Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Зырянова, Татьяна Витальевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зырянова, Татьяна Витальевна, 1998 год

Введение.

Глава 1. Художественная герменевтика как плодотворный метод преподавания в контексте высшего профессионального филологического образования.

1.1. Герменевтика как методическая проблема.

1.2. Филологическое образование в системе высшего профессионального образования.

1.3. Литература как смыспообразующее ядро филологического образования.

Глава 2. Художественная герменевтика и дидактика.

2.1. Развитие понимания как дидактическая цель.

2.2. Современная трактовка понятия педагогической технологии и возможности технологизации художественной герменевтики.

2.3. Применение индикаторов и маркеров, их педагогическая специфика.

Глава 3. Педагогические технологии художественной герменевтики.

3.1. Технология выработки позиции понимания.

3.2. Технология выработки креативной позиции.

3.3. Технология выработки исследовательской позиции.

3.4. Технология выработки критической позиции.

3.5. Педагогические эффекты, возникающие при использовании метода художественной герменевтики.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования"

Актуальность темы исследования продиктована остротой проблем, стоящих сегодня перед российским образованием на историческом переломе. Кризис образовательной системы, отмечаемый во всем мире и касающийся организационных форм и содержания образования, ставит перед нами задачу повышения качества образования. На фоне смены образовательной парадигмы в современном обществе поиски выхода из кризисной ситуации связываются прежде всего с гуманизацией образования и новыми направлениями в этой сфере (8; 9; 13; 36; 40; 85; 89; 121; 133; 152; 159; 198; 213; 243; 246; 249; 255).

В сфере высшего образования проблема гуманизации образования всегда была непростой, как и все, что связано с революционными ломками и предшествующими им кризисами. В работе А. И. Субетто, посвященной данной проблеме, приводится следующая характеристика этого процесса: "Осмысление новой парадигмы фундаментализации образования может быть правильно осуществлено только в контексте синтетической революции в механизмах инновационного развития (системной, человеческой, интеллектоинновационной, квалитативной, рефлексивной революций) и их выражений в новых парадигмах науки, культуры и образования - системной, классификационной, циклической и квалитативной" (198, 76). В решении проблемы гуманизации высшей школы большая роль отводится филологам и филологически ориентированным педагогам. В этом поле значение художественной литературы в вузе традиционно велико, она была и остается ведущей дисциплиной, при помощи которой удерживается целостность классического гуманитарного образования (36-41; 89; 104; 112; 124; 154; 158; 170; 180; 198; 231; 255).

Однако для смены парадигмы требуется в первую очередь методическая обеспеченность. Важно разработать адекватный данной ситуации и целям данного времени метод: он должен сделать людей более образованными и решить проблему гуманизации образования. Такой метод предложен в диссертации.

Диссертационное исследование построено на основе традиционных принципов и методов, выработанных в педагогике, поскольку тема диссертации - педагогический метод. В то же время в работе реализован новый подход, она ориентирована на системное представление множества входящих в обозначенную область предметных областей. Но недостаточно продекларировать такую ориентированность -нужно раскрыть сферы и границы слагаемых, причем раскрыть послойно.

Повышение качества образования является одной из самых актуальных проблем, решению которой посвящены современные исследования А.И.Субетто, Н.А.Селезневой, Ю.Г.Татур и др. В этом контексте в современном образовании возникает целый ряд более частных, собственно педагогических, проблем. К ним может быть отнесена и проблема обновления педагогических технологий как условие повышения качества образования в целом (34; 42; 58; 75; 79; 88; 114; 123; 197; 198; 202; 224; 269; 270-272; 281).

Состояние исследования проблемы. В связи с многоаспектностью рассматриваемой проблематики важно отметить, что все представляемые здесь уровни исследования равно существенны для выявления специфики смыслового ядра данной работы. Необходимо рассматривать проблему послойно, двигаясь от общего к конкретному, имея в виду педагогическую ориентированность исследования, а для детального анализа состояния исследования проблемы потребуется затронуть целый ряд разноуровневых аспектов.

Если рассматривать уровень педагогики, то нужно указать, что психолого-педагогические аспекты содержания образования в контексте психологии познания и учения раскрыты в педагогической классике - ее представляют Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили и другие - и в психолого-педагогических работах К.Г.Юнга, Ж.Пиаже, Дж.Брунера, С. Грофа, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, П.А.Менчинской, Б.М. Кедрова и др. (39; 47; 59-60; 130; 180; 194; 210; 261; 107-108; 181).

Обращаясь к проблеме организации и обобщения теоретических основ и проблемам методического обеспечения в интересующей нас сфере, за последние десятилетия можно отметить работы Ю.К. Бабанс-кого, В.Р.Щербины, В.П.Беспалько, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева, А.А.Вербицкого, Т.В.Габай, В.И.Гинецинского, В.В.Гузеева, В.В.Давыдова, Б.Н.Коротяева, Н.Е.Кузнецовой, Н.В.Кузьминой, С.А.Маври-на, Б.Н.Наумова, М.И.Потеева, С. Д.Пятыго, Н.Г. Салминой, М.Н. Скат-кина, А.В.Славина, Н.Ф.Талызиной. А.И.Уемова, В.Ф.Шаталова, И.С.Якиманской, В.Н.Гриневой, В.В.Карпова, В.А.Громова, С.И.Архангельского, Г.Н.Кудиной, З.Н. Новлянской и др. (18; 21; 54; 62; 71-72; 79; 88; 100; 123; 139; 142; 152; 177; 187; 191; 203; 208; 213; 222; 226-227; 256; 238; 284). Внимания заслуживает тот факт, что большинство из этих ученых внесли вклад не только в педагогическую сферу, но и в другие сферы, рассматриваемые нами.

В последние десятилетия в рамках деятельностного подхода (Н.Ф.Талызина, Я.А.Пономарев), построенного на основе концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), развивающего обучения (Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская), особо акцентируются технологические аспекты в организации педагогического процесса (В.В.Давыдов, Л.И.Айдарова) (19; 74; 187; 256; 284).

В контексте построения новых концепций обучения сегодня фигурируют такие понятия, как "педагогическая технология", "технологии обучения" (Н.В.Борисова; В.В.Карпов, В.А.Громов; В.В. Болтов), "активное обучение" (А.А.Вербицкий). Определенным образом эти проблемы связаны с нашей тематикой так же, как и идеи проективного образования (Г.Л.Ильин) (114). Художественная герменевтика принципиально проективна и в педагогическом аспекте - техноло-гизирована.

Среди педагогических исследований, которые специально посвящались роли организации понимания в преподавании литературы, относительно близкой по тематике, но не постановке вопроса, можно назвать работы по филологической герменевтике Г.И.Богина, Н.Г.Корниенко, В.П.Литвинова, В. М. Злотникова, А. В. Литвинцевой, В.Г.Борботько, А. А.Брудного, А.Г.Морозовой, Р. Р.Гельгардта, М.Н.Кожиной и др. (36-41; 43; 46; 129; 132; 153; 154; 190).

Необходимо упомянуть также работы педагогов, разработавших проблематику теоретических основ преподавания комплекса филологических дисциплин и вопросов его методического обеспечения. Спектр исследований такого рода представляют Ф.И. Буслаев, А.А.Шахматов, В.М.Жирмунский, Д.Д.Благой, Г.А.Гуковский, Б.М.Эйхенбаум, А.А.По-тебня, В.В.Виноградов, Г.Н.Поспелов, Г.А.Бялый, Б.В.Томашевский, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман и др. (24-27; 161-167; 168-170; 207).

Методологическая основа. Метод художественной герменевтики построен на основе идей, которые высказали классики герменевтики - Августин, М.Флациус, И.Хладениус, Ф.ВольФ, В.Гумбольдт, Ф.Шле-йермахер, В. Дильтей, Г.Фреге, М. Хайдеггер, Г.Гадамер, А.Уайтхед, Э.Бетти. Э.Корет, Г.Г.Шпет (63-65; 80; 140-141; 145; 215; 260; 265). Среди основополагающих трудов последнего времени, раскрывающих проблемы, очерченные кругом художественной герменевтики, можно отметить работы Г.И.Богина, В.П.Литвинова, П.М.Ершова (36-41; 63-64). В качестве работ обобщающего характера наибольший интерес в этом плане представляют работы П.Рикера, Ю.Л.Курикалова и В.Г.Кузнецова (140-141; 145; 215).

Следует упомянуть повлиявшие на метод педагогические взгляды Л.В.Щербы, М. Н. Скаткина, И.Я.Лернера, Ю. К. Бабанского, Н.И.Кудря-шева, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева, А.А.Вербицкого, Н.Г.Салминой, А.В.Славина, В. П. Беспалько, Н.Ф.Талызиной, В. И. Гинецинского, П. И. Пидкасистого, Н.В.Кузьминой, В. Р. Щербины, Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской, Т.Ф.Курдюмовой, В.Ф.Шаталова.

Общеметодологическая база исследования строится на философских трудах И.Канта, Г.Гегеля, на работах представителей русской философской школы - Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского и др.

В эстетическом аспекте диссертация основывается на работах

A.Ф.Лосева, М.М.Бахтина, Э.В.Ильенкова, Ю.М.Лотмана, М. С.Кагана, Л. А.Зеленова, Н.И.Крюковского. На формирование механизмов, составивших метод, повлияли идеи, изложенные в искусствоведческих подходах И. -И. Винкельмана, Г. Вельфлина, Ю. У. Фохт-Бабушкина, В. И. Та-салова, В.В.Ванслова. На создание метода в целом - психолого-искусствоведческие взгляды К.Юнга, Р.Арнхейма, Л.С.Выготского,

B.П.Зинченко. Заслуживают упоминания также авторы, в чьих исследованиях литература рассмотрена как целостный вид искусства, это

- П.Валери, X.Ортега-и-Гассет, В.Соловьев, А.Белый.

Платформой метода художественной герменевтики, представленного в диссертации, является и комплекс идей системогенетики, который опирается на совокупность современных междисциплинарных системных и генетических представлений и понятий. Сюда входят ди-алектико-системные взгляды П. А. Сорокина, П.Ф.Юдина, Б.М.Кедрова, теории социальной и экономической генетики Н.Д.Кондратьева, натурфилософские и ноосферные взгляды В.И.Вернадского, культурологические взгляды Э.В.Ильенкова, современные социально-циклические работы А.И.Субетто и Ю.В.Яковца. Положения системогенетики и со-циогенетики - важная часть аппарата художественной герменевтики: они позволяют упорядоченно и генетически последовательно представить историю человечества (историометрия А.Л.Чижевского), выстроить на этой основе морфологию и историю искусства (и как ее часть

- морфологию и историю литературы).

Следуя логике раскрытия метода художественной герменевтики, важно подчеркнуть, что герменевтический подход имеет здесь особое значение: целью педагогических усилий является достижение адекватного понимания смысла любого художественного текста и поиск оптимальных средств на пути к этой цели. Художественная герменевтика - это метод преподавания филологических дисциплин, давший плодотворные результаты. Термин "герменевтика" трактуется здесь как деятельность понимания, основной предмет герменевтики - понимание текста.

При всей многогранности подходов, которыми располагает теория педагогики, всегда может быть предложен новый взгляд на проб-лет педагогики искусства, где литература - особый ее вид. Взгляд на преподавание литературы со стороны этико-эстетической (аксиологической) вмещается в единое поле "художественной герменевтики". Этот взгляд можно одновременно назвать и достаточно новым, и имеющим давние традиции.

Раскрывая понятия "художественное" и "герменевтика", достаточно отметить лишь принципиальные аспекты их определений.

При определении понятия "художественное" можно принять двойную трактовку эстетиков Л.А.Зеленова и Н.И.Крюковского (95-99; 136-138).

В ситуации с понятием "герменевтика" следует провести грань, отделяющую метод художественной герменевтики от методов психологической и философской герменевтики (Августин, Ф. Шлейермахер, М.Хайдеггер, Ю.Л.Курикалов, В.Г.Кузнецов, А.А.Брудный). Отметим столь же высокие по степени абстрагирования эстетическую герменевтику и герменевтику искусства (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер, П.М.Ершов) и некоторые предельные - "технически ориентированные" - герменевтики; среди них наибольший интерес представляет современная филологическая герменевтика (Г.И.Богин).

Выделим важнейший педагогический аспект этой проблематики. Психологическую герменевтику, которую Г.Х. фон Вригт называл "методологией вчувствования", только в первом приближении можно поставить близко к сути метода художественной герменевтики. Мы предельно далеки от отождествления методологии художественной герменевтики с этим определением, поскольку наш метод строится на идее целостности личности. В педагогическом процессе должны запускаться не только иррациональные механизмы типа "вчувствования", но и рациональные - построения логических каркасов, понятий, умозаключений и так далее.

Вместе с тем, указав на различия, следует выявить и то общее, что позволило развиться новому направлению герменевтики. Художественная герменевтика стоит на фундаменте всех перечисленных выше направлений, но более всего - на той богатейшей герменевтической практике, которая дает мощный арсенал средств работы с художественным текстом, будь то литература, музыка или живопись.

Универсальность художественной герменевтики заключается в том, что она ориентирована на осмысление произведения любого вида искусства - в контексте разных видов искусства или в обособленном варианте, с целью выявить природную специфику конкретного вида. Предметом художественной герменевтики является прежде всего литература (возглавляющая иерархию видов искусства по принципу градации пространственно-временного континуума). Опираясь на эстетические исследования Н. И. Крюковского, можно сказать, что бытующее до сих пор в некоторых концепциях словосочетание "литература и искусство" неправомерно, поскольку литература есть также вид искусства, причем высший его вид. Это искусство особое, более значимое, чем другие виды, поскольку оно создается языковыми средствами, т. е. напрямую связывается с мыслительной деятельностью человека (в этом плане примечательна родственность однокоренных слов "мысль" и "смысл", т.е. "со-мысль" - как указание на процесс обдумывания мысли прочитавшим ее, выраженного одним из законов Августина, законом конгениальности автора и читателя, способного адекватно принять посланное ему, опредмеченное художественными средствами сообщение, - сопереживание, сочувствие, сопровождение. .).

Литература - это искусство слова.

Художественная герменевтика благодаря своему инструментарию и способам работы, а также установке на абсолютную незамкнутость теоретических основ, обеспечивающую непрерывное наращивание рабочего арсенала средств, позволяет рассматривать любое произведение искусства - литературы, музыки, архитектуры, живописи и т .д. -либо изолированно, либо в контексте других видов искусства, либо на пересечении литературы и живописи, литературы и музыки (или другого вида искусства).

Из сказанного вполне логично вытекает, что в основе художественной герменевтики лежит герменевтика филологическая, приоритетом которой является изучение текста, но не как законченного материала - "произведения", - а как материала, воспринимаемого в развивающемся процессе понимания. Иными словами говоря, задача филологической герменевтики заключается в обеспечении процесса понимания и путей его оптимизации. Ведь если понимать и видеть в тексте только то, на что настроено восприятие, то процесс понимания будет обречен, поскольку ни сюжет, ни смыслы не зависят от точки зрения толкователя - они всегда объективны.

Чтобы избежать субъективизма истолкования языкового текста, еще при первых переводах и толкованиях Библии возникла экзегеза. Методически она была разработана Геродотом, софистами, Платоном, Аристотелем. Эти методы толкователи назвали впоследствии герменевтическими - отсюда и название учения, задачей которого являлась наработка способов выражения мысли, способов понимания произносимых речей или языковых текстов. В одном из определений термин "герменевтика" связывают с именем мифологического древнегреческого бога Гермеса, в обязанности которого входило толкование и доведение до сознания людей воли богов, но этимологически как имя, так и термин произошли от слова "hermeneutikos", означающего "объясняющий". Именно от этого смысла мы и будем отталкиваться.

Цель и задачи педагогического исследования обусловлены избранной темой и принятым методом.

Основная цель данной работы - обоснование метода художественной герменевтики и установление педагогических закономерностей, сопровождающих применение этого метода в преподавании таких филологических дисциплин, как история русской и зарубежной литературы, мировая литература, стилистика, современный литературный процесс.

В соответствии с целью сформулирован ряд задач исследования:

1. Сформировать теоретическое ядро метода художественной герменевтики.

2. Выделить в качестве самостоятельного продукта общий метод художественной герменевтики.

3. Разработать концептуальную дидактическую модель на основе метода художественной герменевтики.

4. Обозначить совокупность частных методик на разных уровнях исследования.

Объект - организация учебного процесса.^ .

Предмет - метод художественной герменевтики как способ повышения качества филологического образования на примере художественной литературы. Круг рассматриваемых проблем непосредственно охватывает исследование организации способа достижения оптимального понимания художественного языкового текста и касается вопросов освоения данного метода.

Основная гипотеза состоит в*Угбм, что метод художественной герменевтики является плодотворным в педагогической сфере и порождает специфические педагогические эффекты. Использование данного метода, основанного на системогенетическом подходе, обеспечивает не только продуктивность и эффективность освоения художественной литературы. Оперирование ведущей эстетической категорией позволяет развернуть систему эстетических модусов нескольких уровней и детально классифицировать основные параметры конкретного произведения и общества, в котором жил и творил его создатель, и таким образом воссоздать "портрет эпохи". На основе герменевтического анализа совокупности литературных произведений можно реконструировать ментальные модели общества - такова наиболее общая гипотеза исследования.

Научная новизна исследования с позиций педагогики состоит в использовании метода художественной герменевтики, в новых методологических и методических возможностях, которыми располагает герменевтический метод, не применявшийся прежде в педагогике. Существенным является также то, что в диссертации предлагается новый способ упорядочения целой совокупности понятий и терминов, охватывающих ряд традиционных филолого-педагогических областей, понятий и терминов аксиологии (в частности, эстетики), искусствознания, теории и истории литературы, литературно-художественной критики. Настоящее исследование представляет определенный интерес для специалистов из этих областей знания. Метод художественной герменевтики как бы обогащает известное за счет связывания множества смыслов в новые ядра или пучки смыслов, обладающих собственной целостностью.

Теоретическая значимость. Предложена теоретическая концепция, наработан понятийный аппарат художественной герменевтики. На этой основе выстроен педагогический метод художественной герменевтики, развернутый в совокупность приемов и частных методик.

Практическая значимость. Для студентов-филологов введена дисциплина "Художественная герменевтика", а курс истории русской литературы (XVII-XIX вв.) читается с применением метода художественной герменевтики, т.е. создан контекст для рассмотрения закономерностей и основных тенденций развития литературы. Одновременно реализован проект метакурса гуманитарного образования, позволивший изучать гуманитарные предметы и дисциплины в едином русле и благодаря этому устанавливать смысловые связи между явлениями, невидимые прежде.

Апробация метода проходила на кафедрах русского языка и литературы государственных и негосударственных вузов.

Основные идеи, положения и результаты были представлены автором в выступлениях и тезисах:

- в цикле семинаров для филологов Тольятти, организованных кафедрой русского языка и литературы академии, в 1992 - 1994 гг.;

- на второй Всероссийской конференции по квалиметрии образования (Москва, 1993);

- на первой международной конференции "Системогенетика и учение о цикличности развития" (Тольятти, 1994 г.);

- на четвертом симпозиуме "Квалиметрия человека и образования: методология и практика" (Москва, 1995 г.);

- на XXIII Академическом симпозиуме "Методология социального проектирования" (Нижний Новгород, 1995 г.);

- на шестом симпозиуме "Квалиметрия человека и образования: методология и практика (Москва, 1997).

Основные теоретические, методические и практические разработки автора, непосредственно относящиеся к теме настоящего диссертационного исследования, приводятся в списке литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

В диссертации обосновывается метод, специфику которого сос тавляет совокупность положений филологической герменевтики и эс тетической системогенетики. Это характеризует особенность данного исследования по отношению к ряду традиционных подходов.Педагогическая цель работы - внедрение в практику преподава ния литературы метода художественной герменевтики, содержащего технологии и техники, предназначенные для достижения адекватного понимания любого художественного текста. Данная цель осуществлена через ряд этапов, логически развернутых в тексте через аргумента цию авторской позиции в главах и параграфах.Цель выводила на связанный ряд задач.1. Сформировать теоретическое ядро метода художественной герменевтики.2. Выделить в качестве самостоятельного продукта общий метод художественной герменевтики (в узкотеоретическом смысле).3. Разработать концептуальную дидактическую модель метода художественной герменевтики.4. Обозначить возникшую совокупность частных методик.Для решения поставленных задач был использован следующий многоуровневый набор методов исследования: • анализ теоретических оснований (исторических и логических

предпосылок), лежащих в основе формирования содержания филологи ческого образования в вузе и места литературы в нем; • обобщение существующих подходов к способам организации по нимания в дидактике, системтизатя научно-теоретического, педа гогического и психологического базиса этих подходов; • моделирование организации понимания на основе двух приня тых подходов - герменевтического и системогенетического; • проектирование педагогического процесса на основе арсенала разработанных моделей и методик художественной герменевтики; • экстраполяция полученных теоретических знаний, метода и методик на другие предметные области.В диссертации решались задачи теоретического анализа совре менного состояния проблемы и выработки теоретического ядра метода художественной герменевтики, представившей основную методологию исследования как синтез методов герменевтики в рамках парадигмы системогенетики. Здесь получен методологически ориентированный инвариант теории, позволивший далее развернуть его уже на конк ретном историческом и педагогическом материале филологии и лите ратуры как ее смыслообразующего ядра. При решении второй задачи - по выработке и выделению общего метода художественной герменевтики - мы исходили из множества представлений о методе. В метод вошли основные принципы и приемы классической дидактики, герменевтики, аксиологии, интегративные принципы системогенетики. Далее они конкретизированы в тематичес ком поле филологии и литературы. В этой совокупности взаимосвя занных принципов и приемов мы провели поиск общей, инвариантной, составляющей. Последовательность построения теоретико-методологи ческой части диссертации обеспечила получение следующих основных результатов:

1. При соединении перечисленного ряда подходов в целое обна ружилось несколько общих предметных зон как герменевтики вообще, так и концепций и методов филологической и художественной герме невтики.2. В работе предлагается способ упорядочения специальной предметной области знания, которая выступает как интегративное педагогическое ядро для филологии и литературы. Это ядро охваты вает также эстетику, искусствознание, историю литературы и крити ки, к нему примыкают специально-научные теории: акмеология, тео рия композиции, психология восприятия образа, развития творческих способностей. Исследование представляет интерес для специалистов во всех перечисленных областях знания.На пути к синтезу совокупности разноуровневых подходов поя вился продукт, обладающий научной новизной, - метод художествен ной герменевтики. Новое есть то, что не содержится в отдельности в перечисленных выше подходах. В общенаучном смысле метод худо жественной герменевтики обогащает известное за счет связывания множества смыслов в новые смысловые ядра, обладающие собственной целостностью.3. Можно зафиксировать присутствие в методе художественной герменевтики диалектики исторического и логического. Это его от личительная черта: в иных герменевтиках она не встречается.4. Совокупность терминов, категорий, законов, принципов и приемов традиционной герменевтики "накрывает", но не исчерпывает аналогичную совокупность художественной герменевтики.5. Установлены специфические возможности метода художествен ной герменевтики, основывающиеся на следующей гипотезе. Духовное состояние общества отражается в литературных произведениях со степенью достоверности, позволяющей рассматривать литературный процесс как экран общественного сознания, В нем синтетически

отображается движение всех форм общественного сознания: искусс тва, науки, религии, политики, права. Литература как высшее из моноискусств концентрирует в себе возможности всех иных моноис кусств, а универсализирующие свойства литературных произведений содержатся в более широком ряду свойств и функций искусства в це лом (память человечества и т.д.). Ментальные модели общества мо гут быть реконструированы (прошлое) или спрогнозированы (будущее) на основе анализа культурного хронотопа, содержащегося в совокуп ности произведений литературы данного общества и данного времени.На этом и основывается метод художественной герменевтики, разво рачиваясь далее в систему педагогических приемов, стремяш1ихся к педагогической технологии,

6. В работе анализируются взаимоотношения между дидактикой и ее классическими методами, приемами и техниками и художественной герменевтикой как новым методом, порождающим новые приемы и тех ники. Анализ этих связей произведен с ориентацией на последующее применение в педагогических приемах и технологиях в обозначенном предметном педагогическом поле филологии и литературы.6. Научная новизна настоящего исследования состоит в дидак тическом использовании метода художественной герменевтики. Пред ложенный метод порождает ряд новых методологических и методичес ких возможностей, разворачиваемых в процессе преподавания литера туры в вузе. Новизна исследования заключается в том, что впервые: • выЗелен дидактический метод организации понимания, опираю щийся как на традиционную герменевтику, так и на системогенети ческий подход; • как основа организации понимания вееаена система опорных педагогических техник организации понимания; • разработаны принципы моделирования, представляющие метод педагогической организации понимания, которые можно экстраполиро вать и на другие предметные области; • разработана и подтверждена фактическими данными система представлений о неизвестных ранее взаимосвязях и взаимозависимос тях между разными способами и приемами организации понимания ли тературно-художественных текстов; • введены для определения специфики произведения литературы: набор индикаторов, базирующихся на таких понятиях, как время, пространство, социальная общность, личность; выступающий в ка честве индикаторов ряд специальных композиционных понятий ( "нап ряженность", "интонация" и многочисленные производные от них). Обнаружено, что общее количество индикаторов, привлекаемое для анализа художественного текста, зависит только от необходимой глубины исследования, детальность и многоаспектность которого яв ляется признаком развитой личности, а с точки зрения преподавания • высоким качеством, педагогическим эффектом.7. Три уровня вкладывают в организацию понимания свою сово купность специфических индикаторов. В процедуре восстановления целостности понимания индикаторы суммируются и связываются в единство, что позволяет реконструировать ментальные смыслы чрез вычайно детально и многогранно.8. Художественная герменевтика выступает как метод, позволя ющий применять ее модели в широком спектре областей науки, куль туры и образования. Он разворачивается в педагогических процессах на нескольких уровнях.9. Одна из главных идей диссертации состоит в том, что новое содержание образования может строиться на тех же основах, на ко торых строится само наше познание, наше понимание мира - адекват но сттропоморфному образу мара. Все художественные понятия изна чально антропоморфны, вот почему в методе художественной герме невтики мир предстает не просто как сложно организованный - ие рархизированный, классифицированный, закономерно развивающийся и пульсирующий, но прежде всего как мир антропоморфно устроенный.Эту особенность метода можно назвать способностью к организации целостности мировоззрения у обучаемых, адекватному им самим.10. Дидактическая организация процессов понимания, построен ная на основе работы с литературными и иными художественными текстами, - незаменимый компонент организации мышления как инно вационно ориентированного, направленного в сторону "динамического интеллектного гомеостаза" (А.И Субетто). Это накладывает отпеча ток на ориентацию мировоззрения в сторону увеличения его динамич ности, и это есть особенность метода, формирующая мировоззрение обучаемых.И . Исследование подтверждает, что всякая многоуровневая классификация одновременно является и системой вложенных циклов, давая этому общему системогенетическому тезису историческое фило логическое доказательство. В области специального анализа произ ведений искусства продемонстрирована определенная логика эстети ческих артефактов и явлений культуры.12. Дидактические основы строятся на фундаменте сложноорга низованного, многослойного и вместе с тем во многом синкретично

организуемого понимания. Сами процессы организации понимания яв ляются принадлежностью герменевтики, но мы вносим в них новые составляющие. Дидактическая модель преподавания литературы в ву зе, представляемая в настоящем исследовании, отличается от су ществующих тем. что организация понимания литературного текста (расширительно - всякого художественного текста, т.е. произведе ния любого вида искусства) производится посредством единого набо ра алгоритмов, представляемых нами в педагогическом плане в виде поуровнево структурированных технологий и техник художественной герменевтики.13. Применение принципа системных уровней (тройная альтиту да) приводит к образованию в процессах понимания достаточно слож ных структурных образований, находящихся на самой нижней необхо димой границе синкретического понимания действительности.Метод художественной герменевтики - это одновременный взгляд на развитие общества сквозь призму литературного текста, содержа щего все уровни. Их количество зависит только от способностей обучаемого субъекта и ресурса учебного времени, имеющегося в рас поряжении педагога. Историометрический ряд может насчитывать до семи и более уровней, но такие методические конструкты применимы в основном для отработки дифференцированного профессионального понимания, то есть для специалистов в узких областях.14. Разработка системы методов организации понимания исполь зовалась в авторской программе ("Литература как предмет эстети ческого цикла") и в воплощающих ее учебных курсах и дисциплинах ("История русской литературы XVII-XIX веков", "История русской литературы XX века", "Художественная герменевтика", "Способы ана лиза художественного текста"). Все практические результаты работы внедрены в учебный процесс.15. В работе намечены задачи для последующего исследования.В широком плане это - задача оформления специальной междисципли нарной области исследований - художественной герменевтики. В уз ком плане - задача углубленной расшифровки образно-смыслового ко да искусства в методе художественной герменевтики. Для решения второй задачи должна быть более детально и системно исследована совокупность индикаторов, обеспечивающая эту расшифровку.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зырянова, Татьяна Витальевна, Москва

1. Сформировать теоретическое ядро метода художественной герменевтики.

2. Выделить в качестве самостоятельного продукта общий метод художественной герменевтики (в узкотеоретическом смысле).

3. Разработать концептуальную дидактическую модель метода художественной герменевтики.

4. При соединении перечисленного ряда подходов в целое обнаружилось несколько общих предметных зон как герменевтики вообще, так и концепций и методов филологической и художественной герменевтики.

5. Можно зафиксировать присутствие в методе художественной герменевтики диалектики исторического и логического. Это его отличительная черта: в иных герменевтиках она не встречается.

6. Совокупность терминов, категорий, законов, принципов и приемов традиционной герменевтики "накрывает", но не исчерпывает аналогичную совокупность художественной герменевтики.

7. Художественная герменевтика выступает как метод, позволяющий применять ее модели в широком спектре областей науки, культуры и образования. Он разворачивается в педагогических процессах на нескольких уровнях.

8. Акимов В. А. Научность и доступность обучения. Автореф. дисс. на соис. уч. ст. к. п. н. 13.00.01. М. :Б/и. 1975. - 19 с.

9. Активные формы преподавания литературы. / Сост. Р.И.Аль-беткова. М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

10. Александров Н.Н. Дуальность свободы общества и свободы личности в мере человека. // В сб.: Человек мера всех вещей. -Горький, 1990. С. 92-95.

11. Александров Н.Н. Моделирование индикаторов качества в эстетической системогенетике. В кн.: Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Кн. 2. Ч. 2. - М., 1993. С. 70-137.

12. Александров Н.Н. Структура и динамика многоуровневых образных систем. Тольятти: Изд-во Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела, 1994. - 102 с.

13. Александров Н.Н. Взлет и падение. Место*"производственно-го искусства" в контексте советского искусства 20-х годов. -Тольятти: Изд-во Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела, 1994.- 26 с.

14. Александров Н.Н. Концепция системогенезиса общества: цивилизация и культура сквозь призму искусства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Нижний Новгород, 1995. - 233 с.

15. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. Книга для учителя. /Сост. С.П.Истратова. М.: Просвещение, 1990. - 303 с.И. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества. // В кн.: "Новое педагогическое мышление". М.: Педагогика, 1989. -280 с.

16. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1996. - 567 с.- 154

17. Антропономия. Общая теория человека. /Под ред. Л.А.Зеле-нова.- Нижний Новгород: НАСИ, 1991. 172 с.

18. Арватов Б.И. Социологическая поэтика. М.: Федерация. 1928. - 170 с.

19. Аристотель. Поэтика. // Соч. в 4-х тт. Т. 4. М.: Мысль. 1984. С. 645-680.

20. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Искусство, 1974.- 392 с.

21. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

22. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.-М.: Высшая школа, 1976.- 200 с.

23. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1981. - 432 с.

24. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975.- 136 с.

25. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

26. Бальмонт К.Д. Русский язык. // Избранное. Стихотворения. Переводы. Статьи. /Сост. Д.Г.Макогоненко. М.: Правда, 1990. С. 559-566.

27. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. - 348 с.

28. Бахтин М.М. Смелее пользоваться возможностями // Новый мир, 1970. N 11.

29. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // В кн.: Вопросы литературы и эстетики.- М.: Наука, 1975. С. 234-407.

30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

31. Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. /Сост., ред. К.Г.Исупов. С.-П.: "Алетейя", 1995. - 370 с.

32. Белый А. Символизм как миропонимание. /Сост. Л.А.Сугай.- М.: Республика, 1994. 528 с. - (Мыслители XX века).

33. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977. - 188 с.

34. Безрукова B.C. Педагогика. Учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

35. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. // 0 русских классиках. Научное издание. М.: Высшая школа, 1993. С. 107-223.

36. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.

37. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 304 с.

38. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -192 с.

39. Богданов (Малиновский) А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1. 2 . - М.: Экономика, 1989. (Кн. 1. - 304 с.; кн. 2 - 304 с.).

40. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Учебное пособие. Калинин: Изд-во гос. университета, 1980. - 62 с.

41. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Учебное пособие. Калинин: Изд-во гос. ун-та, 1982. - 87 с.

42. Богин Г.И. Типология понимания текста. Калинин: Изд-во гос. ун-та, 1986. - 87 с.

43. Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста. Учебное пособие. Калинин: Изд-во гос. ун-та, 1989. - 71 с.

44. Богин Г.И. К онтологии понимания текста. // Вопросы методологии, 1991. N 2. С. 33-46.

45. Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. -Тверь: Изд-во гос. ун-та, 1993. 138 с.

46. Болгов В.В. Технология обучения в интегрированной обучающей системе. Диссертация на соис. уч. степени канд. пед. наук. 13.00.01. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.

47. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. Грозный, 1981.

48. Борев Ю.Б. Эстетика. -Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

49. Бочкарев А.И. Природа в разных аспектах. Учебное пособие. Тольятти: Современник, 1997. - 80 с.

50. Брудный А.А. К проблеме понимания текста. // Исследование рече-мыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. - С. 80-86.

51. Брунер Дж. Процесс обучения. Пер. с англ. М. , 1962.

52. Булгаков М.А. Белая гвардия. Роман. М.: Современник, 1991. - С. 54-298.

53. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман. М.: Современник, 1991. С. 326-703.

54. Валери П. Об искусстве. Сборник. Пер. с фр. М.: Искусство, 1993. - 507 с.

55. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки.- Л.: Художник РСФСР, 1977. 225 с.- 156

56. Вартанов А. С. О соотношении литературы и изобразительного искусства. // В кн.: Литература и живопись. Сборник статей. /Отв. ред. А.Н.Иезуитов. -Л.: Наука, 1982. -С.5-30.

57. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. С.-П.: МИФРИЛ, 1994. - 428 с.

58. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

59. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1881. - 360 с.

60. Визгин В.П. Научный текст и его интерпретация. // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

61. Волошинов В.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. - 336 с.

62. Выбор методов обучения в средней школе. Под ред. Ю. К.Ба-банского. М.: Просвещение, 1981.

63. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

64. Выготский Л. С. Проблема сознания. (Из неизданных материалов). // Психология грамматики. М., 1968. С. 182-196.

65. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 3-е. М.: Искусство, 1986. - 573 с.

66. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 160 с.

67. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

68. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. Пер. с нем. -М.: Искусство, 1991. 367 с.

69. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

70. Галинская И.Л. Загадки известных книг.- М.: Наука, 1986. 128 с.

71. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. -150 с.

72. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. - 302 с.

73. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Часть I. М.: Искусство, 1972. - 200 с.

74. Гегель Г. философия духа. // Энциклопедия философских наук. /Отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1977. Т. 3.- 471 с.

75. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Опыт педагогической когитологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 143 с.

76. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. -Санкт-Петербург: СПГУ, 1992 154 с.

77. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. М.: Академия, 1923. -120 с.

78. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1977. - 479 с.

79. Говор В.Н. Квалитативный подход в искусстве и образовании. В кн.: Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Кн. 2. Ч. 2. - М., 1993. - С. 138-159.

80. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. - 432 с.

81. Гофман Э. Золотой горшок. // Золотой горшок и другие истории. /Пер. с нем.; сост. С.В.Тураев. 2-е изд., доп. - М.: Детская литература, 1981. - С. 69-150.

82. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1992. - 424 с.

83. Гринева В.Н. Дидактические условия обеспечения действенности знаний учащихся. Автореф. диссертации на соис. уч. степени канд. пед. наук. 13.00.01. Киев.: Б/и, 1984. - 24 с.

84. Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития. // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1964. Т.1. - С. 73-85.

85. Гутнов А.Э. Мир архитектуры (язык архитектуры). М.: Молодая гвардия, 1985. - 351 с.

86. Давыдов Ю.Н. Эстетика и социология. // Декоративное искусство, 1967. NN 5, 6 (с. 8-10 N 5, с. 8-11 - N 6).

87. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство", 1990. - 223 с.

88. Данте Алигьери. Малые произведения. Изд. подготовил И.Н.Голенищев-Кутузов. М., 1968.

89. Деминг В. Едвардс. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. - 498 с.

90. Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. -343 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).

91. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. III. Страны Зап. Европы XIX в.; Россия XIX в. М.: Иск., 1993.- 361 с.- 158

92. Долженко О.В. Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. - 191 с.

93. Донская Т.К. Родной язык как фактор национального самосознания. // В кн.: Судьба российского образования судьба России. - С.-П., 1995. - С. 430-434.

94. Дубицкий Л.Г. Пути развития квалиметрии на основе аналогий с фундаментальным базисом. // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Ч. 1-2. М., 1994. - С. 65-68.

95. Дубицкий Л.Г. Развитие рейтинговой квалиметрии с использованием раздельных и комплексных оценок для штатных и экстремальных ситуаций. // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Ч. 1-2. М. 1994. - С. 72-73.

96. Ермилова Е.В. Метафоризация мира в поэзии XX века. // Контекст-1976. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука. 1977. - С. 160-177.

97. Ершов П.М. Искусство толкования в 2-х ч. Режиссура как художественная критика (Ч. 2). Дубна: Феникс, 1997. - 608 с.

98. Журавлев А.П. Звук и смысл. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

99. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. - 168 с.

100. Зеленов Л.А. Основы эстетики. Курс лекций. Горький, ГИСИ, 1974. - 185 с.

101. Зеленов Л.А. Метатеория и теория деятельности. Рукопись.- Горький: архив ФК ГИСИ (НФК), 1979. 215 с.

102. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М.: Высшая школа, 1982. - 176 с.

103. Зеленов Л.А. Методология человековедения. Нижний Новгород: НТО, 1991. - 76 с.

104. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное издание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

105. Зинченко В.П. Зрительное восприятие и творчество. Восприятие как перцептивная деятельность // Техническая эстетика, 1975. N 6: с. 3-6, N 7: с. 6-10, N 8: с. 1-4, N9: с. 3-8.

106. Златоустова Л.В. Изучение звучащего стиха и художественной прозы инструментальными методами. // Контекст-1976. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1977. С. 61-80.

107. Зырянова Т.В. Эстетическая концепция преподавания филологических дисциплин. Тольятти: Акцент. 1994. - 24 с.- 159

108. Зырянова Т.В. Три века русской литературы Нового времени. Методическое пособие. Тольятти: Акцент, 1994. - 40 с.

109. Зырянова Т.В. Романтизм прекрасного. Ф.М.Достоевский: "Преступление и наказание". Методическое пособие. Тольятти: Акцент, 1994. - 84 с.

110. Зырянова Т.В. Архаика низменного. Искусство детали. Анализ рассказа А.П.Чехова "Анюта". Методическая разработка. -Тольятти: Акцент, 1994. 40 с.

111. Зырянова Т.В. Экспериментальная программа по русской литературе для 10 класса. Тольятти: Акцент, 1995. - 27 с.

112. Зырянова Т.В. Категория трагического XIX века. А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Методическая разработка. Тольятти: Акцент, 1995. - 78 с.

113. Зырянова Т.В. Художественная герменевтика. Рабочая программа курса. Тольятти: Акцент, 1995. - 32 с.

114. Зырянова Т.В. Очерк истории герменевтики. Тольятти: Акцент, 1996. - 76 с.

115. Зырянова Т.В. Композиционные построения в произведениях художественной литературы. Методы анализа и творческого освоения в средней школе. Тольятти: Акцент, 1996. - 46 с.

116. Зырянова Т.В. История русской литературы XVII-XIX вв. -Рабочая программа курса. Тольятти: Акцент, 1996. 64 с.

117. Зырянова Т.В. Художественная герменевтика. Тольятти: Акцент, 1997. - 330 с.

118. Ильин Г.Л. Проективное образование и Реформация науки.- М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1993. 100 с.

119. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Учебник, ч. 2. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ВШ, 1994. - 461 с.

120. Искусство и научно-технический прогресс. Сборник. // Сост.Л.И.Новикова, В.С.Соколов. М.: Искусство, 1973. - 464 с.

121. История русского искусства в трех томах. Изд. 3-е, испр. и доп. Учебник. /Отв. ред. И.В.Рязанцев. М.: Изобразительное искусство, 1991. Т. 1 - 508 с. Т. 2 - 312 с.

122. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского.- М.: Мысль, 1991. 590 с.

123. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части I, II, III. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

124. Казаринова В.И. О красоте и композиции. М.: Экономика, 1973. - 152 с.- 160

125. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука,1991. 304 с.

126. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед,1992. 110 с.

127. Карпов В.В., Громов В.А. Фонд "Новые технологии обучения". Учебное пособие. М.: ИЦ ПКПС, 1990. - 39 с.

128. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

129. Квалиметрия жизни. Проблемы измерения качества жизни и направления их решения. // Материалы краткосрочного семинара. Под ред. докт. экон. наук А.И.Субетто. Л.: Ленингр. отделение АН СССР, 1991. - 101 с.

130. Квалиметрия человека и высшего образования: методология и практика. // Сборник тезисов докладов на рус. и англ. языках. М. : ИЦ ПКПС, 1992. 75 с.

131. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. -М.: Изд-во АН СССР, 1962.

132. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия , 1987. - 192 с. (Эврика).Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. -Пермь, 1968.

133. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

134. Конрад Н.И. Синология. Репринт с изд. 1977 г. М.: Ла-домир, 1995. - 621 с.• 132) Корниенко Н.Г. К метафизике понимания. // "Вопросы методологии", 1991. N 1. С. 77-89.

135. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. - М.: Просвещение, 1986. - 120 с.

136. Краткий словарь по логике. /Под ред. Д.П.Горского. -М.: Просвещение, 1991. 208 с.

137. Кроник А., Головаха Е. Психологическое время: путешествие в "давно" и "не скоро". // Знание-сила, 1984, N 2. С. 33-34.

138. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории. Опыт систематизации. Минск: Изд-во БГУ, 1974. - 288 с.

139. Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты. Философский очерк. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 256 с.- 161

140. Крюковский Н.И. Homo pulcher. Человек прекрасный. Очерк теоретической эстетики человека. Минск: БГУ, 1983. - 303 с.

141. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981.

142. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 192 с.

143. Кузнецов В.Г. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние /Вестник МГУ. С. N 7. Философия. 1992. N 2. С. 64-75.

144. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

145. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1981. 96 с.

146. Кулаев К.В. Теория Ф.И.Шмита о циклическом развитии искусства. // Ж-л "Педагогика". 1992, NN 7-8. С. 87-90.

147. Курикалов Ю.Л. От слов к логосу. Этюд философской герменевтики. // Логос: ленинградские международные чтения. -Кн. 1. Разум, духовность, традиции. Л.: ЛГУ, 1991. - С.178-198.

148. Лашманов Д.М. Системный подход в исследовании искусства. // В сб.: Искусство и научно-технический прогресс. -М.: Искусство, 1973. С. 348-363.

149. Левитин К.Е. Геометрическая рапсодия. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Знание, 1984. - 176 с.

150. Левитин К.Е. Горящий светильник. М: Знание, 1983. 208с.

151. ЛедневВ.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. - 264 с.

152. Лейбсон В.И. Три уровня эстетического восприятия. // Восприятие художественного текста. Таллин, 1979. - С. 7-10.

153. Лекции по истории эстетики. Под ред. М. С.Кагана. Книги 1, 2, 3, 4. Л. : Изд-во ЛГУ, 1972, 1974, 1976, 1980.

154. Лернер А.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 181 с.

155. Литвинов В.П. Контуры герменевтики. // Вопросы методологии, 1991. N 1. С. 89-96.

156. Литвинцева А.В. О специфике художественной информации. // Вопросы методологии науки. Томск, 1971. Вып. 1. С. 167-183.

157. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. пособие. -М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.

158. Лихачев Д.С. Текстология. М., 1962.

159. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е. М.: Наука, 1979. - 360 с.- 162

160. Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения. // Новый мир. N 9. 1969. С. 181-190.

161. Логика и проблемы обучения. /Под ред. Б.В.Бирюкова и В.Г.Фарбера. М.: Педагогика, 1977. - 216 с.

162. Локк Д. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1960. -Т. 1, с. 129.

163. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе. // В кн.: Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. - С. 31-65.

164. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. -623 с.

165. Лосев А.Ф. Философия имени. // Бытие имя - космос. -М.: Мысль, 1993. - С. 613-880.

166. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: "Collegium", "Киевская Академия Евробизнеса", 1994. - 288 с.

167. Лосев А.Ф. Смысл. // Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994. - 920 с.

168. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. - 320 с.

169. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение. /Сост. А.А.Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.

170. Лотман Ю.Н. О некоторых принципиальных трудностях в структурном описании текста. // Труды по знаковым системам, IV. -Тарту, 1969.

171. Лотман Ю., Николаенко Н. "Золотое сечение" и проблемы внутримозгового диалога. // ДИ СССР. N 9. 1983. - С. 31-34.

172. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

173. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

174. Луначарский А.В. Искусство слова в школе. // О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - С. 461-467.

175. Мазель Л.Н. Эстетика и анализ. // Советская музыка, 1966. N 12.

176. Майборода Л.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и ее приложения применительно к крестьянскому высшему образованию. С.-Пб. - М.: ИЦ ПКПС - ПАНИ, 1994. - 204 с.

177. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,- 163

178. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 240 с.

179. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.

180. Маяковский В.В. Как делать стихи. Полн. собр. соч. -М.: Художественная литература, 1938. Т. XII.

181. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. Под ред. Е.Н.Колокольцева. М.: Просвещение, 1990. - 223 с.

182. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. N 1. - 96 с.

183. Менчинская Н.А. Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. - 352 с.

184. Мехонцева Д. М. Самоуправление и управление. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. - 241 с.

185. Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. // В кн.: "Инженерная психология". М., 1964.

186. Мир человека. /Отв. ред. Л.А.Зеленов, науч. ред. В.А.Кутырев. Вып 1. Нижний Новгород: НАСА, 1993. - 144 с.

187. Миронова Л.Н. Учение о цвете. Минск: "Вышэйшая школа", 1993. - 463 с.

188. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. - 224 с.

189. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа. 1987. - 200 с.

190. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304с.

191. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Мир, 1973. 158 с.

192. Морозова Н.Г. К психологии понимания речи. // Тезисы доклада XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966. Т. 2. - С. 326-327.

193. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

194. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX вв. - М.: Искусство, 1991.-396 с.

195. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Изд. 2.- М.: Просвещение, 1987.- 255 с.

196. Немов Р.С. Психология деятельности и познавательных процессов. // Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С.124-280.- 164

197. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1978. - 352 с.

198. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 6-е, стереотип. М.: Советская энциклопедия, 1964. - 900 с.

199. Орчаков О.А. Функциональные единицы дидактического проектирования: понятие, система, структура. // Совершенствование технологии обучения в профессиональных технических учебных заведениях. М.: МИИСП, 1992. - С.73-84.

200. Памятниковедение. Теория, методология, практика. Сборник научных трудов. М.: НИИ культуры, 1986. - С. 50-75.

201. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Изд. 2-е. Под ред. П.И.Пид-касистого. М.: Российское пед. агентство, 1996. - 602 с.

202. Педагогический словарь. В 2-х тт. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1960. - Т. I - 774 с., Т. II - 766 с.

203. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. /Науч. ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. Москва - Тюмень, 1994. - 288 с.

204. Перегудов Ф.И. Системная деятельность и образование. // Высшее образование в Европе.- ЮНЕСКО, т. XV, N 4, 1990. С. 100.

205. Петров В.М. Эта таинственная цикличность. // В сб.: Число и мысль. Вып. 9. М.: Знание, 1986. - С. 86-113.

206. Пидоу Д. Геометрия и искусство. Пер. с англ. М.: Мир, 1979. - 332 с.

207. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с.

208. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.

209. Потеев М.И. Основы аналитической дидактики. СПб.: ЛИТМО, 1992. - 167 с.

210. Проблемы преподавания литературы в средней школе. Пособие для учителя. Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.- 165

211. Профессиональная педагогика / Под редакцией С.Я. Башы-шева М.: Профессиональное образование, 1997. - 512 с.

212. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

213. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Идея "универсального" человека. Курс лекций. М.: Высшая школа, 1996. -366 с.

214. Пятыго С.Д. Формирование единства образных и логических форм выражения знаний при изучении основ наук. Автореф. диссертации на соис. уч. степени канд. пед. наук. 13.00.01. М.: Б/и, 1981. - 18 с.

215. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. - 141 с.

216. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. - 416 с.

217. Рогов Е.Н. Атлас истории культуры России. М.: Круг, 1993. - 767 с.

218. Родионов В.У. Методология оценивания обученности. В сб.: Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Ч. 1-2. М., 1994. - С. 87-108.

219. Рождественский Ю.В. Общая филология. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - 326 с.

220. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. - 543 с.

221. Розинер Ф. Искусство Чюрлениса. Жизнь. Личность. Живопись. Музыка. Поэзия. Философия творчества. М.: Terra, 1993. - 408 с.

222. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы "круглого стола"). // Вопросы философии. N 6. 1992. С. 3-49.

223. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 134 с.

224. Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение (живопись фотография - слово). // В кн. : Литература и живопись. - Л.: Наука, 1982. - С. 66-92.

225. Селезнева Н.А., Татур Ю.Г. Национальная система оценки качества образования в России: общая характеристика // Сб.: Квалиметрия человека и образования. Ч. 4. М., 1994. - С 3-10.

226. Середюк И.И. Восприятие архитектурной среды. Львов: Изд-во ЛГУ, Вища школа, 1979. - 203 с.- 166

227. Славин А.В. Эвристическая роль наглядных средств в построении нового знания. Автореф. диссертации на соис. уч. степени докт. филос. наук. 09.620. Л.: Б/и, 1972. - 35 с.

228. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1975. - 294 с.

229. Словарь античности. Перевод с нем. М.: Прометей, 1989. - 704 С.

230. Словарь иностранных слов.- М.: Рус. яз., 1992. 740 с.

231. Словарь литературоведческих терминов. /Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

232. Совершенствование преподавания литературы в школе. Пособие для учителя. Под ред. Г.И.Беленького. М.: Просвещение, 1986. - 191 с.

233. Советский энциклопедический словарь. /Науч.-ред. совет: А.М.Прохоров, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков и др. М.: Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.

234. Содружество наук и тайны творчества. /Сборник статей под ред. Б.С.Мейлаха. М.: Искусство, 1968. - 450 с.

235. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /Отв. ред. А.Ю.Соломонов. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

236. Сороко Э.М. Концепция уровней, отношение, структура. К методологии социологического исследования. Минск: Наука и техника, 1978. - 160 с.

237. Сороко Э.М. Теория мерогенеза как основа квалиметрии человека. // В сб.: Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Ч. 3. М.: ИЦ ПКПС, 1993. - 123 с.

238. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. Автореф. диссертации на соис. уч. степени докт. пед. наук. 13.00.01. М. : МГПИ, 1974. - 42 с.

239. Сочивко Д.В. Шкала выраженности ИСПД. В сб. Психолого-педагогические проблемы индивидуальности. Вып. 2. Л.-М.: Изд-во ЛГУ, 1984. - С. 31-36.

240. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. 576 с.

241. Субетто А. И. Метаклассификация, ее закономерности, метрики и их использование в квалиметрии. Л., 1983. - 4.1. -Деп. во ВНИИИС Госстроя СССР, 14.09.83., per. N 4474. - 248 с.

242. Субетто А. И. Проблема цикличности развития. Л: ВИКИ, 1989. - 33 с.

243. Субетто А. И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта социалистический императив.- М.: ИЦ ПКПС, 1990.- 84 с.

244. Субетто А.И. Феномен пост-футуристического диморфизма систем как возможная гипотеза построения прогнозов. // Прогнозирование научно-технического и экономического развития основных звеньев народного хозяйства. Л: ЛДНТП, 1990. - С. 60-65.

245. Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. Книги 1-4. М.: ИЦ гособразования СССР. - Кн. 1 - 96 с, кн. 2 - 122 е., кн. 3 - 170 е., кн. 4 - 162 с.

246. Субетто А. И. Гуманизация российского общества. Авторская концепция. СПб.- М.: ИЦ ПКПС, 1992. - 155 с.

247. Субетто А. И. Качество это достоинство человека, нации и общества. - СПб. - М.: ИЦ ПКПС, 1992. - 40 с.

248. Субетто А.И. Творчество. Жизнь. Здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Логос, 1992. - 204 с.

249. Субетто А.И. Квалиметрия человека и высшего образования. // В сб.: Квалиметрия человека и образования. Ч. 1. М.: ПАНИ, 1992. - С. 7-16.

250. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. -СПб-М: ИЦ ПКПС, 1993. 172 с.

251. Субетто А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии (в форме постулатов). -Тольятти: Изд-во Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела, 1994. 50 с.

252. Субетто А.И. Метаклассификация как наука о механизмах и закономерностях классифицирования. Опыт обобщения в 2-х частях. -С.-Пб. М.: ИЦ ПКПС. 1994. - Часть 1 - 254 с. Часть 2 - 80 с.

253. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. Часть II. М.: ИЦ ПКПС, 1994. - 320 с.

254. Субетто А.И. Три года развития и синтеза квалиметрии человека и образования (1992-1994 гг.): итоги, проблемы, перспективы. // В сб.: Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Ч. 1-2. М., 1994. - С. 3-42.- 168

255. Субетто А. И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования: грани государственной политики. -Кострома М.: КГПУ, ИЦ ПКПС, 1995. - 332 с.

256. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения . М.: Изд-во МГУ, 1969. - 134 с.

257. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд. 4-е, испр.- М.: Просвещение, 1971. 464 с.

258. Тойнби А.Дж. Постижение истории. / Пер. с англ. / Сост. Огурцов А.П.; вступ. статья Уколовой В.И.; закл. статья Рашковского Е.Б. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

259. Тронский И.М. История античной литературы. Учебник для университетов и пед. институтов. 5-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1988. - 464 с.

260. Уайтхед А. Способы мышления. (Значимость. Выражение. Понимание). // В кн.: Избранные работы по философии. Пер. с англ. /Сост. И.Т.Касавин. М.: Прогресс, 1990. - С.337-388.

261. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. /Сост. Н.А.Сундуков. М.: Просвещение, 1968. - 560 с.

262. Философский энциклопедический словарь. / Редколл. С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энц., 1989. - 815 с.

263. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. С.-П.: Русская книга, 1993. - 366 с.

264. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1994. - 797 с. (Философское наследие).

265. Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления. Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

266. Художественное творчество. Человек природа - искусство. Вопросы комплексного изучения. // Сборник. - Л.: Наука, 1986. - 272 с.

267. Цойгнер Г. Учение о цвете. Перевод с нем. Науч. ред. Г.Г.Борис. М.: Стройиздат, 1971. - 160 с.

268. Человек в мире художественной литературы. Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина. М.: Просвещение, 1982.

269. Чапаев Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: СИПИ, 1992. - 224 с.

270. Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Монография. Тольятти, ТолПИ, 1992.- 121 с.

271. Чернова Ю.К. Интегральный критерий качества усвоения знаний. // Интеграция в педагогике и образовании. Самара, СИПК. 1994. - С. 39-46.

272. Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Монография. Под ред. члена-корреспондента Российской Академии образования В.И.Андреева. Тольятти: Изд-во, Фонда "Развитие через образование", 1998. - 146 с.

273. Чижевский А.Л. Солнечные пятна и психозы. Москва-Берлин: "Русско-немецкий медицинский журнал", 1928-г. N 3.

274. Чижевский А.Л. Солнце и мы. М.: Знание, 1963. - 48 с.

275. Чижевский А. Л. Земное эхо-солнечных бурь. М.: Мысль, 1973. - 351 с.

276. Шарден Пьер Тейяр де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.

277. Шевелев И.Ш. Формообразование в природе и в искусстве. // В кн.: Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - С. 6-129.

278. Шпенглер 0. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М.: Мысль, 1993. - 663 (1) с.

279. Щедровицкий Г.П. Смысл и значение. // Проблемы семантики. М., 1974. - С. 76—11I.

280. Щедровицкий П.Г. Проблема рефлексии в теории деятельности и СМД методологии. Обобщение опыта и рефлексии. // Вопросы методологии, 1991. N 2. С. 47-66.

281. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982.

282. Эстетика. Словарь. /Под. общ. ред. А.А.Беляева и др. -М.: Политиздат. 1989. 447 с.

283. Юнг. К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М. : Ренессанс. 1992. - 320 с.

284. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

285. Яковец Ю.В. Социогенетика: содержание, закономерности, перспективы. М.: ИЭРАН, 1992. - 58 с.

286. Ярошенко Б.М., Ярошенко Н.Н. Диалектика развития изобразительного искусства. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1986. - 80 с.