автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Культурологический компонент в системе высшего образования
- Автор научной работы
- Смолина, Татьяна Владимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Таганрог
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Смолина, Татьяна Владимировна, 2000 год
Введение.
Глава I. Анализ научной и учебной литературы по проблеме мировой художественной культуры
1.1. Концептуальные подходы в программах курса
Мировая художественная культура".
1.2. Учебные пособия по курсу "Мировая художественная культура".
1.3. Хрестоматии по курсу "Мировая художественная культура".
1.4. Дополнительная научная и учебная литература.
1.5. Словари и справочники.
Выводы
Глава И. Инвариант культурологического компонента "Мировая художественная культура" в системе высшего образования
2.1. Основные этапы истории мировой художественной культуры.
2.2. Принципы отбора основ для характеристики развития мировой художественной культуры
2.3. Концепты, положенные в основу предлагаемого подхода к изучению мировой художественной культуры.б!э
2.4. Характеристика ведущих художественных стилей, их постоянные и переменные признаки.
Выводы.
Глава III. Принципы варьирования культурологического компонента "Мировая художественная культура" (на примере высшего педагогического учебного заведения)
3.1. Вариативность компонента "Мировая художественная культура" при решении образовательных задач.
3.2. Вариативность компонента "Мировая художественная культура" при решении воспитательных задач.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Культурологический компонент в системе высшего образования"
Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека" [Лихачев, 132], и поэтому мировая художественная культура становится учебной дисциплиной. Появляется большое количество программ курса "Мировая художественная культура" (МХК), основной и дополнительной литературы для этих программ, но пока еще курс МХК не обеспечен материалами, последовательно реализующими достаточно строгие и емкие общенаучные и педагогические принципы. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Проблема исследования: выработка принципов отбора материала для изучения мировой художественного процесса, обеспечивающих решение образовательных и воспитательных задач в их органическом единстве.
Объект исследования: мировая художественная культура как учебный предмет.
Предмет исследования: принципы формирования курса МХК как культурологического компонента высшего педагогического образования.
Материал исследования: учебные программы, учебно-методические пособия по курсу МХК, книги по искусствоведению и культурологии, хрестоматии по мировой и отечественной культуре, словари, справочники; результаты анкетирования студентов и творческие работы.
Гипотеза исследования: системное, четкое построение курса МХК, позволяющее установить взаимосвязи явлений, отделить главное от второстепенного, способствует усвоению большого и разнообразного материала, а его варьирование в зависимости от специфики факультета способствует повышению интереса студентов к этому курсу, что в конечном итоге положительно сказывается на изучении всех дисциплин эстетического цикла и на развитии творческих возможностей самих студентов.
Цель исследования: определить принципы формирования культурологического компонента высшего образования в применении к мировой художественной культуре; предложить инвариант и варианты этого компонента, ориентированные на задачи педагогического образования с учетом специфики факультетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие программы курса МХК и другие материалы по этой проблеме для выяснения их соответствия/несоответствия цели данного исследования.
2. Для решения образовательных задач курса МХК:
- выработать общие принципы отбора и организации материала, отражающего мировой художественный процесс;
- представить инвариант курса МХК (т.е. инвариант культурологического компонента образования);
- показать направления, в которых могут быть сформированы вариативные части этого курса (т.е. варианты культурологического компонента образования). (
3. Для решения воспитательных задач курса МХК:
- выработать концептуальные основы воспитательной работы на материале курса МХК;
- показать направления, в которых целесообразно реализовать эти основы в процессе изучения инварианта курса МХК и его вариантов.
4. Оформить выполненное исследование таким образом, чтобы оно служило программой курса МХК и содержало все самое необходимое для творческой реализации этой программы.
5. В процессе исследования решать не только педагогические задачи, но и разработать собственно научный аппарат исследования, который жет быть применен к изучению культурологических проблем на любом конкретном материале.
Общими методологическими основами исследования являются два подхода к объекту изучения - подход системный и подход аксиологический.
Одной из принципиальных особенностей современной науки является системный подход к объектам исследования, однако единого понятия "система" нет ввиду разнообразия типов систем и сложности многих объектов системного характера.
Наиболее распространенным является следующее определение понятия "система":"система - множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность" [Философская энциклопедия, 18]. Таким образом, в основе определения лежит представление о множестве взаимосвязанных элементов, которые в системе выступают как единое целое. Не вызывает сомнения отнесение к числу системных еще ряда признаков, которые касаются внутреннего строения системы, ее специфических свойств и поведения: упорядоченность в ее структурной организации, иерархичность, стабильность в сочетании с подвижным равновесием, активное или реактивное поведение (определяемое во всех существенных моментах воздействием среды или определяемое не только средой, но и собственными целями системы), синхронический (от греч. syn - вместе + chronos - время, т.е. указывающий на одновременность) и диахронический (от греч. dia - через, сквозь + chronos - время, т.е. смена состояний, эволюция) аспекты, функционирование, развитие и др .
Мировой культурологический, в том числе и художественный, процесс основным требованиями системы удовлетворяет.
Аксиологический подход к объекту исследования связан с подходом системным, ибо "в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира [Сластенин и др., 113]. Аксиология (от греч. axios - ценный + logos - понятие, учение) -философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности [Краткий философский словарь, 9]. Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности" [Сластенин, 15]. Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностными возможностями.
Конкретные методы исследования: наблюдение (отбор, выделение фактов для изучения, их фиксация в виде таблиц), описание фактов с их анализом и интерпретацией; сопоставительный метод; моделирование явления на основе его постоянных и переменных признаков; анкетирование как один из методов выяснения результативности практического применения материалов исследования.
Достоверность результатов исследования обусловлена обоснованностью его исходных теоретических положений, большим количеством фактического материала, извлеченного из авторитетных источников, и обработка этого материала на основе достаточно строгой общенаучной методологии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые последовательно применяются принципы системного и аксиологического подходов к формированию инварианта и вариантов курса МХК в целях комплексного решения общеобразовательных и воспитательных задач. Предлагаемый подход к формированию учебного материала может быть применен к любой учебной дисциплине, и прежде всего к дисциплинам культурологического, историографического характера ("Мировая культура", "История науки", "История философии" и др.). Предлагаемые в работе наборы постоянных и переменных признаков художественных стилей имеют значение для искусствоведения; по этому же образцу могут составляться наборы признаков других искусствоведческих и научных понятий, играющих важную роль в развитии культуры и науки, а в конечном итоге - их диахронные и синхронные ряды.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материал может непосредствешю лечь в основу курса МХК в любом учебном заведении, в том числе и в среднем (при определенной его коррекциив соответствии с типом учебного заведения).
Положения, выносимые на защиту:
1.1. При формировании курса МХК необходимо выделить его инвариант, т.е. то, что должен знать каждый культурный человек, и его вариативную часть, ориентированную на тип учебного заведения, на состав обучаемых и т.д.
1.2. При формировании как инварианта, так и вариативной части курса МХК должны решаться задачи образовательные и задачи воспитательные, которые в процессе обучения реализуются комплексно.
1.3. В связи с тем, что мировой художественный процесс удовлетворяет требованиям системы, в образовательных целях при отборе материала для изучения и при его организации как в пределах инварианта, так и в пределах вариативной части в основу следует положить принципы системного подхода к объекту изучения.
1.4. И в образовательных, и в воспитательных целях отбор материала следует осуществлять также на основе аксиологического подхода к объекту изучения, который с системным подходом связан органически.
2.1. Мировой художественный процесс, являясь системным объекто^, имеет диахронный и синхронный аспекты и развивается не только в соответствии с собственными целями, но и под воздействием среды, причем все компоненты этого процесса взаимосвязаны. Чисто технически эти взаимосвязи удобно представить в виде таблицы с рубриками двух типов:
1) рубрики, в которых отражено то, что связано с самим искусством (ведущие виды искусства, художественные стили и художественные центры);
2) рубрики, которые отражают то, что связано с развитием общества, т.е. со средой, в которой развивается искусство (эпохи, общественные формации, основные исторические события, религии). Это делает очень наглядной такую черту системного объекта, что стабильность основных направлений в художественной культуре сочетается с подвижным равновесием фактического историко-культурного материала в русле этих направлений.
Такая организация материала особенно существенна при формировании инварианта курса МХК.
2.2. В соответствии с аксиологическим подходом к определению ведущих понятий целесообразно избрать константы и концепты культуры (в частности, в понимании их Ю.С.Степановым). В качестве константы в курсе "Мировой художественной культуры" следует рассмотреть понятие "искусство", а в качестве концепта, особенно ценного в образовательном отношении, понятие "стиль". Стили, характеризуемые на основе постоянных и переменных признаков, образуют синхронные и диахронные ряды. В инвариант включаются признаки стилей, которые не зависят от вида искусства и условий, в которых реализуются в разные периоды и в разных странах. В вариативную же часть следует включать те признаки стилей, которые связаны с более конкретными моментами (например, признаки реализации разных стилей в стране изучаемого языка на факультете иностранных языков). В инварианте курса МХК следует также рассмотреть такие, например, концепты, как "эстетичность/неэстетичность (красота/безобразие)".
3.1. В качестве концептов, имеющих большой воспитательный потенциал, при формировании инварианта целесообразно хотя бы в общих чертах учитывать такие концепты, как "нравственность/безнравственность (добро/зло)", свое/чужое".
3.2. В вариативных частях курса, ориентированных, например, на профессиональные педагогические задачи, на факультете иностранных языков особое внимание на конкретном материале уделить концепту "свое/чужое", на факультете начальных классов - концептам "нравственность/ безнравственность (добро/зло)", "дети", "природа".
4.1. На защиту выносится все исследование в целом как основа курса "Мировая художественная культура" в педагогическом высшем учебном заведении.
Апробация исследования: выступления по вопросам, связанным с проблемой диссертационного исследования, на Всесоюзном семинаре учителей изобразительного искусства по проблеме преподавания ИЗО (НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, Москва, 1986); на Республиканском семинаре педагогических высших учебных заведений по проблеме формирования личности учителя средствами различных искусств (НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, Москва, 1988); на Республиканском семинаре-совещании педагогических институтов России по проблеме формирования личности учителя начальных классов (Шуйский государственный педагогический институт, 1992); на конференции по проблеме эстетического
I ) воспитания студентов педагогических институтов (Ростовский-на-Дону институт усовершенствования учителей, 1994), на научно-теоретических конференциях в ТГПИ (1986-2000).
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трехглав, заключения (236с. компьютерного набора), библиографии (263 наименований) и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
1.1. Вариативность курса МХК на разных факультетах педагогического института должна осуществляться в двух направлениях - с точки зрения реализации образовательных задач и с точки зрения реализации воспитательных задач.
1.2. В зависимости от количества часов, отводимых на курс МХК, для более углубленного изучения, чем это предполагает инвариант, может быть избран любой период мирового художественного процесса, но, конечно, важно, чтобы он играл значительную роль в этом процессе, и любой вид (или виды) искусства Это же касается и выбора стран для изучения (на инфаке это может быть прежде всего страна изучаемого языка, а на других факультетах - Россия). Выбор здесь неизбежен, ибо охватить все даже в какой-то ограниченный период и в какой-то одной стране практически невозможно. В данной работ в качестве примера избран XIX в., а вид искусства в основном - архитектура. Но изучение любого избранного материала должно осуществляться на основании системного подхода'^ изучаемому объекту.
1.3. Вначале будущие учителя должны получить более подробные, чем в инварианте, общие сведения об избранном периоде в виде обзора, а затем - сведения о типичных для этого периода художественных стилях и направлениях (в данном случае в основном на примере архитектуры), но при характеристике обязательно должны даваться дифференциальные признаки этих стилей. Естественно, что признаки эти по сравнению с постоянными, обязательными для данного стиля признаками, присущими ему в любых условиях, являются уже признаками переменными, причем более частными переменными, чем в инварианте.
1.4. Такие принципы дают возможность в определенной системе вскрыть основные связи и закономерности как искусствоведческого, так и экстраискусствоведческого характера (закономерности реализации стилей в зависимости от разных исторических, социальных условий в разных странах, взаимовлияния этих условий в разных странах и т.д.).
2.1. В соответствии и с системным, и с аксиологическим подходом к изучаемому материалу для реализации воспитательных задач в педагогическом институте основное внимание должно быть сосредоточено на концептах, которые наиболее существенны для работы будущего учителя в школе. Так, для студентов факультета иностранных языков это прежде всего "свое/ чужое", для студентов физико-математического факультета, допустим, концепты "число/масса (дифференцированное/недифференцированное)", "гармония чисел/гармония в искусстве".
2.2. В качестве примера организации воспитательной работы по курсу МХК на основе концептов культуры и такого вида искусства, как живопись, приводится вариант воспитательной работы на факультете педагогики и методики начального образования.
2.3. Факультет начальных классов многопредметен; дисциплины, которые входят в учебный план этого факультета, можно разделить на две группы - дисциплины гуманитарные и дисциплины естественно-математические, и есть возможность установить связи всех этих дисциплин с мировой культурой, причем связующим звеном может быть работа по развитию речи. Так, если развивать речь в институте - студентов, а в школе - учащихся на основе живописи, то в сферу этой работы попадут очень разнообразные концепты. Например, в XIX в. были созданы картины, позволяющие включить в процесс обучения концепты "нравственное/безнравственное (добро/зло)", "дети", "сострадание" и др. (занятия по русскому языку и культуре речи); "природа", "экология", "животные", "растения" (занятия по биологии), "золотое сечение" (занятия по математике).
2.4. Естественно, что параллельно с работой над концептами нравственного характера должна вестись постоянная работа, связанная с концептами "эстетичность/неэстетичность (красота/безобразие)", способствующая осуществлению эстетического воспитания, что является одной из основных задач курса МХК.
Заключение 1
1.1. Требования Государственного стандарта к специалистам с высшим педагогическим образованием предусматривают такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая в состоянии обеспечить "передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению" и сформировать "контекст становления личности". Современный учитель "должен иметь представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни, о месте отечественной цивилизации в мировом историко-культурном процессе", "о различных этических системах и эстетических ценностях", о целостности мирового процесса развития культуры, в том числе и культуры художественной [Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 2, 7].
Выполненное исследование ориентировано на решение этих образовательных и воспитательных задач.
1.2. Цель исследования, которая заключается в том, чтобы определить принципы формирования культурологического компонента высшего образования в применении к мировой художественной культуре с учетом специфики разных факультетов педагогического учебного заведения, реализована, о чем свидетельствуют положения, выносимые на защиту.
1.3. В работе представлен подход к выделению инварианта курса МХК, т.е. того, что должен знать каждый культурный человек, и его вариативной части, отражающей то, что существенно для разных составов обучаемых, в данном случае - для будущий учителей начальных классов и учителей иностранных языков. В связи с тем, что мировой художественный процесс удовлетворяет требованиям системы, в образовательных целях при отборе материала для изучения и при его организации как в пределах инварианта, так и в пределах вариативной части курса МХК были положены принципы системного подхода к объекту изучения. И в образовательных и в воспитательных целях отбор материала осуществлялся также на основе аксиологического подхода к объекту изучения, который органически связан с подходом системным.
При формировании предлагаемого курса МХК прежде всего учитывались такие признаки мирового художественного процесса, имеющего системный характер, как его диахронный и синхронный характер и развитие не только в соответствии с собственными целями, но и под воздействием среды. В соответствии же с аксиологическим подходом для рассмотрения были избраны ведущие константы и концепты культуры: с точки зрения задач образовательного характера это константы "культура", "искусство" и концепты "стиль", "эстетичность/неэстетичность (красота/безобразие)", а с точки зрения воспитательных задач - концепты "нравственность/безнравс ственность", "своё/чужое" и некоторые другие. !
Характеристика стилей на основе постоянных и переменных признаков позволяет сформировать их синхронные и диахронные семиотические ряды. В инвариант включены наборы тех признаков стилей, которые не зависят от вида искусства и от условий, в которых эти признаки реализуются в разные периоды и в разных странах, а в вариативную же часть включены те признаки, которые связаны с более конкретными. Это позволило сделать наглядной такую особенность системного объекта, что стабильность основных направлений в художественной культуре сочетается с подвижным равновесием фактического историко-культурного материала в русле этих направлений.
1.4. Материал инварианта (основной текст диссертации в сочетании с приложением) может служить основой для курса МХК на любом факультете педагогического учебного заведения, а вместе с его вариативной частью использоваться на факультете педагогики и методики начального образования и на факультете иностранных языков, но принципиальная ценность выполненного исследования заключается не только и не столько в том, как конкретно решен вопрос об отборе материала для курса МХК, сколько в том, что разработаны принципы такого отбора, основанные на современных научных подходах к объекту изучения. Ведь мировой художественный процесс так емок и многогранен, а задачи его изучения столь значимы и разнообразны, что нет никакой возможность создать курс МХК, оптимально решающий все проблемы, связанные с ним, так что прежде всего необходимо дать в руки преподавателя вуза действенный механизм отбора и организации материала, дающий возможность творчески и гибко осуществлять этот отбор в каждом отдельном случае (разный состав обучаемых, разное количество часов, отводимых на курс, и т.д.) с тем, чтобы познакомить с этим механизмом будущих учителей, что очень важно для их практической работы в школе. Это обусловлено тем, что и перед школой в настоящее время стоят важные задачи в области культурологии.
2.1. Основная конечная цель курса МХК заключается в том, чтобы воспитать интерес к искусству, развить художественный вкус, пробудить и развить творческие способности обучаемых, но неизбежно возникает вопрос о том, какой путь к достижению этой цели является наиболее эффективным. Прежде всего это касается определения места и характера в этом курсе теоретических сведений о закономерностях мирового художественного процесса. В связи с этой проблемой была сформулирована гипотеза, основной смысл которой заключается в том, что чем прочнее, шире и сис!-темнее будет теоретический фундамент, заложенный в основу этого курса, тем оптимальнее будут решены непосредственные задачи эстетического воспитания обучаемых.
Для того, чтобы выяснить мнение по этому поводу самих обучаемых, в данном случае студентов ТГПИ, в 1988-1998гг. на факультете педагогики и методики начального образования и на музыкально-педагогическом факультете было произведено анкетирование студентов в начале чтения курса МХК и в его конце.
В первой анкете был вопрос о том, как информант оценивает свой художественный вкус. Оказалось, что студентов, которые вполне довольны уровнем развития своего художественного вкуса,- единицы. Абсолютное большинство информантов давали ответы такого типа: "По-моему, у меня художественный вкус развит слабо"; "Я считаю, что вкусом обладаю, но, может быть, недостаточно высоким"; "Мой художественный вкус, по сравнению с массой людей, совершенно не интересующихся искусством, чуть выше всех"; "Если оценить мой вкус по пятибалльной системе, то это около четверки". Вопроса о том, что необходимо, чтобы развить художественный вкус, в анкете не было, но очень показательно, что и без этого вопроса многие студенты писали: "Мой художественный вкус еще не сформировался. Надо много видеть и знать, чтобы было с чем сравнивать, из чего выбирать. А этих знаний сейчас явно не хватает"; "Для полного осмысления какого-то произведения искусства необходимы хотя бы минимальные искусствоведческие знания"; "Очень трудно мне понимать любого художника, так как зйаний не хватает"; "Художественный вкус - это умение разбираться в разных видах искусства, знание различных направлений, стилей и т.п."; "Художественный вкус - это общая культура"; "Художественный вкус исходит из каких-то знаний человека"; "С нашей подготовленностью судить о произведениях искусства очень сложно"; "Для того, чтобы понять произведение искусства, необходимо иметь представление о том стиле, эпохе, в которых работал художник".
Во второй анкете был вопрос о том, что дал им прослушанный курс МХК. В ответах на этот вопрос много говорилось о том, что "лекции способствовали эстетическому развитию", "расширили кругозор", "продвинули в интеллектуальном развитии". Но очень интересно, что студенты осознали и оценили такую особенность курса, что он "дал возможность упорядочить и пополнить свои знания", "представил все сведения в определенной системе", "научил мало-мальски ориентироваться в мире искусства". На этом этапе не было практически ни одной анкеты, в которой не говорилось бы о том, что на этот курс нужно отводить больше часов, начинать его с I курса и читать все четыре года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вполне подтверждается гипотеза, что полноценное художественное развитие возможно лишь на основе достаточно обширной и строго организованной теоретической базы.
3.1. Следующим элементом художественного развития будущего учителя любого предмета должно быть обучение восприятию и пониманию художественного произведения. Эта работа имеет много аспектов, причем не только искусствоведческих, но и социальных, и психологических, но в свете данного исследования необходимо отметить, что и в этом случае целесообразно использовать принципы системного и аксиологического подходов к объекту, предназначенному для восприятия. Так, при отборе произведений для эстетического развития необходимо четко учитывать их место в системе диахронных и синхронных семиотических рядов, наборы их признаков, их ценностные характеристики, которые касаются и художественного мастерства, и содержательной стороны, а также учить воспринимать и оценивать все эти моменты.
3.2. На факультете педагогики и методики начального образования, где есть такие дисциплины, как методика преподавания изобразительного искусства и художественный труд, предлагаемые принципы также должны иметь применение. Целесообразность этого нашла уже определенное пс!д-тверждение в характере творческих работ студентов, если их внимание специально сконцентрировано на дифференциальных признаках определенного стиля, в котором выполняется работа. Так, например, это отчетливо проявлялось в эскизах костюмов разных стилей, выполненных до и по
142
I. еле соответствующей проработки постоянных и переменных признаков разных стилей.
3.3. Таким образом, предлагаемый подход к проблеме художественного образования может иметь широкое применение и за пределами задач выполненного исследования.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Смолина, Татьяна Владимировна, Таганрог
1. Алексеева В.В. Что такое искусство?: Станковое искусство Вып первый. -М., 1973.- 162с.: ил.
2. Алпатов М. Краски древнерусской иконописи. М., 1974. - 114с.: ил. Алпатов М.А. Художественные проблемы искусства Древней Греции. -М., 1987. -222с.
3. Алпатов М., Алленов М., Баранов А. и др. Этюды об изобразительном 'искусстве. М., 1994. - 192с.: ил.
4. Альберти JT.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. VI. М., 1935. - 278с. Андронникова М. Об искусстве портрета. - М., 1975. - 326с.: ил. Арган Дж. История итальянского искусства: Пер. с ит. В 2 т. Т. I. / Под ред. В.Д.Дажиной. - М., 1990. - 319с.: ил.
5. Арган Дж. История итальянского искусства: Пер. с ит. В 2 т. Т. II. / Науч. ред. и послесл. В.Д.Дажиной. М., 1990. - 239с.: ил.
6. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы // Литература Древнего мира.- T.I. М.,1997. - 225с.: ил.
7. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы // Литература средних веков.- Т.Н. М.,1997. - 224с.: ил.
8. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы // Литература эпохи Возрождения T.III. - М.,1997. - 256с.: ил.
9. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы // Литература нового времени. T.IV - М.,1997.- 336с.: ил.
10. Балакина Т.И. Мировая художественная культура // Россия IX-XIX века: Экспериментальное учебное пособие. М., 1997. - 256с.
11. Барсегян Т.В. История искусств. Введение в искусствознание: Программа для общеобразовательной школы Богоявленского монастыря Москвы. -М., 1995. -с.66-101.
12. Бартенев И.А. От пирамид до современных зданий. Л., 1962. - 126с.: ил. Бартенев И.А. Основы архитектурных знаний для художников. - М., 1964. -242с.
13. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. -М., 1983.-262с.: ил.
14. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1969. - 239с.: ил. Бенуа А. Возникновение "Мира искусства". - Л., 1928. - 70с. Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1990. - 240с.
15. Березина В.Н. Французская живопись XIX века. М., 1970. - 294с.: ил.
16. Библейская энциклопедия. М., 1991. - 902с.
17. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. - 152с.
18. Большая советская энциклопедия. Т.41. - М., 1956. - 657с.
19. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990. - 359с.: ил.
20. Ботвинник М.Н., Коган Б.М., Рабинович М.Б. Мифологический словарь:
21. Кн. для учителя. М., 1985. - 176с.: ил.
22. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. — М., 1988.-352с.
23. Бурлина Е. Город. Страна. Планета // Модели гуманизма в художественной культуре. Самара, 1995. - 184с.
24. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л., 1983. - 400с.: ил. Ванслов В.В. Что такое искусство. - М., 1988. - 328с.: ил.
25. Вёльфин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1930. - 191с. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986. - 573с. Гайдук A.A., Сеньковская H.A., Уварова Н.И. Михаил Врубель. - Л., 1989.-262с.: ил.
26. Галеркина О.И., Богданов Ф.Л. Искусство Индии в древности и средние века. М., 1963. - 67с.
27. Гольдштейн А.Ф. Зодчество / Под ред. Ю.С.Яралова. М., 1979. - 414с. Горелов М.И. Станислав Юлианович Жуковский. - М., 1982. - 270с.: hjij. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. - М., 1969. - 362с.
28. Гранитный город / Сост., вступ. ст. и прим. М.Каралиной. JL, 1988. -231с.: ил.
29. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. -669с.: ил.
30. Гуревич А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. - 396с.: ил.
31. Гусарова А.П. Мстислав Добужинский. М., 1982. - 204с.: ил. Дангулов С. Художники. Литературные портреты. - М., 1987. - 624с. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. - Л., 1986. - 199с.: ил.1.
32. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций. М., 1978. - 394с.: ил.
33. Демосфенова Г.Л. Образ нашего современника в советском портретном искусстве. М., 1962. - 56с.: ил.
34. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1954. - 296с. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. - Вып. 2. - М., 1991. - 318с.: ил. Дмитриева H.A., Акимова Л.И. Античное искусство: Очерки - М., 1998-256с.: ил.
35. Дмитриева H.A., Виноградова H.A. Искусство Древнего мира.-М.,1989-207с.: ил.
36. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1970. - 298с.: ил. Долгополов И. Рассказы о художниках. - М., 1974. - 590с.: ил. Достоевский Ф.М. Об искусстве. - М., 1973. - 631с.
37. Езерская H.A. Передвижники и национальные художественные школы народов России. М., 1987. - 288с.: ил.
38. Жизнеописания великий художников / Пер. с разн. яз. М., 1995. - 672с. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере. - Киев, 1986. -198с.: ил.1. !
39. Западное искусство. XX век. / Сост. Б.И.Зингреман, Д.В .Житомирский, Г.А.Недошивин. М., 1978. - 366с.
40. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство-М., 1989-400с.: ил.
41. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В Зч. 4.1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. МБ Алпатов и др. -М., 1987.-288с.: ил.
42. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В Зч. Ч.П. Искусство Западной Европы ХУП-ХХ веков / Сост. М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев. М., 1988. - 286с.: ил.
43. Искусство Западной европы и Византии / Сост. В.Н.Гращенков,
44. A.И.Комеч, М.Я.Либман. М., 1978. - 276с.: ил.
45. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т.Кузьминой и Н.Л.Мальцевой.-М., 1984.-504с.: ил.
46. История зарубежного театра / Под ред. Г.Н.Бояджиева, А.Г.Образцовой. -4.1.-М., 1981.-336с.: ил.
47. История искусства зарубежных стран ХУП-ХУШ веков / Под ред.
48. B.И.Раздольской. -М., 1988. 512с.: ил.
49. История мировой культуры // Справочник школьника / Под ред. J1.В .Кашинской и В.В.Славкина. М., 1996. - 606с.
50. История русского дореволюционного драматического театра. В 2ч. 4.1. / Сост. А.А.Белкин, А.З.Лейн, Т.А.Прозорова и др. М., 1989. - 336с.: ил. История русского искусства / Под ред. И.А.Бартенева и Р.И.Власовой. -М., 1987.-397с.: ил.
51. История русского искусства / Под ред. И.Э.Грабаря. T.I. - М., 1953. -574с.: ил.
52. История русского искусства / Под ред. И.Э.Грабаря. T.II. - М., 1954. -426с.: ил.
53. Кабкова Е.П. Программа музыкального развития: Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств для средней школы. М., 1991. - 66с.
54. Кабкова Е.П.-, Савенкова Л.Г., Сухова Т.Т., Юсов Б.П. Живой мир искусства // Полихудожественное развитие школьников: Интегрированная программа на основе взаимодействия искусств. М., 1991. - 49с. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. - М., 1987. - 350с.: ил. )
55. Каптева Т.П., Виноградова H.A. Искусство средневекового Востока: Очерки. М., 1989. - 293с.: ил.
56. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Теория образования. Петроград, 1915. - 315с.
57. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.-335с.: ил.
58. Краткий философский словарь / Под ред. А.П.Алексеева.-М., 1998.-398с.
59. Кристино Э. Ван Гог. М., 1998. - 64с.: ил.
60. Крымов Н.П. Художник и педагог. М., 1960. - 184с.i
61. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин A.A. Психология восприятия и искусство плаката. М., 1987. - 208с.
62. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1982. - 256с.: ил. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. - М., 1997. - 126с.: ил.
63. Кулаков В.А. Клод Моне. М., 1989. - 175с.: ил. Куликов А.Н. Египет: Герои и Боги. - Тверь, 1994. - 80с.: ил. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польс. О.В.Долженко-М., 1986.-368с.
64. Кушнеровская Г. Титан. Микеланджело. М., 1973. - 272с.: ил. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. - М., 1964. - 270с. Леняшин В.А. Художников друг и советник. Современная живопис^ и проблемы критики. - Л., 1985. - 316с.: ил.
65. Леднев В.С. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М., 1080. - 364с.: ил.
66. Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Советская педагогика. 1984. - № 11. - с. 12-16.
67. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней / Пер. с англ. Е.А.Кантор. М., 1990. - 247с.: ил. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1992. - 252с. Маркс Э., Тинджэй Г. Римляне. - М., 1994. - 95с.: ил.
68. Мацкин А. Театр моих современников: Из старых и новых тетрадей. — М., 1987.-383с.
69. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. - 286с.: ил.
70. Мир русской культуры // Энциклопедический справочник / Под ред.
71. А.Н.Мягина. М., 1997. - 616с.
72. Мифы в искусстве. Старом и новом: Историко-художественная монография (По Рене Менару). М., 1993. - 271с.: ил.
73. Модернизм: Анализ и критика основных направлений / Под ред. В.В.Ван-слова и М.Н.Соколова. М., 1987. - 302с.: ил.
74. Однаров Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. М., 1983. - 142с. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы.-М., 1982.-224с. Одоевский В. Русские ночи. - Л., 1975. - 219с.
75. Очерки истории советского искусства / Под ред. Г.Г.Поспелова. М., 1980.-264с.: ил.
76. Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.А.Рыбакова. Ч.ПГ. -М., 1988.-400с.
77. Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б.А.Рыбакова.- Ч.1М.-М., 1990.-382.
78. Персианова О.М. По городам Италии: Заметки о художественных памятниках. Л., 1965. - 174с.: ил.
79. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989. - 416с. Пич С., Миллард Э. Греки. - М., 1994. - 95с.: ил.
80. Пластические искусства // Краткий терминологический словарь / Под ред. А.М.Кантора. М., 1995. - 155с.
81. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века: Кн. для учащихся. М., 1995.- 191с.: ил.
82. Рассказы о русских актерах / Сост. М.Д.Седых; Вступ.ст. Н.С.Тордия. -М., 1989.-319с.: ил.
83. Ревалд Дж. История импрессионизма / Вступ. ст. и общ. ред. М.А.Бессоновой. М., 1995. - 415с.: ил. | Ревалд Дж. Постимпрессионизм / Вспуп. ст. и общ. ред. М.А.Бессоновой. -М., 1996.-463с.: ил.
84. Репин И.Е. Далёкое и близкое. Л., 1986.
85. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. М., 1989. - 430с.: ил.
86. Розанов В.В. Среди художников / Общая ред., сост. и вступ. ст. А.Н.Ни-колюкина. М., 1994. - 494с.: ил.
87. Русская художественная культура второй половины XIX века / Под ред. Г.Ю.Стернина. М., 1988. - 388с.
88. Русское искусство XVIII первой половины XIX века / Под ред. Т.В.Алексеевой.-М., 1971. - 360с.: ил.
89. Салариа Д., Макдональд Ф. Города, горожане и цивилизации. М., 1994. — 54с.: ил.
90. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века.-М., 1989.-384с.
91. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 1997.
92. Степанов Ю.С. Константы // Словарь русской культуры.-М., 1997.-824с. Соколов А. Теория стиля. М., 1968. - 240с. Соколов Г.И. Олимпия.-М., 1981. - 214с.: ил.
93. Соколов Э.В. Очерки теории культуры: Учебное пособие для старшеклассников. М., 1994. - 184с.
94. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л., 1972. - 174с.: ил. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Алексеева Е.С. Учебный рисунок. - М., 1953.-240с.: ил.
95. Солоухин В. Письма из Русского музея. М., 1990. - 414с.: ил. Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского средневековья - М., 1964.-78с.
96. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры.-М., 1984.-293с.
97. Стойков А. После заката абстракционизм / Пер. с болгарского О.Д.Ку-тасовой. М., 1974. - 160с. i
98. Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика. 1973. - № 7. - С.74-75. Тарановская М.З. Карл Росси. - Л., 1980. - 222с.
99. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. М., 1992. - 160с.
100. Халл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996. - 656с. Хогард У. Анализ красоты. - Л., 1987. - 253с.
101. Холлидей Ф. Шекспир и его мир / Пер. с англ. и предисловие В.Харитонова. М., 1986. - 168с.
102. Хоруженко K.M. Культурология // Структурно-логические схемы. Таганрог, 1996. - 108с.
103. Хоруженко K.M. Культурология // Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.-639с.
104. Хрестоматия по истории русской культуры / Сост. Т.И.Балакина М., 1996.-360с.
105. Хрестоматия по мировой художественной культуре / Сост. Д.М.Зарецкая и В.В.Смирнова. М., 1997. - 342с.
106. Художественное убранство русского интерьера XIX века / Под р|ед. И.Н.Ухано-вой. Л., 1986. - 144с.: ил.
107. Художественный язык средневековья / Под ред. В.А.Карпушина. М., 1982.-272с.
108. Черневич Е. Русский графический дизайн. М., 1997. - 160с.: ил. Чернова А. Все краски мира, кроме желтой. - М., 1987. - 220с.: ил. Чернова А. Советы королевского драпировщика: Театр Мольера. - М., 1989.-268с.: ил.
109. Чернокозов А.И. История мировой культуры: Многоуровневое учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997. - 480с.
110. Шифрина А.Н. Вильям Шекспир в творчестве советских художников театра. М., 1975. - 220с.: ил.
111. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность Новосибирск, 1993.- 118с.
112. Штейн А. На вершинах мировой литературы. М., 1988. - 316с. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — М., 1989.-318с.: ил.
113. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII ве1.ка // В лекциях, беседах, рассказах. М., 1996. - 228с. )
114. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. -М., 1962 78с.: ил. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. -Л., 1985.- 150с.: ил.
115. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. - 85с. Яхонт О.В. Советская скульптура: Кн. для учителя. - М., 1988. - 224с.: ил.с