автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Личность имама Шамиля как фактор воспитания дагестанских школьников
- Автор научной работы
- Доного, Хаджи Мурад
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Махачкала
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Доного, Хаджи Мурад, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ДАГЕСТАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЛИЧНОСТИ ИМАМА ШАМИЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Роль личности в процессе Боепитания школьников.
12 Услмьия, формы и методы воспитания, способствовавшие формированию качеств личности, присущих имаму Шамилю.
1.3. Возможность использования примера жизни и деятельности имама Шамиля в современных условиях.
ГЛАВА и ОП ЫТН О-ЭКС П EF11 МЕН ТАЛ ЬН О i. i-lCC СЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
ГЛАВА Ш. ПРОЦЕСС ВОСПП i АНИЯ ДА11СIАНСКИХ школьников на примере личности i i;\ Ь\М.-\ i.i i v i I i j.
3. i. ;:'"".; ы л лнгерзтгр» i гшч школьников и ч'чнгслей, огос'ра каюшей личность имама Шамиля.
3.2. 4>сп.мы и метопы приобщения современных дагестанских v- ьн!1к'')н к пи'ич-i «и m'mmh uldmhiw. °S
3 5 личности нмамг Шамиля на воспит.шнг- дагестанских
ПП^/Л-.'НКОГ
ЗАК VtG'I Г:НИГ.
ГПЬ']]' ■■ •АФПЯ
ПРИНОЛЛНИР IS
Введение диссертации по педагогике, на тему "Личность имама Шамиля как фактор воспитания дагестанских школьников"
В современной России происходят серьезные преобразования б духовной и нравственной сфере жизни людей. Возникающие и происходящие при этом процессы и явления общественной жизни носят разнообразный характер, сочетая в себе признаки, как прогресса, так и кризиса, в том числе и нравственного. Все это обязывает по-новому подойти к во просам совершенствования содержания обучения и Боепитания школьни ков Республики Дагестан с учетом региональных особенностей и в сеете реформирования образования
Осуществлять обучение и воспитание в отрьте от национальной культуры, - значит считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформировлнность самосознания, неподготовленность в национально культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для негативных явлений в межнациональных отношениях.
Все народы, независимо от их численности, вероисповедания вносили и вносят свой достойный вклад в развитие духовной культуры человечества, в том числе и в развитие общественно-педагогической мысли.
Видный дагестанский мыслитель Абдуяаев ML А отмечал, что "каждый народ в процессе своей многовековой борьбы б той или иной мере приобщается к достижениям мировой культуры и вносит в нег свой посильный вклад. Но выяснить то особенное и специфическое, являющееся лентой того или иного народа, невозможно оез тщательного изуче ния истории ею духовной культуры. Это необходимо также для тою. чтобы воздавать должное тем. кто содействовал развитию научной, об щественно-педагогической мысли, кто способствовал духовному пробуждению народа" [К С.5]
Педагогическое наследие дагестанских народов еше не получило полного научного освещения. "Нельзя по-настоящему формировать педагогические кадры учителей без знания истории педагогики" [46, С .45], -справедливо отмечает профессор Н.К.Гончаров. Далеко не все еще выяснено в народной педагогике, многое лишь затронуто, многое не затронуто вовсе. Воспитательная работа в дагестанских школах часто строится без учета местных условий и обычаев национального характера и психо тот;'г р^г-.том". Воспитание молодого поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых оно будет жить и работать, улучшение воспитательной работы по месту жительства, с ранних лет воспи тывать v детей любовь к Родине и отечественной истории, уважение ь старшим и коллективизм, культуру поведения - вс* и ^тва, тради ции и обычаи необходимо мобилизовать на Боепитание молодежи.
Актуальность воспитания детей на примере жизни ученого и хвор к-екчмо дгяуг имама Шамиля обуславливается большой воспитательно но-тргтр.р^гь!^" --mo* - ■ -гртлг-rr .-.л'чг-'й не только на сознание, чувства, но и на поведение учащихся.
Изучение и анализ теоретической литературы 13". V. б!, 10", 116, 137, 145 и др.] по данной проблеме показали, что в педагогической начк. недостаточно специальные экспериментальные исследования, посвящен ные изучению услоеий применения различных методов и приемов воспи тания в имама re Шамиля, а также воздействия на подрастающее поколение, в качестве примера, лично! гных качеств самого имама, проникнчтыч идеалами гуманизма, высокой нравственности, веротерпимости, патриотизма. Не получили должного осгешения эти вопросы и в методической литературе.
Актуальность данной проблемы, се недостаточная разработка, на со временном этапе развития дагестанского общества и определили выбор настоящего диссертационного исследования.
Если раньше примером для воспитания детей в школе и дома служили в основном политические еожди, а также некоторые знаменитости и герои прошлого, подходящие определенной системе, то в наше время се рьезное положительное и эффективное втшяние на сознание и нормы ни ведения окажет пример из жизни и-^тюго прославленного человека или людей из местного региона, ьедь факт заключается б том, что никакие возвышенные слова не могут дать такого ясного, наглядного и конкрет ного представления о том, что хорошо и что плохо, как примеры из жизни и деятельности знаменитого земляка.
В истории Кавказа было немало видных деятелей, ^„•.•„i-iwiM лидеров. правителей, народных героев и мудрецоБ. Однако мало кто из них сочетал в себе талант полководца, мудрого государственного деятеля, а также множество прогрессивных личных качеств как Шамиль - имам Дагестана и Чечни ( \ У -Го (1 гг.).
Используемые примеры из жизни и тьорческой деятельности Шамиля в процессе воспитания дагестанских школьников оудчт обладать большой воспитательной силой и содействовать не только на сознание, но и на чувства, воздейстр.ор.дтъ на нравственное поведение детей и подростков.
Отсюда главная цель нашего исследования: разработать содержание, формы и методы эффективного использования точности имама Шамиля в воспитании дагестанских школьников.
Объект исследования учебно-Еоспитательный процесс учащихся средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: творческая личность, ученый имам Шамиль в учебно-воспитательном процессе дагестанских школьников срезн^н общеобразовательной школь?.
Гипотеза исследования
Эффективность воспитания дагестанских школьников на примере личности имама Шамиля будет успешной если:
- выявлены основные проблемы Боепитания школьникое на примере личности;
- определены и гоггеож^т^но г>агу™.тты условия, формы и методы воспитания, способствующих формированию качеств личности, присущие лидеру;
- раскрыто содержание, формы и методы воспитания школьников на примере личности имама Шамиля в учебно-воспитательном процессе школы;
- для школьникое станут широко доступными сведения, освешаюшие жизнь и деятельность имама Шамиля и присущие ему черты характера:
- педагогические коллективы школ расширят поле и содержание лея-тельности школьников, содействующие формированию качеств, прису щих имаму Шамилю.
Если пример, выполняющий в воспитательном процессе множество функций как убеждающий реоенка образец поведения, действия, споооол личности е целом, выступает как составное зБено е системе Боепитания и имеет общественно значимую перспективу, то образ народного героя Шамиля, как самый возвышенный нравственный идеал выступает, как дальняя нравственная перспектива устремлений, благородных переживаний школьника.
Этот поотрсс будет происходить эффективно тогда, когда с учащи мися проводится специальная воспитательная работа, направленная на убеждение их е необходимости сознательно заниматься самовоспитанием, преодолением в себе негативных черт, овладения сложным требованиями, волевым саморазвитием.
На осноес анализа литературы [107, 116, 137, 145 и др.], а также использования материалов наблюдений и практического опыта были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
- раскрыть роль личности в воспитании школьников:
- определить и раскрыть условия, формы и методы воспитания в детстве и юности имама Шамиля:
- показать возможности использования личности имама Шамиля как примера для воспитания современных школьников;
- изучить и проанализировать содержание учебных программ, учебников, осЕещаюших личность имама Шамиля;
- дать анализ опыту и деятельности коллективов школ, использую ших личность имама Шамиля р. воспитательной работе:
- создать и опубликовать для школьников и У41ггелей книги, про шюры. альбомы, освешаюшие личность имама Шамиля, его кизнь и деятельность;
- обосновать и проверить в ходе опытно-зкспериментальной работы наиболее действенные формы методы и условия воспитания школьников на примере личности имама Шамиля.
Общеметодологической базой и теоретической основой исследования выступают научные труды отечественных и зарубежных ученых и об ласти использования:
- личности как примера в воспитании;
-- роли народных героеБ и личности в истории:
- связи истории с современностью и прогностическое значение истории;
- взаимосвязи воспитания с жизнью;
- основополагающих принципов педагогики о всестороннем и гармоничном развитии личности;
- диалектического подхода к проблеме взаимоотношений поколений, народных традиций.
В работе также применялся историко-педагогический подход к рассматриваемой проблеме. Широко использованы работы историков, этнографов, искусствоведов, публицистов, писателей, освещающих нацио нально-осЕободительное движение горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля (Р. Магомедов, В. Гаджи ев, С. Бушуев, Б. Гад-жиев, А. Шихсашхов, В. Садовень, И. Захарьин, Е. Марков, М. Гайдарбе ков. М. Геммер, Мухаммад Тахир аль-Карахи, Абдурахман Гази кумухский, Хасанилав Дибир, X. Геничутлинский, Г. Алкадари, А. Рама занов. М. Аодучлаев и др )
Особенности изучения процесса влияния роли личности в Боепитании, определили выбор следующих методов исследования
- теоретический анализ: исторической, пси.чолого-пелагогической литературы. учеоников. учебных пособий, программ, хрестоматий:
- метод сравнительного исследования, позволяющий путем сопоставления, выявить то, что целесообразно внедрить в современную практику воспитания:
- анализ и обобщение практического опыта работы педагогических коллективов по использованию личности в воспитании школьников; констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование. беседа, наблюдение, методы статистической обработки результатов.
Базой исследования являлись: средние общеобразовательные школы Л6 29. 50, 13 г. Махачкала. Чох екая средняя школа Гунибского района, Дылымская средняя школа Казбековского района Республики Дагестан, детско-юношеский культурно-спортивный центр "Муртазек" г. Махачкала.
Исследование проводилось е три этапа.
Первый этап (1990-1996 гг.) - поисковый. Обоснование проблемы, анализ уроЕня ее научной разработанности, выявление и анализ новых и малоизученных источников, определение цели, задач, гипотезы исследования. подготовка и публикация разнообразной литературы для школьников о жизни и деятельности имама Шамиля, создание условий для опытно экспериментальной работы, определение базы исследования.
Второй этап (1996-1997 гг.) - констатирующий. Систематизация со бранного материала, констатирующий эксперимент: анкетирование, беседы. научно-методический знали? голержания учебников учебных пособий, программ, хрестоматий ^вешающих ход национально-освободительного движения горцев Дагестана и Чечни и роли имама Шамиля в нем.
Третий этап (1997-1998 гт.,) - экспериментальный. Проведение научно-педагогического эксперимента, теоретическое обобщение обработка ста тистических данных и оформление результатов исследования.
Научная новияна и теорс шческая шлчимость лислерыции
- определены и содер.к.пельно раскрьмы ч^аовия. формы и методы воспитания е детстве и юношестве имама Шамиля: показана возможность воспитания современных дагестанских школьников на примере личности имама Шамиля;
- произведен научный анализ и корректировка содержания учебных программ, учебников, освещающих личность имама Шамиля;
- создана и опубликована для школьников, учителей и воспитателей специальная литература, корректно освещающая творческую личность имама Шамиля, его жизнь и прогрессивную деятельность;
- обоснованы и проверены в ходе опытно-экспериментальной ра боты наиболее действенные формы, методы и условия воспитания школьников Дагестана на примере творческой личности имама Шамиля
Практическая значимость исследования заключается в том, что творческая личность имама Шамиля, его жизнь и прогрессивная деятельность могут быть успешно использованы, применены в современной школе для воспитания и обучения учащихся Республики Дагестан. Материалы данного исследования могут быть успешно использованы е работе со студентами педагогических вузов и учителей для совершенствования их профессиональной подготовки.
Достоверность и обоснованность полученных е результате исследо вания данных обеспечивается строгим соблюдением исходных методологических положений, применением комплекса методов и средств отягчающих предмету, целям и задачам исследования опытной проверкой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования последовательно осуществлялась на всех .ггапа \ его проведения. Основное содержание, вы воды и результаты диссертации получили отражение в изданных диссертантом трудах, таких как, "Портреты Шамиля е Европе" (2,4 пл.), "Ордена Шамиля" (Л пл.). ' Знамена Кавказской войны" (4 пл.), "Имам и
Шамиль. Время. Судьба. Память." (8 пл.), "Дети имама Шамиля" (5 пл.), "Сказания о Шамиле" (1 пл.) Были сделаны выступления и прочитаны доклады на научно-практических конференциях в Махачкале (1996, 1997 гг.), написан сценарий, показанного по республиканскому ТВ в 1997 году, документального фильма "Имам Шамиль", опубликован ряд статей в республиканской, российской, 'зарубежной периодической прессе, а также научных сборниках [83, 84, 85. 86 8 "7 88]. Автор в течение нескольких лет (1995, 1996. 1997. 1998 тт.) проводил пропагандистскую работу по освещению жизни и деятельности имама Шамиля в школа:! №13, №29. №50, колледжах, вузах республик!. ЛГУ, ДГПУ в качестве ответственного сек ретаря культурно-исторического общества "Фонд Шамиля", принимал участие в ежегодном проведении Шамилевских чтений", является главным редактором газеты "Фонд Шамиля" и журнала "Ахульго", бесплатно распространявшимися по школам, библиотекам районов и городов Даге стана, был основателем < ! 006 г. ) детско-юношеского культурно-спортивного центра "Муртазек" в г. Махачкала. Также были составлены наглядные пособия для шкоты. разраоотанные на основании теоретиче ских положений диссертационно! о исследования [приложения 3, 4]
На защип выносятся следующие положения
1 Личность имама Шамиля рассматривается нами как фактор, со держащий г с*ое пенный воспитательный потении?т направленный на воспитание дагестанских школьников в современных условиях.
2. Эффективность воспитания на личности имама Шамиля зависит от научно обоснованной, правдивой информированности школьников и учителей о его жизни и деятельности, присущих ему качеств в учебном пгопессе. а также участия в подготовке и проведении различных коллек тивных мероприятий, посвященных его деятельности (принятие идеи, об суждение плана, выполнение намеченных мероприятий, подведение ито гов и тл.) взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности, возможность передачи традиций и опыта поколений, участие в работе детского объ единения "Муртазек" г. Махачкала.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования позволили вам сделан, следующие выводы:
1 При лер личности имама Шамиля необходимо рассматривать как фактор воспитания дагестанских школьников, направленный на формирование v них позитивных установок на саморазвитие и самовоспитание под влиянием примера, жизни и деятельности своего прославленного предка, предусматривающих положительный эффект для личности и общества.
2. Наиболее существенным для формирования у школьников совершенных жизненных и деятельностиых установок на примере личности имама Шамиля является:
- организация в школах учебного процесса по изучению его жизни и деятельности (тематические уроки):
- включение научно-обоснованных, корректных сведений об имаме Шамиле в учебниках по истории Отечества и Дагестана:
- включение школьников в процесс подготовки и проведения разнообразных коллективных творческих мероприятий, посвященных имаму Шамилю: походы по историческим шамилевским местам, спортивные соревнования, викторины, диспуты, конференции, самостоятельные и коллективные чтения, обсуждения произведений об исторической эпохе имама Шамиля, посещение художественных выставок и исторических музеев.
3. Восстанию дагес ганс.чил школьников на примере творческой личности импма Шамиля способе!Bvex учет национальных традиций, связанных с стеле денными видя ми деятельности, семейным и общинным укладом жизни, склонностью к почитанию старших и предков, нрав-стЕенносты'. > но<-.питания.
4. Успг^ u poniMidHUH школьников на примере- личности имама Шамиля зависит о'г:
- научкосш содержания, качества и разнообразия издаваемой специальной лиге} ai v'pbr,
- различных дидактических средств обучения о нем для широкого круга учаш-мся молодежи
- непосредственного участия учителей и родителей в организации коллективной деятельности школьников, направленной на изучение жизни и деятельности имама Шамиля;
- создания детских творческих объединений.
5. Материалы исследования могут быть использованы в повседневной практике учебного, внеклассного, внешкольного воспитания учащихся общеобразовательных школ, педагогических и профессионально-технических училищ, колледжей.
6. Разработанная и предложенная е диссертации методика планирования, организации и проведения внеклассных и внешкольных творческих мероприятий может эффективно применяться в деятельности с учащимися.
Таким образом, результаты исследования подтвердили справедли в ость выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач.
138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проведенном исследовании мы исходили из того, что становление личности в детстве, отрочестве и юности, протекающее в школе и семье -ответственные этапы подготовки человека для общества. С помощью воспитания молодое поколение приобщается к освоению материальных и духовных ценностей народа, к широкому опьпу человечества. Каждый метод воспитания, выступая как особый инструмент целенаправленных педагогических воздействий, не может быть изолированным от других методов. Лишь в системе воспитательных воздействий при взаимодействии различных методов можно ожидать желаемого результата.
Исследование показало, что пример жизни и деятельности имама Шамиля, как фактор воспитания дагестанских школьников выполняет множество положительных функций в воспитательном процессе, Этот пример связан с наглядными представлениями (фотографии, картины, музейные экспонаты, места сражений и т.д.), с конкретизацией сложных моральные ^нческих понятий. Мы доказали, что личность имама Шамиля может г.ызвать сложные чувства, побуждать к идеальным переживаниям Ра. < K.Libi детям о Шамиле родителей, педаюоь. краеведов стимулирует к |>гальным положительным действиям и благородным поступкам. Ит-чение жизни и деятельности имама Шамиля \юг\т быть одним из ср-. д;'X познания жизни, образцом для подражания. Из этого следует, чю сортШамиля - возвышенный, нравственный идеал выступает как дальняя нравственная пгрс пек шва устремлений, благородных переживаний школьника. Личность имама сама по себе сложна, а оперирование ее треоует большого такта.
Исследования и экспериментальные данные влияния примера имама Шамиля на формирование .точности показали, что подражание у детей развивается:
- от подралсания близким образцам к подражанию далеким;
- от бессознательного подражания к преднамеренному;
- от копирования всего образца к заимствованию его отдельных черт;
- от подражания игрового к подражанию в жизни;
- от подражания внешнего к подражанию внутренним свойствам личности.
Исследование подтвердило наше предположение о том, что в условиях современной острой идеологической борьбы за умы и сердца молодежи необходимо обращение к прошлому, к ярким образцам нравственности и порядочности наших предков, одним из которых является имам Шамиль. Человек и эпоха, личность и общество, знания и нравственность, созидание и потребление, выбор и ответственность - все эти вопросы, актуальные сегодня, затрагиваются в героических страницах ша милевскою времени. Крещению многих гюдобныл лроблем нужно готовить учащихся, формируя их гражданское самосознание.
Необходимо так организовать обучение, коллективную жизнь, патриотическое и интернациональное поведение учащихся, чтобы сформировать у них соответствующие убеждения и чувства. Бч.- ьеех видах деятель ности учении, труде, общественной работе, спор»•. приеме, играх на примере личности имама Шамиля можно решать :-t:i млачи. В организации люсой деятельности главное состоит е том, чтобы достигнуть единства патриотического сознания, чуеств и поведения школьников, сформировать устойчивые мотивы патриотического и интернационального поведения - основу идейной направленности личности, в учебной деятельности по предложенному выше поурочному курсу формируются высокое патриотическое сознание, взгляды, убеждения. В разносторонней внеклассной, внешкольной деятельности накапливается опыт патриотического поведения, формируется общественная активность.
Современная западная пропаганда становится все более изобретательной в стремлении к идейному разоружению молодежи. Теории "абстрактного гуманизма", "свободного развития", "ос вобождения" человека от социальной зависимости сводятся по сути дела к цеидеологизации воспитания, отвлекают молодежь от активного участия в общественной жизни, сею! равнодушие, безразличие, жестокость.
Как можно больше поступков, побуждающих благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, вот одно из золотых правил воспитания подростков", - утверждал ЕА.Сухомлинский. [155, С .201]
Нравственное поведение современного воспитанника и складывается из поступков, характеризующих его отношение к обществу, людям, к себе, а так из нравственных привычек, образующих его устойчивый образ повсПримеры и> жизни и деягеяыиктн имама Шамиля, предложени и- в данной работе включены в систему нравственного воспитание - чтобы вызвать, побудить нравственны? поступки ребенка. сформировать его нравственные привычки. С- згом значительна и роль право энного идеала в лице имама Шамиля, который представляет своеобразною модель, конкретно воплощающую чп>рааьные нормы общества. кс 'ормм МОЖНО И хочется СДёЛОВЛГЬ.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Доного, Хаджи Мурад, Махачкала
1. Абдулаев МЛ. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.- 176с.
2. Абдулаев МА. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана. -М.: Изд-во "Наука", 1968.-335с.
3. Абдурахман из Газику муха. Книга воспоминаний. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997. 868с.
4. Адамская HJI. Какой учитель нужен школе. Сов. Педагогика, 1991,7.
5. Азаров Ю.П. Мастерство воспитания. -М., 1971.
6. Азбука нравственного воспитания. Под. ред. Каирова И А. -М., 1975.
7. АКАК, Дневник пристава. -Т. 12. -С-Петербург, 1906.
8. Алигишиев Р. Долголетие в Дагестане. -Махачкала, Даггиз, 1969.
9. Алкадари А. Записки о Шамиле. -М., 1989. -1 76с.
10. Алкадари Гасан Эфенди. Асари Дагестан. -Махачкала: Изд-во ДагРАН, 1994.-224с.
11. Алферьев П.И. Очерк из жизни Шамиля. -М., 1905. -46с.
12. Антокольский Л. V очага поэзии. -М., Сов. писатель, 1972.
13. Артеменко З.В. Востггание дисциплинированности и ответственности у подростков в процессе общественно-полезной деятельности /Канд. дис. Минск, 1967. -164с.
14. Архангельский J1.M. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974. -202с.
15. Багдасаров Э.Р. Общение как фактор патриотического воспитания школьников / Канд. дис. Ростов-на-Дону. 1991. 112с.
16. Белевич К.Р. Несколько картин из Кавказской войны и нравов горцев. -С.-Петербург, 1910. -42с.
17. Беспалова Л.П. Возрастной подход в методике воспитания общественной активности младших пионеров / Канд. дис. -JI., 1989. -286с.
18. Богуславский ДЛ. Некоторые биографические подробности о Шамиле / Военный сборник. -Т.Х. -С.-Петербург, 1910. -42с.
19. Бодалев АА. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях. Сов. Педагогика, 1991, №5.
20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. -224с.
21. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. -М., 1975.
22. Бондаревский ЕЛ., Мирончук БА. Физическое воспитание в пионерском лагере. -М., 1976.
23. Буева Л.П. Формирование личности как социально-педагогическая проблема // Проблемы теории воспитания. -Часть I. М.: Педагоги ка, 1974. -270с.
24. У. Бурджалов Э.Н.-Сорьба горцев за независимость под руководством Шамиля. -М., 1940. -35с.
25. БушканецМ.Г. Формирование интереса и склонности к обществен ной деятельности у подростков / Канд. дис. -М., 1964. -102с.
26. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. -М.: Институт истории АН СССР, 1939. -184с.
27. Бушуев С.К. Государственная система имамата Шамиля // Историк-марксист, 1937. -№5-6. -77с.
28. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Л., 1973.
29. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности. Под ред. Данилова МА. -Казань, 1972. 72с.
30. Вопросы и ответы к квалификационным испытаниям по педагогике. Составитель Ибрагимов С А. -Махачкала, ДагИнсппут повышения квалификации педагогических кадров, 1993. -61с.
31. Воспитание общественно-политической активности школьников на примере жизни и деятельности В.И Ленина // Методические рекомендации студентам научно-педагогических отделений университета. -Харьков: ХГУ, 19S2. 112с.
32. Воспитать ленинцев. Сборник статей / Составители: Б.ВЛеванов, В.Н.Шамардин. -Калининград: Кн. изд-во, 1976. -246с.
33. Воспитание школьников во внеучебное время. Под ред. Балясной Л.К. -М., 1971.-203с.
34. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. -Махачкала: Дагкни-гоиздат, 1990. -78с.
35. Гаджиев Б.И. Дагестан в истории и легендах. -Махачкала: Дагкни-гоиздаг, 1965. -203с.
36. Гаджиев В.Г. Движение горцев под руководством Шамиля в исторической литературе. -Махачкала, 1956. -48с.
37. Гаджиев В.Г., Шигабудинов М.Ш. История Дагестана для 9 класса. Учебное пособие. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 160с.
38. Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана. Pvk. фонд ИИЯЛ, ф.7,Оп.1. Дело №236
39. Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке.
40. Гамер Моше. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. -М.: Крон-пресс, 1998. -512с.
41. Гамер Мошс. Шамиль правитель государства и его дипломатия. -Махачкала: Фонд Шамиля, 1997. -106с.
42. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. -Махачкала, 1978.
43. Гасанилав. Имам Гази Мухаммад. -Махачкала, 1992.
44. Геничутлинский X. Историко-биографические и исторические очерки. -Махачкала: Фонд Шамиля, 1992. -176с.
45. Герасимова Т.Н. Физическая культура в жизни молодежи. Сов. Педагогика, 1990, №3.
46. Гончаров HJC. О некоторых направлениях развития педагогической науки. -М.: Знание, 1967.
47. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. -М., 1971.
48. Грибанова Г.И. Скаутизм как воспитательная система. Сов. Педагогика, 1992, №5-6.
49. Дагестанская правда //1 февраля 1997 г.
50. Дадаев Ю.У. По тропам Шамидевских сражений. -Махачкала, 1997. -2.80с.
51. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гт. XIX в. Сборник документов. Под редакцией Гаджиева В.Г., Рамазанова Х.Х. -Махачкала, 1959. -735с.
52. Детские общественные организации Дагестана. -Махачкала: Министерство народного образования РД. 1994. -37с.
53. Дибиров М. Был ли Шамиль левшой // Комсомолец Дагестана, 1969.-13февр.
54. Дневник пристава. АКАК. -Т. 12. -С.-Петербург, 1906. -78с.
55. ДоногоХ.-М. Ордена Шамиля. -Махачкала: Фонд Шамиля, 1995. -112с.56.