автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Культурно-просветительная деятельность сельского учительства Казахстана (1971-1985 гг.)
- Автор научной работы
- Арынова, Мариягул Тохтияровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Алма-Ата
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Культурно-просветительная деятельность сельского учительства Казахстана (1971-1985 гг.)"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЩПЯИЧИИЯЙ УНИВЕРСИТЕТ им.АБАЯ
На права* рукописи
АГИНОВА Мариягул Тохтияровна
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА /1971 - 1986 гг./
13.00.01 - Теория и история педагогики
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Алма-Ата - 1992
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского
Государственного педагогического университета им. Абая
Научные руководители - член-корреспондент АН РК,
доктор исторических наук, профессор АСЫЛБЕКОВ М-А.Х.
- кандидат педагогических наук, доцент УЗАКБАЕВА С.А.
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,
профессор КУБЕСОВ А.К.
- кандидат педагогических наук, доцент ЮСУПОВ Б.Ь.
Ведущая организация - Чимкентский педагогический
институт им. М.О. Аувэова
Защита состоится "___1993 г. в_
часов №1 заседании специализированного Совета К ИЗ.03.02 по еацитв диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Казахском государственном педагогическом университете им. Авая /480100, Алма-Ата, пр. Ленина, 13/.
С диссертацией можно ознакомился в библиотеке универ -ситета.
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного Совета
V
ЧзЛу/эгЯ ( НУРГАЛИЕВА Г.К.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Многочисленным'отрядом интеллигенции было и остается учительство. Оно сыграло неоценимую роль в обучении и воспитании как учащихся, так и взрбслого населения, укреплении духовно-нравственного потенциала общества, в распространении культурных ценностей.
Сельское учительство не только субъект знаний и носитель культуры. Его социальная практика и облик подвержены изменениям^ без научного осмысления причин и содержания которых нельзя решить- вопросы формирования готовности будущих учителей к самосовершенствованию, активному культурному общению с учащимися и внешкольным коллективом.
Анализ опыта и практики школьных учителей по организации и совершенствования культурно-просветительной сферы села позволяет более глубоко осмыслить суть человеческого фактора в разви -тии национальной деревни, проследить внутреннюю взаимосвязь между подготовкой педагогических кадров, -количественными и качественными изменениями в их составе и приобщением рядовых тружеников полей и ферм к духЪвным ценностям. ■
Проблема культурно-просветительной деятельности сельского учительства сложна и многогранна. Она является объектом изуче -ния истории, философии, педагогики и других наук, причем каждая из них рассматривает данный феномен с позиций своего предмета , собственных методов. Важное методологическое значение имеют философские работы, посвященные выявлению природы культурной- активности индивидов, роли интеллигенции в обеспечении развития духовной сферы общества (Л.П.Буева, М'.С.Каган, М.Т.Иовчук, Л.Я.Смоляков, М.Н.Руткевич, А.К.Уледов и др.).
При разработке концепции исследования мы также опирались на работу ученых-психологов вообще, на исследования педагогической и социальной психологии - в особенности. В трудах Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой-Славской, А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева и других ученых рассмотрены механизмы и функции деятельности личности, особенности и своеобразие культурно-педагогического общения учителей.
Значительный интерес для нашей работы представляют исследования, где нашли отражение возможности и пути педагогического управления культурного общения учительства с населением. Так, з трудах Ю.К.Бабанского, А.В.Киричука, В.А.Каи-Калика, А.В.Мудри-ка, В.А.Сухомлинского, Л.Ю.Гордина и других всесторонне обоснован тезис о той, что аффективное нультурно-педагогическое общение является действенным фактором оптимизации не только учебно-воспитательного процесса, но и культурной средн.
Обширна казахстанская историографйя учительства. Учительская интеллигенция, пути ее подготовки и социального развития рассматриваются в монографиях Н.Б.Берлтнова, К.Д.®уламанова, К.Н.Шаманбаева, Л.З.Рустемова, А.И.Сембаева, Ф.Ю.Таствнова , Ц.Р.Розенберга, А.Х.Тургуцбаева, Г.А.Умаяова, ^М.хранченкова, Н.Д.ХМель и др. Проблема школьных работников поднимается в исследованиях об аулах и селах, их кадровом и культурном потенциале.
Отдавая должное проделанной работе, нельзя не подчеркнуть отсутствие самостоятельного исследования по проблеме культурно-просветительной деятельности сельского учительства Казахстана 1971-1985 гг, Опыт предыдущих лет служит немаловажным фактором в решении культурных задач при вхождении республики в рынок.
Критический анализ имеющейся литературы позволил обнару -жить существенные противоречия:
а/ между обилием работ по проблеме школы, профессионально-педагогической деятельностью педагогов и слабой изученностью сб-щественно-культурной практики учителей;
б/ между безусловным признанием количественного и качест -венного роста сельского учительства и влиянием этого процесса на работу культурно-просветительных учреждений;
в/ между официальными утверждениями о значимости культуры в обеспечении прогресса общества и принципом остаточного выделения средств на нужды культуры вообще, на социальную инйраст-рукруту села, в частности;
г/ между наличием определенного положительного опыта участия сельских учителей в работе культурно-просветительных учреждений и его недостаточным научным осмыслением с учетом ис-торико-педагогических условий развития народного образования.
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке, а также потребности практики обусловили выбор темы диссертации^"Культурно-просветительная деятельность сельского учительства Казахстана".
вб-ьектом исследования является культурно-просветительная работа в условиях республики Казахстан.
предмет исследования - процесс включения учительства в культурно-просветительную работу в сельской местности Казахстана.
Цель исследования - определич'ь содержание и структуру культурно-просветительной деятельности учителей п сельской мест -ности, выявить условия повшения эффективности этой работм.
О качестве основной гипотезы служило предположение о том,
- 6 _ ' ■' что культурно-просветительная деятельность сельского учительства, ее содержание и эффективность определяются как общим состоянием и материально-технической обеспеченностью культурной среды, так и социально-економическим положением школьных работай -ков, их социально-профессиональными и культурно-нравственными качествами,
В процессе исследования мы исходили иа гипотетического предположения, что культурную активность сельского учительства 'О-1 90-х годов сдериивали как однообразие, схематизм, консерватизм и другие пороки, присущие тоталитарному режиму, школе и политико-государственным структурам общества, так и личностные качества определенной части учительской интеллигенции - пассивность, оторванность от интересов населения ■, стремление вариться в Собственном соку и т.д. и т.п.
В соответствии с целью и гипотевой были выдвинуты следую -щие конкретные задачи исследования;
1. Проследить,тенденции и направления развития сельского учительства, определив возможности кудьтпросветдеятельности учительства и ее важнейлие структурные элементы}
2. Проанализировать и обрбщи'гь перспективный опыт работы, сельских учителей в сфере культуры}
3. Выявить особенности и наиболее аффективные формы и методы организации культурно-просветительной Деятельности сельского учителя, наметить пути их внедрения в современных условиях.
Методы исследования - анализ фйлоеофсййй, исторической,пси-холого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования} диагностические методы {анкетирование, беседы, опрос, контент-анализ)| ретроспективный анализ культурно-
просветительной работы сельских учителей, изучение и обобщение передового опыта учителей.
Иртотники и организация исследования. Основными источниками послужили документы и материалы, выявленные в областных и республиканских архивах, а также статистические сборники.
В частности, широко использованы материалы из Фондов ЦГА Республики Казахстан, Чимкентского и Дтямбулекого облгосярхивоя, а таюге Министерства культуры'республики Кяяяхстян.
Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных зтя-пор. ..
ПрркиА этап С1988-1989 гг.^ - рр*огносшрат»о^г№.1й - изуча.-лягь и янализироряяясь проблема, определялись чель, зядягги,объект, предмет, гипотсяо исследовании, прорабатывались архивные документы, статистические сборники, материалы периодической печати, осуществлялся сбор фактического материала по исследуемой проблеме.
Второй этап - (1990 г. - проводился всесторонний анализ собранных в ходе исследовяния материалов, их статистическая обработка и обосновано соответствие полученных результатов.
Третий этап - (Т99Т-1992 гг.1* - осуществлено литературнее и редакционное оформление исследуемых материалов, написание диссертации. '
Мртодолопп'йскяя основа исследования базируется на философской и историко-прдягогцческоп теории о культуре и культурно'4 деятельности "рловека, о формирояянии личности учителя.
Няууняр новизна исслрловяния состоит в том, что комплексно выявлрыьт различный фятгторы и пррдпосмдни, влияющие ня культурго-просяетитульнув активность сельского учительства, определены рр
теоретические основы (структура, содержание, формы и др.).
О позиции нового мышления и гласности осмыслены негативные последствия командно-административного метода решения задач культурного строительства и его человеческого фактора, что позво- . лило разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию культурно-цросвеуительной практики сельского учительства.
Практическая значимость проведенного исследования:
Материала, использованные в диссертации, в значительной части впервые вводятся в научный оборот. Содержащиеся е;йсолэдо-вании наблюдения, выводы и рекомендации могут быть использованы при подготовке трудов до истории школы и интеллигенции Казахе -тана. Разработана учебная программа спецкурса об историко-педа-гогических основах социальной практики учительства.
Изложения и выводы исследования могут быть применены в ра-; боте государственных структур, культурных учреждений и учебных заведений с целью укрепления интеллектуального и кадрового потенциала республики Казахстан. Они представляют интерес для пропаганды передового опыта культурной работы в системе повышения квалификации учителей и культпросветработников. •• ■
На за.цгл'у вкпоояься: .
1. Содержание и направления культурно-просветительной деятельности учителей сельских общеобразовательных школ.
2. Анализ тенденций социального развития учительской интеллигенции в условиях сельских школ 1971-1385 гг.
3. Характеристика особенностей культурно-просветительной деятельности учительства сельских школ и педагогических условий культурно-просветительной деятельности школьных работников.
Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, реализацией комплекса исследовательских методик, адекватных задач исследования, логически достоверным соотношением, теоретических положений с змпирическими данньтми.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные поло*ения и выводы диссертации докладывались на республиканской нчучно-теоретической конференции "Казахский . язык - язык науки" (Алма-Ата, АН КязССР, ноябрь Т990 г.1. Материалы исследования внрдрялись автором я процессе организации воспитательно" работы со студентами в ряде вузов и пгкол Республики Казахстан. По теме исследования было сделано сообщение на заседании методсовета средней школы им. Абая с. чилик Алма-Атинской области.
По теме диссертации опубликовано 5 работ.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на зяседа -нии кафедры педагогики ТТ мяя 1992 г. '
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения , трех глав, заключения,,, списка использованной литературы и источников .
Основное содержание диссертации
Во введении обоснованы актуальность.проблемы, пелесообряз -ность хронологических рямок исследования, определены объект,предмет, цель и задачи диссертации, степень изученности темы, йор -иулируется гипотеза, характеризуется методология, методы, этапы исследования, а также научная новизна и практическая значимость диссертации, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Предпосылки и условия культурной активно-
- то _
сти учительотвя" - рассмотрен вопрос о вд^эннооги, составе и структуре сельского учительства. За период Т97Т _ 1686 гг. число учителей.сельских общеобразовательных.школ республики увеличилось с 98,2 тыо. до Т32,2 ты0> человек, т.е. на Frjjh в 1970 году они составляли 4,3$ занятого сельского населения и работников умственного труда на селе, то в 1979 году - соответственно 3,6 и В 1970 г, 62% учителей республики трудились в аульно-сельских общеобразовательных школах, а к передано В0_х годов почти две трети их (64$) бнЛи работниками сельских тколТ. Прирост учительской интеллигенции в абсолютных цифрах И ее довольно высокий удельный вес в аграрном населении является важным фактором культурной жизни национальной деревни.
Исследование также показало, что социальное развитие сельского учительства столкнулось е рядом трудностей. Прежде всего упали темпы его роста* Ясли в 60_е годы сельские школы респуб -лики ежегодно получали в среднем 3,8 тыс.учителей, то на изучаемом отревяе истории - только по 2,4 тес. учителей .в год. Разумеется, слабое пополнение учительского корпуса молодыми специалистами отразилось как в кадровом состоянии тш?ол, так И в укреплении культурного потенциала села. Проведений* анчлия привел к выводу о необходимости ciropfi%eno преодоления процесса "АеииНи-
.зации" и "стяренйя кадров работницей школьного Образования. i
Т. Рассчитано not Народное образование и Hflyi?a в ^аеахско« ССР. Стат.сб. Алма-Ата, 1990, C,47j М^огй ВевсайзИо** переписи населения 1970 года. М,, 1974.Т.У,С.2Э4| Итоги Всесоюзной переписи населения ^979 1990. Т.УП. с. 36.
- П -
В 70_е _ начале 8Р-х годов, хотя и обострилась запущенность социальной инфраструктуры села, учительские кадры получили возможность для расширения культурного общения с населением. значительная часть сельских тружеников перешла к, Р-ти дневной рабочей неделе, утвердились новые (Тюрмм культутшо-мяссовой* работы. Немаловажное значение имело также то, что в аулах и селах интеллигенция представляла солидную социально-экономическую и культурно-идеологическую силу. Объединение усилий и координаций деятельности ее различных отрядов способствовали улущению работы учреждений культуры.
Объективные условия и предпосылки культурной активности сельского учительства не статичны. Они требуют постоянного обновления и совериенствования. Однако в ^0-е - первой половине ОО-х годов в культурно-просветительной деятельности учительской интеллигенции отрицательно скапывались углубление общего кризиса общества, .натэутяения принципов социально'*. сптведлйвости и народовластия, уравниловке в оплате труда, явные де<Т!Ормации в распространении фондов общественного потррблвния, вседозволенность аппарата управления. Врледствир этого часть учителей, потеряв оптимизм и веру в будущее, Перечла работать в другие отрасли народного хозяйства.
В исследовании ¿ольчое внимания уделено субъективны»» мотивам общественно-культурной практики учительства села. Мм исхо -дим из концептуального положения о' том, что в обществе не? существовали ни "чистого" объективного, ни "чистого" субъективного ||«кторч человеческой практики. Они взаимообусловлены и взаи-мопроникнутн.
В рассматриваемый период основным субъективным фактором
- Т2 -
культурной практики учительской интеллигенции было партийно-государственное регулирование процессов в духовной сфере, хода клубного и библиотечного дела, принятие руководящими структурами постановления о народном университете, обществе "Знание" , культурно-спортивном комплексе, художественно?' самодеятельное -ти, безусловно, оказали -воздействие на мировоззрение педагогов и их отношение к культурному строительству. Нами также выделены такие субъективные аспекты культурно-просветительной деятельности учительства, как его союзные отношения с рабочими и колхозниками, вера в реальность и обоснованность намеченных мер по преодолению различий между городом и деревней.
Субъективный аспект общественно-культурно** активности се -льского учительства охватывает 'и' вопросы обеспечения развития - культуры материально-финансовыми средствами и ресурсами. В 70 _ В0_в годы расходы ня культурно-просветительные работы из республиканского бюджета не покрывали потребности духовного роста населения. К тому же Казахстан не располагал собственными предприятиями по выпуску мебели и другого'оборудования для клубов и библиотек.
. В процессе исследования нягало подтверждение положение , о том, что как ^организованность, Формализм, чрезмерная идеоло' -газация культурных мероприятий, так и нелегкие материальные условия деятельности учреждений культуры серьезно тормозили общественную активность учителей села, его культурное общение с людьми.
В разделе анализируются проблемы политической культуры учительской интеллигенции, опыт ее сотрудничества с научно-ис -следовательскими институтами и высшими учебными заведениями ,
тз -
имевшие непосредственное отношение к активизации человеческого фактора культурного развития села.
Вторая глава - "Опыт участия сельского учительства в работе культурно-просветительных учреждений" - посвящена научному осмыслении становления и развития форм и методов массово-воспитательной деятельности школьных работников, их вклада в обога -щение духовного мира широких слоев населения с помощью клубных, библиотечных и иных работ. Раскрывается сущность понятий "культурно-просветительная деятельность", "культурная среда".
Содержание.и структура духовной жизни села определяются множеством.(Такторов. Последнее в свою очередь расчленяются, на наш взгляд, хотя бн по одному признаку - территориальному - на две основные группы. Первую,, определяющую группу Факторов мы называем локальной. Она представлена нак.учреждениями культуры и'образования,.так и интеллигенцией села, значит и учительством.
К внешним, внелбкальным Факторам, детерминирующим уровень сельской культуры,, относятся радио и телевидение, книги, периодическая печать, культурно-гаерская помощь города селу, т.е. все то, что идет из города и село. Впрочем, наше утверждение не противоречит общетеоретическому положению о том, что современный сельский житель получает культурную информацию через: а/ локальные учреждения культуры, функционирующие в данном населенном пункте; б/ внелокальные средства массовой информации; в/ межличностные контакты непосредственного и неформализоватого характера^.
^ Книга и чтение в жизни советского селя: проблема и тенденции.-М., 1978. С.8, Советская культура: история и современность.М., 1983. С. 289
Естественно, состояние и функционирование первого и последнего каналов распространения культурной информации на селе во многом зависит от социальной активности интеллигенции, в том числе И учительско", ее подготовленности, кругозора и отношения к духовной культуре, ^следование показало, что. наибольшую активность в строительстве сельской культуры проявили педагоги, имеяцие профессиональное образование, а также среднего (30-49 лет) и старшего (50-60 дет^ возраста,.В этой связи мы согласны с мнением исследователя Л.II, ЛеСохиной: образование воздействует на человека во всех сферах деятельности, преобразуя личность труженика и сообщая ему черты социальной мобильности, гибкости и твор -ческо" инициативы. Вместе с тем на формирование личности оказы -вает влияние не всякая деятельность вообще, а лишь та деятель -ность, которая значима'*.
В разделе приведены конкретные фактические материалы, отражающие состояние локальны* учреждений культуры как важнейшего канала распространения информации и использования его учительством для проведения массово-воспитательной работы.
Обобщен опыт участия сельских учителей А.А.Куяьминцевой , Н.Корбина /Актюбинска* область/, С,М.Лысенко-/Кустанайская • область/, К.А.Мартюнюка, • ^рташковой /Джезказганская область/ и других в работе клубов по интересам, музеев, дискотек, культурно-спортивных комплексов. Так, в годы обязанности агитатора совхоза.им.Калинина.Гурьевской области выполняла учительница С.Алль'СОвя, Ня унястке, который она обслуживала по месту житель-
^ Лрсохина Л.Н. Олряд0вяние в структуре человеческо" деятельности. АвтореЛ.дисс...доктора пед.наук. Сящст-^етербург, Т99Т . С. 17.
ства, жили пенсионеры, женщины-домохозяйки, молодежь, рабочие. Агитатор часто применяла в своей работе наглядные средства агитации, схемы, диаграммы, плакаты. Однажды по просьбе слушателей С.Алпнсова проводила беседу на тему "Интеллигенция и культура нашего села". беседа переросла в диспут, острая, нелицеприят -ная критика задела за живое многих присутствовавших на беседе. На друго" день люди очищали дворн и арыки, сажали деревья, белили дома. .
Правда, в постяновке культурно-массово" работы допускались перегибы, кампанейщина, формализм. В разгар кампании по организации воспитательных мероприятий по месту жительства агитклубн . открывались не только в учреждениях'культуры, ка полевых стянах, но и в квартирах активистов. Например, в ауле "Алга" Гурьевской области одна из комнат в квартире водителя Б.Лукпанова и мест -ной учительницы БДпмировоР была отдана Под агитпункт. Здесь каждый вечер собирались люди, проводились мероприятия. Разумеется, в ущерб досугу и отдыху семьи. Но самый крупный ущерб воспитательной деятельности учительской интеллигенция причинили не формы и методы ее организации, а допущенный разрыв между, словом и делом. Мкольнне работники проводили многочисленные беседы и встреча, лекции и конвенции, прославляя успехи советской экономики, преимущества, социалистического образа з*изнй» рост народного благосостояния, в то время настоящая действительность свидетельствовала об обратном, ^тдячд от подобий? мероприятий по-существу была равна нулю.
Первопричина низко4 эффективности куль'гурно-просветитель -ной работы сельского учительства лежит в полМтИ^ейкой сЛерв.Идеологический диктат, мелочная опека, етремлеяие приурочить каждое
черогтриятке к крясноЯ дате в календаре - вся это обедняло смысл И содержание культурного общения, дискредитировало общественное положение активного субъекта его, т.е. педагога.
Общественно-культурная активность сельского учительства уттала тякже потому, что оставляла желать лучпего его материальное благосостояние. В аулах и селях от 4 тнс. до ? тыс. школь -нътх работников жили на частных квартирах . Учительство получало зарплату кенвпр, "ем другие отряды специалистов, занятых, в от -ряслях материяльного производства. Административно-командный аппарат управления не всегда и не везде считался с общественным Мнением педагогов. В результате оказался сильно подорванным престиж учительского труда в среде молодого поколения. Срою негативную роль сыграла и слабость материально-технической базы очагов культуры. К середина 80_х годов более половины колхозов и совхозов республики не имело клубов, а те, которые работали, в большинстве случяев размешались в нетиповых помещениях.
В целом же, участвуя в работе учреждений культуры, сельс -кое учительстио-Проявило свои луипие качества - желание служить интереса., людей, творческое отношение к общественно-педагогической деятельности, достаточно высоки?! уровень культуры общения.'
В третьей главе - "Вклад сельского учительства в повышение культурной активности трудящихся"рассмотрены три группы воп-. роооя: а/ сельское учительство и художественное творчество масс; б/ отношение учитрлей к обычаям и традициям; в/ участие пи'оль -ннх ряботни^ов в деятельности народных университетов.
'Сак известно, а любом обществе, везде и всюду существуют
Т ИГА РК. ф.1692, 0П.2.Д.747.Л,25; казахстанская правда. 1935.
16 ноября
самие разнообразные Лормы и способы приобщения человека к духовным ценностям. Н0 все они стоят чего-нибудь, если сям индивид будет стремиться к самосовершенствованию, испытывает постоянную потребность в культуре. В свои очередь эти качества человека . формируются на протяжении долгих лет: в одночасье кяк человек, так и его внутренний мир другими не становятся. Анализ опыта учителей по Нормированию.культурно-активной личности, проведенный в нашем исследовании, позволил сделать вывод о том, что действенным механизмом повыиешя культурной активности трудящихся было самодеятельное художественное творчество. В течение ^О-х годов в. клубах Министерства культуры Казахской ССР число круж -ков выросло в 2 с лишним раза, участников в них - в 2,5 разд. К 80_м годам в аулах и селах насчитывалось 2,2 тьтс, драматических, 3,1 тыс. муз шальных, 1,9 тыс. хоровых, 2,8 тнс. хореографических кружков (Керимбеков 0.1. О ведущей роли сельской интеллигенции в данном процессе свидетельствует социельно-профессионяльнчя структура участников самодеятельности. Так, в середине годов среди артистов - любителей сельских народных театров удельный вес рабочих составил 27,6$, колхозников - 8,5$, интеллигенции и служащих - 49,8$, учащихся - IT других - 2,4% . Для сравнения: к 80-м годам рабочие составляли 69,5% сельского населения,
2
колхозники - интеллигенция и служащие - 17,7$ .
Созданный в 1970 году ансамбль песни и танца "Салтанат" "ар-
^ Народное хозяйство Казахстана за 60 лет. Стат.сб.Алма-Ата,1980. С.231,232; Народное образовяmie, наука и культура в СССР. Стат-сб. M., 1971. С.313
Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 года. М., 1990. т.УЛ. С. 9.
кяралинского ря"он° ^ярягяндинско'* области завоевал большую популярность я республике и яя ее пределами. 4 ленями ансамбля состояли в основном сельские интеллигента (800 5 рреди которых: Лыло немяло у"итрлрп. коллектив имел три группы - оркестр народны* инструментов, вокальны* и танцевяльны'* коллективы. Во главе оркрстря стоял директор детско" музыкально'' школы Ш.Толеубя-ев. "Сдлтянат" работал в напряженном ритме. Лишь в Т982 году он дал труженикам района 23 концерта с охватом 6,8 тыс.человек.Летом того же года участвовал в декаде литературы и искусства РСФСР в Казахстане; осенью совершил концертное турне по ГДР; год зяверпился для ансамбля праздничной программой в Караганде, посвященной 60_летит образования СССР ,
Активная позиция сельского учительства в отношении художественного творчества масс оправдала себя не только в культурном плане, но и в сопияльно-зкономическом, нравственном и воспита -тельном. Из художественно" самодеятельности втали многие известные артисты, певцы, актеры, музыканты.
В разделе раскрывается опыт школьных работников по утверждению новых обрядов и традици" (из них выделены общеетвенно-гряждянски^, личностно-граждянски", личностно-семе^ны^. П-риием учителя выступали не только организаторами, но иястс и объектами новшеств. Так, в Тайпакском-районе Уральской области интересно прошел вечер встречи "Славные дочери няптего района", орга -низованнн» культпросветработниками. Нд вечере чествовяли депу -татя. облСовета, доярку И.Ескендирову, заслуженную учительницу Казахской ССР А.Адилову и др. В день встречи действовала книж -ная выставка "Образ женщины в художественно^ литературе"^.
1 Архив Министерства культуры РК. Ф.1890.0п.З.Д.1768.Л'.51_54 Архив Министерства культуры НС. Ф. 1890,0л .4.Д.692.Л. 18
В диссертации вычленены трудности и недостатки участия учительской интеллигенции в художественном творчестве масс и утверждении новых обрядов и традиций. Наибольшую пассивность проявили специалисты отдаленных населенных пунктов. Дело тормошило также административное вмешательство парткомов в репертуар художественных.коллективов. Ное-где под девизом пропаганды новых обрядов и традиций славословили первых руководителей, допускались иалипки в расходовании государственных средств. Прет -востоять всему этому учительство оказалось не в состоянии.
Научая широкий круг документов и материалов относительно народных университетов, соискатель пришел к выводу, что появление данной формы распространения культурных ценностей является результатом взаимодействия трех факторов: первнй - стремление народных масс к овладению знаниями и культурой: второй - готовность' интеллигенции служить культурным интересам человека труда? трети** - государственная поддержка социально** активности работников физического и умственного труда.
'•Мятерйялм исследования показывают, что высокую активность учительство проявило в работе университетов культуры и педагогических знаний. Тяк, преподявзтелеЯ-зтиверситетов педагогических зчани" были школьные работники Балакирева -".О. По их советам я ^арягандинско** и Пявлодарско*1 областях г университеты яяписйшались слушателей из числа рабочих, ^ - из служащих. Полученные в университете знания применяли на практике слушателей б неполным средним образованием, % слушателей со средним образованием, около 40Д слушателе** с высшим образованием (Букина f\1.
Эмпирические материалы убеждают, что по степени социально-
культурной активности и роли приобщения населения к духовным ценностям сельское учительство состояло из следующих групп:
1. Руководители и организаторы культурно-просветительной работы. Оци обычно занимались сплочением и мобилизацией населения, решали вопросы материально-финансового обеспечения тоП или иной культурной программы.
2. Участники культурно-просветительной работы. Характерная черта деятельности данной группы педагогов - это их непосредственная включенность в культурную жизнь села. Они выступали в художественной самодеятельности, работали лекторами народных университетов, читали лекции и т.д. и т.п.
3. "Потребители", т.е. те школьные работники, которое в силу различных причин ограничивали себя сугубо социально-професси-ончльнычи заботами: Они могли бкть активными читателями библио -тек, аккуратно посещать начинания в клу^е, но не брались зя ор -ганипацию и проведение какого-либо культурного мероприятия да общественных началах.
В аатглючении ня основе результатов исследование сформулирован ряд выводов и рекомендации..
Опыт культурно-просветительно!! работы сельского учительства Казахстана, несмотря на. недостатки и упущения, бмл и остается колоритнчм сюжетом истории республики, системы народного образования. Ибо только на основе учета уроков прошлых лет и со^люде -ния преемственности социальной практики мо^но двигаться вперед.
Не преуменьшая масштабы негативных явлений, охвативших аулы и села, следует констатировать, что в _ первой половине 80-х годов учительская интеллигенция внесла определенны** вклад ц обогащение духовного миря труженников поле?1 и <|ерм.
Культурно-просветительная деятельность сельского учительст-' ва выполняла рязличные по форме, единые по содержании функции. Среди них главными являются: V когнативняя, т.е. углубление , обогащение знаний, духовного миря-сельского человека; 2/ коммуникативная, т.е. расширений кругозора и связей индивида'с окружающим миром, субъектами; 3/ воспитательная.
Культурно-просветительная работа учительства вытекала из объективной необходимости, поэтому определенное значение имело как для всего общества, так и для самих педагогов.
Исходя из результатов исследования, а также представляя перспективы культурного строительства на селе и пути вктивиза -ции его человеческого фактора, диссертантом сформулированы рекомендации и предложения, которые сводятся к следующему:
Г. Учительская интеллигенция республики ныне прррживяет сложный период своей истории. Трудное согтиально-яковомическое положение не дает ей раскрыть созидательные возможности, ^пятому необходимо, учитывая уроки истории и требования рыночных отношений, разработать и приступить к реализации республиканской комплексно-целевой программы "Учительские кадры и их проблемы: этапы и пути релгения".
2. Формирование готовности будущих педагогов к общественно-культурно** работе начинается, кяк известно, со студенческой скамьи. Пстигаетда) эффективности данного процесса способствовали бы чтение В педвузах и училищах спецкурсов, организация кяфедр теории и истории культуры Казахстана.
3. Передовой опыт общественно-культурного общения учителей .с. населением достоин широкого распространения. 3 ятом деле инициативу должны проявить Министерство образования республики Кя-
пяхстан, отделы неродного образования местных Советов, установив для начала творческие контакты с редакциями газет и журналов , радио и телевидения.
4. ВрМ(Я моральных поощрений прошло. Сегодня культурно-активные школьные работники должны быть поддержаны и материально, и финансово.
по теме диссертации опубликованы следующие работа:
Т. К вопросу о развитии общественных начал в библиотечном строительстве Казахстана// Изв.АН КазССР. Серия общ.наук. 1991. П I. 0,5 п.л.
2. Сельское учительство Казахстана и художественное творчество масс (1971-1985 гг.1 // Сборник статей аспирантов и соискателей Института истории, археологии и этнографии им.Ч.Ч.Валютной а АН КязССР. Алма_Атя. 1991, 0,5 п.л.
3. Рец. на книгу: А.Тяйжянов. Педагогические взгляды Мух _ тяря Ауряова. Алма-Ата: Ряуан. Т991 // И^п. АН КЧЛССР. СРрия общ.наук. Т99Т. № 5. 0,2 п.л. ■ ' ■
4. Иг, истории культурно-просветительной деятельности сельского учительства Казахстана О970-Т985 гг.1 //Там же, Т992.
№ 2. 0,4 п.л.
5. Современное сельское учительство и истоки его культур -ной активности // 0 казахской иытеллигенпии и культуре (документально-историческое исследование1 - АЛща-АТа: ИПК работников культуры, 1992. - Г п.л.