Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Апакаев, Петр Андреевич
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Чебоксары
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Историко-педагогические и этнопедагогические основы демократизации образования», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Апакаев, Петр Андреевич, Чебоксары

У/" 00' Л"':. . /

Марийский -государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской

На правах рукописи

АПАКАЕВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ( на материале марийских национальных школ )

в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук

ЧЕБОКСАРЫ -1998

Официальные оппоненты:

- доктор педагогических наук,

- доктор педагогических наук,

- доктор педагогических наук,

профессор Андреев В.И. профессор Максимов В.Г. профессор Ханбиков Я.И.

Ведущая организация - Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.

Защита состоится 17 июня 1998 ' чс,.;- заседании

диссертационного совета Д 113.6? кию ученой

степени доктора педагоггч Чувашском

государственном педагогичен. Яковлева

по адресу: 428000, г. Чебоксары, \ „8.

С диссертацией в виде нг 'омиться

в библиотеке института.

Диссертация в виде научна гнч 1998 г.

РОССИЙСКАЯ

госу^ственндя

с

У/у & 3 О

Ученый секретарь

диссертационного совета, .

профессор —7 Павлов И.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Демократизация общества, определяемая как власть народа во всех его звеньях, вносит новые ориентиры и в содержание деятельности образовательных учреждений, теорию педагогики и практику педагогической работы. Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992) и другие нормативно-правовые документы последнего десятилетия предусматривают пересмотр всей системы образования и его теоретико-методологических принципов.

Демократический и Гуманистический подход к воспитанию ребенка во все исторические времена приковывал внимание передовых представителей педагогической мысли. Витторино да Фельтре, "первый школьный учитель нового типа", Я.А.Коменский, А.Дистерве г, Ж.Ж.Руссо, КДУшинский, Л.Н.Толстой, а также И.Я. Яковлев, С.А. Нурминский смотрели на воспитуемого как на личность, со своими правами, интересами, достоинствами, увлечениями; они были сторонниками демократического направления в системе обучения и воспитания, широко опирались на педагогическую мудрость народа, черпали в ней силу, опыт. Государственную форму организации воспитания они не мыслили без учета педагогических идей народа. Их учение было продолжено в дальнейшем в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, П.П.Блонского, ВАСухомлинского и современных теоретиков и практиков педагогики.

Демократизация образования,создание и развитие национальной школы как один из путей демократизации образования, . формирование человеческой личности в условиях демократизации общества немыслимы без конкретизации и "оценки педагогического наследия прошлого, выяснения его отношения к педагогической культуре настоящего и будущего "(1), предусматривают взаимосвязь теории педагогики, практики.) образования и этнической педагогики, народного.опыта семейного воспитания.

Действительно,; в истории развития и становления образования народов мира все : большую значимость и актуальность приобретают , - исторический <"<.-.: опыт

предшествующих поколений, так много сделавших для сохранения и развития основ народного воспитания, их борьба за национальную школу и глубокое осознание того,

что образовательная политика на демократических началах может быть осуществлена лишь в правовом обществе и лишь в нем становится адекватной реальной социальной жизни. Можно согласиться с тем, что "залогом нашего прогресса в области образования и воспитания является выполнение одного непременного условия - постоянная опора... на свои культурно-образовательно-воспитательные традиции, на этнопедагогику, на критическое осмысление и освоение зарубежного опыта с непременной-г ориентацией на непрерывное творческое саморазвитие наших отечественных образовательно-воспитательных систем", что "евразийский контийент выступает как самодостаточное пространство для синтеза и диалога самобытных культур проживающих на нем народов и народностей "(2).

Исторический опыт показывает, что демократическая программа в образовании не может быть не ориентирована на воспитание и обучение человека как носителя традиций и обычаев, в целом, духовной культуры народа. Она опирается на этническую педагогику, которую академик Г.Н.Волков рассматривает как "непреложный факт демократии": "Настолько значителен этот по сути своей факт, что ее вполне можно назвать явлением, более того, феноменом истинной демократии не только в сфере образования, но и в сфере воспитания, формирования личности в целом "(3).

При изучении методологической направленности научных исследований в области этнопедагогики Г.Н.Волков, считая демократизм одной из особенностей воспитания, подчеркивает, что "народная педагогика формировалась как протест против официальных государственных педагогических систем, отражающих интересы правящих классов.Она складывалась в процессе воспитательной работы широких слоев трудящихся. В ней представлены, педагогические взгляды и опыт трудового народа. Это определяет классовую приверженность и демократическую природу народной педагогической мудрости"; отсюда, по мнению ученого, "демократическая сущность народного воспитания обеспечивает преемственность его основных идей, форм и средств и т.д. Они, будучи, прогрессивными по своей природе, передаются из поколения в поколение, развиваясь, обогащаясь и видеоизменясь. Идеализация или игнорирование народного опыта - воспитания - крайне недопустимы "(4).

Итак, проблему школьного образования невозможно решить без учета многолетнего опыта народа по воспитанию человека, как, впрочем, невозможен и односторонний подход к воспитанию детей только в семье.

Тема диссертационного исследования, представленная на соискание ученой степени доктора педагогических наук в форме научного доклада, является актуальной и в аспекте истории образования Марийского края. Она раскрывает недостаточно освещенные и в научном плане мало разработанные в истории педагогики и школы края концептуальные основы данной проблемы с современных позиций, а именно, с точки зрения этнопедагогических основ демократизации образования.

В связи с выдвинутой проблемой охвачены четыре исторических периода: первый - с открытия первых школ на территории Марийского края до первой половины XIX века -это развитие образования "в условиях кризисного состояния и надвигавшегося перелома в жизни народа "(5); второй - со второй половины XIX века до 1917 г. - время бурных общественных движений и острых социальных конфликтов, становления и развития передовых демократических идей, реализации педагогических и этнопедагогических идей в школьной практике, роста интеллектуальных сил страны; третий исторический период в развитии образования - 20-е и последующие годы, вплоть до 80-х годов, если начало его обозначено расцветом теоретической педагогической мысли в стране и в Маийском крае, демократически и гуманистически направленной, ориентированной на единую трудовую школу как тип советской школы, то в 30-е годы развитие школы идет § условиях тоталитарного государства, а далее - в условиях строительства .социализма под руководством коммунистической партии, в русле единой марксистско-ленинской идеологии; четвертый этап - 90-е годы - это современное состояние теории педагогики и школьной практики, этот отрезок времени можно охарактеризовать как эпоху возрождения демократических и этнопедагогических основ в обучении и воспитании молодого поколения.

С одной стороны, школы Марийского края всегда были неразрывной," составной частью российской системы образования, общественно-исторического процесса, с другой стороны, они имеют свое специфическое историческое развитие. Это были учебные заведения, отвечающие духу

своего времени. В школе, как в зеркале, отражалось все, что было характерно этому времени: и положительное, прогрессивное, и негативное, не отвечающее истинному назначению воспитания. Следовательно, проблемы образования, воспитания, в т.ч. проблемы народной педагогики и первые опыты обучения грамоте, должны изучаться на широком историческом фоне, во всех их проявлениях и взаимосвязях, с учетом взаимообогащения материальной и духовной культуры разных этносов. -В свою очередь, на основе изучения педагогических и просветительских идей того или иного народа и выявления в них прогрессивного, положительного можно создать представление об исторических явлениях в духовном развитии народов.

Чем жила в сложные периоды своей истории марийская школа, что питало ее и что отдавала она народу, обществу ? Таковы главные вопросы научного доклада, определившие основные направления диссертационного исследования в целом. Основная задача автора состояла в том, чтобы охарактеризовать возникновение и развитие

просветительского движения в Марийском крае, определить особенности становления демократических основ в теории и практике учебных заведений, пути и этапы демократизации образования.

Демократические преобразования на современном этапе развития образования проходят достаточно активно, но неровно, прежде всего из-за неразработанности этой проблемы в теоретическом аспекте."Живучесть" старого, авторитарного, понимания переустройства общества, с одной стороны, и отсутствие опыта демократизации общества, адекватного представления о демократии и вытеснения многих важных нравственно - этических ориентиров в угоду «постмодернистских» и . «постиндустриальных» ценностей, с другой стороны,также- затормаживают прогрессивные сдвиги развития общества и, в частности, образования, по подлинно демократическомуг пути. Отрадно то, что в поиске новых решений задач большую активность проявляют учителя, задействованы в это и органы управления образованием. В условиях современного общества, ориентированного на демократические основы, продолжается реформа школьного образования, идет пересмотр всей системы образования и воспитания.

Демократичность в образовании и просвещении народа невозможно изучать вне связи с фольклором, языком, обычаями и традициями, которые непосредственно ассоциируются с понятиями "народность", "нравственность", "гражданственность". Указанные формы функционирования духовной культуры народа затрагивают душу каждого человека, формируют его миропонимание, мироощущение, мировоззрение - в основе их - национальное начало, а также уважение к другим народам, законам общечеловеческого бытия. Народный опыт воспитания ориентирует учительство на формирование личности ребенка на основе народных традиций, с опорой на богатое устно-поэтическое творчество народа, отражающее многообразную, разностороннюю жизнь народа, как верно замечает профессор И.В.Суханов, "образ жизни наших далеких предков, их представления о мире, воспоминания о неизвестных народах, вымерших животных, геологических, климатических изменениях; события позднейших времен - миграции, борьбу за территориальные рубежи, национальное единство, отголоски верований, морали, обычаев, правовых норм, общественного устройства и многое другое "(6). Уже в недрах старой, официальной школы имелись элементы воспитания детей в духе народного гуманизма, на основе национальных традиций и нравственности, что в дальнейшем получит развитие. К.Д.Ушинский подчеркивал, что "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... "(7).

Под демократией понимается форма государственного устройства, основанная на признании народа источником власти, на принципах равенства и свободы граждан.

Демократизация в системе образования - это работа профессионалов - учителей-единомышленников по социально-педагогическому заказу демократического общества, в основе которого лежат общечеловеческие принципы и мораль, народные нравственные устои, в основе которого - уважение к человеку.

Результат влияния демократии в обществе на процесс образования - это свобода творчества на началах гуманизма, с учетом духовной культуры, нравственных устоев народа, это создание условий для экспериментов и широкого

исследования мира человеческой души и разума. В свою очередь, демократически направленное образование способствует реализации принципов демократического общества, а именно, свободы слова, вероисповедания, свободы и равноправия личности, языков, культур и т.д.

Цель демократического образования состоит в том , чтобы сформировать независимых, нравственно устойчивых, любознательных граждан с аналитическими взглядами, одновременно обладающих глубокими знаниями правил и практики демократии, истории предшествующих поколений, духовной культуры народов.

Идея демократизации образования гуманизирует всю учебно-воспитательную работу, воспитание приобретает общественно-народный характер. А "общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно носит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов (...) словом, на всю его историю "(8). Отсюда ясно: нельзя смешивать демократию с кратковременным эффективным управлением школой, это может усилить ощущение безысходности как у учащихся, так и у педагогов "(9).

Изучение истории жизни сторонников демократизации общества и школы, выдающихся представителей народа, известных просветителей-педагогов дает возможность выявить главное направление их деятельности, сущность их личности: высокую культуру, целостность, единство слова и дела, самобытность внутреннего мира, умение передавать нравственный опыт другим, дойти до собеседника и понять его и т.д. Эти же качества они воспитывали в других, побуждали в народе потребность учиться, трудиться, прививали гуманные чувства - все это делалось во имя человеческой личности. А личность, по словам кинорежессера С.А.Герасимова, "это мировоззрение и индивидуальные особенности дарования, и обаяние, и отзывчивость, и (...) глубокая культура, помноженная на любовь к человеку, а также понимание необходимости постоянного самосовершенствования "(10). Формирование такой личности возможно лишь при полной ее свободе, в условиях демократического общества. Нельзя не

заметить также то, что "современное функционирование традиционной культуры воспитания, народной педагогики... возможно лишь в условиях . национальной свободы, суверенитета, независимости "(11).

Просветители народа сами учились у народа, а обучая свой народ, делились с ним демократическими идеями, все тем, чему учил народ, ибо, по словам Г.Н.Волкова, "народная педагогика выражает общественное самосознание народа "(12). Стало быть, как пишет. К.Н.Сануков, "речь идет не просто об открытии школ, появлении учителей, обучающих детей чтению, письму и счету. Речь идет об идейном движении, основанном на устремлении к Разуму, общечеловеческим нравственным ценностям, на вере в возможность переустройства общественной жизни, жизни человека труда "(13).

Итак, демократизация образования - явление непрерывное, предполагающее новое мышление, новое понимание сущности человека, новый взгляд на учебно-воспитательный процесс. Педагогическая наука, учитывающая этнопедагогические идеи, по-новому определяет содержание школьного образования, основой которого должны стать,: с одной стороны, народная, национальная* а с другой -общечеловеческая культура, ценности мира. Практическая реализация этой содержательной модели в полной мере возможна лишь при юридическом определении концепции национальной политики и организации национальной школы, выступающей как средство приобщения, погружения человека в родную культуру, контакта и взаимообогащения с культурами других народов. Это, в свою очередь, могло бы способствовать демократизации общества в целом.

Обозначая историко-педагогические и

этнопедагогические основы демократизации.: образования в Марийском крае как проблему педагогическую, мы должны выявить структуру педагогики и этнопедагогики, их взаимосвязь в решении задач образования и воспитания. В связи с этим необходимо указать на следующие, особенности данной проблемы:

1. Учет народного характера воспитания дает возможность взглянуть в глубь истории педагогики, в появлении школ позволяет увидеть тенденцию нормативности и определенной системе обучения и воспитания, выявить

проникновение народных принципов воспитания в официальную школу, в государственное образование.

2. Историко-педагогический подход к национальной шко�