автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов
- Автор научной работы
- Тарасенко, Татьяна Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Чимкент
- Год защиты
- 2006
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов"
На правах рукописи
Тарасенко Татьяна Викторовна
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических
коллективов
Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального
образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 2006
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Южно-Казахстанского педагогического университета Республики Казахстан
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент
Юнусов Ифтихор Бахтнсровнч
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Кабкова Елена Павловна
кандидат педагогических наук, доцент
Копылова Альбина Викторовна
Ведущая организация: Институт содержания и методов
обучения Российской академии образования
Защита состоится «26» декабря 2006 г. в 16 ч. на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении «Институт художественного образования» РАО по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного учреждения «Институт художественного образования» РАО.
Автореферат разослан «24» ноября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук
И.Э. Кашекова
Общая характеристика работы
Актуальность исследования обусловлена тем, что для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня фундаментальных знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога, соответствующей новейшим достижениям в области педагогики, психологии, культурологии, принципам гуманистической педагогики.
Тот факт, что 2000 год был объявлен в республике Казахстан «Годом искусства» говорит о том, что главной целью обновления системы образования в республике в соответствии с принципами гуманизации, демократизации и гуманитаризации становится формирование средствами искусства развивающейся личности, способной осуществлять познавательную и творческую деятельность.
В последнее время наблюдается возрастание потребности в одаренных, творчески настроенных педагогах, которые не только глубоко понимают педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми профессиональными навыками работы с творческим коллективом, без чего невозможно дальнейшее развитие такой востребованной области художественного образования республики, как область хореографического искусства.
В свете новых задач возрастает роль профессиональных высших учебных заведений, которые готовят руководителей танцевальных коллективов. От того, как будут подготовлены выпускники вузов к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с творческим коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будет зависеть эффективность и качество учебного процесса в хореографических школах и студиях.
Традиционно массовая хореография рассматривается в теории как один из видов невербального коммуникативного искусства, языком которого являются художественно-пластические действия (Громова E.H., Громов Ю.И.). Сам термин хореография (от греч. Choreia — пляска) с конца XIX — начала XX вв. обозначает танцевальное искусство в целом, причем в понятие «хореография» включается сочинение танца, балета, воспроизведение фольклорного танца, запись и передача движений, фиксирующих тот или иной танец от учителя к ученику.
Эта сторона хореографического искусства глубоко изучена и отражена в многочисленных изданиях, содержащих рекомендации по изучению упражнений, методики разучивания танцевальных комбинаций, историю балета, всю необходимую информацию для обучения технике балета, народного и бального танца (Базарова Н.П., Гусев Г.П., Мей В.В., Смит JI. и др.). Общие проблемы, связанные с профессиональным искусством, со становлением русского и советского балета с позиций искусствоведения рассматривались Т. Ткаченко, A.C. Каргиным, В.А. Кан-Каликом, Р.Н. Захаровым, A.B. Лопуховым.
В 1990-х годах были изданы работы, посвященные изучению проблем профессиональной и самодеятельной хореографии с точки зрения их организации и сохранения наследия классического и народного танца (C.B. Акишев, К.Б. Жаркенбаев, К.Г. Кекин, Т.М. Кузнецова, P.M. Тургунбаев). Педагогический аспект народной хореографии рассматривается в работе Г. Орумбаевой «Методика и преподавание казахского танца».
В ряде диссертационных исследований последних лет нашли отражение различные проблемы, связанные с хореографическим искусством, ролью руководителя хореографического коллектива (В.Д. Шахгулаври); формированием индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа (Т.М. Кузнецова); активизацией творческих проявлений детей в процессе занятий хореографией (С.В.Акишев). Однако в этих работах всесторонне не раскрывается системный педагогический аспект хореографического
искусства, который, в свете специфики сохранения и передачи танцевального наследия, коллективного характера творчества, его ансамблевости и диалогичности приобретает в современной педагогике искусства первостепенное значение.
В данном исследовании затрагивается круг проблем, высвечивающих вопросы педагогического руководства хореографическим коллективом. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов к подготовке руководителей хореографических коллективов. К традиционным методам подготовки будущих педагогов-хореографов мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие студентов-хореографов.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Важным моментом, который необходимо учитывать при постановке проблемы данного исследования, является также то, что данные методы, технологии и подходы осуществляются в русле педагогики сотрудничества, на основе концепций Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Я.А. Коменского, Ф.А.В. Дистервега, М. Монтессори, К.Д. Ушинского, Р. Штайнера и др.
Необходимо подчеркнуть, что термин «инновация» в теоретических трудах понимается авторами по-разному. Можно выделить два направления в понимании инновации: в одном случае инновация представляется в качестве
результата творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как процесс введения новых элементов, подходов, принципов. В нашем исследовании процесс обогащения художественно-творческой деятельности в ходе эффективной реализации взаимосвязи традиционных и инновационных методов в процессе подготовки руководителя детской хореографической студии определяется как комплекс последовательной деятельности студентов в профессиональном образовании от получения теоретического знания до готовности создания новых художественно-творческих проектов на основе нового знания.
В данном исследовании хореография понимается как значимая часть духовной культуры человека, как одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания (В.Н. Шацкая, В.И. Шепель, А.П. Ершова, Л.П. Печко, Б.П. Юсов, JI.B. Школяр).
В конце XX века появились труды, отражающие сущность массовой хореографии, новый взгляд на значение и возможности этого вида искусства для творческого развития подрастающего поколения (C.B. Акишев, H.A. Евстратова, E.H. Михайлова). Вопросы взаимодействия педагога и ученика в процессе хореографических занятий рассматривались A.B. Долгополовой, Т.Г. Севастьяниной и др. Взаимосвязь хореографии с другими видами искусства освещалась в работах Б.В. Мануйлова и Ю.В. Ушаковой.
В области педагогики искусства в последнее время большое внимание уделяется гармонической гимнастике, художественному движению в целом (А. Д. Арманд, И.Е. Кулагина, Ю.В. Ушакова), изучаются труды классиков данного направления, таких, как JI.H. Алексеева, И.Б. Тарасова, М.К. Восконьянц.
В то же время такая востребованная область педагогики искусства, какой является творческая деятельность хореографических коллективов и, особенно, педагогические условия, сформированные на основе взаимодействия традиционных и инновационных методов, необходимых для
успешной работы педагога-хореографа, пока еще не стали предметом специального научного исследования.
Это противоречие определило круг проблем данного исследования и его тему: «Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических студни».
Объект исследования — занятия хореографией с детьми и подростками в условиях творческого коллектива.
Предмет исследования - традиционные и инновационные методы в педагогической подготовке будущих руководителей хореографических коллективов.
Цель исследования — определение научно-методических оснований взаимосвязи традиционных и инновационных методов работы в хореографическом коллективе и разработка профессиональной модели подготовки выпускника кафедры хореографии с опорой на ее педагогическую составляющую. Задачи исследования:
• На основе анализа педагогической литературы определить научно-теоретические предпосылки необходимых педагогических условий в процессе танцевальных занятий;
• Обосновать особенности педагогической формы и содержания работы с творческим хореографическим коллективом;
• Определить необходимые традиционные и инновационные педагогические средства и условия работы в хореографическом коллективе;
• Разработать содержательно-методические рекомендации создания педагогических условий работы для студентов кафедры хореографии.
• Апробировать в эксперименте педагогические условия развития творческой личности в хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что при взаимодействии традиционных и инновационных методов в подготовке студентов хореографических факультетов, направленных на создание педагогических условий в хореографическом коллективе будет достигнут необходимый баланс между государственным стандартом подготовки педагогов-хореографов и новейшими достижениями в области педагогики и психологии искусства.
Возникшая на этой основе модель подготовки будущего руководителя детской хореографической студии будет опираться на гармоничное сочетание профессиональных хореографических качеств с развитыми педагогическими навыками и умениями, причем педагогическая составляющая личности станет ведущей.
Активная реализация этой модели обеспечит достижение нового уровня качества творческой деятельности руководителей хореографических коллективов, отвечающего задачам развития способной к продуктивному взаимодействию в процессе создания коллективного творческого продукта личности.
Методологической основой исследования являются: концепция творческого общения и диалогической природы художественного творчества (М.М. Бахтин, Э. Тоффлер. Д. Белл);
- концепция педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.Ф, Шаталов, М.П. Щетинин, Я.А. Коменский, Ф.А.В. Дистервег, М. Монтессори, Р. Штайнер);
- идеи о самореализации творческой личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс);
- положение Л.С. Выготского об искусстве как концентрации жизни;
- теория художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Л.П. Печко, Ю.В. Ушакова);
- теории интегративного взаимодействия, определяющего развитое межличностное общение в высокоорганизованных группах (Я.Л. Коломинский, A.B. Петровский, A.C. Макаренко, Л.И. Уманский).
- этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию детей, подростков и молодежи, принцип народности (Г. Н. Волков, Т.Н. Петрова, Ж. Аймаутова, И. Алтынсарин, М. Досмухамедова, М. Дулатова, М. Жумбаев).
Методы исследования: изучение и системный анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по теме исследования; педагогическое наблюдение учебно-воспитательного процесса в хореографии; анкетирование и опрос учащихся кафедр хорео1рафии и руководителей танцевальных студий; применение низко формализованных методик (беседы, рисунки, тесты незаконченных ситуаций и др.) и высоко формализованных техник (анкеты, тесты); методы математической обработки статистической информации; проведение констатирующего и преобразующего педагогического эксперимента по специально разработанной методике.
Практической базой исследования стала кафедра хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова, танцевальные коллективы, студии и хореографические школы г. Шымкента такие, как шоу-группа «New style», шоу-балет «Юликс», джаз-группа «Star Dance», танцевальные группы «Киберг Контроль», «Бед Балош» и «Ангелы», ансамбль «Лилия» средней общеобразовательной школы №30 г. Шымкента.
В работе нашел отражение личный педагогический опыт соискателя в качестве автора и разработчика нового спецкурса «Педагогика в хореографии».
Научная новизна исследования заключается в том, что: - выявлена зависимость между успешностью творческой деятельности хореографического коллектива и созданием педагогических условий этой деятельности;
-определены структура, содержание, формы и методы подготовки студентов кафедры хореографии на основе взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к воспитанию будущих руководителей хореографических коллективов. Внедрение этих подходов обеспечивает сочетание требований государственного стандарта и новой модели подготовки современного выпускника кафедры хореографии;
- установлена взаимосвязь между соблюдением педагогических условий творческой деятельности и развитием профессионализма танцевального коллектива;
- на основе исследования и совершенствования содержания образования разработана методика непрерывного многоуровневого развития хореографического коллектива, а также предложены содержательно-методические рекомендации повышения уровня педагогической подготовки учителей хореографии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе всестороннего изучения философских, культурно-исторических, психологических и педагогических концепций была построена теоретическая модель художественно-творческого диалогического развития личности в условиях деятельности хореографического коллектива, включающая такие составляющие, как становление и развитие малых групп, закономерности развития межличностных отношений, эстетическая среда общения, которые послужили базой для построения практической, действующей модели.
Сформулировано понятие «педагогические условия» художественно-творческой деятельности хореографического коллектива; определено состояние педагогической готовности будущих руководителей хореографических коллективов; описаны традиционные и инновационные теории и методы достижения профессиональной готовности руководителя хореографического коллектива, определено их наиболее эффективное сочетание; определены педагогические возможности учебно-воспитательного процесса вуза в профессиональной подготовке будущих руководителей
хореографических коллективов к внедрению педагогических условий в работу с творческим танцевальным коллективом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были разработаны содержание и методика подготовки будущих руководителей хореографических коллективов на основе взаимодействия традиционных и инновационных педагогических методов и технологий. Центральным моментом данной подготовки стали педагогические условия творческой деятельности хореографического коллектива (программа спецкурса «Педагогика в хореографии») как специальное дополнение содержания образования по развитию творческих коллективов; методические пособия для начинающих руководителей хореографических студий; видеотека, включающая фрагменты уроков хореографии, примеры новых танцевальных направлений, а также примеры коллективного творчества учащихся хореографических студий.
Достоверность исследования обусловлена практической работой по изучению творческой деятельности хореографических коллективов при кафедре хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова, в частности, танцевального коллектива «Каракоз» (художественный руководитель Б.С. Тлеубаева), хореографических студий, кружков и танцевальных школ г. Шымкента.
Эффективность внедрения нового спецкурса «Педагогика в хореографии» подтверждается значительным улучшением качества подготовки будущих руководителей хореографических коллективов, их участием в танцевальных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности, таких, как городской конкурсный шоу-проект «Dance Laif» (2000 г.), республиканский конкурс танцевальных коллективов (2001 г.), городской конкурс «New Style» (2003 г.), городской конкурс восточного танца «Восточные переливы» (2005 г.), городской конкурс танцевальных коллективов «Аргентинское танго» (2006 г.), а также активным включением в педагогическую практику.
Исследование осуществлялось в три этапа.
I этап (1999-2000) - изучение философской, исторической, социологической, психологической и педагогической литературы по вопросам исследования, изучение и анализ состояния проблемы, ее теоретическое осмысление, оценка современного состояния.
С помощью констатирующих методик были выявлены возможности теоретического и методического обоснования данной проблемы, а также определен научный аппарат исследования, его ведущая идея и гипотеза.
II этап (2000-2003) — был посвящен сбору эмпирических данных о работе хореографических коллективов, проведению экспериментальных танцевальных мероприятий, проведению бесед, опросов, тестирований, 1 анкетированию, педагогическому наблюдению.
На данном этапе была создана педагогическая модель хореографического коллектива для создания условий художественно-творческого диалогического развития личности, осуществлена опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий в хореографическом коллективе. В процессе опытно-эквпериментальной работы произошло уточнение и углубление первоначальной гипотезы, скорректировано содержание понятия «педагогические условия» в приложении к творческому процессу в условиях хореографического коллектива. На данном этапе был создан новый спецкурс «Педагогика в хореографии» для кафедры хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова.
1П этап (2002-2006) — внедрение в педагогическую практику спецкурса «Педагогика в хореографии», анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, внесение необходимых уточнений и изменений, формирование выводов, оформление работы.
Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные положения исследования прошли апробацию на республиканских семинарах и конференциях, проводимых на базе ЮКГУ им. М. Ауезова, на научно-практических педагогических семинарах и конференциях, таких, как Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию
образования ЮКПУ (2003 г.), Международная научно-методическая конференция «Проблемы повышения качества образования в современных условиях в системе высшей профессиональной подготовки» (2003 г.), Международная научная конференция молодых ученых, студентов и школьников «3 Сатпаевские чтения» (г. Павлодар, 2004 г.), международная научно-теоретическая конференция молодых ученых «Проблемы общественного развития, науки и образования», посвященная Дню Независимости Республики Казахстан (2005 г.), Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтения» (2005 г.), Международная научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы государственно-правового строительства Республики Казахстан» (2006 г.) и др. На защиту выносятся следующие положения:
- Для достижения качественной подготовки руководителей детских хореографических коллективов необходима сбалансированная система традиционных и инновационных методов в работе хореографических факультетов вузов.
- Профессиональная готовность к художественно-творческой педагогической деятельности студентов кафедры хореографии определяется развитой способностью к созданию педагогических условий в процессе художественно-творческой деятельности в хореографическом коллективе.
- Комплекс педагогических условий включает в себя ряд составляющих, таких, как цели, задачи и методы профессионального продвижения учащихся, подготовленность руководителя в плане овладения традиционными и инновационными теориями и методами хореографического и общего развития, создание общей позитивной атмосферы, эстетической среды общения.
- Создание творческой атмосферы в хореографическом коллективе основано на психологических закономерностях, таких, как становление и развитие малых групп, причины возникновения конфликтов и их устранение, закономерностях развития межличностных отношений и др.
- Хореографический коллектив может выступать как педагогическая модель художественно-творческого диалогического развития личности в том случае, если он эффективно действует на всех стадиях и уровнях своего развития, что обеспечивается созданием необходимых педагогических условий.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования, выделяются теоретико-методологическая основа, методы и этапы работы, конкретизируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основания подготовки будущих учителей хореографии» рассмотрены теоретические положения, определяющие роль музыкально-пластического развития в художественно-творческом росте личности, показано значение искусства танца в исторической ретроспективе, отмечены наиболее значимые для данного исследования направления.
Резюмируя выводы Л.Л. Бочкарева, Л.А. Тарасовой, Г.М. Цыпина, А.И. Щербакова, мы определяем художественно-творческую деятельность как важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности.
Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные,
коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи (Л.П. Печко). Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития учащихся.
Это направление имеет развитую традицию и восходит к глубокой древности. Описание танцев мы можем встретить у Аристотеля, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. Ключевым понятием культуры античности была калокагатия - гармония тела и духа, что делало человека подобным богам. В произведениях Платона «Государство» и «Законы» центральная роль в деле воспитания совершенных граждан отводилась мусическому искусству - музыкально-поэтическому и танцевальному творчеству, где музыке предназначалась центральная роль в познании сути бытия, в приближении к моральному совершенству.
В процессе развития искусства танца от века к веку техника его значительно усложнялась, и область балетного танца постепенно становится профессиональной, доступной людям с высокой специальной подготовкой (Карп П.М.). Возрождение античной традиции в области хореографии произошло в конце XIX века, когда появляется так называемый «свободный танец», яркой представительницей которого стала А. Дункан. Особое внимание в этом направлении уделялось взаимодействию искусств, роли музыки в создании пластического образа, а также двигательной импровизации на основе звучащего музыкального произведения.
Развитию и обогащению внутреннего мира учеников посвятила свое творчество Л.Н. Алексеева - выдающийся педагог, направляющий своих воспитанников в мир ритмической гармонии, где «органическая связь музыки и движения воздействует не только на слух и чувства человека, но через движения активно охватывает и все его психофизическое существо»
(Л.Н. Алексеева. Двигаться и думать. - М., 2000. - С. 37). Воспитательному воздействию ритма было посвящено творчество Э. Жак-Далькроза, основателя школы «Институт ритма». Он считал, что объединяющая, созидательная сила ритма способствует развитшо творческих сил человека, развивает такое специфическое качество, как «ритмическая дисциплина», открывая в нем новые возможности для самовыражения и творческого общения со всеми участниками процесса.
В русле исследуемой темы было выявлено, какие художественно-творческие способности являются характерными для участников хореографического коллектива, который мы определяем как содружество индивидуальностей с учетом их танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем хореографического коллектива.
В процессе создания необходимых педагогических условий выстраиваются приоритеты, согласно которым определяющими художественно-творческими способностями будут следующие: способность к активному вниманию; способность к анализу, обобщению и переносу полученной информации; способность к диалогическим и коллективным действиям; способность к активному «включению» воображения и фантазии; способность к действию в образе; способность к свободному воплощению в движении музыкального образа.
Перечисленные способности, являясь основными и необходимыми для участников хореографического коллектива, составляют, одновременно ядро комплекса способностей, необходимых для художественно-творческого продвижения школьников в процессе развития и продуктивной художественной деятельности. Они распространяются не только на классические общедидактические принципы формирования творческой личности, но и на принципы, возникшие под влиянием самой природы
хореографического искусства, такие, как выразительность, вообразительность, вариативность, эмпатийность, динамичность.
Таким образом, мы можем утверждать, что музыкально-пластическое развитие играет значительную роль в становлении художественно-творческих способностей учащихся, что выражается как общими закономерностями психической деятельности человека, так и закономерностями художественного творчества, способствующего реализации индивидуальных способностей.
В данной работе мы обратились к двум группам педагогических теорий подготовки руководителей хореографических коллективов.
К первой группе относятся традиционные теории подготовки, в ряду которых основополагающей является так называемая «система Вагановой», вобравшая в себя опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве и личный сценический и педагогический опыт А.Я. Вагановой. Эта система послужила основой развития хореографического искусства в XX веке.
К традиционным теориям необходимо также отнести изучение теории и истории хореографического искусства, а также теоретических основ хореографии. Важную роль играют также теории освоения техники, стиля, манеры исполнения основных элементов различных видов танца: народно-сценического, классического, дуэтно-сценического, историко-бытового, спортивного бального, модерн джаз-танца, степа, диско и других современных направлений. Рассматриваются также организационный, учебно-тренировочный, постановочно-репетиционный, концертно-исполнительский аспекты.
Не оставлена без внимания и педагогическая составляющая работы с хореографическим коллективом (Базарова Н.П., Васильева Т.И., Ивановский Н.П., Матвеев В.Ф., Мей В.В., Мессерер A.M., Тарасов Н.И. и др.). Она представлена, в основном, областью педагогического общения и оценки деятельности участников хореографических коллективов и не касается
непосредственно вопросов создания гармоничных, сбалансированных педагогических условий с учетом творческих индивидуальностей, составляющих хореографический коллектив и психологии малых групп.
Вторую группу представляют инновационные теории, основанные на достижениях педагогики, психологии, социологии, а также медицины и естественных наук. Так, М.М. Бахтиным раскрываются качества культурно-эстетической среды, рассматривается атмосфера духовного общения личностей. Ученый подчеркивает различия «интеллектуального познания» как монологического и «понимающего» как диалогического, позволяющего одному субъекту познавать другого. Сама специфика хореографического коллектива как малой группы диктует свои закономерности и правила развития лидерских и диалогических способностей, межличностного общения в процессе коллективного творческого процесса, направляемого руководителем хореографического коллектива.
Значительную роль играет здесь такое направление музыкально-пластического искусства как аутентичное движение, основанное М. Старк Уайтхаус, ученицей М. Вигман, раскрывающее символические, выразительные и коммуникативные аспекты человеческого движения, активное воображение в движении (movement in depth (глубинное движение).
Важное место среди инновационных теорий занимает этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию, раскрывающий значительный воспитательный потенциал хореографии в области педагогики (Бутов А.Ю, Волков Г.Н., Матвеев В.Ф., Петрова Т.Н., Цаллагова З.Б). Идеи принципа народности проходят красной нитью через работы казахских педагогов и общественно-политических деятелей — И. Алтынсарина, М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, М. Дулатова, X. Досмухамедова, подчеркивающих, что традиционное, народное искусство связано с культурной памятью народа, и благодаря этой связи имеет прямое жизнеохранительное значение.
Привлекает внимание реализация невербальных экопластических средств создания и освоения экопластических образов в процессе творческой деятельности (Майстрова Л.Ф.). Важную роль играют также естественные науки и медицина, на основе достижений которых создаются новые подходы к достижению гармоничного развития средствами хореографии (Белова Е.А., Котельников Е.Г., Лукьянова Е.А.).
В этой связи необходимо определить специфические педагогические условия занятий с хореографическим коллективом. Комплекс педагогических условий включает в себя возможность профессионального продвижения учащихся (учебная программа, методики, оборудование и т.п.), осведомленность руководителя хореографического коллектива о разнообразных теориях хореографического развития, включая традиционные и инновационные теории, создание общей позитивной творческой атмосферы. Опираясь на исследования второй половины XX в. необходимо добавить, что создание творческой атмосферы в хореографическом коллективе базируется во многом на учете закономерностей развития малых групп, творческом подходе к созданию музыкально-пластических образов, а также на соблюдении тонкого баланса межличностных взаимоотношений и общей диалогической направленности в работе.
Современные исследователи определяют коллектив как высокоорганизованные группы, отличающиеся высоким уровнем Интегративной деятельности. (Я.Л. Коломинский, A.B. Петровский, Л.И. Уманский). В данной работе была построена педагогическая модель художественно-творческого диалогического развития личности учащихся на основе деятельности хореографического коллектива. Она включает в себя как временные, так и пространственные характеристики: стадиальные параметры развития хореографического коллектива с учетом его профессиональной и творческой специфики; этапы развития совместной творческой работы от создания первичной эстетической среды до завершения совместной работы над созданием творческого продукта; компоненты эстетической среды
(материальный, креативный, действенный и преобразующий); структуру межличностных отношений в виде трех слоев по мере углубления деятельностных отношений к творческой коллективной работе; уровни и коэффициент сплоченности хореографического коллектива; виды внитригрупповой дифференциации в хореографическом коллективе.
Картина межличностных отношений в танцевальном коллективе может быть представлена в виде стратометрической структуры (от лат. Б^аШт — слой, пласт) следующим образом: первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости; второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ее ценностями; третий слой является каркасом собственно деятельных отношений к творческой коллективной деятельности.
В данной работе были выделены стадии развития хореографических коллективов. Показано, что творческий хореографический коллектив — это единый развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности.
В процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит катализатором творческих процессов, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий уровень.
Вопрос об отношениях хореографического коллектива и личности танцора — один из ключевых и в условиях современных педагогических и социальных тенденций приобретает особую важность. Таблица№1
Взаимоотношения хореографического коллектива и личности танцора в условиях творческой деятельности обусловлены следующими факторами: типом личности танцора; соответствием характера суждений, системы ценностей, традиций личности танцора и хореографического коллектива; наличием и характером неформальных микрогрупп; неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций и успешностью их разрешения руководителем хореографического коллектива; заботой руководителя о творческом росте и личностном развитии каждого учащегося.
На основе изучения всех вышеперечисленных параметров был сделан вывод о том, что для художественно-творческого диалогического развития личности в условиях хореографического коллектива необходимо гармоническое взаимодействие педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогического воздействия.
Во второй главе «Педагогические условия создания хореографического коллектива с привлечением традиционных и инновационных педагогических методик» представлен блок опытно-педагогической работы, охватывающий обширный констатирующий и продолжительный формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился на базе ЮКГУ им. М. Ауезова (кафедра хореографии) с привлечением действующих в университете хореографических коллективов. Были исследованы педагогические возможности учебно-воспитательного процесса вуза в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографии к внедрению педагогических условий в работу с творческим коллективом.
Уровень профессиональной готовности педагогов хореографии был проанализирован и как совокупность составляющих его качественных показателей, и поэлементно, то есть по отдельным, наиболее существенным параметрам, критериям. Например, студентам и преподавателям кафедры «Хореография» предлагалось определить, какому из видов учебной и
воспитательной подготовки (теоретической и практической) в вузе уделяется больше внимания. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
47,3%
41,7%
19,6%
21,3%
21,7%
16,8%
19,4%
17Д%
студенты
учителя
- теоретическая подготовка к учебной работе практическая подготовка к учебной работе теоретическая подготовка к воспитательной работе практическая подготовка к воспитательной работе
Анализ данных констатирующего эксперимента в целом позволил нам сделать вывод о том, что уровни сформированное™ профессиональной готовности к созданию педагогических условий в работе с хореографическим коллективом не всегда зависят от педагогического опыта и стажа работы преподавателя и не формируются стихийно, а низкий уровень сформированности у будущих руководителей хореографических коллективов готовности к созданию педагогических условий является следствием сложившейся системы.
В ходе реализации программы спецкурса «Педагогика в хореографии» был проведен формирующий эксперимент, который включил в себя семинарские и практические занятия, представляющие собой четкую систему формирования и развития у будущих руководителей хореографических коллективов профессиональной готовности к созданию педагогических условий для эффективной творческой работы. Эта система основана на анализе и обобщении полученных теоретических знаний, активного их применения на первом этапе в занятиях в рамках интерактивного обучения, а
затем в ходе педагогической практики, что позволяет будущим педагогам совершенствовать и развивать профессионально-педагогические умения и навыки. Среди видов интерактивного обучения, обладающих большим педагогическим потенциалом, назовем следующие:
1. Педагогический тренинг. Данный метод представляет собой систему упражнений по овладению техникой воздействия и организации взаимодействия с учащимися с четкой целевой установкой. Он позволяет выработать у студентов навыки коммуникативной компетентности.
Тренинги представляют собой имитационную модель, воспроизводящую реальные педагогические объекты и явления, служащие эффективным средством усвоения воспитательных задач и формирования воспитательных умений.
2. Метод анализа педагогических ситуаций.
Будущим специалистам предлагается рассмотреть с различных точек зрения (педагогической, психологической, профессиональной, экономической) ситуации, выбранные из реальной педагогической практики. В процессе опытно-экспериментальной работы студенты осуществляли анкетирование, интервьюирование участников хореографических коллективов, их родителей, а также руководителей и преподавателей; вели дневники педагогических наблюдений; собирали материал для статей по темам: «Типичные конфликтные ситуации в хореографическом коллективе»; «Методика создания атмосферы творческого взаимодействия в процессе работы над пластическим образом» и др. Студентам также предлагался такой вид научной работы, как реферирование наиболее значимых современных работ по инновационным технологиям в педагогике. Особое внимание на педагогической практике в период эксперимента было уделено формированию у будущих руководителей хореографических коллективов навыков культуры межэтнического общения, которая является одним из главных компонентов культуры педагогического общения в целом. На практических занятиях разработанного нами спецкурса «Педагогика в
хореографии» студенты учились составлять карты состояния педагогического общения; зрелости личности педагога; индивидуальных недочетов педагога; оценки профессиональной компетентности учителя.
Эксперимент позволил выявить динамику педагогического интереса у студентов хореографического факультета.
Диаграмма педагогического интереса студентов хореографии
60 50 40 30 20 10 о
Формирующий эксперимент позволил выявить закономерную связь между сформированностью готовности у будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий и разнообразными направлениями их подготовки в процессе освоения нового спецкурса «Педагогика в хореографии».
В ходе эксперимента была определена устойчивая тенденция профессионального педагогического роста студентов экспериментальной группы в течение одного года, отраженная в графике:
•1т"" Г < | /4'
п Л \ ь *
г * + к ** ч 1 Л Г Т 1
и "> >
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
В заключении сформулированы общие выводы исследования:
1. Уровень профессиональной подготовки руководителей детских хореографических коллективов базируется на тесной взаимосвязи традиционных и инновационных методов, в центре которых -достижение профессиональной готовности будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий в работе творческих коллективов.
2. Музыкально-пластическое развитие детей, являющееся целью работы детских хореографических коллективов играет значительную роль в художественно-творческом росте личности.
3. Хореографический коллектив может являться педагогической моделью художественно-творческого диалогического развития личности при условии создания в нем определенных педагогических условий.
4. Комплекс педагогических условий включает в себя ряд составляющих, среди которых важная роль принадлежит созданию общей позитивной атмосферы, эстетической среды общения, основанных на психологических закономерностях, таких, как становление и развитие малых групп, причины возникновения конфликтов и их устранение, закономерностях развития межличностных отношений и др.
5. Профессиональная готовность к созданию педагогических условий может быть достигнута в процессе внедрения в педагогическую практику хореографической кафедры вуза нового спецкурса «Педагогика в хореографии», что подтверждается всем ходом проведенного эксперимента, его результатами и выводами.
Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу. Дальнейшее изучение этой актуальной проблемы возможно в направлении усовершенствования спецкурса «Педагогика в хореографии» и дальнейшего внедрения его в практику работы вузов.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Тарасенко Т.В. Воспитательные возможности бальной хореографии /Сборник научных трудов аспирантов, стажеров-исследователей КЖГУ им. М. Ауезова., 2001. Стр. 166-168.
2. Тарасенко Т.В. Развитие профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива /Ауезовские чтения-3. КЖГУ им. М. Ауезова, 2001. Т. 3. Стр. 29-31.
3. Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - Стр. 33-35.
4. Тарасенко Т.В. Теоретическая основа преподавания спецкурса «Педагогика в хореографии» /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - Стр. 33-35.
5. Тарасенко Т.В. Анализ влияния хореографического искусства на воспитание студенческой молодежи Южно-Казахстанской области (на основе социальных данных) /Международная научно-методическая конференция «Проблемы повышения качества образования в современных условиях в системе высшей профессиональной подготовки». Шымкент, 2003. - Стр. 101-103.
6. Тарасенко Т.В., Кусаинова A.M. Формирование коллектива. Педагогические и правовые аспекты /3 Сатпаевские чтения, г. Павлодар, 2003.- Стр. 477-479.
7. Тарасенко Т.В. Педагогически управляемый танцевальный коллектив -средство оптимизации учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе /3 Сатпаевские чтения, г. Павлодар, 2003.- Стр. 479-481.
8. Тарасенко Т.В. О педагогической подготовке хореографических кадров /Международная научно-теоретическая конференция молодых ученых «Проблемы общественного развития, науки и образования», посвященная Дню Независимости. Шымкент, 2003. - Стр. 121-122.
9. Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. - Стр. 97-99.
10. Тарасенко Т.В., Лекерова Г.Ж. Роль педагогического мастерства в формировании профессиональной готовности. будущих юристов /Международная научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы государственно-правового строительства РК», посвященная 10-летию КазГЮУ. Шымкент, 2003.- Стр. 15-16.
ТАРАСЕНКО ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
Автореферат
Заказ 34. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз.
Множительный участок Института содержания и методов обучения Российской академии образования 119909, Москва, ул. Погодинская, 8.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тарасенко, Татьяна Викторовна, 2006 год
Введение.
Глава I
Теоретические основания подготовки будущих учителей хореографии.
1.1. Роль музыкально-пластического развития в художественно-творческом росте личности.
1.2. Традиционные и современные теории достижения профессиональной готовности руководителя хореографического коллектива к художественно-педагогической деятельности.
1.3. Хореографический коллектив как педагогическая модель художественно-творческого диалогического развития личности.
Выводы Главы 1.
Глава II
Педагогические условия создания хореографического коллектива с привлечением традиционных и инновационных педагогических методик.
2.1. Педагогические возможности учебно-воспитательного процесса ВУЗа в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографии к внедрению педагогических условий в работу с творческим коллективом.
2.2. Результаты опытно-педагогической работы по профессиональной готовности будущих учителей хореографии к педагогическим условиям работы с танцевальным коллективом (на примере нового спецкурса «Педагогика в хореографии»).
Выводы Главы II.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов"
Для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня фундаментальных знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога, соответствующей новейшим достижениям в области педагогики, психологии, культурологи, принципам гуманистической педагогики.
За последнее десятилетие мировая система образования значительно обогатилась новыми технологиями обучения, эффективно переходящими от репродуктивных к продуктивным нормам и методам, которые нацелены на реализацию идей гуманизации образования. Все более очевидным становится тот факт, что получить позитивные результаты в процессе развития личности в различных аспектах можно лишь при совершенствовании всего комплекса составляющих этого процесса, а именно - его направленности, содержания и технологии образования.
Главной целью обновления системы образования республики Казахстан в соответствии с принципами гуманизации, демократизации и гуманитаризации, является формирование развивающейся личности, способной осуществлять познавательную и творческую деятельность.
2000 год был объявлен в республике Казахстан «Годом искусства», что повлекло за собой возрастание потребности в одаренных, творчески настроенных педагогах, которые не только глубоко понимают педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми профессиональными навыками работы с творческим коллективом, без чего невозможно дальнейшее развитие такой востребованной области художественного образования республики, как область хореографического искусства.
В свете новых задач возрастает роль профессиональных высших учебных заведений, которые готовят руководителей танцевальных коллективов. От того, как будут подготовлены выпускники ВУЗов к выполнению своих профессионально-педагогических обязанностей в работе с творческим коллективом, какими творческими и педагогическими теориями и методами они овладеют в процессе учебы, будет зависеть эффективность и качество учебного процесса в хореографических школах и студиях.
Традиционно массовая хореография рассматривается в теории как один из видов невербального коммуникативного искусства, языком которого являются художественно-пластические действия (Громова Е.Н., Громов Ю.И. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. СПб:ГУП, 2006).
Сам термин хореография (от греч. Choreia - пляска) с конца XIX -начала XX вв. обозначает танцевальное искусство в целом, причем в понятие «хореография» включается сочинение танца, балета, воспроизведение фольклорного танца, запись и передача движений, фиксирующих тот или иной танец от учителя к ученику.
Эта сторона хореографического искусства глубоко изучена и отражена в многочисленных изданиях, содержащих рекомендации по изучению упражнений, методики разучивания танцевальных комбинаций, историю балета, всю необходимую информацию для обучения технике балета, народного и бального танца (Смит Л. Танцы. Начальный курс. ACT, Астрель, 2001; Базарова Н.П., Мей В.В. Азбука классического танца. СПб:Лань, 2006; Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. М.:Владос, 2004; Балет. Уроки. Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе /перевод С. Бардиной. ACT, Астрель, 2003 и др.).
Общие проблемы, связанные с профессиональным искусством, со становлением русского и советского балета с позиций искусствоведения рассматривались Т. Ткаченко, А.С. Каргиным, В.А. Кан-Каликом, Р. Захаровым, А. Лопуховым.
В 1990-х годах были изданы работы, посвященные изучению проблем профессиональной и самодеятельной хореографии с точки зрения их организации и сохранения наследия классического и народного танца (С.В. Акишев, К.Б. Жаркенбаев, К.Г. Кекин, Т.М. Кузнецова, P.M. Тургунбаев).
Таким образом, в последнее время педагогическая наука уделяет внимание разработке теории комплексного творческого развития личности.
Однако в этих работах не раскрывается педагогический аспект хореографического искусства, который, в свете специфики сохранения и передачи танцевального наследия, коллективного характера творчества, его ансамблевости и диалогичности приобретает в современной педагогике искусства первостепенное значение.
В данном исследовании затрагивается круг проблем, высвечивающих вопросы педагогического руководства хореографическим коллективом. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных профессиональных и инновационных педагогических подходов к подготовке руководителей хореографических коллективов.
В этой связи мы рассматриваем психолого-педагогические аспекты работы с ансамблем индивидуальностей, в которых сопрягается личностное развитие и способность и желание трудиться в коллективе, совместными усилиями достигая высокого уровня взаимодействия, способствующего созданию художественного образа и творческому росту всех участников процесса.
Особое значение в данном аспекте приобретает психотерапевтическая направленность действий педагога-хореографа, реализующаяся через активную реализацию художественно-педагогических, психологических и коммуникативных технологий в ходе занятий.
К традиционным методам подготовки будущих педагогов-хореографов мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие студентов-хореографов.
Инновационные методы отражают во многом педагогическое содержание образовательного процесса подготовки руководителей хореографических коллективов, которое включает в себя следующие компоненты:
- современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;
- педагогические аспекты творческой деятельности;
- этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию;
-методы развития межличностного общения в коллективе;
- интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;
- методы создания художественной среды средствами хореографии.
Важным моментом, который необходимо учитывать при постановке проблемы данного исследования, является также то, что данные методы, технологии и подходы осуществляются в русле педагогики сотрудничества, на основе концепций Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Я.А. Коменского, Ф.А.В. Дистервега, М. Монтессори, К.Д. Ушинского, Р. Штайнера и др.
Необходимо подчеркнуть, что термин «инновация» в теоретических трудах понимается авторами по-разному.
Наибольший вклад в развитие теории инновации внес австрийский ученый Й. Шумпетер (См. об этом: Шумпетер И. Теория экономического развития. - М., 1982), который понимал под инновацией эффективное нововведение.
Ряд современных авторов трактуют этот термин как итоговый результат создания, освоения и внедрения принципиально нового или модифицированного средства, удовлетворяющего конкретным общественным потребностям, приносящего определенный оптимизирующий эффект (Д. В. Соколов, А. Т. Титов, М. М. Шабанова).
Под инновацией понимается также использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности, производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества (См.: Пригожин А. П. Нововведение .-стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989).
Итак, можно выделить отчетливо два направления в понимании инновации: в одном случае инновация представляется в качестве результата творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых элементов, подходов, принципов.
В нашем исследовании процесс обогащения художественно-творческой деятельности в ходе эффективной реализации взаимосвязи традиционных и инновационных методов в процессе подготовки руководителя детской хореографической студии определяется как комплекс последовательной деятельности студентов в профессиональном образовании от получения теоретического знания до готовности создания новых художественно-творческих проектов на основе нового знания.
В этом случае важным положением является то, что хореография понимается как значимая часть духовной культуры человека, как одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания (В.Н. Шацкая, В.И. Шепель, А.П. Ершова, Л.П. Печко, Б.П. Юсов, JI.B. Школяр).
В конце XX века появились труды, отражающие сущность массовой хореографии, новый взгляд на значение и возможности этого вида искусства для творческого развития подрастающего поколения (С.В. Акишев, Н.А. Евстратова, Е.Н. Михайлова). Вопросы взаимодействия педагога и ученика в процессе хореографических занятий рассматривались А.В. Долгополовой, Т.Г. Севастьяниной и др.
Взаимосвязь хореографии с другими видами искусства освещалась в работах Б.В. Мануйлова и Ю.В. Ушаковой.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что специальная и искусствоведческая литература о хореографическом искусстве представлена гораздо более полно, чем собственно педагогическая.
В области педагогики искусства в последнее время большое внимание уделяется гармонической гимнастике, художественному движению в целом (А. Д. Арманд, И.Е. Кулагина, Ю.В. Ушакова), изучаются труды классиков данного направления, таких, как JI.H. Алексеева, И.Б. Тарасова, М.К. Восконьянц.
В то же время такая востребованная область педагогики искусства, какой является творческая деятельность хореографических коллективов и, особенно, педагогические условия, сформированные на основе взаимодействия традиционных и инновационных методов, необходимых для успешной работы педагога-хореографа, пока еще не стали предметом специального научного исследования.
Это противоречие определило круг проблем данного исследования и его тему: «Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических студий».
Объект исследования - занятия хореографией с детьми и подростками в условиях творческого коллектива.
Предмет исследования - традиционные и инновационные методы в педагогической подготовке будущих руководителей хореографических коллективов.
Цель исследования - определение научно-методических оснований взаимосвязи традиционных и инновационных методов работы в хореографическом коллективе и разработка профессиональной модели подготовки выпускника кафедры хореографии с опорой на ее педагогическую составляющую.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить научно-теоретические предпосылки необходимых педагогических условий в процессе танцевальных занятий;
2. Обосновать особенности педагогической формы и содержания работы с творческим хореографическим коллективом;
3. Определить необходимые традиционные и инновационные педагогические средства и условия работы в хореографическом коллективе;
4. Разработать содержательно-методические рекомендации создания педагогических условий работы для студентов кафедры хореографии;
5. Апробировать в эксперименте педагогические условия развития творческой личности в хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что при взаимодействии традиционных и инновационных методов в подготовке студентов хореографических факультетов, направленных на создание педагогических условий в хореографическом коллективе будет достигнут необходимый баланс между государственным стандартом подготовки педагогов-хореографов и новейшими достижениями в области педагогики и психологии искусства.
Возникшая на этой основе модель подготовки будущего руководителя детской хореографической студии будет опираться на гармоничное сочетание профессиональных хореографических качеств с развитыми педагогическими навыками и умениями, причем педагогическая составляющая личности станет ведущей.
Активная реализация этой модели обеспечит достижение нового уровня качества творческой деятельности руководителей хореографических коллективов, отвечающего задачам развития способной к продуктивному взаимодействию в процессе создания коллективного творческого продукта личности.
Методологической основой исследования являются:
1. концепция творческого общения и диалогической природы художественного творчества (М.М. Бахтин, Э. Тоффлер. Д. Белл);
2. концепция педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, Я.А. Коменский, Ф.А.В. Дистервег, М. Монтессори, Р. Штайнер);
3. идеи о самореализации творческой личности (К. А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс);
4. положение JI.C. Выготского об искусстве как концентрации жизни;
5. теория художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Л.П. Печко, Ю.В. Ушакова);
6. теории интегративного взаимодействия, определяющего развитое межличностное общение в высокоорганизованных группах (Я. Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.С. Макаренко, Л.И. Уманский).
7. этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию детей, подростков и молодежи, принцип народности (Г. Н. Волков, Т.Н. Петрова, Ж. Аймаутова, И. Алтынсарин, М. Досмухамедова, М. Дулатова,М. Жумбаев).
Методы исследования:
- изучение и системный анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по теме исследования;
- педагогическое наблюдение учебно-воспитательного процесса в хореографии;
- анкетирование и опрос учащихся кафедр хореографии и руководителей танцевальных студий;
- применение низко формализованных методик (беседы, рисунки, тесты незаконченных ситуаций и др.) и высоко формализованных техник (анкеты, тесты);
-методы математической обработки статистической информации;
- проведение констатирующего и преобразующего педагогического эксперимента по специально разработанной методике. Практической базой исследования стала кафедра хореографии
ЮКГУ им. М. Ауезова, танцевальные коллективы, студии и хореографические школы г. Шымкента, такие. Как шоу-группа «New style», шоу-балет «Юликс». Джаз-группа «Star Dance», танцевальные группы «Киберг Контроль». «Бед Балош» и «Ангелы», ансамбль «Лилия» средней общеобразовательной школы №30 г. Шымкента.
В работе нашел отражение личный педагогический опыт соискателя в качестве автора и разработчика нового спецкурса «Педагогика в хореографии».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлена зависимость между успешностью творческой деятельности хореографического коллектива и созданием педагогических условий этой деятельности;
-определены структура, содержание, формы и методы подготовки студентов кафедры хореографии на основе взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к воспитанию будущих руководителей хореографических коллективов. Внедрение этих подходов обеспечивает сочетание требований государственного стандарта и новой модели подготовки современного выпускника кафедры хореографии;
- установлена взаимосвязь между соблюдением педагогических условий творческой деятельности и развитием профессионализма танцевального коллектива;
- на основе исследования и совершенствования содержания образования разработана методика непрерывного многоуровневого развития хореографического коллектива, а также предложены содержательно-методические рекомендации повышения уровня педагогической подготовки учителей хореографии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе всестороннего изучения философских, культурно-исторических, психологических и педагогических концепций была построена теоретическая модель художественно-творческого диалогического развития личности в условиях деятельности хореографического коллектива, которая послужила базой для построения практической, действующей модели.
Сформулировано понятие «педагогические условия» художественно-творческой деятельности хореографического коллектива.
Определено состояние педагогической готовности будущих руководителей хореографических коллективов.
Описаны традиционные и инновационные теории и методы достижения профессиональной готовности руководителя хореографического коллектива, определено их наиболее эффективное сочетание.
Определены педагогические возможности учебно-воспитательного процесса вуза в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографических коллективов к внедрению педагогических условий в работу с творческим танцевальным коллективом.
Создан новый спецкурс «Педагогика в хореографии» для хореографических факультетов вузов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
- разработаны содержание и методика подготовки будущих руководителей хореографических коллективов на основе взаимодействия традиционных и инновационных педагогических методов и технологий. Центральным моментом данной подготовки стала разработка педагогических условий творческой деятельности хореографического коллектива;
- на основе изучения теории и практики руководства хореографическим коллективом были разработаны: программа спецкурса «Педагогика в хореографии» как специальное дополнение содержания образования по развитию творческих коллективов, методические пособия для начинающих руководителей хореографических студий, составлена видеотека, включающая фрагменты уроков хореографии, примеры новых танцевальных направлений, а также примеры коллективного творчества учащихся хореографических студий.
Достоверность исследования обусловлена практической работой по изучению творческой деятельности хореографических коллективов при кафедре хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова, в частности, танцевального коллектива «Каракоз» (художественный руководитель Б.С. Тлеубаева), хореографических студий, кружков и танцевальных школ г. Шымкента.
Эффективность внедрения нового спецкурса «Педагогика в хореографии» подтверждается значительным улучшением качества подготовки будущих руководителей хореографических коллективов, их участием в танцевальных фестивалях и смотрах художественной самодеятельности, таких, как городской конкурсный шоу-проект «Dance Laif» (2000 г.), республиканский конкурс танцевальных коллективов (2001 г.), городской конкурс «New Style» (2003 г.), городской конкурс восточного танца «Восточные переливы» (2005 г.), городской конкурс танцевальных коллективов «Аргентинское танго» (2006 г.), а также активным включением в педагогическую практику.
Исследование осуществлялось в три этапа.
I этап (1999-2000) - изучение философской, исторической, социологической, психологической и педагогической литературы по вопросам исследования, изучение и анализ состояния проблемы, ее теоретическое осмысление, оценка современного состояния.
С помощью констатирующих методик были выявлены возможности теоретического и методического обоснования данной проблемы, а также определен научный аппарат исследования, его ведущая идея и гипотеза.
II этап (2000-2003) - был посвящен сбору эмпирических данных о работе хореографических коллективов, проведению экспериментальных танцевальных мероприятий, проведению бесед, опросов, тестирований, анкетированию, педагогическому наблюдению.
На данном этапе была создана педагогическая модель хореографического коллектива для создания условий художественно-творческого диалогического развития личности, осуществлена опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий в хореографическом коллективе. В процессе опытно-эквпериментальной работы произошло уточнение и углубление первоначальной гипотезы, скорректировано содержание понятия «педагогические условия» в приложении к творческому процессу в условиях хореографического коллектива. На данном этапе был создан новый спецкурс «Педагогика в хореографии» для кафедры хореографии ЮКГУ им. М. Ауезова.
III этап (2002-2006) - внедрение в педагогическую практику спецкурса «Педагогика в хореографии», анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, внесение необходимых уточнений и изменений, формирование выводов, оформление работы.
Апробация исследования и внедрение его результатов проходили на базе Южно-Казахстанского Государственного Университета им. М. Ауезова (кафедра хореографии), а также хореографических студий, кружков и танцевальных школ г. Шымкента.
Основные положения исследования прошли апробацию на республиканских семинарах и конференциях, проводимых на базе ЮКГУ им. М. Ауезова, на научно-практических педагогических семинарах и конференциях, таких, как Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ (2003 г.), Международная научно-методическая конференция «Проблемы повышения качества образования в современных условиях в системе высшей профессиональной подготовки» (2003 г.), Международная научная конференция молодых ученых, студентов и школьников «3 Сатпаевские чтения» (г. Павлодар, 2004 г.), международная научно-теоретическая конференция молодых ученых «Проблемы общественного развития, науки и образования», посвященная Дню Независимости Республики Казахстан (2005 г.), Международная научно-теоретическая конференция «Ауезовские чтения» (2005 г.), Международная научно-теоретическая конференция «Актуальные проблемы государственно-правового строительства Республики Казахстан» (2006 г.) и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для достижения качественной подготовки руководителей детских хореографических коллективов необходима сбалансированная система традиционных и инновационных методов в работе хореографических факультетов вузов.
2. Профессиональная готовность к художественно-творческой педагогической деятельности студентов кафедры хореографии определяется развитой способностью к созданию педагогических условий в процессе художественно-творческой деятельности в хореографическом коллективе.
3. Комплекс педагогических условий включает в себя ряд составляющих, таких, как цели, задачи и методы профессионального продвижения учащихся, подготовленность руководителя в плане овладения традиционными и инновационными теориями и методами хореографического и общего развития, создание общей позитивной атмосферы, эстетической среды общения.
4. Создание творческой атмосферы в хореографическом коллективе основано на психологических закономерностях, таких, как становление и развитие малых групп, причины возникновения конфликтов и их устранение, закономерностях развития межличностных отношений и др.
5. Хореографический коллектив может выступать как педагогическая модель художественно-творческого диалогического развития личности в том случае, если он эффективно действует на всех стадиях и уровнях своего развития, что обеспечивается созданием необходимых педагогических условий.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
Выводы II Главы
Во второй главе диссертационного исследования был представлен блок опытно-педагогической работы, охватывающий обширный констатирующий и продолжительный формирующий эксперименты.
Констатирующий эксперимент проводился на базе ЮКГУ им. М. Ауезова (кафедра хореографии) с привлечением действующих в университете хореографических коллективов.
Были исследованы педагогические возможности учебно-воспитательного процесса вуза в профессиональной подготовке будущих руководителей хореографии к внедрению педагогических условий в работу с творческим коллективом.
Определяя профессиональную готовность как
1) проявление ряда психологических качеств студентов, представляющих собой целостный комплекс, включающий в себя мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные и др. качества);
2) направленность личности, всех ее компонентов на профессиональную деятельность, ее эстетические и нравственные позиции, стремление к творческому труду, владение системой знаний и умений, необходимых для реализации этой активной жизненной позиции.
Здесь готовность охватывает более широкий круг качеств личности, точнее, личность в целом (В.И. Ильин).
Под «готовностью» нами понимается также такое состояние личности педагога (в данном случае - руководителя хореографического коллектива), которое активизирует его деятельность и дает возможность принимать самостоятельные решения (К.М. Дурай-Новакова).
В целом, готовность к деятельности представлена научно-теоретической, морально-психологической, практической и физической сторонами (В.А. Сластенин).
Теоретическая разработка исследуемой нами проблемы позволила на новом этапе работы определить структуру, содержание, уровни сформированности готовности будущих руководителей хореографических коллективов к внедрению педагогических условий в работу с танцевальным коллективом, наметить путь, формы и методы ее организации.
Разработанная нами структура готовности будущих руководителей хореографических коллективов выражается в совокупности мотивационно-личностного, содержательного и процессуального компонентов, причем мотивационно-личностный компонент выступает связующим между содержательным и процессуальными компонентами. Данная структура характеризуется критериями и показателями, отражающими качественную и количественную стороны процесса подготовки будущих руководителей хореографических коллективов.
В процессе опытно-экспериментальной работы были выделены показатели сформированности данных компонентов, отраженные в работе в виде содержательных таблиц, графиков, схем.
Формирующий эксперимент позволил выявить закономерную связь между сформированностью готовности у будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий и разнообразными направлениями их подготовки в процессе освоения нового спецкурса «Педагогика в хореографии».
Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:
- уровни сформированности профессиональной готовности будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий складываются под влиянием ряда условий;
- низкий уровень обозначенной готовности, выявленный при исследовании контрольной группы во многом явился следствием сложившейся системы, характеризующейся отсутствием системных знаний об особенностях педагогической работы с хореографическим коллективом;
- активное взаимодействие научно-исследовательской работы и самостоятельной педагогической деятельности студентов в ходе реализации программы спецкурса «Педагогика в хореографии», сбалансировано объединяющего традиционные теории и методы обучения и достижения инновационных технологий, благотворно влияет на профессиональную подготовку руководителей детских хореографических коллективов, значительно повышая уровень готовности будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий в процессе творческой работы.
Заключение
Данное диссертационное исследование ставило своей целью достижение необходимых педагогических условий для развития творческой личности в хореографическом коллективе.
В ходе системного изучения философской, исторической, психологической и педагогической литературы, передового педагогического опыта и собственной педагогической работы была выявлена значительная роль музыкально-пластического развития в художественно-творческом росте личности.
В данной работе описаны и систематизированы традиционные теории подготовки руководителей хореографических коллективов, базирующиеся на достижениях отечественного и зарубежного искусства и науки, а также инновационные теории, такие, как:
- теория гармоничного целостного развития физической, духовной и душевной и эстетической сфер ребенка в условиях художественно-творческой деятельности;
- теория педагогического руководства гармоничным развитием подрастающего поколения средствами танцевального искусства;
- теория творческой деятельности, проходящей в атмосфере танцевального искусства, в его связи с другими видами искусств;
- теория универсальности художественной среды, в условиях которой, существует пластический образ, развивающийся во времени;
- теория Аутентичного движения, представляющая собой одно из направлений танцевально-двигательной терапии;
- теория малых групп, определяющая специфику хореографического коллектива и диктующая свои закономерности и правила развития лидерских и диалогических способностей, межличностного общения в процессе коллективного творческого процесса, направляемого руководителем хореографического коллектива;
- этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию, раскрывающий значительный воспитательный потенциал хореографии в области педагогики;
- теория гармонизации взаимоотношений ребенка с природой посредством включения его в творческую деятельность по созданию экопластических образов.
Даны определения понятиям «творческий коллектив», «профессиональная готовность», «педагогические условия», позволившие выделить необходимые уровни и критерии этих явлений, на основе которых производились разнообразные замеры и другие констатирующе-оценочные действия.
Создан и апробирован в практической работе новый спецкурс «Педагогика в хореографии», внедрение которого позволило существенно повысить уровень профессиональной готовности будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий в процессе творческой деятельности.
Внедрен целый ряд педагогических методик, основанных на традиционных и инновационных приемах подготовки руководителей хореографических коллективов.
На основании теоретического изучения проблемы, констатирующего эксперимента, показавшего наличие определенных недостатков в существующей системе подготовки руководителей хореографических коллективов, создания педагогической модели художественно-творческого диалогического развития личности в условиях хореографического коллектива, а также в процессе развернутого формирующего эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
1. Уровень профессиональной подготовки руководителей детских хореографических коллективов базируется на тесной взаимосвязи традиционных и инновационных методов, в центре которых - достижение профессиональной готовности будущих руководителей хореографических коллективов к созданию педагогических условий в работе творческих коллективов.
Музыкально-пластическое развитие детей, являющееся целью работы детских хореографических коллективов играет значительную роль в художественно-творческом росте личности.
Хореографический коллектив может являться педагогической моделью художественно-творческого диалогического развития личности при условии создания в нем определенных педагогических условий.
Комплекс педагогических условий включает в себя ряд составляющих, среди которых важная роль принадлежит созданию общей позитивной атмосферы, эстетической среды общения, основанных на психологических закономерностях, таких, как становление и развитие малых групп, причины возникновения конфликтов и их устранение, закономерностях развития межличностных отношений и др. Профессиональная готовность к созданию педагогических условий может быть достигнута в процессе внедрения в педагогическую практику хореографической кафедры вуза нового спецкурса «Педагогика в хореографии», что подтверждается всем ходом проведенного эксперимента, его результатами и выводами.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тарасенко, Татьяна Викторовна, Чимкент
1. Айламазян А.И. О судьбе «музыкального движения» //«Балет» №4, 1997.-С. 20-23.
2. Альманах музыкальной психологии /Сост. М.С. Старчеус. М., 1974 и 1975.3. «Альтернативные перспективы коммуникаций в современном образовании» // http:flogiston.ru.talk/alt-com.shtml)
3. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал, 1983. Т.6., N° 5.
4. Адаскина А.А. Зарождение художественного образа в процессе восприятия действительности // Доклады научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института им. JI.T. Щукиной. -М, 1999.-С. 152- 163.
5. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. Москва, 1924.
6. Александрова Н.Г., Збруева Н.П., Конорова Е.В., Румер Е.Б., Румер М.А. Ритмическое построение пляски. М., 1930. - 182 е.
7. Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление (под ред. А.В.Петровского). М.: Просвещение, 1989. - С. 65-72.
8. Алексеева JI.H. Двигаться и думать. М.: Просвещение, 2000. Сборник материалов. Составитель О.С. Кулагина. - 80 с.
9. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. -128 с.
10. Амонашвили Ш.А. Здраствуйте, дети! М.: Просвещение, 1987. - 125 с.
11. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Ч. 1. -Екатеринбург, 1992-1993.13