автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Общепедагогические и гуманистические идеи Абу_Наср Аль-Фараби
- Автор научной работы
- Самир Али Саид, Салам
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Общепедагогические и гуманистические идеи Абу_Наср Аль-Фараби"
На правах рукописи
САМЛР АЛИ САИД САЛАМ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУ-ЯАСР ЛЛЬ-ФАРАБИ
13. СО. 01 — общая педагогика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
КАЗАНЬ 1628
Работ з выполнена в Казанском г осу да рстзеки ом педагогическом университете.
Научный рукосодитель — действительный член МАИ,
доктор педагогических наук, профессор 3. Г. Нигматов
Офащальные оппснгяты — доктор педагогических наук,
профессор Г. А. Петрова
кандидат педагогических паук, доцент И. Р. Галгахметпоз
Eedyw.ee учреждение — Елавужскяй государственный педагогический институт
Защита состоится . ■ 1996 г.
я - 77 " пасав на злевданъи диссертационного ссьгтъ Д II 1.19 01 па защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педологических паук при Казане:.ом государеженпом по. дагог-1':е;хом унливрелтзте по адресу: 420021, г. Казань, ул. Мет-лаука. 1.
С диссертаций можно ознакомиться в библиомане педя-гогач*с.<ого университета.
Азторо/срат разослан . . сиЛыл
1006 г.
Ученмй секретарь <>яссе> та щонкого юввтя,
про« ¿ССоу
Г. С. Захаров
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Большое внимание современных исследователей привлекают проблемы истории средневекового Во стока (У-ХУП вв.). Этот научный интерес в немалой степени объясняется повышением роли стран Востока в современном мире, усилением их влияния на жизнь мирового сообщества, В го же время нельзя забывать, что многие социальные и культурные институты, обычаи и представления, которые в значительной степени определяют жизнь этих стран в наши дни, сформировались в период средневекового расцвета науки, культуры и образования.
Видное место в освоении культурного наследия народов Востока занимает изучение истории развития образования, воспитания и педагогической мысли как важнейших составных частей средневековой культуры. Лучшие представители педагогической культуры стран Востока опирались всвоих исследованиях на прогрессивные достижения философской и педагогической мысли народов Европы и Азии, что позволило им внести немалый вклад в развитие мировой педагогической мысли, выдвинуть много оригинальных идей, которые оказали большое влияние на культуру последующих эпох. По словам известного историка педагогики Е.И.Медынского "культура и просвещение Востока стояли до XIУ века много выше, нежели в странах Западной Европы, и явились одним из источников, питавших западноевропейскую культуру.
Одним из наиболее выдающихся представителей педагогической мысли средневекового Востока был знаменитый арабский ученый-просветитель, энциклопедист Абу-Нарс аль-Фараби (870-650 гг.). Он положил начало целой плеяде ученых-философов и педагогов, заложил гуманистические традиции научно-педагогических воэзТэений средневекового Востока. Последователь, интерпретатор и продолжатель идей величайших древнегреческих мыслителей, аль-Фараби еще при жизни заслужил в научном мире средневекового Востока почетное прозвище 'Второй учитель', определяющее его место
' 01ерки по истории педагогики /Под ред.Н.А.Константинова.
- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - С.21.
вслед за знаменитым Аристотелем. Неоценимо влияние аль-Фараби на развитие средневековой и последующей восточной педагогической культуры.
Предметом целого ряда научных исследований явилась жизнь и деятельность*, философское^, социально-политическое и психо л ого-педагогическое"^ творчество Абу-Нлсра аль-Фараби. Но в общем ряду научных рабог, посвященных аль-фарабн, основное место занимают философские и обше-культурные исследования. Педагогическая же деятельность и взгляды великого средневекового мыслителя, особенно их гуманистический аспект, практически не являлись предметом специального научного исследования. В то же время современное состояние педагогической науки, гуманистические и демократические тенденции развития образования и воспита-
* Гафуров Б.Г, Аль-фараби в истории культуры. - М., 1975; Захидов В.Ю. Три титана /Абу-Наср Фараби, Абу-Райхан Беруни, Абу-Апи ибн Сина/. - Ташкент, 1973; Касымжа-нов В.Л. Аль-Фараби. - Алма-Ата, 1974; Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль-фараби. - М., 1982; Машанов А.' Абу Наср Фараби //Великие ученые Средней Азии и Казахстана.-, Алма-Ата, 1965; Хайруллаёв М.М. Абу Наср фараби /Краткий очерк о жизни, деятельности и учении/. - Ташкент, 1961; Аль-Фараби. Научное творчество. - М,, 1975; Воз-враш^!^ учителя. О жизни и "творчестве Фараби. - Алма-
2 Джумбаев Ю.Д. Этические взгляды фараби //Вестник Моск. ун-та. Сер.В.Философия. - 1974,- № 2; Игнатенко A.A. В поисках счастья /Общественно-политический воззрения арабо-исламских философов средневековья/. -т.,Л98Э; Кульмурадов У. Фараби о чувственном познании//Обшест-венные науки в Узбекистане. - Ташкент, 1980. - № 8-9
о 11 ДР° Джахид А. Учение Абу Насра апь-фараби о государстве: Автореф.дисс...канд.филос.наук. - Душанбе, 1962; Джа-хид A.M. Некоторые вопросы теории государства в воззрениях Абу Насра аль-фараби. - Душанбе, 1963 и др.
4 Жарикбаев К.Б. Психолого-педагогические воззрения
Абу Насра аль-Фараби //Казахс.респ.конференция по ме-
тодике преподавания и педагогике высшей школы. - Алма-
Ата, 1969; Жарикбаев К.Б. Психологические воззрения
аль-фараби /Вопросы психологии. - М., 1974. - N° 4;
Иванов A.C. Учение апь-фараби о познавательных способ-
ностях человека: Автореф. дисс...канд.фнлос.наук. - Алма-
Ата, 1972; Кубесов А.К. Педагогическое наследие аль-Фараби. - Алма-Ата, .1989 и др.
ния в современном мире диктуют необходимость более глубокого изучения педагогического наследия ученого-гуманиста, одного из родоначальников гуманистической восточной научной традиции Абу-Насра апь-Фараби..
Необходимо более глубоко и всесторонне исследовать педагогическое наследие Абу-Насра Фарабн с точки зрения 'вечных* проблем в педагогике, осмыслить позитивный и негативный опыт постановки и решения им важнейших педагогических вопросов как в теории, так и па практике, дать ему объективную оценку, исходя из сегодняшнего уровня развития педагогической науки, не забывая при этом об исторической специфике эпохи средневековья.
Актуальность исследования заклкнается в том, что изучение данного вопроса позволит более полно представить педагогическую деятельность в средневековом Востоке, понять сущность, специфику, динамику педагогических событий этой эпохи, выяснить причины и механизмы зарождения и развития гуманистической педагогической мысли, выявить взаимосвязь педагогической мысли со всем комплексом общественной жизни.
Таким оьразом, очевидно наличие противоречия, которое обусловлено несоответствием между объективно существующим богатым и разнообразным опытом в области воспитания и образования в трудах аль-фараби и его недр статочной изученностью в то время, как этот опыт может принести известную пользу в решении важных проблем современной воспитательной и образовательной теории и практики.
Данное противоречие определяет проблему исследования - изучение педагогического наследия аль-Фараби и выявление его актуального гуманистического содержания.
Объектом исследования является педагогическое наследие апь-фараби, а его предметом - передовые общепедагогические идеи аль-Фарабн в области воспитания н образования, их актуальное гуманистическое содержание.
Цепь исследования: на основе анализа философско-педагогического наследия выделить передовые педагогические мысли великого ученого-педагога в области воспитания и образования подрастающего поколения, имеющие как истори-
- 5 -
ческое, так и актуальное гуманистическое значение.
Задачи исследования;
1. Изучить социально-исторические обшекультурные и педагогические предпосылки, источники и условия формщюва-ния педагогических взглядов аль-фараби.
2. Выявить общенаучные и социально-этическио мотодологические основы педагогических взглядов аль-фараби.
3. На основе историко-лещи^огического анализа педагогического наследия аль-Фараби выявить его прогрессивные гуманистические взгляды и идем в области воспитания и образования, имеющие историческое и актуальное научно-практическое значение.
Методологической основой исследовании явились философские законы борьбы и единства противоположностей,перехода количества в качество, отрицания отрицания, категорий возможности и действительности, причины и следствия, положения диалектического материализма о всеобщей связи и взаимообусловленности, о диалектике общего, особенного и единичного, исторического и логического, национального и общечеловеческого. Исследование опирается на методологические и теоретические основы и принципы теории и истории педагогики, в частности, на концепции гуманистического воспитания, формирования гуманистического мировоззрения, на подход к истории педагогики как части истории культуры. В сочетании с принципами историзма, научности, объективности, плюрализма, неразрывности педагогического и социокультурного, эти подходы обеспечивают выявление предпосылок, источников, условий и методологических основ формирования .педагогических взглядов аль-фараби, его прогрессивного гуманистического наследия.
Методами исследования явились изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сбор, изучение и анализ источников по теме исследования (включая поиск ранее неизученных и неопубликованных материалов), историко-логический и сравнитеЛ1 но-сопоставитепьный анализ и обобщение использованных источников, теоретический анализ, научная интерпретация и синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве. Автор стремился к широкому мно-
- 6 -
гоаспектному освещению исторического фона для раскрытия конкретно-исторических условий формирования педагогических взглядов аль-фараби, к адекватному научному отражению их прогрессивного гуманистического содержания.
В качестве источников исследования использовалась историко-педагогическая и философская литература по исследуемой проблеме, опубликованные и архивные материалы о жизни и педагогическом творчестве аль-Фараби, труды ученого и его соратников.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем было по возможности разносторонне^ с учетом целостного комплекса предпосылок, источников, условий и методологических основ исследовано и проанализировано педагогическое наследие аль-Фараби; выявлены передовые педагогические идеи ученого в области воспитания и образования: определено конкретно-историческое содержание его гуманистических педагогических взглядов; раскрыт его вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли Востока; введены в научный оборот ранее неизвестные труды аль-фараби педагогического характера, другие исторические источники, написанные на арабском языке и малодоступные широкому кругу исследователей, что способствует обогащению научного арсенала исгорико-педагогической науки.
Практическое значение исследования заключается в том, что его выводы и положения способствуют более полному и системному освещению истории педагогической мысли средневекового Востока, создают предпосылки для углубления исследовательской работы в данном направлении. Результаты исследования способствуют вооружению учителей и студентов педагогических вузов новой научно-педагогической информацией о педагогически взглядах и деятельности аль-фараби, их значении в развитии образования и воспитания стран Востока. Они могут быть использованы при создании обобщаю^ щих работ по истории педагогики Ближнего Востока, могут найти практическое применение при создании спецкурсов по истории педагогики эпохи средневекрвья Ближнего Востока и Средней Азии. Представляется также возможным использование материалов данного исследования -в лекционной пропаганде и культурно-просветительской работе, при написании
учебных и методических пособий для учителей и студентов педагогических вузов, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
На защиту выносятся:
- социально-исторические, религиозные, общекультурные и педагогические предпосылки, источники и условия формирования педагогических идей великого ученого и педагога средневековья аль-фараби;
- общенаучные и социально-этические методологические основы его педагогических воззрений;
- общепедагогические идеи аль-фараби, его передовые педагогииескис и гуманистические идеи, имеющие как историческое, так и актуальное педагогическое значение.
Достоверность результатов и обоснованность выводов. полученных в исследовании, обеспечены системой логико-методологических исходных позиций автора, широкой фактологической базой (с использованием новых историко-педагоги-ческих источников на арабском, татарском и русском языках), применением научных методов, адекватных цепи и задачам исследования.
Апробация результатов исследования.
Материалы диссертации докладывались на межвузовских, городских и областных конференциях (гг.Арск, Заинек, Казань, 1992-1995), обсуждались на кафедре педагогики Казанского государственного педагогического университета, изложены в статьях и материалах научных конференций.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой главе - 'Исторические условия и источники формирования педагогического мировоззрения Фараби' -раскрыты социально-исторические, общекультурные и педагогические предпосылки, источники и условия формирования педагогических взглядов аль-Фараби. Исследование показало, что философские, общенаучные и педагогические взгляды Абу-Насра аль-Фараби формировались и развивались в эпоху, когда Средняя Азия была завоевана арабскими феодалами и насильстьенно включена в состав арабского государства -халифата," подчинившего себе громадную территорию от Инда
- 8 -
до Атлантического океана.
Средняя Азия представляла из себя район древней цивилизации с высоким уровнем развития производительных сил - орошаемого земледелия, добычи полезных ископаемых, интенсивной торговли, разнообразных видов ремесла. В исследуемый период происходило бурное развитие феодального способа производства. Неуклонно повышалась роль городов -центров хозяйственной и культурной жизни. Началось развитие денежного хозяйства.
В то же время экономическое развитие Средней Азии сопровождалось острыми внутренними и внешними политическими процессами. Во второй половине УП - начале УШ вв. произошло завоевание Средней Азии силами арабского халифата, чему способствовала ее внутренняя раздробленность, отсутствие единства и, более того, вражда между среднеазиатскими государствами. Завоевание Средней Азии сопровождалось насильственным распространением ислама, которое проводилось с особым упорством и самыми разнообразными путями, несмотря на сопротивление среднеазиатских народов.
Социально-экономическое развитие Средней Азии и стран Ближнего Востока повлекло за собой значительный культурный подъем, который начался с конца IX в. и происходил в течение двух-трех веков. Бурному развитию духовной культуры способствовала деятельность блестящей плеяды фипосО({юв, ученых, поэтов, переводчиков, таких как аль-Хо-реэм^ ибн-Сина, аль-Бируни, Рудаки, апь-Мукаффа, Насир Хосроу и многие другие, видное место среди которых занимал аль-фарабн. Деятели культуры, науки и просвещения исследуе«.'. мого периода отпичались универсальностью, энциклопедич-ностыо, проявлявшуюся в овладении сразу несколькими науками. Именно эта универсальность позволяла им избежать однобокого взгляда на действительность, давала возможность изучать природу и человека в их целостности. В этот период появилось множество научных и художественных трудов, значительная часть которых не потеряла своей ценности до настоящего времени.
Культур« халифлта, как и все другие надстроечные явления, служила укреплению его феодального базиса. Все отрасли этой культуры (просвещение, наука, литеритура н др.)
- 9 -
были подчинены целям мусульманской религии, освящались и санкционировались ею. Она служила орудием укрепления феодальных отношений и феодального государства арабского халифата. Но в культуре исследуемого периода отчетливо <"' проступали две тенденции - реакционная и прогрессивная, включающая демократические элементы. Под влиянием идеологии антиарабских и антифеодальных движений, возрастающей роли ремесленного производства и торговли и, наконец, в сипу столкновения и взаимопроникновения различных древних культур постепенно усиливалась и развивалась, набирая новые силы, прогрессивная культура.
Важной чертой развития культуры исследуемого периода было стремление к светскому просвещению, опирающемуся на развитие светских наук. Под воздействием переводной литературы, отражающей культурные достижения прошлого, на основе обобщения опыта народных масс в области орошаемого земледелия, строительства ирригационных сооружений, ремесленного производства, торговли, на основе достижений культуры народов Ближнего и Среднего Востока в исследуемый период получает высокое развитие естественнонаучная и общественно-философская мысль. Были достигнуты значительные успехи в изучении природы, в попытках использовать ее тайны на благо человечества, что отразилось в развитии математики, химии, медицины, астрономии - естественно-научного базиса прогрессивных философских учений, в центре которых стояла проблема изучения человека и объективных явлений природы.
Соединение различных частей халифата посредством единой почтовой системы, широкое развитие сухопутной и морской торговли создали возможности для свободного продвижения по обширной территории,. Это в значительной мере способствовало возникновению и развитию историко-гео-графической литературы.
Высокого развития достигли филология, лексикология, стилистика, поэтика, риторика, а также архитектура, музыка, каллиграфия, искусство декоративного орнамента, резьба и т.п.
Поэзия исследуемого периода под воздействием идеологии народных движений, научной и общественно-философской мысли стали могучим средством выражения вольнодумья.Отражая социально-политическую жизнь эпохи, лучшие поэты и прозаики наряду с традиционными темами большое внимание уделяли описанию реальных переживаний человека, раскрытию психологии людей своей эпохи, воспевали человеческий разум.
Именно разум был выдвинут в качестве мерила всех вещей; путем воспевания могучего человеческого интеллекта, человеческих сомнений и переживаний распространялись гуманистические воззрения. Гуманизм культуры исследуемого периода выражался в восхвалении познавательных и нравственных способностей и качеств человека, в отношении к человеку как к высшему творению природы. Все это не могло не отразиться на формировании гуманистического мировоззрения аль-Фараби.
Таким образом, под воздействием народных движений и связанных с ними оппозиционных ортодоксальному исламу направлений, а также развившейся естестввшю-научной мысли я рационализма усиливалось распространение вольнодумных идей и скептицизма по отношению к религиозным догматам. Эсобенно широко вольнодумие было распространено среди передовой интеллигенции - ученых, поэтов, писателей, ибо эно давало им свободу для научной работы и творчества.
Естествознание, светская литература и другие отрасли светской культуры развивались в противовес господствовавшей идеологии в лице ортодоксального суннитского ислама, постепенно вытесняя ее и начиная играть все большую и больную роль в сфере общественного сознания. Все это имело 1резвычайно важное значение для возникновения и развития ¡шлософских учений, привело к постепенному отделению философии, опиравшейся на светское знание, от религии и стимулировало ее самостоятельное развитие.
Таким образом, в главе показано, что научное твор-^ сество аль-Фараби зижделось на прочном фундаменте демо-сратического направления культуры, науки и просвещения * :редневекового Востока, развивавшегося в условиях экономического роста, усиления ропи городов, ремесла, торговли, распространения научных знаний. В исследуемый период про- 11 -
исходило усиление рационалистического и гуманистического содержания культурной жизни Востока,. повышение ценности человеческого разума, нравственных качеств человека. Сложились благоприятные условия для развития рационаписти- -ческой и гуманистической идеологии, науки, литературы, педагогической мысли,
до второй главе - "Общепедагогические и гуманистические идеи апь-фараби" - раскрывается сущность педагогических воззрений великого средневекового мыслителя, выявлены его прогрессивные гуманистические взгляды в области воспитания и образования.
Апь-фараби оставил богатое творческое наследие. Ученый создал свой научнкй стиль, который отличался строгостью, лаконичностью и в то же время способностью глубок охватывать содержание. Многие научные труды Фараби были написаны в форме комментариев-парафразов к сочинениям великих древнегреческих мыслителей - Платона, Аристотеля и др. Но его комментаторскую работу нельзя рассматривать просто как написание объяснений и примечаний к существующим текстам. Его парафразы отражают не только тематику и общее содержание рассматриваемого сочинения, но и мысли, воззрения, идеи самого автора, избравшего данное сочинение. Комментарии Фараби имели важное значение для формирования мировоззрения прогрессивных мыслителей Ближнего и Среднего Востока, воспитания их в духе материалистических идей Аристотеля.
В то же время составление комментариев к произведениям греческих философов и написание различных сочинений о них - это лишь первый этап научной деятельности ученого, отражавший.' определенную стадию развития его философско-педагогических интересов. Фараби можно с полным основанием считать первым полностью самобытным арабо-ислам-ским философом, талантливым ученым-энциклопедистом. Из-под его пера вышли многочисленные трактаты по философии, этике, педагогике, политике, арифметике, геометрии, астрономии, музыке, физике, химии, оптике, ^медицине, биологии, лингвистике, поэтике, риторике, каллиграфии. В сохранившихся трудах Фараби содержится богатейший материал по общественно-политической и культурной жизни средневековогс Востока, поднимаются проблемы естественно-научной и фило-
- 12 -
софско-ледагогической мысли того периода. Весь обширный общенаучный багаж исследований ученого лег в основу его Педагогических взглядов.
В философских трудах Фараби был заложен мощный рационалистический и гуманистический потенциал, который проявился в его учениях о человеческом разуме, счастье, добродетелях. Видя в разумной деятельности высшее проявление творческой активности человека, ученый трактовал его жизнь как беспрерывный процесс познания, в результате которого человек совершенствуется, восходя по 'ступеням человечности' соответствующим ступеням становления разума.
Главной целью человеческого бытия фараби считал стремление к счастью, утверждал, возможность достижения его в земной жизни. По мнению ученого, в счастье концентрируется высшее благо, наивысшее совершенство, оно необходимо для ' того, чтобы человек мог жить в гармонии с самим собой. Путь к достижению счастья лежал для фараби в развитии человеческой добродетели - союза ума с сердцем, рассудочности с нравственностью, разума и хорошего нрава. Ученый утверждал возможность достижения добродетели для каждого человека путем упражнения, тренировки, выработки нравственных привычек, подчеркивая в то же время значения развития личной воли, свободы выбора, инициативы индивида. В его трудах отразилась высокая гуманистическая мечта об объединении и взаимной помощи людей и народов в целях достижения истинного счастья каждого и всех, о необходимости мирной жизни на земле, дружбы людей и народов.
Как показало исследование, педагогические взгляды фараби органически связаны и переплетены с его философскими и социально-этическими взглядами. Педагогика ученого входит в состав его гражданской или практической философии и изучает различные стороны сознательных действий и способов жизни, цепи, ради которых они совершаются, формы их проявления в человеке, методы управления ими, воспитания их, а также способы сохранения их для человека. Цепью педагогики фараби является помощь людям в их стремлении к счастью, к достижению с помощью разума и нравственности такой степени духовной культуры, которая и после смерти отдельного человека могла бы служить другим людям, человечеству.
Исследование показало, что в своих философско-педаго-гических трудах аль-Фараби ставил ряд актуальных дидактических проблем, связанных с определением предмета, задач, содержания и порядка изучения основ наук, с классификацией, систематизацией и дидактическим обоснованием наук, с использованием их для духовного и интеллектуального совершенствования людей, особенно молодого поколения. В основу классификации ученым был положен принцип сочетания гносеологического и дидактического в познании основ наук.
Уделяя особое внимание тщател^юму отбору наиболее значимых в воспитательном и образовательном смысле сведений из богатого арсенала различных наук и философии, Фараби разработал подробную дидакгико-гносеологическую классификацию современных ему наук, выявив их педагогический потенциал. Методологическими основами классификации наук и логики их изучения явились философские, психологические и педагогические взгляды ученого на процесс познания. Он утверждал динамику продвижения мысли учащегося от абстрактного к конкретному, учитывая также относительную доступность и достоверность методов получения основополагающих начал различных наук. Так, например, освоение математических наук, по мнению ученого, должно соответствовать следующему пути -от арифметики к геометрии, от геометрии к оптике, затем к астрономии, музыке, статике и науке об искусных приемах.
иосле математики Фараби предлагал приступить к освоению физики, охватывающей все естествознание и изучающей строение теп, веществ, их свойства, структуру и уровень организации, процессы движения и изменения, минералогию, ботанику, зоологию, анатомию и физиологию. Тем самым он йы-двинул принцип интеграции родственных по предмету и содержанию дисциплин, надолго опередив педагогическую теорию и практику.
Исследование показало, что в классификации наук по аль-Фараби четко прослеживается единство философского, естественно-научного:и социально-политического знания, наметившее стройную картину мира на основе тщательно разработанной теории познания и прогрессивной методологии, а также дидактические пути ее изучения. Это имело новаторское значение не только для средневекового Востока, но со- 14 -
храняет свою научную актуальность и до нашего времени.
Перу апь-фараби принадлежит множество учебников, программно-методических разработок, учебно-методических трудов, комментариев к изучению работ древнегреческих мыслителей. Каждая из его книг содержит значительный полемический потенциал, критику методологических и логических основ различных лженаук, строгие доказательства выдвигаемых научных положений. В то же время ученым теоретически обосновывался и практически реализовывапся принцип сочетания научности, доступности и посильности изложения преподносимого материала. Апь-фараби одним из первых на средневековом Востоке в своих учебно-методических сочинениях для достижения дидактических целей использовал так называемые мысленные эксперименты или опыты, превращая тем самым средства науки в дидактические средства.
Исследование показало, что развивая учения Платона и Аристотеля о цепях и средствах подведения человека к истинному счастью, апь-фараби в своих научно-педагогических трудах отводил значительное место вопросам воспитания. Он считал, что люди с равными природными способностями различаются воспитанием, что люди, получая хорошее воспитание, становятся более достойными, чем те, кто не воспитан. В системе воспитания людей особенно молодежи, апь-фараби на первое место ставил нравственное воспитание, которое, по его мнению, в значительной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства и счастья.
Мощным и эффективным средством формирования совершенного человека апь-фараби считал воспитание и обучение, благодаря которым вырабатываются нравственные и интеллектуальные качества, необходимые для молодых людей, стремящихся к достижению подлинного счастья. В педагогических воззрениях Фараби обучение и воспитание рассматривались в тесной органической взаимосвязи, но как педагогические средства предполагали свои отличительные и специфические особенности.
По трактовке аль-Фараби, обучение - это усвоение основ философии, теоретического знания. Воспитание - это деятельность учителя, наставника, преследующая цель выработать у молодого' человека определенные нравственные нормы поведения и практические навыки овладения 'ремеслом (искусством).
При воспитании нужных практических навыков, умений и хороших моральных свойств, он считал необходимым использование двух педагогических методов - мягкого и твердого -в зависимости от конкретных условий, и характера воспитуемо^ го.
Большую научную и практическую педагогическую ценность имеет учение Фараби о подобии в формировании физической (телесной) и психической (нравственной) сущности человека, в достижении совершенства тепа и совершенства нрава. Ученый ввел в свою педагогическую теорию категорию умеренности, "золотой середины". Он уподобляет действия врача, выясняющего истоки и объективные условия болезни, чтобы определить точную меру лечебного воздействия, и действия педагога, учитывающего конкретные условия, в которых происходит педагогический процесс, и особенности воспитуемого, чтобы на этой основе определить идеальную меру педагогического воздействия, не являющегося ни чрезмерным, ни не-, достаточным.
Аль-Фараби разработал оригинальный метод ("искусный прием") воспитания нравственных качеств личности путем первоначальной диагностики недостаточности или чрезмерности проявления того или другого душевного свойства с последующим воздействием на это свойство противоположным путем для его уравновешивания, приведения к норме. Среди других методов воспитания исключительное значение у фараби имеют систематические и последовательные упражнения в нравственных и эстетических действиях, поступках.
Аль-Фараби внес значительный вклад в разработку требований к воспитателю - правителю нравов и характеров людей. Так, им были выявлены двенадцать качеств, необходимых для воспитателя и относящихся к его здоровью, уму, памяти, речи, педагогической направленности, нравственной сфере личности.
В научно-педагогических сочинениях алъ-фараби придается исключительное значение эстетическому воспитанию, особенно музыкальному, чью роль в формировании личности ученый оценивал очень высоко.
Исследование показало, что одним из главных- путей
достижения счастья апь-Фараби считал обучение, сопровождаемое умственным воспитанием и тесно связанное с нравственным формированием личности. Именно в сочетании теоретического, умственного осмысления нравственных ценностей, благодатной нравственной почвы теоретического знания, а также нравственно-практического воплощения осваиваемых добродетелей ученый видел гарантию успеха педагогической деятельности.
Апь-Фараби успешно синтезировал гносеологический и дидактический подходы к осмыслению процесса обучения, базировал логику учения, усвоения новых знаний на началах теории познания. Основами методики обучения он считал диалектическое сочетание анализа и синтеза, индукции и дедукции, неуклонное соблюдение принципов последовательности и систематичности, сознательности и проблемности. Одними из излюбленных методов обучения Фараби быпи наблюдение, опыт, эвристическая беседа, переходящая в учебную дискуссию. Ученый выдвинул важные педагогические требования к учителю (недопущение ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства), а также к обучаемому (настойчивость, правдолюбие, патриотизм, отсутствие эгоизма, скромность, принципиальность, стремление к совершенствованию и т.д.).
Таким образом, во второй главе раскрывается тот значительный творческий вклад, который внес апь-Фараби в развитие не только восточной, но и мировой педагогической мысли, продемонстрировано величие его общепедагогических и гуманистических идей, их непреходящая теоретическая и прак-тическая^ ценность.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.
Исследование показало, что научно-педагогическое творчество аль-фараби основывалось на прочном фундаменте передовой демократической и гуманистической культуры, науки, просвещения средневекового Востока, которые способствовали созданию благоприятных условий для развития рационалистической и гуманистической идеологии, науки, литературы, педагогической мысли.
Исследование выявило богатейший общенаучный и социально-экономический фундамент педагогических взглядов
- 17 -
апь-фараби. Ученый выработал глубоко оригинальную, соответствующую духу своей эпохи гуманистическую по своей сути систему взглядов на человека и общество. Вместо божественного предначертания главной силой, направляющей развитие общества, Фараби объявил человеческий разум и мудрость, вместо слепой веры в бога решающую роль отвел науке и знанию. Вместо воли бога определяющей в теории мыслителя выступила воля человека, вместо потустороннего счастья было предложено реальное счастье. Целью педагогики он считал помощь людям в их стремлении к счастью.
Апь-фараби был великим гуманистом, будущее общество он представлял без войн, нищеты и эксплуатации, мечтал о всеобщем счастье, торжестве справедливости, равенстве, дружбе, взаимопомощи, о высококультурном едином обществе на земле. Единственный путь к этому обществу он видел не в соблюдении велений бога, всевозможных религиозных предписаний, а в науке и знании.
Результаты исследования показывают, что в своих фи-лософско-педагогических трудах апь-фараби ставил и решал целый ряд актуальных педагогических проблем. Им была осуществлена дидактико-гносеологическая классификация, систематизация и дидактическое обоснование современных ему наук, с определением их предмета, задач, содержания и порядка изучения; создано множество учебных и методических работ, программно-методических разработок, комментариев к изучению трудов древних мыслителей, построенных на сочетании строгой научности и доступности, разработана логика процесса усвоения новых знаний, разрабатывались проблемы совершенствования методов обучения. Значительное место в своих фипософско-педагогических грудах аль-фараби отводил проблемам воспитания, основу которого он видел в неразрывной связи с обучением, в сочетании формирования телесного, умственного, нравственного и эстетического совершенства в человеке.
Методика обучения и воспитания аль-фараби базировалась на поиске необходимой меры педагогического воздействия, "золотой середины", которая была бы способна восстановить утраченное равновесие физического или духовного в человеке, устранить недостаточность или чрезмерность проявления того
- 18 -
или иного человеческого свойства, Методологический принцип "золотой середины" был положен и в основу педагогических требований к учителю и воспитателю, а также к обучаемому.
Таким образом, результатом исследования явилось решение всех исследовательских задач, реализация поставленной научной цели. Трудно переоценить роль Абу-Насра аль-Фарабн в истории развития не только восточной, но и мировой педагогической мысли как великого ученого-гуманиста, проповедовавшего светлые идеалы человеческого счастья, добродетели, разума. Но ограничившись новаторской философской разработкой этих проблем, аль-Фараби проявил себя и талантливым педагогом-теоретиком, методистом и учителем-практиком. Именно в воспитании и обучении видел он путь к совершенствованию каждого отдельного человека и человеческого общества, достижению человеческого счастья, мира и дружбы на земле.
Его новаторские педагогические идеи вдохновляли не одно поколение восточных педагогов-мыслителей и практиков. В то же время они не потеряли своей научно-педагогической актуальности до наших дней, так как в них заложен большой гуманистический потенциал, поставлен ряд важных педагогических проблем, которые не решены окончательно и сегодня. Это в первую очередь аксиологические педагогические проблемы счастливого и разумного воспитания, проблемы комплексной интеграции научного знания как основы содержания образования, проблема меры педагогического воздействия на воспитанников и др. Научно-педагогическая актуализация важных методологических и теоретических педагогических подходов, разработанных аль-тфараби,-должна стать предметом дальнейших научных исследований на стыке истории и теории педагогики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Культурные и научные связи Волжской Булгарнн с Ближнем Востоком в 1Х-ХШвв. /'/ Тезисы международной конференции "Педагогические условия внедрении гуманистических традиций народной педагогики в школьную практику".
- 1 9 -
- Заинек, 1995. - С.38-37 /в соавторстве/.
2. Значение культурных традиций как средства нравст- . венно-эстетического воспитания//Тезисы межвузовской научно-практической конференции 'Современная сельская школа: реалии и перспективы*. - Елабуга, 1993. - С. 170-172.
3. Мусульманская модель национального воспитания и образования.//Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 'Народная педагогика - основа воспитания'. - Казань, 1993. - С.116-118.
4. Аль-Фараби - педагог и гуманист //Тезисы международной научно-практической конференции *В будущее, сохраняя народные педагогические традиции*: Казань, 1998. -С.7-10.