автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Использование материалов народной педагогики в патриотическом воспитании школьников (на основе материалов общеобразовательных школ и народной педагогики Азербайджанской Республики)
- Автор научной работы
- Мустафаева, Жале Энвер кызы
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Баку
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Использование материалов народной педагогики в патриотическом воспитании школьников (на основе материалов общеобразовательных школ и народной педагогики Азербайджанской Республики)"
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
На правах рукописи УДК 373.1.035.0
МУСТАФАЕВА ЖАЛЕ ЗНВЕР кызы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
(На основе материалов общеобразовательных школ и народной педагогики Азербайджанской Республики)
13.00.01—Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук
ГС А К У -
1992
Работа выполнена в Азербайджанском Педагогическом Институте Иностранных Языков.
Научный руководитель: —доктор педагогических наук, профессор А. Ш. Гашимов.
Официальные оппоненты:
—доктор педагогических наук, профессор X. Г. Фаталиев, —доктор педагогических наук, профессор Ю. Р. Талыбов.
Ведущая организация:—Азербайджанский Педагогический Институт Русского Языка и Литературы им. М. Ф. Ахундова.
Защита состоится „ 3:Т » _ 1992 г.
в „. " часов на заседании Специализированного совета К.054.01.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01—«Теория и история педагогики» при АПУ им. Н. Туси.
Адрес: 370000, город Баку, улица Уз. Гаджибекова, 34. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПУ им. Н. Туси.
Автореферат разослан ., ¡14 ' Ь 1иХ_1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических наук,
доцент ИСАЕВ И. Н.
ОБ адя ХАРАКТЕРИСТИКА мссшованйя
Обоснование актуальности темы, процессы,происходяцие в нашей республике,в том числе защита неприкосновенности родной земли.пробуадение у народа чувства национального достоинства, обычаев и традиций,исторического наследия.ЕВДВимение на передний шин (Токторов общечеловеческого характера а т.д. требуют коренного улучшения работы по патриотическому воспитанию молодого поколения,повшения ее эффективности. Г.йльчики и девочки долгшы получать такую физическую,нравственную и психологическую подготовку, при которой проявить героизм во имя Родины,в ее зад и -ту,за ее процветание.свободу и независимость становится обычным делом.
С целью воспитания молодых в подобном духе,наряду с другими средствам},нсобходикю ширбко использовать мудрые мысли первого и самого великого. педагога - народа .ценные материалы наиего исторического на следил,в том число этнопедаххзгические материалы,
.прошедшие испытание веков.
В раду отнонедаготческих материалов образцы (фольклора за-нигают веду.цсе место.В этих штерналах- отражены мысли и onur ГЯ1ЛЛИ01ЮВ - обычаи и традиции,образ мышления,отношение к определенному событию .состояние.духа ,пси,хология,педагогические мысли,культурны« уровень.Литературный.талант и способности поколении. поэтому необходимо'широко использовать эти образцы,как элективное средство в патриотическом воспитании молодого поколения.
В свое время видный просветитель ф.Кощрли писал: "Нация, любящая свою историю,сегодняшний день .Родину и язык, с любовью и вниманием собирает подобные произведения.хранит их как бас-ценный капитал и к воспитанию детей приступает с обучения именно этим материалам".-'•По мнению народного поэта .академика С.Вур-гуна,"в Азербайджане фольклор обладает богатейшей историей. Изучение.научное исследование этой литературы,использование живой,искренней народной литературы...приобретает для нас еде более ванное значение".2
Эти высказывания актуальны и сегодня,так как данная ойласть
t» ф.кочарли,пода рок. детям .Баку ,1987, стр. 2
2. С.Вургун,Избранное,в шести томах,том У,Баку, 1972,стр.26
требует се рьезшк- гсеяедовэиий.
. Необходим,- глубоко изучить,забэт,¡п'ео сохранить к активно
" Г;-:.?1« зсопитанкя илсдо.-?;? г.о.талошш з духе.натряс-хо' 'j'u -а- „^¿с содержится ь йеторкчоског»: наследии.БоспИ" •mtm ?>« слйоеэ прогресслшк исторических традоодй не-
кого ьг^одл v^nwjxt сдз н погог^та:' жубэпэз осмыслеюге яег<>~ :>::кескогс tivc".,•...••;.<: полагает луедг покягз насгоадзе»проясняем бу-цудеь,сГ'С-С'>Г',\:.; r.;v ьзрног^г/ я бол es бкетрлму щюдв'гкешЕ» вперед.
-j"i.-гАлг обусловливаете;:: а;*; чэдоотаточясй не-йЕцдогаг^лое":'::.; .< напраЕязнкКиКзк нзуиотио,вопросам г-:ярсд-
яой :>»оч чясяб значен из? мсймГгРлх-й^яя шгершдаг ш-
роднсн кедзг&тс> во спите ник уч^акхо.-: ггосэдек цадшк рёД
асследоЕлжй.z^asrasicKtac и докторских гнсгьр-лцзй. Средк шк особ; хвх&итск ¿»сэссщоиния Х^Н.Бодко.аз .йзшиловз„В.ЙJCsh-бакона Д .Ш.1Ывшж дкоозргацяи
КоШ.АхафО£3 ,Г.Д.Беу0в2ЮК>й Д.Б.Батззкй.Т. СоВвляеБОй.М.Б.!^^-юи,Н.Й.Ишноюад\К»йсяа*юш ,Ш.А.Шфзоеш ,С»К.Раим5В5& и др. падзгогов «aiose шикеакы на основе ыагвркэлйЕ азредной педагогики. В кавдия8'.гсаак даосэртацияг Э.Ра сулою .ф.Сздшгвь Д.С8лиша-'коюй.МалялоЕ ,11.1й2шша е др. »ансясагшьк нод научным руководством профессора исагедотся рагдкчгша вэцросн Азербайдааиеисй гародной Еедагоггки. Вояреск гз?рыз«?ичвского взс-штаишх ыолодеаг.занишюг еирокое месю з тследэвгняях врофессо-роз ГсЛхмадоэз Д .взталивва „Ю.Таяыбова .влзеге. с ?ем,ни в одном аз указанных исследований лробязьс использование э-оно ледагогичеоках Агзгзризлов в нэгриотичзском воспитании ке становилась объектом еашсгоягзльного кссяеДОЕЗНйя.Позтоку изучение богатейшего на еле-дея кашзго народа в данном асяекте - актуальнейшая щтойявго -до сак нор яяе:: своего решения. '- "
Наконец,?paöy»s выявления своих истоков элегшьшшч юте- . рей зчзрззичк школьников,окропкших родную зешю своей кровью , захороненная на свяаешюй Аллее шшщов».
Исследуя патриотические мотива s .материалах народной' педагогика, мы знакомимся с древнейшим историческим наследием труддаихся жсо Азербайджана,а также с ее влиянием на жизнь доследующих по-кс®екяй»маолй1,елей и наших современников.Это свидетельствует об актуальности исследования.
3.
Наблюдения показывают,что некоторые учителя обладают определенным практическим опитом по использовании ойразцов народной педагогики в деле патриотического воспитания учащиеся общеобразовательных школ республики.Однако в этой области имеются и надо ста тки. К сожалению,до сих пор не проводилось изучение и обобщение положительного опита,а также исследование причин,пересдающих существующие недостатки и путей их ликвидации»
Учитывая вышесказанное,ми сочли целесообразным посвятить данное исследование именно этим вопросам.
Обьект исследования - ' процесс использования этнопедагога-ческих натериалов в патриотическом воспитании учащихся.
Предмет исследования - изучение опита„обычаев,традиций, мыслей и идей,накопленных Азербайджанским народом на протяжении веков и нашедших свое отражение в этнопедагогическвдс первоисточниках .бсобегаю в фольклорных штериалах и процесс их использования з школьном опыте.
Цель исследования - выявление среди образцов народной педагогики связанного с патриотическим воспитанием прогрессивного наследия и определение его влияния на современное молодое
поколение»указание значения,рациональных путей использования этого наследия в патриотическом воспитании учащихся,а также выдвижение предложений,способных содействовать усовершенствованию учебных программ и учебников в свете данной проблемы.
Научная гипотеза:в случае выявления потенциальных возможностей Азербайджанской народной педагогики, в плане патриотического воспитания,использования отраженных в этих материалах ценных мыслей,вдей'И опыта в школьной практике,а также обобщении и популяризации передового опта по использованию фольклорных материалов в области патриотического воспитания учащихся в общеобразовательных школах республики,определения путей ликвидации причин .порождающих недостатки в данной области, обеспечение учителей методической литературой и рекомендациями по данному вопросу .работа по патриотическому воспитанию учащихся намного усовершенствуется.
Исходя из цели я научной гипотезы исследования автор стремился решить еяедущие задачи:
- всесторонне .изучить и проанализировать перЕОИсточшнш.со-сташшдие методологическую 'й идейно -теоретическую основу проблема,(»нее ил к менее свгаанну» -с темой .исследования лецагогиче-схуж .зожслог-.таскух) методическую литературу .учебные программы I». учэб.-шчя. передовой школьный опыт, в.чявлтъ полс.татеяь-нае отрщ^то.-ъ-'.к'е сторона к на этой'основе сй'ор?.>улиро£а?й конкрэтьу»'- ,с;у-;и-л:ол;яоненгы -шгркогического Боепитания учащихся ъ ¿¿ьш;; у.нп;
- сооа-лагсгаухадие образцы ашьклорс как цек-нойпч 2я?.!яглгия2 лэ«розШска некой народной педагогики в свете даь'яы: 7ем*,2жтть недостзткк в ойкасти яспсльзогания этих об-расцо:: ь ¿ело пзти.чс1'«часкогс восватаник учащихся оСцеооразова-телл>:ц.< ¿ко.-; рзссуоллич ж уяазать пути ах преодоления;
- /капать вэз(,ух1.о«к по иезюльзошшю аатериалов народной педагогики, в том та еж а прогрессивных традиции и обычаев народа б дагл- патриотического воспитания. учащихся в процессе препода-киля различных пргдмзтоп и на внеклассных мероприятиях .подготовить соответсгвувдио педагогические рекомендации на этой основе „ . . "
Методологическую основу исследования состащязт материалистическая дпалектяка .Указания и положения об отношении к национальному ка си едко явдлксь основой для идейно-теоретического обоснования.
В ароцзссг ксояе доюнкя предпочтение отдано еяедуадим ме-тодам:педагогическоз : д йстд е н и а, п е да 1 о ги ч е око о собе седованяе , анкетирование ,опыт-црс верка .сопоставление,изучение школьных документов и теоретический анализ. •.
Исследование проводилось в трех этапах. На первом этапе были изучены связанные с темой'научно-теоретические лзрвоисточ-ниаи.ароводщось набгацеиие за школьник опытом,бши опреце лены гипотеза я обье кт исследования.
.. На втором этапе проводились беседы к анкетирование с учителями и учащишея.в свете тег.® исследования изучались школьные документы /плане.: учителей,пианы по воспитательной работе етас-снис руководителей,документы,отражающие «еропряятия ученичо- . ских организаций и т.д./,были уточнены контрольные и экспериментальные школы и класс и. К исследованию были приачечены 30
городских и сельских школ,долее 500 учащихся, окал о ТОО учителей, классных руководителей,представителей ученических организаций.
На третьем этапе в контрольных и экспериментальных классах проводились работы,связанные с научной гипотезой исследош-ния,посредством различных способов сопоставлялись полученные штериалы,которые в дальнейшем подверглись критическому анализу и систештизации.
Научная новизна заключается в разработке поставленных задач на основе требований современности,в выявлении состояния, преимуществ и недостатков учебных программ и учебников ,в раскрытии возможностей образцов народной педагогики в деле патриотического воспитания учащихся,в указании путей реализации эгих возможностей на уроках и внеклассных воспитательных мероприятиях .
В условиях Азербайджана проблема исследуется впервые.
Практическое значение исследования. В диссертации указаны рациональные пути использования прогрессивного наследия этнопе-дагогических первоисточников в современном школьном опыте и приведены соответствуйте конкретные рекомендации.Эти пути и рекомендации помогут повысить эффективность учебно-воспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ,в том числе и патриотического воспитания. А выводы,полученные из анализа учебных программ и учебников окажут содействие в усове ршенстюва-нии этих государственных документов в плане рассматриваемой проблемы. •
Теоретическое значение исследования.Диссертация обогащает теорию о сути понятия патриотизм и путях его привития учащимся новыми мыслями в свете современных требований.
Основное содержание диссертации прошло теоретическую и практическую а пробацию .Так .результаты исследования были доведены до сведения обцественности и на научных конференциях аспирантов и диссертантов, и в докладах и выступлениях на школьных родительских собраниях,а так.;е в виде ;куршльдай статьи,научных тезисов и методического пособия.
Выдвинутые в диссертации предложения по использованию материалов народной педагогики в патриотическом воспитании уча-
6.
щихся успешно применялись в общеобразовательных школах республики,в том числе в шкалах №'9,54,III ,182,240 и др„ г.Баку.
На защиту выносятся следущие положения:
- при рациональном использовании потенциальных бозшхно-
оте;'- .. л-'ериплов народной педагогики тгсно добиться эйфзктига1к результатов з деле латриотическрго воспитания учащихся;
- ьааяейачйи у сдовияш .обусковдишадкш это ,лишатся шво-пен;«;'": л целенаправленный подход к данной проблеме в школьной практике,арограад.вх и учебниках,предоставление до и после уро-коь дололнктедьной шуТорг.зции,связанно:! с учебными латеркала&я во изучешю патриотически идей в зтшпедзгогичееккх гатериа-лгх.е такхе осуществлением Бктекаэщвх из данного иселедовзкзя выьа:;оз к предложений.
Отауктува диссертации. Диссертация состоит из В2еденаяе . двух глав,общих выводов и предложений,« также из двух приложений и библиографии.
ОСНОВНОЕ ООДЕШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во вводеш'л обосновывается актуальность темы., дается краткая ¡шфорьзция об объекте,цели,гипотезе,задаче,методологической основе ,ыстодах исследования, эта пах .научной новизне .практическом а теоретической значении,а также структуре исследования.
Корешшз изменения,произошедшие в общественной и политической гхизни страну стали причиной появления соответствующих ныоансоз и в сути и задачах понятия латриотизм.Поэтому в исследования „связанно;*! с патриотическим сосайтанием, вначале необходимо разъяснеть е'угь и задачи данного понятия на современном этапе .рассматривая одновременно в этом аспекте существуюцее положение в нзшж икоязх ,а также в соответствущих учебных программ и учебниках.Поэтому I глава диссертации - "Цель,содер-жанае л задачи патриотического тспита¡шя учащихся в современных условиях" - шеввдека изложению перечисленных вопросов; Шаш состоит из двух параграфов.! параграф называется "Суй* ность понятия патриотизм и основные компоненты патриотического воспитания учащихся"„Здесь отмелется,что диалектический материализм требует рассштравать все в контексте конкретных условий,времени и моста,в постоянном развитии.В противном случае невозможно дать верну» оценку прошлому и предсказать буду-
щее.в таком же плане необходимо подходить и к понятию патриотизм.
Как известно,понятие патриотизм связано с Родиной,родной землей, на цией.А Родина .родная земля,нация - свяценные понятия, усваиваемые наш еде в детстве,глубоко осмысляемые с годами и за которые каждый готов пожертвовать жизнью. "Нет жевдины,любимее щтери и земли .любимее Родины","Для каздого его Родина слаще всех","Будь чужбина даже рай,Родина все ж лучше" - подобные пословицы и поговорки живут в сознании,душе .деяниях, в тяжелом и творческом труде,пронизывают всю хизнь человека.Изречение великого турецкого поэта Мидхата Джамала Кунтая /18851956/ "Земля,если есть кому за нее умирать - Родина!" является именно тем определением,которое очень точно,емко выражает патриотические чувства каждого-азербайджанца .Легендарные герои Аз ер- . байджана - Еабек,Джаваншир,Короглу.Гачаг Наби.Томрис.Нушэба. Ази Асланов,Кехти'ГусеГшзаде.нынешние национальные герои пожертвовали собой во имя Родины,возвысили и увековечили ее славу.
С первых дней своего становления Азербайджанский народ' бш вынужден встать на защиту своей земли,раз за разом вести войны не на жизнь ,а на смерть с иноземными захттчикаш,проявлять беспримерную отвагу.жертвовать бесчисленным количеством своих сыновей и дочерей во имя родной земли.Отголоски этого патриотизма нашли свое отражение в образцах народной педагогики, в том числе устной и письменной.литературе Азербайджана. На основе анализа высказанных в этих первоисточниках / а также в других связанных с исследованием образцах литературы/ мыслей в диссертации в очень лаконичной форме раскрывается сущность понятия Родина ; критически проанализированы высказанные по этому поводу сувдения А.Н.Радищева,В.Г.Белинского и др. -вдающихся личностей ¡характеризуются основные компоненты понятия Родина ¡раскрываются пути проявления этих компонентов в патриотизме далее отмечается.что патриотизм - это в первую очередь любовь к родной земле,ее природе,« своему народу, языку,* своим корням,Родине,готовность пожертвовать жизнью во имя Родины и своего народа.Многие ошибочно считают.что она формируется в результате лишь нравственного,или только нрав-
ственно-паиитического.или же идейно-политического воспитания. Патриотизм - это . высо*шйшее качество .формирующееся на стыке всех составных частей воспитания.
В современной эпохе патриотизм охватывает а первую очередь такие закнейшие обязанности,как усиление защитного потенциала. родной земли,укрепление .материальной-экономической базы родины, готовность защэдать нашу мирную жизнь .экологию Родины и родной язык от любого посягательства.Эта особенность постоянно прослеживается в героической летописи нашего древнего народа.Как в свое время пламенным мечом Джаваншир отсекал грязны? руки,тянущиеся к нашей земле,как Бабек своими молниеносныш а та га ми разбивал арабские войска, стремящиеся захватить Страну Огней,1®к -одно лкиь упошнание имен Короглы' и Гй^аг Наби приводило в панический укас врагов,так и теперь с такой же отвагой и героизмом сыновья Азербайджана защищают покой и счастье своей Родины. Шехвды,пожертвовавшие собой в борьбе с армянскими экстремистами - вечная слава нашего народа,его кровная память. .. - Воспитание патриотизма в школе является очень обширной ■пробяемой.Обьемы жраграаа не позволяют охватить "все его сто-роны.Яоэтому здесь речь вдет только об определении основных компонентов патриотического воспитания учащихся /т.е. цели,содержание .задачи,организационные фэрмы,способы и средства/.
Цель .-.это категория, создающая систему .Она определяет содержание ,а вместе с ним.й задачи. Цель патриотического воспитания учащихся в школе - ссоршрова.нио ребят в таком духе, чтобы они питали сыновнюю любовь к родной земле,природе.заботились о ее зените и процветании,а если понадобиться,были готовы отдать свою.аиэнь во имя Родины,любили и уважали не только свой,но и дружественные народы,гордились древним -прошлым своего народа, •глубоко изучили-его историю и географию й пр.
Что же касается содержания патриотического воспитания' учащихся .сюда1 в первую очередь входят следующие качества;
- быть готовым я службе в рядах Национальной армии;
-дорожить памятью шехвдов,погибших в борьбе за свободу,независимость и территориальную целостность Родины,посещать их могилы;
- по мере сил участвовать в усилении оборонного потенциала Родины,оказывать посильную помощь семьям шехвдов;
- любить Родину сыновней любовью,гордиться своим гражданством;
-действовать во иш раз вития, благоустройства, укрещения материально-экономического потенциала Родины;,
- любить родной язык,оберегать его чистоту;
- знать,беречь.хранить и обогащать все прогрессивные особенности,обычаи и традиции,сохранившиеся в наших корнях;;
- всесторонне знать историю.географию,природу Родины;
- с уважением относиться к религии„историческому наследию, в том числе и фольклору своего народа;
- участвовать в оздоровлении экологии региона;
- проявлять гуманность к своим согражданам, а также ко всем другим нациям,уважающим нашу Родину и пр.
Создание благоприятных условий для привития всех вышеперечисленных 'качеств школьникам нходит в задачи патриотического воспитания. '
В число компонентов патриотического вобпитания входят и его методысредства и организационные формы.Первейший долг учителя, воспитателя - конкретными делами и поступками укреплять патриотические чувства и убездения учащихся,умело и целесообразно используя кагдцй из этих компонентов.
Успех патриотического воспитания в целом зависит от всестороннего и умелого воздействия на личность учащегося - на его сознание,саеру эмоциональной и волевой деятельности.В этом плане использование штериалов народной педагогики в воспитательной работе имеет неоценимое значение,так как они являются сводом законов о жизни и вечности.Как же они используются в современных школах?
На этот вопрос отвечает П параграф исследования - "Нынешнее состояние использования штериалов народной педагогики в патриотическом воспитании школьников и причины этого".
Так как состояние .характер проводимой в школе учебно-воспитательной работы в значительной степени зависит именно от учебных программ и учебников,, автор вначале подвергает анализу эти документы.Выясняется,к .примеру',что "Программы для 1-1У классов общеобразовательных шкся" неудовлетворительны в плане рассматриваемой проблемн.Праода,в програмшх и учебниках пред-
■ усматривается ознакомление учащихся с историческим наследием народа.Например а учебнике П.класса приведены 78 пословлц,22 загадки,I элегия,9 сказок84 баяты,2 саячы сезу.а в учебнике 1У ' класса - 35 пословиц,15 загадок,? баяты/2 анекдота,5 сказок,2 скороговорки,ц других образцов фольклора /количество подобных примеров в учебниках I и Щ классов намного меньше/. В этих уг;еб-никах приводятся примеры различения фольклорных жанров.Одна ко в них отсутствуют требования по разьяснению,воспитательной роли фольклорных образцов.Очень шло также задач и вопросов,способных развивать интеллектуальную деятельность учащихся во взаимосвязи с этими образцами.К примеру,в учебнике П класса всего 2 задачи и 2 вопроса по фольклорным образиэм.Не лучше положение и в других учебниках .хотя большее количество заданий и вопросов, побуждающих к поиску .овладению новыми знаниями,осознанию педагогического-значения штериалов народного творчества пошло бы на ' пользу и учебникам и учащимся.
Вызывает недовольство и тот фвкт.что в последние годы в учебных программах и учебниках все меньше отводится места фольклорный о^вдхрм.яаляэдалад ценным этнопеяагогичесвим материалом, С другой стороны,включаемые б учебники примеры не подвергаются гадательному отбору в контексте патриотического воспитания. Для наглядности достаточно взглянуть на приведенную ниже таблицу:
Классы Темы,изучаемые по . фольклору
Время,-отводимое на изучение по программе
Произведение, рекомендованное для внеклассного чте ния .
У
Сказки:
"Всадник на белом коне", "Заработанный руСяь" Пословицы и загадки
У1 "Тайна дружбы" /сказка/
УП Отрывки из эпоса "К ороглы" -/"Алы киши","Приход Демир-чиоглы в Чеш!.1бель*у
УШ Устное народное творчество Эпос " Кита би-Д еде Цэргуд" Ограбление домэ Гйзан хана". . '
ТХ Эпос "Корогли"."Кйк Хамза увел Гырат". ___
5 ч.
3 ч.' 2 ч.
44.
2 Ч.
• 4ч.
3 ч.
"?ДуДРий дед", "Бей,моя палка, бей"
"Про Ибрагима -сироту"
Эпос "Короглы" полностью
Ьйк видим,по курсу литературы школьники изучают (Фольклорные материалы только з У-1Х ¡массах,на что отводится з ойцей сложности 33 часа .Так как в Х-Х1 классах о бра зци устного народного творчества воойце не изучаются,количество часов, отводимых для изучения этой вэннейяей области за 5 лет .нельзя считать удоалетворительным.За эти '23 часа в программе только однадды упоминается слово "патриотизм" - при изучении эпоса "Деде Юр-гуд" ¡"Изучить патриотические мотивы в эпосе".
В учебной программе не наили своего отрзления образцы 'на- ' родного творчества о воспитании,особенно прививпщче патриотические чувстш.
Рассматривая наши программы и учебники со дня ж составления,:.® заметили явную тенденцию к уменьшению обьеш и времени, отводимого для бесценных образцов народной педагогики.Результатом этого стало явное снижение уровня знаний учащихся в области фольклора .неудовлетворительность знаний,связанных с народной . педагогикой в целом,что и выявилось в ходе наблюдений.
В объяснительном листе программы не указывается на большое • воспитательное значение этой работы,на необходимость ее осуществления, не напоминаются необходимые мероприятия в этой области вХ-ХТ классах,не ставятся требования к знаниям учащихся тех классов,в которых изучаются связанные с темой образцы устного народного творчества.
Нехарактерны и предусмотренные для изучения темы.В У класса повторяется целый ряд пословиц,которые уке изучались в предыцу- . «их классах.Предусматривается изучение мифологии,но - грече ской Ребята задают вполне обоснованный вопрос:-почему не изучаем Аз ербаццнанекую мифологию? • -
Долгие годы в учебниках изучается рассказ покойного писателя м.Рзакулизаде "Материнское молоко,горны^ цветок",а школьникам разъясняется,что рассказ написан по мотивам эпоса "Деде 1Ъргуд".Мезду тем,возраст и уровень знаний нынешних школьников вполне позволяют изучать. "Рассказ о Бугадже.сыне Дирсе хана", где и описана эта история.Наз ванный выше рассказ занимает в учебнике довольно большое место- стр.38-48. Примерно таков обьем и соответствующего -"Рассказ"а из "Китаби-Деде Горгуд". Следовательно,более целесообразно я логично обращение к перво-иегочншеу. ; - ■.' .' ; . '
К сожалению,в этом массе'среди материалов дня внеклассного чтения такие отсутствуют образцы Азербайджанской этнопедаго-гики. ^ ,
Нельзя считать удовлетворительным и положение дел в УТ классе .Здесь изучается всего один образец фольклора /сказка "Тайна дружбы"/, а среди материалов ш внеклассному чтению образцы фольклора вообце отсутствуют.
В УП классе предусматривается изучение двух отрывков из эпоса "Короглы": "Алы киши" и "Приход Дешрчиоглы в Чешшбел". И здесь "Приход Дешрчиоглы в Ченлибел:" такие не соответствует определению,приведенному в программе - "Борьба за освобождение народа .Короглы - народный герой".Так как в. этом отрывке главным героем выступает не Короглы,а Демирчиоглы.
В этом классе также среди материалов по внеклассному чтению ■ образцс'.фолькяора.
Более удовлетворителен с точки-зрения теш исследования ЛИ класс.
• Однако и здесь слишком велика нагрузка на 2-х часовой материал программы: "Устное народное творчество/;?ч./.Устное народное творчество и его основные особенности.Классики ыпрксиз-ла-ленинизма о фольклоре.Оценка .данная [/¡.Горьким устно;,у народному творчеству.
&знры Азербайджанского устно!« народного творчестьа/нес-ни, колыбельные ,баяты, пословицы, за 1здки,иого юрки, сказки, сказания ,зпосы и т. д./.Основные особенности же форм и содержания, главные художественные особенности.
Ашугское творчество,как неделимая часть устного народного творчества".
Как видно,невозможно за два часа охватить все эти вопросы,глубоко изучить их в литературно-художественном и педагогическом аспектах .А некоторые из них, в частности раздел "Классики юрксизмэ -ленинизма о фольклоре". необходимо исключить из программы.
-В этом классе предусмотрено изучение "Рассказа об ограблении дома Разан хана " из эпоса "Китаби-Деде Горгуд". Среди материалов внеклассного чтения образцы фольклора отсутствуют.
В IX классе также изучаются образцы устного народного
13.
творчества. .Здесь лредуслитривзется обзор на тему "АзербаРдаан-ская литература ХУП-ХУШ веков" ,иа что отводится 2 часа.Несом-кеглс ,что за такой короткий отрезок времени невозможно изучить столь обширный материал и довести до сознания учащихся содержа-. "!-'йся з нем педагогический литерная.
3 этом классз предусматривается изучение отрывка "Как Хам-зз увел Пзит" из эпоса "Короглы",нэ что отводятся 3 часа «Одна-то ?: здесь з соотзетствугач'ем разделе программы имеется целый ряд нздостатяоз.
Проведенные наблюдения и собеседования эче раз подтвердила, что требования программы по, сбору образцов фольклора .являю-■дезгося бесценным памятником народной педагогики,изучения допол-ячтельних материалов неудовлетворительны. в плане овладения учащимися соответствующим! знания!® и навыка},® патриотического воспитания. По нашему шенш.для того, что бы добиться соответ- ~ ствупчего требованиям наших дней перелою в этой области,необходимо по крайней мере выполнение следующих требований:
т. 3 программе начальных классов раздельно предусмотреть для каядого класса предоставление имеющих педагогическую направленность знаний,связанных с устным народным творчеством.Необходим ввести в учебники больше прекрасна образцов Азербайджанской народной педагогики.принесет пользу возможно частое обращение к связанным с патриотизмом образцам. •
2, Нельзя допускать в учебниках повторения отдельные образцов.Нельзя видоизменять наследие предков,школьники должна знакомиться с древними заветами в их первозданном виде - это боле е полезно и содержательно.
3, В объяснительном листе nporpai.if.iu по литературе необходима выразить отношение к устному народному творчеству в отдельном абзаце.отметить педагогическое значение этой бесценной сокропи'ницы и дать ей высокую оценку.Необходимо выбрать из каждого крупного произведения отрывки,соответствующие возрасту и знаниям учащихся,соблюдая при этом закон дидактики "от простого к сложному".
4, Необходимо заменить включении*'в программ У класса греческий миф АзербаЯ даанским /напри'лзр "Камень Короглы"/ ,а вместо рассказа "материнское молоко,горный цветок" изучать "Рассказ о Бугадае,сыне Дирсе хат" из эпоса "Деде Горгуд".
14. '
5. Рекомендовать для впеклассного чтения не две сказки,8
"Азербайцжанекие сказга" в целом,что соответствовало Он пожеланиям учащихся.
6. Эпос "Гачаг Наби",обладающий.наряду с другими качествами ■ и во спита тельним значением .довольно, длительное время бил незаслуженно исключен из учебников и.даме не рекомендовался для внеклассного чтения.Необходимо устранить этот недостаток. С этой целью .например„предусмотреть в программе для 71 классов изучение отрывков из эпоса "1Ъчаг Наби" ачесто сказки "Тайна дружбы" /' в У классе школьники уже получают достаточно инфорш-ции о сказках/. А сам эпос в целом можно рекомендовать для внеклассного чтения.
7. По нашему мнению,нет необходимости изучать в УП классе отрывки из эпоса "Короглн". В этом классе необходима изучать тему "Устное народное творчестао"/2 ч./,включенную в программу УШ класса.Сюда должны входить следующие темы:"Устная. народная литература и ее основные особенности.Канры Азербайджанской устной народной литературы. Основные особенности их форм и содержания,художественные особенности.гшрчество ашугов,как неотъемлемая часть устной народной литературы."
8. В УШ классе целесообразно изучение только "Рассказа об ограблении дош 1азан хана" из эпоса "Китаби-Деде 1Ъргуд". К тоцу же нет необходимости в параллельном включении в программу критического текста эпоса.Полезнее использовать в виде современного текста тот,который обработан Ф.Зекналовым и С.длизаде в соответствии о нор нами современного Азербай джанского языка.в учебнике необходимо привести анализ эпоса и характеристику образов не только в аспекте литературы,но и народной педагогики.
9. В IX классе целесообразнее изучать отрывки "Алы киши" и "Приезд Хасан паши в Ченлибель" из эпоса "Короглы",так как они имеют несравненное значение в патриотическом воспитании,а сам эпос в целом рекомендовать для внеклассного чтения.В этом случае будет устранено повторение,имеющее место при изучении эпоса "Короглы".
ТО. В X классе необходима привлечь учащихся к сбору созданиях в патриотическом духе,но еще не записанных образцов устной народной литературы.и этой целью в программе необходимо предусмотреть специальную тему.
IX о В XI классе будет полезным изучение краткого обзора ,яо-сшчешюго якзкй к -гзорчеству ученых, запинавшихся еборомсиселе-доЕЗНйем образца» ¿гврбафсвксяой устной народной литературы, здазэвтас -к? ¿го-г.-.гтаго озхрозкда достоянием будуар поколений.
Д глгвг. УЛсс:' чззквяется "<$ормы и путч цепельзовзнпя образцов подпой -л'-аоглкй а патриотическом ас слита ши уча-дях-зя"* Згз глззз Го.ла -о его*-? ;1з двух параграфов.б пэрго« гэрзг-рзйз ¿«просч "««шьзоезезя :.а?ерпалов народной»
леетгогаяя з сбутоння г плане патриотического 20 скита-
ния" оаналпгпрустсл лекоторнк школ в этой области,
. Наблюдения. покрыв;::!?, что ¿~лз з I классе .пссле изучения алфавита д?,т.ч аос^едетегм ровного языка .детских книжек л при пожил утчвжя зезкзмяйся с цели.".; рядом образцов фольклора - схоро-хъроркат,пасшая,со'яг&'.ю'.с! л загадке .'.а.В дальнейшем,яо указанию учителя они стара»тся ксгаяьзозать эта образцы з своей речи при пересказе содержания просмотренные яариш,лультйильшз«дна-фальмэв.а также а рассказе об увиденном зо время прогулки,экскурса«.Чзсто родители оказывают в этом деле детям большую по- , ;,шь.Шогие передовик учителя оовершенно справедливо высоко сце-. иявзят воспитательную роль ьатериалов наводной педагогики .в частно ста образцов фольклора,в развитии связной речи у детей* я стз-рзэтея.по мере аозмогдостей^обучять младоях школьников различна пословицам,загадкам,балги,которых нет з учебниках.Можно назвать учатглеЛ,таких .как Зулс^а Габибога /юк.:« ,-232 Сураханекскз района/, Сиадуззр 1Улнев5 /окл? 64 Наси.'жшкого района/.Имэмзерда Аби-' лов /шк.:5 I.Нефтечалпиский район/,а тат®з целый ряд учителей различных бакинских школ -И.Шмедова /В 240/, З.Еулаткз /Гз 9/, С.Зей калова /'"- 187/ и др. ',1л опыт указывает учащимся путь к богатейшей ж несметной сокровищнице воспитательного значения -кладези народно;} мудрости.
Опытные преподаватели начальных классов раз в неделю во время занятия,отве-денного для развития речи,проводят со школьниками занятие вод названием "Из рассказов наш® дедов и бабушек" .заносят изучаемые образцы в одноименный альбом,стараются, чтобы их усвоили и остальные учтдиеся.Эта работа начинается в Т классе и продолжатся на протяяенаи обучения з начальных _ классах.По мере того,как развивается речь ребят,ускоряется чте-
ние.появляется привычка самостоятельно знакомиться с детскими ккюкками.они проявляют все больший интерес к образцам фольклора .А это многократно усиливает их патриотические чувстга.
В соответствии с подготовленным исследователем материалом, учителя начальных классов при изучении темы "Каэдому его година сладка" читают отрывки из одноименной сказки,при помани вопросов закрепляя изученное, гебятз учат наизусть пословицы из учебника. Затем они обращаются к учащимся и получают от них информацию о прочитанных ими сказках на эту тег^.цодобный опрос развивает речь ребят и способствует усилению у них интереса к фольклору.
тем же способом в старших классах учащиеся выбирают образцы Азербай дла некого фольклора .посвяпенные године,читают дополнительную литературу при изучении эпоса "лигаби-Деде Горгуд",стараются походить на героев эпоса "лороглы" ,кля нутоя посвятить вш жизнь делу процветания годины.передовые учителя,знающие,что патриотическое воспитание является сегодня наиважнейшим Фактором, нацеливают своих воспитанников на таэрческие поиски в этой области.Они указывают на то,что народная педагогика - фольклор состоит из огромного количества примеров.Для того,чтобы дооить ся положительных результатов,неооходимо выбрать среди них те, которые сохранили свою актуальность,могут оказать и познавательное,и воспитательное,и прогрессивное воздействие.
С целью оказания учителям действенной помощи в данном вопросе .автор во втором параграфе а главы /"использование этнопе-дагогичеоких материалов в патриотическом воспитании учащихся
ю внеклассной раооте"/ рассматривает формы работы,целесообразные для организации свободного времени учащихся.подобных лорм очень много и они разноооразны .Часть из них проводится в жизнь индивидуально,часть - коллективно,а часть - в виде кружковой и клубно-музейн ой работы.ипираясь на передовой школьный опыт автор характеризует .анализирует и обобщает наиоолее распространенные из них в свете темы данного исследования.
На различного рода мероприятиях при помзди опыта-проверки .определяется степень влияния .материалов народной педагогики в деле патриотического воспитания и это находит отражение в соот -ветстврвдих таблищх.
При оценке эффективности использования зтнопедагогических штериалов с целью, патриотического воспитания учащихся как в
процессе обучения,так и зо внеклассных мероприятиях.основным
мерилом считалось повкоенке интереса учащихся к этим «триала м» а также уровень овдздежя ага яошоцеигомь соагамяадая содер-. *лнне патриотического госкгпг" \
осйоеше З'БСЙ.; п.'яшхат:
Так 13к з кокцз к:.:догс лгглгф л лээдой глаз« обобластоя Результаты проведенных лосле;..^озгорт^йия ни ограшгшвзеися коястзгзкпеи :сз!:сго шке:
Лсслодошпие подтвердило ,гс?отг.Л::эсть вьяЕпнутой гипотезы. Зыясиглось .что денстштш.'Ь.'о :
- и каш дни содержание яатггзтлчйского восяита&ад учащихся ооохзккоеь нови,я :;ачостш:^.Б у-л-с.::::: ЛзсрбзЩракз эта ло:ш-тпе охватывает подготовку к елулбе в рдах Кацясиэльной ардяп, д-..оро зольное участие в воГшс зз ссхтз::снко герряторкзльной целостности,в защиту суверенитета я нсзадззсимостк Родины,глубокое угепоша? к памяти шехадоз,рсд;;.с!П' язгсг/ ,гзроиспогеда:ша народа, к его историческому наследию и корня.!,гезрогздекие прогрессивна обычаев л традиций исторического васяадая и др. качества;
- ¡/-олыезорные образцы,явчяздиесл бпецеинш достояняе.ч Азер-<Й1'Х лиской народной педагогики,обладает '¡.'ирочаЛ-пуя эозмозно-сплгл для привития' утаимся этих качеств. В этих образцах на или свое вэгиаценко и додчя до гаяи>: дней стяга пике' с шогоаекошй любовью к родной зе.вде идеи,мысли л опыт нашего народа;
- при продушнгюм.рзциональном яскользовзнии этого опыта, пдеч л мыслей в процессе обучения и то внеклассной работе .дело по цтгркотпческому пэсшггаши учмпхея продвигается успешно;
- в г:колах республики иеггло учителей,высоко оцеяяктчих и
ю нспольэукг.их огромные восиитательние кюмэжности образцов ыродаоЯ педагогики в расч>?е по пятриотическоку воспитан;»;
- однако,в ;>то:! области ?люхх> недостатков. 1машой причиной некомпетентности подаотяоиего большинства учителей является отсутствиесисюрекенного изучения л ободтенил передового опыта в использовашш--в патриотическом воспитании этпопсдагогических г я те риалов, неинп ормцтова нно сть педагогической общественности, в результате чего учителя лигаются розт'дюсти пользоваться !,тик полезным источником;гочти отсустдуют рекомендации,газетные и .'.чурглльнке статьи, спо со бит ошпштв учителям штодоггосгу»
ie.
пошць в связи с этой тедай;в учебных программах и учебниках не отводятся достаточно места для изучения образцов народной педагогики, материалы по патриотическому воспитаний из этой богатейшей оокровицнщк находятся lia втором плане.Во включенных в учебники. образцах фольклора не .нашли своего отражения материалы, связашше е любовью к Родине .защитой от иноземных захватчиков, борьбой за освобовдешге народа, боремнш.; отражением к своей Родине к ее истории;изученне,прошговда образцов народной педагогики ка иа культа тиши к занятиях,в крукках находится га нулевом уроша;крайне слабо организована работа по привлечению учащихся к тюрческой работе по систематизации этнопедагошческих ште-р&аяов;не на долитом уровне работа по использованию свободного времени учзчихся для сбора .изучения и пропаганды образцов народной педагогики к пр.
Согласно результатам исследования,для обеспечения успеха в деле воспитания учащихся в духе патриотизма посредством образцов народной педагогики .необходимо выполнение следующих предло -крний;
- отвести в учебниках и учебных прохраммзх большое место образцам народной педагогики .особенно материалам,способным сяудить патриотическому воспитанию ;
- в процессе обучения выдвинуть на передний план воспитатель-Ник характер материалов народной педагогики;
- во время внеклассных работ на основе разнообразных мероприятий /эти мероприятия указан» во и главе диссертации - л.М./ ши -рода использовать юзшкности,предоставляемые «¡олыморными образца ми .обычаями и традициями,созданными нашим народом на про- -тяженик веков;
- необходимо обучить учащихся умению связывать с сегодняшним днем имеющих воспитательное значение обычаев и традиций,а также описанных в образцах устного народного творчест® и пропагандируемых в них мислей и событий и делать правильные выводи;
- привлекать учащихся к активной работе по поиску и сбору неизвестных и малоизвестных материалов народной педагогики;
- изучать и распространять опыт работы у читал ей, проявляющих истинное творчество в этой работе и обладающих большим опитом;
- подготовить наглядные по со бия, иллю отпиши по содержанию иэучдемух сказок и эпосов;
ту.
- оиуйлтзтзтъ довестк ко уч^адей сэмне полезные ?-сся'уго~ зангя Л'; данной еï
- обзспп-Tiiïs ''олк^зетк.:»'. и лг, \пы,
•■ л ^srr-r- -г .т-!,305сктб1гз:. •Mic-j'iívrax .
ггк^: i\---.v/v:v7_ ..-peaje логжэчлд .-сшлv. lifter г: V,год ¡'--агогике л ".Д,
0с::о-¿'юл г 1 свес ■■ г-■
' луал'-'-кзs
L« ^OWTC'J-'V" г-п-'-'!--.. Гуонз;; "í-c :/л',
s, îîcixc»<025:sîs педагог;»« в
глчгсзоя воспжг.ят ; vr ; гс-я.Тсгзсз XÏÏ рескуйткйзк наукой лснфеуонш::; ?а':г,'лятса зкеоих ажоя Азербайджана «Езку,1991,ста.:;3.
3.0 so cares шя у р-гяихлг туистз з процессе юсии'г?ет?я.
роспуслпдглслои юу-зно-ярахтичвсяой зоафзреет.ж на "Наука ncmtvtnnw :х игольный отйгп,Взду,180Х.
4, ó форг.пфо-а нет алчности учатехя. Газета "Бнлитс",;:> Ю/ 1932, - •
5. Сормн я пут.*! аспсльзонзпя.- гатвриалов народной г.глагогл-
з яосписания учяцжс*-; ? духа кагркотазш s пр-здьзсе внеклассной pa йота. Ь??сдпческое пособие. Баку .ТУУйч, S3 стр.