автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-художественное воспитание детей на прогрессивных идеях народной педагогики
- Автор научной работы
- Петров, Александр Михайлович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Музыкально-художественное воспитание детей на прогрессивных идеях народной педагогики"
московский ордена ленина ii ордепа трудового красного знамени государственный педагогический институт имени в. и. ленина
Специализированный совет К 113.08.05
На правах рукописи УДК 373.1.036:78
петров Александр Михайлович
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ НА ПРОГРЕССИВНЫХ ИДЕЯХ НАРОДНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
(на материале многонациональных культур Приенисенского края)
13.00.01 — теория н история педагогики
автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1989
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.
доктор педагогических наук, профессор Г. Н. ВОЛКОВ
доктор педагогических паук, профессор М. Г. ДАНИЛЬЧЕНКО
кандидат педагогических наук, доцеыт К. А. ЦАТУРЯН
Ведущее учреждение: Чувашский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени И. Я. Яковлева.
Защита диссертации состоится 1989 г.
в часов на заседании специализированного совета
К 113.08.05 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина (¡103051, Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 6).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института (119435, Москва, ул. Малая Пироговская, дам 1).
Автореферат разослан ..... 1989 г.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ученый секретарь специализированного совета
ТЗ А Г.ИТАРГЖ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования обуславливается решениями ХХУП съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Советского правительства о реформа общеобразовательной и профессиональной школы, необходимостью дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, диалектического сочетания национального и интернационального в условиях обновления всей жизни советского общества. Без обращения в прошлое и его анализа нам не решить этих задач. "Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, - говорил В.И.Ленин, -только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру - без такого понимания нам этой задачи не разрешить"*. Это указание
B.И.Ленина относится и к изучению прошлого в области музыкально-художественного воспитания. Этим'объясняется тяга к истокам фольклора, музыкальной культуре нашей страны.
Чтобы повысить качество обучения и воспитания, необходимо не только проводить экспериментальную работу, но и обратиться к опыту прошлого. Это имеет важное значение и потому, что при изучении музыкально-художественного воспитания мц выполняем не только образовательные, но и значительные воспитательные задачи,
К проблеме народной педагогики, эстетического воспитания, в том числе и музыкально-художественного на прогрессивных национальных традициях обращали внимание многие исследователи. Еще о конца 50-х годов на этой проблеме фиксировали свое внимание А.Ш.Гашимов /Баку/, А.Ф.Хинтибвдзэ /Тбилиси/, Г.Н.Волков /Москва/, В.А.Афанасьев /Якутск/, В.Х.Арутюнян /Ереван/, Я.И.Ханби-ков /Казань/ к другие. Этой проблеме посвящены и кандидатские диссертации. Педагогическое содержание народных традиций эстетического воспитания и возможные пути их реализации в воспитательной работа общеобразовательной школы Башкирии, Дагестана, Татарии и Марийской АССР раскрываются З.Д.Киекбаевой, А.М.Магомедовым,
C.И.Раимовой, Р.И.Хакимовой и др. Имеются исследования и в области использования музыкального фольклора, декоративно-прикладного иокусства, устного поэтического творчества и народных игр. Исследователи ставили своей целью воплощение прогрессивных идей
и опыта, народных традиций' в жизнь подрастающего поколения какой-либо конкретной национальности. Эти исследования нацелены на мононациональные регионы, области. Но такой подход не решает проб-
I. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.41. - С.304.
леш многонациональных регионов и республик страны. Методологические и теоретические разработки по проблемам народной педагогики ориентируют на учет не только специфических национальных черт, но и на исторические вопросы взаимосвязи и взаимовлияния педагогических культур представителей народов,_проживающих за пределами своих национальных образований. На это до настоящего времени совершенно не обращалось внимания. Вопросы, казавшиеся еще вчера незначительными, теперь переросли в волнующие нао проблемы. "Наше общество отличается большой подвижностью .населения, -отмечал Ы;С.Горбачев, - многие лкщи живут за пределами своих национальных образований, а есть й народности, не имеющие территориальной автоноши. Все это реальности нашего многонационального государства. Тут могут возникнуть определенные коллизии, и для их разрешения у нас один путь: в рамках сложившейся структуры союзного государства обеспечить максимальный учет интересов каждой нации и народности и всего сообщества советских людей"*.
Данное исследование в отличие от предшествующих не замыкается рамками национальное образований, ибо изучоние народных традиций только в пределах национальных административны* единиц не в состоянии дать в целом полноценного толкования о тох или иных народах вообще.
. Ценность работы не исчерпывается проблемами музыкально-художественными, но и усиливается вопросами интернационального,, патриотического воспитания подрастающего поколения. К11СС и Советское правительство, учитывая реальности нашего многонационального государства и общечеловеческих идеалов, формирующихся в советском обществе, ставят -задачу "готовить и патриотов, л интернационалистов"^. Эти проблемы не могут не -затрагивать школу, вопросов разностороннего подхода к воспитательному процессу, ццесь уместно вспомнить указание З.И.Ленина о том, что "... надо добиваться соединения наций в школьном доле, чтобы в школе подготовлялось то, что в жизни осуществляется'"^.
Проблемы музыкально-художественного воспитания снособство-
1. Материалы XIX Всесоюзной конфоронции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - I ишя 1988 г. - : Иалитиицат. 1988. - С.60-61.
2. Материалы Пленума Центрального Кошгаэта'КЛСС, 17-10 фолралл . 1988 г. - «1.: Политиздат, 1У88. - С.45.
3. Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т.2.4. - С.175.
вали углублению исторического опыта сближения народов, этнических групп в центральных районах Красноярского края во всей его сложности. При этом освещаются вопроси становления школ, школьного образования й воспитания во взаимосвязи с народной педагогикой, в условиях взаимовлияния разнообразных педагогических культур.
Исследованию истории школ, школьного образования в Красноярском крае посвящены работы Козловой А.Ф., Жолудева Д.Г., Ша-махова Ф.Ф., Трофимова II.JI. и др., ограниченные вопросами становления школ среди русского населения Сибири, мезду тем процесс музыкально-художественного воспитания остался не затронутым. Более того, эта проблема совершенно не рассматривалась на махе-риале многонациональных культур Сибири. Это и побудило нас к выбору следующей проблемы: каковы пути и формы музыкально-худояцэст-венного воспитания детей в условиях переселения и проживания лю- • двй за пределами овоих национальных образований, в процессе взаимовлияния разных педагогических культур?
Поиск ответа на данный вопроо представляет цель исследования,
Объектом исследования является система воспитания детей в условиях взаимовлияния педагогических культур в процессе переселения народов.
Ядром фактического материала стали многонациональные или С преобладанием тех или иных национальностей села и деревни Енисейского, Иировского, Казачинского, Большемуртинского районов Красноярского края в их общекультурном, школьно-образовательном и народно-художаствашю-музыкальном ракурсе.
Цредметом исследования является процесс музыкально-художественного воспитания детей в народной' педагогике и в условиях школьного образования в их взаимосвязи и взаимодействии.
Проблема, объект, предмет и цель исследования потребовали постановки следующих задач:
- обосновать опыт воспитания подрастающего поколения на традициях северных народностей и представителей пришлого русского населения на зеюш Приенисея в дореволюционном прошлом;
- вскрыть пути и формы приобщения детей к музыкально-художественной культуре в условиях освоения Ириениседского края на-.-родами разных национальностей}
- показать опыт использования прогрессивных идей народной педагогики в музыкально-художественном воспитании детэй в уело-
виях переселенческого процесса и в современных многонациональных школах Красноярского края;
- разработать методические рекомендации для современной • школы по использованию народных песен, этноиедагогических и этнографических материалов на уроках музыки и во внеклассное время по этико-эстетическому, патриотическому и интернациональному воспитанию.
В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс восприятия детьми народных несен и музыки в целом существенно улучшится при использовании этнопэдагогических, этнографических и фольклорных материалов /разумное окружение музыки общохудожествошшми, историко-социадьными и бытовыми темами/. В прсцеосе музыкально-художественного воспитания наиболее полно реализуются к конкретизируются специфические задачи этико-зсте-тического, патриотического, интернационального воспитания при условии творческого освоения и использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в сочетании с богатым многообразием традиционных культур народов Сибири.
Методологической и теоретической основой исследования являются учение классиков марксизма-ленинизма о нациях и национальной политике, о национальной и интернациональной культуре, труды по социологии, философии, истории и культуры, народной педагогике и этнопедагогике.
Методы исследования:
- изучение марксистко-леиинской теории, фольклора, этнографической и педагогической литературы, архивных источников;
- наполнение этнографического метода исследования педагоги- • ческим содержанием /наблюдение за деятельностью школ и музеев, встречи с руководителями районов, учреждений культуры, участниками фольклорных самодеятельных ансамблей/;
- сбор фактического материала в полевых условиях /запись народных песен с последующим их аначизом в ходе экспедиционных поездок в изучаемые районы/,*
- сопоставительный анализ историко-педагогической, исторической, публицистической литературы, народных' сказок и сказаний в сравнении с высказываниями старожилов Сибири различных национальностей;.
- опытная работа в школах /наблюдение, беседы с учителями и учащимися младших классов в процессе проведения открытых уро-
ков/ в сочетании с формированием передового педагогического опыта.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественно-образному восприятию музыки, особенно народной, способствовали народные праздники и торжества. Б современных условиях этот опыт может быть использован как повествование о народных традициях и обычаях в качестве иллюстраций прослушиваемой или разучиваемой музыки.
2. Народное творчество служит эффективной формой сближения людей разных национальностей. Современные уроки музшси с элементами народного творчества выступают как наиболее естественная форма знакомства учащихся с прогрессивными традициями разных народов. Это имеет и патриотическое и интернациональное значение.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что в ней впервые исследуются духовно-нразствен-ные сокровища представителей народов Поволжья и их воспитательные традиции в условиях оторванности от своих соотечественников во взаимосвязи с другими народами Сибири. В научный оборот введены ранее неиспользованные архивные материалы, собственные записи народных песен и другой полевой материал автора.„Вскрыты пути и формы приобщения детей к музыкально-художественной культура во взаимосвязи с другими сторонами воспитания в условиях освоения Ириенисейского края народами разных национальностей.
Практическое значение работы. Результаты исследования использовались и используются в практической работе школ, в процессе подготовки студентов к практической педагогической работе в шко-•лах. Дальнейшее их использование может быть значительно расширено. Они имеют определенную ценность для этнографов, фольклористов, в практической работе учителя музыки и начальных классов, а также в практике лекционной пропаганды по проблемам истории, теории и практики воспитания.
Апробация и внедрение результатов работы. Результаты первых теоретических и практических поисков осзьщалисг. з процесса беседы с учителями, на страницах мастных газет /г.Карпинский Посад/ Чувашской АССР в 1980-1984 гг. и Красноярского края /КазачиисчсиЯ район/ в 1985 г. Основные результаты освещались на научно-практических конференциях в Красноярске /1986 г/ и Лососибирске /1989 г./.
В порядке внедрения и распространения результатов исследо-• вания создавались специальные программы для Чувашрадио и Эвенкии-
окого радио такого рода, как "Песни сибирских чуваш" /17 июля 1987 г./, "В краю сибирском" /16 августа 1987 г./, "Использование музыкально-фольклорных жанров в эстетическом воспитании школьников" /9 февраля 1987 г./.
Первоначальные варианты исследования использовались на занятиях по методике музыкального воспитания и специнструменту со студентами факультета педагогики и методики начального обучения Ле-сосибирского государственного пединститута /1981-1985 гг./. Автором прочитано и проведено более 100 докладов и бесед на темы исследования в районах Красноярского края, в г.Лесосибирске, Чувашской АССР.
Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении характеризуются актуальность темы» цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация и внедрение результатов исследования.
В первой главе "Народные традиции и их роль в совершенствовании межнациональных отношений" рассматривается историко-педаго-гичэский аспект русско-туземных межнациональных отношений, народных. традиций и обычаев в дореволюционном прошлом. Раскрывается процесс этнокультурного сближения народов Ириенисейского края России. Вскрыты вопросы становления и развития школ национальных меньшинств, своеобразия художественной культуры и музыкально-художественного воспитания в общей системе обучения и воспитания.
Во второй главе "Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в практике музыкально-художеотвенного воспитания детей в ус-, ловиях освоения Приенисейского края" рассмотрены вопросы функционирования и эволюции песенного творчества народов разных национальностей, осваивающих Красноярский край /на примере представителей народов Среднего Поволжья/, использования прогрессивного опыта народов разных национальностей на учебных занятиях и во внеклассной работе с учащимися.
В заключении проводятся итоги и выводы исследования.
В приложениях показаны фрагменты уроков, нотные материалы национальной музыки и песен, собственные записи народных пэсен, бытующих в среде представителей переселенцев.
ОСНОВНОЕ СОДиМШМ РАБОТЫ
Мы должны всегда пошить и глубоко осозновать, что "каждый .
народ, каждая народность и этническая группа являются "исторической личностью". В ее формировании огро1лна роль, в перзую очередь, самобытной системы воспиташя, оригинальной педагогической культуры народа"*'.
Дети у северных народностей пользовались величайшим уважением. Любовь к детям внушалась из поколения в поколение через различные сказки, легенды и мифы. Система воспитания отражалась в народных традициях, которыми была проникнута вся их жизнь, строго соблюдавшихся даже при ведении военных действий. Все необходимое для существования и продолжения рода, воспитывалось в каздом члене общества, чему их обучали с раннего детства.
Между северными народностями Приенисея интенсивно происходил процесс взаимообогащения знайиями. атому способствовало народное устно-поэтическоа творчество, строившееся на природа импровизационное™. Содержание песен, сказок не имели устойчивого текста. Они обнародовывались не в прямом смысле слова и не распространялись в закрепленном виде, а передавались из уст в уста экспромтом. Тем самым, они несли на себе печать познавательности. Тексты устно-поэтических "произведений" рождались по принципу: "Что вижу, о том и пою", "увидел хорошев, о хорошем скажу". Все, устно-поэтическое творчество и реально существовавшие игры-хороводы носили в себе вдею физического воспитания в единстве о нравственным и умственным и пропагандировали ее. Герои их с детских лет неразрывно связаны с трудом, в них воспитывается любовь к детям, окружающей природе, уважение членов семьи, рода и племени. Своеобразно, подспудно освещались и бытовали идеи приобщения к •прекрасному. Это заключало в себе и умение подражать крику лебедя, тетерева, песне глухаря, а также пользоваться легкой, красивой одездой, украшенной звенящими шариками, обычно использовавшихся на спортивных состязаниях.
С утверждением колониальной политики царизма становление межнациональных отношений проходило не только в самых сложных противоречивых обстоятельствах: насилия и обмана, поголовного истребления Целых племен, но и в условиях внесения прогрессивной русской культуры в жизнь мастных народностей. Русские пришли не только о мечом и огнем, но и с книгой. Простые крестьяне, мастеровые за короткий срок налаживали обовдно дружеские связи с меот-
I. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т.Огородшщова. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. - С.43-44.
ными народностями. На случайно в эвенкийских сказках начинают встоечаться упоминания об Илье Муромце и Николае-чудотворце, Иваке-царевиче и царе Салтане, Иисусе Христе и Петре I. В сказках русских старожилов - вместо дворцов - юрты, вместо палат -горшцы, вместо печей - камельки, вместо карет - нарты. Определенное влияние оказал русский фольклор на формирование эвенкийской волшебной сказки. Процесс взаимодействия местных народностей с русскими способствовал появлению новых сюжетов в импровизации фольклорных произведений. Первое время русские изучали фольклор местного населения для обнаружения "секретных" данных о новом крае, а не только в целях извлечения эстетических ценностей. Впоследствии многие хороводные танцы народов Севера постепенно перенимались русскими. Не случайно эта традиция дошла до 60-х годов XX столетия.
Многие древние музыкальные инструменты местных народностей хорошо бшга известны русской детворе. С детства слушали игру на КЕННГИПКАУНЕ, ПУРГИПМУНЙ, ПЭГШЖЭВУНЕ, КУРПУКЭНЕ, издающих грустноватые и нежцые трели, шелест лиственниц, шум ручья, лесные звуки, передающие очарования народных мелодий, их мягкую лиричность, задушевность. Все это не только способствовало музы- . кально-художественному воспитанию детей, но и сближало людей.
С 7-10-и летнего возраста дети проходили настоящую школу жизни. Детская среда северных народностей находилась под контролем и постоянным влиянием взрослых. Русские, наблюдая и изучая традиции и обычаи, как в области хозяйственно-бытовой, так и воспитания детей, заимствовали прогрессивное у местных народностей. Приспособляемость, выживаемость при неблагоприятных природно-климатических условиях, значительная энергия и свободолюбивость русских пришельцев - это и результат взаимовлияния, сотрудничества и совместной жизни их с местными народностями. В свою очередь, примерно с 10-летнего возраста, в процессе изучения жизни и быта мастных народностей, русские учили своих детей владеть огнестрель-" ным оружием, отцы совместно охотились со своими мальенькими сыновьями. Таежные дети запоминали и учились распозновать жизнь белки, горностая, медведя и прочих зверей, знали, как и когда за ними охотиться.
Общая историческая судьба крепостной России, открытие вели- . кой транссибирской магистрали, а также аграрная столыпинская реформа вызвали усиленный миграционный процесс бесправного русского
крестьянства на вольные, свободные земли Сибири, в том числе и в Енисейскую губернию. Вместе с русскими сюда переселяются й представители народов Поволжья. В XIX веке большое число безземельных чувашских крестьян расселялось по Тоболу, Иртышу,'Енисею, Амуру. В 1910-1912 годах на территории Приенисея начинают обосновываться национальные села чуваш и казанских татар. Вся сложная социально-экономическая структура отражалась и на устном народном творчестве. Появляются песни, осуждающие крепостнические по-г,-рядки. Вместе с новыми переселенцами начинают бытовать их традиции и обычаи. В национальном отношении Ириенисейский край становится довольно пестрым. Наравне с боярскими сынами, здесь, находились и иноземцы, военнопленные литовские, польские, немецкие и другие. Возникают новые переселенческие национальные школы.
По тундре разъезжали отдельные катехизаторы, обучавшие детей местного населения катехизическим собеседованиям - проповедям христианской религии в форме вопросов и ответов.
В 1915-1916 годах на территории Приенисея функционировали 3 татарских мектебе и 4 еврейских /3 хедера и I талмуд-тора/, учебных заведений в Ачинске, Енисейске и Красноярске. А в чувашском селе Казанка Казачинского района первая национальная школа открылась в 1916 году на частной квартире, которую посещало пятеро детей из зажиточных семей. В это же время начали функционировать школы для представителей народов Прибалтики.
Более того, в исследовании раскрыто, что в таежных селениях часто школы организовывались отдельными, частными лицами. 'Музыкально-художественное воспитание сводилось к пению песен церковного характера, исполнению молитв, высказыванию благожеланий в церковные праздничные дни. Старожильческое.сибирское крестьянство обладало довольно разнообразным песенным репертуаром. Вся пасхальная неделя в их среде проходила в хороводах, играх и танцах,' постоянными свидетелями которых были дети. В большие церковные праздничные дни лиди из близлежащих деревень, а иногда и из отдаленных местностей съезжались в какое-либо большое село на "съезжие" праздники-гуляния. Вечерками, играми и песнями сопровождались праздники русских- сибиряков. Иногда сольное или групповое пение'сопровождалось игрой на балалайке, бандуре.
Зачастую зачинщиками многих народных праздников были дети. Взрослые всячески поощряли участие детей на тех или иных праздниках. Был выработан обычай, по которому в день праздника дети
поднимались рано, и играя, начинали свое, музыкально-художественное творчество. В Новый год, на заре дети бегали по избам и в одиночку, и группами и пели: "Сею-вею, посаваю, с Новым годом поздравляю. Со скотом, с животом, с малым детушком". Конечно, дети подражали в своих действиях взрослым. Общественным мнением поддерживались подражательные традиции в обучении пению. Дети • знали немалое количество детских колыбельных песен, которыми сопровождались их игры, забавы.
Многонациональная среда Приенисея сплачивалась' и в процесса проведения народных праздников различных национальностей. У татар до начала весеннего сева проводился праздник "Сабантуй", а после весеннего сева - "Жиэн" /собрание, праздник-сбор/, проходившие интереснейшими конными скачками, национальной борьбой, песнями и танцами. Все серьезные состязания начинались с детей 4-5 летнего возраста. Согласно мусульманским верованиям татарской молодежи запрещалось петь при родителях, но молодежь свое утешение находила в живописных уголках тайги. Преподавание музыки в татарских школах исключалось.
Все праздники оибирских чуваш, трудовые процессы сопровождались песнями, а после трудового дня проводились национальные хорфводы. Пели не только женщины во время посиделок и праздников, но и мужчины. Призыв мужчин в солдаты било драматическим событием. Гуляли, пели у. танцевали целыми неделями, ибо соглас-"но обычаю призывник со своими сверстниками должен был побывать у вс.ей родни и попрощаться с ней. Девушки дарили ему платки и полотенца, которыми он наряжал себя, завязывая их крест на крест через плечи., Размахивая в такт разноцветными платками, призывник исполнял чрезвычайно печальные прощальные рекрутские песни. Как только он уходил на сборный пункт, дети начинали повторять его песни, играть в "Проводы в солдаты".
Дружно, всей деревней проводился праздник представителей народов Прибалтики "Ян Купала". Во время игр часто пели: 'Тори, гори ясно, чтобы не погасло... Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят". 7-12 летние'ребятишки на всю жизнь запоминали подобные песни.
Прогрессивные традиции сибиряков и представителей других национальностей определенное влияние оказали и на официальную педагогику школы. Несмотря на трудное социально-экономическое положение, связанное с первой мировой войной, в 1915-1916 годах
в школах края система воспитания школьников была пролизана прогрессивными идеями народной педагогики. В пропаганде их отличались представители Прибалтики. В своих выступлениях на съездах учителей и всевозможных совещаниях учитель пения О.А.Андерсон рекомендовал приобщать детей к миру прекрасного, нравственного -не только через молитвы, по и - народные песни. Музыкально-художественное воспитание не должно ограничиваться церковным пением. Сравнивал традиции своего народа с традициями Сибири, он находи^ общее у всех народов - песню, организующую труд и отдых крестьян, основу нравоучения для молодежи.
Многие прогрессивные учителя советовали начать обучение пению с пеоен-игр: "Каравай", "Фокины дети", "Бука", "Лен" и т.д. Не случайно, даже старинные праздники, как святки, превращались стараниями учителей и учащихся в вечера и спектакли. Пользуясь праздничным настроением населения, учителями устраивались концерты и датские праздники. Многие гуляния и даже свадьбы прохо- • дили около школы или в самой школе. На свадьбах порою исполнялись грустные песни: "На чужой сторонушке залетная пташечка-без. родимой матушки на грудь белую слезы льет горючие..." Художественное поэтическое песнопение, торжественное оформление праздников оказывало сильнейшее воздействие на детское восприятие. Образы "родимой матушки", "отчего дома", "женской доли", труда, поэтически облагороженные, были близки и доступны детям, которые являлись не только наблюдателями, но и участниками праздников.
В организации школ национальных меньшинств немалая заслуга и воспитанников Симбирской чувашской учительской школы и Казанской учительской семинарии, которые широко были известны в Сибири. Но все же дело обучения представителей национальных меньшинств в.Сибири двигалось крайне медленно. Положение не улучшилось и в послереволюционное время. В Большемуртинском районе в ■ 1924-1925 гг. только 20,5^ детей татарской национальности посещали школу и 40,2% - чувашской национальности. Аналогичная картина была в Даурском, Уярском, .Нирилюском, Казачинском, Пировском, Енисейском районах. В 1926-1927 годах на территории трёх районов края функционировали 4 чувашских национальных школ в арендуемых крестьянских домах. В пяти районах и двух городах края /в Енисейске и Красноярске/ сеть татарских школ достигла 17. В некоторых районах на 3000 чувашского населения, проживавшего в деревнях, отдаленных на большие расстояния друг от друга, приходилось все-
ГО тш школы. В 30-е годы наметилось некоторое оживление в вопросах просвещения представителей национальных меньшинств, проживавшие за пределами своих национальных республик. Этому способ' отвовал состоявшийся 6-10 июня 1930 г. в Москве съезд по проблемам просвещения чувашей, проживающих в Татарии, Башкирии, Сибири, Средней Волге и на Урале. В целом по РСФСР школьным воспитанием и обучением было охвачено около 50% детей чувашской национальности, проживавших вне Чувашии.
Обучение в татарских и чувашских школах не всегда проводилось на достаточно высоком уровне. В чувашских школах не изучался русский язык из-за отсутствия специалистов^ Чувашские дети и взрослые русскую речь развивали в процессе общения с коренными сибиряками и через русские народные песни.
Имелись и двуязычные национальные школы. В Троицкой массовой школе I ступени Большемуртинского района преподавание велось на родном и русском языках. В д.Казанка Балахтинского района обучение велось на русском языке с переводом объясняемого материала на чувашский. Это говорит о наличии факта формирования школ о многонациональным составом учащихся.
Лучше, в отдельных случаях даже чем в русских, дела обстояли ? школах представителей народов Прибалтики. Учителя в воспитании детей широко опирались на традиционную народную педагогику, национальную культуру. Латышские и эстонские учителя самое активное участие принимали в общественной жизни селений. Ими организовывались национальные хоровые коллективы. Всеми кружками в избах-читальнях руководили национальные учительские кадры. Таким образом, ■ довольно ясно прослеживается связь школы с общественностью села.
К 1936 году в крае функционировали 400 национальных школ, обучение велось на 16 национальных языках. Во всех школах придавалось большое значение музыкально-художественному воспитанию на национальных традициях.
До 1940-го. а местами и до 50-х годов преподавание -з школах велось на национальных языках. В'последующий период начинался спад интереоа к изучению родной культуры а родного языка в школах. Это вызвано появлением большого контингента выпускников на-Йиопаоьных школ, желающих поступить в среднеспециальный и высшие учетные заведения и, во-вторых, началом формирования школ о многонациональным ооставом учащихся. Однако, зачатки его уходят еще
в дореволюционное прошлое. Поэтому, вряд ли это можно считать объективной причиной прекращения изучения родного языка.
Анализ историко-социальных, педагогических аспектов народной системы воспитания, взаимосвязей педагогических культур позволяет говорить, что национальные элементы прогрессивной система воспитания живучи. Это наследство доносит до нас самосознание предков многих народов, укрепляя корни настоящего. Народные песни - живая жизнь народа прошлого и настоящего, волнующее событие для каждого из нас. Они и сегодня надежно служат средством эстетического, нравственного, патриотического и интернационального воспитания детей. Не случайно в среде древних переселенцев и по сей день бытуют национальные народные песйи. Они способствуют приобщению детей не только к национальной культуре и языку, но и культуре других народов, приобретая интернациональное значение. Современные учителя русской национальности делают определенные попытки разобраться в проблемах национальных языков, что подтверждает перспективную направленность их педагогической деятельности.
Если песни сибирских татар, бытующие и сегодня, стройтся интонационно на пентатонике, мало отличаются от песен казанских татар, то народное творчество сибирских чуваш претерпевают значительные изменения. В нем преобладают русско-чувашские интонации. А некоторые песни строятся исключительно на интонациях русской музыки. Эти песни дети слышат с пеленок. Они способствуют не только музыкально-художественному воспитанию, но и осозналию принадлежности к определенной национальности, а также -'советской многонациональной Родине.
В исследовании выявлено, что в народных песнях много аспектов, напоминающих историю и трудности переселения, педагогических моментов, воспитывающих любовь и дружелюбие к односельчанам, . соседям, другим народам. Сравнивая их, 'мы находим образы, при- •• сущие поэтическим произведениям многих народов. Развернутый анализ народных песен раскрывает своеобразие понимания народами принципа природосообразности, '
В условиях Сибири устно-поэтические, музыкально-худонествен-ные и др. особенности народицх традиций развивались и развиваются дальше, под влиянием других национальных культу]) и, прежде всего'- русской /сибирской/. Происходит взаимообогащение традиций, своего рода диффузия, в том числе и педагогической культуры, за. служивающие того, чтобы все это изучалось и учитывалось в процес-
ов воспитания. Это особенно удачно совмещается с процессом музыкально-художественного воспитания младших школьников, ибо основа всех начал формирования личности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Анализ опыта прошлого и современного состояния музыкально-художественного воспитания позволяет сказать, что в основе программы "Музыка", разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского, лежит принцип народности. Связь с народным творчеством устанавливается с первых же уроков. Занятие музыкой начинается со сказки-легенды о трех китах, ведущей учащихся к "трем китам" музыки: песня, танец, марш. Весь курс обучения и воспитания строится на материале, включающем в себя музыку не только народов Советского Союза, но и других стран.
Наши исследования позволили выработать рекомендации по использованию прогрессивных материалов народной педагогики, удовлетворяющие национальные запросы учащихся, проживающих за пределами своих национальных образований. Русокая народная песня "Во поле береза стояла" подготавливает младших школьников к восприятий финала Четвертой симфонии П.И.Чайковского. После прослушивания и в процессе разучивания этой песни учитель с учащимиоя беседует, что народный образ березы определен ее значением- в хозяйственной деятельности, и, во-вторых, спецификой восприятия народом окружающего мира. Береза в песнях олицетворяет составное понятие родины и яаляется ее символом, символом родного дома, что.любовь к родине начинается о березки, растущей у родного -крыльца: "Береза - в песне. Береза - в деле: она - топорище, соха, борона,, метла, веники... Береза - посуда и' обувь. И грамота - берестяная. Березовая лучина - источник света, дрова березовые - источник тепла. Березовый сок, сережки, гриб - лекарства. Берёзовая роща - краса земли".
Проведение занятий в классе, где рсновной состав учащихся, к примеру, определяется чувашской национальностью, дополняется этнографическим материалом из быта чувашей, рассказом -о народных чувашских праздненствах, фольклором, включая и народные песни. Процесо прослушивания и разучивания "Игра в гостей" Д.Б.Кабалевского дополняется материалом о традициях и обрядах гостеприимства оибирской крестьянской семьи, чем славился•сибирский край. Учителем приводятся примеры из жизни северных народностей. .Учмдаося-'Осзаиаают,- что обряд гостеприимства - это древняя сибир-
екая традиция. Это явление - общечзловечеокое.
В процессе слушания.и анализа "Третьего концерта для фортепиано о оркестром" Д.Б.Кабалевского, учитель свой расоказ иллюстрирует Iгримерами разнообразия природы и ;штелей советской страны: саратовские поля, калмыцкие степи, орловско-тульскиэ холмистые пространства и т.п. Рассказ завершается примерами о лесах и просторах Красноярского края, седом, могучем Енисее, бескрайней тундре. !.
Процесс разучивания хороводных песен дополняется рассказами о хороводах и народных нраздненствах в сибирском крае, сочетающиеся с описаниями писателей п поэтов о.хороводах других на-
9
родов.
В третьем классе для' представителей чуваш особо очарова-. тельной, волнующей становится народная песня "Алран кайми" /Песня о сохе и плуге - Гимн пахаря/. Это древний величественный гимн труду и клятва верности родине, призыв к единению. Через эту песню учащиеся усваивают, что в старину были не просто гуляния, что многие праздники выполняли роль народных собраний. Жизнь,- это постоянный труд, муравьинный труд /Ян Амос Коменский/ - эту мысль учитель проводит в максимальной мере.
Па уроках музыки в начальных классах выделяются следующие направления использования этнографического, фольклорного и народного музыкально-художественного материала, способствующего не только лучшему усвоению программного материала, но и формированию у учащихся патриотических и интернациональных чувств:
а/ применение фольклорного и этнографического материалов на основе их органического единства о содержанием школьной программы;
б/ включение в контекст содержания уро^са народного музыкального материала в сочетании с произведениями националы»« композиторов;
в/ создание условий дли поэтического восприятия народных нраздненств, гуляний, обрядов и использования алиментов иоторг-чеокого анализа для их понимания.
Во внеклассных мероприятиях выделяются оледунирге мо^:нты: а/ преемственность с учебной работой, их единство и имлмо-связь;
б/ тесное сотрудничество /общение/ учащихся со старшим поколением /семья, общественность/ в процессе проведения уроков-
концертов и других внеклассных мероприятий;
в/ гибкость плана внеклассных мероприятий, учет заинтересованности учащихся теми или иными аспектами /музыкой, традициями/ произведений народного творчества в результате урочных занятий.
Последовательное проведение данных положений способствует внедрению интеграционной системы эиоционального воздействия на. учащихся в процессе обучения и воспитания.
Исследование не претендует на полное решение проблем, связанных о многонациональными регионами. Сейчас необходимы исследования по проблемам бытования родного языка и его роли в ореде представителей народов, проживающих за пределами своих национальных образований.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Чувашская песня в дремучей тайге /на чувашском языке/ // Хатер пул /Будь готов/. - Чебоксары, 1985. - № 8. - С.18.
2. Б Приенисейской Казанке /на чувашском языке/ // Таван Атал /Родная Волга/. - Чебоксары, 1936. - Мб. - С.66-67.
3. Использование этнографического и фольклорного материала на уроках музыки как средства интернационального и патриотического воспитания учащихся // Методические рекомендации научно-практической конференции, 22 апреля 1988 г. - Лесосибирск, 1988. - С.33-34. .
4. Использование прогрессивных идей народной педагогики и опыт£ В.А.Сухомлинмкого в практике музыкального воспитания младших школьников // Творческое использование педагогического наследия В.А.Сухоюшнского в процессе перестройки' общеобразовательной, профессионально-технической, средней специальной и высшей школы /Тезисы докладов к республиканской научно-практической конференции/. - Чебоксары, 1988. - С.89-92.