Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Методические основы формирования представлений о цвете у детей пятого года жизни

Автореферат по педагогике на тему «Методические основы формирования представлений о цвете у детей пятого года жизни», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Приходько, Елена Гавриловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Методические основы формирования представлений о цвете у детей пятого года жизни"

институт овиего образования министерства образование российской федерации

на правах рукописи

приходько Елена Гавриловна

методические основы формирования представлении о пвете v детей пятого года зсизни

13.00. о! - Теория и история педагогики

АьтореФерат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1973

!

/

Работа выполнена в институте общего образования Министерства образования Российской федерации

Научный I/. оводитель; кандидат педагогических наук.

•старший научный сотрудник Т. Н. Доронова

Официальные оппойентьи доктор педагогических наук.

профессор т. с. Комарова

кандидат педагогических наук, старш«.; научный сотрудник 3. и. КУбишкина

«вялая организация - магнитогорский государственный

ордена "Знак почета" педагогический институт

залита состоится • 1993 г в___час

ва заседании Специализированного совета К - ИЗ. 39.01 по .присуждению ученой степени кандидата педагогических наук Российской федерации по адресу; 109004, Носкча, Крутшмша вал. 84.

с диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

о

Автореферат разослан 1993 г.

Учения, секретарь Специализированного Совета, кандидат педагогических.наук

н. в. Ткачева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ,

Актуальность исследования. В законе Российской Федерации "00 образовании" сказано, что воспитательно образовательный процесс дошкольного учреждения должен осуществляться в интересах личности, общества и государства.

Боепитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста осуществляется в разнообразных видах деятельности, среди которых особое место занимает рисование. Б дошкольной педагогике рисование всегда рассматривалось как веяное средство эстетического воспитания и развития детей. И с этой точки зрения, проблемы повышения эффективности обучения детей рисованию имеют особую актуальность и значимость.

Вопросы теории и методики художественного образования школьнике« широко освепрются в трудах ведущих исследователей

A. Д. Алехина, О. Л. Апраксиной, Е К Гончарова, Э. Я Кубышккно;.,

B.С. Кузинат Б.Т. Лихачева, Е К Ростовцева, . А. А-Унковсксго, & Е Шацкой, Е. Е ПЪрохова, Т. Я. Шпикадовой и др. .

Теоретико-методологические основы обучения детей дошкольного возреств рисования 1.-и6олее полно представлены в работах Т.С.Комаровой, ЕЕСакулиной, Е.И,Флериной и др. В них убедительно показано, что в дошкольном детстве рисование органически входит в жизнь ребенка-дошкольника г оказывает значительное влияние на еги< развитие.

Особое место занимает рисование на пятом году кизни ребенка В этом возрасте рисование, как и игра, является одним из любимых занятий детей. . < .

Наибольшее удовлетворение от результатов собственного Творчества дети испытывают при работе с краской. Яркие цьзта радуют ребенка, вызывая у него определенные эстетические чувства. За "красоту" цвета- ребенок готов локальную окраску лредпочес^гь проиг зольной.

Проведенные лсихолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом:

- к четырем годам анализатор детей достаточно хорошо сформирован, и они способны различать разнообразные цвета и оттенки, знать их названия;

- в атом возрасте наиболее ярко проявляется спссобность к

цветоощущениям;

- дети в состоянии выразить цветом свое отношение к преме-там и осознанно использовать цвет при создании интересных, эмэционально значимых для них образов.

Однако, как показывает анализ и с"общени* ряда научно-теоретических и методических исследований, искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной литературы, существующие мет о дики обучения г'" тей рисованию не используют больших вовмсък-ностей детей пятого года жизни для формирования у них представлений о цвете.

До настояи^го времени не определена последовательность знакомства детей пятого года ливни с цветом ни л количественных, ни . в качественных категориях. В результате, слоливьляся система .обучения детей пгчменениь эталонных цветов, отнесенных к конкретный реальным предметам, быстро превращается в своеобразный штамп и, по мнению психологов, педагогов, художников, тормозит 1 становление как изобразительной деятельности, так и общего развития ребе :ка (Е. Г. Макарова, В. С. Иухшь, Е. И, Чарушин и др).

В результате этого возникает противоречие, котосое возмолно устранить при теоретическом обосновании и экспериментальной апробации новой методики обучения, которая отвечала б к. возрастным особенностям и возмолшетям детей пятого года лизни и сущности рисования как худомеогвенной деятельности.

Обозначенные противоречия определили цель и гадачи исследования.

Цель исследования - научное обоснование и практическая разработка педагогических условий, способствующих формированию у детей 4-Б лет умений различать, называть н испольеов&ть цвета и оттенки в рисовании, активному их применению в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Объект исследования - процесс обучения детей пятого года жизни различению, называние и практическому использованию цветов и оттенков нь аанятиях рисоваьлем и в процессе самостоятельной деятельности. :

Предмет исследования - ив1, идика обуче ;ия детей пятого года ¡низки умениям различать, называть ч использовать различные цвета и'оттенки в рисовании.

- - 5 -

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возможности детей пятого года жиани в различении, назывании и использовании различных цветов • и оттенков в рисовании;

2. раскрыть методические основы обу ения яетей пятого года «'-'ни работе с краской. Определить последовательность и разработать содержание и формы обучения детей пятого года ?шэни п работе с краской, способствующие развитию детей и специфике рисования- как художественной деятельности;

3. Определить педагогические условия формирования у детей пятого года зкиэни представлений о цвете, отвечающие интересам и потребностям ребенка, и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1. Метод теоретического анализа: изученг"1 и анализ научной литературы по педагогике, психологии, искусствознанию.

2. Анализ состояния теории и практики формирования у детей пятого года жизни представлений о цвете.

3. Беседы с детьми.

4. Анализ продуктов творческой деятельности детей.

5. Психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась с детьми 4-5 лет В

детских садах г. Краснодара и Краснодарского края. Всего экспериментальной работой было охвачено 570 детей.

Гипотеза исследования. Исходя иэ того, что цвет является наиболее доступны),! детям четырех-пяти лет средство:; выразительности, мы предполагаем, что обучение их умениям раэл"чать, называть и использовать разные цвета и оттенки в рисовании и при самостоятельной дорисовке и раскраске своих ррг-от будет способствовать развитию детей, отвечать их потребностям и интересам.

Успешность обучения шлет определяться следующими педагогическими условиями:

- использование специальных игр-упражнений, направленных на развитие у детей умения отделять характеристику цвета от конкретного предмета;

- проведение специальных занятий по обучению детей сменмвэ-

- б -

н.ию красок;

- рассказывание сказок о красках, проведение дидактических

игр;

- использование методов и приемов, побуждающих детей к активной, самостоятельной работе с цветом при раскраске и дорисовке собственного рисунка.

Теоретической основой исследования- стали данные психоло-го-педагогпческой науки о воспитании, обучении и развитии детей пятого года к-ълп (Е. А. Аркин, А. В. Еакушнсгай, Е. И. Игнатьев, Б. М. Ксток'аша, Т. О. Комарова, В. С. Мухина, Л. Б. Пантелеева, К. П. Са-кулинэ, Е. А. ©лерина, Б. И. лачапуридэе и др.).

Научна э койшнв и теоретическая значимость исследования. Впервые методика обучения детей 4-5 лет умениям различать, называть и использовать цвета и оттенки в рисовании построена на пснхолого-педагогической основе с учетом специфики рисования как художественной деятельности н с учетом интересов и потребностей ребенка. Теоретически обоснованы, разработаны н экспериментально проверены педагогические условия сформирования у детей представлений о цпете, а так.« доступный в исполнении прием раскраски и дорисовки детьми свочх р::сунков, позволяющий свободно и самостоятельно развертывать содержание замыета в собственной логик»?, что имеет большое значение Для развития ребенка.

Практическая значимости результатов исследования заключается в том, что ка основе теоретического анализа и обобщения результатов опытпо-педагогической и ь-ксг.еримеитальной работу составлена к внедрена в практику работы детских садов Российской • Седереции новая программа по обучению детей пятого года *изнн рисований ("Радуга"), разработана система оригинальных методических приемов и рекомендаций, • которые могут использоваться воспитателями и руководителям!! кружоз по обучению детей изобразительной деятельности с практической работе.

Достоверность результатов исследования. Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на фактическом материале, получекном в опытно-экспериментальной боте. Достоверность результатов подтверждается математической обработкой и качественным анализом порченных данных. выносятся следук"'ле ьэло.иения:

1. Рисование имеет большое значение для эстетического и

общего психического развития детей' пятого года жизни.

2. Цвет является наиболее эмоционально значимым и доступным для детей пятого года ¿панн средством выразительности, побудителем к рисованию, вызывающим интерес к этой деятельности.

3. Пгдагогическими условиям! успешного обучения детей пятого года ГО1ЭНИ умениям различать, называть и практически использовать различные цвета и оттенки в рисовании язлантся:

в) использование специальных ¡ягр-украялениИ, направленных на развитие у детей умения отделять характеристику цвета от конкретного предмета;

б) проведение специальных занятия по обучению детей смешиванию красок;

в) использование сказок о красках, проведение дидактических

игр;

г) использование методов и приемов, побуждающих детей к ак- ' тивноЯ самостоятельной работе с цветом для раскраски и дорисовки собственного рисунка, внесения дополнений, отвечащих интересам и потребностям детей.

4. Использование цвета в_ свободном рисовании, повторное возвращение к своему рисунку, позволяющее свободно и самостоятельно развертывать содержание замысла в собственной логике, вызывает у детей интерес к рисованию, способствует развития детей, отвечает их потребностям и интересам.

Апробация и внедрение результатов исследований. Результаты исследований обсуждались и получили одобрений на заседаниях лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования НО РФ и кафедры развивающего обучения ИППК г. Краснодара, а тачмэ в програыге семинаров для воспитателей, работающих с детьми пятого года жизни, проведенного на базе г. Краснодара и Краснодарского края в .марте, ноябре 1992 года.

Диссертация состоят из введения, двух глав, выводов, списка основной литературы и приложения, где представлены рисунки детей, полученные в ходе проведения исследования, сказки о красках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, его

новизна, теоретическая и практическая значимость, формируются цель, гипотеза и задачи исследования.

В первой главе - "Теория и практика обучения детей пятогс года жизни умениям различать, называть и использовать различные цвета и оттенки в ристании" - осуществлен анализ психолого ле-дагогической, методической и искус с тг ^ведчесюй литератур, программных документов. Рассматриваются вопросы екнэетивности формирования у детей 4-6-лет представлений о цвет--.

Анализ психолого-педагогических исследований убедительно показал, что рисование, являясь одним из любимых ганнтий детей дошкольного возраста, имеет болсшое значение для эмоционального благополучия ребенка, развития его художественных способностей и интересов.

Цвет, будучи компонентом и средством выразительности, является одним из сильны побуди!ел^й детского рисования.

Цвет воздействует на эмоциональную сфзру ребенка, участвует в процессе его худояеетвешой деятельности, формирует художественный вкус. Как всякая способность, представление о цвете не является вро; ¡енным, а является результатом развития. осуп»?ст-влящэгося в процессе целенаправленного воспитания и обучения.

Под Формированием представлений о цвете в данной работе подразумевается развитие у детей умений различать, нь ывать и использовать разнообразные цвета и оттенки.

Ш мнению ученых, физиологов, психологов (Е. Д. Аркии, ЕИЕражап, С. И. Гальперин, 3. И Истомина, Е. И. "овалевский, А. и.Сулика. О. Ю. Уварова) цветовое зрение к 3 годам развито настолько, что глаз ребенка достаточно легко ощущтет.н воспринимает различные цвета и оттенки в окрулакжрм мире.

Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах, оттенках и способах их получения были подробно изучены при проведении исследований на сенсорному воспитании (Е Н. Аванесова, JL А. Вен-гер, ЕД,Венев/ А. Е Запорожец, 3. Е Максимова, Э. Г. Пилюгина, A,ILУсо«а к др.). Полученные данное позволил" ученым лучле понять психологическую природу развития цветового восприяти- и осуществить перестройку в условиях овладения детьми изобразительной деятельностью.

Благодаря исследованиям психологов и педагогов, были олго-

целены возрастные особенности развития цветового восприятия детей, в частности детей четырех-пяти лет, особенности словесных збоэначэний и соотношение их с цветами и оттенками окружающего ■•ара,

В трудах А. В. Бакунинского, Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. С. Уухлной, Е П. Сакулпной, Е. А. Флерпной раскрыта эволюция цвета в детских рисунках от свободного экспериментирования с ярким и привлекательным материалом к осознанному использованию дзета: стремлению к цветовому соответствию изобралиния реальному предмету.

Ученые были единодушны в том,что система воспитания, воздействующая на ребекк?, ео многом определяет то, как он использует дает в своих рисунках. Там, гдб ребенок приобщен к художественной культура» он не толь/л в:<;дпт, различает, называет цвет,но и свободно использует его в рисунке.

Поэтому формирование представлений о цвете детей пятого года июни долхно включать в себя процесс активного накопления знаний о цвете разных и многих предметов и обучение детей самостоятельной работе с красками, что является одним из э£Ф?ктиз-ншс способов развития представлений о пв&те.

Однако, анализ программно-методических доцентов показал, что задачи развития у детей пятого года мини представлений о цвете не соответствуют возможностям детей этого возраста. Методические рекомендации по общению детей 4-Б лет смешиванию красок отсутствуют. Б? отвечают в полной «ере психолого-педагогическим требованиям и авторские системы воспитания и .обучения детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Поэтом/ необходимо определить, какие педагогические условия формирования представлений о цвет-? больше отвечают возрастным особенностям детей четырех-пяти лет, способствуют развитию у них практического интереса к цвету я рисованию как худозлественной деятельности.

12. §12йРЛ ГД^РЭ ~ "Содержание, пути и методы формирования / детей пятого года знгани представлений о цвете" - на основе спыт-ко-згсопери.ч'ентальяой работы определялись педагогические условия, способствуете формировании представлений о цвете.

Исследование проводилось с 1Р8Э по 1992 ^од в детских садах Ш 65, 84 и 196 г. Краснодара к в сядах Краснодчрс-кого

- ю - v

края: HM 1 и 42 сгиницц Саперской, (¡N 1S и 42 г. Тимашевска, 112 станицы Красноармейской.

Перед началом проведения экспериментальной рабсы врачи-офтальмологи провели специальное обследование всех детей экспериментальной и контрольной групп на предмет отсутствия патологии цветового зрения. ){ы считали необходимым работать с детьми, об-ладащими нормальным цветовым зрением.

В констатирующем эксперименте участвовало 110 детей в возрасте 4-4,3 лет, из них 60 в экспериментальной и 50 в контрольной группах, и Í20 детей в возрасте 6-7 лет.

Целью констатиру.дэго эксперлмента являлось:

1. Выявить возможности различать, называть и использовать в рисовании различные цвета и их оттенки у детей экспериментальной •и контрольной групп.

Е. Определить эмоциональное отношение детей к цветовому решению chl.ix рисунков и к рисованию.

Констатирующий эксперимент проводился в два araría.

Для реализации первой цели эксперимента было проведено две серии опытов с детьми пятого года жизни.

Для проведения первой серии эксперимента воспитанникам датских садов предлагалась ответить на вопрос, какого цвета нарисованный на картинке предмет.

Результаты свидетельствовали о том, что стартовые возможности детей экспериментальной и контрольной групп по различению и называнию цветов и оттенков одинаковы.

Ответы детей показчли, что дети различают цвета и оттенки. Однако, не имея в своем активном словаре обозначений оттенков, ищут спс ;oöu их названия.

Во второй серии констатирующего эксперимента был нроведзн анализ детских рисунков, выполненных в разных формах организации рисования красками: на занятиях на тему, предложенную воспитателем ("заданные"); на занятиях свободным рисованием ив процессе самостоятельной изобразительной деятельности во время игр и прогулок ("свободны*").

Всего 6lino проанализировано 1120 детских рисунков. Анализ детеше рисувкоэ показал, что : i езнятлях на заданную тему исиог вовишеь г. aera: основных цветов. Ни на одном занятии детям с - предлагая выбор краски по ¡E смотрении.

В детских работах, выполненных в процессе свободного рисования, наряду с основными энаш/шш цветами красок, дети в своих рисунках использовали и незнакомые (дети не называли их при обследовании) цвета и оттенки: розовый, темно-красный, сиреневый, голубой, фиолетовый и др.

Очевидно, что в процессе свободного рисования, где возможности детеЛ в использовании красок не ограничены, для воплощения задуманного дети пользуются разнообразными цветами и их не смущает то, что они ке знают названий цветов, что свидетельствует об интересе детей ¡г цвету.

Особенностью П-го этапа являлась экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста,

В эксперименте участвовали 120 детей старших и подготовительных групп детских садов 1111 84 и 196 г. Краснодара.

В детаком саду К 195 в течение многих лет проводится углубленная "работа по художественному воспитанию детей. В детском саду К 84 ведется обычная работа по обучению детей изобразительное деятельности.

Мэтодика второго этапа конствтирутврго аксперимента включала в собя пг•ведение занятия по рисованию красками, на свободную тему я Оеседк с каждым- ребенком, а результате которых выяснялось отношение рэОенка к цветовому решения своего рисунка и к р?;сояг-пия.

Таблица 1

Огиззенне дэтей к цветовому рекешиз слога рисункоз.

и д/сада Кол-во д<ней Кол1Г"зство ответов детей

Удовлетворит 1йудоплогпг()|

' 19(3 СП 48 12

84 00 7 53

Цродставхеппш ддишл сввдетелгствуот о том, что я 190 детском саду подавляпзээ Оольшгаство д«?<?Я оделяли и?чг подота-телыго. Летп 84 сада пе испытывали удовлетворяйте от я

своих рисунках. Дети, умеюад« рисовать, с интересом относятся у рисованию, предпочитают его другим видам деятельности, получат удовольствие не только от пвоей деятельности, но и от изобразительного творчества своих товарищей. Дети, чьи умения в рисовании ограничены, не испытывают желания звниматюя рисованием I свободное время, остается равнодушными к изобразительному творчеству сеоих говаривай.

Результаты констатирующего эксперимента убедительно показали, что возрасту детей 5-го года лизни присуще: оптимальное сочетание условий д.'Ч ознакомления с цветом с помощи разнообразных средств, в том числе, обучения детей самостоятельному смешивании красок для получения нужных цветов и оттенков; необходимы! уровень возможностей и способностей различать, определять и называть цвета и оттенки; наличие тенденции использовать в рисовании разнообразные цвета и оттенки, дал? не знакомые детям ш названию.

Отсутствие в педагогической практике работы с детьми данно го возраста внимания к. системе работы с цветом; использование н занятиях риг-~ъанП'-.'М готовых красок, ограничение возможности и выбора по ус-уотрепип детей, относительная бедность речевог ' обозначения цветов, - г» шьодит к тому, ч-о дети испытывают не у довлетворокие от своего уксунка, теряет ¡итер^с к иуобраэигель ной деятельности, ч?о в конечном итоге не способствует эмоциэ ¡сальному благополучны м-^й в старшем дошкольном возрасте, и тор мосит развитие личности будущего человека.

Очевидно, что необходим ¡итак таких методов и приемов, ко торш позволят педагогу своевременно и доступно формировать детой 5 года жизни представления о цвете и интерес к нему.

Осуществление программа! опытно-поисковой работы предусмат риг ало редание следгюцей задачи: определить наиболее эффективна методы и приемы, побуждавшие детей использовать в своих рисунка разнообразные цвета и оттенки.

• Для проведен ля поискового эксперимент ш ^«.«делили дете на 4 группы, в каждой из которые использовался какой-то один м« тод- формирования представлений о цвете.

'Соде;«чнием работы в группах было:

в. 1--.-.Й группе,- детям предоставлялась возможность пользе иатьоя краслами'й процессе свободного рисования;

со 2-ой группой - проводилась систематическая работа по использованию дидактических игр, направленных на фэрмированиу у детей представлений о цвете;

с 3-ей группой - проводились наблюдения в природе с целью ознакомления детей с разнообразными цеетами и оттенками;

в 4-ой группе - проводилось специальное сСу-4ени>- д-тей склеиванию красок

Результаты опытно-поисковой рвботм свидетельству^!- о том, что при организации целенаправленной педагогической работн по формировании у детей 5-го года лизни подставлений о ц&~те рая-личные методы оказывают неадекватное ьлияние на раяв;,гг- у^ннй детей разлг.^&ть, называть цвета и использовать представления о них в своих рисунках.

Методы развития цветового восприятия ¡'дидактические игры и упражнения, организация наОлядений в природе) аннчит^льно повлияли на способность детей различать и называть <о>ета и оттенки.

Активная деятельность педагога по использованию этих методов. с одной стороны, способствует развитии-) вникания, интереса к цвету, развивает память, о^огаилет речь ребенка. С другой стороны, не вызывает у детей Алания, в полной активно действовать с цветом, обогащдть свои рисунки различными цгетаь-;! и оттенкам;;, с которыми они у>^ знакомы.

Б условиях активной детской изобразительной деятельности цьблвдается. недостаточная -эффективность рнзьптиь у детей умений различать и кгзьгпать цвета и оттенки, а ¿-навдт, и соотноаггь их с цветом Ис-о^рах&емых предметов.

Предположение, что один п методов будет наиболее »ФФ^ктир-но влиять нэ развитие способностей детей различать, называть ц^ста и одкозре^нко сгсособствера.ь их активному использования детьми в рисунках, не подг?ердилось. 3 связи этим яюзниклз необходимость поиска таких педагогических условий, »»торге обеспечат комплекс методов, направленных на формирование у детей Б-го года м««ни представлений о црете.

Сановной, сс'бств»гн1' ¿оглгоущиЗ атап эксперимента сохранял поставленную цель и стадии следила!* задачи:

1. г^звивап. у дет^й способность отдела ■ цвет от конкрет- * ього предмета,

2. гсучяъъ детей приемам гмекиэаняя крагок для получения

оттенков одного цвета.

В качестве педагогических ус товий, был разработан комплекс дидактических средств, куда вошли:

1. Специальные игры-упражнения на развитие у детей способности отделять характеристику цвета от конкретного предмета;

Наблюдения в природе;

3. Специальные занятия по обучению детей смепнванию красок;

4. Сказки о красках, дидактические материалы;

5. /¡¿пользование методов я приемов, побуждавших детей к активной самостоятельной работе с цветом для раскраски и дорисовки оооственного рисунка, внесения- разлит.,лс до-полаешй.

Отличительной особенность» комплекса дидактических средств являлось то, ото обучение.на занятиях, наблюдений в природе, дидактические игры и другие методы были направленны на овладение детьми знаниями и представлениями об одном цвете или оттенке какого-то цвета

Последовательность знакомства детей с различными цветами и оттенками определялась в соответстг и с результатами исследований Аргаша S.A., Истоминой 3.Ы. , Мусиной B.C. и.другими.

В ходе проведения опыгко-экспериментаяьиого обучения детям предоставлялась полная свобода в действиях с изобразительным! катернах .ми. Развитие чувственного познания детьми окружающего через детальное обращение к цвету, его огтенкам сочеталось с учетом своеобразия ¿.лских интересов л эстетических переливаний. При этом тема цвета не утрировалась, а преподносилась, наряду с другими харжгерными особенностям! предметов и явлений.

Для поддержания интереса к цвету работа с ним постоянно разнообразилась. Варьирование'работы позволяло показать многоцветье красок и разнообразные способы их получения для изображения ваду1. занэго.

Опытно •яксперииентеишная работа про водилась в средней группе дегсюого сода И 84 г. Краснодара в i991-92 учебном году. В ней учзстяовалз5 20 детей.

Озраллельно велся эксперимент в пяти детских садах г. Краснодара п Краснодарского края. Всего в ояытно-экспвримея-тааггои обучении участвовали 120 детей.

Для сопоставления полученных данных наш были отабрш'ч 0 контрольных детских садов (120 детей) г. Краснодара и Краснодарского крал, з которых формирование представлений детей о цвете осуг^эствлялось по "Программе воспитания и обучения в детском саду" (IL: Просвещенна, 1987).

Всего в контрольном эксперименте участвовало 2-10 детей.

Контрольный эксперимент в; лючал в себя:

- анадг- детских рисунков, собранных в результате проведения контрольного занятия свободным рисованием;

- беседы с детьми о цвете в их рисунках;.

- наблюдения за выбором вида деятельности детьми во время игр а врагуюк.

Нгтернадн методов • «энтрольиого эксперимента заносились .•• протокол, где фиксировались достижения детей в использовании разнообразных цветов и оттенков, ответы на поставленные вопросы, проявления инициативы и творчества в работе с цветом. .

Для получения данных о результативности опытного обучения выделаны следующем показатели:

- использование детьми в свободном рисовании разнообразных цветов и оттенков, полученных в результате самостоятельного смешивания красок:

- отношение ребенка к цветовому решению своего рисунка;

-наличие интереса к рисованию, как виду деятельности, где

практически применяются приобретенные знания о цзете и умения его преобразовывать.

Использование детьми ра гообразных цветов и оттенков в свобо.г. тм рисовании.

Анализ полученных данных показал, что рисунки детей экспериментальной группы резко отличьллся оч рисунков дет^й контрольной группы.

Рисунки детеп экспериментальной группы отшчзет оригинальность цветового решения. Ео всех без исключения рисунках дети использовали цвета, полученные в результате смеишван я -фасок. Это свидетельствует о том, что '/'"тям -доставляет удовол' :теие ка-нппу.шровоть кпасками, сочетать кх,. получать порой неожиданные даат? для самого ребенка цгета гренки.,:.

В экспериментальной rpjnne только незначительнее число д^-vert использовали ? cbo.iX рисунках 4 цвета, бопьк<нс^йо ni"-г h

рисовали краскъми-В и 7 цветов, ребенка рисовали красками 0 цветов, что ь среднем составило 6,3 цвета в каждом рисунке.

В контрольных грушгах есть дети, которые ограничились красками 2-х цветов, их Ö человек. Основная масса детей рисовала трамя, четырьмя. и пятью цво-гают, чпо в среднем составило 3,9 цвета в каждом рисунке. Эти данные свидетельствуют о том, что воэшхностн детей экспериментальной группы применять полученные о цвете представлена значительно шире, чем у детей контрольной группы и вкралактся в разнообразии цветов красок, которыми дети экспериментельной группы изображает задуманное.

Различие а результатах детей экспериментальной и ¡гснтрольной групп связано с тем, что цветовое восприятие детей экспериментальной группы обогащено знаниями я представлениями о цвете Соль ¡лого количества предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они владеет техникой смешивания красок, а значит, имэсг возможность самостоятельно получать такие цвета, которые рисуются в их воображении для изображения задуманного.

Стремление ртей 'многократно производить омегыв^нке и открывать для себя различные цвета оттенки обуславливает болькое количество их в рисунках детей экспериментальной группы.

Отнокек'лс д^тей к цветовому ррлу-кп'о своих р"сунк.:>в.

Анализируя отношение детей к цвету своих рисунков, выяснили, что подьрля»ц?е' большинство детер экспериментальной группы вира?или удовлетворение цветом своих рисунков. В котроль-ной va группе так.« детей меньше половины,

Чтобы установить при'-злну различия в результатах отношения детей к цвету своих рисунков, был сделан анализ понравившихся детям цветов. Шчти все краски рисунков детей экспериментальной группу ии кравп.'шсь.

Дехи контрольной группы назвали только 115 понравившихся им цветов, что составило 4-га часть всех использованных ими цветоЕ.

Кроме того, при анализе названних цветов обяару?лена особенность: балыынстЕО ипетоз, полученных путем смешивания красок, были названы детьми обеих групп как понравившиеся.

Полученные данные свидете-аствумг о том, что дети отдают предпочтешь тем цветам з сволх рисунках, которые они получили а результате своей самостоятельной деятельности с красками:;

Учитывая данные, полученные в результате определения отно-

шения детей к цветовому решению своих рисунков, модио kuhct¿iti. •ровать, что дети, получившие предетичл-.-нид о щите на основе системы дидактических среден, не только выразили удовлетио^лно красками своего рисунка, получили удовольствие от их ргц»н еия, но и проявили сын гн'-лии о цвете путем tipujunt. ,>ги иа^ына-ння раэлг'ных цветов и otvt-hkob. Это сйид^те/злегнуег о рч;»яими» активного словаря детей и об оссаннииом исиольаоьйппи цн»'гн изображения задуманного, Существенно и то, что кладки, когорт в большинстве своем нравятся дегнм обеих'групп,- это гродуст и собственной творческой деятельности.

CTHOiiieHiie детей к риоованиб.

Отношение детей к рисованию определялось по двум noinpmé-■ля№ субъективному (ответы детей в и оМ^ктипному (нч. n»v

дение за выбором предпочитаемого вида деятельности и ,<лител' -пость этой деятельности;.

Из таблицы 2 видно, что подавляющие Оояьышсто экспе-

риментальной группы высказали свое положительное отнош»ни.: к рисованию в то время, как дети контрольной группы в своей сношении к рисовании разделились во мнении почти поровну. И в той и другой группах есть дети, затруднившиеся дать точный ответ (в экспериментальной группе - их 3, в контроль: эй - 11).

Т&Плицп 5?

Отноданив де< jíI i: цт^ту своих: рисунков.

¡ ! Количество ответов детей. i

: i_ .._____?

¡ ' t Положит, s Огрицпт, :

Группа » Всего ; ■________j

i : Кол-но: 2 : Itot-no: %

j

: : ¿ : i : Экспериментальная i '117 t lLtJ :60,б : 11 ¡ P,4 :

V

Контрольная ; 109 : 55 :Б0,4

;

r\ : 49,6 :

- 18 - *

В ответах детей были ответы, связанные с отношением к цвету и другие. Анализ их показал, что количество детей, связывающих свое отношение к рисованию ч~реэ отношение к цвету, в экспериментальной группе 83, а в контрольной только 21.

Результаты анализа Оесед поклоаяи, что дети обеих групп выражают положительное отношение к рисованию благодаря тому, что им доставляет удовольствие смешивать краски, изобретать новые цвета и воплошать задуманное в своем рисунке этими цветами. Следовательно, цвет является побудителем детского рисования, но только тогда, Когда ребенок владеет достаточно широким диапазоном знаний о цвете, понимает роль цвета в рисунке, осознанно пользуется им, имея технические нагыки.

В результате наблюдений за выбором детьми предпочитаемого вида деятельности и часы игр и прогулок было установлено, что дети экспериментальной группы ежедневно обращались к рисованид. Владея иршшмл дорисовки, внесения дополнений, многие дети пользовались ими, обогащая свои рисунки ноеыми сюжетам!, образами и красками. Удовлетворенные .„.вультатом своей деятельности, дети часто показывали свои рисунки друг другу, экспериментатору, стремились получить поддержу и одобрение.

Дети контрольной группы редко обращались в свободные часы к рисованию. Всегда это были одни и те же Дети, их деятельность носила одиночный характер. Композиционно бедные, невыразительные по форме и цвету рисунки не вызывали интереса даже у самих детей.

Что касается количества обращений и длительности рисования в часы игр и прогулок, то здесь количество детей, обратившихся к рисованию, количество обращений и длительность свободного рисования детей эксперимзнтальной группы также значительно прйвыыапт показатели детей контрольной группы. Зто убедительно свидетельствует о том, что у детей экспериментальной группы сформирован устойчивый интерес к рисованию.

Итак, анализ результатов, полученных в процессе контрольного эксперимента, показал, что в экспериментальных группах показатели достижений детей в области формирования у них представлений о цвете значительно Еьше, чем в контрольных группах. Этим подтверждается эффективность педагогических условий, разработанных для формирования у детей пятого года жизни представлений о цвете.

выводи

В суцгствующей методике формирования представлений о цие-г-не выделено содержание этой работы с демьми пятого года жизни.

Зкспериментально-опытное исследование позволило установить, что Армирование представлений о цвете, как одном г,о г ларны.-компонентов детского творчества, у дегей питого ;одн жи*П1 и-может происходить бессистемно, на основе использование отдельны:-средств и методой педагогически Л работы. Наиболее Э'М/гКТИьньм педагогическим условием являет.,, применение ксмпл .-к/, ч д1.д;\кти • чески1- средств, развивающих эстетическое восприятие, т^хнич^ки* у?>?ння детей и сбеепечивлгадх полноценное психическое рчзыпие ребенка.

Подтвердилась наша гипотеза о том, что знакомство детей с цветом через чувственное познание окру*л^>го мира: яплений природы, предметов, материален, произведений искусства, худолест-венного слова и др. в сочетании с: овладением техническими умениями создавать нужные для изображения заду. ¿иного цьета красок, .открывают перед ребенком четырех-пяги лет большие возможное.и для эстетического Познани.! мира и обеспечивают наилучшие дг'ли-жения в создании условий для оамовь'ра-.ения и г: а! > о р г а (ш г -.л и^ 1 и личности, для эмоционального благополучия ребенка,

Испольэу^мке нам;: методы формирования представлений о г^ете способствовали развитию эмоционального интереса детей к цвету.

Шье исследование доказало, что при благоприятном педагогическом руководстве дети четырех-пяти лет:

- способны воспринимать, различать и усваивать названия различных цветов и оттенко?, что, з своя очередь, расширяет детский кругозор, обогапэ&г жизненные впечатления ребенка, способствует развитию словаря;

- оказываются в состоянии овладеть способами и принципами сменизания красок для получения разнообразных цветов и оттенков, что значительно расширяет ьогможности детей воплощать задуманное п рисунке, способствует развитии детских ззныелоя и воображения;.

- приобретает умения анализировать цвет, отделять его от кенкретгого предмета, что -раявив-г.ег аналитические способности детей закладывает основы формирования художественного вкуса;

- приобретает навыки соверыенствозаюч сч-оих рисунков, в

ч^вультат» чего у них формируемся способность длительного удержания собственных взаимосвязанных и услолняющнхся целей, что ппоссОств; >т становлению и разг .тию 1 адого психического образования этого возраста - целенаправленной деят* юности.

Диализ связи эмоционального отношения детей к рисованию на основс эмошюначыюго отношения их к цвету своих рисунков, пока-8ал, что в изучаемом возрасте у детей ярко проявилось положительное о.ношение к рисоглнич как к деятелмюсти, где возможно практически применять свои представления о цвете, умення изобретать и использовать его для удовлетворения своих потребностей.'

Результаты эжперимен-чльного исследования показали, что уфЦяктпвностъ работы по фс"мирйванию представлений о цвете повышается тогда, когда педагогом учитываются возустные и индивидуальные особенности детей.

Последовательная работа с две.ом от светлых тс ов, как наиболее близких и понятных ¡етям, к ярким насыщенным тонам постепенно формирует у детей представления о разнообразии цвета • и о способах его получения. Кроме того, эффективность работы повышается тогда, тогда цвет не навязывается детям как что-то необходимо®, а преподносится как источник кр£ оты окружающего мира.

Доступность разработанной методики подтверждается результатами контрольных опытов, проведенных в экспериментальных группах ,, Краснодара и Краснодарского края, где педагогическое руководство осупрсгвлялось по разработанным методическим рекомендациям.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публи-кгтах:

1. Средства Формирован»^ пред давлений о цвете у детей дошкольного возраста: М-./одические рекомендации дл.. воспитателей экслерименталькчх детских садов по программе "Радуга". - Краснодар.: Ротапринт, КЗЦР0Дй92. - 28 с.

2. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические реко-мьлдации для воспитателей детских садов и учапщхся дошкольных педучилищ,- Краснодар.: Ротапринт, КЭЦР0.1993. - 26 с.

и