Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников

Автореферат по педагогике на тему «Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Яковлев, Владимир Вячеславович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников"

Яковлев Владимир Вячеславович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И. А. ИЛЬИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ)

Специальность: 13.00.01 Обшая педагогика, истории педагогики и

образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

□ □ЗОБ 1894

003061894

Яковлев Владимир Вячеславович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И. А. ИЛЬИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ)

Специальность: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и

образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А С. Пушкина»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Котельникова Светлана Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Браже Тереза Георгиевна кандидат филологических наук, доцент Жиркова Марина Анатольевна

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"

Защита состоится 18 сентября 2007 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 800 009.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина» по адресу. 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 10, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А С. Пушкина.

Автореферат разослан 17 августа 2007 года.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

Г. А Гонтарева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для подрастающего поколения, расшатывание морально-этических норм в обществе, спад культурно-просветительной работы с учащимися, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения в системе образования и многое другое.

Современные подходы к нравственному воспитанию в школе строятся на размытых педагогических принципах и довольно неопределённых категориях общечеловеческих ценностей, тогда как для воспитания полноценной личности требуется система духовных, нравственных, этических качеств.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности ребенка в общеобразовательной школе является недостаточно изученным современной педагогической наукой

Исследование становления и развития проблемы духовно-нравственного воспитания можно найтв в работах В И Мурашова, В. И. Скрыпника, Б. С. Гершунского, М. Н. Берулавы, А В. Толстых, В Г. Стельмашука Кроме этого, данный подход включает в себя и развитие нравственных и культурных возможностей учащихся, исследованных В. С. Библером, М. Г. Качуриным, Д. С. Лихачевым, Ю М Лотманом, В Г. Маранцманом и другими учеными. Особенности формирования духовно-нравственных качеств учащихся рассматриваются в трудах Л С. Айзермана, Г И. Беленького, Ю Ф Карякина, Н Я Мещеряковой, С А Гуревича, Т. Г Браже, А. В. Дановского

Современное образование призвано обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка, его познавательных возможностей, духовно-нравственных качеств, в связи с чем развитие и воспитание духовной личности является одной из ведущих проблем на современном этапе развития педагогической науки в целом. Этой проблеме посвящены работы учёных М. В Бондаренко, В А Левидова, Н П , В А Мосолова, В И Мурашова, Ю И. Сохрякова, В. Ю. Троицкого, В. Г Маранцмана, Т Г Браже, М В. Финько, И. М. Коняевой и др.

Таким образом, в настоящее время наиболее остро встают проблемы возрождения духовности подрастающего поколения, актуализации духовно-нравственных качеств личности, обновления содержания образования, форм и методов преподавания, связанных с указанными проблемами

Однако состояние системы отечественного образования на современном этапе не вполне соответствует выдвигаемым требованиям, порождая ряд противоречий, одним из которых является противоречие между возникшим в обществе стремлением к обогащению материальными ценностями и забвением духовно-нравственных приоритетов отечественной культуры, что и определило актуальность исследования Использование культурно-исторического, философско-культурологического наследия, традиций национального воспитания будет способствовать преодолению этого противоречия, для чего необходимо обеспечить современный образовательный и воспитательный процессы конкретными методологическими и методическими подходами к его преодолению. Для решения указанной проблемы и были привлечены работы И. А. Ильина Исходя из наличия теоретических и практических предпосылок обозначенной проблемы, актуальности и вместе с тем требование к еЬ дальнейшему исследованию и необходимости осознания современным обществом определяется тема исследования «Использование философско-педагогического наследия И А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников (на материале уроков литературы)»

Цель исследования - определить условия, способствующие использованию философско-педагогических идей И. А Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников

Объект исследования - использование философско - педагогических взглядов И А Ильина в духовно-нравственном воспитании учащихся

Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе

Гипотеза исследования. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина способствуют духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, если

1. Используются в процессе изучения литературы, ломогая глубже осознать и осмыслить идейно-нравственное содержание художественного произведения

2 Способствуют актуализации духовно-нравственных качеств личности в учебно-воспитательном процессе.

3 Находят отражение в урочной и внеурочной предметной деятельности

4 Определены критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И А Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников

Задачи исследования:

1 Выявить главные духовно-нравственные идеи в наследии И А Ильина

2 Определить содержание учебного материала, адекватного раскрытию духовно-нравственных идей, исследованных И А Ильиным

3 Определить педагогические условия включения в школьный курс литературы философско-педагогического наследия И. А Ильина в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся

4, Определить критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И А Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников

Теоретико-методологичекую основу исследования составляют

- культурологический подход к воспитанию (В М. Библер, И В. Бестужев-Лада, И. Я Лернер, Е В, Бондаревская, Б П Лихачёв, Г В Стельмашук),

- системно-целостный подход к воспитанию (В В. Краевский, В. В Лернер, В. М Кларин, М. В Петров, И. Н. Сиземская, Л И. Новикова);

- духовно-нравственный подход к воспитанию (В В. Зеньковский, В Н Лосский, А. Ф Лосев, М М Дунаев, А. А. Корольков, Н Е. Щуркова, В Ю Троицкий, В Г. Маранцман, Т Г Браже, М В. Финько)

Методы исследования.

• теоретический анализ философской, литературоведческой, методической, психолого - педагогической литературы,

• анализ нормативных документов по проблеме исследования,

• анализ действующих программ по литературе,

• анализ современных программ, учебно-методических подобий, факультативных курсов гуманитарного цикла;

• диагностические методы (анкетирование; анализ творческих работ учащихся);

• опытно-экспериментальная работа (констатирующий, обучающий, формирующий, контрольный этапы эксперимента);

• математическая обработка эмпирических данных Экспериментальной базой исследования были муниципальные

общеобразовательные учреждения Гатчинского района Ленинградской области «Высоколючевая средняя общеобразовательная школа», «Пламенская средняя общеобразрвательная школа», «Пригородная средняя общеобразовательная школа»; СОШ № 4 г Гатчины, гимназия «Апекс» г. Гатчины; средняя общеобразовательная школа № 349 г Санкт-Петербурга В диагностическом опросе (анкетирование) приняли участие 47 педагогов, 212 учащихся Организация и этапы исследования.

Первый этап (2000-2001 гг)-диагностический Проводилось изучение философской, методической, психолого-педагогической литературы по

проблеме исследования. Были проанализированы действующие программы по литературе и государственные стандарты образования; нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность

Второй этап (2001-2002) - прогностический Разработан научный аппарат исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, выдвинута гипотеза исследования

Третий этап (2002-2003) - организационный. Составлен план экспериментальной работы, выбраны методики исследования Выявлены философско-педагогические проблемы в творчестве И. А Ильина, актуальные для современного образования Разработаны анкеты для учащихся и преподавателей Определён круг литературного материала для экспериментального исследования Выработана концепция и программа эксперимента Выявлены ведущие идеи духовно-нравственного воспитания личности в творчестве И А Ильина

Четвёртый этап (2003-2004) - практический Осуществлялось экспериментальное исследование Проводилось анкетирование учащихся и преподавателей

Пятый этап (2004-2006) - обобщающий Проводился анализ, обобщение результатов эксперимента Формулировались научные выводы и положения Разрабатывались методические рекомендации Научная новизна исследования:

1 Проанализированы в творческом наследии И А Ильина философско-педагогические идеи, позволяющие выстраивать современное школьное (в том числе и литературное) образование концепция обновления духовной личности, идея ценности христианской культуры, соотношение культуры и цивилизации в обществе

2 Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И А Ильина в процессе преподавания литературы влияние на формирование мировоззрения, развитие убеждения в необходимости стремления к духовно-

нравственному идеалу, формирование способности более глубоко воспринимать идейно-нравственное своеобразие русской литературы

3 Определены педагогические условия, влияющие на формирование духовно-нравственного воспитания старшеклассников в современном образовании направленность учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание личности ученика; использование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании и методах обучения, обеспечение взаимосвязи философско-культурологического и педагогического потенциала образования

Теоретическая значимость исследования.

1 Осуществлен анализ действующих программ по литературе с позиций становления духовно-нравственного воспитания школьников

2 Проведен анализ современных программ, учебно-методических пособий, факультативных курсов гуманитарного цикла с точки зрения наполненности филосфско-этическим, духовно-нравственным, нравственно-религиозным содержанием

3 Выявлены педагогические условия формирования духовно-нравственных сторон личности старшеклассников в современном образовательном процессе

4 Определены принципы построения уроков литературы, факультативных курсов, спецкурсов с позиций духовно-нравственного воспитания

5 Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании Школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И А Ильина в процессе преподавания литературы, определен критериально-оценочный аппарат измерения

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования отражены в методических разработках (системах уроков, спецкурсе), адресованных преподавателям гуманитарных предметов

Материалы исследования могут быть использованы в лекционном и практическом курсах педагогики и методики преподавания литературы, использованы при составлении учебных программ, пособий, методических

рекомендаций для студентов, в системе повышения квалификации педагогических кадров

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Идея духовно-нравственного обновления личности И А Ильина является «универсальной» в процессе духовно-нравственного воспитания для разных исторических эпох, при изучении любых художественных произведений, что делает ее педагогически ценной для современного образования с позиций духовно-нравственного воспитания.

2 Использование философско-педагогического наследия И. А Ильина в духовно-нравственном воспитании учащихся на предметах гуманитарного цикла основывается на опыте преподавания нравственно-философских знаний в отечественной системе образования

3 Включение в учебно-воспитательный процесс философско-педагогического наследия философа помогает дополнить содержание предметов гуманитарного цикла, выявить и понять идейно-нравственные проблемы художественного произведения учащимися, способствует формированию их мировоззрения, позволяет переосмыслить значимость духовно-нравственных ценностей

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его методологической основой, использованием взаимодополняемых методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам, длительностью опытно-экспериментальной проверки выдвинутых гипотетических суждений, положительными результатами экспериментального исследования, проводившегося в школах Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям- отражение основных положений и выводов диссертационного исследования в выступлениях, докладах на международных научно-практических конференциях «Царскосельские чтения» (2003-2004 гг), на международной научно-практической конференции «Вишняковские чтения» (2005 г);

- публикация научных статей в журналах «Образование в современной школе» (2005-2006 г), «Человек и вселенная» (2002 г, 2005 - 2007 г г), Вестник РАЕН (Санкт- Петербург) {2006 г),

- организация и проведение районных семинаров для учителей в Гатчинском районе Ленинградской области по темам* «Роль духовно-нравственного воспитания при организации работы по преемственности между первой и второй ступенями обучения» (2003 г), «Духовно-нравственные проблемы воспитания на уроках русского языка и литературы» (2004 г),

обсуждение материалов исследования на кафедре педагогики Ленинградского государственного университета имени А С Пушкина;

- обобщение собственного опыта работы и опыта организации учебно-воспитательной работы в школе по проблеме духовно-нравственного воспитания на II и III Ильинских чтениях (2005 - 2006 гг), Санкт-Петербург, гимназия № 295

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его предмет, объект, цель, задачи, гипотеза; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненной работы, представлены методы исследования, экспериментальная база и этапы исследования, показаны результаты внедрения исследования

В первой главе «Педагогическая мысль XIX-XX веков и философско-педагогическое мировоззрение И. А. Ильина» рассмотрено развитие идеи духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX-XX веков, прослеживается становление духовно-нравственного воспитания в России, показан вклад русского мыслителя и педагога И А Ильина в решение проблем духовно - нравственного воспитания и образования, духовного обновления, воспитания нового человека, духовного обновления общества

Теоретический анализ современных исследований в области педагогики (Л И Новикова, И Н Сиземская, Кларин В М, Петров В М и др ) позволяет прийти к утверждению, что педагогика и философия тесно взаимосвязаны Русская философия, представленная именами таких мыслителей, как В. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Б П Вышеславцев, И. А. Ильин, В В Зеньковский, Н О Лосский, Г. П Федотов, является подтверждением развития педагогики и философии в едином методологическом русле,. поскольку именно отечественная философия уделяла много внимания проблемам человека, его духовно-теоретической деятельности. Кроме этого, философия тесно взаимосвязана с воспитанием, поскольку характерными чертами для них являются обращённость к человеку как к субъекту культуры и собственной истории

Далее в главе прослеживаются взгляды педагогов XIX века, внёсших значительный вклад в становление национального образования с позиций духовно-нравственного подхода Н. И. Пирогова, К Д Ушинского, Л. Н. Толстого В работах этих педагогов отмечается необходимость развития нравственных потребностей каждого человека, разностороннего развития личности ребёнка, приоритета нравственного воспитания, согласования нравственного воспитания с идеей национального воспитания, важность ориентации нравственного воспитания на религиозные и духовно-нравственные основы жизни.

В первой главе рассматриваются наиболее яркие представители отечественной педагогической мысли начала XX века. В. П. Вахтеров, В В. Розанов, представители православных педагогов-наставников Иоанн Ильич Сергиев (св Иоанн Кронштадский) и архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарёв); русские педагоги-эмигранты С И. Гессен и В В Зеньковский.

Теоретической платформой, объединяющей педагогов в России начала XX века, явилась мысль о единстве процесса обучения и воспитания Анализ работ В П Вахтерова, В В Розанова позволяет сделать вывод о том, что этими

педагогами-учеными были выдвинуты основные идеи, получившие дальнейшее развитие в отечественном образовании взаимосвязь умственного и нравственного воспитания, опора национального воспитания на национальные педагогические традиции, гармоничное, всестороннее развитие личности.

Среди ведущих направлений в педагогической науке начала XX века отмечается концепция православного воспитания, направленная на достижение духовной цельности личности ребёнка и воспитание на духовно-нравственных основах Как способ решения большинства педагогических проблем в христианско-православной культуре выделяется путь укрепления в вере (св Иоанн Кронштадтский), основанный на принципах нравственности как вере в Бога, воспитания совести, укрепления духовности (архиепископ Харьковский Амвросий)

Продолжение развития идей русской педагогической мысли рассматривается в педагогике Российского Зарубежья после революции1917 года в трудах В В. Зеньковского, С И Гессена, Н А Бердяева, С Л Франка, И А Ильина, Н О Лосского В становлении данного направления показана роль православной христианско-религиозной традиции, русской философской мысли, классической русской педагогики

Исследование работ педагогов Русского Зарубежья позволил сделать вывод, что под задачей образования понимается приобщение к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, превращение природного человека в человека культурного (С И Гессен), цель педагогического воздействия должна заключаться в раскрытии духовных сил человека, духовного процесса, воспитательное воздействие на детей оказывает религиозный духовный процесс возрастания (В В Зеньковский) С точки зрения И А Ильина, С И. Гессена, В В Зеньковского формирование духовного опыта понимается как задание свыше, стремление приблизиться к Богу

Таким образом, анализируя развитие философско-педагогической мысли Х1Х-ХХ веков, можно отметить такие основные идеи, как формирование

личности, отвечающей нравственным идеалам православной веры, воспитание на основе национальных русских традиций, приоритет духовности.

Далее в работе рассматриваются различные подходы учёных к философско-педагогическому наследию мыслителя, анализируются важнейшие категории духовно-нравственного воспитания в работах И. А. Ильина

В работах исследователей конца XX - начала XXI века можно выделить несколько аспектов в изучении творческого наследия И. А Ильина

• социально-политический (Н К Гаврюшин, М Б Золина, В И Кураев, И. Н Смирнов, О Л. Гнатюк, В. А. Гусев, Ю С Пивоваров, А. В Гулыга, А Н Окара, Г. В. Стельмашук, И. И. Евлампиев и др),

• религиозно-нравственный (В Я. Нагевичене, Ю И Сохряков, А А Иванова, В К Пухликов, В П Шестаков, М. М Дунаев, В Ю. Троицкий, В А Левидов, В А Гусев, А В Гулыга, А. А Корольков, Н К. Симаков и др);

• философско-культурологический (М А. Маслина, В А Кувакина, А В Гулыга, С М Бабинцев, И. Г Ребещенкова, И И Евлампиев, М В. Финько, Л И Бронская, Ю. Т Лисица, А А Самохина, и др );

• философско-педагЦический (В А Сухачёва, А. Ю Гранкин, В. В. Макаев, И. Н Иванченко, И. М Коняева, М. В Зима, В. А. Беляева, Г И. Ризз, В. А Мосолов, В М Мальцева)

Однако следует отметить недостаточную разработанность использования возможностей мировоззренческих, концептуальных и методологических основ духовно-нравственного становления личности в работах И. А Ильина, что ставит перед педагогической наукой задачу увеличения потенциала философско-педагогических знаний в современном школьном образовании.

В диссертации И А Ильин рассматривается как сторонник духовно-нравственного подхода к проблеме воспитания и образования Его рассуждения о роли семьи в деле воспитания детей, установка на значимость духовного обновления личности при обучении и воспитании становятся особенно актуальными в настоящее время

В системе духовно-нравственного воспитания И А Ильина анализируются следующие основные понятия духовная свобода, делающая детей духовно самостоятельными людьми; духовность инстинкта, помогающая борьбе со всеми трудностями, заблуждениями и соблазнами жизни; доброе сердце, способное к созданию духовной культуры; смирение, повышающее духовную ценность человека, сердечное созерцание, способствующее познанию любого культурно-творческого акта, религиозность, открывающая дорогу к соприкосновению мира с Богом в каждой творческой жизни, семья, закладывающая основы духовного характера и способность самовоспитания

Следовательно, в данных понятиях заключается путь к духовно-нравственному воспитанию духовных способностей человека, который и предлагает И А Ильин

В работе рассматривается концепция духовно-нравственного обновления личности, представленная в книге «Путь духовного обновления» Дан анализ таких категорий философско-педагогического творчества мыслителя, как вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация, государство с позиций духовно-нравственного развития личности

Анализ предложенного И А Ильиным пути духовного обновления личности позволил сделать вывод, что это универсальный путь для возрождения духовности Универсальный потому, что, во-первых, он охватывает все наиболее значимые духовно-нравственные качества личности, во-вторых, этот путь, или «программу», можно «применить» к любому человеку прошлого, настоящего и будущего, так как общечеловеческие категории, на которые он опирается, будут востребованы всегда

В работе исследуются основные понятия, характерные для понимания И. А Ильиным христианской культуры мироотвержение и мироприятие, культура и цивилизация Раскрывая позиции мироотвержения и мироприятия с точки зрения воспитания, мыслитель видит выход в том, чтобы принять мир вследствие принятия Христа и на этой основе построить христианскую культуру Рассматривая явления культуры и цивилизации в контексте

проблемы христианской культуры в философско-педагогических взглядах И А Ильина, можно сделать вывод о том, первостепенное место в соотношении этих понятий мыслитель отводит духовной культуре По убеждению философа, именно она должна определять путь развития страны И главным здесь будет степень духовно-нравственного развития каждого человека

Таким образом, основой методологической основой философско-педагогических воззрений И А Ильина на проблему духовно-нравственного воспитания личности можно считать идеи педагогов XIX века, внёсших значительный вклад в становление национального образования с позиций духовно-нравственного подхода (Н И Пирогов, Л Н Толстой), идеи основоположника педагогической антропологий К Д Ушинского, идеи христианской антропологии (св Иоанн Кронштадский, архиепископ Харьковский Амвросий), идеи педагогов конца XIX - начала XX века В В. Зеньковского, С И Гессена, Н А Бердяева, С Л Франка, Н О Лосского о духовной и душевной сущности человека, о соотношении духовного, душевного и телесного в личности, в проблемах воспитания Творчески переосмысливая идеи своих предшественников, И А Ильин приходит к методологическим обоснованиям понятий духовной сущности человека, его духовных способностях, предлагает концепцию духовно-нравственного возрождения личности

Вторая глава «Опыт духовно-нравственного воспитания в системе отечественного образования» посвящена анализу становления преподавания нравственно-философских знаний в школьных программах и факультативных курсах XIX - XX и на современном этапе, описанию эксперимента и его результатов по включению философско-педагогического наследия И. А Ильина в школьный учебно-воспитательный процесс

Во второй главе исследуется опыт преподавания нравственно-философских знаний в отечественном образовании Рассматривая специально разработанные программы по обществознанию и основам философских знаний для школы,

обеспечивающие приобщение школьников к анализу философских проблем, делается вывод о том, что в них предлагается изучение курса философских знаний с разной степенью сложности, глубины и содержания

Также выделяются авторские программы, где делается попытка приобщения школьников к духовно-нравственным проблемам, знакомство их с основами нравственно-религиозных знаний

Все проанализированные программы позволяют прийти к утверждению, что в последнее время возрастает интерес учёных и методистов к проблемам духовно-нравственного воспитания учащихся, формированию национального самосознания, религиозного осмысления пребывания человека в мире, ориентации школьников не только на получение знаний по предмету, но и на развитие в себе высоконравственных качеств человека и гражданина

Уделено место вопросам духовно-нравственного потенциала литературы в трудах педагогов-словесников. В методическом наследии Ф Я Буслаева, В И Водовозова, В Я Стоюнина, В П Острогорского выявлены основные положения относительно задач преподавания литературы, которые должны заключаться в патриотическом и нравственном воспитании, формировании взглядов и убеждений учащихся, духовном развитии каждой личности Во взглядах педагогов-ученых начала XX века (С А Золотарев, Н А Котляревский, Ц П. Балталон) отмечена тенденция к объяснению учащимся прежде всего гуманистического, нравственного пафоса отечественной литературы В работах известных методистов середины XX века В В Голубкова и Н. И Кудряшева также разрабатывался вопрос о приоритетности этического и нравственного аспекта при изучении литературного произведения Анализ работ современных учёных-методистов позволяет выявить большую роль в преподавании литературы философских и нравственных подходов, внимание к духовности человека (В А Никольский, Т Г Браже, В А Дановский) Последний в ряду психолого-педагогических условий и установок выделяет углубление историко-литературных основ курса на философско-эстетическом уровне Близка позиции В А Дановского точка

зрения И. П Щеблыкина, предлагающего считать приоритетным для литературоведческого анализа духовно-нравственный подход

Изучение новейших тенденций в литературном образовании начала XXI века (А В. Крутецкий, М Б Бабинский, Т Г. Браже, М Б Ладыгин, Ю И Лыссый, В Г. Маранцман и др) приводит к выводу, что главная особенность духовного развития старшеклассников - нравственное формирование личности.

Таким образом, в современной методике преподавания литературы четко -прослеживается духовно-нравственный аспект Исходя из вышесказанного, можно выявить специфику его реализации на уроках литературы, которая заключается в следующем

• анализ мировоззрения и творчества писателя с философских позиций,

• признание главной задачей курса литературы в школе ориентации на духовно-нравственное воспитание учащихся;

• проведение литературоведческого анализа художественного произведения с точки зрения поэтики, культуры и духовности при ведущей роли духовно-нравственного подхода,

• актуализация духовно-нравственных качеств личности в процессе нравственного формирования учащихся при изучении художественного произведения;

• определение в качестве основного критерия литературного развития учащихся осмысления ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературного произведения.

Опираясь на концепцию духовно-нравственного обновления личности И А. Ильина, показана возможность использования философско-педагогических взглядов мыслителя в преподавании школьного курса литературы Представлены результаты констатирующего, обучающего, формирующего и контрольного этапов эксперимента при апробации разработанных учебно-методических материалов.

Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня актуальности для школьников духовно-нравственных понятий, составляющих философско-

педагогическую концепцию И. А. Ильина. Учащимся было предложено проранжировать такие понятия, как вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина, нация, культура, цивилизация в зависимости от степени значимости для них. Контрольный эксперимент проводился после проведения систем уроков с привлечением работ И. А. Ильина, то есть обучающего и формирующего этапов эксперимента. Из диаграммы 1 видно, как происходило переосмысление учащимися вышеназванных понятий учащимися.

Диаграмма 1

Результаты переосмысления мировоззренческих понятий учащимися

□ вер*

■ оерв

□ любовь

■ любовь

□ свобода

■ свобода П совесть

■ совесть Осем^я

■ сеи*я

□ родима

■ родина

□ наций

■ нация

□ государство

■ государство

□ культура

■ культура

□ цивилизация

■ цивилизация

Серым цветом обозначены результаты констатирующего эксперимента; чёрным цветом обозначены результаты контрольного эксперимента.

Анализ результатов показал, что после обучающего и формирующего этапов эксперимента учащиеся осознали важность фил о соф ско-педагогических

идей философа Так, если после констатирующего этапа наибольшее количество предпочтений было отдано таким понятиям, как любовь и свобода, а такое понятие, как вера, чаще всего не бралось во внимание, то' после обучающего и формирующего этапов эксперимента школьники осознали необходимость духовного обновления, основываясь именно на таких понятиях и в заданном порядке. В целом переосмысление общечеловеческих мировоззренческих категорий произошло у 72% учащихся

Обучающий этап эксперимента строился с опорой на исследовательскую деятельность учащихся, включающую в себя анализ и сопоставление философско-педагогических идей И. А Ильина и художественных произведений На каждом этапе теоретический материал проходил практическую проверку методом апробации экспериментальных систем уроков-по роману Л Н. Толстого «Война и мир» и фрагментов из работы И А Ильина «Основы христианской культуры» для учащихся 10 классов, по повести И С Шмелева «Неупиваемая чаша» и работе И А. Ильина «Путь духовного обновления» для учащихся 11 классов. После проведения систем уроков учащиеся получали домашнее задание, позволяющее проследить уровень изменения восприятия ими литературного материала

С целью определения изменений в восприятии художественного произведении после знакомства с философско-педагогическими работами И А Ильина, выявления обученности школьников были разработаны следующие критерии и показатели оценки изменений выявление духовно-нравственных проблем жизни и литературы, изменение духовных потребностей и ценностных смыслов, также применялся один из важных критериев литературного развития школьников, отражённый в действующих программах по литературе -осознание социальных, идеологических, философских, духовно-нравственных проблем в художественном произведении Результаты обученности учащихся 10 и 11 классов можно увидеть в диаграмме 2

Диаграмма 2

Результаты обученности учащихся под влиянием философсю-педагогически* идей И. А. Ильина

■ дДЕФ 1

.....шшт 4 -Ж

к ¡ц щ

»-К »

ШМШ-

□ выявление духоано-нравегвенных проблем жизни н литературы

I выявление духовно-нравственных проблем жизни и литературы

□ изменение 7[ухоеных потребностей и ценностных смыслов

I изменение духовных потребностей и ценностных смыслов

□ осознание социальных, идеологических, философских духовно-нравственных проблем в художественном произведении

I осознание социальных, идеологических, философских, духовно-нравственных проблем в художественном произведении

Серым цветом обозначены результаты контрольных классов: черным цветом обозначены результаты экспериментальных классов

Анализ результатов обучен иостн школьников показывает, что в экспериментальных классах выявить духов но-нравственные проблемы жизни и литературы смогло более чем 75% учащихся после знакомства с творчеством

И А. Ильина; у 70% школьников экспериментальных классов после знакомства с работами И А Ильина изменились духовные потребности и ценностные смыслы; 65% учащихся смогли осознать социальные, философские, духовно-нравственные проблемы в художественном произведении

Анализируя результаты, представленные в диаграмме, можно сделать вывод, что уровень обученности старшеклассников (осмысление основополагающих идей художественного произведения под влиянием философско-педагогических идей И. А. Ильина) после обучающего эксперимента имеет достаточно высокий уровень.

Итоги анкетирования, в котором приняло участие 212 учащихся, позволяют сделать выводы, что большая часть учащихся, принимавших участие в эксперименте (71%), понимают необходимость приобщения к нравственно-философским знаниям. Необходимо отметить и тот положительный факт, что предложенным материалом заинтересовалось 63% опрошенных, 57% смогли сформулировать главные проблемы в изученном материале. Кроме этого, после обращения к работам философа и изучения в новом ключе художественных произведений от 60% до 70% учащихся осознали важность духовно-нравственных проблем для общества, задумались над истинным смыслом жизни, смогли поставить перед собой вопросы нравственно-философского характера, ведущие к актуализации духовно-нравственных качеств. Важным моментом в оценке результатов анкетирования следует считать то, что школьников духовно обогатило совместное изучение художественных произведений и работ И. А. Ильина, на что указало до 60% от числа опрошенных

С материалами экспериментального исследования было предложено познакомиться и преподавателям предметов гуманитарного цикла. В анкетировании приняло участие 47 человек. Опираясь на полученные результаты, можно сказать, что разработанные системы уроков по изучению программного литературного материала с привлечением философско-педагогических идей И. А Ильина получили положительную оценку у 90%

опрошенных Учителя, принимавшие участие в анкетировании, отмечают не только актуальность проблем, которые поднимает мыслитель в своём творчестве (87%), многие указывают на необходимость усиления духовно-нравственного аспекта современного образования, развития в детях прежде всего духовной личности (98%) Большинство опрошенных отмечают, что интерес к изучению художественных произведений с привлечением работ И А. Ильина увеличится и, кроме того, сам процесс изучения литературного материала будет более глубоким и насыщенным (83%).

Преподаватели, ознакомившиеся с системами уроков, смогли увидеть место в творчестве других писателей для привлечения работ И А. Ильина в действующих программах по литературе (86%)

Анализ результатов обученности в экспериментальных и контрольных классах, итоги анкетирования учащихся и педагогов позволяют сделать следующие выводы:

1 Обращение к творчеству мыслителей в рамках учебно-воспитательного процесса помогает школьникам осознать смысл социальных, философских, идеологических, духовно-нравственных проблем при изучении художественного произведения.

2. Данный методический подход при изучении литературы Х1Х-ХХ веков помогает учащимся глубже воспринимать идеи авторов, осознавать проблемы общества, в том числе и современного.

3. Использование философско-педагогического наследия И А Ильина в современном школьном образовании позволяет актуализировать духовно-нравственные качества личности учащихся.

4. Построение систем уроков с привлечением работ философов настраивает учащихся на дальнейшее изучение художественного произведения, становится необходимым условием для формирования познавательного интереса к учебно-воспитательному процессу

В заключении излагаются основные результаты исследования:

- обращение к философско-педагогическому наследию И. А. Ильина носит актуальный характер, что подтверждается результатами анкетирования учащихся и педагогов;

- в творческом наследии И. А. Ильина рассмотрены особенно продуктивные философско-педагогические идеи, позволяющие выстраивать современную парадигму школьного литературного образования концепция обновления духовной личности, основы отечественной христианской культуры, соотношение культуры и цивилизации в обществе

- выявлены педагогические условия, влияющие на формирование духовно-нравственного воспитания школьника в современном образовательном процессе направленность учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание личности ученика; представленность опыта

отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании образования,

»

обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогического потенциала образования.

- анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод о том, что обращение в процессе изучения художественного произведения к философско-педагогическим идеям И. А Ильина выводит учащихся на новую ступень осмысления литературного материала, способствует развитию их мировоззрения, помогает переосмыслить духовно-нравственные ценности

Основные положения диссертации отражены в следующих работах:

1 Яковлев, В. В. Понятия «культура» и «цивилизация» как мировоззренческие категории в философской системе И. А. Ильина (на уроках словесности в старшйх классах) [Текст] / ВВ. Яковлев // VIII Царскосельские чтения Материалы между нар. науч -практич конф. 21-22 апреля 2004 года -СПб. ЛГУ, 2004 - Т. VII - С 160-169. (0,6 п л)

2 Яковлев, В. В. Опыт изучения книги И А Ильина «Путь духовного обновления» в интегрированном спецкурсе для учащихся 10-1Í классов

«История русской общественно-политической мысли XIX - XX веков» [Текст] / В В. Яковлев // Человек и вселенная. - 2005. - №5. - С. 132 - 142. (0,7 п л )

3 Яковлев, В В. Л Н. Толстой и И. А Ильин: точки соприкосновения (Система уроков литературы в 10 классе на материале эпилога романа Л Н Толстого «Война и мир») [Текст] / ВВ. Яковлев // Образование в современной школе - 2005. - №11. - С. 23-28. (0,7 njí)

4. Яковлев, В. В. Опыт создания интегрированного курса «История русской общественно-политической мысли XIX - XX веков». как средство духовно-нравственного воспитания школьников (10-11 класс) [Текст] / В В Яковлев // Образование в современной школе - 2005. - № 10. - С. 21-26 (0,6 п.л.)

5. Яковлев, В. В Интегрированные уроки литературы по теме «Путь духовного возрождения героя» (по повести И С Шмелёва «Неупиваемая чаша» и книге И А. Ильина «Путь духовного обновления») [Текст] / В. В. Яковлев // Образование в современной школе. - 2006. - № 4. - С 17-25. (0,5 п л )

6. Яковлев, В. В. Духовно-нравственный аспект философии и литературы [Текст) / В. В. Яковлев // Вестник РАЕН (Санкт-Петербург). -2006. - № 11(1). - С. 237-239. (0,6 пл.)

7. Яковлев, В В Идея ценности христианской культуры в философско-педагогической системе И А. Ильина [Текст] I В. В. Яковлев // Человек и вселенная.-2006 -№12.-С 156-164 (0,4пл.)

8 Яковлев, В В. Слагаемые духовной личности в философско-педагогической системе И А Ильина [Текст] / В. В. Яковлев II Человек и вселенная. - 2007 -№2. - С. 262-274. (0,6 п.л)

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Яковлев, Владимир Вячеславович, 2007 год

Введение.3

Глава 1. Педагогическая мысль XIX-XX веков и философско-педагогическое мировоззрение И. А. Ильина.

1.1. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX-XX веков.11

1.2. Философско-педагогические взгляды И. А. Ильина на категории духовно-нравственного воспитания.32

1.3. Идея становления духовно-нравственной личности в философско-педагогической системе И. А. Ильина.43

1.4. Идея ценности христианской культуры в философско-педагогической системе И. А. Ильина.60

Выводы по первой главе.66

Глава 2. Опыт духовно-нравственного воспитания в системе отечественного образования.

2.1. Содержание философско-нравственного знания в школьных программах и факультативных курсах конца XX - начала XXI в.в. .68

2.2. Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников на уроках литературы.97

2.3. Результаты использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников. 109

Выводы по второй главе.159

Введение диссертации по педагогике, на тему "Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников"

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе возникла сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для молодого поколения, расшатывание моральных устоев в обществе, спад культурно-просветительской работы с детьми и молодёжью, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения образовательной системы и многое другое.

Современные подходы к нравственному воспитанию в школе строятся на размытых педагогических принципах и довольно неопределённых категориях общечеловеческих ценностей, тогда как для воспитания полноценной личности требуется система духовно-нравственных качеств.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности ребёнка в светской общеобразовательной школе является недостаточно изученным современной педагогической наукой.

Исследование становления и развития проблемы духовно-нравственного воспитания можно найти в работах В. И. Мурашова, В. И. Скрыпника, Б. С. Гершунского, М. Н. Берулавы, А. В. Толстых, В. Г. Стельмашука. Кроме этого, данный подход включает в себя и развитие нравственных и культурных возможностей учащихся, исследованных В. С. Библером, М. Г. Качуриным, Д. С. Лихачевым, 10. М. Лотманом, В. Г. Маранцманом и другими учеными. Особенности формирования духовно-нравственных качеств учащихся рассматриваются в трудах Л. С. Айзермана, Г. И. Беленького, Ю. Ф. Карякина, Н. Я. Мещеряковой, С. А. Гуревича, Т. Г. Браже, А. В. Дановского.

Современное образование призвано обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка, его познавательных возможностей, духовно-нравственных качеств, в связи с чем развитие и воспитание духовной личности является одной из ведущих проблем на современном этапе развития педагогической науки в целом. Этой проблеме посвящены работы учёных М. В. Бондаренко, В. А. Левидова, Н. П., В. А. Мосолова, В. И. Мурашова, Ю. И. Сохрякова, В. 10. Троицкого, В. Г. Маранцмана, Т. Г. Браже, М. В. Финько, И. М. Коняевой и др.

Таким образом, в настоящее время наиболее остро встают проблемы возрождения духовности подрастающего поколения; актуализации духовно-нравственных качеств личности; обновления содержания образования, форм и методов преподавания, связанных с указанными проблемами.

Однако состояние системы отечественного образования на современном этапе не вполне соответствует выдвигаемым требованиям, порождая ряд противоречий, одним из которых является противоречие между возникшим в обществе стремлением к обогащению материальными ценностями и забвением духовно-нравственных приоритетов отечественной культуры, что и определило актуальность исследования. Использование наследия отечественной культуры, традиций национального воспитания будет способствовать преодолению этого противоречия, для чего необходимо обеспечить современный образовательный и воспитательный процессы конкретными методологическими и методическими подходами к их решению. Для решения указанной проблемы и были привлечены работы И. А. Ильина. Исходя из наличия теоретических и практических предпосылок обозначенной проблемы, актуальности и вместе с тем требование к её дальнейшему исследованию и необходимости осознания современным обществом определяется тема исследования: «Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников (на материале уроков литературы)».

Цель исследования - определить условия, способствующие использованию философско-педагогических идей И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников.

Объект исследования - использование философско - педагогических взглядов И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина способствуют духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, если:

• используются в процессе изучения литературы, помогая глубже осознать и осмыслить идейно-нравственное содержание художественного произведения;

• помогают актуализировать духовно-нравственные качества личности в учебно-воспитательном процессе;

• находят отражение в урочной и внеурочной предметной деятельности;

• определены критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И. А. Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Задачи исследования.

1. Выявить главные духовно-нравственные идеи в наследии И. А. Ильина.

2. Определить содержание учебного материала, адекватного раскрытию духовно-нравственных идей, исследованных И. А. Ильиным.

3. Определить педагогические условия включения в школьный курс литературы философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

4. Определить критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И. А. Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Теоретико-методологичекую основу исследования составляют:

- культурологический подход к воспитанию (В. М. Библер, И. В. Бестужев-Лада, И. Я Лернер, Е. В, Бондаревская, Б. П. Лихачёв, Г. В. Стельмашук);

- системно-целостный подход к воспитанию (В. В. Краевский, В. В. Лернер, В. М. Кларин, М. В. Петров, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова);

- духовно-нравственный подход к воспитанию (В. В. Зеньковский, [В. Н. Лосский, А. Ф. Лосев, М. М. Дунаев, А. А. Корольков, Н. Е. Щуркова, В. 10. Троицкий, В. Г. Маранцман, Т. Г. Браже, М. В. Финько).

Методы исследования:

• теоретический анализ философской, литературоведческой, методической, психолого - педагогической литературы;

• анализ нормативных документов по проблеме исследования;

• анализ действующих программ по литературе;

• анализ современных программ, учебно-методических пособий, факультативных курсов гуманитарного цикла;

• диагностические методы (анкетирование; анализ творческих работ учащихся);

• опытно-экспериментальная работа (констатирующий, обучающий, формирующий, контрольный этапы эксперимента);

• математическая обработка эмпирических данных. Экспериментальной базой исследования были муниципальные общеобразовательные учреждения Гатчинского района Ленинградской области «Высоколючевая средняя общеобразовательная школа», «Пламенская средняя общеобразовательная школа», «Пригородная средняя общеобразовательная школа»; СОШ № 4 г. Гатчины, гимназия «Апекс» г. Гатчины; средняя общеобразовательная школа № 349 г. Санкт-Петербурга. В диагностическом опросе (анкетирование) приняли участие 45 педагогов, 212 учащихся. Организация и этапы исследования.

Первый этап (2000-2001 гг.) - диагностический. Проводилось изучение философской, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Были проанализированы действующие программы по литературе и государственные стандарты образования; нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность.

Второй этап (2001-2002) - прогностический. Разработан научный аппарат исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, выдвинута гипотеза исследования.

Третий этап (2002-2003) - организационный. Составлен план экспериментальной работы, выбраны методики исследования. Выявлены философско-педагогические проблемы в творчестве И. А. Ильина, актуальные для современного образования. Разработаны анкеты для учащихся и преподавателей. Определён круг литературного материала для экспериментального исследования. Разработана концепция и программа эксперимента. Выявлены ведущие идеи духовно-нравственного воспитания личности в творчестве И. А. Ильина.

Четвёртый этап (2003-2004) - практический. Осуществлялось экспериментальное исследование. Проводилось анкетирование учащихся и преподавателей.

Пятый этап (2004-2006) - обобщающий. Проводился анализ, обобщение результатов эксперимента. Формулировались научные выводы и положения. Разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования.

1. Проанализированы в творческом наследии И. А. Ильина философско-педагогические идеи, позволяющие выстраивать современное школьное (в том числе и литературное) образование: концепция обновления духовной личности, идея ценности христианской культуры, соотношение культуры и цивилизации в обществе.

2. Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе преподавания литературы: влияние на формирование мировоззрения; развитие убеждения в необходимости стремления к духовнонравственному идеалу; формирование способности более глубоко воспринимать идейно-нравственное своеобразие русской литературы.

3. Определены педагогические условия, влияющие на формирование духовно-нравственного воспитания старшеклассников в современном образовании: направленность учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание личности ученика; использование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании и методах обучения; обеспечение взаимосвязи философско-культурологического и педагогического потенциала образования.

Теоретическая значимость исследования.

1. Осуществлён анализ действующих программ по литературе с позиций становления духовно-нравственного воспитания школьников.

2. Проведён анализ современных программ, учебно-методических пособий, факультативных курсов гуманитарного цикла с точки зрения наполненности филосфско-этическим, духовно-нравственным, нравственно-религиозным содержанием.

3. Выявлены педагогические условия формирования духовно-нравственных сторон личности старшеклассников в современном образовательном процессе.

4. Определены принципы построения уроков литературы, факультативных курсов, спецкурсов с позиций духовно-нравственного воспитания.

5. Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе преподавания литературы, определён критериально-оценочный аппарат измерения.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования отражены в методических разработках (системах уроков, спецкурсе), адресованных преподавателям гуманитарных предметов.

Материалы исследования могут быть использованы в лекционном и практическом курсах по педагогике и методики преподавания литературы; использованы при составлении учебных программ, пособий, методических рекомендаций для студентов; в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Идея духовно-нравственного обновления личности И. А. Ильина является «универсальной» в процессе духовно-нравственного воспитания для разных исторических эпох, при изучении любых художественных произведений, что делает её педагогически ценной для современного образования с позиций духовно-нравственного воспитания.

2. Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании учащихся на предметах гуманитарного цикла основывается на опыте преподавания нравственно-философских знаний в отечественной системе образования.

3. Включение в учебно-воспитательный процесс философско-педагогического наследия философа помогает дополнить содержание предметов гуманитарного цикла, выявить и понять идейно-нравственные проблемы художественного произведения учащимися, способствует формированию их мировоззрения, позволяет переосмыслить значимость духовно-нравственных ценностей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его методологической основой, использованием взаимодополняемых методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; длительностью опытно-экспериментальной проверки выдвинутых гипотетических суждений; положительными результатами экспериментального исследования, проводившегося в школах Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

- отражение основных положений и выводов диссертационного исследования в выступлениях, докладах на международных научно-практических конференциях «Царскосельские чтения» (2003-2004 гг.), на международной научно-практической конференции «Вишняковские чтения» (2005 г.);

- публикация научных статей в журналах «Образование в современной школе» (2005-2006 г.), «Человек и вселенная» (2002 г., 2005 - 2007 г.г.), Вестник РАЕН (Санкт - Петербург) (2006 г.);

- организация и проведение районных семинаров для учителей в Гатчинском районе Ленинградской области по темам: «Роль духовно-нравственного воспитания при организации работы по преемственности между первой и второй ступенями обучения» (2003 г.), «Духовно-нравственные проблемы воспитания на уроках русского языка и литературы» (2004 г.);

- обсуждение материалов исследования на кафедре педагогики Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина;

- обобщение собственного опыта работы и опыта организации учебно-воспитательной работы в школе по проблеме духовно-нравственного воспитания на II и III Ильинских чтениях (2005 - 2006 гг.), Санкт-Петербург, гимназия № 295.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по второй главе.

1. Анализ изученных нами работ по педагогике и методике преподавания литературы, философского осмысления нравственных основ жизни в школьных программах гуманитарных предметов, программ факультативных курсов позволяет выявить возрастающее влияние духовно-нравственного аспекта в современном школьном образовании. Нами была отмечена специфика его реализации на уроках литературы, которая заключается в следующем:

• построение историко-литературного курса в старших классах на нравственно-философской основе;

• признание главной задачей курса литературы в школе, как и других гуманитарных предметов, ориентации на углубление духовных запросов учащихся;

• проведение литературоведческого анализа художественного при ведущей роли духовно-нравственного подхода;

• выявление главных духовно-нравственных качеств личности учащихся при изучении художественного произведения;

• определение в качестве основного критерия эффективности освоения учебного материала школьниками осмысление ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературных произведений.

2. Для современных систем уроков (в том числе литературы) в старших классах, факультативных курсов характерными являются следующие принципы, на которые мы опираемся в своей работе:

• проблемность (в изучении ключевых проблем, являющимися общими для нескольких дисциплин одновременно; в отборе учебного материала как полифонического, в возможности его интерпретации);

• вариативность (в учёте возможных педагогических и методических концепций, программ, которые используются в настоящее время в школьной практике);

• диалогичность (ориентация на индивидуальность учителя, его адаптацию в современном педагогическом пространстве, возможность восполнить и дополнить своё образование);

• надпредметность целей образования (переход от узкопредметных, специфических целей в русле только конкретного предмета к мировоззренческим и философским);

• интегративность (возможность получения новых знаний, представлений и умений, характерных для нескольких дисциплин, в рамках одного предмета);

3. Анализ результатов обученности школьников показывает, что в экспериментальных классах выявить духовно-нравственные проблемы жизни и литературы смогло более чем 75% учащихся после знакомства с творчеством И. А. Ильина; у 70% школьников экспериментальных классов после знакомства с работами И. А. Ильина изменились духовные потребности и ценностные смыслы; 65% учащихся смогли осознать социальные, философские, духовно-нравственные проблемы в художественном произведении.

4. После обучающего этапа эксперимента учащиеся осознали важность философско-педагогических идей философа. Так, если после констатирующего эксперимента наибольшее количество предпочтений было отдано таким понятиям, как любовь и свобода, а такое понятие, как вера, чаще всего не бралось во внимание, то после обучающего эксперимента школьники осознали необходимость духовного обновления, основываясь именно на таких понятиях и в заданном порядке.

5. Как результат экспериментальной работы в процессе духовно-нравственного воспитания старшеклассников с опорой на философско-педагогические идеи И. А. Ильина мы выделили следующие изменения: влияние на формирование мировоззрения; осознание необходимости стремиться к духовно-нравственному идеалу; умение видеть нравственно-философскую проблематику и идейно-художественное своеобразие русской литературы.

6. Нами выявлены следующие педагогические условия, формирующие механизм становления духовно-нравственного воспитания учащихся в современном учебно-воспитательном процессе: направленность образования на духовно-нравственное воспитание личности ученика; использование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании и методах обучения; обеспечение взаимодействия философско-культурологического и педагогического потенциала образования; влияние на выбор учащимися духовных потребностей и ценностных смыслов в процессе духовно-нравственного самоопределения; единство учебно-воспитательного процесса (урочной и внеурочной деятельности) по приобщению к духовным ценностям отечественной культуры.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Яковлев, Владимир Вячеславович, Санкт-Петербург

1. Берулава М. Н. Теория и практика гуманизации образования. -Чебоксары, 2001.

2. Борисов С. В. Обновление философского образования в школе. -Челябинск, 2000.

3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998

5. Гиренок Ф. И. Русские космисты. М., 1990.

6. Громов И. А. «Серебряный век» русской культуры: социально -философский аспект. СПб., 1996.

7. Духовное возрождение России: теория и практика. / Под ред. Г. В. Стельмашука. -СПб., 1996.

8. Корольков А. А. Русская духовная философия. СПб, 1998.

9. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. Ю.Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской иобщественной мысли. Франкфрут-на-Майне, 1981.

10. ЬМень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

11. Мировосприятие и самосознание русского общества (11-20 в.). М., 1999.

12. Мокайскова И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьбы России. -М., 2002.

13. H.Мосолов В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко педагогического исследования русской духовности). - СПб., 1996.

14. Никандров Н. Д. Воспитание ценностей: Российский вариант. М., 1996.

15. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев; Предисловие А. В. Гулыги. М., 2002.

16. П.Троицкий В. 10. Словесность в школе. М., 2000.

17. Трофимов В. К. Душа русской цивилизации. Ижевск, 1998.

18. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

19. Шупенко О. История человеческого духа (художественно -философский аспект). Интегрированная авторская программа. -Оренбург, 1995.1. Литература для учащихся.

20. Букин В. Р., Малышевский А. Ф. Школьникам о философии: Книга для учащихся старших классов. М., 1992.

21. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русские философы XIX-XX веков. -М., 1994.

22. Доброхотов A. JI. Введение в философию: Учебное пособие. М., 1995.

23. Дягилев В. В. Занимательная философия. М.,!995.

24. Жоль К. К. Философия для любознательных. М., 1999.

25. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

26. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов. М., 1993.

27. Из истории русской гуманистической мысли./Сост. А. Ф. Малышевский.-М., 1999.

28. Кочергин А. И. и др. Философский лабиринт: задачи и упражнения по философии. М.,1992.

29. Краткий философский словарь./Под ред. А. П. Алексеева. М., 1997.

30. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

31. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: XIX век. /Сост. П. С. Гуревич. М., 1995.