Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки (на материале музыкально-педагогических факультетов)

Автореферат по педагогике на тему «Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки (на материале музыкально-педагогических факультетов)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Матвеева, Лада Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Комплексная методико-практическая подготовка учителя музыки (на материале музыкально-педагогических факультетов)"

иозский ГССУДЛГСТВКШЯ ОТКРЫТЫЙ ПШГОШЧШФЙ И.'ЛИОТ Специализированный Сонат К 113.25.02

11а правах рукописи

Матвеева Лада Викторовна

КСМ'1/ил'КСНАЛ МК'ЮДИШ-ЛРАКППЕСШ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ И>3!Ш /на маге риале музыкильно-пвдагогичосттах факультетов/

13.00.01 - то о рая и история "одагогага

АВТОРЕФЕРАТ ллсеог/гапии на соискашав ученой степени кандидата гтвдагогичасют наук

Москва - 1332

Работа выполнена в Московской государственном открытом педагогическом институте.

Шучт& руководитель: доктор педагогячсикях наук,

. ■ Профессор

- АРЧЛЕШЖОВА Лда» Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

' профессор

. КС.МАР0НД Тамара Семеновна ,

" ' • кандидат искусствоведения,

; ■ доцент ' ' "

. - /;■■ , ЕВСЕЕВА Татьяна Ивановка „

'Вздувая организация:' Саратовский государственной

i- педягоптеский институт ;

Sown а состоится "< / "/^'J-¿¿Л СIS92 го в "Z^/ часов •Ка зассд."кш специализированного совете К 113.25,02 до давите диссертация на сиасканао ученой степени кандидата педагогически наук по специачыюоти 13.00.01 - теория и история педагогики в Уоскор.окои государственном открытом педагогическом ал-стетуте ло адраеу: • I0SQ04, Москва, уд. Верха«:-: Радиаеаская,

1о/18. '

С диссертацией модно ознакошшля в библиотеке .'.Ьскобско-го государственного открытого педагогического института.

Автореферат разослан ^^^ЛУ^^'/л! J 992 г. ,

Учены:, секретарь ;

спвциалиэировешого совета,: . . . . , . . - ;

кандидат педагогических наук, : t

Г -цеот . - '' - .''-В.Н.ДАРЗДЕША

ОЗШ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ '

Актуальность. В настоящее вроия учитель музики призячп решать сложные и Еч51шо задачи музшшльно-эстотичаокого воопята-ния подрэстатаого поколоияя d условиях корашюй пораотройкя со-врвмошюЗ о':цвойразоватолыюй вколи. Появление многообразию;, альтернативных учсбиих планов я программ иузихалыюго воспитания детвЯ трчбуат высокого уровня п^вссг.опа'ьно-пвдагопгчоо-KDÍ! подготовки совраманного утлтьля музыки в подпузо, ;/,0НДу том, начинающе учителя музшси проходя? слоашй а длитолымй процесс профессиональной адаптации, что вызвано, ео икогои, от-сутстъид.м комплексной спстеми матодячаской подготовки студшп'о» в пядвузо я, в частности, на достаточна ойъеиои оа лрявтичзско-го аспакта.

На основе асолодов-икЯ о про^уссзонпльной лолталыюота учаталя /Ф.Н.Гонобэлгн, Н.В.Кузьмина, А. 15, Писку нов, Б.А.Слас/о-нин, Л.Ф.Спаран, А.И.Щэр^шсов/ виявлоио ооиоеополагавязо значс-нво мотояологпческях знаигЛ /Б.С.ГорауизкаЗ, В.И. Загвлзщгсклй, Н.Д.НикандроБ,' Г.Д.Урзстооаз/, исследуются рззллчггао jcnoKTH обадподагогачаскоЯ л нвтогнчоекой пояютовкп учтем » поиьуо /О.А.Абдуллина, К.ÍJ. Дурай-Новакова, А.И.Йордковач, Л.М.Паячея-никова, Г.ЫЛарнобелъскля и др./. Разработшш концепция цв/озт-ной'ыузикалько-падагагичяской деятельности, и на оа основа -профассиогрзмуа учителя музыки /Л.Г.Арчашгакова/; исслвдуютси пути а матодц $осших>ва!гак профессионально значимых качаете иго личности, основ йго аетодологяческой и худозястввнноЗ культур«; выдвигается требование г.омллошюстз ого »ро$вссзонально-пвда-готической подготовка /Э. Б.Абдуллзн, B.H.Myiwasap, Г, Н. Палата, я.А.Рапаццая/. .^аэрабатиэается проблема про-$дссионэлънэ-П9яагп-гвчвскоЗ направленности преподавания отдельных специальных даглин пч цузикалыю-подагогичосгах Хакулъ.отаг /А.Ф.Назаров, И. Н. Шишкина, Н.И.Плезкова, 3,Л.,'котх и др./. При этом npoójw-ии методической подготовки будуязго учитоля музики Б процессе педагогической практики и изучения курса методика музыкального воспитания разработаны явно недостаточно, я исследования в этом направлении единячлн. Отдвлькно аспекты натодйко-практичдской подготовка учителя музики затрагиваются » них, гяябтши обрззоу, Е сеязи с конкретным ri ре дустом я о бьвкгоя тог о яяз вногс яссяз-

1

доваши /Н.К.Белова, Н.В.Бенедиктова, В.Я.ДашкоэскиЙ, Р.Р.Дяер-дшалиава, Л.А.Йсеева, Л.Н.Ппчугина,• Б.М.Цалкогтжо»/.' ■

ВвадйЕШз на первых курсах педвуза непрерывной педагогической практика /ШГ1/ в корне изменило слсш'.ззиеся традиция методической подготовки студентов. Однако открывшиеся возможное тг: для вяаныосвязв НЛП с курсом методика музыкального Боепитания в научном плана до настоящего врэмена ис-следоьани не бали, Коренное улучшение методической подготовки"студентов возможно лишь на пути болоа радикальных изменений как .теоретического, так и практического ее аол&ктов, лересаогра ■ слрЕИваяхся. соотношений' ыоаду учебншз лрадаоташГ. Поскольку целью ыв.?одач(всксй подготовка студентов является предстоящая ем .практическая .даятельг ность, као в бблшвИ стопеш! Ентареоует'ее. ;практачаскнД аспект, Обмстом иосяодорашиГдш избрала «рризсс.'профассионадьно-педаютвчаской подготовка будущего. ;угаталя ; музыка' в педвузе.,

. Пмд.'дтом явилась;, комплексная)ыатол:ка-практ(1Чвская'; по'дго-топка о?удвнтов кузуадлько-пасагогйчас^ого» факультета во.' язаа-, шоевяэя непрерывной педагогической! срадегвм.'й-.курс^ квтодякй ,, ыузмкалмого''»осга«шшя.^;'• :'г-*^•'"IV' >-:* Поль псолвдойанзя состоят 'в; георатйчвекрм,.обосновании а% • разработка системы комплексной «отохико-практачаской- подготовки будущих учагалай музивд, во •взанмйс&нза непрерывной "педагогической пракгока в курса "методики музыкального ^'епитсишя. \ .. : ' Е качестве .тапоте'ан ми предполагаем, что. эффективность «е' тодчко—практической подготовки студентов ку зыкально-гкдагогв-ческах факультетов мокет бить достигнута при слодуэднх условиях: оргатазацаи всех этапов в соответствия с оодврганаом практической деятельности школьного учителя музыки; выявлении оптимальных., сроков, усилении практического компонента, опоре на иатенсиБные методы обучения при изучении курса методики музыкального воспитают и обеспечения тесной взаимс.вязи ого'" с процессом педагогической практики.

Для достижения поставленной цели"й проварки выдвинутой гипотезы была поставлены следующие задачи: ''■'.

1. Изучение состояния проблемы мвтодако-практической подготовка будущих учителей в научно-методической литературе и • практика преподавания.

2. Теоретическое.обоснованна комплексной ыО гохшко-прагсга-пасксЗ подготовка студентов музыкально-педагогического факуль-тзта во взаимосв'япи непрерывной педагогической практика а курса методики музыкального воспитания.

3. Разработка методики комплексной подготовка, предусматривавшей' различно варианты взаимосвязи занятий по курсу методики музыкального воспитания. и педпрактики, экспериментальная проверка и выявление наиболее оффзктивн'ого аз iras. '

4. Составление- практических рекомендаций для осуществления комплексной ¡¿етодико-практичэскоЯ подготовка будущего учителя нузикга Енедроназ.йХ' в практику,

тп дологической. основой исследования являются фалоса£скяа представления о;диалЬктачбскоы. характера процесса познания, единства тоорзттгаскйй а:практической деятельности людей, рола иракг\ча-каи.itpnTèpaft':netfiifii; кокпавгшя деятельности, разработанная в. отечественно!! психологии; "йолокеняя. о гуманизация па-,дагогзчаекого о5ра'зо£ан2Я» о астеипси а професснональио-дея-•'тольиЬстяоа. йрйо1в;'к'Пдшготоакв учмаля. V.

11р;Г ;Рвяэ{1аз :постаВлаН1й* задач' использовалась'слодущио »вто^'сс^едорАрд: •.;, , ..; ■

. * Mbparawcmii анализ философскойпсихолого-лвдагогичес-коЭ, тучно-иетоднчйской латзратури по проблеме; • / .

- изучение я обобщение лерадового опита организации пвда-i „гич-зексЯ практика я преподавания частных методик в педвузах;

■ - анкетирование-».¡йяторвьтрованиа с .»следующей обработке". данных; у •".'■ . -изучение учебной докумантапиа;

- обсбаяниз независимых характеристик; ; . ,

■ - наблвдеиае за .'-.учебной деяте.-ьноетьв студентов а ее анализ. яа разных- этапах^их'лотодичаской подготовки; :

- ппда'гсг-дчоскаЗ эксперимент.

' Экспориыонт проводился h 1935-1991 гг. на базе Уральского ■ государственного педагогического института в естественных условиях. ' V.;.' ""'•'...'• ' - ' " .' ■

Научная' новизна исследования заключается-в следующем: автором установлена'целесообразность а необходимость комплексной . методико-лрактической подготовки будущих учителей музыки во . 3

взаииосвязв нвпрераьной педагогической практика ^ курса методики музыкального воспитания; доказана необходимость опореаавдаго накопления педагогического оянта студентов; вскрыт поэтапный аарактер мотодйко-прзктачвекой подготовки, определены существа:!-. НИР особенности ВШЛДОГО ИЗ этапов, ВЦЯВЛОНН ВОЙМОЖШО пути ПОВЦ-ПОШЯ ИХ ОффвКТИВКОСГЙ. '

Теоретическая янрчдмос'Ь работа состоит в тон, что впервые1- ' а научный аппарат введено погштпв "Методико-гс ракткчас кля подго- . товка", -разработано.его содержание как в оСщапядагогичвском\пла-•<• не, гак и применительно к^опвиифако муз!;кольно^подягогйчепко2 деягвльноотл, показаны существенные особоиноогл процесса станов-' леная методических навыков а уыонкЗ будущего учителя музыка. , , . Практическая значимость заклэчавтея и разработке-конкрат-пых практачасках рекомендаций по пересмотру сроков изучения и" . содерааюш ряда профзларущих ал сил алии музцкально-падагогичес- ; ки* факультвуов-педвузов, /второй апроблрована.и внпдрона лото-дика поэтапной магодяко-ярактичвокой подготовки студентов во взаииосвязв прорывной педагогической практика ¿а курса ыатода»■"• кп-кузыкальногз воспигания. Основные, результаты исследования иогут быть использованы в среднем и зисшои звеньях про^ссао- , налъной подготовки будущих учиталаЙ музыка. . , ,

¿Ьотовдриооть ц сеоснрв'щносту полгучонкых научных, результатов обеейечона оторойна современные научные грчнно, 'отбором йотеюв исследования в соотвегствии о его цельь и.зада'Шмя. 'по . принципу ьзаиыодопЪлнокия; сопоставлвнивм результатов ряда экспериментов по качоственноиу в количественному признакам, анализом процьоса внадрзная результатов исследоьаник в.практику, :

На загат-г? выносягся: следующие цщщш'- : '

1. Мзтодино-прамйческая. подготовка, как одна а?, суяест-ванных сторон прйфассионалиэма будущего учителя музыки,' должна быть органазочааа & полном соответствии с содержанием практической деятьн ста школьного учителя муэики.

2. Необходимо, чтобн накопление начального педагогического и методического опыта в определенной степени опарехало процесс приобретения методической теории, и в последудаем составило фундамент ее изучения.

3, Ыотодико-практачаская подготовка требуаг'шшгчая ряда отапоь, обусловленных специфическим соотно;:антиом в них опосра-яоьзнноЗ и иепосредстьштой методической подготовки, характеры взаимосвязи уокду учвбкш. процессом и педагогической пряк?икоЗ.

4. ЭЭДвктивнш методом Мвтодяко-практичоскоЗ подготовки является систематическое рзявкио котодичасклх задач а лабоси-горних и роалышх условиях.н опора на русая рятайся и уигуйляв-ЦйЯСЯ «атбД'.ПвСКИЯ опыт ■ студентов. • .

Апробтщя"- ксслодоьщщ' осуществлялась в процессе огчтно-акспсрамонтзльной раЗогшна базе музнкально-гшдого/ичзсь ха-культо-га Уральского пединститутачерез (о публикование статей и методических рвкоченязиг.й; в пиступлошях нэ республиканок научно-методической |<эрб/г.КкаторипЗург» 1992 г. , па-уч/шд. кон4ор'а«Ц!их в-УрГШГ/г, КкатерпМ'Зург, 1587-1952 п./, ^ т 1X20.. э пронос'сп йбс'укгаияй.иа ¡ш{олра uQTorj.mil к теории иуыш МГСПИ, кз ка [«яро-почия'а уатотга яузапяльиого Еоспятокая Уральского.'яодансг.-.уута '/1Сй7~1992 гг./, путем вяодрокяя ппа-логш<коЙ' уотопаха" н практику пралодадонял Уральского ч Глазои-скогл ип/ци-стнту'гаг!П',гзш::а аодагогкчеёкях учяшзд гг. Вотпзн-ска,. Нпсплго Таг:1Л'д, •К"ЧОПС!-.а-.'/у-зльс1;ого, Красноярска к Тьар.-.

, "с.тя?уй; гиг-т»11п.' Диссертация -состочт'пз вводоли:., кьу* глав/эакя&чония* списка литературы /202 паимановагаш/ г-приложений.' Осло'вкос: содержание двгеортащш. излоавио на 131 страница' тппи'оагсаогЬ твааЫ. : , _ . ;

'• ОСНОВНОЕ-С0ДЕК£А1Ш ¿ИССЕЙЩМ

; \ Ьо.. в, в п я. .«;, н и и .оЬосиошаавтся актуальность выбора тел:-), опр^кодяются объект, продмаг, цоль; задачи, гипотеза, излагаются методологическая основп йметоды,,раскрывается научная новизна, теоретическая/л практическая знатность 'исследования, '.ормудируэтся пологонкя, эдшеодга ка защчту, ■ год<зр~этся спадения об апробаци1.! - лчнной работы.''

В порв о, Я г л а в о "Теоретический основу методяко-практячоскоЯ подготовки будуаих учителей музыки" раскрывается сущность поня-яя мптсднкс-практической подготоб.чя, освещается ее состоянии в п;-.аитике про^е-^иокзльной подготовки студэктоз, ойоояоьивзыг--! п! п?ло"\с;к;: создания системы кг^плвксной метода-

ко-пракгачаскоЗ подготовки будущих учителей кугчкд на музыкально-педагогических факультетах.

В лорвом параграфе анализируется современное 9,остояи.:е Проблемы когодичоской подготовки студентов в научно-недагоги-чвокой литературе и отраженна os а музикальио-чедагогичоаких исследованиях. Теоретический анализ свидетельствует, что в современной тоории и практике подготовки учителя требование методической подготовки является одним.из основополагающих. Сна понимается как единство учобно-воспптатвльного процесса /овлади-кая теорией, практически!«;-, умениями п навыками препод-вопия предмета/ и ого результата /уровня владения последними/. -Современная пснхолого-падагогичоская наука считает оскопит усломш эффективности могодкчвскоЗ подготовки единство оо гооротаиоско-го и практического асиоптов'и водвл.чот две взаимосвязан^ н сущветввшша оо-сторояи'т опосродоьаниуп, Ьсувеетглязкув пороз профоосиопальйо-иапрзвлениоо прзподакмро учодтпе-.дистплы1, а нопосродствешуп, ьклвчаэдуэ нуро-мотоликаvпраподафвдя. .яои-крзтной втьноЗ.- дасшншки -я пвяагогв'шокуа ' пракгдку

, -Оргагшфдпя' процесса, «отодачаской.подготоысй)олйрзотся ut трзбовзцио аэрлзровать пвдагегачфква' у.моиа/;-'будущего -учатш истольвоота, 'по ишоакосгп ыодпдпруэдай тр,*,'? ^TOÇOJuf-Mcnai а тодл направленное.ка:,созгатольноа и творчсокор.,Ьшадрщш-п' адготоокка 'рюяата /О.А.Абдулллка, В.А.'Слос«вкан,"¿Л.Спирай в др./-, Оно когнратхзируотон как в ргш'од'орэдррьшшя ог-дкдыш, обпйк яля разлвчта педагогическая. виоцкальностиГ:, уаешШ, гак и прглзкпалыю к 'опечатке' олринела'шшх а>шль;нл дасцашюг Д\ Д. Андронова, ОЛиКулвткаа, И.Т^Пукова^. А.С.Раух-пап, Л.И.СздороаковаГ.Н.Сухобская п др./. Определен^ ведуя роль курса ио.тоднкп как связущего^ обобщавшего. -звана- наеду разлвчшиа даецшшшаки учебного плзяа; изучат возаокнОста Фориарокшгя цотодичаских умений по род педагогических епти-' &шюаго& /Ы.^.лйзоыборр, Л.А.Брызгалова, Б.'М.Есадаашш, ' ; В.Г«ЯаЕроз, П.С.Озрстаж в др./.'1 - •' ; ■ '•

. . П;дагогачзс:м2 практика. пошшаогся дак. наиболее вирааан-№2 процесс иэпосрадствзшюй ыотодачасхоЗ • подготовки и иааболо сбоявыВ.шд педагогического иодолароваявя.' Выявлен!. ее возмог-аози.п стек ^орм'аровашя• разлившие подагогдчаекд;; укол:;", ' ' ' :- -<г

развития способностей а личностных качаств будуцого учителя; опредзлени пути взаимосвязи о прадаотамя психоло^.ь-педягегпчос-

КОГО, .'.'9ТОДИЧ0СКОГО, СЛЗЩШЛЬНОГО Я ОбвдсбрПЗОВЗТОЛМ'.ОГО П.ЛКЛОВ

'В.Г.Максмов, К,Е.Прахова, В.В.Спндаяова, Л.В.Таэьмяяа а Др,/. Доказана наобхоммость раннего начали подпгогичсскоЗ практики; псслодуптся вопроси соддргаияя, органазапаи, взаимосвязи о

другими диишшпшами уччбного плана напрзрнпиой подагогачаакой ■ практики г-ишлщид курсов /8.И.Воробей, В.Г.Рншж, Т.А.Таскпова, Г.Н.Йвшюва п др./.

Е:.шсто с том отдаленные рззудьтаты ввода ипя непрерывной подзгогпчяской практики начиная с 1 курса открывают «оеш про-бло и и, .радугой» дяльаеЛззго весло доювая: отсутстсао у пзрво-дурз;ш::оа ,::o.i::".ioro теоретического £уипл:.!он'П дня лро^оесаоиадь-ffo.'i с дагьми; гюоЗходииость просмотра соодеыкя й спо-

собов :'.зу'-:-л!П',;1 тясутчвсклх курсов в сиш с впор.гл.'з:^л;:.м наго-ддсйй-л': кодпроппопкого ояыга; инлзглдуптпзагш задач про 1-зс-счонпдг.г.о-аед^гоганаского рззгкгзя огудонгоз а т.п. Прамона-тзлмю :t сподчзлкюзгл учителя музыки проблема ыотодяко-прзкст-•locr.o.i аодготоз;и| по озаг.\*осв<13!| хогодака г'-узикалькогс» госжт-лая к пепрзрувдоЯ подарогачвскоЗ практики, как угт.а указывалось да рззработаш..

Во втором nap-'trpaja ос9сг,аотся результаты козе ?атаруоадго „^лодс1>знгя ссотоякая процесса «отодяко-щштэтвсяоа полтотов-.• л с?7;;ватоа ууаикальао-подагогйчосяах ^акультотоэ педвузов. В ' yi'i обследования изучался лашшй проносе и его стадии кп про-'«'UHXII 1СОГО оОуЧйНИЯ в ПОПВуЗО, ВПЛЕЛА»!""!» ОСНОЕШв СООТИО-

••.¡•'ду ?oopo'r;r!ocs.v;.'> а практачдек-гч зспокгакя опосродозап-ил и жчюерзлеуьйнаой мчтоаачаской нэлготогеи я язг;в1гакпя ssa-;:".9с>лп» I наглу i..r:t or кугс.-t к ну;су. Днмгай спрос с'ил проводин зо пяти mOtyiivs /сгукнмта Уральского, Таганрогского, Уакского падянгтаг/теп, учлцаося Кхатвршйургского шэдучилзда И 2, нролодзглтвлл '¿2 авду-.длад FUOP, - всего 120 рослондан-гсь/. В рэульгло «то било установлено, что бодикшетво респондентов етлт'лзг ппзэхедэшв* и полознкм как но:аю (Чюо рзноо вил»-Ч>!НЛ8 будудах уч;'.Г-!лой »узнкч В прктлчоску» музШ'ШЛЬНО-подд'го-гячсскуо доятчдшость. Однако оЭДоктагкость оо начального этапа низка в связи с отсугстано:,: яредзгстпуг.пзЗ гп'ммаоз ивтодпчвсяой

У

пототськи. Влияние начального этапа педпрактики на^послодущую матодическув подготовку незначительно вслвдствк,1. несовершенства учебных планов:- позднего начала.изучения курса методика-ыузи- . кгианого воспитания, перевеса в' паи лакционннх -зшигиВ над; . .практическими и т.п. ' .

Изучение .Процесса падагот°Р^'П1йнтлюв^'П$ипода^а?«ия курса методики-ыузикалького воспитания^ специальных -ипсихоло-' уо-педагогачасетх-дасцишшн, рабодай^окумбнга'гст, интврвььйро-вмиа, а такка.•собственный! опит -работи-далп возможность конста-' таровать, что процесс, уетод;иеск$2>поздотовюГ,будазЬ1Х' учителей V музыки в какуккгабо законченную- систему ¿¿¿ъкЬЬцоп* процесс.'' ыйГотт^-практачаукоа'Пояготовкд.'рйспадвагсД Иа ряд'.этаиов, ' «лщуй'-вз которых отлачаотся'характер1шч ддд ¿мго'сорунршошюм те оптического- и практического, тчпонсмтоь, опрсрздонанно'го "и ! 9пасроастьош1ого. планов» -Оийлмшв .унобяио • дисциплин» шдоста-пчно взаимосвязана ивхду собой..''Задача; разных'ч|орм у.этапов педагогической практика и изучедае^ку^иа .методики^музыкального,., воспитания,во .согласуются ^между; сцбсй, Уровень' мотод^ко-практ.!-ческой подготовленное?«, выпускников. оказываете^ ¿¡.вдостаточный.

В трепел' параграфе опродвдаштся.' прв«посшу{и созданая сл- ' сте.чп комплексной мтодакр-проктипбскоЗ;подг,отовкн,;!!,альо.отой подготовке автор считаем рвладодоэ музшсальир-надагогической деятельностью ]га основе фраирования у студентов комплаярнах;.-, иатодачаскях умвшй в -'единство 'творца и •'практики,' вкло-Ьюдах-в г-а^я психолого-псдагогичесгаа,. цатодачесгао, рпаипадгпив музыкальные и общербразоватолькиа знания,'"умения, навыки. В содержание процесса мотодя^Ь^практкческоЙ подготовки вклачаотся $ор-мпрованис комплексных методических умений учителя музики как творческого, сознательного владения способами н лгиездми организаций процесса 'музыкально-осгвткчаского воспитания якольников в «дпнства псахолого-падагопяческих, мвтодичвс<:;»с, спошЪлышх музыкально* «'общеобразовательных знаний,'уканий.и навыков.' Результат потшрэтся как-определенный уровень.владения даннауи умвнв<ш и способность оперирования ша" в измезшвдися условиях деятельности с цольа достижения целей в решегаи задач учабно-Еосиптательного процесса по музыкально-эстетическому воспитанно в школа. Разработка содержания комплексной мотодико-практачес-

8

ой подготовка, возможна на основе концепции целостного хпракто-а доятелыгосп«'-учителя музыки./Л.Г;Арча«наковз/, Основным на-' рампнио«-избрано освоение хпракто^шх для муаикяльясыюднго-'йчоскоЛ .деятельности'- дийствиЗ,- эсуэдотвляем.нх в опой на син-■оз психологб-пвдагогачесмх », специальных иуэик.плышх знпкий, маний, .¡твнков(илредсгавлЧш;их .собой..совокупность'процессов, I^ъодананшх'обаоЯ нелрлвлошшетыу на достизание ¿проделанного ■ хззудьтата.^ В осоро на* ¿ахороиаоности поэглгиого фо^ыяровкш~ 'М01шй УЯ'.ФЛчдыэвиа," П.Я.Гальпория сп ;др./, ¿тализирувтея'дава-»ика процесса осЬовпая ^омадакених '.матодвчвекпх умеяаД учителя'

" '■ Пуоцесс^гётогядач^ .долаои сочетать "в

•гошхлокои>$сгояНя у»,* мсыпвто .услбаидоцуо^я цолос'тиуп муэи-11аль!!о-лодаг6гичег^Ф :дейтольнооть студонтоз «'• роальнш услоза-«х .обздоб!рдзЬ^тв.тг.'<рй-. а^ати^а* освоцкяр; к»и ■/» .орор«' на форып» . руидиася" практичосиу>,. опыт/ .т^о'рвтичоскях знанзй,'. практячвеказ уманай»а"Л1ашкоа.:-.И .Г) '4. д'рухчэа -^'етЛоЛагаот. систематическое роаонао аналитических-,'. конструктивних и ксстуяикатавных мвтодп-чоскйх задач', ^ косяках .худакаствзма-'георческяй эмрчктар, отлк-чшажхся-. высокой степень»'дробло^яоети, лодвитаоатл структур«, многоьар'^рнос'тьЬ реаонаЛ,\ К' условиям., 'шюбкодкьшм дад обвсп<; чонля достаточного "уровня методако-прпктзчоской подготовь!, аа-тор относил: организацию этоЯ'подготобнп й совтвотс.* виц о со-дорзаниоц- практической;деятельности икольйого учит.чля пузики; олорвъзэдоо накопление начального п'одагогячоекого' а мэтоалчво-кого опита с".удйнтоь;.;пераносонйо начала "освоения иатодачеокоС теории на'.более ранние-сроки и увеличено-удельного веса практических, зашлаЯ' в- курса методики музнкальнбго воспаганая; сбалансированность то.оротичоского и • практического -компонентов этой подготовки по вса'.му. цнклу. специальных, ясихаяого-дадагогачвскит к методических дяспигшш .чузык-ально-лодагоглческого дуль то? а падвуза; наличие постоянных ск£ознцх взаимосвязей мавд преподаванием курса'иотодг.ад музыкального бос -^аняя и всоми вядама подагогаческой практик?.. оЗаспоч-лг-звдх :мэтапиое <5£>р&ароаа;шв :.'.атсдичасках яавиксп и умений, в опора на конкратнпЛ педагогц-чоский опыт.

о

Итогсл парю;'} главы явилось обоснование главных теоретических iiwiosuHHñ нсслодовопия:

1, По¡líit'.iо "ноипло'лснап voto?.ако-прпктичас кяя подготовка учителя музш«!", рассматриваемой как процесс и результат овла

ДОНИП 0СН01 лии ПрО^ЗССИОНЯЛЫЮ-ГШйаГОГНЧ'ЗСКОЙ ДйЯТОЛЬИООТП ь

еданзтьо обзопедлгогич^ского к споииДического музыкального ко лояонтов, J'ujn7.iu3tllcn в •íprouB'wcKOíi еякистья лслхолого-падп гог;:ч!>с;;лх, аатодичсских, спвипялъних'муэикалышх я обчообрзэ е-зтолшя зиш'я, >whbc, каьиков.

2. Теоретическое обоскошккв ц^лой, задчч, уелоаай и со-zapzamw ношиьхспск «вюдако-ярактяческой подготовка вудудаг ?чэтблд иузикк >;¡ "У'.шкально-пид^гс¡лкуяьтотох лея-i'yaoii.

la i f í р v Е г л а ь в - "охш.рййонталыгое асслсдэг иге яренасса ксíат' :o-n¡--iKr:¡чоскоИ во&'отош: чтудип-оь иум-:иш,но~иидагог2Ч(. -кого {лнультесг со £.гиг.:,:оспяза nyiirontsbcuo:; ¡:i :í;ti:ki: /. uforenve'.'" f/ya:n::¿a¡:oro з.оллгган^л" ¿дош?с;< .. .:г слапг.рллснтпльного ;:::c;¡fi¿oi .к..;:, ¡:;:¡or-;„,:

¡ioru па i:¿: -поД'Л'пгпческиц uort Уральского педг.н

статута l¡ li'QÓ-V::}). ГГ. зксичркмйцт ií-vc.'. ряд зтяпоы - kohctüt

руад£, прэо: и::, .¿отипрупд;:;! /спноп:;оП ;s контрольяий/. В эксвсрг.'«нгв з.щлте 5 гр>;.л кузш:плько-пвдзгог

Чисного по «SC ЧоЛОЬвК и КЛ"ДП;; /l-.eeГО 2ПО ЧеЛОВО::/

групп преясгвьлндэ сотой со.-,г!>ь оч^иллюк. нчбор'д г. музикйлыю-пчдт'огйчоскии $окуль?ьг /ШЧ-lOoó гг./. Однородное»!, сое.пса ypafciw i>c«x где.и. о-)в'*п/«';;:«т ic:. идкигтео:: |"улг:т1'!л;.!пд . ,or.f¡i¡;¡).. Грулл--,, y¡<¡eпал.-Л'Л'и: ь коноптлрул -.kcíI'í глМйП л нлюллллл лов;; п.з огнолонл.;

íjcey осшыю. .¡'«учонг.« оЧ»«к7йькн£ й cc;:ocTai;'vax иокду со боЛ даиш;:; сйасш-'ш^лос!. cnerotainuoS документа:w«ft - анкитиа ;:ítpTCÍ! а^внльлл и;. ;!х -.i¡pi:;ii;;:>¡ re; лл -Зила мродблшш

звроЗароюкы в хода хи^ти-мруьфго :омпи ^следования. Анкет опирались ки kokíiborc митадоб ссшолодчаскиго оЗслодсвакия -пелярнио эхялы, икпли огнозоквй, рик";и ов:ш;'о, метод неограш; чанного вибора признаков я другие. Ь хони анкатнзго опроса i.i¡ валялись зна«п!иоить для отуд«:?тсь ¡чззличши ¡v'¡n¡'-iiv;u;i:i£! музи-1сальяо-п«дагогич^с1.оЙ двлтельчостй в процессе HJüí; степьнь ух

влетворанности яа рчзультчтом; дпяйолоы су.?.зствая1пзе прячиня недостаточной у доалатво ршшо«и аткч результате***, гирагггор влияния начального »тала непосредственной матодпио-праитаччекоа подготовка на гтослидуг^о; наибольшая зятрудк-пш ¡п оо запор-иппдвм этапа и г.:: пр:гп:н», Оион'лранко щоютлось по методу рейтинга в иядо контрольяях срезов. Длительность стулоктоп при роазнкя учабннх. аетодячоских эчдяч анллиг/часюто, конструктяв-НОГО И коммуникативного- ТИПОВ 1ШССЯ'ГИ!КГ» г^лась по чо тиром уровням - яктуктаэному, рчпроауктпиному, р-1ПрПГ.уГ.Т"П!',0-ТВО]-ЧОС-1:ому и творческому. Рдонявалея ряд о^ебцоюп'х д-эГ-стп-л;' учителя нузшш, нпвболоо ,«т-Л1дно отрагашрд саоии{*!::у учо'яоЗ музи-кзльно-пягщгоптска?.'• доятолытотз: оба сп<зчат:о э;жвггз ;<дс гюЗ, крзвогшшксЗ -.••.яуготачосиоЯ сторон э яузи-гш:о:! тдаспэтв-н.чн; досгязчниз и-г::;с--цостп и .таиатпиниюг» |)Л"л;<.1:п зрэка пузики; Яормлрованяя'«:-;?илного .".узииального зоспряшйя '-5 ос»«с*т~ н.".л иугя::алг.яь>;'. ягаеяаИ; -'рукогодотво п'роичеез!^ "оропога пшшг , слушания лузгпадьпо-рпг'ачкгясйх догггдизД угасисся.

Цель;/ парного пробного гютвршоятп /152Б-1Р28/ Йило оипз-долоаио содержит,' -Гор» .нотогтов яапрорпгяэГ; .лилпгогз'гвс::о.1 аракчдг::! /1Ш/ 1~?, г.т.гоэ, .ксоЗхогл'лнх МЛ г.»о?мп:и>-

¡1гп::т:;ч-:сксЛ подром?«:» с'.'/дзнго'а ку.зи!?Ш1ю-ав.пгогпт)в»:о1ч> - Закультз?-?'..' Ц^дамагалос?»,. что оргаяазчш'Л !."ш'1 » «¡оотвотстагя с срдо)>5аияа:}.-пркглчзоп6Й.'дяяго."Ы1ос,х« пкеяьяогц./чяголя музм-рл1 позволят пошеать, оо сфЬптлйносгь ,а залогзуь ¿скову. лая посла пояготозха» В .хбдо сгсбаорямента сила, разработана а ярзворзпа на, практика -пробная^''рабочая программа КПП,' праду'с!.'.атр:шаЕлад у«чота<|". «ракпкантоа<3- разяообраэ-• них' фордаг, ваокласскоЗ музикалыю-воспитатадьпоЛ работа с доть-ая..ВцдгЬпутля рабочая^гзпотозл•подтвердилась лишь частично: " э|фзкт:!Еио'сть начального этапа яадпрактаки • ?яат?толт.ио повысилась,. опит..нуьикально-&оспнтатольноЯ работа с' дотЬуз окопал опрояолоииоа шгашшо к« послеквтопчьо-пряюглпзояу» подготовку."-Однако стплаЛкпЗ -'характер ирю^икпш даяяита опята боз долга«!?, могодячзсяях знаний, описал Еос:;от..яоо,ги *>го ясяоть-■ .асвэипя. - : .. ;

- Поль» второго' пробного эксперимента /И.-3?~15В!3/ било ояре-долашю иаг.бодво гЛ^зативкйг путей взааиосвяаи шдчгогачесхсо.!

11 -

практики и курса методики музыкального воспитания на кахдон к »Tonoii иотодвко-практкчвскоЛ подготовки будущего учителя музи* Н1>ояполагадрсь, что. обеспеченно тесной взаимосвязи, мокду процессом педагогической практики и занятиями по «отодико музыкального воспитания, и глкже .опори на интенсивные метода прог давания ыогут суассгвенн.; повысить эй активность-ыотодако-прз гяческой' подготовка,, студентов 'на всох во этапах. Пробная 'рабе чпп прогглмм. 1ШЛ' била дополнена 'спвдаалыод*и;'анплитическв.чи. . змеллвямв для систецвтвааиии • начального методического опыта студентов; 'било дозраЗотино.'Содержание' практически*.занятий-г курсу мотодикк музыкального »оспатааи'я. на грсйоьа принципов пс дагр гячо.с кого моде дарвь£нп&. Эксперимент провалялся •.В'-рамках 'мЦетвосакзвго учоонсл'о плшт.'Обученио вкЬэччяр.Чо^ыро этапе a пиашю: ткоплаи'м и сисгчн.чтнзац1ш 'первоначального uo'toaa-чоскогь олнта.^тудентри'/НГШ, 2-4 çeuecrpu/';.йсымсленае.порве Начального ыотодичченрго• о:щта-'¡m основе посяо'до'анол^ного ПриООрОТОНЯЯ ЦвТ0О'ЧиСКа.х'.ЗНЛ11ИЙ "я •освооняв* '/{омплркснид UOTOÎ чески* -уианиЛ ¿'-лпдораг .фнн*. условиях '/ивтвика муэи^ального ьосрйгляия;-. 5''соиистр/^'отцнонлетю хоммвкснЦх^аитрдичабкк'х умений в »¡¡»хтячвско^адггрлыюста^до идДйл.<[>оз!':1!,1Л и ¡цьяоетнагр • i!F«ùec.ca-.иу.зйкадйио^а^тртачоскрго; шепатшгия .з^ольнакор /«¿толика {/уйню.»лы!Огр; ¿юсаатанип и "по; uj^iKTiiRiV,, G ç(jmoct5>/; яриаздонаа.jhtfnp -нвкодлониого оннта.'.в ■ cispnj деле иную сксгвыу MîfWUWûHae -возиогирго уров.нлг:с£«.}мировг посту. догсдичвехгц умений /моубдикн-м^:шкал1.ного.';»ос»ата»тя,i педпрентам", 7 сомо.стр/. -.,.'' . ■" ■'•- ;.. : • ' : . ..

.'тстзвлештя р-nCстн* гипотеза в основном подтвердались.' Отдалось, что обеспйччиго/ тесной взаимос'вянй' .«чаду .процесса подагогйчоской практики';:, занятия«« н:> -методике' цу.зикадьпого воспитания в цалоы .лзэитавно шгаяат на- процчло мотодакэ-ирак: ческой подготовка студ'ойт.ов; -ввг.донао ь процесс ЦЯП гшялатиЧ) ких эадлний' способствовало ' еаст^эгазшонг начального метода'.« кого .опи-к, "студентов: Проведение-, практическая ээкятай по мет. дики музиканыюго EociiHT.'.HiUi на основа пгашапов яодагогичаа го иодолароезния судаствпнно пэвлаяло m уровень пребкше у роз по музыке. Oîh-.iko вса коза-чин -ери не Дала существенного ; вишвния »1»{октавно{,1:5 •Артг.ш'.кп-пглктйчаскоа подготовки ял' вс<

12

i -\тпш«, как это предполагалось. Осношпш лрппятстпиом окя-шся слишком бэльпгаЯ разрив в сроках прохоЗДажт НПО и начала »учения курса; мотолики музыкального воспитания: длитвл1яоо ов-1ДОКйс методическими умениями ббз долил у 3 гооротнчаокоП базм зннало к накоплению ийппиних впачптлонай и 4ормяровлнио • гойклх отрицательных навыков;. полученный опит, забывался н па загдп мог бить ¡'.спользован в ходо практач'".-:<их занятий; обгем атодпчасках зяяняй и "уровень. педагогически о моделирования к, пча'лу. учебной практики оказались" издосгаточтэ«!; тльиой^ч праштнкя в педагогическом моделироэдяяи оказалась бессмислпн-нми. повд¥" вклвча'|ОД ^»удйнт.?® в рочдыый падагогпческиЯ про-.осс, • Улторизлы R^cCiiut'' экспоринентПв. позволял« сформулировать оновнуо' гипотезу жчгмовлшш..:-V- *■ .' - '

'Цельв\фо1глйР9>»чЗРо'.эк15Пора|1внта -<Зила'-пр®в«р!М э|фоставнос-•а разработанной ai\ia-,xj?4 методики;,''капрввланкоЗ на обеспечений сомплеконой методико-и^ктичооКоЯ подготовго! будущего учителя «узнки, Гипотезой послуаяло''предполоавняч, <Гго уровень методп-to-пракгачаской подготовка студочтоэ лугом обеспечения тесной ззаимосаязя всех видовпедагогической практики а курса методика ^узикальиогс. воспитания ыохет существенно воараоти лнаь при ус -ловииизменения сроков изучения'.последней. ЙШ1 перошшпфовани задания по НШ) и мотодако муз>шльного иоСпятаяич » ооотвотст-ваи с новыми сроками, изучения последней; изучено &»:ыиас новой оргаю!зации этапов, мбтодпко-практичоской Подготовки на ее фрктнвность; дааа праетапаокпе рокоиендашш по использованию предложенной методики и'а' иузыкально»подагогачаскяг факультетах педвузов, 5орыируший эксперимент проводился дваиды - s виде основного /198В-1990/ и" контрольного /1963-1991/. Согласно предложенной методике, обучониа участников эксперимента проходило с изменениями в учебном,плане, музикальпо-педагогаческогс факультета: курс методики музккальнога воспитании изучался на в 5-7 семестрах, как,-а в 3-5 сеыв&г$эх. ¿роцесо «егодико-практической подготовку включал в. себя три этапа: этан ознакомления с процессом музыкально-эстетического воспитания /2 учебный самастр/, этап становления методико-практических действий /3-5 учобныа серастра/ и этап овладения ыатодако-практичасквми Действиями /6-7 учабнио свыватры/. Каждый аз них характеразо- .

1:3

ьался разной степенью ыатодико-практичзскоЗ подготовленное?; обучамих и разним соотновшшём'уатодако-тооратйчоскаго.'и ме дико-практичсского компонентов,; Поррый этан сократился .'по ь] <5 га н бил-яосыглен ¿оршрошнак/..главки» образом, аналитги ких и проектировочных умений' в процвеой ШШ. .Второй этап ха| тврлаоьалн постоя кша гиеко и.зм«лозадиося .взаимосвязи можду'.} и «оходакой музыкального иоспитинйя: эма'иричоскоа накопление опита мотодоко-прахтиЧоейи действий при .параллельном, осмы&/ ¡ми началы'ЮЙ магодлчаскоЯ '¡¡»{ориацин; уточнение' мвтошко-П{ тичоских действий и'гюдэгргичсск-лй'трйнйнг; родагогичаский 1 ьинг в лабораторных .условиях,, п'опере на прйо<5рото«1ШЙ>опнт..м тодико-практичйских■ доЛстшй'V.' К..началу, третьего этапа :студеи иодоялм, освой» курс ,ца годики музыкального'' дасдитаннн. в поли объеме, ■ какаПй,» '&..чястнчш .о.смыСлхь ^зкаадгольни^. опыт му-зшм ни •нвдчгогичаскей додуилышс'т!».^оь^дзв/В'лай'ор^ториих -.'услоЕ кнавикай» .ыеяоддаю^п^Ый'с -.сохший •' йра '.ат

■ бща о ¡юло.китальноа и = г интереск

I сии.. ;/'.*:.'.:.-\■''>'0 -■'■. '•'л^'^л ;

' Указанная. оргпднза11ш1 .Процесса ..матодико^практй.чвсдой 'по 1 -ловки обеспечивала. .пугь'ёг.;да>'шл^юг^ стпьлаидя о* характар<з.*г,^дйгоги,чс;с.к'оя до.д.тадьно«й,;'уч1ет^ж'ыу кй и п робких-

а им образоа >шгуи,тиш.ого;в/да

точно глубокого,:; ,днн/.октй.ческо.до: 'знания...о' двятад«ю£г» учите ауэнки .и овладения -котшкери ;««'тодяУо-лракгаческих действий рн;1рОДуКТИВН0.-ТВ0рЧЙ6Х0М;^ -.

В-,гла»о. дай подробный ссгюетяьнтцльннЯ -ьналаз результат зксп«рнманталь.)юЯ;/ра!Зо,ты.'дркдадад&адй, уч

отт1коа.;формйруще.го.'Д^ подт1вв0дйд<>оь

предположение автора о.коидлекга услоькй, нс'сбходДмнх .об начата. арфьгрчн#гЬ1удами «>агюдаотовкй

будущего -^ад&рлчвнт;^

иость такой ;органазяйи.Л'".»(ом:иексДАЙ.да но,

готовки ,-.;ярй и

методичйсдог.о: :опы*а в .'оп ределенной; .^та^Щ'йЛвЙжа« .йрецесс приобута кая, кв.т&до'чбскоЯ'

тичаскш подготовка,, а.свое очередь., •'одярайгеяпостоянно,

•".''■ ' " ' ■"'''•' V .14 -Л . .'•■''-';•',■

расигаряпздйся и обновляющийся п<ивгог»чоский И НОТОДЯЧОСКИЙ опит ¡студента... ' ,

В з а к л о ч'е н и а 'диссертации доотся обобщение ос~ новннх теоретических.полоксистй исследования, :[орнулнруг>тсл Ьн-водн и.;намочавтся.порспактави.

В хода исследования видвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Студента, прошодшяо курс методако-гтрактичоскоЛ подготовки, разработанной авторш, оказались йс.'ла подготовленными к 'профессиональной деятельности, бистро о адаптировалась к сложности й специфика учебного процесса по предмету ^Музцкя" п оказались более .о»ог,п<4>!к.ми к рлбо.тз г услпсялд современной яко-Л'ц с ое многбвб^'аянмя вариантами как условий,, так а содбрхаиил •деятельности учителе чуэика....Задача,поотавдвшмч *» аосладом-няи,,<3цдвтаким .образом,." гииолимт. '.,*'' .

Внести 'о .тем. стлгаои,.«.я^с> проблема 'ивтоддйо-врзктичос-кой подготовки _будуз^го учителя, музыки отгаэдь на псчврпянз. Йрадставляотся.'вЬзмогша ее-'» дальнейшая разработка по малому ря~ ;ду направлений. Требуог '¿а,ооное?»яя 'вроцосо.. дя^рагашацая мя~ тодико-практической подготовки'студентов в',,соотватствиз : уровне« ' довузовской. «вТОДИЧОСКО.1 поцго-трв!а , Нэ.ОЙХОДИМ'- поиск дальнейших'путей углубления я сопорааяствоьаяая самого процесса матодйко-прзктичаской "подготовки в, расчете' на задачг даятель-.ности учителя музыки, в отечественной об'Двобразоигмльной мкола завтрашнего дня: теоретическое язучоние студентам:: новях аль-тэряативних преграда и-.методик.ыуэнкальиого воспитаям детой а юношэства; освоаниа ими комплекса обобщенных методических умений, позволяющих успешно работать по лвбоЯ. из них, Гуществоншш представляется и соверианствоваяие методяко-практичаской подготовки учитель!\ музыки - студентов заочных отдалений музнкалъяо-подагогических $лкулътетов педвузов в"процессе повышения их квалификация. Необходимо создание учебников, учебных'пособий, методических рекомендаций для студентов очных я заочнк.с отделений педвузов, учащихся падагогичоскях учйа'д и коллегией, э такт;о разработка гггторскях программ комплексной; ма-тдико-.трак-гической подготовки будущего учителя музыки в расчета на кон-:гмт!ше особенности того кли иного рогиона. Перспектива переходу на пост у ионную /модульную/ подготовку учатаый делает акту-

альзюЯ разработку оснсишл юлравлвяий мотодико-практлческой подготовки.для кавдой ступени обучения, а также принципиальны; требований к программа« индивидуальной мотодико-практическоЯ подготовки для отдвлышх студентов.

Ileo указанные оелвктц проблем.! ыотодико-п1«ктической подготовки будущих учителей музыки открньсит, на каш взгляд, шир< кие перспектива для далышймх научнмх исследований.

Основное о о дергание диссертации язлоеоно в публикациях:

1. Пути активизации методической подготовки уча:цихся пзд училища к педагогической [¡¡актина // Преемственность в музыкально-эстетической исспитннии уча^лЯся молодоки. Свердловск, 1965. С,74-80.

2. Особенности начального утапа нопроривной педагогическ практики на нуанкально:» ^.-»культчте педвуза / Сверил. под. ин-1906. 9 с. Лап, и ОЦШ "Школа. н педагогика" .'¿'I СССР в АПН ССС 15.12.lSaC, й 311-8G.

3. Po.ii, лаборатсрно-ярактичоских занятгй по методике «уз калъпото воспитания ъ п;>дгото»ко.3удуцого учителя // Музшсаль нос образомнио и воспитанна учащайся молодаии: содорвакио, ■{орыц, иетоди. Сьердлонск, 1969. С.62-88.

4. Гьцлоладьнио лриачн планирования уроков муэмкя: Метод рекомендации / Сворил. под, \ш-т. -Свердловск, 1S89. 10 с.

б. Теоротачаокмо асиоктпмш.тодико-прзкт;!-¡покой 'подготовь будущего учителя музыка // .СоБариитстьоаанно подготовки учите музыки'на ыузыкалыю-под'пгогаческом -{«культуто. Свердловск,-1991. c.ñi-ea.

6. Задания г практически:» занятиям, но. митодике «узикллы го воспитания: Метод, рекомендации / Уральский под. ин-т. Кхг теринбург, 1392,- 26 с.