автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства
- Автор научной работы
- Котельникова, Наталия Михайловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Курск
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства"
На травахрукописи
Котельннкова Наталия Михаиловна
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ П ВИДА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд идата педагогических наук
Курск-2004
Работа выполнена в Курском государственном университете
Научный руководитель - доктор педагогических паук, профессор
Дашков Александр Григорьевич
Официальные опполепты: доктор философских наук, профессор
Разумный Владимир Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент Ялпаева Надежда Валерьяновна
Ведущая организация - Московский педагогический
государственный университет
Защита состоится « 23 » декабря 2004 г. в 17 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.01 в Курском государственном университете по адресу: 30500, г. Курск, ул. Радищева, 33
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33
Автореферат разослан «_»_2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Подымова Л.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспита-1 ния учащейся молодежи остается одной из ведущих н одновременно слож-
I ных в современной теории и практике образования. Сложность превраще-
| ния требований морали в личностные мотивы поведения, в навыки мо-
ральных поступков учащихся во многом обусловлена неблагополучным состоянием духовно-нравственной атмосферы в обществе - сужением сферы позитивных общественно важных жизненных ориентиров и возраста* | нием значимости сугубо личностных ценностей; перерождением потреби-
1 тельской психологии в потребительскую идеологию; культом денег, пи-
тающим самые отвратительные проявления аморализма; размыванием в сознании людей "простых" норм нравственности, таких, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность и других. Это небла-* гополучие проникает в семейную и ученическую среду, что диктует необ-
ходимость углубленной разработки теоретических и методических основ I воспитания нравственной культуры, адекватных современным условиям
v жизнедеятельности общества и личности.
В педагогически целесообразном процессе нравственного воспета! ния, организованном как включение детей в эмоционально-ценностные отношения к людям, к себе, к деятельности, происходит возвышение и обла-I гораживание интересов, мотивов, потребностей и чувств личности; развитие эмоционально-волевой сферы ребенка как основы его нравственных j поступков; формирование нравственных представлений и нравственного сознания воспитанника; становление способности к рефлексии, обеспечивающей понимание себя в качестве носителя нравственности и дальнейшее | ■ нравственное самосовершенствование личности; накопление и обогащение ' опыта поведения как осуществления нравственного выбора, отвечающего нормам морали (К, А. Абульханова-Славская, О.С. Богданова, Л.И. Божо-j вич, З.Й. Васильева, Л.С.Выготский, И.СМарьенко, В.А Сухомлинский,
Особенности, а также осложнения процесса нравственного воспитания и его результатов могут вызываться социально-средовыми и индивидуально-типологическими факторами. К последним относятся состояние соматического и психического здоровья детей, устойчивость их нервной системы, нарушения сенсорики, коммуникативного поведения, познавательной деятельности воспитанников. Ограниченные возможности и особые потребности детей предопределяют их избирательную отзывчивость на внешние, в том числе педагогические, влияния; различия в субъектной активности, в способности включаться в социальные взаимодействия и структуры; могут препятствовать решительным действиям и проявлению стойкости в реализации нравственных намерений (Л.М. Архангельский, Н.В. Жданов, AT. Ковалев, А.Ф. Лазурский и др.).
■ i'eff.'i .iii
Особенности психического развития учащихся с сенсорной депри-вацией предопределяют своеобразие их социального восприятия и познания, самостоятельного анализа н обобщения поведенческих действий. В работах P.M. Боскис, Т.А. Власовой, А.П. Гозовой, АЛЯ. Дьячкова, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой ММ. Нудельмапа, В. Петшака, ФА Pay, EX. Речицкой, Т.В. Розановой, Е.А. Сошиной, В.П. Тимохина, Е. Levine, К. Meadow, Н. Myklebust показано, что дети с ограниченными слуховыми возможностями в значительной степени исключены из процесса общения со сверстниками и взрослыми и вследствие этого - из сфер восприятия идей и абстрактных понятий; трансформации н глубинной переработан взглядов, оценок, отношений; совместной деятельности с другими на основе отношений взаимопомощи, сотрудничества и сотворчества. Поэтому слабослышащие учащиеся испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в уяснении их смысла и ценностных оснований, в становлении оценки и самооценки социально значимых черт личности. У детей с нарушениями слуха, составляющих контингент учащихся специальных (коррекционних) общеобразовательных учреждений В вида, в.сравненил с нормально слышащими сверстниками нравственные знания более элементарны, а морально-этический словарь крайне ограничен, недостаточно развита эмоциональная сфера личности, ослаблена способность к волевой саморегуляции, чаще встречаются импульсивность поведения и поведенческие отклонения.
В качестве средств совершенствования нравственного воспитания слабослышащих учащихся чаще всего рассматриваются игра, труд, занятия творческого характера, клубно-профильная деятельность воспитанников (Н.Г. Аристова, Т. Вейс, М.Я. Козлов, Е.М. Мастюкова и др.). Однако при этом недостаточное внимание уделяется изучению и реализации возможностей искусства (в том числе изобразительного и театрального) в нравственном воспитании детей с нарушениями слуха.
Вместе с тем, опираясь на идеи ряда философов, психологов и педагогов (В.Ф. Асмус, Л.С. Выготский, В,П. Зинченко, К. Изард, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, А.В. Репринцев, А.В, Толстых, Н.К. Шабанов и др.), можно полагать, что именно средствами искусства, обладающего различными коммуникативными возможностями, слабослышащих детей можно познакомить с жизненным опытом, который невозможно передать с помощью одного только языка; оптимизировать эмоциональный тон мировосприятия ребенка; укрепить в его сознании и опыте связи между восприятием и оценкой каких-либо событий, поступков, отношений; помочь найти необходимые средства для самовыражения. Однако в педагогической науке проблема научно-методического обеспечения нравственного воспитания учащихся с ограниченными слуховыми возможностями средствами искусства практически не исследована.
Недостаточная разработанность обозначенной проблемы и высокая степень ее актуальности дня педагогической практики определили тему вашего исследования: "Нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства". - .
Цель исследования - определение педагогических условий успешности нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха средствами искусства. ,
Объектом исследования выступает воспитательная работа с учащимися 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната П вида, а его предметом - процесс нравственного воспитания школьников с ограниченными слуховыми возможностями средствами изобразительного и театрального искусства.
Гипотеза исследования. Нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха средствами изобразительного и театрального искусства осуществляется успешно, если соблюдаются следующие условия;
- целенаправленно реализуются нравственно-воспитательные возмож-ч ности этих ввдов искусства, способствующие развитию нравственных
чувств, взглядов, суждений, оценок и отношений ребенка;
- разработана и осуществляется модель нравственного воспитания учащихся средствами искусства, в которую входят задачи, принципы, содержание, методы и организационные формы воспитательной работы;
- определены и применяются критерии и показатели, свидетельствующие о динамике нравственной воспитанности детей.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования.
1. Выявить возможности изобразительного и театрального искусства { для нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха.
2. Разработать модель нравственного воспитания слабослышащих школьников средствами искусства.
3. Определить критерии, показатели и уровни нравственной воспитанности учащихся.
4. Разработать методические рекомендации по нравственному воспитанию учащихся с ограниченными слуховыми возможностями.
Методологическую основу исследования составляют: важнейшие * социально-философские положения о сущности морали, нравственной
1 культуры человека и общества, этических знаний (В .И. Бакиггановский,
I АЛ. Гусейнов, ОХ. Дробвицкий, ЮЗ. Согомонов, А.И. Титаренко,
1о А. Швейцер), о человеке как социокультурном существе, познающем и
I преобразующем мир и самого себя по законам красоты (Н.А. Бердяев,
В Л, Зинчснко, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В. А. Разумный, СЛ. Рубинштейн); системный, культурологический, антропологический, субъектный и лич-ностно-деятельностаый подходы к пониманию закономерностей развития
и воспитания личности (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин,
A.Н. Леонтьев, Л Л Новикова, К.Д. Ушинский); основополагающие идеи психологии и педагогики обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Мещеряков); идеи о единстве развитая, социализации, воспитания и самовоспитания личности в процессе становления ее нравственной культуры (О.С. Богданова, Е.В. Бовдаревская, Л.И. Божович, И.С. Марьенко,
B.А. Сухомлинский).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась совокупность следующих методов: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, социологической, психолого-педагогической литературы; теоретический синтез; моделирование; диагностические методы (анкетирование, беседа, включенное наблюдение, анализ результатов творческой деятельности учащихся, тестирование, взаимо- и самооценка); опытно-экспериментальная работа.
База исследования. Исследование проводилось на базе Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната П вида. В исследовании участвовало 80 учащихся 5-9 классов, 9 педагогов и воспитателей.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2000-2001 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, осмысление теоретико-методологических подходов к разработке проблемы, определение научного аппарата, проектирование модели нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха средствами искусства.
Второй этап (2001-2003 гг.) - разработка критериев, показателей, уровней нравственной воспитанности учащихся, апробация диагностических методов, проведение констатирующего эксперимента. Опытно-экспериментальная работа по проверке и уточнению теоретической модели нравственного воспитания школьников средствами театрального и изобразительного искусства.
Третий этап (2003-2004 гг.) - обработка и осмысление данных, полученных в ходе опытно-экспериметальной работы, обобщение результатов исследования, формирование основных теоретических выводов и методических рекомендаций, оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту
• Нравственно-воспитательный потенциал изобразительного и театрального искусства заключается в возможностях обогащения эмоционально-чувственной сферы личности ребенка с нарушениями слуха, его опыта понимания людей и сопереживания им; умений воспринимать нравствен-
ное содержание художественных образов н ситуаций, перевоплощаться и включаться в ситуации нравственного выбора, адекватно оценивать душевные качества другого человека.
• Модель нравственного воспитания слабослышащих учащихся средствами искусства включает в себя:
- задачи нравственного воспитания (развитие нравственных чувств, нравственного сознания, опыта нравственного поведения);
- принципы (учет»индивидуально-личностных особенностей воспи-танни-ков с опорой на положительные личностные качества и интересы детей в области художественно-эстетической деятельности; создание и реализация ситуаций успеха; предоставление учащимся возможности выбора предпочтительного вида деятельности; вариативность методов и форм организации занятий детей театральным и изобразительным искусством как в образовательном учреждении, так и в учреждениях культуры и дополнительного образования детей; открытость эмоциональных переживаний детей и педагогов; культивирование атмосферы доброжелательности, эмпатийного взаимопонимания, защищенности личности ребенка);
- содержание деятельности (включение детей в созерцательную и художественно-творческую деятельность в области изобразительного и театрального искусства);
- методы и организационные формы (беседа, упражнения (интонационно-мимические, образно-пластические), игра, составление рассказа-описания и др.).
• Успешность осуществления модели нравственного воспитания учащихся с ограниченными слуховыми возможностями может быть выявлена с помощью следующих критериев: сформированное мотивационно-потребностных основ нравственности ребенка; осознанность им моральных понятий, правил и норм; устойчивость умений и привычек нравственного поведения учащегося. Эти критерии и соответствующие им показатели позволяют определить актуальный уровень нравственной воспитанности ребенка (потенциально-нравственный, репродуктивный, субъектно-деятельностный) и внести коррективы в работу по реализации модели нравственного воспитания учащихся средствами искусства.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- раскрыты воспитательные возможности изобразительного и театрального искусства для нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха (обогащение эмоционально-чувственной сферы личности, опыта понимания людей и сопереживания им, умений адекватно оценивать душевные качества другого человека, включаться в моделирование и разрешение ситуаций нравственного выбора);
- разработана модель нравственного воспитания слабослышащих учащихся средствами искусства, включающая задачи, принципы, содержание, методы и формы организации воспитательной деятельности;
- определены критерии, показатели и уровни нравственной воспитанности учащихся, позволяющие выявлять динамику результатов нравственного воспитания школьников с ограниченными слуховыми возможностями средствами искусства.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что были определены научно-методолопиеские основания для выделения нравственного воспитания средствами искусства как особого направления воспитательной работы с учащимися специального (коррекци-онного) общеобразовательного учреждения П вида. Представленные в работе теоретические и методические основы моделирования и осуществления процесса нравственного воспитания учащихся посредством изобразительного и театрального искусства дополняют теорию нравственного воспитания учащейся молодежи,
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты способствуют реальному повышению результативности работы по нравственному воспитанию как учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений П вида, так и учащихся массовой общеобразовательной школы. Прошедшие опытно-экспериметальную проверку методические материалы и рекомендации, программы занятий в картинной галерее, кукольном театре Дворца пионеров используются в процессе воспитания учащихся Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната П вида. Материалы диссертации могут использоваться в деятельности работников системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются логичностью и непротиворечивостью его исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам; тщательным анализом хода и результатов длительной опытно-экспериментальной работы и доказательностью сделанных на ее основе выводов; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы и ее переноса в новые педагогические условия.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования излагались в ходе работы культурно-антропологических школ молодых ученых (г. Курск, 2002, 2003 гг.). Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного университета, на педагогических конференциях и советах Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната Д вида (2001-2003 гг.), на семинарах педагогов специальных общеобразовательных учреждений г. Курска в области (2002-2004 гг.). Материалы исследования используются в практической работе учителей и воспитателей Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Е вида.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений. ,
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются цель, объект, предмет, гипотеза, методологические основы и методы исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту, а также научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе "Теоретико-методологические основы исследования проблемы нравственного воспитания учащихся специального (коррек-ционного) общеобразовательного учреждения П вида средствами искусства" рассматриваются сущность, задачи и средства нравственного воспитания личности; особенности нравственного воспитания школьников с недостатками слуха; анализируется роль изобразительного и театрального искусства в нравственном воспитании слабослышащих детей; определяются критерии, показатели и уровни нравственной воспитанности учащихся.
Во второй главе "Экспериментальное исследование возможностей театрального и изобразительного искусства в нравственном воспитании учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Н вида средствами искусства" характеризуются данные, раскрывающие исходный уровень нравственной воспитанности слабослышащих учащихся; описываются модель, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по оптимизации нравственного воспитания учащихся средствами искусства; рассматривается и анализируется динамика уровня нравственной воспитанности учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщаются результаты исследования и определяются направления дальнейшей работы над проблемой.
Библиографический список содержит 206 наименований работ, используемых при проведении исследования.
В приложениях содержатся некоторые материалы опытно-экспериментальной работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Теоретический анализ проблемы позволяет утверждать, что специфичность процесса нравственного воспитания заключается в его двусто-ронности, непрерывности, в единстве педагогических влияний на личность
школьника. Перечисленные особенности предполагают осуществление системного, культурологического, антропологического, субъектного и личностно-деятельно стного подходов в ходе нравственного воспитания, что представляется необходимым вследствие как длительного генезиса понятия, так и современной гуманистической парадигмы воспитания, в основе которой лежат переориентация субъект-объектного отношения к научению, "трансляции" готовых знаний на педагогические отношения взаимодействия, сотрудничества, обеспечивающие активное внутреннее стремление индивида к нравственному совершенствованию.
На основе изучения и анализа разных подходов к проблеме нравственного воспитания личности можно выделить основополагающие позиции:
1) на нравственное воспитание ребенка оказывают безусловное влияние наследственно-биологические предпосылки;
2) на развитие тех или иных природных задатков влияет воздействие среды;
3) залог успешности нравственного воспитания - в оптимальном соотношении и взаимодействии субъективных факторов и объективных условий (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, И.А. Каиров, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова).
Краткий историко-педагогический анализ позволяет понимать нравственное воспитание как процесс духовного восхождения индивида к высшим человеческим ценностям, выработки фундаментальных нравственных понятий, чувств, поведения личности, то есть способности индивида жить нравственно, согласно законам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о том, как надо жить, воплощаются в повседневных поступках и поведении.
Структура содержания нравственного воспитания представлено социально-этическим и психолого-педагогическим аспектами.
Под социально-этическим аспектом понимается совокупность важнейших видов деятельности и соответствующих требованиям морали отношений. Исходным является положение о том, что нравственность проявляется в доведении (деятельности) и отношениях, придающих этой деятельности ту или иную моральную окраску.
Таким образом, с социально-этической точки зрения содержание нравственного воспитания включает в себя средства вовлечения учащихся в различные виды деятельности, формирующие моральные отношения.
Психолого-педагогический аспект содержания нравственного воспитания предполагает формирование устойчивых умений, навыков нравственного поведения и нравственной деятельности и включает в себя развитие у учащихся нравственного сознания, вооружение их знаниями сущности, норм и правил поведения (когнитивная сфера); выработку нравствен-
ных чувств, закрепление устойчивых нравственных привычек (эмоционально-волевая сфера).
Школьник, исследованием особенностей нравственного воспитания которого мы занимаемся, имеет нарушения слуха. Его слуховой анализатор плохо воспринимает и обрабатывает звуковые раздражения, ребенок искаженно слышит речь окружающих, а поэтому звуковые раздражения слабо трансформируются в коре головного мозга.
Недостатки слуха представляют собой сложное патологическое состояние, которое нарушает нормальный процесс развития ребенка в условиях социальной среды. Нарушение речевой взаимосвязи слабослышащего ребенка с окружающей его социальной средой оказывает такое влияние на его развитие, что он выделяется из среды нормально развивающихся, слышащих и говорящих детей. Нарушение слухового анализатора вносит глубокие изменения в развитие слабослышащего школьника в связи с тем, что аналогическое восприятие окружающей действительности обедняется.
Важная роль в нравственном воспитании учеников со слуховой де-привацией принадлежит искусству. Произведения изобразительного и театрального искусства содержат сведения об окружающем мире, выраженные в образной форме и преломленные через творческое "Л" автора, воздействуют на чувственную сферу слабослышащего учащегося, расширяют его жизненный кругозор, активизируют нравственный потенциал.
Изобразительное, театральное искусство в педагогическом процессе представлено как средство познания мира и как особый вид художественной деятельности. На практике искусство, способное исподволь, ненавязчиво передать опыт восприятия и моделирования мира по законам добра и 1фасоты, является мощным фактором воспитания творческой активности учащихся, одним из универсальных средств развития и воспитания нравственной личности.
Целый ряд исследователей (М.М. Бахтин, И.Ф, Бучило, Л.С. Выготский, Л.С. Гостдинер, Л.А. Закс, В.А. Малахов, В.Д. Остром?нский, Б.М. Теплов и др.) содержательной основой и целью изобразительного, театрального искусства определяют художественно-образное воплощение высших нравственных ценностей. Изобразительное, театральное искусство - уникальный по широте, синтетичности, всечеловеческой значимости и проникновенности "генератор" и "ретранслятор" нравственно-ценностной информации, организованной в мир художественных образов. Искусство есть живая система деятельности по созданию и освоению художественных ценностей.
Успешность применения изобразительного, театрального искусства в формировании нравственного воспитания слабослышащих школьников может быть выявлена с помощью следующих критериев и показателей:
1) мотивационно-потребностный критерий - желание приходить на помощь, в т.ч. защищать слабых; стремление к выполнению обещаний; отзывчивость по отношению к нуждам и проблемам товарищей;
2) критерий осознанности - осознание нравственных понятий и представлений, моральных правил н норм; способность заметить и выразить нравственный аспект каких-либо социальных явлений и др.;
3) поведенческий критерий - способность принимать нравственные решения в ситуации свободного нравственного выбора, соответствие поступка нравственным нормам и правилам; устойчивость умений и привычек нравственного поведения учащихся.
Анализ нравственного воспитания слабослышащих воспитанников средствами искусства с точки зрения этих критериев позволил нам выделить три уровня его становления.
Потенциально-нравственный уровень - явление довольно распро-стра-ненное и объясняется недостатками и просчетами в организации нравственного воспитания как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Совершение слабослышащими школьниками отдельных негативных и аморальных действий и поступков свидетельствует зачастую не столько о низкой нравственной воспитанности их личности в целом, сколько о не-сформированности у них того или иного нравственного качества или же его отдельных структурно-содержательных психологических компонентов. Этот уровень характеризуется слабым проявлением положительного, но еще неустойчивого опыта нравственного поведения; наблюдаются срывы; поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями; саморегуляция и самоорганизация ситуативны. В отношении соответствия поведения показателям нравственной воспитанности отмечается проявление менее половины признаков от общего числа, раскрывающих показатель. Для данной группы слабослышащих учащихся характерна описательность и перечисление фрагментов объекта, явления в ответах, случайность наблюдений, неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь и сформулировать свое отношение к действительности. Этот уровень характеризуется наивно-реалистическим восприятием искусства, простой констатацией виденного, отсутствием индивидуального отношения к произведениям искусства; воображение в данном случае задействовано слабо.
Что касается поведения и деятельности слабослышащих школьников, имеющих репродуктивный уровень нравственной воспитанности личности, то одни из них мотуг демонстрировать нравственно безукоризненное поведение не в силу хорошей воспитанности, а силу каких-то узколичностных потребностей и мотивов; другие проявляют "поведенческий дуализм1'; третьи из-за недостатка нравственных знаний и неосознанности их значимости, а также неустойчивости нравственных умений, навыков и привычек могут нарушать отдельные правила и нормы поведения, подда-
ваться отрицательному влиянию сверстников и более старших ребят. Данный уровень констатируется при наличии половины или более половины признаков соответствующего показателя. В отношении к культуре и искусству эту часть слабослышащих школьников отличает стремление не только и не столько описывать события, сколько рассуждать по их поводу, анализировать их; творчество их более интеллектуально, осмысленно, но рефлексирование неизбежно ущемляет непосредственность восприятия и поведения.
Субъеклно-деятельностный уровень нравственной воспитанности характеризуется наличием в моральной структуре личное™ ученика с нарушениями слуха всех нравственно-психологических компонентов и довольно высокой степенью их интеграции. Поведение и деятельность таких слабослышащих учащихся регулируются совокупностью имеющихся нравственных качеств и устойчивых нравственных привычек, сформированных на основе доминирующих нравственных потребностей и здоровых мотивов, а также прочно усвоенной и осознанной системой этических знаний. Данный уровень характеризует проявление всех признаков, свойственных показателям нравственной воспитанности. В плане приобщенности к культуре и искусству можно говорить о личностном отношении, характеризующемся целостностью восприятия искусства и окружающей действительности, которое сопровождается эмоциями; способностью чувствовать природу искусства, умением найти адекватную форму для выражения своего оригинального отношения к действительности.
С целью проверки заявленных в гипотезе исследования условий нами была сконструирована экспериментальная модель нравственного воспитания учащихся с ограниченными возможностями средствами изобразительного и театрального искусства, которая представляет собой единство ее основных структурных блоков - диагноешко-коррекционного; содержательного и цро-цесссуального.
Диагностико-коррекционный блок предполагал диагностику исходного уровня нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха. Он предусматривал анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, интервью, анкетирования с использованием средств математической обработки данных, доработку и корректировку программы опытно-экспериментальной работы.
Содержательный блок модели предусматривал разработку содержания внеклассных и внешкольных занятий со слабослышащими школьниками отдельными видами искусства (изобразительное, театральное). При этом предполагалось включение детей как в созерцательную, так и в творческую художественную деятельность, что обеспечивалось совместной с детьми разработкой заданий, игровых сюжетов, театральных сценок.
Процессуальный блок представляет собой организационно-методическое обеспечение нравственного воспитания слабослышащих
учеников через формы организации занятий детей театральным и изобразительным искусством как в образовательном учреждении, так в в учреждениях культуры и дополнительного образования детей; вариативность методов нравственного воспитания учащихся с недостатками слуха (доступность для осознания слабослышащим школьником выполняемых заданий; заинтересованность слабослышащего ученика в выполнении заданий,' вызванная интересным содержанием данного задания; использование заданий, охватывающих все сферы нравственной воспитанности личности) и приемы регулирования отношений между участниками процесса (открытость эмоциональных переживаний детей и педагогов; культивирование атмосферы доброжелательности, эмпатийного взаимопонимания, защищенности личности ребенка).
В ходе опытно-экспериментальной работы с учащимися 5-9 классов Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната П вида осуществлялась апробация модели включения театрального, изобразительного искусства в процесс формирования нравственной воспитанности у слабослышащих школьников.
Целью работы по нравственному воспитанию учащихся с ограниченными слуховыми возможностями средствами искусства являлось стремление сформировать у слабослышащих учащихся основу для дальнейшего нравственного воспитания через понимание и принятие нравственных, общечеловеческих ценностей; развить потребность в реализации нравственных чувств при общении с окружающим миром; раскрыть перед слабослышащими школьниками нравственные аспекта взаимосвязи объектов и явлений окружающего мира, сформировать у них способность к установлению нравственных отношений с окружающим миром на основе эмоционального отклика на его явления и объекты, к достижению мира с самим собой и другими людьми, жизни в гармонии и единстве с собой, человечеством.
Внимание педагогов обращалось на то, чтобы способствовать пониманию и оцениванию себя и окружающего мира, корректировке образа "я"; научить слабослышащих детей корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; развить умения воспринимать нравственное содержание художественных образов и ситуаций, перевоплощаться и включаться в ситуацию нравственного выбора, адекватно оценивать душевные качества другого человека.
В нашем исследовании выверялась гипотеза о том, что целенаправленно реализующиеся нравственно-воспитательные возможности театрального и изобразительного искусства способствуют развитию нравственных чувств, взглядов, суждений, оценок и отношений учащихся с ограниченными возможностями слуха. Только личное, непосредственное вовлечение учащихся в практическую деятельность в гармоничном сочетании с развитием способности к художественному и эмоциональному вос-
приятию произведений искусства способствует глубокому проникновению в суть нравственных чувств, сознания, поведения. Отраженные и субъективированные реципиентом особенности человека и окружающего его мира, изображенного в театральном и изобразительном искусстве, складываются в эмоционально окрашенную систему знаний и представлений, приводят к существенным изменениям образа "Я", перестраивают смысловые образования личности и ее структурные компоненты, способствуют приобретению ею нового нравственного опыта.
На начало эксперимента только 8,9% школьников понимали, что нравственно, а что безнравственно, и могли раскрыть содержание определенного нравственного понятия, относясь, таким образом, к субьектно-деятельностному уровню. 43,6% учащихся не всегда верно определяли суть нравственных понятий (репродуктивный уровень) и 47,5% не могли правильно выразить, что обозначает какое-либо нравственное понятие или представление. Таким образом, около половины учеников относились к потенциально-нравственному уровню нравственной воспитанности.
Программа опытно-экспериментальной работы была направлена на повышение уровня нравственности; формирование навыков театрализованно-исполнительской деятельности; повышение уровня адекватности самооценки; снижение тревожности слабослышащего ребенка в окружающем мире, повышение чувства доверия к нему; создание эмоционально-положительного фона настроения.
Мы составили программу занятий в школе-интернате: на практические занятия в первый год обучения для школьников 5-9 классов отводилось 70 часов, на теоретические - 20. На втором году обучения практические занятия предусматривались в объеме 54 часов, теоретические - 15 часов.
Учащиеся посещали также концерты, театрализованные представления, выставки, просматривали слайд-программы, участвовали в мероприятиях, проводимых областной картинной галереей.
Заметим, что слайд-программы и экскурсии ставят своей целью ознакомить воспитанников с видами искусства и жанрами живописи, с определенными периодами в истории искусства, с жизнью и творчеством отдельных художников. Лекции ставят своей задачей дать школьникам также представление о многообразии и богатстве мировой культуры и искусства.
При проведении теоретических занятий, лекций и экскурсий учитываются специфические особенности слабослышащих учащихся.
Методика занятий в картинной галереи им. Дейнеки предполагает различные формы работы: рассказ экскурсовода, вопросы к группе, выполнение заданий, применение полученных знаний в новой ситуации.
Таким образом, нравственное воспитание личности средствами изобразительного искусства осуществляется по трем основным направле-
ниям - просвещение, демонстрации, практическая художественно-эстетическая деятельность. Первое включает в себя усвоение знаний о на-цравлениях, жанрах и формах изобразительного искусства, о творчестве величайших представлений живописи, скульптуры н архитектуры в ходе проведения лекций, бесед с показом цветных слайдов. Ведущие научные сотрудники рассказывают ребятам об основных направлениях и жанрах-искусства, дают углубленный анализ произведений. Сообщают сведения из биографии художника, характеризуют тематику его творчества, художественные средства и приемы. Демонстрация предполагает показ и восприятие произведений изобразительного искусства на выставках картинной галереи. Перед посещением выставок учащимся объясняют их цель, дают предварительные сведения о творчестве художников. После посещения галереи учащимся предоставляется возможность обдумать увиденное и закрепить материал в свободной беседе. Практическая работа осуществляется как привлечение учащихся к различным видам изобразительной деятельности - к занятиям живописью, лепкой, керамикой. Таким образом, систематические занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию у детей восприятия, образного мышления, творческих способностей, умений выражать свои впечатления и нравственные переживания, воспринимать красоту окружающего мира, вырабатывают трудолюбие.
В процессе шровой деятельности с театральной куклой слабослышащие школьники постигают азбуку нравственности, учатся заботиться об окружающих, проявлять нежность, ласку. Вызывая эстетические чувства и переживания, общение с куклой способствуют накоплению у детей личностного нравственного опыта.
Обобщенность и условность персонажей театра кукол, накладываясь на накопленный личностный нравственный опыт общения с куклой, не только не мешает, но и обостряет художественное восприятие спектакля. "Встреча" с куклами рождает у школьников с ограниченными возможностями слуха основу формирования нравственных представлений и чувств.
Формирование основ нравственности слабослышащего школьника в условиях экспериментальной работы осуществлялось также через организацию совместных игр, театрализацию, беседы, анализ произведений изобразительного искусства и иллюстраций, собственное художественное творчество учащихся как "художественную рефлексию" на отражение явлений окружающей действительности.
Так, раскрывая суть нравственных отношений на материалах, в содержании которых повествуется о поступках сверстников, мы применили игровой прием "вхождение в картину" и старались максимально приблизить слабослышащих школьников к нравственным ситуациям, выявляя их способность принимать решения в условиях свободного выбора, определяя соответствие поступка нравственному понятию и нравственному представлению.
Учащимся с ограниченными возможностями слуха давалось задание составить небольшой рассказ о себе, о своих поступках с помощью картинок. На обобщающих занятиях школьники делились с одноклассниками своими впечатлениями и переживаниями по поводу совершенных ими поступков, старались дать им оценку.
В целях развития нравственных чувств школьников мы использовали театрализацию, вхождение в образ. Выбирались фрагменты из знакомого учащимся произведения, где происходят важные события, ярко окрашенные эмоционально, и школьникам предлагалось поставить себя на место каких-либо героев, причем роли они выбирали себе сами. В начале работы воспитанникам было рекомендовано использование элементов костюма для вхождения в образ (косынку, шапочку, и пр.)* По мере того, как учащиеся полностью были захвачены игрой, необходимость в атрибутах отпадала. Описание своей роли начиналось так: "Я... (называется герой, роль которого ученик выполняет)", затем идет передача чувств через мимику, движение, характерные слова. Незаметно для себя воспитанники раскрывали свой характер, свои потаенные желания и чувства. Так, например, разные школьники, исполнявшие одну и ту же роль, высказывались совершенно по-разному.
После освоения игры-театрализации детям предлагалось обыгрывать все, что их окружает: игрушки, животных, предметы. В театрализирован-ных сценках разыгрывались также различные сюжеты с участием игрушек, животных и пр. В театрализованной игре "Передача чувств" учащиеся "по цепочке" передают определенное чувство, как хорошее, так и плохое, а затем делятся своими впечатлениями и наблюдениями.
Работа над созданием подобных образов активизирует проявление чувств, умственную деятельность, развивает абстрактное мышление, образное восприятие, нравственную сферу и стимулирует творческие способности воспитанников.
Весь процесс реализации модели по формированию основ нравственного воспитания учащегося специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения П вида отличался высокой активностью школьников во всех видах деятельности, предусмотренных в программном содержании и интересе к ним, ибо педагоги подготавливали и создавали ситуацию, когда слабослышащий ученик в своей деятельности добивался успеха. Однако создать такую ситуацию - очень непростая задача. Для того чтобы обеспечить ее, педагог должен организовать не любые из интересующих подростков виды деятельности, а только те, которые учащимся по силам. Ошибочно предлагать слабослышащим школьникам проблемы, трудные для их возраста, в надежде, что они, может быть случайно, найдут способ решения. Предлагать их нельзя, даже несмотря на то, что такие проблемы чаще всего бывают очень интересны и вызывают у подростков взрыв энтузиазма, повышают их работоспособность. Неудачи ослабляют
уверенность в своих силах, снижают активность в сфере соответствующей деятельности и в результате осложняют нравственное воспитание.
Из представленных в диссертационном исследовании результатов видно, что на начало эксперимента только 8,9% школьников понимали, что нравственно, а что безнравственно, н могли раскрыть содержание определенных нравственных понятий. 43,6% учащихся не всегда верно определяли суть нравственных понятий и около трети (47,5%) не могли правильно выразить, что обозначает какое-либо нравственное понятие или представление.
К концу эксперимента процент школьников с недостатками слуха, не понимающих содержания нравственных понятий и представлений, снизился до 32%, а процент учащихся с субъектно-деягельностным уровнем повысился до 15,4%. Это произошло в основном за счет повышения уровня учащихся с потенциально-нравственного до репродуктивного н репродуктивного до субъектно-деятельностного.
Сопоставление результатов позволяет утверждать, что в наибольшей степени зависимость нравственного воспитания школьников с ограниченными возможностями слуха от целенаправленного педагогического воздействия средствами искусства проявилась в показателях потенциально-нравственного уровня, где рост составил 15,5%.
Если говорить о динамике уровня нравственных чувств у слабослышащих школьников, то в начале первого года только 5,1 % слабослышащих школьников были способны выражать свои нравственные чувства, сопереживать окружающим и понимать их и более половины (51,3 %) были пассивны, менее других чувствительны к действиям, как своим, так и окружающих.
В процессе формирующего эксперимента, несмотря на то что некоторые ученики остались на прежнем уровне (хотя у них наблюдалась динамика внутри уровня), шел последовательный рост уровня нравственных чувств у большинства слабослышащих школьников с потенциально-нравственного до репродуктивного и субъектно-деятельностного, а также с репродуктивного до субъектно-деятельностного. Так к концу формирующего эксперимента уже 11,5% учеников были способны сопереживать окружающим и понимать их, больше половины (51,3%) правильно оценивают свои поступки, хотя и не до конца выражают свои чувства по отношению к действиям одноклассников; 37,2%, то есть 29 школьников из 78, оставались более других равнодушными к окружающим,
К концу второго года эксперимента поступки детей соответствуют полученным знаниям у 15 школьников, против 9 в конце первого года. Несмотря на то, что 24 слабослышащих воспитанника не смогли подняться даже до репродуктивного уровня, отчетливо прослеживается рост способности воспитанников с ограниченными возможностями слуха к самостоятельному принятию решения в ситуации свободного нравственного выбо-
ра. Ведь в конце первого года эксперимента число учеников с потенциально-нравственным уровнем составило 38, а в конце второго года - 24 воспитанника. Количество учащихся с репродуктивном уровнем увеличилось за один год на 8 школьников,
В ходе опытно-экспериментальной работа было установлено:
1) включение материалов театрального, изобразительного искусства в воспитательную работу со слабослышащими школьниками способствует оптимизации процесса нравственного воспитания;
2) совокупность применяемых средств работы с художественными произведениями - искусствоведческий рассказ, созерцание, беседа, использование художественных текстов, интонационно-мимические упражнения, составление рассказов-описаний, игровой прием "вхождения в картину", образно-пластические упражнения, игра, собственное художественное творчество, театрализация - является необходимой для реализации модели нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха с помощью изобразительного и театрального искусства;
3) процесс становления нравственности носит уровневый характер. Положительная динамика уровней нравственного воспитания слабослышащих детей подтвердила правомерность выдвинутых нами предположений об эффективности применения материалов театрального, изобразительного искусства в этом процессе.
В целом работа подтвердила наше предположение о том, что искусство обеспечивает слабослышащему школьнику становление его как субъекта познания других людей и самого себя, приводит к изменениям в его нравственном опыте и личностных особенностях. Отраженные, субъективированные реципиентом особенности человека и окружающего мира, изображенного в искусстве, складываются в нравственную систему знаний и представлений, приводят к существенным изменениям образа Я, перестраивают смысловые образования личности слабослышащего школьника и ее структурные компоненты, способствуют приобретению нового нравственного опыта. Результаты нравственного воспитания находят свое выражение в возникающих у личности мыслях, представлениях, чувствах и поступках, в оценках и самооценках,
В заключении отражены основные результаты диссертационной работы, позволяющие сделать следующие общие выводы.
Нравственно-воспитательный потенциал театрального и изобразительного искусства предоставляет учащимся с недостатками слуха возможности обогащения нравственных взглядов, чувств, суждений, оценок и отношений, различные возможности самовыражения, позволяет увидеть бесконечное разнообразие индивидуальностей, вместе с тем формирует представление о человеке в целом, выявляя такие его стороны, которые могут оставаться невидимыми, пока мы не увидим их отражения в художественном образе. Разностороннее и глубокое знание других людей активи-
зируст механизмы сравнения и идентификации, что, в свою очередь, способствует получению новых нравственных знаний, представлений, обогащению сферы чувств, в целом способствует созданию условий для развертывания процесса нравственного воспитания личности ученика с сенсорной депривацией.
Осуществлять нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Н вида средствами театрального и изобразительного искусства необходимо с опорой на модель нравственного воспитания данной категории учащихся, в которую входят соответствующие задачи, принципы, содержание, методы и организационные формы воспитательной работы.
Эффективность нравственного воспитания учащихся с сенсорной депривацией средствами театрального и изобразительного искусства может быть обеспечена при соблюдении следующих условий:
- целенаправленной реализации нравственно-воспитательных возможностей этих видов искусства, способствующих развитию нравственных чувств, взглядов, суждений, оценок и отношений ребенка;
- разработке и осуществлении модели нравственного воспитания учащихся средствами искусства, в которую входят задачи, принципы, содержание, метода и организационные формы воспитательной работы;
- определении и применении критериев и показателей, свидетельствующих о динамике нравственной воспитанности детей.
Разумеется, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы нравственного воспитания слабослышащих школьников средствами искусства, а представляет лишь один из вариантов ее решения. Предложенные материалы могут быть использованы в массовой практике школ-интернатов П вида.
В ходе работы над диссертацией обозначались проблемы, которые требуют специального углубленного изучения. Среди них наиболее актуальной является разработка теоретических и методических основ реализации дифференцированного и индивидуального подходов в процессе нравственного воспитания слабослышащих школьников средствами искусства.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора.
1. Емельянова Н.М. (Котелышкова НМ) Формирование самостоятельного творческого мышления неслышащих школьников через профессиональную и культурно-досуговую деятельность // Педагогический поиск. -Курск; Изд-во ООО "Учитель", 2003. - № 4. - С. 3-6 (0,25 п.л.).
2. Емельянова Н.М. (Котелышкова Н.М.) Трудности и возможности задержки нравственного воспитания учащихся н их преодоление // Педаго-
гический войск. - Курск: Изд-во ООО "Учитель", 2004. - № 1-2, - С. 3-7 (0,25 п.л.).
3. Котельникова Н.М. Педагогическая поддержка нравственного развития слабослышащих школьников средствами театрального искусства // Педагогическая поддержка развития личности ребенка в учреждениях дополнительного образования: Теория и опыт. - Курск: Изд-во Курского гос. унта, 2004. - С. 156-161 (0,3 п.л.).
4. Котельникова Н.М. Возможности театрального и изобразительного искусства в нравственном воспитании учащихся с нарушениями слуха / Отв. ред. А.Г. Пашков, - Курск: Изд-во ООО "Учитель", 2004. - 28 с. (1,4 п.л.).
5. Котельникова ШЛ. Театральное и изобразительное искусство в профессионально-личностном развитии слабослышащих учащихся // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов: Теория и опыт. -Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2004. - С. 79-81 (0,15 п.л.).
6. Котельникова Н.М. Формирование готовности педагогов к нравственному воспитанию слабослышащих школьников средствами искусства И Развивающее образование: Теория и практика подготовки специалиста'к реализации развивающих технологий общеобразовательной школы / Материалы Всерос. науч.-пракг. конф. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2004.-С. 34-37 (0,2 пл.).
Котельникова Наталия Михайловна
Нравственное воспитание учащихся специального (коррекщщнного) общеобразовательного учреждения П вида средствами искусства
Автореферат
Лицензия па издательскую деятельность ИД№0б248от 12.11.2001 г. Подписано в печать 19.11.04. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 100 экз. Заказ №
Йзд-во Курского государственного университета _305000, г. Курск, уя. Радищева, 33_
Отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ
РНБ Русский фонд
2007-4 16478
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Котельникова, Наталия Михайловна, 2004 год
Введение.стр.
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы нравственного воспитания учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства.стр.
1.1. Сущность, задачи и средства нравственного воспитания личности.стр.
1.2. Особенности нравственного воспитания школьников с ограниченными возможностями слуха.стр.
1.3. Роль театрального и изобразительного искусства в нравственном воспитании слабослышащих учащихся.стр.
1.4. Критерии, показатели и уровни нравственной воспитанности школьников.стр.
Выводы по главе I.стр.
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей театрального и изобразительного искусства в нравственном воспитании учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства.стр.
И. 1. Диагностика исходного уровня нравственной воспитанности учащихся.стр.
II.2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации нравственного воспитания школьников средствами искусства.стр.
II. 3. Динамика уровня нравственной воспитанности учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы.стр.
Выводы по главе II.стр.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства"
Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания учащейся молодежи остается одной из ведущих и одновременно сложных в современной теории и практике образования. Сложность превращения требований морали в личностные мотивы поведения, в навыки моральных поступков учащихся во многом обусловлена неблагополучным состоянием духовно-нравственной атмосферы в обществе - сужением сферы позитивных общественно важных жизненных ориентиров и возрастанием значимости сугубо личностных ценностей; перерождением потребительской психологии в потребительскую идеологию; культом денег, питающим самые отвратительные проявления аморализма; размыванием в сознании людей "простых" норм нравственности, таких, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность и других. Это неблагополучие проникает в семейную и ученическую среду, что диктует необходимость углубленной разработки теоретических и методических основ воспитания нравственной культуры, адекватных современным условиям жизнедеятельности общества и личности.
В педагогически целесообразном процессе нравственного воспитания, организованном как включение детей в эмоционально-ценностные отношения к людям, к себе, к деятельности, происходит возвышение и облагораживание интересов, мотивов, потребностей и чувств личности; развитие эмоционально-волевой сферы ребенка как основы его нравственных поступков; формирование нравственных представлений и нравственного сознания воспитанника; становление способности к рефлексии, обеспечивающей понимание себя в качестве носителя нравственности и дальнейшее нравственное самосовершенствование личности; накопление и обогащение опыта поведения как осуществления нравственного выбора, отвечающего нормам морали (К.А. Абульханова
Славская, О.С. Богданова, Л.И. Божович, З.И. Васильева, JI.C. Выготский, И.С. Марьенко, В.А Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.).
Особенности, а также осложнения процесса нравственного воспитания и его результатов могут вызываться социально-средовыми и индивидуально-типологическими факторами. К последним относятся состояние соматического и психического здоровья детей, устойчивость их нервной системы, нарушения сенсорики, коммуникативного поведения, познавательной деятельности воспитанников. Ограниченные возможности и особые потребности детей предопределяют их избирательную отзывчивость на внешние, в том числе педагогические, влияния; различия в субъектной активности, в способности включаться в социальные взаимодействия и структуры; могут препятствовать решительным действиям и проявлению стойкости в реализации нравственных намерений (JI.M. Архангельский, Н.В. Жданов, А.Г. Ковалев, А.Ф. Лазурский и др.). ф Особенности психического развития учащихся с сенсорной депривацией предопределяют своеобразие их социального восприятия и познания, самостоятельного анализа и обобщения поведенческих действий. В работах P.M. Боскис, Т.А. Власовой, А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, М.М. Нудельмана, В. Петшака, Ф.А. Pay, Е.Г. Речицкой, Т.В. Розановой, Е.А. Сошиной, В.П. Тимохина, Е. Levine, К. Meadow, Н. Myklebust показано, что дети с ограниченными слуховыми возможностями в значительной степени исключены из процесса общения со сверстниками и взрослыми и вследствие этого - из сфер восприятия идей и * абстрактных понятий; трансформации и глубинной переработки взглядов, оценок, отношений; совместной деятельности с другими на основе отношений взаимопомощи, сотрудничества и сотворчества. Поэтому слабослышащие учащиеся испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в уяснении их смысла и ценностных оснований, в становлении оценки и самооценки социально значимых черт ^ личности. У детей с нарушениями слуха, составляющих контингент учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида, в сравнении с нормально слышащими сверстниками нравственные знания более элементарны, а морально-этический словарь крайне ограничен, недостаточно развита эмоциональная сфера личности, ослаблена способность к волевой саморегуляции, чаще встречаются импульсивность поведения и поведенческие отклонения.
В качестве средств совершенствования нравственного воспитания слабослышащих учащихся чаще всего рассматриваются игра, труд, занятия творческого характера, клубно-профильная деятельность воспитанников (Н.Г. Аристова, Т. Вейс, М.Я. Козлов, Е.М. Мастюкова и др.). Однако при этом недостаточное внимание уделяется изучению и реализации возможностей искусства (в том числе изобразительного и театрального) в нравственном воспитании детей с нарушениями слуха.
Вместе с тем, опираясь на идеи ряда философов, психологов и педагогов (В.Ф. Асмус, JI.C. Выготский, В.П. Зинченко, К. Изард, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, A.B. Репринцев, A.B. Толстых, Н.К. Шабанов и др.), можно полагать, что именно средствами искусства, обладающего различными коммуникативными возможностями, слабослышащих детей можно познакомить с жизненным опытом, который невозможно передать с помощью одного только языка; оптимизировать эмоциональный тон мировосприятия ребенка; укрепить в его сознании и опыте связи между восприятием и оценкой каких-либо событий, поступков, отношений;- помочь найти необходимые средства для самовыражения. Однако в педагогической науке проблема научно-методического обеспечения нравственного воспитания учащихся с ограниченными слуховыми возможностями средствами искусства практически не исследована.
Недостаточная разработанность обозначенной проблемы и высокая степень ее актуальности для педагогической практики определили тему нашего исследования: "Нравственное воспитание учащихся специального коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами искусства".
Цель исследования - определение педагогических условий успешности нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха средствами искусства.
Объектом исследования выступает воспитательная работа с учащимися 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида, а его предметом — процесс нравственного воспитания школьников с ограниченными слуховыми возможностями средствами изобразительного и театрального искусства.
Гипотеза исследования. Нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха средствами изобразительного и театрального искусства осуществляется успешно, если соблюдаются следующие условия:
- целенаправленно реализуются нравственно-воспитательные возможности этих видов искусства, способствующие развитию нравственных чувств, взглядов, суждений, оценок и отношений ребенка;
- разработана и осуществляется модель нравственного воспитания учащихся средствами искусства, в которую входят задачи, принципы, содержание, методы и организационные формы воспитательной работы;
- определены и применяются критерии и показатели, свидетельствующие о динамике нравственной воспитанности детей.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования.
1. Выявить возможности изобразительного и театрального искусства для нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха.
2. Разработать модель нравственного воспитания слабослышащих школьников средствами искусства.
3. Определить критерии, показатели и уровни нравственной воспитанности учащихся.
4. Разработать методические рекомендации по нравственному воспитанию учащихся с ограниченными слуховыми возможностями.
Методологическую основу исследования составляют: важнейшие социально-философские положения о сущности морали, нравственной культуры человека и общества, этических знаний (В .И. Бакштановский, A.A. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Ю.В. Согомонов, А.И. Титаренко,
A. Швейцер), о человеке как социокультурном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя по законам красоты (H.A. Бердяев,
B.П. Зинченко, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.А. Разумный, C.J1. Рубинштейн); системный, культурологический, антропологический, субъектный и личностно-деятельностный подходы к пониманию закономерностей развития и воспитания личности (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин,
A.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, К.Д. Ушинский); основополагающие идеи психологии и педагогики обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Мещеряков); идеи о единстве развития, социализации, воспитания и самовоспитания личности в процессе становления ее нравственной культуры (О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, И.С. Марьенко,
B.А. Сухомлинский).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась совокупность следующих методов: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, социологической, психолого-педагогической литературы; теоретический синтез; моделирование; диагностические методы (анкетирование, беседа, включенное наблюдение, анализ результатов творческой деятельности учащихся, тестирование, взаимо- и самооценка); опытно-экспериментальная работа.
База исследования. Исследование проводилось на базе Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
II вида. В исследовании участвовало 80 учащихся 5-9 классов, 9 педагогов и воспитателей.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2000-2001 гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, осмысление теоретико-методологических подходов к разработке проблемы, определение научного аппарата, проектирование модели нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха средствами искусства. Второй этап (2001-2003 гг.) - разработка критериев, показателей, уровней нравственной воспитанности учащихся, апробация диагностических методов, проведение констатирующего эксперимента. Опытно-экспериментальная работа по проверке и уточнению теоретической модели нравственного воспитания школьников средствами театрального и изобразительного искусства.
Третий этап (2003-2004 гг.) - обработка и осмысление данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования, формирование основных теоретических выводов и методических рекомендаций, оформление диссертации.
Основные положения, выносимые на защиту
• Нравственно-воспитательный потенциал изобразительного и театрального искусства заключается в возможностях обогащения эмоционально-чувственной сферы личности ребенка с нарушениями слуха, его опыта понимания людей и сопереживания им; умений воспринимать нравственное содержание художественных образов и ситуаций, перевоплощаться и включаться в ситуации нравственного выбора, адекватно оценивать душевные качества другого человека.
• Модель нравственного воспитания слабослышащих учащихся средствами искусства включает в себя:
- задачи нравственного воспитания (развитие нравственных чувств, нравственного сознания, опыта нравственного поведения);
- принципы (учет индивидуально-личностных особенностей воспитанников с опорой на положительные личностные качества и интересы детей в области художественно-эстетической деятельности; создание и реализация ситуаций успеха; предоставление учащимся возможности выбора предпочтительного вида деятельности; вариативность методов и форм организации занятий детей театральным и изобразительным искусством как в образовательном учреждении, так и в учреждениях культуры й дополнительного образования детей; открытость эмоциональных переживаний детей и педагогов; культивирование атмосферы доброжелательности, эмпатийного взаимопонимания, защищенности личности ребенка);
- содержание деятельности (включение детей в созерцательную и художественно-творческую деятельность в области изобразительного и театрального искусства);
- методы и организационные формы (беседа, упражнения (интонационно-мимические, образно-пластические), игра, составление рассказа-описания и др.).
• Успешность осуществления модели нравственного воспитания учащихся с ограниченными слуховыми возможностями может быть выявлена с помощью следующих критериев: сформированность мотивационно-потребностных основ нравственности ребенка; осознанность им моральных понятий, правил и норм; устойчивость умений и привычек нравственного поведения учащегося. Эти критерии и соответствующие им показатели позволяют определить актуальный уровень нравственной воспитанности ребенка (потенциально-нравственный, репродуктивный, субъектно-деятельностный) и внести коррективы в работу по реализации модели нравственного воспитания учащихся средствами искусства.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- раскрыты воспитательные возможности изобразительного и театрального искусства для нравственного воспитания учащихся с нарушениями слуха (обогащение эмоционально-чувственной сферы личности, опыта понимания людей и сопереживания им, умений адекватно оценивать душевные качества другого человека, включаться в моделирование и разрешение ситуаций нравственного выбора);
- разработана модель нравственного воспитания слабослышащих учащихся средствами искусства, включающая задачи, принципы, содержание, методы и формы организации воспитательной деятельности;
- определены критерии, показатели и уровни нравственной воспитанности учащихся, позволяющие выявлять динамику результатов нравственного воспитания школьников с ограниченными слуховыми возможностями средствами искусства.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что были определены научно-методологические основания для выделения нравственного воспитания средствами искусства как особого направления воспитательной работы с учащимися специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида. Представленные в работе теоретические и методические основы моделирования и осуществления процесса нравственного воспитания учащихся посредством изобразительного и театрального искусства дополняют теорию нравственного воспитания учащейся молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и результаты способствуют реальному повышению результативности работы по нравственному воспитанию как учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида, так и учащихся массовой общеобразовательной школы. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку методические материалы и рекомендации, программы занятий в картинной галерее, кукольном театре Дворца пионеров используются в процессе воспитания учащихся Курской специальной коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида. Материалы диссертации могут использоваться в деятельности работников системы педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются логичностью и непротиворечивостью его исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его объекту, предмету и задачам; тщательным анализом хода и результатов длительной опытно-экспериментальной работы и доказательностью сделанных на ее основе выводов; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы и ее переноса в новые педагогические условия.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты исследования излагались в ходе работы культурно-антропологических школ молодых ученых (г. Курск, 2002, 2003 гг.). Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социальной педагогики и методики воспитания Курского государственного университета, на педагогических конференциях и советах Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида (2001-2003 гг.), на семинарах педагогов специальных общеобразовательных учреждений г. Курска и области (20022004 гг.). Материалы исследования используются в практической работе учителей и воспитателей Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе II
В ходе опытно-экспериментальной работы с учащимися 5—9 классов Курской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида осуществлялась апробация модели нравственного воспитания слабослышащих школьников средствами театрального и изобразительного искусства.
Результаты экспериментальной работы показали, что использование материалов театрального и изобразительного искусства в процессе нравственного воспитания школьников с нарушениями слуха способствует оптимизации процесса нравственного воспитания. Совокупность применяемых методов работы: искусствоведческий рассказ, созерцание, беседа, использование художественных текстов, интонационно-мимические упражнения, составление рассказов-описаний, игровой прием "вхождения в картину", образно-пластические упражнения, игра, собственное художественное творчество, театрализация - является необходимой и достаточной для успешного нравственного воспитания учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида.
Положительная динамика уровня нравственной воспитанности слабослышащих учеников (процесс становления нравственности носит уровневый характер) подтвердила правомерность выдвинутых нами предположений об эффективности применения материалов театрального, изобразительного искусства в этом процессе.
В целом работа подтвердила наше предположение о том, что искусство обеспечивает слабослышащему школьнику становление его как субъекта познания других людей и самого себя, приводит к изменениям в его нравственном опыте и личностных особенностях. Отраженные, субъективированные реципиентом особенности человека и окружающего мира, изображенного в искусстве, складываются в нравственную систему знаний и представлений, приводят к существенным изменениям образа Я, перестраивают смысловые образования личности слабослышащего школьника и ее структурные компоненты, способствуют приобретению нового нравственного опыта. Результаты нравственного воспитания находят свое выражение в возникающих у личности мыслях, представлениях, чувствах и поступках, в оценках и самооценках.
Лечебный" эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями слуха в кукольном театре, галерее учитываются индивидуально-личностные особенности воспитанников с опорой на положительные личностные качества и интересы детей в области художественно-эстетической деятельности; создаются и реализуются ситуация успеха, вариативность методов и форм организации занятий детей театральным и изобразительным искусством как в образовательном учреждении, так и в учреждениях культуры и дополнительного образования детей, открытость эмоциональных переживаний детей и педагогов, культивирование атмосферы доброжелательности, эмпатийного взаимопонимания, защищенности личности ребенка, эмоциональной теплоты, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях; возникает ощущение психологического комфорта, радости. В результате мобилизируется целебный потенциал нравственной воспитанности.
Экспериментальная работа позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях каждого ученика. Это корректный способ понаблюдать за ним во внеурочной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе. Исследование выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности.
Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый учащийся переживает успех в той или деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства достижения, собственного достоинства, самоуважения. Школьники с сенсорной депривацией учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост слабослышащего человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Это способствует формированию благоприятного психологического климата в группе, нравственному становлению коллектива.
Систематические занятия через включение детей в созерцательную и художественно-творческую деятельность в области изобразительного и театрального искусства развивают у учащихся с недостатками слуха образное мышление, творческие способности, умение выражать свои впечатления и переживания, понимать и сопереживать окружающим, красоту окружающего мира, вырабатывают трудолюбие, формируют цельные человеческие характеры.
Как мы уже отмечали, чувства, вызываемые изобразительными произведениями, входят в "эмоциональный фонд" слабослышащего ученика, обогащают его духовную сущность, делают доступным и для понимания такие положения, с которыми он сам не сталкивался, и, наконец, начинают влиять на его поведение. В этом же облагораживающее значение театрального искусства, пробуждающего "чувства добрые", а это значит, что слабослышащие школьники незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются так называемые "нравственные привычки". Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими эмоциональными механизмами, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной личности.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что поставленные в работе задачи выполнены, цель достигнута.
Заключение
Нравственно-воспитательный потенциал театрального и изобразительного искусства представляет ученику с недостатками слуха возможности обогащения его нравственных взглядов, чувств, суждений, оценок и отношений, различных путях самовыражения, позволяет увидеть бесконечное разнообразие индивидуальностей, вместе с тем формирует представление о человеке в целом, выявляя такие его стороны, которые могут оставаться невидимыми, пока мы не увидим их отражения в художественном образе. Разностороннее и глубокое знание других активизирует механизмы сличения и идентификации, что в свою очередь, способствует получению новых нравственных знаний, представлений, чувств, поступков, созданию условий для развертывания процесса нравственного воспитания личности воспитанника с сенсорной депривацией.
Анализ нравственного воспитания слабослышащих школьников позволил сделать выводы, что в настоящее время, по разным данным от 43,6% до 91,1% учащихся с ограниченными возможностями слуха имеют потенциально-нравственный и репродуктивный уровень, это дает основание утверждать, что есть необходимость создания системы, предупреждающей и корректирующей такое положение.
Поэтому осуществлять нравственное воспитание учащихся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида средствами театрального и изобразительного искусства необходимо с опорой на модель формирования нравственной воспитанности школьников, в которую входят задачи, принципы, содержание, методы и организационные формы воспитательной работы.
В ходе работы доказано, что реализация теоретически обоснованной модели обеспечивает качественные и количественные сдвиги по всем показателям. Кроме того, можно отметить общее положительное влияние этой модели на формирование нравственного воспитания учащихся с недостатками слуха, принявших участие в эксперименте.
Критериями и их показателями нравственной воспитанности слабослышащих школьников средствами театрального и изобразительного искусства являются: мотивационно-потребностный критерий — желание приходить на помощь, в т.ч. защищать слабых; стремление к выполнению обещаний; отзывчивость по отношению к нуждам и проблемам товарищей; критерий осознанности — осознание нравственных понятий и представлений, моральных правил и норм; способность заметить и выразить нравственный аспект каких-либо социальных явлений и др.; поведенческий критерий — способность принимать нравственные решения в ситуации свободного нравственного выбора, соответствие поступка нравственным нормам и правилам; устойчивость умений и привычек нравственного поведения учащихся. С точки зрения этих критериев мы выделили три уровня сформированности нравственной воспитанности: потенциально-нравственный, репродуктивный и субъектно-деятельностный.
Эффективность нравственного воспитания учащихся с сенсорной депривацией средствами театрального и изобразительного искусства может быть обеспечена при соблюдении следующих условий:
- целенаправленно реализуются нравственно-воспитательные возможности этих видов искусства, способствующие развитию нравственных чувств, взглядов, суждений, оценок и отношений ребенка;
- разработана и осуществляется модель нравственного воспитания учащихся средствами искусства, в которую входят задачи, принципы, содержание, методы и организационные формы воспитательной работы;
- определены и применяются критерии и показатели, свидетельствующие о динамике нравственной воспитанности детей.
Разумеется, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы нравственного воспитания слабослышащих школьников средствами театрального и изобразительного искусства, а представляет один из вариантов ее решения. Предложенные материалы могут быть использованы в массовой практике школ-интернатов II вида.
В ходе работы над диссертацией обозначались проблемы, которые требуют специального углубленного изучения. Среди них наиболее актуальной является разработка педагогических условий успешного применения искусства в нравственном воспитании слабослышащих школьников, возможности дифференцированного и индивидуального подходов в процессе нравственного воспитания слабослышащих школьников.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Котельникова, Наталия Михайловна, Курск
1. Абдуллина A.A. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета и нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами музыки: Дис. . канд. пед. наук. — СПб., 1993.-181 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. 334 с.ч
3. Айбазова М.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической литературе Северо-Западного Кавказа. М.: МГОУ, 2003.-271 с.
4. Актуальные вопросы коррекционо-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Под ред. А.Н. Солодовниковой-Новокузнецк: ИПК, 2003. 151 с.
5. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей имолодежи. Ханты-Мансийск, 2003. — 141 с.
6. Алексеева A.B. Личный опыт первоклассника в формировании первоначальных нравственных понятий // Методическая и теоретическая основы процесса обучения и воспитания в начальной школе: Сб. научн. трудов. -М., 1978. С. 43-47.
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 560 с.
8. Ананьев Б.Р. К постановке проблемы развития детского самосознания. М.: Известия АПН РСФСР, 1948. - Вып. 18. - С. 34-39.
9. Андреев В.И. Педагогическая этика. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. - 272 с.
10. Апарина A.B. Нравственное здоровье нации. Волгоград: Принт, 2003. -61 с.
11. Аристов Н.Г. Выпускник специальной школы: социальный портрет (на примете воспитанников школ для детей с нарушениями слуха) //12.