Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Глазунова, Любовь Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Белгород
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Глазунова, Любовь Ивановна, 1999 год

Введение.

Глава I. Теоретические основы использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе.

§ 1. Проблема функциональной музыки в философии, физиологии, психологии и педагогике.

§2. Функционально-дидактическая музыка в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов.

§3. Анализ состояния использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе.

Глава И. Опытно-экспериментальная работа по использованию функционально-дидактической музыки в процессе подготовки будущего учителя начальных классов.

• §1. Критерии, показатели эффективности использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза.

§2. Экспериментальное обоснование использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

§3. Методика использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза.

§4. Эффективность применения функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя"

Актуальность исследования. Гуманизация образовательного процесса, вызванная к жизни современным состоянием российского общества, требует поиска новых, более эффективных средств его организации. Она предполагает усиление культурологической составляющей образовательного процесса, предписывающей установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, усвоение обучающимися духовно-ценностного опыта предшествующих поколений, восстановление культурообразующей и личностно-развивающей функций образования. Идеи гуманизации образовательного процесса в высшей школе нашли отражение в работах целого ряда педагогов-исследователей (С. И. Архангельский, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова). Они послужили основанием для расширения и наполнения содержания, технологий педагогического образования гуманистическими ценностями, средствами, что создает благоприятную ситуацию для переосмысления сущности профессиональной подготовки учителя. Становится очевидным построение такого профессионально-образовательного процесса, при котором были бы созданы условия для развития субъектных качеств личности будущего учителя, включения его в творческий процесс профессионального становления.

Результативность этого процесса обеспечивается наибольшей согласованностью внешних и внутренних факторов, формирующих личность будущего специалиста (В. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, С. JI. Рубинштейн и др.).

В психолого-педагогической литературе к внешним факторам, обеспечивающим результативность учебного процесса, относят рациональное построение учебных программ, учебников и учебных пособий, оснащенность учебного процесса техническими средствами, педагогическое мастерство преподавателя и др. К внутренним факторам относят уровень умственного развития студента, его отношение к учебной деятельности, особенности самоорганизации в процессе умственной деятельности, психофизиологическое и эмоциональное состояние студента, так как внешние воздействия на личность вызывают тот или иной отклик не прямо, а через посредство внутренних факторов, важнейшей составляющей которых является внутреннее, или психическое, состояние человека (А. Н. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн).

В ряде исследований (П. К. Анохин, В. К. Вилюнас, Л. В. Выготский, Б. И. Додонов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Г. М. Потанин, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, П. В. Смирнов, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Г. К. Шингаров и др.) доказана связь эмоций с мышлением и другими психическими процессами, свойствами личности и обосновано влияние психической тонизации, выполняемой эмоционально-положительным состоянием, на эффективность обучения.

Большие возможности, на наш взгляд, в осуществлении регуляции эмоциональной сферы обучающегося в процессе учебной деятельности содержит музыкальное искусство, в частности - функциональная музыка (И. А. Гольдварг, А. Г. Костюк, В. К. Липинский, Т. Н. Метельницкая). Многоаспектное рассмотрение исследователями проблемы воздействия музыки на личность позволяет констатировать, что при определенных условиях музыка оказывает благоприятное влияние на психическое и психофизиологическое состояние человека (Б. Г. Ананьев, В. М. Андреев, В. М. Бехтерев, А. Бине, Б. А. Вяткин, И. М. Догель, Л. Я. Дорфман,

А. А. Калашников, В. К. Липинский, В. Н. Мясищев, М. П. Патриций, И. Р. Тарханов, Г. П. Шипулин и др.).

В исследованиях JI. С. Брусиловского, И. А. Гольдварга, И. М. Гриневой, А. А. Перроте, В. Б. Поляковой и других ученых доказана целесообразность прикладного применения музыки в качестве средства, способствующего созданию оптимальных условий для выполнения разнообразной деятельности: трудовой, лечебной и т.д.

Представителями отечественной науки (Т. О. Гордеева, Т. Н. Метель-ницкая, JI. Н. Новицкая, В. И. Петрушкин, JI. Н. Трегубова и др.) отмечено благотворное влияние музыки на отдельные виды деятельности в условиях образовательного процесса. Результаты этих работ позволили наметить перспективы дальнейших исследований, способствовали выдвижению новых аспектов проблемы, нуждающихся в экспериментальной разработке. Так, до настоящего времени функциональная музыка не рассматривалась как дидактическое средство, то есть как функционально-дидактическая музыка (ФДМ). Не рассматривались также вопросы, связанные с включением ФДМ в процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов, не исследована готовность учителя к использованию функционально-дидактической музыки как элемента профессионально-педагогической культуры учителя. Это объясняется тем, что решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода, связанного с философским, физиологическим, психологическим, культурологическим и музыковедческим аспектами. Вместе с тем, анализ литературы из различных областей знаний показал, что в настоящее время в науке накоплен определенный теоретический и эмпирический материал, который при осуществлении интегративного подхода к изучению музыкального воздействия на личность обучающегося позволяет осуществить исследование данного феномена.

Таким образом, мы можем констатировать, что в теории и практике педагогического образования сложилось противоречие между потребностью в новых дидактических средствах организации учебно-познавательной деятельности студентов и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

С учетом этого противоречия нами была определена тема исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов.

Предмет - функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать сущностные характеристики функционально-дидактической музыки как дидактического средства.

2. Определить критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя.

3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

4. Разработать методические рекомендации по использованию функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что использование функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятиях; обеспечение профессионально-ориентированной направленности использования функционально-дидактической музыки на учебных занятиях; персонализация познавательной деятельности студентов на занятиях с применением функционально-дидактической музыки; актуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с включением функционально-дидактической музыки: организационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

Методологическую основу исследования составляют современные философские, психологические, педагогические положения о единстве рационального и эмоционального в развитии личности; научные представления о личности как о многофункциональной системе, высшей ценности и самоцели общественного развития; закономерности и тенденции формирования общей и профессионально-педагогической культуры будущего учителя.

Научному обоснованию положений исследования способствовали работы известных ученых в области музыковедения: Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. В. Шацкой; музыкальной педагогики: Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Т. Д. Сусловой и др. Реализовать культурологический подход к раскрытию сущности функционально-дидактической музыки, выявить ее структурную наполненность позволили работы А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревекой, И. Ф. Исаева, Г. М. Потанина, Е. Г. Силяевой, В. А. Сластёнина, А. Н. Ходусова, Е. Н. Шиянова, Н. Е. Щурковой и др.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки высказанной гипотезы использовалась совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, физиологической, психологической, музыковедческой, педагогической литературы; педагогическое наблюдение и анкетирование; методы экспертной оценки и самооценки; анализ результатов деятельности студентов; метод тестирования; педагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования был избран факультет педагогики начального и дошкольного образования Белгородского государственного университета, школы №№ 13,28,40,41,48 г. Белгорода.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1991 - 1994) - изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, музыковедческая отечественная и зарубежная литература по проблеме использования музыки в образовательном процессе; разрабатывались исходные позиции исследования.

Второй этап (1994 - 1996) - проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась опытная работа по изучению влияния функционально-дидактической музыки на состояние, деятельность и поведение студентов в условиях вуза, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

Третий этап (1996 - 1999) - проводился формирующий эксперимент, анализ опытно-экспериментальной работы, систематизировались полученные результаты, проверялась выдвинутая гипотеза, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность функционально-дидактической музыки как средства организации учебно-познавательной деятельности студентов; определены оптимальные сферы и границы применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза; разработаны основные требования к отбору музыкальных произведений и определению режима их включения в образовательный процесс; выявлены критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в условиях вуза; обоснована совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки. Практическая значимость исследования: разработана методика использования функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителя; определено содержание подготовки будущего учителя к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе школы; подготовлены методические рекомендации, позволяющие педагогу самостоятельно составлять музыкальные программы и определять режим их включения; с учетом выявленных психолого-педагогических условий включения функционально-дидактической музыки в учебный процесс разработана и апробирована программа спецкурса «Музыкальная эстетика». Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением разнообразных методов исследования, адекватных предмету и задачам исследования; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных; личным опытом педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

Основные положения, выносимые на защиту:

- функционально-дидактическая музыка - это средство организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующее эффективному решению профессиональных задач;

- готовность педагога к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе рассматривается в качестве одного из элементов профессионально-педагогической культуры;

- критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов - отношение студентов к выполняемой деятельности, качество усвоения изучаемого материала, личностно-творческое развитие будущего учителя, валеологическая направленность функционально-дидактической музыки;

- условиями, обеспечивающими эффективность использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов, являются: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятиях; обеспечение профессионально-ориентированной направленности функционально-дидактической музыки на учебных занятиях; персонализация познавательной деятельности студентов на занятиях; актуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с применением функционально-дидактической музыки; организационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования апробированы на всероссийских научно-практических конференциях «Технология профессиональной деятельности» (Белгород, 1995), «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология» (Белгород, 1996), международных научно-практических конференциях «Теория и практика современного образования» (Тула, 1997), «Инновация в образовании: теория и практика» (Белгород, 1998), результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Белгородского государственного университета, на методологическом семинаре преподавателей кафедры педагогики начального образования. Материалы диссертации нашли отражение в статьях, в коллективных сборниках научных трудов, программе спецкурса «Музыкальная эстетика» и используются в организации учебно-воспитательного процесса в Белгородском государственном университете, в работе по повышению квалификации преподавателей.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы (240 источника) и приложение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

ВЫВОД

Опытно-экспериментальная работа по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий эффективного использования ФДМ в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов проводилась в рамках базового, поискового, формирующего этапов.

Оценка эффективности использования ФДМ осуществлялась по выявленным критериям: влияние ФДМ на отношение к выполняемой деятельности, на качество усвоения изучаемого материала, на личностно-творческое развитие: валеологическая направленность ФДМ.

На базовом этапе исследования были получены данные, подтверждающие теоретические основания о возможности рассматривать ФДМ как дидактическое средство, оказывающее комплексное воздействие, обеспечивающее продуктивность педагогической деятельности независимо от негативно влияющих внешних факторов.

На поисковом этапе исследования были выявлены критерии организации режима включения и содержания программы ФДМ: учет динамики умственной работоспособности, содержания дидактического материала, сложность дидактических заданий, вид деятельности, личностные характеристики, которые составили основу методики использования ФДМ на следующем этапе исследования.

На формирующем этапе эксперимента получены данные, подтверждающие эффективность учения в результате оптимизации умственной работоспособности с помощью ФДМ на 12,5-14,0%, усиление познавательной активности, удовлетворенность студентов выполняемой деятельностью, сохранение хорошего самочувствия.

Таким образом, полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют о целесообразности применения ФДМ в образовательном процессе вуза в целях оптимизации умственной работоспособности, повышения творческой активности и сохранения эмоциональной стабильности. Эффективность использования ФДМ обеспечивается реализацией психолого-педагогических условий: формированием положительного эмоционально-ценностного отношения к использованию ФДМ на занятиях; обеспечением профессионально-ориентированной направленности использования ФДМ на учебных занятиях; персонализацией познавательной деятельности студентов на занятиях с применением ФДМ; актуализацией творческого потенциала преподавателя на занятиях с применением ФДМ; организационно-методическим обеспечением использования ФДМ в образовательном процессе вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы пришли к выводу, что разрешение проблемы использования ФДМ в профессиональной подготовке будущего учителя актуально и имеет важное педагогическое значение.

На решение данной проблемы было направлено наше исследование. Оно предполагало осуществление комплексного подхода, преодоление обособленности отдельных наук и интеграции научных знаний об особенностях воздействия музыки.

Музыка, сопутствующая деятельности, в теории музыки, определяется как функциональная. В исследовании она рассматривается нами как часть общей теории музыки.

Проведение историко-тематического анализа литературных источников позволило выделить три исторических этапа в развитии теории функциональной музыки: эмпирический, феноменологический, исследовательский, каждый из которых обладает рядом особенностей.

На основании теоретического анализа установлено пять "уровней" влияния музыки: психофизиологический, психологический, интеллектуальный, личностно-творческий, социальный и определены основные условия организации включения музыки в процессе деятельности. В ходе исследования установлено, что музыка, сопутствующая учебной деятельности, обладает рядом особенностей: цель ее использования, условия организации, содержание музыкальных программ, а также выполнение новых функций. На этом основании нами введено ее определение - функционально-дидактическая музыка (ФДМ).

ФДМ - это средство организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующее эффективному решению профессиональных задач.

В результате теоретического анализа, изучения специальной литературы, ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности нами выделены основные принципы (научности, доступности, интегративности, дидактической направленности, учета условий организации, персонификации, вариативности, достаточности музыкального воздействия, последовательности, катарсиса) и методы (наглядно-слуховой, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, художественно-практический, "ритмической сетки", "музыкальной формулы", эмоциональной активизации и релаксации) использования ФДМ в образовательном процессе вуза.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования ФДМ в образовательном процессе. К таким условиям относятся: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию ФДМ на занятиях; обеспечение профессионально-ориентированной направленности использования ФДМ; персонализация познавательной деятельности студентов на занятиях с применением ФДМ; актуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с использованием ФДМ; организационно-методическое обеспечение использования ФДМ в образовательном процессе в вузе.

Для определения эффективности использования ФДМ в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов нами были выделены критерии: отношение студентов к выполненной деятельности, качество усвоения изучаемого материала, личностно-творческое развитие студентов и валеологическая направленность ФДМ.

Критерий рассматривался нами как признак, на основе которого проводится оценка, суждения, а показатель определялся как характеристика какого-либо аспекта критерия. На основании качественного и количественного проявления критериев и показателей выявлены три уровня: низкий, достаточный, высокий. Для распределения студентов по уровням нами разработана диагностическая методика.

Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в несколько этапов. Базовый этап эксперимента был направлен на изучение влияния ФДМ на эмоциональное и психофизиологическое состояние организма, ход и результат деятельности и поведение обучающихся. Получен максимально широкий и разнообразный материал, подтверждающий целесообразность использования ФДМ в качестве дидактического средства в профессиональной подготовке будущего учителя.

На поисковом этапе эксперимента определялась пригодность составленных нами музыкальных программ, выявлялся наиболее оптимальный режим включения и устанавливалось время звучания ФДМ в образовательном процессе.

Содержание формирующего эксперимента составляло внедрение разработанной по результатам поискового эксперимента методики.

В результате исследования установлено, что включение ФДМ в образовательный процесс и формирование готовности студентов к использованию ФДМ в учебном процессе школы представляет собой сложное целостное образование и включает шесть последовательных этапов: эмпирический, теоретический, исследовательский, личностно-ориентированный, практический, заключительный.

Весь методический цикл реализовывался нами в двух экспериментальных группах в процессе изучения дисциплин (медико-биологического, психолого-педагогического, общекультурного и предметного блоков), научно-исследовательской работы и через систему педагогических практик.

План формирующего эксперимента в группах был различен. Студенты Э2 были включены во все этапы эксперимента, студенты Э1 проходили пассивную педагогическую практику и для них не предусматривался личностно-ориентированный этап.

Полученные нами в процессе исследования данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы убедились в способности ФДМ оказывать влияние на качество содержательного, процессуального и личностного компонентов (А. А. Абдуллина) подготовки будущего учителя, а следовательно, и в целесообразности ее использования.

Полученные результаты формирующего эксперимента доказали справедливость выдвинутой гипотезы, подтвердили целесообразность реализации совокупности психолого-педагогических условий. Процесс использования ФДМ и результат ее воздействия отражен нами в рис. 6.

Наше исследование было направлено на решение определенного круга задач, их решение не исчерпывает полностью означенную проблему, и В частности, требует специального исследования проблема технологического обеспечения использования ФДМ, реализации личностного потенциала студентов, подготовки учителей начальных классов к использованию ФДМ в системе послевузовского педагогического образования.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Глазунова, Любовь Ивановна, Белгород

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1990. - 141 с.

2. Альманах психологических тестов. М.: Изд. "КСП", 1990. -С. 95, 107-111.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т.2.

4. Андреева Е., Фаустова Э. Студент в мире музыки: ценностные ориентации студентов в сфере музыки. Взгляд социолога. М., 1990. -С. 16-32.

5. Андреевский А. Н., Чебыкин А. Я. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности // Тезисы второго Всесоюзн. семинара молодых ученых. Симферополь, 1986. - С. 35.

6. Античная музыкальная эстетика / Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960. - С. 127.

7. Аристотель. Политика. М.: Университетская типография (Катков и К0), 1865.-С. 333.

8. Аристотель. Поэтика. М., 1951. - С. 40.

9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. - 368с.

10. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е: Музыка, 1973. 144 с.

11. Барабаш Ю. Я. Искусство как объект комплексного изучения // Вопросы философии. 1974. -№ 10. - С. 106-118; № 11. - С. 131-140.

12. Бардин К. В., Забродина Т. А. Изменение сенсорной чувствительности при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. 1988. -№ 1.-С. 149-154.

13. Батраков С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1977.- 174 с.

14. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М., 1989.-208 с.

15. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. 115 с.

16. Бердяев Н. А. Этика творчества // О назначении человека. М., 1993.-С. 23-32.

17. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.- 192 с.

18. Бехтерев В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обзор психиатр., неврол. и экспериментальной психологии. 1916 . - № 1 -3. - С. 105-124.

19. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней детства. М., 1916. - С. 8.

20. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 472 с.

21. Бехтерев В. М. Умом и сердцем. М., 1982.-С. 14-17.

22. Бехтерева Н. П. Мотивы рока // Известия, 1987, 23 декабря. С. 3.

23. Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976.

24. Брагина Н. Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Наука, 1981. - 142 с.

25. Брусиловский Л. С. Музыка в системе восстановительного лечения психически больных. Автореф. дис. . кан. медиц. наук. Л., 1973. - С. 16.

26. Бурлина Е. Я. О понятии "музыкальный интерес" // Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1975. - С. 63-75.

27. Бюхер К. Работа и ритм. 2-е изд. М., 1923. - С. 21-24.

28. Вартанян И. А. Звук-слух-мозг. Л.: Наука, 1981. - С. 6-195.

29. Вартанян И. А., Пирогов А. А. Эмоциональный анализатор мозга. -СПб: Наука, 1994.- 110 с.

30. Васильев И. А. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-С. 192.

31. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод, пособие. М., 1991. — 207 с.

32. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

33. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.

34. Вислогузова М. А. Значение и место педагогических творческих заданий в системе подготовки учителя // Новое исследование в педагогических науках. М., 1991.- Вып. 2(58). - С. 65-67.

35. Волгин Б. Н. Музыка звучит на лекции // Студенческий меридиан. 1970.-Вып. 4.-С. 25.

36. Волгин Б. Н. Применение музыкального фона на лекциях // Вестник высшей школы. 1970. - № 3. - С. 82-84.

37. Волков П. П., Оксень В.Н. Информационное моделирование эмоционального состояния. Минск: Высшая школа, 1978. - С. 128.

38. Вундт В. Основы физиологической психологии. М.: Наука, 1980.- 170 с.

39. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

40. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -С. 576.

41. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.-С. 271.

42. Гильбух Ю. 3., Костюк А. Г., Лоос В. Г. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1971. - № 3. -С. 161-166.

43. Гладков Б. В. Мера всех вещей и гармония познания // Вестник ЛАЭС. 1994. - № 6. - С. 1-9.

44. Головинский Г. О. О вариативности восприятия музыкального об раза // Восприятие музыки / Под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. -С. 52-69.

45. Гольдварг И. А. Влияние функциональной музыки на развитие эстетических вкусов рабочих // Развитие музыкального восприятия школьников / АПН СССР, НИИ худ. воспитания. М., 1971. - С. 183.

46. Гольдварг И. А. Музыка на производстве. Пермь: Кн. изд-во, 1971.- 110с.

47. Гоникман Э. И. Как вытащить себя из стрессов. М., 1992. - 80 с.

48. Готсдинер A. JL Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993.- 191 с.

49. Григорьянц К. С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры. Л., 1991. - С. 19.

50. Гройсман А. А. Гигиена умственного труда. М.: Знание, 1979. - 64 с.

51. Гуманизация науки и образования: Материалы науч.-метод, конференции / Под ред. В. П. Педана. Харьков, 1991. - 108 с.

52. Давыденко Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой. Дис. . д-ра пед. наук. М., 1996. - 468 с.

53. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.-240 с.

54. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888.-46 с.

55. Догель И. М. Влияние музыки и цветов спектра на нервную систему и животных. Казань, 1898. - 25 с.

56. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.272 с.

57. Донцов А. И. Социальная психология искусства // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 151-152.

58. Дубовие В. В., Новицкая J1. П. Управляющее воздействие музыки на поведение и состояние мозга человека // Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и животных: Материалы Всесоюзной конференции. 1988. - Т. 2. - С.24-25.

59. Дубровский Д. И. Психологическое явление и мозг. М.: Наука, 1971.-С. 6.

60. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.- 159 с.

61. Зайцев В. Ф. Биоритмы творчества. JL, 1989.

62. Занков В. И. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. - 439 с.

63. Захарова Н. Н., Авдеева В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Высшая нервнаядеятельность, 1982. Т. 32. -№ 5. - С. 915-924.

64. Зачепицкий Р. А. Музыка: Медико-физиологическое значение. Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1981.-Т. 16.-С. 9.

65. Зяблицкая Н. Н., Миллер В. М., Шмунк Ф. Ф. Влияние музыки на умственную работоспособность учащихся 8 лет // Вопросы физиологии. -1973.-С. 45-48.

66. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Науч. изд-во "Большая Российская Энциклопедия", Изд. дом "Экономическая газета", 1997.-С. 747.

67. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Наука, 1990. - С. 44-57.

68. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. М.: Просвещение, 1969. - 478 с.

69. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва; Белгород, 1993.-219 с.

70. Исаев И. Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование XXI века. М., 1994.-С. 36-40.

71. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

72. Калашников А. А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе // Физиологический журнал. 1979. - Т. 25. - № 2. - С. 171-181.

73. Калашников А. А. Влияние функциональной музыки на состояние ЦНС и работоспособность лиц умственного труда. Донецк, 1975. - С. 18.

74. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий i* процесс (Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческогопроцесса педагога). Грозный, 1976. - 282 с.

75. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. -М., 1990.- 191 с.

76. Киколов А. И. Актуальные вопросы физиологии умственного труда и эмоционального напряжения. М.: Знание, 1979. - 104 с.

77. Киколов А. И. Умственный труд, эмоции, музыка, медицина. М., 1978.-364 с.

78. Коновалов В. Ф., Отмахова Н. А. ЭЭГ показатели проявления функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга человека при восприятии слов и музыки // Физиология человека. - 1983. -Т. 9.-№4.-С. 568-575.

79. Коротаев А. А. Типологические различия во влиянии эмоционального % состояния, вызванного музыкой, на нервно-психическое напряжение в трудовойдеятельности: Автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 1970. - 20 с.

80. Костюк А. Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя. -Автореф. дис. . канд. искусствовед, наук. Киев, 1964. - 20 с.

81. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.- 165 с.

82. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во полит, литературы, 1985. - 420 с.

83. Краткий музыкальный словарь. М.: Музыка, 1978. - 210 с.

84. Кремлев Ю. А. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1963.-60 с.

85. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. 140 с.

86. Кузьмина Н. В. Проблема профессиональной подготовки специалистов в вузах. JL, 1970. - С. 27-54.

87. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. - С. 9.

88. Культура человек - философия: К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - № 1. - С. 33-51.

89. Леви Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание // Красота и мозг. М.: Мир, 1995. - С. 227-250.

90. Левина Д. Исцеление музыкой // Музыкальная жизнь. 1991. -№4.-С. 32.

91. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стресса. М., 1986.-С. 71.

92. Липинский В. К. Функциональная музыка как компенсатор сенсорной депривации. Автор, дис. . канд. псих. наук. М., 1977. - 21 с.

93. Лисицын Е. П., Жиляева Ю. П. Лечение музыкой // Искусство и здоровье. -М., 1974.-С. 18.

94. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Высшая школа, 1963.-272с.

95. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка. 1990.-№ И.-С. 164-174.

96. Луначарский А. В. В мире музыки. Статьи и речи / Сост. Г. Б. Бернадт, К. А. Сад. -М.: Сов. композитор, 1971. 540 с.

97. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Сборник упражнений по творческому саморазвитию личности студента. Тамбов, 1977. - 30 с.

98. Маляренко Г. Ю. Природа творчества и пути его активизации. -М.: Прометей, 1991.-68 с.

99. Маляренко Г. Ю. Музыка как фактор облегчения восприятия и переработки информации: Тр. международ, конференция по информатике. -Краснодар, 1996. с. 83.

100. Маляренко Г. Ю., Романова Н. Г. Тайна звуков музыки и высшие функции мозга ребенка // Кредо. Тамбов: Изд-во ТГПИ. - 1993. - № 6. -С. 13-19.

101. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990. - 191 с.

102. Мачуров С. К., Мачурова Н. Н. Помоги себе сам. Сыктывкар, 1991.-78 с.

103. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

104. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира// Худ. творчество. Л.: Наука, 1983. - С. 13-21.

105. Мелих-Патаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-С. 14-49.

106. Мелихов А. Резервы духовности // Нева. 1989. - № 11. - С. 145-156.

107. Метельницкая Т. Н. Музыка как средство повышения эффективности процесса обучения. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Пермь, 1983. С. 182.

108. Михайлова Е. С. Восприятие музыки здоровыми людьми и лицами, находящимися в состоянии депрессии // Физиология человека. -М., 1992.-№6.-Т. 18.-С. 68-76.

109. Мищенко JI. И. Моделирование и реализация содержания педагогического образования (на материале подготовки учителя начальных классов). Москва; Курск, 1996. - 168 с.

110. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Мияков Jl. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987. - 244 с.

111. Ш.Морозов В. П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ. 1997. - № 3. - С. 234-243.

112. Мудров М. Я. Избранные произведения. М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1949.-244 с.

113. Музыка в педагогическом образовании // Искусство в школе. -» 1994.-№ 1.-С. 64-65.

114. Музыкальная культура Древнего Мира / Под ред. Р. И. Грубера. -Л.: Музгиз, 1987.- 134 с.

115. Музыка на производстве // Коробицына Т. Д. Техническая эстетика и культура производства (Реф. обзор). Алма-Ата, 1969. - С. 78-87.

116. Музыкальное искусство и формирование нового человека: Сб. статей / Ред. А. Г. Костюк. Киев: Музична Украша, 1982. - 238 с.

117. Мясищев В. Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сост. А. Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1981. -С. 14-29.

118. Навакатиян А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев: Здоровье, 1979. - 195 с.

119. Навакатиян А. О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиологияи гигиена умственного труда. Киев: Здоровье, 1987. - 132 с.

120. Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. - 304 с.

121. Новицкая JI. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. - Т. 5.1.№6.-С. 79-85.

122. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975. - 199 с.

123. Отмахова Н. А. О проявлении функциональной асимметрии в ЭЭГ взрослых испытуемых при восприятии ими слов и музыки // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. - С. 57-62.

124. Павиленко Н. Н. Эмоциональная насыщенность урока как средство повышения его эффективности. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1969.- 17 с.

125. Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную щ сферу личности // Психологический журнал. 1993. - Т. 14. - № 4.

126. Педагогическая практика на факультетах педагогики и методики начального обучения. Л.: ЛГПИ, 1980. - 81 с.

127. Педагогический словарь. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. -С. 331.

128. Перепелица А. Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 121-125.

129. Петрушкин В. И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. 1988. - № 5. - С. 141-144.

130. Петрушкин В. И. Музыкальная психология. М., 1998.

131. Педагогическая технология / Сост. Б. Е. Щуркова. М., 1992. - 88 с.

132. Петров Ю. А. Культура мышления. Методология проблемы научно-педагогической работы. МГУ, 1990.

133. Пискунов А. И. Педагогическое образование, цель, задачи исодержание // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 59-63.

134. Подымова JI. С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. - 32 с.

135. Подольский Л. И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1990. - № 5.

136. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1962. -С. 7-12.

137. Полякова В. Б. К вопросу и физиологических механизмах влияния музыки на процесс сосредоточения // Материалы 6-й Уральской конф. физиологов, фармакологов и биохимиков в г. Тюмени. Свердл. мед. ин-т.1. Свердловск, 1969.

138. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

139. Портье Е. Полное собрание сочинений. Т. 22. - С. 273-274.

140. Потанин Г. М., Косенко В. Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. Москва; Белгород, 1995. - 219 с.

141. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. - 494 с.

142. Путляева Л. В. О функциях эмоций в мыслительном процессе // Вопросы психологии. 1979. - № 1. - С. 28-36.

143. Радченко И. П. Принципы научной организации педагогическоготруда.-Киев, 1990.

144. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.

145. Раппопорт С. X. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. / Под ред. С. X. Раппопорт. М.: Музыка, 1977. -Вып. 4-С. 39-74.

146. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. - 160 с.

147. Расулова Т. С. Музыка и мировоззрение. Ташкент, 1990.

148. Рациональное и эмоциональное в морали / Под ред. А. И. Титаренко, Е. JI. Дубко. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 156 с.

149. Рерих Н. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1990.

150. Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. -М., 1984. С.11-34.

151. Розенблант В. В. Проблема утомления. -М., 1975. 17 с.

152. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.

153. Рыжкин И. Я. Назначение музыки и ее возможности. М.: t Музыка, 1962.-96 с.

154. Самохвалова В. И. Красота против энтропии. М.: Наука, 1990. - 175 с.

155. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. - С. 21-43.

156. Семенов В. С. Культура и развитие человека // Вопросы | философии. 1982. - № 4. - С. 15-29.

157. Симонов П. В. Эмоциональный мозг / Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. - С. 216.

158. Скворцов В. Искусство. Эстетика. Медицина. Волгоград, 1993. -С. 12-17.

159. Сластенин В. А., Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во "Магистр", 1997. - 306 с.

160. Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987. - С. 405. % 163. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки. Исследования. - М.:1. Музыка, 1990.-320 с.

161. Сохор А. Н. О задачах исследования музыкального восприятия // Вопросы социологии и эстетики музыки.- Л.: Сов. композитор, 1961. -Вып. 2.-С. 35-43.

162. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд. доп. Л.: Музыка, 1975. - 64 с.

163. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки Л.: Сов. композитор, 1980. - Вып. 1. - С. 10-135.

164. Сохор А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Вопросы социологии и эстетики музыки- Л.: Сов. композитор, 1983. Вып. 3. - С. 72-92.

165. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 210 с.

166. Спринтер С., Дейг Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия j мозга.-М., 1983.-С. 13-49.

167. Спиртов И. П. О влиянии музыки на мышечную работу // I Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.1903,-№6.-С. 425-438.

168. Суслова Т. Д. Курс художественно-эстетического образования : учителей средней школы (педагогическая концепция). Липецк, 1997. - 83 с.

169. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: ИПЛ, 1988. - 272 с.

170. Тарасов Г. С. Музыкальное восприятие и развитие личности // Вопросы психологии. 1990. - № 4. - С. 131-134.

171. Тарханов И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм. -СПБ., 1893.-62 с.

172. Тельчарова Р. А. Музыка и культура: (личностный подход). М.: Знание, 1986. - 62 с.

173. Тельчарова Р. А. Введение в феноменологию музыки. Владимир: ВГПИ, 1991.-214 с.

174. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.:1. АПН РСФСР, 1947. 345 с.

175. Тихомиров О. К. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. - № 5. - С. 24-31.

176. Тодоров И. Врачевание музыкой // Трезвость и культура, 1990. -№9.-С. 80-81.

177. Трахтенберг И. М., Рашман С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев: Здоровье, 1973. - С. 11-36.

178. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Собр. соч. В 11 томах. -М., 1950. Т. 8. - С. 61-679.

179. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.-С. 401.

180. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 814 с.

181. Финченко Е. А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманистического цикла в школе. Владимир,1990.-85 с.

182. Формирование учебной деятельности (В. Я. Ляудис, X. Варнеке, И. И. Ильясов и др. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 239 с.

183. Фотх-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982.-С. 9-96.

184. Функциональная музыка на производстве: Сб. статей / Под ред. В. С. Раевского. М.: Московский рабочий, 1977. - 88 с.

185. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М., 1992.- 160 с.

186. Холопова В. Н. Музыка как добро: о природе музыкальных эмоций. Матер, науч.-практ. конф. "Творческая педагогика на кануне нового века". М., 1997. - Ч. I. - С. 3-4.

187. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление процессомформирования системы качеств знаний учащихся: Методическое пособие. -М., 1990.- 112 с.

188. Шацкая В. Н. Музыкальное воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

189. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1993. - 343 с.

190. Шеншев JI. В. Преодоление психологического барьера как условие научного, художественного и педагогического творчества. Экспериментальное исследование продуктивных процессов мышления. М., 1983. -С. 24-37.

191. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М.: Музыка, 1975. - 351 с.

192. Шиянов Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. . д-ра пед. наук. М., 1991. - 400 с.

193. Шутова Н. В. Музыкальное воздействие на субъекта учебной деятельности как психологическое средство оптимизации его труда. Автореф. дис. . канд. психол. наук. Н. Новгород, 1995. - 15 с.

194. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого k организма. М.: АОЗТ "Антидор", 1998. - 330 с.

195. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. - 111 с.

196. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

197. Эстетическая организация производственной среды: вопросы производственной эстетики. М., 1972. - С. 17-24.

198. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н. И. Кияшенко, Д. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. - 256 с.

199. Эстетотерапия и саногенез. Материалы республ. научн.-практ. семинара БИРШТОНАС, 1988. С. 14-55.

200. Юдина Е. И. Формирование творческой направленности личности учителей начальных классов в процессе изучения дисциплин эстетическогоцикла. Дис. . канд. пед. наук. 1985. - 218 с.

201. Юсфин А. Музыка и проблема глобальной экологии человека // Совесткая музыка. 1990. -№ 8. - С. 10-16.

202. Якиманская И. С. Основные направления исследований образного мышления // Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С. 5-16.

203. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения // Вопросы психологи. 1995. - № 2. - С. 31-42.

204. Aiello R. (Ed.). Musical Perception. New York: Oxford University Press, 1994. - 290 p.

205. Beckett W. Music in War Plants. Wasnington, 1943. P. 21-37.

206. Burris-Mayer H. Musical in Industy. In "Scientific American", 1943. V. 169.-P. 262.

207. Borchgrevink H.M. Music, brain and medicine //Tidsskr Nor -Laegeforen. - 1993. -№ 113.-P. 3743-3747.

208. Brotons M. The effect of music therapy intervention in adaptation » behaviours of Alsheimer s disease patients //J. of Music Therapy. 1996.1. V.33.-№ l.-P. 2-18.

209. Clynes M. On music and healing /In: R. spintge a. R. Droh (Ed). Music in medicine. New York: Springer - Verlag, Inc., 1987. - P. 13-32.

210. Coluel R. Music and aesthetics Education: a collesiol Relationship. The Journal of aesthetics Education. 1980, vol.20. № 4. - P. 31-38.

211. Cohen N., Ford J. The effect of musical on the nonpurposive speech of persons with aphasia // J. of Music Therapy. 1995. - V. XXXII (1). -P. 46-57.

212. Diserens J.M. The Induence of Music on Behaviour Princefon.-1924. P. 4-26.

213. Eners S. Music and Leftters. 1995.-V. 76, № 1. - P. 139-141.

214. Farnswouth P. The socil psychology of music. № 1, 1952. - 304 p.

215. Gilroy A., Lee C. (Eds). Art and music therapy and research.

216. Routledge Publications, 1995. 266 p.

217. Gregory A.H. Listening to Polyphonic music //Psychology of music. 1990. -№ 18. - P. 163-170.

218. Halpin. Industial Music and Moral. In "The Journal of the Acoustical of America", 1943. -№ 15.-P. 116.

219. Hoskins C. Use of music to increase verbal response and improve expressive language abilities of preschool landuage delayed children //J. of Music Therapy. 1988. - № 25. - P. 73-84.

220. Johnson D.W. The social psychology of education. 1970. - № 4.- 314 p.

221. Kaempf G., Amodei M. The effects of music on anxiety //AORNJ.- 1989. -№ 50. P. 112-118.

222. Krumhansl C.K., Jusczyk P.W. Infant s perception of phrase structure in music //Psychol. Sci. 1990. - № 1. - P. 70-73.

223. Last G. Music in der Fertigung. Untersuchungenzam Problematic к der Music an Arbeitslatz in Industriel etrieben Berlin, 1966. P. 41-54.

224. Leng X., Shaw G.C., Wright E.L. Coding of musical structure and the trion model of cortex //Music Perception. 1990. - № 8. - P. 49-62.

225. Lewis B.E., Schmidt Ch.P. Listener s response to music as a Functionalof Personality Type //JRME. 1991. - V. 39. - № 14. -P. 311-321.

226. McClelland R. The healing forces of music. History, theory and practice. New York: Amily House, 1988. 207 p.

227. McKinney C.H. The effect of music on imagery //J. of Music Therapy. 1990. - № 27. - P. 34-46.

228. Peimes В.A. A phylosophy of music education-2-nd-ed-Prentice-tfalli, 1989.

229. Podolsky E. Music therapy. № 4. - 1954. - P. 104-119.

230. Robb S.L., Nichols R.J., Rutan R.L. et al. The effects of music assisted relaxation on preopemtive anxiety //J. Of Music Theraty. 1995. -V. XXXII (1). - P. 2-21.

231. Saperston B.M., Chan R., Morphew C., Carsrud K.B. Music listening versus juice as a reinforcement for learning in profoundly mentally relarded individuals //J. of Music Therapy. 1980. -№ 17 (4). - P. 174-183.

232. Serafine M.L. Music cognition. New York: Columbia University Press, 1988. 217 p.

233. Seymour H.A. An instruction course in the use and pracyice of musical therapy. New York, NY: National Foundation of Musical Therapy, Inc, 1944. P. 139.

234. Ь 238. Summer L. Imagery and music // J. of Mental Imagery. 1985.9 (4). P. 83-90.

235. Вернье Ж. The value of music in Factories in "Outlook", 1913, cv. P. 9.

236. Wieser H.G., Mazzolia G. Musical consonances and dissonances: Are there distinguished indenpendently by the right and left hippocampi // Neuropsychologia. 1986. - V.24 (6). - P. 806-817.1 169