автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкальное воспитание на Урале в 20-е годы: организация, содержание, проблемы
- Автор научной работы
- Неляев, Сергей Егорович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Екатеринбург
- Год защиты
- 1993
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Музыкальное воспитание на Урале в 20-е годы: организация, содержание, проблемы"
РГ5 ОД
г*
- Уральский ордена "Знак Почета"
; государственный педагогччеокий институт
На прагах рукописи УДК 370/371178 (470.5)
БЕЛЯЕВ Сергей Егорович
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАЙ® НА УРАЛЕ В 20-е ГОДЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ. СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ'
1Э.00.СИ - теория и история педагогики
Автореферат диооэртации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Екатеринбург 1993
Работа выполнена на кафедре теории и истории педагогики Уральского ордена "Знак По чеха" государства иного педагогического института.
Научные руководчтеди: кандидат педагогических наук,
доцент И.Н.НЕМЫКШ кандидат педагогических наук, профессор А.М.ЛУШНИКОВ
Официальные оппоненты; доктор педагогических наук,
профессор 1.Г.АРШШИК0ВА кандидат педагогических наук, доцент Г.С.'КОРОТЛШ
Всдуцеа учреждение - 1 Уральский государственная
университет им.А.Я.Горького
Защита состоится ^л^Щу 1593 г. в_ чаоов
на заседании специализированного совета К ИЗ.^2.01 по присуждения ученой степени кандидата педагогических наук при Уральском ордена "Зна;: Почета" государственном педагогической институте (620219, г.Екатеринбург, проспект Космонавтов,2б).
С диссертацией мезкно познакомиться б библиотеке Уральского ордена "Знак Почета" государственного педагогического института (620215, г.Екатеринбург, проспект Космонавтов,26).
Автореферат разослан "_" _1993 г.
Учений секретарь специализированного совета, кандидат педагогических наук профессор
* {_____
Г.А.КАРПОВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
А кт/альность обращения к историческому наследив музыкально-педагогической мысли и практики Урала 20-х годов обусловле 'а современными преобразовательными процессами в сфере музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования, активизировавшими поиски путей возрождения лучших региональных традиции, а также источников новых импульсов для решения проблем массовой музыкальной работы с детьми. В настоящее время, характерна уюте еся переосмыслением советского периода истории отечественной педагогики и школы, изучении регионального музыкально-педагогического наследия 20-х годов приобретает особую актуальность, ибо позволяет наиболее полно, с позиций сегодняшнего дня цооледовать разнообразные процессы тех лет, протекавшие в сфере музыкального воспитания в стране в целом.
Большая ценность музыкально-педагогических идей и практических достижения 20-х годов отмечалась в исследованиях и публикациях многих автсров Со .А.Апраксина, Л. А. Баре ибо Км, Д.Б. Г.а-балевокий, В.Н.Шацкая и др.). Этот период характеризуется интенсивным развитием музыкально-педагогической мысли и опытно-экспэриментвльной работы как в центре, так и на местах. В теоретических разработках проблем музыкального воспитания и практике музыкального просвещения в 20-е годы принимали участие многие идола педагоги и музыканты - Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова.Р.Н. Глиэр, Н.Л.Гродзенсквя, А.Д.Кастальский, н.А.Румер, С.Т.Шацкий. В.Н.Шацкая, Б.1.Яворский и др. В новых подходах, выдвинутых в тот период, отрицавших негативный опыт старой школы,наметилась преемственная связь с лучшими достижениями теории и практики прошлого, с опитом заруоежнай музыкальной педагогики (в частности, получили развитие идеи авейцарского педагога и композитора Э.Яак-Далькроза). Вместе о тем, необходимо отметить, что сложные и противоречивые процессы в экономике, идеологии, педагогической науке и искусстве непосредственно сказывались в 20-е годы на состояния и развитии всего школьного дела, з том числе детского музыкального в¿Clмтeния.
В псследуы'днй период многие позитивные достижения, ценные
идеи и предложения 20-х годов остались нереализованными. Наследие отого времени долгие года оставалось практически неизвестным нироким кругам музыкально-педагогической общественности,забытыми оказались имена многих гздагогов-энтузиаптов, чья деятельность являлась примером творческого отиЬшсиия к ре шению проблем музыкально-воспитательной работы о детьми в школа* и внешкольных заведениях.
В нсстояцее время имеется целый ряд научных работ, посвященных истории музыкального воспитания 20-х годов. Оссбзнности о го го этапа в развитии музыкально-педагогической теории и практики рассматривались в диссертационных исследованиях и педагогических трудах, схватывашцих продолжительные исторические периоды (О.А.Апракочна, Д.Л.Локшн, В.Н.Шацкая и др.). В арсенале науки имеется такхе значительный объем литературы, посвященной отдольным сторонам процесса развития музыкального воспитания в 20-е годы, В работах Л.А.Баренбоймо, Е.Ф.Бронфин, Н.Я.Брюсовой, Д.Б.Кабалзвского, М.А.,Румер, С.Н.Морозовой и других авторов совещалась деятельность музыкального отдела Наркимпроса РС5СР, рассматривались особенности развития музыкального воспитания в от- ' дельных'городах, подготовка музыкально-педагогических кадров, исследовались музыкально-просветительская деятельность и научно-педагогическое наследие видных представителей музыкального образования и воспитания. В 60-х и 80-х годах были изданы сборники документов и материалов, в также хрестоматии по истории му 31 сального воспитания. В них вошли документы центральных архивов страны, материалы съездов, конференций, статьи из сборников и журналов 20-х годов, являющихся сейчас библиографической редкостью.
Вместе с тем, крайне мало изученным остается до сегодняшнего дня региональный опыт, аключаюний все ценное, что было накоплено в работе по музыкальному воспитанно детей в школах и внешкольных заведениях разных краев и областей Росоии. Этот опыт оставляет, между тем, валнув часть наследия 20-х годов. Музыкально-воспитательная практика тех дет характеризовалась инициативой и самостоятельностью школьных коллективов и учителей-му-эимштов. В разных губерниях России создавались свои программы преподавания музыки Оекия) в л коле, осуществлялись опытно-эко-
перименталыше попеки содержания, форм и методов классной и внеклассной музыкальной работы, накапливался разносторонний практический опит, во многом не утративший своей ценности до настоящего времени.
Практически полностью ке изучено наследие музыкально-педагогической мысли и практики Урала 20-х годов. Весь исторический путь, пройденный музыкальным воспитанием в регионе, остается до нагих дней исследованным довольно слабо и фрагментарно. Наиболее полно освещени в литературе музыкально-просветительская деятельность и педагогические взгляды А.Д.Городцова, который за более чем двадцатилетний период работы в крае (с конца XIX в. до 1918 г.) внес неоценимый вклад в развитие хоровой культуры, музыкального образования и воспитания. О нем и возглавляемых им курсах певческой грамоты писали Б.В.Асафьев, В.И.Ади-щев, Е.З. Майбурова, Г.П.Рогозпмкова и др. В работах исследователей истории музыкальной культуры и музыкально-исполнительского искусства уральских городов (Б.Г.Манзкора, С.М.-Фролова, E.G. Нтейнпресо и др.) уделялось внимание организации преподавания музыки и пения в отдельных учебных заведениях дореволюционного периода, а такте рассматривалось развитие массовых форм внешкольной музыкальной работч с детьми в 30-е годы.
Нсреализованнссть научной и практической потребности в изучении Музшадлыю-педпгогического наследия Урала 20-х годов предопределила обращение к ре/векию денной проблемы и обусловила выбор темы диссертации.
Настоящая работа оствивается на материалах Свердловской области - крупнейшей по территории и численности населения области уральского региона. Учитывая реальние административные образования 20-х годов, территориальные р а м-к и исследования включают Екатеринбургскую губернию (до 1923 г.), а в последующий период - часть Уральской области, созданной в конце 1923 г. с центром в Екатеринбурге (с 192'» г. -Свердловске), в границах современной.Свердловской области. Вместе с тем, указанные границы территории не являются строго установленными. Опираясь главным образо« на материала Свердловской области, настоящее исследование зклзчает в отдельных. случаях ( для сравнения ) сведения, относящиеся к
некоторым соседним о областью регионам Среднего Урала.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1983-1990 гг.) изучались местные ерхив-кие и опубликованные материала, анализировались различные научные работы, посвященные исследуемому периоду.'
Ни втором этапе (1990-1992 гг.) на основе материалов исследования били разработаны лекционные курсы н осуществлено их внедрение в практику подготовки и повышения квалификации учителей музыки.
На третьем этапе (195^-1993 гг.) проверялись и дополнялись статистические данные, уточнялись формулировки всех выводов к рекомендаций.
!1ель исследования - изучение процесса развития музыкального г-асшгашя на Граче г- 20-е годы во взаимосвязи с предшествующим периодок и в соотнесении с современностью. . ,
Объектом исследования является нсто-рико-пздагогическкй процесс з сфере музыкального воспитания на Урале в 20-е годы, проявляющийся в его •«.юкденциях, закономерностях и преемственности.
Предметом исследования является конкретная деятельность общеобразовательных, музыкально-просветительских и других заведений Урала, осуществлявших в 20-0 годы музыкальное воспитание детей и подготовку музыкально-педагогических кадров.
Выжигаемая в исследовании гипотеза формулируется следующим образом: изучение организационных и содержательных особенностей музыкального воспитания на Урале в 20-е годы являете я важнейшим условием воссоздания общей исторической картины его развития в регионе и реализации конструктивного потенциала музыкально-педагогического наследия в современной педагогической практике.
Названные ц-,ль, объект, предмет исследования^ гипотеза определили следующие конкретные з в д п ч и рьботы:
I. рассмотреть состояние музыкального воспитания и музы-кально-педагогичзского образования на Урале в период, непосредственно пркмишовдй к 20-« годам (конец ЯХ-начало XX в.).
2. Вияшть общие тенденции организации к раззатая, а такав определ • гь насштьби распространакия иузикьлыюго воспитания на Урале в 20-е годи.
3. Изучить особенности организации в уральском регионе в 20-х годах подготовки музыкально-педагогических кадров.
Н . Проанализировать постановку и содержание музыкально-воспитательной работы в различных заведениях, а также опыт отдельных учителей-иузикантов Урала 20-х годов. -
5. Определить возможности использования ыузыколыю-педа-гогических идей и практически достижений, накошенных в регионе в 20-е годи, в совреиенних усдошях.
Методологической основой исследования является принципы истор1зма, научной ооъективнооти,социальной обусловленности, взаимосвязи и взаимозависимости, многосторонности и опсоредованности, предполагавшие опору на подлинные источники и исторические факти, учат конкретной социокультурной обстановки и других факторов, детерминировавших развитие музыкально-педагогической мысли и практики в исследуемый период.
13 настошдем исследовании били применены следуюыие н е-т о д и:
1. Теоретический анализ исторической, ксторикс-гедагоги-ческой, музыковедческой и методической литературы.
2. Отоор, систематизация I изучение иестних архивных материалов и опубликованных работ.
3. Историко-теоретическиИ анализ фактов, педагогических идей и практического опыта различных заведений Урала 20-х годов в области музыкального воспитания.
4. Теоретический анализ возможных путей использования регионального музыкально-педагогического наследия 20-х годов в современных условиях,
Научная н о в и з и 6 данной работы эаклвчается в тем, что впервые э исгорако-педагогычзошй литературе иссле-Дуетоя история музыкального восстания Урала 20-х годов, рассматриваете» развития различных заведений м их дэнтольность я с{<ер«) музыкального воспитания, просевши а подготовка кадров дли музыкальной работы с аатьми. В научный оборот вводятся но-
еие, неизвестные раьее документы и материалы, представляющие историко-пе даго гиче оку» ценность.
Теоретическое значеиие работы заключается в том, что исследованное в ней ыоторическое наследие музыкально-педагогической мысли и практики Урала 20-х годов соотнесено о оовремекностьп н разработаны рекомендации,позволяющие участь и использовать опыт этого периода в современных условиях. Результаты исследования открывают также новые возможности для создаыия обобщающих работ но истории детского кассового музыкального воопитаиия на Урале,
Практическое значение работы заключается в использовании ее результатов в различных разделах программ по историко-педагогическим и методическим дисциплинам в учебных заведениях (высших и средних специальных), ос утес тв-ляювдх подготовку музыкально-педагогических кадров, а также в системе повышения квалификации учителей музыки региоиа.Вклоча-шш в лекционные курсы местного краеведческого материала - это один из путей воопиталия у сегодняшнего поколения учителей-музыкантов исторического сознания, приобщения к наследии духовной культуры, знакомства с традициями своего крал. Большое значение для практической реализации программ изучения истории музыкального воспитания на Урале имеют также разнообразные архивные и опубликованные материалы, выявленные в ходе настоящего исследования.
Диссертация опирается на широкий круг источников их большая часть вводится в научный оборот впервые. Неразработанность томи исследования предопределила обращение в первую очередь к архивным документам, материалам периодической печати, статистическим и справочным изданиям Урала 20-х годов, а также некоторый работам, архивным материалам и периодическим издания конца XIX - начала XX в.
Ооновнув группу источников составили документы и материалы Государственного архива Свердловской области. В ходе исследования были изучены фонды дореволюционных учебных заведений. Екатеринбургского губернского отдала народного образования, Уральского областного отдела народного образования, Екатеринбургского уездно-городского отдела народного образования,Сверд
ловского окружного отдела народного образования. Уральского педагогического техникума, Свердловского музыкального техникума.
Важную группу источников составили также публикации местных газет и журналов ("Урал", "Веотнмк Оренбургского учебного округа", "УральскиЯ рабочий", "Лросвецение на Урале", "Рост", "Штурм" и др.). Ряд ценных сведении был получен при изучении материалов музея иколн № 13 Екатеринбурга (бывшей опытно-показательной школы имени Я.М.Свердлова), а также в ходе бесед о выпускницами этой школы 20-х и 30-х годов В.Н.Поляковой и Г.Д. Засухиной.
Дополнительная информация была почерпнута из центральных журналов("Пролетарский музыкант", "Советская музыка" и др.), статистических изданий по материалам переписей населения и школьных переписей, различных справочников. Помимо архивных и других источников, относящихся непосредственно к исследуемым периоду и региону, была изучена литература по истории отечественной педагогики, вколи, культуры, музыкального искусства,музыкального образования и воспитания, труды известных музыкантов-просветителей 30~х годов, а также работы по современным проблемам музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования.
На защиту выносятся следующие полояения:
X. Историко-педагогическии процесс в сфере музыкального воспитания на Урале в 20-« годы характеризовался многообразием сложных явлений, в которых отразились противоречивые тенденции в развитии школы, педогогической науки и музыкальной культуры в стране и преломились региональные музыкально-педагогические традиции.
2. В 20-е годы на Урале было положено начало вариативного осуществления музыкально-воспитательной работы з общеобразовательных икслах и внешкольных заведениях; начинания и поиски тех лет, прерванные в последующие годы, обладают конструктив-ига потенциалом для творческого использования в современной практике музыкального воспитания и подготовки музыкально-педагогических кадров.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись ив научно-практических конференциях и семинарах в Урохьсксм государственном педагогическом институте, Институте развития регионального образования и Каменск-Уральском педагогическом училище в 1991-1993 годах; на лекционных занятиях со слушателями курсов повышения квалификации учителей кузнки; в процессе обсуждения диссертации не ка-1>едре теории и истории педагогики, а также кафедре теории, истории музыки к музыкальных иксгрумектов УрГОИ; через публикацию статей в сборниках научных трудов и периодической [вчагя.
СТРУКТУРА К ОСНОВНОЕ С0ДЕР21ШЕ ДИССЕРТАЦИЯ
Диссертация ссстост из введения, двух глав, з&мшчешя, библиографического егкаа. и приложения.
Во введении обосновывеегся актуальность исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза и основные задачи; описываются методы нсследоханля. научная новизна, теоретическое и практическое значение, основной круг источников; уточняются территориальную рамки доследования и приводится список попользованных сокроцешй.
В первой гладе "Музыкально-педагогическое наследие конца XIX - начала XX г. в организация музыкального воспитания на Урале в 20-е годи", состоящей из трех параграфов, рассматриваются общие тенденции развития в регионе сети различных заведений, осуь зствлявших музыкальное воспитание и подготовку кадров учителей-музыкантов; определяются реальные масштабы распространения музыкального воспитания б разные годы исследуемого десятилетия и в предшествующий период.
Многищ! значительными изменениями в области музыкального образования и воспитания на Урале был ознаменован исторический пзриод, шпсс^здстьолно примыкавший к исследуемому - с к нцп •XIX в. дп революции 1917 г. В эти годы наиболее крупная по чи-слегашоти населения и развитая в промыаленном отношении губерния края - Пери екая - сделала значительный пот вперед в развитии культуры и образования. В губернии выросло числс начальных и средних вкол, библиотек, возросла грамотность населения.Охват
детей школой здесь бил вшле, чем d целом по России, однако не достигал и 40 процентов. Важные саги были сделали в деле рас -прострмгсния музыкальной культуры, развития народно певческого дела, музыкального образования и воспитания. В 1908 г. в Перми, a d 1912 г. г Екетеринбурге били открыты отделения Русского музыкального обзэстт. Организованные при екатеринбурге¡сон отделении общества музыкальные класса, переименованные в 1916г. в музыкальнее училище, стол:1 пэргым на /роле про^ессионалышч музыкальным учзбнич заведением.
В конце XIX - начале XX в. в Пермской губернии наметалась тенденция к расширению с (¡ери массового музыкального воспитания детей. Результаты произведенных в хода исследования подсчетов по материалом дореволюционных изданий свидетельствуют о том, что в значительной часта общеобразовательных учебных заведений (начальных училищах, гимназиях, прогимназиях и реальных училищах) осуществлялась классная и внеклассная музыкальная работа. Активизировалась деятельность частных музикапьнах ыкол и классов. Положительные изменения п развитии детского музыкального воспитания происходили в общем русле музыкально-просвэтитель-ских процессов, развития народного образования, музыкальной (особенно хоровой) культуры в рогионз при активном участии местной интеллигенции, учительства, меценатов и благотворителей.
В школьной п внепкольной работе в этот период были заложены и получили развитие традиции использовании хорового шипя-как одного из главных средств музыкального юое питания. Обучение хоровому пению являлось составной частью учебной работы большинства начальных и средних акол, но "в последних отличалось более высоким уровней постановки и широтой репертуара. Пенимо уроков, хоровое исполнительство' занимало важное место во внеклассной работе, средп других форм которой в средних учебных заведениях получили развитие обучение игре на форте пиано, оркестровое музицирование, литературно-музыкальные вечера.В жизни отдельных уральских гимназий музыка занимала значительное место, в них существовали свои музыкально-воспитательные традиции, что не яплялссь повсеместным явлением в России того времени и особенно в провинции.
Одним из главных достижений этого периода в области иузы-
кального образования и воопитания являлась организация в Пермской губернии постоянной подготовки собственных музыкально-педагогических кадров, которая осуществлялась на курсах пев !е-окой грамотн, возглавляемых А.Д.Городцовым. Деятельность курсов и их руководителя способствовала формированию в регионе музыкалыю-падагсгичзсксго корпусе, воспитанного на прогрессивных идеях русской дореволюционной музыкально-методической мысли. Певческие курсы А.Д.Городцова являлись своеобразным центром музыкального образования и просвещения в Пермской губернии. Они сказали многообразное влияние на развитие школьного и внешкольного хорового исполнительства, расширение репертуара хоров учебшх заведений, широкое вмачение в него народной музнки и русской хоровой классики
Изменения в организации всей системы образования, которые происходили в странапосде олтцпи 1917 г., ¡ичали осуществляться в Екатеринбургской губернии с ссаки 1319 г» после выхода Урала кз зоны военных декзгвий гражданской во дни и установления на его территорий советской власти. В 1919-1921 годах в губернии была создана вирокая сеть внешкольных заведений музыкально-просветительской направленности (музыкальные студии,народные и государственные музыкальные школы), охватывавшая практически все уезды. В области музыкально-педагогического образования в эти гады били продолжены традиции курсовой подготовки специалистов-музыкантов. Курсы организовывались в Екатеринбурге, Невьякске, Шадринека и других пестах губернии. Важнуа роль в этих процессах играна организационно-методическая деятельность музыкальной секции Екатеринбургского ГубОНО, которую возглавлял А.Я.Талыювский. Секция, объединявшая специалистов, имевлих опыт педагогической, организационной и музыкально-прс-светительокой работы (В.И.Алешин, Н.Н.Великанов, И.Е.Говяэин. Ф.С .Узких к др.), преемственно продолжала основные направления деятельности А.'Д.Городцова и возглавляемых им певческих курсов. После 1921 г. резко сократилось финансирование культуры и народного образования в стране. Большие трудности переживала вся сфера художественной работы с детьми. В Екатеринбургском ГубОНО и в уездных отделах народного образования были ликвидированы музыкальные оекцки, свернута сеть внешкольных муэыкаль-
них заведения, прекращена практика курсовой подготовки музыкально-педагогических кадров. Постепенное расширение сети общеобразовательных школ, начавшееся на Урале о 1923 г.,не сопровождалось, как это било в начале XX в., обеспечением их профессиональными кадрами учителей-музыкантов, база ддя выпуска которых нечала создаваться в Свердловокон музыкальном техникуме только во второй половина 20-х годов. В связи о неподготовленностью учитедей-компле кснихов стоутствоьала музыкальная работа в основной массе школ 1-й ступени. В учебных заведениях, выпускавших новые кадры учителей для этих школ (педагогические техникумы, школы П-й отупенн о педагогическим уклоном),музыкальной подготовке учздихоя уделялось крайне мало внимания.
Кадроьле, материальные и финансовые трудности отразились на количественных показателях сферы музыкального всопитания на Урала. Чиоло ыкол, в которых проводились урони пения,-а такав внеклассные музыкальные занятия, било не значительным.Как свидетельствуют архивные и другие материалы, музыкальная работа со школьниками была организована в основном в и колах П-й ступени и опытных учреждениях, которые составляли лишь небольшую часть вкольной сети региона. Характерно, что в огштно-гокаэательных аколах л после введения программ ГУСа, как правило, сохранялось преподавание пения в начальных классах в качества отдельного предмета.
Значительная роль в организации в школах Урала музыкального воспитания принадлежала в 20-е годи представителям дореволюционного учительства. Педагоги-музыканты тех лет. такие как С. Су хне в, ф. Узких. Д.Ушаков и др., сочетали свою педагогическую деятельность с активной музыкально-просветительской работой среди населения, сотрудничали с аурналом 'Просвещение на Урале",организовавшим во второй половина 20-х годов на своих страницах широкий обмен опытом вкольной работы, в тол числе по музыкальному воспитанию детей.
Итак, в 20-е годы музыкальное воогаташе вместе со школой и всей системой образования на Урале прошло сложный путь. Сфера маооовой музыкальной работы о детьми после свертывания оети внешкольных музыкальных заведений начала 20-х годов была представлена в регионе только отдельными "очагами" музыкального воспитания.
и»
Во второй главе "Музыкально-воспитательная практика акол и внешкольник заведений Урала 20-х годов и современность", состоящей из четырех параграфов, анализируются постановка,содержание и форми музыкально-воспитательной работи в различных детских заведениях региона, практический опит тех лет соотносится о современностью.
Состояние практики музыкального воспитания в 20-е годы обусловливалось целым рядои факторов. К их числу относились¡отсутствие единых учебных планов и программ по пению, оргпшзация учебной работы на основе изучения комплексных тем по программам ГУСа, введение клубшх дней, посвиценных кружковой и другой внеклассной работе, постепенно возрастающая идеологизация школьной жизни и содержания различных форм работи с детьми.Немаловажным фактором являлся также кадровый состав учительства 20-х годов, предатавлешшй главным образом педагогами-музыкантами, получившими образование в дореволюционные годы.
В школах Урала, осуществлявших классную музыкальную работу, существовали ризнио варианты установленной продолжительности преподавания пения и разный обгем учебных часов, отводимых на отот предмет. В отдельных учебных заведениях урокам пения отводилось значительное количеотво учебного временн (по 2-3 часа в неделю) во всех классах или большей их части.
В определении учителями программного содеряания классных музыкальных занятий проявились тредицип, сложив-ииоон в практике муыкально-воспигательной работы на Урале в дореволюционные годы. Педагоги-музыканты 20-х годов в своей деятельности решали задачи музыкального воспитания школьников на основе обучения их хоровому пению в соединении с изучением музыкальной грамоты, сольфеджио, иотории"музыки. Ооуцеотвляя программные разработки, педагоги учитывали особенности конкретного контингента учащих-оя, гибко корректировали содержание своих планов. Основу музыкального репертуаре составляли народная музыка и хоровая классика.
Внеклассная музыкальная раоотв в общеобразовательных школах характеризовалась созданием кружков и проведением различных массовых мероприятий (школьных вечеров, концертов и т.п.).В ря да школ рвгмот сохранялись традиции хорового исполнительства. Многоголосные ученические херу существовали 9 20-х годах в свер
дловскпх школах имени В.Г.Короленко, имени Н.А.Некрасова,имени И.С.Тургенева и некоторых других. Создание хоровых хруяков особенно оживилось после введения в середине 20-х годов клубных дней. Однако нате риалы:! is и кадровые трудности не позволили большинству школ организовать полноценную музыкальную работу вне уроков.Начел снижаться уровень вноклассной музыкальной работы.
3 связи с растущей идеологизацией школьной жизни в практика музыкального воспитания (особенно во зшклассной работе) появилась тенденция к переключению внимания о решения собственно музыкально-воспитательных задач на подготовку к революционна праздникам, что, в своз очередь, вело к ограниченности вокель-но-хорового репертуара, зависимости его от определенной тематики, вытесненкп ценного классического музыкального наследия.
Вместе с тем, этой тенденции противостояла другая: стремление педагогов-музыкантов вместе с другими учителями наполнить в кольнул жизнь разнообразии»« занятиями, дифференцированно учитывающими интерес» детей и опирающимися на подлинно художествен-кий репертуар. Лрииершш подобного подхода к решению задач астатического, в том числе музыкального воспитания учащихся являлись деятельность учителя сельской аколи С.Сухнэва.в также коллективов Верхогурского пиочергородкь и Уральской областной опытной станции.
Уральская областям опытная станция вносила в 20-е годы вклад в разработку и пропаганду новых путей организации клао-ских и внеклассных занятий по эстетическому воспитанию,осуществляла тесное сотрудничество с рядок объединившихся вокруг нее школ. Учителей пения одной из школ станции - В.В.Тиме - велась ■ разработка нового для и кол Урала направления в организации ш-чального этапа музыкального воспитания детей, вхлючашего разнообразные виды музыкальной деятельности (пение, ритмика, игры,оркестровое музицирование с использованием детских инструментов).
Целый ряд ценных начинаний наметился в деятельности вне-и коль них музыкачьшх заведений региона (студий, народных и государственных музыкальных школ), активное расширение сети которых происходило с ГЛ9 по 1921 г. Лузыкадько-воспитательная рабстя л них осуществлялась вариативно, опиралась на обучение хоровому пенив и теории музыки, а также новые виды музыкальной работы -
слушание музыки, ритмика, музыкальные беседы и др. В одной из крупнейших музыкальных школ региона - Красноуфимской - был практически осуществлен дифференцированный подход к решэнию задач общего и специального музыкального образования. На 1-й ступени (в народной ¡«узчкальной школе) музыкальную подготовку получали все жеяещцие, на П~й ступени (б государственной музыкальной школе) продолжалась дальнейшая специализация наиболее способных учащихся.
Соотнесение сложившегося в школах к внешкольных заведениях Урала 20-х годов опыта музыкальной рабом с детьм;: с современными поисками в данной области открывает возможности для творческого использования и развития цэниых элементов наследия того периода. Важное значение для обеспечения продуктивности разработок содержательного аспекта муэзжэльиого воспитания в школе имеет обращение к программам 20-к годов и создание на основе их анализа одного из вариантов современной модели содержания классной музыкальной работы. Еизненную силу имеют также принципиальные установки, на которые опиралась внеклассная работа в отдельных школах Урала в 20-е годы: ориентация школьной работы на удовлетворение разнообразных потребностей детей в занятиях искусством и создание для отого широко развитой сети , кружков, студий; стимулирование активности, самостоятельности, индивидуальных поисков дотей во всех формах внеклассной работы как одно из важнейших условий их. творчзгкогс развития.Творчески-конструктивным потенциалом обладают идеи'дифференцированного подх. да к организации обучения во внеикольных музыкальных заведениях. Практическое воплощение стих идей в современных музыкальных студиях, кружках, создаваемых при общеобразовательных вколг.х, и организация в них двух ступеней начального М"зы-кального образования позволили бы данным учреждениям вносить больший вклад в осуществление принципа всеобщности музыкального воспитания.
Ценный спит певческих курсов Л.Д.Гсродцова и преемственно прододмитшай основные направления их деятельности в 20-е года музыкальной секции Екатеринбургского ГубОКО может быт:, творчески использован в пази дни при создания организационно-методических центров з органах управления народным образованней для
работы о педйгогшщ-практикйми на пестах.
Изучение позитивных и негативных сторон опита 20-х годов имеет важное значение для совершенствования организации современного музыкально-педагогического образования и музыкальной подготовки учителей других специальностей (особенно учителей начальных и мало комплектных школ). Возрождению и творческому развития лучших региональных традиций в области музыкального воспитания, формированию профессиональной культуры и ценностных ориентации молодых учителей музыки будет способствовать включение материалов по истории развития музыкально-педагогической мысли и практики Урала 20-х годов в содержание историко-педагогической подготовки студентов педагогических институтов и педучилищ.
Э заключении даетоя описание новых историко-педагогических знаний, восполняющих пробел в изучении прошлого музыкального воспитания Урала, формулируется выводы и рекомендации, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения истории .музыкального воспитания в регионе.
Проведанное исследование позволяет сделать следующие выводы: '
1. В дореволюционный период, непосредственно примыкающий
к исследованному десятилетию, под влиянием музыкгльно-просвети-тсльских процессов, организационно-методической деятельности певческих курсов А.Д.Городцова и частной инициативы на Урале наметилась тенденция к расширении числа учебных заведений о организованной музыкальной работой, сформировался собственный музыкально-педагогический корпуо. Практика музыкальной работы с детьми, имевшая разный уровень постановки » начальной и оредней школе, опиралась главным образом на хоровое пение о использованием духовной и светской русской хоровой музыки.
2. Общее ооотояниа сферы музыкального воспитания на Урале в 2О--0 годы в целом характеризовалось незначительным раопрост-ранением музыкально-воспитательной работы в школах.Свертывание практической реализации широких аланов музыкального просвещения в страна, повлекшее за собой кадровые, материальное и финансо- ' вые проблемы, проявилось на Урале а оужеши базы музыкального воспитания, которая в 191 '>-1^21 годах била представлена значи-
тельной сеть» вневкольных музыкальных заведений, а в последующем - только небольшой частые общеобразовательных школ,в основном опытно-показательными и школами Л-й ступени.
3. Произошедшие в 20-е годы изменения в организации музыкально-педагогического образования на Урале (прекра1де:.ле деятельности певческих курсов, звтянувшаяся реорганизация Свердловского музыкального техникума) лишили общеобразовательные иколи региона систематического притока профессиональных кадров, Основную массу школьных учителей музыки в 20-е годы составляли представители дореволюционного учительства, продолжавшие в овоей деятельности музыкальнолросветигельзкие традиции.
Практика нузыквльного воспитания школ и внзшкольных заведений Урале 20-х годов характеризовалась вариативностью . осуществления музыкильной работы. В программно-методических разработках и практической деятельности учителей-музыкантов сочетались.дореволюционные традиции о поисками новых путей в организации музыкального воспитания,включавшими такиз виды работы, как слушание музыки, ритмика, игры и др. В учебном репертуаре сохранялась народная и классическая хоровая музыка.
5. Усилиями школьных коллективов Уральской областной опытной станции и отдельных школ региона в 20-е годи создавались условия для удовлетворения потребностей школьников в занятиях искусством, в том число музыкой,во внеурочное время,ведись поиоки средств для повышения уровня внеклассной музыкаль-н Я работы. Вместе с тем, обедй уровень постановки этой работы в массовой школе снизился в связи с материальными трудностями, острой нехваткой кадров, постепенно возрастающей идеологизацией всей окольной жизни и вытеснением художественно ценного классического музыкального репертуара.
. б. Музыкально-педагогическое наследие Урала 20-х годов включает идеи и практический ог.ит, не утратившие своей актуальности и обладающие творчеоки-конструкгивным потенциалом. Их учет и использование в современных условиях имеет важное значение для определения перспектив развития всей системы музыкального воспитания и иузыкально-педагогичеикого образования в регионе .совершенствования содержания,форм и методов музыкпльно-воогштогельной работы в различных детсних учреждениях.а также
повышения эффективности подготовки и переподготовки кадров учителе й-музыкантов.
3 перспективе представляются возможными разработки следующих направлений исследования исторического прошлого музыкального воспитания в регионе¡влияние центров русской музыкальной культуры на ро,?Елтие на Урале музыкального просвещения и образования; музыкально-просветительская деятельность скдтеринэургского оперного театр?, в разные периоды его существования; развитие детской музыкальной самодеятельности на Урале; уральская гериодическая почать о проблемах детского музыкального воспитания; музыкальное воспитание на Урале в предвоенные и послевоенные годы.
Основные положения диссертации изложены в следующих опубликованных работах автора:
1. Прошлое музыкального воспитания Урала. Музыка и пение в екатеринбургских гимназиях // Художественная культура и гуманизация школы: Тезисы дои. и сообц. науч.-ггракт. конф. / ОблИУТ. Екатеринбург, 1991. С.16-17.
2. Разработка проблем музыкально-эстетического воспитания на Ураяьской областной опытной станции в 20-е гг. // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб.науч.тр. / Свердл.гос. под.ин-т. Свердловск, 1991. С.117-123.
3. Журнал "Просвещение на Урале" о музыкальном воспитании в школе // Профессиональная направленность специальной подготовки учителя музыки: Сб. науч.тр. / Свзрдл. гос. пед. кн-т. Свердловск, 1991. Деп. в ШИ ПВИ 24.12.1991, № ЭЮ/91.
Из прошлого музыкельного воспитания в Екатеринбурге / СблйУУ. Екатеринбург, 1992. М с.
5. Основы музыкальной педагогшш: Рабочая программа педагогического училища / Урал. гос. под.ин-т; Каменск-Уральск, пед.училище. Каменск-Уральский, 1992. 19 с. (в соавторстве).
6. Хрестоматия по музыкальной педагогике / Урал. гос. пед. ин-т; Каменск-Уральск, гвд.училище. Каненск-УральокиЛ, Т9?2.7б с. (в соавторства).
7. Роль историко-педагогических знаний з прсузссиональнсЛ подготовке учителя музыки // Повышение эффективности .годготоьш учителя музыки: Сб.науч.тр./ Урал.гос. гед.ин-т. Екатеринбург, 1993. Де г. в НИИ ¡ТВШ 63/93 деп. от 16.С».93.
/л'.-, /СГЬ / Лл-¿К/. Ч