Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Полякова, Нина Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Саратов
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Полякова, Нина Александровна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

1.1. Сущностные характеристики нравственно-эстетического воспитания в условиях культурно-эстетической среды учреждений дополнительного образования.

1.2. Обоснование и разработка технологии нравственно-эстетического воспитания средствами музыки.

Выводы по первой главе

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

2.1. Поисково-констатирующий этап эксперимента и его результаты

2.2. Формирующий этап эксперимента и анализ его результатов.

2.3. Обобщающий этап эксперимента.

Выводы по второй главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки"

Актуальность исследования. Преодоление острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества. Их развитие оказывается все более связанным с формированием человека как высоконравственной духовной личности. Именно искусство и метод художественного познания обладают огромным потенциалом гуманитарного и нравственного воздействия, обеспечивая главнейшее условие развития личности - единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер психики. Все это обусловило возникновение важной задачи-воспитание нравственно-эстетически развитой личности ребенка. Ее важность объясняется несколькими факторами: сложностью современной социально-экономической ситуации в нашей стране, переходом от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной.

Все выше сказанное определяет актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей, в котором большую роль играет музыка, обладающая ярко выраженным эмоциональным, психофизиологическим характером воздействия. Она создает и "предлагает" своеобразные модели эмоционально-чувственного отношения к окружающему, обогащая духовный опыт и способность к переживанию, становится все более значительным компонентом духовной жизни человека.

Значительными возможностями в решении образовательных и воспитательных задач обладает система дополнительного образования, направленная на обогащение и углубление содержания основного общего образования. Это связано с повышением уровня творческой активности учащихся за пределами школы, что позволяет отнести деятельность учреждений дополнительного образования к наиболее перспективным в плане творческого и нравственно-эстетического воспитания личности ребенка(В.А.Горский, А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов).

В последние годы много внимания уделяется проблеме создания новых технологий, в которых предполагается приоритет личностного начала: воспитание учащегося с развитым мировоззрением, системой ценностей, нравственно-эстетической культурой, высоким уровнем интеллекта, личности, способной к творческому самосовершенствованию.

Вопросы изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка освещаются в работах М.А.Верба, К.В.Гавриловец, И.И.Казимирской, Б.Т.Лихачева, А.Ж.Овчинниковой, Л.И.Рувинского, И.Ф.Свадковского, Н.Е.Щурковой и других.

Искусству как средству гармонического духовного развития человека придавалось огромное значение в трудах A.B.Бакушинского, ГШ.Блонского, Н.К.Крупской, A.B.Луначарского,Л.Н.Толстого.

В современных исследованиях раскрывается влияние комплекса искусств на формирование духовной культуры личности (В.В.Ванслов, Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский), на формирование целостной картины мира и способности целостного восприятия явлений искусства (Л.В.Горюнова, Н.А.Терентьева, Н.П.Шишлянникова), на развитие творческих способностей ребенка и формирование личностной эстетической позиции (Г.Н.Кудина, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская), на развитие эстетического сознания и формирования опыта чувств (Т.Н.Иванова, Е.П.Крупник, О.В.Непершина, В.Г. Ражников, Е.М.Торшилова.), на формирование эстетического вкуса (О.И.Ворожейкина, Б.И.Ивасив).

Проблема музыки и духовного творчества освещалась в работах Б.В.Асафьева, Э.К.Розенова, А.И.Швейцера, А.Шнитке. Эмоциональное воздействие музыки на человека освещается в работах М.А.Смирнова, И.А.Герасимовой, Психологическое воздействие искусства музыки на человека исследуется в трудах Л.С.Выготского, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина.

Воздействие музыки на нравственно-эстетическое воспитание ребенка опирается на достижения теории и практики эстетического воспитания (Ю.Б.Алиев, М.С.Каган, Е.В.Квятковский, В.И.Лейбсон, Б.Т. .Лихачев), основывается на глубоком переосмыслении идей Л.С.Выготского, Д.С.Лихачева, В.В.Соловьева, П.А.Флоренского (сохранение культурной среды, формирование широкого гуманитарного мышления, аксиологическая ценность искусства, его значимость для человечества и индивидуума).

Различные аспекты рассматриваемой проблемы занимают важное место в диссертационных исследованиях Л.В.Гориной, Дорониной О.М., Елисеевой А.В., Фадеевой М.А. и других.

Таким образом, в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки. К числу проблем, не нашедших решения в практике воспитания, относится отсутствие исследований, подробно рассматривающих процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музыки в учреждениях дополнительного образования.

В процессе исследования нами выявлены противоречия между:

• потребностями общества в воспитании нравственно-эстетической личности ребенка и недостаточным уровнем воспитанности большой части современных учащихся;

• необходимостью более глубокого и всестороннего изучения проблемы нравственно-эстетического воспитания и недооценкой ее в практике школьного и дополнительного обучения, воспитания;

• потребностью в технологии нравственно-эстетического воспитания и отсутствием таковой в практике.

Вышеизложенные нерешенные проблемы и их недостаточная теоретическая и практическая изученность определили выбор темы данного диссертационного исследования "Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки"(на материале учреждения дополнительного образования). Данная работа является составной частью комплексного исследования психолого-педагогической проблемы "Развитие творческих способностей учащихся и студентов: психолого-педагогические аспекты, опыт обучающих экспериментов" кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании, разработке и опытно-экспериментальной проверке технологии, направленной на повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности учащихся средствами музыки.

Гипотеза исследования - состоит в предположении, что процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музыки будет эффективным, если:

• изучены особенности и возможности использования музыки в нравственно-эстетическом воспитании учащихся, определены приоритетные направления реализации его средствами музыкального искусства;

• смоделированы основные действия учащихся в контексте педагогических процессов и ситуаций на основе актуализации личного опыта учащихся и предоставления реальных возможностей интеллектуального и художественного самовыражения;

• проанализирована специфика учреждений дополнительного образования и выявлены условия, обеспечивающие нравственно-эстетическое воспитание;

• разработана и внедрена технология нравственно-эстетического воспитания средствами музыки;

• разработаны уровни нравственно-эстетической воспитанности, а также критериально-диагностический инструментарий их определения;

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

• обобщить основные положения области научных разработок теории нравственно-эстетического воспитания личности с целью их применения в исследовании;

• раскрыть специфику и условия психолого-педагогического процесса нравственно-эстетического воспитания средствами музыки в единстве с возрастными и психологическими особенностями развития детей в условиях системы дополнительного образования;

• обосновать и разработать компоненты технологии, обеспечивающие единство нравственно-эстетического и музыкального воспитания ;

• разработать критериально-диагностический аппарат определения уровней нравственно-эстетической воспитанности и методику его применения.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

• диалектико-материалистическое положение о единстве, взаимодействии всех сторон духовной жизни развивающейся личности (Л.С.Выготский, Л.Г.Вяткин, В.В.Давыдов, A.B.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

• философско-социологические идеи о культуре, имеющие личностный и деятельностный аспекты (А.Я.Зись, М.С.Каган, Н.Б.Крылова, А.А.Радугин, и другие);

• концепия целостного подхода к воспитанию (Б.Г.Ананьев, В.А.Бакушинский, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Е.В.Квятковский, А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, Г.К.Паринова, Л.И.Рувинский, В.А.Сухомлинский.);

• теоретико-методологические основы музыкального воспитания (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, И.Э.Рахимбаева).

• концептуальные положения развития личности в системе внешкольного дополнительного образования(А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов, М.Б.Коваль)

• разработки в области педагогических технологий (В.Г.Беспалько, Б.Т.Лихачев, Т.К.Селевко и др.)

Решение поставленных задач обусловило выбор методов научной работы. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, монографических, материалов, учебно-методической документации, сравнение, обобщение, моделирование. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, диагностические (опрос, анкетирование, интервьюирование, беседа), анализ деятельности учащихся, метод педагогического эксперимента. Для обработки данных использовались количественные и качественные методики, методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования: Центр детского творчества Ленинского района города Саратова.

Диссертационное исследование осуществлялось в три периода с 19962001 г.г.:

В первом периоде (1996-1997 г.г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования; определялись методологические подходы к исследованию, изучалось состояние проблемы в теории и практике среднего и дополнительного образования, накапливался эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования, проводился констатирующий эксперимент.

Во втором периоде(1997-2000г) внедрена и апробирована технология нравственно-эстетического воспитания средствами музыки, обработаны и обобщены её результаты, завершено научное обоснование положений диссертации.

В третьем периоде (2000-2001г.) шла доработка результатов обобщающего эксперимента, корректирование экспериментальной программы и технологии, продолжалось внедрение результатов исследования в практику, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, культурологической литературы поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами музыки в условиях системы дополнительного образования.

2. Обогащен понятийно-категориальный аппарат по данной проблеме введением авторского определения интегративного понятия "нравственно-эстетического воспитания средствами музыки" и уточнения понятия "музыкальная деятельность".

3. Определена сущность понятия социокультурная среда, проанализированы особенности социокультурной ситуации, влияющие на процесс нравственно-эстетического воспитания.

4. Выявлена специфика учреждения дополнительного образования и определены благоприятные условия для нравственно-эстетического и музыкального воспитания.

5. Научно обоснована и разработана технология нравственно-эстетического воспитания средствами музыки, предполагающая поэтапное включение в перцептивно-аналитический, авторский, исполнительский виды музыкальной и коррекционной деятельности.

6.Разработан критериальный аппарат и диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень нравственно-эстетической воспитанности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• внедрена в практику технология нравственно-эстетического воспитания средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования;

• составлен комплекс критериально-диагностических методик по определению уровня нравственно-эстетической воспитанности, даны рекомендации по их применению;

• разработана и внедрена авторская программа музыкальной студии;

• составлены методические рекомендации педагогам дополнительного образования по специфике работы с учащимися музыкальной студии;

• результаты предлагаемого исследования имеют практическую значимость при составлении учебно-воспитательных программ, планов, методических пособий, рекомендаций для учителей музыки.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечена последовательной и логически непротиворечивой реализаций методологической основы исследования на всех этапах; применением совокупности методов исследования, адекватных целям и задачам эксперимента репрезентативностью методик, широким использованием результатов исследования в учебно-воспитательном процессе ЦДТ Ленинского района г. Саратова, математической обработкой материалов, личным участием диссертанта в разработке и осуществлении эксперимента на всех его этапах.

На защиту выносятся: и

1. Понятийно-категориальное обеспечение проблемы нравственно-эстетического воспитания личности учащегося средствами музыки, включающее в себя научное обоснование следующих понятий: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки применительно к специфике учреждений дополнительного образования.

2. Технология нравственно-эстетического воспитания средствами музыки учащихся студии на уроках и внеклассных занятиях, отражающая личностный и деятельностный аспекты.

3. Научно-методический инструментарий, включающий комплекс методических материалов, обеспечивающий определенный уровень

1 нравственно-эстетической воспитанности на различных этапах развития : личности.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в музыкальной студии Центра детского творчества Ленинского района г. Саратова, где автор работает педагогом дополнительного образования.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, научно-практических конференциях СГУ (2001г.). Выводы исследования используются в организации учебно-воспитательного процесса Центра детского творчества Ленинского района, Дома детского творчества Волжского района, "Русской классической гимназии", МОУ "Средней школы"№84 г. Саратова.

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в пяти публикациях автора.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы нашей работы не претендуют на исчерпывающее решение проблемы нравственно-эстетического воспитания средствами музыки, напротив, они показали необходимость дальнейшего научного поиска. Мы рассматриваем как перспективные и важные следующие направления:

1. Поиск специфических методов, способов, приемов воспитания, которые смогут обеспечить более высокий уровень нравственно-эстетической воспитанности учащихся.

2. Дальнейший поиск перспективных направлений и форм нравственно-эстетического воспитания в системе учреждений дополнительного образования.

Заключение

Обращение к проблеме нравственно-эстетического воспитания является актуальным в условиях перехода к культуроориентированной гуманистической парадигме, с одной стороны, и снижением общего уровня нравственно-эстетической воспитанности, с другой.

Изучение литературы показало, что в последнее время возрос интерес к проблеме нравственно-эстетического воспитания учащихся. Учеными, философами, педагогами изучаются аспекты нравственного и эстетического в общей системе человеческих ценностей.

Мы не ставили своей целью дать окончательные ответы на вопросы разработки единственно верного пути формирования и воспитания нравственно-эстетической личности ребенка средствами музыки, но попытались определить психолого-педагогические условия, способствующие успешному её решению.

Результаты проведенного исследования заключаются в следующем:

1. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки рассматривается как сложный социокультурно обусловленный интегративный процесс целенаправленного взаимодействия, с одной стороны, воспитателей и воспитанников, с другой стороны, - воспитанников с музыкой, который на основе формирования и развития в подрастающем человеке способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни, способствует активному творчеству ребенка и формированию у него потребности в совершенствовании окружающего мира с учетом гуманистических идеалов, непреходящих общечеловеческих ценностей и норм нравственного поведения.

2. Нравственно-эстетическое воспитание средствами музыки эффективно осуществляется как целостный педагогический процесс, организованный педагогом, в условиях благоприятной социокультурной среды учреждения дополнительного образования, позволяющего создать широкое нравственно-эстетическое пространство, охватывающее семью, школу, микрорайон, и предполагающего за ребенком право выбора и освоения дополнительных программ и услуг с учетом единства возрастных и психологических ииндивидуально-личностных особенностей. Этот процесс осуществляется в ходе включения учащихся студии во все виды музыкально-творческой деятельности с применением как коллективных, групповых, так и индивидуальных форм обучения с целью присвоения нравственно-эстетического содержания музыкального искусства и раскрытия механизма трансформирования явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.

3. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждений дополнительного образования наиболее успешно осуществляется в рамках студии и с применением специально разработанной и апробированной технологии. Проведенная с помощью комплекса критериально-диагностических методик экспериментальная проверка подтвердила ее эффективность и практическую применимость.

4. Качественные показатели, то есть уровни нравственно-эстетической воспитанности, находятся в прямой зависимости от сформированности выделенных нами критериев. Разработанный аппарат критериально-диагностических методик позволил продиагностировать и определить их. Уровень нравственно-эстетической воспитанности учащихся, достигших высшего "творческого" уровня, отличается ярко выраженной эмоциональностью в отношении к музыке, миру, творческим характером эстетического восприятия, следовании в жизни нравственно-эстетическим принципам, ответственностью за свои поступки, соотнесенностью субъективно-личностных избирательных норм с общественно-значимыми.Они активные участники всех дел и мероприятий, включены во все виды музыкальной деятельности, стремятся творчески самовыразиться.

5. Условием успешности эксперимента стала специально организованная психолого-педагогическая среда с развивающими нравственно-эстетическими ситуациями, положительным мотивационным фоном, с ситуациями "успеха", высоким уровнем общей и профессиональной культуры учителя.

Таким образом, результаты свидетельствуют о повышении уровня нравственно-эстетической воспитанности средствами музыки в экспериментальной группе-1, где была внедрена технология, что и является подтверждением основных положений гипотезы нашего исследования. Достоверность полученных данных подтверждена математической обработкой экспериментальных данных.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Полякова, Нина Александровна, Саратов

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.- 112 с.

2. Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С 134-143.

3. Алиев Ю Б. Дидактические аспекты художественного образования // Современная дидактика: теория практика / Под ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева. - М., 1994. - С. 231-249.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от дет./сада к начальной школе) Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998. - 352 с.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта.-М.: 2000.-336 с.

6. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвещение, 1968. -334 с.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980.

8. Антипина Л.А. Программа "Искусство в познании мира". Образовательная программа по эстетическому воспитанию детей. М., 2000., № З.с.5-98.

9. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. -М.,1983.-233с.

10. Априорная дидактика воспитания личности по стержневой истине. Кн. 1- Спб.Малая Академия искусств, 1994. 134 с.

11. Апресян Г. 3. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М.: 1981.-95с.

12. Арчажникова JI.Г. Творческая деятельность учителя музыки// Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов Вып.4- Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1999.-С. 3-8.

13. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1977. - 254с.

14. Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Советская педагогика, 1988 №2. - С. 43-44.

15. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351с.

16. Басина Н.Э., Суслова O.A. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М. : Изд. ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.- 144 с.

17. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. Н.Ф.Смирнова. М.: Педагогика. 1982. - 287с.

18. Бенкс Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения/ Пенка Жирякова. Внешкольные учреждения: компонент культурной среды школы/ Новые ценности образования, -М.,1996. №4 - 185 е., №5 - 145 с.

19. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества., М., 1989. 807 с.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М. :Педагогика, 1989. 192 с.

21. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.1 / Под ред. A.B. Петровского: Педагогика, 1979.-304 с.

22. Бруднов А.К.От внешкольной работы к дополнительному образованию//Внешкольник. 1996. - №1. С. 2 - 5.

23. Борев Ю.Б. Эстетика 4-е изд., доп. -М., 1988. - 496 с.

24. Борисенков В.Б. и Фохт-Бабушкин Ю.У. Острова надежды //Педагогика, 1999 . №5. - С. 17-19.25,26.