автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв.
- Автор научной работы
- Розен, Илларион Романович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Розен, Илларион Романович, 2001 год
Введение.
Глава 1. Духовно-нравственное воспитание в средневековой Руси.
1.1. Духовно-нравственное воспитание в общей системе воспитания допетровской Руси.
1.2. Личность христианина как предмет и цель средневекового воспитания.
1.3. Книга и ее место в духовно-нравственном воспитании детей.
Глава 2. Содержание и методы обучения чтению детей в XI-XVII вв.
2.1. Содержание чтения ребенка в допетровской Руси.
2.2. Методы обучения чтению.
2.3. Личностные качества ребенка, воспитываемые с помощью книги.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв."
Актуальность исследования. Отечественное образование вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Поиск новых приоритетов идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением бытийной сферы человека. Поэтому в современной педагогике начался интенсивный процесс изучения традиций народной педагогики, активизировались исследования, связанные с отечественной историей педагогической науки.
Вместе с тем, недостаточно исследована проблема духовно-нравственного воспитания посредством литературного языка, хотя именно письменность есть способ создания, формирования, сохранения и распространения духовно-нравственных ценностей и норм. С учетом этого наше исследование основывается на материале обучения чтению подрастающего поколения в допетровской Руси.
Педагогический потенциал русского государства в канун петровских реформ привлекает внимание многих ученых. Об этом свидетельствует целый ряд монографий, посвященных педагогическим концепциям и трудам Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Спафария Миллеску, «Азбуке» Ивана Федорова. Но историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей в XI-XVII вв. до сих пор не были предметом специального рассмотрения исследователей. Мы попытаемся в определенной мере восполнить этот пробел: именно к данному периоду относится становление, развитие и формирование письменности, литературного языка, то есть формируется большой цивилизационный пласт в культуре, заложивший основы процессов обучения и воспитания в целом и духовно-нравственного воспитания в частности.
Хронологические рамки исследования определяются началом XI концом XVII вв., временным отрезком, характеризующимся однородным филогенетическим развитием. Реформы Петра резко изменили его вектор. При этом сформировавшееся в течение семи веков отношение к книге сохраняется и на протяжении следующих трех веков. Многие сегодняшние проблемы взаимоотношения подрастающих поколений с книгой уходят своими корнями в далекое прошлое и не могут быть поняты без обращения к нему. Поэтому закономерен интерес к месту книги в системе воспитания средневекового русского общества, к ее роли в формировании читательской культуры как важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания ребенка. Внешний признак литературного (т.е. книжного) языка состоит именно в том, что его необходимо изучать, по мере овладения им включаясь в социальный и культурный процесс.
Проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в детские и отроческие годы. Приоритетная роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.
Особое место в этом процессе занимает книга. Это характерно для национальной культурной парадигмы, поскольку письменное слово в России всегда было более, чем просто способ передачи информации, за ним закрепилась функция особой значимости. Книга являлась хранительницей и своеобразным указателем духовно-нравственных ориентиров, и в этой роли ее рейтинг был очень высок.
В настоящее время в связи с модернизацией концепции образования и воспитания подрастающего поколения вновь ставится вопрос о возрождении народной педагогики и взаимодействии светской и православной систем образования и воспитания. Следовательно, традиции, существовавшие тысячелетия, не умерли. Однако их понимание, восприятие и воспроизведение требуют от общества осознания мотивов своего обращения к ним.
Таким образом, тема нашего исследования, связанная с определением историко-педагогических основ духовно-нравственного воспитания в допетровской Руси на материале обучения чтению, представляется значительной и актуальной, так как она недостаточно исследована в педагогической науке.
С учетом сказанного была определена проблема исследования: каковы историко-педагогические условия, содержание и методы, обеспечивавшие эффективность духовно-нравственного воспитания детей допетровской Руси.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Русском государстве в XI-XVII вв.
Предмет исследования - процесс обучения детей чтению в условиях допетровской Руси.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- осуществить анализ системы духовно-нравственного воспитания в допетровской Руси; раскрыть специфику содержания и методов обучения детей чтению в средневековой Руси; охарактеризовать историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания в XI-XVII вв.;
- определить возможности использования основных ценностных ориентаций педагогики допетровской Руси в современной образовательной парадигме.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование педагогического наследия допетровской Руси в современной системе духовно-нравственного воспитания будет эффективным, если:
- проанализированы его основные педагогические идеи, установки, принципы; определены составляющие системы духовно-нравственного воспитания XI-XVII вв.;
- раскрыта роль чтения как ведущего компонента духовно-нравственного воспитания в допетровской Руси.
Методологическая основа исследования базируется:
- на философско-антропологическом подходе к природе и сущности человека, свидетельствующем о целостности и иерархичности человеческой души, ее духовном и нравственном становлении и развитии;
- на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности жизни общества и составляющих одну из сущностных основ духовно-нравственного воспитания;
- на важнейших положениях культурологии, свидетельствующих о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры,
- на социолингвистическом подходе к истории русского литературного языка, определяющем содержание процессов его становления и развития, и влияние на формирование ценностных ориентаций русского общества.
Основные методы исследования: теоретико-аналитический (анализ литературы по теме исследования, исторической документации); сравнительно- исторический (анализ «учительной» и др. литературы, читательской, книгоиздательской деятельности на протяжении исследуемого периода); обобщающий (описание, синтез); интерпретация (объяснение, сравнение, аналогия).
Теоретическая база исследования. Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских историков (Е.В.Аничков, Г.В.Вернадский, Н.М.Гальковский, Е.Е.Голубинский, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, И.Е.Забелин, Н.М.Карамзин, Л.П.Карсавин, В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров, Я.С.Лурье, Н.П.Павлов-Сильванский А.Е.Пресняков, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев, М.М.Щербатов и др.), работы по истории образования в Древней Руси (В.В.Буш, М.Ф.Владимирский-Буданов
П.В.Знаменский, Д.И.Извеков, Н.В.Калачов, Н.А.Лавровский, Д.Мордовцев, Б.А.Романов, С.К.Смирнов, Ю.Толстой и др.), исследования по истории книги (С.А.Белокуров, Е.М.Верещагин, И.Н.Кобленц, М.И.Слуховский, В.Ундольский и др.).
Большой вклад в осмысление проблем духовно-нравственного воспитания в различных его аспектах внесли работы современных исследователей (Е.А.Андреев, В.А.Беляев, Е.П.Белозерцев, И.Ф.Гончаров, И.Ф.Исаев, М.Н.Костикова, Н.В.Маслов, В.М.Меньшиков, Н.Д.Никандров, Т.И.Петракова, В.А.Сластенин, В.И.Троицкий, В.Д.Шадриков и др.), основы его изучения были заложены святыми отцами и учителями церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.).
Рассматривая проблемы влияния чтения на формирование духовно-нравственных ценностей у детей Древней Руси, мы опирались также на труды славистов (А.Н.Афанасьев, А.Х.Востоков, А.С.Демин, В.М.Живов, Д.К.Зеленин, В.В.Колесов, Л.И.Лейбович, Д.Лихачев, М.В.Ломоносов, Ю.М.Лотман, А.М.Панченко, И.И.Срезневский, Б.А.Успенский, А.А.Шахматов, А.Л.Юрганов и др.).
Документальной базой исследования послужили летописные своды, правовые акты допетровской Руси, агиографическая, экзегетическая и герменевтическая литература, хронографы, изборники, хождения, святоотеческая, вероучительная, проповедническая литература, мемуаристика и учебная книга.
Основные этапы и организация исследования.
Первый этап (1997-1999) - изучение исторических документов, педагогической литературы по избранной теме, исследование степени разработанности проблемы, анализ историографии, формулировка рабочей гипотезы, обозначение цели, задачи объекта и предмета исследования.
Второй этап (1999-2000) - уточнение цели исследования, его объекта и предмета, конкретизация задач и гипотезы, теоретическое осмысление и обобщение полученного материала, апробация его в публикациях.
Третий этап (2000-2001) - систематизация и обобщение материалов и результатов исследования, литературное оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту.
- Особенностью системы духовно-нравственного воспитания детей в допетровской Руси является приобщение к культурным символам эпохи через сакральные тексты (читаемые или звучащие); сосредоточение всей системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях церкви.
- Содержание чтения в средневековой Руси определялось опорой на библейскую, учительную и агиографическую литературу; основной метод обучения чтению - буквослагательный, наиболее соответствовавший средневековому сознанию.
- К историко-педагогическим основам духовно-нравственного воспитания с помощью книги можно отнести: одновременное становление государственности и системы образования на основе христианизации Руси; борьба языческой и церковной тенденций в воспитании; связь обучения с религиозным просвещением и сосредоточение его в руках духовенства.
- Совокупность духовно-нравственных ценностей эпохи допетровской Руси составляет основу современной концепции духовно-нравственного воспитания, одна из отличительных черт которой, - воспитание любви к Родине (патриотизма).
Научная новизна и теоретическая значимость
Полученная в ходе исследования совокупность объективных результатов может быть квалифицирована как определенный вклад в решение проблемы становления и развития духовно-нравственного воспитания в российской школе. В исследовании выявлены основные компоненты системы духовно-нравственного воспитания в XI-XVII веках, раскрыта специфика содержания и методов обучения грамоте, определены условия влияния чтения на формирование внутреннего мира личности в допетровской Руси, определены возможности использования основных достижений педагогики допетровской эпохи в духовно-нравственном воспитании в современной образовательной парадигме.
Достоверность результатов исследования обусловливается методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, антропологическим, культурологическим и социолингвинистическим подходами, применением системы методов исследования, адекватным его задачам, репрезентативностью источниковой базы, разнообразием документальных и литературных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на заседаниях лаборатории дополнительного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации, кафедры библиотековедения Московского государственного университета культуры и искусства, Глинских чтениях, на международных научных конференциях. Они опубликованы в виде статей и тезисов в научно-педагогических журналах и научно-методических сборниках.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе исследования.
Каждая эпоха предъявляет к человеку те или иные требования. Воспроизводя их в подрастающем поколении, общество закладывает их воспроизводство в обрядах, обычаях. Существовали они и на Руси. Но до середины XYIII в. они были связаны не с ребенком, а с жизнью взрослых, приобщением ребенка к взрослой жизни.
1 .В средневековом обществе первейшую роль играет обучение грамоте как механизм духовно-нравственного воспитания, так как в письменных источниках не содержалось знания в современном его понимании. В них не было сведений о науках, процессах труда, ремеслах, а познания о природе давались в мистическом плане. Книга содержала философское осмысление мира.
2.Содержание чтения определялось, прежде всего, целями чтения. Именно поэтому мотивы обращения к книге в средневековом русском обществе значительно отличаются от современных. Допетровская Русь не знает ни развлекательного, ни досугового, ни образовательного (в современном понимании этих терминов) чтения. Приветствовалось чтение в одном направлении - усвоение христианских догматов, которые составляли основу существовавшей в то время системы духовно (религиозно)-нравственного воспитания.
3.Мысль о душеполезном чтении, пропитавшая бытовую и литературную практику Руси, носила черты общепризнанной нормы, выразившейся в представлении об идеальном читателе и определенных требованиях к процессу чтения.
4.На основании требований к читающему был ритуализирован и процесс обучения чтению, что уже с первого момента настраивало ученика на определенный духовный лад.
5. Наиболее драгоценные свидетельства человеческого разума всегда связаны с его обращением к письменной фиксации результатов этой деятельности; способы фиксации, хранения, передачи информации от поколения к поколению являются определяющими в развитии культуры. Их изменение влечет изменения в обучении, под влиянием изменений оказывается школа (в широком и узком значении этого слова), т.е. все новообразования в первую очередь сказываются на подрастающем поколении.
6. Главное в образовании на протяжении его существования на Руси -обучение письменной культуре на основе наиболее употребительных в богослужении текстов. Важнейшим способом обучения являлось многократное повторение читаемого, вплоть до заучивания наизусть. Обучение чтению не предполагало обучения письму, которое выделялось в особое умение, приобретаемое в специальных школах (скрипториях). Главным методом обучения чтению на протяжении русского средневековья был буквослагательный метод. Все остальное - лишь производные факторы, меняющиеся в разные века, но очень важные в тот момент, когда они вводятся. Набор дисциплин, изучаемых в процессе обучения, постепенно стимулирует развитие круга наук в обществе и тем самым подводит к расширению набора дисциплин для следующего поколения обучающихся.
7. Идея любви к родине вызревает в средневековой Руси поначалу как объединительная идея в борьбе против иноземцев. Своего полного развития она достигает в Московской Руси. Основанием ее служит христианская вера. (Русь является к этому времени единственной хранительницей и носительницей «правой» веры). Но ни один из политиков того времени не был сознательным носителем идеи патриотизма. Идея эта формулируется и выдвигается безымянными книжниками, оформляясь как важнейшее духовное качество православного человека.
114