Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Джашакуев, Владимир Магометович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Карачаевск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Джашакуев, Владимир Магометович, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

1.1. Сущность и структура этнокультурных ценностей.

1.2. Этнокультурная направленность образовательной системы современной национальной школы.

1.3. Диагностика уровня сформированности этнокультурных ценностей у старшеклассников национальной школы.

ГЛАВА 11. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У

СТАРШЕКЛАССНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

2.1. Совершенствование содержания образования национальной школы по формированию этнокультурных ценностей у учащихся старших классов.

2.2. Формирование этнокультурных ценностей у старших школьников в процессе изучения факультативного курса «Азбука горской культуры».

2.3. Взаимодействие школы и семьи как условие формирования у старших школьников этнокультурных ценностей.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин"

Становление современной национальной школы происходит в условиях продолжающегося кризиса государства и общества. Повышенный интерес к исследованию этнопедагогических проблем в нынешней ситуации объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, современная экономическая политика наряду с позитивными шагами, связанными с возрождением таких некогда забытых понятий как материальное богатство, предприимчивость, инициативность, заметно отдалила от себя духовные ценности; во-вторых, кардинальные преобразования по пути демократизации и гуманизации образования предполагают возрождение самобытной культуры народов России, которая является одним из средств стабилизации общественной жизни и обогащения педагогической науки; в третьих, в условиях резкого обострения социально-экономических, политических противоречий и межэтнических конфликтов духовные ценности народа являются нравственным основанием для выживания личности, сохранения ею своего «Я».

На необходимость использования в воспитании молодого поколения духовных ценностей национальной культуры особо указывали В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев и др.

Проблема ценностей многогранна. Различные ее аспекты исследовались и исследуются философами, психологами, педагогами. Ценность как философская категория рассматривается в работах С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого, В.П. Тугаринова, J1.M. Фролова, для которых исходным является деление их на объективные (предметные) и субъективные (ценности сознания). В психолого-педагогических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович,

А.Г. Здравомыслов, В.А. Петровский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, Т.С. Анисимова, А.В. Кирьякова, Л.Б. Косова, М. Ронич и др.) уделяется особое внимание дифференцированному подходу к понятию ценность, выделению структуры ценностей личности.

Большое значение для нашего исследования имела педагогическая интерпретация понятий «ценность» и «ценностная ориентация», нашедшая раскрытие в диссертационных работах Т.С. Анисимовой, А.В. Кирьяковой, А.С. Койчуевой, Л.Ю. Ивановой, P.P. Накоховой, Н.Г. Ратановой, Б.К. Секенова и др.

Феноменологический анализ понятия «культура», ее сущностная характеристика даны в работах З.А. Баллера, Ю.В. Бромлея, М.М. Бахтина, J1.H. Гумилева, Н.С. Злобина, И.С. Каган, Г.Г. Карлова, Г.П. Францева и др. «Этническая культура» в том числе и быт народов Северного Кавказа нашли отражение в исследованиях Е.П. Алексеевой, Б.Х. Бгажанокова, А.И. Караевой, В.П.Невской, Р.А.-К. Ортабаевой, М.Ч. Джуртубаева, А.И. Мусукаева, А.И. Першиц, К.М. Текеева, И.М. Шаманова и др.

Важное значение для выработки методологических позиций в использовании национально-культурных ценностей в учебно-воспитательных системах общего и профессионального образования имеют исследования И.А. Арабова, Г.Н. Волкова, З.Г. Нигматова, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукоевой, Я.И. Ханбикова, Е.Е. Хатаева, В.К. Шаповалова, И.А. Шорова и др.

В последнее время этнокультурные ценности в той или иной степени обсуждались в ряде работ, выполненных на материале Карачаево-Черкесии (Ф.В. Абаева, М.Ю. Айбазова, А.А. Байчорова, Р.И. Байчорова, Б.М. Борлакова, А.С. Койчуева, Г.Ю. Нагорная и др.).

Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал повышенный интерес к разработке этнокультурных ценностей народов республики в условиях благоприятствования образовательной политики страны. Обнаружилось также существование еще множества белых пятен в научно-теоретическом и эмпирическом уровнях раскрытия проблемы. Феномен «этнокультурные ценности» еще не стал предметом специального педагогического исследования. Отсутствует четкая дифференциация понятий «этнокультурная ценность», «национальная ценность», «общечеловеческая ценность». Особого внимания заслуживают вопросы ориентации учащихся на общечеловеческие ценности на основе национальной культуры с учетом их этнопсихологических и индивидуальных особенностей.

На практике ориентация учащихся на этнокультурные ценности осуществляется в основном во внеклассной работе школы. Недостаточно полно учитывается аксиологический потенциал краеведческих дисциплин, а также воспитательное влияние семьи, которое носит стихийный характер.

Таким образом, возникло противоречие между объективной необходимостью и возможностью предоставившейся регионализацией образования в формировании у школьников этнокультурных ценностей и недостаточной его научно- теоретической обоснованностью, а также низким уровнем обеспеченности школы педагогическими технологиями, отвечающими современным стандартам организации образовательно-воспитательного процесса.

Учитывая теоретическую и практическую значимость проблемы и недостаточную ее разработанность на современном этапе развития образования, мы избрали тему исследования: «Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы основные педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование у старших школьников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин.

Целью нашего исследования явилось решение этой проблемы.

Объект исследования: образовательно-воспитательная работа в старших классах национальной школы.

Предмет исследования: формирование этнокультурных ценностей у старших школьников в процессе изучения краеведческих дисциплин.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешное формирование этнокультурных ценностей у учащихся старших классов в процессе изучения краеведческих дисциплин возможно при условии:

- обновления содержания краеведческих дисциплин дидактическими материалами об этнокультурных ценностях, нацеленных на обеспечение учащихся необходимым минимумом знаний;

- обеспеченности учебно-воспитательного процесса педагогическими технологиями этнокультурной ориентации старших школьников, учитывающих их этнопсихологические и индивидуальные особенности; взаимодействия школы и семьи в формировании этнокультурных ценностей старшеклассников, основанного на достаточно высоком уровне профессиональной, в том числе этнопедагогической, готовности учителей и педагогической культуры родителей.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

- определить сущность и структуру этнокультурных ценностей и их значение в развитии личности старших школьников;

- проанализировать содержание учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, используемых в национальной школе, с целью выявления их образовательно-воспитательного потенциала в формировании у старшеклассников этнокультурных ценностей;

- разработать и апробировать программу факультативного курса «Азбука горской культуры», направленного на формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников;

- экспериментальным путем проверить эффективность условий этнокультурной ориентации старших школьников в процессе изучения краеведческих дисциплин; подготовить научно-практические рекомендации по совершенствованию этнокультурной ориентации учащихся старших классов национальной школы в процессе изучения краеведческих дисциплин и апробировать их на практике.

Общую методологию исследования составляют положения современной науки о человеке, как о целостной личности; концепции формирования этнического, национального и исторического самосознания школьника как части процесса ее социализации; аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность социального развития; культурологический подход, раскрывающий взаимоотношение общечеловеческой и национальной культур, значение народной культуры в духовной жизни общества.

В качестве конкретных методологических основ исследования выступают положения и идеи гуманистической педагогики о целостно-деятельностной, творческой сущности личности; о способностях личности к самопознанию, саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию; ведущие социально-педагогические концепции в области регионализации и этнизации современной образовательной системы.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции о педагогике и психологии этноса ( В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, И.А. Шоров и др.); развитие личности в контексте культуры (М.М. Бахтин, Ю.В. Бромлей, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, J1.H. Гумилев, М.С. Каган, Н.И. Конрад и др.); ценностях и ценностной ориентации школьников (Б.Г. Ананьев, Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.С. Кон. А.В. Кирьякова, А.В. Петровский, C.JI. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др.); создании национальной системы воспитания (Г.Н.Волков, П.П. Блонский, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.); регионализации образования (И.А. Арабов, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, М.А. Кузьмин, В.В. Макаев, J1.J1. Супрунова, В.К. Шаповалов и др.); развитии культуры и быта народов Карачаево-Черкесии (А.И. Караева, В,П. Невская, Р.А.-К. Ортабаева, К.Б. Семенов, И.М. Шаманов, К.М. Текеев, С.Б. Узденова и др.).

Для решения поставленных задач, проверки гипотетических положений нами применялись следующие методы исследования:

- общенаучные: теоретический анализ психолого-педагогической, этнографической, исторической, философской литературы по проблемам культуры регионально-национального компонента образования;

- изучение школьной документации: учебных планов, программ, учебников и пособий, используемых в старших классах национальной школы;

- эмпирические: наблюдения, беседа, анкетирование, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, позволившие собрать конкретный материал и проверить гипотезу исследования;

- методы статистической обработки и анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1995-1997 гг.) был связан с теоретическим анализом философской, социологической, психолого-педагогической, краеведческой литературы, разработкой программ исследования, определения понятийного аппарата.

Второй этап (1997-1999 гг.) - проведение констатирующего и формирующего экспериментов; изучение и анализ опыта работы школ по формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей, уровня воспитанности учащихся. Разработка критериев воспитанности в исследуемом направлении; выявление условий и базы для проведения опытно-экспериментальной работы. Разработка и реализация экспериментальной программы по формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин. Осуществление коррекционной работы по совершенствованию профессиональной готовности педагогов и педагогической культуры родителей.

Третий этап (1999-2001 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились национальные школы аулов Каменномост, Коста Хетагурова, Хумара, Красный Восток, Икон Халк, поселка Новый Карачай, СШ № 2 г. Карачаевска. В эксперименте приняли участие 85 педагогов школ и внешкольных учреждений Карачаево-Черкесии, 736 учащихся контрольных и экспериментальных классов, студенты и преподаватели Карачаево-Черкесского государственного университета, а также родители учащихся контрольных и экспериментальных классов. В диссертации использован также ретроспективный опыт работы автора в качестве учителя, заместителя директора и директора национальной школы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- теоретически осмыслены сущностная характеристика, структура и функции этнокультурных ценностей как педагогического феномена;

- экспериментально доказана детерминированность преемственности этнокультурных ценностей педагогики автохтонных этносов республики социокультурными условиями их проживания;

- обосновано и экспериментально доказано, что краеведческие дисциплины являются базовыми источниками в формировании у старшеклассников этнокультурных ценностей национальной педагогики;

- углублено содержание национально-регионального компонента образования за счет обогащения процесса изучения краеведческих дисциплин новыми знаниями, мотивацией учения, личностно-ориентированными педагогическими технологиями;

- разработан комплекс дидактических средств (формы, методы, дидактические материалы) и условий (интеграция знаний краеведческих дисциплин, преемственность учебной и внеучебной работы, повышение профессиональной готовности учителей и педагогической культуры родителей, обеспечивающих их взаимодействие), направленных на успешность формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей;

- разработаны критерии, показатели и уровни сформированности у старшеклассников этнокультурных ценностей с учетом новых мировоззренческих и технологических парадигм организации образовательного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- внесены необходимые коррективы в содержание краеведческих дисциплин, имеющие целью дальнейшее обогащение и обновление национально-регионального компонента образования в исследуемом направлении;

- предложена система педагогической диагностики формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей, которые могут быть использованы в исследованиях проблем культурологического содержания;

- предложены проверенные исследованием технологии организации учебно-воспитательной деятельности школы по формированию у учащихся этнокультурных ценностей, имеющие различные модификации применения;

- внедрен в практику национальной школы разработанный диссертантом факультативный курс «Азбука горской культуры», имеющий вероятность быть использованным в учебно-воспитательной работе школ других национальных республик Северо-Кавказского региона.

Достоверность результатов исследования, выводов и рекомендаций обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, внедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительными результатами, применением методов математической статистики и качественным анализом полученных данных; опытом педагогической работы диссертанта в качестве учителя школы и преподавателя вуза более 25 лет.

Положения, выносимые на защиту:

- теоретическое осмысление феномена «этнокультурные ценности», представляющего собой систему понятий, отражающих все сферы (социальные, духовные, бытовые) жизни конкретного этноса, а как продукт определенного микросоциума, выражающих образ жизни, мыслей, поведения субъектов данной социокультурной среды, оказывающих определяющее воздействие на формирование их личности;

- экспериментальная модель формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников национальной школы, включающая структурированное содержание знаний, реализуемых в учебно-воспитательной работе на основе принципа культуросообразности (интерпретация этнической культуры в контексте общечеловеческой культуры), диалогизма (субъект - субъектные отношения), освоение ценностей этнической культуры (на основе диалога культур), использование личностно-развивающих, коммуникативных педагогических технологий;

- система учебно-методической работы по повышению профессиональной готовности учителей и педагогической культуры родителей, направленной на формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей народов республики в процессе изучения ими краеведческих дисциплин.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, теории и методики преподавания изобразительного искусства, трудового обучения и музыки Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета. Материалы исследования докладывались на межвузовских научно- практических конференциях (гг. Нальчик - 1996, Черкесск - Теберда - 2001, Карачаевск-1998 - 2001 гг) на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов КЧГПУ(Карачаевск - 1997, 2000, 2002 гг.), на курсах повышения квалификации учителей краеведческих дисциплин в Карачаево-Черкесском институте повышения квалификации работников образования, на районных и городских семинарах учителей родного языка и литературы.

Отдельные положения диссертации, полученные в ходе экспериментальной работы, внедрены в практику работы учителей краеведческих дисциплин г. Карачаевска и Карачаевского района.

Результаты исследования отражены в десяти публикациях.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников этнокультурных ценностей национальной педагогики в процессе изучения краеведческих дисциплин позволили сделать следующие выводы:

- вывод страны из продолжающегося социально-педагогического кризиса возможен через формирование у молодого поколения любви к своему народу, его культурному наследию. Прогресс общества во многом будет обеспечен, если будет сформировано у школьников уважительное отношение к таким ценностям как отечество, труд, семья, родной язык, почитание старших;

- важным средством приобщения учащихся к духовным ценностям народа, развития их национального самосознания являются краеведческие дисциплины. Через освоение фольклора, литературы, искусства, родного языка проходит первоначальное знакомство с нравственным опытом, крайне необходимым для формирования личности подростка;

- внесенные по результатам констатирующего эксперимента дидактические коррективы по обновлению содержания образования, краеведческих дисциплин, педагогические технологии по оптимизации процесса освоения этнокультурных ценностей, разработка средств диагностики уровня сформированности у старшеклассников этнокультурных ценностей на основе выбранных критериев позволили убедиться в реальности выполнения планируемых результатов воспитания;

- опытно-экспериментальная работа показала более плодотворную роль организации внеклассной деятельности в освоении и закреплении культурных ценностей национальной педагогики в поведении старшеклассников; одной из действенных форм организации работы по реализации намеченной цели явился факультативный курс, выполнивший компенсаторную функцию в условиях ограниченности времени, отводимого для освоения этнокультурных ценностей в рамках изучения краеведческих дисциплин, он стал основным источником обогащения учащихся знаниями о самобытной горской культуре; опытно-экспериментальная работа доказала тесную связь формирования этнокультурных ценностей у учащихся с повышением профессиональной готовности педагогов и этнопедагогической культуры родителей. Проведенная в этом направлении работа по обеспечению воспитателей социально-педагогическими и личностно-ориентированными технологиями, теоретическими знаниями и умениями применения народно-педагогических средств, умениями налаживать взаимодействие в воспитании детей, оказала существенное влияние на результативность работы в исследуемом направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование у старших школьников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин нами рассматривается в контексте глобальной проблемы возрождения самобытной национальной культуры горских народов Карачаево-Черкесии.

Рассматриваемые нами ценности отечество, труд, семья, язык, геронтотимия, гостеприимство имеют общечеловеческие корни. Но это не отменяет наличия своеобразия отношений к ним культуры народов, живущих в другой социокультурной, этнокультурной и географической среде. Развивающие тенденции обновления образования, его демократизация и гуманизация предполагают необходимость использования самобытного опыта народной педагогики в духовном становлении личности молодого поколения.

Исследование выявило наличие множества интерпретаций понятия «ценность» и акцентировало внимание на «ценности сознания», т.е. субъективные ценности традиционной культуры автохтонных этносов Карачаево-Черкесской республики. В ходе раскрытия выбранных нами понятий («отечество», «труд», «семья», «язык», «геронтотимия», «гостеприимство») выявилось своеобразие отношений к ним этнопедагогики горских народов, неразделимость позиций последних в интерпретации сущностных характеристик и социально-личностной значимости указанных духовных ценностей.

В работе нашло освещение этнокультурная направленность содержания общего образования, а также направление поисков реализации национально-регионального компонента образования в ходе изучения краеведческих дисциплин. Были выявлены типы школ, в зависимости от представленности в них коренных национальностей: общеобразовательная школа - дети коренных национальностей (карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев) национальностей представлены менее 10% от общего числа учащихся; национальная школа - указанные национальности представлены более 80%) от общего числа учащихся школы; смешанная школа -представлены дети всех национальностей, представительство автохтонных этносов составляет не менее 40 - 50% от общего числа учащихся школы.

Констатирующий эксперимент подтвердил наличие в школах республики положительного опыта использования краеведческих дисциплин (родной язык, родная литература, история, география, искусствознание) в формировании у старшеклассников этнокультурных ценностей. В работе приведены примеры использования уроков, викторин, творческих работ, встреч с интересными людьми в реализации намеченной цели. Вместе с тем, на этапе диагностики обнаружилось ряд существенных недостатков в образовательно-воспитательном процессе по формированию у учащихся этнокультурных ценностей. К ним относятся слабая профессиональная готовность педагогов к реализации указанной цели; низкий уровень обеспеченности учебного процесса необходимыми дидактическими материалами; отсутствие новых учебников, учебных пособий; неразработанность принципов отбора дидактического материала, используемого в учебно-воспитательной работе; несформированность представлений об этнокультурной интерпретации ценностей «отечество», «труд», «семья», «язык», «геронтотимия», «гостеприимство» у старшеклассников; отсутствие знаний учащимися истории ценностей, их современной характеристики; нередкость ассимиляция инонациональных школьников с русскими, незнание ими своего родного литературного языка и национальной культуры; отсутствие взаимодействия школы и семьи в данном направлении воспитательной работы и др.

Исследование подтвердило, что эффективность процесса формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей зависит от создания оптимальных организационно-педагогических условий. Оно обеспечивалось следующим образом: во-первых, вооружением старшеклассников достаточными сведениями об этих ценностях. Реализация этой задачи проходила путем корректирования содержания краеведческих дисциплин и введения факультативного курса «Азбука горской культуры», связанного с этнопедагогикой исследуемого национального региона; во-вторых, созданием педагогических ситуаций для формирования опыта использования этнокультурных ценностей в практическом поведении, которые протекали через различные формы урочной и внеурочной деятельности с использованием народных и современных образовательно-воспитательных технологий; в-третьих, тесной связью и преемственностью между учебными предметами, учебной и внеучебной работой в направлении рассматриваемой проблемы; в-четвертых, разработкой критериев и показателей уровня воспитанности учащихся с целью своевременного внесения необходимых корректив в учебно-воспитательный процесс; в пятых, взаимодействиями субъектов воспитания, согласованностью и скоординированностью их воспитательных воздействий на учащихся.

Полученные нами результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и эффективность разработанных педагогических условий формирования у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ многозначной проблемы изучения ценностей. Дальнейшее ее исследование может быть направлено на влияние социокультурных условий в формировании ценностей, специфику этого процесса применительно к школьникам разных возрастов и т.д.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Джашакуев, Владимир Магометович, Карачаевск

1. Абазины. Историко-этнографический очерк. - Черкесск, 1989. - 235 с.

2. Абдулжалилов Ф.А. Хорошая примета. Повести. Черкесск, 1962. -204 с.

3. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. - 335 с.

4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.-688 с.

5. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. - 200 с.

6. Айгумова З.И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия. -Дисс. канд. псих. наук. М., 1997. - С. 54 - 56.

7. Акбашев А.Х. Отражение народной педагогики в литературе (Краткий психолого-педагогический анализ) Черкесск, 1994. - 14 с.

8. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968.

9. Алиев И.И. «Умом Россию не понять» . или в поисках общенациональной идеи. Черкесск, 1995. - С. 4-5.

10. Алиев У. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991.-318 с.

11. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981. - 64 с.

12. Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников (На материале сельской школы) / Дисс.канд. пед. Наук. -М., 1999.

13. Аппаев Х.А. Черный сундук / Роман на карачаевском языке. Черкесск, 1986.-323 с.

14. Арабов И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. -Душанбе: Дониш, 1991. 255 с.

15. Арабов И. А. Научно-педагогические основы функционирования S регионально-этнической культуры в учебно-воспитательных системах//

16. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997,- С. 15.

17. Арабов И.А. Нравственная подготовка старшеклассников к семейной жизни /на опыте совместной работы пед.коллективов и родителей Таджикской ССР/ Автореф. дис. канд.пед. наук. - М.,1979 - 20 с.

18. Арабов И. А. Основные принципы формирования регионально-% национального компонента образования // В сб. Культурологическийподход в образовании: Материалы II региональной научно-практической конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - С. 8-22.

19. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - С. 19, 78.

20. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (Культурологический аспект), Карачаевск :КЧГПУ, 1999. С. 25.21 .Архангельский J1.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. - 64 с.

21. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Из-во МГУ, 1990. -367с.

22. Асылханова Г.Ж. Развитие национальной культуры в школьном образовании. Дисс. .канд. социол. наук. - М., 1993. - С. 23 - 27.

23. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1997. - 86 с.

24. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных ^ отношений в процессе воспитания. Дисс. . канд. пед. наук. - М.,1995.-С. 59.

25. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 182 с.

26. Байкулов А.-К. П. Победа. Черкесск, 1958. - 79 с.

27. Байкулов Д. Избранные произведения. Черкесск, 1959. - 125 с.

28. Байрамукова X. Залихат / Поэма. Черкесск, 1963. - 122 с.

29. Байчеккуева Н.Х. Научно-педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе (На примере подготовки учителей в Кабардино-Балкарии) Дисс. канд. пед. наук. М., 1995. С. 72.

30. Байчорова Р.И. прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни (на материале Карачаево Черкесии) // Автореферат . канд. пед наук. М., 1991.

31. Баллер З.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.- 225 с.

32. Баллер З.А., Злобин Н.С. Культура. Творчество. Человек. М.: молодая гвардия, 1970. - С.50.

33. Батчаев М.Х. Быть человеком / Повести, рассказы. Новеллы. М., 1987.

34. Батчаев М.Х. серебряный дед / Повести и рассказы. М.: Современник, 1975.

35. Батчаева Х.Х.-М. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников // Автореферат . канд. пед. наук. Казань, 1992.

36. Батчаева Х.Х.-М, Узденова М.М. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики. Монография. -Карачаевск: КЧГПУ, 1999. 145 с.

37. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. - 216 с.

38. Белинский В.Г. О детских книгах // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - С. 84.41 .Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998, № 3. С. 30 - 35.

39. Бентовский И. Статистика населенных мест и поземельной собственности Ставропольской губернии. Ставрополь, 1988. - С. 118.

40. Библер B.C. Нравственность. Культура.Современность. М.: Знание, 1990,- 64 с.

41. Биттирова Т., Габаева А. Пожелания, легенды о нартах, сказки, песни, загадки. / Хрестоматия по карачаево-балкарскому народу. Нальчик, 1997.-343 с.

42. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь: кн. изд-во, 1992. -740 с.

43. Богатырев Х.У. За Родину (воспоминания) Черкесск, 1963.

44. Большая Советская энциклопедия / Под ред. А.И. Прохорова. Третье изд-е. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 13. - С. 594.

45. Большая Советская энциклопедия / Под ред. А. И. Прохорова. Третье изд-е. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т.30. - С. 298.

46. Борлаков Ю.А. Воспитанность. Честь и совесть. Традиция. -Карачаевск, 1998.-С. 134.

47. Боташева Х.Х. Межпоколенные отношения в современных условиях. Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. / Алиевские чтения. Тезисы докладов. -Карачаевск, 1998.-С. 171.

48. Бромлей Ю.В. Очерки советского этноса. М.: Мысль, 1983. - 412 с.

49. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 280 с.

50. Бурова-Илиева М.И. Ценностные ориентации и их роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей. Дисс.канд. пед. наук. -М, 1992. С. 62-63.

51. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора. СПб, 1998.-С. 111.

52. Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика, 1997, №2. -С.З 8.

53. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. 144 с.

54. Вендровская Р.Б. Сорока-Росинский В.Н. Проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996, № 3 -с. 75-81.

55. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование, 1994, № 4. -С. 68.

56. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития. -М.: Просвещение, 1993. 45 с.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.61 .Выготский А.С. Педология школьного возраста. — М., 1988. С. 6 - 7.

58. Газета «Карачаево-Балкарский мир», №2, июль 2001.

59. Газета «Къарачай», №5 от 17.01.2001. С.З.

60. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально смешанных детей. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 1993. -С. 13.

61. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе / На материале школ Карачаево-Черкесии. -Черкесск, КЧРИПКРО, 1996. 152 с.

62. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1991.- 158 с.

63. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971.

64. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 1990, №8. С. 30 - 34.

65. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974. 148 с.

66. Гуртуева М.Б. Народная педагогика молодому учителю. Карачаевск, 1999.-160 с.

67. Гуртуева М. Б. Этнопедагогика карачаево балкарского народа (в связи с общностью традиционных педагогических культур Северного Кавказа) - Нальчик, 1997. 250 с.

68. Гурьянова М.П. Сельская семья и общество // Педагогика, 1995. №. С. 14-19.

69. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997, №1. - С. 70.

70. Джанибекова Э.Х., Каптерев П.Ф. как историк педагогики. / Монография. Под ред. Проф. В.В. Макаева. Пятигорск: ПГЛУ, 2001. -203 с.

71. Джуккаева Б.Ю. Юй- йюдеги // Карачай, октябрь 1990.

72. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура Карачаево-Балкарского народа. -Нальчик, 1997. -С.З.

73. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., Интерфакс, 1994.-С. 166, 203 -204,67.

74. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991,- 253 с

75. Ильин B.C. формирование личности школьника: целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.

76. Ильин И.А. О семье. Собр. Соч. Т.1. - М.: Русская книга, 1993. -С.142.

77. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1991. - С.8, 55.

78. Каган М.С. О философском понимании ценности // Вестник Ленинградского университета. Серия 6, 1987, вып. 3. 50 с.

79. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова и др. М.: Политиздат, 1985. - 223 с.

80. Калмыков И.Х. Черкесы / историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.-343 с.

81. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев A.M. ногайцы. Черкесск, 1988.- 232 с.

82. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

83. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -М.: Наука, 1966. -319 с.

84. Караева А.И., Борлакова Д.Б. Карачаевская литература. Хрестоматия /Для II кл. Черкесск, 1994.

85. Караева А.И., Борлакова Д.Б. учебник хрестоматия по карачаевской литературе для 10 класса. - Черкесск, 1987.

86. Караева А.И., Текеева Т.М., Хапаев З.Х. Карачаевская литература. Хрестоматия для 10 кл. Черкесск, 1996.

87. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. - 343 с.

88. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основы целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993. - 80 с.

89. Карачаево Черкесская республика в 1990-1996 гг. Статистический сборник, - Черкесск: КЧРУС, 1997.

90. Карачаево-балкарско-русский словарь/Под ред. Э.Р. Теншиева и Х.И. Суюнчева. М.: Русский язык, 1989. - С. 269, 706, 739.

91. Карачаевская литература. Хрестоматия для 9 кл. / Составители: Караева А.И., Борлакова Д.Б., Хапаева З.Х. Черкесск, 1989.

92. Карачаевские народные песни / Составители Гочияева С.А., Ортабаева Р.А.-К. Сюйюнчева Х.И. М., 1969.

93. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. -С.86.

94. Керашев Т. Куко. Роман. Майкоп. Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1977. - С. 12 - 28.

95. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. Дисс. док.пед. наук. - JL, 1991.

96. Книпович Е. Романы А. Фадеева «Разгром» и «Молодая гвардия». -М., 1973. С. 44.

97. Ковалев С.В. Психология современной семьи. / Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - С. 102.

98. Койчуев А. Д. Славные сыны Карачая. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. С. 81 -83.

99. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе. Дисс. . канд. пед. наук. -Карачаевск, 2000. - С. 75.

100. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево Черкесии. - Черкесск, 1994.

101. Коменский Я.А., Локк Д. И др. Педагогическое наследие. М.: Педагогика. 1988. - 416 с.

102. Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. -198 с.1 10. Корнюшкин Н.П. Разработка региональной концепции образования: Теоретические проблемы и технология внедрения. Дисс. . канд. пед. наук. - Саратов, 1994. - 260 с.

103. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа.-М., 1961.-260 с.

104. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. М., 1996. -328 с.

105. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. и др. Педагогическая диагностика. -Минск: Нар. Асвета, 1987. 223 с.

106. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. 165 с.1 15. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 5. М., 1959. - С. 77.1 16. Кубанов Д. Два времени. Книга 3.- Ставрополь, 1968, 256 с.

107. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978. -С. 19.

108. Лайпанов С.З. Сын Карачая, герой Белоруссии. / Очерк на карач. Языке. Ставрополь, 1964. - 174 с.

109. Лебедева О-В. использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1992. -С. 38.

110. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т. 1. М.: Правда, 1988. - С. 554.

111. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1990. - С. 78 - 79.

112. Малыгина И.В. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания / Автореферат дисс.канд.философ.наук. М., 1993. - С. 16.

113. Мамхегова Р.А. Этническое воспитание. Нальчик, Эльбрус, 1996. -112 с.

114. Матросов JI.B. Тревоги и надежды высшей школы России // Педагогика, 1995, № 3. С. 4.

115. Мафедзев С.X. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX начале XX века. - Нальчик: Эльбрус, 1984. - 172 с.

116. Методика исследования взаимодействия школы, семьи и общественности и воспитании учащихся. Сост. Низова A.M.- М., 1976.

117. Мид М. Культура и мир детства. М.: Прогресс, 1988.-С. 42.

118. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв. Важнейшие этногенетические аспекты. Нальчик: Нарт, 1991. - 192 с.

119. Мир культуры. Нальчик: Эльбрус, 1990 - 208 е.: ил.

120. Мубинова З.Ф. Воспитание народного самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе. -Дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1988. - С.17, 41 -42.

121. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих.-М., 1990.- 192 с.

122. Мукаева О.Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей // Советская педагогика, 1987. - №2. - С.77-79.

123. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1990.

124. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.-С. 153, 170, 183.

125. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / учебник для студентов вузов. М.: Академия. -С. 422 -425.

126. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе. Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. С. 36 - 37.

127. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура / Учебное пособие для 10-11 классов. Под ред. док. фил. наук В.Ш. Нахушева. -Черкесск, 1998. 541 с.

128. Нарты. / Под ред. В. Меремкулова. Абазинский народный эпос. -1975.

129. Нарты. Адыгский героический эпос. М., 1974. - 415 с.

130. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1994. - 656 с.

131. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, №4. С. 3 - 8.

132. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, №3. С. 3-10.

133. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. // Российская газета, 1996.

134. Ортабаева Р. А.-К. Карачаево-балкарские народные песни. Традиционное наследие. Черкесск. 1977.

135. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарский эпос. М., 1994.

136. Ортабаева Р.А.-К. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. - С.8.

137. Паллас П.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях. Нальчик, 1974. - С. 22 - 26.

138. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. Т.З -М., 1965.

139. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. -М.: Знание, 1971. 78 с.

140. Першиц А.И. Возможен ли формальный подход к социальным ценностям этнической культуры. Этнические исследования развития культуры. М„ 1985. - С. 54.

141. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия почитание старших. -М.: Просвещение, 1978.

142. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 254 с.

143. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. - 286 с.

144. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учебн. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996. -432с.

145. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. / Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск, 1990. - 366 с.

146. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 372 - 379.

147. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям // Воспитание школьников. 1990, № 2. - С. 2-8.

148. Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии / Под ред. Кобычева Р.П. Черкесск, 1980. - 184 с.

149. Программа курса «История, культура и литература народов Карачаево-Черкесии». Черкесск, 1990. - С.4.

150. Программы по карачаевскому языку и литературе для 5-11 классов. Черкесск, 2000. - 107 с.

151. Равкии З.И. Развитие образования в России: Новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика, 1995. №5. - С. 87-90.

152. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии. М., 1920. -С. 393.

153. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959. -С. 141.

154. Сагатовский В.Н., Сагатовский Л.Г. Духовные ценности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев, 1981. -48 с.

155. Садовский Н.А. Национально-региональные аспекты обновления содержания образования и особенности совершенствования процесса обучения в школе республики Коми. Автореферат дисс. канд. пед. наук. -М., 1994.-20 с.

156. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск, 1998. - 199 с.

157. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. Майкоп, 2000. - С. 10, 150.

158. Семенов С.Х. Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Черкесск, 1994.

159. Семыкина Г. Куда идем? // Народное образование, 1994, №7. С. 56.

160. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. - 265 с.

161. Сказания о нартах. Эпос народов Кавказа. М., 1969. - 547 с.

162. Скаткин М.Н Методология и методика педагогических исследований: (в помощь начинающему исследователю) М.: Педагогика, 1986. - 152 с.

163. Словарь иностранных слов. / Издание 10-е, стереотипное. М.: Русский язык, 1983. - С. 422.

164. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 1983. - 24 с.

165. Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Вып.III. Сборник научных трудов. Черкесск, 1990.

166. Соколова Р.И. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль, 1994, № 4. 64 с.

167. Супрунова J1.J1. Проблемы этнорегиональных исследований в сравнительной педагогике // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвуз. Науч. конф-ции. -Карачаевск: КЧГПУ, 1997. С. 54-63.

168. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1985.-С.7.

169. Сысоев В.М. Карачай // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 43. 1913.

170. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура воспитания учащегося. М., 1992. - 47 с.

171. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика, 1999, № 2. С. 30-35.

172. Танхосаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии. Автореферат дисс. канд пед. наук. - М., 1980. - 16 с.

173. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М.: Наука, 1989. - С. 447.

174. Тоидис В.П. Семья как базовое пространство воспроизводства и трансляции этнонациональной идентичности. Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ. / Тезисы докладов. Карачаевск, 1998. - С. 194.

175. Тоидис В.П. Этнонацииональное самосознание как феномен культуры. Монография. - Карачаевск, 1999. - С. 180.

176. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1978. - 175 с.

177. Тудупова Т.Ц. Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка. Дисс. . канд. псих. наук. - М., 1997. - С. 42.

178. Тхайцухов Б. Горсть земли. Роман, повесть, рассказы. Черкесск, 1993,- 381 с.

179. Тхайцухов Б. Слово о земле. М., 1979.

180. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 г.) Пятигорск, 1994. - 136с.

181. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / Собрание соч., Т. 2, М.-Л., 1998. С. 161.

182. Фишер М.И. Школьное время: цикличность против линейности // Педагогика, 1999, № 1. С. 110 115.

183. Хабичева-Боташева. Озарение души. Черкесск, 1985. - С. 295.

184. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальной школы // В кн.: Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып. 2. Казань, 1976.

185. Харламов И.Ф. Педагогика. / Учебное пособие. М.: Просвещение, 1999. - С. 453.

186. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни. Мораль. Воспитание. М.: Политиздат, 1977. - 143 с.

187. Хинтибидзе А. Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики // В кн.: Из истории народного образования Адыгеи. Ростов - на - Дону, 1975.

188. Холаев А. Балкарские пословицы и поговорки. Нальчик, 1982. - С. 188.

189. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкесии / Под ред. Г.М. Гогоберидзе. Черкесск, 1995. - С. 13.

190. Хубиев О.А. Аманат. Роман. Черкесск, 1990.

191. Чикатуев М. Сердце абазашты: стихи / Перевод с абазинского Д. Голубкова. М.: советский писатель, 1964. - 77 с.

192. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Сев. Кавказа // Вопросы национальной психологии. -Черкесск, 1972. С. 85 - 126.

193. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность законов об образовании республик субъектов Российской Федерации// Вестник СГПУ. Вып. 3. - Ставрополь: СПГУ, 1995. - С. 59 - 66.

194. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. - 173 с.

195. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей основа всестороннего гармонического развития личности //Формирование потребностей школьников. - Новосибирск. 1966. - С. 23 - 80.

196. Шиянов Е.Н. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитания личности // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалымежвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - С. 18 - 27.

197. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Адыгейское отделение Краснодар, кн. изд-ва. - Майкоп, 1989. - 336 с.

198. Эбзеев Ш.А. Огъурлу. Черкесск, 1990. - 128 с.

199. Этническая группа в современном советском городе. JI.: Наука, 1987. -С. 174.

200. Этнопедагогика /Программа и методические рекомендации/ Составители: И.А. Арабов, X. Х.-М. Батчаева. Карачаевск: КЧГПУ. 1995. - 51 с.

201. Этносоциальные проблемы города. М.: наука, 1986. - 286 с.

202. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. - С. 47.

203. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. - 328 с.