автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы
- Автор научной работы
- Шершнева, Анжела Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Калининград
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шершнева, Анжела Владимировна, 2001 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СФЕРА КАК ПРЕДМЕТ.
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1. Сущность экзистенциальной сферы: философский аспект.
1.2. Сущность экзистенциальной сферы: психологический аспект.
1.3. Сущность экзистенциальной сферы: педагогический аспект.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА И. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.
2.1. Цели и задачи формирования экзистенциальной сферы.
2.1.1 .Концептуальные основания целеполагания.
2.1.2. Цели и задачи формирования экзистенциальной сферы.
2.2. Факторы формирования экзистенциальной сферы.
2.2.1. Концептуальные основания отбора и применения средств.
2.2.2. Анализ средств формирования экзистенциальной сферы.
2.3. Средства диагностики экзистенциальной сферы.
2.3.1. Концептуальные основания выбора диагностических средств
2.3.2. Анализ возможностей диагностических средств.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы"
Актуальность исследования. Кризисные явления последнего десятилетия XX века наглядно показали, что именно человек служит главной целью и движущей силой социального прогресса. В отличие от предшествующей ориентации на унифицированную социализацию личности, нивелирующей ее индивидуальность, происходит смещение внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека. Современные педагоги приходят к необходимости разработки экологической педагогики, поднимают проблему экологии ребенка (Ш.А. Амонашвили), гуманистической педагогики (К. Роджерс, В.А. Сухомлинский). Эта тенденция требует обратить внимание на самого человека, на его сущностные силы, на его целостность (Б.Г. Ананьев, B.C. Ильин), на индивидуальный смысл жизни (И.А. Ильин, В. Франкл), на самореализацию человеком своих сил и способностей (А. Маслоу, К. Роджерс, JI.C. Рубинштейн), на его интегра-тивные качества (А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон). На основе этой тенденции возникла концепция педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк) в которой поставлены перед педагогами цели развития самого обучающегося, его индивидуальности, то есть «системы сфер человеческого сознания, субъективного его мира» (О.С. Гребенюк). Таких сфер глубинной сущности человека в педагогике индивидуальности выделено семь: волевая, интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, экзистенциальная, предметно-практическая и сфера саморегуляции. Каждая из выделенных сфер требует философского осмысления, психологического наполнения и педагогического проникновения в сущность формирования каждой сферы. Особенно это относится к экзистенциальной сфере. Необходимость всестороннего изучения экзистенциальной сферы мы связываем, вопервых, с кризисом современного образования, который проявился в бездуховности молодежи, в отсутствии у большинства молодых людей гуманистических ценностных ориентаций. Во-вторых, с наблюдаемым «экзистенциальным вакуумом», который обусловил отчужденность подрастающего поколения от общества, школы, семьи и от себя. В-третьих, с непродуктивными попытками отечественной педагогики решать проблемы нравственного и духовного воспитания без опоры на философские и психологические основания сущности и механизмов экзистенциальной сферы воспитанников. Возникает вопрос: как решать обозначенную проблему? Мы считаем, что проблему необходимо решать на основе положений сравнительной педагогики, в основании которых лежит ценностный подход как общенаучный метод познания социальных явлений и процессов. Данный подход изначально основывался на диалоге культур, ибо лишь в условиях отличия культур друг от друга, можно понять смысл другой культуры. При этом подходе необходимо учитывать, что именно в познании не пересекающей части, в области несовпадения, а возможно, и противоречия, содержится новое знание. Именно поэтому изучение генезиса образовательного идеала (экзистенциальной сферы) должно быть направлено на выявление методом компаративистики ее своеобразия и развития на различных уровнях анализа ее сущности (философском, психологическом и педагогическом) поскольку ее характеристики ~ переменные, они историчны, т.е. находятся в постоянном движении и изменении (В.И. Додонов, В.Г. Пря-никова, З.И. Равкин, и др.). Это позволит рассмотреть и оценить философские, психологические и педагогические взгляды зарубежных и отечественных ученых на сущность экзистенциальной сферы.
Понятие «экзистенциальная сфера» впервые введено в педагогику О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк. Сам же экзистенциализм (от позднелатин-ского ех81з1епйа — существование), или философия существования, как направление в философии иррационализма, возник в начале XX века в
России, Германии, Франции и других странах (А.Н. Бердяев, И.А. Ильин, А. Камю, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). В психологии понятия, близкие к пониманию экзистенциальной сферы изучали Э. Берн (позиции человека), В. Франки (смысл жизни), 3. Фрейд (психоанализ), Э. Фромм (ориентации человека), Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс (гуманистическая психология) и др. В педагогике существуют исследования и публикации (Б. де Анджелис, А.П. Вардомацкий, A.JI. Кру-пенин, И.М. Крохина), посвященные формированию экзистенциальной сферы. Системному изучению семи сфер индивидуальности (в том числе экзистенциальной) посвящены диссертационные работы, выполненные по руководством О.С. Гребенюка и Т.Б. Гребенюк H.A. Гершкович, JI.C. Глушковой, М.В. Гончар, B.JL Гороховой, Г.Г. Даниленковой, С.П. Клячи-ным, Н.В. Ковалевой, Г.Г. Корсаковой, Е.Е. Лушниковой, Е.Л. Матовой, Н.В. Самсоновой, Н.В. Тамарской и др. В то же время можно констатировать, что многие вопросы, связанные с раскрытием сущности данной сферы и условий ее формирования, далеко еще не исследованы.
С одной стороны, обозначены теоретические подходы к пониманию сущности экзистенциальной сферы (ее состав, функции, связи с личностью, связи с другими сферами), но не дано системного представления ее сущности. С другой стороны, наметились определенные средства диагностики и формирования данной сферы, но не представлен целостно процесс ее формирования. Эти и другие противоречия обусловливает актуальность проблемы исследования: в чем заключается сущность экзистенциальной сферы? каковы условия формирования рассматриваемой сферы?
Цель исследования состояла в выявлении концептуальных оснований формирования экзистенциальной сферы.
Объект исследования - теория и практика формирования и развития индивидуальности человека.
Предмет исследования - концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы.
Гипотеза исследования: 1) сущность экзистенциальной сферы и условия ее формирования на современном этапе можно определить, если выявить тенденции развития научных представлений о данном феномене на философском, психологическом и педагогическом уровнях; 2) педагогическая деятельность может стать фактором становления и развития экзистенциальной сферы, если будут:
• выявлены ее сущностные характеристики, которые могут выступать концептуальной основой процесса ее формирования;
• определены педагогические цели и задачи ее формирования;
• систематизированы способы формирования и, средства диагностики. Задачи исследования.
1. Выявить основные представления, раскрывающие сущность экзистенциальной сферы, в философском, психологическом, педагогическом аспектах
2. На основе сравнительного анализа выявить научные положения, которые могут быть взяты за основу процесса формирования экзистенциальной сферы.
3. Разработать номенклатуру целей и задач формирования данной сферы.
4. Отобрать и систематизировать средства формирования экзистенциальной сферы и диагностические методики.
Работа относится к историко-педагогическим исследованиям, изучающим данную проблему методами сравнительной педагогики.
Методологическую базу исследования составляют принципы гуманистической педагогики и психологии, экзистенциальной философии, концепция педагогики индивидуальности, деятельностный, целостный, системный подходы в педагогике и психологии. Методологическую основу исследования составляют также положения психологии профессионализма, педагогической психологии, педагогической антропологии.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (историко-логический анализ философского, психологического и педагогического знания по исследуемой проблеме, моделирование, сравнительный анализ); эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта по формированию экзистенциальной сферы, наблюдение, анкетирование, беседы).
Диссертационное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1997-1998 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования. На этом этапе были сформулированы проблема и гипотеза исследования, разработана его структура.
На втором этапе (1998-2000 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, шло теоретико-методическое осмысление хода и результатов исследования. В результате были определены приоритетные направления исследования, отрабатывался арсенал наиболее эффективных педагогических средств и методов в развитии экзистенциальной сферы.
На третьем этапе (2000 - 2001 гг.) анализировались и обобщались материалы диссертационных исследований; разрабатывались научные рекомендации исследователям экзистенциальной сферы и практическим работникам по формированию экзистенциальной сферы. Обрабатывались результаты собственного исследования.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Формирование экзистенциальной сферы - одной из движущих сил развития индивидуальности - является целью-идеалом педагогического процесса современной школы.
2. Изучение экзистенциальной сферы как ценности-цели современного образования позволяет выявить ее идеал на основе изучения философских, психологических и педагогических представлений о смысле человеческого существования.
3. Философские идеи, наполняющие и углубляющие представление об экзистенциальной сфере, заключаются в следующем: существование человека предшествует его сущности; основное экзистенциальное требование к человеку - требование самоосуществления, обретения свой собственной «самости», осуществления своих собственных возможностей; человек сам делает выбор и отвечает за него; человек может быть определен лишь в связи с его решением занять определенную позицию. Экзистенциальную сферу характеризуют такие понятия, как «ответственен», «не могу иначе», «обязан».
4. Положения психологии, касающиеся формирования экзистенциальной сферы состоят в том, что, во-первых, смысл жизни меняется, обретается и утрачивается в пограничных ситуациях преодоления духовных, социальных и ценностных барьеров; во-вторых, стремление к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, детерминирующий развитие и поведение человека; в-третьих, выбор человека зависит от требований конкретной ситуации и индивидуальной позиции; в-четвертых, его выбор оценивается как правильный с позиции гуманизма.
5. В педагогическом отношении при всех модификациях и переменах в образовательном идеале актуальным и неизменным остается изначально заложенное в них ядро — ориентированность на человека. Сравнительный анализ философско-педагогических исканий показывает, что понятие «экзистенциальная сфера» — это многомерное, сложное и противоречивое понятие, сущностная характеристика которого складывается из множества точек зрения, носящих философский, религиозный, социальный и педагогический характер. Экзистенциальная сфера представляет собой совокупность ценностных ориентаций и позиций человека, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, с другими людьми, с самим собой; она выполняет функцию нравственного выбора и морального регулирования поведения человека.
6. Педагогическая мысль выработала собственное понимание экзистенциальной сферы как гуманистического образовательного идеала, который включает в себя любовь к человеку, ценностное отношение к личности ребенка, заключающееся в его уважении и понимании; создание условий для свободной жизнедеятельности.
7. Экзистенциальная сфера во многом определяет индивидуальность, ценностную ее сущность которая, собственно, является различием человеческого в человеке, его специфическим, сущностным различием, обусловленным духовно-культурными факторами. Именно поэтому человеческие различия воплощаются в форму их индивидуальности. Человек настолько человек, насколько реализует свою индивидуальность среди людей, насколько у него развита экзистенциальная сфера.
8. Экзистенциальная сфера во многом выполняет побудительную и исполнительную функции, определяет целостную индивидуальность, является движущей силой развития человека. Сущность экзистенциальной сферы как последовательности становления в онтогенезе человеческих потребностей, смыслов, ориентаций, позиций, выполняющих мотивационную и познавательно-операционную функции развития человека, является одним из оснований педагогической модели ее формирования.
9. Педагогическая модель формирования экзистенциальной сферы включает в качестве элементов следующие компоненты: диагностический (методики определения исходного уровня развития экзистенциальной сферы), целевой (номенклатура целей и задач формирования экзистенциальной сферы), содержательный (система средств и условий формирования экзистенциальной сферы), процессуальный (структура и способы деятельности при решении проблемных дилемм-ситуаций морального выбора).
Научная новизна данного исследования заключается в том, в нём впервые даётся целостное осмысление феномена экзистенциальной сферы, впервые осуществлен анализ философских, психологических и педагогических идей, раскрывающий сущность экзистенциальной сферы. Сформулированы концептуальные положения, выявлены основные тенденции в поиске педагогических средств, которые способствуют формированию данной сферы индивидуальности.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что оно дает характеристику состояния научного знания об экзистенциальной сфере. В исследовании впервые рассмотрена сущность экзистенциальной сферы в соответствии с концепцией педагогики индивидуальности. Выявлены пробелы в педагогических исследованиях сфер индивидуальности и средств формирования экзистенциальной сферы. Выполненное исследование расширяет категориальный аппарат педагогической теории, дополняя его сущностной характеристикой экзистенциальной сферы. Представленные в исследовании концептуальные положения вносят существенный вклад в дальнейшее развитие педагогики индивидуальности, обогащая ее представлением об экзистенциальной сфере и способах ее формирования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что выявленные тенденции и пробелы в реализации идей педагогики индивидуальности позволят скорректировать научную и практическую деятельность в направлении разработки педагогических средств формирования и развития индивидуальности человека, в частности, его экзистенциальной сферы. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве теоретической основы для дальнейшего анализа реализации идей гуманистической педагогики, в лекционных курсах по истории возникновения и становления педагогики индивидуальности в нашей стране. Таким образом, снимается противоречие между подходами к пониманию сущности экзистенциальной сферы и теоретической не разработанностью положений, раскрывающих ее сущность и условия их практического применения.
Достоверность результатов исследования определяется: обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, задачам и логи ке; опорой на формирующийся инновационный педагогический опыт и научные исследования. А также всесторонним объективным анализом состояния проблемы в теории и практике образования, разнообразием привлеченных источников.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава КГУ (2000, 2001 гг.), заседаниях кафедр педагогики и психологии, методики преподавания иностранных языков КГУ. Материалы исследования используются при чтении курсов психолого-педагогических дисциплин для студентов, обучающихся по направлению «Специалист. Педагог» в Калининградском государственном университете, в Калининградском областном институте повышения квалификации работников образования, педагогическом колледже (г. Чер-няховск, Калининградская обл.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе
При исследовании условий формирования экзистенциальной сферы, вначале были выявлены концептуальные основания целеполагания, отбора и применения педагогических средств, а затем на основе анализа существующих исследований была определена номенклатура целей и задач, выработаны рекомендации по применению тех или иных средств.
Как показал анализ педагогических исследований, в цели формирования экзистенциальной сферы человека входят в качестве основных компонентов рефлексивные процессы, способность оценивать свои возможности, осознавать себя индивидуальностью, что позволяет выработать свои ценности и смыслы и сложить свою «Я-концепцию», которая представляет собой динамическую совокупность установок, направленных на саму личность. Анализ позволяет также сделать вывод о том, что представленные в них цели направлены на развитие экзистенциальной сферы или отдельных ее компонентов. При этом каждым автором в логике своего исследования удалось обогатить представление об этих целях. В то же время исследователи несколько ограниченно представляют себе сущность данной сферы: предлагается формировать отдельные компоненты (например, только ценностные ориентации), тогда как такие экзистенциальные свойства, как смыслоопределение жизненной ситуации, формирование признаков принца, как характеристики жизненной позиции, у авторов в педагогических целях формирования сфер индивидуальности отсутствуют. Отсюда первое концептуальное положение: при определении педагогических целей, необходимо учитывать сущность формируемой сферы (если она выявлена).
Экзистенциальная сфера функционально отвечает за самосознание человека, за ту позицию, которую он занимает в жизни. Она проявляется в способности человека осуществлять самоанализ и самооценку самого себя, соотносить себя как индивидуальность с другими индивидуальностями, осуществлять выбор своего жизненного пути, своей жизненной позиции, проявлять независимость и свободу в деятельности, поведении, общении. Можно сказать, что данная сфера выступает системообразующей для индивидуальности взрослого человека, поскольку от нее зависит в большой степени развитие других сфер. Разумеется, развитие всех сфер есть диалектический процесс, их связи обусловливают механизм развития индивидуальности в целом. Таков закон развития психики человека. Отсюда второе концептуальное положение: экзистенциальная сфера выступает как доминанта, которая направляет и усиливает собой развитие других сфер психики.
Анализ показал, что в научном знании, исходя из понимания индивидуальности как интегральной характеристики психических сфер, представление о целях и задачах формирования индивидуальности складывается по двум направлениям:
1) дифференцированное - цели развития отдельных сфер, цели развития отдельных компонентов психических сфер, цели совершенствования психических процессов (обеспечение взаимосвязей, перевода на более высокий уровень функционирования);
2)интегрированное - развитие психических и социальных компонентов в единстве, во взаимосвязи.
В этом суть третьего концептуального положения.
Определение содержательного и процессуального аспектов педагогических задач также базируется на идее диалектического единства всех сфер индивидуальности. Следовательно, существование экзистенциальных свойств человека возможно лишь при наличии развитых базовых психических качеств индивидуальности в других сферах индивидуальности. Экзистенциальное свойство человека (например, самоопределение) объективно может проявляться посредством сознательного мыслительного акта выявления и утверждения собственной позиции индивида в проблемных ситуациях. Здесь происходит последовательное включение психических процессов нескольких сфер индивидуальности: сознательный (мотивационная сфера), мыслительный акт (интеллектуальная сфера), выявления (интеллектуальная сфера), утверждения собственной позиции (волевая сфера и сфера саморегуляции), способность выразить и отстоять свои убеждения и позиции (волевая сфера и предметно-практическая сферы) в проблемных ситуациях. Положение о взаимосвязях сфер индивидуальности ориентирует на включение в номенклатуру целей и задач формирования экзистенциальной сферы развитие необходимых психических качеств индивида в других сферах индивидуальности. Ведущими выступают задачи, направленные на способность индивида к жизненному самоопределению: побуждение к осознанию смысла и цели жизни; раскрытие смысла жизни, стимулирование поиска ответов на вопросы: каким быть, как жить, какие идеи исповедовать, во что верить, каким нормам следовать, на что ориентироваться; побуждение к сознательному выявлению и утверждению собственной позиции в проблемных ситуациях. Необходимость дифференцированного представления целей и задач - таково четвертое концептуальное положение.
Концепция преодоления психологических барьеров может стать пятым концептуальным основанием формирования экзистенциальной сферы. Барьеры помогают человеку развить свои созидательные силы и превратить его в самостоятельного творца смыслов. Человек стремится к повышению субъективной ценности своей жизни - ее смысла. Причина появления устремлений кроется в успешном преодолении психологических барьеров. Достижение успеха в этом случае приводит к положительным эмоциям. Специфичной функцией переживаний является их решающая роль в формировании отношений человека к жизни, его мировосприятия. Преодоление барьеров стимулирует индивида занять определенную позицию. Поэтому необходимо насыщать педагогический процесс ситуациями, в которых бы школьники/студенты могли бы проявлять свои духовные силы (эмоции, переживания, творческость, критическое мышление, устремления) по преодолению психологических барьеров.
Шестое концептуальное положение заключается в применении си-нергетического подхода к педагогическим явлениям. Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их, прежде всего с позиции "открытости", сотворчества и ориентации на саморазвитие. Необходимо, прежде всего, осознать, что индивид — сложная самоорганизующаяся система, которая может существовать только в условиях разнообразия, фрагментарности, случайности, спонтанности и непредсказуемости. Это значит, что, программируя развитие экзистенциальной сферы, необходимо планировать не столько воздействия педагога на воспитанников, сколько их творческое взаимодействие в большом многообразии ситуаций. Формировать экзистенциальную сферу - значит создавать условия для ее саморазвития.
Согласно концептуальным положениям Ч.Х. Кули и Дж. Г. Мида личность вырастает из множества интеракций людей с окружающим миром. Переход от одной социальной роли к другой развивает у человека способность придавать своим мыслям и действиям те же значения, какие придают им другие члены общества. По мере того как индивиды разыгрывают различные роли в своих «пьесах», они постепенно создают и развивают ту часть своей экзистенциальной сферы, которая выражена понятием «Я-концепция», которое представляет собой динамическую совокупность установок, направленных на саму личность. Каждый раз, когда люди смотрят на себя глазами кого-то, они практикуются в коррекции впечатления о себе. Люди оценивают свое поведение по стандартам, принятым в обществе. Следование при интерактивном общении определенным стандартам, закрепленных в законах и нормах, формирует чувство социальной идентичности.
К концептуальным можно отнести и положения, разработанные Л. Кольбергом. Л. Кольберг считал, что формирование у детей справедливости как экзистенциального свойства означает формирование их нравственности в целом. При этом он натолкнулся на вопросы: как обучать нравственным ценностям, как формировать потребность в нравственных поступках. Г. Линд, последователь Кольберга, настаивал на необходимости не только освоения учащимися принципов справедливости, но и компетентности в их использовании. Проведенные им исследования доказывают, что людям чаще всего не хватает компетентности в решении нравственных проблем, в организации своей деятельности, во взаимоотношениях с другими. Очень важно ежедневно ставить детей в ситуации, в которых они должны будут проявлять свои лучшие человеческие качества. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих высоконравственные установки, которые позже не позволяют ему вести себя непорядочно, бесчестно.
Согласно концепции М.И. Рожкова, в основе включения учащихся в социальную деятельность лежат так называемые социальные пробы. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в различных областях, на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций. Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Применение концепции М.И. Рожкова при разработке целей формирования экзистенциальной сферы также является одним из концептуальных положений.
К концептуальным положениям относятся также применение концепции Д.В. Вилькеева. Д.В. Вилькеевым моральным ситуациям отводится решающая роль в стимулировании нравственной активности, а сам моральный выбор рассматривается как процесс решения морально-этических проблем. При использовании моральной ситуации в нравственном просвещении, как студентов, так и старшеклассников необходимо учить анализировать объективные обстоятельства ситуации, определять мотивы поступков ее участников, импульсы морально-волевого акта, выявлять характер складывающихся в ситуации нравственных отношений между людьми. Преднамеренное моделирование и создание указанных проблемных ситуаций в воспитательном процессе, заострение характерных для них противоречий значительно способствует выбору каждым студентом и старшеклассником правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся затем в жизни. Приведенные положения исследования о сущности моральных ситуаций, их классификации и методические рекомендации к их решению можно отнести и к рассматриваемой в данном исследовании проблеме, а именно: конЦелгушммм основам процесса формирования экзистенциальной сферы в ее содержательном аспекте.
Приведенные выше концептуальные положения, несмотря на их широкий диапазон, объединяет, два мета принципа: синергетический подход к педагогике и теория преодоления психологических барьеров.
Анализ теоретических построений формирования экзистенциальной сферы позволил перейти к рассмотрению подходов к практическому применению педагогических средств.
Анализ существующих педагогических средств в целях их применения для формирования исследуемой сферы показал, что в наибольшей степени отвечает этим целям система, разработанная Н.Е. Щурковой. Анализ средств формирования экзистенциальной сферы школьников по работам Н.Е. Щурковой, позволил сделать некоторые выводы. Цели, содержание и методика анализируемого педагогического процесса соответствует современным тенденциям педагогической науки: соблюдаются установки на си-нергетический подход в формирующих процессах, ситуативное наполнение характеризуется множественностью и объективностью. Исследование Н.Е. Щурковой пока одно из немногих, позволяющих создавать условия для развития экзистенциальной сферы. Однако следует заметить, что анализируемая система имеет два существенных недостатка. Так, не устанавливается взаимосвязь между сферами индивидуальности школьника, акцент сделан на интеллектуальный уровень как базовый, хотя ведущими сферами учеными признается мотивационная и эмоциональная сферы; приоритет отдается групповым формам, тогда как сложный процесс приобщения к ценностям и выработке позиций «принца» предполагает вначале глубокую внутреннюю работу. Следовательно, индивидуальный уровень процесса формирования экзистенциальной сферы рассмотрен пока недостаточно.
Для того чтобы разработать целостную систему средств формирования экзистенциальной сферы, проведен анализ работ ученых, посвященных индивидуальным упражнениям, отдельным способам и приемам. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что такие работы существуют. Кратко охарактеризуем некоторые упражнения, которые авторы советуют выполнять учащимся.
Ведение творческого дневника («Кто я?», «Что приносит мне счастье?» и др.). Данная группа упражнений способствуют духовному росту личности и предназначены для того, чтобы открыть в учащемся самые интимные уголки внутреннего «Я» и полюбить все лучшее в себе.
Упражнение «Карта моих сокровищ» содержит следующую методику. Учащимся предлагается закрыть глаза и спросить себя: где закрыт его клад? Какие потенциальные способности в нем не раскрыты? Предлагается представить себе, как выглядит этот клад и нарисовать его. Затем школьник рисует карту, где к кладу ведет тропа. Педагог замечает, что эта тропа - жизнь ребенка.
Составление дерева жизни. Оно составляется для того, чтобы понять, какие из исповедуемых идей личности верны. Иначе существует риск запутаться в жизни и превратиться в людей, полностью зависимых от других людей и внешних обстоятельств.
Задание: найти утверждение, с которым Вы согласны и дайте свои обоснования (приведите в каждом случае свои доводы)
5) Я в основном хороший, потому что .
Я в основном плохой, потому что .
Анализ упражнений, заданий, их содержание убеждают в том, что они помогают учащемуся научиться выражать свои чувства и мысли; наиболее осмысленно делать нравственный выбор и принимать решения; определять те черты характера, которые бы хотелось изменить и осуществить эти изменения; четче представить себе свои творческие возможности и пути их применения; изменять отрицательные формы мышления и поведения; развивать и улучшать отношения с самим собой и другими; открывать новые и разнообразные стороны своего «Я» и учиться приводить их в согласие друг с другом; осознавать свою жизненную цель и найти более глубокий смысл жизни; более ясно представить себе свое будущее.
Таким образом, исследование содержания процесса формирования экзистенциальной сферы показало, что наиболее изученными и разработанными выступают средства формирования таких компонентов экзистенциальной сферы, как целей и смысла жизни. Работы Н.Е. Щурковой демонстрируют уровень достижения обозначенного компонента. Вместе с тем жизненные позиции индивида остаются без достаточного внимания. Преобладают групповые формы педагогической работы. Индивидуальные упражнения в силу явно выраженного субъективного начала используются в практике недостаточно, хотя отдельные разработки заданий и упражнений по формированию жизненных позиций у школьников в педагогической литературе описаны, а их содержательный уровень достаточно высок. Главным средством формирования экзистенциальной сферы выступают, согласно традиции педагогов-философов экзистенциалистов, метод решения моральных дилемм. Несмотря на то, что в научном знании существуют работы, изучающие моральные ситуации и их возможности в формировании морального сознания, применительно к формированию экзистенциальной сферы в практике они используются редко. Указания на факультативные курсы по формированию экзистенциальной сферы отсутствуют.
Для обеспечения эффективного формирования экзистенциальной сферы необходимо соблюдать ряд условий: применять ситуации морального выбора, смену социальных ролей, использование на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений. Важным следует считать соблюдение этапов решения моральных дилемм, в которых реализуется стратегия принятия решений. Содержательный аспект этой стратегии заключается в таких ступенях принятия нравственных решений: определение сути проблемы; определение нравственных и этических ценностей, затронутых в дилемме (честность, уважение, ответственность, терпимость и т.п.); обдумывание то, как предпринятые действия отразятся на других людях, какое косвенное воздействие на других могут оказать эти поступки.
Анализ современной педагогической и психологической литературы показал, что учеными исследуется проблема диагностики и изучения качеств и свойств экзистенциальной сферы. Так, Л.И. Мнацаканян, исследуя личность и оценочные способности старшеклассников, обращается к методикам, которые может использовать учитель для оценки развитости тех или иных нравственных качеств у учащихся. Среди них отметим методики, устанавливающие нравственные представления учащихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности (методика «Что такое хорошо и что такое плохо»); выясняющие правильность понимания учениками категории «справедливость» (методика «Справедливость»); изучающих нравственные идеалы личности (методика «Что такое счастье?»), ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся (методика «Что мы ценим в людях?»); выявляющие развитость таких качеств, как самокритичность, коллективизм, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность (методика «Закончи предложение, рассказ»), мнения и отношения старшеклассников к реально существующим в классе моральным проблемам («методика «Давайте обсудим»). Содержание перечисленных выше методик представляет собой описание какой-либо реально существующей моральной проблемы или тематически подобранные афоризмы. Суть задания заключается в воспроизведении своего отношения к приведенным ситуациям или афоризмам. По сделанному учащимся выбору, а также имеющемуся в каждой методике разделу «Обработка полученных результатов» учитель может установить уровень развития того или иного диагностируемого нравственного качества.
Особый интерес для решения проблемы диагностики экзистенциальной сферы представляет возможность выявления жизненных позиций, которые были определены как «лягушки» и «принцы». Исследователи A.A. Крупенин и И.М. Крохина утверждают, что выявить лягушек можно при применении ситуативного тестирования.
При тестировании принцевости и лягушечности самым простым является метод наблюдения: по тому, как смотрят воспитанники преподавателю в глаза, когда разговаривают с ним, по другим невербальным и вербальным средствам общения можно определить позицию учащихся.
У лягушек есть специфические, только им присущие механизмы получения, переработки информации и выработки на ее основе решений, позволяющих им быть несчастными, разочарованными, испытывать неудовольствие и постоянно совершать одни и те же ошибки. Психологи выделили три таких механизма: генерализация, стирания и искажение. Для того, чтобы разобраться в механизмах генерализации, стирания и искажения, следует обратиться к нейролингвистическому программированию, с помощью которого возможно дать объяснение выделенным явлениям. Заключая обзор материала по диагностике лягушек и принцев, отметим, что несомненным его достоинством является возможность наблюдать и делать выводы об уровне развития экзистенциальной сферы по вполне доступным и узнаваемым для педагога признакам - речевым. Вместе с тем поведенческий аспект диагностики не представлен. Перед исследователем остаются вопросы: Как оценивать ценностные ориентации, цели и смысл жизни? Для восполнения выявленного пробела можно воспользоваться тестовыми методиками, которые описаны и широко используются в практике. Такой методикой является методикам. Рокича «Ценностные ориентации». Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Несмотря на то, что методика адресуется профессиональным психологам, она вполне может быть использована в практике педагогической диагностики. Организационное обеспечение и подсчет результатов достаточно прозрачны и осуществимы учителем, имеющим психолого-педагогическую подготовку в рамках профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.
В целом, анализ показал, что существующие диагностические методики не являются пока еще результатом целенаправленных исследований экзистенциальной сферы: они рассматриваются в контексте близких тематических проблем. В связи с этим, несомненно интересным для анализа были результаты специальной работы Н.И. Шевандрина «Психодиагностика, коррекция и развитие личности». Здесь автор, не разграничивая понятия «личность» и «индивидуальность», по сути, определяет содержание экзистенциальной сферы, называя ее «экзистенциально-бытийная». К этой сфере, по утверждению автора, следует отнести субъективные самопрезентации существования личности. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных самопричастностью своему бытию в мире (например, экзистенциальная уверенность/неуверенность). Такое понимание сущности экзистенциальной сферы определило и отбор диагностических методик по двум направлениям. Первое - диагностика смысложизненных ориентаций (Тест смысложизненных ориентаций представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни», который был разработан Д. Крамбо и Л. Махо-ликом на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла; второе - психодиагностика одиночества (указывается наиболее употребительная шкала для измерения одиночества Д. Рассела).
В целом, проблема диагностики духовного мира индивида существует. Ученые решают ее, исходя из своего понимания сущности экзистенциальной сферы. В практике отдельные компоненты экзистенциальной сферы диагностируются. Наиболее представленными выступают методики диагностики уровня морального развития. Их особенностью следует признать содержание, заключающее в себе ситуации морального выбора. Это соответствует традиции философии и психологии экзистенциализма. Спектр методик разнообразен: анкеты, тесты, наблюдения, опросник-шутка, дилеммы Кольберга. Целенаправленные исследования диагностики экзистенциальной сферы отсутствуют, имеющиеся излишне психологизированы, для практикующих педагогов оказываются сложными. Следовательно, необходимы специальные исследования, направленные на разработку целостной педагогической диагностики экзистенциальной сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование, посвященное проблеме выявления сущности экзистенциальной сферы и условиям ее формирования, позволило сформулировать следующие основные выводы.
С философской точки зрения сущностными характеристиками экзистенциальной сферы человека являются индивидуальные смысложизнен-ные вопросы: бытие, смысл жизни, цель жизни, свобода, ответственность, решение и выбор, жизненная позиция, представление о человеке и др. Если человек будет иметь свое мнение на перечисленные проблемы, будет иметь определенную жизненную позицию, ценностные ориентации, стремиться к свободе, будет проявлять ответственность, будет уметь делать выбор и принимать решения, то можно утверждать, что у такого человека сформирована экзистенциальная сфера.
Развитая экзистенциальная сфера помогает человеку не только познать себя, но и реализоваться в соответствии со своими возможностями. Эта сфера обеспечивает развитие человека, его гармоничное отношение к себе и к другим. Она отвечает за нравственный выбор, который человек вынужден делать постоянно, находясь в ситуациях морального выбора.
Развитая экзистенциальная сфера помогает совершить этот выбор с позиций справедливости, нравственности, честности, что, по мнению философов - экзистенциалистов, позволит человеку оставаться человеком всегда.
Педагогический процесс образовательного учреждения должен иметь своей целью формирование экзистенциальной сферы. В педагогических целях необходимо предусмотреть формирование представления об индивидуальном бытии, о смысле и цели жизни, свободе; необходимо создавать ситуации, в которых бы школьник мог проявить свое отношение к миру (себе, людям, природе и др.); был бы способен на волевые поступки в отстаивании своих ориентаций и убеждений.
При проектировании процесса, направленного на развитие экзистенциальной сферы, необходимо учитывать существующий феномен "бегства от свободы" и в целях снятия этого эффекта предусмотреть соответствующие компенсаторные механизмы. Свобода связана не только с процессом индивидуализации и повышением степени автономности личности, но и с уровнем ее взаимодействия с окружающим миром. Поэтому освоение различных форм социально-личностного взаимодействия, накопление опыта сопряжения и согласования мнений, позиций, возможных вариантов разрешения проблемных ситуаций можно рассматривать как важный фактор развития экзистенциальной сферы.
Все перечисленные концептуальные положения должны рассматриваться педагогами в качестве основы для формулирования педагогических целей и разработки средств формирования экзистенциальной сферы индивидуальности.
Философский уровень исследования экзистенциальной сферы необходимо дополнить также и психологическим уровнем и определить психологические основы ее формирования. С психологической точки зрения экзистенциальная сфера характеризуется следующим образом.
В экзистенциальную сферу входят: 1) смысл жизни, потребность в смысле, стремление к смыслу, способности вести осмысленную жизнь, осознание ответственности за нахождение и реализацию смысла в любых обстоятельствах; 2) способность определить цель своего существования, поставить перед собой определенную жизненную задачу; способность суждения и объективной оценки; способность к самотрансценденции и способность к самоотстранению; способность любить; стремление к оптимальному развитию личных способностей и реализации индивидуальности; 3) независимость, цельность и уверенность в себе, в собственных си-лах,неуязвимость к чужому мнению; свобода стать иначе; ответственность; свобода воли как свобода взять на себя ответственность за свою судьбу; свобода прислушиваться к своей совести и принимать решения о своей судьбе; 4) духовный опыт; позиции по отношению к миру; ценностные ориентации; ориентация на успех или неудачу, ориентации человека на обладание и бытие; система установок, создающих готовность человека к определенным образом направленной деятельности; 5) критическое мышление; креативность мышления; рефлексия своего мышления и чувств; 6) ло-кус контроля.
Одним из основных процессов, лежащих в основе экзистенциальной сферы, является поиск смысла; смысл невозможно выдумать или создать, необходим самостоятельный поиск человеком; согласно психологам-экзистенциалистам, существует сверхсмысл, представляющий собой существующие априорно идеальные смыслы и ценности, жизнь наполняется смыслом только благодаря приобщению к трансцендентным ценностям; стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни рассматривается как врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития человека.
Следующим сущностным признаком экзистенциальной сферы является процесс осуществления смысла жизни в каждой конкретной ситуации; правильность осуществления зависит от конкретной ситуации и конкретного индивида в пределах реальных условий каждодневного его существования, в пределах области ответственности каждого отдельного человека.
Позиция человека расценивается как решающая моральный выбор в ситуациях морального выбора; процесс решения является формированием себя. Локус контроля характеризует людей с точки зрения того, в чем они чаще всего усматривают причины значимых для них событий - в себе самом или во внешнем мире. В зависимости от этого людей делят на интерналов (внутренний локус контроля) и экстерналов (внешний локус контроля).
В качестве характеристик индивидуальности человека выступают следующие качества: в интеллектуальной сфере - способность суждения и объективной оценки; в мотивационной сфере - потребность в смысле, стремление к замыслу; в эмоциональной сфере - уверенность в себе; в предметно-практической сфере - умения решать моральные дилеммы, составляющие суть ситуаций морального выбора; в экзистенциальной сфере - плодотворная ориентация, личностная позиция.
Состояние счастья рассматривается как душевное здоровье; душевное нездоровье, связанное с ощущение пустоты, вызванной потерей смысла существования и получившее название «экзистенциальный вакуум», видится в моральной неудаче человека, то есть неспособности вести осмысленную жизнь.
Экзистенциальная сфера помогает человеку быть, в определенных пределах, самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическому (духовному) измерению. Самоотношение является функциональным ядром сферы. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл.
Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. У человека с развитой экзистенциальной сферой раскрывается огромное поле морального выбора. Ценности творчества, переживания, отношения позволяют сделать жизнь человека осмысленной. Обозначенные положения составляют психологический аспект сущности экзистенциальной сферы и включаются нами в содержание концептуальных основ ее формирования.
С педагогической точки зрения экзистенциальная сфера характеризуется следующим образом.
Человек с развитой экзистенциальной сферой обращает взор к тому, чего он может достигнуть, к тому, чем он может быть. Это означает жить насыщенно, полностью осознанно, полностью ощущать человеческое бытие. Смысл жизни такой человек видит не в фиксированном/достигнутом состоянии бытия (состояние добродетели, удовлетворенности, счастья) и не в состоянии, в котором человек чувствует себя адаптированным, совершенным или актуализированным. Смысл жизни в движении/изменении, следуя своей истинной природе.
Следовательно, люди, с развитой экзистенциальной сферой, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Люди, полностью открытые к переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они стремятся жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Им присуще организмическое доверие, которое означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. По Роджерсу человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода -это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. Признаком экзистенциальной сферы является креативность. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения.
Для обозначения различных позиций Эрик Берн и его последователи ввели в психологию понятия «принцы» и «лягушки». Из теории Э. Берна видно, что отношение к жизни или жизненная позиция возникает у человека в глубоком детстве и сохраняется у большинства людей до старости. Эта позиция проявляется в отношении к себе, к людям, к обстоятельствам жизни и т.д.
Принцы чувствуют, что они уникальны, ни на кого не похожи, они такие, как есть, или «аутентичные». Аутентичность проявляется в том, что они не навязывают себя другим, они независимы, самостоятельны. Принцы не считают себя лучше или хуже других. Поэтому они не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, но и других не переделывают под свои стандарты. Принцы ответственны. Они принимают ответственность на себя, когда это диктуется необходимостью, но не стараются решать проблемы вместо других людей; они позволяют другим нести ответственность за свои действия и за свою жизнь.
В отличие от принцев лягушки очень смутно ориентируются в происходящем, они не осознают свои проблемы в настоящем и не решают их. Поэтому лягушки постоянно совершают ошибки. Причем одни и те же, так как не могут проанализировать ни свой опыт, ни опыт других людей. Все лягушачьи отношения основаны на чувствах. Поэтому, чтобы изменить их, необходимо обратить внимание на коррекцию эмоциональной сферы и развитие мотивационной и интеллектуальной сфер. Человек с позицией лягушки чаще формирует отношение к другим, но практически никогда не формирует отношение к себе. Когда люди начинают над этим рассуждать, происходит изменение их позиции («сбрасывание лягушачьей кожи»). Это изменение произойдет, если будет развито саногенное мышление.
Все люди, по мнению Э. Берна, вырастают лягушками, без исключения, независимо от родителей, учителей и пр. Лягушками вырастают, а принцами становятся. Для того чтобы стать принцем, необходимо гораздо больше информации о самом себе, чем имеет обычная лягушка. Чтобы быть «хорошим», требуется обратить внимание на себя, на то, что делаешь, как делаешь и думаешь, какие решения о себе принял в раннем детстве и почему сейчас их придерживаешься. Невозможно заставить человека быть принцем. В принцы не загоняют, ими становятся самостоятельно.
Принц - это результат осознанных решений, конечно, если развита экзистенциальная сфера. В целом позиция принца говорит о высоком уровне развития экзистенциальной сферы. Человек с позицией принца сам проектирует себя.
Чтобы создать условия для развития экзистенциальной сферы, соответствующей позиции принца, необходимо обратить внимание на воспитание таких человеческих качеств, как ощущение чувства безопасности, идентичности и уверенности в себе; осознание того факта, что никто и ничто вне человека не может придать смысла его жизни; ощущение себя на своем месте; радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации; любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священны жизнь и все, что способствует ее расцвету; стремление как можно больше умерить свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий; развитие способности к любви наряду со способностью к критическому мышлению; стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным; все более глубокое и всестороннее самопознание; ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорение и эксплуатации природы, от ее истощения и разрушения, стремление понять природу и жить с ней в гармонии; свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой; счастье всевозрастающей любви к жизни.
Экзистенциальную сферу, как и в целом, индивидуальность человека необходимо развивать, рассматривая ее как педагогическую цель. Поэтому желательно формировать умение человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умение удерживать их на должном уровне. Помогать человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Формировать ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, взглядов и ценностных ориентаций.
При исследовании условий формирования экзистенциальной сферы, в начале были выявлены концептуальные основания целеполагания, отбора и применения педагогических средств, а затем на основе анализа существующих исследований была определена номенклатура целей и задач, выработаны рекомендации по применению тех или иных средств.
Как показал анализ педагогических исследований в цели формирования экзистенциальной сферы человека входят в качестве основных компонентов рефлексивные процессы, способность оценивать свои возможности, осознавать себя индивидуальностью, что позволяет выработать свои ценности и смыслы и сложить свою «Я-концепцию», которая представляет собой динамическую совокупность установок, направленных на саму личность. Анализ позволяет также сделать вывод о том, что представленные в них цели направлены на развитие экзистенциальной сферы или отдельных ее компонентов. При этом каждым автором в логике своего исследования удалось обогатить представление об этих целях. В то же время исследователи несколько ограниченно представляют себе сущность данной сферы: предлагается формировать отдельные компоненты (например, только ценностные ориентации), тогда как такие экзистенциальные свойства, как смыслоопределение жизненной ситуации, формирование признаков принца, как характеристики жизненной позиции, у авторов в педагогических целях формирования сфер индивидуальности отсутствуют. Отсюда первое концептуальное положение: при определении педагогических целей, необходимо учитывать сущность формируемой сферы (если она выявлена).
Экзистенциальная сфера функционально отвечает за самосознание человека, за ту позицию, которую он занимает в жизни. Она проявляется в способности человека осуществлять самоанализ и самооценку самого себя, соотносить себя как индивидуальность с другими индивидуальностями, осуществлять выбор своего жизненного пути, своей жизненной позиции, проявлять независимость и свободу в деятельности, поведении, общении. Можно сказать, что данная сфера выступает системообразующей для индивидуальности взрослого человека, поскольку от нее зависит в большой степени развитие других сфер. Разумеется, развитие всех сфер есть диалектический процесс, их связи обусловливают механизм развития индивидуальности в целом. Таков закон развития психики человека. Отсюда второе концептуальное положение: экзистенциальная сфера выступает как доминанта, которая направляет и усиливает собой развитие других сфер психики.
Анализ показал, что в научном знании, исходя из понимания индивидуальности как интегральной характеристики психических сфер, представление о целях и задачах формирования индивидуальности складывается по двум направлениям:
1) дифференцированное - цели развития отдельных сфер, цели развития отдельных компонентов психических сфер, цели совершенствования психических процессов (обеспечение взаимосвязей, перевода на более высокий уровень функционирования);
2)интегрированное - развитие психических и социальных компонентов в единстве, во взаимосвязи. В этом суть третьего концептуального положения.
Определение содержательного и процессуального аспектов педагогических задач также базируется на идее диалектического единства всех сфер индивидуальности. Следовательно, существование экзистенциальных свойств человека возможно лишь при наличии развитых базовых психических качеств индивидуальности в других сферах индивидуальности. Экзистенциальное свойство человека (например, самоопределение) объективно может проявляться посредством сознательного мыслительного акта выявления и утверждения собственной позиции индивида в проблемных ситуациях. Здесь происходит последовательное включение психических процессов нескольких сфер индивидуальности: сознательный (мотивационная сфера), мыслительный акт (интеллектуальная сфера), выявления (интеллектуальная сфера), утверждения собственной позиции (волевая сфера и сфера саморегуляции), способность выразить и отстоять свои убеждения и позиции (волевая сфера и предметно-практическая сферы) в проблемных ситуациях. Положение о взаимосвязях сфер индивидуальности ориентирует на включение в номенклатуру целей и задач формирования экзистенциальной сферы развитие необходимых психических качеств индивида в других сферах индивидуальности. Ведущими выступают задачи, направленные на способность индивида к жизненному самоопределению: побуждение к осознанию смысла и цели жизни; раскрытие смысла жизни, стимулирование поиска ответов на вопросы: каким быть, как жить, какие идеи исповедовать, во что верить, каким нормам следовать, на что ориентироваться; побуждение к сознательному выявлению и утверждению собственной позиции в проблемных ситуациях. Необходимость дифференцированного представления целей и задач - таково четвертое концептуальное положение.
Концепция преодоления психологических барьеров может стать пятым концептуальным основанием формирования экзистенциальной сферы. Барьеры помогают человеку развить свои созидательные силы и превратить его в самостоятельного творца смыслов. Человек стремится к повышению субъективной ценности своей жизни - ее смысла. Причина появления устремлений кроется в успешном преодолении психологических барьеров. Достижение успеха в этом случае приводит к положительным эмоциям. Специфичной функцией переживаний является их решающая роль в формировании отношений человека к жизни, его мировосприятия. Преодоление барьеров стимулирует индивида занять определенную позицию. Поэтому необходимо насыщать педагогический процесс ситуациями, в которых бы школьники/студенты могли бы проявлять свои духовные силы (эмоции, переживания, творческость, критическое мышление, устремления) по преодолению психологических барьеров.
Шестое концептуальное положение заключается в применении си-нергетического подхода к педагогическим явлениям. Педагогическая синергетика дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их, прежде всего с позиции "открытости", сотворчества и ориентации на саморазвитие. Необходимо, прежде всего, осознать, что индивид — сложная самоорганизующаяся система, которая может существовать только в условиях разнообразия, фрагментарности, случайности, спонтанности и непредсказуемости. Это значит, что, программируя развитие экзистенциальной сферы, необходимо планировать не столько воздействия педагога на воспитанников, сколько их творческое взаимодействие в большом многообразии ситуаций. Формировать экзистенциальную сферу - значит создавать условия для ее саморазвития.
Согласно концептуальным положениям Ч.Х. Кули и Дж. Г. Мида личность вырастает из множества интеракций людей с окружающим миром. Переход от одной социальной роли к другой развивает у человека способность придавать своим мыслям и действиям те же значения, какие придают им другие члены общества. По мере того как индивиды разыгрывают различные роли в своих «пьесах», они постепенно создают и развивают ту часть своей экзистенциальной сферы, которая выражена понятием «Я-концепция», которое представляет собой динамическую совокупность установок, направленных на саму личность. Каждый раз, когда люди смотрят на себя глазами кого-то, они практикуются в коррекции впечатления о себе. Люди оценивают свое поведение по стандартам, принятым в обществе. Следование при интерактивном общении определенным стандартам, закрепленных в законах и нормах, формирует чувство социальной идентичности.
К концептуальным можно отнести и положения, разработанные Л. Кольбергом. Л. Кольберг считал, что формирование у детей справедливости как экзистенциального свойства означает формирование их нравственности в целом. При этом он натолкнулся на вопросы: как обучать нравственным ценностям, как формировать потребность в нравственных поступках. Г. Линд, последователь Кольберга, настаивал на необходимости не только освоения учащимися принципов справедливости, но и компетентности в их использовании. Проведенные им исследования доказывают, что людям чаще всего не хватает компетентности в решении нравственных проблем, в организации своей деятельности, во взаимоотношениях с другими. Очень важно ежедневно ставить детей в ситуации, в которых они должны будут проявлять свои лучшие человеческие качества. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих высоконравственные установки, которые позже не позволяют ему вести себя непорядочно, бесчестно.
Согласно концепции М.И. Рожкова, в основе включения учащихся в социальную деятельность лежат так называемые социальные пробы. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в различных областях, на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций. Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у молодых людей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Применение концепции М.И. Рожкова при разработке целей формирования экзистенциальной сферы также является одним из концептуальных положений.
К концептуальным положениям относятся также применение концепции Д.В. Вилькеева. Д.В. Вилькеевым моральным ситуациям отводится решающая роль в стимулировании нравственной активности, а сам моральный выбор рассматривается как процесс решения морально-этических проблем. При использовании моральной ситуации в нравственном просвещении, как студентов, так и старшеклассников необходимо учить анализировать объективные обстоятельства ситуации, определять мотивы поступков ее участников, импульсы морально-волевого акта, выявлять характер складывающихся в ситуации нравственных отношений между людьми. Преднамеренное моделирование и создание указанных проблемных ситуаций в воспитательном процессе, заострение характерных для них противоречий значительно способствует выбору каждым студентом и старшеклассником правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся затем в жизни. Приведенные положения исследования о сущности моральных ситуаций, их классификации и методические рекомендации к их решению можно отнести и к рассматриваемой в данном исследовании проблеме, а именно: коицрптуйльн^и основам процесса формирования экзистенциальной сферы в ее содержательном аспекте.
Приведенные выше концептуальные положения, несмотря на их широкий диапазон, объединяет, два метапринципа: синергетический подход к педагогике и теория преодоления психологических барьеров.
Анализ теоретических построений формирования экзистенциальной сферы позволил перейти к рассмотрению подходов к практическому применению педагогических средств.
Рассмотрение существующих педагогических средств для формирования исследуемой сферы показал, что в наибольшей степени отвечает этим целям система, разработанная Н.Е. Щурковой. Анализ средств формирования экзистенциальной сферы школьников по работам Н.Е. Щурковой, позволил сделать некоторые выводы. Цели, содержание и методика анализируемого педагогического процесса соответствует современным тенденциям педагогической науки: соблюдаются установки на синергетический подход в формирующих процессах, ситуативное наполнение характеризуется множественностью и объективностью. Исследование Н.Е. Щурковой пока одно из немногих, позволяющих создавать условия для развития экзистенциальной сферы. Однако следует заметить, что анализируемая система имеет два существенных недостатка. Так, не устанавливается взаимосвязь между сферами индивидуальности школьника, акцент сделан на интеллектуальный уровень как базовый, хотя ведущими сферами учеными признается мотивационная и эмоциональная сферы; приоритет отдается групповым формам, тогда как сложный процесс приобщения к ценностям и выработке позиций «принца» предполагает вначале глубокую внутреннюю работу. Следовательно, индивидуальный уровень процесса формирования экзистенциальной сферы рассмотрен пока недостаточно.
Для того чтобы разработать целостную систему средств формирования экзистенциальной сферы, проведен анализ работ ученых, посвященных индивидуальным упражнениям, отдельным способам и приемам. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что такие работы существуют. Кратко охарактеризуем некоторые упражнения, которые авторы советуют выполнять учащимся.
Ведение творческого дневника («Кто я?», «Что приносит мне счастье?» и др.). Данная группа упражнений способствуют духовному росту личности и предназначены для того, чтобы открыть в учащемся самые интимные уголки внутреннего «Я» и полюбить все лучшее в себе.
Упражнение «Карта моих сокровищ» содержит следующую методику. Учащимся предлагается закрыть глаза и спросить себя: где закрыт его клад? Какие потенциальные способности в нем не раскрыты? Предлагается представить себе, как выглядит этот клад и нарисовать его. Затем школьник рисует карту, где к кладу ведет тропа. Педагог замечает, что эта тропа - жизнь ребенка.
Составление дерева жизни. Оно составляется для того, чтобы понять, какие из исповедуемых идей личности верны. Иначе существует риск запутаться в жизни и превратиться в людей, полностью зависимых от других людей и внешних обстоятельств.
Задание: найти утверждение, с которым Вы согласны и дайте свои обоснования (приведите в каждом случае свои доводы)
6) Я в основном хороший, потому что .
Я в основном плохой, потому что .
Анализ упражнений, заданий, их содержание убеждают в том, что они помогают учащемуся научиться выражать свои чувства и мысли; наиболее осмысленно делать нравственный выбор и принимать решения; определять те черты характера, которые бы хотелось изменить и осуществить эти изменения; четче представить себе свои творческие возможности и пути их применения; изменять отрицательные формы мышления и поведения; развивать и улучшать отношения с самим собой и другими; открывать новые и разнообразные стороны своего «Я» и учиться приводить их в согласие друг с другом; осознавать свою жизненную цель и найти более глубокий смысл жизни; более ясно представить себе свое будущее.
Таким образом, исследование содержания процесса формирования экзистенциальной сферы показало, что наиболее изученными и разработанными выступают средства формирования таких компонентов экзистенциальной сферы, как целей и смысла жизни. Работы Н.Е. Щурковой демонстрируют уровень достижения обозначенного компонента. Вместе с тем жизненные позиции индивида остаются без достаточного внимания. Преобладают групповые формы педагогической работы. Индивидуальные упражнения в силу явно выраженного субъективного начала используются в практике недостаточно, хотя отдельные разработки заданий и упражнений по формированию жизненных позиций у школьников в педагогической литературе описаны, а их содержательный уровень достаточно высок. Главным средством формирования экзистенциальной сферы выступают, согласно традиции педагогов-философов экзистенциалистов, метод решения моральных дилемм. Несмотря на то, что в научном знании существуют работы, изучающие моральные ситуации и их возможности в формировании морального сознания, применительно к формированию экзистенциальной сферы в практике они используются редко. Указания на факультативные курсы по формированию экзистенциальной сферы отсутствуют.
Для обеспечения эффективного формирования экзистенциальной сферы необходимо соблюдать ряд условий: применять ситуации морального выбора, смену социальных ролей, использование на практике приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений. Важным следует считать соблюдение этапов решения моральных дилемм, в которых реализуется стратегия принятия решений. Содержательный аспект этой стратегии заключается в таких ступенях принятия нравственных решений: определение сути проблемы; определение нравственных и этических ценностей, затронутых в дилемме (честность, уважение, ответственность, терпимость и т.п.); обдумывание то, как предпринятые действия отразятся на других людях, какое косвенное воздействие на других могут оказать эти поступки.
Анализ современной педагогической и психологической литературы показал, что учеными исследуется проблема диагностики и изучения качеств и свойств экзистенциальной сферы. Среди них отметим методики, устанавливающие нравственные представления учащихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности (методика «Что такое хорошо и что такое плохо»); выясняющие правильность понимания учениками категории «справедливость» (методика «Справедливость»); изучающих нравственные идеалы личности (методика «Что такое счастье?»), ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся (методика «Что мы ценим в людях?»); выявляющие развитость таких качеств, как самокритичность, коллективизм, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность (методика «Закончи предложение, рассказ»), мнения и отношения старшеклассников к реально существующим в классе моральным проблемам («методика «Давайте обсудим»), Содержание перечисленных выше методик представляет собой описание какой-либо реально существующей моральной проблемы или тематически подобранные афоризмы. Суть задания заключается в воспроизведении своего отношения к приведенным ситуациям или афоризмам. По сделанному учащимся выбору, а также имеющемуся в каждой методике разделу «Обработка полученных результатов» учитель может установить уровень развития того или иного диагностируемого нравственного качества.
Особый интерес для решения проблемы диагностики экзистенциальной сферы представляет возможность выявления жизненных позиций, которые были определены как «лягушки» и «принцы». Исследователи A.A. Крупенин и И.М. Крохина утверждают, что выявить лягушек можно при применении ситуативного тестирования.
При тестировании принцевости и лягушечности самым простым является метод наблюдения: по тому, как смотрят воспитанники преподавателю в глаза, когда разговаривают с ним, по другим невербальным и вербальным средствам общения можно определить позицию учащихся.
У лягушек есть специфические, только им присущие механизмы получения, переработки информации и выработки на ее основе решений, позволяющих им быть несчастными, разочарованными, испытывать неудовольствие и постоянно совершать одни и те же ошибки. Психологи выделили три таких механизма: генерализация, стирания и искажение. Для того, чтобы разобраться в механизмах генерализации, стирания и искажения, следует обратиться к нейролингвистическому программированию, с помощью которого возможно дать объяснение выделенным явлениям. Заключая обзор материала по диагностике лягушек и принцев, отметим, что несомненным его достоинством является возможность наблюдать и делать выводы об уровне развития экзистенциальной сферы по вполне доступным и узнаваемым для педагога признакам - речевым. Вместе с тем поведенческий аспект диагностики не представлен. Перед исследователем остаются вопросы: Как оценивать ценностные ориентации, цели и смысл жизни? Для восполнения выявленного пробела можно воспользоваться тестовыми методиками, которые описаны и широко используются в практике. Такой методикой является методике М. Рокича «Ценностные ориентации». Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал, так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы. Несмотря на то, что методика адресуется профессиональным психологам, она вполне может быть использована и практике педагогической диагностики. Организационное обеспечение и подсчет результатов достаточно прозрачны и осуществимы учителем, имеющим психолого-педагогическую подготовку в рамках профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.
В целом, анализ показал, что существующие диагностические методики не являются пока еще результатом целенаправленных исследований экзистенциальной сферы: они рассматриваются в контексте близких тематических проблем. В связи с этим, несомненно интересным для анализа были результаты специальной работы Н.И. Шевандрина «Психодиагностика, коррекция и развитие личности». К этой сфере, по утверждению автора, следует отнести субъективные самопрезентации существования личности. Эта сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных самопричастностью своему бытию в мире (например, экзистенциальная уверенность/неуверенность). Такое понимание сущности экзистенциальной сферы определило и отбор диагностических методик по двум направлениям. Первое - диагностика смысложизненных ориентаций (Тест смысложиз-ненных ориентаций представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни», который был разработан Д. Крамбо и Л. Махоликом на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла; второе -психодиагностика одиночества (указывается наиболее употребительная шкала для измерения одиночества Д. Рассела).
В целом, проблема диагностики духовного мира индивида существует. Ученые решают ее, исходя из своего понимания сущности экзистенциальной сферы. В практике отдельные компоненты экзистенциальной сферы диагностируются. Наиболее представленными выступают методики диагностики уровня морального развития. Их особенностью следует признать содержание, заключающее в себе ситуации морального выбора. Это соответствует традиции философии и психологии экзистенциализма. Спектр методик разнообразен: анкеты, тесты, наблюдения, опросник-шутка, дилеммы Кольберга. Целенаправленные исследования диагностики экзистенциальной сферы отсутствуют, имеющиеся излишне психологизированы, для практикующих педагогов оказываются сложными. Следовательно, необходимы специальные исследования, направленные на разработку целостной педагогической диагностики экзистенциальной сферы.
Работа относится к историко-педагогическим исследованиям, изучающих данную проблему методами сравнительной педагогики, исторического и логического анализа, поэтому педагогический эксперимент не планировался.
Проведенное исследование позволило выделить ряд неизученных вопросов в исследовании экзистенциальной сферы: целостный процесс формирования экзистенциальной сферы на различных ступенях образования; влияние внеклассной работы на формирование экзистенциальной сферы; влияние семьи на формирование экзистенциальной сферы; система педагогических средств формирование экзистенциальной сферы; возможности отдельных процессов обучения в формировании экзистенциальной сферы.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шершнева, Анжела Владимировна, Калининград
1. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского,методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. -М., 1977.-224 с.
2. Типология личности и гуманистический подход //Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. - С. 27-48.
3. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-335 с.
4. Стратегия жизни. М., 1991. - 229 с.
5. Понять природу человека / Под ред. М.В. Козиковой. СПб., 2000. - 256 с. Практика и теория индивидуальной психологии / Под ред. JI.M. Дорогова. -М., 1992.-292 с.
6. Педагогика. Казань, 2000. - 640 с. Человек как предмет познания. - JL, 1968. - 339 с.
7. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. 1.-320 с.
8. Психологическое тестирование. M., 1982. Кн. 2.-336 с.
9. Как изменить свою жизнь. Формуласчастья. М., 1998. - 346 с
10. Две ипостаси А. Камю: Вступ ст. // Albert
11. Camus. L'Etranger. La peste. M., 1969. C.3.21.
12. Психология счастья. M., 1990. - 332 с. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б.Ханиной. - М., 1999, —350 с.
13. Христианство и модернизм. М., 1999. -463 с.
14. Психосинтез. Теория и практика: от душевного кризиса к высшему «я». M., 1994.-314 с.
15. Воспитательный процесс в современной18