Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Гуманизация образования на биоэтической основе в зарубежной школе и педагогике

Автореферат по педагогике на тему «Гуманизация образования на биоэтической основе в зарубежной школе и педагогике», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Кюрегян, Анна Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Гуманизация образования на биоэтической основе в зарубежной школе и педагогике», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Гуманизация образования на биоэтической основе в зарубежной школе и педагогике"

На правах рукописи

Кюрегян Анна Викторовна

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА БИОЭТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЕ И ПЕДАГОГИКЕ (Х1Х-ХХ1 вв.)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

5 ГОН 2014

005549561

Москва 2014

005549561

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» на кафедре технологий и профессионального образования.

Научный руководитель: Хроменков Петр Александрович

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Официальные оппоненты: Афанасьев Владимир Васильевич

доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Моисеева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламных технологий ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского»

Ведущая организация: ФГНУ «Институт теории и истории педагогики РАО»

Защита состоится «26» июня 2014 г. в ¿5 часов на заседании диссертационного совета Д.800.038.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» по адресу: 129281, г.Москва, Староватутинский проезд, дом 8.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» и на сайте академии аБои-MO.ru

Автореферат разослан «25» мая 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент £ Г.П. Зернова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Гуманизация всех сфер человеческой жизни - это определяющий признак общественного прогресса, без которого не может существовать мир на планете. Особое место в данном процессе занимает гуманизация образования. Одним из путей формирования гуманной личности является воспитание этичного отношения к людям и окружающему миру посредством воспитания этичного отношения ко всем живым существам.

Как показывает анализ многочисленных педагогических исследований за рубежом (Л. Арбор, К. Ратман, Б.К. Брайант, 3. Вейль, Е.С. Паул, А. Кидц, С.К. Томас и др.), обучаемые, у которых сформировано этичное отношение к живому миру, гораздо меньше проявляют агрессию, и их психическое развитие происходит более гармонично. В то же время, согласно, например, данным ФБР, большинство серийных убийц проявляли жестокость к животным1. Опрос 152 респондентов, проведенный американскими психологами C.JI. Келлертом и А.Р. Фельтзаусом, выявил, что у 25% правонарушителей, обладающих высоким уровнем агрессии, в детстве было 5 или более случаев жестокости к животным, в то время как среди респондентов, не имеющих судимости, люди с таким показателем отсутствовали2. В России, как свидетельствуют данные, собранные биологом Д.Н. Кавтарадзе, в 78% случаев жестокость к животным имеет повторный характер. По мнению автора, данный показатель свидетельствует о том, что такое проявление жестокости -явление не случайное и свидетельствует о деградации личности3.

Обращение к анализу зарубежных литературных источников позволяет нам установить, что: во-первых, в основе гармоничного сосуществования че-

1 Lockwood R., Church A. Deadly Serious. A FBI Perspective on Animal Cruelty//Cruelty to Animals and Interpersonal Violence. Edited by Ribbens J., Ascione F. West Lafayette: Purdue University Press, 1998. -241-244

2 Kellert S.R., Felthous A.R. Childhood Cruelty among criminals and noncriminals. - Human Relations. - Volume 38.-December 1985.-P. 1119-1120.

3 Кавтарадзе Д. С точки зрения биолога / Феноменология жестокости//Природа. - №1 (713).- 1975.-С. 91.

ловека и природы лежит сформированность у человека биоэтического сознания; во-вторых, смысл и содержание биоэтического сознания сводятся к пониманию внутренней ценности субъектов живой природы; в-третьих, они включает в себя идеи о месте человека в мире согласно базовым христианским ценностям, а в практической сфере предусматривает готовность делать свой выбор с учетом потребностей живых существ, в-четвертых, в зарубежной педагогической литературе используется понятие «гуманное образование», которое нами рассматривается как синоним понятия «гуманизация образования на биоэтической основе». При этом мы основывались на опыте развитых стран, прежде всего англоязычных, где биоэтическое отношение к окружающему миру является ценностью.

В течение Х1Х-ХХГ вв. за рубежом, как показывает анализ литературных источников, накоплен обширный опыт биоэтического образования, о чем свидетельствуют исследования, проведенные в конце XX - начале XXI вв. Так, беседы со студентами, изучавшими курс «Права животных» в Университете Сент-Клауд, показали, что практически все респонденты после его прохождения готовы изменить свой образ жизни во благо живого мира4.

Вместе с тем, как свидетельствует обращение к педагогическим, документальным и социологическим источникам ХХ-ХХ1 вв., превалирование в зарубежных образовательных системах прагматического подхода к их построению в Х1Х-ХХ вв., а также отражение в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений промышленных интересов государств, имеющих целью формирование потребительского общества, во второй половине ХХ-начале ХХЗ вв. привели к углублению социально-экологического кризиса и росту насилия в образовательной среде. Об этом свидетельствуют исследования Л.А. Гарта, Р. Гейрстона, Я. Оакли, Г. Рюша и других авторов.

"Andizejewski J. Teaching animal rights at the university: philosophy and practice /Andrzejewski J. //Journal for Critical Animal Studies. - Volume I. - Issue 1.-2003.-P. 14-32.

Выявленные положительные стороны и недостатки гуманизации образования на биоэтической основе за рубежом в результате сравнительного анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы позволяют выделить существующие противоречия между:

- обоснованными в зарубежных теоретических источниках подходами и направлениями решения проблемы гуманизации личности на основе идей биоэтики и отсутствием системного подхода к ее решению в массовой образовательной практике;

- декларируемой ценностью - гуманизмом, признанным на международном уровне образовательной парадигмой III тысячелетия, гуманизацией личности, общественной жизни и агрессивными проявлениями среди молодежи, школьников, взрослых в XX и XXI веках;

- существующим разнообразием программных и учебных разработок для учителей по гуманизации образования на биоэтической основе и неразработанностью ее дидактических основ;

- сложившимся опытом решения проблемы гуманизации образования на биоэтической основе в течение XIX - начала XXI вв. в ряде зарубежных и, прежде всего, англоязычных государств, его востребованностью и недостаточным использованием в мировой образовательной практике и, в частности, в России.

Вышеотмеченное указывает на то, что, с одной стороны, воспитание гуманной личности на биоэтической основе является актуальной задачей образовательных учреждений, а с другой стороны, их формирование у школьников дидактически не обеспечено. В этом заключается основное противоречие, обусловливающее проблему исследования, которая состоит в выявлении и обосновании условий использования сформировавшегося на основе идей биоэтики передового зарубежного опыта «гуманного» образования школьников в отечественном образовании. Значимость этой проблемы и ее неразработанность определили тему исследования: «Гуманизация образова-

ния на биоэтической основе в зарубежной школе и педагогике (Х1Х-ХХ1

вв.)».

В соответствии с актуальностью проблемы целью работы является исследование в теории и в педагогической практике опыта гуманизации образования за рубежом на биоэтической основе, который может быть экстраполирован при определенных условиях в образовательные системы других государств.

Объеетом исследования является теория и практика гуманизации образования за рубежом.

Предметом исследования служит процесс гуманизации образования на биоэтической основе за рубежом в ХГХ-ХХ1 вв.

Названная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Выявить этапы гуманизации образования за рубежом в Х1Х-ХХ1 вв.

2. Обосновать теоретические подходы к гуманизации образования на основе идей биоэтики в зарубежной педагогике в ХХ-ХХ1 вв.

3. Обосновать принципы, определить структуру, содержание и направления гуманизации образования школьников на биоэтической основе.

4. Выявить эффективные формы и методы биоэтического образования за рубежом в конце XX - начале XXI века.

Методологической основой исследования являются идеи философии, аксиологии и гуманистической педагогики о роли базовых ценностей культуры в жизни человека и общества, результаты междисциплинарных исследований проблемы гуманизации образования, в которых человек рассматривается как часть природы. При выполнении анализа эволюции в биоэтическом сознании стержнем служили философская теория устойчивого развития, идея рационального природопользования, концепции антропоцентризма и биоцентризма, инструментальной и внутренней ценности окружающего мира, прав и благополучия животных, теория «воли к жизни» и принцип бла-

гоговения перед жизнью А. Швейцера, идея субъекта жизни Т. Ригана. Важное место в методологии исследования занимает принцип воспитания на личном примере и теория гуманизации образования, выработанная Международным институтом гуманного образования и Университетом Гуманного общества США.

Теоретическую базу исследования составляет поиск, отбор и анализ разносторонних информационных источников, отражающих развитие гуманизации образования за рубежом и в России:

- труды зарубежных философов, в которых исследуются проблемы человека, его место в мире и роль в преобразовании окружающей действительности (И. Барбур, Б. Калликот, О. Леопольд, Э. Линзи, Р. Нэш, Р. Райдер, Т. Риган, X. Ролстон, П. Сингер, А. Швейцер, М. Шпигель);

- зарубежные научные исследования, представленные в трудах по теории гуманизации образования и дидактике (Ф. Асчоне, 3. Вейль, В.Веугелерс, Т. Ликона, П. Палмер, Д. Петти, Л. Стоддард);

- зарубежные междисциплинарные диссертационные исследования, выполненные на стыках педагогики, социологии и биоэтики (С. Айтл-Кларк, Б. Унти, и др.);

- зарубежные научные статьи, в которых рассматривается взаимосвязь проблемы гуманизации личности и биоэтического просвещения (Дж. Андр-зеджевски, Л. Антонсик, К. Гриер, Б. Унти, Т. Фицджеральд);

- отечественные педагогические труды, в который затрагивается биоэтическая проблематика: работы И.И. Горбунова-Посадова конца XIX - начала XX в., ротапринтные бюллетени толстовцев, раскрывающие сложные отечественные реалии 20-х годов XX века; труды В.А. Сухомлинского, в которых представлено формирование ценностного отношения к жизни как одно из направлений его педагогической системы; рукописные материалы Т.Н. Павловой, посвященные вопросам гуманизации образования в 1970 -1980-е гг. (собраны, систематизированы и отредактированы автором диссертации);

s

- работы отечественных ученых, в которых представлены вопросы истории зарубежной педагогики и образования (В.Г. Александрова, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, P.A. Валеева, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, К.И. Салимова);

- труды отечественных ученых, посвященных проблемам этики, нравственного и экологического воспитания школьников (Е.В. Бондаревская, JI.C. Глушкова, М.В. Гусев, В.В. Дудоров, В.А. Караковский, С.С. Кашлев, C.B. Кульневич, Т.В. Машарова, Н.Д. Никандров, И.Т. Суравегина, Д.И. Трайтак, Н.Е. Щуркова, Е.В. Экзерцева).

- методологические основы проведения исследований в области гуманитарных наук (A.M. Новиков, В.М. Шепель).

Эмпирическую базу исследования составляют:

- законы о защите животных от жестокого обращения (британский Акт о благополучии животных, 2006 г.; американский Акт о благополучии животных, 1966 г.); законопроект «О защите животных от жестокого обращения», принятый в РФ (1999 г., 2011 г.);

- передовой зарубежный педагогический опыт, представленный в учебных и учебно-методических пособиях по биоэтике для учителей и учащихся (С. Данпфи, В. Малкарн, Б. Мефам, Д. Селби, Дж.П. Цуман и др.);

- первичный опыт гуманизации образования на биоэтической основе, представленный в трудах отечественных педагогов по трудовому воспитанию и обучению учащихся сельских школ середины XX века, способствовавшему биоэтической гуманизации личности (С.М. Жарков, А.Е. Кондра-тенков и др.);

- отечественные школьные учебники и учебные программы по предметам «Окружающий мир», «Биология», «Экология» (В.В. Латюшин, О.Н.Федотова, Н.М. Чернова и др.).

- отечественные вузовские учебники по курсу «Концепции современного естествознания» (Т.Я. Дубнищева, С.Х. Карпенков);

- учебные пособия Т.Н.Павловой по биоэтике.

Предмет, цель и задачи работы обусловили выбор следующих методов исследования: историко-типологический метод, сравнительный анализ исторических фактов, свидетельствующих о взаимосвязанности гуманистической и биоэтической мысли, анализ философской, социологической, религиозной и естественнонаучной литературы с целью исследования развития гуманистической мысли в педагогике; сравнительно-педагогический анализ гуманистических образовательных систем за рубежом, междисциплинарный анализ процессов гуманизации образования во взаимосвязи с социальными и природными факторами, системный анализ результатов исследования проблемы с целью определения основных тенденций биоэтического просвещения; метод обобщения историко-педагогического опыта гуманизации образования на биоэтической основе, метод экстраполирования передового педагогического опыта за рубежом в отечественную образовательную практику, архивный поиск источников, необходимых для выявления возможности реализации биоэтических идей в России.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2005-2007 гг.) - выполнена оценка состояния гуманизации зарубежного и отечественного образования на биоэтической основе, изучена историко-педагогическая литература по теме исследования, разработаны исходные теоретические позиции, обоснована основная проблема, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, опубликованы статьи по теме диссертационного исследования.

Второй этап (2008-2010 гг.) - определены структура и логика изложения диссертации, уточнены базовые понятия исследования - «биоэтическое сознание», «гуманизация образования на биоэтической основе» - и исходные теоретические позиции, собран архивный материал, опубликованы статьи по теме диссертационного исследования.

Третий этап (2011-2013 гг.) - систематизация и обобщение материалов исследования, формулировка выводов, оформление диссертационного исследования, публикация статей по теме диссертационного исследования.

Хронологические рамки исследования истории гуманизации образования на биоэтической основе включают в себя период с XIX в. по сегодняшний день. Двухвековая история гуманизации образования на биоэтической основе рассматривается с позиций системного подхода к ее анализу, конкретизируется содержанием, методами, формами и направлениями биоэтического образования детей и взрослых в современном мире. Вместе с тем, настоящее исследование включает в себя обзор предыстории гуманизации образования на биоэтической основе и охватывает ключевые изменения в общественных представлениях о биомире, роли и месте человека в нем.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены этапы гуманизации образования за рубежом: зарождение и становление гуманистической мысли (первая половина XIX века); организация целенаправленной работы по гуманизации личности в области образования (вторая половина XIX века - начало XX века); регресс в развитии идей биоэтики и их использовании в «гуманном» образовании (1930-е - 1960-е годы); возрождение биоэтических идей в гуманизации образования (1970-е - 1980-е годы); распространение идей биоэтики в общественных науках и, в том числе, в педагогике (конец XX - начало XXI в.).

2. Обоснованы теоретические подходы к гуманизации образования на основе идей биоэтики в зарубежной педагогике ХХ-ХХ1 вв.: антропоцентрический подход к воспитанию гуманной личности; биоцентрический подход к «гуманному» образованию; экоцентрический подход к формированию личности;

3. Обоснованы принципы и определена структура содержания гуманизации образования на биоэтической основе в зарубежной школе в конце XX -начале XXI вв.

4. Выявлены эффективные классические и современные формы и методы биоэтического образования школьников за рубежом в конце XX — начале XXI вв.

5. Обоснованы возможные пути гуманизации отечественного образования на биоэтической основе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выявлена взаимосвязь биоэтики и педагогики и установлена биоэтическая основа гуманизации образования в зарубежной школе;

- дополнены знания о жизни и природе как базовых ценностях общечеловеческой культуры и категориях гуманистической педагогики, о ценностно-ориентационном подходе к образованию;

- обоснованы теоретические подходы в зарубежной педагогике к гуманизации образования на основе идей биоэтики, позволяющие актуализировать, всесторонне и целостно рассматривать проблему формирования гуманной личности в современной теории воспитания;

- обоснованы принципы, структура, содержание и задачи «гуманного» образования на биоэтической основе, определяющие дидактические основы построения ценностно-формирующей образовательной среды школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

- конкретизированы задачи, учебные элементы содержания гуманизации образования на биоэтической основе в зарубежной школе;

- обоснованы формы и методы гуманизации образования посредством формирования у школьников биоэтических идей;

- предоставляется возможность творческого использования зарубежных учебных программ, учебно-методических пособий, разработанных на основе

идей биоэтики, в гуманизации образования школьников и молодежи в России;

— установлены пути реализации задач «гуманного» образования на биотической основе в отечественном образовании: подготовка студентов педагогических вузов к гуманизации образования на основе идей биоэтики; биоэтическое просвещение; биоэтическое образование и внеклассная и внешкольная работа, направленная на развитие системы ценностных отношений у детей к окружающему миру.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов, сформулированных в результате проведенного исследования, обеспечены: выбором методов решения задач исследования и его этапами; научной базой, включающей педагогические, философские, культурологические, естественнонаучные, социологические и психологические труды; опорой на всесторонний анализ зарубежного опыта подготовки педагогических работников к гуманизации образования на основе идей биоэтики; работой с архивными материалами, раскрывающими предпосылки гуманизации образования на биоэтической основе в России; апробацией результатов исследования путем участия в зарубежных и отечественных международных конференциях (г. Москва, 2011 г.; г. Прага, 2013 г.), личным опытом соискателя, участвовавшего в координировании всероссийских мероприятий (конкурсов) по биоэтике, в разработке программ по гуманизации образования для учителей школ и преподавателей вузов, в преподавании курса гуманизации образования на биоэтической основе во дворце пионеров и школьников им. А. Гайдара (г. Москва) и в Московском государственном областном университете.

Положения, выносимые на защиту, формулируются следующим образом:

1. Выявленные этапы гуманизации образования на биоэтической основе - зарождение и становление гуманистической мысли; организация целенаправленной работы по гуманизации личности в области образования; per-

ресс в развитии идей биоэтики и их использовании в «гуманном» образовании; возрождение биоэтических идей в гуманизации образования; распространение идей биоэтики в общественных науках и, в том числе, в педагогике - позволяют обосновать систему гуманизации образования и определить ее особенности: взаимосвязь с другими аспектами гуманизации образования (отходом от схоластики, от наказаний, унижающих личность, учетом психологических особенностей обучаемых, самоактуализацией), многоуровне-вость, многоаспектность, массовость, обязательность, расширение масштабов, академичность и выход на институциональный уровень.

2. Концептуальные основы процесса гуманизации образования на биоэтической основе за рубежом в XX столетии составляет совокупность выявленных теоретических подходов к ней: антропоцентрический подход к воспитанию гуманной личности, основанный на понимании роли человека во взаимодействии с природой сквозь призму представлений о нем как социальном существе и наивысшей земной ценности; биоцентрический подход к «гуманному» образованию посредством формирования биоэтического осознания внутренней ценности всех живых существ, в том числе, человека и эксцентрический подход, устанавливающий роль разумного природопользования взрослых и детей во имя сохранения больших и малых экосистем, мира живой планеты;

3. Принципами гуманизации образования выступают: принцип природо-сообразности обучения и воспитания школьников; принцип культуросооб-разности образования; принцип межпредметности обучения; принцип нацеленности содержания «гуманного» образования на личностное развитие и самореализацию обучающихся; принцип, устанавливающий проблемно-поисковый, исследовательский характер учебно-познавательной биоэтической деятельности школьников; принцип соответствия биоэтической учебно-познавательной информации познавательным потребностям и интересам обучающихся; принцип ненавязчивого, осознанного изучения биоэтических

фактов и явлений; принцип стимулирования самоанализа, самовыражения школьников и опоры на их жизненный опыт общения с живой природой, принцип направленности содержания «гуманного» образования на выработку у школьников самоконтролируемого позитивного поведения.

4. Содержание гуманизации образования на биоэтической основе за рубежом характеризуется такими направлениями как биоэтическое просвещение школьников путем их информирования о проблемах взаимоотношения человека с окружающим миром, встреч со специалистами, циклов бесед, демонстрации кинофильмов, анализа научно-популярной и художественной литературы, анализа биоэтических ситуаций и проблем; биоэтическое образование посредством формирования системных биоэтических знаний, умений и навыков в учебной биоэтической деятельности, участия в разработке и выполнении учебных биоэтических проектов; внешкольная экологическая, природоохранная деятельность через сотрудничество с природоохранными общественными организациями, деятельность детских организаций за права животных.

5. Реализация содержания «гуманного» образования требует использования таких форм обучения как урок, лекция, экскурсия, шефство, проект, внеклассные и внешкольные кружки и клубы, проведение совместных проектов школ с общественными организациями, и таких методов обучения как объяснение, учебная дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнение, положительный пример, решение проблемных задач, решение реальных проблем, эвристические методы, кинестетические методы, дидактические игры.

6. Исследование зарубежного передового опыта, анализ имеющегося опыта гуманизации образования на биоэтической основе в России, учет потребностей современной отечественной школы в формировании у детей биоэтических взглядов позволяют определить эффективные пути его использования в системе отечественного образования: подготовка студентов педаго-

гических вузов к гуманизации образования на основе идей биоэтики; формирование системы биоэтических знаний у школьников, сопряженных с биологическими и экологическими знаниями; создание системы непрерывного информирования школьников и учителей о проблемах взаимодействия человека и других живых существ; организация внеклассной и внешкольной работы, направленной на развитие системы ценностных отношений детей к живой природе, в том числе и человеку.

Апробация работы. В ходе исследования его основные результаты докладывались автором на ежегодных научно-практических конференциях (2005-2010 гг.) и обсуждались на методологических и методических семинарах кафедры педагогики МГОУ (2005-2010 гг.).

Результаты исследования теоретических подходов к гуманизации образования на биоэтической основе докладывались на открытом научном заседании «Неизвестный Толстой. Этическая мысль в дореволюционной России» в Государственном Литературном музее (г. Москва, 2010 г.).

Пути формирования биоэтических понятий у студентов и школьников докладывались автором на Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования», проведенной Институтом стратегических исследований (г. Москва, 2011 г.), на научно-практической конференции «Проблемы воспитания и социализации в учреждениях дополнительного образования детей», проведенной на базе Курского государственного университета в 2012 году, на VI Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики» (г. Прага, Чешская республика, 2013 г.).

Предложенные пути формирования биоэтических понятий среди российских студентов и школьников были координированы автором в 2003-2008 годах: при проведении конкурсов в защиту пушных и сельскохозяйственных животных, которые проводились под эгидой Центра защиты прав животных «Вита» в 2003-2005 гг.; организации кружка по биоэтике для младших

школьников во Дворце пионеров и школьников им. А.Гайдара в 2005-2006 гг.; преподавании курса биоэтики студентам факультета технологии и предпринимательства МГОУ в 2007-2008 гг. В ходе занятий со школьниками использовался комплекс упражнений по биоэтике, разработанный автором и выпущенный под эгидой Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия и Республиканским детским эколого-биолошческим центром в 2004 году.

Структура диссертации обусловлена ее целью, задачами и внутренней логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 394 источника, в том числе 205 на английском языке, 5 таблиц и 5 приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность в современных условиях, характеризуется научный аппарат исследования, обосновывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические подходы к гуманизации образования за рубежом на биоэтической основе» изучается генезис биоэтической мысли в зарубежной школе и педагогике, выявляются этапы и особенности гуманизации образования, исследуются ее теоретико-методологические основания.

Сравнительно-педагогический анализ литературных источников и практики «гуманного» образования за рубежом позволил установить, что проблема воспитания гуманной личности затрагивалась философами и педагогами в разные периоды времени, но получила официальное признание в XIX веке, а ведущей парадигмой стала лишь в период постмодернизма (конец XX - начало XXI вв.).

Немаловажно, что в XIX веке разработанная Ч. Дарвином теория эволюции, доказывающая сходство между животными и человеком как биологическими видами, обеспечила научную оправданность биоэтической мысли и актуализировала вопросы гуманизации образования на биоэтической основе.

Следует отметить, что в XX веке появляются фундаментальные философские труды на биоэтической основе (А. Швейцер, П. Сингер, Т. Риган).

Далее в диссертации исследуются этапы гуманизации зарубежного образования. Выявлено, что за рубежом первый этап гуманизации образования на биоэтической основе ознаменовался появлением художественных произведений на тему ценностного отношения к окружающему миру в начале XIX века. В тот же период начался отказ в зарубежной школе от детского труда и наказаний, унижающих достоинства личности.

Если первый этап гуманизации образования имел бессистемный характер, то второй этап (середина XIX в. - 20-е гг. XX в.) характеризуется началом целенаправленной гуманизации образования на биоэтической основе. В то время формируются союзы учителей (Американская Гуманная Ассоциация), появляются учебники, печатается художественная литература на биоэтическую тематику, возникают детские Отряды милосердия.

Благодаря успешной деятельности союзов учителей, на рубеже Х1Х-ХХ веков в США был впервые поставлен вопрос об усилении биоэтического просвещения в школах, что получило законодательское подтверждение. Так, в 1905 г. в штатах Оклахома и Пенсильвания вступили в действие законы, устанавливающие обязательное нравственное воспитание и гуманизацию образования на биоэтической основе. Уже в начале XX века в США предпринимались попытки ввести институциональную подготовку учителей-специалистов в данной сфере. В 1907 г. в Колумбийском университете была основан фонд продвижения гуманного образования им. Генри Берга. В штате Колорадо Государственный педагогический университет одобрил курс эти-

ческого и гуманного образования, разработанный Государственным бюро защиты детей и животных.

Затем в диссертации анализируется третий этап (середина XX в.), который характеризуется тем, что вследствие милитаризации общества и Великой Депрессии в гуманизации образования наступает регресс. В ответ на разразившийся кризис образовательных систем и рост насилия развивается гуманистическая педагогика, предусматривающая самоактуализацию личности.

В послевоенные годы начался четвертый этап, который характеризуется возрождением биоэтических идей в образовании. Достижением 80-х годов стали первые исследования в педагогике, ставящие целью оценить эффективность биоэтических программ (Ф.Р. Асчоне, Е. Вокелл, Е. Годалл, Т. Фитцджеральд).

Пятый этап (рубеж ХХ-ХХ1 вв.) гуманизации образования характеризуется внедрением идей биоэтики в широкий спектр общественных наук и в образование. На этом этапе за рубежом создается база для специализированного вузовского образования учителей на междисциплинарном уровне.

Выявленные этапы гуманизации образования позволяют определить ее особенности. Появление учебных пособий, художественной литературы, проведение массовых мероприятий на биоэтическую тематику обусловило такую особенность гуманизации образования как ее массовость, а принятие законов о гуманном образовании обеспечило обязательность решения этой задачи. Со временем расширились масштабы гуманизации образования на биоэтической основе, она стала многоаспектной: ее задачи были поставлены в учебно-познавательной деятельности школьников, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с ними. Во второй половине XX века гуманизация образования на биоэтической основе в связи с началом институциональной подготовки педработников приобретает ярко выраженную академичность.

Затем в первой главе диссертации обосновываются теоретико-методологические подходы к гуманизации образования. Анализ философской, педагогической, социологической и культурологической литературы позволил выявить антропоцентрический подход к гуманизации образования в зарубежной школе и педагогике. С его позиций человек рассматривается как субъект, наделенный внутренней ценностью, в то время как все остальные субъекты природы обладают инструментальной ценностью. В соответствии с этим в зарубежной педагогике антропоцентрический подход к воспитанию личности в середине XX века отодвинул на второй план классический принцип природосообразности воспитания и поспособствовал кризису образовательных систем, выразившемуся во всплеске насилия среди детей и взрослых.

Далее в главе 1 на основе сравнительного анализа работ американского философа П. Тейлора, австралийского философа П. Сингера, британского философа, психолога и педагога Р. Райдера и других известных ученых рассматриваются основные положения теории биоцентризма и устанавливается биоцентрический подход к гуманизации образования. На его основе человек представлен как составляющая часть единой природы, а внутренней ценностью наделяются все живые существа - субъекты жизни, в связи с чем гуманизация образования наполняется ее новым содержанием - формированием биоэтических отношений у детей ко всем живым существам путем учета их потребностей.

Затем в данной главе выявляются и анализируются основные положения теории экоцентризма, которая во многом продолжает теорию биоцентризма. С позиций этой теории внутренней ценностью наделен как человек, так и другие биологические виды и экосистемы. Выдвинутые в середине XX века представителями экологической философии (А. Нейс, В. Фокс и др.) идеи о признании внутренней ценности живых организмов внутри экосистем воплотились в экоцентрическом подходе к гуманизации образования. Этот подход

был положен в основу разработки общеобразовательных учебных программ и программ подготовки педагогических работников и обеспечил формирование у школьников и молодежи гуманного отношения не к отдельным живым существам, а к целостным природным системам.

Проанализированные философско-педагогические, психологические, религиозные и естественнонаучные труды (П. Сингер, Т. Риган, Э. Линзи, П. Тейлор, X. Роллстон, А. Швейцер, К. Линней, Ч. Дарвин и др.) об этичном отношении к живым существам дают возможность установить роль гуманизации образования в формировании биоэтического сознания личности и определить его как понимание ею внутренней ценности субъектов природы, включающее в себя идеи о месте человека в мире согласно базовым ценностям культуры и образы, которые воссоздаются в ее памяти, обеспечивающие готовность личности делать свой выбор в повседневной жизни с учетом потребностей живых существ путем гуманного отношения к ним.

Во второй главе «Опыт гуманизации среднего и высшего образования на биоэтической оспове за рубежом в XX-XXI столетиях» выявляются базовые принципы, направления, содержание, методы и формы «гуманного образования» школьников, анализируется практика подготовки педагогических работников к решению этой педагогической проблемы и обосновываются возможные пути использования зарубежного опыта гуманизации образования на биоэтической основе в школах России.

Выполненный сравнительный анализ дидактической литературы (П. Алони, 3. Вейль, В. Веугелерс, A.M. Гайд, Д. Гриберг, Т. Ликона, Д. Литтки, К. Маккарти, Т. Маккейн, Г. Немирофф, Д. Орр, Д. Петти, П. Палмер и др.), учебных программ, пособий и методических руководств по «гуманному» образованию, анализ основополагающих идей, выработанных Международным институтом гуманного образования, индуктивный метод позволили обосновать принципы гуманизации образования в современной зарубежной школе. Такими принципами являются: принцип природосообразности обучения и

воспитания школьников; принцип культуросообразности образования; принцип межпредметности обучения; принцип нацеленности содержания «гуманного» образования на личностное развитие и самореализацию обучающихся; принцип, устанавливающий проблемно-поисковый, исследовательский характер учебно-познавательной биоэтической деятельности школьников; принцип соответствия биоэтической учебно-познавательной информации познавательным потребностям и интересам обучающихся; принцип ненавязчивого, осознанного изучения биоэтических фактов и явлений; принцип стимулирования самоанализа, самовыражения школьников и опоры на их жизненный опыт общения с живой природой, принцип направленности содержания «гуманного» образования на выработку у школьников самоконтролируемого позитивного поведения.

На основе этих принципов исследована и определена структура содержания гуманизации образования на биоэтической основе. Ее компонентами являются:

- система биоэтических знаний: элементарные знания младших школьников; системные биоэтические знания подростков и комплексные знания старших школьников;

- умения, формируемые у школьников по образцу, алгоритму, заданному учителем или специалистом в области биоэтики;

- умения, формируемые в творческой учебно-познавательной деятельности биоэтической направленности.

- развитие биоэтического сознания школьников, эмоционально-волевой сферы, формирование ценностных качеств и ценностных отношений к живой природе, культуры самоконтролируемого поведения.

Сравнительно-педагогический анализ программ, пособий и разработок по вопросам «гуманного» образования детей в зарубежной школе позволяет выделить следующие наиболее эффективные направления реализации его содержания:

- биоэтическое просвещение (информирование, встречи со специалистами, цикл бесед, демонстрация кинофильмов, анализ научно-популярной и художественной литературы, анализ биоэтических ситуаций и проблем);

- биоэтическое образование (формирование системных биоэтических знаний, умений и навыков учебной биоэтической деятельности, участие в разработке и выполнении учебных биоэтических проектов, биоэтическое воспитание);

- внешкольная экологическая, природоохранная деятельность (шефство над приютами, сотрудничество с природоохранными общественными организациями, деятельность детских организаций за права животных).

Как показывает исследование зарубежных учебных и учебно-методических пособий (Л. Бабб, К. Бехренд, 3. Вейль, К. Гринслейт, С. Дан-фи, Д. Денненберг, К. Керстен, Б. Мефам, С. Музекари, Д. Селби, М. Холл, Дж. Цуман) и образовательной практики, биоэтическое воспитание в процессе непосредственного наблюдения за природой реализуется через такие массовые формы обучения как экскурсия и шефство над животными. Но основная роль в системе гуманизации образования на биоэтической основе принадлежит уроку. Нами установлено, что для решения задач биоэтического просвещения и воспитания широко используются киноуроки, лекционные занятия, организация самостоятельной работы учащихся с литературными и справочными источниками при выполнении творческих заданий и написании сочинений на биоэтическую тематику, а также внеклассные и внешкольные кружки и клубы по защите живого мира природы. Распространенной и эффективной формой гуманизации образования за рубежом является сотрудничество школы с организациями по защите животных и окружающей среды, участие в природоохранных проектах.

Анализ зарубежных учебных и учебно-методических пособий позволил установить, что в процессе информирования школьников о взаимодействии человека с живыми существами, закрепления биоэтических знаний и их ин-

теграции с предметными знаниями учителя используют как классические методы объяснения, иллюстрации, демонстрации, работы с книгой, упражнения, проектирования, так и мультимедийные и интерактивные методы. При постановке и решении проблем, требующих этичного выбора для минимизации причиняемого человеком вреда живой природе, для развития у детей чуткости к потребностям других живых существ применяются метод проблемного изложения, эвристические, кинестетические, игровые методы, метод драматизации биоэтической ситуации и положительный пример учителя.

Далее в главе 2 установлено, что эффективное решение задач гуманизации образования на биоэтической основе возможно только при условии биоэтической компетентности учителей, призванных решать эту актуальную проблему. Нами выявлено, что значительную роль в этом за рубежом сыграли профессиональные союзы учителей, в деятельности которых мы выделили следующие направления: разработка и внедрение учебно-методической литературы, проведение школьных конкурсов, сотрудничество с органами образования, помощь в закреплении и развитии гуманистических образовательных тенденций в развивающихся странах. В настоящее время союзы специалистов по гуманизации образования возникают в рамках учительских федераций. Так, с 1989 г. в Объединенной федерации учителей (Нью-Йорк) существует Комитет гуманного образования.

Выявлено, что эффективность гуманизации образования на биоэтической основе в современных условиях достигается за счет реализации множества существующих специальных сертификационных программ по подготовке учителей в этой области, которые мы сгруппировали по направлениям и формам их деятельности:

1. Программы по подготовке специалистов в области гуманизации образовании в особых отделениях вузов (Международный институт гуманного образования при Кембриджском колледже, США).

2. Совместные проекты вузов и зоозащитных организаций (Университет Гуманного общества, США).

3. Программа курса «Права животных», предлагаемого студентам педагогических специальностей в ряде вузов США (Университет Сент-Клауд, курс «Права животных» в рамках магистерской программы «Социальная ответственность»),

4. Программы образовательно-научных центров, сотрудничающих с вузами (центр «Плодотворные изменения»).

Таким образом, проанализированная практика гуманизации зарубежного образования дает нам возможность уточнить понятие гуманизации образования на биоэтической основе и определить ее как процесс наполнения содержания образования: системой биоэтических знаний об окружающей среде, формируемыми биоэтическими умениями принимать решения и осуществлять выбор в соответствии с потребностями других субъектов живой природы; формируемыми умениями и навыками критически анализировать и всесторонне оценивать биоэтическую информацию, получаемую из разных источников, и как результат их освоения, представляющий собой сформированное биоэтическое сознание, выработанное ценностное отношение ко всему живому и самоконтролируемое поведение школьников в любой жизненной ситуации.

Затем в исследовании мы обратились к анализу первичного опыта гуманизации образования на биоэтической основе в России и выявили несколько ее направлений.

Как свидетельствуют детские издания, научные работы, периодика и современные исследования, основывающиеся на архивных источниках, на рубеже Х1Х-ХХ в. в российской педагогике сформировалось первое направление, представленное появлением и распространением художественной литературы на биоэтическую тематику (И.И. Горбунов-Посадов, В.М. Лукьян-

екая), биоэтическим просвещением и воспитанием детей, возникновением детских объединений биэтической направленности.

В 50-е — 60-е годы прошлого столетия в отечественном образовании сложилась практика трудового воспитания сельских школьников на пришкольных минифермах, которая способствовала выработке у учащихся биоэтических знаний посредством ухода и наблюдений за домашними животными. Мы определяем ее как второе направление гуманизации образования на биоэтической основе.

Как показывает выполненный нами анализ архивных источников, следующее - третье направление гуманизации отечественного образования связано с признанием на государственном уровне необходимости воспитывать у подрастающего поколения ценностное отношение к живым существам в рамках нравственного и экологического воспитания. Об этом свидетельствуют методическое письмо Министерства просвещения СССР «Об усилении внимания к воспитанию гуманного отношения школьников к животным» (1980 г.) и соответствующее ему письмо Главного управления народным образованием Мосгорисполкома (1982 г.).

В исследовании установлено, что в конце 1980-х - начале 2000-х годов в отечественной педагогике возникло новое — четвертое направление: были разработаны теоретические основы экологического образования (Л.С. Глушкова, В.В. Дудоров, С.С. Кашлев, Т.В. Машарова, Е.В. Экзерцева и др.) и обоснован общий подход к экологическому воспитанию школьников, направленный на формирование у них ценностного отношения к природе.

Далее в исследовании мы установили, что в постсоветский период развития педагогической науки и образования сложилось пятое направление гуманизации образования. Его основу составляет ценностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей (Е.В. Бондаревская, В.А. Кара-ковский, C.B. Кульневич, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и др.), обеспечивающий, в основном, выработку ценностного отношения к жизни человека.

На основе анализа выделенных направлений гуманизации отечественного образования и учебных программ школьных предметов: «Окружающий мир», «Биология», «Экология», вузовского курса «Концепции современного естествознания» мы предлагаем следующие пути использования исследованного зарубежного передового педагогического опыта в российской образовательной практике:

- подготовка студентов педагогических вузов к гуманизации образования на основе идей биоэтики: знакомство студентов с разными аспектами взаимодействия человека и окружающего мира и знакомство с педагогической интерпретацией вопросов, связанных с защитой живого мира;

- формирование системы биоэтических знаний у школьников, сопряженных с биологическими и экологическими знаниями;

- создание системы непрерывного информирования школьников и учителей о проблемах взаимодействия человека с живой природой;

- внеклассная и внешкольная работа, направленная на развитие системы ценностных отношений к окружающему миру.

В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного исследования.

1. Нами было выявлено пять этапов гуманизации образования на биоэтической основе, характеризующихся ее зарождением в XIX в. и выходом на уровень организации целенаправленной работы в области образования в середине XIX - начале XX вв.; регрессом в 30-е - 60-е гг. XX в.; возрождением биоэтических идей в гуманизации образования в 70-е - 80-е гг. XX в.; внедрением идей биоэтики в широкий спектр общественных наук и в образование в конце XX — начале XXI вв. Мы выявили, что между идеями биоэтики и такими аспектами гуманизации образования, как отказ от детского труда, от наказаний, унижающих личность, от схоластики, от расовых предрассудков, либерализация религиозного воспитания, приоритет самоактуализации лич-

ности, приоритет учебно-поисковой деятельности, имеется взаимосвязь, которая выражается в видении человеком жизни и потребностей всех субъектов природы.

2. Выполненный анализ фундаментальных работ в области общественных наук позволил установить теоретико-методологические основания, которые определили существующие подходы к гуманизации образования - антропоцентрический, доминировавший в философии Средневековья и Нового времени и сохраняющийся в XX столетии, биоцентрический, сформировавшийся в XX веке как альтернатива антропоцентризму, и экоцентрический, главенствующий на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в зарубежных гуманистических образовательных системах.

3. Выявленные нами принципы гуманизации зарубежного образования составляют основу структуры гуманизации образования, компонентами которой являются: биоэтическое просвещение школьников; биоэтическое образование, направленное на формирование у школьников и молодежи системных биоэтических знаний, умений и навыков; внешкольная экологическая, природоохранная деятельность.

4. Для решения задач гуманизации образования на биоэтической основе во многих государствах успешно используется в образовательной практике сочетание классических форм и методов обучения: урок, лекция, экскурсия, проект, внеклассные и внешкольные клубы и кружки, объяснение, учебная дискуссия, демонстрация, иллюстрация, упражнение, эвристические методы, дидактические игры, шефство над животными, разработка и выполнение совместных проектов школ с общественными организациями, погружение в окружающую среду, наблюдение, изучение среды обитания живых существ, положительный пример, решение актуальных биоэтических задач, кинестетические методы.

5. Принимая во внимание исследования эффективности зарубежных программ по «гуманному» образованию и выявленные нами направления гума-

низации отечественного образования, мы предлагаем следующие возможности реализации биоэтических идей в отечественной образовательной системе: подготовка студентов педагогических вузов к гуманизации образования на основе изучения ими идей биоэтики; формирование системы биоэтических знаний у школьников, сопряженных с формируемыми биологическими и экологическими знаниями; создание системы непрерывного информирования школьников, молодежи и учителей о существующих биоэтических проблемах; внеклассная и внешкольная работа, направленная на развитие системы ценностных отношений детей к окружающему миру.

Основное содержание и результаты исследования отражены в 24 публикациях общим объемом около 9 п.л. в 16 изданиях:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Кюрегян A.B. Объединения учителей - сторонников гуманного образования //Вестник МГОУ. - № 3. - 2008. - С. 236-240 (0,4 п.л.).

2. Кюрегян A.B. Основные вехи гуманного образования в Великобритании и в США //Вестник МГОУ. - № 2. - 2009. - С. 194-198 (0,4 п.л.).

3. Кюрегян A.B. Идеи биоэтики в отечественной педагогике XIX-XX веков //Сибирский педагогический журнал - № 6. - 2012 — С. 154-158 (0,5 п. л.).

Научные и научно-методические статьи:

4. Маруева Е.А., Кюрегян A.B. Нужны ли опыты на животных в учебном процессе? Сборник докладов. - М.: Российское отделение международной сети за гуманное образование ИнтерНИЧ, 2004. - С. 4-5 (0,15 п.л. - 0,1 п.л.).

5. Кюрегян A.B. Гуманное образование - шаг к спасению человека //Учитель. - № 3. - 2005. - С. 77-79 (0,2 п.л.).

6. Кюрегян A.B. Преподавание биоэтики в России //Гуманитарный экологический журнал. - Том 7, спецвыпуск. - 2005. - С. 102-104 (0,2 п.л.).

7. Кюрегян A.B. Зарубежные программы по биоэтике и гуманному образованию //Образование: исследовано в мире. - 2005. -http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=478 (0,7 п.л.).

8. Кюрегян A.B. Цели и задачи биоэтики в школе //Гуманитарный экологический журнал - Том 7, вып.4 (19), спецвыпуск - 2005. - С. 39-53 (1,2 п.л.).

9. Кюрегян A.B. Особенности профессиональной подготовки специалистов в области гуманного образования //Вестник МГОУ. - № 2. - 2006. - С. 46-49 (0,3 п.л.).

10. Кюрегян A.B. Эволюция отношения к животным: 1960-е годы - начало 21 века //Гуманитарный экологический журнал. - Вып. 2 (21), том 8. -2006.-С. 3-7(0,4 п л.).

11. Кюрегян A.B. Традиционное преподнесение темы животных в российском образовании и воспитании //Гуманитарный экологический журнал. — Вып. 2 (21), том 8. - 2006. - С. 14-16 (0,2 п.л.).

12. Кюрегян A.B. Биоэтика в образовании за рубежом //Гуманитарный экологический журнал. - Вып. 2 (21), том 8. -2006. - С. 75-85 (1 п.л.).

13. Кюрегян A.B. Защита прав животных. Школьные задания //Гуманитарный экологический журнал. - Вып. 2 (21), том 8. - 2006. - С. 156-164 (0,8 п.л.).

14. Кюрегян A.B. Как разорвать порочный круг: реабилитация трудных детей в приюте для сельскохозяйственных животных //Открытое образование: области применения, проблемы и перспективы развития: сб. научных материалов /Под ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: МГОУ, 2006 — С. 113-119(0,25 пл.).

15. Кюрегян A.B. Право на жизнь //Юный натуралист. - № 11. - 2009. -С. 23-25 (0,1 п.л.),

16. Кюрегян A.B. Неизвестный Толстой. Первая ступень. - Королев: Издательство Дементьевой; М.: Вита, 2010. - С. 3-7 (0,15 п.л.).

17. Кюрегян A.B. Направления и содержание гуманизации образования на основе биоэтических представлений в англоязычных странах на рубеже тысячелетий //Наука и мир: международный научный журнал. - № 3. - 2013. -С. 191-193 (0,3 п.л.).

18. Kyuregyan A. Scientific Antivivisectionism on the Way to Russia/// http://www.hansruesch.net :The Hans Ruesch Foundation for a Medicine Without Vivisection . - 2013. - URL: http://www.hansruesch.net/articoli/AK.pdf . 03.12.2013 (0,2 п. л.).

Тезисы докладов и материалы конференций:

19. Кюрегян A.B. Гуманное образование для гуманного мира //Актуальные проблемы современной педагогики: сб. научных трудов /Под ред. профессора Л.П. Крившенко. - М.: МГОУ, 2006. - С. 43-45 (0,1 п.л.).

20. Кюрегян A.B. Выступление в Государственном Литературном музее. Презентация книги «Неизвестный Толстой. Первая ступень» // http://www.vita.org.ru : Центр защиты прав животных «Вита». - 2010. — URL: http://www.vita.org.ru/veg/veg-literature/tolstov-100.htm . - 14.10.2011 (0,25 п.л.).

21. Кюрегян A.B. Пути формирования биоэтических представлений у студентов и школьников (из опыта работы) //Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы VII международной научно-практической конференции - М.: Спецкнига, 2011. - С. 205-208 (0,25

П.Л.).

22. Кюрегян A.B. Возможности биоэтического воспитания школьников в системе дополнительного образования //Проблемы воспитания и социализации в учреждениях дополнительного образования детей: сб. научно-практических статей. Курск: Изд-во КГУ, 2012 - С. 48-54. (0,35 п.л.).

23. Кюрегян А. В. Из опыта подготовки студентов педагогических специальностей к биоэтическому просвещению школьников и молодежи //Актуальные проблемы и инновационные процессы общего и

профессионального образования: сб. научных трудов /Под ред. профессора Л.П. Крившенко. М.: МГОУ, 2012. - С. 86-92 (0,25 пл.).

24. Кюрегян А. В. Гуманизация образования на основе биоэтических представлений за рубежом и в России //Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы VI Международной научно-практической конференции 21 июня 2013 г. /Отв. ред. Н.В. Уварина. - Прага: World Press s.r.o., 2013. - С. 130-136 (0,45 п. л.).

КОПИ-ЦЕНТР св.: 77 007140227 Тираж 100 экз. г. Москва, ул. Енисейская, д. 36. тел.: 8-499-185-79-54,8-906-787-70-86 www.kopirovka.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кюрегян, Анна Викторовна, Москва

Государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Московской области «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

04201458526

На правах рукописи

КЮРЕГЯН Анна Викторовна

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА БИОЭТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛЕ И ПЕДАГОГИКЕ (Х1Х-ХХ1 ВВ.)

Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук доцент Хроменков П.А.

Москва, 2014

Содержание

Введение...................................................................................... 4

Глава 1. Теоретические подходы к гуманизации образования за

рубежом на биоэтической основе...................................................... 19

§ 1.1. Генезис биоэтической мысли в зарубежной школе и

педагогике.................................................................................... 21

§ 1.2. Этапы гуманизации образования в зарубежной педагогике в Х1Х-ХХ1

вв................................................................................................ 31

§ 1.3. Ценностная парадигма жизни в антропоцентрическом подходе к

гуманизации личности и общества...................................................... 48

§ 1.4. Биоцентрическая и экоцентрическая теории гуманизации образования

в III тысячелетии............................................................................. 60

Выводы по главе 1........................................................................... 77

Глава 2. Опыт гуманизации среднего и высшего образования на биоэтической основе за рубежом в ХХ-ХХ1

столетиях............................................................................................................ 80

§2.1. Принципы и содержание гуманизации образования на биоэтической

основе в зарубежной школе............................................................... 82

§ 2.2. Формы и методы гуманного образования

школьников....................................................................................................... 96

§ 2.3. Опыт подготовки педагогических работников к гуманизации

образования................................................................................... 112

§ 2.4. Опыт гуманизации образования за рубежом на биоэтической основе и

его использование в отечественном образовании.................................... 124

Выводы по главе 2........................................................................... 141

Заключение.................................................................................... 144

Список литературы.......................................................................... 149

Приложение 1................................................................................. 179

Приложение II................................................................................ 181

Приложение III..............................................................................................................................................................184

Приложение IV..............................................................................................................................................................186

Приложение V................................................................................................................................................................189

Гуманизация образования на биоэтической основе в зарубежной школе

и педагогике (XIX-XXI вв.)

Введение

Гуманизация всех сфер человеческой жизни - это определяющий признак общественного прогресса, без которого не может существовать мир на планете. Особое место в данном процессе занимает гуманизация образования. Одним из путей формирования гуманной личности является воспитание этичного отношения к людям и окружающему посредством этичного отношения ко всем живым существам, потому что это помогает человеку естественным образом замечать, принимать во внимание и учитывать потребности окружающих, отказаться от принципа сильнейшего среди многообразия форм жизни и ее проявлений.

Как показывает анализ многочисленных педагогических исследований за рубежом (JI. Арбор, К. Ратман, Б.К. Брайант, 3. Вейль, Е.С. Паул, А. Кидд, С.К. Томас и др.) и в России (Д.Ю. Трушников и др.), обучаемые, у которых сформировано этичное отношение к живому миру, гораздо меньше проявляют агрессию, и их психическое развитие происходит более гармонично. Значительная часть зарубежных научных трудов посвящена решению этой проблемы путем воспитания у детей и взрослых этичного отношения к животным на основе непосредственного общения с ними, целью которого является формирование ощущения их внутренней ценности (Б.К. Брайант, А. Кидд, Е.С. Паул, К. Ратман и др), путем получения разносторонней информации о жизни животных и их взаимодействии с человеком (Ф. Асчоне, JI. Арбор, К. Николл, С.К. Томас и др.). В то же время, согласно, например, данным ФБР, большинство серийных убийц начали с жестокости к животным [298]. Опрос 152 правонарушителей и людей, не имевших судимости, проведенный американскими психологами СЛ. Келлертом и А.Р. Фельтзаусом, выявил, что у 25% агрессивных

лиц, совершивших преступления, в детстве было 5 или более случаев жестокости к животным, среди правонарушителей средней агрессивности и неагрессивных доля людей, проявлявших в детстве жестокость к животным 5 или более раз, составляла 6%, а среди непреступников люди с таким показателем отсутствовали [288 с. 1119-1120]. Аналогичные антисоциальные явления наблюдаются среди определенной части взрослого населения в России (К. А. Семенова, Д.Н. Кавтарадзе). В России, как показали данные, собранные биологом Д.Н. Кавтарадзе, в 78% случаев жестокость к животным имеет повторный характер. По мнению автора, данный показатель свидетельствует о том, что проявление жестокости - явление не случайное для людей, совершающих ее, и свидетельствует о деградации личности [57 с. 91]. Однако, в отечественной педагогике отсутствуют исследования в этом направлении.

Обращение к анализу зарубежных литературных источников позволяет нам установить, что: во-первых, в основе гармоничного сосуществования человека и природы лежит сформированность у человека биоэтического сознания; во-вторых, смысл и содержание биоэтического сознания сводятся к пониманию внутренней ценности субъектов живой природы; в-третьих, они включает в себя идеи о месте человека в мире согласно базовым христианским ценностям, а в практической сфере предусматривает готовность делать свой выбор с учетом потребностей живого мира планеты, в-четвертых, в зарубежной педагогической литературе используется понятие «гуманное образование», которое нами рассматривается как синоним понятия «гуманизация образования на биоэтической основе». При этом мы основывались на опыте развитых стран, прежде всего англоязычных, где биоэтическое отношение к окружающему миру является ценностью.

Сравнительный анализ зарубежной педагогической литературы, в которой рассматриваются вопросы гуманизации образования на биоэтической основе (3. Вейль, К. Гриер, Б. Мефам, Д. Селби, С.К. Томас и др.), показывает, что во множестве литературных источников ее сущность сводится к формированию у детей и молодежи ценностного - этичного отношения к окружающему миру. Так,

в США, в соответствии с определением, которое дано Международным институтом гуманного образования, гуманизация образования на биоэтической основе понимается как процесс реформации образования, предусматривающий изменение отношения к людям и окружающему миру через призму этичного отношения к животным. Она включает следующие содержательные компоненты: обеспечение субъектов образовательного процесса правдивой и разносторонней биоэтической информацией о неоднозначных сторонах жизни человека, о результатах и последствиях его преобразующей деятельности; формирование навыков критически анализировать биоэтическую информацию, получаемую из СМИ и других источников; развитие чувства ощущения ценности всего живого, уважения к окружающему миру и ответственности за него; предложение оптимального с этической точки зрения выбора действий в той или иной ситуации.

В течение Х1Х-ХХ1 вв. за рубежом, как показывает анализ литературных источников, накоплен обширный и разносторонний опыт биоэтического образования. Если в Х1Х-ХХ вв. вопросами гуманизации образования занимались преимущественно союзы учителей, то на рубеже тысячелетий для их решения были созданы специальные образовательно-воспитательные структуры (институты в университетах, курсы повышения квалификации). В конце XX -начале XXI вв. был проведен ряд исследований, свидетельствующих об эффективности работы этих структур. Так, беседы со студентами, изучавшими курс «Права животных» в Университете Сент-Клауд, показали, что практически все респонденты после его прохождения готовы изменить свой образ жизни во благо живого мира [192].

Вместе с тем, как свидетельствует обращение к педагогическим, документальным и социологическим источникам ХХ-ХХ1 вв., превалирование в зарубежных образовательных системах прагматического подхода к их построению в Х1Х-ХХ вв., а также отражение в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений промышленных интересов государств, имеющих целью формирование потребительского общества и рост прибыли, во второй

половине ХХ-начале XXI вв. привели к углублению социально-экологического кризиса и росту насилия в образовательной среде. Об этом свидетельствуют исследования Л.А. Гарта, Р. Гейрстона, Я. Оакли, Г. Рюша и других авторов. Например, в США и Канаде значительный ущерб психике обучаемых наносится проведением жестоких опытов на животных в средней школе, которые практиковались в течение всего XX века и до сих пор не отменены. Во многих случаях, как отмечают те же ученые, субъекты образовательного процесса не получают объективной информации о взаимоотношении человека с окружающим миром, и тенденция эта начала изменяться лишь в начале XXI века, когда распространение получила институциональная подготовка специалистов в сфере гуманизации образования.

Выявленные особенности, положительные стороны и недостатки гуманизации образования на биоэтической основе за рубежом в результате сравнительного анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы позволяют выделить существующие противоречия между:

- обоснованными в зарубежных теоретических источниках подходами и направлениями решения проблемы гуманизации личности на основе идей биоэтики и отсутствием системного подхода к ее решению в массовой образовательной практике;

- декларируемой ценностью - гуманизмом, признанным на международном уровне образовательной парадигмой III тысячелетия, гуманизацией личности, общественной жизни и агрессивными проявлениями среди молодежи, школьников, взрослых, представителей разных национальностей и культур в XX и XXI веках;

- существующим разнообразием программных и учебных разработок для учителей по гуманизации образования на биоэтической основе и неразработанностью ее дидактических основ;

- сложившимся опытом решения проблемы гуманизации образования на биоэтической основе в течение XIX - начала XXI вв. в ряде зарубежных и, прежде

всего, англоязычных государств, его востребованностью и недостаточным использованием в мировой образовательной практике и, в частности, в России.

Вышеотмеченное указывает на то, что, с одной стороны, воспитание гуманной личности на биоэтической основе является актуальной задачей образовательных учреждений, а с другой стороны, их формирование у школьников дидактически не обеспечено. В этом заключается основное противоречие, обусловливающее проблему исследования, которая состоит в выявлении и обосновании условий использования сформировавшегося на основе идей биоэтики передового зарубежного опыта «гуманного» образования школьников в отечественном образовании. Значимость этой проблемы и ее неразработанность определили тему исследования: «Гуманизация образования на биоэтической основе в зарубежной школе и педагогике (Х1Х-ХХ1 вв.)».

В соответствии с актуальностью проблемы целью работы является исследование в теории и в педагогической практике опыта гуманизации образования за рубежом на биоэтической основе, который может быть экстраполирован при определенных условиях в образовательные системы других государств.

Объектом исследования является теория и практика гуманизации образования за рубежом.

Предметом исследования служит процесс гуманизации образования на биоэтической основе за рубежом в Х1Х-ХХ1 вв.

Названная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Выявить этапы гуманизации образования за рубежом в Х1Х-ХХ1 вв.

2. Обосновать теоретические подходы к гуманизации образования на основе идей биоэтики в зарубежной педагогике в ХХ-ХХ1 вв.

3. Обосновать принципы, определить структуру, содержание и направления гуманизации образования школьников на биоэтической основе.

4. Выявить эффективные формы и методы биоэтического образования за рубежом в конце XX - начале XXI века.

Методологической основой исследования являются идеи философии, аксиологии и гуманистической педагогики о роли базовых ценностей культуры в жизни человека и общества, результаты междисциплинарных исследований проблемы гуманизации образования, в которых человек рассматривается как часть природы. При выполнении анализа эволюции в биоэтическом сознании стержнем служили философская теория устойчивого развития, идея рационального природопользования, концепции антропоцентризма и биоцентризма, инструментальной и внутренней ценности окружающего мира, прав и благополучия животных, теория «воли к жизни» и принцип благоговения перед жизнью А. Швейцера, идея субъекта жизни Т. Ригана. Важное место в методологии исследования занимает принцип воспитания на личном примере и теория гуманизации образования, выработанная Международным институтом гуманного образования и Университетом Гуманного общества США.

Теоретическую базу исследования составляет поиск, отбор и анализ разносторонних информационных источников, отражающих развитие гуманизации образования за рубежом и в России:

- труды зарубежных философов, в которых исследуются проблемы человека, его место в мире и роль в преобразовании окружающей действительности (И. Барбур, Б. Калликот, О. Леопольд, Э. Линзи, Р. Нэш, Р. Райдер, Т. Риган, X. Ролстон, П. Сингер, А. Швейцер, М. Шпигель);

- зарубежные научные исследования, представленные в трудах по теории гуманизации образования и дидактике (Ф. Асчоне, 3. Вейль, В.Веугелерс, Т. Ликона, П. Палмер, Д. Петти, Л. Стоддард);

- зарубежные междисциплинарные диссертационные исследования, выполненные на стыках педагогики, социологии и биоэтики (С. Айтл-Кларк, Б. Унти, и др.);

- зарубежные научные статьи, в которых рассматривается взаимосвязь проблемы гуманизации личности и биоэтического просвещения (Дж. Андрзеджевски, Л. Антонсик, К. Гриер, Б. Унти, Т. Фиццжеральд);

- отечественные педагогические труды, в который затрагивается биоэтическая проблематика: работы И.И. Горбунова-Посадова конца XIX -начала XX в., ротапринтные бюллетени толстовцев, раскрывающие сложные отечественные реалии 20-х годов XX века; труды В.А. Сухомлинского, в которых представлено формирование ценностного отношения к жизни как одно из направлений его педагогической системы; рукописные материалы Т.Н. Павловой, посвященные вопросам гуманизации образования в 1970 -1980-е гг. (собраны, систематизированы и отредактированы автором диссертации);

- работы отечественных ученых, в которых представлены вопросы истории зарубежной педагогики и образования (В.Г. Александрова, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, P.A. Валеева, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, К.И. Салимова);

- труды отечественных ученых, посвященных проблемам этики, нравственного и экологического воспитания школьников (Е.В. Бондаревская, JI.C. Глушкова, М.В. Гусев, В.В. Дудоров, В.А. Караковский, С.С. Кашлев, C.B. Кульневич, Т.В. Машарова, Н.Д. Никандров, И.Т. Суравегина, Д.И. Трайтак, Н.Е. Щуркова, Е.В. Экзерцева).

- методологические основы проведения исследований в области гуманитарных наук (A.M. Новиков, В.М. Шепель).

Эмпирическую базу исследования составляют:

- законы о защите животных от жестокого обращения (британский Акт о благополучии животных, 2006 г.; американский Акт о благополучии животных, 1966 г.); законопроект «О защите животных от жестокого обращения», принятый в РФ (1999 г., 2011 г.);

- передовой зарубежный педагогический опыт, представленный в учебных и учебно-методических пособиях по биоэтике для учителей и учащихся (С. Данпфи, В. Малкарн, Б. Мефам, Д. Селби, Дж.П. Цуман и др.);

- первичный опыт гуманизации образования на биоэтической основе, представленный в трудах отечественных педагогов по трудовому воспитанию и

обучению учащихся сельских школ середины XX века, способствовавшему биоэтической гуманизации личности (С.М. Жарков, А.Е. Кондратенков и др.);

- отечественные школьные учебники и учебные программы по предметам «Окружающий мир», «Биология», «Экология» (В.В. Латюшин, О.Н.Федотова, Н.М. Чернова и др.).

- отечественные вузовские учебники по курсу «Концепции современного естествознания» (Т.Я. Дубнищева, С.Х. Карпенков);

- учебные пособия Т.Н.Павловой по биоэтике.

Предмет, цель и задачи работы обусловили выбор следующих методов исследования: историко-типологический метод, сравнительный анализ исторических фактов, свидетельству