автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Ментальность сельской школы как прогностический фактор её развития
- Автор научной работы
- Пивненко, Михаил Петрович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ростов-на-Дону
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Пивненко, Михаил Петрович, 2004 год
Введение.
Глава I. Пространственно-временной и социокультурный аспекты ментальности сельской школы России.
1.1 Ретроспективный анализ социальных предпосылок становления сельской школы.
1.2 Философские и педагогические основания ментальности Российской сельской школы.
1.3 Социально-психологический феномен ментальности.
Выводы к главе 1.
Глава TI. Педагогические условия проектирования ментального пространства сельской школы.
2.1 Стратегия и тактика моделирования инновационного образовательного региона как перспективной модели развития образования на селе.
2.2 Интеркультурные возможности и особенности ментального пространства сельской школы.
2.3. Интеграция сельской школы в образовательно-информационное пространство России.
Выводы к главе II.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Ментальность сельской школы как прогностический фактор её развития"
Актуальность исследования. Сельская школа - собирательное понятие, которым обозначаются различные по типам и видам деятельности, условиям функционирования общеобразовательные школы в сельской местности.
Численность населения, проживающей в сельской местности, неуклонно снижается за счет оттока населения в города и низкой рождаемости. Школа же на селе продолжает существовать, и в процессе поиска путей реформирования отечественного образования следует учитывать особенности феномена сельской школы.
В настоящее время необходимо создание такой системы деятельности сельской школы, которая бы соответствовала духу времени. История педагогики знает немало примеров построения уникальных моделей сельских школ, прогрессивных для того или иного периода истории страны: опыт сельских школ профессора Московского университета С.А. Рачинского в Тверской губернии, М.К. Тенишевой, известной меценатки, организовавшей сельскую школу в Талашкине Смоленской губернии. Интересен опыт С.Т. Шацкого по созданию сельской школы - центра воспитания в социальной среде Калужской области. Уникален опыт Павлышской школы В.А. Сухомлинского, Де-дуровской школы Н.К. Калугина в Оренбургской области. Перечень этот можно продолжать.
Развитие сельской школы в России связано:
- с социально-экономическими и просветительскими реформами 60-х годов XIX века;
- с преобладанием крестьянства;
- с потребностью крестьян в образовании, в связи с бурным экономическим развитием России в конце XIX века;
- с особенностями сельского образа жизни;
- с реализацией просветительских общественно-педагогических компаний, основанных на идее всеобщего обучения;
- с усилением внимания к проблемам национального образования, устои которого сохранены в ментальных особенностях крестьянской общины;
- с изменениями в географической системе общества позиции крестьянства на приоритетную в связи с глубокими реформаторскими преобразованиями в социально-экономической сфере российского государства.
Поэтому сельскую школу необходимо рассматривать в контексте развития российского государства, выявляя в ходе исторического движения её отличительные признаки характеризующие как ментальные черты нации, так и общечеловеческие начала.
Ментальность всегда конкретна и выражает свои сущностные характеристики через определенный культурный код, имеющий временные, социальные, национально-пространственные характеристики.
Ментальность отражает мировосприятие человека, включенного в определенную социальную страту, и укоренного в конкретную социокультурную среду.
Человек не может познать мир в отрыве от собственно культурных корней. Эта заданность непреодолима, но может подвергнуться ауто- и метаос-мысленностью, её можно нейтрализовать и управлять ею. Такая роль может быть отведена конструкту национально-государственного менталитета, выступающего символом, несущим в себе потенцию всех своих возможных воплощений в контексте бытия личности.
Ментальность - это особенность мироощущения, миропонимания, миро-отношения вселенской личности как живого становящегося единомножест-венного универсума, требующего соборного всматривания в себя и раскрытия своей духовности в живом культурном целом. При этом ментальность как интеллектуальный феномен включается в историю большой деятельности и большого пространства как наиболее устойчивая структура сознания.
Итак, ментальность проявлена в культуре, частью культуры является система образования. Следовательно явление ментальности сельской школы в контексте осмысления педагогической теории и практики позволяет представить конструкт категории как необходимого основания развития образования в России как системы.
Понятие традиционализм отражает суть того, что важно для максимального устойчивого развития. Верность национальной традиции «освещает» институты власти, подразумевая верность духовному наследию, духовной традиции, вечным ценностям национальной культуры.
Культура неизменна и изменчива, ибо ритмы, циклы есть воплощение изменчивости неизменного. Таким образом своеобразный ритм жизни, свойственный ментальности сельского жителя, выступающего субъектом культуры, с одной стороны, позволяет сохранить её неизменные черты, обеспечивая воспроизводство, а с другой - позволяет изменять её, способствуя дальнейшему развитию, направленному в бесконечность.
Культурная структуированность человеческого бытия востребует и создает «человека культуры» как идеальную модель человеческого типа, принадлежащего к определенной национальной культуре и воспроизводимого ею как безусловная, существенно приемлемая форма человеческого существования. Система образования воспринимает эту некую модель человеческого типа и пытается следовать высшему идеалу, поддерживая становление и развитие личности ребенка, молодого человека.
Каждая историческая парадигма «фильтруя этос», оставляет то традиционное, неизменное, что выступает регулятором поступательного развития культуры и национального образования как его части.
Особенностью русской культуры является антиномичный характер, обуславливающий поиски общих, универсализующих принципов и ценностных ориентаций, которые преодолевали бы дробность социокультурного конгломерата.
Традиции российского образования изначально связаны с категорией универсализующей духовности, состоящей в понимании и неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность. Система образования в России выполняла функции интегратора ментальностей этосов, этносов, составляющих многообразие национальных культур. То есть система образования России и есть воплощение универсализующей духовности (менталитета), укоренной в традиционализме (ментальности) сельской школы.
Педагогические проблемы сельской школы содержатся в исследованиях H.A. Корфа, Е.А. Звягинцева, А.И. Новикова, Г. Фальборка, В.И. Чернолус-ского, И.В. Чехова, А.Е. Кондратенкова, В.А. Полякова, Э.Г. Костяшкина, А.Ф. Иванова, Г.Ф. Суворовой И.И. Новиковой, М.П. Гурьяновой, A.M. Ци-рульникова, П.П. Пивненко, И.П. Сафонова, М.В. Сафоновой и др. Однако исследование сущностных основ ментальности сельской школы ранее проводилось недостаточно. Более того, этап разработки проблемы в педагогике, а также философии, социологии, психологии характеризуется как уровень описания. Между тем именно ментальность лежит в основе рационально построенных и логически осмысленных педагогических теорий, концепций, систем.
Ментальность отражает образ мышления, духовную настроенность мировосприятия человека или социальной группы, принадлежащего к определенной культуре. Ментальность личности есть обращенность внутрь себя, при этом человек ощущает собственную принадлежность к нации, национальному самосознанию. Оно созидательно и направлено на сохранение и развитие национального бытия, представленного во всех социальных институтах, и, прежде всего, в системе образования, выступающего частью культуры.
Содержание ментальности личности подвижно, тем самым личностный фактор, то есть личностные изменения являются определяющими при реформировании и модернизации системы образования.
Ментальность сложное явление соотносимое с личностью, социальной группой, нацией. Ментальности свойственны обобщающие признаки личностной сущности человека, представляя социокультурную направленность индивида. Следовательно постижение сущностных характеристик ментальности позволяет осуществить анализ систем взаимоотношений «учительучитель», «родитель-учитель», «учитель-ученик» и т.п., вычленив особенности восприятия мира аттитюды, свойственные социальной группе, общности людей, ведущих определенный образ жизни и принадлежащих к конкретной культуре. При этом следует иметь ввиду, что в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некоей центральности. В основе подобного движения ментальности лежит образ жизни городской или сельский. Следовательно изучение ментальности приобретает особую актуальность в современной социокультурной ситуации, характеризующейся переходом к личностно-ориентированной парадигме, сопровождаемым неизбежным реформированием образования. При этом успех реформ во многом изначально зависит от того, на какие ментальные конструкты можно опереться, модернизируя социальную жизнь, сферу образования в соотношении с сельским образом жизни, а также какие новации будут успешными или нет в силу присутствия определенных устойчивых ментальных структур. То есть именно ментальность сельской школы выступает прогностическим фактором её развития.
Рассмотрение ментальности сельской школы представляет собой абсолютно новый ракурс её изучения. Замысел исследования включает исходные факты, его основную идею и теоретическую концепцию. В качестве исходных фактов выступают результаты историко-педагогического анализа развития сельской школы в России, показывающие:
- отсутствие теоретико-методологического осмысления понятий «менталитет» и «ментальность»;
- отсутствие концептуального обоснования реформирования системы образования в современной социокультурной ситуации, основанного на ментальных конструктах соотнесенных с сельским образом жизни;
- отсутствие технологий педагогического проектирования, учитывающих социально-педагогический феномен ментальности российской сельской школы.
Анализ и оценка исходных фактов, изменение образа села и современной сельской школы привели нас к основной идее исследования - представлению ментальности как прогностического фактора динамики развития образования на селе.
Теоретическая концепция исследования строится на следующих положениях:
1. Развитие сельской школы необходимо рассматривать в контексте развития российского государства, выявляя в процессе исторического движения её отличительные признаки, характеризующие как ментальные черты нации, так и общечеловеческие начала;
2. Ментальность это явление, которое выражает свое сущностное содержание посредством культуры, являясь основой рационально построенных и логически осмысленных педагогических теорий, концепций, систем. Культурная структуированность человеческого бытия востребует и создает «человека культуры» как идеальную модель человеческого типа, принадлежащего к определенной национальной культуре и воспроизводимого его как безусловная, существенно приемлемая форма человеческого существования. Система образования «воспринимает» эту некую идеальную модель человеческого типа и пытается следовать высшему идеалу, поддерживая становление и развитие личности ребенка, молодого человека.
3. Культура России антиномична и диахронна, востребуя тем самым наличие интегратора, выполняющего функции своеобразного «цивилизацион-ного интегратора», содержательно представленного понятием универсали-зующая духовность. Система Российского образования выполняла и выполняет роль интегратора ментальностей этосов, этносов, составляющих многообразие национальных культур, реализуя идею универсализующей духовности (менталитета), состоящей в понимании основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность.
4. Концетуальной основой формируемой в системе образования проектной парадигмы выступает явление ментальности. Ментальные особенности школы на селе определяют её образ, вариативные стратегии развития, возможности и условия интеграции в моделируемое образовательно-информационное пространство России и мира.
5. Объективную основу целостности образовательно-информационного пространства составляет культуросообразная среда жизнедеятельности сельских школьников. Качественные характеристики культуросообразной среды определяются образом человека культуры, хозяина земли - духовной, туманной, свободной, творческой личности способной к выбору сельского образа жизни и преобразованию жизнедеятельности села и сельскохозяйственного труда в соответствии с законами и интересами человека.
6. Парадигма личностно-ориентированного образования определяет ценности педагогической культуры сельской школы, к которым относятся: творческий педагогический опыт, предметы учительского труда, знаменательные для местного образования события, педагогическая культура родителей, народные воспитательные традиции, просветительская деятельность местных ученых, педагогов, идеалы, принципы, средства воспитания, характерные для педагогики села, научные идеи и концепции. Педагогическая культура сельской школы - интегративное и динамичное образование, в котором взаимосвязаны ценностные ориентации, деятельность и отношения. Их развитие определяет качество, уровень, целостность феномена «педагогическая культура».
Объект исследования - феномен российской сельской школы.
Предмет исследования - ментальность сельской школы как прогностический фактор динамики её развития.
Цель исследования - выявление и изучение теоретико-методологических основ ментальности сельской школы России, а также определение концептуальных основ, стратегии и тактики организации вариативной модели ментального пространства сельской школы.
Гипотезой исследования стала система предположений, определенных концепцией исследования, в соответствии с которой ментальность сельской школы обусловлена:
- особенностями развития Российского государства;
- культурной структуированностью человеческого бытия;
-выполнением системой образования России функций «универсализационного интегратора», реализующего тем самым идею «универсализующей духовности (менталитета)».
Явление ментальности выступает концептуальной основой формируемой в системе образования проектной парадигмы определяя:
- образ школы на селе и вариативные стратегии её развития;
-возможности и условия интеграции сельской школы в моделируемое образовательно-информационное пространство России и мира, представляя возможность участникам образовательного процесса осуществлять коммуникацию, в том числе и на интеркультурном уровне;
- особенности становления личности ребенка, молодого человека;
- особенности педагогической культуры микрорегиона.
Управление ментальным пространством сельской школы, осуществляемое учителями будет эффективным, если:
- будет осуществляться соответствующая подготовка специалистов в системе повышения квалификации по специальности «менеджер образования сельской школы».
Задачи исследования:
1. Раскрыть историко-педагогические проблемы развития сельской школы в России, выявив пространственно-временной и социокультурный аспекты ментальности.
2. Осуществить анализ философско-педагогических трудов с точки зрения осмысления идеального ментального конструкта универсализующей духовности социокультурного пространства России второй половины XIX века.
3. Определить возможности, условия и технологии интеграции сельской школы в моделируемое образовательно-информационное пространство России и мира.
4. Разработать вариативную модель организации ментального пространства сельской школы в условиях проектной парадигмы.
5. Разработать учебный курс «Ментальность как прогностический фактор развития современной сельской школы» для подготовки и переподготовки учителей сельской школы к осуществлению образовательно-воспитательного процесса в условиях ментального пространства сельской школы.
Методологические и теоретические основы исследования составляют:
- психолого-педагогические и философские концепции становления и развития отечественного образования (Л.П. Карсавин, И.В. Киреевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, C.JI. Франк, A.C. Хомяков, С.П. Шевырев и другие;
- историко-педагогические концептуальные направления (П.П. Блон-ский, К.Н. Вентцель, П.В. Каптерев, H.A. Корф, Н.И. Пирогов, И.Т. Посошков, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, и др.);
- положения концепции личностно-ориентированного образования и педагогической культуры учителя (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Бе-лоусова, В.В. Сериков, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);
- исследования, связанные с изучением особенностей сельской школы (М.П. Гурьянова, А.Ф. Иванов, JI.E. Кондратенков, Э.Г. Костяшкин Л.И. Новикова, В.А. Поляков, П.П. Пивненко, И.П. Сафонов, М.В.Сафонова, Г.Ф. Суворова, A.M. Цирульников В.И. Чернолусский, Е.В. Шорохова и др.);
- научные подходы к рассмотрению феномена образовательно-информационного пространства (С.Г. Ильин, И.К. Шалаев, A.A. Вереев, И. Пригожин, В.И. Козырь, Л.И. Новикова, , Л. фон Берталанфа. В.Г. Афанасьев.);
- теория и практика проектирования образования (Г.Б. Щедровицкий, В.А. Шадриков, Э.Д. Днепров, A.B. Петровский, В.И. Слободчиков, B.C. Мухина, Е.В. Бондаревская и др.).
Выбор методов исследования определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также источнико-вой базой работы: теоретический анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, периодики; диагностические методы, наблюдение; моделирование; анализ и обобщение авторского экспериментального опыта.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 4 лет и включало три этапа:
I этап (2000-2001 гг.) — проводился анализ философской, педагогической и исторической литературы; определялась источниковая база; разрабатывался план и программа исследования. На этом этапе выяснялись социально-педагогические предпосылки становления и развития сельской школы в России.
II этап (2001-2002 гг.) - исследовательской работы анализировалась практика деятельности современной сельской школы, разрабатывалась авторская вариативная модель организации ментального пространства сельской школы.
III этап (2002-2003 гг.) - объединяет теоретическую деятельность и методическое осмысление хода и результатов исследования; оформление материалов в диссертационный текст; развитие и уточнение выводов предыдущих этапов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на ежегодных научно-практических конференциях; на методических семинарах; на внутривузовских педагогических чтениях.
Результаты исследования отражены в статьях, программах, тезисах, докладах. Материалы исследования внедрены в образовательный процесс вуза, педагогического колледжа и ряда сельских школ Ростовской области.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые становление и развитие сельской школы в России рассматривается в контексте феномена ментальности, выступающего прогностическим фактором динамики развития образования на селе.
Разработана авторская вариативная модель организации ментального образовательного пространства современной сельской школы.
Разработан и практически апробирован учебный курс «Ментальность как прогностический фактор развития современной сельской школы», предназначенный для подготовки и переподготовки менеджеров образования для сельской школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие теории проектирования образовательно-воспитательных систем на селе, выявляет возможности ментального пространства сельской школы как прогностического фактора её развития, в процессе которого автором:
- выполнен теоретический анализ пространственно-временного и социокультурного аспектов ментальности;
-раскрыто сущностное содержание идеального ментального конструкта универсализующей духовности социокультурного пространства России и его разработанности в системе отечественного образования на селе;
- выявлены характеристики, признаки и границы разработанности категории универсализующей духовности в отечественном образовании на примере сельской школы;
-определена ценностно-смысловая сущность понятий «универсализую-щая духовность» (менталитет) и «ментальность»;
- изучен социально-психологический феномен ментальности российской сельской школы как прогностический фактор динамики её развития в условиях глоболокализации, миграционных процессов.
В диссертации выявлены и систематизированы педагогические условия формирования готовности учителей к осуществлению образовательновоспитательного процесса в сельской школе на основе их обучения в системе дополнительного образования по программе «Менеджер образования» в процессе изучения учебного курса «Ментальность как прогностический фактор развития современной сельской школы».
Разработана авторская вариативная модель организации ментального пространства школы на селе, ориентированная на воспитание сельского школьника.
Разработан учебный курс «Ментальность как прогностический фактор развития современной сельской школы» на основе идей модернизации образования на селе и ориентированный на подготовку слушателей ИПК и ППРО к осуществлению образовательно-воспитательной деятельности в ментальном пространстве сельской школы.
Полученные теоретические выводы вносят вклад в развитие научных представлений о ментальности сельской школы как прогностическом факторе её развития, специфике модернизации современной сельской школы, подготовку менеджеров образования в сельской местности, могут служить основой для проектирования учебной курсов в системе подготовки и переподготовки учителей сельских школ.
Практическая значимость исследования заключается:
- в возможности использования исторического опыта развития образования в модернизации современной сельской школы;
- включение фактических данных и выводов исследования в содержание педагогической подготовки студентов педагогических вузов, социальных педагогов (работников) для работы в сельской школе;
- в разработке специальных курсов по проблемам развития образования на селе для чтения их в институтах и на курсах повышения квалификации сельских учителей, повышения квалификации и профессиональной переподготовки менеджеров образовательных учреждений в сельской местности.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечены методами исследования, адекватными его предмету, целям и задачам. Обобщающие выводы сделаны на основе ретроспективного и сравнительно-исторического анализа процесса становления и развития феномена ментальности сельской школы на разных этапах её развития.
Положения, выносимые на защиту:
- комплекс уточненных понятий: ментальность, идеальный ментальный конструкт универсализующей духовности в отечественном образовании на селе, ментальное пространство современной российской сельской школы. Уточнение понятий происходит в контексте данного диссертационного исследования - ментальность сельской школы как прогностический фактор её развития. Четкая и обоснованная формулировка понятийного аппарата позволит систематизировать достаточно разрозненные идеи теории модернизации образования на селе в контексте важнейшей парадигмы - педагогики личности, личностно-ориентированного образования.
- технология социально-педагогического проектирования вариативной модели организации ментального пространства сельской школы.
- вариативная модель ментального пространства сельской школы.
- специально разработанный курс «Ментальность как прогностический фактор развития современной сельской школы», повышающий мотивацию слушателей ИПК и ППРО к более осознанному усвоению теоретико-методологических основ модернизации культурно-образовательного и ментального пространства современной сельской школы.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы к главе II:
1. Одной из актуальных проблем современного образования, требующих решения, выступает его развитие в условиях единого образовательно-информационного пространства, создаваемого на региональном и муниципальном уровнях.
Качественные характеристики образовательно-информационного пространства определяются его возможностями удовлетворять потребности развития личности ребенка, молодого человека. Организационной структурой, обеспечивающей необходимые условия для развития, социализации и адаптации личности в сельском социуме, может стать модель инновационного образовательного региона.
2. Объективную основу целостности образовательно-информационного пространства региона составляет культуросообразная среда жизнедеятельности сельских школьников. Эпицентром культуросообразной воспитательной среды является человек, как суверенный, свободный субъект, способный к выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества.
Качественные характеристики культуросообразной среды определяются образом человека культуры - духовной, гуманной, свободной, творческой личности, способной к саоопределению в мире культуры. Принципы культу-росообразности, природосообразности, личностного подхода определяют качественные ориентиры воспитания в едином информационно-образовательном пространстве инновационного региона. Педагогическое управление развитием ребенка, молодого человека осуществимо в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования, саморазвития.
3. Ментальное пространство сельской школы определяет особенности становления личности ребенка, молодого человека, а также педагогическую культуру сельского образовательного микрорегиона. При этом создание единого информационно-образовательного пространства инновационного образовательного региона интегрирует ментальные пространства субъектов образовательной деятельности. Тем самым ментальное пространство сельской школы характеризуется интеграционными качествами, т.к. основное свойство пространства - наполнение множеством более или менее всеобъемлющих систем, отношений, позволяя тем самым осуществлять процесс коммуникации. Информационно-образовательное пространство сельской школы есть среда и, одновременно, средство реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым культура имеет символически коммуникационную природу. Ментальность, являясь сущностным содержанием культуры также коммуникативна.
Таким образом ментальное пространство сельской школы обладает ин-терокультурными возможностями, которые необходимо учитывать, осуществляя социально-педагогическое проектирование в образовании на селе.
4. Социально-педагогическое проектирование в образовании - это специально организованная система деятельности полипрофессиональных коллективов по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок, обеспечивающих развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, позволяющей удовлетворять потребности в образовании человека, общества, в котором он живет, и потребности самих образовательных систем.
Для сельской школы характерна модель социально-педагогического проектирования, представленная в трех взаимосвязанных характеристиках. Первая показывает организационную структуру проекта, вторая - последовательность осуществляемых проектных действий и третья - продукцию проектирования.
Представленные в диссертации теоретические основы и практика социально-педагогического проектирования показывают достаточно широкий спектр его возможностей и открывают перспективы исследования таких актуальных проблем как инновационный потенциал образовательной среды региона, организационно-педагогические условия его развития, учитывающие менталитет россиянина и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования выявлены и изучены теоретико-методологические основы ментальности сельской школы России. Осуществлен анализ социальных предпосылок становления школы на селе, раскрыты историко-педагогические проблемы её развития в контексте явления ментальности. Обоснована методология педагогического осмысления идеального ментального конструкта универсализующей духовности в отечественном образовании. Проведен феноменологический анализ ценностно-смысловой сущности понятий «менталитет» и «ментальность». Менталитет есть некая общая, интегральная категория, характеризующая особенность и значимость России. Цель и смысл существования русской культуры в пространстве исторического времени - осуществлять функцию слияния национальных идей, выражающих ментальность этносов, составляющих суперэтнос России, в одну, национально-государственную, определяющую предназначение, и, безусловно, особенный путь России. То есть национально-государственная идея, суть русская идея, иначе говоря - универсализующая духовность - менталитет.
Менталитет выступает объектирующей духовностью личности россиянина, мыслящей себя субъектом социокультурного процесса и осознающей собственную принадлежность к определенному национально-государственному образованию, Российскому государству.
Составляющим идеального конструкта менталитета является ментальность. Конструкт ментальности содержит категорию национальное сознание. Одним из результирующих способов продуцирования ментальных конструктов национального сознания во вне является культура. Национальная культура ориентирована личностей этнических индивидов.
Персонификация регулятивных требований культуры к личности приобретает вид особенного человеческого типа, который фиксируется понятием «человек культуры». При этом национальный характер является одним из свойств человека культуры, выступая одной из содержательных характеристик ментальности.
Ментальность сложное образование, соотносимое с личностью, социальной группой, нацией. При этом ментальность как и менталитет являются обобщающими признаками личностной сущности человека, представляя её социокультурную направленность. Тем самым именно ментальность лежит в основе педагогических теорий, концепций, систем, центрированных на личности ребенка, молодого человека. Именно ментальность выступает основанием реформирования образования на селе в России, востребуя изучения образа жизни селян, особенностей ментального пространства сельской школы.
В исследовании концепция и технология социально-педагогического проектирования вариативных моделей организации ментального пространства сельской школы, ориентированной на воспитании человека культуры, хозяина земли, гражданина.
В диссертации впервые изучен феномен ментальности, выступающий прогностическим фактором динамики развития сельской школы. Дальнейшая разработка проблемы прежде всего требует исследования ментальных особенностей городских школ, с целью необходимой корректировки реформирования системы образования в России.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Пивненко, Михаил Петрович, Ростов-на-Дону
1. Анисин А.Л. К идентификации учения Н.Ф.Федорова// Русская философия: Восток и Запад (тезисы 1. конференции по русской философии) -Пятигорск, 1994.
2. Анисин А.Л. Основания и суть русской соборности// Судьба России: духовные ценности и национальные интересы / Тезисы Второй Всероссийской конференции Екатеринбург, 1996.
3. Анисин А.Л. Соборное понимание общества как модель правосознания// Актуальные проблемы юриспруденции/ материалы итоговой научной конференции, Вып.2 Тюмень, 1997.
4. Агацци Э. Человек как предмет философии //Вопросы философии. 1989. —№2.
5. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994.
6. Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы. — М., 1995.
7. Ан С.А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX — начала XX вв.: Дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург., 1994.
8. Англо-русский словарь по управлению проектами. Под ред. В.Д. Шапиро и М.В. Шейнберга. — СПб., 1996.
9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. —М., 1990.
10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века. — М., 1990.
11. Ануфриев Е.А., Лесная JI.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен. // Социально-политический журнал. 1997. №4. С. 31,33.
12. Ахиезер A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии. // Вопросы философии. 2000. — № 9. — С. 29-45.
13. Ахиезер A.C., Матвеева С.А. Гуманизм как элемент культуры. // Общественные науки, 1990. — № 2.
14. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. — Волгоград, 2000.
15. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990. — С. 9.
16. Бердяев H.A. О религии Льва Толстого. — М., 1917.
17. Бердяев H.A. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности.—М., 1990.
18. Блонский П.П. О национальном воспитании. // Вестник воспитания. 1915, —№4.
19. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. 1996. — №3. — С. 72-75.
20. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону, 1995.
21. Бондаревская Е.В. К новому типу инновационной деятельности в образовательном регионе. // Инновационная школа. 1995. — № 2. — С. 6-10.
22. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
23. Бондаревская Е.В., Левчук Л.В., Пивненко П.П. и др. Концепция сельской школы. // Сельская школа. 1998. — № 3. — С. 68-82.
24. Борисова Е.В. Традиции воспитания в крестьянской семье в России (1861-1917): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997.
25. Бронеещук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. — М., 2000.
26. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство // Социологические исследования. №5,1996.
27. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика № 3. 1997. — С. 15-19.
28. Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. // Сост. Т. Шанин. — М.: Изд. Группа «Прогресс», «Прогресс-Академия»,1992.
29. Вентцель КН. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. — М.,1993.
30. Волжанин В., Дик В.Ф., Смирнов С Д. О национальной школе. — СПб, 1916.
31. Вопросы истории педагогики. — М., 1973.
32. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. — М., 1978.
33. Гагаев П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике. // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 58-63.
34. Гагаев П.А. Размышления о судьбах русской школы. // Педагогика. 1998.—№6. —С. 10-15.
35. Гачев Г.Д. Национальный образ мира. Космо-Психо-Логос. — М., 1995.
36. Генкелъ В.С. Народное образование на Западе и у нас. — Спб., 1906.
37. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М., 1998.
38. ГиреваЛД. Отечественные педагогические инновации 60-80-х гг. XX в. // Педагогика. 1995. — №5. — С. 83-86.
39. Горшков М.О. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). — М., 2000.
40. Григорьев B.C. Классическая русская педагогика конца XIX — начала XX веков. — М., 1947.
41. Громыко М.М. Мир русской деревни. — М., 1991.
42. Гукаленко О. В. Педагогические основы межкультурного общения. — Тирасполь, 2000.
43. Гумилев JI.A. Этносфера. История людей и история природы. — М., 1993.
44. Гуревич А.Я. Идеи форумности культур // Новые идеи в философии (культура и религия). — М., 1991.
45. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика // Пособие для педагогов. — Минск, 2000.
46. Девин П. О национальном русском воспитании. // Русская школа, 1916. — №№2-3. — С. 11.
47. Демков М.И. История русской педагогики. Ч. 1-3. — М., 1912.
48. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших её представителях: опыт историко-педагогической хрестоматии. — М., 1915.
49. Дерюжинский Н.В. Народное образование в России. — Спб., 1911.
50. Динзе В.Ф. О нации и национальной идее в педагогике // О национальной школе. — Петроград, 1916.
51. Днепров ЭД. Советская историография дореволюционной школы и педагогики. — М., 1992.
52. Днепров ЭД. Четвертая школьная реформа в России. — М., 1994.
53. Дружинин В.И. Демократизация управления общеобразовательными школами сельского района: Дис. канд. пед. наук. —М., 1992.
54. Дубов Н.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 20-29.
55. Егоров В.М. Современные тенденции обновления сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук, — М., 1999.
56. Егоров С.Ф. Теоретические проблемы содержания обучения в общеобразовательной школе России конца XIX — начала XX веков. — М., 1985.
57. Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Русская идея и возрождение России. //Педагогика. 2000. № 5. С. 104 — 108.
58. Зеньковский В.В. История русской философии. — Л., 1991. — Т. 1. —4.2.
59. Золоторев С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России.—Спб., 1910.
60. Иванов А. Ф. Сельская школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области. — М., 1987.
61. Из истории развития педагогических идей. — Саратов, 1974.
62. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов // Сост. А.Ф. Малышевский и др.; Общ. ред. А.Ф. Малышевского; Науч. ред. А.И. Ракитова. — М., 1993.
63. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.
64. Ильин Г. От педагогической парадигмы к образовательной. // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 64-69.
65. Ильин НА. О России. Три речи. 1926-1933. — София: Изд. «За Россию», 1934. 1991.
66. Ильин И А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 т. — М., 1993. —Т. 1. — С. 210.
67. Ильин ИА. Россия есть живой организм. — В кн.: Русская идея. — М., 1992, с. 431.
68. Ильин И А. Русская идея. — В кн.: Русская идея. — М., 1992. — с. 440-441.
69. Иорданский В. Этнос и нация. //Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 3. — С. 83.
70. История общеобразовательной и профессиональной школы России.—Л., 1990.
71. История общеобразовательной и профессиональной школы дореволюционной России. — Л., 1991.
72. Калачев А.В. Развитие земской школы России второй половины XIX — начала XX в. как образовательной системы демократического типа: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2001.
73. Кант И. Собрание сочинений. Т. 2. — М., 1964. — с. 174.
74. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. — М., 1915.
75. Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. — Ростов-на-Дону, 1994.
76. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. // Русская идея. — Петроград, 1922.
77. Квитко Д.Ю. Философия Толстого. — М., 1928.
78. Киреевский И.В. Избранные педагогические сочинения. — М., 1984.
79. Киселев А.П. Организационно-педагогические условия функционирования общеобразовательных учреждений на селе: Дис. канд. пед. наук. — М., 1998.
80. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов. XIX — XX вв. — М., 1996.
81. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М., 1983.
82. Ключевский В. О. Сочинения в 9-ти томах. Т. 5. — М., 1989.
83. Колеватов В.А. Социальная память и познание. — М., 1984.
84. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. // Педагогика. 1995. — № 6.
85. Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. (Вопросы трудового воспитания учащихся). — М., 1979.
86. Концептуальные основы модели сельской школы «Образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология». — Ростов-на-Дону, 1994.
87. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. — М., 1993.
88. Корф Н.А. Ближайшие нужды местного самоуправления. — СПб, 1888.
89. Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? — Волгоград: Перемена, 1996.
90. Крылова Н.Б. Культурология образования. — М., 2000.
91. Кудрявая Н.В. JI.H. Толстой о церковном христианстве и развитии религиозного сознания. // Педагогика. 1996. — №4. — С. 65-68.
92. Кузьмин А.Н. Доступность начальной школы в России. — Спб., 1904.
93. Куликова C.B. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX — XX веков: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 1996.
94. Кульневич C.B. Единое образовательное пространство области (обоснование синергетической разработки). — Воронеж, 1998.
95. Кумбс Ф. Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. — М., 1970.
96. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993.
97. Лисовский В.Д. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. — СПб., 2000.
98. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. — М., 1990.
99. Лосский Н. О. История русской философии. — M., 1991.
100. Магомедов Н.М. Методические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания. — М., 1994.
101. Меденцев A.A. Организационно-педагогические условия становления и развития фермерской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992.
102. Межуев В.М. Культура как проблема философии. // Культура, человек и картина мира. — М., 1987.
103. Мир управления проектами. — М., 1993.
104. Мир философии. 4.1. — М., 1991.
105. Митрошенков А.О. О философских аспектах славянофильства в свете современной науки // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1999, №1. С. 97-100.
106. Митрошенков А.О. Соборность как философская категория в творчестве A.C. Хомякова // Россия. Духовная ситуация времени. 2001, №1-2. С. 92-ИЗ
107. Михайлов A.A. Инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 2000.
108. Михайлова М.Н. Передовые школы России XIX века. — М., 1966.
109. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.
110. Мостовая КВ., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности //Политические исследования. 1995. — №4.
111. Муравьев В. Рев племени из глубины. — М., 1990.
112. Мусин-Пушкин A.A. Среднеобразовательная школа в России и её значение. — Петроград, 1915.
113. Мусин-Пушкин A.A. Чем должна быть наша общеобразовательная школа. — Спб., 1902.
114. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1923 гг. —М., 1974.
115. Наумова Т.В. Менталитет как базовая категория объяснения особенностей ценностного сознания современной российской молодежи. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология.
116. Никитаева Е.Я. Российская деревня в 60-х годах. // Отечественная история. 1998. — №4.
117. Никольская A.A. Отечественная педагогическая мысль накануне октября 1917 г.// Педагогика. 1996. — №2. — С. 88-94.
118. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания. Сочинения. — М., 1995.
119. Новые идеи в педагогике. — Спб., 1912. — №1.
120. Образование в поисках человеческих смыслов // Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Бондаревской Е.В. — Ростов-на-Дону, 1995.
121. Образовательная стратегия сельской школы: Из опыта работы Мечетинской средней школы Зерноградского района // С.Ф. Хлебунова и др. — Ростов-на-Дону, 1996.
122. Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом процессе. Программа сессии и тезисы выступлений её участников 21-22 мая 1991 г. —М., 1991.
123. Общий свод по империи результата разработки данных Первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. — СПб., 1905.—Т. 1.
124. Ойзерман Т.Н. Существуют ли универсалии в сфере культуры? // Вопросы философии. 1989.—№2.
125. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX — начале XX веков. — М., 1980.
126. Осоков A.JJ. Проблема ведения всеобщего начального образования.— М., 1970.
127. О федерально-региональной программе «Развитие системы образования на селе». Решение коллегии Минобразования России от 12.10.99 г. №20/1.
128. Паспорт Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 — 2006 гг.».
129. Педагогика и политика в образовании России конца XIX — начала XX веков. — М., 1991.
130. Педагогика и политика в образовании России начала XX века. Конференция молодых ученых 25-26 февраля 1997 г. в 2-х частях. Часть 1. Доклады. — М., 1997.
131. Педагогика и политика в образовании России начала XX века. Конференция молодых ученых 25-26 февраля 1997 г. в 2-х частях. Часть 2. Доклады. — М., 1997.
132. Пивненко 77.77. Теоретико-методологические основы развития Российской сельской школы: Монография. Ростов-на-Дону, 2001.
133. Пимчев С.П. Ретроспективный анализ как метод прогностических исследований в педагогике: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992.
134. Полежаев Д.В. Ментальность личности и внутренние механизмы социальной направленности // Теоретический философский журнал. «Credo». №2. 2000. — С! 1-12.
135. Поздяева С.М. Российский менталитет и модернизация. http://www.uie. bashedu.ru/konkurs/bagautdinov/bgu/pozdaeva.htm.
136. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. Изд. 2-е., — Спб., 1894.
137. Проектирование в образовании: проблемы, поиск, решения. — М., 1994.
138. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования). // Педагогика. 1995. — №5. — С. 8790.
139. Рачинский С.А. Сельская школа. — М., 1991.
140. Рачинский С.А. Сельская школа. — СПб, 1910.
141. Репина Г. А. Гуманистическая направленность теории воспитания К.Н. Вентцеля: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1997.
142. Рогачев С. А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малочисленной школе: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — Воронеж, 1997.
143. Российское образование на рубеже двух веков. — М., 1996.
144. Россия — образование — XXI век: взгляд в будущее. // Университетская книга. № 12, 1999.146. Русская идея. — M., 1992.
145. Русская философия. — М., 1995.
146. Рябова Л. А. Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1998.
147. Сборник материалов по истории просвещения в России. — Спб., 1893.
148. Сборник научно-методических материалов. — М., 2000.
149. Сборник нормативных документов и методических материалов. — М.,2000.
150. Сельская школа и её выпускники: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе». 21-23 марта 2000 года. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.
151. Сергеенкова В.В. Правительственная политика в области начального образования в России второй половины 60-х годов 19 века. •— Минск, 1980.
152. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. — Волгоград, 1994.
153. Слобожанин М. Из истории и опыта земских учреждений в России.—СПб., 1913.
154. Современная западная философия. Словарь — М., 1991.
155. Современный словарь иностранных слов. — М., 1993.
156. Соловьев B.C. Сочинения. — М., 1990. — Т. 1.
157. Соловьев В. С. Сочинения . — M., 1990. — Т. 2.
158. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. Сочинения. — М., 1990. — Т. 2.
159. Соловьева М.Ф. Земская начальная школа во второй половине XIX — начала XX века: Дис. канд. пед. наук. — М., 1998.
160. Соловков И.А. Опыт Яснополянской школы JI.H. Толстого. // Нач. шк. 1996. — №4. — С. 68-72.
161. Сорока-Росинскш В.Н. Национальное и героическое воспитание. //Пед. соч. — М., 1991.
162. Стрелкова Л.Ю. Народная школа С.А. Рачинского. // Сельская школа. — М.: Педагогика, 1991. — С. 146-165.
163. Суворова Г.Ф. Инновационные процессы в сельской школе. Школа будущего рождается сегодня: Инновационный опыт российской и американской школы. — М.: ИТП и МИО РАО, 1995. — С. 58-63.
164. Суворова Г.Ф. Сельская школа: новое в содержании образования. // Педагогика, 1996. — № 6.
165. Суворова Г.Ф. Спасительный путь нравственности. Ознакомление школьников с началами русской народной культуры. // Сельская школа, 2000. —№4-5.— С. 120-132.
166. Сухомлинский В.А. Гармония трех начал. // «Журналист», 1980, —8.
167. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5т. — Киев, 1979.—Т. 1.
168. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1973.
169. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М., 1969.
170. Сухорукова JI.M. Научные школы в педагогической науке Юга России. — Ростов-на-Дону, 1999.
171. Сучков И.В. Учительство России в конце XIX — начале XX вв.: Автореф. дис. д-ра ист. наук. — М., 1995.
172. Тихомиров Д.И. Значение К.Д. Ушинского для народной школы. // Педагогический листок. — М. 1901. — Кн. 3.
173. Толстой JI.H. О воспитании. // Избранные педагогические произведения. — М., 1982.
174. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. — М. 1989. — С. 105.
175. Толстой JI.H. Полн. Собр. Соч.: в 90 т. — М., Л., 1928-1958. — Т.8.
176. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования. // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 22-26.
177. Управление проектами (Зарубежный опыт). Под ред. В.Д. Шапиро. — СПб., 1993.
178. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М. — JL, 1948-1952. — Т. 3.
179. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах.—М, 1974. —Т. 1.
180. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. — СПб., 1905.
181. Фёдоров Н Ф. Сочинения. — М., 1980. — Т. 2.
182. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела. — М., 1963.
183. Фомин С. О русской национальной идее. — М., 2000. — № 1.
184. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. — М, 1981.
185. Франк C.JT. Духовные основы общества. — М., 1992.
186. Франка В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
187. Хлебунова С.Ф. и др. Управление качеством образования на диагностической основе: Из опыта работы отдела образования Администрации Куйбышевского района. — Ростов-на-Дону, 1996.
188. Хомяков A.C. Сочинения в 8-ми томах. Т. 1. — М. 1990, — С.289.
189. Хомяков A.C. Церковь одна. //Литературная учеба. Кн. 3. — М., 1991.
190. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. (Очерки развития педагогической теории). — М., 1991.
191. Циглер Т. История педагогики. — Спб., 1911.
192. Цирульников A.M. Вариативность в организации сельской школы. // Научный доклад на соискание ученой степени докт. пед. наук. — М., 1994.
193. Цирульников A.M. Земское образование: история и современные уроки / Новые ценности образования: образование и сообщество. NEW EDUCATION VALUES. Выпуск №5. — M., 1996.
194. Чалов А.Н. Учитель сельской общеобразовательной школы. — Ростов-на-Дону, 1981.
195. Чаянов A.B. О дифференциации крестьянского хозяйства. // Крестьянское хозяйство. — М., 1989.
196. Черепанов В.В. Управление развитием инновационных процессов в сельских школах: Дис. канд. пед. наук, — Тюмень, 1995.
197. Черных Л.А. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Елец, 1998.
198. Чернышев И.В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. —М., 1997.
199. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века.1. М., 1912.
200. Шадриков В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа.1. M., 1997.
201. Шалаев И.О., Вереев A.A. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. // http://www.bspu.secna.ru/ Journal/pedagog/pedagog4/articll .html
202. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. — СПб., 1996.• 205. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. — М., 1997.
203. Шаталов A.A. Проблемы народной школы в педагогике JI.H. Толстого: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1995.
204. Шаталов A.A. JI.H. Толстой о национальных особенностях начального образования в России. // Нач. школа. 1996. — №5. — С. 70-72.
205. Юнг К. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — К., 1994.
206. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994.—№ 1.
207. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопросы философии. — М., 1995. — № 2.
208. Закон РФ «Об образовании». // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации. 1992. № 30. — Сб. 1797.
209. Федеральная программа развития образования в России на 2000 — 2005 гг.