автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Обучение и воспитание воинов армии Арабского Халифата конца VI века - середины XIII века
- Автор научной работы
- Журавлев, Игорь Владимирович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Журавлев, Игорь Владимирович, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Историко-педагогический анализ подготовки воинов арабов конца 6 века по 661 г.
§ 1. Содержание традиционного обучения и воспитания воинов арабов до возникновения мусульманства.
§ 2. Особенности военного обучения и воспитания арабов в период становления ислама.
Глава II. Исследование специфики и выявление основных тенденций подготовки воинов армии Арабского Халифата в период становления государственности(661-750 гг.)
§ 1. Влияние организации армии Арабского Халифата на обучение и воспитание воинов в период правления династии
Омайядов.
§ 2. Специфика воспитания воинов армии Халифата в период становления государственности.
§ 3. Основные тенденции и особенности развития обучения воинов мусульман периода формирования общественной системы Халифата.
Глава III. Обоснование особенностей и содержания подготовки воинов армии Арабского Халифата в период развитой государственности (750-1258 гг.)
§ 1. Характеристика армии Арабского Халифата периода развитой государственности.
§ 2. Особенности воспитания воинов Халифата в период развитой государственности.
§ 3. Анализ обучения воинов Халифата в УП-ХШ вв.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Обучение и воспитание воинов армии Арабского Халифата конца VI века - середины XIII века"
Актуальность проблемы. Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации происходит на фоне сложных политических, экономических, социальных и духовных процессов. Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы в армии и на флоте предполагает учет не только современных тенденций, но и глубокий анализ военно-педагогического прошлого, включающего в себя как отечественный, так и зарубежный опыт. Свидетельством этого является проведенный в последние годы анализ подготовки воинов в армии дореволюционной России1. Он позволил сформировать у военных ученых и практиков цельное представление о сильных и слабых сторонах опыта прошлого, выявить целый ряд закономерных зависимостей между качеством подготовки личного состава и различными факторами воинской действительности.
Однако вне научного поиска оказался опыт обучения и воспитания воинов в азиатских странах, хотя в последние годы и мировому сообществу, и Вооруженным Силам Российской Федерации приходится вступать в вооруженное противоборство с воинскими формированиями, включающими в себя представителей исламского мира. Многие проблемы в деятельности командиров и начальников вызваны незнанием исторических корней ислама и особенностей их влияния на обучение и воспитание военнослужащих. Не всегда удается с позиций рационалистического европейского мышления понять замысел, планируемые действия противника, которые в большей степени опираются на эмоциональную сферу человека. Об этом наглядно свидетельствуют боевые действия на Ближнем Востоке (Ирак) в Чечне и Югосла
См.: Иванов Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров Российской армии XVIII начала XX века (историко-педагогический анализ): Дис. канд. пед. наук. - М.,1994; Земсков Д.И. Военно-педагогические взгляды и деятельность М.И. Драгомирова: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994; Алехин И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в ХУШ веке: Дис. канд. пед. наук. - М., 1995 и др. вии1. Как показало исследования, в учебных программах ВУЗов и учебниках по истории военной педагогики фактически эти стороны не освещаются и поэтому не случайно более 78% опрошенных офицеров Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации, Военного университета ничего не могли сказать о школе подготовки воинов армии Арабского Халифата.
Кроме того, актуальность данного исследования продиктована необходимостью глубокого изучения роли ислама в объединяющем воздействии мусульманской веры на многие народы нашей страны. Сохранение единства и целостности Российской Федерации настоятельно требует учета особенностей национальной психологии, уяснения специфики различных течений в исламе и их влияния на население ряда регионов. Анализ показывает, что, наряду с проблемами экономического и политического характера имеет место игнорирование особенностей религиозных и социальных ценностей этих народов. Немногие понимают, что мусульмане видят цель и смысл жизни человека в стремлении к единству с окружающим целым (единству части и целого, совокупности частей), отражающим смысл понятия "любовь". Здесь состояние единства есть состояние любви, подсознательная оценка такого состояния - есть чувство любви. Стремление к единству реализуется в стремлении к тем нормам, которые сформировались у человека в различных сферах его сосуществования с общим целом.
Необходимость обращения к данной теме диктуется и необходимостью развенчания некоторых научных подходов, в которых скептически оцениваются роль и влияние арабского мира на развитие мировой цивилизации. В зарубежной научной литературе укоренилась концепция "европоцентризма",
1 См.: Вронский В. Чечня //Безопасность и жизнь. -1995.-№2 -С. 25-31
2 См.: Шмидт К. История педагогики: В 4-х томах /Пер. с нем. 3. Циммермана, 3-е изд. -M., "К.Т. Солдатенков", 1877; Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. - М.: Наука, 1976; Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. - М.: Наука, 1976; R.d'Erlfhger. La musique, T.l, Paris, 1930; Nakosteen M. History ofthe islamic origins of Western education считающая столбовой дорогой развития философской и педагогической мысли только Европу, отрицая по существу все культурные достижения Востока. Западные исследователи пытаются отрицать тот важный исторический факт, что эпоха Возрождения Европы многим обязана культурным традициям ара-бо-мусульманского региона, изображая дело так, будто все положительное в области науки, искусства шло только с Запада, а все консервативное и ирра-ционалистическое с Востока. Выявлению несостоятельности таких утверждений может способствовать изучение и научный анализ истории педагогической мысли и практики арабо-мусульманских стран, опыта подготовки многих поколений воинов.
Изучение степени разработанности данной темы показывает, что отдельные вопросы формирования армии Арабского Халифата и развития в ней военного дела изучались отечественными и зарубежными исследователями. Значительный вклад в изучение арабо-мусульманского средневековья внесли такие крупные ученые-историки, как академик В.В. Бартольд, известный иранист Е.Э. Бертельс, а также И.Ю. Крачковский, В.Р. Розен, Л.И. Надирадзе и ДР-'
Определенный интерес представляют и исследования, выполненные Е.А. Беляевым, М.В. Каримовым, В.В. Кучмой и др., в которых предприняты попытки анализа некоторых сторон развития военного дела в арабских странах2.
A.D. 800-1350,- Boulder, 1964; H.Terrass. Histoire du Maroc. Casablanca 1954; N. Fris, F.Lokkegaad. Islamic Taxation ib Classic Period. Copenhageb, 1950; Tibawi A.L. Muslim education in the Golden age of the Caliphate //Islamic Culture.- 1954.- Vol. 28 J. Karabacek. J Krall, К. Wessely. Papyrus Erzherrog Rainer, Fuhrer durch die Ausstellung. Wien 1894.
1 См.: Бартольд B.B. Работы по истории Ислама и Арабского Халифата: Соч. в 9 томах. -М.: Наука, 1996; Крачковский И.Ю. Очерки по истории русской арабистики: В 2 томах. - М.: Мысль. 1976; Надирадзе Л.И. Проблемы феодальных отношений в Халифате YII-IX вв.: Дис. докт. истор. наук. - М., 1975;
2 См.: Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье: Дис. канд. ист. наук. - М., 1966; Кучма В.В. Военное дело в Византии по "Тактике Льва": Дис. канд. ист. наук. - Свердловск, 1966;
В общей педагогики выделяются работы Р.А.Камаевой, Г.Б. Корнето-ва, А.К. Куббесова, С.Р. Рахимова, Х.Х. Таллашева и др.1, в которых затрагиваются различные аспекты обучения и воспитания в арабских странах на разных исторических этапах. Однако и в них оказались обойденными вопросы обучения и воспитания воинов Арабского Халифата, которые по уровню своей подготовленности превосходили личный состав многих армий того времени.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость, а также слабая разработанность в военно-педагогической науке проблемы развития обучения и воспитания воинов Халифата обусловили выбор ее в качестве темы кандидатской диссертации.
Объект исследования - исторический опыт обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата (У1-ХШ вв.).
Предмет исследования - основные тенденции и особенности обучения, воспитания воинов Халифата.
Цель исследования - выявить содержание, особенности обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата и определить возможности использования ведущих идей в деле обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать содержание и особенности подготовки воинов-арабов до ислама и в период его формирования.
2. Выявить основные тенденции и специфику подготовки воинов Арабского Халифата в период становления государственности.
1 См.: Таллашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья: Дис. канд. пед. наук. -Ташкент, 1989; Корнетов Г.Б. Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе: Дис. канд. пед. наук.- М., 1988; Рахимов С.Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн-Сины: Дис. канд. пед. наук.- Ташкент, 1964; Куббесов А.К. Педагогическое наследие аль-Фараби: Дис . канд. пед. наук,- Алма-Ата, 1989; Нурсутдинова З.Т. Научная деятельность и педагогические идеи Абу Райхана Беруни: Дис. канд. пед. наук,- Ташкент, 1982 и др.
3. Обосновать содержание, особенности подготовки воинов Халифата в период развитой государственности и разработать практические рекомендации по использованию этих идей в современных условиях.
Замысел исследования состоял в том, чтобы проанализировать исторический опыт подготовки воинов армии Арабского Халифата (У1-ХШ вв.), выявить основные тенденции и специфику формирования школы обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата, обосновать особенности содержания обучения и воспитания воинов ислама и предложить способы использования прогрессивных идеи того времени в современной теории и практики военной педагогики. Предполагалось, что реализация указанного замысла возможна на основе историко-педагогического анализа содержания и особенностей подготовки воинов ислама; выявления основных тенденций и специфики воинов армии Халифата; осуществления сравнительного анализа подготовки воинов Арабского Халифата с обучением и воспитанием воинов западных государств.
Методология и методы исследования. Специфика военного историко-педагогического исследования заключается в: установлении объективного подхода к анализу конкретного исторического материала, определении принципов "организации" материала, его объективного отбора и осмысления; классификации непосредственных объектов исследования, выделении наиболее существенных компонентов; нахождении и различении в историко-педагогическом материале общего, особенного, единичного. Автор стремился преодолеть подход к конкретно-историческому материалу как к аморфной массе случайностей и, обнаружив внутреннюю логику движения, выявлял и обосновывал тенденции развития военно-педагогической мысли.
В диссертации исследуются историко-педагогические проблемы с позиций диалектического развития - как теории и метода познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. Методологической основой исследования выступают положения материалистической диалектики; конкретно-исторический подход к анализу педагогических явлений; взгляды классиков отечественной и зарубежной педагогики, психологии и естествознания на человека, как целостную неотъемлемую часть объективного мира. При этом учитывались отдельные теоретико-методологические положения ученых мусульманского средневековья, основанные на примитивном материалистическом естествознании. В исследовании использован широкий пласт литературных источников: средневековые мусульманские трактаты по военному делу1; мусульманские классические тексты теоретико-методологического характера2; работы современных исследователей истории военного дела арабского мира.
Изучение историко-педагогических явлений с позиций материалистической диалектики позволило выявить их качественное своеобразие, связи с другими общественными явлениями и процессами. В частности благодаря применению принципов диалектического и исторического материализма удалось рассмотреть обучение и воспитание воинов Халифата в тесной связи с конкретными историческими условиями общественной жизни Халифата, осуществить историко-педагогический анализ содержания обучения и воспитания воинов армии Халифата, его методики в постоянном изменении и развитии, выявить присущие внутренние противоречия процесса обучения и воспитания воинов Халифата и пути их разрешения.
Основными принципами историко-педагогического исследования обучения и воспитания воинов Арабского Халифата являются: принцип историзма, научной объективности, всесторонности и конкретности, постановки и
1 См.: Трактат о военном искусстве. Рукопись, Фонды ИВ РАН. Инв, № 603 на ар. языке; Персидский трактат по военному искусству XII века. Рукопись. Фонды ИВ РАН. Инв. №1234/111 на перс, языке и др.; Приложение №1.
См.: Джами А. Книга назиданий. Рукопись. Фонды ИВ АН Республики Узбекистан. Инв. № 505/III на ар. языке; Ат-Тутси, Насир ад-Дин. Наставление обучаемуся на пути обучения. Фонды. ИВ АН Республики Узбекистан. Инв. № 6440 на ар. языке, и др.; Приложение №1. решения наиболее актуальных проблем, доказательности, научного предвидения и др.1
В ходе исследования автор использовал методологические и теоретические основы и принципы теории и истории военной педагогики, в частности принцип гуманистического воспитания, формирования гуманистического мировоззрения, аксиологический подход к исследованию историко-педагогических проблем, подход к истории педагогики как части истории культуры. В сочетании с принципами историзма, научности, объективности, плюрализма, неразрывности процесса педагогического и социокультурного, эти подходы обеспечивали выявление предпосылок, источников, условий и методологических основ формирования военно-педагогических взглядов2' .
Методами исследования являлись изучение и теоретический анализ философской, исторической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сбор, изучение и анализ источников по теме исследования, ис-торико-логический и сравнительно-сопоставительный анализ, и обобщение использованных источников, теоретический анализ, научная интерпретация и синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве.
Автор стремился к широкому многоаспектному освещению исторического фона для раскрытия конкретно-исторических условий возникновения и формирования военно-педагогических идей исследуемого региона и исторического периода, к адекватному отражению их содержания.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1991-1993 гг.) был посвящен сбору информации и изучению древних трактатов исследуемого исторического периода и региона.
1 См.: Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М.,1987. - С.29-30.
2 См.: Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. - М., 1982. - С. 233-234.
Второй этап (1993-1996 гг.) включал предварительный анализ и систематизацию военно-педагогического наследия Арабского Халифата, определение уровня научной разработанности проблемы, формулирование замысла исследования.
В ходе третьего этапа (1996-1999 гг.) осуществлялось обобщение полученных теоретических данных, обсуждение результатов исследования в педагогических коллективах, общественных организациях в форме семинаров, рецензирования публикаций диссертанта по исследуемой проблеме, литературное оформление диссертации.
Общий объём исследования характеризуется следующими показателями: изучено более 40 древних трактатов исследуемого исторического периода и региона, а также около 150 современных литературных источников по основным и смежным проблемам исследования; проведены беседы и опросы специалистов, занимающихся данной проблематикой и смежными дисциплинами, с педагогами, историками, литературоведами, геральдистами, религиозными деятелями и мусульманами, посещающими московские мечети. В них приняло участие более 50 человек. Опрошено более 200 офицеров из войск и слушателей Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации, Военного университета, Военной академии химической защиты и других ВУЗов Министерства Обороны Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в том, что впервые на основе оригинальных источников, в том числе арабского происхождения, современных достижений российской истории военной педагогики всесторонне и комплексно исследована самостоятельная проблема - исторического опыта обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата периода "Классического Ислама"(УТ-ХШ вв.), в ходе которого:
1. Проведен обстоятельный историко-педагогический анализ подготовки воинов-арабов конца YI века и первых двух третей YII века: а) раскрыто содержание традиционного обучения и воспитания воинов арабов до возникновения мусульманства; б) показаны особенности военного обучения и воспитания арабов в период становления ислама;
2. Выявлены специфика и основные закономерности развития подготовки воинов Арабского Халифата периода формирования государственности: а) показано влияние организации армии Арабского Халифата на обучение и воспитание воинов в период правления династии Омайядов; б) раскрыта специфика воспитания воинов Халифата в период становления государственности; в) выявлены основные тенденции развития обучения воинов мусульман периода формирования общественной системы Халифата;
3. Сформулированы особенности подготовки воинов армии Арабского Халифата в период развитой государственности, прослежены изменения в характере воспитания и обучения воинов, обусловленные ходом исторического развития общественной системы Халифата и разработаны практические рекомендации по использованию этих идей в современных условиях: а) дана характеристика армии Арабского Халифата периода правления династии Аббасидов. Определены принципы комплектования, исследована структура армии и способы управления войсками, обозначены проблемы подготовки воинов; б) показаны особенности воспитания воинов Халифата в период развитой государственности; в) проанализировано обучение воинов Халифата в УИ-ХШ вв.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на выявление основных тенденций и особенностей подготовки воинов армии Арабского Халифата в ходе развития социальной системы. Исследование способствует преодолению «европоцентризма» в отечественной военной педагогике на основе осуществления сравнительного анализа обучения и воспитания воинов Халифата с западными школами. Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в обучении и воспитании воинов в современной армии России.
Исследование может также служить совершенствованию профессиональной подготовки военно-педагогических кадров, пропаганде педагогических знаний. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебных пособий, спецкурсов и спецсеминаров в образовательных учреждениях профессионального типа, в работе научных сотрудников, адъюнктов, преподавателей.
На защиту выносится ряд положений.
1. Проанализированные содержание и особенности подготовки воинов арабов до ислама и периода становления ислама: а) традиционность подготовки воинов арабов - обучать и воспитывать так, как это предписано предками; б) чисто реалистическая, практическая направленность обучения и воспитания воинов; в) стихийно-ситуативная практика обучения и воспитания воинов арабов.
2. Выявленные тенденции и специфика подготовки воинов Халифата периода становления государственности: а) преемственность военно-педагогической мысли Мухаммеда и первых четырех праведных халифов в обучении и воспитании воинов, исходя из положений мусульманского права, учета национальных, психологических особенностей и исторических традиций арабов; приоритет идей патриотизма в системе моральных ценностей воина и развитие их в военных условиях; б) основные педагогические категории и понятия, активно использовавшиеся в Халифате; в) совокупность педагогических взглядов и особенности деятельности властелинов и "военных педагогов" армии Арабского Халифата;
3. Обоснованное содержание и особенности подготовки воинов Арабского Халифата периода развитой государственности. Проанализированные изменения в характере обучения и воспитания воинов Халифата, обусловленные ходом исторического развития общественной системы Арабского Халифата и разработанные практические рекомендации по использованию этих идей в современных условиях: а) окончательный переход от стихийно-ситуативной практики обучения и воспитания воинов к созданию военно-педагогической школы регулярной армии, подготовки командных кадров и мобилизационного резерва; б) активное использование военной мысли соседних империй, преломленной через призму национальных особенностей и исторических традиций арабов; в) учет результатов боевых действий в практике обучения и воспитания воинов, правовое закрепление содержания, организации и методики обучения и воспитания воинов; г) преемственность в понимании "самобытности" арабов, приоритете идей патриотизма в системе моральных ценностей, проявившихся в деятельности прогрессивных умов Халифата, определяющее влияние педагогической практики на развитие теоретических идей в сфере обучения и воспитания воинов.
Апробация исследования. В ходе исследования издано два методических пособия, подготовлено 7 научных сообщений на международных конференциях Всероссийского Геральдического Общества (от секции военной символики). Основные положения исследования излагались в 4 статьях в журнале "Гербовед". Общий объём публикаций составляет более 8 п.л. В настоящее время в Общевойсковой академии готовится к печати пособие (в соавторстве) объемом 5 п.л. Автором проводились лекционнопрактические занятия (более 60 часов) с экологами, проходящими специальную подготовку в лаборатории экологического мониторинга ЦПК им. Ю.А. Гагарина, по теме: "Психоаналитическая коррекция стрессовых состояний" и "Уверенное прогнозирование и нейтрализация критических ситуаций", в которых нашли отражение некоторые выводы и рекомендации диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Глава I. - Историко-педагогический анализ подготовки воинов арабов с конца YI века по 661 г. Глава II. - Исследование специфики и выявление основных тенденций подготовки воинов армии Арабского Халифата в период становления государственности (661-750 гг.). Глава III. - Обоснование содержания и особенностей подготовки воинов армии Арабского Халифата в период развитой государственности (750-1258 гг.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ
Этапы становления и развития военного обучения и воспитания Халифата показывают, что они отражали происходящие социально-экономические, политические изменения в обществе и проявлялись в обосновании новых методов, форм и приёмов подготовки, совершенствовании традиционных. Многие из них позволяли формировать у воинов повышенную психологическую устойчивость, умение снимать негативные эмоции за счет проявления чувства интеллектуальной самоуверенности и способности самостоятельно решать широкий круг психоаналитических задач, управлять своими эмоционально-психофизиологическими и биоэнергетическими состояниями. Основной упор делался на воспитании у воинов патриотических чувств, преданности государству и готовности сражаться за него.
Содержание обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата было комплексным и включало в себя военно-профессиональную, физическую, нравственную, психологическую подготовку. Подготовка имела плановый, организованный характер и отличалась определенным гуманизмом, учетом индивидуальных особенностей воинов, разработанностью учебно-познавательных стимулов.
Методика обучения и воспитания предусматривала широкое применение теории и практики внушения в педагогическом процессе. Выявив некоторые универсальные закономерности развития материи и общества, арабы средневековья создали уникальную систему пролонгированного обучения, имеющую, по аналогии с программированием, жестко фиксированное количество приемов, четкую последовательность действий.
Предринятые шаги по созданию командных кадров позволили создать систему их подготовки, которая отличалась многоуровневостью, этапностью и давала возможность оперативно восполнять их потери в необходимом количестве.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В целях усвоения и использования в Вооруженных Силах РФ передового опыта военного обучения и воспитания Халифата целесообразно: 1. В практике обучения и воспитания личного состава а) Главному управлению воспитательной работы предусмотреть включение в комплексные планы формирования у воинов профессионально важных качеств перечня педагогических и организационных мер, позволяющих повысить саморегуляцию организма в различных ситуациях. (См.: Приложение № 4). В целях ознакомления военнослужащих армии и флота с методиками проведения этой работы опубликовать соответствующую подборку статей в журнале "Ориентир"; б) при планировании общественно-государственной подготовки в 1999/2000 учебном году включить тему: "Особенности деятельности офицерских кадров по учету и реализации в подготовке личного состава военнопедагогических идей периода становления и развития Арабского Халифата. Шире показывать специфику обучения и воспитания в иламском мире, использовав для этого положения диссертации. в) командирам частей (соединений) конкретнее учить сержантов (старшин) практике работы по обучению и воспитанию воинов, исповедующих Ислам. С этой целью организовать проведение инструкторско-методических занятий по предупреждению и нейтрализации неуставных отношений в среде военнослужащих, а также преодолению критических и экстремальных ситуаций, положив в основу приложение №6 диссертации; г) в физической подготовке шире использовать приемы и способы физических упражнений, предусматривающих развитие способности управлять своими эмоциональными, психо-физиологическими и биоэнергетическими состояниями, стойкое перенесение различных нагрузок, использовав для этого приложении № 4,6.
2. В системе военного образования: а) в ВУЗах Министерства Обороны Российской Федерации внести изменения в тематические планы и программы, включив в них темы, раскрывающие особенности обучения и воспитания в армии Арабского Халифата. Это позволит преодолеть европоцентризм в подаче исторических материалов и сформировать у слушателей (курсантов) цельное видение культурологических и психолого-педагогических проблем; б) предусмотреть проведение со слушателями (курсантами) факультативных занятий, целью которых является вооружение будущих офицеров методиками решения психоаналитических и педагогических задач, вытекающих из материалов диссертационного исследования; в) для комплексной подачи материалов, сочетающих в себе проблемы религиоведения, истории, управления психическими проявлениями на кафедрах общегуманитарных и социально-экономических дисциплин использовать учебные модули.
3. В развитии военно-педагогической науки а) внести изменения в понимание военно-педагогического процесса с учетом выявленных научных идей и методов обучения и воспитания воинов Арабского Халифата в период с по XIII век; б) при раскрытии исторических военно-педагогических проблем добиваться показа приоритета идей патриотизма в системе моральных ценностей и оценочных норм, использовав для этого опыт воспитания воинов-арабов; в) анализ достижений зарубежной военной мысли осуществлять путем сравнения с опытом подготовки войск в Халифате.
Дальнейшую разработку научной проблемы следует вести по следующим направлениям: сравнительный анализ школы обучения и воспитания воинов Халифата с западноевропейскими школами; сравнительный анализ Русской военной школы с мусульманской; проблемы и противоречия в развитии школы обучения и воспитания воинов Халифата; педагогические основы обучения воинов Халифата; развитие теории и практики подготовки офицерских кадров в армии Арабского Халифата; педагогические основы деятельности офицерских кадров Халифата по обучению и воспитанию воинов; проблемы патриотического воспитания мусульман в деятельности военачальников Халифата и др.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Журавлев, Игорь Владимирович, Москва
1. Использованные диссертации:
2. Асадов Фарда Магерам Оглы. Армия в социально-экономической системе Халифата в VIII начале X вв.: Дис. канд. ист. наук. -Л., 1987.
3. Аль-Ахмуд Адеяв. Развитие системы административного управления в Амейядском Халифате 660-750 гг. н.э.: Дис. канд. ист. наук. -М., 1995.
4. Байрамова Нушаба Кязим кызы. Аббасидский Халифат накануне монгольского нашествия, время правления Халифа Ан-Насира ли-дин Аллаха (1180-1225): Дис. канд. ист. наук. -Ташкент, 1965.
5. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье.: Дис. . канд. ист. наук. -М., 1966.
6. Ганиев А.Г. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Садриддина Айни: Дис. . канд. пед. наук. -Ашхабад, 1961.
7. Ибрагим Мустафа Аль Махмуд. Военное искусство Арабов в крестовых войнах 12 века: Дис. канд. филос. наук. -М., 1994.
8. Камаева Р.А. Развитие школы и педагогической мысли в Иране в 911 веках: Дис. канд. пед. наук. -М., 1989.
9. Ефимов М.В. Завоевание восточных провинций Византии арабами в середине VII века: Дис. канд. ист. наук. -М., 1986.
10. Корнетов Г.Б. Становление и развитие воспитания в доклассовом обществе: Дис. канд. пед. наук. -М., 1988.
11. Куббесов А.К. Педагогическое наследие аль-Фараби: Дис. . канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1989.
12. Кучма В.В. Военное дело в Византии по "Тактике Льва": Дис. . канд. ист. наук. -Свердловск, 1966.
13. Миртурсинов З.Ф. Педагогические взгляды Хамзы Хаким-заде Ниязи: Дис. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1954.
14. Мустафа Аль Шейх. Военная организация Арабского Халифата 632-661 гг. н. э.: Дис. канд. истор. наук. -М. 1998.
15. Надирадзе Л.И., Проблемы феодальных отношений в Халифате 7-9 вв.: Дис. докт. истор. наук. -М., 1975г.
16. Нурсутдинова З.Т. Научная деятельность и педагогические идеи Абу Райхана Беруни: Дис. канд. пед. наук. -Ташкент, 1982.
17. Рахимов С.Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сины: Дис. . канд. пед. наук. -Ташкент, 1964.
18. Сагадаев А.В. Из исторической мысли народов Ближнего и среднего Востока: Дис. канд. филос. наук. -М., 1964.
19. Таллашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья: Дис. канд. пед. наук. -Ташкент, 1989.
20. Хайрулеев М. Педагогические и психологические взгляды Ибн Сины: Дис. канд. пед. наук. Баку, 1957.
21. Хусанхаджиев И. Навои о воспитании и обучении: Дис. . канд. пед. наук. -Ташкент, 1962.2. ДРЕВНИЕ АРАБСКИЕ РУКОПИСИ
22. Аль Хавиз. Шамс Аб-Дин аль дахаби. Каир.: Дом египетской книги, ф. история, д. 596.
23. Аль Хассан аль Абассий (Аль Хассан ибн Абдуллах Мухаммад). Ассар альуал фи тадбир альдуал. Рукопись. Архив военного музея Каира № 383.
24. Аль. Хирсамий. Мухтасар фи сисат альхуруб. -Каир.: Архив Лиги арабских стран. Рукопись № 844.
25. Ас Сархцси шарх ас-аей аль кябир. -Дамаск.: Библиотека Аз-Захария, ф. фака ханафи, N 15.
26. Ат тараблуси тухфа аль маджахадии филь амаль фи маядин. -Халеб.: Библтотека Аль-Ахмедия.
27. Ибн аль Джиаан (Шараф Ад-Дин бен Макер 855 хиджри). Аль каул аль Мустазраф фи сафар мавлана аль ашраф. -Каир.: Библиотека французского университета.
28. Ибрагим аль Жанбали. Шираф вль-кулюб фи манакиб ибн Айюб. -Дамаск, библиотека Аль Мажима аль Ильми.
29. Ибн аль Фурат. Тарих ад дуваль ва мулюк. -Каир.: Дом египетской книги, ф. история, д. 1343.
30. Ибн Махзима. Килядат аль нахр фи Вафият ссян ад дахрм матут. -Каир.: Дом египетской книги, ф. история, д. 167.
31. Ибн Мункли. Аль ахкям аль мулюкия валь давабит ан нумусия. -Каир.: Дом египетской книги, ф. "фарусия тимурия", д. 23.
32. Магжуль Аль Муаллиф. Фагрусталь кутуб. -Каир, Библиотека каирского университета, д. 770 б.
33. Магжуль Аль Муаллиф. Ат-Тадабир ас султания фи сынаа аль хар-бия. -Каир.: Библиотека каирского университета, фотокопия рукописи, хранящейся в Британском музее, д. 26337.
34. Нассер Аддин Мохаммад бен Абдул. Рахим ибн Алфурат. -Каир.: Дом египетской книги, ф. история, фотокопия рукописи, хранящаяся в библиотеке г. Вены, д. 1343.3. КНИГИ НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ
35. Адаб ал-куттаб та1 лиф Мухаммад ибн Йахйа ас-Сули. Насахаху ва "унийа би тасхихихи ва та'лик хавашихи Мухаммад Бахджа ал-Асари. -Ал-Кахира, 1341/1922-23.
36. Ал-Ахкам ас-султанийа ли-л-кади Аби Йа'ла Мухаммад ибн ал-Хусайн ал-Фарра'и ал-Ханбали ал-мутаваффа сана 458 х. Сахха-хаху ва "аллака 'алайхи Мухаммад Хамид ал-Факки, ат-таб'а ас-санийа. -Миср, 1386/1966.
37. Ал-Мухалла тасниф ал-имам. Аби Мухаммад "Али ибн Ахмад ибн Са'ид ибн Хазм ал-мутаваффа 456х. Дж.6. -Миср, 1349 / 1930-31.
38. Ас"ад ибн Маммати. Каванин ад-дававин. Джама'аху ва хаккаку 'Азиз Сурийал 'Атийа. -Ал-Кахира, 1943.
39. Вафа' ал-вафа' би ахбар дар ал-Мустафа. та'лиф ащ-шайх Hyp ад-дин 'Али ибн Дамал ад-дин. ас-Самхуди. Дж.1-2. -Миср, 1326 / 1908.
40. Китаб ал-харадж ли-л-кади Аби Иусуф Иа"куб ибн Ибрахим сахиб ал-имам Аби Ханифа. -Ал-Кахира, 1326/1098.
41. Китаб ал-амвал ли-л-имам ал-'азим.Аби "Аби 'Убайд ал-Касим ибн Саллам ал-Азиди. Сахха хаху ва "алла ка хавашихи Мухаммад Хамид ал-Факки. -Ал-Кахира, 1353/1934-35.
42. Китаб ал-исти'аб фи ма!рифат ал-асхаб ли Аби 'Умар Йусуф ибн 'Абдаллах ал-ма'руф би Ибн 'Абд ал-Барр ан-Намри ал-Куртуби. -Хайдарабад, 1318/1900-01.
43. Китаб аз-заха'ир ва-т-тухаф ли-л-кади ар-Рашид ибн Зубайр. Хак-какаху 'ан нусха фарида Мухаммад Хамидаллах, кадама лаху ва раджа'аху Салах ад-дин ал-Мунаджжид. -Ал-Кувайт, 1959.
44. Та'рих футух аш-Шам ривайат Мухаммад ибн "Абдаллах ал-Азди. Тахкик 'Абдалмун'им "Абдаллах "Амир. -Ал-Кахира, 1970.
45. Тахзиб ат-Тахзиб ли Шихаб ад-дин Аби Фадл Ахмад ибн 'Али ибн Хаджар ал-'Аскалани. Дж. 1-2. -Хайдарабад, 1325-1327 / 1907-1909.
46. Фада'ил Миср ли 'Умар ибн Мухаммад ибн Йусуф ал-Кинди. Би тахкик Ибрахим Ахмад ал-'Адави, 'Али Мухаммад 'Умар. -Ал-Кахира, 1391/1971.
47. Ибн аль-Ассир, Аль кямиль фи тарих: В 12-ти т. -Каир, 1964, Т.8.3.15Ас-Сархцси шарх ас-сей аль кябир. //Библиотека Аз-Захирия в Дамаске, Ф.фаска ханафи, д. 15л. 193.
48. Кумус аттабир аль-аскариз, -Дамаск, 1961.
49. Ибн Тамиль аль-Джузи. Мераат аль-замаан, -Каир, 1941.
50. Ибн Махзима. Килядат аль нахр фи вафият ааян ад дахрм матут. ДЕКК, ф. "история"6 д. 167, л. 125
51. Джорджи Зайдан, Тарих аль-тамадан аль ислами. -Каир, 1970.
52. Ахмед Бейли, Хайят Салах Ад-дин аль айюби. -Каир, 1926
53. Ахмед Али Исмаил. Тарих аль-саладжика. Бейрут, 1982,
54. Аль-Маварди. Аль ахкам аль султания. -Каир, 1298 хирджи.
55. Аль-Асфагани. Тарих дауля аль сельжук. -Бейрут, 1978.
56. Аль-Макризи. Аль-мауаиз-аль-хутат. -Каир, 1324 (хиржи).
57. Ибрагим Аль Махмуд. Альхарб эндаль араб. б.г.
58. Ибн аль Киям. Аль-Камиль фи тарих: В 12-ти томах. -Каир, 1964.1. Т.6.
59. Усама Ибн Мункиз. Аль Иатибар. -Дамаск, 1980.4. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
60. Большая советская энциклопедия: В 36 т. -М.: Сов. энциклопедия,1977.
61. Советская военная энциклопедия : В 8 т. -М.: Воениздат, 1978.
62. Дюрант Б.Кисет аль-хадарат. -Бейрут.: Дар аль-фикер аль-араби, 1980.-1058 с.
63. Аль-муассара /Шарафик Гурбаль и др. -Каир.: Аш-Шааб, 1965. -2040 с.
64. Аль-моусуаа аль-аскария. -Бейрут.: Маркаль аль-дирасат, 1977. -2618 с.
65. Коран /Перевод и комментарии академика И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М.: Наука , 1990.
66. Кумус аттабир аль-аскария. -Дамаск.: Хай ет аль-тадрим, 1963.687 с.
67. Моусуаа тарих аль-хадарат альам /М.Корозье, А.Имар, Р.Монье и др.: В 6 т. -Бейрут.: Увейдот, 1964.
68. Моусуаа аль-марифа аль-свиерия: В 6 т. -Бейрут.: Увейдот, 1971.
69. Аль-моусаа аль-аскария. -Бейрут.: Маркаль аль-дирасат, 1977. -2831 с.
70. Якут аль Хамави. Моужам аль буль дан. -Бейрут.: Дирисат, 1960.415 с.
71. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
72. Абдаллах ибн ал-Мукаффа. Аин-наме. -Каир, 1954.
73. Абдаллах ибн ал-Мукаффа. Книга установлений -Каир, 1943.
74. Абдаллах ибн ал-Мукаффа. Калила и Димна/Пер. с араб. Б. Шид-фор. -Москва, 1986.
75. Абу-Райхан ал-Бируни Мухаммед ибн Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)/Пер. А.М.Белинского. -Москва, 1963.
76. Абу-Райхан ал-Бируни. Геодезия/Пер. с араб. П.Г. Булгакова Т.З. -Ташкент.: ФАН, 1966.
77. Абу-Райхан ал-Бируни. Памятники минувших поколений/Пер. с араб. М.А. Салье. -Ташкент, 1989.
78. Абу-Хамму. Жемчужина на пути или политика владык. -Алжир, без года.
79. Ал-Андалуси. Украшения всадников и знак отличия храбрецов. -Париж, 1922-1924.
80. Ал-Бируни, Книга разумления начаткам науки о звездах, -Каир,1962.
81. Али ал-Харава. Памятка ал-Харави о военных уловках -Дамаск,1962.
82. Аль-Бакр Ахмед Хасам. Арабская нация едина. -Хельсинки, 1975.
83. Аль-Джахиз. Книга о Скупых.-М., 1985.
84. Аль-Маварди. Облегчение, рассмотрение и облегчение триумфа. -Бейрут, 1987.
85. Аль-Фараби. Математические трактаты. -Алма-Ата, 1972.
86. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты.-Алма-Ата, 1987.
87. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты -Алма-Ата, 1973.
88. Аль-Фараби. Комментарии к "Альмагесту" Птоломея. -Алма-Ата,1975.
89. Аль-Фараби. Философские трактаты. -Алма-Ата, 1972.
90. Аль-Шашими Джамиля Наджи. Рабство в арабском Халифате в 78 веках н.э. /Институт восточных языков при МГУ. -М., 1966.
91. Арабский аноним XI века. -М., 1960.
92. Арабская средневековая культура и литература/С б. статей. -М.,1978.
93. Ат-Тараби. II. -Каир, 1943.т
94. Ат-Туси. Наставление обучающемуся на пути обучения, -Каир, 1957. (Литография)
95. Ахмад ибн Стахета бен Джабир ал-Балазури. Завоевание Хараса-на ( извлечение из сочинения "Футух ал-Булдан"). Душанбе, 1987.
96. Бартольд В.В. Извлечение из "Тарихи тяхроки." СПб, 1898.
97. Башкиров A.C. Изучение памятников старины в Дагестане.-Дагестанский сборник.- Т.З. -Махачкала, 1927.
98. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. -2-е изд. -М., 1966.
99. Бертельс Е.З. Избранные сочинения.- Т.1-4. -М., 1960.
100. Бликштейн Л.С. Корнетов Г.Б.Основные тенденции развтия образования и педагогической мысли на Ближнем Востоке в средние века. -М., 1988.
101. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. -Пг.,1918.
102. Большаков О.Г. История Халифата- Т. 1-3. -М., 1993.
103. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. Социально-экономические отношения. -М., 1984.
104. Большаков О.Г. Рабство в странах Востока в средние века. -М.,
105. Борисов В.М. Арабское соедневековье и Ислам/Уч. пособие под ред. и предисл. В.Н. Емельянова. -М., 1968/69.
106. Борисов В.П., Истоки педагогической мысли в странах Северной Африки и Ближнего Востока//Советская педагогика.-1986.-N-3.
107. Братья чистоты. Антология педагогической мысли. В 3-х т. Т-1: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и проф. подготовки. -М., 1988.
108. Волин С. Извлечения из "Маратах ал-улум" Абу-Абдаллаха ал-Хорезми/МИТТ, 1. -М.-Л., 1939.
109. Воронов И.А. Внушение и гипноз в учебе, обороне и нападе-нии//Безопасность и жизнь.- 1995.- N 2-3.
110. Воронов И.А. Древние и современные аспекты "Китайской классической концепции военного обучения". -СПб.: Издательство "Центр спортивной медицины", 1996.
111. Воронов И.А. Журавлев И.В. Эйдосоматическая самокоррекция (методическое пособие). -М.:3вездный Городок, 1993.
112. Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины/Вып. 1. -М., 1989.
113. Гафуров Б.Г. Касычжанов А.Х. Аль-Фараби в истории культуры. -М, 1975.
114. Гевонд. История халифов вардапеда Гевонда/Пер. с арм. К. Пат-каняна. -СПб., 1862.
115. Гире М. К вопросу об арабских знаменах. ЗВК., 1929.
116. Гордлевский Вл. Государства Сельджуков Малой Азии. -М.-Л.,1941.
117. Гольдциер И. Лекции об Исламе/Пер. с немецкого А.Н. Черновой. -СПб., 1912.
118. Грету Г. История евреев. -СПб., 1883.
119. Григорьев В. Об арабском путешественнике X века Абу-Доморе и странствовании его по Средней Азии -СПб., 1872.
120. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. -М, 1981.
121. Грюнебаум Г.Н. Классический Ислам 600-1258 гг. -М., 1986.
122. Грязневич П.А. Аравияи, арабы и Ислам (к истории термина ал-араб). -М., 1974.
123. Дельбрюк Ганс. История военного искусства. -М., 1965.
124. Джалал ад-Дин ас-Суйути.- Т. 1-2. -Каир, 1325.
125. Правила для государей и рассказы о мусульманских династиях, сочинение Мухаммеда бен-Али бен-Табатаба, известного под именем Ибн-Тикиата/С арабского подлинника перевел на русский язык и дополнил замечаниями П. Холмогоров. -Казань, 1863.
126. Дильс Г. Античная техника/Перевод и прим. М.Е. Сергиенко и П.П. Забаринского. Под ред. и с предисл. С.И. Ковалева. -M.-JL, 1934.
127. Журавлев И.В. Эзотерическое содержание военного обучения Арабского Халифата//Гербовед- 1997.- N17.
128. Журавлев И.В. Влияние суфизма на средневековую символику средневековой Европы// Гербовед.- 1996. N-9.
129. Журавлев И.В. Эзотерическое содержание военного воспитания воинов Арабского Халифата //Гербовед.- 1998.- N22.
130. Заочковский А. О стратогемах и военных уловках. -Варшава,1925.
131. Заочковский А. Арабские, персидские и турецкие трактаты о военном искусстве. Восточная философия.- Вып.З. -Тб., 1973.
132. Заходер Б.Н. История ближневосточного средневековья. -М.,1944.
133. Ибн Кутайба. Источник сведений. -Каир, 1944.
134. Ибн-Сина. Трактаты. -Хайдарабад, 1943-1947. (Литография)
135. Ибн-Сина Абу Али. Канон врачебной науки:В 5-ти томах. -Ташкент.: ФАН, 1982.
136. Ибн Тувей. Повесть о Хайе сыне Якзака. -М., 1988.
137. Ибн Маммати. Правила диванов/Пер. с араб., предисл. и коммент. С.Б. Певзнера. -М, 1990.
138. Ибн Халдун. Введение в историю. Тегеран, 1943.
139. Ибн Хамз. Ожерелье голубки. -М., 1957.
140. Ибн Хордадбек. Книга путей и стран/Пер. с араб., комент., ис-след., указатели и карты Наили Велихановой. -Баку, 1986.
141. Иванов В.Г. История этики средних веков. -Л., 1980.
142. Игнатенко A.A. Как жить и властвовать. -М., 1994.
143. Идрис Шах. Суфизм. -М, 1994.
144. Идрис Шах. Путь Суфия. -М, 1994.
145. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. -М., 1980.
146. Иностранцев К. Отрывок военного трактата из сасанидской "Книги установлений".-СПб., 1906.- Т.17.
147. Ислам. Энциклопедический словарь. -М., 1991.
148. История педагогики Карла Шмидта/Перевод Эдуарда Цимермана. Т.2. -М., 1892.
149. История человечества. Всемирная история/Под общ. ред., Г. Гельмольта,.- Т.З. Западная Азия и Африка. / Г. Винклара, К. Нибура и Г. Шурца/ Перевод под ред. В.В. Бартольда и Б.А. Тураева. -СПб., 1903.
150. Иокян В.Х. Арабы в 5-11 веках. -Ереван, 1968.
151. Ирвинг В. Жизнь Магомета. -М., 1990.
152. Казем-бек А. О положении до исламской Аравии в журнале Министерства народного образования N-5 за 1845.
153. Камаева Р.А. Развитие школы и педагогической мысли в Иране в 9-11 веках: Дис. канд. пед. наук.-М., 1989.
154. Кедров Б.М., Розенфельд Б.А. Абу Райхан Бируни- М., 1973.
155. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами (Иран при "праведных" халифах). -М., 1982.
156. Фон Кремер. Мусульманское право. -Ташкент, 1888.
157. Кремер, Альфред, История культуры под властью халифов. Ф.Вюстенфельд.- Т. 26. -М., 1875.
158. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т.2-4 -М.-Л.,1957.
159. Крачковский И.Ю. Абу-Хузитара, бухарец и легенда о св. Геор-гие Победаносце. -СПб, 1916.
160. Крачковский И.Ю. Абиссинский магический свиток из собрания Ф.И. Успенского/ДРАН СССР.- М., 1928.
161. Крилов М.В. Феофан и Никифор о начале арабских завоеваний,-ВВ., 1982.- Т.43.- С.218-224.
162. Крымский А. История Абу Теммама Тайского (ок. 805-846) 1-11, -М., 1912.
163. Куббель Л.Е. О некоторых чертах воинской системы Халифата Омайадов (661-750 гг.).- СПб., 1959.
164. Кубесов А.К. Педагогическое наследие аль-Фараби Алма-Ата. :Мактеб, 1989.
165. Кучма В.В. Византийские военные трактаты 6-10 вв. как исторический источник. -ВВ., 1979.
166. Куфи/Пер. Абу Мухаммад Ахмед ибн А"сам ал-Куфи. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана 7-9 вв.). /Пер. С араб. яз. акад. АН АзСССР З.М. Буниятова. -Баку, 1981.
167. Лен-Пуль С. "Мусульманские династии". Хронологические и ге-неологические таблицы с историческими введениями/Пер. с английского с прим. и дополнениями В.Бартольд. -СПб., 1899.
168. Ландау Р. Философия Ибн Араби. -Нью-Йорк.:Макмиллан, 1990.
169. Магомедов М.Г. Образование хазарского кагана: По материалам археологических исследовааний и письменным данным. -М., 1983.
170. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
171. Abel A. Le djizya: tribut ou rancom. Stl. 1970, -C. 5-19, 32.
172. Akram M. The Sword of Allah Khalalid bin Al-Waleed: His Life and Campaigns. -Karachi-Dakka, 1970.
173. Asthor E. Histoire des paix et des salaires dans I'Orient medieval. -P.,1969.
174. Asthor E.A. Social and Economic History of the Near East in the Middle Ages. -L., 1976.
175. Becker C.H. Der Islam als Problem. DI. 1910, Bd. 1, -C. 1-21.
176. Bukhsh Khuda. The educational system of the Muslims in the Middle ages// Islamic Culture, 1927. Vol.1
177. Makdisi G. Muslim Institutions of learning in the 11-th century Bagdad // Bulletin of School of Oriental and African Studies.-1961.-Vol. 24
178. Pinto O. The libraries of the Arabs during the time of the Abbasids//Islamic Culture.- 1929.-Vol. 3
179. Tibawi A.L. Muslim education in th e Golden age of the Caliphate //Islamic Culture.- 1954.- Vol. 28
180. Abul Quasem M. The ethics of al-Chazali. A composite ethics in Islam. Petaling Jaya, 1975.
181. Gardet L. Notion at principes de l'éducation dans la pensee arabo-musulmane: Islam et l'Occident au Moyen Age.-P., 1976.
182. Ibn Haldun A. The muqaddimah.- N.Y, 1958.-V.1-3
183. Llinares A. Raymond Lulle. Philosophe de l'action.- Grenoble, 1963.
184. Miller B. The Palace school of Muhammad the Conqueror. -Cambridge, 1941.
185. Nakosteen M. History of the islamic origins of Western education A.D. 800-1350.-Boulder, 1964.
186. Kitab al-Fihrist. Mit Anmerkungen hrag. von G.Flugel. Bd.l. Lpz., 1871,-C. 118,305
187. Kitab al-Fihrist. Bd. 2. Lpz, 1872, -C. 314-315
188. Leonis Imperatoris Tactica. 18, S 120. PG. 1863, t. 107.
189. Al-Kindi. al-Suyuf wa ajnasuha. BFA. 1952, vol. 14, pt 2, December, -C. 1-36
190. Ali ibn Abd ar-Rahman ibn Hodeyl al-Andalusi. La Parure des Cavaliers et l'insigne des preux. Texte arabe et. trad, franc, par L. Mercier. -P., 1922-1924
191. Reinaud A.- V. De l'art militaire, -C. 199-200
192. Zaky A.R. Military Literature, -C. 165-166
193. Reinaud A.-V. et Fave I. Du feu gregeois, des feux deguerre et des origines de la poudre a canon. -P, 1845, -C. 22-45
194. Chroniue de Denys de Tell-Mahre. Quatrième partie publiee et traduite par J.-B. Chabot. -P,1895 (Bibliothèque de l'Ecole des hautes etudes. Fase. 112).
195. Das Kitab al-Wuzara wa-l-Kuttab al-Gahsiyari. In Faximile hrsg. von Hans Mzik. Lpz, 1926 (Bibliothek Araischer Histori ker und Geographen. 1).
196. Cosmographie de Schems-ed-din Abou Abdallah Mohammed ed-Dimechgui. Texte arabe, publie d'après l'édition commencee par M. Fraehn. par A.F. Mehren. St.-Pbg, 1866.
197. Conder C.R, Kichener H.H. Map of Western Palestine: From surveys conductected for the Commitee of the Palestine Exploration Fund. -L, 1884.
198. Curil R, Ginoux Ph. Un poids arabo-sasanide. St. Ir.1976, -C. 165169.