автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: История художественного образования татарского народа в VIII-XVI веках
- Автор научной работы
- Шайхлисламов, Альберт Ханифович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Йошкар-Ола
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "История художественного образования татарского народа в VIII-XVI веках"
...... ¿i- г
Шайхлисламов Альберт Ханифович
ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В VIII - XVI ВЕКАХ
13. 00. 01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
2 СО 20:2
Йошкар-Ола-2012
005009029
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования в ФГБОУ ВПО филиала Казанского федерального университета в г. Елабуга
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Кузьмин Владимир Кириллович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Рязанцева Ирина Михайловна
доктор педагогических наук, профессор Голошумова Галина Семеновна
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный институт»
Защита состоится 18 февраля 2012 года в 12 часов на заседани диссертационного совета Д 212.116.03 при ФГБОУ ВПО «Марийски государственный университет» по адресу: 424002, Республика Марий Эл, у Кремлевская, д.44.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВП «Марийский государственный университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сай ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» 17 января 2012 г.
Режим доступа: http://www.marsu.ru.
Автореферат разослан «
^ ог 2012 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук, п О
профессор 1 СА.Арефьева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Художественное образование является ражением культурного наследия каждого народа, его многовековых адиций, обычаев и нравов, национального самосознания. Возросший герес к прошлому ставит перед историей педагогики задачи более 'бокого изучения и обобщения педагогического наследия каждого народа.
Изучение истории становления и развития художественного разования татарского народа позволяет раскрыть основу социально-льтурных и нравственных ценностей, представляющих собой предмет изменной гордости. Весьма актуальным в этой связи является изучение тории становления и развития художественного образования татарского рода в VIII - XVI вв.
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена потребностями временного общества, заявленными в «Концепции художественного разования в Российской Федерации» (от 28.12.01, № 1403), направленной формирование культурно-исторической компетентности, дразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и родов; формирование художественно-практической компетентности, ладение средствами художественной выразительности различных видов кусств, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в нтексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Изучение истории изобразительного искусства татарского народа ляется самостоятельным направлением на художественно-графических акультетах в высших учебных заведениях Республики Татарстан абережночелнинский государственный педагогический институт, абужский государственный педагогический университет, Камский статут искусств и дизайна, Татарский государственный гуманитарно-дагогический университет). Теоретическое осмысление исторического ыта развития художественного образования в крае, обоснование тенденций о развития и этапов становления позволяет определить пути вершенствования содержания художественного образования в временных условиях.
Степень разработанности проблемы. Первые попытки изучить и стематизировать художественные традиции, знания и научные следования народа предпринимались учёными Волжской Булгарии: в ласти истории (Якуб ибн Нугман); богословии, этики, эстетики, морали оджа Ахмад, Бурханеддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, Сулейман ибн ауд); географии, математики, астрономии, химии, медицины (Таджедцин, асан).
Развитие художественного образования татарского народа происходило авным образом в формах декоративно-орнаментального и монументального орчества. Декоративно-прикладное искусство как часть общего явления
культуры и образования - это одна из существенных основ художественной деятельности народа: культуры письма, памятников искусства, традиций художественного и технологического создания украшений, предметов быта, сложившегося их понимания, интерпретации и использования в творческой практике. Выверенные в течение веков формы художественного обучения, базирующиеся на творческом освоении традиционного художественно образного декоративного языка народного искусства, могут и в настоящее время эффективно использоваться в процессе организации художественног образования.
Проблему художественного искусства татар поднимают в своих трудах Б.Д. Греков, М.Г. Сафаргалеев, Р.Г, Фахрутдинов, Г.А. Федоров-Давыдов А.Х. Халиков, А.Ю. Якубовский, С.М. Червонная, Р.И. Шамсутов и др. влиянии религии на художественное образование татарского народа писали Р. Блашэр, Б.В. Веймарн, H.A. Виноградова, О.И. Галёркина, Г.Э. фон Грюнебаум, Т.П. Каптерев, JT. Масиньи, А.Мец, Г.А.Пугаченкова, Л.И. Ремпель, Ф. Роузентал, Ш.М. Шукуров и др.
Однако анализ состояния изученности рассматриваемой проблем ь свидетельствует об отсутствии концептуальных трудов в области исторш педагогики, отражающих целостный процесс становления и развити художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв Большинство отечественных исследователей, освещая вопросы культуры духовности татарского народа, уделяют внимание лишь ее компонентам. Вн поля зрения остаются вопросы, касающиеся содержания художественног образования. Их недостаточная методологическая и теоретическа разработанность и предопределила возникновение следующи противоречий:
- между повышенными требованиями общества, предъявляемыми системе образования, и отсутствием исследований, направленных н изучение вопросов истории становления и развития художественног образования татарского народа в VIII - XVI веках как важной составляюще" истории педагогики и воспитательно-образовательного процесса в целом;
- между необходимостью в теоретическом обосновании, научно методическом обеспечении содержания художественного образования современных условиях и наличием пробелов в целостной систем исследования в данной области;
- между потребностью современных вузов в теоретическом осмыслени исторического опыта прошлого и научно-методическом обеспечени национально-регионального компонента процесса обучения и отсутствие необходимых материалов по истории национального художественног образования.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровн выражаются в форме научной проблемы: каковы историко-педагогически
редпосылки и ведущие тенденции становления и развития художественного бразования татарского народа в VIII - XVI веках и возможности спользования историко-педагогического опыта в современной системе удожественного образования?
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в едагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для пределения темы исследования: «История художественного образования атарского народа в VIII - XVI веках».
Объект исследования - процесс становления и развития удожественного образования татарского народа в VIII - XVI веках.
Предмет исследования - историко-педагогические предпосылки и едущие тенденции развития системы художественного образования в азанском крае в VIII - XVI веках.
Цель исследования - выявить и обосновать историко-педагогические редпосылки и ведущие тенденции становления и развития художественного бразования татарского народа в VIII - XVI веках для определения озможностей использования историко-педагогического опыта в овременной системе художественного образования.
В соответствии с проблемой, предметом и целью исследования были оставлены следующие задачи:
1. Выявить и раскрыть историко-педагогические предпосылки и ведущие енденции становления и развития художественного образования татарского арода в VIII - XVI веках.
2. Раскрыть содержание художественного образования татарского народа VIII - XVI веках и определить роль исламского вероучения в его развитии.
3. Определить исторические этапы становления и развития удожественного образования татарского народа в VIII - XVI веках и дать аучно-теоретическое и историко-педагогическое обоснование данной ериодизации.
4. Выявить возможности использования историко-педагогического опыта азвития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках условиях современной высшей школы.
Хронологические рамки исследования охватывают VIII - XVI века -ериод укрепления и расцвета феодализма в Казанском крае.
Методологической основой исследования являются научные труды по илософии, педагогике, психологии, социологии, культурологии, теории и етодике художественного образования; системно-структурный и ультурологический подходы; принципы системности и историзма; иалектический метод познания окружающего мира.
Теоретической основой исследования выступают работы ведущих ченых в области методологии, истории образования и педагогической ысли (H.A. Константинов, Г.Б. Корнетов, Ш. Марджани, E.H. Медынский,
з
В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова, М.Ф. Шабаева, В.А. Комелина, Т.Н. Петрова, Г.С. Голошумова, Н.С. Морова, С.Н. Федорова, И.М. Рязанцева, Г.Г. Тенюкова и др.); труды, посвященные проблемам истории и художественного искусства татар (Б.Д. Греков, М.Г. Сафаргалеев, Р.Г, Фахрутдинов, Г.А. Федоров-Давыдов, А.Х. Халиков, А.Ю. Якубовский, С.М. Червонная, Р.И. Шамсутов и др.); исследования мусульманской культуры (Р. Блашэр, Б.В. Веймарн, H.A. Виноградова, О.И. Галёркина, Г.Э. фон Грюнебаум, Т.П. Каптерев, Л. Масиньи, А.Мец, Г.А.Пугаченкова, Л.И. Ремпель, Ф. Роузентал, Ш.М. Шукуров и др.).
Источниковедческой базой исследования послужили материаль археологических экспедиций Казанского государственного университета, Елабужского государственного педагогического университета и Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова, научно-исследовательски материалы по философии и теории образования (Аль Фараби, Аль Джувайни H.A. Бердяев, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Ибн-Сина, Б.Т. Лихачев, В.В Розанов и т.д.). Также документальные фонды Национального архив Республики Татарстан и архивы Казанского государственного университета исторические записки путешественников (Ибн Фадлан, Аль Гарнати, Ал Андалуси и др.); диссертационные исследования и монографические трудь российских учёных (Я.И. Ханбиков, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова. З.Т Шарафутдинов, Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положени использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования историко-логический и сравнительно-сопоставительные методы (анализ синтез, аналогия); методы актуализации, отбора, систематизации обобщения, дающие возможность на основе сравнения и сопоставлени историко-педагогических фактов изучить и теоретически осмыслить истори развития народного художественного творчества в Казанском крае в VIII XVI веках (композиция, конструктивное построение изделий, каллиграфия эпиграфика, художественно-образная выразительность орнамента), извлеч ценный опыт художественного образования и определить возможности ег применения в современной системе высшего образования..
Организация и этапы исследования:
Первый этап (2002-2004 гг.) - поисковый: выбор проблемы научно работы, определение основных направлений научного поиска, ознакомлени с архивными, археологическими, археографическими и историческим источниками, историко-педагогической литературой. С этой цель использовались следующие методы: сбор материала по истори художественного образования булгар, татар, теоретический анализ архивнь материалов и исторической литературы по проблеме.
Второй этап (2004-2006 гг.) - аналитический: разработк методологического аспекта исследования, постановка цели и задач, отбор
истематизация материала по данной проблеме, сведение и группировка езультатов. Основные методы данного этапа: анализ и теоретическое бобщение полученных материалов.
Третий этап (2006-2008 гг.) - историко-педагогический: исследование сторико-педагогического наследия и традиций в области художественного бразования и воспитания подрастающего поколения татарского народа в III - XVI вв. Методы: сравнительно-исторический и историко-системный нализ, контент - анализ.
Четвертый этап (2008-2011 гг.) — теоретико-методологический: еоретическое осмысление, систематизация и анализ результатов работы, их пробация и внедрение. Основные методы: комплексный, ретроспективно-роективный, структурирование исторических данных, анализ и синтез еоретических положений, формулирование обобщающих выводов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены и обоснованы историко-педагогические предпосылки, бусловившие становление и развитие художественного образования атарского народа в VIII - XVI веках:
■ экономические - установление и развитие торговых и экономических вязей с другими государствами;
■ политические — готовность государства создать государственно-правовые условия для организации и деятельности мектебе, медресе,
емесленных школ;
■ социальные - наличие высокопрофессиональных научно-педагогических кадров (учителя-ремесленники, имамы) и ученического контингента;
■ институциональные - диверсификация системы образования (домашнее бучение, мектебе, медресе, ремесленные школы).
2. Определена роль исламского вероучения в развитии художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках, оказавшего влияние на
азвитие каллиграфического шрифта, письменной и рельефной каллиграфии, архитектуры, различных ремесел.
3. Раскрыто содержание художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках:
■ графическое изобразительное искусство (в строительстве и архитектуре, ювелирном искусстве, металлургии, кожевенном, гончарном, косторезном производстве, ткацком деле, стеклоделии, резьбе по камню, писании рукописных книг);
■ рельефно-архитектурное искусство (в архитектурно-декоративной резьбе по камню, гипсу, эпиграфике; в золотошвейной и тамбурной вышивке, резной орнаментации, художественной обработке металла; в строительстве дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, бань и караван-сараев).
4. Дано научно-теоретическое и историко-педагогическое обоснование периодизации становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках:
■ эпоха древних тюрков - в VII - VIII вв.;
■ Волжская Булгария - в VIII - XIII вв.;
■ Золотая Орда - в XIII - XV вв.;
■ Казанское ханство - в XV - XVI вв.
Данная периодизация основана на социокультурных и исторических этапах развития общества.
5. На основе ретроспективного и теоретико-педагогического анализа и синтеза историографического и фактологического материала выявлены основные тенденции развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках:
■ появление письменности (руническая, арабская); проникновение научной и учебной литературы из стран Ближнего и Среднего Востока; становление и развитие организационных форм обучения (мектебе, медресе) и учительско-преподавательских кадров (Тюрко-Булгарский период, VIII-XIII вв.);
■ освоение прогрессивных технологий производства и новых приемов изготовления художественных изделий обусловило появление новых приемов обучения художественному искусству (¡период Золотой Орды, XIII -XV вв.);
■ развитие научного содержания, форм, методов и приёмов художественного обучения детей в Казанском ханстве, что выразилось в появлении целого ряда учебников и учебных пособий по художественному образованию учащихся-шакирдов, улучшении кадрового обеспечения уроков (дерес) в мектебе- и медресе, связанного с образованием субкультурного пространства - тюркский мир (период Казанского ханства, XV - XVI вв.).
Теоретическая значимость исследования заключается в решении актуальной научной проблемы развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках, что нашло отражение в:
■ построении научно обоснованной периодизации, базирующейся на результатах ретроспективного, историко-педагогического анализа каждого периода развития художественного образования татарского народа;
■ выявлении и характеристике историко-педагогических предпосылок становления художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках при определении социально-экономических условий развития государства;
■ определении специфики, содержания и своеобразия графического изобразительного искусства, рельефно-архитектурного искусства, их влияния на становление и развитие художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках;
раскрытии концептуальных основ и принципов организации художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках и обосновании возможности использования историко-педагогического опыта в современной системе художественного образования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений и образовательных учреждений.
Результаты исследования применимы в преподавании дисциплин «История образования и педагогической мысли», «История педагогики и образования», «Художественное образование татарского народа», курсов по выбору, а также в процессе прохождения студентами педагогической практики, в организации научно-исследовательской работы студентов, написании курсовых и выпускных квалификационных работ по вопросам истории художественного образовании татарского народа в означенный период.
Применение результатов исследований возможно в качестве материала для организации круглых столов, диспутов по педагогическому наследию художественного образовании татарского народа в Казанском крае в VIII -XVI веках в просветительских целях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах.
Основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях разного уровня: XXIII научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «История развития тюрко-татарской педагогической мысли» (Казань, 2002); II Международной научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2004); Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование» (Набережные Челны, 2005).
Внедрение материалов исследования осуществлялось в процессе работы соискателя в качестве учителя изобразительного искусства в школах г.Набережные Челны (1994-1996 гг.) и в процессе работы в Набережночелнинском государственном педагогическом институте в качестве преподавателя дисциплин «Декоративно-прикладное искусство», «Национальный региональный компонент: резьба по дереву и гипсу» (19962011 года); в ходе участия во внутреннем гранте Набережночелнинского государственного педагогического института по специализации «Искусство скульптуры» (2007-2008 года); в процессе работы соискателя в Камском институте искусств и дизайна в качестве преподавателя дисциплин «Художественная культура Татарстана», «Декоративно-прикладное искусство Татарстана», «Арабская каллиграфия» (2006-2011года).
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются его методологической базой, соблюдением требований историко-диалектического, сравнительно-типологического анализа на всех этапах исследования; применением комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам; обширной и разнообразной источниковедческой базой; глубоким теоретическим анализом проблемы диссертации; апробацией полученных результатов в учебно-воспитательном процессе высшей школы.
Положения выносимые на защиту:
1. Основными историко-педагогическими предпосылками, обусловившими становление и развитие художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках, являются следующие:
■ экономические - установление и развитие торговых и экономических связей с другими государствами;
■ политические - готовность государства создать государственно-правовые условия для организации и деятельности мектебе, медресе, ремесленных школ;
■ социальные - наличие высокопрофессиональных научно-педагогических кадров (учителя-ремесленники, имамы) и ученического контингента;
■ институциональные - диверсификация системы образования (домашнее обучение, мектебе, медресе, ремесленные школы).
2. Ведущие тенденции становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках обусловлены социально-политическим и экономическим развитием общества и соответствуют его социокультурным и историческим этапам:
■ появление письменности (руническая, арабская); проникновение научной и учебной литературы из стран Ближнего и Среднего Востока; становление и развитие организационных форм обучения (мектебе, медресе) и учительско-преподавательских кадров (Тюрко-Булгарский период, VIII-XIII вв.);
■ освоение прогрессивных технологий производства и новых приемов изготовления художественных изделий обусловило появление новых приемов обучения художественному искусству (период Золотой Орды, XIII -XV вв.);
■ развитие научного содержания, форм, методов и приёмов художественного обучения детей в Казанском ханстве, что выразилось в появлении целого ряда учебников и учебных пособий по художественному образованию учащихся-шакирдов, улучшении кадрового обеспечения уроков (дерес) в мектебе и медресе, связанного с образованием субкультурного пространства - тюркский мир {период Казанского ханства, XV - XVI вв.).
3. На становление и развитие художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках значительное влияние оказало исламское вероучение, что нашло отражение в различных видах искусства:
■ графическом изобразительном искусстве (в строительстве и архитектуре, ювелирном искусстве, металлургии, кожевенном, гончарном, косторезном производстве, ткацком деле, стеклоделии, резьбе по камню, писании рукописных книг);
■ рельефно-архитектурном искусстве (в архитектурно-декоративной резьбе по камню, гипсу, эпиграфике; в золотошвейной и тамбурной вышивке, резной орнаментации, художественной обработке металла; в строительстве дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, бань и караван-сараев).
4. Периодизация становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках может быть представлена в следующем виде:
■ эпоха древних тюрков - в VII - VIII вв.;
■ Волжская Булгария - в VIII - XIII вв.;
■ Золотая Орда - в XIII - XV вв.;
■ Казанское ханство - в XV - XVI вв.
Данная периодизация основана на социокультурных и исторических этапах развития общества.
5. Использование историко-педагогического опыта художественного образования в Казанском крае в VIII - XVI веках способствует совершенствованию современной системы художественного образования в высшей школе.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (318 источников), приложения (рисунки, таблицы, фото).
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; характеризуется степень ее разработанности; формулируются проблема, цель, объект, предмет исследования; определяются задачи, методы и этапы исследования; излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; выдвигаются положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Историко-педагогические предпосылки становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв.» выявляются историко-педагогические предпосылки становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках, определена роль исламской религии в развитии художественного образования татар (X - XVI вв.), раскрыто влияние графического изобразительного искусства на становление и развитие художественного образования татар (VIII - XVI вв.), изучена роль рельефно-архитектурного искусства в художественном образовании татарского народа (VIII - XVI вв.).
Во второй главе «Содержание и основные этапы становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках» определена периодизация, раскрыто содержание, выявлены условия становления и развития художественного образования татарского народа периода древних тюрков, Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы проведенного исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Стремясь оценить научно-методические возможности использования богатого опыта народа в воспитательно-образовательной практике в условиях современного реформирования образовательной системы, можно прийти к выводу, что совершенствовать ее следует при условии самого глубокого и тщательного осмысления всего, что было сделано в эпоху раннего средневековья, феодализма в Казанском крае. Нетрудно заметить, что изменения, внесённые в систему образования в конце XX в., нарушили её былую целостность и эффективность.
Изучению историко-педагогических условий становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках был посвящен первый блок задач диссертационного исследования. Результаты проведённого исследования позволяют утверждать, что непосредственное влияние на развитие художественного образования татарского народа в VIII -XVI веках оказали социально-экономические условия и историко-педагогические предпосылки.
При обращении к истории татарского народа можно отметить, что художественное образование, как часть его общего образования по своему содержанию и организации, является элементом отечественной педагогической науки и практики. Оно формировалось в определенных условиях развития графического письма:
■ Открытие древнетюркского письма (VII - X вв.). «Тюркский» язык получил дальнейшее развитие и представлен большим богатством лексики, грамматических, стилистических и графических форм, что указывает на сравнительно высокий уровень материальной и духовной культуры татар, создавая почву для дальнейшего сближения ее с культурой арабских стран.
■ Влияние ислама на каллиграфический почерк. Это монументальное письмо прямыми линиями, загибающимися под углом, с подчеркнутыми вертикальными стволами букв и строгими горизонталями. Куфический почерк нес в себе монументальную строгость и давал возможность дополнительного украшения. На многочисленных памятниках прикладного искусства элегантный куфический почерк стал основным.
■ Развитие культуры почерка. Общепринято считать основными почерками шесть, их называют ал-аклам ас-ситта - «шесть перьев» (почерков). Это три пары курсивных почерков. Монументальный округлый «сульс» (почерк) и его меньший по размеру вариант - «насх» (почерк) стали главными стандартными почерками для переписки рукописей и легли в основу печатного арабского шрифта. В ряду почерков «шесть перьев» необходимо также назвать «талик», «дивани», «рика».
■ Введение путем ксилографии размножение текстов (VIII - IX вв.), перепечатка текста, выгравированного на деревянных дощечках.
Таким образом, письмо, пройдя путь более чем в 10 тысяч лет от образно-картинного к образно-символическому, представляет собой не только совершенствование знаков, но и эволюцию художественного образования. Если археологический бытовой предмет для нас является продуктом конкретной трудовой деятельности, то письмо раскрывает определенный уровень развитости художественного образования.
В становлении художественного образования татарского народа в VIII -XVI веках большая заслуга принадлежит архитектурно-декоративной резьбе по камню, эпиграфике как виду художественного и культурного наследия. Своего расцвета она достигла в Среднем Поволжье в конце XIII - первой половине XVI века. Высокий и благородный художественный синтез связывал воедино архитектурное и пластическое решение каждого памятника этого периода, характер растительной орнаментики и изящную каллиграфию надписей. В эпиграфике, особенно в её орнаментике, сосуществуют различные формы и мотивы. Это обусловлено сохранением локальных народно-художественных традиций в рельефно-архитектурном искусстве и художественном образовании татарского народа.
Тексты эпитафий оформлялись рельефным или врезанным (углублённым) почерком «куфи», «сульс», «насх» и другими. По своеобразию оформления, орнаментации, технике исполнения и структуре текстов среди булгарских эпиграфических памятников XIII - XIV веков выделяются четыре региональных округа: Булгарский, Кирменско-Джукетауский, Восточный (Чишминский) и Северный. По художественному оформлению и языку здесь выделяются три группы надгробий:
- с текстом рельефного «сульса» на арабском языке;
- булгароязычные эпитафии почерком «куфи»;
- геометрической орнаментацией и большим количеством коранических формул в тексте, выполненных простым врезанным шрифтом;
Всё это позволяет утверждать, что в Булгарах существовала особая школа с традициями по изготовлению эпитафий, что было отмечено ещё А.Т. Тагирджановым. Наличие мастерской по изготовлению эпитафий в Булгарах подтверждают сохранившиеся заготовки и производственный брак, камень, доставленный в мастерскую резчика, вероятно, отмечался тамгой. В
п
мастерской камень получал вторичную обработку: намечались и вырезались арки, подготовлялась площадка для письма и нижняя часть для установки памятника. Далее поверхность камня, предназначенную для письма и орнамента, шлифовали и острым предметом вырезали контуры орнамента и буквы, а затем выбирались промежутки между буквами.
Техническому и стилистическому совершенствованию мастерства резчиков способствовало, очевидно, и то, что резчики эпитафий занимались не только изготовлением памятников, но и педагогической деятельностью. Использование одинаковой меры длины - локтя, стрельчатой арки, наличие надписи на архитектурных памятниках являются косвенными свидетельствами того, что высококачественная резьба по камню и в архитектуре, и на эпитафиях - произведение одних и тех же мастеров.
Эпиграфические памятники 80 - 90-х годов XV века характеризуются бордюрным орнаментом. Г.В. Юсупов отмечал наличие аналогов такого орнамента в археологических материалах Булгар, Руси, Средней Азии и Татарско-Ходяшевских памятниках последней четверти XV века.
Под влиянием эпиграфических памятников Казанского ханства формируются эпитафии Касимова, что является оригинальным элементом в художественном образовании. В Казанском округе известен фрагмент одной эпитафии с двойной аркой, которая по своим внешним признакам относится к более раннему периоду, чем касимовские, но более позднему типу среди памятников Казанского ханства. Это связующее звено казанских (первая половина XVI века) и касимовских (вторая половина XVI века) эпитафий одновременно можно рассматривать как прототип намогильных камней конца XVII - начала XVIII веков.
Если первоначально мастера-камнерезы определённой территории старались придерживаться единого образца, то со второй половины XVIII века они отходят от традиционных форм и канонов. Производство надмогильных памятников начинает сосредоточиваться в руках отдельных мастеров, различные школы резьбы по камню смешиваются, теряя своё прежнее значение.
Таким образом, художественные образы, стиль, объемно-пространственные решения татар видоизменились под сильным влиянием мусульманского Востока. Творчески переработав достижения эпохи, на основе своих художественных традиций мастера создавали оригинальные высокохудожественные произведения, показывающие высокий уровень художественного образования татарского народа.
Глубокие традиции оседло-земледельческой культуры, восходящие к булгарской государственности, высокий уровень социальной и экономической организации художественных ремесел и промыслов способствовали процветанию среди казанских татар массовой художественной культуры.
О мусульманской культуре в мировой научной литературе написаны исследования немецких, английских и французских ученых XX века. Среди них: Г.Э. фон Грюнебаум, Ф.Роузентал, А.Мец, Р.Блашэр, Л.Масиньи и др. Подчеркивая высокую духовность мусульманской культуры (искусства, литературы, музыки, образования), они также придавали исключительное значение исламу в развитии самых разных жанров и видов ремесленного искусства.
Огромная объединяющая роль в исламских художественных изделиях принадлежит цвету. Яркие и переливающиеся оттенки предметов быта, украшений, дворцов, мечетей, медресе отражают красоту природы (неба, цветущих трав, текущих вод, журчащих фонтанов) являются символами Райского сада. Образ этого сада должен жить в душе каждого мусульманина.
Для художественного образования всего мусульманского мира XIV - XV вв. характерен синтез архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Язык архитектуры, каллиграфии и орнамента тесно переплетаются друг с другом по ритмической и идейно-образной структуре, создавая ореол недосказанности и тайны.
Искусство ремесла достигает высокой точки в понимании и воплощении идей декоративности как особого качества художественной формы, повышающего эмоциональную выразительность образа. Во всем искусстве проявляется перенос духовного начала из сферы чистой изобразительности в условно-орнаментальную сферу. В синтетическом стиле проявляется особая глубина и выразительность, что немаловажно для передачи выразительных образов в процессе обучения.
В IX - XIII вв. происходит религиозная, политическая, торгово-экономическая, образовательная и духовная переориентация Булгарского государства на мусульманские центры Передней и Центральной Азии. С тех пор многие аспекты жизни мусульманина имеют религиозный смысл и измеряются в сравнении с принципами и стереотипами религии. Таким образом, становление и развитие художественного образования татарского народа определялось религиозным началом, так как религиозная и государственная практика требовала художественного оформления, т.е. существовал социальный заказ.
Государственный заказ был важной частью социальной структуры, на которую опиралась художественная деятельность. Зачастую при крупных дворах существовали целые кварталы ремесленников, работавших по заказам правителей. Для повышения мастерства и подготовки кадров ремесленники занимались обучением своих учеников.
Мусульманские учителя-ремесленники занимали весьма важное место в иерархии городской жизни, где центром был рынок, обслуживавший не только знать, но и все слои городского общества. Родство и взаимопроникновение вкусов разных социальных сфер делало большую
часть художественных произведений принадлежностью среднего слоя между культурой элитной и собственно народной, массовой. Язык, на котором они обучали и «говорили» был близок, понятен большинству людей этого мира.
Таким образом, пройдя долгий и сложный путь развития, живопись и письменность Среднего Востока, представляющие неразрывный синтез слова и изображения, олицетворенный в шедеврах рукописного искусства средневековья, явились бесценным вкладом в сокровищницу мирового художественного образования.
Рожденное в среде землевладельцев, скотоводов и охотников художественное образование на протяжении всей истории развития татарского народа связано с природой, законами ее обновления и проявлением ее жизнетворных сил. Художественное образование объединяет функции разных предметов, материалов и связывает их с повседневным бытом. Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технических приемах, обеспечивая наиболее рациональное конструирование и украшение изделие орнаментом или сюжетным изображением, соединяя передаваемые из поколения в поколение традиции и опыт со смелой фантазией творца с реальными прообразами.
Методы и приемы обучения в X - XVI веках создавались на основе взаимодействия с восточным миром. Мусульманский мир входил в жизнь народа не только через религию, искусство, ремесла, но и через обучение. Источником художественного самовыражения каждого народа являются каждодневный быт, определенный уклад жизни. Его произведения связаны с религиозными идеями эпохи и отражает судьбу народа, обычаи. Поэтому во всех татарских народных изделиях ярко проявляются национальные черты и особенности. Художественно-технический процесс, помимо создания художественного образа, воплощения замысла, включает в себя решения задач технического характера: организацию и поиск выразительных средств, композицию, графическое и конструктивное решение. Успешное решение этих задач позволило повысить уровень подмастерьев при обучении.
Историко-логический и сравнительный анализ научных и архивных документов позволил выявить, что художественное образование татарского народа в своем развитии прошел следующие периоды:
Период в VII - VIII вв. - Древние тюрки. Этот период связывается с перекочевкой булгарских и хазарских племен в Нижнее Закамье, освоением ими новых земель.
Художественное общетюркское педагогическое наследие имеет опору на бумажные рукописные и каменные письмена, археологические исследования, архитектурные памятники, а также на научные труды Ю. Баласагуни, М. Кашгари, А. Югнаки, С. Бакыргани. Образцы каллиграфического письма мы можем видеть и рассматривать в музеях, научных трудах и в изобразительном искусстве.
Период с VIII по XIII вв. - Волжская Булгария. Принятие ислама предками татар - волжскими булгарами в IX - X вв. - включило татарскую культуру и образование в огромный мир мусульманской цивилизации, под влиянием которой происходило формирование, развитие татарского народа и его художественного образования.
Средневековое мусульманское общество было сильно урбанизировано. Город стал и местом, постоянного пребывания знати, и огромным торговым, ремесленным центром. Это обеспечивало значительную социальную мобильность, мобильность художественного образования, стирало резкие границы между социальными слоями, увеличивая долю среднего класса в обществе. В области искусства это выразилось в том, что значительная часть художественных произведений была ориентирована на очень широкие социальные слои и отражала их вкусы.
Проявление этнических элементов в обучении, таких, как животные и растительные образы, зачастую связанных с определенными мифологическими сюжетами, получает широкое распространение в художественной культуре как ранних булгар (IX - X вв.), так и домонгольского периода (X - XII вв.). Но есть одна существенная особенность: их изображение явно не было реалистическим, а отличалось условностью, схематизмом и декоративной стилизацией, что нашло дальнейшее развитие в эпоху расцвета мусульманского творчества. То есть не было резкого расхождения в принципах художественного языка доисламского и исламского времени. А был постепенный переход от мифологических образов языческого творчества к условно-декоративным и орнаментальным мусульманским образам.
В творчестве домонгольско-булгарских ремесленников смысловую нагрузку несли образы различных животных и птиц, рисунки цветов, листьев или отдельных геометрических линий и фигур. В золотоордынское время содержание, смысл, идея произведения (или архитектурного сооружения в совокупности с декоративным оформлением) доводятся до зрителя через многократно усложненный узор орнамента, который уже трудно назвать только геометрическим или только растительным - настолько он усложнен технически и углублен, зашифрован стилистически и «идейно». Художественные поиски в XIII - XIV вв., как и в домонгольское время, велись более всего в области декоративной орнаментики. Здесь важно подчеркнуть, что если раньше в декоре был важен «гирих» с подчинением ему всех видов орнаментов, то в этот период преобладают растительные и геометрические мотивы. В каллиграфических надписях чаще имел место стиль вычурного «дивани».
Период развития просветительской и педагогической мысли, художественного образования относится к X - XIII вв. - времени расцвета Волжской Булгарии. В 922 г. булгары официально приняли ислам, который
имел сильное влияние на развитие науки, образования, способствовал открытию мектебе и медресе для удовлетворения религиозных потребностей.
Период с XIII по XV вв. (1236 - 1438 гг.) - Золотая Орда. В Волжской Булгарии (Золотоордынский период) усиливается влияние сложных ситуативно-психологических проблем, которые, с одной стороны, вынуждают сохранять племенные и родовые объединения, многовековые традиции, а с другой - ведут к необходимости быстрой адаптации к новым условиям, способам быстрого освоения прогрессивной технологии производства и заставляют воспринимать новые приемы в процессе обучения и изготовления различных изделий.
Развитие художественного образования татарского народа в XIV - XV вв. связано с Золотой Ордой. В области науки, просвещения, художественно-дидактической литературы, образования с основами художественно ремесла этот период можно назвать золотым: общественно-политический, культурно-экономический строй Золотой Орды позволил создать шедевры общемирового значения. Созданные в Золотой Орде ханские ярлыки, надгробные каменные письмена, записки путешественников, различные словари, рукописные книги, сохранившись в потоке тяжелых времен, дошли и до нас. Среди великих мыслителей этого периода называют Рабгузи, Хорезми, Кутба, X. Кятиб, А. Ургянчи, М. Булгари, С. Сараи, Шарифи они так же внесли свой вклад в развитие художественного образования татарского народа.
Период с XV по XVI вв. (1438 - 1552 гг.) - Казанское ханство. Образование развивалось в русле общего и художественно-целостного булгарского направления, которое включало, по всей вероятности, и другие локальные художественные школы, связанные с крупными феодальными центрами Востока. Процветало обучение в мектебе и медресе, где наряду с религиозной этикой преподавались и светские науки, искусство письма (художественная каллиграфия).
В образовательных учреждениях также преподавали ученые -просветители из Египта, Средней Азии, Индии, Ирана, Турции. Педагогическое наследие того периода - это наследие Меджлиси, М. Амина, Кул Шарифа, У. Камала, Мухаммедьяра и каждый из них вносил свой посильный вклад в дело развития художественного образования татарского народа.
Условия развития государственных образований в указанных выше периодах исследования обусловливают влияние факторов на становление художественного образования. В нашем исследовании выделились следующие этапы становления художественного образования:
- первый этап, становление и развитие художественного образования в VII - VIII вв. являлись языческими, отражая взгляды древних тюркских и угро-финно-славянских племен во всех проявлениях духовной культуры, в
художественных произведениях декоративно-прикладного искусства при семейном и племенном обучении;
- второй этап, становления и развития художественного образования в VIII - XIII вв.: художественная деятельность постепенно обретает черты культуры ислама в стилизованных сложных орнаментах изделий из металла, украшениях, но в целом еще сохраняет и языческие черты. Это переходный к исламской культуре период- период булгарского ремесленного творчества, в контексте семейного и коллективного обучения;
- третий этап, становления и развития художественного образования в XIII - XV вв.: усиление влияния ислама. Он становится частью огромного художественно - культурного пространства при семейном и коллективном художественном обучении, которое простирается от Средней Азии до Волги, от Крыма до Западной Сибири;
- четвертый этап, становления и развития художественного образования в XV - XVI вв.: восстановление связей в тюркском содружестве государств - Египта, Средней Азии, Индии, Ирана, Турции и заметная роль среди них; обучение в мектебе и медресе; преподавание религиозной этики и светских наук; развитие просвещения и педагогической мысли в Казанском ханстве.
Таким образом, становление и развитие художественного образования татарского народа происходит в определенные исторические периоды, важные и значимые для образования татарского народа. Они постепенно и плавно переходят одна в другую, сохраняя и продолжая традиции в обучении и художественной деятельности, вновь и вновь приникая к истокам и черпая из них элементы древних орнаментов, образов, воплощая их в новые композиции при обучении учеников.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие выводы.
Становление и развитие художественного образования татар в педагогической теории и практике связаны с потребностями общества в обеспечении развития человека через реализацию процессов национального самосознания, а значит и демократизации образования. Следует сказать, что изучение истории художественного образования различных народов становится более значимой в условиях современного общества, в нашем случае науки, культуры, образования и национальных традиций татарского народа.
На наш взгляд, художественное образование является обязательным элементом в педагогическом образовании и воспитании подрастающего поколения. И оно способствует не только привитию любви к земле и Родине; воспитанию чувств и пониманию национальных традиций своего народа, но и помогает правильно оценивать изобразительное и народное искусство; развитию художественно-творческих способностей и деятельности детей и
подростков. Проведенный нами анализ имеющихся артефактов позволил раскрыть и изучить условия, тенденции, предпосылки, содержание становления и развития художественного образования татар, включающее поэтапный процесс обучения: семья - ученичество - мастер.
Таким образом, можно утверждать, что художественное образование играет важную роль в становлении как личности, так и специалиста, формировании личностных, этических и эстетических взглядов молодого поколения. Художественно-технический процесс в ремесленной мастерской, помимо создания художественного образа, воплощения замысла, включает решение задач технического характера: организацию и поиск изобразительных и выразительных средств, композиции, колористического, графического, конструктивного или пластического решения идейно-содержательного образа по поставленной задаче.
На художественно-технический процесс глубоко повлияло мусульманское направление. Религия открыла дорогу нашим предкам к богатой культуре арабов, оживлению торговли, росту просвещения, увеличению школ, широкому распространению рукописной книги, близкому знакомству с восточной поэзией, художественным образованием, искусством и наукой. Имея явные местные отличия между творческими направлениями искусства в различных регионах исламского мира, виды и школы искусства в исламской цивилизации совпадают между собой в глобальных принципах.
Основной особенностью художественного образования татарского народа является использование стилизованных узоров под названием «арабески», геометрических рисунков и каллиграфии в качестве постоянного показателя о присутствии Слова Всевышнего. Во всех государственных образованиях (Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство) делается основной упор на абстрактное видение явлений, что, по сути, означает отворение двери в мир иной, а также на использование ритмичных повторений узоров, которые в духовном смысле направляют человека к пониманию бесконечного. Каждая из групп в нем создала искусство на основе различных ремесел, образования, торговли, производства, просвещения и несет на себе явный отпечаток конкретного периода.
Следует назвать активизацию государственными органами усилий по развитию национальных народных промыслов (учитывая художественные направления Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства) которые, с одной стороны, обеспечивали бы образовательное, духовное и интеллектуальное развитие, а с другой стороны, служили общественными центрами формирования художественной культуры, художественного образования местного населения с использованием национальных традиций.
Надо отметить, что в современном обществе возросло количество выпускаемой продукции низкого художественного уровня, оказывающее отрицательное воздействие на творческое становление личности.
Различные виды ремесел в образовательных программах вузов не имеют объединяющего направления, как художественное образование. На наш взгляд, для дальнейшего успешного совершенствования художественного образования средствами различных видов народного искусства следует:
- демонстрировать произведения художественных ремесел при проведении фестивалей и выставок народного искусства, организации праздников с использованием достижений народной педагогики;
- пропагандировать и популяризировать народную педагогику и народное искусства как государственные приоритеты в развитии художественного образования;
- в качестве элемента национально-регионального компонента курс «Художественное образование» следует применять в таких приоритетных направлениях художественной деятельности, как обучение технологическим навыкам и приемам на уроках художественного труда; привлечение семьи к художественному образованию; формирование потребности в художественной культуре;
- стимулировать педагогические учебные заведения к участию в выставках различных ремесел и проводить пропагандистскую работу среди родителей по повышению художественной культуры;
- создавать секции по художественному образованию при подготовке студентов к международным, федеральным и республиканским научно-практическим конференциям по педагогике.
В заключении подведены общие итоги исследования и сделаны следующие выводы:
1. Исследуемый период истории булгар и их прямых потомков татар охватывает весьма разнообразные по экономическим и социально-политическим условиям этапы национальной истории в составе четырёх государственных образований: Тюркского периода, Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Но при всём разнообразии исторических условий жизни татарского народа в VIII - XVI веках в культурно-историческом аспекте чётко прослеживается целостный и преемственный характер развития художественного образования. С вовлечением Волго-Камского региона в орбиту мусульманской цивилизации, судя по источникам, использованным в данной работе, начиная с памятников творчества булгар и памятников общетюркского масштаба XI - XIV вв., оказывавших непосредственное влияние на формирование татарского художественного образования, общественной и педагогической мысли, вплоть до культурного наследия последующих веков, художественное образование народа, педагогическая мысль в социально-политической и этнической истории татар выступает общим знаменателем, несущим в себе внутреннюю целостность его национальной истории.
2. Изучение истории становления и развития образования татарского народа в VIII - XVI веках объективно позволило представить модель поэтапного развития художественного обучения подрастающего поколения:
- в условиях семьи: на первом этапе - формирование художественных способностей и кругозора; на втором этапе - приобретение навыков и умений; на третьем этапе - работа по изготовлению изделия (произведения искусства);
- в условиях ученичества: на первом этапе - овладение основами формообразования; на втором этапе - приобретение навыков и экспериментирование с различным материалом; на третьем этапе -допрофессионально-художественная работа с материалом;
- в качестве мастера: на первом этапе - владение основами и различными видами ремесла; на втором этапе - умение использовать различные способы и особенности работы с материалами; на третьем этапе -изготовление изделий на высоком художественном уровне.
3. Содержание художественного образования татарского народа в изучаемый период определили отдельные виды ремесла и искусства народа в VIII - XVI веках, оказавшие влияние на архитектуру, культуру, графику письма (рукописные работы).
4. Объективным и закономерным является влияние религии ислама в VIII -XVI веках на дальнейшее развитие художественного образования татарского народа. Имея явные местные отличия между творческими направлениями искусства в различных регионах исламского мира, виды и школы искусства в исламской цивилизации совпадают между собой в организации художественного образования, но основной особенностью художественного образования татарского народа является использование стилизованных узоров под названием «арабески», геометрических рисунков и каллиграфии.
5. Раскрытые в ходе исследования научно-методические возможности прогнозирования перспектив развития современного национального художественного образования на основе обобщения опыта предыдущих поколений и выявление передовых педагогических технологий, их использование помогут учёным-педагогам и учителям-практикам в научно-педагогической деятельности.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что цель достигнута, задачи решены. Данное исследование не претендует на полное изучение выдвинутой проблемы. Перспективными направления могут быть изучение истории развития художественного образования народов Приуралья и Закамского края.
Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях: Статьи в рецензируемых научных изданиях,
рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Шайхлисламов, А.Х. Роль мусульманского декоративно прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (VIII - XV вв.) / А.Х. Шайхлисламов // Казанский педагогический журнал. -2008. -№ 12 (66). - С 113-120. (0,43 пл.)
2. Шайхлисламов, А.Х. Влияние графического письма на становление и развитие художественного образования булгар-татар (VIII - XV вв.) / А.Х.-Шайхлисламов // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3 (87). - С 170-175. (0,31п.л.)
3. Шайхлисламов, А.Х. Развитие художественного образования татарского народа в период средневековья VIII-XVI вв. / А.Х. Шайхлисламов // Казанский педагогический журнал.-2012.-№ 1.-С 105-110. (0,31 пл.)
Публикации в других научных изданиях
4. Шайхлисламов, А.Х. Развитие графического образования татар / А.Х. Шайхлисламов // Вестник НГПИ: сборник научных трудов. Выпуск 20. -Набережные Челны, 2011. - С 51-54. (0,19 пл.)
5. Шайхлисламов А.Х. Влияние Ислама на развитие художественного образования / А.Х. Шайхлисламов // Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 85-летию профессора А.С.Тайсина. Выпуск 6. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - С 91-94. (0,19 пл.)
6. Шайхлисламов, А.Х. Каллиграфия в становлении и развитии художественного образования / А.Х. Шайхлисламов // Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 1000-летию Казани. Выпуск 5. -Казань: Татарское книжное издательство, 2005. -С 132-135. (0,19 пл.)
7. Шайхлисламов, А.Х. Историко-теоретические основания художественного образования тюрко-татар / А.Х. Шайхлисламов // Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 20-летию факультета дошкольного воспитания Набережночелнинского педагогического института. Выпуск 4. - Казань: Издательство Казанского государственного педагогического университета, 2004. - С 17-19. (0,12 пл)
8. Шайхлисламов, А.Х. Развитие художественного образования в Золотой Орде / А.Х. Шайхлисламов // Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. - Казань: Издательство Казанского университета, 2004. - С 45-48. (0,19 пл.)
9. Шайхлисламов, А.Х. Становление художественного образования древних тюрков / А.Х. Шайхлисламов // Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты. - Набережные Челны, 2004. - С 337-340. (0,19 п.л.)
10. Шайхлисламов, А.Х. Изобразительно-графические аспекты становления и развития художественного образования мусульман / А.Х. Шайхлисламов // Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 60-летию Российской академии образования. Выпуск 2. - Казань: Издательство Казанского университета, 2003. - С 78-82. (0,25 п.л.)
11.. Шайхлисламов, А.Х. Роль художественного мышления в восприятии произведений изобразительного искусства / В.С Бадаев, А.Х Шайхлисламов // Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 60-летию Российской академии образования. Выпуск 2. - Казань: Издательство Казанского университета, 2003. - С 142-146. (0,25 п.л.)
12. Шайхлисламов, А.Х. Становление художественного образования татар / А.Х. Шайхлисламов // Межвузовский сборник научных трудов ученых Казанского государственного педагогического университета. - Казань: Издательство Казанского государственного педагогического университета, 2002.-С 31-32. (0,06 п.л.)
Автореферат разрешен к печати диссертационным советом Д 212.116.03 при ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Подписано в печать 16.01.2012 Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 12
Автореферат отпечатан в ООО «ЕлТИК» 423600, г. Елабуга, ул. Гассара, 4
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шайхлисламов, Альберт Ханифович, Йошкар-Ола
61 12-13/647
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Марийский государственный университет»
На правах рукописи
Шайхлисламов Альберт Ханифович
ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА В VIII-XVI ВЕКАХ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель -кандидат педагогических наук, Кузьмин Владимир Кириллович
Йошкар-Ола - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................................................J
Глава 1. Историко-педагогические предпосылки становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв.
1.1. Влияние графического изобразительного искусства на становление и развитие художественного образования татар в VIII - XVI вв..........20
1.2. Рельефно-архитектурное искусство в художественном образовании
татар в VIII - XVI вв...................................................................................49
1.3. Роль восточно-исламской религии в развитии художественного
образования татар в X - XVI вв.........................................................60
Выводы по первой главе..........................................................71
Глава 2. Содержание и основные этапы становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв.
2.1. Этапы становления художественного образования татар в VIII -
XVI вв.................................................................................75
2.2. Становление художественного образования в период древних
84
тюрков................................................................................
2.3. Развитие художественного образования в Волжской Булгарии... .88
2.4. Влияние золотоордынского периода на художественное
образование татар.................................................................
2.5. Казанское ханство в истории становления и развития
художественного образования татарского народа.........................119
Выводы по второй главе.........................................................131
1
Заключение.................................................................................LD'
Список литературы.......................................................................146
1 7?
Приложения...............................................................................1
Введение
Художественное образование является отражением культурного наследия каждого народа, его многовековых традиций, обычаев и нравов, национального самосознания. Обеспечивая интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры, художественное образование направлено на формирование человека-гражданина, входящего в современное общество. Рост национального самосознания общества и стремление возродить эффективные формы и методы организации художественного образования выдвигают необходимость историко-педагогического исследования становления и развития художественного образования татарского народа.
В условиях демократических перемен возрастает интерес к неисследованным древнейшим национальным культурным ценностям, художественному образованию, поиску национальных особенностей воспитания подрастающего поколения. Изучение национальной культуры, предпосылок становления и развития художественного образования татарского народа, способствует обновлению художественной культуры татарского народа, и непосредственно связан с новым взглядом на теорию и
историю педагогики.
История художественного образования татарского народа показывает, что прогресс его становления обусловливался конкретными социально-экономическими потребностями развивающегося общества, поэтому татарское просвещение не могло развиваться изолированно от других наук. Вместе с тем история татарского художественного образования имеет свою внутреннюю логику развития. Это относится и к накоплению знаний о художественном образе вообще, и к углублению теории художественного образования, и к совершенствованию методики художественного анализа, и к расширению специфики его практического применения в разных сферах человеческой деятельности. Построение новых теорий на основе преодоления противоречий, обнаруженных в предшествующий период
развития, открытие новых сторон деятельности татарского народа и изучение их позволит обогатить педагогическую науку.
Анализ всего имеющегося в прошлом богатого исторического опыта татарского народа и Татарстана, позволит выделить наиболее существенные особенности и общие тенденции его развития, с позиции специфической целостной системы [119]. Сознательное творческое исследование народных ремесел татарского народа позволит будущему учителю иметь соответствующую подготовку [25]. Изучение художественного образования, его исторического наследия рассматривается, как возможность представить полную картину развития татарского народа [121].
Осуществление исторического подхода при анализе процесса эстетического воспитания помогает понять временное (по историческим этапам) и пространственное (разных этнических групп) становление культуры региона. Историческая преемственность обеспечивает динамическую связь с культурной деятельностью прошлого, настоящего и будущего. Ее непрерывность и поступательность способствуют самостоятельности культуры в пространственных и временных границах [112].
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена потребностями современного общества, заявленных в «Концепция художественного образования в Российской Федерации» (от 28.12.01 № 1403), направленной на формирование культурно-исторической компетентности, и подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; формирование художественно-практической компетентности, овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств; формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов [173].
Основу культурных, художественных и нравственных ценностей современного татарского народа, составляет история культуры Волжской Булгарии. Волжская Булгария обладала развитой городской культурой,
которая сыграла определяющую роль в формировании искусства и художественного образования татарского народа; оказала большое влияние на художественное мышление и традиции народов Поволжья и Южного Приуралья. Влияние художественных традиций и уникальных технологий предков по выделке кожи и изделий из нее дошли до нас, домашние мастера Волжской Булгарии поражали иноземцев своим искусством.
Так же, как искусство других мусульманских народов, развитие художественного образования татарского народа шло главным образом в формах декоративно-орнаментального и монументального творчества. Ислам как древнейшая религия не могла не оказать влияние на народное художественное творчество татар.
Первые попытки систематизировать художественные традиции, знания и научные исследования предпринимались учёными Волжской Булгарии: в области истории (Якуб ибн Нугман), богословия, этики, морали (Ходжа Ахмад, Бурханеддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, Сулейман ибн Дауд), а также географии, математики, астрономии, химии, медицины (Таджеддин, Хасан). Развитие науки в Волжской Булгарии было прервано монгольскими завоеваниями.
С конца XIII века центром культурной и научной жизни становится столица Золотой Орды г. Сарай аль-Джадид, где значительную часть духовной элиты составляли выходцы из Волжской Булгарии. Продолжали развиваться художественное образование, богословие, математика, география, астрономия, медицина и др. науки. В основе художественного образования татарского народа составную часть занимает графическое письменное искусство. Памятники средневековой тюркской письменной культуры составляют общий фонд литературы тюркских народов (С.Бакыргани, Ю.Баласагуни, М.Кашгари, С.Югнаки, А. Ясави). Выдающимся памятником культуры Волжской Булгарии является поэма Кул Гали «Кысса и Йусуф».
В развитии художественного образования также важное место принадлежит золотоордынскому периоду, представленному такими гуманистическими произведениями, как «Хосров и Ширин» Кутба, «Врата в рай» Махмуда Булгари, «Джумджума-султан» Хисама Кятиба, «Гулистан бит-тюрки», «Сухаиль и Гульдурсун» Саифа Сараи. С распадом Золотой Орды основным центром культурной жизни татарского народа стала Казань.
В период Казанского ханства развитие художественного образования связано с творчеством Мухаммадьяра, Умми Камала, Кул Шарифа. В Казанском ханстве высокого уровня развития достигли различные виды монументально-декоративного искусства, художественного ремесла, навеянного с Арабского Востока, но особенности дальнейшего развития были определены новыми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества, вступившего в эпоху феодализма.
Г. Айдаров освещая вопросы общественно-экономического строя в Казанском крае, возникновении и развитии государственности, доказывает преемственность Болгарского и Казанского государств и показывает, что средневолжские татары являются потомками древних болгар и кипчаков [6].
Специфика средневекового художественного искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.
Новаторство арабского средневекового художественного образования на основе ремесла, искусства и вместе с тем жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Большой образной силой проникнуто художественное образование, которые и пользовались по преимуществу условной формой для воплощения своих
образов в изобразительном искусстве, где жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.
Условность «языка» средневекового художественного образования у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образу художественного искусства, и сходством с народной культурой. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре, графическом искусстве и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество художественного образования той эпохи. Основным видом художественного искусства, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возможностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красочных миниатюр, представляющих собой поэтически-образный рассказ о судьбах героев
литературного произведения.
Декоративно-прикладное искусство, как часть общего явления культуры и художественного образования - это один из существующих продуктов художественной деятельности: памятников искусства, традиций художественного и технологического создания и украшения предметов быта, сложившегося их понимания, интерпретации и использования в творческой практике. Вхождение в определенную художественную среду, язык народа и постепенное формирование художественного образования говорят об изначальном моменте рождения нового человека. Исследовательское познание основ в обучении народному искусству - путь, исторически сложившийся в системе ученичества, существовавшей на художественных народных промыслах. Выверенные в течение веков формы обучения, базирующиеся на творческом освоении традиционного художественно-образного декоративного языка народного искусства, могут и в настоящее время служить своему назначению. Мало того, по своим возможностям,
разнообразию и богатству художественных образов, неповторимости пластического ритма видения они с успехом могут быть использованы и в практике обучения реалистическому изобразительному искусству в современных условиях при соответствующей организации учебного процесса на художественно-графических факультетах.
Изучение истории художественного образования татарского народа является относительно самостоятельным направлением среди учебных дисциплин, изучаемых студентами высших учебных заведений Республики Татарстан (НГПИ, ЕГПУ, КГТТУ), она дополняет подъем национального художественного самоуважения, патриотизма в многонациональном государстве.
В.Н. Банников отмечает, что искусство изобразительное, народное и декоративно-прикладное несет в себе особые возможности для развития и становления творческих качеств личности. Однако прикладное искусство и декоративная композиция, как декоративно-творческий образ вещи не получили еще достаточного отражения в программном обеспечении в системе общего и дополнительного образования [33].
P.A. Гильман обращает внимание на то, что концепция эмоциональной активности при подготовке студентов вузов, разработанная им, не является случайным: педагогу, формирующему творческую личность студента, необходимо знать механизм отношения творческого мышления и эмоций для педагогического управления творческой деятельностью студента [120].
Степень разработанности проблемы. Первые попытки изучить и систематизировать художественные традиции, знания и научные исследования народа предпринимались учёными Волжской Булгарии: в области истории (Якуб ибн Нугман); богословии, этики, эстетики, морали (Ходжа Ахмад, Бурханеддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, Сулейман ибн Дауд); географии, математики, астрономии, химии, медицины (Таджеддин, Хасан).
Развитие художественного образования татарского народа происходило главным образом в формах декоративно-орнаментального и монументального творчества. Декоративно-прикладное искусство как часть общего явления культуры и образования - это одна из существенных основ художественной деятельности народа: культуры письма, памятников искусства, традиций художественного и технологического создания украшений, предметов быта, сложившегося их понимания, интерпретации и использования в творческой практике. Выверенные в течение веков формы художественного обучения, базирующиеся на творческом освоении традиционного художественно-образного декоративного языка народного искусства, могут и в настоящее время эффективно использоваться в процессе организации художественного образования.
Проблему художественного искусства татар поднимают в своих трудах Б.Д. Греков, М.Г. Сафаргалеев, Р.Г, Фахрутдинов, Г.А. Федоров-Давыдов, А.Х. Халиков, А.Ю. Якубовский, С.М. Червонная, Р.И. Шамсутов и др. О влиянии религии на художественное образование татарского народа писали Р. Блашэр, Б.В. Веймарн, H.A. Виноградова, О.И. Галёркина, Г.Э. фон Грюнебаум, Т.П. Каптерев, Л. Масиньи, А.Мец, Г.А.Пугаченкова, Л.И. Ремпель, Ф. Роузентал, Ш.М. Шукуров и др.
Однако анализ состояния изученности рассматриваемой проблемы свидетельствует об отсутствии концептуальных трудов в области истории педагогики, отражающих целостный процесс становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI вв. Большинство отечественных исследователей, освещая вопросы культуры, духовности татарского народа, уделяют внимание лишь ее компонентам. Вне поля зрения остаются вопросы, касающиеся содержания художественного образования. Их недостаточная методологическая и теоретическая разработанность и предопределила возникновение следующих противоречий:
- между повышенными требованиями общества, предъявляемыми к системе образования, и отсутствием исследований, направленных на изучение вопросов истории становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках как важной составляющей истории педагогики и воспитательно-образовательного процесса в целом;
- между необходимостью в теоретическом обосновании, научно-методическом обеспечении содержания художественного образования в современных условиях и наличием пробелов в целостной системе исследования в данной области;
- между потребностью современных вузов в теоретическом осмыслении исторического опыта прошлого и научно-методическом обеспечении национально-регионального компонента процесса обучения и отсутствием необходимых материалов по истории национального художественного образования.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы историко-педагогические предпосылки и ведущие тенденции становления и развития художественного образования татарского народа в VIII - XVI веках и возможности использования историко-педагогического опыта в современной системе художественного образования?
Актуальность, недост