автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности
- Автор научной работы
- Фокина, Елена Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тюмень
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Фокина, Елена Николаевна, 2002 год
Введение
Глава 1. Исторические и теоретические предпосылки возникновения педагогики хореографии.
1.1. Танец как особая форма познания мира
1.2. Возникновение и развитие педагогики хореографии
1.3. Традиции русской танцевальной культуры и их роль в воспитании подрастающего поколения
1.4. Развитие педагогики хореографии и её влияние на традиции воспитания русского аристократа
1.5. Расширение возможностей хореографического искусства
1.6. Роль хореографического искусства в эстетическом воспитании детей в России в XX веке
Выводы по первой главе
Глава 2. Роль хореографического искусства в развитии учащихся в современных условиях
2.1. Познавательные и развивающие возможности хореографического искусства
2.2. Музыкально-ритмическое развитие детей средствами хореографии
2.3. Физическое развитие школьников средствами хореографии
2.4. Психолого-педагогический аспект методики преподавания хореографии в школе
2.5. Воспитательная роль уроков хореографии 97 Выводы по второй главе
Глава 3. Реализация концепции хореографического образования в условиях общеобразовательной школы
3.1. Общая характеристика особенностей обучения хореографии в общеобразовательной школе. Историко-бытовой танец - основа интеграции хореографии с общеобразовательными предметами
3.2. Содержание программы «Ритмика и танец»
3.3. Критерии эффективности воспитательного воздействия уроков хореографии
3.4. Влияние занятий хореографией на развитие различных личностных качеств учащихся. Эффективность реализации программы «Ритмика и танец»
Выводы по третьей главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности"
В новых социально-экономических условиях российское образование, несмотря на действие многих негативных факторов, имеет широкие перспективы развития.
Закон РФ «Об образовании», «Федеральная программа развития образования на 1999-2005 гг.», «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» намечают направления, в рамках которых развивается образование. Среди этих направлений - задачи разностороннего и своевременного развития детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности. Важная роль отводится многообразию типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, социально-личностную ориентацию обучения и воспитания, развитию гуманитарной, экологической, эстетической направленности в общем образовании, его практической значимости. Всё это нашло отражение в целевой программе развития образования города Тюмени на 2001-2005 гг. «Наши дети -наше будущее».
Происходит обновление целей образования. Приоритетным становится не объём усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека. Ведущей целью образования становится подготовка к сложностям жизни, психологическая и социологическая адаптация.
Кроме развития интеллекта, современные цели обучения охватывают развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера. Всё обучение должно быть ориентировано на гармоничное развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нём возможностей.
В нормативных документах изменяется подход к отбору и оценке содержания с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала. Основной акцент делается на формирование у обучающихся целостной научной картины мира, интеграцию личности в систему мировой и национальной культур, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Ставится задача создать условия для развития творческих способностей ученика.
Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
Характерной особенностью научного познания является то, что математические, естественные, технические социальные науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается её объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает. Такую единую картину создают философские науки. Но овладение философией по-настоящему доступно людям, глубоко изучающим конкретные науки и обладающим развитым абстрактным мышлением. В детском, подростковом, раннем юношеском возрасте это недостижимо.
Однако есть вид человеческой деятельности, создающий целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов - это искусство. И такой путь целостного осознания жизни доступен даже ребёнку. Искусство - средство сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального.
Наука и искусство — два средства, в равной степени способствующие познанию, преобразованию мира и формированию личности. Вторая реальность, создаваемая искусством, - это преобразованный, осознанный и эстетически оцененный мир, но в то же время призыв к его реальному преобразованию. Кроме того, в процессе исторического опыта искусство выступает как хранитель нравственного опыта человечества.
Логическую (точные науки) и эмоциональную (искусства) сферы познания, мышления и творчества необходимо осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и не превращать одну форму сознания в оценочный критерий другой. Их нельзя рассматривать как высшую и низшую по рангу ступени феноменологии духа. Это две самостоятельные, равноправные по отношению друг к другу и взаимосвязанные формы сознания и деятельности.
Примечательно, что средства искусства использовались для разностороннего развития личности в разные эпохи и в разных странах. Однако само понятие гармонически развитой личности в различных философских учениях трактовалось в зависимости от господствующих взглядов на личность, идеологических установок конкретного общества. Идея воспитания гармоничного человека восходит к античности, которая, по словам Гегеля, была эпохой «царства прекрасной индивидуальности».
Платон считал показателем полноценности развития личности гармонию интересов государства и гражданина, красоты духовной и физической. Аристотель предлагал развивать три стороны воспитания — физическую, нравственную и умственную. Пифагорейцы главной считали гармонию личности с окружающим миром, а музыку — средством достижения этой гармонии.
Представители конфуцианства называли важнейшим принципом гармонического развития общества строгую подчиняемость низших слоев высшим, а искусство - одним из лучших средств перевоспитания людей и изменения обычаев.
Мудрецы средневекового Ближнего Востока полагали, что искусства, в частности музыка, должны умиротворять людей, делать гармоничными их отношения. Средневековая эстетика признавала способность музыки воспитывать нравы, смягчать характер, отвращать от дурных страстей. Но музыка была направлена, в первую очередь, на укрепление веры и музыкально-эстетическое воспитание давалось в основном в монастырях.
Искусство в жизни человека занимало существенное место в эпоху Ренессанса. Музыке отводилась роль нравственного воспитателя человека. Одним из самых могущественных средств воспитания гармоничного сочетания истины, добра и красоты считал музыку и Дидро. Музыку, среди других искусств, выделяли для выполнения воспитательной и даже политической миссии русские мыслители XVIII века (А. Радищев, Н. Карамзин, Г. Державин и др.), считая главной проблемой гармонического воспитания вопрос о нравственных качествах человека.
По мнению И. Канта, эстетическое начало выступает в качестве средства, соединяющего чувственную и умозрительную стороны личности, а музыка воздействует скорее на физическую, чем на духовную сторону человека. В немецкой предмарксистской эстетике (Гёте, Шиллер и др.) утверждалась мысль о том, что формирование целостной, гармоничной личности возможно лишь посредством эстетического воспитания.
К. Маркс в своих работах приходит к выводу, что многостороннее развитие человека является условием и объективным требованием технического прогресса.
Огромный вклад в разработку теории гармонического воспитания личности и воплощение этой теории в жизнь внесли А.В. Луначарский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. Одной из важнейших задач они считали приобщение человека к прекрасному в жизни и в искусстве. Дальнейшее развитие идеи гармонически развитой личности получили в трудах и практической деятельности В.А. Сухомлинского, П.Р. Атутова, С.С. Рубинштейна, М.Н. Скаткина и др. Всесторонне развитие личности школьника, как отмечает П.Р.Атутов, предусматривает расцвет всех духовных сил и способностей человека (интеллектуальных, волевых, творческих, этических), его гармоническое физическое развитие, формирование нравственности, творческого отношения к любому делу, развитие эстетических понятий.
Всё вышесказанное заставляет задуматься о значимости роли искусства в реализации цели гармонического развития личности как конечной цели всех педагогических усилий.
В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, внутри которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально - теоретическим, художественно - эстетическим и физическим развитием личности.
Однако в настоящее время на образовательные области «Искусство» и «Физическая культура» в учебном плане в начальной школе отводится в среднем 16,5% учебного времени, с 5-го по 9-й классы — 13,1%, в старших классах искусство вообще исключено из плана, а на физическое развитие отведено всего 5,5% учебного времени. И это притом, что именно эти предметы непосредственно направлены на физическое, эмоционально-нравственное, художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Неправильность такого положения дел понимается не только педагогами-практиками и родителями, обеспокоенными односторонностью развития детей в современной школе, но и правительством. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе», утверждённой Министерством Образования РФ в 2000 году, говорится об уникальности и значимости предметов, входящих в образовательную область «Искусство», об их влиянии на развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности, о том, что именно эти предметы непосредственно развивают воображение и творческие способности учащихся в «односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе».
В сложных экономических условиях сегодняшнего ■ дня резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев - учреждений, способствующих эстетическому развитию детей и обеспечивающих их досуг. Детский досуг поставлен на коммерческую основу и часто ориентирован на обслуживание интересов высокооплачиваемой части населения. Большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические способности детей, т.к. сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч. Поэтому школа по-прежнему остается центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьников, подростков. Школа, практически, взяла на себя функции культурного центра микрорайона. Кроме традиционных музыкальных, хореографических, хоровых, театральных кружков и студий при школах стали открываться эстетические отделения, дающие возможность получения дополнительного образования (школа №6, гимназия №83, школа «Лира» г. Тюмени, школа №31 г. Нижневартовска, гимназия №10 г. Тобольска и др).
В базисных учебных планах на образовательную область «Искусство» никогда не отводилось более двух часов в неделю: час на музыку и час на изобразительное искусство. Именно об этом говорится в «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе»: «Эффективному развитию системы художественного образования и эстетического воспитания детей мешает недостаточное количество учебных часов на изучение предметов художественно-эстетического цикла в школе (в большинстве стран мира на эти предметы отводится в несколько раз больше времени.) Необходимо значительное (минимум вдвое) увеличение количества часов на занятия искусством, в первую очередь в младшем школьном возрасте, который является особо сенситивным для художественного развития» (84).
Кроме того, Концепция предполагает, что «по мере изменения места искусства в общественном сознании и совершенствовании системы подготовки преподавателей» в образовательную область «Искусство» будут включаться такие предметы, как танец (ритмика, музыкальное движение), театр, художественная фотография, экранные искусства. Эта тема продолжена в пояснении к экспериментальному базисному учебному плану, утверждённому 06.03.2001 года, где говорится, что образовательная область «Искусство» может быть представлена, кроме изобразительного искусства и музыки, такими предметами, как мировая художественная культура и танец (вариант 1).
Музыка и изобразительное искусство - традиционные предметы, представляющие образовательную область «Искусство». В Концепции к обязательному изучению предлагается ещё и МХК. По этим предметам разработан ряд программ, получивших гриф Министерства образования. Д.Б. Кабалевский, создавая свою программу по музыке, определил для себя цель: каждый класс - хор. Программа Д.Б. Кабалевского предполагает серьёзное знакомство с историей и теорией музыки, активное музицирование. По этой программе может заниматься любой ребёнок, а не только обладающий природными способностями к музыке.
На основе программы Д.Б. Кабалевского, разработан ряд программ, так же получивших рекомендации Министерства образования РФ: «Музыка» для 1-го класса, авторы: И.В. Кадобнова, В.О. Усачёва, JI.B. Школяр; «Музыка» для 1-3 классов и «Музыка» для 5-8 классов, разработаны авторским коллективом под руководством Б.Б. Кабалевского; «Музыка» для 1-8 классов, авторы: Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, СЛ. Старобинский; «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание» для 1-4 классов, авторы: Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова; «Духовная музыка: Россия и Запад» для 1-4 классов, авторы: И.В. Кошмина, В.В. Алеев; «Музыка» для 1-4 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; «Музыкальное искусство» для 1-4 классов, авторы: В.О. Усачёва, JI.B. Школяр, В.А. Школяр; «Русский фольклор», факультативный курс для начальной школы, автор Л.Л. Куприянова.
Не менее разработано и программно-методическое обеспечение предмета «Изобразительное искусство». Популярна в наших школах программа по изобразительному искусству академика РАО Б.М. Неменского. Задача этой программы - творческое развитие ребёнка, а не обучение и воспитание профессионального художника. Широко известен сборник программ по изобразительному искусству для 1-11 классов под редакцией д-ра педагогических наук, член-корреспондента РАО B.C. Кузина: «Рисунок» (для 111 классов); «Живопись» (для 1-11 классов); «Основы живописи» (для 5-9 О классов); «Основы дизайна» (для 5-9 классов).
Во многих школах используется программа для 1-8 классов «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой, Н.Н. Светловой, JI.B. Ершовой, Г.А. Величкиной.
Неплохо разработано программно-методическое обеспечение предмета «Мировая художественная культура». В последнее время появилась целая серия программ, учебников разных авторов, фоно- и видео-хрестоматий по этому предмету.
Однако должного внимания формированию танцевальной культуры 0 подрастающего поколения в наших школах до сих пор не уделялось. Танец преподаётся в школах крайне редко, в основном ограниченный ритмикой в начальном звене, а с 5 по 8 класс, в лучшем случае, факультативно. К сожалению, и в Концепции преподавание хореографии в школе видится только в неопределённом будущем, а в качестве обязательного предмета предлагается ввести занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных классах. Также ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета.
Программа курса «Ритмика и бальные танцы» Е.Н. Мошковой (1997 г.) рассчитана на 3-5 лет и может преподаваться с 0, 1, 2, 3 классов (в 3 классе как первом годе обучения)Программа разбита на подготовительный и основной курсы при занятиях не менее двух часов в неделю. Основной акцент в этой 0 программе делается на изучение бальных танцев. Достоинство этой программы в том, что по ней можно начать работать практически с любого класса с Авторская нумерация классов детьми, не имеющими никакой хореографической подготовки. Танцы, предлагаемые к изучению, хорошо известны и описаны в методической литературе. Недостаток же в том, что программа не предусматривает системы обучения с 1-го по 8-й классы и построена, практически, только на бальной хореографии, не использованы возможности народного и классического танцев.
Учебное пособие с программой, примерами упражнений и планированием «Ритмика. Музыкальное движение» Рудневой С.Д., Фиш Э.М. (1972 год) рассчитана на дошкольников и младших школьников. В основе предлагаемой методики лежат идеи Э. Жака-Далькроза, создателя системы музыкально-ритмического воспитания, и теория А. Дункан - знаменитой американской танцовщицы, основательницы танца «модерн». Все упражнения направлены на развитие чувства ритма у учащихся, на воспитание у них эмоционального восприятия музыкального материала, • тренировку координированности движений с музыкой. Недостаток этого пособия в том, что физическое развитие учащихся подразумевается как бы само собой разумеющееся - нет специальных упражнений для укрепления осанки, развития гибкости, растянутости и т.д. Кроме того, пособие предназначено только для начальной школы с трёхлетней программой.
В 1999 году выпущенна программа для хореографических коллективов учреждений дополнительного образования «Хореография» Барановской Г.М.,
•а» ст. преподавателя Новосибирского государственного педагогического университета. Структура и содержание программы позволяют применить её для уроков танца в общеобразовательной школе. В ней используются элементы классического, народного и историко-бытового танцев. Подразумевается изучение движений у станка и на середине класса. Кроме этого, даются сведения по истории хореографии. Основной недостаток программы в том, что она имеет приблизительную возрастную ориентацию (1-й год: 6-8 лет, 2-й год: 7-9 лет и т.д.) и рассчитана всего на 4 года.
Представляет несомненный интерес программа преподавателя хореографии из г. Ярославля Н.Б. Панасюк. Программа предлагает введение в общеобразовательной школе уроков классического танца с 1-го по 9 классы. Педагог не только аргументированно обосновывает выбор направления хореографии, но и приводит данные, подтверждающие результативность занятий.
Не менее интересны и программы, разработанные белорусским педагогом Чудайкиной О.П. (опубликованы в сборнике «Эстетическое воспитание детей и учащейся молодёжи», Минск: «УН1ВЕРС1ТЭЦКАЕ», 2000). Ею же разработана программа внеклассных занятий «Ритмика и танец» для начальных классов, программа кружковых занятий для подростков «От ретро до рэпа» и программа факультатива для учащихся 10-11 классов.
Значительно шире представлены программы по классическому, народному, бальному танцам для хореографических школ и хореографических отделений школ искусств Министерства культуры и различные методические разработки для хореографических кружков.
Программ, выстроенных подобно программам по музыке и изобразительному искусству с 1-го по 9-й (а то и по 11) классы и охватывающих различные направления хореографического искусства, нет.
Мы считаем, что такое искусство, как хореография, может сыграть не менее значительную роль в воспитании подрастающего поколения, чем музыка и изобразительное искусство, развивая не только эмоциональную сферу, но и совершенствуя человека физически.
Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времён года, ритм работы и музыки. Нетрудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмичное дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчинённое определённому ритму, - это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей. Чем меньше мы работаем физически, тем меньше способны воспринимать сигналы нашего тела и реагировать на них. На уроках хореографии мы имеем возможность научить детей понимать сигналы их тел. Когда осознание ребенком своего тела в дальнейшем приведет к чувству ответственности за него, тогда образование через танец достигнет очень важной цели: оно станет не только элементом культурного или художественного воспитания, но вернет человеку его собственный инструмент — его тело.
Потребность в движении присуща людям, и чем человек моложе, тем эта потребность может удовлетворяться полнее. С годами двигательная активность ребёнка снижается, так как на её удовлетворение остаётся всё меньше и меньше времени. У детей, поступающих в школу, появляются новые заботы: учебный труд в школе и дома, чтение художественной литературы и т.д. Теряются природная лёгкость, грация и выразительность движений. Стесняясь своей неловкости, растущий человек становится в движении «косноязычным».
Неправильная организация в этот период режима дня и недостаточное внимание к физическому воспитанию школьника могут неблагоприятно отразиться на его здоровье и физическом развитии, а двигательная «косноязычность» развивает различные психологические комплексы. Потому перед школой встаёт очень важная задача: предотвратить возможные отрицательные последствия гиподинамии за счёт правильной организации физического воспитания детей, в котором существенную роль могут сыграть уроки хореографии.
Хореография - искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Живописность и графичность поз и положений танцоров, красочность костюма роднят её с живописью и скульптурой. Актёрскоё мастерство танцовщиков превращает танец в театральное действо. Всё это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля. Специфика хореографии определяется её разносторонним воздействием на человека. В занятиях хореографией особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Музыка - это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. В танце идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно средствами организованной пластики движения.
Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания детей, О что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.
Но кроме развития специфически музыкальных качеств, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Уроки музыки, однако, проходят за теми же партами, что и все остальные уроки, в то время как урок хореографии даёт возможность движения, снимает напряжение С5 многочасового неподвижного сидения за партой.
Танец содействует физическому развитию детей, вырабатывает у них правильную осанку, уверенную лёгкую походку, ловкость и изящество движений. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
У современной школы есть несколько путей введения курса хореографии в учебный план. Традиционный и наиболее часто используемый - факультатив или кружок бального, народного или современного (эстрадного) танца. Главные 0 недостатки этого пути - небольшой охват детей и часто меняющийся контингент занимающихся. Да и большинство таких кружков ориентируют программы своих занятий на обслуживание конкретных мероприятий школы и ограничиваются разучиванием отдельных танцевальных номеров без системной работы над осанкой, музыкальностью, эмоциональностью исполнения. Не уделяется в работе таких кружков и должного внимания воспитанию учащихся.
Второй путь, получивший распространение в последнее время, открытие в школах эстетических отделений с хореографическими классами. Программа эстетических отделений, как правило, рассчитана на восьмилетнее обучение со сдачей выпускных экзаменов и выдачей сертификата о получении дополнительного образования.
В качестве программно-методического обеспечения при организации таких отделений обычно используются программы, утверждённые Министерством культуры для музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с пяти- и восьмилетним обучением: «Ритм ика и танец», М. 1984 г., «Народно-сценический танец», М. 1985 г., «Из опыта организации школ искусств», М. 1988 г., «Классический танец», М. 1984 г. и т.д.
Но эти программы достаточно сложны и рассчитаны на преподавание хореографии от 10 до 16 часов в неделю. При их использовании сразу же возникает другая проблема: в школу искусств дети проходят достаточно жёсткий профессиональный отбор, а общеобразовательная школа, привязанная к микрорайону, берёт всех. И, следовательно, учиться музыке, хореографии, изобразительному искусству дети чаще всего идут не по способностям, а просто по желанию (своему собственному или родителей). И естественно, что большинство детей в силу своих природных способностей не в состоянии справиться с программой, рассчитанной на одарённого (в музыкальном, художественном или хореографическом плане) ребёнка. Возникают трудности, которые ребёнок преодолеть не в силах и, проучившись два-три года, такие дети «выписываются» с эстетического отделения сами, либо их «списывают» как неперспективных по результатам экзаменов.
С развитием педагогики профессиональной хореографии в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, проблемами его здоровья, содержанием общего образования в хореографических училищах, критериями отбора детей. Вопросы, связанные с преподаванием хореографии школьникам, поднимались на педагогических чтениях, проводимых институтом художественного развития при АПН РСФСР лишь в 1952, 1953, 1956 и 1957 годах. И хотя докладчики О освещали проблемы, касающиеся работы кружков (чаще - бального танца) в школах, была поднята и проблема введения уроков хореографии как обязательных и не только в начальной школе. Вопросы хореографического образования школьников поднимались на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия» (ноябрь 1999 г.). В заключительном документе «круглого стола» «Танцевальное образование в Сибири» были поставлены вопросы о необходимости введения танца в общеобразовательной школе, определения содержания хореографического образования, требованиях к профессиональной подготовке учителей, материального обеспечения предмета. Недостаточность внимания к искусству хореографии отмечает Никитин В.Н. в своём труде «Энциклопедия тела: психология, психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент» (стр. 281, 343, 482).
Однако мы не встретили работ, посвящённых проблемам целостного рассмотрения возможностей хореографии как предмета образовательной области «Искусство» в учебном плане общеобразовательной школы, его влияния на развитие личности школьников.
Таким образом, выявляется противоречие между осознанной потребностью в разработке и дальнейшем использовании курса хореографии, как дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального, художественного развития ребёнка и отсутствием программно-методического обеспечения предмета «Хореография» для 0 общеобразовательной школы, доступного для изучения любому ребёнку независимо от его природных дарований и возраста. Данное противоречие актуализирует значимость проблемы поиска путей и обоснований введения хореографии в учебный план школы с 1-го по 8-й классы как предмета образовательной области «Искусство» и определения условий и способов использования танца как фактора гармонизации развития личности.
Это определило формулировку темы исследования: «Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности».
Цель исследования: выявление возможностей хореографии, как предмета образовательной области «Искусство», в гармоническом развитии и воспитании школьников.
Объект исследования: образовательный процесс, включающий систематические занятия хореографией.
Предмет исследования: содержание, структура, логика занятий хореографией, их влияние на развитие личности учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: хореография может и должна изучаться в общеобразовательной школе как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности, при условии, что:
• в содержании программы будут определены минимальный и оптимальный объём движений классического, народного, историко-бытового и бального танцев, которые смогут усвоить школьники на протяжении восьми лет обучения;
• включённые в программу упражнения классического танца создадут основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития учащихся;
• содержание программы, построенное по историческому принципу, поможет эмоционально-образному восприятию материала, изучаемого на разных уроках общеобразовательного цикла, и созданию на этой основе структуры миропонимания;
• изучение образцов историко-бытового танца обеспечит интеграцию хореографии с такими предметами, как: история, литература, мировая художественная культура;
• освоение хореографического материала, включённого в программу, не потребует наличия у учащихся профессиональных данных при условии систематичности занятий.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
• изучить уровень разработанности проблемы в хореографии, педагогике, педагогической психологии и в образовательной практике;
• выявить развивающий потенциал предмета «Хореография», его роль и место в системе воспитания и обучения детей и подростков;
• определить содержание и структуру предмета «Хореография» в общеобразовательной школе: минимальный и оптимальный объём движений классического танца, образцов народных, историко-бытовых и бальных танцев и порядок из изучения на разных ступенях обучения;
• разработать программу по хореографии для общеобразовательной школы, тесно связанную с программами по гуманитарным предметам;
• в ходе опытно-экспериментального исследования выявить степень влияния уроков хореографии на формирование различных качеств личности, обеспечивающих её гармоническое развитие.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, метод моделирования и проектирования, анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, экспертных оценок и самооценки, анкетирования, интервьюирования, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др), теории эстетического воспитания (Э. Жак- Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Платон, Р. Штайнер и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), теории организации и проведения научно-педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.), концепции личностно-ориентированного подхода в обучении (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), методика и технологии обучения и О воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, B.C.
Костровицкая, Н.И. Тарасов и др).
В работе использовался исторический опыт деятельности оригинальных гимназий авторского плана (Я.Г. Гуревич, К.И. Май, Л.И. Поливанов, С.Н. Фишер и др.), современных гимназий (Ф.Г. Ивлева, Н.Д. Лицман, Н.П. Лохман, Л.М. Плахова, Н.А. Шарай и др.), учебных заведений, включающих предметы искусства в учебные планы (школы №6, №66, №80, гимназия №83, оздоровительно-реабилитационный центр «Крепыш» г. Тюмени, школа №31 г. Нижневартовска), опыт работы хореографических отделений школ искусств (школа искусств №1 г. Тюмени, лицей-интернат искусств им. С.П. Дягилева г. О Екатеринбурга, школа искусств г. Ноябрьска).
Работа проводилась в несколько этапов.
На первом этапе (1996-1998 гг.) изучалась научно-методическая литература по проблемам преподавания хореографии; анализировалась литература по истории развития хореографического искусства и опыт работы общеобразовательных школ в этой области; осуществлялся анализ учебных планов школ, имеющих эстетическое отделение, и анализ программ для школ искусств.
На втором этапе (1998-1999 гг.) проводилась систематизация и обобщение теоретического материала, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи опытно-поисковой работы; отрабатывались содержание и структура программы, подбирался диагностический о инструментарий.
На третьем этапе (2000-2001 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной программы;
На четвёртом этапе (2001-2002 гг.) обрабатывались, систематизировались, анализировались и интерпретировались результаты, формулировались выводы по проведённому исследованию.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• - выявлено место предмета «Хореография» в системе воспитания и обучения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы;
• определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующее оздоровлению ребёнка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования танцевальной культуры) содержание предмета «Хореография» с 1-го по 8-й классы, который могут освоить дети, не обладающие специальными хореографическими способностями;
• выявлено развивающее влияние хореографии на формирование • физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся; подтверждён оздоравливающий эффект занятий танцами;
• предложены приёмы интеграции и способы синхронизации хореографии с предметами общеобразовательного цикла по историческому принципу.
Теоретическая значимость: дано обоснование необходимости введения хореографии в программу общеобразовательной школы как предмета образовательной области «Искусство». Сформулированы теоретические положения, изменяющие традиционное для образования представление о педагогических возможностях хореографии: 1) искусство хореографии -важный элемент мировой культуры, 2) искусство танца доступно для изучения любому ребёнку независимо от его природных дарований и возраста, 3) в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, практически не использующийся в общеобразовательной школе. Обосновано изучение историко-бытового танца как интегрирующей основы хореографии с предметами гуманитарного цикла.
Практическая значимость. Разработана программа предмета «Хореография» для общеобразовательной школы с 1-го по 8-й классы, в которой определено оптимальное содержание учебного материала на каждой ступени обучения. Подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить гармонизирующее влияние хореографии на развитие учащихся.
О На защиту выносятся следующие положения:
• хореография - важный элемент культуры, она должна изучаться в общеобразовательной школе как предмет образовательной области «Искусство» наравне с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство;
• в содержание программы по хореографии для общеобразовательной школы должно быть заложено как минимальное, так и оптимальное содержание учебного материала в соответствии с возрастными, психологическими и физическими особенностями детей, доступное для освоения любому ребёнку независимо от его хореографических
О способностей;
• занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребёнка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца;
• построение программы предмета «Хореография» по историческому принципу представляет большие возможности для создания у учащихся единой картины мира в художественно-эмоциональных образах и даёт основу для интеграции хореографии с такими предметами, как: история, литература, МХК, география. ф Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологически обеспеченной программой исследования, адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету, воспроизводимостью результатов, полученных в ходе работы.
Апробация и внедрение результатов проводились на базе гимназии №83, средней общеобразовательной школы №6 и медицинского лицея г. Тюмени. Результаты исследования обсуждались на Международном научном симпозиуме (1997 г.), Всероссийских (1998, 2000 гг.), межрегиональной (1999 г.), городских (1997, 1998 гг.) научно-практических конференциях, педагогических советах.
Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по третьей главе
Основным средством эстетического воспитания было и остаётся искусство. Специфика искусства в том, что оно представляет целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, выступая в процессе исторического развития и как хранитель нравственного опыта человечества. Оно воздействует на эмоционально - отношенческую сферу мышления, тренируя его, как физкультура тренирует тело. Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях эмоционально — ценностные реакции человека на все явления действительности. Это признавалось в разные времена и разными народами, но, к сожалению, не всегда использовались все широчайшие возможности искусства. Недооценка важности роли искусства в деле воспитания подрастающего поколения характерна и для нашей страны.
В школьных программах и учебных планах задача передачи творческого и эмоционально - ценностного опыта через искусства всегда решалась очень ограничено. Это не было предусмотрено самим содержанием программ. На занятия искусством (музыка и ИЗО) в базисном учебном плане отводится 2 часа в младшем и среднем звеньях, а в старшем звене нет и этих часов. Но без приобщения человека к занятиям предметами искусства невозможно развитие эмоционально-образной сферы мышления, творческого потенциала личности. Но ещё более расширить зону развития возможно с . помощью хореографического искусства.
Анализируя влияние занятий танцем на общее развитие и здоровье учащихся специализированных хореографических классов и классов, в которых велись уроки общей хореографии, мы можем сделать вывод, что именно занятия танцем способны оказать разностороннее комплексное влияние на развитие ребёнка, формирование его как личности. Оказывая активное влияние на развитие эмоционально-образной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография может дать современной школе то, чего не хватает в современном процессе обучения и воспитания детей - попытаться уравновесить, гармонизировать, интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным и эмоциональным.
Предлагаемая программа, построенная на основе интеграции хореографии с предметами гуманитарного цикла по историческому принципу, помогает созданию у учащихся представления о единой картине мира, целостному и эмоциональному восприятию материала, изучаемого на разных уроках.
Комплекс критерии, предлагаемых в работе, позволяет выявить степень влияния уроков хореографии на формирование различных качеств личности, позволяющих говорить о гармонизации её развития.
Заключение
К идеалу разносторонне гармонично развитого человека стремились педагоги разных времён и разных стран. Особенно актуальной становится эта проблема в наше время в условиях чрезмерной интеллектуализации общеобразовательной школы на фоне постоянно ухудшающегося здоровья подрастающего поколения. Вечные ценности искусства, в том числе и хореографического, должны более активно привлекаться в качестве универсальных средств воспитания подрастающего поколения.
Комплексное воздействие хореографии на развитие ребёнка позволяет обеспечить гармонизацию его развития, что подтверждается проведённым исследованием. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Использование хореографии как предмета образовательной области «Искусство» в учебном плане общеобразовательной школы и разработка программы по этому предмету, включающей минимальный и оптимальный объём изучаемого материала для каждой ступени обучения, диктуется острой необходимостью, обусловленной существующим положением со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед школой задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности.
2. Эффективность влияния занятий танцем на разностороннее развитие ребёнка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.
3. Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребёнка, которые не всегда в полной мере развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребёнка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
4. Занятия хореографией вызывают интерес и эмоциональный подъём, если предлагаемый в программе материал не требует наличия у учащихся специальных хореографических способностей.
5. Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.
6. Предложенные пути и способы интеграции учебного материала предмета «Хореография» с предметами гуманитарного цикла позволяют гармонично включить этот предмет в образовательное пространство школы.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но всё же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили верность выдвинутой нами гипотезы. Мы не претендуем на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, предлагая лишь один из вариантов её решения.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Фокина, Елена Николаевна, Тюмень
1. Алёшинцев И. История гимназического образования в России (XV1.I — XIX века) - СПБ.: Тип. О Богданова, 1912 - 346 с.
2. Андреева С.А. Полифункциональность предметов образовательной области «Искусство» как основа социокультурного развития учащихся. Диссертация на соискание учён, степени к.п.н. Тюмень, 2000
3. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: «Музыка», 1965 - 148 с.
4. Асафьев Б. О балете. «Музыка» Ленинградское отделение. 1974. - 296 с.
5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982 — 190 с.
6. Балет: энциклопедия. /Гл. ред. Ю.Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981 —623 стр.
7. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989 - 383 с.
8. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Издание 3-е. М.: «Просвещение», 1977 — 288 с.
9. Берёзова Г.А. Классический танец в детских хореографических коллективах. Киев: «МУЗИЧНА УКРА1НА», 1979 - 260 с.
10. Ю.Бескина P.M., Чудновский В.Э. Воспоминание о будущей школе. — М.: Просвещение, 1993 223 с.
11. П.Бестужев-Лада И.В. К школе XXI в.: Размышления социолога. — М.: Педагогика, 1988 254 с.
12. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность /Вступ. ст. В.М. Гаевского. М.: Искусство, 1987 - 556 с.
13. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986 -93 стр.
14. М.Бурмистрова Е.В. Танец и музыкальная игра: нераскрытые возможности. //Прикладная психология и психоанализ. 1998 - №1 - стр. 65-72
15. Буслаева Л. История развития просвещения и школы народов СССР с X в по октябрь 1917. Горький, 1974 - 111с.
16. Ваганова А.Я. Основы классического танца: учебник. 5-е изд. Л.: Искусство, 1980- 192 с.
17. Ванслов В. Статьи о балете. «Музыка» Ленинградское отделение, 1980 -190 с.
18. Васильева Т. Балетная осанка. М., 1993 48 с.
19. Васильева-Рождественская М.В. «Историко-бытовой танец». М., «Искусство». 1963 392 с.
20. Видт И.Е. Введение в педагогическую культурологию. Изд-во Тюменского гос. университета., 1999 — 104 с.
21. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. Изд-во Московского университета, 1982- 173 с.
22. Волошин М.«Культура танца» //«Балет». Июль-октябрь 2000 г. стр. 52-53
23. Волынский A.JT. Книга ликований. Азбука классического танца. М.: Изд-во «Артист. Режиссёр. Театр», 1992 - 299 с.
24. Воронина И.А. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. — М.: Искусство, 1980- 128 с.
25. Воспитание, обучение и развитие одарённых детей. Педагогический опыт МОУК №8 Лицея-интерната им. С.П. Дягилева. Екатеринбург, 1999 -188 с.
26. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под ред. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000 - 128 с.
27. Всеволодская-Голушкевич О. «Весёлая царица» и русская пляска. //Советский балет. 1991 - №2, стр.41-45
28. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991 -90 с.
29. Выготский Л.С. Психология Искусства. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998 -480 с.
30. Ганелин Ш.И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX в. Гимназия и учебный процесс в ней. Док. Дис. ТЛ. Л.: тип. Им. Володарского, 1947 - 252 с.
31. Гармония мысли и чувства. Материалы опытно-экспериментальной работы по созданию школы самореализации личности на художественно-эстетической основе. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 1999 - 164 с.
32. Герасименко О., Дименштейн Р. Лечебная педагогика сегодня. //Обруч -. 2000 № 5 стр.3-5 ^ . ^
33. Геращейко В. Вернуть в школу хореографию. //Воспитание школьников-1995 №6 стр. 11-12
34. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: «Совершенство», 1998 - 608 с.
35. Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. — Кшв: Выща школа, 1990- 141 с.
36. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. М., «Искусство», 1964 367 с.
37. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. Л., 1962 22 с.
38. Данилова М. Творческое развитие ребёнка. //Мир школы 2001 - №6 стр. 71-79
39. Дени Г. Дассвиль Л. Все танцы. Киев, «Музична Украша», 1983 314 с.
40. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2000 240 с.
41. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. Сост. Богуславский -М.: Педагогический поиск, 1999 160 с.
42. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд. «Питер», 2000-362 с.
43. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996 208 с.
44. Егоров С.Ф. Хрестоматия школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Просвещение, 1974 — 527 с.
45. Елисеев В. Программы и правила женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (с последующими дополнениями и разъяснениями). Изд. 19-е (Испр. и доп.) СПД и др.: «Родное слово», 1911 - 128 с.
46. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М. «Наука», 1966 - 167 стр.
47. Занятия по танцу со школьниками. Опыт работы руководителей детских хореографических кружков и кружков бального танца. Вып.2. М.: Из-во АПН РСФСР, 1959-71 с.
48. Захаров. Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. — М. Искусство, 1983 237с.
49. Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века. Пермь, 1994 -118 с.
50. Ивинг. В. «Узловое звено образ в танце». //Советский балет - 1985 -№2. стр. 50-52.
51. Ивлева Л.Д. История преподавания танца Челябинск, 2000 — 67 с.
52. Ивлева Ф.Г. В поисках гармонии. Опыт работы образовательного центра-гимназии «Золотая горка» (1992-1998). В 2 частях. Набережные Челны -Казань: Карпол, 1998. Часть I 260 с. Часть II - 258 с.
53. Из опыта организации школ искусств. Инструктивные материалы. -М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры., 1988-47 с.
54. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. Б.М. Неменский и др. М.: Просвещение, 1991 - 191 с.
55. Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988-350 с.
56. Искусство и школа: Книга для учителя. /Сост. А.К. Василевский/. М.: Просвещение, 1981 -288 с.
57. Искусство фактор эмоционально-нравственного развития школьников: Сб. науч. Тр. /АПН СССР, НИИ художественного воспитания; Редкол.: Е.К. Чухман (отв. ред.) и др.. - М.: АПН СССР, 1986 - 119 с.
58. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984 — 206 с.
59. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни. Сборник. Составители: Е.Д. Критская, Г.А. Пожидаев М.: Из-во журнала «Искусство в школе», 1995- 296 с.
60. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: «Педагогика», 1986- 192 с.
61. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое. М.: Детская литература, 1976. - 132 с.
62. Кадыров Б.Р. Способности и склонности: психофизическое исследования.- Ташкент: «ФАН», 1990 105 с.
63. Казначеев С.В. Искусство танца, как особая система укрепления и развития здоровья современного человека. // Танец Сибири. 2000 г. — №2 - стр.2
64. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. Из-во Московского университета, 1993 - 119 с.
65. Калошина Н.П. Структура и механизм творческой деятельности. — М.: Из-во Московского университета, 1983 167 с.
66. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982-96 с.
67. Карташова Н.Н. Воспитание танцем. Челябинск: Южно-Уральское кн. из-во, 1976-И 1с.
68. Кветная О.В. Историко-бытовой танец в репертуаре хореографических коллективов. М.: 1981 76 с.
69. Киященко Н.И. Художественное и эстетическое образование — фундаментальные основания культуры. //Искусство и образование 2001 г.-№3 (17)-стр. 4-9
70. Климов А.А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981 — 270 с.
71. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М.: Изд-во ООО «Гном-Пресс», 2000 - 61 с.
72. Комплексный подход к воспитанию школьников: Сборник статей. /Сост. Л.И. Филатова, Т.В. Сорокина: Под. ред. Л.К. Балясной. М.: Прсвещение, 1982 - 208 с.
73. Конорова Е.В., Светинская В.Н. Танцевальные кружки старших школьников. М. Из-во АПН, 1958 - 187 стр.
74. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца 19 в. до Февральской революции 1917. М.: Учпедгиз, 1956 - 246 с.
75. Константиновский В. Учить прекрасному. -М.: «Молодая гвардия», 1973- 176 с.
76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года — Министерство образования РФ, 2001 //Стандартизация и мониторинг в образовании 2002 - №1 - стр.3-16
77. Костогрыс Т.А. Образование форма интеграции «двух культур». //Искусство и образование. - 2001 г. - №2 (16) - стр. 4-9
78. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца (с 1по 8 класс): учеб.-метод. пособие. 2-е изд., доп. Л.: Искусство, 1981 -262 с.
79. Костровицкая B.C., Писарев А.А. Школа классического танца. Изд. 2-е, доп. Л.: «Искусство», 1976 - 272 с.
80. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. М.: Искусство, 1979 - 295 с.
81. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. — М: Искусство, 1981 286 с.
82. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Преромантизм. Л.: Искусство, 1983-431 с.
83. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие. Л.: Искусство, 1978-231 с.
84. Кремлёв Ю. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966 - 62 с.
85. Кубанцева Е.Н. Философские основания музыкально-эстетического воспитания. //Искусство и образование 2001 г. - №3 (17)- стр.21 -25
86. Кузнецова Л.М. Учебный план объект научного исследования. //Образование в современной школе - 2001 г. - №1 - стр. 21-28
87. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. М.: Терра-Спорт, 2001 -96 с.
88. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М.: Изд. центр «Академия», 2000 - 320 с.
89. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. — М.: Знание, 1987 — 123 с.
90. Лифиц И.В. Ритмика. М.: ACADEMA, 1999 - 224 с.
91. Лукин Ю.А. Искусство как форма общественного сознания. М.: Высшая школа, 1969-95 с.
92. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М. «Искусство», 1979 183 с.
93. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979 - 96 с.
94. Матюшкин A.M. Загадки одарённости. М.: «Школа-Пресс», 1993 - 127 с.
95. Морозова Т.В. Развитие воображения в системе эстетического воспитания детей. //Искусство и образование. 2001 г. - №1 (15) - стр. 44-47
96. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: «Сентябрь», 1997 -96 с.
97. Музыкальное искусство в формировании нового человека. Сост. Костюк А.Г. Киев: «Музична Укра'ша», 1985 - 238 с.
98. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие. Под. Ред JI.B. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 232 с.
99. Муравьёва О.С. Как воспитывали русского дворянина. — М.: LINKA-PRESS, 1995 270 с.
100. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. Сост.: А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырёв, Л.Ф. Литвинов. М.: «Педагогика», 1974 - 560 с.
101. Нарекая Т.Б. Историко-бытовой танец. — Челябинск: изд-во Челябинского государственного института искусств и культуры, 1996 -141 с.
102. Неменский Б. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987 — 253 с.
103. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психиатрия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М.: Алетейа, 2000 - 624 с.
104. Олифер С.И. Диалог культуры и образования. //Искусство и образование.-2001 г.-№1 (15)-стр. 10-14
105. Пальянов М.П. Всестороннее развития личности школьника. — Томск, 1985- 112 с.
106. Панаиотиди.Э Гармония музыки и движения. // Школа — 1988. №1- Стр 21-29
107. Парамонова Н. Детская хореотерапия средствами народного танца.// Балет.- 1993. -№4. Стр. 13-14.
108. Педагогика искусства и школа: Сб. статей. /Союз художников СССР, АПН СССР; [сост. Е.К. Чухман, Н.Н. Михайлова] М.: Сов. художник, 1982 - 292 с.
109. Педагогическая культурология. Сост. А.А. Макареня (рук. авт. кол.). — Тюмень Тобольск, 1995 - 296 с.
110. Первые встречи с искусством. Книга для родителей: /Авторы Артоболевская А.Д., Левин В.И., Красный Ю.Е. и Курдюкова Л.И. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 — 224 с.
111. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985 - 496 с.
112. Покровская А.Н. Художественные ценности в изменяющемся мире.- Минск: Навука и тэхшка, 1990 118 с.
113. Попова Е.Я. Основы обучения дыханию в хореографии. М.: «Искусство», 1968 38 с.
114. Поспелов Г.Н. О природе искусства. М.: Искусство, 1960. - 204 с.
115. Примерные требования для детских школ искусств (музыкальное, вокально-хоровое, хореографическое, театральное отделения, отделение изобразительного искусства). Киев, 1989 - 37 с.
116. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. Сб. научных трудов. Науч. редактор к.ф.н. Л.П. Печко. Москва, 1990 -135 с.
117. Проблемы эстетического воспитания подростков. Сборник научно-методических статей. М.: Новая школа, 1994 - 94 с.
118. Программа для общеобразовательной школы: изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. М.: Просвещение, 1990 -142 с.
119. Психология художественного творчества: Хрестоматия. /Сост. К.В. Сельчонок Мн.: Харвест, 1999 - 752 с.
120. Пути и средства эстетического воспитания. Под. Ред. Киященко Н.И., Конникова Н.А. М.: Наука, 1989 - 190 с.
121. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994 - 296 с.
122. Резерв успеха творчество. Под. ред. Г.Ноймера, В. Калвейста, X Клейна. — М.: Педагогика, 1989 - 120 с.
123. Ритмика и бальные танцы. Программа для начальной и средней школы. М.: Просвещение, 1997 - 30 с.
124. Ромм В.В. Секреты танцев Древней Греции. Новосибирск: ТРИНА, 1999-156 с.
125. Ромм В.В. Тысячелетия классического танца. Новосибирск, 1998 — 160 с.
126. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972 - 334 с.
127. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999 - 220 с.
128. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: «Наука», 1979 - 231 с.
129. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. М.: «Просвещение», 1968 - 158 с.
130. Секрет танца. СПБ: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997 -480 с.
131. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986 - 152 с.
132. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971 -208 с.
133. Смолянская Н. У истоков высшего хореографического образования. //Советский балет. 1985 - №6, стр. 62-63
134. Соколов-Каминский А.А. Советская балетная школа. М.: «Знание», 1983 - 56 с.
135. Соколовский Ю.В. Основы педагогики бальной хореографии. М.: Московский государственный институт культуры, 1976 157 с.
136. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. Под. ред. П.И. Пидкасистого М.: «Российское педагогическое агентство», 1997 — 174 с.
137. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. M.-JI.: Искусство, 1948-507 с.
138. Станиславский К.С. Этика. М.: Издание Музея Художественного Академического театра СССР им. М. Горького, 1947 - 47 с.
139. Стоюнин В .Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991 - 336 с.
140. Суриц Е. «Стальной скок», 1927. //Советский балет 1983 - №2, стр. 26-28
141. Танцы в школе. М.: Изд-во АПН, 1961 - 48 с.
142. Тарасов Н. Классический танец. М. «Искусство» 1981 479 с.
143. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1947 - 335 с.
144. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.: «Искусство», 1967 656 с.
145. Ткаченко Т.С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие. М.: 1975-351 с.
146. Турич И. М. Эстетическое воспитание детей. М.: Просвещение, 1966- 103 с.
147. Уральская В. Радуга русского танца. М.: Советская Россия. 1982
148. Усачёва Р.Ф. Создание женских учебных заведений в России в XVIII веке. //Образование в современной школе. 2001 г. - №2 - стр. 6667
149. Федотова В.Г. Влияние искусства на формирование личности. — М.: Знание, 1971 41 с.
150. Филиппова С.О. Мир движения мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 - 96 с.
151. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла /литературой и музыкой/ в общеобразовательной школе. Владимир, 1990 — 85 с.
152. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб.: «Детство-пресс», 2001 352 с.
153. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. Для 1-го класса музыкальной школы. М.: Музыка, 1995 - 125 с.
154. Хогард У. Анализ красоты. «Искусство» Ленинградское отделение, 1987 - 255 с.
155. Храмцов П. Ортопедия и стресс. //Обруч 2000 - №5 стр.35-36
156. Художественно-эстетическое образование как средство развития личности учащихся: Сборник. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001 - 84 с.
157. Челышева Т.В. Художественное образование: Сборник авторских программ. Вып. 1 -М.: 1999-41 с.
158. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. — М.: Мир, 1923- 149 с.
159. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос». 1996 320 с.
160. Шишов, С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Педагогическое общество России, 1999 320 с.
161. Школа самоопределения. Шаг второй. М.: НПО «Школа самоопределения», 1994 -480 с.
162. Школа самореализации личности. Модель общеобразовательного учреждения с художественно-эстетическим уклоном в условиях монопрофильного города. Нижневартовск - С.-П., 1994 - 111 с.
163. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачёва В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта*Наука, 1999 - 336 с.
164. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII в. Л., 1935.
165. Экспериментальные площадки в Московском образовании. М.: МИПКРО, центр городской экспериментальной работы, 1997 - 188 с.
166. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. А.И. Буров, А.П. Печко, Ю.Н. Петрова и др. Под ред. Б.Т. Лихачёва. — М.: Педагогика, 1980 80 с.
167. Эстетическое образование средствами театра (1-9 классы): Экспериментальная программа общеобразовательной школы. — Тюмень, 1992 20 с.
168. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981 247 с.
169. Dendy Е. Dancers, Buildings and People in the Streets. New York: Popular library, 1979 -255 c.
170. Sokolova L. Dancing for Diaghilev. Mercury Hous, Incorporated, San Francisco, 1989-288 c.