автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Г. М. Цаголов - видный просветитель-педагог северокавказских народов конца XIX - первой трети ХХ веков
- Автор научной работы
- Цораева, Фатима Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Г. М. Цаголов - видный просветитель-педагог северокавказских народов конца XIX - первой трети ХХ веков"
СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ^ ^ ц им. К.Л. Хетагурова
г* * * 1
V.
На правах рукописи
ЦОРАЕВА ФАТИМА НИКОЛАЕВНА
Г.М. ЦАГОЛОВ - ВВДНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
13.00.01 - Общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Владикавказ 1999
Работа выполнена на кафедре педагогики Северо-Осетин-ского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор ХАТАЕВ Е.Е. Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор УЗДЕНОВА С.Б. кандидат педагогических наук ТТОГОЕЯА З.И
Ведущая организация: кафедра педагогики Кабардино-Балкарского университета
Защита состоится £9 к и 1999 года в часов на заседании диссертационного Совета К 064.37.04. по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - Общая педагогика при СевероОсетинском государственном университете им. К. Л. Хета1урова по адресу 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46. корпус №4, ауд. 154.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета
Автореферат разослан ¿7 ноября 1999 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета, • кандидат педагогических наук,
доцент У/К? "" Н.М. Мкртычева
I. Общая характеристика исследования Актуальность проблемы. Изучение педагогического гаследия прошлого, в частности, народов нашей шогонациональной страны и Кавказа, имеет важное научно-фактическое значение для совершенствования современной истемы школьного образования и всесторонней подготовки юдрастающих поколений к жизни, к труду. Достижения нашей цколы являются результатом длительного развития и [едашшческой мысли, воспитательного опыта и критического освоения молодежью духовных ценностей, накопленных ысячелетиями предшествующими поколениями.
Особенное значение для совершенствования современной :авказской народной школы имеет изучение педагогических идей ыдающихся представителей народной интеллигенции - писателей, [росветигелей, публицистов и педагогов северокавказских народов, 'ешение этой задачи способствовало бы более углубленному [зучению не только прогрессивно-педагогической, но и •бщественно-политичесюой мысли этих народов.
В наши дни становится все более очевидным, что овременная школа не может отрываться от своих национальных :орней, а призвана более полно изучать богатейший оспитательный опыт прошлых поколений своего народа. Школа ;олжна постоянно возвращаться к первозданным природным орням духовной жизни своего и других народов, отраженной и в огатом творческом наследии его лучших представителей -оисателей, педагогов, просветителей, публицистов.
Ссшдня нужен лиалог современности с прошлым, нужны бъективные подходы к оценке значимого прошлого для
современности, нужна связь времен, определяющая те проблемы про с ветите л ь ско-педа го гиче с ко ю движения народов Северного Кавказа, которые наиболее актуальны и в наши дни.
Для воссоздания более целостной картины развития школы и просвещения народов Северного Кавказа большое значение имеют не только историко-этнографические работы дореволюционных и советских авторов, но и выступления в печати видных народных просветителей рассматриваемого периода, одним из которых яьлаехся и Г.М. Цаголои.
Литературное творчество писателя изучено хорошо: этому вопросу посвящено диссертационное исследование кандидата исторических наук Г.Т. Дзагуровой "Общественно-политические и историческое взгляды Г.М. Цаголова", (Тбилиси, 1976), очерки и статьи профессора М.С. Тотоева, З.К Семеновой и других ученых Северо-Кавказского региона. Однако в очерках и статьях этих авторов педагогические воззрения писателя-просветителя не являются предметом специального изучения: о них на книжных полках нет ни одной опубликованной работы. До сих пор нет также ни одной защищенной диссертации по рассматриваемой проблеме. Таким образом, до сих пор проблема остается не изученной.
Между тем, Г.М. Цаголов, будучи видным представителем прогрессивной северокавказской интеллигенции конца XIX - начала XX вв., критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, особенно его консервативных кругов, стремившихся сделать приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.
Просветитель-педагог осуждал порочные стороны
деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, был тротив бессмысленного зазубривания учебного материала, фитиковал отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к проблемам воспитания и обучения детей и подростков.
Педагогические воззрения Г.М. Цаголова, адекватные прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли рассматриваемого периода, выдвигались им с позиций неимущих ;ословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.
Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - первой трети XX веков.
Предмет исследования - научно-просветительская и педагогическая деятельность Г.М. Цаголова.,
Проблема исследования - особенности научно-просветительской и педагогической деятельности Г.М. Цаголова, обусловленные характером общественно-педагогического движения народов северокавказского региона.
Цель исследования - выявление вклада Г.М. Цаголова в развитие научно-просветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа в рассматриваемый период.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
• - показать этапы научно-просветительской и педагогической деятельности Г.М. Цаголова на Северном Кавказе;
- выявить факторы формирования демократически-просветительских идей Г.М. Цаголова;
- охарактеризовать оощественно-педагогическое движение на Северном Кавказе и участие в нем Г.М. Цаголова;
- рассмотреть общепедагогические идеи просветителя-педагога;
- проанализировать основные дидактические положения Г.М. Цаголова;
- выявить отношение Г.М. Цаголова к роли русского и родного языков в школьном обучении;
- показать вклад педагога-просветителя в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов;
- на основе историко-педагошческого анализа и обобщения исследуемого процесса обосновать научно-практическую значимость выводов и положений диссертации для современной национальной народной шюолы и практики вузовского обучения.
Методологические основы исследования
Автор взял на вооружение идеи плюрализма философских и гносеологических подходов в оценке педагогических теорий и концепций. Он руководствовался философскими положениями о социально-исторической обусловленности характера воспитания и деятельности народных просветителей и педагогов, о критическом и бережном отношении к культурному наследию прошлого.
В работе использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- изучение архивных материалов;
- теоретический анализ историко-иедагогических, этнографических, философских и лингвистических источников;
- изучение первоисточников, их сравнительно-
сопоставительный анализ и синтез;
- изучение и анализ государственных документов (положении) об учебной части на Кавказе;
- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов об истории школы и просветительском движении народов Северо-Кавказского региона.
Источниковую базу исследования составляют труды Г.М. Цаголова. материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинскош института гуманитарных и социологических исследований (фонды -11; 30: 33 Г.М. Цаголов), Центрального архива Республики Северная Осетия - Алания (фонды 11; 12; 24: 123; 130; 147; 148), публикации различных авторов, материалы периодической печати. Впервые введены в научный оборот новые материалы: найдены рукописи просветительских, историко-педагогических и этнографических очерков и статей Г.М. Цаголова: "Воспоминания", "Учительская семинария в г. Владикавказе", "Сельское хозяйство и церковно-приходские школы", "Вскользь", "Осетинская письменность" и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- изучена и приведена в систему научная биография Г.М. Цаголова;
- раскрыты его просветительско-демократические идеи, отчасти - революционно-демократические взгляды на школу и общество;
- проанализированы обще педагогические и подлинно гуманистические идеи Г.М. Цаголова как публициста-педагога;
- исследованы его взгляды на идеал, цель и задачи
воспитания, на ведущие факторы формирования личности школьника и учителя;
- проанализированы и обобщены исследованные в его работах желательные для горцев типы образовательных учреждений, формы и методы обучения;
- охарактеризованы средства и методы воспитания, показан вклад Г.М. Цаголова в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов и историго-педагогоческой науки.
Практическая значимость исследования
Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы для написания учебных пособий по истории педагогики.
Фактические материалы и теоретические положения автора могут быть использованы в процессе обучения в современной северокавказской народной школе и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров. Они расширяют научные представления студенческой и аспирантской аудиторий о педагогической мысли северокавказских народов и наиболее видных просветителях-педагогах этого региона.
Достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Решающим фактором формирования прогрессивно-демократического мировоззрения Г.М. Цаголова стали влияние передовой педагогики России, освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в конце XIX и начале XX
века;
2. Для формирования прогрессивных педагогических воззрений Г.М. Цаголова решающее значение имели, в особенности, педагогические идеи К.Д Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого и других выдающихся представителей русской демократической педагогики XIX века.
(В своей деятельности Г.М. Цаголов, как просветитель-педагог и публицист всегда исходил из интересов интернациональной дружбы и солидарности между народами России и Северного Кавказа);
3. В трудах, очерках и статьях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, Г.М. Цаголов изобличал произвол, учиняемый помещиками и чиновниками Кавказской администрации над простыми тружениками, защищал их духовные (школьные) интересы;
4. Г.М. Цаголов отстаивал идею о необходимости создания для горцев общедемократической школы, в которой преподавание шло бы на родном и русском языках. Писатель-педагог выступал против оторванности школы от жизни, от народа;
5. В своей педагогической публицистике он показывал засилье православного и мусульманскою духовенства в школьных делах, вскрывал сущность антипедагошческих методов работы законослужителей, осуждал догматизм и схоластику в обучении и отстаивал активные методы работы учителя.
6. Г.М. Цаголов много писал о тяге горцев к свету, к знанию, но, вместе с тем, он выступал против устаревших обычаев и традиций, мешавших в жизни людей.
7. Г.М. Цашлов критиковал просветительскую политику' правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности простых горцев, и была на страже интересов имущих граждан;
8. Для начального периода обучения горских народов Г.М. Цаголов намечал широкую образовательную программу, предусматривающую изучение горцами как родного и русского языков, так и арифметику, историю, письмоводство и ряд жи^нскно-важпих сельскохозяйственных и ремесленных профессий. Важнейшим условием успешного школьного обучения Цаголов Г.М. считал совершенствование системы психолого-педагошчесной подготовки учительских кадров.
II. Основное содержание работы
Первая глава исследования "Жизнь и мировоззрение Г.М. Цашлова" состоит из трех параграфов. В ней раскрываются истоки просветшельской деятельности Г.М. Цаголова (1871-1939 гг.) -выдающегося публициста, поэта и педагога северокавказских народов. Обучался Г.М. Цаголов в одноклассной школе селения Христиановское, а затем в Моздокском духовном училище (18791885 гг.), в котором царила атмосфера натравливания учащихся друг на друга. Формализм и зубрежка, - основные качества, которые характеризовали процесс обучения, а также методы воспитания унижающие воспитанников, не способствовали развитию интереса к учению. Из училища юноша вынес отвращение к подобным порядкам, установленным духовно-учебным ведомством Кавказа1.
Безрадостными были и годы учения Г.М. Цаголова, проведенные в Ставропольской (Кавказской) духовной семинарии, которая готовила попов и дьячков. Воспитанники были недовольны
остановкой обучения в семинарии. Догматизм и формализм бучения, лицемерие и бюрократизм педагогов, методы о лицейского сыска - все это обнаружило ненависть к :тановленным порядкам и вызвало волнения студентов в гминарии, о которых впоследствии писатель напишет в своем омане "В Болотинске"2. В затхлой и угнетающей атмосфере данственным спасением юноши было чтение художестве! гной и третной литературы, но возможности самообразования были граничены, т.к. ходить в городскую библиотеку семинаристам отрешалось. За чтение запрещенной литературы Г.М. Цаголов был сключен из семинарии, а сокурсники отвернулись от него, не ыразили сочувствие, не помогли ему в трудную минуту3.
Так начался трудный период самостоятельной жизни исателя, так как ему, кроме себя, нужно было содержать рестарелых родителей. Он работает чернорабочим на шоссейной ороге, учетчиком, рабочим на содовом заводе.
Г.М. Цаголов возненавидел духовную службу, став зидетелем мошенничества священнослужителей; он был, как и иллионы рабочих, объектом эксплуатации со стороны богатеев, [родолжив свои занятия по программам Московской комиссии по рганизации домашнего чтения, он изучил курсы наук бщественно-политического цикла и статистики4.
Конец 80-х годов XIX столетия стал началом росветительско-публицистической деятельности Г.М. Цаголова. татьи и выступления писателя и педагога "Просвещение горцев", Вольные школы в Осетии", "Странный взгляд", "Учительская гмтшария во Владикавказе", "Сеятели просвещения среди горцев" другие печатались во многих изданиях России и Кавказа. В них
поднимались самые животрепещущие проблемы.
В своих статьях автор высказывал подлинно революционные мысли о воспитании и образовании горцев; ею публицистическая деятельность носила прогрессивно-демократический характер. Именно поэтому царская охранка взяла его на учет с характеристикой "крамольный публицист"5.
Анализ публицистических произведений Г.М. Цаголова позволяет сделать вывод о том, что он становится крупным деятеле;,; хсультуры и просвещения северокавказских народов, он пламенно и искренне, пользуясь эзоповским языком, защищает интересы обездоленных горцев: газета казалась ему "если не единственным, то, во всяком случае, одним из лучших мест, где можно было бы во всеуслышанье высказаться против зла и неправды жизни" ..." Меня сжигал неугасимый огонь желаний говорить о зле и неправде жизни, бороться против них"6.
Он неплохо овладел качествами, необходимыми для писателя, работающего в условиях царской цензуры - гибкостью, осторожностью, изобретательностью и сумел правдиво показать беспросветную жизнь горца. О вопросах горского просвещения Г.М. Цаголов пишет в статьях "Народное образование". "Вольные школы в Осетии" и многих других. Он писал о далеко не высоком профессиональном уровне сельских учителей, о плачевном состоянии народного просвещения вообще и сумел заострить внимание передовой общественности на необходимости неотложного решения школьных проблем7.
Не менее остро вышеуказанные вопросы ставились в прозаических и стихотворных произведениях Г.М. Цаголова. Он считал главной причиной печальной доли горца вопиющую
социальную несправедливость и полное бесправие бедняка перед лицом власть имущих. В стихотворении "Рассказ дигорца,: овдовевшая мать решает расстаться с жизнью, так как не можеа прокормить сына; она посылает проклятье миру лжи, где сосуществуют роскошь и нищета:
О, будь ты проклят, белый свет. Где жизнь - один лишь ряд страданий, Где вера мрет в пучине бед, Где гибнут наши упованья!
О тяжелой доле женщины, которую автор мечтает увидеть эмансипированной,"говорится в стихотворениях "Невесте-осетинке", "Женщине" и других. Он верит, что наступит время, когда женщина горянка освободится от векового рабства; но добиться свободы горцы мо1уг только одним путем - путем борьбы с угнетателями за свои права. Поэтому в стихотворении "Месть певца" народный сказитель Кудайнат прямо призывает горца к открытому восстанию:
К борьбе зову тебя. Живи одной лишь местью. Добудь ты все себе, добудь, иль ... погибай... Ужели кто-нибудь средь нас сейчас найдется, Кто б не шпал любви к свободе золотой, Кто под ярмом раба с покорностью согнется8 Г.М Цаголов восторженно воспринимает весть о падении царского самодержавия и победу Октябрьской революции.
В своем творчестве Г.М. Цаголов изображает народ и его врагов, ставит очень остро вопросы о том, как жить дальше. И всей своей поэзией он показывает единственный путь разрешения социального конфликта - борьбу народа за свои права9.
Вторая глава "Отражение в творчестве Г.М. Цаголова демократических тенденций горского просветительства" включает в себя три параграфа. В этой главе исследуются особенности общественно-политической и педагогической мысли народов Северного Кавказа в пореформенный период которые заключались в том, что у некоторых народов указанного региона (осетин, ингушей, балкарцев) это движение развернулось раньше, чем у других. Общественно-политическая и педагогическая мысль позже сформировалась у кабардинце:;, адыгейцев, карачаевцев и других горских народов10.
Для Г.М. Цаголова как выдающегося представителя общественно-политической и педагогической мысли северокавказских народов были характерны следующие черты: он ратовал за национально-духовное развитие этих народов на основе передовой русской и европейской цивилизации, за рост их национального самосознания.
Г.М. Цаголов и другие выдающиеся горские просветители и педагоги (А. Гассиев, К. Хетагуров, X. Уруймагов и другие) были приверженцами сближения горцев с передовой демократической Россией, с ее культурой, видели в этом сближении единственную возможность для прогрессивного развития их духовного и материального потенциала.
Г.М. Цаголов большое значение придавал пропаганде достижений педагогической науки Запада и России среди педагогической общественности и населения Северного Кавказа, защищал гражданские и духовные интересы горцев11.
Просветитель-писатель выступал против средневековых варварских обычаев - кровной мести, калыма, купли и продажи
тевушек, тормозящих прогрессивное развитие горцев. Он боролся ?а их просвещение и светское образование12.
По своей направленности общественно-политическое и педагогическое движение горцев конца XIX - начала XX веков было неоднородным. В нем определились феодально-клерикальное, прогрессивно-демократическое и социал-демократическое течения, представители которых отстаивали свои идейные платформы по школьным вопросам. При этом верх брали идеи прогрессивно-цемократического и социал-демократического направлений. В противовес феодальному течению и проповедям православно-миссионерского просвещения сторонники демократизации образования во главе с Коста Хетагуровым и Г.М. Цаголовым требовали развития системы министерских, народных школ, внедрения в практику активных методов обучения, улучшения материального и морально-правового положения учителя.
Общественно-педагошческое движение было направлено также и против противоречивой школьной политики правительства на Кавказе, которая создавала особые образовательные привилегии для имущих слоев населения, тем самым сохраняла сословные пережитки в системе школьного образования, а это не всегда отвечало интересам капиталистического пути развития Кавказа. Здесь ощущалась острая нехватка школ и квалифицированных педагогов13.
В целом же вторая половина XIX века стала важнейшей вехой в истории образования в регионе, повлекшей за собой более быстрое развитие школ по сравнению с дореформенным периодом. Однако школа еще далеко не отвечала возросшим требованиям времени и потребностям местного населения, и предстояло сделать
еще многое, чтобы решить эту важнейшую задачу. Правительство же проводило политику унификации кавказской школы со школами внутренних губерний России без учета местных особенностей.
Во второй половине XIX столетия на Северном Кавказе появились церковно-приходские, мужские, женские, специальные школы, а также школы грамоты, воскресные и вечерние школы для взрослых. Обществом православного христианства открывались здесь духовные училища и семинарии, а также средние педашшческис учебные заведения14.
В 70-80-х годах в школах устанавливается надзор над деятельностью народных учителей, изучение горских языков и проведение учительских съездов запрещается. В годы реакции стали закрываться и те немногочисленные женские школы, которые были открыты в разных местах Северного Кавказа.
Г.М. Цаголов и другие лучшие представители прогрессивной северокавказской интеллигенции конца XIX -начала XX веков критиковали школьную политику правительства на Кавказе, стремящегося сделать приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения, что не отвечало его школьным интересам.
Г.М. Цаголов осуждал порочные стороны деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубриватше учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к проблемам воспитания и обучения детей15.
Педагогические идеи Г.М. Цаголова были адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли Запада и Росыш, выдвигались с позиций защиты интересов простых людей
и поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.
Педагогические взгляды Г.М. Цаголова обусловливались его демократическими взглядами на школ)', на просвещение и полностью отвечали стремлениям и чаяниям горцев в их борьбе за подлинно демократическую школу. В своих трудах он обличает сущность просветительской политики царизма на Кавказе, вскрывает пороки современной ему системы образованш и требует для народа общедоступной и демократической школы.
В выступлениях Г.М. Цаголова показано стремление народа к знанию и отсутствие для этого необходимых условий. Он указывает, что из-за острой нехватки школ две трети горских детей нередко остаются неохваченными обучением. По его свидетельству, это вынуждало население искать другие пути и средства для приобретения знаний, открывать на свои средства частные школы, приглашать домашних учителей и т.д.16.
В творчестве Г.М. Цаголова с достаточной полнотой отразились его педагогические идеи, а именно: вопросы воспитания, образования и обучения горцев. В своих статьях писатель говорит об огромной тяге горцев к овладению жизненно важными знаниями и об отсутствии у них для этого необходимых условий17.
Многие из публикуемых писателем-просветителем статей явились плодом полемики на страницах периодической печати по вопросам воспитания и образования молодежи. Здесь обсуждались вопросы как учебно-образовательного характера, так и совершенствования системы народного просвещения, а также проблемы психолого-педагогической подготовки учительских
кадров18.
В третьей главе "Педагогическая публицистика Г.М. Цаголова" основное внимание уделяется анализу просветительско-педагогических воззрений Г.М. Цаголова, который подвергал резкой критике порочные стороны деятельности всех дореволюционных школ и, в частности учебных заведений духовного ведомства. Всю вину писатель возлагает на недальновидную просветительскую политику царского правительства па Кавказе, на бездушно-бюрократическое отношение его чиновников к духовным запросам местного населения, ввиду чего уровень грамотности среди горцев был крайне низким.
Например, в начале XX столетия среди осетин, которые отличались особым усердием и тягой к знаниям, уровень грамотности не превышал 8 %. И то, этот показатель характерен был только для плоскостной Осетии, в горной же части ее школ было еще меньше19.
Демократический характер педагогических воззрений Г.М. Цаголова был обусловлен еш демократическим мировоззрением и отвечал стремлениям и чаяниям горцев в их борьбе за подлинно народную школу. Выступления писателя в печати отвечали желаниям горцев развивать у себя подлинно народную школу и подлинно демократическую систему народного просвещения. В своей педагогической публицистике он говорит о тяге народа к знанию и об отсутствии для ее реализации у него элементарных условий.
На страницах газет писатель поднимал злободневные проблемы воспитания и обучения молодежи, вопросы о порочном
стиле и антипедагогических методах работы духовных школ. Писатель рзтовал за внедрение в практику активных методов обучения, за развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Он подчеркивал необходимость расширения сети правительственных и женских школ, говорил о необходимости усиления связи школы с жизнью, совершенствовании продуманной системы подготовки учителей. Эти требования писателя полностью отвечали чаяниям и школьным нуждам горцев Северного Кавказа.
Г.М. Цаголов требовал от учебного ведомства края замены церковно-приходских школ министерскими, учреждения для горцев средних учебных заведений, повышения качества подготовки учительских кадров, ведения обучения на родном языке и т.д.
Педагогические идеи Г.М. Цаголова оказали большое влияние на развитие общественно-педагогической мысли народов Северного Кавказа.
Апробация и внедрения в практику
Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседании кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета в 1996-1999 гг., на научно-практических конференциях по итогам научной работы в том же университете в 1996-1999 гг., на межвузовских и региональных конференциях в гг. Владикавказе, Нальчике, Пятигорске в те же годы.
Проанализировав педагогическое творчество Г.М Цаголова, мы считаем возможным сформулировать следующие практические рекомендации.
1. Включить в преподавание курса педагогики в СевероОсетинском государственном университете обзорные лекции,
посвященные его педагогическим воззрениям.
2. В педагогическом училище г. Владикавказа провести научно-практическую конференцию, посвященную творческому использованию педагогических воззрений Г.М. Цаголова учителями школ республики.
3. Организовать на базе методического кабинета средней школы №38 экспозицию, рассказывающую жизни и педагогических идеях Г.М. Цаголова.
4. Пропести педагогический совет на тему "История и современность осетинских школ" на материалах педагогических воззрений Г.М. Цаголова.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Цораева Ф.Н. Годы учения видного осетинского педагога-публициста Цаголова Г.М. (1871 - 1939 гг.) // Проблемы общей педагогики /вуз и школа/. Тезисы докладов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1999. Вып. IV. С. 73-74.
2. Цораева Ф.Н. Педагогические идеи Г.М. Цаголова // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 1998. С. 20-21.
3. Цораева Ф.Н Научно-просветительская и педагогическая деятельность П.К. Услара на Северном Кавказе // Методические рекомендации. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. 18 с.
4. Цораева Ф.Н. Цашлов Г.М. - просветитель-педагог // Вестшпс СОГУ Вып. П. Владикавказ, 2000 (в печати).
Опубликованные материалы могут быть использованы диссертантом, членами кафедры педагогики и сотрудниками института повышения квалификации работников народного
образования на учебных занятиях со студентами и аспирантами и краткосрочных педагогических курсах.
1 СОИГ СИ. Фонд № 11 (Воспоминания). On. 1. Д. 34. Л. 79-166.
I Цашлов Г.М. В Болотинске // Собр. соч. Т.1. Владикавказ: Ир, 1992. С. 106-310.
3 Дзагурова Г. Цаголов Георгий о русской и мировой литературе / /Махдуг. 1971. №6. С. 100-101.
4 Казбеков Г.В. Писатель-демократ Г.М. Цаголов // Ученые записки Т.ХУШ. Дзауджикау. 1949. С. 207-216.
5 Суменова 3. Цаголов Георгий - видный поэт и публицист Н Мах дуг. 1971. №4. С. 86-87.
6 Гулуев A.M. Цаголов Георгий // Цаголов Георгий (воспоминания о нем). Орджоникидзе: Ир, 1975. С. 61-64.
7 Каргиев Э.Х., Чеджемов С.Р. Педагогическая мысль и школа в Северной Осетии И Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993. С. 12-13.
8 Тотоев М.С. Демократическое содержание поэзии Г. Цаголова // Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетин в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. С. 255261.
9 Суменова З.Н. Г.М. Цаголов II Цаголов Г.Собр. соч. Т.1. Владикавказ: Ир, 1992. С. 8-27.
10 Хатаев Е.Е. Присоединение Северного Кавказа к России и его прогрессивно-историческое значение // Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе: Изд-во СОГУД985.С. 5.
II Хатаев Е.Е. Присоединение Северного Кавказа к России и его прогрессивно-историческое значение // Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе: Изд-во СОГУД985.С. 5.
12 Цаголов Г. Поминки из осетинской народной жизни Влияние религиозных обрядов на благосостояние осетин. // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. 2. Чибиров Л.А. Цхинвали, 1989. С. 272-277.
13 Тотоев М.С. Состояние народного образования в Северной
Осетии в последней четверти XIX века // Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. Т. XVII. Орджоникидзе, 1956. С. 137-148.
14 ЦГАРСО-А. Фонд № 123. Оп. 1. Д. 1054. Л.11.
15 СОИГЕП. Фонд №11. (Воспоминания). Оп. 1. Д. 34. Л. 132.
16 Цаголов Г. К вопросу о частной школе // Казбек. 1903. 27 июня.
17 Цаголов Г. Просвещение горцев // Терские ведомости. 1898. 15 июля.
18 Цаголов Г. К вопросу о народном образовании // Казбек. 1903. 2 июля.
19 Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии(1740-1917 гг.) /7 материалы по истории осетинского народа T.V. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе 1942. С. 3-24.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Цораева, Фатима Николаевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Жизнь и мировоззрение Г.М. Цаголова
1.1. Школьные и студенческие годы Г.М. Цаголова.
1.2. Первые публицистические выступления Г.М. Цаголова в печати по школьным и общественно-политическим вопросам.
1.3. Литературные начинания писателя и их социально-воспитательные мотивы .:.,.
I .'1ДВЛ 2. Отражение в творчестве Г.М. Ца^олЬ^а демократических тенденций горского просветительства.
2.1. Общая характеристика общественно-политической и педагогической мысли на Северном Кавказе в конце
XIX - начале XX вв. и вопросы народного образования
2.2. Участие Г.М. Цаголова в общественно-педагогическом движении рассматриваемого периода и формирование его демократических позиций
Ш 2.3. Защита Г.М. Цаголовым гражданских и экономических интересов трудящихся - горцев от чиновничье-адми-нистративного и помещичьего произвола на Северном
Кавказе
ГЛАВА 3. Педагогическая публицистика Г.М. Цаголова и вопросы развития школы и просвещения северокавказских народов в рассматриваемый период.
3.1. Оценка Г.М. Цаголовым просветительской политики правительства на Кавказе
3.2. О тяге горцев Северного Кавказа к учению и их участие в создании школ
3.3. Критика Г.М. Цаголовым антипедагогических методов работы дореволюционных школ.
3.4. Г.М. Цаголов о цели и роли школы в прогрессивном развитии народа и желательном типе школьной системы образования для горцев
3.5. Г.М. Цаголов о роли родного и русского языков в развитии горских детей.
3.6. Г.М. Цаголов о подготовке детей к школе в дошкольный период и о связи школы с жизнью
- -- 3.7. Г.М. Цаголов о проблеме педагога .Г.'™.Г
Введение диссертации по педагогике, на тему "Г. М. Цаголов - видный просветитель-педагог северокавказских народов конца XIX - первой трети ХХ веков"
Постановка и актуальность проблемы
Изучение педагогического наследия прошлого, в частности, народов нашей многонациональной страны и Кавказа, имеет важное научно-практическое значение для совершенствования современной системы школьного образования и всесторонней подготовки подрастающих поколений к жизни, к труду.
Достижения нашей школы являются результатом длительного развития и педагогической мысли, воспитательного опыта и критического освоения молодежью духовных ценностей, накопленных тысячелетиями предшествующими поколениями. ^-- .
Особенное значение для совершенствования современной кавказской народной школы имеет изучение педагогических идей выдающихся представителей народной интеллигенции - писателей, просветителей, публицистов и педагогов северокавказских народов. Решение этой задачи способствовало бы более углубленному изучению не только прогрессивно-педагогической, но и общественно-политической мысли этих народов.
В наши дни становится все более очевидным, что современная школа не может отрываться от своих национальных корней, а призвана более полно изучать богатейший воспитательный опыт прошлых поколений своего народа. Школа должна постоянно возвращаться к первозданным природным корням духовной жизни своего и других народов, отраженной и в богатом творческом наследии его лучших представителей - писателей, педагогов, просветителей, публицистов.
Сегодня нужен диалог современности с прошлым, нужны объективные подходы к оценке значимого прошлого для современности, нужна связь времен, определяющая те проблемы просветительско-педагогического движения народов Северного Кавказа, которые наиболее актуальны и в наши дни.
Для воссоздания более целостной картины развития школы и просвещения народов Северного Кавказа большое значение имеют не только исто-рико-этнографические работы дореволюционных и советских авторов, но и выступления в печати видных народных просветителей рассматриваемого периода, одним из которых является и Г.М. Цаголов.
Литературное творчество писателя изучено хорошо: этому вопросу посвящено диссертационное исследование кандидата исторических наук Г.Т. Дзагуровой "Общественно-политичёские и историческое взгляды Г.М. Цаго-лова", (Тбилиси, 1976), очерки и статьи профессора М.С. Тотоева, З.К. Суме-новой и других ученых Северо-Кавказркого региона. Однако в очерках и статьях этих авторов педагогические воззрения писателя-просветителя не являются предметом специального изучения: о них на книжных полках нет ни одной опубликованной работы. До сих пор нет также ни одной защищенной диссертации по рассматриваемой проблеме. Таким образом, до сих пор проблема остается неизученной.
Между тем, Г.М. Цаголов, будучи видным представителем прогрессивной северокавказской интеллигенции конца XIX - начала XX вв., критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, особенно его консервативных кругов, стремившихся сделать приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.
Просветитель-педагог осуждал порочные стороны деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, был против бессмысленного зазубривания учебного материала, критиковал отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к проблемам воспитания и обучения детей и подростков.
Педагогические воззрения Г.М. Цаголова, адекватные прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли рассматриваемого периода, выдвигались им с позиций неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.
Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - первой трети XX веков.
Предмет исследования - научно-просветительская и педагогическая деятельность Г.М. Цаголова.
Проблема исследования - особенности научно-просветительской и педагогической деятельности Г.М. Цаголова, обусловленные характером общественно-педагогического движения народов северокавказского региона.
Цель исследования - выявление вклада Г.М. Цаголова в развитие научно-просветительской и педагогической мысли народов Северного Кавказа в рассматриваемый период.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- показать этапы научно-просветительской и педагогической деятельности Г.М. Цаголова на Северном Кавказе,
- выявить факторы формирования демократически-просветительских идей Г.М. Цаголова;
- охарактеризовать общественно-педагогическое движение на Северном Кавказе и участие в нем Г.М. Цаголова;
- рассмотреть общепедагогические идеи просветителя-педагога;
- проанализировать основные дидактические положения Г.М. Цаголова;
- выявить отношение Г.М. Цаголова к роли русского и родного языков в школьном обучении;
- показать вклад педагога-просветителя в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов;
- на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого процесса обосновать научно-практическую значимость выводов и положений диссертации для современной национальной народной школы и практики вузовского обучения.
Методологические основы исследования
Автор взял на вооружение идеи плюрализма философских и гносеологических подходов в оценке педагогических теорий и концепций. Он руководствовался философскими положениями о социально-исторической обусловленности характера воспитания и деятельности народных просветителей и педагогов, о критическом и бережном отношении к культурному наследию прошлого.
В работе использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- изучение архивных материалов;
- теоретический анализ историко-педагогических, этнографических, философских и лингвистических источников;
- изучение первоисточников, их сравнительно-сопоставительный анализ и синтез;
- изучение и анализ государственных документов (положений) об учебной части на Кавказе;
- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов об истории школы и просветительском движении народов СевероКавказского региона.
Источниковую базу исследования составляют труды Г.М. Цаголова, материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонды -11; 30; 33 Г.М. Цаголов), Центрального архива Республики Северная Осетия - Алания (фонды 11; 12; 24; 123; 130; 147; 148), публикации различных авторов, материалы периодической печати. Впервые введены в научный оборот новые материалы: найдены рукописи просветительских, историко-педагогических и этнографических очерков и статей Г.М. Цаголова: "Воспоминания", "Учительская семинария в г. Владикавказе", "Сельское хозяйство и церков-но-приходские школы", "Вскользь", "Осетинская письменность" и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- изучена и приведена в систему научная биография Г.М. Цаголова;
- раскрыты его просветительско-демократические идеи, отчасти - революционно-демократические взгляды на школу и общество,
- проанализированы общепедагогические и подлинно гуманистические идеи Г.М. Цаголова как публициста-педагога;
- исследованы его взгляды на идеал, цель и задачи воспитания, на ведущие факторы формирования личности школьника и учителя;
- проанализированы и обобщены исследованные в его работах желательные для горцев типы образовательных учреждений, формы и методы обучения;
- охарактеризованы средства и методы воспитания, показан вклад Г.М. Цаголова в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов и историко-педагогической науки.
Практическая значимость исследования
Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы для написания учебных пособий по истории педагогики.
Фактические материалы и теоретические положения диссертанта могут быть использованы в процессе обучения в современной северокавказской народной школе и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров. Они расширяют научные представления студенческой и аспирантской аудиторий о педагогической мысли сейерокавказских народов и наиболее видных просветителях-педагогах этого региона.
Достоверность научных результатов обеспечена широкой источнико-вой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Решающим фактором формирования прогрессивно-демократического мировоззрения Г.М. Цаголова стали влияние передовой педагогики России, освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в конце XIX и начале XX века;
2. Для формирования прогрессивных педагогических воззрений Г.М. Цаголова решающее значение имели, в особенности, педагогические идеи К.Д. Ушинского, Н И. Пирогова, Л.Н. Толстого и других выдающихся представителей русской демократической педагогики XIX века.
В своей деятельности Г.М. Цаголов, как просветитель-педагог и публицист всегда исходил из интересов интернациональной дружбы и солидарности между народами России и Северного Кавказа);
3. В трудах, очерках и статьях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, Г.М. Цаголов изобличал произвол, учиняемый помещиками и чиновниками Кавказской администрации над простыми тружениками, защищал их духовные (школьные) интересы;
4. Г.М. Цаголов отстаивал идею о необходимости создания для горцев общедемократической школы, в которой преподавание шло бы на родном и о русском языках. Писатель-педагог выступал против оторванности школы'от жизни, от народа;
5. В своей педагогической публицистике он показывал засилье православного и мусульманского духовенства в школьных делах, вскрывал сущность антипедагогических методов работы законослужителей, осуждал догматизм и схоластику в обучении и отстаивал активные методы работы учителя.
6. Г.М. Цаголов много писал о тяге горцев к свету, к знанию, но, вместе с тем, он выступал против устаревших обычаев и традиций, мешавших в жизни людей.
7. Г.М. Цаголов критиковал просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности простых горцев, и была на страже интересов имущих граждан;
8. Для начального периода обучения горских народов Г.М. Цаголов намечал широкую образовательную программу, предусматривающую изучение горцами как родного и русского языков, так и арифметику, историю, письмоводство и ряд жизненно-важных сельскохозяйственных и ремесленных профессий. Важнейшим условием успешного школьного обучения Цаголов Г.М. считал совершенствование системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров.
Апробация и внедрения в практику
Результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседании кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета в 1996-1999 гг., на научно-практических конференциях по итогам научной работы в том же университете в 1996-1999 гг., на межвузовских и региональных конференциях в гг. Владикавказе, Нальчике, Пятигорске в те же годы Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Цораева Ф.Н. Педагогические идеи Г.М. Цаголова'// Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск, 1998. С. 20-21. о
2. Цораева Ф.Н. Годы учения видного осетинского педагога-публициста Цаголова Г.М. (1871 - 1939 гг.) // Проблемы общей педагогики (в.уз и школа). Тезисы докладов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. Вып. IV. С. 73-74.
3. Цораева Ф.Н. Цаголов Г.М. - просветитель-педагог // Вестник СОГУ.
Вып. II. Владикавказ, 2000 (в печати).
4. Цораева Ф.Н. Научно-просветительская и педагогическая деятельность П.К. Услара на Северном Кавказе // Методические рекомендации. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. 18 с.
Опубликованные материалы могут быть использованы диссертантом, членами кафедры педагогики и сотрудниками института повышения квалификации работников народного образования на занятиях краткосрочных педагогических курсов для учителей школ РСО-А. t
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проанализировав педагогическое творчество Г.М. Цаголова, мы считаем возможным сформулировать следующие практические рекомендации:
1. Включить в преподавание курса педагогики в Северо-Осетинском государственном университете обзорные лекции, посвященные его педагогическим воззрениям.
2. В педагогическом училище г. Владикавказа провести научно-практическую конференцию, посвященную творческому использованию педагогических воззрений Г.М. Цаголова учителями школ республики.
3. Организовать на базе методического кабинета средней школы №38 экспозицию, рассказывающую жизни и педагогических идеях Г.М. Цаголова.
Апробация
4. Провести педагогический совет на тему "История и современность осетинских школ" на материалах педагогических воззрений Г.М. Цаголова.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Цораева, Фатима Николаевна, Владикавказ
1. Ардасенов X. Очерк развития осетинской литературы. Дооктябрьский период. Орджоникидзе, 1959.
2. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа (1917 1967) / Под ред. В.К. Гарданова. М.: Наука, 1968. С. 274-276.
3. Блиев М.М., Тургиев Т. История Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 66-72.
4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941.
5. Габараев С. Г. Цаголов. Творчество и мировоззрение. Цхинвали, 1962. С. 12-20.
6. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917 гг.) // Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942. С. 3-24.
7. Гальцев В. Из военной и революционной истории осетинского народа. Маз дуг, 1945. №7. С. 4-8.
8. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами на Кавказе // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Составители Карги-ев Э.К. и Чеджемов С.Р. Владикавказ: Ир, 1993. С. 36-43.
9. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: Изд. центр "Россия молодая", 1993. 143 с.
10. Ю.Горские школы // М.: Центр научной информации "Школа и педагогика" АПН СССР, 1982. №47. С. 1-17.
11. П.Городецкий Б. Горские вопросы в советской журналистике и полиграфии // Революция и горец, 1923, №3. С. 9-12.
12. Гулуев A.M. Цаголов Георгий // Цаголов Георгий (воспоминания о нем). Орджоникидзе: Ир, 1975. С. 61-64.
13. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик, 1974. С. 58-59.
14. Дзагурова Г.Т. Общественно-политические и исторические взгляды Г.М. Цаголова. Автореферат дисс. . канд. пед. наук. Тбилиси, 1973. С. 8-9.
15. Дзагурова Г.Т. Г. Цаголов о русской и мировой литературе // Мах дуг. 1971. №6. С. 100-101.
16. Дзасохов Г.И. К вопросу о реформе средней школы // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Составители Каргиев Э.К. и Чеджемов С Р. Владикавказ: Ир, 1993. С. 285-287.
17. П.Дзасохов Г.И. Образовательное и воспитательное значение отечественного языка // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Составители Каргиев Э.К. и Чеджемов С Р. Владикавказ: Ир, 1993. С. 298.
18. Дзидзоев М. Цаголов Георгий о царской политике на Кавказе //Фидиуаг. Цхинвал, 1969. №3. С. 75-76.
19. Дзоблаев Т. Цаголов Георгий о просветительской политике царизма на Кавказе//Мах дуг. 1970. №8. С. 91-93.
20. История Северо-Осетинской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 1. С. 179-246.
21. История народов Северного Кавказа (конец XVIII века 1917 г.) М.: Наука, 1988. 659 с.
22. Казбеков Г.В. Писатель-демократ Г.М. Цаголов // Ученые записки. Т. XVIII. Дзауджикау, 1949. С. 207-216.
23. Каргиев Э.К. Чеджемов С.Р. Педагогическая мысль и школа в Северной Осетии // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1993. С. 12-13, 216.
24. Кодзаев А. Еще об осетинских школах // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Т. V. Чибиров Л.А. Цхинвал, 1991. С. 9198.
25. Кодзаев Т.Б., Чеджемов С.Р. Некоторые проблемы современной педагогики // Педагогика сегодня. Владикавказ, 1994. С. 14-25.
26. Кочисов В.К., Чеджемов С.Р. История развития народного образования в Осетии. Владикавказ, 1995.
27. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1997. 171 с.
28. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. 8 с.
29. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Поли. собр. соч. Т. 3. с. 595-596.
30. Магометова В.Д. Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века // История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. С. 57-75.
31. Методология и методика исследования путей совершенствования подготовки студентов университета // Методическое пособие. Орджоникидзе, 1986. С. 80-93.
32. Михайлова М.В. Школа и педагогическая мысль нерусских народов Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (вторая половина XIX века). М.: Педагогика, 1976. С. 498-499.
33. Нарогницкий А.П. История народов Северного Кавказа (конец 19 века 1917 г) М.: Наука, 1988. С. 366-367.
34. Ольшевская М. Цаголов Георгий публицист-революционер // Мах дуг. 1969. №8. С. 98-99.
35. Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868, вып. 1. С. 13-52.
36. Писатели Северной Осетии. Библиографический справочник. Орджоникидзе, 1973. С. 35-36.
37. Саршивили Т.С. Развитие народного образования и педагогических идей в дореволюционной Осетии // Автореферат дисс. . докт. пед. наук. Тбилиси, 1966. С. 20-68.
38. Сведения об осетинских школах Владикавказского округа ведомства Общества восстановления православного христианства на Кавказе на 1 января 1880 г. // Материалы по истории осетинского народа. Т. V. С. 149.
39. Симонов П.И. Горские школы // Известия Северо-Кавк. пед. института. Т. 13. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1937. С. 241-285.
40. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVI XIX вв. М.: Изд-во соц.-экон. литературы. 1958. С. 242-244.
41. Суменова З.Н. Цаголов Георгий видный поэт и публицист // Мах дуг. 1971. №4. С. 90-91.
42. Суменова З.Н. Г.М. Цаголов // Г. Цаголов Собр. соч. Т. I. Владикавказ: Ир. 1992. С. 8-27.
43. Суменова З.Н. Борец за справедливость и счастье людей // Литературная Осетия: Ир, 1971. №38. С. 120-123.
44. Тедтоев А. Временно проживающие крестьяне в Северной Осетии. Дзауджикау, 1952. С. 3-25.
45. Тотоев М.С. Социально-экономическое содержание публицистики Г.Цаголова. Критика им произвола царской администрации // Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. С. 243-244.
46. Тотоев М.С. Демократическое содержание поэзии Г. Цаголова // Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. С. 255-266.
47. Тотоев М.С. Публицистика и поэзия Г.М. Цаголова // Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. С. 238.
48. Тотоев М.С. Г. Цаголов о работе демократических деятелей в условиях царской цензуры // Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957. С. 240-241.
49. Тотоев М.С. Состояние народного образования в Северной Осетии в последней четверти XIX века // // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. T. XVII. Орджоникидзе, 1956. С. 137-148.
50. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1962. 171 с.
51. Тотоев М.М. Цаголов Георгий // Мах дуг. 1958. №8. С. 87-96.
52. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Этнография Кавказа. Тифлис. 1887. Т. 2. С. 15.
53. Уруймагов Х.А. Из области педагогики // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Т. V. Цхинвал: Ир, 1991. С. 167-168.
54. Уруймагов Х.А. Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Составители Каргиев Э.К. и Чеджемов С.Р. Владикавказ. Ир, 1993. С. 141.
55. Ушинский К.Д. Родное слово //Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти тт. М.: Педагогика. 1988. С. 108-121.
56. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по родному слову // Собр. соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. Т. 6. С. 241-336.
57. Хатаев Е.Е. Состояние школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа во второй половине XIX в. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1985. С. 24.
58. Хатаев Е.Е. Педагогические идеи Г.М. Цаголова (1871-1939 гг.) // Просветители горских народов XIX в. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1985. С. 74.
59. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа М. 1993. С. 817.
60. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX века 1917 г.). Автореферат дисс. . докт. пед. наук. М. 1996. С. 11-23.
61. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа // М.: Центр научной информации. Школа и педагогика. АПН СССР. 1996. №47. С. 1-17.
62. Хетагуров К.Л. Церковно-приходские школы в Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Т. V. Цхинвал: Ир, 1991. С. 11.
63. Хетагуров К.Л. Письма в редакцию газеты "Северный Кавказ" // Собр. соч. в 5-ти тт. М.:Изд-во АН СССР, 1960. Т. 4. С. 51-52.
64. Хетагуров К.Л. Неурядицы Северного Кавказа // Собр. соч. в 5-ти тт. М.:Изд-во АН СССР, 1960. Т. 4. С. 185-207.
65. Цаголов Г.М. В Болотинске // Собр. соч. в 3-х тт. Т. 1. Владикавказ: Ир. 1992. С. 106-310.
66. Цаголов Г.М. На ныхасе // Собр. соч. в 3-х тт. Т. 1. Владикавказ: Ир. 1992. С. 19.
67. Цаголов Г.М. Женщине // Собр. соч. в 3-х тт. Т. 1. Владикавказ: Ир. 1992. С. 83.
68. Цаголов Г.М. Родной язык является одним из самых главных условий?/ Антология педагогической мысли Северной Осетии / Составители Каргиев Э.К. и Чеджемов С.Р. Владикавказ: Ир, 1993. С. 285287.
69. Цаголов Г.М. Один // Г. Цаголов Собр. соч. в 3-х тт. Т. 1. Владикавказ: Ир. 1992. С. 193.
70. Цаголов Г.М. Осетинская письменность // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Составители Каргиев Э.К. и Чеджемов С.Р. Владикавказ: Ир, 1993. С. 224-240.
71. Цаголов Г.М. Поминки из осетинской народной жизни. Влияние религиозных обрядов на благосостояние осетин // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. 2. Чибиров Л.А. Цхинвали, 1989. С. 272-277.
72. Цаголов Г.М. Сеятели просвещения среди горцев // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Составители Каргиев Э.К. и Чеджемов С.Р. Владикавказ: Ир, 1993. С. 204-207.
73. Цаголов Г.М. Постепенное возрастание // Антология педагогической мысли Северной Осетии / Составители Каргиев Э.К. и Чеджемов С.Р. Владикавказ: Ир, 1993. С. 192-194.
74. Цховребова Л. Жизнь и творчество Гадиева Цомака и русская литература. Сталинир, 1967. С. 7-10.
75. Чибиров Л.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Т. V. Цхинвал: Ир, 1991. С. 4-9.1. Газеты:
76. Базоркин И. Подвижник и образ// Социалистическая Осетия. 1987. 3 июня.
77. Гиреев Д. Лиру посвятил народу своему // Социалистическая Осетия. 1976. 4 декабря.
78. Лысенко Л. Народное образование в Терской области // Терские ведомости. 1899.
79. Санакоев Л. Георгий Цаголов публицист, поэт, революционер // Растзинад. 1974. 3 августа.
80. Хадарцева А. Вдохновенные строки борца // Социалистическая Осетия. 1971. 28 апреля.
81. Цаголов Г.М. Дигорские отголоски // Терские ведомости. 1891. 30 сентября.
82. Цаголов Г. О временнопроживающих // Терские ведомости. 1894. 27 мая.
83. Цаголов Г. Махческий приход Владикавказского округа // Терские ведомости. 1894. 7 сентября.
84. Цаголов Г. Владикавказ, 29 X // Новое обозрение. 1896. 2 ноября.
85. Цаголов Г. Владикавказ, 31 X// Новое обозрение. 1896. 6 ноября.
86. Цаголов Г. Искатель правды // Казбек. 1897. 3 июня.
87. Цаголов Г. Просвещение горцев // Терские ведомости. 1898. 15 июля.
88. Цаголов Г. Платежи и повинности горцев Терской области // Новоеобозрение. 1898. 8 мая.
89. Цаголов Г. Вольные школы в Осетии // Терские ведомости. 1898. 22 июля.
90. Цаголов Г. В последнее время у нас много говорят // Казбек. 1898. 16 сентября.
91. Цаголов Г. Заметки из осетинской жизни // Терские ведомости. 1899. 12 июня.
92. Цаголов Г. О временнопроживающих // Терские ведомости. 1901. 15 июня. ^ ^ „ ^
93. Цаголов Г. К съезду учителей приходских школ Осетии // Терские ведомости. 1901. 1 июля.
94. Цаголов Г. Корреспонденция с берегов Терека // Вестник казачьих войск. 1901. 22 декабря.
95. Цаголов Г. Интеллигенция и деревня // Казбек. 1902. 24 мая.
96. Цаголов Г. Учительская семинария в городе Владикавказе // Казбек. 1903. 23 мая.
97. Цаголов Г. К вопросу о частной школе // Казбек. 1903. 27 июня.
98. Цаголов Г. Странный взгляд // Казбек. 1903. 31 июня. ЮО.Цаголов Г. К вопросу о народном образовании // Казбек. 1903. 2июля.
99. Цаголов Г. Сельское хозяйство и церковно-приходские школы //
100. Казбек. 1903. 2 июля. Ю2.Цаголов Г. Ренегаты ли? // Петербургские ведомости. 1903. 4 сентября.
101. ЮЗ.Цаголов Г. К собранию ингушей //Жизнь Северного Кавказа. 1906. 9 декабря.
102. Ю4.Цаголов Г. К вопросу о временнопроживающих // Терек. 1908. 3 февраля.
103. СОИГ СИ. Фонд №11. Наши краеведы. Д.А. Дзагуров Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 3-15.
104. СОИГ СИ. Фонд №11. Донос о неблагонадежности репортера "Терских ведомостей" Г. Цаголова (1894 г.) Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 1-69.
105. СОИГ СИ. Фонд №11. Документы к празднованию 40-летия литературной деятельности Г. Цаголова. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 4.
106. СОИГ СИ. Фонд №11. Фонд Д.А. Дзагурова. Оп. 1. Д.11. Л. 4-19.
107. СОИГ СИ. Фонд №11. Оп. 1. Д. 12. Л. 77-96.
108. СОИГ СИ. Фонд №11. Оп. 1. Д. 13. Л. 182-183.
109. СОИГ СИ. Фонд №11. Заявление Г. Цаголова в Союз Советских писателей (1934, 18 апр.). Оп. 1. Ед. хр. №19 .Л. 1-9.
110. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Фонд №147. Переписка с Владикавказским епархиальным училищем (1895-1901 г.) Оп. 1. Д. 21. Л. 10-144.
111. СОИГ СИ. Фонд №11. Оп. 1. Д. 22. Л. 1-4.
112. ЦГА PCO А. Фонд №24. Управление Владикавказского военного округа (1892 - 1893). Оп. 1. Д. 24. Л. 1-19.
113. ЦГА PCO А. Фонд №24. Оп. 1. Д. 29. Л. 2-15.
114. СОИГ СИ. Фонд №11. Жизнь крестьянства Северной Осетии. Оп. 1. Ед. хр. 30. Л. 1-35.
115. СОИГ СИ. Фонд №11. Материалы A.A. Хадарцевой. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 405-745.
116. СОИГ СИ. Фонд №11. Воспоминания. Оп. 1. Д. 34. Л. 87-310.
117. СОИГ СИ. Фонд №11. Личные документы. Оп. 1. Д. 75. Л. 1-55.
118. СОИГ СИ. Фонд №11. Воспоминания. Ч. 1. Оп. 1. Д. 82. Л. 34-495.
119. СОИГ СИ. Фонд №11. Оп. 1. Д. 83. Л. 183-189.
120. СОИГ СИ. Фонд№11. Оп. Г. Д: 84
121. ЦГА PCO А. Фонд №148. Моздокское духовное училище. Оп.1. Д. 130. Л. 1-8.
122. ЦГА PCO А. Фонд №12. Канцелярия начальника Терской области. Оп. 7. Д. 130. Л. 1-7.
123. СОИГ СИ. Фонд №11. Оп. 1. Д. 130. Л. 77-130.
124. ЦГА PCO А. Фонд №148. Оп. 1. Д. 197. Л. 24-85.
125. СОИГ СИ. Фонд №33. Фонд Кожиева. Оп. 1. Д. 210.
126. ЦГА PCO А. Фонд №24; Управление Владикавказского военного округа. Оп. 1. Д. 223.
127. ЦГА PCO А. Фонд №24. Оп. 1. Д. 235. Л. 1-19.
128. ЦГА PCO А. Фонд №11. Терское областное правление. Оп. 1. Д. 388. Л. 1-22.
129. ЦГА PCO А. Фонд №123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп. 1. Д. 438. Л. 31-233.
130. ЦГА PCO А. Фонд №123. Оп. 1. Д. 493. Л. 59-89.
131. ЦГА PCO А. Фонд №123. Оп. 1. Д. 698. Л. 189-247.
132. ЦГА PCO А. Фонд №123. On. 1. Д. 780. Л. 1-162.
133. ЦГА PCO А. Фонд №123. On. 1. Д. 1018. Л. 2-338.
134. ЦГА PCO А. Фонд №123. On. 1. Д. 1054. Л. 11-94.
135. ЦТ A PCO А. Фонд №123. On. 1. Д. 1439. Л. 121-136