 1996. 104 с.

78. Ивахнова JI.A. Методологические основы конструирования содержания учебного предмета. -Алматы: АТУ им. Абая, 1998. 90 с.

79. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. -М.: Мир, 1964. 441 с.

80. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1959. 190 с.

81. Иконников Л.В., Степанов Т.П. К новому стилю. -Д.: Худ. РСФСР, 1962.-207 с.

82. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. -М.: Изд. Ак худ. СССР, 1959.-258 с.

83. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности.

84. Ивахнова Л.А. Совершенствование дидактической подготовки учителя изобразительного искусства (в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов). -Алма-Ата, 1981.-184 с.

85. Каган М.С. Морфология искусства. -Л.: Искусство, 1972. 440 с.

86. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи. -М.: Сов. худ, 1981.— 127с.

87. Кантор A.M. О стилях. -М.: Сов. худ., 1962. 80 с.

88. Каплун А.И. Стиль и архитектура. -М.: Стройиздат, 1985. 232 с.

89. Касымжанова А.А. Процесс художественного творчества. -Алматы: Знание, 1989. 20 с.

90. Кедров В.М. О теории научного открытия / В кн. "Научное творчество" -М.: Наука, 1969.-287 с.

91. Кобзев М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя // Сов.пед., 1978, № 9. 92 с.

92. Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину (Язык живописи). -Л.: Уч.педГИЗ, 1960.-96 с.

93. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. 2-е изд. JITX 1957-1960г. 8 т. 1 264 е., т.2. - 304 с.

94. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1983. 322 с.

95. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978.-112 с.

96. Концепция эстетического воспитания и художественного образования учащихся Казахстана: проект // Учитель Казахстана, 1990, от 28 июня.

97. Киреенко В.И. Психология способностей и изобразительной деятельности. -М.: АПН.РСФСР, 1959. 304 с.

98. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. -М.: Высшая школа, 1992 87 с.

99. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. -М.: Изобразительное искусство, 1989. - 224 с.

100. Крутецкий В.А. Психология. Учебник. -М.: Просвещение, 1980. -359 с.

101. Кузин B.C. Психология. -М: Высшая школа, 1982. 256 с.

102. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. -М: Просвещение, 1971.-144 с.

103. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. -М.: МГУ, 1964.

104. Левин С.Д. Беседы с юным художником. -М.: Сов. худ., 1988. 285 с.

105. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. -М.: МГУ, 1972. 575 с.

106. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.

107. Лукин Н.Н. Обоснование системы методов формирования цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художников- педагогов). Дисс. докт. -М., 1983.

108. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологи. -М.: Изд. МГУ, 1975.-127 с.

109. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.

110. Маиошкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

111. Мамугина В.П. Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов. Дисс. канд. -М., 1985. 187 с.

112. Маслов Н.Я. Пленэр как средство обучения и воспитания художников-педагогов. Дисс. канд. -Орел, 1989. 190 с.

113. Масленников A.M. Система упражнения по освоению пропорциональности тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов. Автореф. дисс. канд. -М., 1975. 23 с.

114. Мастера искусства об искусстве. -Л.-М.: ОГИЗ, 1937. T.I, 1937. 621 е., т. III, 1939.-451 с.

115. Маца И.Л. Об эстетическом вкусе. Три беседы. -М.: Молодая гвардия, 1963.-104 с.

116. Маца И.Л. Художественное наследие и эстетическое воспитание. -М.: Искусство, 1959. 84 с.

117. Методика преподавания специальных дисциплин в художественных вузах. Сб.ст. Л., 1988.

118. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. Уч. пособие для студентов ХГФ. -М.: Просвещение, 1986. -159 с.

119. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

120. Михайлова А.А. Проблемы условностей в реальном искусстве. -М.: Знание, 1966.-270 с.

121. Михайлова А.А. О художественной условности. -М.: Мысль, 1970. -295 с.

122. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. -Киев: Знание УССР, 1978 .- 47 с.

123. Мутер Р. История живописи / Перевод с нем. Под ред. К. Бальманто-на. -М.: Знание. Т.1. 1901.-279. Т.2. 1902.-241.

124. Назарова Н.Г. Формирование способов и композиционные организации изобретения на занятиях по рисованию у студентов ХГФ педвуза. Дисс. канд. -М., 1986. 146 с.

125. Неменский Б.М. Культура, искусство. Образование. Цикл бесед. /Моск. центр худ. Культуры. -М., 1993.- 79 с.

126. Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. 253 с.

127. Никифоров Б.М. Путь к картине. О творчестве и мастерстве советских живописцев. -М.: Искусство, 1971. 142 с.

128. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972. 155 с.

129. Обучение и развитие / Под ред. Занкова. -М.: Педагогика, 1975. -440 с.

130. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. -М.: Искусство, 1988. 79 с.

131. ОконьВ. Введение в общую дидактику.-М.: Высшая школа, 1990.-270 с.

132. Окунев Ю.Н. Пути освоения живописной композиции. Автореф. дисс. канд. -М., 1989. - 16 с.

133. Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. -М.: Просвещение, 1969.-119 с.

134. Островский Г.С. Как создается картина. -М.: Ак. худ. СССР, 1962. -58 с.

135. Педагогическая энциклопедия. Т.4,1968. 363 с.

136. Петелин В.В. Методика. Направление. Стиль. -М.: Искусство, 1963. -88 с.

137. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. -М.: Высшая школа, 1973. -256 с.

138. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1976. 264 с.

139. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. 304 с.

140. Пономарев ЯА. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976.-280 с.

141. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство -М.: Советская Энциклопедия, 1986.-431 с.

142. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологических исследований формирования образа / Сб.ст. под ред.Е.И. Игнатьева. -М: Изд.АПН РСФСР, 1954. 224 с.

143. Психология процессов художественного творчества / Сб.ст.АН СССР. -Л.: Наука, 1980. 285 с.

144. Психология развивающейся личности. -М: Педагогика, 1987. 238 с.

145. Программы педагогических институтов. Сб. № 14. -М.: Просвещение, 1988.-150 с.

146. Программа для университетов и пединститутов. Сб. № 45. -Алматы: Министерство обр.РК, 1994. 200 с.

147. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. -М.: Педагогика, 1982. 158 с.

148. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством. Сб.н.тр. -Ростов: РГПИ, 1986. -163 с.

149. Развитие творческих способностей на занятиях ИЗО искусством. Сб.н.тр. -М.: МГПИ, 1983. 173 с.

150. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. -М.: Сов.худ., 1978. 257 с.

151. Раушенбах Б.В. Пространственное построение в древнерусской живописи. -М.: Наука, 1975. 184 с.

152. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. -М.: Строительство, архитектура и строительные материалы, 1959. 223 с.

153. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1940. -596 с.

154. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1970. 247 с.

155. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1977. 312 с.

156. Серов С. Стиль в графическом дизайне, 60-80-е. -М.: ВНИИТЭ, 1991. -116 с.

157. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980.-96 с.

158. Скаткин М.Н. Вопросы профессиональной педагогики. -М.: Высшая школа, 1968. 439 с.

159. Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. -М.: Ак.худ.СССР, 1962. 378 с.

160. Смирнов Г.Б. Техника масляной живописи. ~М.: Просвещение, 1974. -139 с.

161. Смирнов Г.Б. Соловьев A.M. Начинающему художнику. -Л.: Худ.РСФСР, 1962.-101 с.

162. Словарь. Пластические искусства. -М.: ПАССИМ, 1995. 160 с.

163. Стариченко Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. Автореф. дисс. канд. -М., 1984.- 17 с.

164. Столяров Ю.С. Уроки творчества. -М.: Педагогика, 1981. 176 с.

165. Сознание, его происхождение и сущность. Сб. научных трудов. -Челябинск, 1975. 30 с.

166. Сознание и личность. Сб. научных трудов. -Барнаул: Изд. Алт.ун-та., 1986. 164 с.

167. Соколов А.С. Теория стиля. -М.: Искусство, 1968. 221 с.

168. Солодухин И.В. Педагогическая направленность подготовки студентов по живописи на ХГФ. Дисс. канд. -М., 1985. 167 с.

169. Социальная психология. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под. Ред. А.В. Петровского. -М: Просвещение, 1987. 224 с.

170. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. -М.: Искусство, 1964. -87 с.

171. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: МГУ, 1969. 133 с.

172. Талызина Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний. -М.: МГУ, 1985.-344 с.

173. Теплов Б.М. Психология. -М.: Учпедгиз, 1951. 205 с.

174. Терзян С.С. Формирование зрительных представлений у студентов 1-3- курсов художественно-графических факультетов педагогических институтов в процессе обучения живописи. Дис.канд. -М., 1989. -224 с.

175. Токарев С.Е. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на занятиях пленэрной живописи. Автореф. дисс. канд. -М., 1987. 16 с.

176. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. Уч. пособие. -М.: Просвещение, 1980. 128 с.

177. Унковский А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства. Автореф. дисс. канд. -М. 27с.

178. Фромантен Э. Старые мастера.-М.: Сов. художник, 1966.-359 с.

179. Фейнберг JI.E. Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. -М.: Изобразительное искусство, 1989. 317 с.

180. Федин К. Писатель. Искусство. Время. -М.: Советский писатель, 1961.-480 с.

181. Филипов В.Н. Знание как способ существования сознания // Сознание и личность. Сб. ст. -Барнаул: Изд. Алтайского ун-та, 1986. 164 с.

182. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1987. -590 с.

183. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи. Дисс. канд. -М., 1992.

184. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. -Алматы: Рылым, 1998. 320 с.

185. Художественное творчество и психология. Сб. научных трудов. -М.: Наука, 1991.- 170 с.

186. Шорохов Е.В. Композиция. -М.: Просвещение, 1986. 285 с.

187. Шорохова Е.В. (Проблемы сознания в философии и естествознании. -М.: Соцэнгиз, 1961. 363 с.

188. Щегаль Г.М. Колорит в живописи. Заметки художника. -М.: Искусство, 1967. 75 с.

189. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. 272 с.

190. Эльконин Д.В. Детская психология. -М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.

191. Эстетика / Под ред. М.Ф. Овсянникова. -М.: Политиздат, 1966. -256 с.

192. Юон К.Ф. О живописи. -Д.: Изогиз, 1937. 279 с.

193. Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979170 с.

194. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.-48 с.

195. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 86 с.

196. Закономерности живописного