автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей в системе повышения квалификации
- Автор научной работы
- Тухтаманов, Николай Григорьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тухтаманов, Николай Григорьевич, 1997 год
ВВЕДЕНИЕ: ОБОСНОВАНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 1. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКИ КАК КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
1.1. Определение содержательно-смысловых доминант обучения слушателей системы повышения квалификации с позиций гуманизации.
1.2. Комплексное обоснование возможности использования музыки как средства гуманизации содержания повышения квалификации педагогов.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1. Проектирование экспериментального содержания обучения на основе синтеза педагогического и музыкального текстов.
2.2. Анализ хода экспериментального обучения в цикле педагогических дисциплин с использованием музыкально-методического сопровождения.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей в системе повышения квалификации"
Актуальной задачей для системы повышения квалификации по-прежнему является поиск нового содержания, форм и методов работы, способствующих гуманизации образования взрослых в целом. Наименее исследованы вопросы, связанные с тем, как построить такое содержание подготовки слушателей в системе повышения квалификации, которое включало бы гуманизирующий потенциал.
Предлагаемый в данном исследовании подход выводит на новое понимание содержания повышения профессиональной квалификации учителей как динамического системного образования, объем и глубина которого во многом определены эмоционально-информационными потребностями учителей и выполняет функцию теоретико-методологической и ценностно-смысловой базы для последующей реализации гуманистических смыслов в педагогической деятельности.
Актуальность темы связана со спецификой педагогического содержания подготовки слушателей системы повышения квалификации, предлагаемого в системе обучения Санкт-Петербургского Университета Педагогического Мастерства. Опыт работы со слушателями выявил следующие противоречия, проявляющиеся в ходе обучения: а) увеличение степени сложности и объема педагогического знания, необходимого учителю-практику в современной образовательной ситуации, при отсутствии у него готовности к работе с. этим содержанием на теоретико-методологическом уровне; б) инновационность предлагаемого содержания при недостатке нормативных текстов, фиксирующих необходимую учебную информацию; в) повышенная информационная плотность материала, обусловлен
- ь ная необходимостью дать большой объем информации на малом промежутке времени, и как следствие - состояние усталости, напряжения у аудитории и лектора.
Актуальной проблемой для системы повышения квалификации является невозможность в лекционном режиме достичь диалоговости обучения в работе со слушателями, то есть подлинно гуманитарного стиля взаимодействия. Учителя не готовы вступить во внутренний диалог с лектором, так как в их в профессиональном сознании не сформировано, а в активном словарном запасе отсутствует большинство научных ^ понятий и категорий, которые преподавателю необходимо использовать во время лекций. Поэтому возникает необходимость предъявления содержания материала иным путем, на уровне смыслов с помощью нетрадиционных способов.
Одним из вариантов активизации усвоения содержания педагогических дисциплин явилась разработка и апробирование в 1992-1993гг. коллективом педагогов кафедры педагогического мастерства инновационно-моделирующей системы обучающего взаимодействия (ИМСОВ) (132, С.4-6), сочетающей традиционные и игротехнические формы обучения. * В продолжение логики работы кафедры было решено предпринять цикл исследований возможностей введения разных видов искусства в контекст содержания педагогической подготовки слушателей.
В данной работе осуществляется попытка преодолеть сложившийся в образовательной практике стереотип понимания механизма влияния музыки на процесс обучения, где музыке отводится второстепен-^ ная обслуживающая роль по отношению к предлагаемому учебному материалу и где она тем самым находится вне контекста содержания.
Несмотря на то, что исследование носит локальный характер и выполнено на конкретном содержательном материале , в нем заложен методологический потенциал, поскольку исходные посылки носят комплексный характер и анализ конкретных фактов опирается на философс-ко-педагогическую основу.
Исследование осуществлялось в двух направлениях: - философс-ко-педагогическом и художественно-музыкальном. Это обусловлено стоящей перед кафедрой педагогического мастерства задачей актуализации в системе повышения квалификации способов подачи информации, синтезирующих философское, педагогическое и художественно-образное представление тематического материала.
Как источник педагогической информации такой способ имплицитно содержит гуманизирующее начало. Являясь по своей природе глубоко гуманитарным способом постижения педагогической реальности, он формирует гуманитарный стиль мышления, что не может не отразиться на характере профессионального поведения учителя,
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, неразработанность проблемы для системы постдипломного образования обусловили выбор темы исследования:
Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей в системе повышения квалификации".
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Постдипломное образование учителей в системе повышения квалификации (на базе СПбГУПМ, педагогический цикл).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Взаимодействие педагогического и музыкального содержания как средство гуманизации подготовки слушателей в системе повышения квалификации (СПК).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Создание и апробация в экспериментальном обучении методики музыкально-методического сопровождения курса педагогических дисциплин.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование музыкально-методического сопровождения курса педагогических дисциплин в процессе постдипломного образования может стать средством гуманизации подготовки слушателей, если в результате взаимодействия педагогического и музыкального текстов, построенного по определенным принципам, в ходе обучения формируется новое качество содержания подготовки, обеспечивающее динамику смыслов профессиональной деятельности участников образовательного процесса при увеличении комфортности ситуации обучения.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Определение приоритетных направлений гуманизации обучения педагогов, слушателей курсов СПК.
2. Комплексное обоснование возможности и целесообразности включения музыки в контекст содержания и обучения дисциплинам педагогического цикла.
3. Разработка комплекса музыкально-методического сопровождения курса педагогических дисциплин.
4. Обоснование принципов взаимодействия музыкального и педагогического текстов в ходе обучения слушателей системы повышения квалификации.
5. Организация экспериментального обучения, основанного на синтезе педагогического и музыкального содержания; выработка рекомендаций по использованию музыки как компонента содержания обучения слушателей системы ПК в цикле педагогических дисциплин.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Ф
- теоретический анализ философской, педагогической, психолого-педагогической, психо-физиологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое проектирование;
- экспериментальное обучение;
- опросы (анкетирование и интервьюирование );
- изучение продуктов деятельности слушателей, полученных в результате применения методов проектирования, ассоциаций и моделирования;
- экспертная оценка.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе СПбГУШ в системе обучения слушателей курсов повышения квалификации разных категорий.
На защиту выносятся следующие положения:
- взаимодействие педагогического и музыкального смыслов порождает педагогическое содержание нового качества, приобретающее эмоционально-информационный потенциал;
- музыкально-методическое сопровождение занятий в системе обучения взрослых способствует его гуманизации;
- использование музыки делает возможным преодоление информационно- инструктивного, личностно-отчужденного характера взаимодействия со слушателями курсов СПК;
- музыкально-методический компонент вносит змоционально-сис-темообразующее начало в процесс обучения, обеспечивая его естественную самоорганизацию и структурно-функциональное упорядочение.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в комплексном обосновании использования музыкально-методического сопровождения занятий.
Предложены принципы синтеза музыкального и педагогического текстов, позволяющие получить новое качество содержания обучения.
На теоретическом и практическом уровне показана возможность смысло-проясняющей функции музыки как компонента содержания педагогической подготовки.
Выявлены дополнительные ресурсы гуманизации образовательного процесса, ранее не использовавшиеся в педагогической подготовке слушателей СПК.
Предложен блочно-модульный вариант построения педагогического курса с использованием музыки в качестве содержательно-смыслового компонента.
Практическая значимость исследования состоит в создании разных вариантов музыкально-методического сопровождения курса педагогики для СПК работников образования.
Предложен алгоритм построения методики, который может быть использован для музыкально-методического сопровождения других гуманитарных курсов.
Создан ряд авторских музыкальных текстов и видео-пособий, способных служить иллюстративно-дидактическим материалом к курсу педагогических дисциплин в системе постдипломного образования.
Получила дальнейшее развитие инновационно-моделирующая система обучающего взаимодействия (ЙМСОВ) как форма работы в процессе повышения квалификации педагогов.
Апробация исследования проходила в ходе обсуждения основных положений, результатов научного поиска :
- на заседаниях кафедры педагогического мастерства СПбУПМ;
- на межвузовской научно-практической конференции аспирантов "Гуманизация образования: традиции и современность" СПбГУПМ (1996г.);
- на научно-практической конференции "Традиции и современность в образовании" РАО ИОВ (1996г.);
- в ходе экспериментального обучения в СПбУПМ (1994-96 гг.).
- в рамках участия в обучении по программе фонда "Культурная инициатива" - "Строим свой мир сами" (1996г.).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование доказало, что музыкально-методическое сопровождение курса педагогических дисциплин в ходе преподавания на курсах повышения квалификации, позволит облегчить понимание глубинной сущности теоретического знания через получение опыта проживания этого знания. Это позволяет рассматривать взаимодействие педагогического и музыкального смыслов как фактор гуманизации.
С помощью психолого-педагогического потенциала музыки возможно более глубокое освоение теоретико-педагогических знаний, в том числе знаний о себе; создание собственного творческого опыта, основанного на эмпирическом проживании нового педагогического материала через чувственное восприятие и эмоционально окрашенную рефлексию педагогических объектов и их свойств.
Являясь удобным иллюстративным материалом, музыка в педагогической практике может стать "мостом", который позволит учителям-практикам перейти с научного языка, с его сложнейшими абстракциями, на наиболее понятный язык эмоций.
Синтез музыкального и педагогического смысла ведет к возможности эмоционально-рационального познания педагогической реальности с помощью музыкальных образов на уровне индивидуально-личностного переживания, что обогатит не только профессиональный, но и общекультурный опыт учителя.
Использование музыки в качестве одного из инструментов познания педагогической реальности даст возможность сопережить и осмыслить те или иные человеческие эмоции, которые стоят за отвлеченными теоретическими категориями, без чего не представляется возможным объективно понимать и принимать человеческие, глубинные истоки педагогических явлений и проблем, то есть вступать в педагогический диалог, разворачивающейся в полипарадигмальном, кросскультур-ном пространстве.
Музыка, как комплексное средство влияния на человеческую природу даст возможность продуктивного использования музыкально-методического сопровождения лекций в процессе повышения квалификации учителей, позволит вызывать определенное эмоционально-ценностное отношение к педагогической реальности, формировать так называемую "идею - оценку" педагогических явлений и событий на качественно более высоком уровне, во всей целостности восприятия,и тем самым достигнуть единения педагога и объективно существующей педагогической реальности. Гуманистическая роль музыки в данном случае заключается в том, что она является неисчерпаемым источником поз наний и о мире в целом, и о человеке в нем, и об их взаимоотношениях. Такой взгляд на роль музыки в процессе повышения квалификации учителей позволит включить ее использование в формировании целостной системы нравственно-эстетически-интеллектуального развития педагога-практика.
Рассматривая музыкальную логику , существующую независимо от множества педагогических подходов, а человека, как субъекта обучения, наделенного природой духом противоречия и стремящегося к его преодолению, можно ожидать, что резонанс, возникающий при их взаимодействии, должен порождать новые педагогические закономерности взамен старых, теряющих свою актуальность и работающих на абстрактные теоретические схемы, в которые очень сложно вписаться педагогу-практику. Музыка в данном случае поможет снять болезненные ощущения при "переломе" своего восприятия и мироощущения, проблематика которого серьезно блокирует потенциальную креативность учителей.
Благоприятные педагогические условия, которые могут быть достигнуты за счет включения в содержание педагогических курсов музыкально-методического сопровождения, стимулируют активное участие самого учителя в разрушении стереотипов профессионального поведения и мышления, без чего представляется немыслимым повышение квалификации.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тухтаманов, Николай Григорьевич, Санкт-Петербург
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-м.: Политиздат, 1995. 25с.
2. Агапова О.В. Особенности профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации к развитию творческих способностей детей в начальной школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. -С.-Пб., 1992.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. -Москва.: Просвещение, 1984.
4. Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // В сб. "Гуманизация образования: теория, практика". Под ред. В.Г.Воронцовой, -СПб: СПбГУПМ, 1994. С.62-68.
5. Альтернативное образование взрослых: проблемы и тенденции. // Сборник статей и материалов.- СПб., РАО, 1984.
6. Андрюхина JI.M. Культура и стиль: педагогические тональности. Часть 2, Екатеренбург, 1993.
7. Аникеева Н.В. Ванникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогического взаимодействия. -НГИ, 1991. -92с.
8. Арамовский М. Что такое программная музыка? -М.: "Искусство", 1962. С.1-20.
9. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XV111 век. М.: "Искусство",1962.
10. Бердяев H.A. Русская идея. О Россйи и русской философской культуре.-М.: "Республика", 1990.-183с.
11. Берки С.М. Применение функциональной музыки в пошивочныхцехах. -М.:ЦНИИТЭИлегпром, 1971. -4с.
12. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования //Педагогика, 1994, N5. С.21-25.
13. Беспалько В.Ю. Слагаемые педагогичесой технологии. -Москва.: Педагогика, 1989.
14. Бехтерев В.М. Общие основания рефлексологии: Курс, читан, студентам Ун-та при Психо-Неврологич. -Иг.: Изд. К.П.Риккерра, 1918.
15. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. -М.: ПоVлитиздат, 1990. -413с.
16. Блинова С. Человек. Духовность. Медитация.// "Музыкальная академия", 1994, N 1. -43с.
17. Боженький Ю. Сто суеверий. -Москва, 1983. 18. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Просвещение, 1961. -111с.
18. Браже Т.Г. Исследование роли гуманитарных знаний в профессиональной компетенции специалистов в мастеских к международному семинару: функциональная грамотность взрослых. -СПб, 1992.
19. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. -М.: Просвещение, 1986.
20. Бурбулис Г.Э. Духовность и рациональность.- М.: Просвещение, 1989. С.18-33.
21. Буржуазная педагогика на современном этапе.- М., 1984.
22. Валявский A.C. Этическая педагогика // Сборник избранных работ -СПб.: РФ "Земля и дети", 1993.
23. Васильев Л. Л. О влиянии раздражений воспринимающих органов на работоспособность мышц / -В кн.: Вопросы психофизиологии,рефлексологии и гигиены труда -Казан.ин-т науч. организации труда,
24. Петрагр.ин-т по изучению мозга и психич. деятельности. Казань:Тат-госиздат, 1923. сб.1, С.33-42.
25. Василевская И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США. Автореф.дис. канд. пед. наук., С.-П., 1995.
26. Вентцель К.Н. Свободное воспитание / Сборник избранных трудов.-М.: "Профессиональное образование", 1993. С. 62-86.
27. Вергелес Г.И. Структура учебной деятельности. ЛГПИ,1989.
28. Верезовчук Л. Интерпретатор и аналитик// Муз.академия, 1993, N 2.-140с.
29. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования. / -В сб. Гуманизация образования. Теория. Практика. Под ред. В.Г.Воронцовой -СПб.: СПбГУПМ, 1994. С.5-14
30. Волгин Б.Н. Музыка звучит на лекции. //Студен.меридиан,1970, вып.4, -25с.
31. Волгин Б.Н. Применение музыкального фона на лекциях. // Вестник высшей школы, 1970, N 3. С.82-84.
32. Воронцова В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования /-В сб. "Гуманизация образования: теория, практика". Под ред. В.Г.Воронцовой, -СПб:1. СПбГУПМ, 1994. С.15-36.
33. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. -Л.: ЛГУ,1958. -461с.
34. Гамезо М.В. Переработка знаковой информации.-М.: Республика, 1988.
35. Гегель.Г. Эстетика. -4-х т.-М.: 1969,т.2. -34с.
36. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. -СПб.: Алете-йя, 1995.
37. Гильбурд Г.И. Художественная идея как философская категория. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук., Томск, 1989.
38. Гильбух Ю., Молдавский А. Новые исследования о роли функциональной музыки //Соц.труд, 1968, N 9. С.89-97.
39. Гильбух Ю.З., Костюк А.Г., Лоос В.Г. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии //Вопросы психологии, 1971, N 3. С.162-168.
40. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. -Л.: 1989, -12с.
41. Гинецинский В.И. "Знание структуры". -Ленинград. 1989, С.24-58.
42. Г.деШАРДЕН. Феномен чаловека. -Москва, 1987.
43. Гольдварг И.А. Функциональная музыка: (Опыт внедрения музыки на Перм.телеф.заводе).- Пермь: Кн.изд-во, 1968, 89с. В над-заг: Отрасл.научн.-исслед.отд.социологии и психофизиологии труда при Перм.телеф.з-де.
44. Гольдварг И. А. Функциональная музыка как фактор повышения эффективности труда:(На примере предприятий приборостроения): Автореф. дис,.канд.экон.наук.- М., 1973.
45. Гольдварг И., Полякова В. Музыка и труд. -Пермь: кн.изд-во (Парм.телеф.з-д, Перм.мед. ин-т. Каф.нормативн.физиологии) ,1966, 28с.
46. Гольдварг И.А., Перроте A.A. Функциональная музыка/ В кн.: Основные требования научной организации труда при проектировании предприятий, технологических процессов и оборудования: Метод. пособие/НИИтруда, -М. : 1967, С.165-170.
47. Грекова Т.А. Музыка на производстве/ -В кн. Техническая эстетика и культура производства: Из опыта работы предприятий и организаций Совнархоза ЛатССР /ЛатИНТИ. Рига, 1964, С. 45-47.
48. Гуманитарное знание: сущность и функции., СПбУ., 1991.
49. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.,1984.
50. Денисов Э. "Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники".- М., Советский композитор. 1986, С.3-9.
51. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы: надежды и действительность. М.: Педагогика, 1989, -52с.
52. Диалоги о гуманизме.- С.-П. Университет., 1992.
53. Довгель И.М. Влияние музыки на человека и животных: Публ.лекция. -Казань: А.А.Дубровиц,1888.-43, -46с.
54. Дьюи Диана "Парадоксы восприятия музыкальной высоты"// В мире науки" 1995,N 9-10.-128с.
55. Зачелицкий P.A. Музыка: Методико-физиологическое значение /Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд.-М.:Сов. энциклопедия, 1981, Т. 16.-9с.
56. Зяблицкая H.H., Миллер В.М., Шмунк Ф.Ф. Влияние музыки на умственную работоспособность учащихся 8 лет. /В кн.: Вопросы физиологии. -Барнаульск. гос. ин-т. Барнаул, 1973, С.45-48.
57. Ильясов Ислам Имранович. Структура процесса учения. -МГУ,1986.
58. Иохан Хейзинга Homo Ludens. В тени завташнего дн: Пер. с нидерл./Общ.ред. и послесл. Г.М.Тавризян. -М.: Издательская группа "Прогресс-Академия", 1992, -464с.
59. Исследование функциональной грамотности взрослых СССР. -СПб., 1991.
60. Каган М.С. Философия культуры. -СПб.: "Петрополис", 1996, С. 76-282.
61. Калашников A.A. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе//Физиологич.журнал, (Киев), 1979, Т.25, N 2. С.177-181.
62. Калинаускас И. "Жить надо" -СПб.: "Медуза", 1994, С.27-31. (общ.к.с.567).
63. Камю А. Бунтующий человек. -М.1990.
64. Келдыш Ю. Музыка и НТР //"Современная музыка", 1961, N 5.
65. И.А.Колесникова 0 кретириях гуманизации образования//В сб. Гуманизация образования: теория, практика. Под ред. В.Г.Воронцовой. -СПб.: СПбГУПМ, 1994.
66. Колесникова И.А. "Теоретико-методологическая подготовка учителей к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Дисс. докт. пед. наук.- Ленинград. 1991.
67. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. // Педагогика, 1995, N 6. С.84-89.
68. Колесникова И.А. О феномене педагогического мастерства //В сб. Интегративные основы педагогического мастерства. (Материалы межвузовской научн.-практич. конференции аспирантов 1-2фев.1995г.) -СПб.: СПбГУПМ, 1996, С.3-10.
69. Колеченко A.K. Развивающаяся личность и педагогические технологии. /Методитческие рекомендации. -Ленинград, 1990.
70. Колеченко А. К. Психологическая служба системы образования Санкт-Петербурга, ее роль в гуманизации обучения и воспитания //В сб. "Гуманизация образования: теория, практика". Под ред. В.Г.Воронцовой, -СПб: СПбГУПМ, 1994, С.81-86.
71. Консервативные тенденции в современной буржуазной педагогике/ /В сб. научных трудов.- Москва, 1984.
72. Комната психологической разгрузки: Информ. листок выставки "Охрана труда-75" . ЦНИИТЭИстройдормаш. -М.: 1975, -2с.
73. Коротаев A.A. Типологические различия во влиянии эмоционального состояния, вызванного музыкой, на нервно-психическое напряжение в трудовой деятельности: Автореф.дис. канд.псих.наук. -М. НИИ общей и пед. психологии, 1970, -16с.
74. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. -М.: Политиздат, 1988, -382с.
75. Краткий словарь по логике(Д.П.Горский, А.А.Ивин, А.Л.Никифоров); Под ред.Д.П.Горского. М.: Просвещение, 1991.
76. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики.- МГУ. 1991.
77. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. -М.: Политиздат, 1989.
78. Культурология. Краткий словарь. Под ред. И.Ф.Кефеля. Изд.второе, дополненное и переработанное.-СПб, ТОО ТК "Петропо-люс", 1995,-14с.
79. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых.- М.: Просвещение, 1985.
80. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся.- М.: Педагогика, 1971.
81. Кьеркегор С. Страх и трепет.-М.: Республика, 1993.
82. Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиций практики //Сов.педагогика., 1988, N7. С.23-29.
83. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. -Таллин, 1992.
84. Кремлев Ю. Познавательная роль музыки. -М.: Искусство, 1963, С.17-20.
85. Лингарт Й. К вопросу детерминации направленности в моделях мыслительной деятельности // В кн. Психологические исследования./ Под ред. А.С. Прангишвили, -Тбилиси: изд-во "Мецниереба", 1973, -233с.
86. Лиханов А. А. Драматическая педагогика. М.: Педагогика,1986.
87. Лицинский В.К. Функциональная музыка как компенсатор сенсорной депривации: Автореф.дис. канд. псих. наук. М., 1977,
88. С.21. -В надзаг.: АН СССР. Ин-т психологии.
89. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия. Психиатрия. Автореф.дис.докт. мед. наук. -София: 1970, С.8-10.
90. Ломов Б.Ф. Вербальное кодирование. -М.: Правда, 1980.
91. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики//В кн. ". из ранних произведений".-М.: Правда, 1990, С.214-227.
92. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Правда, 1976.
93. Лосев А.Ф. "Форма стиль выражение" -М.: Правда,1. С.425-452.
94. Лукина Н.П. Пути гуманизации начального образования//В сб. "Гуманизация образования: теория, практика". /Под ред. В.Г.Воронцовой, -СПб: СПбГУПМ, 1994, С.69-74
95. Лукшин И.П. Искусство как социальный институт. -М.: Знание, 1984.
96. Лютер М. О рабстве воли// В кн.Эразм Роттердамский".- М.: Политиздат, 1987.
97. Маншкин Э.А. "Проблемы последипломного образования.// Педагогика, 1996, N 1. С.124-125.
98. Maslow A. Some Educational Implications of The Humanistic Psycolodgy.-Harvard, 1968.
99. Межотраслевые методические рекомендации по предупреждению переутомления работников физического и умственного труда. (НИИ труда) -М., 1979.
100. Методические рекомендации к проведению лекционных и семинарских занятий по педагогике. /Под ред. Колесниковой И.А. -Ленинград, 1990.1 101. Методические рекомендации к анализу педагогических результатов/ Сборник,-СПб, 1994.
101. Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей. //"Вопр.психологии",1990,N1. -78с.
102. Минор и мажор//В кн.: Эврика: 1968,/Сост.: И.Лазарев и др.- М.: Мол.гвардия, 1968, С.298-300.
103. Могендович М.Р. Восприятие музыки и психофизиологические функции//В кн. XVIII Международный психологический конгресс: Тез.сообщ. М., 1966, Т.2. Проблемы общей психологии. С.211-212.на рус. и англ.яз.
104. Могендович М.Р., Полякова В.В. К физиологическому анализу влияния музыки на человека// В кн. .-Двадцать первое совещание по проблемам высшей нервной деятельности: Тез. и реф.докл.(июнь 1966г.) /АН СССР. -М.-Л.: Наука, 1966, С.204-205.
105. Могендович М.Р., Полякова В.Б. Музыка помогает в труде //Здоровье, 1969, N9. С.20-21.
106. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. -М.: Политиздат, 1991, -34с.
107. Музыка и научная организация труда. -М.: Искусство,1983.
108. Музыка, миф, бытие/В сборнике статей под ред. Фомина В.П. -М.: "Пассин", 1995, -15с.
109. Музыкальная психология, /под ред. Петрушина В.И.-М.: "Пассин", 1994.
110. Мурин Д.И. Словесность в школах Санкт-Петербурга. Современное состояние. -В сб. "Гуманизация образования: теория, практика". /Под ред. В.Г.Воронцовой, -СПб: СПбГУПМ, 1994, С.55-61.
111. Мышление учителя: личность механизмы . -М.: Педагоги- ^ ка, 1990.
112. Ницше. Фрейд. Фромм. Камю. Сартр. Сумерки богов. -М.: Республика, 1990.
113. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1990.
114. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы// В кн. Новое педагогическое мышление.-М.: 1989, -117с.
115. Никитин Э. Спасение утопающих дело рук . системы повышения квалификации. // Учительская газета. 1994,N 15. С.14-15.11?. Найн А.Я. о методологическом аппарате диссертационных исследований. //Педагогика. 1995.N 5 с.45-49.
116. Образование в современном мире. -М.: Просвещение, 1986.
117. Панкевич Г.И. Музыкальное искусство и воспитание эстетического восприятия.-М.: Искусство, 1969, С.3-10.
118. Перроте A.A. Использование музыки для повышения интенсивности труда на капиталистических предприятиях// Труд и заработная плата, 1961, N 2. С.72-76.
119. Перроте А. Новые амплуа музыки. //Сов.радио и телевидение, 1967, N 5.-19с.
120. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М.: Педагогика, 1985.
121. Повилейко Р. П. Функциональная музыка: (Эксперим.лекция для студентов конструктор, специальностей машиностроит. и прибо-ростроит. фак. Новосиб.электротехн.ин-та).-Новосибирск, 1968, -101с.
122. Повилейко Р.П. Эстетика для инженера: Системный подход -проблемы и практика. -Кемерово, Кемер.кн.изд-во, 1976.
123. Полякова В.Б. 0 физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции: (К проблеме муз.стимуляции работоспособности): Автореф. дис. канд.мед.наук. -Пермь, 1968.
124. Полякова В.Б. Влияние музыки, передаваемой в течение рабочего дня, на некоторые психофизиологические функции работников заводского конструкторного бюро. Перм.мед.ин-т, 1968,т.84, С.171-177.
125. Полякова В.Б. К вопросу о физиологических механизмахвлияния музыки на процесс сосредоточения// В кн.: Материалы б-й Уральской конференции физиологов, фармакологов и биохимиков в г.Тюмени /Свердл.мед.ин-т Свердловск, 1969, С.125-127.
126. Понамарев Я. Психология творчества и педагогика. -М. : Педагогика, 1976.
127. Пономаренко В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания //Педагогика, 1994, N3. С.13-18.
128. Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров. Социально-педагогические и психологические аспекты. (Материалы конференции) -СПб, 1994.
129. Профессионально-педагогические аспекты психологической культуры учителя. Межвузовский сборник научных трудов. Псков,1990.
130. Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград,1991.
131. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной пепедагогике//Сов.пед.1993,N6. С.92-102.
132. Пирс ДЖ. Символы. Сигналы. Шумы. Закономерности и процессы передачи информации. -М.: 1967.
133. Пиранашвили Н.В. Развитие философской культуры учителя в процессе его практической деятельности 13.00.01. Автореф.дис. канд. пед.наук. -СПб, 1995.
134. Прокопюк В. Самообразование учителей в контексте гуманистической парадигмы развития человека. Дис. докт. пед. наук. -СПб., 1996.
135. Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации. -М.: Провещение, 1993.
136. Пути улучшения количества знаний учащихся вечерних школ. Из опыта работы. /Под ред. Першаниной Е.В. -М.: Просвещение, 1985 -18с.
137. Рождественская В.И. О психологическом (умственном) утомлении// В кн. типологические особенности высшей нервной деятельности человека. -М.: 1965, Т.4. С.147-185.
138. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. С.162-163.
139. Россова И.Н. Исследование зависимости доступности учебного материала от его структуры. Автореферат.-М.,1980.
140. Руденко В.Ф. Функциональная музыка на производстве// В кн.: За высокую культуру производства /Харьков.обл. совет профсоюзов. -Харьков: Прапор, 1969. С.67-72
141. Салкина Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек.-М.: Педагогика, 1989,-34с.
142. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. -М.: МГУ. 1988.
143. Свасьян К.А. Проблема символов в современной философии. -Ереван, 1980, С.178-189.
144. Смирнова Е.Э. Социологический анализ тенденции гуманизации в школах// В сб. "Гуманизация образования: теория, практика". / Под ред. В.Г.Воронцовой, -СПб: СПбГУПМ, 1994, С.75-80.
145. Совершенствование процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей. Методические рекомендации. -Ленинград, 1988.
146. Соловьев Э.Ю. "Прошлое толкует нас". Очерки по истории философии и культуры.-М.: Республика, 1991.
147. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации.-СПб.,1993.
148. Субетто А.И. Гуманизация российского общества (авторская концепция).-СПб.-Москва, 1992.
149. Суд над системой образования стратегия на будущее. -М.: Педагогика, 1991.
150. Тарханов И.Р. 0 влиянии музыки на человеческий организм. -СПб,: Тип.Демакова, ценз.1893, С.61-62.
151. Тихомиров O.K. "Структура уникальной деятельности человека. -МГУ, 1969,-37с.
152. Тонконогая Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации. Диссер. докт. пед. наук в форме научного доклада. -СПб. 1992.
153. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. 5 изд. -М. : Политиздат, 1987.
154. Формирование научного мировоззрения у учащихся вечерней школы. М.: Просвещение, 1976.
155. Хайдеггер Мартин "Время и бытие" -М.:"Республика", 1993,1. С.193-196. .
156. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия //Вопросы философии,1993, N4. науч.-теоретич. журнал.
157. Центры образования взрослых.-Педагогика, 1991.
158. Чертов Л.Ф. Знаковость. -Изд.СПБ университета, 1993.
159. Шалавеювене Г. Музыка и производство. -Машиностроитель, 1968, N 2.С.31-32.
160. Шапталова A.A., Калашников A.A. Влияние функциональной музыки при умственной работе//Гигиена труда и проф.заболеваний, 1978, N 6. С.11-15. -Рез. на англ.яз.
161. Швили В. Музыка и работоспособность //Охрана труда и соц. страхование, 1964, N 5. С.24-25.
162. Шиянов E.H. Гуманизация профессионального становления педагога //Педагогика, 1993, N9.
163. Школьное образование в капиталистических странах: состояние и тенденции.-М.: 1981.
164. Школьное образование в США.-М.: Прогресс, 1980.
165. Штайнер Рудольф. Вопросы воспитания как социальный вопрос .-Калуга.,' 'Духовное познание", 1992.
166. Элиасберг Н.И. Гуманизация образования и проблемы преподавания историко-обществоведческих дисциплин//В сб. "Гуманизацияобразования: теория, практика". / Под ред. В.Г.Воронцовой, -СПб: СПбГУПМ, 1994, С.46-54
167. Эсебуа Р.Ш. К вопросу об истоках современной функциональной музыки. -Тр.Тбил.гос.ун-та, 1975, С. 61-67. -Рез.на груз, и англ.яз.
168. Эсебуа Р. Психологические особенности восприятия тем-no- ритма функциональной музыки// В кн. VIII Закавказская конференция психологов /Арм. отд. о-ва психологов СССР.- Ереван, 1980, С.227-228.