Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС

Автореферат по педагогике на тему «Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Семенищева, Марина Геннадьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Великий Новгород
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС"

На травах рукописи

Семенищева Марина Геннадьевна

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ школьников В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

3 .1 ОКТ 2013

005536004

005536004

На правах рукописи

Семенищева Марина Геннадьевна

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Палаткина Галина Владимировна

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Рычкова Наталья Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный педагогический университет», кафедра педагогики, заведующий

Солякова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог

ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»

Защита состоится «&> КС^ЯлНа 2013 г. в 9 часов на заседании

Диссертационного совета Д 212.168.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» по адресу: 173007, Великий Новгород, ул. Чудинцева, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого по адресу: 173007, Великий Новгород, ул. Чудинцева, 6.

Автореферат разослан « /У » ОХ^УЬЛ-^уЗ} 2013 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета ■< р л ,

кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Мигунова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других. Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической воспитанности младшего школьника (В.В Ванслов, Г.И. Щукина, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев и ДР-)-

В связи с введением ФГОС НОО, предусматривающего в базисном учебном плане новое понятие «предметная область», создаются предпосылки дня вариативной организации эстетического воспитания младших школьников, что предопределяет необходимость разработки комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС.

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В.Борева, А.И.Бурова, Э.А.Верба, А.Н.Зиминой, Д.Б.Кабалевского, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко, В.А.Разумного, В.К.Скатерщикова и др. выявляются специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы. Сущностные характеристики понятия синтеза искусств, исследования педагогического потенциала взаимодействия искусств представлены в трудах Б.П.Блонского, Б.М. Галеева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, У. Ю. Фохт-Бабушкина, Б.ГТ. Юсова и др.

Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста Н. А. Ветлугиной, Э.Н. Горюновой, Д. Б. Кабалевским, А. А. Мелик-Пашаевым, Б. М. Неменским, О.С. Нечаевой, М.В. Петровой, Т.Г. Рубан, К.Т.Тарасовой, Б.ГТ. Юсовым и др., выступают как прием, помогающий освоению конкретного вопроса или темы, что способствует привнесению в образовательный процесс эмоциональной окраски, а так же глубокому выявлению специфических особенностей изучаемого материала и разных видов искусств.

Однако эти программы не применяются комплексно в начальной школе и, как правило, предлагают ограниченный набор эстетической информации, ориентированной на знаниевый аспект преподавания. При слабовыраженной в учебных программах начального образования ориентации на эстетически и художественно значимые образцы явлений действительности, образование младшего школьника становится ориентированным только на воспроизвод-

ство унифицированного, обездушенного, стандартизованного предметного мира. Отсутствуют систематизированные концептуальные научные основы и модели формирования эстетической воспитанности младших школьников, базирующиеся на накопленных теоретических исследованиях и практическом опыте. Инновационная и, тем более, массовая практика образования нуждаются в моделях, оптимизирующих формирование эстетической воспитанности. Это подтверждается исследованиями Е.И. Коротеевой, А.Ж. Овчинниковой, А.Б. Щербо и др.

Сегодня в реальной образовательной практике имеет место дефицит эстетического воспитания детей младших классов, который появляется из-за недооценки учителями педагогического потенциала синтеза видов искусств в учебно-воспитательном процессе школы, из чего вытекает необходимость исследования возможностей синтеза видов искусств как средства восполнения указанного дефицита.

Анализ исследований и опыта эстетического воспитания младших школьников позволил выявить ряд противоречий между:

- стремлением младших школьников к .творческой самореализации, полноценному восприятию прекрасного в искусстве и традиционным подходом к рассмотрению их сущности,как,отдельных направлений, не учитывающих существующие возможности синкритичнорги.видов'искусств в эстетическом воспитании младших школьников; , 0 ,

- потребностью общества в выпускнике начальной школы,, обладающем эстетической воспитанностью и отсутствием в теории,,и практике исследований педагогического потенциала синтеза.искусств в образовательном процессе начальной школы; ...... , :

- необходимостью в начальной школе проектирования комплексных программ эстетического воспитания в соответствии с ФГОС и неразработанностью содержательно-технологического обеспечения этого процесса.

Указанные противоречия определили проблему исследования, связанную с необходимостью повышения качества эстетического воспитания на основе синтеза искусств как средства реализации комплексного подхода к его организации в начальной школе в условиях введения в ФГОС.

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее практическая значимость для развития личности младшего школьника определили тему нашего исследования: «Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС».

Объект исследования: процесс.эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Предмет исследования: организация эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве начальной школы на основе применения комплексного подхода в условиях введения ФГОС.

Цель исследования: выявить и научно обосновать эффективные пути применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС.

Гипотеза исследования: качество эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС повысится, если будет реализован комплексный подход к его организации, предполагающий:

- определение в качестве основного средства реализации комплексного подхода синтез искусств, предусматривающего единство познавательной, мотивационной, гедонистической, социализирующей, развивающей, формирующей, коммуникативной, креативной и синкретивной функций;

- обоснование концептуальных идей и педагогических условий применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе;

- разработку комплексной организации эстетического воспитания младших школьников на содержательном, межпредметном, межличностном и внутриличностном уровнях.

В соответствии с проблемой, целью исследования, его объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Определить сущность комплексного подхода к организации эстетического воспитания, основанного на синтезе искусств.

2. Определить педагогические условия и факторы эффективного применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе в условиях введения ФГОС.

3. Разработать модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников на основе применения комплексного подхода.

4. Изучить продуктивность реализации в образовательном процессе модели эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлена и научно обоснована необходимость комплексного подхода к организации в начальной школе эстетического воспитания детей, учитывающего многообразие функций синтеза искусств и особенности современного младшего школьника;

- определены факторы и педагогические условия эффективной организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС (ориентация процесса эстетического воспитания на общечеловеческие нравственные ценности; выявление эстетического потенциала содержания учебных дисциплин; осуществление системы мероприятий комплексного воспитательного взаимодействия субъектов эстетического воспитания);

- доказано, что комплексная организация эстетического воспитания в начальной школе на основе содержательной интеграции (включение нравственного компонента, как основного ориентира в воспитании эстетической культуры личности), межпредметной интеграции (определении и использовании эстетического потенциала содержания преподаваемых предметов); межличностной интеграции (диалогическое, субъект-субъектное взаимодействие младшего школьника и классного руководителя, младшего школьника и учителя-предметника); внутриличностной интеграции основных компонентов эстетической культуры и эстетической компетентности учащегося спо-

собствует повышению уровня эстетической воспитанности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в обогащении теории педагогики введением понятия «синтез искусств», рассматриваемого как процесс высшего органического соединения равноправных видов искусств, в результате которого возникает иной, идейно-художественный замысел, способствующий появлению новой целостной художественно-синтетической реальности, обладающей особым эстетическим воздействием через приобщение индивидов к эстетическим ценностям, переводу их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации, что обеспечивает формирование и развитие способности к эстетическому переживанию и восприятию, его представлений об идеале, эстетического вкуса, эстетико-ценностной способности и ориентации к творчеству;

- в определении и описании эффективных путей повышения качества эстетического воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе общеобразовательного учреждения посредством реализации комплексного подхода к проектированию его содержания, педагогических технологий, диагностической системы оценки его эффективности;

- в дополнении существующих методологических подходов, включением комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших: школьников с учетом государственных образовательных стандартов начального общего образования, основным средством реализации которого выступает синтез искусств.

Практическая значимость исследования заключается в определении и реализации совокупности педагогических условий эффективной организации эстетического воспитания младших школьников; в разработке и реализации практических рекомендаций по организации эстетического воспитания учащихся в целостном образовательном процессе начальной школы; во внедрении на уроках и во внеурочной деятельности учителями вариативных технологий эстетического воспитания, соответствующих содержательному, межпредметному, межличностному и внутриличностному уровням (технологии проектного обучения, игровые технологии, диалоговые технологии, технологии самовоспитания).

Для изучения проблемы и решения намеченных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретико-логический анализ научной литературы; методы эмпирического исследования: наблюдение, беседы с-детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование, ана-, лиз процесса и результатов деятельности, рефлексия; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный, который включает вышеназванные методы диагностики; количественная и качественная обработка эмпирических данных, методы математической статистики.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: работы, посвященные выявлению сущности синтеза искусств (Б.П. Блонский, Б.М. Галеев, М.С. Каган, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, И. Штанько и др.), исследования педагогического потенциала взаимодействия искусств (В .В Ванслова, Г.И. Щукина, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, У.Ю. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.), теории эстетического воспитания, основанные на идеях: классицизма В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, рационализма Н.А.Бердяева, Д.С.Мережковского, А.Шопенгауэра; научные труды Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, М.С.Кагана, Н.И. Киященко, Л.Н.Коган, М.АЛифшица, Л.П. Печко, В.В.Селиванова, В.Н. Скатерщикова, В.П.Шесгакова, в которых проанализированы основные принципы, методы, особенности и сущность эстетического воспитания; положения эстетического воспитания и творческой деятельности (O.A. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, Р.В. Назарова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе, Л.В.Тоборов и др.), научные работы, раскрывающие вопросы развития эстетического восприятия (Д.И. Узнадзе, В. Штер и др.), эстетического интереса и вкуса (М.С. Каган, H.A. Дмитриева, Т.А.Суханова, П.М. Якобсон и др.), эстетических чувств (С.А. Аничкин, А.Н. Малюков и др.), эстетических потребностей (Ф.К.Габолаева, B.C. Кузин, A.C. Семашко и др.); работы, посвященные изучению возрастных особенностей младших школьников (И.Л. Вахнянская, Н.С. Витковская, В.В.Давыдов, В.В. Зеньковский, A.A. Люблинская, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.), специфики эстетического развития младших школьников (С.А. Аманджлов, Е.И. Коротеева, H.A. Терентьева, Е.М, Тор-шилова, А.Б. Щербо и др.); работы, посвященные различным аспектам моделирования, как методу научного исследования в педагогике (С.И. Архангельский, В.М. Гастев, О.Я. Гельман, Б.А. Глинский, Ю.Н. Кулюткина, И.Б. Новик, Г.С. Сухобская, А.И. Уемов, В.В. Чавчанидзе, В.А. Штоф и др.); научные исследования, рассматривающие мультикультурное образование (К.Д. Дмитриев, Г.В. Палаткина и др.).

При этом учитывались следующие принципиальные подходы к эстетическому воспитанию детей:

— на философском уровне: положения о соотношении категорий чувственного и рационального, объективного и субъективного в эстетическом познании (Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров и др.), художественно-образном отражении действительности (В.В. Бранский, Ш.М. Герман, С.Х. Раппопорт и др.), позволившие определить сущность феномена «синтез искусств»;

— на общенаучном уровне-. положения комплексного подхода (Б.Г.Ананьев, H.A. Логинов, Б.Ф.Ломов), определяющего многоаспектность развития творческой активности, деятельностного подхода, предполагающего включение учащихся в различные виды деятельности (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), системно-целостного подхода, реализуемого через связь внеурочной деятельности с учебной (B.C. Ильин, В.В. Краевский, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев и др.), ин-

тегрированного подхода, основанного на взаимосвязи и взаимодействии различных видов искусства, позволившего уточнить содержание процесса формирования эстетической воспитанности младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе;

— на конкретно-научном уровне: культурологический и мультикультур-ный подходы (Е.В. Бондаревская, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Г.В.Палат-кина и др.), идеи интеграции и синтеза искусств (В.В. Ванслов, O.A. Куреви-на и др.), позволившие раскрыть педагогический потенциал синтеза искусств в формировании эстетической воспитанности младших школьников;

— на технологическом уровне: положения о технологиях эмоционально-нравственного развития личности через постижение художественного образа (З.И. Васильева, Е. О. Галицких и др.); полихудожественный подход, предполагающий форму приобщения к искусству через разные виды искусства (И.Б. Шульгина, Б.П. Юсов и др.), позволившие определить компоненты модели формирования эстетической воспитанности младших школьников посредством синтеза искусств.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Комплексный подход к организации эстетического воспитания рассматривается как методологическая основа эстетического воспитания младшего школьника в условиях введения ФГОС, обеспечивающая взаимосвязь и согласование содержательного, межпредметного, межличностного и внутриличностного компонентов эстетического воспитания младшего школьника.

2. Функциями синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника определяются: познавательная (возможность видения всех предметов и явлений мира с эстетической стороны, что обеспечивает выстраивание определенной концепции мира и жизни младшего школьника), мотиваг/ионная (возможность отображать действительность художественно-образными средствами, что способствует возбуждению интереса к познанию и развитию эстетических потребностей), гедонистическая (возможность развития эмоциональных переживаний, сопровождающаяся способностью доставлять радость, удовольствие, создающая обстановку радости в процессе познания младших школьников), социализирующая (возможность обогащения опыта нравственных, эстетических и художественных оценок, что способствует разьитию отношения к миру, другим людям, самому себе, и как следствие, принятию или непринятию воздействующих на младшего школьника эстетических свойств предметов, качеств, и явлений окружающего мира), развивающая (возможность развития художественно-эстетического восприятия),' формирующая (возможность формирования эстетических чувств, вкуса и идеалов), толерантности (помогает понять и усвоить ценности общества, к которому принадлежит, внутренний мир представителей других культур), коммуникативная (носителем эстетических отношений в синтезе искусств ' является человек с его способностью эстетически воспринимать, переживать воспринятое), креативная (стимулирует развитие творческого воображения, творческого подхода к любому виду

деятельности, осознанный переход познания от чувственного восприятия к первоначальным абстракциям, дает возможность движению мысли младшего школьника к понятиям более высокой степени абстрактности, высказать в эстетической форме свои чувства, мысли, стремления), синкретиености (-целостность эстетического воспитания, через неразрывность составляющих искусства).

3. Педагогические условия эффективного применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе в условиях ФГОС обеспечивают: накопление и использование эмоционально-чувственного опыта младших школьников на основе ознакомления с основными жанрами произведений искусства и его актуализация в творческой деятельности младшего школьника-осуществление взаимосвязи содержания, методов, приемов и . форм эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств внеклассной и учебной деятельности; использование видов искусств этносов Астраханской области, с учетом этнокультурных традиций в эстетическом воспитании; создание эмоционально-эстетической атмосферы в аудитории, эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу и слушателям, активизация аудитории; учет возрастных особенностей восприятия ребенка, через организацию учебной и внеклассной работы в занимательно - игровой, разноплановой форме, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала; осуществление программно-методического обеспечения эстетического воспитания младших школьников на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС, на основе разработанной и представленной модульной программы, программы спецкурса «Синтез искусств».

4. Модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания в начальной школе в условиях введения ФГОС включает: цель (гармонизация творчества детей посредством реализации функций синтеза искусств); мотивационно-ценностный компонент (расширение кругозора младших школьников, развитие перспективно-побуждающих мотивов, показ взаимосвязи изучаемого с жизнью, раскрытие практической значимости изучаемой темы), содержательно-деятельностный компонент (содержание, методы, приемы и формы эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во -внеклассной работе), рефлексивно-аналитический компонент (актуализирует способности педагога анализировать ситуации межличностного взаимодействия в процессе эстетического воспитания младших школьников, вычленяя причины и следствия реакций младших школьников и своих реакций, извлекая из них опыт, необходимый для успешного взаимодействия), перцептивные методы (аудио-визуально-кинестетический, художественно-творческого выражения, среди которых были выделены художественное исполнительство, вживание в эстетический объект, синектики, инверсий эстетических объектов и художественно-творческих аналогий), приемы (полимодальное представление эстетической

информации, рефлексия, символическое видение, авторское развитие ситуации, псевдоошибок, импровизация), формы (художественные события и творческие блок-недели), средства (комплекс диагностических методик по выявлению уровня эстетической воспитанности, комплексная модульная программа эстетического воспитания младшего школьника посредством синтеза искусств во внеклассной работе, дидактический театр, тематические классные часы, урок-концерт, урок драматизации и оживотворения литературных произведений, экскурсии, праздники, фольклорные фестивали). Модель реализуется в три этапа: дагностический этап (определение исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников), процессуальный этап (реализация эстетического воспитания младших школьников), обобщающий этап (анализ результатов внедрения программы эстетического воспитания младшего школьника посредством синтеза искусств во внеклассной работе).

Основные этапы исследования:

На первом этапе была сформулирована тема исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучалось состояние данной проблемы в теории и на практике, выявлялись основные противоречия в эстетическом воспитании младшего школьника, определялись цели, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза.

На втором этапе определялись сущностные характеристики комплексного подхода в эстетическом воспитании младших школьников, осуществлено конструирование модели, выявлена система средств, обеспечивающих её эффективность, проведён формирующий эксперимент.

Третий этап включал в себя анализ и обобщение результатов педагогического1 эксперимента, статистическую обработку данных, формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.

Опытно-экспернменталытя база исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 56 им. A.C. Пушкина» и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 4». Опытно-экспериментальной работой было охвачено 425 младших школьников. - 1

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптимальной количественной базой эксперимента; практическим подтверждением основных положений и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных; сопоставлением результатов исследования с массовым опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета, а также на научных конференциях: «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнического и межконфессио-

нальной толерантности (Санкт-Петербург, 2009г.), «Образование и культура: история, проблемы, перспективы: Сборник научных статей (Астрахань, 2009г), «Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества (к' 90-летию со дня образования Татарской республики)» (Казань, 2010г.), «Этно-дидактика народов России: проблемы, обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде» (Нижнекамск, 2010г.) «Наука и современность» , (Новосибирск, 2011), «Инновационное образование: практико-

ориентированный подход в обучении» (г. Астрахань, 2012г.) и др. ■

По теме диссертации было опубликовано 19 статей, в том числе 4 публикации в журналах, включённом в перечень ВАК РФ.

Внедрение результатов исследования проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 56».

Структура работы продиктована целью и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 214 наименований, 4 приложений! Текст содержит 14 таблиц, 5 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава «Теоретические основы проектирования комплексных программ эстетического воспитания школьников в современной начальной школе». В первом параграфе «Синтез искусств как средство реализации комплексного подхода к эстетическому воспитанию» выявлены сущность и содержание синтеза искусств, как основного средства реализации комплексного подхода к эстетическому воспитанию младших школьников, его педагогический потенциал и функции.

Обобщение различных исследований эстетического воспитания младшего школьника (Н. А. Соколова, Н. И. Фуникова и др.) в контексте комплексного подхода показал необходимость изучения отдельных компонентов эстетического воспитания во взаимосвязи и взаимозависимости, а так же в тесной связи с содержательно-технологическим развитием начального образования.

Комплексный подход к организации эстетического воспитания рассматривается как методологическая основа эстетического воспитания младшего школьника, которая построена с учетом многообразия функций синтеза искусств и в соответствии со спецификой начальной школы, обеспечивающая взаимосвязь и согласование компонентов эстетического воспитания младшего школьника.

Анализ научных источников (Демокрит, Платон, Н. Кузанский, М Монтель, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Д. Локк, Р. Декарт, Д. Дидро. Г. Лейбниц, И. Кант, И. Дилецкий, Л. Тик, В. Ваккенродер, Ф. Шлегель, Э. Гофман П.С. Гуревич, И.И. Иоффе, Д. Аркин, Г.П. Степанов, Е.Б. Мурина П п' Блонский, H.A. Ветлугина, Э.Н. Горюнова, Д.Б.Кабалевский, О.С.Нечаев Б.П. Юсов, К.Т.Тарасова, М.В.Петрова, Т.Г.Рубан и др.) позволил сделать вывод о том, что в современной науке под синтезом искусств понимают: ху-

дожественное произведение, объединяющее различные виды искусства (музыку, поэзию, танец, живопись) таким образом, что ни одно из них не доминирует над другим; единство различных видов искусства в пределахэдного произведения или ансамбля; специфический процесс соединения разных искусств в едином произведении, в результате которого возникает не сумма отдельных искусств, а органическое целое, обладающее особым художественным воздействием; процесс высшего органического соединения взаимосвязанных равноправных видов, объединенных познавательным,; деятельно-стным аспектом, адекватным модели личности каждого конкретного, .индивидуума; специфический процесс соединен™ различных видов, искусств в интересах усиления образной выразительности, проявляющий себя , в различных сферах как тип художественного творчества.

В исследовании было определено, что «синтез искусств» представляет собой процесс высшего органического соединения равноправных видов искусств, в результате которого возникает иной идейно-художественный замысел, способствующий появлению новой целостной художественно-синтетической реальности, обладающей особым эстетическим воздействием.

Определив педагогический потенциал синтеза искусств, т.е. многогас-пектные возможности, основанные на межпредметной интеграции, которые возникают в результате постановки проблемы, решающиеся с его помощью в педагогическом процессе, были определены функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младших школьников.

Все функции синтеза искусств (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, эстетическая, синкретивности) определены в отношении к воспринимающей личности младшего школьника и утверждают влияние синтеза искусств на его эстетическое сознание, подсознание, эмоции, вкусы, на формирование его творческих начал.

Во втором параграфе «Теория и практика комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников» рассмотрены различные подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.

В диссертации проанализированы содержание комплексных программ эстетического воспитания П.ГТ. Блонского (структурно-синтетический метод проведения художественных занятий на основе синтеза искусств), В.Н. Шацкой (тематическое единство и сопоставление по эмоционально-образному содержанию произведений), H.A. Ветлугиной, Э.Н. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, О.С. Нечаевой, (комплекс (синтез) искусств на уроках изобразительного искусства, литературы, музыки, на уровне межпредметных связей во внеурочное время), Б.П. Юсова (полихудожественное развитие), Т.Я. Шпикаловой (этнохудожественное образование), М.В. Петровой, Т.Г.Рубан, К.Т.Тарасовой (различные виды искусств ро взаимосвязи), Н,В. Сорокиной, Л.Г. Миланович и С.И. Мерзляковой (использование театрального искусства), A.B. Шестаковой (развитие эмоционального отношения младшего школьника к искусству и жизни), JI. П. Ильенко (интеграция уроков литературного чтения, изобразительного искусства), A.A.

Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской (единое художественно-творческое освоение мира человеком).

Анализ практики и теории проектирования комплексных программ по эстетическому воспитанию в младшей школе, основанных на комплексном освоении искусства, позволил придти к выводу о том, что использование синтеза искусств в образовательном процессе способствует формированию .художественного мышления, творческих способностей и умений, образного воображения. Однако, в связи с введением ФГОС начальной школы, предусматривающего в базисном учебном плане нового понятия «предметная область», создаются предпосылки для вариативной организации эстетического воспитания младших школьников, что предопределило необходимость рассмотрения проблемы концептуальных основ проектирования комплексных программ эстетического воспитания в начальной школе в условиях введения ФГОС. ^

В третьем параграфе «Принципы и условия организации эстетического воспитания в начальной школе на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС» определены научные характеристики эстетического воспитания младших школьников, научные принципы и условия организации эстетического воспитания в начальной школе на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС.

Синтез искусств может представлять отдельное синтетическое произведение, художественный ансамбль или художественную среду. Межвидовое художественное взаимодействие представляется на разных уровнях. Это могут быть отдельные произведения, темы, сюжеты, образы, проблемы, художественные течения и направления. При этом художественное взаимодействие можно подразделить на следующие типы: заимствование (перенесение элементов художественных систем); новаторское продолжение традиций, подражание (копирование стилистики, формы, манеры и т.д.); отталкивание, влияние (использование некоторых аспектов художественного опыта предшественника); пародирование; соревнование; концентрация (интеграция творчества предшественников и современников); эпигонство (нетворческое подражание) (Ю.Б. Борев, 1981).

В диссертации определено, что синтез искусств, как органическое взаимодействие, в педагогическом процессе осуществляется в активизации генетической, функциональной и морфологической взаимосвязей искусств. Функциональная взаимосвязь искусств предполагает необходимое единство задач эстетического воспитания младших школьников. В связи с этим использование в образовательном процессе методов, опирающихся на синтез различных искусств, активизирует эмоционально-творческую сферу младших школьников, развивая эстетический интерес к обсуждаемым проблемам.

Специфика исследуемого явления определяется возрастными особенностями младшего школьника, важной характеристикой интеллектуальной позиции которых является синкретизм, то есть предпочтение оперированием глобальными образами, без анализа деталей, нахождение аналогий между словами и предметами неродственными друг другу. Эта способность млад-

шего школьника связывать «все со всем» способствует тому, что младший школьник интегрирует ближайшие расположенные во времени и пространстве объекты или явления, подменяя связь впечатлений связью вещей. В широком смысле эстетическое воспитание младших школьников служит всестороннему обогащению его личности, так как тесно соприкасается со всеми ее свойствами.

Анализ различных подходов к выявлению сущности эстетического воспитания (Б.Т. Лихачев, Р.В. Назарова, И.Ф. Харламов и др.), привел нас к выводу о том, что его следует понимать как процесс развития и формирования эстетического, ценностного и эмоционально-чувственного сознания личности и соответствующей ей деятельности. Во всех видах деятельности эстетическое воспитание выявляет содержащийся в них эстетический элемент и превращает его в средство эстетического развития, образования и формирования человека. В качестве базового определения сущности процесса эстетического воспитания было взято определение Р.В. Назаровой. Эстетическое воспитание - это «процесс приобщения человека к сокровищнице этнической и мировой культуры, прежде всего посредством искусства и деятельности человека, главной целью которого является развитие целостной, креативной, с развитой индивидуальностью, действующей по законам красоты личностью» (Р.В. Назарова, 2006).

На основе структуры эстетического воспитания Б.Т. Лихачева были определены и охарактеризованы его компоненты: художественно-эстетическое восприятие (способность вычленять в действительности и искусстве процессы, качества, свойства, пробуждающие эстетические чувства), эстетическое сознание (осознанное эстетическое отношение к действительности и искусству, которое выражается в системе эстетических теорий, взглядов, идей, критериев), творческая способность (комплекс перцептивных, интеллектуальных и эстетических свойств и качеств личности, обеспечивающие ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности, как эстетически творящую личность), творческая деятельность (деятельность, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью), эстетический идеал (представление о совершенной красоте), эстетическая потребность (устойчивая нужда в переживании духовно-эстетических состояний во взаимодействии с художественно-эстетическими ценностями), эстетическое чувство (субъективное эмоциональное состояние, которое вызывается оценочным отношением к искусству или эстетическому явлению действительности), эмоциональные переживания (состояния радости и восторга, сострадания, потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности), художественно-эстетический вкус (способность оценивать произведения искусства и явления действительности с позиций художественно-эстетического идеала), эстетическое суждение (доказательная, аргументированная, обоснованная идейно-эмоциональная оценка эстетических явлений), творческое воображение (умение сочетать новое в уме из элементов жизненного опыта).

Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить особенности младшего школьника, определяющие его эстетическое воспитание, закономерно связанное с его эмоциональным и интеллектуальным созреванием, определяющим развитие системы эстетических ценностей и запросов младшего школьника посредством синтеза искусств. Было установлено, что синтез искусств обладает большими возможностями, чтобы служить эффективным средством эстетического воспитания младших школьников так, как функции, заложенные в синтезе искусств, усиливают педагогическое влияние на все стороны личности младшего школьника, обеспечивают целостность и гармоничность ее развития. Правильно организованное общение с искусством имеет положительное воздействие на развивающуюся личность младшего школьника, возрастные особенности младшего школьника обладают предрасположенностью к разным видам художественно-творческой деятельности, склонностью к общению с искусством.

В диссертации определено, что конечный результат эстетического воспитания младшего школьника - это его эстетическая воспитанность. Анализ научных трудов (Б.Т. Лихачев, E.H. Таллин, A.B. Тутолмин, И.И. Трубима и др.), позволил сделать заключение о том, что эстетическую воспитанность младших школьников следует определять, как комплексное свойство личности, представляющее собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, характеризующуюся наличием и степенью сформированное™ у нее общественно значимых качеств, в обобщенной форме отражающих единство художественно-эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетических сознания, идеала, потребностей, вкуса и чувства и эстетического действия.

Исходя из определения и структуры эстетической воспитанности, в исследовании были выделены следующие критерии эстетической воспитанности младших школьников, детерминированные синтезом искусств: широта эстетических знаний (сознанйе, потребности, идеал, вкус); развитость эстетических отношений (чувства, восприятие, воображение, эмоциональное переживание); устойчивость проявления художественно-эстетических способностей (способности и действия).

Уровень эстетического воспитания младшего школьника повышается при организации поэтапного процесса накопления его эстетического опыта, полученного на основе синтеза искусств (пробуждение, формирование, развитие). В связи с этим были приняты низкий /оценка младшего школьника ограничивается словами: «нравится», «не нравится»), средний (частичная или ситуативная сформированность эстетических представлений, понятий и умений, художественных интересов), высокий (сформированы эстетические представления, понятия, эстетический взгляд на мир, целостное эстетическое восприятие) уровни эстетической воспитанности младшего школьника.

Таблица 1

Характеристика уровней эстетической воспитанности младших школьников, детерминированная синтезом искусств как средством реализации комплексного подхода к организации эстетического воспитания

в начальной школе

Критерии Уровни Показатели Низкий Средний Высокий

Широта эстетических знаний Эстетическое сознание Оценка, ограничивающаяся показателями «нравится» или «не нравится», нейтральное отношение к эстетическим понятиям и представлениям, отсутствие умений и знаний эстетического характера; наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта; не умеет использовать синтез искусств в интерпретации различных видов искусств Частичная сфор-мированность 'эстетических понятий, представлений и умений, отсутствует эстетический вкус, ситуативное проявление художественных интересов, потребностей, идеалов, фрагментарное понимание прекрасного и безобразного, ограниченный эстетический кругозор, адекватность восприятия эстетического объекта, но через словесно-логический характер, низкий показатель эмоциональности, слабо выраженным аналитическим подходом Сформированное^ эстетических представлений, понятий. Сформирован эстетический взгляд на мир, эстетическое восприятие целостное

Эстетический вкус Не может оценивать и воспринимать разные эстетические объекты и явления, не различает прекрасное и безобразное в действительности и в искусстве Фрагментарно воспринимает и оценивает эстетические объекты, частично отличает прекрасное от безобразного в искусстве и в действительности Может дифференцированно оценивать и воспринимать разные эстетические объекты, всегда отличает прекрасное от безобразного в искусстве и в действительности

Эстетический идеал Отсутствует сформированный эстетический идеал, не осознает эстетической ценности явлений искусства и Обладает сформированным эстетическим идеалом, фрагментарно осознает эстети- Имеет сформированный эстетический идеал, аргументировано интерпретирует, видит и

действительности ческую ценность явлений искусства и действительности понимает художественные явления

Эстетические потребности Отсутствие интереса к эстетическим ценностям, воспринимает эстетические ценности под давлением педагогов, отсутствие интереса к художественной деятельности Заинтересован в усвоении эстетических ценностей, при педагогической помощи и руководстве, стремится к восприятию эстетических ценностей, проявляет интерес к художественным явлениям Активен в усвоении эстетических ценностей, проявляет себя в творчестве, есть стремление к созданию эстетических ценностей, обладает устойчивой потребностью в обращении к различным видам искусства

Развитость эстетических отношений Эстетические чувства Слабо развита способность эмоционально реагировать на эстетические явления, отсутствие интереса к синтезу произведений искусств Частично эмоционально реагирует на эстетические явления. Не всегда способен самостоятельно воспринимать произведения искусства, чаще требуется предварительная подготовка под руководством педагога Обладает высокой готовностью к эмоционально-эстетическому переживанию, эмоциональной отзывчивости

Эстетическое восприятие Не обладает способностью высказывать свое отношение к эстетической значимости явления, оценить его с позиций синтеза искусств Частично способен самостоятельно сформулировать свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить его, прибегает к помощи педагога или авторитетных для него людей (родителей, товарищей) Способен самостоятельно сформулировать и ясно выразить свое отношение к эстетической значимости предмета, независимо оценить его, доказывать и отстаивать свою позицию

Творческое воображение Художественные способности практически не развиты, отсутствие образных ассоциаций, воображение носит пассивный воспроизводящий характер Слабо развиты художественные способности, наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания, проявляется актив- Оригинальные и самостоятельные эстетические взгляды, способность переноса образных ассоциаций с известных на новые объекты искусства, грамотные эстети-

ный, творческий характер воображения ческие оценки, активный преображающий характер воображения, умение самостоятельно создавать собственные виды неординарного и нестандартного синтеза искусств

Эмоцио нальное переживание Не воспринимает художественные явления и эстетические ситуации, почти не проявляется эмоциональность восприятия, отрицательное отношение к усвоению эстетических понятий Нестабильность внимания во время слушания, просмотра художественного произведения, при восприятии знакомых художественных явлений проявляется эмоциональность Сосредоточенность и внимательность во время обращения к различным видам искусств, богатство чувственных переживаний при восприятии красоты произведений искусства, природы

Устойчивость проявления худо-жест-венно-эстетических способностей Эстетические способности Недостаточное развитие эстетического восприятия, неумение выразить эстетическое своеобразие воспринимаемого предмета, отсутствие образных ассоциаций Частичная сфор-мированность эстетических умений; наличие образных ассоциаций и эстетические оценки с опорой на учебные знания Знания, суждения, умение оценивать объекты искусства, устойчивые навыки переноса с известных произведений искусств на новые, стойкие образные ассоциации и верные эстетические оценки

Эстетическая активность Эстетическая творческая деятельность отсутствует, не проявляется желание в ней участвовать, репродук-тивно-исполнительское выполнение творческих заданий Временная эстетическая творческая деятельность, желание в ней участвовать появляется под влиянием со стороны взрослых или сверстников, проявляет активное исполнительское отношение к творческим заданиям Постоянное наличие активной эстетической творческой деятельности, готовность совершенствовать развитую эстетическую воспитанность, интерес, желание и инициатива при участии в творческой деятельности. Самостоятельное креативное выполнение творческих заданий

Опора на рассмотренную специфику эстетического воспитания младшего школьника, подходы и современные требования ФГОС к эстетическому воспитанию дала возможность определить принципы эстетического воспита-

ния в начальной школе на основе комплексного подхода в условиях ФГОС: комплексности (межпредметные связи в преподавании дисциплин эстетического курса, раскрытие красоты эстетики отношений, труда, физической культуры и быта); связи художественно-эстетической деятельности с жизнью (эстетические явления жизни высокого искусства органично связаны с жизнью, развивают эстетическое отношение к действительности); сочетаний классных и внеклассных занятий (программы внеклассной работы должны пересекаться по целям и содержанию с урочными занятиями); эстетики всей жизнедеятельности младших школьников (организация всех отношений по законам красоты); учета возрастных особенностей младших школьников (при проектировании комплексных программ необходимо опираться на специфику психологического и физиологического развития); креативности (развитие творчества младших школьников на основе синтеза искусств).

В диссертации доказано, что педагогическими условиями эффективного применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе в условиях введения ФГОС являются: накопление и использование эмоционально-чувственного опыта младших школьников на основе ознакомления с основными жанрами произведений искусства и его актуализация в творческой деятельности младшего школьника; осуществление взаимосвязи содержания, методов, приемов и форм эстетического воспитания младших школьников, посредством синтеза искусств внеклассной и учебной деятельности; использование видов искусств этносов Астраханской области, с учетом этнокультурных традиций в эстетическом воспитании; создание, эмоционально-эстетической атмосферы в аудитории, эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу и слушателям, активизация , аудитории; учет возрастных особенностей восприятия ребенка, через организацию учебной и внеклассной работы в занимательно - игровой, разноплановой форме, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала; осуществление программно-методического обеспечения эстетического воспитания младших школьников на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС, на основе разработанной и представленной модульной программы, программы спецкурса «Синтез искусств».

Вторая глава «Экспериментальное моделирование комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС». В первом параграфе «Диагностический анализ проблем в педагогической организации эстетического воспитания младших школьников» представлен анализ уровня эстетической воспитанности младших школьников, детерминированной синтезом искусств, а так же анализ уровня подготовленности учителей к организации и проведению данного процесса..

Всегххв опытно-экспериментальной работе приняли участие 425 учащихся, из них 325 человек - ученики МБОУ «СОШ №56» (экспериментальная группа), 100 человек -ученики' МБОУ «СОШ №4» (контрольная группа).

Была проведена диагностика, которая позволила определить исходный уровень эстетической воспитанности младших школьников: 62% (135 чел.) школьников продемонстрировали низкий уровень эстетической воспитанности, детерминированной синтезом искусств; 33,3% (200 чел.)- средний, 4,7 % -высокий (90 Чел:).

В экспериментальной группе (325 учеников «СОШ №56») следующие результаты: низкий уровень эстетической воспитанности младших школьников - 145 человек (44,6%), средний уровень эстетической воспитанности младших школьников - 57 человек (17,5%), высокий уровень эстетической воспитанности младших школьников - 123 человека (37,9%).

Проведенный анализ анкетных данных учителей, сравнение и сопоставление их с информацией, полученной в ходе бесед с ними, позволяет сделать следующие выводы относительно улучшения организации и осуществления эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств в условиях ФГОС: не все педагоги четко различают факторы и средства эстетического воспитания, вследствие чего в полной мере не организуется соответствующая педагогическая деятельность; не все педагоги осуществляют систематическую, целенаправленную и планомерную работу по эстетическому воспитанию младших школьников посредством синтеза искусств в условиях введения ФГОС.

Об эстетическом развитии учащихся начальной школы в ходе обучения необходимо сказать следующее: воспитание в условиях введения ФГОС НОО осуществляется на уровне освоения традиционного программного материала; в целевом компоненте практически не представлены задачи обеспечения целостности системы развития и саморазвития эстетической культуры младших школьников; синтез искусств редко используется учителями в качестве средства эстетического воспитания младших школьников, одной из самых распространенных форм является проведение фрагментарных мероприятий.

Во втором параграфе «Модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания в начальной школе в условиях введения ФГОС » представлены содержание и структура модели.

Данная модель ориентирована на воспитание и развитие личности младшего школьника с учетом его интересов и потребностей; организации педагогического процесса, основанного на синтезе средств эмоционального стимулирования. При этом под эмоционально-образным стимулом понимается педагогическая модификация синтеза искусств, способная вызвать эмоции, которые будут адекватны художественному образу: восхищения, сопереживания, внутренней причастности, неоднозначных оценок, размышления, негодования, отторжения. Разработанная модель- включает цели, компоненты, этапы, методы, приемы, формы и средства. Первому модулю соответствует первый год обучения, второму модулю соответствует второй и третий год обучения младших школьников, третьему модулю соответствует четвертый год обучения в начальной школе. Первый модуль нацелен на развитие эстетических отношений, эстетических знаний и художественно-эстетических возможностей младших школьников. Второй модуль направлен

на совершенствование эстетических отношений, эстетических знаний и художественно-эстетических способностей младших школьников. Третий модуль развивает устойчивость, проявления эстетических отношений, эстетических знаний и художественно-эстетических способностей младших школьников (табл. 2).

Таблица 2

Модульная программа эстетического воспитания младших школьников

на основе комплексного подхода в условиях ФГОС

Модуль Форма Средства

Первый модуль Блок-неделя Тематические классные часы («На необитаемом острове», «В подводном царстве», «В стране математики»), экскурсии («Астрахань многонациональная», «Страусиная ферма», «Лотосовые поля»), праздники (Наурыз, Новый год, Масленица)

Художес твенное событие Дидактический театр (Рождественские сказки, Святочная неделя, «Доктор Айболит»), урок-оживотворения литературных произведений («Прощание с букварем», «По мотивам русских сказок», «Мишкина каша» Н.Носов), фольклорный фестиваль («Ковер толерантности»)

Второй модуль Блок-неделя Тематические классные часы («В школе египетского писца», «Съезд рыцарей-феодалов», «Дорогой сказочных героев»), экскурсии (Астраханский Кремль, Белый город, Музей Ульяновых, консерватория), праздники (Наурыз, Новый год, Масленица)

Художес твенное событие Дидактический театр («Маугли», «Незнайка», «В гостях у Пифагора», «Вин-Пух и все-все-все», «Старик Хотабыч», «Пушкинкая осень»), урок драматизации («Маленький принц», «Русские сказки», «Татарские сказки», «Бородино» М. Лермонтова, «Лесная газета» Бианки, «Мери Попинс»), фольклорный фестиваль («Мы едины»)

Третий модуль Блок-неделя Тематические классные часы («Путешествие в страну Вообразилию», «Из семейного альбома», «Мои таланты»), . экскурсии (Астрахань многоконфенссиональная, музей рыбака, картинная галерея им. Догадина, чайный дом), праздники (Наурыз, Новый год, Масленица)

Художес твенное событие Дидактический театр («Страна непослушания», «Пушкинский бал», «Конек Горбунок»), урок-концерт, фольклорный фестиваль («Хоровод дружбы»)

Для проверки разработанной модели было проведено экспериментальное исследование, которое осуществлялось в 2008—2012 гг на базе МБОУ «СОШ № 56 им. A.C. Пушкина», МБОУ «СОШ №4».

Результаты и условия реализации модели описаны в третьем параграфе второй главы диссертационного исследования «Педагогические условия реализации модели эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС».

По окончанию реализации модели была проанализирована динамика уровня эстетической воспитанности младших школьников контрольной и экспериментальной групп, выявлена достоверность результатов эксперимента и определены условия успешной реализации исследуемой модели

В диссертации показан анализ результатов реализации разработанной модели, а также контрольных срезов. Итоги последнего этапа экспериментального исследования по внедрению модели свидетельствуют о том что уровень эстетической воспитанности младших школьников в экспериментальной группе значительно вырос. Итоги последнего исследования по внедрению разработанной модели свидетельствуют о том. что уровень воспитанности значительно вырос. Младших школьников с низким уровнем воспитанности стало 16,2%, повысился процент среднего уровня с 37,9% до JS,1 /о и значительно вырос процент высокого уровня с 17,5% до 45 7%

Динамика эстетической воспитанности младших школьников (см рис

ЕЭ высокий Всредний □ низкий

Рис. 1 Динамика эстетической воспитанности младших школьников

Общая динамика эстетической воспитанности младших школьников в табл.3.

Таблица показывает, что количество представителей низкого уровня эстетической воспитанности младших школьников в контрольной группе уменьшился на 5% „ стал 43%; средний уровень - увеличился на 3% и стал 43/о; высокии - 14%. Из этого следует, что положительная динамика на низком уровне в экспериментальной группе превосходит почти в 2 раза аналогичную в контрольной группе.

Таблица 3

Динамика развития эстетической воспитанности младших школьников

Уровень эстетической воспитанности младших школьников Распределение младших школьников по уровням эстетической воспитанности младших школьников

на начало эксперимента, % На конец эксперимента, %

в экспериментальной группе в контрольной группе в экспериментальной группе в контрольной группе

Высокий 17,5 12 45,7 14

Средний 37,9 40 38,1 43

Низкий 44,6 48 16,2 43

Обработка эмпирических материалов с помощью у? - критерия позволила определить статистическую значимость различий в ЭГ (х2крит0,01 = 9,2; %\рт 0,05 = 5,9; х\нп = 66,93). В КГ (х2кр«0,01 = 9,2; х2крш 0,05 = 5,9; х2Э1ИП= 0,53) статистическая значимость различий не обнаружена. Это подтверждает эффективность использования модели эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств в урочной и внеурочной работе.

Таким образом, в экспериментальной группе показатели изменений результатов формирующего эксперимента выше по Сравнению с контрольной группой. -

, Это позволяет сделать вывод о том, что уровень эстетической воспитанности младших школьников в экспериментальных группах изменился в результате реализации разработанной модели, успешной реализации которой способствует учет выявленных в исследовании педагогический условий.

В: заключении диссертации подчеркнуто, что привлечение синтеза разных видов искусств способствует созданию благоприятных условий для эстетического воспитания младших школьников, так как синтез видов искусств обладает педагогическими возможностями, которые обусловлены культурным, социальным и эстетическим опытом, формирующими новые эстетические и культурные способности, позволяющие младшему школьнику быстрее и легче приспособиться к социокультурным нормам и правилам жизни в социуме. Условия реализации разработанной модели могут служить ориентиром в процессе формирования эстетической воспитанности младших школьников.

По итогам исследования получены следующие результаты:

- уточнена сущность синтеза искусств как педагогического средства;

. - конкретизированы функции синтеза искусств в эстетическом воспитании (познавательная, мотивационная, гедонистическая, социализирующая, развивающая, формирующая, толерантности, коммуникативная, креативная, синкретивности) относительно специфики обучения младших школьников;

- разработана модель комплексного подхода к организации эстетического, воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС, представлены содержание и структура модели;

- научно обоснованы условия реализации модели комплексного подхода к организации эстетического воспитания в начальной школе в услови-

ях введения ФГОС, в которой учтен педагогический потенциал синтеза искусств.

Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой проблем влияния синтеза искусств на развитие личности подростков, а так же профессиональной подготовки педагогов в образовании и воспитании подростков, школьников посредством синтеза искусств.

Основное содержание и результаты проведенного исследования отражены в следующих публикациях:

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Семенищева, М.Г. Синтез искусств как средство эстетического воспитания младших школьников/ М.Г.Семенищева // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №7. (печатная версия электронного журнала «Теория и практика общественного развития» - www.teoria-practica.ru). -С.155-157. - (0,2 пл.).

2. Семенищева, М.Г. Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств/ М.Г.Семенищева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - №2. - С.149-156. - (0,6 пл.).

3. Семенищева, М.Г. Функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника/ М.Г.Семенищева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки»,- 2012,- №5(69). - С.77-81. - (0,3 пл.).

4. Семенищева, М.Г. Модель эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе/ М.Г.Семенищева // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. Издательский дом «Астраханский университет». - 2012. - №1 (41) - С 228233. - (0,6 пл.).

Научные статьи и материалы конференций:

5. Семенищева, М.Г. Развитие духовно-нравственного здоровья школьников в эстетическом воспитании /М.Г.Семенищева// Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений: материалы XXX Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Изд. СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2009. С. 114-115. (0,2 пл.)

6. Семенищева, М.Г. Эстетическое воспитание младших школьников на народных традициях /М.Г.Семенищева // Реальность этноса. Роль образования в формировании этнического и межконфессионапьной толерантности: материалы XI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Изд. Астерион, 2009. С. 866 - 868. - (0,2 пл.).

7. Семенищева, М.Г. Влияние эстетического воспитания на духовно-нравственное развитие личности /М.Г.Семенищева // Психолого-педагогическое обеспечение духовного и социального здоровья личности: сборник научных статей. Ульяновск: Изд. УлГПУ, 2009. С. 213-217 (0,2 пл.).

8. Семенищева, М.Г. Школьное образование через синтез искусств

/М.Г.Семенищева II Образование и культура: история, проблемы, перспективы: материалы Всероссийской науно-практической конференции. Астрахань: Изд. ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С.279-284 (0,2 пл.).

9. Семенищева, М.Г. Полихудожественное развитие младшего школьника /М.Г.Семенищева // Полихудожественное развитие школьника: материалы областной творческой встречи по теме: «Полихудожественное развитие дошкольника и младшего школьника». Астрахань: Изд. Сорокин Р.В.,2009. С.83-84 (0,2 пл.).

10. Семенищева, М.Г. Синтез культур и этнокультурное образование в условиях современной школы /М.Г.Семенищева // Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства, туризма в условиях модернизации российского общества: материалы Междунар. науч. конф.: в 2ч. Казань: Изд. Казан, гос. университета культуры и искусств, 2010. - Часть II - С.228-230 (0,2 пл.).

11. Семенищева, М.Г. Патриотическое воспитание через синтез искусств в конкурентной образовательной среде /М.Г.Семенищева // Этнодидактика народов России: проблемы, обучения и воспитания в конкурентной образовательной среде: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Нижнекамск: Изд. Нижнекамский муниципальный институт, 2010. С.75-76 (0,2 пл.).

12. Семенищева, М.Г. Формирование здорового образа жизни в системе художественно-эстетического, физического и коллективного воспитания /М.Г.Семенищева // Личность-среда-управление: материалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И.Новиковой. Н.Новгород, 2010. С.94-95 (0,2 пл.).

13. Семенищева, М.Г. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников /М.Г.Семенищева // Проблемы и перспективы развития образования в России: материалы VII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. НГТУ, 2011. С.89-92 (0,2 пл.).

14. Семенищева, М.Г. Теория эстетического воспитания и школьная практика в условиях модернизации начального образования /М.Г.Семенищева // Новые технологии в образовании: материалы VII Международной научно-практической конференции. Москва: Изд. «Спутник+», 2011. С. 223-225 (0,2 пл.).

15. Семенищева, М.Г. Педагогические условия взаимодействия видов искусств для эстетического развития младших школьников /М.Г.Семенищева // Наука и современность - 2011: материалы XII Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Часть 2. Новосибирск: Изд. НГТУ 2011. С.79-83 (0,2 пл.).

16. Семенищева, М.Г. Синтез искусств как фактор формирования культуры младших школьников /М.Г.Семенищева // Новые педагогические технологии: материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва: Изд. «Спутник+», 2011. С.231-233 (0,2п.л.).

17. Семенищева, М.Г. Синтез искусств как средство формирования

мультикультурной компетенции учащихся /М.Г.Семенищева // Формирование мультикультурной компетенции: монография. Астрахань: Изд. Сорокин РВ 2011. С36-56 (0,6 пл.). ' "

18. Семенищева, М.Г. Компоненты модели эстетического воспитания младших школьников по средствам синтеза искусств во внеклассной работе /М.Г.Семенищева // Современная педагогика и психология: опыт и проблемы: сборник научных трудов. Астрахань: Изд. Сорокин Р.В., 2011. С. 96-99 (0 2

П.Л.).

19. Семенищева, М.Г. Методы формирования эстетического воспитания средствами синтеза искусств /М.Г.Семенищева// Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении: материалы IV Международной научно-методической конференции. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет» , 2012. С.76-78 (0,2п.л.).

Тираж 100 экз. Формат 60><84 1/16 Подписано в печать 07.10.2013 г. Отпечатано в центре оперативной полиграфии «Бумеранг» (173003, Великий Новгород, ул. Новолучанская, 4)

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Семенищева, Марина Геннадьевна, Великий Новгород

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

На правах рукописи

04201365932 СЕМЕНИЩЕВА Марина Геннадьевна

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Г.В. Палаткина

Великий Новгород- 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4

ГЛАВА 1. Теоретические основы проектирования комплексных программ эстетического воспитания школьников в современной начальной школе.....17

1.1. Синтез искусств как средство реализации комплексного подхода к эстетическому воспитанию..................................................................................17

1.2. Теория и практика комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников.......................................................................42

1.3. Принципы и условия организации эстетического воспитания в начальной

школе на основе комплексного подхода в условиях введения ФГОС............49

Выводы по первой главе.......................................................................................69

ГЛАВА 2. Экспериментальное моделирование комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС.....................................................................................................76

2.1. Диагностический анализ проблем в педагогической организации эстетического воспитания младших школьников.............................................76

2.2. Модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания в начальной школе................................................................................................86

2.3. Педагогические условия реализации модели эстетического воспитания

младших школьников в условиях введения ФГОС».................................109

Выводы по второй главе.....................................................................................150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................152

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................................154

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................174

Приложение 1. Стимульный материал к проективной методике

Роршаха................................................................................................................174

Приложение 2. Построение методики (тест Кетелла)...........................181

Приложение 3. Сценарии к космплексной программе по эстетическому

воспитанию младших школьников....................................................................185

Приложение 4. Программа спецкурса «Синтез искусств»...................213

Тема 2. «Мир, такой прекрасный и родной...». Информационные технологии на интегрированном уроке окружающего мира и музыки.........219

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на создание условий для формирования целостного восприятия художественно-образной картины мира и эстетически развитой личности младших школьников.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сделан акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других. Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической воспитанности младшего школьника (В.В. Ванслов, Г.И. Щукина, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев и др.).

В связи с введением ФГОС НОО, предусматривающего в базисном учебном плане новое понятие «предметная область», созданы предпосылки для вариативной организации эстетического воспитания в начальной школе, что предопределяет необходимость разработки комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС.

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты эстетического воспитания. В работах Ю.В. Борева, А.И. Бурова, Э.А. Верба, А.Н. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др. выявлены специфика и сущность эстетического воспитания, его основные принципы, формы и методы. Сущностные характеристики понятия «синтез искусств», а также исследования педагогического потенциала взаимодействия искусств представлены в трудах Б.П. Блонского, Б.М. Галеева, A.A. Мелик-Пашаева, Б.М. Йеменского, У.Ю. Фохт-Бабушкина, Б.П. Юсова и др.

Анализ программ по эстетическому воспитанию позволяет утверждать, что образовательные программы, разработанные для детей младшего школьного возраста H.A. Ветлугиной, Э.Н. Горюновой, Д.Б. Кабалевским, A.A. Мелик-Пашаевым, Б.М. Неменским, О.С. Нечаевой, М.В. Петровой, Т.Г. Рубан, К.Т. Тарасовой, Б.П. Юсовым и др., выступают как прием, помогающий освоению конкретного вопроса или темы, что способствует привнесению в образовательный процесс эмоциональной окраски, а также глубокому выявлению специфических особенностей изучаемого материала и разных видов искусств.

Однако эти программы не применяются комплексно в начальной школе и, как правило, предлагают ограниченный набор эстетической информации, ориентированной на знаниевый аспект преподавания. При слабовыраженной в учебных программах начального образования ориентации на эстетически и художественно значимые образцы явлений действительности образование младшего школьника становится ориентированным только на воспроизводство унифицированного, обездушенного, стандартизованного предметного мира. Отсутствуют систематизированные концептуальные научные основы и модели формирования эстетической воспитанности младших школьников, базирующиеся на накопленных теоретических исследованиях и практическом опыте. Инновационная и тем более массовая практика образования нуждаются в моделях, оптимизирующих формирование эстетической воспитанности. Это подтверждается исследованиями Е.И. Коротеевой, А.Ж. Овчинниковой, А.Б. Щербо и др.

Сегодня в реальной образовательной практике имеет место дефицит эстетического воспитания детей младших классов, который появляется из-за недооценки учителями педагогического потенциала синтеза видов искусств в учебно-воспитательном процессе школы, из чего вытекает необходимость исследования возможностей синтеза видов искусств как средства восполнения указанного дефицита.

Анализ исследований и опыта эстетического воспитания младших школьников позволил выявить ряд противоречий между:

• стремлением младших школьников к творческой самореализации, полноценному восприятию прекрасного в искусстве и традиционным подходом к рассмотрению их сущности как отдельных направлений, не учитывающих возможности синкритичности видов искусств в эстетическом воспитании младших школьников;

• потребностью общества в выпускнике начальной школы, обладающем эстетической воспитанностью, и отсутствием в теории и практике исследований педагогического потенциала синтеза искусств в образовательном процессе начальной школы;

• необходимостью в начальной школе проектирования комплексных программ эстетического воспитания в соответствии с ФГОС и неразработанностью содержательно-технологического обеспечения этого процесса.

Указанные противоречия определили проблему исследования, связанную с необходимостью повышения качества эстетического воспитания на основе синтеза искусств как средства реализации комплексного подхода к его организации в начальной школе в условиях введения в ФГОС.

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее практическая значимость для развития личности младшего школьника определили тему исследования: «Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС».

Объект исследования: процесс эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Предмет исследования: организация эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве начальной школы на основе применения комплексного подхода в условиях введения ФГОС.

Цель исследования: выявить и научно обосновать эффективные пути применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС.

о

Гипотеза исследования: качество эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС повысится, если будет реализован комплексный подход к его организации, предполагающий:

• определение в качестве основного средства реализации комплексного подхода синтез искусств, предусматривающий единство познавательной, мотивационной, гедонистической, социализирующей, развивающей, формирующей, коммуникативной, креативной и синкретивной функций;

• обоснование концептуальных идей и педагогических условий применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе;

• разработку комплексной организации эстетического воспитания младших школьников на содержательном, межпредметном, межличностном и внутриличностном уровнях.

Достижение поставленной цели и доказательство гипотезы обусловили постановку следующих исследовательских задач:

1) определить сущность комплексного подхода к организации эстетического воспитания, основанного на синтезе искусств;

2) определить педагогические условия и факторы эффективного применения комплексного подхода к организации эстетического воспитания учащихся в начальной школе в условиях введения ФГОС;

3) разработать модель комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников на основе применения комплексного подхода;

4) изучить продуктивность реализации в образовательном процессе модели эстетического воспитания учащихся начальной школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлена и научно обоснована необходимость комплексного подхода к организации в начальной школе эстетического воспитания детей, учитывающего многообразие функций синтеза искусств и особенности современного младшего школьника;

• определены факторы и педагогические условия эффективной организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС (ориентация процесса эстетического воспитания на общечеловеческие нравственные ценности; выявление эстетического потенциала содержания учебных дисциплин; осуществление системы мероприятий комплексного воспитательного взаимодействия субъектов эстетического воспитания);

• доказано, что комплексная организация эстетического воспитания в начальной школе на основе содержательной интеграции (включение нравственного компонента как основного ориентира в воспитании эстетической культуры личности), межпредметной интеграции (определение и использование эстетического потенциала содержания преподаваемых предметов), межличностной интеграции (диалогическое, субъект-субъектное взаимодействие младшего школьника и классного руководителя, младшего школьника и учителя-предметника), внутриличностной интеграции основных компонентов эстетической культуры и эстетической компетентности учащегося способствует повышению уровня эстетической воспитанности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

• обогащении теории педагогики введением понятия «синтез искусств», рассматриваемого как процесс высшего органического соединения равноправных видов искусств, в результате которого возникает иной идейно-художественный замысел, способствующий появлению новой целостной художественно-синтетической реальности, обладающей особым эстетическим воздействием через приобщение индивидов к эстетическим ценностям, переводу их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации, что обеспечивает формирование и развитие способности к эстетическому переживанию и восприятию, его представлений об идеале, эстетического вкуса, эстетико-ценностной способности и ориентации к творчеству;

• определении и описании эффективных путей повышения качества

эстетического воспитания младших школьников в целостном педагогическом

процессе общеобразовательного учреждения посредством реализации ком-

8

плексного подхода к проектированию его содержания, педагогических технологий, диагностической системы оценки его эффективности;

• дополнении существующих методологических подходов включением комплексного подхода к организации эстетического воспитания младших школьников с учетом государственных образовательных стандартов начального общего образования, основным средством реализации которого выступает синтез искусств.

Практическая значимость исследования заключается в определении и реализации совокупности педагогических условий эффективной организации эстетического воспитания младших школьников; в разработке и реализации практических рекомендаций по организации эстетического воспитания учащихся в целостном образовательном процессе начальной школы; во внедрении на уроках и во внеурочной деятельности учителями вариативных технологий эстетического воспитания, соответствующих содержательному, межпредметному, межличностному и внутриличностному уровням (технологии проектного обучения, игровые технологии, диалоговые технологии, технологии самовоспитания).

Для изучения проблемы и решения намеченных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретико-логический анализ научной литературы; методы эмпирического исследования: наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, анкетирование педагогов и родителей, экспресс-опросы, анализ педагогической документации, тестирование, анализ процесса и результатов деятельности, рефлексия; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный, включающий в себя вышеназванные методы диагностики; количественная и качественная обработка эмпирических данных, методы математической статистики.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: работы, посвященные выявлению сущности синтеза искусств (Б.П. Блонский, Б.М. Галеев, М.С. Каган, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Немен-

ский, И. Штанько и др.), исследования педагогического потенциала взаимо-

9

действия искусств (B.B. Ванслова, Г.И. Щукина, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, У.Ю. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.), теории эстетического воспитания, основанные на идеях: классицизма (В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский), рационализма (H.A. Бердяев, Д.С. Мережковский, А. Шопенгауэр); научные труды, в которых проанализированы основные принципы, методы, особенности и сущность эстетического воспитания (Ю.Б.Борев, А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, JI.H. Коган, М.А. Лифшиц, Л.П. Печко, В.В. Селиванов, В.Н. Скатерщиков, В.П. Шестаков); положения эстетического воспитания и творческой деятельности (O.A. Апраксина, С.Г. Батырева, В.И. Волынкин, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, Р.В. Назарова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, М.Д. Таборидзе, Л.В. Тоборов и др.); научные работы, раскрывающие вопросы развития эстетического восприятия (Д.И. Узнадзе, В. Штер и др.), эстетического интереса и вкуса (М.С. Каган, H.A. Дмитриева, Т.А. Суханова, П.М. Якобсон и др.), эстетических чувств (С.А. Аничкин, А.Н. Малюков и др.), эстетических потребностей (Ф.К. Габо-лаева, B.C. Кузин, A.C. Семашко и др.); работы, посвященные изучению возрастных особенностей младших школьников (И.Л. Вахнянская, Н.С. Витков-ская, В.В. Давыдов, В.В. Зеньковский, A.A. Люблинская, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.), специфики эстетического развития младших школьников (С.А. Аманджлов, Е.И. Коротеева, H.A. Терентьева, Е.М. Торшилова,

A.Б. Щербо и др.); работы, посвященные различным аспектам моделирования как методу научного исследования в педагогике (С.И. Архангельский,

B.М. Гастев, О.Я. Гельман, Б.А. Глинский, Ю.Н. Кулюткина, И.Б. Новик, Г.С. Сухобская, А.И. Уемов, В.В. Чавчанидзе, В.А. Штоф и др.); научные исследования, рассматривающие мультикультурное образование (К.Д. Дмитриев, Г.В. Палаткина и др.).

При этом учитывались следующие принципиальные подходы к эстетическому воспитанию детей:

• на философском уровне: положения о соотношении категорий чувственного и рационального, объективного и субъективного в эстетическом познании (Н.И. Киященко, H.JI. Лейзеров и др.), художественно-образном отражении действительности (В.В. Бранский, Ш.М. Герман, С.Х. Раппопорт и др.), позволившие определить сущность феномена «синтез искусств»;

• на общенаучном уровне: положения комплексного подход