Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е. И. Рерих, 1879-1955

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Осипова, Любовь Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Саранск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е. И. Рерих, 1879-1955», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Осипова, Любовь Николаевна, 1999 год

Введение

Глава I. Основные этапы жизни и общественнопросветительской деятельности Е.И.Рерих.

§ 1. Российский период жизни Е.И.Рерих (1879-1918 гг.).

§ 2. Трансгималайская экспедиция Рерихов (1919-1928 гг.).

Ц» § 3. Индийский период жизни и творчества Е.И.Рерих

1928-1955 гг.). Выводы по I главе

Щ Глава II. Педагогические идеи Е.И.Рерих. ф

§ 1. Цели и задачи образования и воспитания.

§ 2. Законы и принципы образования и воспитания.

§3. Содержание образования и воспитания.

§ 4. Е.И.Рерих о школе и об учителе.

§5. Использование педагогических идей Е.И.Рерих в духовном развитии учащихся общей и профессиональной школы.

Выводы по II главе

Введение диссертации по педагогике, на тему "Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е. И. Рерих, 1879-1955"

Актуальность исследования. Отечественная школа переживает сложный период обновления. Сегодня достаточно ярко обозначается переход к гуманизации и демократизации школьной жизни. В первую очередь, это касается отношения к детям как к субъектам учебно-воспитательного процесса, установления сотрудничества в диаде "учитель-ученик". Одновременно отмечаются острые кризисные явления в сфере образования, всеобщее недовольство состоянием школьного дела, которые стали предпосылкой реформирования школы, интенсивного поиска новых идеалов и целей воспитания и обучения, новых путей и средств их воплощения в жизнь.

Корни педагогических поисков наших дней - в изменении общей социокультурной ситуации последнего десятилетия, когда под сильным влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике утверждается гуманистический идеал образования. Научно-технический прогресс произвел переворот в материальной культуре общества, придав ему совершенно иной облик и в корне изменив жизнь каждого человека. Если материальный быт людей изменился под влиянием развития общества, науки и техники, то духовный мир не был затронут в той же степени.

В поисках эффективных путей гуманизации воспитания и обучения педагогическая наука обращается к различным источникам. Немаловажным среди них является исторический опыт прогрессивных педагогов и мыслителей прошлого. Без знания исТорико-педагогического наследия трудно найти оптимальные формы для новаций, преодолеть существующие педагогические предрассудки и стереотипы.

Наступление нового времени настоятельно заявляет о себе. Изменений в природе, в человеке и его деятельности не может отрицать никто.

Они не всегда радуют и восхищают, а наоборот, чаще приводят в состояние опустошенности, растерянности и безысходности. Кризис во всех областях жизни человеческого общества заставляет задуматься о причинах сложившейся ситуации. Создается впечатление, что причина всех бед -экономический кризис, преодолев который можно успешно решать и все остальные проблемы. Но опыт экономически развитых стран говорит об обратном. Там также существуют безработица, наркомания, преступность, военные конфликты, рост неизлечимых болезней и жестокость в отношениях человека к человеку. Очевидно, истинная причина не в экономическом кризисе, а в чём-то другом.

В свете новейших открытий, связанных с физической и духовной структурой мироздания и человеческой личности, необходим пересмотр многих сложившихся стереотипов методологического и мировоззренческого плана, материалистических представлений о мире и развитии человека. Представление о внутреннем мире человека как продукте общественных отношений слишком примитивно и привело к невниманию и игнорированию духовного мира человека, что явилось разъединяющим фактором его со своим "Я" и космическим миром. Возвращение человека в лоно его истинного назначения как части в целое - основное спасение и путь дальнейшей гармонизации развития как человечества, в частности, так и космоса в целом.

Сегодня становится всё более очевидно, что необходим поворот передовой науки и наиболее просвещенной части общества к изучению высшего духовного бытия Космоса. Новое мировоззрение предполагает связь человека с биосферой, космосом, различными мирами.

Педагогике как науке, имеющей непосредственную связь с человеком, важно одной из первых почувствовать изменения взглядов на суть человека и применить новейшие открытия в области естественных наук для формирования у подрастающего поколения нового мышления, нового мировоззрения. Педагогике XXI века предстоит стать педагогикой духовности, ибо духовность - это обращение к высшим ценностям, источник света, сердцевина личности.

Сегодня невозможно опираться только на технический прогресс, который привел к экологической катастрофе. Настало время серьезно заняться развитием духа. И как в любой другой области здесь необходимо использовать опыт тех, кто овладел этим мастерством. Одним из таких людей является Е.И.Рерих, жена великого художника Н.К.Рериха, мать знаменитого ученого-востоковеда Ю.Н.Рериха и самобытного художника С.Н.Рериха.

Имя Елены Ивановны Рерих (1879-1955) - известного русского просветителя, философа, общественного и религиозного деятеля России и Российского зарубежья, человека и мыслителя, волею судьбы оказавшегося за пределами родной страны, возвращается в научно-образовательное пространство современной России.

Жизнь Елены Ивановны с самого детства была наполнена мыслями об общечеловеческом благе. Забота о мире и расцвете творчества привели её в мир восточной мудрости. Путешествуя с мужем сначала по России, затем по всему миру, общаясь с мудрецами Тибета и Индии, она собрала богатейший материал, который способствовал её сотрудничеству с великими Учителями. Синтезом сотрудничества и собственного совершенствования стало Учение Жизни. Её жизнь, опыт Учителя называют "великой школой духа".

Между тем, в советское время жизнь и творчество Е.И.Рерих не изучались, её книги не издавались. В истории педагогической мысли советского периода анализу её взглядов и идей не нашлось места. Сегодня изучение богатейшего философско-этического наследия Е.И.Рерих стало возможным, что имеет особое значение для современной педагогической науки и практики.

Это стало возможным с началом в 90-е годы исследования проблем образования и педагогической мысли Российского Зарубежья. Именно в этот период в разных регионах России были впервые изданы на русском языке основные труды Е.И.Рерих, что способствовало открытию для современной педагогической науки и практики её уникальных педагогических взглядов и идей.

Интерес к личности и творчеству Е.И.Рерих в наше время возрастает, о чем свидетельствуют ежегодные конференции, проводимые в Москве Международным Центром Рерихов, где с недавних пор выделилась педагогическая секция.

В философско-этическом наследии Е.И.Рерих содержится немало педагогических идей, которые до сих пор не выявлены, не систематизированы, не показаны и возможности их использования в современной школе. Хотя в последнее время и появились отдельные работы, в том числе диссертационные, в которых в той или иной мере они затрагиваются. В их числе можно назвать исследования А.Г.Андреевой, В.С.Веркашинской, П.П.Козловой, Е.Г.Осовского и др. В то же время монографических исследований философско-этического наследия Е.И.Рерих педагогической наукой до сих пор не проводилось.

Историографический анализ проблемы показывает, что несмотря на глубокий интерес и определенную изученность отдельных аспектов и периодов творческой деятельности Е.И.Рерих, пока не осуществлен целостный историко-педагогический анализ жизни, деятельности и педагогического наследия мыслителя во взаимосвязи с перипетиями его судьбы, основными этапами биографии, развитием философско-этических воззрений.

Изучение педагогического наследия Е.И.Рерих важно для целостного представления о различных направлениях педагогической мысли Российского зарубежья, в частности, её философского-этического направления, и обогащения современной педагогики незаслуженно забытыми идеями и положениями. Оно представляет интерес для решения современных проблем сохранения национальных традиций и русской школы.

Противоречие между значительностью личности Е.И.Рерих, её вкладом в историю и теорию педагогической мысли и недостаточным научным осмыслением кардинальных аспектов её педагогического наследия определило проблему исследования: какова сущность педагогических идей творческого наследия выдающегося русского философа и просветителя Е.И.Рерих и возможности их использования в духовном развитии учащихся общеобразовательной и профессиональной школы?

Цель исследования - выявление и осмысление педагогических идей философско-этического наследия Е.И.Рерих, обоснование возможностей их использования в современной педагогической науке и практике (духовном развитии учащихся обновляющейся общеобразовательной и профессиональной школы).

Объект исследования - общественно-просветительская деятельность и философско-этическое наследие Е.И.Рерих.

Предмет исследования - педагогические идеи Е.И.Рерих, содержащиеся в её философско-этическом наследии.

Задачи исследования:

1. Выявить истоки и показать процесс становления и развития Е.И.Рерих как философа, просветителя и педагога-теоретика.

2. Осуществить анализ "космической педагогики" Е.И.Рерих, выявить и систематизировать содержащиеся в ней цели и задачи, законы и принципы, представления о содержании образования и воспитания.

3. Изучить возможности практического использования педагогических идей Е.И.Рерих в духовном развитии учащихся современной школы.

4. Показать значение философско-этического наследия Е.И.Рерих, её "космической педагогики" для современной педагогической науки и практики.

Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов развития образования. Наиболее приемлемым является культурологический подход к проблемам развития школы, образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, находившихся на стыке разных культур России и стран проживания. В связи с этим продуктивной является идея "диалога культур" (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.) как основа историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания.

Общую методологию исследования составляет аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали: философские учения, раскрывающие духовное совершенствование человека в русле космической эволюции (А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский, Н.А.Бердяев); концепции стратегического приоритета развития образования (Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, А.М.Новиков, Н.Д.Никандров), приоритета духовности (В.И.Андреев, Р.К.Бикмухаметов, Г.В.Мухаметзянова, Н.Д.Никандров, Г.А.Петрова, Т.В.Шуртакова), гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили, Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова, Л.Ю.Сироткин), стимулирования творческого саморазвития (В.И.Андреев, К.Я.Вазина, П.Н.Осипов, Л.М.Попов, Н.Ю.Посталюк).

Особое методологическое значение для исследования имели труды по истории образования, педагогики и культуры Российского Зарубежья М.В.Богуславского, В.И.Додонова, Е.Г.Осовского, З.И.Равкина и др. Автор исходил также из ряда концептуальных идей историко-педагогических исследований (М.В.Богуславский, Р.А.Валеева, Г.Н.Волков, Г.И.Ибрагимов, З.Г.Нигматов. Е.Г.Осовский, З.И.Равкин, Я.И.Ханбиков и др.).

Источниковедческую базу исследования составили три группы материалов: двенадцать книг Учения Живой Этики, статьи Н.К.Рериха, письма Е.И.Рерих, работы их учеников и последователей: трёхтомный труд А.И.Клизовского "Основы миропонимания новой эпохи", двухтомная работа Н.А.Уранова "Огненный подвиг", серия книг "Грани Агни Йоги" Б.Н.Абрамова, исследования современных ученых (Л.В.Шапошникова, В.И.Мурашов, Н.Е.Самохина), материалы учебных заведений, работающих на основе идей Живой Этики.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ теоретической и практической (просветительской) деятельности Е.И.Рерих в контексте российского общественно-педагогического движения, раскрытие её специфики; теоретический анализ основных трудов и документов Живой Этики, обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.

Особое место в исследовании занимала опытно-экспериментальная работа по использованию педагогических идей Е.И.Рерих в современном образовательном процессе. Экспериментальными площадками были общеобразовательная школа № 34, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по фехтованию г.Казани, Казанский химико-технологический колледж, Казанский индустриально-педагогический техникум, Казанский социально-юридический институт.

Этапы исследования.

Первый (1992-1994 гг.) - поисковый, в процессе которого выявлены и систематизированы труды Е.И.Рерих, шло изучение и осмысление её творческого наследия.

На втором этапе (1995-1997 гг.) осуществлялось выявление и систематизация педагогических идей, содержащихся в творческом наследии Е.И.Рерих, определение возможностей их использования в практике российской школы.

На третьем этапе (1997-1999 гг.) осуществлялась апробация возможностей использования педагогических идей Е.И.Рерих на практике.

На четвертом этапе (1998-1999 гг.) шло обобщение, интерпретация полученных результатов, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

- определены факторы личностного и творческого становления выдающегося русского философа и просветителя, общественного деятеля Е.И.Рерих (1879-1955); предложена периодизация общественно-просветительской деятельности учёного, характеризующая её основные этапы;

- выявлены содержащиеся в философско-этическом наследии Е.И.Рерих педагогические идеи, характеризующие цели и задачи, законы и принципы, содержание образования и воспитания и имеющие непреходящее значение для мировой педагогической науки и практики;

- теоретически и экспериментально обоснованы возможности использования педагогических идей Е.И.Рерих в учебно-воспитательном процессе обновляющейся российской школы, осуществлен прогноз маештабов их использования в развитии российского и мирового образования.

Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается представительной источниковедческой базой исследования, адекватностью методов исследования, в том числе и опытно-экспериментальной работой, его цели и задачам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в нем результаты вооружают педагогов, органы управления образованием научно обоснованными и практическими выводами по формированию духовного облика личности. Теоретические положения и выводы исследования о сущности, принципах и направлениях духовного воспитания человека могут быть использованы при создании нового поколения учебных пособий по истории школы и педагогики, спецкурса по образованию и педагогике Российского Зарубежья в педагогических вузах, системе повышении квалификации педагогических работников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе постоянных выступлений автора перед учителями и учащимися общеобразовательных и профессиональных школ, родителями, студентами.

Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции "Социально-профессиональное становление молодёжи" (Казань, 1999), международной научной конференции "Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад" (г.Набережные Челны, 1999), Всероссийской научно-практической конференции "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20-50-е годы XX века" (г.Саранск, 1997), республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса в школах нового типа" (Казань, 1997), научно-практической конференции "Современная школа - центр формирования лидеров нового типа" (1998), "Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга" (Казань, 1998), "Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы" (Казань, 1998), "Формирование конкурентоспособного специалиста в новых типах учебных заведений профессионального образования: опыт, проблемы, пути решения" (Набережные Челны, 1999), на республиканском семинаре работников учреждений дополнительного образования (г.Казань, 1997), на методологических семинарах в лаборатории гуманитарной подготовки ИСПО РАО, в учебных заведениях общего и профессионального образования.

Диссертация выполнена в рамках коллективного исследования "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья" по плану важнейших исследований Российской академии образования на 1997-1999 гг. (руководитель - член-корреспондент РАО Е.Г.Осовский) и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 97-0608017).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Е.И.Рерих (1879-1955) - видный русский просветитель Российского Зарубежья, обогативший педагогическую теорию и практику научными идеями, имеющими первостепенное значение в условиях обновления России, российского общества, российской педагогической науки и практики. Её педагогические идеи представляют собой важную составную часть российской педагогики XX века и должны быть включены в общий контекст российского и мирового историко-образовательного процесса и в оборот педагогической науки.

Этическое и философско-религиозное учение Е.И.Рерих и ее общественно-просветительская практика обладают значительным методологическим, теоретическим и практическим потенциалом. Педагогические воззрения Е.И.Рерих прошли сложный путь эволюции, связанный с драматическими событиями жизни её семьи и творческой биографии. Основными факторами и условиями, предопределившими становление, развитие и эволюцию её взглядов, стали вынужденная эмиграция, а затем жизнь и общественно-просветительская деятельность в инокультурном социуме, В эволюции воззрений можно выделить три основных периода: российский, трансгималайской экспедиции, индийский, каждый из которых характеризуется определенными изменениями и обогащением ее педагогических взглядов.

2. "Космическая педагогика" Е.И.Рерих исходит из концепции тео-антропоцентризма, строится на триаде "Бог - Человек - Космос" и представляет собой сплав русской философско-религиозной педагогики, теософии, западной философии и восточной культуры. "Живая Этика" составляет основу нравственно-духовного учения о Космосе, мире, человеке и воспитании, самосовершенствовании личности. Человек, обладая психической энергией, может обратить её во благо или во зло в зависимости от ценностных ориентиров. Энергетика человека и его нравственность взаимосвязаны через сознание личности. Это путь гармонизации человеческой энергии и энергии Космоса и достижения успеха в духовно-нравственном развитии как отдельной личности, так и человечества в целом.

3. Педагогическое наследие Е.И.Рерих принадлежит не только истории, но может быть эффективно использовано и в различных типах современной российской школы.

4. Педагогические взгляды и идеи Е.И.Рерих являются одним из источников становления новой педагогики - педагогики духовности, которой предстоит стать наукой XXI века.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 189 источников на русском и иностранном языках. Общий объем диссертации 145 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по II главе

1. Анализ философско-этического наследия Е.И.Рерих, осуществленный с позиции педагогики, показал, что она предвидела происходящие сегодня изменения в природе, человеке и его деятельности, обществе и предсказывала наступление нового времени, суть которого в возвращении человека в лоно его истинного назначения как части в целое, считая это основой спасения и дальнейшего гармонического развития как человечества, в частности, так и космоса в целом.

2. Решению глобальных вопросов эволюции, по мнению Е.И.Рерих, способствует достижение определенных целей образования и воспитания, среди которых:

- эволюция человечества Вселенной;

- осознание психической энергии;

- возрождение духа и новое понимание Бытия;

- перерождение сознания;

- достижение равновесия между умом и сердцем;

- ориентация на общечеловеческие ценности;

- выход на рубежи планетарного масштаба;

- необходимость устремления к самосовершенствованию.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

- учить детей летать высоко, кристаллизовать свои устремления;

- развивать у них память, внимание, терпение, доброжелательность, наблюдательность "за ощущениями сердца";

- воспитывать бесстрашие, без которого невозможно духовное продвижение;

- подымать духовный и моральный стандарт с детского возраста;

- беречь детей от недостойных и лживых книг, от которых много духовных и физических язв;

- не баловать, приучать к занятиям внимательности, усидчивости, развивать дух сотрудничества, помощи и сострадания к животным и всему нуждающемуся;

- поднимать уровень вкуса (с помощью театра, музея).

В реализации выделенных из трудов Е.И.Рерих целей и задач образования и воспитания - решение глобальных проблем человеческой эволюции.

3. Методологически важным представляется обоснование Е.И.Рерих приоритетности законов природы над законами экономики. Законы экономики подчиняют наше бытие, однако законы природы значительно сильнее и если погрузиться в понимание Законов Бытия, то многие явления как природного, так и социального порядка займут свое место и вполне будут объяснимы. Обойти или изменить действие Космических Законов невозможно, можно лишь изучить и применить их в жизни.

Духовная наука требует к себе особого отношения. Как и любая другая наука, она имеет свои законы, не исполнение которых приводит к духовному падению и даже безумию. Живая Этика содержит обоснование ряда таких законов:

- закон перевоплощения или периодичности;

- закон причин и следствий Бытия (Закон Кармы);

- закон Иерархии;

- закон Свободной Воли;

- закон Целесообразности;

- закон вечной жертвы;

- закон равновесия двух начал.

Космические законы вмещают в свою суть законы воспитания и образования и не могут идти вразрез с развитием человека, а только в полном понимании и сотрудничестве благодаря значению и применению законов и принципов возможно дальнейшее продвижение и обновление образования.

4. Из выделенных выше законов вытекают определенные принципы:

- принцип устремленности;

- принцип аналогии;

- принцип сотрудничества;

- принцип ответственности и соизмеримости;

- принцип безграничности;

- принцип магнита.

5. Говоря о кризисе в системе образования и воспитания и необходимости пересмотра действующих учебных программ, Е.И.Рерих отмечала, что это не означает, что необходимо оставить старые и перейти к новым, это означает удаление из них отживших, ложных утверждений и заполнение новыми научно доказанными знаниями, содержащими новое расширенное понимание мира.

Особую значимость в содержании образования и воспитания Е.И.Рерих придавала расширению сознания, которое было бы в состоянии выдержать огромную волну информации как истинной, так и ложной. Отсюда возникает потребность включить в содержание образования понятия о высшем потенциале человека, его энергетической субстанции,

Отношение к человеку как космической сути предусматривает принятие универсальных космических законов природы бытия, поэтому необходимо включить в содержание образования и воспитания природу вещей, начиная с ознакомления детей с раннего возраста со всеми процессами в окружающей нас видимой природе.

6. Детально и с большой любовью рассматривается в работах Е.И.Рерих роль учителя. Это особый, ответственный вид деятельности, включающий в себя все законы мироздания и несущий основы будущего во всех сферах деятельности человека. Поэтому считала необходимым позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом в стране. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением.

Говоря об этом, Е.И.Рерих определяет и требования, которым должен соответствовать учитель, и рекомендации чисто методического характера, в числе которых:

- необходимость прежде всего найти утверждающую ноту в своих речах, ибо лишь утверждение ведёт за собой людей,

- говорить "по сознанию ученика", а для этого научиться выслушать его, понять, используя его стиль, осторожно расширять сознание;

- не должно быть никакого насилия, ибо всякое насилие может вызвать непоправимый вред;

- в основе взаимоотношения учителя с учениками должно быть сотрудничество, обмен мнений, который обостряет мышление;

- необходимость указать ученикам направление, следуя по которому каждый должен найти истину сам;

- наряду с трудным давать и легкое;

- не опрокидывая старых понятий, постепенно расширяя их значение, давать новое направление мышления.

Своевременно и актуально напоминание учителю о его поведении по отношению к ученику: "Умение поощрять - основа учительства", "ободрить к дерзанию о Прекрасном", "насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть ступень культуры". Между тем нередко именно насмешка над учеником становится тормозом на пути его овладения науками.

Успешная деятельность учителя будет зависеть от того, как он сумеет выделить тех, что способны и деятельны не в заучивании, а в применении. Таких учеников необходимо вести особо.

Важно вкоренить в народ уважение к знанию, к каждому учителю как носителю света и успеха в жизни.

7. В книгах "Живой Этики" можно обнаружить ряд советов по организации школы, которые соответствуют положению о школе в нашем обществе. Е.И.Рерих представлялось, что будущие школы не будут такими гигантами по численности учеников.

Говоря о необходимости новых школ, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости, Е.И.Рерих обращает внимание на то, что для таких школ нужны и соответствующие учителя.

Опыт апробации педагогических идей Е.И.Рерих в духовном развитии свидетельствует об интересе школьников и студентов, учителей и преподавателей к Живой Этике - Учению Жизни, записанному Е.И.Рерих, и возможностях его использования в педагогическом процессе общеобразовательной и профессиональной школы.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в трудах Е.И.Рерих можно найти ответы на вопросы, связанные с острейшими проблемами педагогики. Многие её идеи и взгляды могут служить методологической основой педагогической науки на современном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях происходящего сегодня обновления российского общества все большее значение приобретает приоритет духовных ценностей. "Великой школой духа", ярким примером мужественного служения человечеству, его развитию являются жизнь и опыт Учителя известного русского философа, просветителя и общественного деятеля Елены Ивановны Рерих.

Встреча с Н.К.Рерихом, молодым и известным художником, навсегда избавили ее от душных гостиных. Она вместе с мужем устремилась на поиски Высшего Знания, сначала по России, а затем по всему миру.

Рерихи были в курсе всех интеллектуальных и духовных событий страны и мира. Друзьями их семьи были известные художники и музыканты, писатели и поэты, общение с которыми способствовало их творческим исканиям, участию в общественных и культурных движениях.

Педагогические воззрения Е.И.Рерих прошли сложный путь эволюции, связанный с драматическими событиями жизни её семьи и творческой биографии. Основными факторами и условиями, предопределившими становление, развитие и эволюцию её взглядов, стали: вынужденная эмиграция и условия её социума, активная общественно-просветительская деятельность за рубежом. В эволюции воззрений можно выделить три основных периода: российский, трансгималайской экспедиции, индийский, каждый из которых характеризуется определенными педагогическими воззрениями ученого.

Исследование позволило определить источники, питавшие педагогические взгляды Е.И.Рерих и влиявшие на эволюцию её идей. В их числе, безусловно, мировая и русская философия, её личный вклад в неё, участие в философско-этическом движении эмиграции. Однако главным источником является её встреча с Великими Учителями (Махатмами), советы которых она пронесла через всю жизнь, которые помогали ей всматриваться и вслушиваться в события.

Встреча с Учителями Высшего Знания и дальнейшая плодотворная работа в тесном сотрудничестве с ними позволили Елене Ивановне получить Сокровенное Знание и создать философско-этическое Учение, которое она адресовала в Новую Россию будущим поколениям.

Будучи ученицей Великих Учителей, она являлась Учителем для своих сотрудников и последователей, многочисленных общественных организаций в разных уголках мира. Большой творческий потенциал и неисчерпаемые духовные силы позволили ей вести гигантскую просветительскую деятельность: писать книги и статьи, переводить многотомные труды, редактировать труды учеников, сотрудничать с журналом "Оккультизм и и

Йога", вести огромную переписку, в том числе с президентом США Ф.Рузвельтом, постоянно вести духовные записи.

В числе наиболее значимых работ Е.И.Рерих перевод "Тайной доктрины" Е.П.Блаватской, очерк "Преподобный Сергий Радонежский", сборник легенд и апокрифов "Криптограммы Востока", где собраны неизвестные факты из жизни Великих Подвижников и Учителей человечества. Основным трудом всей жизни Е.И.Рерих стали духовные записи "Агни Йога". Это объемный труд, состоящий из 12 самостоятельных книг, представляющий собой её философское наследие, синтезирующее обширный круг знаний по разным областям науки. о .

Учение Живой Этики (Агни Йога, Учение Жизни) подсказывает пути выхода из духовного кризиса, постигшего сегодня не только нашу страну, но и все человечество. Создание новой цивилизации возможно лишь на сформированном энергетическом поле национальной духовной культуры, которая всегда связана с высшими мирами. Культура возвышает человека и является одним из устоев эволюции человечества, она воспитывает высокую духовность и устремляет к познанию Космоса.

Глубоко, до физической боли, чувствуя заблуждение человечества в сторону грубого материализма и игнорирование духовного начала, Е.И.Рерих разъясняла необходимость возврата человека к космическому назначению как единственному выходу в дальнейшем развитии. Этому способствовала её огромная и неутомимая общественно-просветительская деятельность, которая наиболее ярко проявилась в пропаганде русского искусства, путешествиях по США с передвижной выставкой картин, многочисленных встречах с молодёжью; создании организации помощи молодым художникам для распространения искусства, издательства, школы; руководстве возникающими в США женскими организациями; создании Центрального Института Объединенных искусств - центре культуры, существующим и поныне; создании в Кулу (Индия) Института Гималайских исследований "Урусвати", почетным председателем-основателем которого стала Е.И.Рерих.

В самые трудные моменты истории она верила и вселяла веру в других о великом будущем России, которая станет центром развития культуры и науки следующего тысячелетия.

Анализ философско-этического наследия Е.И.Рерих, осуществленный с позиции педагогики, показал, что она предвидела происходящие сегодня изменения в природе, человеке и его деятельности, обществе и предсказывала наступление нового времени, суть которого в возвращении человека в лоно его истинного назначения как части в целое, считая это основой спасения и дальнейшего гармонического развития как человечества, в частности, так и космоса в целом.

Решению глобальных вопросов эволюции, по мнению Е.И.Рерих, способствует достижение определенных целей образования и воспитания, среди которых: эволюция человечества Вселенной; осознание психической энергии; возрождение духа и новое понимание Бытия; перерождение сознания; достижение равновесия между умом и сердцем"; ориентация на общечеловеческие ценности; выход на рубежи планетарного масштаба; необходимость устремления к самосовершенствованию.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач: учить детей летать высоко, кристаллизовать свои устремления; развивать у них память, внимание, терпение, доброжелательность, наблюдательность "за ощущениями сердца"; воспитывать бесстрашие, без которого невозможно духовное продвижение; подымать духовный и моральный стандарт с детского возраста; беречь детей от недостойных и лживых книг, от которых много духовных и физических язв; не баловать, приучать к занятиям внимательности, усидчивости, развивать дух сотрудничества, помощи и сострадания к животным и всему нуждающемуся; поднимать уровень вкуса (с помощью театра, музея).

В реализации выделенных из трудов Е.И.Рерих целей и задач образования и воспитания - решение глобальных проблем человеческой эволюции.

Методологически важным представляется обоснование Е.И.Рерих приоритетности законов природы над законами экономики. Как и любая другая наука, духовная наука требует к себе особого отношения, она имеет свои законы, неисполнение которых приводит к духовному падению и даже безумию. Живая Этика содержит обоснование ряда таких законов: перевоплощения или периодичности, причин и следствий Бытия (Закон Кармы), Иерархии, Свободной Воли; Целесообразности, вечной жертвы, равновесия двух начал.

Космические законы вмещают в свою суть законы воспитания и образования и не могут идти вразрез с развитием человека, а только в полном понимании и сотрудничестве благодаря значению и применению законов и принципов возможно дальнейшее продвижение и обновление образования.

Из выделенных выше законов вытекают определенные принципы: устремленности, аналогии, сотрудничества, ответственности и соизмеримости, безграничности, магнита.

Говоря о кризисе в системе образования и воспитания и необходимости пересмотра действующих учебных программ, Е.И.Рерих отмечала, что это не означает, что необходимо оставить старые и перейти к новым, это означает удаление из них отживших, ложных утверждений и заполнение новыми научно доказанными знаниями, содержащими новое расширенное понимание мира. Особую значимость в содержании образования и воспитания она придавала расширению сознания, которое было бы в состоянии выдержать огромную волну информации как истинной, так и ложной. Отсюда возникает потребность включить в содержание образования понятия о высшем потенциале человека, его энергетической субстанции,

Детально и с большой любовью рассматривается в работах Е.И.Рерих роль учителя. Это особый, ответственный вид деятельности, включающий в себя все законы мироздания и несущий основы будущего во всех сферах деятельности человека. Поэтому она считала необходимым позаботиться, чтобы учитель был самым ценным лицом в стране. Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Важно вкоренить в народ уважение к знанию, к каждому учителю как носителю света и успеха в жизни.

Говоря об этом, Е.И.Рерих определяет и требования, которым должен соответствовать учитель, и рекомендации чисто методического характера.

В книгах "Живой Этики" содержатся советы и по организации школы, которые не должны быть гигантами по численности учеников, в которых с детских лет должны закладываться основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости.

Опыт апробации педагогических идей Е.И.Рерих в духовном развитии свидетельствует об интересе школьников и студентов, учителей и преподавателей к Живой Этике - Учению Жизни, записанному Е.И.Рерих, и возможностях его использования в педагогическом процессе общеобразовательной и профессиональной школы.

Таким образом, всесторонний анализ жизни, общественно-просветительской и научной деятельности Е.И.Рерих (1879-1955) позволяет утверждать, что это великий русский философ, просветитель, общественный деятель, внесший значительный вклад в теорию и практику педагогики, который до сих пор остается малоизученным и невостребованным. В трудах Е.И.Рерих содержатся ответы на вопросы, связанные с острейшими проблемами педагогики. Многие её идеи и взгляды служат методологической основой педагогической науки на современном этапе.

Таким образом, в проведенном исследовании в соответствии с его целью поставлена и решена важная историческая и социально-педагогическая проблема - выявление и обоснование возможностей использования педагогических идей выдающегося русского философа и просветителя Е.И.Рерих в учебно-воспитательном процессе обновляющейся российской школы.

Исследование имеет очевидную практическую значимость, состоящую в том, что представленные в нем материалы о жизни и педагогическом наследии Е.И.Рерих, теоретические положения и выводы о сущности, принципах и направлениях духовного воспитания человека, восполняя пробелы современного знания об истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, могут быть использованы при создании нового поколения учебных пособий по истории школы и педагогики, спецкурса по образованию и педагогике Российского Зарубежья в педагогических вузах, повышении квалификации педагогических работников.

В результате проведенного исследования появилось глубокое убеждение в необходимости более внимательного подхода к философско-этическому наследию Е.И.Рерих, которое представляет собой источник знаний и умений по духовному развитию на любой стадии становления человека. Безусловно, данное исследование не исчерпывает всего многообразия и многоаспектности педагогических взглядов и идей Е.И.Рерих, оно затронуло лишь малую часть её богатого наследия. Очень важно продолжать дальнейшие научные поиски в этом направлении, обогащая педагогическую науку и практику.

При рассмотрении жизненного пути Е.И.Рерих выделено три этапа становления и совершенствования личности мыслителя, каждый из которых может быть интересен для дальнейших, более углубленных исследований.

Заслуживает внимания и изучения само явление семьи Рерихов, где состоялись четыре гения, признанных во всем мире.

Особый интерес представляет сотрудничество Е.И.Рерих со своими учениками в заочной форме, качество которого проявляется по сей день, доказывая жизненность идей и значимость использования её уроков на современном этапе. Указания и обращения Е.И.Рерих к сотрудникам и последователям особо остро необходимы в трудные переходные моменты развития и становления человечества.

Требует особого внимания период её жизни, связанный с прямым сотрудничеством с Махатмами, мудрецами Востока. Трудно поверить, что это возможно, что это не сказка, что это ожидает в какой-то момент жизни каждого. Качество сотрудничества зависит от сознания человека, либо это кошмары, созданные самим человеком, либо это полёт мысли в мир высокого творчества.

Всё творчество и вся жизнь Е.И.Рерих и её семьи были посвящены патриотическому служению Родине, все их труды завещаны России. Патриотизм Е.И.Рерих проявлялся в служении народу не только при жизни, когда мало кто мог понять её, только самые близкие, но и последующим поколениям. Это не означает, что она не принимала и не любила другие народы - нет, её служение через любовь к России распространялось на весь мир. Она знала, что не принятое сейчас будет необходимо в будущем для совершенствования человечества через пробуждение сознания "Ивана стотысячного", как называли многострадальный народ России Махатмы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Осипова, Любовь Николаевна, Саранск

1. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.И.Булгаков): Автореф. дис. канд.филос.наук. - М.,1994. - 18 с.

2. Агни Йога /Под общ.ред. Г.И.Каган, Ю.Е.Родичева. Самара: Тольяттинское городское общ-во Рерихов, Центр духовной культуры г.Самары, 1992. - Т. 1. - 624 с.и

3. Агни Йога /Под общ.ред. Г.И.Каган, Ю.Е.Родичева. Самара: Тольяттинское городское общ-во Рерихов, Центр духовной культуры г.Самары, 1992. - Т.2 - 710 с.

4. Агни Йога /Под общ.ред. Г.И.Каган, Ю.Е.Родичева. Самара: Тольяттинское городское общ-во Рерихов, Центр духовной культуры г.Самары, 1992. - Т.З. - 624 с.1. W

5. Агни Йога. Напутствие вождю. 1933. -Воронеж:ИНФА, 1994.96с.

6. Алексеев П.В. Наука и мировоззрения. М.: Политиздат, 1983.367 с.

7. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

8. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.Кн.1.- Казань: Изд-во Казан.ун-та,1996. 568 с.

10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.2.- Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1998. 318 с.

11. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Клышников-Комаров и К, 1992.282 с.

12. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении живой этики: Автореф. дис.канд.пед.наук. М.,1996. - 16 с.

13. Ангел-хранитель земли русской: Памяти преподобного Сергия Радонежского /Сост.Н.А.Трофимчук. М.:Луч,1994. - 142 с.

14. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980.- 197 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1990. - 367 с.

16. Ауробиндо Шри. Человеческий цикл. Казань: Новый век, 1992. -351 с.

17. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.- 399 с.

18. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.

19. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии //Журнал практического психолога. 1998. - N6. - С.

20. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон+, 1998.-400с.

21. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 173 с.

22. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. - 304 с.

23. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984.- 271 с.

24. Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века. М.: Педагогика, 1988.179 с.

25. Бехтерева Н.В. Мозговые коды психической деятельности. -Л.,1977.

26. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.,1994. -112 с.

27. Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана. М.: Сфера, 1994.- 288 с.

28. Блаватская Е.П. Карма судьбы. М.: Сфера, 1994.

29. Блавадская Е.П. Тайная доктрина. М.: Сирень, 1993. - Т.1. - 846 с; т.2. - 1008 с; т.З. - 572 с.

30. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. - 576 с.

31. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.- 272 с.

32. Бобров Л. Воспитание духовности: что это зна-чит?//Педагогический вестник. 1998. - N2. - С. 14.

33. Богуславский М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения (Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века) /Под ред.З.И.Равкина. М., 1994. - 182 с.

34. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Космическая педагогика К.Н.Вентцеля //Свободное воспитание. 1992. - Вып.2. - С.2-19.

35. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла. Исторический портрет Сергия Радонежского.- М.: Молодая гвардия, 1990. 301 с.

36. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.

37. Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века). Казань: КГПУ, 1997.- 172 с.

38. Валентинов А. Диагноз по фантому //Российская газета. 1996, 27 сентября.

39. Валентинов А. Проклятие на наши головы//Российская газета. -1998, 3 апреля.

40. Валентинов А. Формула небытия //Российская газета. 1998, 27 марта.

41. Валентинов А. Что сказал покойник /Российская газета. 1998, 27 февраля.

42. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.- 519 с.

43. Вивекананда Суоми. Мой учитель /Пер. с англ. Э.Стицинской. -N.Gudkova izdevnieciba, 1935. 32 с.

44. Вивекананда Суоми. Веданта как религия будущего. -С.-Петербург: Об-во Рамакришны, Рериховский исслед. центр, 1991.-21 с.

45. Вивекананда Суоми. Бхакти-Иога. Рига: Виеда, 1991.-61 с.

46. Вивекананда Суоми. Вивекананда: Краткая биография -С.-Петербург: Об-во Рамакришны, Рериховский исслед. центр, 1991. 62 с.

47. Волович JI.A. Педагогическая культурология: Программа ин-тегративного курса для высших педагогических учебных заведений. Казань: Изд. КГПУ, 1995. - 40 с.

48. Волович JI.A. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования //Магистр. 1997. - СВ. - С.42-49.

49. Гершунский Б.С. Менталитет в иерархии целей развития личности //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. 1996. - N2. - С. 18-23.

50. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного трумфа). М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. - 120 с.

51. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Ин-тер-Диалект+, 1997. - 643 с.

52. Гессен С.И. Избранные сочинения. М., 19987 - 814 с.

53. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995. - 448 с.

54. Гидони А. Творческий путь Рерих// Аполон. 1915. - N4. - С.14.

55. Гикорашвили Т.С. Профессиональная реабилитация социальных работников //Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М.: Союз, 1997. - С.157.

56. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1994. - Ч.П. - 400 с.о

57. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1960. 4.1. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1993. - 288 с.о

58. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1961. 4.2. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1994. - 400 с.

59. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1962. Ч.З. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1994. - 320 с.

60. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1963. 4.4. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1994. - 320 с.о

61. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1964. 4.5. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1994. - 320 с.

62. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1965. 4.6. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1994. - 288 с.

63. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1966. 4.7. Новосибирск: Изд-во "ППК "Полиграфист", 1995. - 320 с.

64. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1967. 4.8. Новосибирск: ЭКОР, 1995. - 320 с.

65. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1968. 4.9. Новосибирск: ЭКОР, 1996. - 320 с.ч-*

66. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1969. 4.10. Новосибирск: Церис, 1996. - 288 с.

67. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1970. 4.11. Новосибирск: Церис, 1997. - 288 с.

68. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1971. 4.12. Новосибирск: Церис, 1997. - 288 е.

69. Грани Агни Йоги: Записи Б.Н.Абрамова. 1972. 4.13. Новосибирск: Церис, 1998. - 288 с.

70. Две жизни /Записано К.Е.Антаровой. В 4-х частях М.: "Сиринъ", "Скорпион","Сатка", 1993-1994. - 4.1 - 528 е.; ч.2 - 512 е.; ч.З, кн. 1 - 480 е., ч.З, кн.2 -572 с.

71. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999. - 432 с.

72. Димов В.М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке //Социально-политический журнал. 1997. - N2. - С.108-115.

73. До донов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца Х1Х-начала XX вв. М.,1994. - 140 с.

74. Дух //Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1980. - С. 105-106.

75. Духовное производство //Краткий словарь по социологии /Под общ.ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина. М.: Политиздат, 1988. - С.68.

76. Духовность //Психология: Словарь /Под общ.ред. А.В.Петровского. М.: Политиздат, 1990. - С.521.

77. Егоров Г.Ф. Возрождение духовности молодёжи задача государственная //Специалист. - 1995. -N3. - С.36-38.

78. Ершова Е. 400 запретных профессий //Труд. 1999, 5 февраля.

79. Жизнь после смерти /Под ред. П.С.Гуревича. М.: Советский писатель, 1991. - 320 с.

80. Защитим культуру: Материалы межд. общественно-научн. конф., посвященной 60-летию Пакта Рериха. М.: Международ. Центр Рерихов, 1996.-208 с.

81. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1950. Т. 1 -230 с, т.2-250 с.

82. Зиннурова Р.И. Использование общечеловеческих ценностей корана в формировании нравственной культуры студентов высшей технической школы: Автореф. канд.пед.наук. Казань, 1996. - 20 с.

83. Знамя преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: Сибирь, XXI век, 1990. - 206 с.

84. Зубарев П.В. Природа как фактор нравственного воспитания в педагогическом наследии Л.Н.Толстого: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. -М.,1995. 16 с.

85. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика: Монография. Казань: Изд-во "Матбугат йорты", 1998. - 244 с.

86. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. М.: ООО "ВидаН"-ИП "лотаць", 1997. - 816 с.

87. Ключников С.Ю. Провозвестница эпохи огня (Повесть-исследование о Елене Ивановне Рерих). Новосибирск: Сибирское отд-ние изд-ва "Дет. лит-ра", 1991. - 148 с.

88. Козлова П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психолого-педагогической культуры. Уфа: Ин-т истории, языка и лит. УНЦ РАН, 1995. - 143 с.

89. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики: Дис. . доктора пед.наук. Казань, 1998. - 355 с.

90. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигма //Педагогика. 1995. - N6. - С.84-89.

91. Концепция воспитания учащейся молодёжи //Автор.коллектив под рук. А.А.Бодалева, З.А.Мальковой, В.А.Караковского //Педагогика. -1992. N3-4.-С.11-19.

92. Кузьмина Н.В. Понятие "педагогическая система" и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во ЛГУ, 1980. - С.7-45.

93. Леонтьева А. Методология духовного обновления //Школа. -1996. N5. - С.28-30.

94. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. - 398 с.

95. Линде Н.Д. Что же такое духовность? //Журнал практического психолога. 1998. - N6. - С. 117-120.

96. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992.528 с.

97. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.:Прометей, 1995. - 282с.

98. Лихачев Б.Т. Законы воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании //Моё Отчество. 1999. - N1. - С.53-64.

99. Макарова H.H. Педагогика гармонии и синтеза //Педагогика. -1996. N2. - С.37-40.

100. Макарова-Юдникова В.В. Влияние астрофизических факторов на культурно-историческую эволюцию социума //Защитим культуру: Материалы межд. общественно-научн.конф., посвященной 60-летию Пакта Рерихов. М.: Межд. Центр Рерихов, 1996. С.127-133.

101. Маковский С. Рерих и Врубель //Держава Рериха /Сост. Д.Н.Попов. М.,1994.

102. Макарцева H.H. Педагогика гармонии и синтеза //Педагогика.1996. N2& - С.37-40.

103. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Идея бога в жизни человека //Социально-политический журнал. 1997. - N1. - С.77-95.

104. Матятин О. Ибо только отдавая, мы получаем //Педагогический вестник. 1998. - N4.

105. Махмутов М.И. Как мыслим так и живём //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. - 1996. - N2. - С.6-17.

106. Махмутов М.И. Понятие менталитета в педагогике //Магистр.1997.-СВ.-С.24-31.

107. Монтень М. Опыты:Избранные главы. М.:Правда, 1991. - 654с.

108. Мусина JI.M. Индийская философия. Единство телесного и духовного в человеке: Учебное пособие. Казань, 1995. - 56 с.

109. Мухаметзянова Г.В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: ИССО РАО, 1996. - 328 с.

110. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. - 222 с.

111. Мухаметзянова Ф.Г. Духовная дифференциация как фактор развития личности //Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад: Тезисы докл. межд. научн. конф. Наб.челны, 1996. - С.

112. Мухаметзянова Ф.Г., Бикмухаметов Р.К. Путь к духовному совершенству. Елабуга, 1995. - 44 с.

113. Новиков A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.:ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.

114. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. - N4. - С.3-8.

115. Никандров Н.Д. О целях и ценностях образования в России //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал.1998. N4. - С.3-10.

116. Никитин Д.П. Духовный мир: органичный Космос или разбегающаяся Вселенная //Вопросы философии. N8. - С.3-13.

117. Новиков A.M. Проектирование педагогических систем //Специалист. 1998. - N4. - С.23-28.

118. Осипов П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИССО РАО, 1996. - 100 с.

119. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997. - 216 с.

120. Осипова JI.H. Духовность профессионально важное качество //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. -1997. - N4. - С.41-45.

121. Осовский Е.Г. Деятели общественно-педагогического движения и педагоги российского зарубежья: 150 биографий. Саранск: МГПИ им.М.Е.Евсевьева, 1997. - 100 с.

122. Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной культуры, 1993. - 720 с.

123. Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. Самара: Изд-во "АГНИ", 1994. - 510 с.

124. Потиха В.П. Духовность основа воспитания специалиста //Специалист. - 1995. - N2. - С.13-14.

125. Приоритеты современной педагогии: Мир Экология - Сотрудничество: Материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С.Е- М.: Центр педагогики мира, 1993. с.

126. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.-455 с.

127. Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики //Педагогика. 1985. - N10. - С.47-54.

128. Равкин З.И. История педагогики и современность //Педагогика.- 1998.-N7.-C.102-108.

129. Рерих Е.И. Письма в Америку. В 3-х т.(1929-1955). М.: Сфера, 1996.-Т.1.-(1929-36).-496 с.

130. Рерих Е.И. Письма в Америку. В 3-х т.(1929-1955). М.: Сфера, 1996. - Т.2. - (1936-46). - 448 с.

131. Рерих Е.И. Письма в Америку. В 3-х т.(1929-1955). М.: Сфера, 1996.-Т.З.-(1948-55).-576 с.

132. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 1923-1938. В 2-х т. Т.1. Мн.: Белорус, фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. - 444 с.

133. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 1923-1938. В 2-х т. Т.2. Мн.: Белорус, фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. - 432 с.

134. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск: Ви-ко, 1993.- 512 с.

135. Рерих Е.И. У порога Нового мира. М.: Межд. Центр Рерихов, 1994.- 168 с.

136. Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев A.M. Оккультизм и йога. Летопись сотрудничества. Сборник. М.: Сфера, 1996. - Т.1.

137. Рерих Н.К. Алтай Гималаи: Путевой дневник /Предисл. К.Брэгдона. - Рига: Виеда, 1992. - 336 с.

138. Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.-285 с.

139. Рерих H.K. Душа народов. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. - 104 с.

140. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. - 227 с.

141. Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. - 236 с.

142. Рерих Н.К. Письма к Л.М.Антокольскому и Л.М.Антокольского Н.К.Рериху. С.-П., 1993. - 31 с.

143. Рерих Н.К. Письма к В.В.Стасову. Письма В.В.Стасова Н.К.Рериху. С.-П., 1993. - 36 с.

144. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. - 272 с.

145. Рерих Н.К. Цветы Мории; Пути благословения; Сердце Азии. -Рига: Виеда, 1992. 261 с.

146. Рерих Н.К. Шамбала. М.: Межд.Центр Рерихов, 1994. - 208 с.

147. Риордан Бетти. Познавая наш путь в будущее //Приоритеты современной педагогики. М.: Центр педагогики мира, 1993. - С.29-40.

148. Российское Зарубежья: образование, педагогика, культура. 2050-е гг. XX в. //Материалы Второй Всероссийской научной конференции "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20-50е гг. XX в." /Под ред.Е.Г.Осовского. Саранск, 1998. - 175 с.

149. Рувинский Л.И. Духовность //Педагогический вестник. 1997.1. N6.

150. Рудзитис Р. Николай Рерих водитель культуры: Главы из книги. - Рига: Латвийское общ-во Рерихов, 1990. - 26 с.

151. Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедеческий библиографический словарь. М.,1997. - 742 с.

152. Самохина Н.Е. Роль учения живой этики в культурной эволюции социума //Защитим культуру: Материалы межд. общественно-научн.конф., посвященной 60-летию Пакта Рерихов. М.: Межд. Центр Рерихов, 1996. С.95-105.

153. Сафронов И.А. Человек и Вселенная (Философско-методологический аспект): Автореф. дисс. . доктора филос.наук. С.-Пб., 199.-36 с.

154. Свет на пути: Из сокровенных индусских писаний "Книга золотых правил". М.,1905 - 63 с.

155. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. - 124 с.

156. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1996. - 148 с.

157. Современный философский словарь. М.; Бишкек; Екатеринбург: изд-во "Одисей", 1996. - 602 с.

158. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педаго-гов-наваторов. М.: Проф. образование, 1991. - 184 с.

159. Тигранян P.A. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988.- 176 с.

160. Трофимова Е.А. Энергетическое учение Н.К.Рериха: Автореф. дисс. канд. филос.наук. Л., 1990. - 16 с.

161. Указы. Советы Учителя /Сост. Б.А.Данилов. Новосибирск: "Алгим","Церис", 1996. - 304 с.

162. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989. - 814 с.

163. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. - 800 с.

164. Ханбиков Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа. Казань: Изд-во КГПИ, 1968. - 136 с.

165. Хмелева Л.Г. Об актуальности перехода к новому мышлению в свете проблемы культуры и цивилизации //Защитим культуру: Материалы межд. общественно-научн.конф., посвященной 60-летию Пакта Рерихов. М.: Межд. Центр Рерихов, 1996. С. 192-201.

166. Хрестоматия по педагогике российского зарубежья: Пособие для пед. ун-тов, ин-тов, колледжей /Сост. Е.Г.Осовский и О.Е.Осовский. -М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 528 с.

167. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1971. - 560 с.

168. Циолковский К.Э. Избранные труды / Под общ.ред. Е.В.Латынина. Кн.1-2.- М.: Госмашмедиздат, 1934.

169. Чижевский А.Л. Космический пульс Жизни. М., 1995.

170. Чижевский А.Л. Земное эхо космических бурь. 2-е. М.: Мысль, 1976.-367 с.

171. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процеса. -Калуга, 1924. Репринт, изд. М., 1990.

172. Чуракова H.A. Концепция человека в новозаветной картине мира //Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад: Тезисы докл. межд. на-учн. конф. Наб.челны, 1996. - С.16-17.

173. Шакуров Р.Х. Теоретические проблемы исследования ценностей //Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал.- 1998.-N1.-C.3-17.

174. Шапошникова Л.В. Град светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: Межд.Центр Рерихов, Мастер-банк, 1998. - 192 с.

175. Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции //Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: Межд.Центр Рерихов, 1993.- С.3-20 с.

176. Шапошникова Л.В. Неугасимый свет тернового венца // Рерих Н.К. Душа народов.- М.: Межд.центр Рерихов, 1995. 104 с.

177. Шиманская O.K. К вопросу о социальном служении церкви //Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад: Тезисы докл. межд. научн. конф. Наб.челны, 1996. - С.

178. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1973. - 391 с.

179. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге но-осферной эпохи //Педагогика. 1996. - N2. - С.40-47.

180. Ярышкин В.П. Ноосферное общество и личность //Социально-политический журнал. 1997. - N1. - С.223-230.

181. Deikman A.J. The Observing self Mysticism and Psychotherapy. Beacon Press, Boston, 1982.

182. Holmes Urban T. A History of Christian Spirituality. The Seabory Press, N.Y, 1979.

183. Jones C., Wainwright G., Yarnoid E. The study of Spirituality. -Camoridge,1992.

184. Legere T. A spiriality for today. Studies in Formative Spiriality, 1984, Vol.5 (3), pp.375-84.

185. Letters of Helena Rocrich (Письма Елены Рерих). Voll: 19291935. New Vork, 1954.

186. Letters of Helena Rocrich (Письма Елены Рерих). Vol2: 1935-1939.-New Vork, 1967.