Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Размыслова, Алевтина Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Размыслова, Алевтина Васильевна, 1997 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЫЮГО ВОЗРАСТА ЧУВСТВА ЦВЕТА

§ I. Философские и психолого-педагогические основы восприятия цвета

§ 2* Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности

§ 3. Состояние работы дошкольных учреждений по формированию чувства цвета у детей

Глава П. СОДЕРЖАНИЕ, ШОРМЫ I МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬШГО ВОЗРАСТА.

I. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

§ 2, Содержание и методы работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

§ 3. Подготовка воспитателей к работе с детьми по развитию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

Эстетическое воспитание детей является важной задачей, решение которой способствует гуманизации образования, формированию устойчивой потребности личности жить и действовать "по законам красоты".

Активное постижение и создание прекрасного во всех областях жизнедеятельности обогащает человека духовно, развивает его как творца, способного к наиболее полному выявлению своих задатков и способностей (Т.С.Комарова, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумннй, Н.П.Сакулина, В.М.Скатерщиков, Л.В.Тодоров, В.Н.1ацкая и другие).

Одним из действенных средств эстетического развития ребенка является его художественная деятельность, в процессе которой он изображает предметы и явления окружающей действительности, передает их свойства. Он действует как художник, используя разные средства выразительности, наиболее ярким из которых является цвет.

Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие. Ироцесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Н.Б„Венгер, А.В.Запорожец, Э.Меймам, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина и др.), искусствоведы и художники (А.В.Бакушинский, Н,Н,Волков, Е.ИЛарушин и др.), педагоги (В.А.Езикеева, Т.С.Еомарова, Т.Г.Казакова, Я.А.Коменский, М.Мон-тессори, Л.В.Пантелеева, Е.Г.Приходько, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина, Е.А.Шлёрина и др.).

Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Л.А.Венгера, Н.А.Ветлегиной, А.В.Запорожца, Т.С.Комаровой, 3.Г.Пилюгиной, Н.П.Сакулиной, А.П.Усовой и др.).

Так Т.О.Комарова и Н.П.Сакулина, рассматривая вопросы сенсорного воспитания ребенка, выделяют задачи развития у детей цветового восприятия, которые включаются в занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры.

В исследованиях Л.А.Венгера, Н,1#Венгер, Э.Г.Пилюиной были разработаны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

В 70-х годах Т.И.Лазарь, Л.В.Пантелеева изучали проблему развития у детей 5-7 лет чувства цвета как одно из наиболее ярких выразительных средств в рисовании и декоративно-прикладной деятельности.

Большого внимания заслуживают работы Е.Г.Приходько, посвященные изучению освоения и передачи цвета в изобразительной деятельности детей пятого года жизни.

В трудах Т.С.Комаровой, В.С.Мухиной, Н.П.Сакулиной раскрыта эволюция цвета в детских рисунках, а также отмечается, что система воспитания, воздействующая на ребенка, во многом определяет то, как он использует цвет в своих рисунках,

О способностях к применению цвета в качестве выразительного средства как компонента художественной одаренности было раскрыто в работе А.А.Мелик»Пашаева.

Долго считалось, что восприятие цвета человеком и развитие у него чувства цвета ие подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию.

Однако психологи и педагоги такие, как Л.А.Венгер, НД.Вет-лугина, Т.ИДоронова, Е.И.Игнатьева, Т.С.Комарова, Э.И.Кубышки-на, Г.П.Новикова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.В.Пантелеева, Е.Г.Приходько, Н.П.Сакулйна л другие придерживаются иной точки зрения, рас сматривая чувство цвета как одно из проявлений художественной способности человека.

Исследования и наша работа показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве ; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппли кации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление худохесгввжных способностей человека, хо и способ отражения ш окружающего мира. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать, разли~ чать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось равнее в методических пособиях (Л.А.Венгер, Т.С.Комарова, Э.Г.Пи~ люгина, Н.П.Оакулина и др.).

Искусствознание и художественная практика указывают на принципиальную возможность и необходимость постановки данной проблемы и ее решения, начиная с дошкольного возраста.

Таким образом, проблема формирования чувства цвета у детей в наетоящее время становится одной из актуальных в психолог®-педагогических исследованиях.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и результат констатирующего эксперимента, проведенного в рамках данной работы, убеждает в недостаточной разработанности данной проблемы.

До настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета в процессе занятий по изобразительной деятельности, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей шестого года жизни с цветом, же раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений» Кроме того не используются большие возможности старших дошкольников, позволяющие формировать чвство цвета.

Анализ практической деятельности показывает, что одной из причие, затрудняющей развитие чувства цвета у детей, является слабая профессиональная подготовка и особенно методическая подготовка воспитателя и его знания и умения в данной области, что отрицательно сказывается на результатах цветового восприявия детей.

Таким образом, возникает противоречие. Цветовая характеристика создаваемого образа является важным средством образной выразительности детского творчества. Вместе с тем существующая система работы с детьми не обеспечивает развития у детей чувства цвета, необходимого для создания выразительного образа. Существу ет противоречие между требованиями практики и теоретической неразработанностью данной проблемы. С учетом возникшего противоречия был сделан выбор темы исследования.

В связи с этим предстояло определить, как строить процесс формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, педагогические условия его эффек тивности*

Проблема исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста располагают большими потенциальными возможностями, позволяющими формировать у них чувство цвета, умения использовать цвета как средства выразительности в изобразительном творчестве и слабой реализацией этих возможностей из-за недостаточной разработанности вопроса теории и практики дошкольного воспитания. Разрешение этой проблемы и составляет цель исследования*

Объект исследования: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития чувства цвета у детей в изобразительной деятельности,

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование чувства цвета у старшего дошкольника происходит в соответствии с художественно-образной природой искусства и психофизиологическими особенностями детей.

Мы предполагаем, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретенные умения и навыки, обогащая художественный опыт детей, будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Для этого следует обеспечить:

- создание эмоциональной атмосферы переживания цветового многообразия окружающей действительности в процессе восприятия;

- включение в процесс художественного развития комплекса творческих заданий по цвету ;

- включение в занятия игровых элементов, имеющих яркую цве товую характеристику ;

• доверительную диалогическую форму общения на занятиях и в свободной деятельности, нацеленную на развитие активности дет ского художественного восприятия;

- учет индивидуальных, психолого-физиологических особенное тей развития старших дошкольников;

- поддержку творческой инициативы в процессе изобразительной деятельности, в особенности при решении цветовых задач;

- широкое использование произведений детского творчества в жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении;

- применение в работе с детьми различных художественных ма териалов |

- использование комплекса наглядных пособий по цвету;

- подготовка воспитателей к работе с детьми по формированию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулиро ваны задачи исследования:

1) Раскрыть особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений;

2) Разработать и проверить в процессе опытко-эксперимен-тальной работы содержание, формы и методы занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста как средства образной выразительности ;

3) Определить роль педагога и пути повышения его квалификации с целью большей эффективности его деятельности по формированию чувства цвета у детей;

4) Разработать рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Теоретическую базу исследования составили положение эстетики и искусствознания о художественном образе, отражении образов окружающей действительности в изобразительном искусстве, положения педагогов и психологов о роли деятельности в формировании личности ребенка, о развитии восприятия в процессе эстевическо-го воспитания и обучения, а также о роли педагога в воспитании и развитии личности ребенка.

Определение цели, задач, формулирование гипотезы обусловило выбор методов исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, программы воспитания и обучения в детском саду; непосредственное и опосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении;

- интервьюирование, анкетирование, беседы с воспитателями и детьми $

- опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной бнзой исследования являлся ШКиПРШ МО и дошкольные образовательные учреждений Московской области, К опытной работе приЕлеяеио 150 детей старших и подготовительных групп, НО воспитателей дошкольных учреждений, а также 15 экспертов, в качестве которых выступали заведующие и методисты ДОУ.

Этапы исследования»

- ю

Первый этап (1993-1994 н.г.) - поисково-теоретический: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы; определение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования; изучение опыта работы дошкольных учреждений в области формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста; разработка специальных заданий, выявляющих уровень готовности воспитателей к данной деятельности $ анализ процесса и продуктов детского творчества; беседы с детьми, направленные на выяснение знаний о цвете; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1994-1995 г.г.) - опытно-экспериментальный: составление программы формирующего эксперимента; выбор форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми ; разработка их содержания; осуществление анализа занятий с детьми; проверка эффективности экспериментальной программе, проведеме контрольных срезов.

Третий этап (1995-1996 г,г.) - заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- выделены особенности восприятия и формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства цвета;

- раскрыто и дополнено эстетическое понятие о цвете, о цветовой характеристике объектов, отражаемых в художественном творчестве детей;

- определена взаимосвязь изобразительной деятельности с дидактическими играми;

- разработаны критерии оценок детских рисунков с позиции цветового решения}

- выявлен уровень теоретической и практической подготовленности воспитателей по формированию чувства цвета у детей;

- разработана последовательность занятий по изобразительной деятельности, включающая содержание, формы и методы, и обеспечивающая формирование чувства цвета с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, разнообразные дидактические игры}

- определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие формирование чувства цвета у детей (эстетическое оформление среды, в которой живут и занимаются дети, использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения} создание вместе с детьми на занятиях и в свободное время дидактических игр, направленных на формирование у них чувства цвета} использование разнообразного наглядного цветового материала на занятиях и в свободное время и т.д.);

• разработана система повышения квалификации дошкольных работников, направленная на их подготовку к педагогической деятельности по развитию у детей чувства цвета} разработаны методические рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке последовательности занятий по изобразительной деятельности, дидактических пособий и игр, позволяющих обеспечить более эффективное формирование у детей чувства цвета и создание выразительных образов в детском творчестве. Внесены предложения по организации повышения квалификации дошкольных работников по формироважию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования используются для совершенствования системы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в работе с детьми по формированию у них чувства цвета.

Достоверность исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цвет, являясь важным средством художественной выразительности, имеет большое значение в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста. Он должен целенаправленно % систематически использоваться в воспитании и развитии дошкольников через наблюдения в природе, включение в занятия по изобразительной деятельности, использование наглядных пособий, дидактических игр, художественной литературы, произведений живописи, графики, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

2. Эффективность формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста достигается при создании следующих педагогических условий:

- создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в изобразительной деятельности, включающей специально разработанную последовательность занятий, направленных на развитие чувства цвета в разных видах изобразительной деятельности}

- целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;

- использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время, в том числе и созданных вместе с детьми |

- эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения,

3, Важнейшим условием результативности формирования чувства цвета у детей выступает готовность педагога к этому виду дея тельности, сформированная на достаточно высоком уровне и проявляющаяся в понимании важности организации и проведения работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста, в важной и высокой степени овладения качествами, знаниями и умениями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения экспериментальной работы в ИПК и ПРШ МО и ДОУ Московской области, получив положительные отзывы ДОУ. Дис сертация обсуждалась на кафедре дошкольного и начального образо вания ШКиПРНО МО, Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях (г.Дубна, Чехов,Сергиев-Посад, Климовск, Истра Московской области).

Структура диссертации! Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование полностью подтвердило гипотезу, согласно которой формирование чувства цвета у детей происходит единстве с развитием способностей, эстетических чувств ребенка дошкольного возраста при целенаправленном руководстве со сторо ны педагога, передающего свой профессиональный опыт.

В процессе исследования выяснились особенности восприятия цвета детьми:

- безразличное отношение многих детей к цвету;

- наличие у некоторых детей цветового предпочтения;

- отсутствие умения видеть цвет в природе, в окружающей жизни, в произведениях искусства и т.д. ;

- незнание оттенков цвета, а также неумение их получить, используя гот или иной красящий материал;

- отсутствие умения обозначать словом цвета и их оттенки.

Результаты диагностического эксперимента свидетельствуют о том, что на формирование чувства цвета у детей влияют следующие условия:

- умение детей эстетически воспринимать и оценивать окружающую действительность;

- понимание произведений изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства и выделение в них цветовой выразительности ;

- умение работать с цветом: подбирать цвета, характерные для разных предметов, создавать оттенки цветов в соответствии со спецификой изобразительного материала*

Исследование подтвердило возможность формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе из образительной деятельности» Для этого необходимо развивать у детей эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, умение наблюдать, выделять существенные цветовые признаки предметов, обобщать их» давать им оценку.

Для создания образа в рисунках важно направлять их внимание на передачу его цветовой характеристики.

Исследование показало, что разработанный нами метод поэтапного формирования имел такую последовательность: от знакомства с красящими материалами до создания целостной композиции, характеризующейся определенным колоритом»

Оправдали себя и предложенные нами задания, дидактические игры, развивающие у детей чувство цвета, способствующие формированию умения строить цветовой образ. Цвет, характеризует признак предмета, его цвет и оттенки, теплые и холодные цвета, насыщенность и т.д.

Важным средством является выбор интересных тем занятий для детей, направленных на развитие чувства цвета, проведение целенаправленных наблюдений, использование художественного слова, иллюстраций, произведений живописи, графики, изделий народного декоративно-прикладного искусства, дидактических игр.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что при направлений внимания детей на цветовую характеристику предметов отмечается наибольшая степень индивидуальных проявлений ребенка, его восприятие и видение цвета. Цвет в рисунках,как показало наше исследование, является важнейшим эмоциональным и композиционным фактором в работах детей.

Специально организованное обучение положительно сказалось на результатах творчества детей.

Исследование показало: что включение в учебный процесс по формированию чувства цвета у детей таких цмоциональных моментов, которые способствуют пробуждению у них соответствующих эстетических чувств.

Успешное формирование чувства цвета у детей достигается при следующих педагогических условиях:

- создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в изобразительной деятельности, включающей занятия, направленные на развитие чувства цвета в разных видах деятельности (рисовании, аппликации);

- целенаправленный отбор и изготовление пособий по цвету для работы с детьми;

- использование разнообразного наглядного цветового материала на занятиях и в свободное от занятий время;

- создание вместе с детьми на занятиях и в свободное время дидактических игр, направленных на формирование у них чувства цвета;

- эстетическое оформление среды, в которой живут и занимаются дети. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения;

- подготовка воспитателя к организации и проведению работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в системе повышения квалификации.

Результаты опытной работы убедили нас в том, что качество работы с детьми по формированию у них чувства цвета во многом определяется высоким уровнем подготовки воспитателей к этой работе, формированием у них самих чувств цвета, умения создать необходимые пособия по цвету, а также дидактических игр.

- 151

Подготовка педагогов к работе с детьми в этом направлении существенно улучшится если содержание занятий обеспечивает единство усвоения теоретических знаний и развития мотивационно-цен-носгного отношения к данной деятельности.

Исследование показывает, что одним из важнейших принципов подготовки современного воспитателя является непрерывность, обеспечивающая единство вузовского и послевузовского образования по вопросам цветоведения и развития чувства цвета у детей в дошкольных учреждениях.

- 152

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Размыслова, Алевтина Васильевна, Москва

1. Алексеес С.О. О цвете и красках, - М.: Искусство, 1964.

2. Алёхин А.Д, Изобразительное искусство: Художник, Педагог.Школа. -I., 1984.

3. Алёхин А.Д. Когда начинается художник, М., 1993.

4. Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. М.,1973.

5. Ананьев Б.Г, Психология чувственного познания. М.,1.60,

6. Апресян Г.З. Вопросы теории эстетического воспитания, -М.: Изд-во МГУ, 1970. ПО с.

7. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. 1., 1958.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М*: Прогресс, 1974.

9. Асмус В»Ф» История античной философии. М.: Высшая шк-ла, 1965. - 320 с.

10. Бабанский 10,К, Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.

11. Бакушинский А.В, Художественное творчество и воспитание, I.: Новая Москва, 1925.12» Белашова Е.Ф. Развивать чувство прекрасного» -М.: Творчество, I960, № 10.

12. Беда Г, Живопись. М., 1986.

13. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок* Живопись. Композиция. -М,, 1969.

14. Беркман Т.Л. Исполнительское творчество в художественном воспитаний детей № Известия АПН РСФСР, вып.II. М.,1947.

15. Варшавская Я, Что ты ищешь в искусстве* 1., 1980.

16. Василенко В.М. Народное искусство, II.: Советский художник, 1962.

17. Венгер Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М., 1969, - 365 с.

18. Венгер Л.А, Педагогика способностей. М.: Знание.96 с.

19. Венгер Л.А. Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.

20. Венёв И.Д» Экспериментальные исследования развития восприятия цвета в дошкольном детстве: Автореф. дис. . канд. псих.наук. М., 1965* - 19 с.

21. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967, - 342 с.

22. Ветлугина Н.А, Художественный образ и детское творчество. /В кн.: Художественное творчество и ребенок. М.,1972»0,22-37.

23. Вибер I. Живопись и ее средства. 1., 1961.

24. Викнер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. I.,1951.

25. Волков Н.Н. Восприятие картины» М.: Просвещение,1976

26. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1977.

27. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском воз-расте. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

28. Галайда С.Д. Обучение старших дошкольников отражению явлений общественной жизни в изобразительной деятельности. -М., 1983.

29. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978. - 118 с.

30. Генезис сенсорных способностей / Под рвд»Л.А.Ввнгера. М., 1976. 256.

31. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприя' тию. М.: Прогресс, 1988.

32. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. I.: Просвещение, 1991.

33. Грабарь Н.Э. Серов-рисовальщик. М.: йзд-во Академии художеств SCCP, 1961.

34. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972.

35. Гренберг Ю.И. Технология живописи. I., 1982.

36. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. М., 1979.

37. Дагмар Альтэауэ, Эрна Дум. Цвет. Форма. Количество. -М.: Просвещение, 1984.

38. Дерибере М. Цвет в деятельности человека / Перевод с французского А.М.Григорьева* М.: Стройиздат, 1964, - 182 с.- 155

39. Доронова Т.Н. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд.пед.наук. М., 1978.

40. Дошкольникам о художниках детской книги / Сост. Т.НДо-ронова. М.: Просвещение, 1991.

41. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., I960.

42. Дмитриева Н.А. 0 прекрасном. М.: Искусство, I960.

43. Езикеева Н.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста / В кн.: Художественное творчество и ребенок. М.,1972.

44. Жукова А.С. Оранжевый лев / Заметки об эстетическом воспитании в США. II.: Педагогика, 1971. - 272 с.

45. Жуковская P.M. Игровые приемы / В кн.: Вопросы обучения в детском саду. М., 1952.

46. Запорожец А.В, Развитие восприятия ш действия // Вопросы психологии. М., 1967.

47. Зернова E.G. Будущему художнику об искусстве живописи: заметки преподавателя. М., 1976.

48. Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф.дис. . канд.псих.наук, М», 1966.

49. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.

50. Иванов А.А. Рисунок и акварель. Альбом. Л,, 1976.

51. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета // Перевод с английского / Под ред.Д.А.Шкловера. М.: Мир, 1964. - 442 с.

52. Игнатьев 1.Й. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1981. - 223 с.

53. Иогансон Б.В. О живописи» М., I960.

54. Иогансон В.В. Молодым художникам о живописи» М.,1959.

55. Искусство и дети // Эстетическое воспитание за рубежом / Ред.сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, I960. - 272 с.

56. Искусство гжели / Сост, Н»А»Якимчук. М»: Ооветская Россия, 1985,

57. Исследования по психологии // Сборник статей / Отв. ред. С.Л.Рубинштейн. М.: Академия наук СССР, 1948. - 432 с.

58. Истомина З.М. Восприятие и называние цвета у детей дошкольного возраста / Доклады АПН РСФСР, № 2, 1957.

59. Истомина З.М. О взаимоотношении восприятия цвета у детей дошкольного возраста / Изд.АПН РОШР, I960, вып.113.

60. Кальнинг А.К. Акварельная живопись» М., 1986.69» Казакова Т.Г. Содержание художественной самостоятельной деятельности /Вн.: Эстетическое воспитание в детском саду. -М., 1978. С.122-123.

61. Каменева Е.А» Какова цвета радуга. М., 1971.

62. Кионова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет / Дошкольное воспитание, 1973, № 2. С.30-32.

63. Киплик Д.И, Техника живописи. М.: Искусство, 1950.

64. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись, М.: Высшая школа, 1992. - 266 с.

65. Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду / Альбом. М.j Просвещение, 1964.

66. Ковальчук Я.И. Понимать мир детства. Минск.: Нар» асвета, 1973. - 158 с.

67. Ковешникова Е.В. Эстетическая значимость цвета; Авто-реф. дис. . канд.фил.наук. М», 1984. - 163 с.- 157 77* Комарова Т.О. Изобразительная деятельность и подготовка ребенка к школе / В кн.: Подготовка детей к школе в семье.- М., 1976, С.150-165.

68. Комарова Т.О. Обучение детей техники рисования. М.,1994.

69. Комарова Т.О. Содержание и методы построения занятий по изобразительной деятельности / Советская педагогика, 1977, № 4. С.63-67.

70. Комарова Т*С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. - 114 с.

71. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М», 1995. -157 с.

72. Комарова Т.О. Как учить ребенка рисовать. -М., 1994. 87 с.

73. Комарова Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. » М.: Педагогика, 1990. 142 с.

74. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994. - 32 с.

75. Комарова Т.С. Эстетическое воспитание в детском саду.- М,: Учпедгиз, 1963. С.58.

76. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982, T.I.

77. Компанцева Л.В. Влияние поэтического образа природы на выразительность детского рисунка: Автореф.дис. . канд. пед.наук. 1., 1969.

78. Коновалов А» Плат узорный. М.: Московский рабочий,1981.

79. Корабельников В.А. Краски природы. -М.: Просвещение,1989.

80. Косминская В»Б», Халезова ЕБ» Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М»: Просвещение, 1981.

81. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. К.Рад, 1986.

82. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Медицина, 1951. -С. 81-99»

83. Крамской Й.1» Об искусстве. М»: Издательство Академии художеств СССР, I960.94» Красивое детскому саду / Сост. Чуракова В.Н. - М.: йросвещение, 1969.

84. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. -П.: Просвещение, 1971. 144 с.

85. Кузин B.C. Психология» М.: Педагогика, 1982.97» Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.98» Лабунская Г.В, Роль обучения в развитии изобразительного творчества детей» М., 1947, вып.П»

86. Лазарь Т.Н. Исследование соотношения разных видов рисования при обучении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Автореф.дис. . канд.пед.наук» М», 1980.

87. Избранные произведения. О живописи. М#, 1959»101» Лейбсон В.И. Чему учат стихи» М., 1965» - 67 с»

88. Лепикаш В.А, Живопись акварелью. М., 1961.

89. Лернер И.Я» Дидактические основы методов обучения. -М», 1981.- 159

90. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М»: Педагогика, 1972. - 159 с.105» Ломоносов М.В» Слово о происхождении цвета, новую теорию о цветах представляющее июле I дня 1756 говорённом // Собр.соч. Т.З. I С.317-344.

91. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969. - 715 с.

92. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 634 с.

93. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969. - 504 с.109» Лучич М.В, Детям о природе. М.: Просвещение, 1973.

94. ПО. Любимова Н. Обучение детей описанию пейзажа / Дош, вос-ие, 1973, I 4, С.18-21.

95. Любимов Л»Д. Искусство древней Руси. М., 1981.

96. Макаров Н.И. Цветовые впечатления / Спб»; тип Гашпе, 1877. 10 с.

97. ИЗ. Максимова З.Г. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей 3-5 лет с цветом: Автореф. дис. . канд.пед. наук. М., 1973. - 19 с.

98. Максимов Ю.В. Роль народно-прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет: Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1970.

99. Маршак Б.М. Рисование дошкольника на основе наблюдений окружающего, Минск.: Нар.Асвета, 1964. - 74 с.

100. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

101. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.- 160

102. Мейман Э» Лекции по экспериментальной педагогике. -М., I9I4-I9I7.

103. Мирошкина Р.А. Формирование выразительности рисунка старших дошкольников на основе восприятия иллюстраций детских книг: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М», 1979.

104. Миннарт М. Свет и цвет в природе // Перевод Г.А.Лей-кина. М.: Наука, 1969. - 3444 с.

105. Мир детства: Дошкольник / Под ред.Л.Е.Жуковой, Т.О. Комаровой. ~М., 1987.

106. Монтессори М. Дом ребенка / Метод научной педагогики. М.: Сотрудник школ, 1915.

107. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990.

108. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение,1985.

109. Мухина B.C. Красивое хорошее творчество, - М., 1964. - С. 12.

110. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С.Комаровой М., 1996.12®. Народные художественные промысли России. М., 1983.

111. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни. М,: Знание,1975.

112. Неменский Б.М. Искусство и просвещение // Дошк.вос-ие, 1982, Ш 2. С.24-25.

113. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.

114. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. I.: Просвещение, 1975.

115. Нюберг Д. Курс световедение: для учащихся ВТУЗОВ,художников и деятелей художественной промышленности. М. $ Л.: ГИЗ. Лег.пром., 1932. 191 с.133, Осипова Л. Детский сад рисует. М., 1974, № 5. -С.27-30.

116. Основы дидактики / Под ред. Б.П.Есипова. М», 1967. 135» Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись.

117. Композиция. М.: Просвещение, 1969. - 239 с.

118. Пантелеева Л.В. Воспитателю о работе с красками / Дои вос-ие, 1970, № 10. C.5I-53.

119. Пантелеева Л.В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет: Автореф.дис. . канд.пед.наук. -I, 1970»

120. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство детям / Пособие для воспитателей старших групп детского сада. - И»: Просвещение, 1976.

121. Педагогическая энциклопедия / Гл.ред. И.А.Каиров. -М.: Советская энциклопедия, 1964, Т.З.

122. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с деть ми раннего возраста. 1.: Просвещение, 1983.

123. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. М.: Советская педагогика, 1963, I II.

124. Полунина В.Н* Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 187 с.

125. Полуянов Ю.А« Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988.1. С.84.144» Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. Минск.: Высшая школа, 1984. - 168 с.

126. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях. 1.: Советская педагогика, 1963, I II. - С.98-103.- 162

127. Приходько Е.Г, Методические основы формирования пред ставлений о цвете детей 5 года жизни: Автореф. дис. . канд. пед.наук. М., 1993.

128. Программа воспитания в детском саду / Отв.ред.М.В.За лужская, 7-е изд.исп. М.: Просвещение» 1976. - 173 с.

129. Программа воспитания в детском саду / Отв.ред.М.А.За сильева. М.: Учпедгиз, 1962, - 178 с.

130. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1964. - 178 с.

131. Программа воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 1968. 179 с.

132. Программа воспитания в детском саду. М*: Просвещение, 1971. - 167 с.

133. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Просвещение, Х985. - 156 с.

134. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Просвещение, 1987. - 192 с.

135. Прохоров Л. Научить ребенка видеть красоту / Дошк. вос-ие, 1971, * 3. С.4448.

136. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. 1.: Просвещение, 1965.- 295 с.

137. Психология рисунка и живописи / Под ред.Е.И.Игнатьева. М., 1964.

138. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред.Л.А.Зенгера. й.: Педагогика, 1986.

139. Размыслова А.В. Подготовка воспитателей к работе с- 163 детьми по развитию у них чувства цвета /Вн.: Образование в регионе. Опыт. Проблемы. Инновации. М., 1996. - С.48-53.

140. Размыслова А.В. Краски умеют петь. М.: Педагогический поиск, 1996, I 9-10.

141. Ракитин В.Н. Искусство видеть. 1.: Знание, 1973. -124 с.

142. Рерберг Ш.И. Как научиться писать акварелью. М.,1936»

143. Рихтера Л. Основы учения о цветах // Для художников и деятелей художественной промышленности / Пер. и доп* проф. Н.Т.Фёдорова» М.: Огиз.Гос.науч.тех.изд. 1931. - 132 с.

144. Риччи К. Дети художники. - М.: Изд-во Саблина, I9II. - 84 с»

145. Рожкова I.E. Изобразительное искусство и школа. I»: Просвещение, 1976. - 71 с.

146. Рубинштейн С.Л» Основы общей психологии» T.I. М.: Просвещения, 1965.

147. Руководство для воспитателя детского сада / Устав дет ского сада. 2-е изд. - П.: Наркомпрос, 1938. - 119 с.

148. Руководство для воспитателей детского сада / Наркомпрос» P0SH2P, 1939. С.62-68.

149. Руководство для воспитателя детского сада / Наркомпрос. РОВСР. Управление по дошкольному воспитанию, 1945.1. С.42-133.

150. Руководство для воспитателя детского сада / Управление по дошкольному воспитанию. Мипроса РСЖР, 1948. 134 с.

151. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Учпедгиз, 1955. - 176 с»- 164 170* Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под,ред. М.А.Васильевой. М.: Просвещение, 1986.

152. Русская игрушаа / Сост. Дайн* Г.Л. М*, 1987.

153. Сакулина Н.П* Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисование1. Изд. АПН. РСФСР, 1959.173* Сакулина Н.П* Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.

154. Сакулина HJI. Роль наблюдений в развитии детского рисунка // Известия, АПНРШСР, 1947. С.97-110.

155. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепки в детском саду // Известия АПН РОШСР, 1955, вып. 69. С.9-84.

156. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред.Н.Н.Под-дъякова и В.Н. Аванесовой. -М.: Просвещение, 1981.

157. Система эстетического воспитания в детском саду / Под. ред.Н.А.Зетлугиной* М*: ШН РШЮР, 1962. - 372 с.

158. Современная наука о цвете, о проФшме цветового проектирования. М.: ВНИИТЭ, 1989. - 134 с.

159. Сокольникова H.I. Основы живописи. О»: Титул,1996. - 79 с.

160. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 0.: Титул, 1996. - 79 с.- 165

161. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев»: Рад. школа, 1974. - 224 с.

162. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред.А.П.Усовой и Н.П.Сакулиной. М*: Просвещение,1965

163. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественнвго воспитания // Советская педагогика, 1947, I 6. С.97-153.186» Тяжелов В.Н. Искусство средних веков. 1., 1993.

164. Тяжелов В.Н, Искусство Германии, Нидерландов, Фландрии, Голландии 15-17 вв. М., 1995.

165. Усова А.П» Обучение в детском саду / Под ред.А.В.За-порожца. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1970. - 206 с.

166. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду- М., 1961.

167. Унковский А.А» Цвет в живописи, М., 1983.191. §лёрина Е.А. Детский рисунок. 1»: Новая Москва, 1924. - 80 с.

168. Шлёрина Е.А, Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6-7 лет / Изв.АПН РСФСР, 1948, вып.16. С.59-110.193» Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников, -1., 1961.

169. Гребель I. // Педагогические сочинения. T.I. Воспитание человека. М.: Кузнецкий мост/йзд-во К.И.Тихомирова,1913

170. Фрилинг И., Ауэр К. Человек, Цвет. Пространство. М. Стройиздат, 1973. - 120 с.

171. Хамяляйнен Р. Развитие наблюдательности детей как основа формирования творческого замысла/Дошк.вос-ие, 1973, № 4.- С.63-66.197» Хмельницкий Д.И. Цвета и краски в приоде в общежитии- 166

172. Рук-во к стенным цветовым таблицам / Сост.худож.Д.И.Хмель-ницкий.198» Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост#: Р.ИДуковская и Л.А.Пеньевекая. М.: Просвещение, 1972. -415 с.

173. Художественное воспитание в детском саду // Из опыта работы детских садов Ленинграда / Сост.: Е.Р.Ковалевская. -I.: Учпедгиз, 1959. 155 с.

174. Художественные промыслы Подмосковья. 1.: Московский рабочий, 1982.

175. Цвет. Материалы, Дизайн. М.: ВНИИТЭ, 1989. - 98 с.

176. Цвет в нашей жизни / Хрестоматия по психологии Курск, 1993.203* Чумичёва P.M. Дошкольникам о живописи. -М.: Просвещение, 1992*

177. Чекалов А.К. Искусство в быту. М«: Изд-во Академии художеств COOP, 1961.

178. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

179. Шмаркова Г.И. Искусство античного мира. М., 1993* 207 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.К.Кошелевой* М*: Просвещение, 1985.

180. Энциклопедический словарь оного художника. М.,1983.

181. Юному художнику книга для чтения по истории искусства. М., 1963*

182. Юон К.§, Ой искусстве. М*, 1959.211* Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дис. . канд.пед.наук* -I*, 1963.- 167 212» Нкобсон А.М» Психология художественного восприятия. Искусство, 1964. 86 с.