автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики
- Автор научной работы
- Кечерукова, Павлина Казиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Карачаевск
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кечерукова, Павлина Казиевна, 2002 год
Введение.
Глава I. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики.
1.1 .Социокультурная и педагогическая сущность этикета.
1 ^.Характеристика этикета в системе нравственного воспитания.
1.3.Диагностика состояния сформированности у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм.
Выводы по I главе.
Глава II. Основные условия успешного формирования у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики.
2.1 .Совершенствование профессиональной готовности педагогов к формированию у учащихся положительного отношения к национальному этикету.
2.2.Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм в учебно-воспитательной работе школы.
2.3.Формирование этнопедагогической культуры родителей как условие успешного использования национального этикета в нравственном воспитании детей.
Выводы по II главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики"
Актуальность темы. Кардинальные преобразования, происходящие в стране, перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, вызвав глубокие противоречия в социальной и духовной жизни общества, затронули самые основы педагогики-воспитание молодого поколения. Переосмысление истории Отечества, переоценка общечеловеческих ценностей, привели к духовной дезориентации молодежи, оказав негативное воздействие на формирование нравственно стабильной личности.
Одним из самых перспективных направлений поиска путей сохранения нравственных ценностей и обеспечения духовной нравственности поколений является обращение к историко-культурному достоянию Отечества и "малой" Родины. Закон РФ "Об образовании"(1996) создал такую модель национальной школы, которая позволит интегрировать личность школьников в этнокультурную (национальную), общероссийскую (гражданскую) и мировую среду. Однако, в ходе практической реализации этого вопроса приходится сталкиваться со многими трудностями: как с гипертрофированным отношением в регионах к определению национальной самобытности, подменой ее национа-* лизмом, так и недооценкой роли историко-культурных традиций народа в выработке идеалов и ценностных ориентиров для молодого поколения.
Причастность к развитию мировой культуры обеспечивается глубоким овладением своей национальной культуры, в которой аккумулирован богатейший нравственный опыт народа. Она может сыграть стабилизирующую роль в регулировании межнациональных и межличностных отношений. "Нужно припасть к своим корням, эти корни - опора и надежда наша, а может быть и к спасение, - пишет Г.Н.Волков. Без национальных корней, без этнической духовности - пустота, вакуум, пустыня в душе. Что остается без этих корней? Чем заполнить этот вакуум? Не скрежетом же танков, не автоматной очередью. Только культурой, только духовностью, лишь в них - взаимное понимание" (39,68).
Глубокие перемены; происходящие в школе в связи с обновлением содержания образования, поиски совершенствования семейной политики в стране создают необходимые предпосылки для улучшения морального самочувствия детей, однако о полной гармонии воспитательного воздействия этих институтов на целенаправленное приобщение школьников к духовным ценностям национальной педагогики говорить еще преждевременно. Между тем, социально-экономические трудности, связанные с переходом на рыночную экономику, привели к определенным перекосам в общественной жизни, в частности, к коммерционализации духовной сферы, увеличению преступности, насилия, потере нравственных ориентиров среди молодежи, в том числе, подростков. Упущение возможности раскрытия еще в раннем подростковом возрасте понятия "национальная культура" и входящих в нее. компонентов, в период, когда интенсивно формируется мировоззрение, система оценочных суждений, нравственная сфера, впоследствии может привести к очень сложным деформациям национального самосознания.
Раскрываемые нами этикетные нормы национальной педагогики могут обогатить содержание нравственного воспитания и на современном этапе демократизации и гуманизации общественной жизни. Помочь школе и семье в этом призвана педагогическая наука. Она накопила много идей в этой области. Так, весомый вклад в использовании прогрессивных идей прошлого в развитии теории и практики нравственного воспитания внесли труды отечественных педагогов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, А.С.Макаренко, Н.И.Новикова, Н.И.Пирогова, А.Н.Радищева, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, а позже О.С.Богдановой, Е.В.Бондаревской, Н.И.Болдырева, Л.Ю.Гордина, Б.Б. Лихачева, И.С.Марьенко, И.Ф.Свадковского, И.Ф.Харламова, Н.Е.Щурковой и др.
Интересующая нас проблема в рамках подросткового возраста рассматривалась в исследованиях Л.И.Рувинского, Л.А.Ивановой, Н.Е.Мойсеюк, Ю.П.Сокольникова и др.
При определении теоретических позиций своего исследования мы опирались на труды психологов A.A. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, исследовавших закономерности становления личностных свойств индивидуума в социально-значимой деятельности; специалистов по этике Л.М. Архангельского, В.А. Блюмкина, A.A. Гусейнова, Г.М. Гумницкого, О.Г. Дробницкого, рассматривавших особенности и условия перевода нравственных требований общества в нормы и правила поведения людей.
Приступая к изучению отношения младших подростков к этнокультурным традициям национальной педагогики, мы обратили особое внимание на анализ еще трех групп исследований.
Первая группа - исследования, пропагандировавшие в прошлом идею создания народной школы, национального воспитания. Сюда вошли труды А.Н. Радищева, ратовавшего за единство общечеловеческого и национального начала; В.Г. Белинского, утверждавшего, что общее находит проявление в частном: "Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству"; К. Д. Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего систему национального воспитания; П.П. Блонского, обосновавшего последовательность национального воспитания. А также педагогические идеи известных деятелей Северного Кавказа Хан-Гирея, Ислама Крымшамхалова, Ислама Хубиева, Исмаила Акбаева, Абдул-Хамида Джанибекова, с одной стороны активно пропагандировавших европейскую цивилизацию, а с другой, признавших, что ". не все хорошо, что носит европейскую печать, есть много хорошего в былой жизни горцев, могущих быть истинным украшением короны европейской цивилизации" (92, ,134).
Вторая группа - исследования, продолжающие эту методологическую позицию в современной педагогике. Сюда вошли труды Г.Н. Волкова, А.В.Даринского, В.А.Кобылянского, М.Н.Кузьмина, В.В.Макаева, П.И.Пидкасистого, Л.Л.Супруновой, В.Ю. Троицкого, считающих целесообразным переход от безнациональной унитарной школы к национальной, в которой ведущей концепцией является этнопедагогическая (39; 148).
Третью группу составили исследования, которые были посвящены своеобразию организации учебно-воспитательной работы в условиях национальной школы. Сюда вошли работы, посвященные исследованию педагогических традиций разных народов Северного Кавказа: Кабардино-Балкарии (Гуртуева М.Б.), Северной Осетии (Хатаев Е.Е.), Адыгеи (Бузаров К.И., Шоров И.А), Дагестана (Мирзоев Ш.А.), Карачаево-Черкесии (Узденова С.Б., Семенов К.Б.). Особое внимание было уделено анализу диссертационных работ, выполненных на материале исследуемого региона - Карачаево-Черкесской республики (Айбазова М.Ю., Аджиева М.М., Байчорова Р.И. Байчорова А.А.,Батчаева Х.М.-М., Боташева Х.Х. Борлакова Б.М., Кущетерова Ф.Т., Нагорная Г.Ю. и др.) в которых были раскрыты различные аспекты формирования целостной личности на основе народного опыта воспитания.
Анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы:
- несмотря на увеличивающееся количество поисковых исследований по выявлению аксиологического потенциала этнокультурных традиций воспитания народов республики, путей, форм и методов его успешного использования при организации воспитательной работы еще крайне незначительно специальных работ, посвященных диагностике отношений учащихся-подростков к этикетным нормам национальной педагогики;
- имеющийся теоретический материал и методические разработки касаются формирования идеала совершенной личности в ходе изучения народной педагогики в целом. Нравственные ценностные ориентации горского этикета как самобытного явления в историко-культурных традициях титульных народов республики еще не стали предметом специального изучения;
- нередко разрабатываемые для школ, семей, внешкольных учреждений "научно-обоснованные рекомендации" составляются без глубокого изучения современных тенденций развития образования в стране, анализа факторов и условий социализации школьников в различных социумах;
- в чем-то специфические задачи нравственного воспитания подростков на материале народной педагогики, в особенности горского этикета, требуют от учителей национальных школ, родителей необходимой этнопедагогической культуры, уровень которой на сегодняшний день не отвечает потребностям практики.
Возникло противоречие между потребностями общества в использовании национально-культурных традиций в нравственном воспитании современных школьников и существующими традиционными подходами к их реализации в массовой практике. Оно послужило исходным для формулировки проблемы настоящего исследования: каковы условия формирования у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность, связанная с освоением младшими подростками национально - культурных традиции народа.
Предметом исследования - педагогические условия освоения младшими подростками этикетных норм народной педагогики в национальной (карачаевской) школе.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы исходили из предположения, что процесс формирования у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм в национальной (карачаевской) школе будет успешным, если:
- осуществляется их систематическое знакомство с национально-культурным и общечеловеческим содержанием этикета в системе целостного образовательно-воспитательного процесса с непременным привлечением к этой работе родителей;
- создаются педагогические условия закрепления нравственных ценностей национального этикета и положительного опыта их использования;
- обеспечивается взаимодействие школы и семьи в этом направлении, основанное на высокой этнопедагогической культуре учителей и родителей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать "этикет" как один из компонентов содержания нравственного воспитания и своеобразие его освоения в младшем подростковом возрасте;
- проанализировать содержание учебных программ, учебников и пособий по краеведческим дисциплинам с целью выявления их познавательного и воспитательного потенциала в исследуемом направлении;
- обосновать критерии и уровни освоения младшими подростками нравственных ценностей национального этикета;
- выявить организационно-педагогические условия формирования у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики.
Методологической основой исследования явились идеи диалектического единства национального и общечеловеческого; культурологический подход, рассматривающий национальную культуру как органичную часть общечеловеческой культуры и позволяющую раскрыть культурообразующую функцию социальной среды; системный подход, позволяющий пониманию системности личности и процесса ее воспитания; личностно-деятельностный подход, раскрывающий механизм творческого овладения духовно-ценностным опытом народной педагогики.
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные педагогике и психологии этноса (М.М.Бахтин, Ю.В.Бромлей, В.С.Библер, Г.Н. Волков, JI.H. Гумилев, Н.И.Конрад и др.); изучению творческого наследия прошлого (В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А.
Сухомлинский и др.); теории социализации личности (J1.C. Выготский, И.Б. Котова, A.B. Мудрик, В.А. Петровский, E.H. Шиянов и др.); проблеме нравственного воспитания (Ю.П. Азаров, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.); регионализации образования (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, М.А. Кузьмин, В.В. Макаев, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов, Е.Е. Хатаев и др.); культуре и быту народов Северного Кавказа (А.И. Караева, Я.С. Смирнова, А.И. Мусукаев, А.И. Першиц, K.M. Текеев, И.М. Шаманов и др.).
В исследовании использовали разнообразные методы: теоретические -анализ историко-этнографической, философской, педагогической, психологической, литературы; анализ и обобщение передового педагогического опыта и массовой практики воспитания; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, монографическое изучение детей, ранжирование, математическая обработка полученных в исследовании данных и их интерпретация.
Организация, база и этапы исследования
Исследование проводилось в 1997-2002 гг. на базе трех школ Карачаево- 1 Черкесской республики: Кызылоктябрьской средней школы Зеленчукского района, Николаевской средней школы Прикубанского района и средней школы №17 г.Черкесска.
На первом этапе (1997-1998 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования. Изучался опыт педагогических коллективов школ республики по приобщению учащихся к этнокультурным традициям, определялись школы для проведения опытно-экспериментальной работы. Велись планомерные наблюдения за семьями с целью определения уровня их педагогической культуры, анализировался опыт взаимодействия со школой. Были определены объект, предмет, цель исследования, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (1998-2000 гг.) выполнялась программа формирующего эксперимента по воспитанию у школьников положительного отношения к освоению национально-культурных ценностей горского этикета, формированию этнопедагогической культуры учителей и родителей; уточнялась научная концепция и экспериментальные методики реализации задач исследования.
На третьем этапе (2000-2002 гг.) параллельно с проведением теоретической работы продолжался преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- впервые на диссертационном уровне рассматриваются воспитательные возможности этикетных норм национальной (карачаевской) педагогической культуры, не потерявшие свойства регулирования внешних проявлений человеческих взаимоотношений в этнокультурной и социокультурной (региональной) среде;
- представлена концепция формирования у младших подростков положительного отношения к освоению нравственного содержания этикетных норм национальной педагогики в учебной и внеучебной деятельности, выявлены эффективные средства и способы ее реализации:
- определен приоритетный статус этнопедагогической культуры в краеведческой работе учителей и родителей, обоснованы основные формы, методы и средства ее совершенствования;
- обоснована историческая закономерность преемственности этнокультурных традиции воспитания и раскрыта ее динамика в современных социокультурных и педагогических условиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработаны научно-методические рекомендации, позволяющие педагогам национальной (карачаевской) школы и родителям повысить эффективность освоения младшими подростками этикетных норм национальной педагогики в учебной и во внеучебной деятельности. Разработанные программы повышения этнопедагогической культуры учителей и родителей могут найти применение в разработке спецкурсов по этой проблематике для студентов педвузов, использоваться в профессиональной подготовке учителей в работе институтов повышения квалификации работников образования национальных республик Северокавказского региона.
Достоверность результатов исследования обеспечена правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, применением комплекса исследовательских методик, адекватных его задачам, репрезентативностью объема выборок, количественным и качественным анализом хода и результатов эксперимента, статистической значимостью полученных данных, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
- результаты анализа влияния этнокультурной среды национальной республики на формирование у младших подростков положительного отношения к освоению исторически сложившихся среди коренного населения этикетных норм взаимоотношений людей, имеющих тенденцию к возрождению в условиях демократизации и гуманизации социальной жизни;
- характеристика педагогического потенциала "горского этикета" как основного ядра национально-духовной культуры карачаевского народа, аккумулировавшего в себе правила самобытной культуры поведения, не расходящейся с нормами общечеловеческой морали;
- экспериментально обоснованная модель организационно-педагогических условий, обеспечивавших успешность процесса формирования у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики и технологии ее реализации в образовательно-воспитательном пространстве.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные подходы и результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях педагогических советов школ, привлеченных к эксперименту: Кызылоктябрьской средней школы Зеленчукского района, Николаевской средней школы Прикубанского района и средней школы №17 г. Черкесска; на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета.
Материалы исследования обсуждались на Второй региональной научно-практической конференции "Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ (Карачаевск,1998 г.); на Пятой Республиканской научно-теоретической конференции "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире" (Карачаевск. 1999г.); на научной сессии преподавателей и аспирантов университета "Алиевские чтения" (Карачаевск, 1999 г.); на международной конференций "Когнитивная парадигма" (Пятигорск, 2000г.); на региональной научной конференции "Формирование и развитие креативности и концептуального мышления искусства и природы" (Карачаевск,2000 г.); на Всероссийском научном симпозиуме "Человек культуры" (Бийск,2000 г.); на Международной научно-практической конференции "Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы" (СтерлитамакДООО г.); на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы повышения качества и новые технологии подготовки специалистов образования в системе классических университетов (Нальчик, 2000г.).
Результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, в научно-методических рекомендациях, которые внедрены в национальных школах Карачаево-Черкесской республики.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования подтвердили эффективность разработанного нами комплекса мер по нравственному воспитанию учащихся с использованием этнокультурных традиций горского этикета и тем самым доказательность выдвинутых гипотетических положений.
Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всего нравственного потенциала горского этикета. В ходе него определились проблемы, требующие дальнейшего исследования: определение созвучия между духовными ценностями народа и ценностями в молодёжной среде, оптимальные пути и способы ориентации учащихся на этнокультурную и этноисторическую информацию, отношение этнонационального и личностного самосознания и др.
Заключение
Мораль всегда отражает уровень цивилизации, духовный мир человека. Она регулирует человеческие отношения, которые в свою очередь зависят от ценностных ориентиров окружающего социума. Нынешние социально-экономические преобразования привели к переоценке моральных ценностей общества и в соответствии с этим возникает потребность в подходе к нравственному воспитанию с учётом новых реалий. Не догматическое усвоение, а вычленение из наследия прошлого созвучных духу времени нравственных норм, обеспечивает нормальную преемственность поколений. По словам Л. Н. Толстого, "Жизнь истинная есть только та, которая продолжает жизнь прошедшую, содействует благу жизни современной и благу жизни будущей".
Каждый период человеческого общества в процессе своего развития создавал оригинальную систему педагогических норм и правил. По ним осуществлялось воспитание подрастающего поколения. Эти нормы и правила чётко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны поведения личности.
Анализ состояния использования этнокультурных традиций в семьях местного населения доказывает, что они, особенно среди городского населения, утратили свою былую славу. И в сельской местности этикетные нормы уже постепенно становятся достоянием истории.
Констатирующий эксперимент показал уровень развития этнопедагогической культуры учителей, не позволяющий успешно организовать педагогическую деятельность в многонациональном регионе, приобщить родителей к лучшему опыту семейного воспитания. Слабая психолого-педагогическая просвещённость родителей ограничивала их возможности для координации своих действий с педагогами. Низкий уровень нравственной воспитанности подростков не давал им строить своё практическое поведение в соответствии с нормами горского этикета. Упускалась возможность использования ценностных ориентаций национально-педагогической культуры с детьми этого возраста. Между тем, именно младший подростковый возраст является наиболее благоприятным для воспитания доброты, отзывчивости, правдивости, уважения к старшим, толерантности и других качеств характера, столь необходимых для сегодняшней жизни.
Экспериментальная проверка педагогических условий нравственного воспитания младших подростков на примере горского этикета показала результативность его усвоения от соблюдения следующих условий:
- наличия у испытуемых интереса к особенностям жизни и быта "малой" Родины, их осведомлённость в области национально-культурных традиций, бытующих в семьях местного населения;
- создание в процессе учебной и внеучебной работы атмосферы глубокого уважения к прогрессивному наследию прошлого;
- максимальное использование аксиологического потенциала краеведческих дисциплин, связанных с историей и культурой региона, создающих основу для понимания диалектики соотношения национального и общечеловеческого;
- создание положительного эмоционального настроя в необходимости преемственности историко-культурных традиций народа, широкое привлечение школьников, педагогов и родителей к пропаганде его нравственного достояния;
- обучение горскому этикету не только в процессе факультативного курса, но и в рамках обязательных занятий в ходе изучения предметов гуманитарного цикла: как путём внесения в содержание обучения дополнительных знаний, так и акцентуацией внимания учащихся на исследуемую проблематику в процессе изучения программного материала;
- необходимость повышения уровня профессиональной готовности педагогов, наличия у них соответствующей этнопедагогической культуры, обеспечивающей установление доверительных отношений между субъектами образовательного процесса и достаточного уровня взаимодействия с семьёй по реализации намеченной цели;
- своевременность педагогического просвещения родителей, имеющей целью обогащения их знаний нравственными нормами этикета, вооружение педагогическими технологиями их реализации в воспитании детей, установление тесной связи со школой.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кечерукова, Павлина Казиевна, Карачаевск
1. Абазины. (Историко-этнографический очерк). Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного изд-ва, 1989. -240 с.
2. Абдыраимова Р. А. Воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами Кыргызской этнопедагогики. Автореферат дис. . докт. пед. наук. Киев. - 1997.
3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -Х1Хв. Нальчик, 1976. - 824 с.
4. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993. - 608 с.
5. Айбазова М. Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 1999. -200с.
6. Алиев У. Д. Национальный вопрос и национальная культура в Северокавказском крае (итоги и перспективы). Ростов-на-Дону, 1926,-128с.
7. Алиев У. Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991. - 320 с.
8. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - 104 с.
9. Арабов И. А., Нагорная Г. Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект). Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - 214 с.
10. Арабов И. А. Основные принципы формирования регионально-национального компонента образования. Материалы II региональной научно-практической конференции. Культурологический подход в образовании. Карачаевск, 1999. - С. 8-22.
11. Арабов И. А. Научно-педагогические основы функционирования регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах. //
12. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - 102 с.
13. Арабов И. А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. -Душанбе: Дониш, 1991. 255 с.
14. Арова Э. В. Будьте здоровы. Минск: Полымя, 1985. - 160 с.
15. Архангельский Л. М., Афанасьева А. И. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики. М.: Мысль, 1979. - 303 с.
16. Арутюнян В. X. Идеи воспитания в армянских народных сказках: Автореф. дисс .канд. пед. наук. Ереван, 1962. - 21 с.
17. Асарян Г. С., Гёворгян Н. X. Некоторые материалы по этикету персов. // Этикет у народов Передней Азии. Сб. статей. М.: Наука, 1988,- 264 с.
18. Асанов Ю. Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Нальчик: Эльбрус, 1990.
19. Асхаков С. И. Методика и техника социологического эксперимента, курс лекции. Карачаевск: КЧГПУ, 2000. - 149 с.
20. Аталиков В. М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1997. -86 с.
21. Аталиков В. М., Шикова С. У. Этика. Этикет. Эстетика. Нальчик: Эльбрус, 1997.-42 с.
22. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
23. Ахмерова Н. М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1994. - 21 с.
24. Байбурин А. К. Об этнографическом изучении этикета. Этикет народов Передней Азии. М.: Наука, 1988. - 264 с.
25. Байчорова Р. И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни (на материале народов Карачаево-Черкесии). Автореф. . канд. пед. наук. -М., 1991. 17 с.25