автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Межпредметные связи изобразительного искусства с биологией в общеобразовательных школах Узбекистана
- Автор научной работы
- Орипов, Бадиржан Нуриддинович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ташкент
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Орипов, Бадиржан Нуриддинович, 1985 год
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА, ИСТОРИЯ ВОПРОСА,
ГИПОТЕЗА,ЗАДАЛИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПЕЕДМЕШЫХ СВЯЗЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С БИОЛОГИЕЙ
§ I.Теоретические основы межпредаетных связей
§ 2.Психолого-педагогические основы межпредаетных ср^ей
§ 3.Возможности осуществления межпредаетных связей изобразительного искусства с биологией в условиях современной школы
§ 4.Роль и место межпредаетных связей изобразительного искусства с биологией в учебновоспитательной работе школы
Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕЛЯТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С БИОЛОГИЕЙ В ШКОЛЕ
§ I.Компоненты межпредаетных связей изобразительного искусства с биологией
§ 2.Исследование методов активизации творческой деятельности учащихся средствами межпредаетных связей
§ 3.Исследование влияния взаимосвязи изобразительного искусства с биологией на повышение уровня изобразительных знаний и навыков школьников
Глава Ш. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДОЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
§ I.Методика взаимосвязи изобразительного искусства с биологией в школе
§ 2.Методика преподавания изобразительного искусства на основе взаимосвязи с биологией в 4-х классах
§ 3.Методика преподавания изобразительного искусства на основе взаимосвязи с биологией в 5-6 классах
§ 4.Методика обучения изобразительному искусству на основе взаимосвязи с биологией во внеклассной работе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Межпредметные связи изобразительного искусства с биологией в общеобразовательных школах Узбекистана"
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА, ИСТОРИЯ ВОПРОСА, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЛИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В период развитого социализма, характеризующийся бурным развитием науки, техники, искусства, выдвигаются новые задачи всестороннего развития подрастающего поколения.
Коммунистическая партия и Советское правительство доставили новые, важные задачи перед общеобразовательными школами и указали конкретные меры для решения этих задач в постановлениях июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР об "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /12/, /13/. Данные постановления партии и правительства требуют от современной молы комплексного подхода к воспитанию, углублению политехнических знаний и умений, всемерного развития системы эстетического воспитания школьников.
Решение этих задач в общеобразовательной школе обеспечивается применением новых современных методов и принципов обучения и воспитания, проверенных на практике, строгим соблюдением в учебном процессе дидактических принципов доступности, научности,системности обучения, взаимосвязи учебного материала и методов обучения различным общеобразовательным дисциплинам. Получаемые в школе знания и навыки необходимо подкрепить практической связью с жизнью, производством. В этом аспекте межпредметные связи школьных дисциплин приобретают особое значение. В.И.Ленин указывал: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования" /6, с.290/.
Реализация межпредметных связей различных учебных предметов в общеобразовательной школе повышает интерес учащихся к изучаемым I предметам, служит действенным средством коммунистического воспитания школьников. Современные требования педагогической науки и школьной практики определяют актуальность разработки осуществления и внедрения межпредметных связей и, в частности, связей между предметами "изобразительное искусство" и "биология". Об этом убедительно свидетельствует изучение опыта работы учителей по названным дисциплинам в общеобразовательных школах Ташкентской,Ферганской, Наманганской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Б|ухарской областей Узбекской ССР, а также многолетний педагогический опыт диссертанта.
Следует подчеркнуть, что в условиях технической революции, бурного развития науки и искусства уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе имеют важное значение не только для эстетического воспитания подрастающего поколения, но и приобретают исключительное значение в политехническом образовании школьников - будущих активных строителей коммунизма.Как подчеркивает Н.Н.Ростовцев: "Умение рисовать помогает всем; агроному,шоферу, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию, и, конечно, еще в большей степени - архитектору, конструктору и другим специалистам, чья деятельность непосредственно связана с рисованием. Все это говорит о большом практическом значении рисования в деле подготовки подрастающего поколения к жизни" /79, с.95/.
О необходимости строить процесс обучения на основе взаимосвязи учебных предметов говорили и выдающиеся педагоги прошлого.
Первые теоретические обоснования связей предметов при их из учении мы находим в трудах великого славянского педагога Яна Амоса Коменского,который не только указал на необходимость изучения всех предметов в школе в их взаимосвязи - "Все что находится во взаимной связи,должно преподаваться в такой же связи" /51,с.144/, но и обосновал эффективные пути их реализации: "Надо так распределять учебный материал, чтобы последующий урок обосновывался с предыдущим уроком, чтобы последующий урок закреплял предыдущий; и далее - науки, изучаемые на протяжении всей жизни, должны дополнять одна другую, создавая единую энциклопедию. изучаемые науки необходимо обосновать достаточными доказательствами,чтобы своевременно не оставалось сомнений, чтобы забыть ее" /51,с.150-151/.
Прославленный английский педагог Джон Локк отмечал, что межпредметные связи во время получения учащимися новых знаний играют важную роль для понимания в широком плане явлений действительности^ сущности /38/.Постепенно, с развитием педагогической мысли и расширением образования в различных странах,все большее понимание и научное обоснование находит мысль о межпредметных связях.
Особенно большой вклад в разработку этой проблемы сделал известный швейцарский ученый И.Г.Песталоцци. Он теоретически обосновал и практически доказал необходимость взаимосвязи многих предметов в начальных классах. Он говорил: "Если необходимо изучить квадрат,то проводится беседа о квадрате, а затем чертят рисунок квадрата" /74, с.175/.
Один из известных представителей германской педагогики И.Ф. Гербарт занимался исследованием психологических основ межпредметных связей. Он обосновал эффективность межпредметной связи при изучении ряда учебных предметов. Также определил "внутрипредметные" и "межпредметные связи" .Но он поставил учебный предмет географию на первое место, будто география - основной предмет - имеет специальное значение.
Еще Гербарт разработал 4 этапа классно-урочной системы,но эта система была консервативного характера /34, с.197/.
Учитель немецких педагогов А.Дистервег указывал на важное значение системы межпредметных связей. Он указывал на два направления межпредметных связей: связь близких друг к другу учебных предметов и взаимосвязь учебных предметов различных циклов. ,
Дистервег был против смешения дисциплин в цреподавании учебных предметов. В своем цроизведении "Руководство к образованию немецких учителей" он говорил: "Весь материал изучаемых наук взаимосвязан и дополняет друг друга" /40, с. 197/. Он всесторонне рассмотрел межпредметные связи и дал высокую оценку их эффективности.
Вопросы межпредметных связей отдельных школьных учебных предметов нашли отражение в педагогических теориях ряда известных русских педагогов и революционных демократов XIX века:В.Ф.Одоевского, В.Г.Белинского, Н.ГЛернышевского, К.Д.Ушинского, В.Я. Стогонина, Д.Д.Семенова, В.И.Водовозова и др.
Так, Чернышевский писал, что при изучении любой науки "Надо иметь в виду, что изучение одной науки приносит пользу другой науке" /91, с.261/.
Большое внимание уделял вопросам межпредметных связей учебных предметов в своих педагогических сочинениях великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он более подробно излагал значение межпредметных связей в обучении различным цредметам.
Ушинский отмечал, что ".голова, вооруженная разрозненными, не связанными знаниями, напоминает беспорядочную кладовую, где даже хозяин ничего не может найти" /86, с.313/. Считал, что учат-щихся необходимо обучать знаниям и навыкам в связи с природой, жизнью, цроизводством, что обучение должно быть всесторонне насыщенным доказательствами и фактами, которые дополняют друг друга, а основой этого должны стать межцредметные связи. Также он раскрыл методику осуществления межпредметных связей в преподавании ряда учебных предметов.
Эти вопросы нашли отражение в учебных планах и в объяснительных записках к ним Петербургского (Смольного) женского института, ^ где работал К.Д.Ушинский над совершенствованием учебно-воспитательного процесса на основе взаимосвязи учебных дисциплин.
Проблему межпредметных связей К.Д.Ушинский признал одной из важных средств в формировании всесторонних подробных и системных знаний учащихся.
Таким образом, мы проанализировали педагогические взгляды зарубежных, русских педагогов-классиков, и цришли к выводу о том, что многие выдающиеся педагоги дали высокую оценку системе меж-цредметных связей; они выдвинули задачу использования межпредметных связей в учебно-воспитательном цроцессе, стремились теоретически обосновать и методически доказать взаимосвязи отдельных предметов.
С первых лет Советской власти Коммунистическая партия,Советское правительство уделяли огромное внимание воспитанию молодого поколения, его обучению, вооружению политехническими знаниями. Однако из-за отсутствия необходимого опыта в организации и содержании учебно-воспитательной работы новой советской школы имели место серьезные недостатки, на которые, в частности,было указано в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года "Об учебних программах и режиме в начальной и средней школе". В этом постановлении отмечалось, что наряду со значительным улучшением содержания программ в них имелись существенные недостатки. Главные из них: перегрузка учебным материалом, вследствие чего ряд учебных предметов изучается поверхностно, так как не отводится специального времени на усвоение и закрепление знаний; слабо прослеживается или отсутствует вовсе связь между программами по отдельным предметам и другие /7/.
Эти недостатки своевременно заметила Н.К.Крупская и показала основную причину этих ошибок, в том что в данных программах не брали во внимание объективные связи, которые существуют в природе и обществе.
Н.К.Крупская особо подчеркивала роль и значение проблемы межпредметных связей в обучении и воспитании подрастающего поколения. Она часто указывала на необходимость изучения всех учебных предметов с точки зрения марксизма и диалектического метода,на основе межпредметных связей /53/.
Начиная со второй половины 50-х годов, вопрос межпредметных связей поднимается вновь.
М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Н.М.Скаткин, Ю.А.Самарин, Н.А.Менчшь ская и другие педагоги и психологи работали над теоретическими основами межпредметных связей и дали методическое и дидактическое направление по осуществлению преподавания школьных предметов.
Первые результаты исследований по проблемам межпредметных связей были доложены, рассмотрены на заседаниях совета АПН РСФСР,конференциях и совещаниях (Ленинграде, Алма-Ате, Душанбе и др.).
В последующие годы дальнейшее развитие советская общеобразовательная школа, наряду с другими вопросами теории и практики коммунистического воспитания и обучения школьников, находит в документах партии и правительства, в частности, в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", где широкое отражение получили вопросы укрепления межпредметных связей учебных дисциплин, как необходимое условие успешной подготовки молодежи к жизни, производительному труду, овладения системой знаний об окружающем мире /12/.
Вопросам разработки межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе,так же как и в высшей и средней специальной школах, посвящен ряд статей в научной литературе, в журналах "Народное образование", "Советская педагогика", "Вестник высшей школы", "Среднее специальное образование" и в методических журналах. Большое внимание уделяется теоретическому обоснованию и методическому анализу межпредметных связей в современных учебниках педагогики.Различные стороны научной разработки проблемы межпредметных связей рассматриваются в диссертациях и монографиях Н.МЛеркес-Заде, Ю.В.Васильева,П.Н.Кулагина,А.И.Сергеевой, А.Абас-Заде, Г.Д.Глейзера, К.П.Королева, В.Н.Янцена, В.П.Шумана, О.З.Зикрина, Г.С.Нога, А.А.Лошкаревой, Ю.Ваиткевичус,
Н.И.Федорак, Р.Коххарова, Б.Хусанова, М.Журабаева, Х.Валиева и др.
Е.М.Вельская пишет в своей "Дидактике ботаники": "Курс ботаники связывается с другими школьными учебными предметами, такими как: "природоведение, география, трудовое обучение, рисование и физкультура. Эта связь систематизирует и расширяет знания учащихся" /24, с.16/.
В ряде научно-методических работ по изобразительному искусству, изданных в последние годы, говорится о необходимости осуществления межпредметных связей в систематическом обучении этому цред-. мету. Так, в пособии Н.Н.Ростовцева "Методика преподавания изоразительного искусства в школе" указывается на необходимость связывать обучение изобразительному искусству с учебным материалом по другим учебным предметам, что повышает эффективность уроков изобразительного искусства и уроков по другим дисциплинам.
Если не каждый ученик сможет сразу увидеть все особенности строения натуры, - указывает Н.Н.Ростовцев, - то мы объясним это не тем, что он видит натуру по-иному, а лишь его недостаточным знанием предмета. Познание натуры у школьника должно быть объективным, правильным, возникающим на основе серьезных научных знаний" /79, с.120/.
Это показание в пользу преподавания изобразительного искусства в общей системе с другими науками на основе осуществления межпредметных связей.
В.С.Кузин, под руководством которого разработаны современные программы по изобразительному искусству и методике его преподавания в общеобразовательной школе, педагогических училищах и институтах, во многих своих работах подчеркивает важность межпредметных связей. В его методическом пособии "Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе" рассматриваются межпредметные связи рисования,музыки,литературы и других учебных дисциплин /54/. В опубликованной в журнале "Школа и производство" статье "О связи рисования с трудом" /102/ В.С.Кузин освещает проблему связи уроков труда и изобразительного искусства. Указав главный исследовательский аспект с точки зрения методики, В.С.Кузин поставил данную проблему на первое место,уделив основное внимание раскрытию "межпредметных связей изобразительного искусства с другими учебными предметами и их роли в повышении эффективности учебно-воспитательной работы с детьми" /127, с.9/.
В диссертации К.В.Павлик "Взаимосвязи в преподавании из о бразительного искусства и труда в 1-2 классах общеобразовательных школ" (1972) межпредметные связи занятий изобразительным искусством и трудом в первых двух классах начальной школы исследуются в методическом аспекте /НО/.
Большое внимание межпредметным связям изобразительного искусства с другими учебными дисциплинами уделяется в методическом пособии "Рисование с натуры" Р.Хасанова.Он подчеркивает:".нельзя забывать межпредметные связи изобразительного искусства с другими учебными предметами. Потому что урок, связанный с уроками по другим предметам, дает правильное определение цели темы" /90,' с. 18/.
В диссертационной работе А.Иногамова "Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искусства" (1979) исследуются педагогические и психологические основы трудового воспитания в процессе обучения изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе /124/.
Е.В.Шорохов в пособии "Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе" указывает,что составление тематической композиции является одним из наиболее сложных заданий, для его выполнения учащимся необходимо использовать знания и навыки из других разделов изобразительного искусства /92/. Поэтому, считает автор названного пособия, задания по тематическому рисованию необходимо постоянно связывать с ранее пройденным материалом по другим учебным разделам программы. В этом же пособии Е.В.Шорохов останавливается и на вопросах организации экскурсий на природу, которые следует проводить совместно с преподавателями ботаники и географии.
Таким образом многие ученые, преподаватели, методисты,занимающиеся разработкой методики обучения изобразительному искусству, уделяют большое внимание "межпредметным" и "внутрицредметным" связям занятий изобразительным искусством и труда, литературы,музыки, географии, биологии по другим общеобразовательным предметам.
Однако, как свидетельствует анализ специальной научно-методической литературы, изучение реального состояния преподавания изобразительного искусства и других учебных предметов в общеобразовательных школах Узбекской ССР, многие важнейшие стороны проблемы межпредметных связей научно не разработаны, методически не определены и в педагогической практике часто не реализуются.В частности, совершенно не исследовалась проблема взаимосвязи изобразительного искусства и биологии, отсутствуют рекомендации по осуществлению этих связей в процессе обучения данным учебным предметам, тогда как учитель изобразительного искусства не может не использовать на уроках рисования многих сведений из курса биологии -многие объекты действительности, изучаемые на уроках биологии, служат предметами изучения и изображения на уроках изобразительного искусства. С другой стороны, на уроках биологии можно шире использовать знания учащихся,полученные на занятиях по изобразительному искусству, а изучение ряда тем по биологии предусматривает обязательное выполнение педагогических рисунков, зарисовок, графиков и т.п.
Все вышесказанное определило выбор темы данной диссертации и ее актуальность: раскрытие и научное обоснование межпредметных связей в процессе преподавания изобразительного искусства и биологии (ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека). ^
Проблемой нашего исследования являлось научное изучение и экспериментальное обоснование систем межпредметных связей учебных предметов изобразительного искусства и биологии, разработка на их основе методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства. Последнее явилось и целью нашего исследования.
В соответствии с указанной проблемой цели и задачи исследования формулировались следующим образом:
1. Выявить роль и место межпредметных связей изобразительного искусства и биологии в повышении эффективности уроков и внеклассных занятий по данным учебным предметам.
2. Раскрыть научные основы связи изобразительного искусства с биологией.
3. Установить наиболее эффективные условия осуществления меж-цредметных связей изобразительного искусства с биологией на основе экспериментального исследования.
4. Определить организационные формы, принципы и методы осуществления межпредметных связей в обучении изобразительному искусству и биологии.
5. Разработать эффективную методику обучения изобразительному искусству на основе межпредметных связей изобразительного искусства и биологии.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс преподавания. изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе Узбекской ССР.
Предмет исследования - процесс осуществления межпредметных связей на уроках и внеклассных работах изобразительного искусства в общеобразовательных школах Узбекистана.
Определяя цель и задачи исследования, организуя эксперимент, мы исходили из следующей гипотезы: в условиях общеобразовательной школы повышение интереса и внимания учащихся к урокам и предметам изобразительного искусства и биологии, обеспечение дидактически-обоснованных условий организации и проведения классных и внеклассных занятий по данным учебным предметам,повышение эффективности выработки у школьников графических знаний и умений, формирование основ материалистического мировоззрения, овладения общей культурой обусловливается раскрытием и научным обоснованием межпредметных связей школьных предметов изобразительного искусства и биологии, разработкой на этой основе методических рекомендаций.
Для решения поставленных задач были использованы методы научно-педагогического исследования.
1. Изучение произведений классиков марксизма-ленинизма,постановлений и решений партии и правительства в области народного просвещения и образования, постановлений и решений по вопросам обучения и воспитания школьников Министерства просвещения СССР и УзССР.
2. Изучение и анализ произведений классиков-педагогов и психологов, освещающих данную цроблему.
3. Изучение трудов советских педагогов, психологов и методистов с целью определения теоретических основ исследуемой проблемы.
4. Изучение и обобщение передового педагогического опыта (анкетирование беседы, целенаправленное наблюдение); анализ работы кафедр, методических кабинетов и лабораторий институтов усовершенствования учителей.
5. Наблюдение и анкетирование.
6. Психолого-педагогический, развивающий эксперимент.
Эксперимент проводился в 4-10 классах общеобразовательных шкоя № 7, 8, 26, 16, 27/2 и 90 гг.Ташкента и Намангана,Ташкентской и Наманганской областей. В процессе эксперимента было собрано и проанализировано более 2000 рисунков учащихся.Исследование проводилось в течение 1972-1983 гг. Эксперименту предшествовал первый этап исследования, который заключался в изучении реального состояния обучения изобразительному искусству в школах Узбекской ССР на основе посещения уроков и анализа педагогического опыта более 100 лучших учителей и методистов, на основе бесед с тремястами учителями и их ответов на вопросы анкет.
Методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма по проблемам коммунистического воспитания и обучения подрастающего поколения, а также директивные материалы Коммунистической партии и Советского государства о народном образовании.
Научная новизна исследования - проблема межпредметных связей изобразительного искусства и биологии в общеобразовательной школе исследуется и разрабатывается на научной и экспериментальной основе; в соответствии с дидактическими примерами и закономерностями общей, возрастной и педагогической психологии разработано новое содержание предмета и методики преподавания изобразительного искусства, учитывающее межпредметные связи изобразительного искусства и биологии; вскрыты резервы повышения эффективности обучения учащихся 4-6 классов изобразительному искусству в условиях общеобразовательных школ Узбекской ССР.
Практическая ценность исследования заключается: в установлении конкретных межпредметных связей уроков изобразительного искусства и биологии в соответствии с современными требованиями педагогической науки, дидактики и теории коммунистического воспитания; в раскрытии, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективных методов, приемов обучения учащихся 4-6 классов изобразительному искусству на основе межпредметных связей изобразительного искусства и биологии; в разработке системы методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства, активизации мыслительной и творчески-художественной деятельности школьников.
Достоверность проведенного научного исследования доказана итогами анализа экспериментальных уроков, проведенных в школах Наманганской и Ташкентской областей, в гг.Ташкенте и Намангане, результатами обобщения анкетных данных, бесед с учителями и учащимися общеобразовательных школ, обобщения передового опыта работы учителей и методистов Узбекской ССР.
Достоверность полученных выводов подтверждается также сравнительным анализом результатов, полученных в ряде исследований по проблемам теории и методики обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и других союзных республик.
Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ гг.Ташкента, Намангана, Ташкентской и Наманганской областей и посредством публикаций в методических пособиях" и статьях широко используются учителями изобразительного искусства Узбекской ССР.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
Известно,что существуют различные пути и методы повышения эффективности уроков изобразительного искусства. Одним из них является организация проведения уроков и внеурочных занятий на основе связи с другими учебными предаетами,в частности с биологией. Эта связь:
- формирует художественный вкус, эстетическое восцриятие учаг-щихся, развивает их наблюдательность, учит логически мыслить,понимать объективные законы мира, природы, прививает любовь к творческой деятельности и к труду;
- способствует формированию у учащихся мыслительных навыков;
- обеспечивает научный характер учебного материала,необходимого для анализа натуры, объектов и цроизведений художников,систематичность и последовательность его изложения;
- помогает связывать знания и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, с жизнью, прививает учащимся навыки их использования в жизни, при изучении других предметов и в их будущей деятельности;
- учит использовать на практике знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях и других учебных предметах,а также обобщать опыт, полученный в жизни;
- обеспечивает творческую, инициативную и самостоятельную работу учащихся на уроках и занятиях.
Эта связь осуществляется:
1.Подготовкой к уроку (составление конспекта урока).
2.Подготовкой наглядных и дидактических материалов - выбор наглядных материалов.
3.В процессе объяснения нового материала.
4.Во время самостоятельной работы учащихся.
5.В процессе анализа классной и домашней работы учащихся.
6. В процессе объяснения домашнего задания.
7.Организацией и проведением внеклассной работы по изобразительному искусству.
В осуществлении межпредметных связей изобразительного искусства с биологией основную роль играет учитель изобразительного искусства, он создает все условия для организации и проведения своих уроков по системе межпредметных связей с другими предметами, в частности с биологией, Учитель широко использует учебно-дидактические и наглядные пособия по биологии (ботанике,зоологии, анатомии и физиологии человека).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ход исследования и его результаты подтвердили правильность нашей гипотезы, которую мы поставили перед собой в начале работы. Методика, выработанная нами в период эксперимента по выявлению связи изобразительного искусства с биологией,оправдала себя - выяснилась возможность повышения эффективности уроков и занятий по изобразительному искусству. Анализ проведенного исследования позволил нам сделать следующие основные выводы.
Изобразительное искусство, являясь предметом эстетического цикла, взаимосвязано с другими учебными предметами и играет чрезвычайно важную роль в образовании и воспитании учащихся, взаимосвязи изобразительного искусства с биологией могут быть использованы как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Отсюда следует,что на современном этапе развития советской педагогической науки и школы, в условиях научно-технического прогресса в нашей стране, роль взаимосвязи учебных предметов в общеобразовательной школе значительно возрастает.
Экспериментальные исследования подтвердили предположение о том, что на современном этапе развития советской школы и педагогической науки возможно значительное повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства, что определяется установлением психолого-педагогических закономерностей взаимосвязи учебных предметов. Это и систематическое и последовательное осуществление взаимосвязи, и соблюдение дидактических принципов, и обязательный учет взаимосвязи и взаимоотношения всех тем и подтем, где имеется возможность осуществления связи с другими предметами.
Работая по принципу межцредметных связей, следует уделять особое внимание вопросам учета возрастных и психологических особенностей школьников.Взаимосвязи изобразительного искусства с биологией необходимо осуществлять на основе внутрипредметной связи. Это дает возможность более глубоко и всесторонне изучить учебный материал. Систематическое обращение к материалам о природе и преобразующем ее красоту труде человека в целях взаимосвязи позволяют более глубоко воспринимать эстетические свойства их,что способствует развитию эстетических взглядов и вкусов школьников.
Школьный курс изобразительного искусства имеет непосредственные и опосредственные связи с предметами биологического цикла и обладает большими образовательными и воспитательными возможностями.
Работа по принципу межпредметных связей повышает интерес учащихся к материалу урока и предмету в целом, обеспечивает их произвольное и устойчивое внимание на уроках и во внеклассной работе. Внимание и интерес учащихся к урокам способствуют проявлению самостоятельности, инициативы, сознательности, стимулируют творческий подход к выполнению задании.
Основная часть учебного материала предмета изобразительного искусства органически связывается с биологией (ботаникой,зоологией, анатомией и физиологией человека). Взаимосвязь изобразительного искусства с биологией осуществляется в следующих формах: а) связи предшествующие (с уже изученным материалом); б) связи сопутствующие (одновременное изучение материала); в) перспективные (с еще не изученными материалами).
Взаимосвязь изобразительного искусства с биологией осуществляется в теоретическом и методическом планах.
Теоретической сущностью взаимосвязи является дидактическое условие, отражающее взаимосвязи реальных процессов,происходящих в природе и обществе, вообще в материальном мире.
Методическая связь выражается в творческой деятельности учащихся и учителей и осуществляется в трех направлениях: I) во время подготовки к уроку; 2) в цроцессе урока (на всех этапах урока); 3) в процессе всех видов и форм внеклассной и внешкольной работы.
Основываясь на результатах экспериментальных и научных исследований по изучению взаимосвязи изобразительного искусства с биологией, можно рекомендовать для учителей изобразительного искусства в школах следующее:
1. Систематически и последовательно проводить принцип межпредметных связей.
2. Систематически изучать и анализировать методическую литературу, пособия и статьи, опубликованные в журналах и газетах по вопросам межпредметных связей, творчески использовать рекомендации в своей педагогической деятельности.
3. Систематически изучать и анализировать программы и необходимые разделы школьных учебников,а также другие научные и справочные материалы по ботанике,зоологии,анатомии и физиологии человека.
4. Заранее определить разделы и темы своего предмета, изучение которых надо связать с темами биологии, и по этой системе создать тематические картотеки связи по всем темам.
5. При планировании программного материала оцределить тематическую связь тем своего предмета с темами биологии и установить взаимную системность в календарных планах.
6. Посещать уроки биологии с целью установления прямой связи выяснить, какие знания получают учащиеся на уроках биологии.
7. При подготовке к уроку обращать особое внимание на вопросы взаимосвязи и учитывать, что подготовленные и собранные материалы необходимы для обоих учебных предметов.Для чего организовать кабинет, обеспечить его учебно-наглядными и дидактическими материалами, учебными принадлежностями для графических занятий, отражающими межпредметные связи изобразительного искусства с биологией.
П. Для руководителей и методистов школы, районо,облоно,Министерства просвещения УзССР:
I. Уделять больше внимания вопросам реализации межпредметных, связей; а) создать в школе инициативную группу учителей, работающих по принципу межпредметных связей; б) систематически обсуждать проблемы межпредметных связей на педсоветах, методсоветах, подготовить доклады, рефераты, рекомендации, обобщить и распространить опыт работы учителей изобразительного искусства, групп, коллективов школ по реализации межпредметных связей в цроцессе учебной и внеклассной работы; в) включать вопросы осуществления межпредметных связей в тематику конференций, педагогических чтений, семинаров и совещаний; цроводить открытые уроки, с посещением учителями изобразительного искусства и биологии в масштабе области и района.
Ш. Авторам црограммы, учебников, учебно-методических пособий, а также наглядно-дидактических материалов:
I. При составлении црограммы по курсу изобразительного искусства, а также при создании учебников, учебных и наглядных пособий, дидактических материалов учитывать и уделять особое внимание вопросам межпредметных связей.
2. Ввести в программу курса "Методика преподавания изобразительного искусства" в педагогических учебных заведениях и в институтах усовершенствования учителей специальный раздел по межпредметным связям.
3. Разработать методический материал и методические пособия по межцредметным связям изобразительного искусства с биологией при изучении тех или иных тем курсов изобразительного искусства и биологии.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Орипов, Бадиржан Нуриддинович, Ташкент
1. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. Сборникв 2-х томах. М.:Педагогика,1978, т.1. - 543 с.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. 3-е изд. Сборник в 2-хтомах. М.Искусство,1976, т.1. - 529 с.
3. Ленин В.И. О воспитании и образовании. М.:Просвещение,1973.- 355 с.
4. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.29, с.149-219.
5. Ленин В.И. Пункт программы в области народного просвещения.- Полн.собр.соч., т.38, C.II6-II7.
6. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.290-304.х
7. ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г.
8. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихсяобщеобразовательных школ и подготовке их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. Правда, 1977, 28 декабря.
9. О мерах по дальнейшему развитию самостоятельного творчества.
10. Постановление ЦК КПСС от 28 марта и бюро ЦК КП Узбекистана от 26 апреля 1978 г.
11. Пленум Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. (Стенографический отчет). М.:Полит.лит., 1983. - 221 с.
12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 10 апреля1984 г. М.:Политиздат, 1984. - 31 с.
13. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб.:документов и материалов. М.'.Политиздат,1984. - III с.
14. О мерах по улучшению эстетического воспитания школьников.Постановление коллегии Министерства просвещения УзССР от 7 октября 1970 г.хречи и статьи. М.:АПН РСФСР, 1959, т.З, с.313-318.
15. Калинин М.И.О коммунистическом воспитании и обучении. Ташкент :Укувпеддавнашр, 1953. 165 с.(узб.яз.).
16. Искусство и общество.(Доклад конгресса. Ред.кол. М.Ф.Овсянникова и др.). М.:Наука,1972. - 322 с.
17. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук всредней школе. Тезисы Всесоюзной конференции в г.Алма-Ате. - М.,1973. 4.1. - 234 с.
18. Проблема межпредметных связей в подготовке учителей математики и физики в педагогических институтах. Тезисы Всесоюзной научной конференции. - Душанбе,1978. - 278 с.хлит.и искусства им.Г.Гуляма, 1975. 82 с. (узб.яз.).
19. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитанияв советской школе. М.:АПН РСФСР, 1956. - 224 с.
20. Апухтин O.K. Беседа об изобразительном искусстве. Ташкент:
21. Укитувчи, 1965. 159 с. (узб.яз.).
22. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.:Просвещение,1969. 157 с.23