автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках
- Автор научной работы
- Квашнина, Людмила Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Петрозаводск
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Квашнина, Людмила Николаевна, 1999 год
Введение 4
Глава 1. Образование и религиозно-нравственное воспитание 12-73 на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках как предмет историко-педагогического исследования. 1.1. Государственные и религиозно-нравственные основы 13-28 отечественного образования в ХУШ-Х1Х веках. . Идея взаимосвязи общего образования и религиозно- 29-43 нравственного воспитания в истории отечественной педагогической мысли ХУШ-Х1Х веков.
1.3. Динамика развития общеобразовательной школы на 44-72 Архангельском Севере (ХУШ-Х1Х вв.).
Глава 2. Историко-педагогический опыт развития образования 73-130 и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках.
2.1. Провинциальная педагогическая историография как 73-92 источник изучения историко-педагогического опыта развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУ1П-Х1Х вв.
2.2. Влияние системы духовного образования на развитие 93-113 общего образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках.
2.3. Религиозно-нравственное воспитание в образователь- 114-130 ном пространстве Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках"
Актуальность исследования.
Развитие педагогики предполагает обращение к опыту прошлых поколений и его историко-педагогическое осмысление. В современных условиях важной является проблема установления оптимального соотношения между сохранением того ценного педагогического опыта, который был накоплен предыдущими поколениями, и активным поиском путей развития отечественной школы. Значение национальных ценностей образования как аксиологических приоритетов раскрывается в работах М.В.Богуславского, З.И.Васильевой, В.И.Додонова, Н.М.Конжиева, Г.Д.Кирилловой, В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина и др.
В историко-педагогической науке в последнее время в рамках аксиологической концепции отмечается значимость и необходимость изучения исторически сложившегося регионального опыта развития образования и воспитания (З.И.Равкин). Развитие регионального образования осуществляется на фоне общероссийских тенденций и традиций, оно воплощает в себе прежде всего социально-экономическую и культурно-историческую специфику конкретного региона. Историко-педагогический опыт региона позволяет выявить и рассмотреть характерные особенности развития образования в четко выделенных географических и исторических рамках, раскрыть сильные и слабые стороны образовательно-воспитательного процесса на местах. Региональные исследования обогащают историко-педагогическую науку как фактологически, так методологически.
Региональный историко-педагогический опыт включает в себя особенности организации школьного дела, плодотворные педагогические идеи замечательных просветителей, примеры их жизни и деятельности, просвещенческую работу директоров народных училищ, руководителей учебных заведений региона, подвижнический труд конкретных педагогов, просветительскую деятельность представителей русской православной церкви.
В конце XX столетия отечественная наука вновь пришла к признанию значимости религии в культуре и истории человечества. Реальностью современной жизни становится открытие воскресных церковных школ, православных лицеев и гимназий, издание массовыми тиражами религиозной литературы. Сегодня вне зависимости от отношения к вере и церкви важно понять смысл и значение этих явлений. Одним из условий понимания современного состояния является обращение к истории, к российским традициям образования и воспитания. В связи с этим важнейшим аспектом в историко-педагогической науке становится изучение религиозно-нравственного воспитания в дореволюционной России на фоне развития духовного и светского образования.
Новые теоретические представления о характере и особенностях взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания нашли отражение в работах Н.Н.Барковой, Е.П.Белозерцева, Б.С.Гершунского, И.Ф.Гончарова, Э.Д.Днепрова, О.Е.Кошелевой, Г.Б.Корнетова, Л.А.Кудаевой, В.М.Кларина, В.А.Мосолова, Н.Д.Никандрова, В.М.Петрова, А.И.Пискунова и других.
Одной из центральных проблем, вокруг которой ведутся оживленные дискуссии, является осмысление значимости религиозно-нравственного наследия для образования и воспитания. В современной педагогической науке существуют различные подходы к решению данной проблемы. Так, Б.М.Бим-Бад, Б.С.Гершунский считают, что религиозно-нравственное наследие лишь дополняет, но не заменяет собой научное мировоззрение. За использование в современной практике образования и воспитания религиозно-нравственного наследия в том или ином виде выступают такие видные ученые как Е.П.Белозерцев, Н.Д.Никандров,
М.Г.Тайчининов, В.Ю.Троицкий и др. Группой ученых во главе с З.И.Равкиным религиозно-нравственное наследие рассматривается в качестве одного из источников национальных ценностей образования.
Как показывает анализ диссертационных исследований, в последние годы учеными изучаются такие проблемы как «Традиции и современное состояние православного воспитания» (Т.В.Склярова);, «Мировоззренческая подготовка учителя к работе с учащимися в области духовно-художественной литературы» (Н.Г.Плахова), «Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации» (В.Л.Ширяев), «Подготовка учителя к оптимизации взаимодействия с верующими детьми» (Т.Н.Мельников), «Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе» (И.В.Кошмина) и др.
Своеобразие Архангельского Севера отмечалось в работах, посвященных изучению Архангельской губернии в экономическом, историческом, статистическом, географическом, этнографическом, физическом, нравственном и других отношениях, такими исследователями как А.Пошман (1802г.), И.Пушкарев (1845г.), И.Ф. Штукенберг (1857г.), Н.Козлов (1865г.), Э.Реклю (1883г.) и другими. Исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития Архангельского Севера представлена в работах М.М.Богословского, Т.А.Бернштам,
М.М.Громыко, А.Я.Ефименко, А.В.Камкина, П.А.Колесникова,
А.А.Куратова, А.И.Копанева, Г.Г.Фруменкова и других. В историко-педагогическом аспекте состояние школьного дела на Архангельском Севере рассмотрено А.В.Смирновым, В.П.Соловьевой, П.Т.Синициной, Ф.Ф. Шперком и др. Различные аспекты образовательно-воспитательной практики Архангельского Севера нашли отражение в исследованиях Г.В.Аверкиевой, Т.С.Буториной, Л.М.Бирюковой, А.Г.Гмырина,
Л.С.Малик, Т.В.Молодцовой, И.Ф.Поляковой, Л.Р.Таракановой, С.С.Щекиной.
Неисследованной остается проблема состояния регионального образования в целом в ХУШ-Х1Х веках, не систематизированы архивные материалы по этому вопросу, не изучено состояние духовного образования, роль духовенства в развитии образования, взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания в историко-педагогическом контексте.
Выбор темы нашего исследования «Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в ХУ1П-Х1Х веках» обусловлен значимостью изучения исторически сложившегося регионального историко-педагогического опыта, потребностью осмысления ценностных аспектов взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания, необходимостью актуализации историко-педагогических источников по этой проблеме для использования конкретного педагогического наследия в реформировании современной региональной образовательной системы.
Объект исследования - состояние образования на Архангельском Севере в XVIII- XIX веках.
Предмет исследования - процесс развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках.
Цель исследования - выявить и проанализировать характерные особенности развития образования и религиозно-нравственного воспитания на историко-педагогическом материале Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков.
Задачи исследования: 1. Охарактеризовать сущность государственных и религиозно-нравственных основ отечественного образования в ХУШ-Х1Х веках на основе анализа историко-педагогической литературы и законодательных актов.
2. Проанализировать проблему значимости религиозно-нравственного воспитания в системе общего образования в педагогической теории XVIII-XIX веков.
3. Проследить взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания на фоне развития духовного и светского образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках.
4. Изучить и обобщить историко-педагогический опыт развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках.
Хронологические рамки исследования охватывают XVIII- конец XIX веков, в соответствии со становлением и развитием отечественной системы образования на началах государственности.
Источники исследования - архивные документы: фонды Российского государственного исторического архива (РГИА) № 730, 733, 802, 803; фонды Государственого архива Архангельской области (ГААО) № 28, 63, 73 ; публикациии «Архангельских губернских ведомостей», «Архангельских епархиальных ведомостей», «Известий Архангельского общества изучения Русского Севера»; государственные акты, законы, положения, решения, философская, историческая, историко-педагогическая литература по проблеме исследования,
Методы исследования - изучение, отбор, систематизация, интерпретация историко-педагогических материалов, контент-анализ основных источников, структурный и системный анализ.
Методологической базой исследования является концепция циви-лизационного подхода к историко-педагогическому процессу, философские идеи рассмотрения изучаемых явлений и фактов в контексте конкретного исторического времени, идеи о социальной обусловленности воспитания и образования, о взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и анализе проблемных вопросов истории образования и педагогической мысли в контексте регионального историко-педагогического опыта Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков; в характеристике взаимосвязи общего образования и воспитания и религиозно-нравственного воспитания на разных этапах развития отечественного образования ХУШ-Х1Х веков; в попытке анализа влияния системы духовного образования на общее образование и нравственное воспитание народа. Религиозно-нравственное воспитание охарактеризовано с просветительско-бытовой и государственно-образовательной позиций. Дано определение понятию провинциальная педагогическая историография,, проанализирована провинциальная педагогическая историография Архангельского Севера ХУШ-Х1Х веков.
На защиту выносятся следующие положения:
• Отечественная система образования ХУШ-Х1Х веков строилась на государственных и религиозно-нравственных основах. Государственность находила свое выражение в образовательных реформах, законодательно регламентировавших развитие образования в стране. Традиционному религиозно-нравственному воспитанию, основы которого сформировались в культуре Древней Руси на просветительно-бытовых началах, в XVIII веке была задана государственно-образовательная направленность развития.
•В педагогической теории и практике ХУШ-ХГХ веков разрабатывалась и реализовывалась идея взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания. Под религиозно-нравственным воспитанием понимается процесс овладения системой религиозно-нравственных представлений, которые становятся базовым элементом мировоззрения и нравственной регуляции поведения личности.
•В ХУШ-Х1Х веках на Архангельском Севере сформировалась образовательная традиция, ядром которой являлась идея ценности знания. Изначально она реализовывалась в стремлении поморов к грамотности, а в последствии - к образованности, к приобретению светских практически полезных знаний. Данная традиция отражала взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания, общественный характер народного образования, относительно широкое проникновение грамотности в крестьянскую среду, в женское просвещение.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания исто-рико-педагогического образования в педагогических учебных заведениях при разработке общих и специальных курсов; в системе повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин, учителей общеобразовательных школ и школ инновационного типа, в педагогических классах общеобразовательных школ.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1995 - 1999 годов. На первом этапе (1995-1997гг.) осуществлен анализ философской, исторической и историко-педагогической литературы, законодательных актов, материалов периодической печати прошлого века, изучено состояние образования в России в ХУШ-Х1Х веках, рассмотрены архивные материалы по проблеме исследования, находящиеся в фондах ГААО и РГИА. На втором этапе (1997-1998гг.) на основе архивных материалов и изученной литературы выделены основные тенденции процесса развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках. На заключительном этапе (19981999гг.) оформлялись и апробировались результаты исследования.
Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования докладывались на Ломоносовских областных педагогических чтениях (г.Архангельск, 1997, 1998), на областной научно-практической конференции, посвященной 60-летию образования АО ИППК РО и методической службы области (г.Архангельск, 1998), на X Ломоносовских чтениях Поморского государственного университета (г.Архангельск, 1998), на международной научной конференции «Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран» (г.Архангельск, 1998), на международной конференции «Истоки: 2000 лет христианству» (Архангельск, 1999), на Четвертых Ио-анновских образовательных чтениях (Архангельск, 1999), в «Школе педагога-исследователя» АО ИППК РО, на заседании кафедры педагогики ПГУ.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное нами исследование посвящено выявлению и анализу характерных особенностей развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в ХУШ-Х1Х веках. Решение основных задач исследования позволило обобщить полученные результаты и сформулировать следующие выводы.
Государственные и религиозно-нравственные основы определяли характер и облик российской системы образования ХУШ-Х1Х веков. Традиционному религиозно-нравственному воспитанию, сформировавшемуся в культуре Древней Руси на просветительно-бытовых началах, была задана в начале XVIII века государственно-образовательная направленность развития.
В ХУШ-Х1Х веках образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере формировалось и развивалось в рамках общероссийского историко-педагогического процесса. В то же время на развитие образования и воспитания оказали существенное влияние при-родно-географические, • социально-экономические и культурно-истрические региональные особенности.
Характерным для Архангельского Севера в исследуемый период являлось сравнительно широкая распространение грамотности среди крестьянского населения. Суровые природно-климатические условия, малое плодородие почв вынуждали северного крестьянина заниматься торгово-промысловой деятельностью. Это способствовало появлению у поморов потребности в овладении грамотой не только ради чтения церковной литературы, что было, несомненно, очень важно, но и для успешного ведения хозяйственной деятельности. Грамотность сопровождалась книгов-ладением. Идея ценности знания и книги, сформировавшаяся в русле религиозно-нравственного воспитания постепенно вбирает в себя светскую книгу и светское знание. Изначально обучались грамоте в частных домашних вольных школах у мастеров грамоты и у местного духовенства. Традиционно процесс обучения грамоте сопровождался религиозно-нравственным воспитанием учащихся, которое строилось на просветительно-бытовых началах, когда высшее церковное учение применялось к повседневной жизни человека. Под религиозно-нравственным воспитанием мы понимаем., процесс овладения системой религиозно-нравственных представлений, которые становятся базовым элементом мировоззрения й нравственной регуляции поведения личности.
Процесс развития государственной системы школ на Архангельском севере шел довольно медленно. Наибольший количественный приходится на вторую половинуХ1Х века. К этому времени народ начинает стремиться уже не к простой грамотности, а к образованности. Появляется потребность в понимании книжного чтения и газет.
Многолетняя деятельность светских и духовных учебных заведений в Архангельске и уездных городах способствовала формированию провинциальной интеллигенции, не только светской, но и церковной. Это были преподаватели учебных заведений, врачи, священники, чиновники. Их деятельность оказывала влияние на развитие массового педагогического сознания.
С 60-х годов XIX века на Архангельском Севере заметно возрасло общественно-педагогическое движение за открытие «правильных» государственных школ на селе. Северноекрестьянство становится той силой,, которая взяла на себя организацию и содержание школ. Особое место в борьбе за школу занимало нравственное отношение общества к школьному делу. Прежде всего оно было связано с пожертвованиями, благотворительностью, которые понимались в религиозно-нравственной традиции. Формы проявления благотворительности были разнообразны.
Для развития образования на Архангельском Севере характерна довольно рано проявившаяся тенденция развития женского образования, что определялось особой ролью женщины в поморской семье.
Самым распространенным типом школы на Архангельском Севере была начальная школа. Первоначально, как правило, учителями в эти школы назначались приходские священники. Православное духовенство внесло заметный вклад в развитие и распространение начального образования в крае. Оно выступало организатором и носителем религиозно-нравственного воспитания. В образовательно-воспитательной практике шел процесс взаимодействия просветительно-бытового и государственно-образовательного начала в религиозно-нравственном воспитании. Духовенство не могло не согласовывать свои организационно-канонические принципы с традициями волостной автономии, укладом жизни и менталитетом северного крестьянства.
Совершенствование системы духовного образования способствовало развитию общеобразовательного культурного уровня приходского духовенства, что в свою очередь влияло на общее и нравственное просвещение народа.
В целом, развитие образования, духовного и светского, стало фактором социокультурного развития Архангельского Севера. Изменились умственные запросы народа, развились экономические интересы, окрепло гражданское самосознание, но сохранилась ориентация на духовность и нравственность, сформировавшаяся под влиянием религии, как приоритетные ценности образования и воспитания.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Квашнина, Людмила Николаевна, Петрозаводск
1. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник МГУ. Серия 7.Философия. - 1998. № 4. - С.3-17.
2. Аверкиева Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: Автореф. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1996.-20с.
3. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность). Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и воспитания. Октябрь 1997 / Под ред. З.И.Равкина. М.Д997. - 370с.
4. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д.Днепрова, О.Б.Кошелевой. М., 1986.-230с.
5. Алешинцев И. История гимназического образования в России: XVIII-XIX век. Спб.Д912. - 346с.
6. Андреева Е.А. Духовное образование в женских епархиальных училищах // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного воспитания. М.Д998. - СД9-21.
7. Антонов Н.Р. Последний момент реформы преподавания Закона Божьего в русской средней общеобразовательной школе: Критико-педагогический очерк. СПб., 1906. - 87с.
8. Антология педагогической мысли России ХУШв. / Сост. И.А.Соловков. М.Д985.- 479с.
9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. - 558с.
10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М., 1990. - 603с.ч/ 11. Арсеньев Н. Дело любви. О духовной и религиозной традиции русской семьи // Социум. 1995. № 6. С.21-31.
11. Атлас Архангельской епархии, состоящий из 30-ти карт. Архангельск, 1890.
12. Ахаткин 3. Полный систематический указатель статей и заметок об Архангельской губернии, помещенных в неофициальной части Архангельских губернских ведомостей за 1869-1881 гг. Архангельск, 1883.-76с.
13. Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса «История образования» СПб., 1996. - 71с.
14. Базанов А.Г., Казанский Н.Р. Миссионеры и миссионерские школы на Архангельском Севере. Архангельск, 1936. - 75с.
15. Баркова H.H. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая пол. Х1Х-начало ХХвв.) // Педагогика. 1998. №2. С.70-75.
16. Бирюкова JIM. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка: Автореф. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1995.-22с.
17. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.,1996. - С.55-73.
18. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. № 3. С.30-35.
19. Белов В. Описание Архангельской губернии для народных училищ: родиноведение. Архангельск, 1897. - 82с.
20. Берлинских В.А. Русская провинциальная историография второй пол.Х1Х века. Москва - Киров, 1995. - 395с.
21. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX вв.: Этнографические очерки. JI.,1983. - 233с.
22. Бурцев Е. Из документов Архангельской духовной семинарии. М., 1900. - 62с.
23. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. № 7. С.111-116.
24. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. Архангельск, 1994. -223с.
25. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века: Автореф. . д-ра пед. наук. Л.,1990. - 52с.
26. Варфоломеев Л.А. Сибирцевы семья архангельская. - Архангельск, 1996.-149с.
27. Васильева З.И. Единство воспитания и обучения школьников. Л., 1980.-36с.
28. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.,1988. -137с.
29. Верюжский В. Афанасий, епископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии. СПб.,1908. - 683с.
30. Владимирский-Будано|5 М. Государство и народное образование в России XVIII века. Ярославль, 1874. - 325с.
31. Воронов A.C. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715-1828 год включительно. СПб.,1849. - 202с.
32. Воронов A.C. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Савост-Петербургского учебного округа с 1829-1853г. -СПб.,1854,-314с.
33. Вощиков Н.Я. Библиографический указатель статей, помещенных в газете «Архангельские губернские ведомости» по вопросам истории, экономики, культуры и быта населения Архангельской губернии за 1838-1915 годы. М., 1974-75гг. - 93с.
34. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России. М.,1954. - 302с.
35. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. № 2. С.49-57.
36. Горохова Е.Г. Наказы крестьян русского Севера в Уложенную Комиссию 1767-1768 гг. как исторический источник. Автореф. . канд. истор. наук. -М., 1982. - 27с.
37. Гопгуляк Л.Д. Становление и развитие земской концепции народного образования в дореволюционной России 1865-1917: На материалах Пензенской губернии: Автореф. . канд. пед. наук. Казань, 1995. -22с.
38. Григоревский С.М. Открытие уездного и приходских училищ в Архангельской епархии (К истории духовного просвещения Архангельского края) //Архангельские епархиальные ведомости. 1905. № 13 -С.475-487; № 14 -С.519-526.
39. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. - 274с.
40. Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина. 1994. № 3. С.3-5.
41. Громыко М.М., Кузнецов С.В., Буганов A.B. Православие в русской народной культуре: направление исследований // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С.60-68.
42. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1909. -144с.
43. Днепров Э.Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования (по материалам дореволюционной России) // Советская педагогика. 1986. № 1. С. 107-114.
44. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.Д998. -464с.
45. Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь,- Репринтное воспроизведение Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. 1890. Т. 21. -М„ 1991. С.268-270.
46. Егоров С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца XIX -начала XX веков // Советская педагогика. 1982. № 6. С. 90-96.
47. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. -М., 1987. 150с.
48. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.,1983. - 352с.
49. Ефименко А.Я. Крестьянское землевладение на крайнем Севере // Исследования народной жизни. -М.,1884. С.183 -382.
50. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Том XXX. М.,1877. - 276с.
51. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России.-М.,1978. 160с.
52. Зайцев В.А. Беломорский Север: религия, свободомыслие, атеизм. -Архангельск, 1983. -208с.
53. Зайцев B.B. Через послушание к свободе? Волгоград, 1996. - 102с.
54. Заринский М. Иерархи Архангельские и Холмогорские // Справочная книжка Архангельской губернии на 1852 год. Архангельск,!853.1. С.156-192.
55. Заринский М. Архангельская духовная семинария // Архангельские губернские ведомости. 1847. № 10,11. С. 145-147.
56. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.,1996. -272с.
57. Зеньковский В.В. Педагогика. М.,1996. - 153с.
58. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. -Казань, 1881.-806с.
59. Иванов И. Указатель законов об учебных заведениях. С учреждения оных в России до настоящего времени; и вообще о народном просвещении. СПб.,1830. - 315с.
60. Иисус Христос и его ученики: Антология гуманной педагогики. М., 1996.-224с.
61. История педагогики сегодня. / Под ред. Воронцовой В.Г. СПб.,1998. - 179с.
62. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. -М.,1997. 304с.
63. Камкин A.B. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. - 164с.
64. Камкин A.B. Общественная жизнь северной деревни XVIII века: Пути и формы крестьянского общественного служения. Вологда, 1990. -96с.
65. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Петроград, 1915. - 540с.
66. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. -704с.
67. Каптерев П.Ф. О религиозном воспитании // Воспитание и обучение. 1908. № 4. С.106-133.
68. Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М.,1886. - 244с.
69. Кизеветтер A.A. Роль Северного края Европейской России в истории русского государства. Исторический очерк. Вологда,1919. - 66с.
70. Кизель Н.К., Мазюкевич В.И. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии: 1811 1911. - Архангельск, 1912. - 501с.
71. Кириллов А. Архангельское епархиальное женское училище: Краткий исторический очерк. 1863 1896. - Архангельск, 1896. - 79с.
72. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX в. М.,1996. - 124с.
73. Ключевский В.О. Два воспитания // Сочинения в 9-ти томах. Т.9. -М.,1990. С.5-28.
74. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн. 3 М.,1997. - 558с.
75. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования до эпохи реформ Александра II. М., 1910. - 240с.
76. Козлов В.П. Колумбы российских древностей. М.,1985. - 174с.
77. Козлов Н. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Архангельская губерния. СПб., 1865.-344с.
78. Козмин Н.Д. Краткий исторический очерк развития церковных школ Архангельской епархии: 1884- 1909г. // Архангельские епархиальные ведомости. 1909. №21.-С. 683-689; №22,- С.721-726; № 23-24 -С.757-763; 1910.-№ 1. - С.5-12; № 2.-С.51-57.
79. Колесников П.А. Северная деревня в XV- первой половине XIX века. -Вологда,1976,-414с.
80. Колесников П.А. История Европейского Севера СССР феодальной и капиталистической эпох в дореволюционной и советской историографии // Вопросы аграрной истории. Вологда, 1968. - с.465 -500.
81. Кологриев В.Е. (1778-1867) крестьянин посада Ненока // Русский библиографический словарь Кнаппе-Кюхельбекер. - СПб., 1903. -С.74.
82. Комарова И.И. Научно-историческая деятельность статистических комитетов // Археографический ежегодник за 1986 год. М.,1987. - С. 85- 96.
83. Константинов H.A., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953. - 272с.
84. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. - 139с.
85. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного ис-торико-педагогического процесса. М., 1994. - 265с.
86. Корнилов И.П. О поощрении уездных и приходских учителей к собиранию местных сведений // Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб., 1902. - С.295- 304.
87. Корольков А. В очеловечивание в образовании // Русская духовная философия.-СПб.,1998 с.72-125.
88. Кошелева O.E. Душевное строение в Древней Руси // Свободное воспитание. -М.,1992. Вып.1. -С.56-64.
89. Кошелева O.E. Заметки об историко-педагогическом исследовании // Советская педагогика. 1991. №6. С.56-64.
90. Кошелева O.E. О роли и значении педагогических традиций // Исто-рико-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов и выступлений. М., 1993. - С.49-51.
91. Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII века: Автореф. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. - 20с.
92. Крестинин В.В. Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей // Новые ежемесячные сочинения. 4.XVIII., декабрь. 1787г. - С.20-49.
93. Крестинин В.В. Об употреблении над детьми мужеского пола власти родительские и власти учительския, по старинному воспитанию Двинского народа // Новые ежемесячные сочинения. 4.VII. -1790. -октябрь. С.27-44.
94. Кудаева JI.A. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика. 1998. № 8. С.69-74.
95. Кузькин-Леонтьев С. К открытию школ в селах Архангельской губернии//Известия АОИРС. 1919. №5-6.-0.112-117.
96. Кукушкина Л.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории-книжной культуры XVI-XVII веков. Л., 1977. - 223с.
97. Куратов A.A. Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера: Учебное пособие к спецкурсу. Архангельск, 1992. -128с.
98. Латынина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало XX века): Учебное пособие. М., 1998. - 584с.
99. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? // Педагогика. 1991. С.33-37.
100. Лихачев Д.С. Предварительные итоги тысячелетнего опыта // Книга беспокойств. М„ 1991. - С.237 - 259.
101. Ломоносов М.В.: Антология гуманной педагогики. М., 1996.- 224с.
102. Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. 1993. № 6. С. 105133.
103. Материалы для истории словено-латинской школы в Холмогорах // Архангельские губернские ведомости. 1869. № 58, 59, 60, 61.
104. Мельников Т.Н. Подготовка учителя к оптимизации взаимодействия с верующими детьми: Автореф. . канд. пед. наук. -М., 1997. 18с.
105. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры: В 3-х т. Т.2, ч.2. Искусство. Школа. Просвещение. -М., 1994. -496с.
106. Минина Т.С. Тихая моя родина, или Емецк и его округа. Северодвинск, 1991. - 160 с.
107. Миропольский С.И. Исторический очерк обязательного обучения в России // Обязательность обучения в России. СПб.,1883. - 286с.
108. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейшего до нашего времени. 4.2. СПб., 1899. - 605с.
109. ИЗ.Морозов П. Феофан Прокопович как писатель // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1880. Март. С.72-133.
110. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). -СПб.,1996. -212с.
111. Народное образование в Архангельской губернии: Из дел канцелярии начальника губернии // Архангельские губернские ведомости. 1868. № 37.-С. 3.
112. Пб.Нафанаил, епископ. Руководство по управлению и ходу духовного для девиц училища в г. Архангельске. Архангельск, 1864. - 48с.
113. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. / Под ред. З.И.Равкина. М., 1996. -295с.
114. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания: вторая половина XIX 90-е гг. XX вв. / Под ред. З.И.Равкина. -М.,1997.-411с.
115. Никандро.в Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997. № 3. С.3-10.
116. Никандров Н.Д. Воспитание и религия // Советская педагогика. 1991. №12.-С. 51-56.
117. Обзор Архангельской губернии: 1885 г. Архангельск, 1886. - 35с.
118. Обзор Архангельской губернии: 1890 г. Архангельск, 1891. - 49с.
119. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. № 3. С,74-81.
120. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Под ред. Э.Д.Днепрова М., 1989.-479с.
121. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф.Шабаева. -М.,1973. 608с.
122. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И.Пискунов. М., 1976. - 600с.
123. Памятная книжка для Архангельской губернии на 1862 год. Архангельск, 1862. - 260с.
124. Панич Т.В. Лечебник Афанасия Холмогорского // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. Тезисы докладов. -Сыктывкар, 1990. С.64-65.
125. Пашкина Н.К. Роль церковно-приходской школы в утверждении православной идеологии в России (конец XIX начало XX вв.): Ав-тореф. . канд. истор. наук - СПб.,1991. - 19 с.
126. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. / Сост. П.В. Алексеев. М.,1993. - 288с.
127. Пилацкий К. Б. Краткое историческое обозрение Архангельской гимназии // Отчет по Архангельской губернской гимназии за 1872/3 учебный год, с приложением краткого исторического обозрения. -Архангельск, 1873. с. 1 -19.
128. Подробное историческое описание Архангельской епархии // Любопытный месяцеслов на лето от Рождества Христова.1795. М.,1795. - С.1-180.
129. Постельс А.Ф. Отчет по обозрению гимназий Петрозаводской, Архангельской, Вологодской и др. СПб., 1863. - 56с.
130. Попов H.A. П.П.Чубинский на Севере. Архангельск. 1914. - 14с.
131. Пошман А. Архангельская губерния в хозяйственном, коммерческом, историческом, топографическом, статистическом, физическом и нравственном обозрении с полезными на все оные части замечаниями. Т. 1. СПб., 1802. -194с.
132. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебный справочник. -М., 1994, 94с.
133. Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. Т.1. Книга 2. Архангельская губерния. СПб. 1845. - 149с.
134. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика. 1994. №1. С.89- 96.
135. Рачинский С.А. Сельская школа. -М., 1991. 176с,
136. Реклю Э. Россия европейская и азиатская. Т.1 СПб., 1883. - 512с.
137. Рождественский C.B. Очерки по истории систем народного образования в России в конце XVIII-XIX в. Т.1. - М., 1912. - 630с.
138. Российская модернизация: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. № 7 С.З- 39.
139. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И.Клибанов М., 1989.-719с.
140. Святецкий. Положение начальных школ на Севере // Известия АО-ИРС. 1912. № 2. С.49 - 53.
141. Севастьянова A.A. Русская провинциальная историография второй пол. XVIII в.: Автореф. .д-раистор. наук. СПб., 1993. - 37с.
142. Семевский В.И. Сельский священник во второй пол. XVIII в. // Русская старина. 1877. T.XIX. С.501-538.
143. Сибирцев И.М. Исторические сведения из церковно-религиозного , быта г. Архангельска в XVII и первой половине XVIII века. Архангельск, 1894. - 128с.
144. Сибирцев М.И. Историческая записка об Архангельской духовной семинарии, читанная в собрании семинарии 12 декабря 1877 года // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1878. №5. -С. 189-202.
145. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период): Учебное пособие. Архангельск, 1996. - 142с.
146. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания: Автореф. канд. пед. наук. -М.,1995. 16с.
147. Смагина Г.И. Екатерина II о воспитании и образовании внуков. -СПб., 1994.-39с.
148. Смирнов A.B. Педагогические взгляды В.В.Крестинина // Аграрная история Европейского Севера СССР. Вологда,1970. - С.594-606.
149. Смирнов A.B. К истории зарождения сельских школ и сельскохозяйственных учебных заведений на Севере России // Вопросы аграрной истории. Вологда,1968. - С. 263-278.
150. Смирнов A.B. Школа и педагогическая мысль на Севере России в XVIII веке: Автореф. . канд. пед. наук,- М.,1961. 16с.
151. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIXb. M.,1954. - 310с.
152. Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV-XVII вв.// Педагогика. 1998. № 6. С.61-71.
153. Собрание педагогических статей о преподавании Закона Божьего протоиерея Дмитрия Соколова, отпечатанных (1861-1888г.) в различных повременных изданиях. СПб.,1900. - 383с.
154. Современные проблемы истории образования и педагогической науки / Под ред. З.И.Равкина. Том 2,- М.,1994. 140с.
155. Соколов Д.П. Исторический очерк преподавания Закона Божьего в светских учебных заведениях // Воспитание и образование. 1888. № 4-5. С.4-174.
156. Соллертинский С.А. Дидактическое значение Священной истории в круге элементарного образования: Опыт историко-критического исследования. СПб.,1883. - 370с.
157. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15-ти кн. -М., 1963. Кн. 11 (т.21-22). - 648с.
158. Справочная книга по Архангельскому городскому общественному управлению. 1870-1910 гг. Архангельск, 1910. - 722с.
159. Статистическое изображение городов и посадов Российской империи по 1825 год. СПб., 1829. - 95с.
160. Стеклов Е. Школьный апостол //Педагогика. 1998. № 2. С.64-70.
161. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.,1991. -367с.
162. Сулимов B.C. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Тюмень, 1995. -55с.
163. Сушко A.B. Духовные семинарии в России: до 1917 г. // Вопросы истории. 1996. № 11-12. -С.107-114.
164. Сысоева Е.К. К истории начального образования в России в первой четверти XIX в. (Училищный устав 1804 г.: идеи и их реализация) //
165. Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 5. -С. 14-29.
166. Торжественное открытие Ломоносовского училища в деревне Дени-совка 3 окт.1868г. Архангельск,!868. - 27с.
167. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. С. 3 - 7.
168. Труды Архгубстаткомитета за 1865 год. Архангельск, 1866.
169. Тюрин В.Г. Архиепископ Макарий исследователь культуры Русского Севера // Религиозная жизнь Архангельского Севера: История и современность. - Архангельск, 1997. - С. 160 - 166.
170. Указатель статей, помещенных в неофициальной части Архангельских епархиальных ведомостей за первые 25 лет их существования с 1888 по 1912 гг. Архангельск, 1915. -312с.
171. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия // Педагогические сочинения: В 6 т. Т.З / Сост. С.Ф.Егоров. - М.,1989. - 512с.
172. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С.Ф.Егоров. - М., 1989.-С. 358-363.
173. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6т. Т.1 / Сост. С.Ф.Егоров. - М., 1989. - С.27-57.
174. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. М., 1995. - 160с.
175. Хомяков Д.А. Православие как начало просветительно-бытовое, личное и общественное. М., 208с.
176. Цирульников A.M. Из тайных архивов русской школы. М.,1992. -119с.
177. Чарушин A.A. Народная грамотность. Запросы деревни на книгу // Известия АОИРС. 1915. № 10. С.346 - 355; № И. - С.394 - 405.
178. Человек и мир в культуре России XVIII века / Отв. ред. А.И. Есюков. -Архангельск, 1997. 199с.
179. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923.-148с.
180. Чубинский П.П. Несколько слов о народном образовании. Архангельск, 1868,- 16с.
181. Чубинский П.П. Список статей, помещенных в Архангельских губернских ведомостях по истории, географии, этнографии и статистике губернии. С 1838 по 1 января 1865 гг. Архангельск, 1866.
182. Шаляпин С.О. Религиозная ситуация на Русском Севере в исторической ретроспективе (XIII-XIX вв.) // Религиозная жизнь Архангельского Севера: История и современность. Архангельск, 1997. - С.6-22.
183. Шапкина А.П. Петербургская школа в первой половине XIX века: Автороф. . канд. истор. наук. JL, 1984. - 18с.
184. Шаповалов В. О категориях культурно-исторического процесса в России // Свободная мысль. 1993. № 6. С. 68 - 78.
185. Ширяев B.JI. Изучение истории религий как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. . канд. пед. наук. СПб., 1995. - 19с.
186. Шмеман А. Исторический путь православия. Париж, 1989. - 388с.
187. Шпак А.Н. Роль губернских статистических комитетов в развитии книжного дела в русской провинции // Книга: Исследования и материалы. Сб. LUI. M., 1986. -С.160 - 167.
188. Шперк Ф.Ф. Краткий очерк истории народного образования в г. Архангельске. Архангельск, 1905. - 95с.
189. Шперк Ф.Ф. Страничка из моих скитаний по белу свету. Архангельск, 1903. - 72с.
190. Шперк Франц Федорович (Фридрихович) // Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. 1903. Т. 39.-М., 1991.-С.827.
191. Штукенберг И.Ф. Статистические труды. Ст. 1. Описание Архангельской губернии. СПб., 1857. - 70с.
192. Щекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX веков: Авто-реф. .канд. пед. наук. Петрозаводск, 1997. - 18с.
193. Экономцев И. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лиху-дов // Православие, Византия, Россия. М.,1992 - 233с.
194. Юдин A.B. Русская народная духовная культура. М.,1999. - 331с.
195. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ПСЗРИ).
196. ПСЗРИ: 1720-1722. СПб., 1830. - Т. VI. - № 3718. Устав Духовной Коллегии-С.315-346.
197. ПСЗРИ: 1762-1765. СПб., 1830. - Т. XVI. - № Ц716. Инструкция, данная комиссии о церковных имениях. - С. 117-124.
198. ПСЗРИ: 1784-1788. СПб.,1830. - T.XXII. - № 16421. Устав народным училищам Российской Империи. - С. 646-662.
199. ПСЗРИ: 1802-1803. СПб., 1830. - Т. XXVII. - № 20334; № 20346. -О заведении в семинариях обучения медицинским наукам. - С. 204205.
200. ПСЗРИ: 1802-1803. СПб., 1830. - Т. XXVII. - № 20597. Предварительные правила народного просвещения. - С.437-442.
201. ПСЗРИ: 1808-1809. СПБ., 1830. - Т. XXX. - № 23122. Доклад об усовершенствовании духовных училищ. - С. 368-395.
202. ПСЗРИ: Собр. 2-е. СПб., 1830. - Т. Ш. - № 2502. Устав гимназий и училищ уездных и приходских. - С. 1097-1127
203. ПСЗРИ: Собр. 2-ое. СПб., 1867. - Т. XXXIX. - № 41068. Положение о начальных народных училищах. - С.613 -617.
204. ПСЗРИ: Сбор. 2-е. СПб.,1867. - Т. XXXIX. - № 40557. О преобразовании уездных училищ: Холмогорского, Шенкурского и Мезенского и приходского Пинежского и учреждении женского приходского училища в Кеми. - С. 86-87.
205. ПСРИ: Собр. 2-е. СПб., 1867. - Т. XXXIX - № 41472. Устав гимназий и прогимназий. - С.167-179.
206. ПСЗРИ: Собр. 2-ое. СПб., 1873. - Т. XXXXIII. - № 46271. Устав епархиальных женских училищ. - С.254-261.
207. ПСЗРИ: Собр. 3-е. СПб., 1887. - T.IV. - № 2318. Правила о церков-но-приходских школах. - С. 372-374.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ.
208. РГИА. Ф.730, оп. 2, д. № 1029. В комиссию об учреждении училищ из Архангельского Приказа общественного призрения. Историческая записка. - 23 л.
209. РГИА. Ф.730, оп. 2, д. № 1036. Ведомость о состоянии школ Архангельской губернии за вторую половину 1800 г. с исторической запиской. -10 л.
210. РГИА. Ф. 802, оп. 9, д. № 7. По отчету Статского советника Керк-ского о проведенной им в 1870 г. ревизии духовно-учебных заведений архангельской епархии.
211. РГИА. Ф. 802, on. 9. Отчеты IV. Раздел 1. Ежегодные отчеты по духовно-учебным заведениям Архангельской епархии. 1878/79; 1879/80; 1880/81; 1881/82 учебный годы.
212. РГИА. Ф. 803, оп. 10, ед. хр. 1. Отчет о состоянии церковноприходских школ Архангельской епархии за 1884/85; 1885/86; 1886/87; 1887/88; 1888/89; 1889/90; 1891/92 учебный годы. -л. 9-16.
213. РГИА. Ф. 803, оп. 16, д. № 177. Ведомость Архангельского Епархиального училищного Совета о церковных школах Архангельской епархии. 1903. Приложение к годовому отчету. - л.29.
214. РГИА. Ф. 809. оп. 9. д. № 20. О ревизии в 1885 году действительным статским советником Зинченко духовно-учебных заведений архангельской епархии.
215. РГИА.Ф.733. оп.117. д. № 71. Отчет Министерства Народного Просвещения за 1802г. - л.2. - Ведомость о числе народных училищ, пансионов, учителей и учеников. 1802г.
216. Фонд № 61 «Директор народных училищ Архангельской губернии»1786- 1919гг )
217. ГААО. Ф. 61, оп. 1,ед.хр. 1.-57 л.
218. ГААО. Ф. 61, оп. 2, д. №12.
219. ГААО. Ф. 61, оп. 2, д. №514.
220. ГААО. Ф. 61, оп. 1,д.№489.
221. Фонд № 73 « Архангельская духовная семинария» ( 1799- 1920гг)
222. ГААО. Ф. 73, on. 1, д. №685.-12л.
223. ГААО. Ф. 73, on. 1, д. №804.-16 л.
224. ГААО. Ф. 73, on. 1, д. № 505. 21 л.
225. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д. № 301.
226. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д. № 284.
227. ГААО. Ф. 73, оп. 1,д.№317.
228. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д.№ 269.
229. ГААО. Ф. 73, оп. 1, д. № 489.
230. Фонд № 28 « Архангельский епархиальный училищный совет»1885 1919гг)230. ГААО. Ф. 28,оп. 2,д.№13.
231. ГААО. Ф. 28, оп. 1, д. № 160.
232. ГААО. Ф. 28, оп. 2, д. № 36.
233. ГААО. Ф. 28, оп. 1,д.№225.
234. ГААО. Ф. 28, оп. 1, д. № 10.
235. ГААО. Ф. 28, оп. 1, д. № 203.