Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Горбенко, Сергей Семенович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киев
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Горбенко, Сергей Семенович, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА. I. ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОГО. И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА.

§1. Сущность единства нравственного и эстетического воспитания.

§2. Взаимодействие учебной и внеклассной работы -важнейший фактор процесса нравственно-эстетического воспитания младших подростков.

§3. Народное художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания

ГЛАВА П. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

§1. Народное песенное творчество в учебном процессе советской школы и его воспитательные возможности

§2. Характеристика уровня нравственно-эстетической воспитанности младших подростков.

§3. Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся младшего подросткового возраста

Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)"

В условиях совершенствования развитого социализма все более возрастает роль воспитательной работы. "От успехов идеологической, политико-воспитательной работы, - говорится в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", - все больше зависит ход экономического, соци-ально-полйтического и культурного развития страны." .

Основоположники марксизма-ленинизма видели коммунистический идеал человека во всестороннем и гармоническом развитии личности.

К.Маркс отмечал, что сущность человека "есть совокупность всех о общественных отношений" . С учетом этого методологического положения А.С.Макаренко указывал, что "человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым Q он подвергается" . Любое средство, любой вид воспитания приведет к эффективным, желаемым результатам только в процессе тесного взаимодействия всех составных частей коммунистического воспитания.

В стране сложилась общегосударственная система коммунистического воспитания,- которая охватывает интеллектуальное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения. Выдвинутая ХХУ съездом KIICC идея комплексного подхода к постановке всего дела воспитания получила дальнейшее развитие в материалах ХХУ1 съезда партии. Съезд обратил внимание на

1 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. - М.; 1979, с. 6.

2 Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3.

3 Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания /тезисы/. Избр, педаг. соч. в 2-х т. - М.: 1977, т. 1, с. 258. необходимость в воспитательной работе учета жизненных условий, которые значительно изменились за последнее время, указал на возросшую активность пропагандистских средств классового противника, усиление его попыток оказать разлагающее воздействие на созт нание советских людей . В связи с этим комплексный подход к воспитанию школьников предполагает связь учебной, внеклассной и внешкольной работы.

С новой силой эта линия партии проявились в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где поставлена задача "разработать рекомендации по комплексному подхода к воспитательной работе в учебных заведениях, цредусматри-вающие координацию усилий по всем направлениям коммунистического воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эс 2 тетического, физического" . Все это свидетельствует о повышении роли и ответственности школы за воспитание подрастающего поколения, а взаимодействие различных сторон коммунистического воспитания становится одной из важнейших проблем педагогической теории и практики.

В комплексе всех видов воспитания особое место сегодня занимает нравственное и эстетическое. Современный уровень развития нашего общества поднялся на такую ступень нравственной зрелости, когда моральные нормы оправдывают и выполняют свое назначение только во взаимодействии с эстетическими началами. В то же время функции эстетического воспитания членов общества не проявляются с достаточной-эффективностью без органической связи с усвоением моральных норм развитого социализма.

Значение эстетического воспитания в нравственном совершенст

1 Материалы ХШ съезда КПСС. - М.: 1981, с. 75.

2 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб.док. и матер. - M.s 1984, с. 45. вовании личности школьника возрастает по мере роста требований времени, когда проблемы духовного развития каждого человека стали предметом государственной заботы, а нравственно-эстетическое воспитание, осуществляемое в едином комплексе с идейно-политическим и трудовым, входит, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, в число самых актуальных задач, стоящих перед советским народом.

Основы нравственного и эстетического воспитания в их взаимосвязи были заложены выдающимися советскими педагогами П.П.Блон-ским, Н.К.Крупской, А,В.Луначарским, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, В.Н.Шацкой. Они последовательно подчеркивали огромную роль эстетического начала в нравственном развитии школьников.

За последнее время проведена значительная исследовательская работа по проблеме единства нравственного и эстетического как в философском /В.Ф.Асмус, А.И.Буров, М.С.Каган, В.И.Толстых/, так и в педагогическом плане /Н.И.Болдырев, Д.И.Водзинский, Н.К.Гончаров, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, А.О.Пинт, В.А.Сухомяинский/.

Обращает на себя внимание появление ряда диссертационных работ, статей, брошюр, посвященных нравственно-эстетическому воспитанию /В.И.Асмолова, Х.Х.Габраль, В.К.Григорова, А.С.Каргин, А.И.Луговский, РД.Любимая, Л.Ф.Федорова, Н.С.Эйхе и Н.П.Соколова и др./. Их авторы рассматривают теоретические основы взаимосвязи двух видов воспитания, указывают на то, что эти вопросы решались и могли решаться только в зависимости от тех исторических возможностей (экономических, социальных, культурных и т.д.), которые создавала эпоха, что наиболее гармоничное сочетание и единство нравственного и эстетического в практике воспитания возможно только в условиях коммунистического общества и т.п.

Однако в имеющихся работах не до конца раскрыты вопросы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства, представляющие как теоретический, так и практический интерес, далеко не исчерпаны и их возможности. Особенно актуальной эта проблема становится сейчас ввиду все большего проникновения буржуазной художественной культуры в нашу страну и ее влияния на отдельные группы советских людей, особенно молодежь. Эта культура, рассчитанная на внеэмоциональное ее восприятие, не несет в себе ни подлинно моральных, ни эстетических ценностей, порождает подражание зарубежной моде, музыке, поведению, несовместимое с идеалами коммунистического общества.

В связи с этим педагогическая практика выдвигает много новых общих и частных сторон проблемы, в том числе воспитание средствами искусства, художественные образы которого всегда содержат нравственный элемент. Поэтому любое высокохудожественное произведение представляет собой нерасторжимое единство двух начал - эстетического и нравственного. "А где, как не в школе, - говорится в материалах июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС, - может человек получить начала эстетического воспитания-, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству?"1. Именно искусство воздействует через эмоциональный и чувственный мир человека на формирование его нравственных качеств. А воспитание чувств, "влияние нравственное, - отмечал выдающийся отечественный педагог

К.Д.Ушинский, - составляет главную задачу воспитания, гораздо боо лее важную, чем развитие ума вообще" .

Моральный кодекс строителя комгдунизма предусматривает у будущих граждан наличие прежде всего таких нравственных черт, как

1 Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.; 1983, с. 18.

2 Ушияский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. - Собр. соч. в 7-и т. - М.; I.: 1948, т. 2, с. 431. гуманность, трудолюбие, доброта, внимание к людям, любовь к Родине, родногду краю, природе* Даже при первом знакомстве с данными категориями становится ясным, что качества эти - главным образом чувства, А потоку в нравственно-эстетическом воспитании искусство имеет непреходящее значение. Особое место занимает здесь народное художественное творчество.

В современных условиях советская педагогика следуя марксистско-ленинским принципам и являясь качественно новым этапом в развитии педагогической теории, критически использует все ценное из наследия прошлого. Произведения многовекового художественного творчества, сохраняющие в себе воспитательные идеи и возможности, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса советской школы. Поиск новых путей и форм работы, использование лучших образцов народного творчества в привитии нашим школьникам гражданских и человеческих качеств является важной воспитательной задачей.

К.Маркс и Ф.Энгельс видели в народном искусстве, в чистоте его красок, не замутненных наслоениями классовых предрассудков, основу для развития искусства коммунистического будещего. Не случайно в Программе КПСС подчеркивается необходимость поддерживать прогрессивные традиции каждого народа, делая их достоянием всех I советских людей" .

Во все времена народное искусство привлекало к себе прежде всего этическими и эстетическими ценностями. Однако, как показали наши наблюдения, анализ школьных программ и учебников знакомство с психолого-педагогической и искусствоведческой литературой, вопросы воспитания учащихся средствами народного художественного творчества не заняли в школьной практике надлежащего места. Поэто'

I Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: 1977, с. 115. щ они до сих пор не подучили эффективного решения. Достаточно сказать, что эта проблема частично разработана всего в нескольких диссертационных исследованиями, освещающих народные традиции в воспитании школьников Киргизии /Ж.Бешимов/, Узбекистана Д'1.А. Муратова/, Грузии /Ж.Г.Коидзе/, Чечено-Ингушской автономной области /Н.Б.Еитиева/. В некоторых работах рассматриваются цроблемы использования народного творчества в эстетическом воспитании школьников /Ф.Г.Никитина, В.Д.Халилов, Р.Н.Хакимов, А.И.Косарева, В.И.Юцевич/, в нравственном воспитании /О.М.Валяева/, в развитии творческих способностей учащихся /Д.М.Скильский/. Отдельные работы посвящены формированию интереса к народной музыке у подростков /Л.Бабенко, А.Г.Болгарский/, изучению народного творчества как средства воспитания эстетической культуры учащихся /Т.Т.Тур-сунов/, советского патриотизма и социалистического интернационализма /В.В.Ткач/.

Проблема нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества изучена слабо и не нашла достаточного научного освещения в педагогической литературе. В исследованиях мало внимания уделяется вопросу взаимосвязи двух сторон воспитания особенно в процессе взаимодействия учебной и внеклассной работы. В практической деятельности школ не единичны случаи, когда система работы ориентирована на усвоение учащимися знаний норм морали без учета чувственной сферы, а многие учителя вообще не придают должного значения воспитательным возможностям народного творчества.

В современных условиях, в период острой идеологической борьбы, от исхода которой во многом зависит будущее человечества, партия ставит задачу повысить бдительность не только в политической, но и в духовной сфере. Поэтому предстоящей реформой школы предусматривается улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Надо "поставить надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции- подчеркивается в основных направлениях реформы*". Б этой связи приобщение учащихся к народному художественно^ творчеству приобретает все более актуальное значение.

Буржуазная пропаганда делает все, чтобы отделить нравственные принципы от эстетических идеалов народа и тем самым принизить общественные функции искусства, в том числе и народного. Она делает особую ставку на одурманивание, политическую неискушенность в первую очередь молодежи, используя музыку, кино, изобразительное искусство для достижения этой цели.

Как свидетельствует конкретно-социологическое исследование, проведенное Институтом художественного воспитания АНН СССР, большинству подростков характерно увлечение современной легкой щзя-кой ярко выраженного развлекательного характера. Используя это увлечение и интерес, буржуазные идеологи с помощью средств массовой информации пытаются пропагандировать "массовую культуру", формировать у подростков и молодежи стран социализма низкий художественный вкус, идеологическую и эстетическую неразборчивость. Определенным заслоном на пути к подобной цропаганде могут стать произведения народного творчества в том случае, если мы шире, разнообразнее и эффективнее будем использовать их в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Фольклорные произведения могут оказать значительное воздействие на формирование социально важных качеств подрастающего поколения.

Социальная значимость проблемы, ее актуальность и недостаточная разработанность обусловили выбор следующей теш исследования: "Нравственно-эстетическое воспитание младших подростков

I 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы, с. 49. средствами народного художественного творчества (в условиях учебной и внеклассной работы)".

Объектом исследования является процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся младшего подросткового возраста, а его предметом - педагогические условия повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами народного художественного творчества во взаимосвязи учебной и внеклассной работы. Цель исследования состояла в разработке такой системы изучения произведений народного художественного творчества, которая отвечала бы требованиям дальнейшего повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания учащихся-подростков.

В основу исследования была положена следующая г и п о т е-з а: если активизировать интерес учащихся младшего подросткового возраста к произведениям народного художественного творчества и добиться эмоционального восприятия и переживания ими эстетического объекта, то это будет способствовать повышению эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

- выявить сущность нравственно-эстетического воспитания;

- раскрыть воспитательные возможности произведений народного художественного творчества и активизировать у учащихся-подростков интерес к их изучению;

- разработать критерии оценки уровней нравственно-эстетической воспитанности учащихся;

- определить формы и методы повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания средствами народного песенного творчества в учебной и внеклассной работе и экспериментально проверить целесообразность их применения.

Методологической основой исследования являются марксистско-ленинское учение о цели и задачах коммунистического воспитания, ленинская теория отражения. В исследовании мы руководствовались также решениями ХХУ1 съезда КПСС, материалами июньского Д983 г./, апрельского Д984 г./ Пленумов ЦК КПСС, Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, с учетом теоретического наследия выдающихся отечественных педагогов К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Задачи исследования потребовали изучения и анализа программ, методических и учебных пособий по русской, украинской литературе и цузыке в общеобразовательной школе для учебной и внеклассной воспитательной работы; философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и литературоведческой литературы по вопросам воспитания, восприятия произведений народного творчества и художественной образности.

В своем исследовании автор опирался на результаты изучения данной проблемы в имеющейся литературе. При этом использовались традиционные методы, модифицированные в соответствии с особенностями объекта и предмета исследования: целенацравленное наблюдение в ходе предварительных занятий и формирующего эксперимента, анализ устной и письменной интерпретации произведений народного творчества, разные виды диагностированных заданий на всех этапах исследования, методы опроса, сравнения, убеждения, а также индукции и дедукции, процессы абстрагирования и конкретизации. В зависимости от конкретной задачи на каждом этапе работы применялись и соответствующие методы, взаямодополняющие .друг друга и взаимосвязанные между собой.

- 12

При снятии срезов и определении уровней воспитанности использовались методы анкетирования, анализа письменных работ учащихся, рейтинга и самооценки, позволившие устанавливать появление признаков и тенденций формирующихся качеств личности подростков. Важное место в исследовании занял метод обобщения независимых характеристик. Его сущность заключалась в обобщении сведений об учащихся, полученных учителягли-предметниками, классными руководителями, товарищами школьников, родителями.

Особое внимание при определении уровня воспитанности было уделено методу рейтинга - оценке деятельности учащихся компетентными судьями, экспертами. Этот метод, предоставляя возможность подключить к анализу и оценке воспитанности школьников педагогов, родителей, предъявляет определенные требования к подбору экспертов. Это прежде всего компетентность, объективность, аналитичность и широта мышления, креативность (способность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе и др. При подборе экспертов мы стремились выдержать этот разнообразный круг требований.

Проведенный наш педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, как один из главных методов исследования, представлял собой целенаправленный процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся при знакомстве с произведениями народного песенного творчества.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов и проводилась последовательно в период с 1977 по 1984 годы в школах Ж 38 , 79, 178 , 229 г.Киева, 58 г.Одессы, В 16 г.Каменец-Подольский Хмельницкой области, Вишневских школах Ш I, 2, 3, Боярских №№ 1,3, Киево-Святошинского района Киевской области, Драбовской, Стеблевской средних школах Корсунь-Шевченковского района, Христиновской СШ № 2 Черкасской области. В эксперименте приняло участие - 1728 учащихся младшего подросткового возраста.

На первом этапе исследования /1977-1979 гг./ изучался массовый опыт школ по нравственно-эстетическому воспитанию школьников средствами народного творчества, литературные источники, освещавшие данную проблему, накапливался материал для констатации, выдвигались предположительные рабочие гипотезы, составлялся первоначальный план и программа исследования, определялись его цели и задачи.

На втором этапе /1979-1981 гг./ выявлялись особенности восприятия фольклорных произведений, разрабатывались критерии нравственное стетической воспитанности учащихся, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе /1981-1984 гг./ решались задачи, связанные с организацией и проведением формирующего эксперимента, анализировались и оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии и обосновании на основе комплексного подхода, предполагающего не только взаимосвязь двух сторон воспитания, но и взаимодействие учебной и внеклассной работы, воспитательных возможностей народного художественного творчества и, в частности, песенного творчества русского и украинского народов, в соответствии с современными условиями его бытования; выработке критериев нравственное стетическ ой воспитанности учащихся младшего подросткового возраста.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы нравственно-эстетического воспитания средствами народного песенного творчества во взаимосвязи учебной и внеклассной работы и возможности ее непосредственного применения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы учителями музыки, литературы, организаторами внеклассной работы, воспитателями. Предложенная автором и экспериментально проверенная научно-педагогическая организация нравственно-эстетического воспитания при изучении произведений народного песенного творчества способствует повышению эффективности воспитательного процесса, определению конкретных путей учета и поэтапного роста уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся.

Предметом защиты является разработанная наш система нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества, которая состоит в обосновании следующих основных положений: эффективность нравственно-эстетического воспитания подростков средствами народного творчества обусловлена степенью заинтересованности и увлечения этими произведениями, понимания их нравственно-эстетического смысла, поэтапностью в изучении и эмоционально-образным восприятием; успешное и целенаправленное формирование нравственно-эстетических качеств подростков требует вычленения нравственного и эстетического содержания произведений народного художественного творчества, развития у учащихся оценочных суждений, хорошо организованной взаимосвязи учебной и внеклассной работы; для активизации процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся подросткового возраста необходимо использование дополнительных средств как в учебной, так и во внеклассной работе, способствующих расширению ассоциативного фонда и развитию интереса учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, результатами опытно-экспериментальной работы в ряде городов и районов УССР и ее длительностью /1977-1984 гг./; изменением отношения учащихся-подростков к произведениям народного художественного творчества, к занятиям во внеурочное время, к учебе, труду, црироде, взаимоотношениям между людьми, улучшением дисциплинированности, повышением уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся; сочетанием количественного и качественного анализов полученных данных исследования.

Результаты исследования апробировались в ходе практической работы учителей общеобразовательных школ гг. Киева, Одессы; Киевской, Черкасской и Хмельницкой областей, в процессе выступлений автора с сообщениями и докладами на научных конференциях кафедр КЕПИ игл. А.М.Горького в 1980-1984 годах, юбилейной научной конференции молодых ученых и аспирантов КШИ им. А.М.Горького, посвященной 1500-летию г.Киевэ./1982 г./, в лекциях для учителей и воспитателей общеобразовательных школ.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование сознательного строителя нового общества на современном этапе приобретает особую актуальность и значимость. В условиях обострения идеологической борьбы наука о воспитании, формировании идейно направленной личности, преданной делу коммунизма, становится в один ряд с науками, решающими важнейшие задачи научно-технической революции.- В этой связи Коммунистической партией и Советским правительством намечен курс на комплексный подход к воспитанию, сердцевиной которого является взаимосвязь нравственного, трудового, идейно-политического и эстетического воспитания. В нашем исследовании рассмотрен один из аспектов такой взаимосвязи - нравственно-эстетический. Избрав в качестве средства воспитания народное художественное творчество, мы руководствовались положениями К.Маркса, Ф;Энгельса, В.И.Ленина, которые видели прежде всего в народном искусстве, в чистоте его красок, не замутненных наслоениями классовых предрасудков, основу для духовного развития человека коммунистического общества, большую воспитательную ценность. А это значит, что творчество народа является самым совершенным, наиболее пригодным для воспитания искусством. Именно "в творчестве истинно-народном, - по словам А.М.Горького, - эстетика - учение о красоте всегда тесно связана с этикой - учением о добре"*.

Наше исследование показало, что целенаправленная и систематическая работа над произведениями народного творчества дает возможность осуществления нравственного и эстетического воспитания в их взаимосвязи. Особенности произведений народного творчества, их образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответст

I Горький A.M. Баллада о Робин 1Уде.-В кн.: Несобранные литературно-критические статьи. -М.: 1941, с, 305. вуют психологическим возможностям восприятия детей. К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, глубоко понимавшие природу детей, считали, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки, которыми полны народные произведения.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Народное художественное творчество является важным источником и средством нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Восприятие и переживание учащимися в процессе изучения произведений народного творчества эстетических объектов формируют у них высокохудожественный вкус, воспитывают любовь к Родине, к труду и людям труда, к природе и другие нравственные и эстетические чувства.

2. Необходимым условием нравственно-эстетического воспитания средствами народного художественного творчества является правильный отбор его произведений, отвечающих познавательным возможностям младших подростков и целям их воспитания.

3. Эксперимент показал, что успех воспитания зависит от того, в какой степени обеспечиваются необходимая направленность и единство учебной и внеклассной работы с учащимися, призванных способствовать росту уровня их нравственно-эстетической воспитанности.

4. Эффективность нравственно-эстетического воспитания младших подростков возрастает, если найдены пути сочетания учебной и внеклассной работы. Их единство достигается в том случае, если каждая из этих сторон учебно-воспитательного процесса способствует росту уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся. При этом важно, чтобы и учебная и внеклассная работы носили целенаправленный, последовательный и систематический характер с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших подростков.

5. Особо важное значение для достижения воспитательной цели имеет формирование у учащихся умений эмоционально-образного восприятия и оценки произведений народного художественного творчества, осознание их нравственно-эстетического смысла. Этот вывод водтверждает результаты эксперимента, посвященного использованию народной песни, как средства нравственно-эстетического воспитания учащихся.

6. Одним из ведущих условий повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания младших подростков средствами народного песенного творчества является последовательно-поэтапное его изучение. Такими этапами были: первичное восприятие, "детальное видение" и целостное осознание эстетического объекта. На каждом этапе последовательно вводились такие новые элементы как сопоставление различных (традиционных и современных) исполнительских вариантов народной песни, коллективное обсуждение нравственного и эстетического смысла изучаемой песни, идентификация с ее образами. Это повышало у учащихся интерес к народному песенному творчеству и помогало им глубоко осмыслить его воспитательное значение.

7. Результаты осуществленного исследования позволяют утверждать, что предлагаемая система работы над произведениями народного песенного творчества значительно повышает уровень нравственно-эстетической воспитанности учащихся-подростков, прививает любовь и интерес к народной песне, воспитывает художественный вкус и умение разбираться в сложных явлениях современного музыкального искусства.

8. В соответствии с уровнями воспитанности (оптимальный, удовлетворительный, поверхностный), а также формами взаимосвязи нравственного и эстетического развития учащихся (00, ОУ, УО, ОП, УУ, ПО, УП, ПУ, ПП) в процессе исследования были определены три

• 164 зоны нравственно-эстетической воспитанности учащихся-подростков. Выделение этих зон, по нашему мнению, имеет теоретическое и практическое значение. Оно позволяет сделать процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами народного художественного творчества более осознанным и управляемым.

9. Исследование подтвердило вццвинутую гипотезу и дает предпосылки к практическим рекомендациям, заключающимся в необходимости: а) специальной подготовки учителей и выработки умения находить пути и формы взаимосвязи учебной и внеклассной работы при изучении произведений народного творчества; установления оптимального объема привлекаемых дополнительных знаний, навыков, умений. Этот вопрос должен стать предметом обучения студентов в вузах, на курсах переподготовки и повышения квалификации учителей; б) педагогической цропаганды и работы с родителями, направленной на то, чтобы убедить их в нужности и полезности внеклассной работы, расширении и углублении проявляющихся у ребят способностей, обеспечении благоприятных условий для развития детских интересов и увлечений, а также более полной реализации воспитывающей функции народного искусства; в) издания учебно-методического пособия по изучению народного художественного творчества, в котором бы анализировалось образное содержание произведений с дидактической и воспитательной направленностью; г) составления и выпуска в помощь учителям хрестоматии педагогического народно-песенного репертуара для учащихся 4-7 классов с учетом его нравственно-эстетического содержания; д) создания репертуарного сборника обработок народных песен для школьных вокально-инструментальных ансамблей; е) выпуска граммпластинок с записями народных песен, рассчитанных на учащихся среднего школьного возраста, в исполнении наших лучших вокально-инструментальных ансамблей, известных певцов и хоровых коллективов; ж) более широкого использования учителями в практической работе технических средств обучения с целью накопления учебного материала для сопоставления произведений народного творчества в различных интерпретациях и воспитания подростков его средствами как в учебной, так и во внеклассной работе.