автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей
- Автор научной работы
- Яценко, Ирина Семеновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей"
На правах рукописи
005045729
Яценко Ирина Семеновна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Специальность 13.00.01. — общая педагогика, история педагогики и
образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 А С юн 2012
Москва 2012
005045729
Диссертация выполнена на кафедре культурно-досуговой деятельности при Московском государственном университете культуры и искусств
Научный руководитель
Жаркова Алена Анатольевна доктор педагогических наук, доцент
Официальные оппоненты - Нилов Вячеслав Николаевич —
Защита состоится «25» июня 2012г. в « 14:10 » часов на заседании диссертационного Совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141400, Московская обл., г.Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».
Автореферат размещен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств http://www.mguki.ru и на сайте Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
Автореферат разослан «25» мая 2012 г.
Ученый секретарь
доктор педагогических наук, профессор
старший научный сотрудник лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Перлина Елена Владимировна — кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой классического танца Московского государственного университета культуры и искусств
Ведущая организация
Казанский государственный университет культуры и искусств
диссертационного совета кандидат педагогических наук
Ю.А. Акунина
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей. В настоящее время возникла острая потребность общества в создании в учреждениях дополнительного образования детей педагогических условий применения инновационных педагогических технологий по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов, т.е. в разработке соответствующей теоретической и практической базы. Многолетний опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей показывает, что развитие мировоззрения участников хореографических коллективов не получило должного внимания в практической деятельности, отсутствует специальное направление такой деятельности, нет педагогических рекомендаций, методических разработок. Все это не позволяет осуществлять целенаправленные действия по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов. В то же время следует учитывать, что установившиеся в стране рыночные отношения динамично развивают мировоззрение у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с позиции коммерцилизации. Такую динамику развития мировоззрения необходимо обеспечить оптимальными педагогическими условиями в учреждениях дополнительного образования детей на основе духовно-нравственных ценностей.
Кроме этого, проблема усугубляется тем, что участники хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в основном мотивированы на освоение определенной системы танцевальных движений, формирование будущих профессиональных навыков, артистической выразительности, т.е. развитие творческого мышления и тела, адаптированного к физическим нагрузкам.
В этой связи особую актуальность представляет вариативность педагогических технологий, применение индивидуальных сроков и темпов выполнения педагогических задач, способствующих реализации природных хореографических способностей в совместной коллективной творческой деятельности.
Способность - необходимая предпосылка творческого освоения мира участником хореографического коллектива, мышление которого выступает основой этого процесса.
Следовательно, актуальность исследования вытекает из существующего противоречия между острой потребность общества в развитии мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и отсутствием на практике педагогических условий для развития творческих способностей уастников, их широкого кругозора и миропонимания.
Ьл У
В силу чего возникает необходимость научного осмысления специфики, механизмов, форм, методов, приемов, то есть целостного технологического процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Степень научной разработанности проблемы. Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.
Социологический аспект проблем образования представлен в работах A.A. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.
Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, A.B. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность учащихся влияют полярные силы, внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и др.
В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин продолжили идею развития и развивающего обучения учащихся.
Идеи общего и дополнительного образования связанные с адекватными представлениями учащихся о себе, других людях, особенностями межличностных взаимоотношений, понятия о творчестве, ценностях, идеях, идеалах, самореализации разрабатывали: К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, A.A. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности учащихся в процессе педагогической деятельности.
В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.О. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.Е. Решетников, Г.К. Селевко и др. разработали общие основы педагогической технологии в системе образования.
О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, технические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.
Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, коммуникативные проблемного обучения, и др. П.И. Самойленко ввел'
термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры.
Современная хореографическая педагогика в учреждениях дополнительного образования детей опирается на труды A.A. Алферова, А.Ю. Бутова, Ю.А. Герасимовой, А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, A.A. Жарковой, A.C. Каргина, В.Н. Нилова, С.М. Олёнева, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей».
Объект исследования - развитие мировоззрения участников различных художественных коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Предмет исследования - педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Цель исследования - научно обосновать, разработать и внедрить в практику учебно-творческого процесса учреждений дополнительного образования детей модель педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- определить понятие «мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;
- выявить сущность деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;
- раскрыть функции педагогов учреждений дополнительного образования детей;
- создать педагогическую модель развития мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;
- осуществить сравнительный анализ экспериментальных данных по созданию педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;
- разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие процесс создания педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного
образования детей, ориентированных на расширение границ учебно-творческого процесса и социальной мобильности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей будет наиболее эффективным, если создать оптимальные педагогические условия, способствующие освоению миропонимания, обогащению новыми знаниями и эстетическими переживаниями, что, в свою очередь, позволит реализовать потребность в общении, расширить набор знаний о мире, особое внимание уделив умению ориентироваться во всех областях жизни общества.
Методологической основой диссертации стали педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями о сущности мировоззрения творчества, процесса познания мироздания с целью развития мировоззрения. Они представляют теоретическую базу для разработки новых теоретических подходов, позволяющих осуществить развитие мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.
Исходя из современных взглядов, методологическая составляющая разрабатывалась с учетом: ведущих идей А. Маслоу, К. Роджерса, концепции Л.И. Анциферовой, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, ПЛ. Гальперина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, В. А. Петровского, СЛ. Рубинштейна и др. о деятельностном подходе к познанию мира.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В.П. Беспалько, Л.С. Выготским, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу и др.;
- теория поэтапного формирования умственных действий ПЛ. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; идеи контекстного обучения: A.A. Вербицкого,
B.А. Слободчикова, Г.А. Цукермана, В.А. Возчикова и др.;
идеи психофизиологической теории построения сложно координированных движений: H.A. Бернштейна, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой, А.И. Назарова и др.;
- эмпирически значимые труды: АЛ. Вагановой, Н.И. Тарасова, Р.В. Захарова, КЛ. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, П.А. Пестова,
C.Н. Головкиной, H.A. Вихревой, Е.П. Валукина, Н.В. Соковиковой, В.И. Уральской и др., обобщающие различные педагогические аспекты хореографической подготовки;
- идеи и труды авторов, в которых раскрываются вопросы использования различных технологий обучения для развития двигательных умений и навыков, обращается внимание на многофункциональность
практики и на важность развития умений «читать движения» (Б.Г. Ананьев, А.М. Дикунов, С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской, А.Ц. Пуни, A.B. Ширяев и др.).'
Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями предмета исследования использовались методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для выявления причинно-следственных связей: метод экспертных оценок и самооценок учебной деятельности, анализ педагогического процесса практических занятий, социально-педагогический эксперимент.
Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе функционирования базы «Центр внешкольной работы «Раменки» учреждения дополнительного образования детей Западного административного округа г.Москвы», где автор диссертации работает руководителем экспериментального хореографического коллектива «Улыбка», а также Центральный Дом творчества «Матвеевское» (хореографическая студия «Золушка»), Контрольными стали хореографические коллективы учреждений дополнительного образования детей Западного округа г.Москвы: ГОУ СОШ №81, Детская школа искусств, ГОУ ДШИ «Вдохновение»; Центр детского творчества «Ново-Переделкино», Детская школа искусств «Вдохновение», ИДОД «Калейдоскоп», ЦЦЮТ «Киевский».
Организация исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет - с 2008 по 2012 год в три этапа.
На первом этапе исследования (2008г.) изучалось состояние проблемы в философской, культурологической, педагогической и психологической литературе. Проходил сбор материала по определению значения мировоззрения в деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Определился общий замысел исследования: предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.
На втором этапе исследования (2009-2012 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало весь комплекс методов и опытно-экспериментальную работу по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
На данном этапе были разработаны программа эксперимента и педагогические условия, направленные на развитие мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. На этом этапе диссертантом проводилось изучение практики адаптации деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей к рыночным отношениям, разрабатывались взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу нового мировоззрения.
Апробировались педагогические идеи, обеспечивающие разработку и внедрение авторских педагогических технологий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В этот период внедрялась педагогическая концепция развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В ходе эксперимента происходила корректировка различных элементов системы, обеспечивающей целостный педагогический процесс.
На третьем этапе исследования (2012 г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по сравнению различных форм воспитательного воздействия на участников хореографических коллективов дополнительного образования детей в практику. На данном этапе осуществлялась систематизация результатов исследования, подведены итоги, оформлена диссертация.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей рассмотрены с позиций единства педагогического и психологического, культурного и физического;
- раскрыта сущность развития мировоззрения как психологического образования, позволяющего определить гражданскую позицию, внутреннее состояние личности участника хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, ее духовное становление, развитие и обогащение. Влияние среды на развитие мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей обусловлено развитием мотивационно-потребностной сферой. Предметные результаты проявляются опосредованным способом, путем анализа внешних проявлений в конкретных педагогических условиях;
- сформулировано понятие «развитие мировоззрения» как ведущее значимое качество личности участника хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, как их способность обнаруживать и классифицировать основные опорные точки действия на начальном этапе развития;
- рассмотрены две научные концепции: ценностно-деятельностная и социально-культурная, реализации дидактического принципа последовательности действий в процессе развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в новой ситуации с использованием вариантных возможностей педагогов и нового поколения участников хореографических коллективов, обеспечивающих создание оптимальных педагогических условий;
- обоснованы и экспериментально апробированы инновационные педагогические технологии обучения развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, последовательность включения в учебно-творческий процесс мировоззренческого содержания в различных видах деятельности, позволяющих обеспечивать самостоятельное освоение духовных ценностей.
Теоретическая значимость исследования. Для педагогической науки является актуальным выделение этапов развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих целостность процесса. А система мировоззренческих взглядов участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей автор диссертации рассматривает как единство взаимосвязи содержательного и деятельностного уровней развития личности с вовлечением в учебно-творческий процесс, где формируется индивидуальность удовлетворяются ее потребности в индивидуальном мастерстве и в общественном признании.
Раскрыто теоретическое значение процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, направленного на ценностные ориентации, обеспечивающие значимость их деятельности на основе предметного логико-дидактического содержания.
Теоретически разработана иерархическая структура процесса развития мировоззрения, включающая содержательный, психологический, педагогический, организационно-методический и оценочно-результативный компоненты.
Выведена теоретическая модель педагогических условий, способствующая повышению эффективности реализации теоретических изысканий, развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, которые становятся постоянными предметами педагогического воздействия и профессиональной оценки деятельности педагогов.
Теоретически раскрыты критерии педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей по интегративной схеме, предусматривающей сохранение и развитие лучших отечественных традиций общественной жизни. Выявлены доминирующие отечественные ценности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, которые обеспечивают процесс развития мировоззрения на основе свободного выбора форм, средств и методов. Доказана необходимость, неразрывность функциональных связей, которые определяют внутреннее единство ценностных предпочтений участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования
детей, где на смену типичному и необходимому для творческой деятельности рационализму приходит открытое проявление социальных ролей, отношений, действий, жизненных проблем личности участника хореографического коллектива учреждения дополнительного образования детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, комплекс предложенных в исследовании дидактических основ могут быть использованы для всех типов учреждений дополнительного образования детей, где имеются хореографические коллективы. При этом организацию учебно-воспитательного процесса, его структурирование в рамках учебных программ необходимо корректировать с учетом развития мировоззрения участников хореографических коллективов.
Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах всех типов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, адекватных поставленным задачам; организацией социально-педагогического эксперимента - поискового, формирующего и контрольно-оценочного; репрезентативностью выборки; корректной обработкой полученных результатов исследования статистическими методами; данные подтверждены актами о внедрении.
Апробация работы осуществлялась в следующих формах в:
- процессе проведения занятий на экспериментальных базах и в качестве руководителя хореографического коллектива;
- выступлениях автора на международных научно-практических конференциях, проводимых в Московской государственной академии хореографии и Московском государственном университете культуры и искусств по вопросам технологии преподавания в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей, специфики процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, а также обучающих программ по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;
- выступлениях на кафедрах классического танца Московской государственной академии хореографии и культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств;
- опубликовании тезисов, статей (см. список авторских публикаций в конце автореферата);
- внедрении теоретических разработок в технологический процесс в рамках прохождения всех видов практик, отчетных концертов и представлений в учреждениях дополнительного образования детей;
- участии в конкурсах, фестивалях, вечерах-презентациях, где автор неоднократно становится лауреатом окружного, городского, международного конкурсов. Особенные успехи были достигнуты диссертантом в фестивале художественного творчества педагогов дополнительного образования города, организованным Правительством Москвы: диплом в номинации «Учитель-ученик» (апрель 2009); лауреат в номинации «Мастер-Виртуоз» (апрель 2010); лауреат «Учитель-ученик (апрель 2011).
- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 5 декабря 2011 года, протокол № 10.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей является сущностной характеристикой их системы взглядов на мир в целом как совокупности всех общественных отношений к миру, к себе, вещам, окружающей среде, коллективу, что характеризуется двояким педагогическим результатом: предметным и поведенческим.
Создание оптимальных педагогических условий, где субъект может передать объекту весь свой жизненный опыт, увлечь на достойное поведение, внедрить в сознание участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей «образ человека», который положительно проявил себя в практической жизни, в творчестве.
2. Важнейшим педагогическим условием развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей является возможность дать им представление о субъективных картинах мира, обеспечивающих доступность восприятия (понимания), достоверность формируемых художественных образов, что является средством ориентировки в решаемой педагогической задаче на основе научных концепций: ценностно-деятельностной и социально-культурной.
3. Наличие смысла, ценности и содержания, выраженные в репертуаре хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей и реализуемое в целях, педагогических задачах, дидактических средств, обеспечивают собранность, последовательность, рациональную организованность учебно-творческой и других видов деятельности. В этих условиях педагогическая регуляция процессом развития мировоззрения участников хореографических коллективов возможна при наличии:
- пирамиды ценностей и ценностных оснований жизни;
- духовной деятельности с большим разнообразием форм: диспуты, устные журналы, устные альманахи, тематические вечера, вечера-презентации (где проходит анализ событий жизни и т.д.), праздники, обряды, ритуалы, церемониалы;
- предметной деятельности, обогащенной духовным содержанием, что позволит эффективно осуществлять целенаправленное развитие мировоззрения участников исследуемых коллективов.
4. Педагогическими условиями развития мировоззрения в танце у участников являются: обстановка, среда, правила, без которых не могут функционировать субъект-объектные отношения, т.е. совокупность взаимосвязанных ценностей, идей, идеалов, необходимых для создания целенаправленного учебно-творческого процесса.
Развитие мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей позволяет создать личную концепцию (модель) своего взаимодействия с окружающим миром, членами коллектива, осознания себя как личности. Все это развивает мировоззрение участников названных хореографических коллективов на основе научных концепций: ценностно-деятельностной и социально-культурной.
5. Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов базируется на педагогической регуляции этого процесса. Будучи продуктом мировоззренческой деятельности, педагогическая регуляция выполняет как индивидуальную коррекцию процесса, с помощью которой в ценностных выборах и реализуются глубинные характеристики личности, так и коллективную.
Коллективные формы хореографического искусства отличаются необходимостью преодоления противоречий между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером будущего труда, а также умением реализовать мировоззренческие взгляды в предметной деятельности. Все это позволяет одновременно осуществлять профессиональную и гражданскую ориентацию участников и выстроить педагогическую модель этого процесса.
6. Педагогическая модель процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей учитывает возрастные особенности, осуществляет мотивационное развитие интереса к рефлексии, взаимоотношениям человеческим отношениям в коллективе создает педагогические ситуации с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития творческого потенциала.
Поэтому педагогу необходим высокий уровень профессиональной культуры, обеспечивающий дифференцированность заданий, интересную и понятную цель занятия, реализацию основных научных концепций, планирование всей деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, сформулирована гипотеза, определены цель, объект, предмет и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» рассматриваются понятие «мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей», сущность деятельности участников, функции педагогов учреждений дополнительного образования детей.
В первом параграфе первой главы «Понятие «мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» раскрыта совокупность компонентов этого психологического образования.
Рассматривая понятие «мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей», прежде всего следует отметить, что «мировоззрение личности - это система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности. Мировоззрение личности как целостное представление о природе, обществе, человеке находит выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе мировоззрения личности лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире1.
В параграфе подробно раскрывается соотношение элементов мировоззрения; вопрос о роли, выполняемой каждым из них в системе мировоззрения, несмотря на предпринятые попытки, до сих пор оставался недостаточно изученным. Именно этим обстоятельством, на наш взгляд, следует объяснить отсутствие в научной литературе данных о функциях мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, которые призваны осуществлять в структуре личности.
Анализ показал, что приоритет принадлежит «внешней» функции мировоззрения, в которой оно выступает как средство ориентировки человека «вовне», в окружающем его мире, в социуме. У участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей мировоззрение выполняет и «особую» функцию, с помощью которой субъективное «Я» становится объектом самоанализа, самопознания, самокоррекции.
1 Педагогика. Большая современная энциклопедия. Сост Рапацевич. - М.:Современное слово, 2005. - С.318.
13
Отсюда следует, что мировоззрение как системное образование участников хореографических коллективов может выполнять обе отмеченные выше функции только в оптимальных педагогических условиях, если в его структуре наряду с содержанием усвоенных знаний (норм, оценок), выражающих наиболее общие законы развития природы и общества, найдут отражение и «мировоззренческие» взгляды, действия и операции, путем выполнения которых и оказывается возможным решать мировоззренческие вопросы.
Мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей как продукт особой внутренней деятельности во многом подготовлен оптимальными педагогическими условиями. Как показывает анализ мировоззрение в структуре личности участника хореографического коллектива одновременно связано с идеалами, целями, знаниями и умениями решать различные творческие и организационные задачи, с которыми они сталкиваются в своей жизни.
Целеполагание является программой действий для участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей как необходимое педагогическое условие реализации мировоззренческих идеалов, которые в этом случае конкретизируются с учетом уже творческих способностей и возможностей субъекта. Поэтому автор диссертации отводит особое значение смыслообразующему компоненту в структуре мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, который и определяет внешнюю и внутреннюю активность личности.
Во втором параграфе первой главы «Сущность деятельности учреждений дополнительного образования детей» диссертант рассматривает, прежде всего цели, которые «заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства».
Сущность деятельности учреждений дополнительного образования детей определяется тем, что оно обладает целым рядом преимуществ перед общим образованием. Это возможность личностного выбора, ориентация на профильность; практическую направленность; мобильность; многофункциональность; разноуровневое^; разнообразие содержания, форм методов обучения. Да и у педагога, работающего в такой системе, есть возможность выбора индивидуальных методик как необходимого условия спроса. Особенно у участников хореографических коллективов. Реализация воспитательной функции обучения осуществляется через активизацию деятельности участников всех коллективов.
2 Си. Типовое положение учреждениях дополнительного образования детей.
14
^ Сущность деятельности учреждений дополнительного образования детей заключается и в том, что оно усиливает мотивацию развития личности и прежде всего ее мировоззренческую составляющую, способствует профессиональному самоопределению, реализации сущностных сил участников всех творческих коллективов, в том числе и хореографических.
Отличает деятельность учреждений дополнительного образования детей то, что оно доступно всем детям независимо от степени их одаренности, способностей, таланта. Учебно-творческий процесс выстраивается согласно целесообразной логике и нацелен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству.
В Типовом положении об учреждениях дополнительного образования детей подчеркнуто, что они обязаны выполнять следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и профессионального самоопределения, творческий труд детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
В стране функционируют различные виды учреждений дополнительного образования детей. Это Центры дополнительного образования детей, центры развития творчества детей и юношества, центры творческого развития и гуманитарного образования детей, детско-юношеские, центры внешкольной работы и т.д.; клубы - юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, автомобилистов, детские и т.д.; станции - юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детские экологические (эколого-биологические), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); школы - по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеские спортивные (спортивно-технические, в том числе и олимпийского резерва).
Помимо перечисленных существуют такие виды учреждений дополнительного образования детей, как детская студия (по различным видам искусств), детский оздоровительно-образовательный лагерь, детский парк, музей (детского творчества, литературы и искусства).
В учреждениях дополнительного образования детей деятельность проходит в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам. Самыми распространёнными формами организации являются: кружок, группа - традиционная, базовая объединения детей по интересам; клуб - детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач; студии - объединения, содержание деятельности которых связано с определёнными видами искусств или художественного творчества.
Интересными формами детского объединения являются лаборатория и мастерская. Особенность мастерских принадлежность к определённому виду
прикладного творчества или искусства, главная задача - ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определённом направлении.
В третьем параграфе первой главы «Функции педагогов хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» раскрываются основные направления деятельности.
Основной функцией педагогов в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей прописана в Положении — это функция познавательная. Полученные диссертантом данные свидетельствуют о конкретизации этой функции в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей.
В настоящее время 72% хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей Москвы педагогические программы хореографического творчества направлены на развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности, чувство ритма и воображение.
Другой функцией педагогов хореографических коллективов является развитие творческих способностей, что также определено в Положении. Функция развития этих способностей участников происходит через развитие мировоззрения.
Поэтому функция педагогов учреждений дополнительного образования детей по развитию мировоззрения реализуется через процесс первичной социализации, т.е. ближайшую социально-культурную среду (семья, детский сад, друзья). Это происходит во время учебного процесса, во время общения учащихся друг с другом, с педагогами. Основные здесь - педагоги, которые работают со словом. Это руководители студий и кружков - театрального, вокального, сценического мастерства, ораторского искусства. Главная задача педагогов заставить говорить танцоров, которых называют молчунами, поскольку они говорят языком хореографии. Сам язык здесь становится инструментом словесного искусства. И уже общение участников хореографических коллективов между собой и педагогами происходит по всем законам художественного восприятия.
В этом параграфе мы рассмотрели основные функции педагогов хореографических коллективов, названных учреждений, которые способствуют развитию мировоззрения участника хореографического коллектива: познавательную и творческую, которые функционируют на основе функции общения.
Как видим, у педагогов учреждений дополнительного образования детей нет специальной функции развития мировоззрения, но необходимость есть.
Кроме этого, анализ функций показал, что почти 70% педагогов учреждений дополнительного образования детей ориентируются преимущественно на обеспечение участников хореографических коллективов умениями и навыками, которые они приобретают на практике. А процесс
развития мировоззрения требует принципиально новой педагогической деятельности.
Во второй главе «Педагогические условия совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов»,
рассматриваются показатели педагогических технологий развития участников исследуемых коллективов, сравнительный анализ экспериментальных педагогических технологий.
В первом параграфе второй главы «Показатели эффективности педагогических технологий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» раскрываются основные способы и методы диагностики мировоззрения.
Предложенная в диссертации ценностно-ориентированная научная концепция требует свой способ диагностики уровней развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с учетом возрастных особенностей, специфических педагогических условий.
Другая социально-культурная научная концепция открывает возможности для более полной реализации принципа дифференцированного подхода при выборе методов педагогического воздействия в зависимости от особенностей и уровня складывающегося личного мировоззрения в целом. К тому же оказалось возможным разрабатывать все новые педагогические условия для ценностно-ориентированной и для социально-культурной концепций, а не только пользоваться готовыми, уже созданными.
Социально-культурная научная концепция развития мировоззрения у участников хореографических коллективов данной сферы образования еще не применялась в подобного рода исследованиях. Диссертант считает, что с ее помощью удастся получить новые данные развития мировоззрения участников исследуемых коллективов.
Во время проведения экспериментальных программ диссертант выявил показатели развития мировоззрения у участников хореографических коллективов. Это: совместное выполнение педагогических задач, параллельное выполнение педагогических задач, интенсивное развитие мировоззрения, интеллектуальных способностей, соотношение которых влияет на мотивы учения и интерес к нему. Около 35% педагогов отметили, что до 18% участников хореографических коллективов, которые считались пассивными, ленивыми, мало интересующимися вопросами общественной жизни, разительно изменились. Ответы участников экспериментального коллектива на специальный вопросник также свидетельствуют, что они относятся к социально-культурной научной концепции более внимательно.
Проявленный интерес к научной концепции - показатель уровня мировоззрения.
На наш взгляд, приведенные выше соображения, касающиеся вопроса о теоретическом и практическом значении педагогических условий, которые оказывают свое влияние на характер и продуктивность действия, указывают как на целесообразность использования возможностей ценностно-ориентированного и социально-культурного подходов. Здесь могут быть показатели представительности выделенных смыслов (сколько смыслов можно выделить в каждой ситуации) процесса развития мировоззрения участников исследуемых коллективов.
Во втором параграфе второй главы «Сравнительный анализ педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» показаны результаты полученных данных.
В начале эксперимента в каждом из хореографических коллективов было установлено, что существующая практика создания педагогических условий для целенаправленного развития мировоззрения участников, ведется на ценностно-деятельностной и социально-культурной основе. Процесс становления мировоззрения носит эмпирический характер и в 90% случаев ведет к образованию обыденных взглядов участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей без их соответствующего теоретического осмысления.
В ходе эксперимента было установлено, что целеполагание и выбор соответствующих научных концепций удавалось осуществить только при наличии педагогических условий. Для развития мировоззрения участников с заданными свойствами необходимо как ценностно-деятельностная, так и социально-культурная учебно-творческая направленность деятельности участника хореографического коллектива.
В ходе эксперимента проводился сравнительный анализ полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах, после двухлетней программы действий участники хореографических коллективов, осваивая мировоззренческую деятельность на 20%, почувствовали большую ответственность перед своим партнером, коллективом.
Затем весь комплекс форм и методов был нацелен на стимулирование процессов рефлексии и саморегуляции активности участников хореографических коллективов. На этом этапе особое внимание уделялось анализу разновариантных культурно-типовых ситуаций и конструированию стилей взаимодействия в хореографическом коллективе. Интересный результат более высокого уровня развития мировоззрения участников хореографических коллективов был получен, когда их численность сократилась на 16%. В контрольных группах ситуация изменились незначительно, ибо там проблемам мировоззрения не уделялось внимание и
участникам хореографических коллективов была обеспечена спокойная жизнь. Продуктивность реализации системы работы по экспериментальному апробированию методик развития мировоззрения участников хореографических коллективов просматривалась по таким показателям, как уровень. Динамика в контрольных группах составила 1%, а в экспериментальных - 12%. Численность участников с высоким уровнем развития мировоззрения в контрольных группах почти не изменилась, в то время как в экспериментальных группах прирост составил 14%.
Основной акцент делался на выявление таких соотношений, как: «культурные ценности - социальное знание», «личность-самодеятельный коллектив». Отметим, что значение мировоззрения в экспериментальных группах превышали сходные показатели в контрольных группах по низкому уровню - на 6%, выше среднему - на 4%, высокому - на 1%.
Затем диссертант сосредоточился на профессионально-многовариантной системе практико-ориентированных педагогических заданий для участников хореографических коллективов, внедрении их в практику. Сопоставительный анализ двух срезов самооценок мировоззрения участников хореографических коллективов показал, что значимость практического совершенствования хореографических знаний, умений и навыков заметно снизилась по низкому уровню - с 33% до 19%; по среднему уровню - изменились в пределах значений с 36% до 38%; по высокому уровню - возросли в два раза.
2_третьем параграфе второй главы «Динамическая модель
совершенствования педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» рассмотрена как иерархическая система элементов. В основу модели легло различение мотивации выполняемых каждым педагогом в своей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, научную новизну составляет структура модели, в которой впервые представлены две научные концепции развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей адекватных педагогических условий. Предложена и новая классификация уровней развития мировоззрения участников хореографических коллективов в зависимости от степени их включенности в этот процесс. Здесь основное внимание уделялось наличию смысла в каждом движении. Хореографическое движение выражается здесь в степени включенности знания в структуру способа мировоззренческой ориентировки. Наличие личностного смысла в каждом хореографическом движении, действии - это уровень мировоззрения участника, его императивный, реализующий момент целесообразности или личностный, выражающий принцип «внутреннего долженствования». Построены критерии различения уровней развития мировоззрения участников
хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей показывает, что педагогическая система вынуждена ориентировать свое совершенствование на внутренние ресурсы, на самосовершенствование, на интенсификацию как учебно-творческий процесс, различные диагностические методики выявления педагогических условий и границ их применения.
Это заставляло диссертанта постоянно вносить изменения как в характер требований, которым должны соответствовать содержание и уровень педагогической работы, обеспечивающей целенаправленное воздействие на процесс образования теоретически обоснованных процессов развития мировоззрения участников хореографических коллективов в целом. Использование приобретает принципиальную значимость и в дальнейшем совершенствовании педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей показывает, что нужна ориентация педагогов не только и не столько на развитие мировоззрения участников хореографических коллективов, сколько на честность, настойчивость, трудолюбие и т.д., но целостной структуры мотивационно-потребностной сферы личности. Полученные в наших исследованиях данные способствуют конкретизации этой педагогической задачи, указывая на роль в этом процессе создания педагогических условий для развития мировоззрения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что необходимо прежде всего развитие профессионального потенциала и духовных сил руководителей хореографических коллективов, способных создать оптимальные педагогические условия. Освоение научных концепций -ценностно-деятельностной и социально-культурной — ведет к развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе выбора мотивов, целей, поступков, и оценке ситуации в актах целеполагания.
В заключении диссертации подведены итоги проведенного исследования, сделаны теоретические обобщения, выработаны научно-практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию процесса создания педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора общим объемом 5 п.л.:
Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей Аттестационной
Комиссией Министерства образования Российской Федерации:
1. Яценко И.С. Развитие мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования
детей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГУКИ. - 2011. - №6. - С.176-181.
2. Яценко И.С. Воспитание мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГУКИ. -2012. - №2. - С. 156-159.
Другие публикации по теме диссертационного исследования:
3. Яценко И.С. Педагогические условия развития творческой индивидуальности артиста балета у учащихся старших классов хореографических училищ // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Сб. научн. ст. Вып. - № 9 - М ■ МГУКИ 2009. - С. 167-177.
4. Яценко И.С. Понятие «Сущность деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей // Инновационные технологии обучения кулыурно-досуговой деятельности. Сб. научн. ст. Вып. -№ 10. - М.: МГУКИ, 2010. - С.88-99.
5. Яценко И.С. Понятийно-категориальный аппарат исследования проблемы воспитания мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей // Образование и культура: научный поиск молодых ученых. Альманах. Вып. № 4 - М • МГУКИ, 2011. - С.239-250.
6. Яценко И.С. Воспитание мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей // Стрельцовские чтения - 2011, Труды межвузовской научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2011 года. - М.: МГУКИ 2012.-=С.90-98.
7. Яценко И.С. Педагогические условия воспитания мировоззрения у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Сб. научн. ст. Вып. № 11. - М: МГУКИ 2011 -С.75-83.
8. Яценко И.С. Показатели эффективности педагогических технологий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Сб. научн. ст. Вып. № 12 - М.: МГУКИ, 2012 - С.85-98.
9 Яценко И.С. Совершенствование педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей // Образование и культура: научный поиск молодых ученых. Альманах. Вып. № 5. - М.: МГУКИ 2012 - С 214223.
Подписано в печать 22.05.2012 г. Формат 60x80 1/16. Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 экз.
_Заказ № 39_
Типография «Реглет» Ленинградский проспект, д. 74, кор. 1
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Яценко, Ирина Семеновна, Москва
61 12-13/1686
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И
ИСКУССТВ
Яценко Ирина Семеновна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Специальность 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и
образования
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Жаркова А.А.
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....................................................................
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ................................................ 17
§ 1. Понятие «мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования
детей»............................................................................... 17
§ 2. Сущность деятельности учреждений дополнительного
образования детей................................................. 37
§ 3. Функции педагогов хореографических коллективов
учреждений дополнительного образования детей............ 56
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ...................... 79
§ 1. Показатели эффективности педагогических технологий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования
детей.................................................................. 79
§ 2. Сравнительный анализ экспериментальных
педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений
дополнительного образования детей........................... 93
§ 3. Динамическая модель совершенствования педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей........................... 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................... 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................... 155
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................... 172
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей. В настоящее время возникла острая потребность общества в создании в учреждениях дополнительного образования детей педагогических условий применения инновационных педагогических технологий по развитию мировоззрения ^ участников хореографических коллективов, т.е. в разработке соответствующей теоретической и практической базы. Многолетний опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей показывает, что развитие мировоззрения участников хореографических коллективов не получило должного внимания в практической деятельности, отсутствует специальное направление такой деятельности, нет педагогических рекомендаций, методических разработок. Все это не позволяет осуществлять целенаправленные действия по развитию мировоззрения участников ' хореографических коллективов. В то же время следует учитывать, что ^ установившиеся в стране рыночные отношения динамично развивают мировоззрение у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей с позиции коммерциализации. Такую динамику развития мировоззрения необходимо обеспечить оптимальными педагогическими условиями в учреждениях дополнительного образования детей на основе духовно-нравственных ценностей.
Кроме этого, проблема усугубляется тем, что участники хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей в основном мотивированы на освоение определенной системы ^ танцевальных движений, формирование будущих профессиональных навыков, артистической выразительности, т.е. развитие творческого мышления и тела, адаптированного к физическим нагрузкам.
В этой связи особую актуальность представляет вариативность педагогических технологий, применение индивидуальных сроков и темпов \ выполнения педагогических задач, способствующих реализации природных хореографических способностей в совместной коллективной творческой деятельности.
Способность - необходимая предпосылка творческого освоения мира участником хореографического коллектива, мышление которого выступает основой этого процесса.
Следовательно, актуальность исследования вытекает из существующего противоречия между острой потребностью общества в развитии мировоззрения участников хореографических коллективов I учреждений дополнительного образования детей и отсутствием на практике педагогических условий для развития творческих способностей участников, их широкого кругозора и миропонимания.
В силу чего возникает необходимость научного осмысления специфики, механизмов, форм, методов, приемов, то есть целостного технологического процесса развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Степень научной разработанности проблемы. Психолого- / педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.
Социологический аспект проблем образования представлен в работах A.A. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.
Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.П. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, A.B. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и I
деятельность учащихся влияют полярные силы, внешние (среда) и
4
внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, JI.C. Выготского, B.C. Мухиной и
ДР-
В .В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин продолжили идею развития и развивающего обучения учащихся. \
Иде и общего и дополнительного образования, связанные с адекватными представлениями учащихся о себе, других людях, особенностями межличностных взаимоотношений, понятия о творчестве, ценностях, идеях, идеалах, самореализации разрабатывали: К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, A.A. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. i Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности учащихся в процессе педагогической деятельности.
В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.О. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.Е. Решетников, Г.К. Селевко и др. разработали общие основы педагогической технологии в системе образования.
О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, технические средства и способы их использования в виде целостной модели,
направленной на достижение цели. /
Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, коммуникативные проблемного обучения и др. П.И. Самойленко ввел термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры.
!
Современная хореографическая педагогика в учреждениях дополнительного образования детей опирается на труды A.A. Алферова, А.Ю. Бутова, Ю.А. Герасимовой, А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, A.A. Жарковой, A.C. Каргина, В.Н. Нилова, С.М. Олёнева, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.
Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, потребность практики в обоснованных рекомендациях обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей».
Объект исследования - развитие мировоззрения участников различных художественных коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Предмет исследования - педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
Цель исследования - научно обосновать, разработать и внедрить в практику учебно-творческого процесса учреждений дополнительного образования детей модель педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- определить понятие «мировоззрение участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;
- выявить сущность деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;
раскрыть функции педагогов учреждений дополнительного образования детей;
- создать педагогическую модель развития мировоззрения у участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;
- осуществить сравнительный анализ экспериментальных данных по созданию педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;
- разработать научно-методические рекомендации, раскрывающие процесс создания педагогических условий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, ориентированных на расширение границ учебно-творческого процесса и социальной мобильности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей будет наиболее эффективным, если создать оптимальные педагогические условия, способствующие освоению миропонимания, обогащению новыми знаниями и эстетическими переживаниями, что, в свою очередь, позволит реализовать потребность в общении, расширить набор знаний о мире, особое внимание уделив умению ориентироваться во всех областях жизни общества.
Методологической основой диссертации стали педагогические концепции, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями о сущности мировоззрения творчества, процесса познания мироздания с целью развития мировоззрения. Они представляют теоретическую базу для разработки новых теоретических подходов, позволяющих осуществить развитие мировоззрения участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.
Исходя из современных взглядов методологическая составляющая
разрабатывалась с учетом: ведущих идей А. Маслоу, К. Роджерса, концепции
7 __________
Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, В. А. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др. о деятельностном подходе к познанию мира.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о природе и механизме мотивации учебной деятельности, сформулированные В.П. Беспалько, Л.С. Выготским, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу и др.;
- теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; идеи контекстного обучения: A.A. Вербицкого,
B.А. Слободчикова, Г.А. Цукермана, В.А. Возчикова и др.;
идеи психофизиологической теории построения сложно координированных движений: H.A. Бернштейна, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой, А.И. Назарова и др.;
- эмпирически значимые труды: А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, Р.В. Захарова, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, П.А. Пестова,
C.Н. Головкиной, H.A. Вихревой, Е.П. Валукина, Н.В. Соковиковой, В.И. Уральской и др., обобщающие различные педагогические аспекты хореографической подготовки;
- идеи и труды авторов, в которых раскрываются вопросы использования различных технологий обучения для развития двигательных -умений и навыков, обращается внимание на многофункциональность практики и на важность развития умений «читать движения» (Б.Г. Ананьев, A.M. Дикунов, C.B. Дмитриев, Д.Д. Донской, А.Ц. Пуни, A.B. Ширяев и др.).
Методы исследования. В соответствии с задачами и особенностями
предмета исследования использовались методы теоретического познания:
анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические
методы для выявления причинно-следственных связей: метод экспертных
оценок и самооценок учебной деятельности, анализ педагогического
процесса практических занятий, социально-педагогический эксперимент.
8
Эмпирическую базу исследования составила совокупность материалов, полученных в процессе функционирования базы «Центр внешкольной работы «Раменки» учреждения дополнительного образования детей Западного административного округа г.Москвы», где автор диссертации работает руководителем экспериментального хореографического коллектива «Улыбка», а также Центральный Дом -творчества «Матвеевское» (хореографическая студия «Золушка»). Контрольными стали хореографические коллективы учреждений дополнительного образования детей Западного округа г.Москвы: ГОУ СОШ №81, Детская школа искусств, ГОУ ДШИ «Вдохновение»; Центр детского творчества «Ново-Переделкино», Детская школа искусств «Вдохновение», ИДОД «Калейдоскоп», ЦДЮТ «Киевский».
Организация исследования. Исследование проводилось в течение четырех лет - с 2008 по 2012 год в три этапа.
На первом этапе исследования (2008г.) изучалось состояние проблемы -в философской, культурологической, педагогической и психологической литературе. Проходил сбор материала по определению значения мировоззрения в деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Определился общий замысел исследования: предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, методология и организация исследования.
На втором этапе исследования (2009-2012 гг.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало весь комплекс методов и опытно-экспериментальную -работу по развитию мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.
На данном этапе были разработаны программа эксперимента и
педагогические условия, направленные на развитие мировоззрения
участников хореографических коллективов учреждений дополнительного
образования детей. На этом этапе диссертантом проводилось изучение
9
практики адаптации деятельности участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей к рыночным отношениям, разрабатывались взаимодополняющие методы, способствующие целостному, всестороннему и взаимосвязанному анализу нового мировоззрения. Апробировались педагогические идеи, обеспечивающие разработку и внедрение авторских педагогических технологий развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В этот период внедрялась педагогическая концепция развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В ходе эксперимента происходила корректировка различных элементов системы, обеспечивающей целостный педагогический процесс.
На третьем этапе исследования (2012 г.) были проведены анализ и обработка полученных данных опытно-экспериментальной работы, формулировались обобщающие выводы и результаты исследования, разрабатывались рекомендации по сравнению различных форм воспитательного воздействия на участников хореографических коллективов дополнительного образования детей в практику. На данном этапе осуществлялась систематизация результатов исследования, подведены итоги, оформлена диссертация.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей рассмотрены с позиций единства педагогического и психологического, культурного и физического;
- раскрыта сущность развития мировоззрения как психологического
образования, позволяющего определить гражданскую позицию, внутреннее
состояние личности участника хореографического коллектива учреждений
дополнительного образования детей, ее духовное становление, развитие и
обогащение. Влияние среды на развитие мировоззрения участников
10
хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей обусловлено развитием м