Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: структурно-технологический подход

Автореферат по педагогике на тему «Систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: структурно-технологический подход», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мельникова, Екатерина Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2014
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: структурно-технологический подход», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: структурно-технологический подход"

На правах рукописи

Мельникова Екатерина Павловна

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: СТРУКТУРНО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

13 ФЕВ 2014

Москва 2014

005545101

005545101

Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» на кафедре культурно-досуговой деятельности

Научный руководитель Тихоновская Галина Станиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент

Официальные оппоненты Балбеко Анатолий Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор, Российская академия государственной службы при президенте РФ, центр подготовки кадрового резерва для государственной и муниципальной службы, директор

Семеняка Татьяна Владимировна,

кандидат педагогических наук, средняя общеобразовательная школа №5 г. Химки, директор

Ведущая организация Казанский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится « 24 » марта 2014 г. в « 12:30 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат размещен на сайте Московского государственного университета культуры и искусств http://www.mguki.ru и на сайте Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.rn. Автореферат разослан « 24 » января 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов и диктуется самой целью образования: развитием мотивации участников к познанию и творчеству, содействием их личностному самоопределению, адаптацией к жизни в обществе.

В современных условиях развития России ведущая роль будет принадлежать субъекту преобразований - личности с развитым творческим потенциалом, способной к решению жизненных задач, к полной самореализации. Самореализация предполагает наличие у участника хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей мотивов, знаний, умений, навыков, вследствие которых образуется продукт, характеризующийся оригинальностью, новизной, уникальностью, креативностью.

Однако, как показал анализ, в настоящее время воспитание таких личностей, развитие их способностей к самореализации является одной из проблемных задач педагогики.

В настоящее время в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей наметился ряд негативных тенденций, которые по нарастающей проявляются в масштабах функционирования всей системы до-полшггельного образования детей. Так, одной из главных причин, объясняющих низкий уровень развития самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования, является то, что основная их деятельность направлена на подготовку и проведение, как правило, массовых культурно-досуговых программ на организацию различных концертных и конкурсных выступлений. Поэтому традиционный подход в деятельности учреждений дополнительного образования детей воспитывает зрелищно-потребительское отношение к культуре.

В Положении об учреждении дополнительного образования детей поставлена задача мотивационного развития личности. Наши наблюдения показывают, что из 70 опрошенных руководителей, педагогов хореографических коллективов учреждений дополнительного образования г. Москвы, Московской области, г. Пензы, Брянской области, г. Норильска, г. Ельца 90% руководителей сосредоточивают свое внимание на овладении участниками техникой хореографического искусства.

Проблема усугубляется отсутствием научно обоснованных педагогических технологий и инновационных образовательных программ, предусматривающих систематизацию процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Решение проблемы систематизации процесса самореализации личности дает основание для аккумулирования новых разработок теории и практики педагогики, качественно новых технологических подходов к организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Проведенный нами анализ выявил следующие противоречия между:

- острой потребностью современного общества в формировании креативной личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности и недооценкой развития этой потребности в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей;

- сложившимся традиционным подходом к обучающим технологиям, нацеленным на узкохореографическую подготовку участников хореографических коллективов, и требованиями инновационных подходов к расширению структуры учебно-воспитательного процесса, включающей решение задач активизации самореализации участников хореографического коллектива;

- широкой полимотивацией участников хореографического коллектива, заключающейся в удовлетворении, кроме собственно хореографической подготовки, потребности в общеэстетическом развитии, развитии самореализации, и отсутствием на практике инновационных обучающих педагогических технологий осуществления этих задач.

Противоречия усугубляются отсутствием образовательных программ, содержащих структурный и технологический подходы к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов.

В этой связи необходимо привести деятельность учреждений дополнительного образования детей в соответствие с их Положением, мотивационный аспект отсутствует в процессе самореализации хореографических коллективов.

Актуальной становится и проблема внедрения структурно-технологического подхода к развитию и обучению в учреждениях дополнительного образования детей, как эффективный способ систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов, где переход к различным модификациям содержания, использования возможностей современной дидактики в повышении результативности качества учебного процесса, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий составят основные тенденции перехода от ориентации на усредненного участника к дифференцированным программам обучения. Систематизация процесса самореализации личности в хореографическом коллективе видится нам в активизации способностей участников творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда.

По мнению автора, в деятельности учреждений дополнительного образования детей необходимы поиски условий для внедрения структурно-технологического подхода как эффективного инструмента выявления и развития творческих способностей участников хореографических коллективов. Все это обусловило выбор темы диссертации «Систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: структурно-технологический подход».

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме жизненного самоопределения личности было посвящено значительное число научных исследований, выполненных на разных уровнях — философском (М. М. Бахтин, Н. О. Лосский, В. А. Конев и др.), социологическом (В. С. Агеев, Ю. А. Левада, Н. Ф. Наумов, 3. А. Ядов и др.), психологическом (К. А. Абульханова - Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. В. Гинзбург, С. Л. Рубинштейн и др.), педагогиче-

ском (Н. М. Борытко, О. С. Газман, А. В. Кирьякова, К. А. Маркова, Л. А. Старо-веркина, В. В. Сериков и др.). Особенно ценными являлись провозглашение необходимости специального изучения жизненного самоопределения личности как целостного феномена (С. А. Волошин, А. В. Губин, В. И. Журавлев, А. Я. Жур-кина В. Л. Лебедева, В. А. Поляков, П. С. Пряжников, С. Н. Чистякова), научные 'выводы о природе самоопределения как интенсивно формирующемся в юношеском возрасте системно-личностном новообразовании (Л. И. Божович, М. Р Гинзбург, О. Д. Мукаева, Ф. К. Савина, Т. В. Снегирева, Л. А.Староверкина).

Теоретические аспекты педагогического процесса как творчества отражены в работах М.В. Аверьянова, В.И. Загвязинского, В.А. Кан - Калика, В.А.

Сластенина, Я. А. Пономарева.

Исследование процессов создания условий для саморазвития личности в культурно-образовательном пространстве, а также идеи общего и дополнительного образования, связанные с понятиями учащихся о себе, творчестве, ценностях, самореализации отражены в работах Т.Ю. Благовой, Е.В. Бондаревской, И. В Дубровина, В.П. Зинченко, К.Е. Глазуновой, Н.И. Гонга, В.М. Дубоделовой, А С Еропкиной, Е.А. Климова, В.Г. Красникова, Н.М. Никольской, Г.Г. Ольшанского, В.А. Петровского, В.А. Путинцевой, В.В. Серикова, С.Г. Степанова,

И.С. Якиманской и др.

Технологический подход к обучению активно разрабатывается отечественной педагогикой: В.П. Беспалько, М.Е. Бершадский, В.И. Боголюбова, Т.А. Ильина, М.В. Кларин, М.М. Левина, З.А. Малькова, Н.Д. Никандрова, В.Я. Пи-липовский и другими учеными. Среди них зарубежные авторы: Л. Андерсон, Дж.

Блок, Б.Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд.

Педагогика хореографического искусства в настоящее время основывается на трудах Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, Е.П. Валукина, Т.И. Васильевой, Н А Вихревой, С.Н.Головкиной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницко-го В С Костровицкой, Л.М. Лариной, В.П. Мей, A.M. Мессерера, A.A. Писарева' Н Н. Серебренникова, Н.И. Тарасова. Вопросы использования танца в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности достаточно подробно рассматривали в своих работах В.Н. Нилов, A.C. Фомин, E.H.

Фокина, Ю.А. Шмакова, М.Н. Юрьева и др.

Анализ научной литературы показывает, что значительная часть исследований в области хореографии посвящается культурологическим и искусствоведческим аспектах (Г.Ф. Богданов, И.О. Дубник, A.B. Солодовников, В.И. Уральская, H.A. Александрова, Ю.Бахрушина, С.И. Бекина, Л.Д. Блок, В. Богданов -Березовский, Е.П. Валукин, Р. Захаров, А.П. Кириллов, A.M. Мессерер, О.П. Ра-дынов М. Рыбников, С.В. Филатов и др.), определяющих роль искусств в развитии личности (А.Н. Столович, В.Н. Семенов, B.C. Селиванов, Б.М. Теплов). Кроме этого, Р.Т. Акбаровой изучены такие аспекты, как творческое развитие в процессе музыкально - хореографической подготовки, Т.О. Бильченко выявлено влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе, В.В. Геращенко исследованы педагогические вопросы совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях, Л.Д. Ивлиева рассмотрела проблемы руководства воспи-

тательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе, В.М. Годовский выявил взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.

Среди современных педагогических исследований, посвященных проблематике хореографического образования в условиях дополнительного образования детей, выделяются исследования A.A. Алферова, А.Н. Брусницыной, Ю.А. Герасимовой, которыми проблема творческой самореализации специально не рассматривалась.

В современной отечественной педагогической науке изучению различных аспектов творческой самореализации были посвящены диссертационные исследования JI. В. Бурой, рассмотревшей педагогические условия творческой самореализации школьников в системе уроков искусства, В.В. Садовой, работа которой посвящена изучению творческой самореализации учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения, Б. А. Кутузова, раскрывшего условия педагогического стимулирования творческой самореализации старшеклассников, и др. Однако проблема систематизации процесса самореализации участников хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования детей с позиций структурно-технологического подхода не рассматривалась.

Вопросы самореализации личности в условиях культурно-досуговой деятельности нашли отражение в научных трудах М.А. Ариарского, А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, A.A. Жарковой, A.C. Каргина, И.А. Липского, С.М. Оленева, Д.В. Поля, B.C. Садовской, В.А. Суртаева, Г.С. Тихоновской, В.Е. Триодина, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, В. В. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Объект исследования — самореализация участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования — систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на основе структурно-технологического подхода.

Цель исследования — теоретически обосновать инновационную научную концепцию структурно-технологического подхода к учебно-воспитательному процессу в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей, разработать и экспериментально проверить эффективность процесса систематизации самореализации участников и внедрить в их практику научно-методические рекомендации.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия «систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей»;

- выявить специфику систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- рассмотреть научную концепцию структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- разработать организационно-педагогические условия внедрения структурно-технологического подхода в процесс систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- экспериментально проверить организационно-педагогические условия внедрения структурно-технологического подхода в процесс систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- выработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что педагогическая эффективность процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждении дополнительного образования детей будет значительно выше при условии внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных обучающих технологий, разработанных на основе научной концепции структурно-технологического подхода.

Для реализации научной концепции структурно-технологического подхода самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей необходимо создать оптимальные организационно-педагогические условия, обеспечивающие его внедрение и реализацию.

Методологической основой исследования стали философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, H.A. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, Э. Фромм, Ф. Шеллинг); современные положения о процессе развития творческой самореализации личности (С.И. Кудинов, А. Маслоу, К. Роджерс). Эмпирически значимые труды в области хореографии: АЛ. Вагановой, Н.И. Тарасова, Р.В. Захарова, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, С.Н. Головкиной, В.П. Валукина, П.А. Пестова, В.И. Уральской. Труды ученых, раскрывающих проблемы социокультурной и культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры A.A. Ариарского, А.Д, Жаркова, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, В.А. Суртаева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Теоретической основой исследования выступили следующие концепции: становления и развития личности (Б.Г.Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П.Зинченко, А.НЛеонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); творческой деятельности и развития творческого потенциала личности в процессе образования (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Вишнякова, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, А.Я. Пономарев и др.); философские, культурологические и социологические концепции о самореализации личности (Л.Н.Боголюбов, Л.Н.Коган, В.Е.Кемеров, А.А.Радугин). Теория творчества в её различных аспектах — философском (B.C. Библер, М.С. Каган, А.Г.Спиркин, М.Г. Ярошевский и другие), психологическом (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, П.МЛкобсон и другие), педагогическом (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.В.Кузьмина,

НД.Никандров и другие). Педагогические теории самореализации личности (Л.В.Ведерникова, СЛ. Емельянцев, Л.М.Мигина, В.А. Сластёнин, М.И. Ситни-кова и другие). ■

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования; общетеоретические - методы анализа и синтеза философской, психологической, педагогической литературы, посвященной названной проблеме, моделирование учебно-воспитательного процесса в детских хореографических коллективах, эмпирические - анализ и обобщение практического опыта деятельности хореографических коллективов учреждений дополнительного образования, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение (включенное и невюпоченное), опытно-экспериментальная работа, сравнительный анализ учебно-методических программ детских хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Базы исследования. Экспериментальными базами исследования стали: хореографическая студия АОУ ЦЦОД ДОД центр дополнительного образования детей «Виктория» г.о. Химки Московской области; Муниципальное учреждение Дом культуры «Цементник» г. Воскресенск Московской области; контрольные базы: хореографический коллектив «Престиж» МОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.о. Люберцы Московской области и Муниципальное автономное учреждение «Центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания «Подмосковье» п. Пироговский, Мытищинский район Московской области. В экспериментальной работе участвовало 200 участников хореографических коллективов.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2013 гг. в три этапа.

На первом этапе исследования (2003-2009 гг.') изучалось состояние проблемы в философской, психологической, педагогической, социально-культурной, хореографической литературе. Определялся общий замысел исследования: уточнялась проблема, цель, формулировалась гипотеза, конкретизировались задачи и намечались пути их решения. Уточнялись концептуальные подходы к разработке темы, методология и организация исследования.

На втором этапе (2009-2013 ггЛ разрабатывалась теоретическая концепция, осуществлялось эмпирическое исследование, которое включало опытно-экспериментальную работу по внедрению структурно-технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов. Разрабатывался и апробировался критериально-оценочный инструментарий для определения эффективности самореализации участников хореографических коллективов.

Проводились анализ и обобщение полученных фактологических данных опытно-экспериментального исследования. Целью экспериментальной работы явилось доказать эффективность интеграции организационно - педагогических условий внедрения структурно - технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей. Уточнялись теоретические и практические выводы, разрабатывались практические рекомендации по внедрению резуль-

татов исследования в деятельность детских хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

На третьем этапе (2013 г.) были проведены систематизация и обобщение результатов исследования, статистический анализ и интерпретация экспериментальных и контрольных результатов. Осуществлялось окончательное литературное оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

- впервые данная тема рассматривается в аспекте систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей;

- раскрыты теоретико-методологические обоснования понятия «систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»;

- последовательно рассмотрена «цепочка» продвижения от феномена «самости» к феномену «самореализации» и как высшему ее качественному признаку -творческой самореализации участника хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей, создающие основания для осуществления процесса систематизации самореализации в условиях учебно-воспитательной деятельности хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- выявлена специфика процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, проявляющаяся в широкой палитре мотивации и потребностей в общеэстетическом, собственно хореографическом и творческом развитии;

- определена структура мотивов и потребностей, с учетом возрастных и тендерных особенностей участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей на основе научной концепции структурно-технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов, предполагающего включение в учебно-воспитательный процесс обучающих и развивающих технологий, а также обоснование ведущих организационно-педагогических условий;

- разработан комплекс организационных и педагогических условий реализации научной концепции структурно-технологического подхода с учетом трехком-понентной структуры учебно-воспитательного процесса - мотивационно-познавательного, собственно хореографического, творческого компонентов и особенностей возрастного и тендерного развития участников хореографического коллектива;

- апробирован научно-методический набор критериев и показателей эффективности реализации структурно-технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности и содержания понятия «систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» и его доминанты - творческой самореализации.

Ценностные ориентации являются системообразующим элементом детерминирующим систематизацию процесса самореализации участников хореографического коллектива в учреждении дополнительною образования детей. Теоретическая значимость состоит и в расширении имеющихся ценностных представлений о деятельности хореографических коллективов учреждений дополнительного образования по созданию условий самореализации участников на основе выявленной широкой структуры их мотивов и потребностей. Ценность как основа систематизации является доминирующим способом структурной взаимосвязи всех элементов деятельности хореографического коллектива.

Теоретически обоснована концепция структурно-технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов, четкого взаимодействия между всеми субъектами, где и мотивы, и потребности вступают в сложное взаимодействие процесса самореализации, выстраиваясь в четкую иерархическую структуру.

Теоретические изыскания были подтверждены в реализации научной концепции структурно-технологического подхода к активизации самореализации участников хореографического коллектива путем определения оптимальных организационных и педагогических условий функционирования учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая значимость состоит и в определении уровней активизации самореализации участников хореографического коллектива — высокий (продуктивный), средний (активно-репродуктивный), низкий (пассивно-репродуктивный) и систематизации их характеристик.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, полученные в результате теоретического обоснования и экспериментально подтвержденной гипотезы, а также разработанная инновационная учебно-образовательная программа на основе научной концепции структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов могут быть использованы, в первую очередь, в практической деятельности хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей, в учебном процессе вузов культуры и искусств, при чтении лекций и проведении практических занятий по предметам: «Методика работы с хореографическим коллективом», «Методика преподавания хореографических дисциплин», «Композиция и постановка танцев», «Методика преподавания классического танца», «Методика преподавания народного танца», «Методика преподавания современного танца», «Методика преподавания исторического танца». Материалы исследования также могут быть использованы в деятельности хореографических коллективов и студий учреждений культуры Москвы, Московской области и других регионов Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены: логикой исходных методологических и теоретических позиций автора; использованием комплекса объективных методов исследования, соответствующих поставленным задачам; организацией опытно-экспериментальной работы и обоснованной методикой обработки полученных результатов исследования; подтверждением ак-

тами о внедрении результатов исследования в практическую деятельность детских хореографических коллективов в учреждении дополнительного образования детей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

- выступления автора на международных, российских, межвузовских и вузовских конференциях;

- публикации тезисов и статей по материалам диссертационного исследования;

- внедрение теоретико-методических разработок в рамках проведения автором мастер-классов для преподавателей и руководителей хореографических коллективов в различного типа учреждениях культуры, проведение открытых уроков и отчетных концертов участников хореографических коллективов, в учреждениях дополнительного образования детей;

- руководство и ведение учебно-воспитательного процесса в хореографическом коллективе АОУ ЦДОД УДОД центра дополнительного образования «Виктория» т.о. Химки Московской области;

- разработка автором учебно-методических программ и использование в преподавании следующих дисциплин: «Методика преподавания классического танца», «Тренаж классического танца», «Образцы классического наследия», «Методика преподавания историко-бытового танца», «Ансамбль», «Пальцевая техника», «Методика преподавания хореографических дисциплин», «Методика работы с хореографическим коллективом» на хореографическом факультете в Московском государственном университете культуры и искусств.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самореализация — это феномен развития личности на всех этапах ее жизнедеятельности. Это системная личностная рефлексия, в которой органично сочетаются социальные, психологические и индивидуальные цели и мотивы деятельности, направленные на самовыражение, самоутверждение, самоактуализацию и другие формы проявления «самости» в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей. Данный феномен относится к разряду регулируемых организаторской и педагогической деятельностью, дает возможность активного ее участия во всех сферах жизнедеятельности общества, создает предпосылки для постоянного совершенствования своих духовных, интеллектуальных и физических качеств в процессе деятельности художественного коллектива учреждений дополнительного образования детей.

Систематизация является качественным признаком самореализации личности, характеризующим ее способность к творческой деятельности в хореографическом коллективе учреждений дополнительного образования детей. Хореографический коллектив учреждения дополнительного образования детей является оптимальной социально-культурной средой, источником и движущей силой творческого развития личности участника.

2. Специфика систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей определяется целеполаганием, ценностными ориентациями, полимотивацией, которые могут быть рассмотрены как направленность структура, личности уча-

стника хореографического коллектива учреждений дополнительного образования детей. Особое значение здесь приобретают ценностные ориентации участников хореографических коллективов, которые необходимо учитывать при построении структурно-технологических моделей учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

Участник хореографического коллектива, приобщаясь к художественно-творческой деятельности, вступает в сферу отношений с универсальностью ценностей, которые он воспринимает через собственную самоценность. В таком формате ценности и есть специфика соотнесения «себя» и «другого».

Участник хореографического коллектива учреждения дополнительного образования детей отличается своеобразием своего внешнего вида: стройного, проявляющего живой интерес к различным областям знания, излучающий доброжелательность к окружающей среде, миру и т.д.

3. Структурно-технологический подход к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса, направленного на раскрытие сущностного потенциала личности, ее творческих способностей. Сгруиурно-функциональный подход представляет собой системную модель образовательной программы, наиболее оптимально обеспечивающей достижение целей и задач. Содержание, формы и методы - метод перцептивно-познавательных действий, метод репродуктивных действий, метод творческих действий, составляющие совокупность организационно-педагогического процесса, их преемственная связь обеспечивают реализацию научной концепции структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

4. Организационные условия внедрения структурно - технологического подхода в процессе систематизации самореализации участников хореографических коллективов автор диссертации рассматривает как совокупность организационных условий, находящихся в таких отношениях и связях, которые оптимально обеспечивают процесс систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей. Организационные условия автор рассматривает как процесс, в котором совокупность организационных операций и действий структурирована по этапам, где каждый этап представляет собой комплекс целенаправленных учебных и воспитательных действий, осуществляемых в определенной последовательности и преемственной связи. Организационными условиями выступают: наличие оптимальной материально-технической базы, кадрового состава; планирование учебно-воспитательного процесса хореографических коллективов в соответствии с возрастными и гендерными особенностями их развития и согласно компонентной структуре: целеполагания, ценностных ориентации, мотивационно-познавательного, репродуктивного, творческого компонентов, обеспечивающих преемственность и последовательность обучения и воспитания.

5. Педагогические условия внедрения структурно-технологического подхода в процессе систематизации самореализации участников хореографических

коллективов автор диссертации рассматривает как совокупность педагогических элементов и структурных частей, находящихся в таких связях, которые оптимально обеспечивают взаимодействие и преемственную связь.

Педагогическими условиями здесь выступают: уровень отношении субъектов педагогического процесса; эстетически организованная среда, которая учитывает специфику семей участников хореографического коллектива, перспективы развития окружающей среды; создания позитивного отношения к рефлексивно-самореализационному развитию участников, направленного на будущую профессиональную деятельность; соответствие содержания обучения в учреждениях дополнительного образования детей современным тенденциям перспективных направлений систематизации процесса самореализации участников; учет критериев, определяющих результативность работы педагога по систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов; субъектами педагогического процесса учебно-воспитательная деятельность рассматривается как целостность культурного мира, где многообразные понятия явлении научно и методически обеспечиваются критериями и показателями, определяющими педагогическую эффективность учебно-воспитательного процесса по систематизации процесса самореализации участников хореографических коллекти-

вов.

6 Эффективность интеграции организационно-педагогических условий внедрения структурно-технологического подхода в процесс систематизации самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей проявляется в модернизации учебно-творческого процесса, обеспечивается единством содержания и формы, связанных с освоением хореографических знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются системообразующим базовым состоянием обучения, позволяющим одновременно осуществлять собственно личностную профессиональную подготовку в процессе самореализации.

Актуальным организационно-педагогическим условием является целенаправленность, гуманистическая направленность педагогического процесса, сотрудничество, сотворчество педагога и участника хореографического коллектива; создание индивидуальных траекторий профессионально-хореографической самореализации; создание среды «творческой заряженности», наличие профессионального образца.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести

параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются

проблема и гипотеза, определяются цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей» рассматривается современное состояние проблемы систематизации процесса самореализации личности в педагогической, психологической и специальной литературе; анализируются понятия «самореализация личности», «творческая самореализация личности», выявляются особенности активизации творческой самореализации участников в условиях деятельности хореографических коллективов, обосновывается концепция структурно-технологического подхода к активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

В первом параграфе первой главы «Понятие «систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей»» рассмотрен феномен самореализации личности с философской, психологической, педагогической и социально-культурной позиций.

Самореализация - это необходимое условие существования и развития личности. Д.А. Леонтьев выделяет три уровня самореализации личности. На философском - наиболее общем, решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации. На социологическом уровне решается вопрос о путях и способах самореализации личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, на психологическом - анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самореализоваться, исследуется мотивационная основа самореализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореализации на личность и деятельность субъекта.

В структуре понятия «самореализация» выявляется и такой мотивацион-ный феномен, как самость, основу которого составляют потребности, влечения, побудительно-эмоциональные составляющие, определяющие общий фон жизне-приятия человека, переживание им своего бытия в мире. Самость образует побудительное организующее начало, на которое значительное влияние оказывает творческая установка личности. Е.П. Ильин утверждает, что творчество следует рассматривать как проявление высшей формы деятельности человека, как важнейшую составляющую феномена самореализации личности.

Концепция развития самореализации личности нашла отражение в исследованиях психолога А. И. Крупнова, предложившего целостно - функциональный подход к исследованию самореализации личности. Согласно исследованиям А.И. Крупнова, феномен самореализации является сложной функциональной системой представленной комплексом психологических образований. Психолог С.И. Кудинов предложил полисистемную модель исследования самореализации личности. В основе данной модели предлагается рассматривать феномен самореализации личности в аспекте условий, форм и видов.

Самореализация выступает как системное личностное образование, в котором органично сочетаются социальные, психологические и индивидуальные мотивы деятельности, направленные на самовыражение, самоутверждение, самоактуализацию и другие формы проявления «самости». Данное образование, сфор-

14

мированное в процессе поступательного развития личности, дает возможность активного ее участия во всех сферах жизнедеятельности общества, создает предпосылки для постоянного совершенствования своих физических, интеллектуальных, нравственных и духовных качеств. Систематизация процесса самореализации является одним из важнейших компонентов общего развития личности, в котором понятие самореализации выступает главной и ведущей потребностью на всех последующих этапах жизнедеятельности.

Хореографическая самореализация является качественным признаком самореализации личности, характеризующим ее способность к творческой адаптации в постоянно изменяющихся социально-культурных условиях ее жизнедеятельности, в развитой ее способности создавать технологически качественный продукт, отличающийся не только новизной и оригинальностью, но и социальной востребованностью, а также видеть полезность своего труда, способность к оценке его морально-нравственной составляющей, находить множество креативных решений, направленных на творческое и созидательное взаимодействие с

окружающим миром и средой.

Общим курсом в модификации системы образования наметилось смещение акцентов в ценностных смыслах и конструктивных образовательных целях: от социально направленных к личностно-ориентированным, от педагогики репродукции к педагогике развития, от знаниевого образования к деятельностному образованию.

Социальный заказ на реформирование системы дополнительного образования детей предопределяется его главной целью - подготовкой подрастающего поколения к современным реалиям жизни в обществе, динамично развивающейся творческой деятельности, способностью регулировать не только личные, но и глобальные проблемы, возникающие перед социумом. В связи с этим возникает необходимость трансформировать образовательное пространство в системно -креативное, объединенное выполнением единых целей и задач по продвижению продуктивного развития, воспитания, обучения и наполнению методической базы творческими инновационными технологиями, переходом на уровень активного развития всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, учеников и родителей, организовав его на культурно-ценностном фундаменте.

Во втором параграфе первой главы «Специфика процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» доказывается, что занятия хореографическим искусством предоставляют участникам определенные возможности для самореализации и рефлексии в широком смысле слова.

Специфика систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в возможности разделения участников на социально-типическое и индивидуальное, ибо среду можно связать с типическим в личности, а наследственность — с индивидуальным.

Природа деятельности хореографических коллективов дает возможность участникам более частых межличностных контактов переживания состояния творческого акта, в котором интегрируются когнитивная, эмоциональная и пове-

денческая сферы личности. Установлено, что освоение хореографического искусства это длительный процесс, тесно связанный с возрастными и гендерными особенностями обучающейся личности. Автор разделяет три группы участников по возрастному признаку (младшая, средняя, старшая группы) в хореографическом коллективе, что соответствует как дидактическим принципам в хореографической подготовке, так и педагогическим принципам учебно-развивающего процесса в целом. Основу процесса обучения образует целевая установка на включение участников в различные виды деятельности хореографического коллектива - познавательную, коммуникативную, преобразовательную, творческую, ценностно-ориентационную, что дает возможность формировать и развивать мотивы интересы, потребности межличностного общения, духовного и физического взаимообогащения участников, направленных на систематизацию процесса самореализации.

Основная задача учебно-воспитательного процесса хореографических коллективов учреждений дополнительного образования - это продление трудовой творческой активности их участников после школьных занятий. Послеурочное время является досугом, предполагающим активизацию самореализации участников в учреждениях дополнительного образования и основывающимся на исторических, танцевально-культурных, духовных традициях как средствах выбора ценностных ориентаций. Рассматривая путь личности к самореализации, необходимо проследить те новые потребности и потенциальные возможности каждой возрастной группы, которые реализуются в деятельности хореографических коллективов и тем самым подготавливают личностный потенциал участников для перехода к следующему возрастному периоду и для возникновения следующих

потребностей и их реализации.

Как показало наше исследование, целостное развитие участников хореографических коллективов осуществимо только при внутренней целостности педагогического процесса, где любой из педагогических приемов инструментирован а все педагогические задачи разрешаются средствами, свойственными художественной специфике занятий хореографией. В связи с этом необходимо подчеркнуть, что в деятельность хореографических коллективов учреждении дополнительного образования детей, ориентированных на систематизацию процесса самореализации участников, входит: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед систематическое включение участников в разнообразную социально-культурную деятельность хореографических коллективов; соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между участниками, обеспечение действенной работы всего коллектива); внутренние процессы хореографических коллективов, как формирование положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосферы взаимопомощи, доверия и требовательности, развитие критики и самокритики, сознательной дисциплины, которая, согласно A.C. Макаренко, укрепляет коллектив.

В третьем параграфе первой главы «Структурно-технологический подход к с процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей» доказывается, что систематизация процесса самореализации личности с учетом современных требований повышения ее самоэффективности невозможна без совершенствования педагогических технологий в хореографическом образовании. Достижение этих целей обеспечивается разработкой и внедрением в учебно-воспитательный процесс учреждения дополнительного образования детей педагогически эффективных технологий, основанных на инновационных подходах обучения и образования. В научной литературе уделялось определенное внимание концептуальным подходам к развитию и воспитанию различных качеств личности, в том числе и развитию самореализации личности. В центре этих научных подходов выдвигается главная задача - овладение учащимися технологиями творческого труда. Данная задача предопределяет совершенствование существующих педагогических технологий и выдвижение инновационных, направленных на активизацию самореализации участников хореографических коллективов в условиях дополнительного образования детей. Педагогические технологии способны удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности.

В педагогической литературе представлено достаточное количество моделей педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамо-вой и Т. М. Давыденко. Среди педагогически обоснованных технологических систем Г.К. Селевко особый интерес для нас представляют личностно-ориентированные технологии, где центральное место в образовательной системе занимает личность ученика, а также обеспечение безопасных и комфортных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность учащегося в таком технологическом процессе является не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (как, например, в авторитарных и дидактоцентрических технологиях), а целью образовательной системы.

Ученые отмечают необходимость изменения парадигмы дополнительного образования детей, в первую очередь технологической, на основе которой должны разрабатываться образовательные технологии, отвечающие не только на вопросы «чему учить» и «как учить», но и «как учить результативно». Последнее требует технологизировать учебный процесс, превратить его в своеобразный «производственно-технологический» процесс с гарантированным результатом. Эта заданная траектория образования предопределила появление понятия «технологический подход», предусматривающий такую конструкцию учебно-воспитательного процесса, в которой все его этапы и компоненты, цели и содержание приводили бы к эффективному результату в соответствии с требованиями современных реалий. Особое значение приобретает принцип структурности в педагогических технологиях. Правильно обоснованная структура обеспечивает эффективность обучающих систем, способствует лучшему уяснению последовательности процессуальных педагогических действий, что приводит к положительной результативности реализации целей и задач. Любой о&ьекг исследования (в нашем случае - активизация самореализации участников хореографиче-

17

ского коллектива в условиях дополнительного образования) является системным явлением, обладающим своей внутренней структурой, состоящей из элементов и частей, соединенных в единое целое и сочетающихся в определенном порядке.

В настоящее время, согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерацию) 01.09.2013г., в образовательной политике нашего государства объявлен принцип вариативности, предполагающий в любом ракурсе самостоятельно выбирать и корректировать педагогический процесс. Это в полной мере касается системы дополнительного образования детей, поскольку открываются новые возможности для создания разнообразных вариантов содержания учебно-воспитательного процесса, внедрения средств современной дидактики в улучшении эффективности структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

Во второй главе «Структурно-технологический подход к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей - важный фактор повышения его эффективности» излагаются результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов, организационные и педагогические условия, а также их интеграция. Проводится сравнительный анализ полученных данных в контрольной и экспериментальной группах. На основе разработанного инструментария определяется эффективность активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

В первом параграфе второй главы «Организационные условия внедрения структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» выясняется, что под организацией деятельности хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования детей следует понимать оптимальное упорядочение всех элементов технологического процесса, с помощью которого достигаются четкая взаимосвязь, рациональная структура управления и взаимодействия с участниками и родителями. Организационные условия автор рассматривает как процесс, в котором совокупность организационных операций и действий структурирована по этапам, где каждый этап представляет собой комплекс целенаправленных учебных и воспитательных действий, осуществляемых в определенной последовательности и преемственной связи с учетом возрастных особенностей участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей.

Становление жизненного самоопределения неотделимо от процессов «взращивания личности», развития индивидуальности, восхождения к духовности, эффективность которых возрастает в условиях личностной ориентации образования, реализуемой посредством деятельности хореографических коллективов, своим внутренним содержанием предполагающей сотрудничество, саморазвитие субъектов, проявление и развитие их личностных функций (О. С. Гребе-нюк, В. В. Сериков, Ю. М. Орлов). Последнее означает повышение требований к разработке организационных условий, необходимых для систематизации про-

18

цесса самореализации личности средствами творчества, с конструированием такого образовательного пространства.

Исходя из вышеизложенного возникает необходимость научного осмысления и экспериментальной проверки организационных условий по систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Опытно-экспериментальная работа проводилась в двух группах: экспериментальной - хореографический коллектив АОУ ДОД ЦДОД «Виктория» г.о. Химки Московской области, Муниципальное учреждение Дом культуры «Цементник» г. Воскресенск Московской области и контрольной - хореографический коллектив «Престиж» МОУ ДОД «Детская хореографическая школа» г.о. Люберцы Московской области, Муниципальное автономное учреждение «Центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания «Подмосковье» п. Пироговский, Мытищинский район Московской области.

В процессе проведения исследовательской работы для экспериментальной проверки автором были определены следующие организационные условия:

- организация учебно-воспитательного процесса участников хореографических коллективов: план работы, программа, учебный план, расписание, состояние материально-технической базы, кадрового состава;

- организация совместной коллективной деятельности участников хореографических коллективов на основе зависимых отношений и межпредметных связей на основе формирования традиций совместной творческой деятельности;

- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса инновационной образовательной программой, предусматривающей обоснование целей, задач, содержания, методов и способов их реализации.

В настоящее время умение проектировать содержание образовательного процесса является важным организационным условием на данном этапе модернизации российского образования в учреждениях дополнительного образования детей. Из числа опрошенных педагогов хореографических коллективов различных учреждений дополнительного образования детей г. Москвы, Московской области, г. Брянска, Брянской области, г. Пензы, г. Норильска, г. Ельца выяснилось, что 76% из них в своей работе используют учебно-методические программы своего учреждения, 21% вносят свои коррективы в существующие программы и только 3% педагогов имеют авторские программы. Установлено, что в процессе их учебно-образовательной деятельности не предусмотрены задания, упражнения, нацеленные на систематизацию процесса самореализации участников хореографического коллектива.

Автором диссертации была разработана экспериментальная программа для различных возрастных групп в основу которой была положена направленность на приобщение участников к социально-культурным и художественно-эстетическим ценностям, формированию коммуникативных качеств, навыков рефлексии и самореализации через освоение хореографического искусства.

Во втором параграфе второй главы «Педагогические условия внедрения структурно-технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» обосновываются и экспериментально проверяются педаго-

19

гические условия внедрения структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей. В процессе реализации педагогических условий диссертантка исходила из того, что все их элементы взаимосвязаны и направлены на обеспечение получения такой совокупности знаний, умений и навыков участников хореографических коллективов, которые развивают их потенциальные возможности в самореализации. Согласно результатам анкетирования педагогов хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей по указанным городам России, 82,5% из них не ставят задачу на перспективу систематизации процесса самореализации участников; 14% опрошенных подразумевают эту задачу и только 3,5% принимают эту задачу как должное. В исследовании при определении педагогических условий реализации структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографического коллектива автор диссертации опиралась на исследования ученых, в которых представлены различные педагогические модели, технологии, принципы формирования самоопределения личности и факторы, влияющие на его результат. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы автор диссертации исходила из того, что учебно-воспитательный процесс в хореографическом коллективе является структурой, в которой все элементы взаимосвязаны и работают на решение определенных задач, направленных на систематизацию процесса самореализации личности участников. Педагогические условия диссертантка рассматривает как совокупность педагогических элементов и структурных частей, находящихся в тесных связях, которые оптимально обеспечивают взаимодействие и преемственную связь традиций и новаторства в деятельности хореографических коллективов, эффективность процесса систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

В третьем параграфе второй главы «Интеграция организационно-педагогических условий внедрения структурно - технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей» автор утверждает, что интеграция организационно-педагогических условий находится в прямой зависимости от процесса, состоящего из взаимопроникающих компонентов деятельности учреждений дополнительного образования: организации и педагогики. При этом способ диагностики должен опираться на данные о личном отношении, об особенностях развития и способностях участника каждой возрастной группы к знаниям и умениям, о степени готовности использовать их в качестве развития

своей самореализации.

В ходе эксперимента было выявлено влияние интеграции организационно-педагогических условий внедрения структурно-технологического подхода и процесс систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. В зависимости от того, как участник справлялся с заданиями, делался вывод о достигнутом уровне. Полученные данные соотносились с влиянием организационных или педагогических условий. На основании разработанных критериев и показателей нами бы-

20

ли выделены высокий (продуктивный), средний (активно-репродуктивный) и низкий (пассивно-репродуктивный) уровни активизации самореализации участников хореографических коллективов. Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, автор определила критерии уровней систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов

1. Высокий уровень (продуктивный). Участники данного уровня систематизации обладают широкой мотивацией к познавательным и творческим видам деятельности. Познавательная деятельность сопровождается активным восприятием материала, склонностью к участию в дискуссиях и обсуждениях, высказыванию своего критического мнения, моделированию вопросов. Так, уже в младшей группе у 78% участников наблюдался интерес к коллекционированию видеоматериала по хореографическому искусству. В процессе выполнения заданий на систематизацию самореализации участников этого уровня демонстрируют желание привнести свои оригинальные идеи, по-новому представить танцевальный текст. У таких участников рано проявляются амбициозные стремления — предвосхищение выбора будущей профессии, получение наград за концертные выступления. В коллективных постановках в 75% случаев они занимают место в первой линии, демонстрируя свои лидерские качества.

2. Средний уровень (активно-репродуктивный). Участники этого уровня демонстрируют высокую дисциплинированность и послушание в процессе освоения учебного материала. Познавательные процессы этих участников характеризуются активным, но репродуктивным запоминанием необходимого материала. В обсуждениях и дискуссиях они в 68% случаев прислушиваются к лидерам группы и педагогу, не высказывая своего мнения по обсуждаемому вопросу. Освоение техники хореографического искусства сопровождается упорством и желанием хорошо выполнить задание и получить одобрительную оценку педагога. Они хорошо выполняют упражнения, требующие многократного повторения. В процессе выполнения заданий на творческую самореализацию они демонстрируют хорошее знание базовых основ хореографического материала, не внося при этом каких-либо своих оригинальных идей. В процессе исполнения коллективных танцевальных композиций они ориентируются на лидеров коллектива.

3. Низкий уровень (пассивно-репродуктивный). Участников этого уровня характеризует слаборазвитая мотивация к познавательным и творческим видам деятельности. В 70% за их «спиной» стоят родители, преследующие цели общего развития своего ребенка — занять полезным делом, отвлечь от улицы, а также развить его физически, используя возможности хореографического искусства.

В результате проведенного тестирования и выявления уровней процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов получили следующие показатели. Высокий уровень процесса систематизации самореализации участников хореографического коллектива в экспериментальных группах составил 60%, средний уровень — 35%, низкий уровень — 5%, в то время как в контрольных группах высокий уровень активизации самореализации участников хореографического коллектива составил 10%, средний уровень — 50%, низкий уровень — 40%.

Эффективность интеграции организационно-педагогических условий внедрения структурно-технологического подхода в процесс активизации самореализации участников проявляется в модернизации учебно-творческого процесса хореографического коллектива, связанного с освоением художественных умений и навыков, которые обеспечиваются системообразующим базовым состоянием обучения, позволяющим одновременно осуществлять собственно хореографическую подготовку, удовлетворять потребности к самореализации и развивать общую познавательную культуру.

В заключении подводятся итоги исследования основных научных результатов, делаются выводы, подтверждающие правомерность вдвинутой гипотезы, реализации поставленной цели и задач исследования, формулируются научно обоснованные практические рекомендации по совершенствованию процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих

публикациях автора общим объемом 8 пл.: Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации

1. Мельникова Е.П. Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности //Вестник МГУКИ. - 2011. - № 5 (43) -С.158-162.

2. Мельникова Е.П. Специфика возрастных особенностей участников хореографического коллектива в развитии творческой самореализации личности // Журнал «Проблемы науки и образования» (г. Красноярск). - 2012,- Февраль - № 2.5 - С.55-64.

3. Мельникова Е.П. Классический танец как процесс развития всестороннего совершенствования участников хореографического коллектива в учреждении дополнительного образования детей // Научный журнал И Вестник ЧГУ. (г. Череповец). -2012. - С.171-174.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

4. Мельникова Е.П. (в соавт. Краснов Р.Б., Исаев A.A., Логинов Ю.А.) Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонично развитой личности // III Международная научно-практическая конференция. «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов». - Пенза, 2005. - С. 211-214.

5. Мельникова Е.П. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов обучения в хореографии // Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире: — Сб.науч. ст.- М.: МГУКИ, 2009. -С.80-84.

6. Мельникова Е.П. Креативный подход к хореографическому искусству Морихиро Ивата // Молодежь и будущее России: стратегии развития образования и культуры в современном мире: Сб.науч. ст.- М.: МГУКИ, 2009. - С.161-164.

7. Мельникова Е.П. Хореографическое искусство как источник эстетического и нравственного воспитания // Созидательная миссия культуры: Сб.науч. ст.- М.: МГУКИ, 2010. С.85-89.

8. Мельникова Е.П. Развитие искусства в условиях маркетинга. П «Как взаимодействует искусство и рынок?»: Материалы «круглого стола» по философии. - М.-.МГУКИ, 2010. С.40-42.

9. Мельникова Е.П. Влияние творческой самореализации на воспитание конкурентоспособной личности // Сб. ст./ под рук. А.Г. Казаковой. - М.: МГУКИ, 2010. - С.95-99.

10. Мельникова Е.П. Воспитательный аспект инновационно - образовательного процесса // Культура, образование, наука: Актуальность, проблемы современности. Сб. ст. молодых ученых. - М.: МГУКИ, 2010. - С.128-132.

П.Мельникова Е.П. Понятие творческой самореализации в учреждениях дополнительного образования детей // Науки о культуре: Инновации и приоритетные разработки: Сб. ст. преподавателей МГУКИ. Ч. И. - 2011. - С.87-93.

12. Мельникова Е.П. Роль музыкального сопровождения в процессе формирования танцевально-двигательных способностей детей в учреждениях дополнительного образования // Образование и культура: Научный поиск молодых ученых. Альманах молодых ученых.- М.: МГУКИ, 2011. - С.158-163.

13. Мельникова Е.П. Проектирование учебно - творческого процесса в детском хореографическом коллективе // Культура и факторы ее инновационного развития. Молодые ученые навстречу Московскому форуму культуры. Сб. на-уч.ст. - М.: МГУКИ, 2011. - С. 87-91.

14. Мельникова Е.П. Многофакторный подход к изучению теории творческого процесса // Альманах молодых ученых. Образование и культура: научный поиск молодых ученых. - М.: МГУКИ, 2012. - С.130-134.

15. Мельникова Е.П. Педагогические условия развития творческой самореализации участников хореографического коллектива в учреждении дополнительного образования // Сборник статей. Международная конференция. Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы: Сб.ст. по мат. межд. конф. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 56-58.

16. Мельникова Е.П. Танец. Специальность 051000 Вокальное искусство «Академическое пение», форма обучения: очная/заочная (учебная программа). -" М.:МГУКИ, 2012. -30с.

17. Мельникова Е.П. Сценическое движение. Специальность 051000 Вокальное искусство «Академическое пение», форма обучения: очная/заочная (учебная программа). - М.:МГУКИ, 2012. - 35с.

18. Мельникова Е.П. Пальцевая техника. Специальность 071200 Хореографическое искусство, профиль подготовки «Педагогика балета». Для студентов дневной и заочной формы обучения кафедры классического танца, хореографический факультет (учебная программа). - М.:МГУКИ, 2012.- 15с.

19. Мельникова Е.П. Методика преподавания исторического танца. Специальность 071200 Хореографическое искусство, профиль подготовки «Педагогика балета». Для студентов дневной и заочной формы обучения кафедры классиче-

ского танца, хореографический факультет (учебная программа). - М.:МГУКИ, 2013. - 19с.

20. Мельникова Е.П. Основы композиции классического танца. Специальность 071200 Хореографическое искусство, профиль подготовки «Педагогика балета». Для студентов дневной и заочной формы обучения кафедры классического танца, хореографический факультет (учебная программа). - М.:МГУКИ, 2013,- 18с.

21. Мельникова Е.П. Пальцевая техника. Специальность 071300 Хореографическое исполнительство, профиль подготовки «Артист балета, педагог-репетитор». Для студентов дневной и заочной формы обучения кафедры классического танца, хореографический факультет (учебная программа). - М.: МГУКИ, 2013. - 20с.

22. Мельникова Е.П. Методика преподавания исторического танца. Специальность 071300 Хореографическое исполнительство, профиль подготовки «Артист балета, педагог-репетитор». Для студентов дневной и заочной формы обучения кафедры классического танца, хореографический факультет (учебная программа). - М.: МГУКИ, 2013. - 20с.

23. Мельникова Е.П., Перлина Е.В. Методика преподавания классического танца. Специальность 071200 Хореографическое искусство, профиль подготовки «Педагогика балета». Для студентов дневной и заочной формы обучения кафедры классического танца, хореографический факультет (учебная программа). - М.: МГУКИ, 2013. - 18с.

24. Мельникова Е.П. Активизация самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей // Искусство балета и хореографическое образование в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. МГАХ, 3-4 ноября 2013г.-М., 2013.- С. 67-60.

25. Мельникова Е.П. Основы композиции классического танца. Специальность 071300 Хореографическое исполнительство, профиль подготовки «Артист балета, педагог-репетитор». Для студентов дневной формы обучения кафедры классического танца, хореографический факультет (учебная программа). -М.:МГУКИ, 2013,- 18с.

26. Мельникова Е.П., Перлина Е.В. Методика преподавания классического танца. Специальность 071300 Хореографическое исполнительство, профиль подготовки «Артист балета, педагог-репетитор». Для студентов дневной формы обучения кафедры классического танца, хореографический факультет (учебная программа). - М.: МГУКИ, 2013. - 18с.

Мельникова Е.П. Организационно-педагогические условия активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования // Культура и образование. - 2013.-№4 [Электронный ресурс] .URL: http://vestnik-rzi.nj/2013/12/1160 (дата обращения 05.12.2013).

Подписано в печать 14.01.2014 г. Формат 60x84 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.

__Заказ № ¿/у^ _

Типография МГУКИ 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мельникова, Екатерина Павловна, Москва

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

201456629 На правах РУкописи

Мельникова Екатерина Павловна

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: СТРУКТУРНО -

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Специальность

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Тихоновская Г.С.

Москва 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................3

Глава I: «Теоретические основы процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей»

1.1. «Понятие систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей».......................................................................................21

1.2. «Специфика процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей»....................................................................................................48

1.3. «Структурно - технологический подход к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей»........................................................80

Глава II. «Структурно-технологический подход к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей - важный фактор повышения его эффективности»

2.1 «Организационные условия внедрения структурно - технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей».....................................................................................112

2.2. «Педагогические условия внедрения структурно-технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей».................................................................................... 135

2.3. «Интеграция организационно - педагогических условий внедрения структурно - технологического подхода к процессу систематизации самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей»................................................167

Заключение................................................................................182

Список литературы .....................................................................193

Приложение

,210

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов и диктуется самой целью образования: развитием мотивации участников к познанию и творчеству, содействием их личностному самоопределению, адаптацией к жизни в обществе.

В современных условиях развития России ведущая роль будет принадлежать субъекту преобразований - личности с развитым творческим потенциалом, способной к решению жизненных задач, к полной самореализации. Самореализация предполагает наличие у участника хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей мотивов, знаний, умений, навыков, вследствие которых образуется продукт, характеризующийся оригинальностью, новизной, уникальностью, креативностью.

Однако, как показал анализ, в настоящее время воспитание таких личностей, развитие их способностей к самореализации является одной из проблемных задач педагогики.

В настоящее время в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей наметился ряд негативных тенденций, которые по нарастающей проявляются в масштабах функционирования всей системы дополнительного образования детей. Так, одной из главных причин, объясняющих низкий уровень развития самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования, является то, что основная их деятельность направлена на подготовку и проведение, как правило, массовых культурно-досуговых программ на организацию различных концертных и конкурсных выступлений. Поэтому традиционный подход в деятельности учреждений дополнительного образования детей воспитывает зрелищно-потребительское отношение к культуре.

В Положении об учреждении дополнительного образования детей поставлена задача мотивационного развития личности. Наши наблюдения показывают, что из 70 опрошенных руководителей, педагогов хореографических коллективов учреждений дополнительного образования г.Москвы, Московской области, г. Пензы, Брянской области, г. Норильска, г.Ельца 90% руководителей сосредотачивают свое внимание на овладении участниками техникой хореографического искусства.

Проблема усугубляется отсутствием научно обоснованных педагогических технологий и инновационных образовательных программ, предусматривающих систематизацию процесса самореализации участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей. Решение проблемы систематизации процесса самореализации личности дает основание для аккумулирования новых разработок теории и практики педагогики, качественно новых технологических подходов к организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Проведенный автором анализ выявил следующие противоречия между :

- острой потребностью современного общества в формировании креативной личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности и недооценкой развития этой потребности в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей;

- сложившимся традиционным подходом к обучающим технологиям, нацеленным на узко хореографическую подготовку участников хореографических коллективов, и требованиями инновационных подходов к расширению структуры учебно-воспитательного процесса, включающей решение задач систематизации процесса самореализации участников хореографического коллектива;

- широкой полимотивацией участников хореографического коллектива, заключающейся в удовлетворении, кроме собственно хореографической подготовки, потребности в общеэстетическом развитии, развитии

самореализации, и отсутствием на практике инновационных обучающих педагогических технологий осуществления этих задач.

Противоречия усугубляются отсутствием образовательных программ, содержащих структурный и технологический подходы к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов.

В этой связи необходимо привести деятельность учреждений дополнительного образования детей в соответствие с их Положением.

Актуальной становится и проблема внедрения структурно-технологического подхода к развитию и обучению в учреждениях дополнительного образования детей, как эффективный способ систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов, где переход к различным модификациям содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении результативности качества учебного процесса, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий составят основные тенденции перехода от ориентации на усредненного участника к дифференцированным программам обучения. Систематизация процесса самореализации личности в хореографическом коллективе видится в активизации способностей участников творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда.

По мнению автора, в деятельности учреждений дополнительного образования детей необходимы поиски условий для внедрения структурно-технологического подхода как эффективного инструмента выявления и развития творческих способностей участников хореографических коллективов. Все это обусловило выбор темы диссертации «Систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей: структурно-технологический подход».

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме жизненного самоопределения личности было посвящено значительное число научных

исследований, выполненных на разных уровнях - философском (М. М. Бахтин, Н. О. Лосский, В. А. Конев и др.), социологическом (В. С. Агеев, Ю.

A. Левада, Н. Ф. Наумов, 3. А. Ядов и др.), психологическом (К. А. Абульханова - Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. В. Гинзбург, С. Л. Рубинштейн и др.), педагогическом (Н. М. Борытко, О. С. Газман, А. В. Кирьякова, К. А. Маркова, Л. А. Староверкина, В. В. Сериков и др.). Особенно ценными являлись провозглашение необходимости специального изучения жизненного самоопределения личности как целостного феномена (С. А. Волошин, А. В. Губин, В. И. Журавлев, А. Я. Журкина, В. Л. Лебедева,

B. А. Поляков, П. С. Пряжников, С. Н. Чистякова), научные выводы о природе самоопределения как интенсивно формирующемся в юношеском возрасте системно-личностном новообразовании (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, О. Д. Мукаева, Ф. К. Савина, Т. В. Снегирева, Л.

A.Староверкина).

Теоретические аспекты педагогического процесса как творчества отражены в работах М.В. Аверьянова, В.И. Загвязинского, В.А. Кан -Калика, В.А. Сластенина, Я. А. Пономарева.

Исследование процессов создания условий для саморазвития личности в культурно-образовательном пространстве, а также идеи общего и дополнительного образования, связанные с понятиями учащихся о себе, творчестве, ценностях, самореализации отражены в работах Т.Ю. Благовой, Е.В. Бондаревской, И. В. Дубровина, В.П. Зинченко, К.Е. Глазуновой, Н.И. Гонта, В.М. Дубоделовой, A.C. Еропкиной, Е.А. Климова, В.Г. Красникова, Н.М. Никольской, Г.Г. Ольшанского, В.А. Петровского, В.А. Путинцевой,

B.В. Серикова, С.Г. Степанова, И.С. Якиманской и др.

Технологический подход к обучению активно разрабатывается отечественной педагогикой: В.П. Беспалько, М.Е. Бершадский, В.И. Боголюбова, Т.А. Ильина, М.В. Кларин, М.М. Левина, З.А. Малькова, Н.Д. Никандрова, В.Я. Пилиповский и другими учеными. Среди них зарубежные авторы: Л. Андерсон, Дж. Блок, Б.Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд.

Педагогика хореографического искусства в настоящее время основывается на трудах Н.П. Базаровой, А .Я. Вагановой, Е.П. Валукина, Т.И. Васильевой, H.A. Вихревой, С.Н.Головкиной, О.В. Жадиной, Р.В. Захарова, М.Ф. Иваницкого, B.C. Костровицкой, JIM. Лариной, В.П. Мей,

A.M. Мессерера, A.A. Писарева, №Н. Серебренникова, Н.И. Тарасова. Вопросы использования танца в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности достаточно подробно рассматривали в своих работах В.Н. Нилов, A.C. Фомин, E.H. Фокина, Ю.А. Шмакова, М.Н. Юрьева и др.

Анализ научной литературы показывает, что значительная часть исследований в области хореографии посвящается культурологическим и искусствоведческим аспектам (Г.Ф. Богданов, И.О. Дубник, A.B. Солодовников, В.И. Уральская, H.A. Александрова, Ю.Бахрушина, С.И. Бекина, Л.Д. Блок, В. Богданов - Березовский, Е.П. Валукин, Р. Захаров, А.П. Кириллов, A.M. Мессерер, О.П. Радынов, М. Рыбников, C.B. Филатов и др.), определяющих роль искусств в развитии личности (А.Н. Столович, В.Н. Семенов, B.C. Селиванов, Б.М. Теплов). Кроме этого, Р.Т. Акбаровой изучены такие аспекты, как творческое развитие в процессе музыкально -хореографической подготовки, Т.О. Бильченко выявлено влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе, В.В. Геращенко исследованы педагогические вопросы совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях, Л.Д. Ивлиева рассмотрела проблемы руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе,

B.М. Годовский выявил взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.

Среди современных педагогических исследований, посвященных проблематике хореографического образования в условиях дополнительного образования детей, выделяются исследования A.A. Алферова, А.Н.

Брусницыной, Ю.А. Герасимовой, которыми проблема систематизации процесса самореализации специально не рассматривалась.

В современной отечественной педагогической науке изучению различных аспектов творческой самореализации были посвящены диссертационные исследования Л. В. Бурой, рассмотревшей педагогические условия творческой самореализации школьников в системе уроков искусства, В.В. Садовой, работа которой посвящена изучению творческой самореализации учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения, Б. А. Кутузова, раскрывшего условия педагогического стимулирования творческой самореализации старшеклассников, и др. Однако проблема систематизации процесса самореализации участников хореографического коллектива в учреждениях дополнительного образования детей с позиций структурно-технологического подхода не рассматривалась.

Вопросы самореализации личности в условиях культурно-досуговой деятельности нашли отражение в научных трудах М.А. Ариарского, А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, A.C. Каргина, И.А. Липского, С.М. Оленева, Д.В. Поля, B.C. Садовской, В.А. Суртаева, Г.С. Тихоновской, В.Е. Триодина, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, В. В. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Объект исследования - самореализация участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования - систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на основе структурно-технологического подхода.

Цель исследования - теоретически обосновать инновационную научную концепцию структурно-технологического подхода к учебно-воспитательному процессу в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей, разработать и экспериментально

проверить эффективность процесса систематизации самореализации участников и внедрить в их практику научно-методические рекомендации.

Задачи исследования:

раскрыть сущность понятия «систематизация процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей»;

- выявить специфику систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- рассмотреть научную концепцию структурно-технологического подхода к систематизации процесса самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- разработать организационно-педагогические условия внедрения структурно-технологического подхода в процесс систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

- экспериментально проверить организационно-педагогические условия внедрения структурно-технологического подхода в процесс систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей;

выработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что педагогическая эффективность процесса систематизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждении дополнительного образования детей будет значительно выше при условии внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных обучающих технологий,

разработанных на основе научной концепции структурно-технологического подхода.

Для реализации научной концепции структурно-технологического подхода самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей необходимо создать оптимальные организационно-педагогические условия, обеспечивающие его внедрение и реализацию.

Методологической основой исследования стали философские взгляды мыслителей на природу творчества (Платон, H.A. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, Э. Фромм, Ф. Шеллинг); современные положения о процессе развития творческой самореализации личности (С.И. Кудинов, А. Маслоу, К. Роджерс). Эмпирически значимые труды в области хореографии: А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, Р.В. Захарова, К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, A.M. Мессерера, С.Н. Головкиной, В.П. Валукина, П.А. Пестова, В.И. Уральской. Труды ученых, раскрывающих проблемы социокультурной и культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры A.A. Ариарского, А.Д, Жаркова, Л.С. Жарковой, A.A. Жарковой, В.А. Суртаева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Теоретической основой исследовани