автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников
- Автор научной работы
- Койчуев, Айтек Алим-Джашарович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Карачаевск
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Койчуев, Айтек Алим-Джашарович, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАРАЧАЕВСКОГО ЭТНОСА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРУДОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
§1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАРАЧАЕВСКОГО ЭТНОСА.
§ 2. ТРАДИЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
КАРАЧАЯ.
§ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В
НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРАЧАЕВСКОЙ ШКОЛЕ.
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА.
§ 1. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КАРАЧАЕВСКОЙ СЕМЬЕ КАК
СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
§ 2. ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КАРАЧАЯ.
§ 3. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников"
Сегодня, когда народы Российской Федерации в силу определённых исторических, политических и социально-экономических причин стоят перед фактом утраты своего национального лица, потери своих духовных ценностей, самобытной культуры, очень важно, чтобы современные системы образования национальных республик, областей и округов России строили свою работу, используя воспитательный потенциал национальной культуры, а ее прогрессивные достижения использовали как наиболее эффективное и целесообразное средство воспитания подрастающих поколений. Исследование, возрождение и развитие национальной культуры, а значит, и дальнейшее этническое и социальное благополучие народа являются главной целью национальной системы воспитания в условиях, когда благодаря новой образовательной политике Российской Федерации, одним из главных принципов которой сегодня является принцип регионализации, появилась реальная возможность для всестороннего изучения и возрождения культурного наследия каждого из этнических субъектов многонациональной России.
Прогрессивные достижения народной культуры, в частности опыт народного воспитания, занимали умы таких выдающихся зарубежных и отечественных педагогов-классиков как,Ян Амос Коменский, Песталоцци, Дистервег.
В истории отечественной педагогики проблемы национальной школы рассматривались в работах С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.Н. Сороки-Росинского, Н.И. Пирогова, В.К. Розанова, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского и др.
Усилия этнопедагогов сосредоточены на определении роли этнических факторов в формировании картины мира у человека как представителя того или иного этноса, выявлении условий, необходимых для построения этнона-правленного образовательного процесса, изучении и реализации национальной идеи образования. Среди этого направления следует выделить исследования И.А. Арабова, Т.З. Басаевой, К.У. Байчорова, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова, М.Б. Гуртуевой, М.А. Гусаковского, А.Я. Данилюка, Н.К. Елаева, Е. Жиркова, Р.Т. Итиевой, З.А. Мадаевой, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, JI.H. Мукаевой, С.Б. Узденовой, Н.Ф. Хорошко, И.А. Шорова, В.К. Шаповалова и др.
В современной педагогике все более утверждается тезис культуросооб-разности образования и взгляд на школу как открытый социокультурный институт: Е.В. Бондаревская, Е.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, И.Б. Котова, B.C. Леднев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, В.Д. Шадриков и др.
Анализ воспитательных возможностей народной культуры и наиболее эффективные способы применения её лучших педагогических традиций осуществлён в трудах таких современных учёных педагогов как, Г.Н.Волков, Г.С.Виноградов, Ш.А.Мирзоев, И.А.Арабов, М.Б.Гуртуева, Г.Н.Казилов и другие.
Столь широкое признание воспитывающих возможностей народной культуры и такой её составной части как этнопедагогика, на наш взгляд, обусловлено прежде всего тем, что народная педагогика, являясь основой классической педагогической науки, остаётся в то же время основным источником возникновения наиболее передовых педагогических технологий.
Однако многообразие и воспитывающий потенциал народной культуры, в частности культуры карачаевского народа, по нашему мнению, всё же недостаточно исследован и, что самое главное, ещё не нашёл себе достойного применения в деле воспитания подрастающих поколений. Это особенно актуально в условиях нашей Карачаево-Черкесской республики, где значительный рост национального самосознания, большую тягу к возрождению национальной культуры, наблюдающуюся у её народов, следует направить в русло научного исследования и эффективного педагогического применения её достижений. Значительный воспитывающий потенциал эффективного трудового воспитания молодёжи заложен в этнокультуре карачаевского народа, где подготовка детей к трудовой деятельности является средством их всестороннего воспитания и развития, а сам труд, но труд умелый, - наиболее важным условием жизненного благополучия и счастья человека. В условиях современной Карачаево-Черкесской республики целесообразная трансформация достижений этнокуль-туры карачаевского народа в педагогический процесс современной карачаевской начальной школы применительно к трудовому воспитанию младших школьников ещё не стала предметом научных исследований.
Теоретически не обосновано детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников, не определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование этого влияния в целостном педагогическом процессе в национальной школе.
Зачастую подготовка педагогов не учитывает специфику региона, не отражает народные традиции той республики, где предстоит работать будущим учителям. Это особо актуально, когда формируются национальные школы с оригинальной, основанной на этнокультуре, программой воспитания и обучения школьников.
Карачаевский этнос входит в группу тюркских народов, и представляет около 20 % горцев Северного Кавказа. Закономерности, выявленные в трудовом воспитании младших школьников карачаевской национальной школы, педагогические условия детерминирующего влияния этноса на качество и результативность этого процесса вполне могут учитываться в школах родственных народов.
Возникло противоречие между необходимостью широкого и умелого использования в педагогической практике наиболее прогрессивных традиций и достижений народной культуры карачаевского народа в трудовом, нравственно-эстетическом, патриотическом, экологическом воспитании школьников и недостаточной разработанностью как теоретических, так и технологических основ этого процесса, несовершенством его методического обеспечения.
Проблема исследования состоит в теоретическом осмыслении педагогических условий построения процесса трудового воспитания школьников на основе традиционной культуры карачаевского народа и совершенствования его методического обеспечения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс трудового воспитания учащихся карачаевской национальной начальной школы.
Предмет исследования - детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования. Детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников не только сохранится, но и усилится, если:
1. Будут теоретически обоснованы место и роль культуры карачаевского этноса как детерминанты, влияющей на процесс трудового воспитания младших школьников.
2. Будет раскрыт педагогический потенциал этнической культуры карачаевского этноса, необходимый для построения процесса трудового воспитания младших школьников.
3. Будут разработаны теоретические основы реализации педагогического потенциала традиционной культуры карачаевского народа в трудовом воспитании младших школьников.
4. Методическое обеспечение трудового воспитания карачаевских школьников будет соответствовать требованиям целостного педагогического процесса.
5. Будет достигнута интеграция трудового воспитания в семье и школе.
6. Содержание, формы и методы подготовки будущих учителей трудового обучения будут отражать прогрессивные традиции и обычаи карачаевского народа и ориентировать студента на их развитие в трудовом воспитании школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать детерминирующее влияние карачаевского этноса на процесс трудового воспитания младших школьников.
2. Охарактеризовать педагогический потенциал этнической культуры карачаевского народа.
3. Выявить возможности использования прогрессивных традиций народной культуры в ходе трудового воспитания карачаевских школьников.
4. Разработать теоретическое обоснование реализации педагогического потенциала традиционной культуры карачаевского народа в трудовом воспитании школьников.
5. Определить педагогические условия эффективного использования культурных традиций карачаевского народа в трудовом воспитании младших школьников.
6. Определить необходимые педагогические условия профессиональной подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию школьников на основе традиций народной культуры.
Методологическую основу исследования составили:
Культурологический подход, рассматривающий педагогический процесс в контексте развития народной культуры карачаевцев как средство трансляции и развития их культурных и трудовых традиций.
Этнологический подход, требующий учитывать в построении народных педагогических систем историю развития этноса, особенностей этногенеза конкретного народа.
Системный подход, который рассматривает трудовое воспитание как часть целостного педагогического процесса, а карачаевскую школу как открытую социально-педагогическую систему, тесно взаимодействующую с этносоциальной и этнокультурной средами.
В методологическую основу легли также концептуальные идеи философов, историков, социологов и искусствоведов, которые определяют роль традиции и культурных ценностей в становлении человека.
Теоретическая основа. Классики мировой педагогической науки такие, как Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песта-лоцци рассматривали трудовую подготовку детей, обучение их ремеслу, воспитание в них трудолюбия, умения и желания трудиться совершенствоваться в труде одним из главных условий успешного всестороннего развития личности воспитуемых. Я.А.Коменский в своём труде «Великая дидактика» пишет: «Словом, дисциплина должна стремиться к тому, чтобы во всех и всеми средствами возбуждать и укреплять - постоянным навыком и упражнением - благословение к богу, предупредительность по отношению к ближнему, бодрость по отношению к труду и выполнению жизненных задач». «Следует также приучать маленьких детей к постоянным трудам и постоянным занятиям,.»
Джон Локк писал: «Я желал бы, чтобы он (воспитанник - А.К.) учился ремеслу, ручному труду, и даже более того - не одному, а двум или трём, причём одному более основательно».
Из ручных ремёсел, для усвоения которых, равно как и для упражнения в них, требуется физический труд, многое благодаря этому упражнению не только увеличивает нашу ловкость и искусство, но укрепляет также наше здоровье,.» (Джон Локк. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1939).
Жан-Жак Руссо указывал на необходимость систематической трудовой подготовки для формирования у детей практических умений и навыков, наряду с воспитанием высоких нравственных качеств.
Иоганн Генрих Песталоцци рассматривал подготовку детей к труду и постоянную посильную трудовую деятельность детей в неразрывной связи с воспитанием умственным, нравственным и физическим. В процессе такого воспитания ставилось целью сформировать из ребёнка гармонически развитого человека, человека - труженика.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал,что «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».
Антон Семёнович Макаренко разработал и внедрил в своей педагогической деятельности идеи педагогического стимулирования трудовой деятельности детей и подростков. Замечательное педагогическое наследие А.С. Макаренко о трудовом воспитании и обучении опирается по нашему мнению не только и не столько на коммунистическую идеологию, сколько на народное понимание трудовой деятельности как наиболее эффективного средства нравственного воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает вс1 новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство».
Труд, в котором человек достигает совершенства, утверждает личность, является могучим источником воспитания. Чувствуя себя творцом, человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа», 1988. - С. 229, 247).
Геннадий Никандрович Волков пишет: «Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики». «Труд в народной педагогике занимает особенное место». «Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью к делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций» (Волков Г.Н. Этнопедагогика, учебник. -М.: Академия, 1999).
И.П. Волков в своей работе «Учим творчеству» пишет; «Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют в конечном счёте наши дети, наше будущее».
Педагогические теории приведённых здесь авторов их труды, а также историческая и культурологическая информация о карачаевском народе, результаты исследований современного состояния системы образования в КЧР составляют теоретическую основу исследования.
Конкретно на какие теории и принципы опирается автор:
- природ осообразности;
- связи обучения с трудом;
- культуросообразности;
- взаимодействия школьного и семейного воспитания.
Методы исследования: теоретический анализ исторической, этнографической, психологической, методической литературы; анализ учебных планов и программ средних, средних специальных и высших учебных заведений по трудовому воспитанию и обучению; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование студентов, беседы с учителями, родителями, народными умельцами; анализ результатов этнографических экспедиций в Карачаево-Черкесии, изучение духовной и материальной культуры карачаевского народа в музеях и частных собраниях; констатирующий и формирующий педагогические эксперименты в начальной школе и педагогическом университете.
Основные этапы и база исследования:
Исследование проводилось в несколько этапов, в течение 1995-2001 гг.
На первом этапе (1995-1997) изучалась теоретическая и методологическая психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Проводился анализ педагогических традиций карачаевского народа. Выявлялись возможности использования традиционной культуры карачаевского народа в трудовом воспитании младших школьников и в профессионально-педагогической подготовке учителей трудового воспитания и обучения, разрабатывались программа эксперимента и его содержание. Составлению программы эксперимента предшествовала разработка концепции исследования, в которой изложены основные идеи и положения, дающие теоретическое обоснование возможности реализации большого педагогического потенциала национальной культуры карачаевского народа в процессе трудового воспитания учащихся начальной школы при условии целостного взаимодействия школы, семьи и этнического сообщества.
На втором этапе (1997-1999) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась эффективность разработанного содержания, методов и форм трудового, нравственно-эстетического воспитания учащихся на основе традиций народной культуры карачаевцев. Уточнялось содержание экспериментальной программы и методических рекомендаций. В экспериментальных классах применялись разработанные и дополненные автором формы, содержание и методы экспериментальной программы, а в контрольных классах трудовое воспитание учащихся велось по действующей программе. Наряду с этим нами была разработана программа и вёлся на её основе специальный курс подготовки студентов факультета педагогики и методики начального обучения КЧГПУ "Методика трудового воспитания учащихся на основе традиционной народной культуры карачаевцев". Велась работа по определению наиболее целесообразной и эффективной организации и проведению данного курса подготовки студентов. Велись поиски наиболее эффективного взаимодействия Института повышения квалификации учителей, вузов и Научно-исследовательского института республики по решению проблем трудового воспитания учащихся карачаевских школ на основе традиционной культуры карачаевского народа.
На третьем этапе (1999-2001 гг.) осуществлялось обобщение результатов экспериментальной работы. На основе полученных результатов были установлены уровни трудового и нравственно-эстетического воспитания учащихся карачаевских школ, уровни профессиональной, педагогической подготовки студентов, - будущих учителей к трансляции педагогических идей народной культуры карачаевцев в процесс обучения и воспитания младших школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование детерминирующего влияния карачаевского этноса на трудовое воспитание младшего школьника, которое сложилось в процессе этногенеза под воздействием исторических, социальных, культурных, экономических, природных и других условий его развития.
2. Характеристика педагогического потенциала этнической культуры карачаевского народа, проявляющегося в прогрессивных культурных традициях, идеальных представлениях о современном человеке, ценностях моральных нормах поведения и трудовой деятельности, семейном укладе жизни и организации взаимодействия членов этнического сообщества.
3. Педагогическая интерпретация современных требований к трудовому воспитанию учащихся младших классов национальной карачаевской школы, которые выражаются в необходимости оптимального сочетания в этом процессе формирования готовности к овладению основами современных производственных технологий и сохранению национального характера воспитательной деятельности, вовлечённости детей в традиционные виды труда карачаевского народа.
4. Технологии трудового воспитания учащихся младших классов карачаевской национальной школы на этнических культурных традициях в целостном педагогическом процессе. Программа и система подготовки учителей к трудовому воспитанию школьников на основе национальных культурных традиций.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
Теоретически обосновано детерминирующее влияние карачаевского этноса на трудовое воспитание младших школьников национальной школы.
Охарактеризован педагогический потенциал этнической культуры карачаевского народа и теоретически обоснованы возможности использования его в трудовом воспитании учащихся карачаевских школ и профессиональной подготовке студентов педагогических вузов.
Разработаны педагогические условия использования народной культуры карачаевцев в трудовом воспитании учащихся и профессионально-педагогической подготовке будущих учителей.
Определены педагогические условия реализации традиций народной культуры карачаевцев для активизации и качественного изменения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации для внедрения наиболее прогрессивных достижений традиционной культуры карачаевского народа в современную систему общего начального образования. Разработаны и научно обоснованы программа и методические рекомендации трудового воспитания учащихся начальных классов карачаевских школ на основе традиционной культуры карачаевского народа, а так же программа и методические рекомендации по спецкурсу для студентов педагогических учебных заведений республики "Трудовое воспитание младших школьников на основе традиционной культуры карачаевского народа".
Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования творческой деятельности учителей, в разработке учебных пособий для учащихся образовательных школ.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием комплексом методов изучения проблемы, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, возможностью воспроизведения опытно-экспериментальной работы по разработанной автором методике.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ
1. В ходе эксперимента выявились наиболее благоприятные педагогические условия организации и проведения трудового воспитания детей на основе этнической культуры карачаевского народа.
Исследование современного состояния системы трудового воспитания учащихся карачаевской национальной начальной школы, многолетняя опытно-экспериментальная работа в данном направлении убедительно показали, что карачаевский этнос является основной детерминантой этого процесса в современных социокультурных и экономических условиях Карачаево-Черкесской Республики.
Определяющее влияние карачаевского народа на трудовое воспитание младших школьников осуществляется через этническую культуру, которая объединяет в себе все материальные и духовные народные достояния. В этнической культуре карачаевского народа идеи трудового воспитания детей являются центральными в представлениях о становлении совершенного человека и пронизывают все виды традиционного искусства, содержание воспитания мужчины и женщины, физическую подготовку и досуговую деятельность.
Воспитание в карачаевской семье и в карачаевском обществе традиционно основывалось на систематическом, целенаправленном привлечении детей к посильному труду, решению трудовых задач, что и необходимо развивать в дальнейшем.
Характерная для этнокультуры карачаевцев высокая степень ответственности родителей за надлежащее воспитание детей перед обществом и активное участие в воспитательном процессе наиболее авторитетных, совершенных, заслуженных членов этнического сообщества являются необходимым условием сохранения детерминирующего влияния карачаевского этноса на трудовое воспитание школьников в современных условиях.
Результаты экспериментальной работы в карачаевских школах показывают, что наиболее подготовленными и развитыми являются учащиеся из трудолюбивых семей, где сохраняется традиционный для карачаевцев семейный уклад.
2. Трудовое воспитание учащихся в начальной школе, происходящее на основе традиционной культуры карачаевского народа, в состоянии реализовать общественно востребованные задачи образования, воспитания и развития личности ребёнка.
Соответствующая подготовка педагогических кадров к трудовому воспитанию учащихся на основе традиционной культуры карачаевского народа является одним из главных условий успешной организации и проведения данной работы.
Наша опытно-экспериментальная работа со студентами факультета педагогики и методики начального обучения КЧГПУ и педагогическим составом некоторых школ и дошкольных учреждений показывает, что организация процесса трудового воспитания на этнокультурной основе заинтересовала подавляющее большинство студентов, учителей и воспитателей.
Возрождение традиционной народной культуры в Карачае, воспитание её в подрастающих поколениях, наряду с овладением современными производственными технологиями и передовой организацией производства, позволит решить уже в обозримом будущем, если не все, то многие социальные и экономические задачи, стоящие перед Карачаево-Черкесией как одного из субъектов Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-педагогический анализ истории и культуры карачаевского этноса показал, что он располагает мощным воспитательным потенциалом. Исторические условия сложились таким образом, что в Карачае вплоть до XX века не существовало светской школы. Воспитательные функции на протяжении всей истории карачаевского этноса выполняли семья и этническое сообщество. Это обусловило возникновение и развитие самобытной этнопедаго-гики карачаевского народа.
Именно поэтому в воспитательном процессе начальной национальной школы основной детерминантой является карачаевский этнос, педагогический потенциал которого содержится во всех компонентах этнической культуры и проявляется в прогрессивных традициях, обычаях и ритуалах, нравственных устоях семьи и этнического сообщества, идеальных представлениях о совершенном человеке и доминирующих ценностях.
Поскольку основой выживания карачаевского этноса в сложных природных, географических условиях всегда была и остается трудовая деятельность, то вопросы трудового воспитания детей являются центральными в народной педагогике Карачая.
Изучение современного состояния традиционной культуры показывает, что в Карачае сохранилась его этнокультурная основа, наблюдается повышение уровня этнического самосознания.
Проведённый анализ этнической культуры карачаевского народа указывает на возможность всестороннего применения духовного богатства Карачая в современной системе образования Карачаево-Черкесии, в частности для более эффективного трудового воспитания подрастающих поколений.
Современное состояние народного хозяйства республики говорит о дефиците квалифицированных трудовых ресурсов, способных возродить традиции высокоэффективного животноводства и земледелия в условиях Карачаево-Черкесской республики.
Изучение трудового воспитания подрастающих поколений в Карачаево
Черкесии позволяет говорить о том, что трудовое воспитание в современной карачаевской школе должно происходить на основе традиционной культуры карачаевского народа, так как он проживает в основном в сельских горных поселениях, где сохранился прежний семейный общинный уклад жизни и основные виды хозяйственно-трудовой деятельности.
Учреждения образования республики в состоянии дать необходимое научное обоснование, научную, теоретическую и практическую базу трудовому воспитанию учащихся карачаевских школ на основе прогрессивных традиций этнокультуры Карачая.
Трудовое воспитание учащихся в современной карачаевской школе, основывающееся на традиционной культуре, будет более эффективно при условии широкого применения этнокультуры в системе обучения и воспитания карачаевской школы в целом.
В ходе эксперимента выявились наиболее благоприятные педагогические условия организации и проведения трудового воспитания детей на основе этнической культуры карачаевского народа.
Исследование современного состояния системы трудового воспитания учащихся карачаевской национальной начальной школы, многолетняя опытно-экспериментальная работа в данном направлении убедительно показали, что карачаевский этнос является основной детерминантой этого процесса в современных социокультурных и экономических условиях Карачаево-Черкесской Республики.
Определяющее влияние карачаевского народа на трудовое воспитание младших школьников осуществляется через этническую культуру, которая объединяет в себе все материальные и духовные народные достояния. В этнической культуре карачаевского народа идеи трудового воспитания детей являются центральными в представлениях о становлении совершенного человека и пронизывают все виды традиционного искусства, содержание воспитания мужчины и женщины, физическую подготовку и досуговую деятельность.
Воспитание в карачаевской семье и в карачаевском обществе традиционно основывалось на систематическом, целенаправленном привлечении детей к посильному труду, решению трудовых задач, что и необходимо развивать в дальнейшем.
Характерная для этнокультуры карачаевцев высокая степень ответственности родителей за надлежащее воспитание детей перед обществом и активное участие в воспитательном процессе наиболее авторитетных, совершенных, заслуженных членов этнического сообщества являются необходимым условием сохранения детерминирующего влияния карачаевского этноса на трудовое воспитание школьников в современных условиях.
Результаты экспериментальной работы в карачаевских школах показывают, что наиболее подготовленными и развитыми являются учащиеся из трудолюбивых семей, где сохраняется традиционный для карачаевцев семейный уклад.
Трудовое воспитание учащихся в начальной школе, происходящее на основе традиционной культуры карачаевского народа, в состоянии реализовать общественно востребованные задачи образования, воспитания и развития личности ребёнка.
Соответствующая подготовка педагогических кадров к трудовому воспитанию учащихся на основе традиционной культуры карачаевского народа является одним из главных условий успешной организации и проведения данной работы.
Наша опытно-экспериментальная работа со студентами факультета педагогики и методики начального обучения КЧГПУ и педагогическим составом некоторых школ и дошкольных учреждений показывает, что организация процесса трудового воспитания на этнокультурной основе заинтересовала подавляющее большинство студентов, учителей и воспитателей.
Возрождение традиционной народной культуры в Карачае, воспитание её в подрастающих поколениях, наряду с овладением современными производственными технологиями и передовой организацией производства, позволит решить уже в обозримом будущем, если не все, то многие социальные и экономические задачи, стоящие перед Карачаево-Черкесией как одного из субъектов Российской Федерации.
Решение социально-экономических задач, стоящих перед Карачаево
Черкесской республикой, в частности решение одной из проблем современной системы образования и воспитания в республике - проблемы эффективной и наиболее целесообразной в современных условиях организации и ведения трудового воспитания учащихся определили выбор темы нашего исследования, в ходе которого мы попытались дать научное обоснование педагогических условий, способствующих повышению качества трудового воспитания в современной карачаевской школе на основе прогрессивных традиций народной культуры. В данном исследовании мы исходили из того, что организация и ведение трудового воспитания подрастающих поколений в контексте национальных культурных традиций является фундаментальной основой культурного возрождения и социально-экономического благополучия.
Проведённый обзор и анализ традиционной культуры карачаевского народа позволил раскрыть её большой воспитательный потенциал и показать возможность всестороннего применения духовного богатства Карачая для повышения эффективности трудового воспитания подрастающих поколений.
Современное неудовлетворительное состояние народного хозяйства республики во многом объясняется острой нехваткой квалифицированных, инициативных рабочих кадров, способных возродить традиции умелой организации и высокоэффективного ведения хозяйства в условиях Карачаево-Черкесской республики.
Проблемы трудового воспитания подрастающих поколений В карачаево-Черкесии свидетельствуют о необходимости организации и проведения процесса трудового воспитания учащихся в современной карачаевской школе на основе традиционной культуры карачаевского народа.
В настоящем исследовании дано необходимое научное обоснование отбора содержания, методов и организационных форм трудового воспитания учащихся начальных национальных карачаевских школ на основе прогрессивных традиций этнической культуры карачаевцев. Трудовое воспитание учащихся в начальной школе, происходящее на основе традиционной культуры карачаевского народа, в состоянии реализовать общественно-востребованные задачи образования, воспитания и развития личности ребёнка. В ходе опытно-экспериментальной работы была апробирована разработанная автором программа трудового воспитания школьников на основе традиционной культуры карачаевского народа для учащихся ГУ класса начальной национальной школы, научно обоснован с учётом современных условий выбор методов трудового воспитания младших школьников как в учебное время, так и во внеклассной воспитательной работе с использованием разнообразных организационных форм и привлечением в этот процесс родителей и общественности.
Исследование показало, что наиболее эффективным и действенным трудовое воспитание учащихся карачаевских школ на основе народных культурных традиций только в условиях целостного педагогического процесса, объединяющего в себе воспитательные воздействия школы, семьи и общества.
Наблюдающаяся в этнокультуре карачаевцев высокая степень ответственности родителей перед обществом за надлежащее воспитание детей и активное участие в воспитательном процессе наиболее авторитетных, заслуженных, совершенных членов общества требуют своего возрождения и применения в современном педагогическом процессе.
Результаты экспериментальной работы в карачаевских школах показывают, что наиболее подготовленными и развитыми являются учащиеся из трудолюбивых семей, где сохраняется традиционный для карачаевцев семейный уклад.
Проведённая опытно-экспериментальная работа с учителями и студентами показала, что подготовка педагогических кадров к трудовому воспитанию учащихся на основе традиционной культуры карачаевского народа является одним из главных условий успешной организации и проведения данной работы.
Возрождение традиционной народной культуры в Карачае, воспитание этнокультуры в подрастающих поколениях наряду с овладением основами современных производственных технологий и передовой организацией производства позволит решить уже в обозримом будущем многие социальные и экономические задачи, стоящие перед Карачаево-Черкесской республикой.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Койчуев, Айтек Алим-Джашарович, Карачаевск
1. «Мир дому твоему». Ас- Алан. - М., 1998. - № 1.
2. Аверчиев Ю.И. Организация трудового обучения и воспитания школьников. М.: Педагогика, 1976, - 80 с.
3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в Известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: 1974. - С.824.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993.- С.608.
5. Акбашев А.Х. Народная педагогика в деятельности учителя. Черкесск: Кн. изд-во - 1994. - 14 с.
6. Акбашев А.Х. Отражение народной педагогики в литературе. (Краткий психолого-педагогический анализ). Черкесск: Кн. изд-во - 1994. - 11 с.
7. Актуальные вопросы теории и практики сознательного отношения школьников к труду: Межвуз. Сб. научных трудов. Ставрополь: 1983. - 154 с.
8. Арабов И.А., Шиянов Е.Н. Функционирование регионально-этнической культуры в современных учебно-воспитательных системах// Семейная эт-нопедагогика и современная национальная школа.-Карачаевск, 1996. -С.74-76.
9. Алексеев В.П. Некоторые проблемы происхождения балкарцев и карачаевцев в свете данных антропологии. Минск: 1974.
10. Ю.Алиев У. Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск: 1991. - 320 с.
11. П.Алиевские чтения. 17-19 апреля. Тезисы докладов. Часть I. Карачаевск: 1996.-С. 104-107.
12. Амонашвили Ш.А. Как живёте дети? М.: Просвещение, 1986.
13. Аничкин C.JI. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках труда при работе с природными материалами. //Эстетическое воспитание учащейся молодёжи. Свердловск, 1964. -С. 24-29.
14. Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979.- 153 с.
15. Атутов П.Р. Учение и труд в школе. М.: 1962. - 192 с.
16. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
17. Багданова О., Куранин А., Новикова J1. Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 144 с.
18. Байчоров К.У. Деловые игры и формирование качеств будущих специалистов // Деловые игры, методы активного обучения, исследования: Межвуз. Сб. научн. труд. Челябинск: ЧГТУ, 1995. - 4-1. -126с.
19. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. - 192 с.
20. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика.- 1995. №5 - с.31.
21. Богданова О.С. и др. Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 144 с.
22. Боголюбов Н.С. Традиции учат детей // Художник. 1973.- № 3. - С.37.
23. Борлаков Ю.А. Адеб. Намыс. Адет. -Карачаевск: 1998.
24. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
25. Буслов К.П., А.Е.Чигирь. Трудовые и нравственные основы советской семьи. Мн: Наука и техника, 1983.
26. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.
27. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: 1926.
28. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Кн. изд-во. 1989.
29. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ: Об основах народной педагогики. // Нар. Образование. - 1989. - № 12. - С. 18-25.
30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Кн. изд-во. - 1974. - 168 с.
31. Вопросы психологии обучения труду. / Под ред. А.А.Смирнова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.
32. Волков Г.Н. Возродим национальную школу // Учительская газета, 1990. -№16.-с.4.
33. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: Академия, 1999. - 168с.
34. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. М.: Академия, 1999.
35. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. -М.: Просвещение, 1985.
36. Гуртуева М.Б. Из народного опыта организации межличностных отношений в семье. // Социально-этнические основы интернационального воспитания. Орджоникидзе, 1985. - С. 61-68.
37. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаевского и балкарского народа. -Нальчик: 1997.-256 с.
38. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 158 с.
39. Документированному времени этнонима «Карачай» 800 лет // Карачаево-Балкарский мир. - 1995. - № 1.(10).
40. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. Ручной труд в нач. школе. М.: Учпедгиз, 1958.-231 с.41.3а эстетическое воспитание школьников в труде. (Задачи школ. Передовая) // Школа и производство. 1964. - № 2. - С. 2-6.
41. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников. М.: Просвещение, 1990.
42. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
43. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья дети школа. М.: Юридическая литература, 1989.
44. Из опыта трудового воспитания в восьмилетней школе (Научно-практическая конференция учителей Свердловской области). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 192 с.
45. Из опыта эстетического воспитания младших школьников. Орёл: Кн. изд-во, 1963. - 30 с.
46. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
47. Искусство Дагестана. М.: Советский художник, 1981.
48. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. -М.: Наука, 1995.- 344 с.
49. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. I ч. /Сост. Т.Ш.Битирова. Нальчик: Эльбрус, 1993. - T.I. - 263 с.
50. Карачаево-Черкесская республика в 1990-1994 гг.: Статистический сборник. Черкесск: 1995.
51. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. /В.П.Невская, И.М.Шаманов, Е.П.Алексеев и др. Черкесск: 1978.
52. Кирсанов Ф.И. Рисование и труд в школе: Пособие для учителей. /Из опыта работы. Л.:Учпедгиз, 1960. - 66 е., 60 л. ил.
53. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд. Московского университета, 1988. - 197 с.
54. Ковалёва Е.С. Эстетическое воспитание учащихся в начальной школе. -Минск: Народная асвета, 1965. 79 с.
55. Коган JT.H. Труд и красота. М.: Соцэкгиз, 1963. - 126 с.
56. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
57. Коменский Я.А. Мудрость старых чехов.- М., 1964.
58. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. - 144с.
59. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М: 1960.
60. Крупская Н.К. Надо научиться работать головой и руками. //Пед. Соч. В 6 Т.-М., 1980. Т.5.
61. Крупская Н.К. Семья и школа. //Пед. Соч. В 6 Т. М., 1980. - Т.5.
62. Кугюва J1.B. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: Просвещение, 1990.
63. Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный: Книга, 1991.
64. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1982.- 136 с.
65. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967). М.: Наука, 1968.345 с.
66. Кутыв В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для классного руководителя. М.: Просвещение, 1983.
67. Къарачай нарт сёзле. Сб. поел, и погов. /Собир. и сост. С.Ч.Алиев Черкесск: 1963.
68. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. Изд-во ПАО «ПУЛ», 1993.- 139 с.
69. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск: 1957. -93 с.
70. Липник В.Н. Трудовое воспитание в школе перспективы развития. - Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1987.
71. Лиферов Л.А. Трудовое обучение и воспитание. М.: Просвещение, 1979. -69 с.
72. Лихачёв Б.Т. Эстетические представления у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 1963. - № 7. - С. 45-48.
73. Мавлютов P.P. Ислам. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974. - С. 495.
74. Макаренко А.С. Воспитание в труде. //Соч. М., 1984. - Т.4. С. 305-405.
75. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1958. 367 с.
76. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. //Лед. соч. М., 1984. - т.4. -С.408-511.
77. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Изд-во политич. Литературы, 1988.
78. Малисванова А.Л. Педагогический такт в семейном воспитании. М.: Просвещение, 1964.
79. Мансуров И.И. Физическая культура и спорт на Северном Кавказе.- Черкесск: 1996.-311 с.
80. Матушкин С.Е. Факторы воспитания трудолюбия. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1987.
81. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик: Кн. изд-во. -1954 -172 С.
82. Мафедзев С.Х. Статусы мальчиков и девочек, мужчин и женщин и их роль в нравственном воспитании. //Актуальные проблемы феодальной Ка-барды в Балкарии. Нальчик: КБНИИ ЦФЭ, 1992.- СЛ28-141.
83. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. -М.: Просвещение, 1988.
84. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIIIb.b. /Важнейшие этнологические аспекты. Нальчик: Нарт, 1991. -191с.
85. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа. // Минги Тау: Эльбрус. 1994. - № 1(53) - С. 216.
86. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1985,-С. 125.
87. Морьева О.Л. Традиции народного искусства в художественном образовании школьников. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. / Материалы Международной научно-практической конференции 15-16 апреля 1999.-М., 1999.
88. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Нарт, 1992, - 239 с.
89. Мухаммед ибн Джалиль Зину: Столпы ислама и веры. М.: Сантла, 1993.
90. Мухин В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. //Педагогика. 1991. - № 9. - С. 16-21.
91. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. -656 с.
92. Неверов В.В. Союз труда и красоты. О трудовом, нравственном и эстетическом воспитании в сельской школе. /Из опыта работы. М.: Просвещение, 1979,- 152 с.
93. Невская В.П. Карачаевцы. //Народы Карачаево-Черкесии: Ставрополь: 1957.
94. Невская В.П. Карачай в пореформенный период. Под ред. Фадеева А.В. Ставрополь: 1964. 224 с.
95. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. Дореформенный период. Черкесск: 1960.
96. Нельсен JL, Лотт А. 1001 совет родителям по воспитанию детей от «А» до «Я». (Пер. с англ. -М.: Корона, 1991.
97. Нечаев К.А. Эстетическое воспитание на уроках труда. //Трудовое и эстетическое воспитание в начальной школе. Новосибирск, кн. изд., 1998. -С.5-21
98. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1983.
99. Опыт трудового воспитания в начальной школе. (Научно-практическая конференция учителей Москворецкого района Москвы). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 80 с. ил.
100. Организация общественно полезного производительного труда школьников / И.А.Сасова и до. М.: Педагогика, 1989. - 157 с.
101. Ортабаева Р.А. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск: 1977.
102. Ортабаева Р.А.-К., Биджиев A.M. По следам Калай улу Аппы. Черкесск: 189 с.
103. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании школьников. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
104. Очерк о кавказских горских племенах с обрядами и обычаями // Моско-витянин. М., 1885.- Т.6, кн. 1 - 2. - № 23-24.
105. Очерки истории Карачаево-Черкесии. В 2-х Т. Ставрополь: кн. изд-во, 1967.-Т. 1-2.
106. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Башенова. 3-е изд. Испр. и доп. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с ил.
107. Педагогический словарь. В 2-х томах. М.: 1960. - Т. 1-2.
108. Педагогическое руководство общественно-полезным трудом учащихся. / Под ред. Г.У.Арнаутова. М.: Учпедгиз, 1958. - 70 с.
109. Пермяков А.А. Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности.-М.: АПН РСФСР, 1961.- 152 с.
110. Пестолоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т. М.: Педагогика, 1981.- Т. 1-2.
111. Подготовка студентов педвузов к проведению трудового воспитания и профороиентации в школе. Челябинск: 1986.
112. Подготовка учащихся средних общеобразовательных школ к труду в промышленности. / Под ред. Д.А.Энштейна, М.А.Жиделова, Н.П.Суворова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 160 с.
113. Политехническая подготовка учащихся старших классов в процессе трудового обучения и воспитания. /Тезисы докладов. М., 1972.
114. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. / Оригинал и перевод на русский язык. Ставрополь: Кн. изд-во, 1990. - 368 с.
115. Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы. /Межвузовский сборник научных трудов. JI., 1998.-С. 62.
116. Производительный труд школьников / Под ред. В.А.Полякова. М.: Педагогика, 1986. - 120 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).
117. Психология трудовой и конструктивной деятельности (Исследования с.-х. труда и процесса решения конструктивных задач старшими школьниками). -Ставрополь: 1966. 128 с.
118. Пунский В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение, 1988.
119. Пути совершенствования трудового обучения в средней школе. Сборник статей. Росто-на-Дону, 1972. - 180 с.
120. Разина Т.М. Народное искусство и современная творческая практика. / Сб. тр. НИИХП.-М.: 1963. Вып. 2. - С. 17.
121. Розанов И.Г., Завитаев И.А. Уроки ручного труда во втором классе. / Под ред. чл. Корр. АПН РСФСР М.Н.Скаткина. Изд. 3-е, доп. и перераб. -М.: Учпедгиз, 1958. 142 с.
122. Розанов И.Г., Завитаев П.А. Уроки ручного труда. М.: Учпедгиз, 1959.
123. Розов В.К. Методика экономического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. М.: Просвещение,1985,- 160 с.
124. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск:1986,-С. 39-51.
125. Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в воспитательной работе детского сада / Вопросы худ. воспит. M.-JL: 1947. Вып. 11. - С. 125.
126. Сакулина Н.Р. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. М.: Просвещение, 1979.
127. Сластенин В.А., Подымова JT.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 220с.
128. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспиитание школьников в процессе трудовой подготовки. -М.: Просвещение, 1988.
129. Сборник материалов для описания местности и племён Кавказа. Тифлис: 1902. - Вып. 31.
130. Свадковский И.Ф. Записки воспитателя. Опыт организации жизни детей на основе их трудовой деятельности. - М.: Изд-во АПН, 1963. - 207 с.
131. Свадковский И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей. 2-е доп. изд. М.: Учпедгиз, 1059,- 108 с.
132. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987.
133. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. (Педагогическая наука о реформе школы). М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
134. Силаев Н.Е. Эстетика труда. М.: Искусство, 1962. - 91 с.
135. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: 1992.
136. Скаткин М.Н. Смелее осуществлять трудовое воспитание школьников. // Народное образование. 1962. - № 12. - С. 30-39.
137. Скаткин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1984. - 192 с.
138. Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Сборник научных трудов КЧНИИ ИФЭ Черкесск: 1990.
139. Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. А.Я.Журкиной, И.И.Зарецкой. М.: Педагогика, 1989. - 144 с.
140. Спокк Б. Разговор с матерью: Кн. о воспитании. /Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. - 589 с.
141. Сухомлинский В.А. Как воспитывать любовь к труду? // Начальная школа, 1961,- № 11. С.21-28.
142. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. - 19. с.
143. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. 2-е изд. М.: 1987.
144. Сухомлинский В.А. Принципы трудового воспитания. Материальная база трудового воспитания. (Педагогический аспект). // Избр. пед. соч. В 3-х томах. М.: Педагогика, 1980. - Т.2.
145. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. //Избр. пед. соч.- М.: 1981. -Т.З.
146. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988.
147. Сысоев В.М. Карачай СМОМПК. - Тифлис: 1912. - Вып. 43.
148. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении. Тифлис: 1912.
149. Так это было: Национальные репрессии в СССР 1919-1952 гг. /Худож.-документ: Сб. / Ред. И сост. С.У.Алиева. В 3-х т. М., 1993. - Т. 1-3.
150. Танкиев А.Х. Свет народного сознания вайнахов. Грозный: Книга, 1990.
151. Тарловская И.Ф. Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду. М.: Просвещение, 1992.
152. Таумурзаланы Д. Байрамкулланы X. Къарачай малкъар халкъ оюнла. -Нальчик: Эльбрус, 1998. - 195 с.
153. Теберда, Домбай, Архыз: Природа. Исторический очерк. Туристско-экскурсионные маршруты. /Сост. С.А.Хапаев. М.: Профиздат., 1989.
154. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. М.: Наука, 1989. - 448 с.
155. Толстой JI.H. О народном образовании. //Пед. соч. М., 1933. - Т.1.
156. Трифонов С.Ф. На уроках труда в 1- 4-х классах. М.: Учпедгиз, 1963. -87 с. черт.
157. Трифонов С.Ф. Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения. // Начальная школа. 1960. - № 10. - С. 43-46.
158. Трудовое обучение в начальных классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. - 270 с.
159. Трудовое обучение и воспитание в школе. / Под ред. проф. А.А.Шибанова. М.: Педагогика, 1969. - 184 с.
160. Трудовое обучение и воспитание. Ленинград: 1967. - 224 с.
161. Трудовое обучение учащихся 5-8 кл. / Под ред. А.М.Полякова М., 1972.-52 с.
162. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1980. -184 с.
163. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917 г.). Пятигорск: 1994. - 256 с.
164. Урусбиева Ф.А.: Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск: 1979. -950 с.
165. Учитель по имени труд / Сост. Л.Н.Гущин, В.Р.Хилтунин. М.: Политиздат, 1986.-223 с.
166. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Собр. Соч. -М.-Л., 1948.-Т.2.-С. 66-116.
167. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. //Избр. пед. соч. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1974. Т.1. - С.56-66.
168. Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Жанр и образ. Черкесск: 1988.
169. Формирование мировоззрения у учащихся восьмилетней школы в процессе обучения и труда. / Под ред. действ, члена АПН РСФСР Э.И.Моносзона. М.: Просвещение, 1966. - 256 с.
170. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика. Казань: 1967.
171. Харчев А.Г. Общество, семья, воспитание. // Политическое самообразование. 1986. -№ 1. - С. 41.
172. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат., 1990.- 220 с.
173. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1977.
174. Хрипкина А.Т., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: Кн. для учителя: 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985.
175. Хрипкова А.Г. Мир детства. Младший школьник. М.: Просвещение, 1981.
176. Цейтлин Н.Е. Культура труда в учебных мастерских. М.: Учпедгиз, 1960.-75 с. ил.
177. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению.1. М.: Просвещение, 1983.
178. Ценципер М.Б. Трудовая деятельность. М.: 1956.
179. Цируль К.Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе. СПб.: 1894.91 с.
180. Чебыщева В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения). М.: Просвещение, 1962. - 304 с.
181. Чернышенко И.Д. Система общественно полезного труда учащихся в современной школе. Минск: изд-во Нар. Асвета, 1944. - 255 с.
182. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа. // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972.-С.85-124.
183. Чомаев К.И. Наказанный народ. Черкесск: «ПУЛ», 1993. - 229 с.
184. Чомаев К.И. О природе этнических предубеждений. // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972, - С. 150-175.
185. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис: 1913.
186. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. ИКОИРГО, 1819, т. XXIII, № 3.
187. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребёнка. // Проблемы этнической истории народов КЧАО Черкесск, 1980. - С.31-36.
188. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования.-М„ 1997.-С. 63.
189. Шемякин Н. Художественное воспитание детей. М., 1958.
190. Шершенева Е.Ф. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. М.: Просвещение, 1967.
191. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгское отделение Краснодарского книжного издательства, 1989.
192. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на Дону, 1995.
193. Шиянов Е.Н. Гуманитаризация образования и профессиональной подготовки учителя. М.: СПГИ, 1991. - 89 с.
194. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев. Русский антропологический журнал. - 1913. - № 1-2.
195. Этнопедагогика: Программа и методические рекомендации. Сост.: И.А.Арабов, Х.Х.-М.Батчаева Карачаевск: КЧГПУ, 1995. - С. 51.
196. Яковлев Н.Ф. Эстетическое воспитание в труде. М.: Учпедгиз, 1961. -43 с.