автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии
- Автор научной работы
- Чурашов, Андрей Геннадьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Челябинск
- Год защиты
- 2013
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии"
На правах рукописи
Чурашов Андрей Геннадьевич
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 2 СЕН 2013
Челябинск 2013
005533044
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Научный руководитель:
Никитина Елена Юрьевна - доктор педагогических наук, профессор Официальные оппоненты:
Коломикченко Людмила Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Емельянова Ирина Евгеньевна - доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусства».
Защита состоится 25 сентября 2013 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.295.04, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 69, ауд. 116.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».
Текст автореферата размещен на сайте Ь1рр://уак.ес1.§о\'.ги Автореферат разослан «23» августа 2013 г.
И.о. ученого секретаря
диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В условиях динамичного социально-экономического развития российского общества проблема развития художественно-эстетической культуры приобретает общественную значимость и является ключевой в саморазвитии личности ребенка дошкольного возраста. Система дополнительного образования выступает связующим звеном между семьей, школой и обществом. Обладая всеми условиями для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, она в состоянии выполнить заказ общества на формирование и воспитание разносторонне развитой творческой личности.
Выделение проблемы становления художественно-зстетической культуры в качестве определяющей для развития личности обусловлено рядом причин и прежде всего, запросом общества. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012). Основные функции учреждений дополнительного образования определены в выявлении и развитии творческого потенциала детей, в формировании их общей культуры и удовлетворении потребности в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. №504).
Развитие художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста является приоритетным направлением педагогической теории и практики дополнительного образования, так как именно в этом возрасте формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Художественно-эстетическое развитие позволяет осуществлять целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей. Хореография, являясь универсальным средством художественно-эстетического развития личности, в последнее время играет одну из ведущих ролей в системе дополнительного образования. В то же время следует отметить, что хореография не является обязательной областью образовательного процесса.
Различные стороны проблемы формирования художественно-зстетической культуры нашли отражение в работах Ю.Б. Борева, М.А. Вербо, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, С.А. Герасимова и др., раскрывающих отдельные вопросы эстетического и художественного образования старших дошкольников. Анализ научных исследований позволил заключить, что разработаны компоненты художественно-эстетической культуры личности и выделены проблемы художественно-эстетического сознания (A.A. Веремьев, Е.Ю. Волчегорская, Г.Н. Джибладзе, Т.И. Домбровская и др.); феноменология развития одаренности ребенка дошкольного возраста (И.Е. Емельянова,
A.М. Матюшкин, JI.B. Трубайчук и др.); эстетических взгляда и оценки (В.О. Кандинский, O.A. Кривцун, Б. Кроче и др.).
В разные временные периоды хореографии придавалось огромное значение как средству художественно-эстетического развития подрастающего поколения. В исследованиях ученые признают хореографию действенным средством формирования и гармонизации личности (Б. Бегак, И.Ф. Гончаров, Б.К. Григорович, С.Н. Куракина, Т.Б. Нарекая, Е.Б. Юнусова и др.). По их мнению, эффективность произвольных движений проявляется в формировании художественно-эстетической культуры личности (JI.C. Выготский, Ю.И. Громов, А.Б. Есин, Л.П. Сербина, А. Хекелманн и др.). Рассматривалась хореография как часть общеобразовательного процесса (В .П. Геращенко,
B.И. Уральская и др.), как практическая эстетическая деятельность (Е.В. Николаев, A.M. Месессер и др.), как средство формирования психического строя человека (IO.M. Лотман, А.И. Воронина, C.B. Филатов и др.). Кроме этого, по многочисленным научным исследованиям, хореография оказывает оздоровительное воздействие на организм занимающихся (А.Н. Брусницына,
C.А.Егорова, Н.Ю. Шумакова, Е. Gronlund, J.Chodorow и др.).
Изучены возможности детей и разработаны методики обучения основам классического танца (А.Я. Ваганова, A.A. Горский, B.C. Костровицкий, Ф.В. Лопухов, A.M. Мессерер и др.), народному танцу (Л.И. Климов, И.А. Моисеев и др.), современному бальному танцу (А.Н. Беликова, A.A. Коваленко, В.И. Уральская и др.).
Тем не менее, проблема художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии исследована не в полной мере. Научные разработки касались лишь отдельных её аспектов: выявлены особенности детского танцевального творчества (Р.Т. Акбарова, C.B. Акишев, Е.В. Горшкова и др.), изучены основы ритмической пластики (А.И. Буренина), доказано влияние хореографии на разностороннее развитие детей (А.Г. Назарова), исследованы особенности полихудожественного подхода к освоению детьми образной природы хореографии (Ю.В. Ушакова). Проблема художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста с учетом тендерных, возрастных и психофизических особенностей затрагивалась в этих исследованиях лишь частично.
Значительной трудностью в решении данной проблемы язляется отсутствие целостной системы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии, недостаточно изучены педагогические условия её развития, рассогласованы теоретико-методические подходы; наблюдается произвольность в выборе методов и форм.
В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы исследования, заключающаяся в разработке и поиске новых научно-методических подходов к использованию хореографии в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречий:
- между возросшей потребностью общества в качественном дошкольном образовании, обеспечивающем разностороннее развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей и недостаточной обоснованостыо художественно-эстетической образовательной деятельности в перечне обязательных направлений развития детей старшего дошкольного возраста в Федеральных государственных требованиях, а также необходимостью введения хореографии в образовательный процесс ДОУ как дополнительной образовательной деятельности;
— между объективной потребностью в создании теоретической основы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии и недостаточностью разработки её методико-технологического обеспечения;
- между необходимостью создания гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста как одной из задач дополнительного образовательного процесса и ее недостаточной теоретической разработанностью;
Таким образом, актуальность проблемы и социальная значимость противоречий обусловили выбор темы исследования: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробировании гендерно-кластерной модели и педагогических условий, способствующих успешному художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии.
Предмет исследования - педагогическое обеспечение художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии.
Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:
1. Решение такой многоаспектной проблемы, как художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии, может быть успешно осуществлено, если в качестве теоретико-методической основы выступит интеграция полихудожественного (общенаучный уровень), гендерного (конкретно-научный уровень) и кластерного (методико-технологический уровень) подходов, обеспечивающая реализацию ведущих тенденций современного дошкольного образования, а также возможности танцевальной арт-терапии.
2. Гендерно-кластерная модель художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии отражает взаимосвязь структурных компонентов: планирование, партисипативная деятельность, мотивация, организация образовательной и творческой деятельности дошкольника, контроль, коррекция. Спецификой гендерно-кластерной модели является акцент на организацию художественно-творческой деятельности и учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Реализация модели происходит через
следующие этапы: введение образовательной информации, организация самостоятельной деятельности дошкольников, установление оперативной обратной связи, анализ результатов текущего контроля и коррекция художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Успешность реализации гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии зависит от комплекса педагогических условий:
- формирование кластера, объединяющего различные виды хореографии;
- применение танцевального и музыкального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности (хореографическая постановка по мотивам народных сказок);
- разностороннее изучение предмета «Хореография» (обучение дошкольников не только танцевальным движениям разных направлений, но получение ими знаний об истории танца и костюма, основ музыкальной грамотности, расширение круга интересов);
- оптимальное использование возможностей современной танцевальной арт-терапии (эффективное использование хореографии как терапевтического средства для формирования нравственно и физически здоровой личности ребенка).
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике и на данной основе выявить сущность, структуру и последовательность её развития.
2. Разработать гендерно-кластерную модель художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии.
3. Выявить, теоретически обосновать и верифицировать педагогические условия успешной реализации художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии.
4. Разработать научно-методические рекомендации по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии.
Теоретико-методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая теория развития личности (JI.C. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); развитие детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, И.Е. Емельянова, Л.В. Коломийченко, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева и др.); научные основы воспитания детей дошкольного возраста (Н.Е. Веракса, М. Монтессори, Ф. Фребель, A.B. Хуторской и др.); идеи полихудожесгвенного подхода (Ф. Бэкон, И. Кант, Л.А. Клыкова, Е.Ю. Никитина, K.M. Никонов и др.), тендерного подхода (С.Г. Айвазова, O.A. Воронина, H.A. Загайнов, A.B. Мудрик и др.), кластерного
подхода (A.B. Байгильдеев, Л.В. Воронцова, Д.Ю. Лалыгин и др.), идеи художественно-эстетического развития детей (A.A. Адаскииа, С.Ю.Бубнова, М. В. Грибанова, Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Флерина и др.), культура инновационной деятельности (В.И. Долгова, Н.Д. Кондратьев, Б. Санто и др.) В исследованиях поднимаются и рассматриваются вопросы использования синтеза искусств как одного из уровней интеграции, как средства художественно-творческого развития ребенка, как способа эстетического освоения мира (Ю.Б. Борев, АЛ. Зись, М.С. Каган, Р.М.Чумичева, Б.П. Юсов и ДР-)-
Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 г.; Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Сочетание теоретико-методического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов. Теоретические методы: а) изучение нормативно-правовых документов в области образования; б) историко-педагогический анализ использовался для определения состояния проблемы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольною возраста средствами хореографии; в) теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; г) понятийный анализ философской и психолого-педагогической литературы применялся для характеристики понятийного поля исследуемой проблемы; д) моделирование использовалось для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии. Эмпирические методы: а) обобщение и изучение эффективного педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста; б) педагогическая экспертиза, метод экспертных оценок; в) наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование; г) изучение локальных документов и методических разработок; д) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.
Опытно-поисковая база. Исследование проводилось в три этапа с 2009 по 2013 гг. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Дворца культуры «Станкомаш» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеского центра Ленинского рзйона, МБДОУ № 125 и МБДОУ № 261 г. Челябинска.
Этапы исследования. Развертывание деятельности по организации исследования осуществлялось в рамках традиционной логики.
Первый этап (2009-2010 гг.). На данном этапе выявлялось состояние изученности избранной проблемы в научной литературе и педагогической практике, определялись ведущие попятия исследования - объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и его понятийное поле.
Второй этап (2010-2011 гг.). На этом этапе уточнялись гипотеза и задачи исследования, применялась теоретико-методическая основа исследования, выявлялись содержательные особенности спроектированной гендерно-кластериой модели художественно-эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста, а также определялись педагогические условия ее
успешной реализации.
Третий этап (2011-2013 гг.) посвящен реализации и апробации педагогических условий художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии. На этом этапе осуществлялся анализ хода и результатов опытно-поисковой работы, обрабатывались и внедрялись итоги полученных результатов, формулировались выводы, обобщались и публиковались материалы исследования.
Научная новизна исследования:
• выявлено, что теоретико-методической основой художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии выступает интеграция полихудожественного, тендерного и кластерного подходов, выбор которых определяется эвристическими возможностями решения теоретических и практических проблем, традиционным пониманием художественно-эстетического развития, результатами исследований данного феномена, особенностями художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста как педагогического явления;
• обосновано, что реализация спроектированной гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии базируется на дидактических принципах (поликультурности, субъектности, эмпатии, нартисипативности, интериоргаации, коммуникативного партнерства и сотрудничества, рефлексивного управления художественно-эстетическим образованием, интеграции), предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимодействий её содержательных блоков (полихудожественного, эстетического, когнитивного и межличностно-коммуникативного) и изменение их функций при совершенствовании этой модели;
• доказана успешность применения педагогических условий успешного художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста:
- формирование кластера, объединяющего различные виды хореографии;
- применение танцевального и музыкального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности (хореографическая постановка по мотивам народных сказок);
- разностороннее изучение предмета «Хореография»;
- оптимальное использование возможностей современной танцевальной арт-терапии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - раскрыта педагогическая сущность процесса художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста как ценносгао-ориентационного, практико-ориентированного, целенаправленного и динамичного явления;
- уточнен и систематизирован понятийный аппарат проблемы исследования, включающий такие понятия, как «художественно-эстетическое развитие средствами хореографии», «полихудожественный подход», «гендерный подход», «кластерный подход»;
- определены компоненты художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (мотивационно-целевой, содержательно-информационный, когнитивный, организационно-технологический);
- определено значение полихудожественного, тендерного и кластерного подходов, определяющих выбор стратегии, тактики и технологии художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии, чго позволило расширить образовательное пространство методологии педагогического исследования;
- выявлены педагогические принципы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: поликультурности, субъектности, эмпатии, партисипативности, интериоризации, коммуникативного партнерства и сотрудничества, рефлексивного управления художественно-эстетическим развитием, интеграции, расширяющие номенклатуру и способствующие терминологическому упорядочению теоретико-методического пространства исследуемой проблемы;
- установлено, что главным механизмом модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии являются функции (планирование, мотивация, организация образовательной деятельности, партисипативная деятельность, контроль, коррекция).
- выявлены этапы художественно-эстетического развития старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографии (ориентировочный, информационный, ситуативно-практический, завершающе-коррекционный) и перспективы развития в процессе освоения современного хореографического образования в дополнительном дошкольном образовании.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедрены в творческий процесс учреждений культуры и дополнительного образования посредством: разработки оценочного инструментария для проведения диагностики уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, повышающего научность и обеспечивающего точность выявления успешности спроектированной автором гендерно-кластерной модели; выявления методов и приемов художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании; внедрения разработанных диссертантом технологий художественно-эстетического развития средствами хореографии в ходе проведения семинаров для руководителей хореографических коллективов учреждений культуры и дополнительного образования г. Челябинска, Челябинской области и г. Костанай (Казахстан), а также в преподавании хореографических дисциплин специального цикла для студентов кафедры «Хореография» при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Опытно-поисковая работа на
базе Дворца культуры «Станкомаш» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеского центра Ленинского района, МБДОУ № 125, № 261 г. Челябинска.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов работы обусловлены исходными научными позициями исследования процесса художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии как социально-педагогического феномена; целенаправленным использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующего объекту, предмету, цели и задачам исследования; разработкой методологических, теоретических и методико-технологических аспектов изучаемого процесса с применением понятийного аппарата; апробацией основных теоретических положений исследования; широкой опытно-поисковой базой и проведением диагностики художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста; итоговой проверкой выдвинутой гипотезы исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись через участие в работе научно-практических конференций разных уровней: международных (Штуттгарт 2013, Прага 2012, Москва 2012, Ростов-на-Дону 2012, Челябинск 2011 и др.), всероссийских (Москва 2012, Челябинск 2013 и др.); 14 публикаций в печати ( научные статьи, в том числе в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ, монография, учебно-методическое пособие); выступлений и отчетов на заседаниях кафедры хореографии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», участия в работе научно-методического центра «Научно-методические основы обеспечения качества образования и воспитания по актуальным проблемам организации творческого процесса в учреждениях образования, культуры и искусства» при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Материалы использовались при чтении лекций, проведении семинаров-практикумов по дисциплинам «Методика преподавания современного бального танца» и «Танцевальная арт-терапия».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методической основой художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста является соединение полихудожественного (общенаучный уровень), тендерного (конкретно-научный уровень) и кластерного (методико-технологический уровень) подходов, что обеспечивает интеграцию личности дошкольника в национальную и мировую культуру, позволяет учитывать возрастные и гендерные особенности дошкольного возраста, пригодность различных технологий художественно-эстетического развития, определяющихся конкретной ситуацией и художественно-эстетическими способностями детей, а также позволяет отбирать наиболее действенные методы и приемы с целью успешного художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии в дополнительном образовании.
2. Гендерно-кластерная модель художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании
средствами хореографии, отражающая взаимосвязь её структурных компонентов (мотивадионно-целевой, содержательно-информационный, когнитивный, организационно-технологический). Спецификой данной модели является акцентирование на организацию художественно-творческой деятельности, проявляющейся в формировании кластера, позитивно влияющего на художественно-эстетическое развитие ребенка. Реализация гендерно-кластерной модели происходит через следующие этапы: формирование хореографического кластера, Еведение образовательной информации с учетом возрастных и тендерных особенностей, организация самостоятельной художественко-тзорческой деятельности дошкольников, оптимальное использование достижений современной арт-терапии, установление оперативной обратной связи в образовательном процессе, анализ результатов текущего контроля и коррекции художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Педагогические условия художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: формирование кластера, объединяющего различные виды хореографии; применение танцевального и музыкального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности (хореографическая постановка по мотивам народных сказок); разностороннее изучение предмета «Хореография»; оптимальное использование возможностей современной танцевальной арт-терапии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Основное содержание диссертационного исследования
Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы исследования, анализируется степень её разработанности в научной литературе; формулируются проблема, цель, задачи и гипотеза исследования; определяются объект и предмет; описываются методология, теоретическая основа и методический аппарат, источниковая база, этапы опытно-поисковой работы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; выдвигаются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методические аспекты художественно-эстегического развития детей старшего дошкольного возраста» представлен анализ состояния проблемы в теории и методике художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании, выявлена теоретико-методическая основа исследования, разработана и обоснована гендерно-кластерная модель художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии, выявлены педагогические условия её успешной реализации в дошкольном образовательном процессе.
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста является приоритетным направлением педагогической теории и практики дополнительного образования, так как именно в этом возрасте формируются мотивации и потребности в систематической двигательной
активности. Художественно-эстетическое развитие позволяет осуществлять целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей и становление художественно-эстетических ценностей. Повышение роли ценностей художественно-эстетического образования связывается с преподаванием изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, хореографии, медиа-образования, разработки факультативных курсов художественно-эстетической направленности, с деятельностью студий, а также с совершенствованием форм дополнительного художественно-эстетического образования. Отмечается возрастание социальной роли педагога как носителя национальной художественной культуры и значение его художественного образования. При этом основной его функцией признается ориентирование ребенка на развитие через искусство. Среди приоритетных являются такие направления, как развитие непрерывного художественного образования, формирование эстетической музыкальной культуры дошкольников, театр, воспитание и образование, развитие литературно-творческих способностей, хореографическое образование, развитие этно-художественного образования, аудиовизуальной культуры, художественное воспитание в музее. Анализ научной литературы (В.О. Кандинский, O.A. Кривцун, Б. Кроче и др.) позволил выявить цели художественно-эстетического развития: развитии готовности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в разностороннее саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, физической (телесной) культуры.
На основе сложившейся практики выделяют следующие структурные компоненты художественно-эстетического развития: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированное на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Среди норм художественно-эстетического развития главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, познания, игры, отношений людей и самого человека. Специфика природы художественного мышления человека проявляется в материале и языке образов. Постижение языка искусства в процессе художественно-эстетического развития ведет к освоению детьми приемов и принципов творческого преобразования, переосмысления явлений
действительности, к развитию их собственных творческих способностей, к углублению эстетического сознания и отношения. Многообразие видов и жанров искусства адресовано всем чувствам, способностям челозека, его эмоциональному опыту и подсознанию, потребностью наслаждаться выразительностью и красотой форм материи, глубиной содержания и истолкования важнейших смыслов жизни человека. В искусстве объединяются, трансформируются и приобретают художественное воплощение все остальные средства художественно-эстетического развитая.
Среди множества средств художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста хореография занимает особенное место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие музыкальных, двигательных навыков, основ нравственной культуры: основ этикета и грамотного поведения в обществе, учит сохранять и укреплять здоровье, что является актуальным для сегодняшнего дня.
Таким образом, под художественно-эстетическим развитием детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии нами понимается формирование художественно-эстетического восприятия представления в передаче движений; умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики; умение грамотно, точно и аккуратно выполнять хореографические комбинации; умение импровизировать на знакомую или вновь услышанную музыку, желание сочинять танцевальные комбинации и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эффекты и т.д.); этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.
Теоретико-методической основой художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста является соединение
полихудожественного (общенаучный уровень), гендерного (конкретно-научный уровень) и кластерного (методико-технологический уровень) подходов.
Полихудожественный подход (Д. С. Лихачев, Г. Гегель, A.B. Бакушинский, Л.А. Клыкова, Е.Ю. Никитина, Б.П. Юсов и др.) - это система способов, в которой с помощью разнообразных направлений художественной деятельности и средств различных видов искусства происходит выражение и отражение психической энергии, чувств, эмоций обучаемого в его художественном творчестве.
Существенное значение в полихудожественном подходе отводится природным возможностям детей дошкольного возраста. В основе этого лежит утверждение, что каждый ребенок изначально полихудожественен, так как обладает способностью к восприятию различных видов искусства.
Тендерный подход (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Е.А. Каменская, Д.В. Колесов, Т.С. Кузнецов, Л.И. Столярчук, Л.Н. Тимошенко и др.) доказывает, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, педагоги обрекают их на одностороннее развитие,
так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Тендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи, согласно которой пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.
Целью тендерного подхода при художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.
Кластерный подход (М. Джентри, М.Б. Портер, Дж.С. Рензулли, С.М. Рейс, Е.Ю Селюк, Ю.Н. Юров и др.). Кластер - педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятия, явления, события). Большое значение для эффективности кластера имеет взаимодействие и взаимовлияние внутри него, когда все субъекты оказывают обоюдную поддержку. Близость друг к другу, внутренние связи, наличие постоянных личных контактов и общего взаимодействия облегчают коммуникацию и передачу информации. Входящие в кластер субъекты быстро узнают об инновациях в сфере образования, доступности новых компонентов и средств обучения, апробации их в образовательном процессе, отслеживают новые тенденции в развитии образовательной системы, опираясь на внутри кластерные взаимосвязи. При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов: наличие, во-первых, общей цели; во-вторых, правовой основы совместной деятельности субъектов; в-третьих, разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.
Художественно-эстетическая деятельность в области хореографии на основе кластерного подхода представляет собой синтез и применение содержания различных видов хореографии, процессов и личного вовлечения участников данного процесса. Формирование кластера из различных видов хореографии и активное его внедрение в дополнительное образование оказывает положительное как образовательное, так и воспитательное воздействие.
Основу и новизну спроекшровзнной гсвдерно-класгердай модели художественно-эстепичесюго развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии (рис. 1) составляет система педагогических принципов: а) поликультурности (формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жил. в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований); б) субьекшости (адаптация человека в ходе процесса художествен! ю-остешческого развили средствами хореографии, способность осозншшя связи своего «51» с миром и процессом пешания); в) эмтнши (способность индивида познавать внутренний мир другого
человека как взаимодействие познавательных, эмоциональных компонентов); г) коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе (формирование навыков групповой работы, позитивная взаимозависимость членов группы, навыки свободного общения, готовность совершенствования художественно-эстетических ценностей и потребностей); д) партисипативности (устранение психологических барьеров и сознание свободы общения, учет индивидуальности ребенка, возможность развивать творческое мышление и эстетическое начало); е) интериоризации (становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей); ж) рефлексивного управления художественно-эстетическим развитием (введение таких ценностей, как понимание потребности воспитателей в творчестве, соуправление, стимулирование педагогической инициативы, овладение методами нелинейного управления сложной системой, требующими глубокого понимания важнейшей ценности рефлексивного управления — педагогической поддержки и стимулирования перехода объектов управления в статус его субъектов); з) интеграции (развитие целостной личности благодаря продуманной во всех деталях совместной педагогической деятельности нескольких педагогов, направленной на организацию процесса художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии).
Программно-методическое обеспечение гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста включает: мотивационно-целевой компонент (осознание потребности в художественно-эстетическом развитии, постановка целей, возникновение интереса к художественно-эстетическому развитию средствами хореографии осознание потребности в хореографической деятельности); содержательно-информационный компонент (привлечение знаний о сущности задач художественно-эстетического развития и путях их решения (понимание воспитательной роли хореографии, выбор танцевального репертуара, беседы о танцевальном искусстве и его составляющих и пр.)); когнитивный компонент (нравственные представления, знания, понятия, принципы, суждения, ценности, степень осознаваемых личностью собственных моральных качеств и нравственных представлений); организационно-технологический компонент (теоретическое и методическое обеспечение процесса художественно-эстетического развития дошкольников, постановка образовательных задач на формирование художественно-эстетических ценностей, создание занимательной игровой атмосферы и пр.).
Исследованием установлено, что главным механизмом модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии являются функции: планирование, мотивация, организация образовательной деятельности, партисипативная деятельность, контроль, коррекция, представляющие собой вид организационных действий педагога (с позиции субъект - субъектных отношений — организационных воздействий на виды образовательной деятельности, в частности, хореографической деятельности детей старшего дошкольного возраста и их дальнейшей художественно-эстетической оценки).
Задача
Становление высоконравственной и художественно-эстетически развитой личности
Формирование художественно-эстетических ценностей детей старшего дошкольного возраста
Теоретико-методическая основа
2
Полихудожественный подход
Тендерный подход
X
Кластерный подход
Педагогические принципы
51
Поли- Субъекг- Эмпатии Партисипа- Интериори-
культур- ности тивнссти зэцни
НОСП1
Коммуникативного партнерства и сотрудничества, рефлексивного управления художеьтвекно-эстсппескнм _развитием_
Интеграции
Гендепшн кластерная модель
Мотива ционно- Содержательно- Когнитивный компонент Организационно-
целевой информационный технологический компонент
компонент компонент
Этапы
ориентировочный информационны и ситуативно- завершающе-
практический коррекционный
методы (информационно-наглядный, репродуктивный, проблемного взаимодействия, творческих заданий, игровой, соревновательный, наглядный, вербальный, практический)
формы (образовательная деятельность, упражнения, игры, беседа, ситуативный разговор, концертная и фестивальная деятельность, реализация хореографических проектов и др.).
Функции
51
Планирование Мотивация Организация Партнеипативная Контроль Коррекцш?
образовательной деятельность
деятельности
Педагогические условия
I )учет специфики и разнообразия типов хореографических занятий;
2) формирование кластера,
объединяющего все виды хореографии;
3) разностороннее изучение предмета «Хореография?);
4) применение танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе, хореографическая постановка по мотивам народных сказок;
5) оптимальное использование возможностей современной арт-терапии.
[ Результат: выпускник ДОУ с оптимальным уровнем художестпенно-эстетического развития |
Рисунок 1 - Гевдерно- кластерная модель художественно-эстетического развития старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографии
Фундаментальной в этом процессе является функция партисипативной деятельности, проявляющаяся в системе обмена информацией и личностно развивающего взаимодействия педагога и ребенка в совместной образовательной деятельности, основанной на принципах субъект -субъектности и продуктивности.
В ходе исследования установлено, что процесс художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста проходит следующие этапы: изучение исходного уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, подача образовательной информации художественно-эстетической направленности (разностороннее изучение предмета «Хореография»), организация практической и самостоятельной работы детей дошкольного возраста (обучение дошкольников разным видам хореографии, постановка по мотивам народных сказок), установление оперативной обратной связи в образовательном процессе, анализ результатов текущего контроля и коррекция уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (оптимальное использование возможностей современной арт-терапии).
Выявленные педагогические условия реализации гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста ориентированы на требования, предъявляемые современным обществом к дополнительному дошкольному образованию, тенденции изменения содержания дошкольного образования в целом, результаты вьивленной специфики художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, итоги констатирующего этапа проведения опытно-поисковой работы:
- формирование кластера, объединяющего все виды хореографии.
Хореографический кластер в комплексе решает задачи художественно-эстетического развития. В ходе проведенной опытно-поисковой работы установлено, что успешное художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии в дополнительном образовании возможно при изучении всего спектра видов хореографии, входящих в состав танцевального кластера. Согласно теории М.Б.Портера, эффективность любой системы следует оценивать через призму не отдельно составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов и т.д. Установлено, что, сформировав кластер из различных видов хореографии, мы получим действенный инструмент художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Специфика данного условия заключается в органичном использовании всех видов хореофафии (классический, народный, бальный танец и современные направления хореографии). Каждый вид хореографического искусства имеет свои неоспоримые преимущества в плане разностороннего развития личности;
- применение танцевального и музыкального репертуара, основанного на сюжетпо-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности (хореографическая постановка по мотивам народных сказок). Процесс подбора танцевального репертуара должен происходить по принципу его усложнения и соответствия целям и
задачам хореографического обучения и опираться на художественность и увлекательность, педагогическую целесообразность и учет воспитательных задач, творческую самостоятельность и концепцию развивающего обучения в хореографии, учет индивидуальных качеств детей. В исследовании соединены возможности хореографии и народного творчества в форме хореографической постановке по мотивам сказок. Особо стоит отметить интерактивность такого вида художественно-эстетического развития детей;
- разностороннее изучение предмета «Хореография». Эффективное и целенаправленное его использование в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников зависит от широты кругозора педагога. Хореография включает в себя огромное количество информации, связанное не только с природой танцевального движения, но и со структурой музыкального произведения, знаниями в области актерского мастерства, дизайна костюма, оформления сцены и др. Все эти знания в комплексе расширяют кругозор детей старшего дошкольного возраста, тем самым формируя креативную, позитивную личность со своей шкалой нравственных и художественно-эстетических ценностей;
- оптимальное использование возможностей современной танцевальной арт-терапии. Танцевальная арт-терапия выступает как действенное средство корректировки и развития личности, решение личных физических и психологических проблем ребенка. Так как каждый человек уникален по-своему, необходим индивидуальный подход как в плане танцев, так и в выборе музыки, используемой на занятиях. Для ребенка действенным методом танцевальной терапии будет являться танцевальная игра, которая стимулирует его к общению и контакту с окружающими людьми и миром. В игре ребенок быстрее и естественнее проявляет свои личные качества, которые мы можем скорректировать в лучшую сторону, используя музыку и хореографию в комплексе. Только выполнение этих условий позволит танцу стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть и развить личность.
Новизна выявленных нами педагогических условий заключается в том, что определены их специфические особенности применительно к предмету исследования, а также в том, что они ранее не использовались в комплексе для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии.
Во второй главе «Опытно-поисковая работа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии» излагаются теоретические и методические аспекты проведенного исследования; ход и результаты констатирующего, формирующего и обобщающего этапов опытно-поисковой работы; обосновываются критерии и показатели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии; описывается методическое обеспечение опытно-поисковой работы, в ходе которой проверялась успешность реализации спроектированной гендерно-кластерной модели на основе выявленных педагогических условий, определен количественный и качественный анализ проведенного исследования.
На констатирующем этапе опытно-поисковой работы изучался вопрос о состоянии уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Целью опытно-поисковой работы исследования явилась проверка успешности педагогических условий, обеспечивающих реализацию художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии. В опытно-поисковой работе ставились и решались следующие задачи:
• разработка программы диагностики формирования художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии;
• подбор и обоснование статистических критериев оценки результатов опытно-поисковой работы;
• обоснование репрезентативности выборки.
Для разрешения каждой из обозначенных задач разработана программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии. Структура программы отвечает требованиям, описанным в трудах Ю. Б. Бабанского, В. И. Загвязинского и др.
Разработка диагностической программы осуществлялась в три этапа. На первом этапе решались две задачи: теоретический анализ объекта измерения и выбор критериев, показателей и методов их диагностики. На втором этапе решалась задача поиска протяженности выделенных в качественном анализе критериев и показателей. На третьем этапе обосновывался перевод качественных критериев и показателей в количественные эквиваленты, которые позволили использовать математический аппарат для статистического анализа полученной педагогической информации.
Опытно-поисковая работа проводилась в процессе педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Всего в ней приняли участие 399 дошкольников и 12 педагогов.
Программа опытно-поисковой работы состояла из: фиксации исходного уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста; внедрения педагогической модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии и педагогических условий ее реализации; проверки уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы; анализа опытно-поисковой работы по внедрению модели художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии и педагогических условий ее реализации.
На основе полученных данных установлено, что во всех группах не наблюдается воспитанников, находящихся на высоком уровне художественно-эстетического развития. На среднем уровне находятся 16,00 % дошкольников ЭГ-1, 22,22% дошкольников ЭГ-2, 19,23% старших дошкольников ЭГ-3, 21,43% дошкольников ЭГ-4, и 14,81% воспитанников группы КГ. Большинство дошкольников находится на низком уровне художественно-эстетического
развития, их число составило: ЭГ-1 - 84,00%, ЭГ-2 - 77,78%, ЭГ-3 - 80,77%, ЭГ-4 - 78,57% и КГ - 85,19%.
Таблица 1 - Данные констатирующего этапа опытно-поисковой работы (начального среза) по выявлению уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии.
Кол- I II III
Группа во Кол- % Кол- % Кол- %
чел. во во во
КГ 27 23 85,19 4 14,81 0 0,00
ЭГ-1 25 21 84,00 4 16,00 0 0,00
ЭГ-2 27 21 77,78 6 22,22 0 0,00
ЭГ-3 26 21 80,77 5 19,23 0 0,00
ЭГ-4 28 22 78,57 6 21,43 0 0,00
В соответствии с программой осуществления опытно-поисковой работы по реализации модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы, который показал низкий в целом уровень художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Вследствие этого формирующий этап был направлен на реализацию модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии при внедрении выявленных педагогических условий:
• учет специфики и разнообразия типов хореографических занятий и формирование кластера, объединяющего все виды хореографии;
• разностороннее изучение предмета «Хореография»;
• применение танцевального и музыкального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и тендерным особенностям, хореографическая постановка по мотивам народных сказок;
• оптимальное использование возможностей современной танцевальной арт-терапии.
Внедрение педагогических условий способствовало успешной реализации гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии. Учитывая задачи формирующего этапа опытно-поисковой работы, были организованы одна контрольная (КГ) и четыре опытные группы (ОГ), приблизительно равные по уровню художественно-эстетического развития.
В группе КГ художественно-эстетическое развитие происходило в рамках традиционного образовательного процесса; в группе ОГ-1 - было реализовано первое педагогическое условие; в группе ОГ-2 - были реализованы первое, второе условия; в группе ОГ-3 - были реализованы первое, второе и третье условия; в группе ОГ-4 - добавлялось к перечисленным четвертое условие.
Таблица 2 - Критерии и показатели уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Критерии выявления Показатели Уровни
1. Мотивация устойчивого положительного отношения к художественно- эстетическому развитию средствами хореографии Признаёт ли ценность различных видов хореографии для художественно-эстетического развития; какие знания в области хореографии и художественно-эстетического развития Высокий: признает ценность хореографии как средства художественно-эстетического развития; имеет высокий уровень знаний в области хореографии. Средний: не до конца осознает ценность хореографии как средства художественно-эстетического развили; имеет средний уровень знаний в области хореографии. Низкий: имеет поверхностные знания в области хореографии и художественно-эстетическом развитии
2. Интериоризиров анная совокупность знаний об особенностях художественно- эстетического развития средствами хореографии Затрудняется ли в реализации способов художественно-эстетического развития средствами хореографии, испытызаег ли затруднения при выполнении любого зида самостоятельной художественно-эстетической деятельности или нет, умеет адекватно отвечать на вопросы связанные с определением уровня художественно-эстетического развития или нет Высокий: уверенно реализует рациональные способы художественно-эстетического развития; умеет оперативно реагировать на юменение творческой задачи. Средний: в целом не затрудняется в выборе способов художественно-эстетического развития средствами хореографии; отвечает на вопросы педагога на занятиях хореографией с небольшими затруднениями. Низкий: затрудняется в реализации способов художественно-эстетического развития средствами хореографии, испытывает затруднения при выполнении любого вида самостоятельной художественно-эстетической деятельности
3. Достижение более высоких показателей в области художественно- эстетического развития средствами хореографии Анализирует ли результаты своей художесгвенно-эстетической деятельности в хореографии; сравнение результатов своей деятельности с работой своих сверстников Высокий: анализирует результаты на основе обобщения результатов СЕоей художественно-эстетической деятельности; сравнивает результаты своей деятельности с работой сверстников. Средний: стремится анализировать результаты художественно-эстетической деятельности на основе обобщения результатов своих занятий хореографией; Низкий: испытывает серьёзны«; затруднения при анализе результатов своей художественно-эстетической деятельности в области хореография
Представленные данные по трем показателям пяти групп (КГ, ЭГ1, ЭГ2, ЭГЗ,ЭГ4) художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на трех срезах (формирующий, констатирующий и обобщающий этапы), доказывают, что дети четвертой экспериментальной группы имеют наибольший средний балл по итогам проведенной работы на втором и третьем срезах, (рис.1, рис.2)
Рисунок 1 - Уровень художественного развития контрольной группы
На основе полученных данных установлено, что во всех группах не наблюдается дошкольников, находящихся на высоком уровне сформированное™ художественно-эстетического развития. На среднем уровне находятся 16,00 % дошкольников ЭГ-1, 22,22% дошкольников ЭГ-2, 19,23% старших дошкольников ЭГ-3, 21,43% дошкольников ЭГ-4, и 14,81% детей группы КГ. Большинство дошкольников находятся на низком уровне художественно-эстетического развития, их число составило: ЭГ-1 - 84,00%, ЭГ-2 - 77,78%, ЭГ-3 - 80,77%, ЭГ-4 - 78,57% и КГ - 85,19%.В результате проделанной работы можно констатировать, что во всех группах на промежуточном срезе появились дети, находящиеся на высоком уровне художественно-эстетического развития.
35 Среднний балл уровня эг-4
30 25 | 20 .4 А « И
А # «—2
ю ............................................................................................................................................
1 срез 2 срез 3 срез
Рисунок 2 - Уровень художественного развития экспериментальной группы
Сравнительный анализ данных начального, промежуточного и контрольного срезов позволяет сделать вывод о том, что в результате проведённой опытно-поисковой работы количество детей находящихся на высоком уровне художественно-эстетического развития, наибольшее количество с высоким уровнем по всем показателям зафиксировано в ЭГ-4 — 46,43%, а минимальное в КГ: - 11,11%. Это свидетельствует о преимуществе внедрения совокупности педагогических условий успешной реализации художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами хореографии.
В заключении диссертации изложены выводы:
1. Под художественно-эстетическим развитием мы понимаем целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей и становление художественно-эстетических ценностей. В процессе художественно-эстетического развития происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к художественно-эстетическому восприятию и переживанию, его художественный и эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к художественному творчеству, к созданию эстетических и нравственных ценностей во всех сферах человеческой деятельности.
2. Выявлена следующая структура художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: показатели выявления уровня художественно-эстетического развития (мотивация рационализации и устойчивого положительного отношения к художественно-эстетическому развитию средствами хореографии; интериоризированная совокупность знаний об особенностях художественно-эстетического развития средствами хореографии, достижение более высоких показателей в области художественно-эстетического развития средствами хореографии); критерии выявления уровня художественно-эстетического развития: а) признаёт ли ценность различных видов хореографии для художественно-эстетического развития; как умеет соотносить задачи по овладению разными жанрами хореографии со своим уровнем художественно-эстетического развития; какими знаниями обладает в области хореографии и художественно-эстетического развития; умеет ли проводить элементарное исследование уровня художественно-эстетическою развития средствами хореографии; может ли прогнозировать результаты художественно-эстетического развития средствами хореографии; умеет ли отбирать и обрабатывать информацию, связанную с художественно-эстетическим развитием средствами хореографии; б) затрудняется ли в реализации способов художественно-эстетического развития средствами хореографии, испытывает затруднения при выполнении любого вида самостоятельной художественно-эстетической деятельности или нет,
может ли извлекать художественно-эстетическую составляющую и обменивается ею; умеет адекватно отвечать на вопросы связанные с определением уровня художественно-эстетического развития или нет; в) анализирует ли результаты своей художественно-эстетической деятельности в хореографии; сравнение результатов своей деятельности с работой своих сверстников; коррекция своей художественно-эстетическую деятельности с учётом обратной связи; какой уровень рефлексивных умений.
3. Теоретико-методической основой художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии является интеграция полихудожественного (общенаучный уровень), тендерного (конкретно-научный уровень) и кластерного (методико-технологический уровень) подходов, что позволяет учитывать возрастные и гендерные особенности дошкольного возраста, пригодность различных технологий художественно-эстетического развития средствами хореографии, определяющейся конкретной ситуацией, художественно-эстетическими способностями и уровнем художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, а также отбирать наиболее действенные методы и приемы с целью эффективного художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии.
4. Педагогическими принципами художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии являются принципы: поликультурности, субъектности, эмпатии, партисипативности, интериоризации, коммуникативного партнерства и сотрудничества, рефлексивного управления художественно-эстетическим развитием, интеграции.
5. Программно-методическое обеспечение гендерно-кластеркой модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста включает: мотивационно-целевой компонент (осознание потребности в художественно-эстетическом развитии, постановка целей, возникновение интереса к художественно-эстетическому развитию средствами хореографии); содержательно-информационный компонент (теоретическое и методическое обеспечение художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, постановка образовательных, художественно-эстетических задач, создание занимательной игровой атмосферы); когнитивный компонент (нравственные представления, знания, понятия, принципы, суждения, ценности, степень осознаваемых личностью собственных моральных качеств и 1гравствснных представлений); организационно-технологический компонент (теоретическое и методическое обеспечение процесса художественно-эстетического развитая дошкольников, постановка образовательных задач на формирование художественно-эстетических ценностей, создание занимательной игровой атмосферы и пр.).
6. Педагогическими условиями реализации гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии являются: формирование хореографического кластера; применение танцевального и музыкального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественного
воспитательной ценности (хореографическая постановка по мотивам народных сказок); разностороннее изучение предмета «Хореография»; оптимальное использование возможностей современной танцевальной арт-терапии.
Проведенная опытно-поисковая работа подтверждает, что реализация намеченных путей и средств художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста способствует достижению более высоких качественных результатов.
Наряду с этим мы считаем, что существует ряд вопросов, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, с нашей точки зрения, являются: выявление новых факторов и условий художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии; разработка теоретических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-хореографов для работы в ДОУ; детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса художественно-эстетического развития дошкольников средствами хореографии; подготовка индивидуальных коррекционных программ развития детей с недостатками в физическом и психическом развитии в процессе занятий хореографией в ДОУ и др.
С точки зрения этих направлений мы и будем продолжать дальнейшее исследование.
Основные положения диссертационного исследования представлены в следующих публикациях:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов исследования:
- Чурашов, А.Г. Становление эстетической культуры старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографической деятельности как актуальная педагогическая проблема [Текст]/ В.В. Базелюк, А.Г. Чурашов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2011.-№ 12. С.24-31.
- Чурашов, А.Г. Педагогическая модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии [Текст] /А.Г. Чурашов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2012. -№ 8. - С. 184-194.
- Чурашов, А.Г. Разработка танцевальной арт-терапии как педагогическое условие становления эстетической культуры старших дошкольников в дополнительном образовании [Текст]/ В.В. Базелюк, А.Г. Чурашов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 12.2 -С.162-174.
- Чурашов А.Г. Партисипативный подход к художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии [Текст]/ А.Г. Чурашов // Мир науки, культуры и образования. — Горно-Алтайск. 2013. -№ 7. - С. 113-118.
Публикации в сборниках научных трудов:
- Чурашов, А.Г. Танцевальная арт-терапия как универсальное средство коррекции психического и физического состояния детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Чурашов // Ма1епа1у IX тегтаго&п уес!еск:о - ргаШска
conference «Veda a vznik 2012 - 2013». - Dil 22/ Pedagogika: Praga. Publishing House «Education and Science» s.r.o - C. 105-109.
- Чурашов, А.Г. Особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Чурашов // Гуманитарные науки в XXI веке. - Москва: Изд-во «Спутник+», 2012. - С. 53-57.
- Чурашов, А.Г. Теоретико-методическая основа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Чурашов // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. -Москва: материалы VI междун. заочной науч-практ. конф. Часть I (24 октября 2012 г.): Изд-во. «Международный центр науки и образования», 2012. - С. 101108.
- Чурашов, А.Г. Педагогические условия художественно-эстетического развития старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографии [Текст] /А.Г. Чурашов II Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: история филология, философия, искусствоведение, культурология. Сборник трудов II международной дистанционной научно-практической конференции. - Ростов-на-дону: Изд-во Междун иссл. центра «Научное сотрудничество», 2012. - С. 138-150.
- Чурашов, А.Г. Спортивный бальный танец как фактор физического и эстетического воспитания [Текст] /А.Г. Чурашов // Наша новая школа: материалы Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические проблемы реализации национальной образовательной инициативы». - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2011. - С. 195-201.
- Чурашов, А.Г. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографии как актуальная проблема теории и методики дополнительного образования [Текст] /А.Г. Чурашов, JI.A Клыкова. // Инновационные в современной образовательной деятельности / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной: - М.: ВЛАДОС, 2013.-С. 159-183.
- Чурашов, А.Г. О формировании гендерной культуры при художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии [Текст] / А.Г. Чурашов // Ребенок в современном мире: Материалы II Международной научно-практической конференции (28 февраля 2013 г.): Сборник научных трудов /' Науч. ред. Е.В. Шутова. -М.: Изд-во «Перо», 2013. -С. 103-107.
- Чурашов, А.Г. Танцевально-двигательная арт-терапия как эффективное средство формирования индивидуальности в танцевальном спорте [Текст] /А.Г. Чурашов // Вопросы взаимодействия хореографии и спорта: Материалы первой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Науч. ред. канд. культурологии В.К. Биче-оол: - Челябинск: Уральская академия, 2013. - С. 74-76.
- Чурашов, А.Г. Интеграция различных видов хореографии как перспективное направление художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Чурашов // 3rd International Scientific Conference European Applied Sciences:modern approaches in scientific
researches Hosted by the ORT Publishing and The Center For Social and Political Studies "Premier" Conference papers Volume 1 May 20-21,2013. - C. 89-90.
Учебные и методические пособия:
14. Чурашов, А.Г. Методика преподавания современного бального танца: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дополнительного образования и студентов [Текст] / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. - Челябинск: ЧГПУ, 2012.-67с.
Подписано в печать 21,08.2013г. Тираж 100 экз. Заказ № 376. От. в тип. «Искра-Профи» 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 42. Тел.: 230-57-70
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чурашов, Андрей Геннадьевич, Челябинск
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»
На правах рукописи
04201361690
' и
с
Мурашов Андрей Геннадьевич
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Никитина Елена Юрьевна
Челябинск-2013
би
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы художественно- 23
эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии
1.1. Художественно-эстетическое развитие детей старшего 23 дошкольного возраста в дополнительном образовании как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования
1.2. Теоретико-методическая основа осуществления 58 художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании
1.3. Педагогическая модель художественно-эстетического 112 развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии
Педагогические условия художественно-эстетического
1.4. развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии
Выводы по первой главе 151
Глава II. Опытно-поисковая работа по художественно- 157
эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии
2.1. Диагностический этап опытно-поисковой работы 157
2.2. Реализация методики художественно-эстетического 173 развития детей старшего дошкольного возраста
средствами хореографии
2 ^ Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой
работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии
Выводы по второй главе 221
Заключение 223
Список используемой литературы
235
Введение
В условиях динамичного социально-экономического развития российского общества проблема развития художественно-эстетической культуры приобретает общественную значимость и является ключевой в саморазвитии личности ребенка дошкольного возраста. Система дополнительного образования выступает связующим звеном между семьей, школой и обществом. Обладая всеми условиями для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, она в состоянии выполнить заказ общества на формирование и воспитание разносторонне развитой творческой личности.
Существующая динамика социальных условий приводит к
кардинальной смене культурно-исторического наследования, которая
находит свое выражение в идее опережающего развития человека.
Формирование высоконравственной, свободной, творчески мыслящей
личности обуславливает дальнейшее развитие человеческого общества.
Именно эта идея превращается в руководящий принцип деятельности
системы образования как главного института социокультурного наследия,
затрагивая цели образовательного процесса, его содержание, формы и
методы, взаимоотношения педагогов и обучаемых, сам тип их совместной
деятельности. Тем не менее, существует необходимость использования
педагогического опыта, накопленного за всю историю человечества. Начало
XXI века существенно изменило представления о путях развития
человечества. Разнообразные проблемы - экологические, ресурсные,
духовно-культурные и т.д., обострившиеся в современную эпоху, привели к
необходимости их осмысления и научного анализа. Воспитание эстетической
культуры ребенка имеет фундаментальное значение для будущего России.
Социокультурные, социально-экономические преобразования привели
российское общество к укреплению правового государства, усилению
демократических процессов. В то же время заметное снижение культурно-
образовательного уровня населения привело к изменениям в системе
3
ценностных диспозиций, что особенно затронуло мировоззрение, потенциал духовности и нравственности подрастающего поколения.
Непрерывный процесс совершенствования дошкольного образования требует проведения фундаментальных исследований, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его художественно -эстетических и творческих способностей, наряду с когнитивным, социальным и духовным развитием детей старшего дошкольного возраста. Данный факт отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно - исследовательских программах в виде социального заказа. Идеи гуманистического образования, цели и задачи воспитания высоконравственных граждан, обладающих высокой духовностью и уважением к национальной и иноязычным культурам, отражены в основных документах об образовании в Российской Федерации, среди которых закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЭ, провозглашающая целью воспитание высоконравственной личности, обладающей уважением к ценностям национальной культуры, развитие целостного миропонимания и уважения к ценностям других этнических народов. [84]
В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы. ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющий собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип -интеграции образовательных областей). В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий
достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
4
Особая роль в структуре дополнительного образования отводится художественно-эстетическому развитию старших дошкольников как важнейшему средству становления творческой личности. Под художественно-эстетическим развитием детей старшего дошкольного возраста мы понимаем целенаправленное формирование их эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей и становление художественно-эстетических ценностей.
Художественно-эстетическое развитие немыслимо без эстетического воспитания. Эстетическое воспитание - это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его художественный и эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к художественному творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития
старших дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется
поиском новых педагогических средств в организации образовательного
процесса в ДОУ. Выделение проблемы становления художественно-
5
эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.2), создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
В последние годы особенно возрастает внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования разносторонней,
духовно богатой личности. Идея формирования личности и художественно-
>1
эстетической культуры в ней, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, A.C. Макаренко, Б.М. Неменский, A.M. Новиков, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), особенно важно в наиболее благоприятном для этого в старшем дошкольном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
В разные временные периоды хореографии придавалось огромное »*
значение как средству художественно-эстетического развития подрастающего поколения. В исследованиях ученые признают хореографию действенным средством формирования и гармонизации личности (И.Адо, А.И.Арнольдов, Б.Бегак, И.Ф.Гончаров, Б.К.Григорович, С.Н.Куракина, Т.Б.Нарская, Е.Н.Фокина, Е.Б. Юнусова и др.). По мнению определенного кругаЛ ученых, эффективность произвольных движений проявляется в формировании художественно-эстетической культуры личности (П.Блазер,
Л.С.Выготский, Ю.И.Громов, А.Б.Есин, Л.П.Сербина, А.Хекелманн и др.).
,1
Рассматривалась хореография как часть общеобразовательного процесса
(В.П.Геращенко, В.И.Уральская и др.); как практическая эстетическая \ 6
i
деятельность (А.М.Месессер, Е.В.Николаев и др.). Хореография определялась средством формирования психического строя человека (А.И.Воронина, Ю.М.Лотман, C.B. Филатов и др.). Кроме этого, по
»4
многочисленным научным исследованиям хореография оказывает
С
оздоровительное воздействие на организм и психическое состояние занимающихся (E.Gronlund, J.Chodorow, А.Н.Брусницына, С.А.Егорова,
'л
С.В.Казначеев, М.В.Левин и др.).
л,
■Нами были рассмотрены педагогические концепции базовой культуры, социального и творческого развития личности (В.И.Андреев, О.В.Дивненко, Л.И. Зеленов, Л.В. Коломийченко, В.А.Сластенин и др.). Изучались также психолого-педагогические учения о влиянии искусства на личность
I
(В.М.Розин, В. А.Титов, А.Б.Фролов, У.Хогард и др.), теории становления личности (Л.И.Божович, В.В.Бычкови др.), феноменология развития одаренности ребенка дошкольного возраста (И.Е. Емельянова, A.M. Матюшкин, Л.В. Трубайчук и др.).
.Различные стороны проблемы формирования художественно-
V;
эстетической культуры нашли отражение в работах Ю.Б.Борева, М.А.Верба,
.4
С.А.Герасимова, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева и др., раскрывающих отдельные вопросы эстетического и художественного образования и воспитания старших дошкольников. Анализ научных исследований позволил
л
заключить, что разработаны компоненты художественно-эстетической
культуры личности и выделены проблемы художественно-эстетического
<
сознания (A.A. Веремьев, Е.Ю. Волчегорская, Г.Н. Джибладзе,
Т.И. Домбровская и др.); эстетической потребности (Д.М.Гришин, А.Б.Есин,
I
Л.Ф.Колесник, A.A. Радугин, В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина и др.);
феноменология развития одаренности ребенка дошкольного возраста
ff
(А.М.{Матюшкин, Л.В. Трубайчук и др.); эстетических взгляда и оценки
i
(Е.М.*Калачева, В.О. Кандинский, O.A. Кривцун, Б. Кроче, Л.Н. Москвичева 1
и др.); эстетического интереса (Б.Т.Лихачев, А.Б. Фролов, В.Э.Чудновский и •i
др.); :f; эстетического вкуса (Т.П. Лясковская, В.А.Разумный и др.); Ï 7
а
I
f.
эстетического отношения к действительности (Д.Л.Бродянский, С.Я. Левит
•I
М.Ф.0всянников и др.); эстетического идеала (М.С. Каган,
"V
Н.А.Константинов, В.П. Крутуси и др.); культура инновационной деятельности (В.И. Долгова, Н.Д. Кондратьев, Б. Санто и др.).
Хореографическая образовательная деятельность приобретает широкое
X
распространение в практике современного дошкольного образования и вводится в учебно-воспитательный процесс как дополнительная, несмотря на
г.
то, что в нормативных документах по содержанию и организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста хореография не является обязательной областью. Это связано с внедрением педагогических инноваций в систему художественно-эстетического развития детей:| в дошкольных учреждениях, интеграцией образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с реализацией интересов детей дошкольного возраста в области художественно-эстетической культуры, с удовлетворением природной двигательной активности детей и профилактикой распространенных отклонений в их физическом (нарушение осанки, плоскостопие, ожирение и т.д.) '¡и психическом развитии. Становление художественно-эстетической
Ч
культуры и ее развитие у детей старшего дошкольного возраста является приоритетным направлением педагогической теории и практики
I :
дополнительного образования, так как именно в этом возрасте формируются
интерёсы, мотивации и потребности в систематической двигательной
■я
активности. !«
^Хореография является уникальным средством становления и развития художественно-эстетических впечатлений ребенка, формирует не только тело, | но и его художественное «Я», тем самым выкристаллизовывая эмоционально и физически здоровую личность. Танец создает условия для
I
развития творческой личности, обладающей высокими духовными ценностями.
¡Проблема художественно-эстетического развития средствами
4.
хореографии у детей дошкольного возраста привлекает многих
«
исследователей. Изучены возможности детей и разработаны методики
i'i
обучения основам классического танца (А.Я. Ваганова, A.A. Горский,
ч
B.C. Костровицкий, Ф.В. Лопухов, A.M. Мессерер и др.), методика обучения народному' танцу (Л.И. Климов, И.А. Моисеев и др.), современному бальному танцу (А.Н. Беликова, A.A. Коваленко, В.И. Уральская и др.).
I
Но, тем не менее, проблема художественно-эстетического развития старших дошкольников исследована недостаточно. Научные разработки касалйсь лишь отдельных её аспектов: выявление особенностей детского танцевального творчества (Р.Т. Акбарова, C.B. Акишев, Е.В. Горшкова), изучёние влияния музыкального фольклора на музыкально-двигательное
развитие дошкольников (С.И. Мерзлякова), изучение основ ритмической
j
пластики (А.И. Буренина), влияние хореографии на гармоничное развитие детей?, (А.Г. Назарова), исследование особенностей полихудожественного подхода к освоению детьми образной природы хореографии (Ю.В. Ушакова).
Проблема художественно-эстетического развития детей старшего
1 1
дошкольного возраста с учетом тендерных, возрастных и психофизических особенностей изучалась в этих исследованиях лишь частично. Стоит отметить тот факт, что на сегодняшний день исследований в области полихудожественной деятельности проводится недостаточно.
В последнее время активно развивается арт-терапия, особенно
танцевальное направление. К сожалению, очень небольшое количество
i .
людей можно назвать специалистами в этой области. А ведь именно они осознёют, какой огромный потенциал художественно-эстетического развития и оздоровления детей заключает в себе хореография, возможности которой в настоящее время используются не в полной мере.
Значительной трудностью в решении данной проблемы является
отсутствие целостной системы художественно-эстетического развития детей
Î
старшего дошкольного возраста средствами хореографии, недостаточная Ï 9
:ï
I .
изученность педагогических условий её развития в процессе обучения, рассогласования теоретико-методических подходов, а также произвольность в выборе методов и форм художественно-эстетического развития.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречии:
между возросшей потребностью общества в качественном дошкольном образовании, обеспечивающем разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и недостаточной художественно-эстетической образовательной деятельности в перечне обязательных направлений развития детей старшего дошкольного возраста в Федеральных государственных требованиях и необходимостью введения хореографии в учебно-воспитательный процесс ДОУ как дополнительной образовательной деятельности;
-