Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-педагогические основы становления и развития всеобщего начального образования в Республике Алтай

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Ключникова, Марина Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Горно-Алтайск
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Организационно-педагогические основы становления и развития всеобщего начального образования в Республике Алтай», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ключникова, Марина Юрьевна, 1999 год

Введение.

Глава I. Состояние школьного дела в Республике Алтай в досоветский период (вторая половина 19 начало 20 веков).

§ 1, Социально-экономические и культурные условия становления школьного дела в

Горном Алтае во второй половине 19 века.

§ 2. Организация школьного дела в Горном Алтае Алтайской духовной миссией.

§ 3. Содержание начального образования в миссионерских школах Горного Алтая.

§ 4. Подготовка учительских кадров для миссионерских школ

Горного Алтая.

Выводы:.

Глава IL Организационно-педагогические условия введения всеобщего начального обучения в Горном Алтае (20-30 гг XX века).

§ 1. Социально-экономическая и политическая обстановка в Горном Алтае в первое десятилетие Советской власти.

§ 2. Организационно-педагогические условия введения всеобщего начального обучения в Горном Алтае (20-30 годы XX век).

§ 3. Развитие содержания всеобщего начального школьного образования в Горном Алтае в 20-е начало 30-х гг.

§ 4. Проблемы обеспечения всеобщего начального обучения педагогическими кадрами в Горном Алтае в рассматриваемый период.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Организационно-педагогические основы становления и развития всеобщего начального образования в Республике Алтай"

Происходящие в России социально-экономические реформы с неизбежностью вовлекают в реформирование и образование. Основные направления начавшихся перемен связаны с провозглашением приоритета личности ребёнка как высшей ценности; вариативностью образования; децентрализацией в управлении им, выразившейся прежде всего в потенциальной самостоятельности каждого уровня управления в отборе содержания образования и решении экономических проблем; возникновением стойкого стремления педагогов к инновациям. Важной проблемой конца 20 -начала 21 века является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и её учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" по принципу "образование через всю жизнь". Этим, думается, во многом объясняется растущий интерес к общим проблемам образования. Свидетельство тому - развёртывание исследований, посвященных истории, этническим детерминантам, теории, философии образования. "Проблемы образования и воспитания приобретают особую актуальность в период коренных, революционных общественных преобразований'^ [41,27].

В настоящее время существует потребность по-новому определить образ мира и место человека в нём, чтобы по-новому увязать мышление и видение человека, знание и этику. Предстоит осмыслить жизнь школы и образования. Нынешняя обстановка даёт своего рода исторический шанс, возможность глубоко задуматься над тем, что было положительного и негативного в недавнем прошлом нашего образования, каков путь его осознанной эволюции необходимо избрать для обновления российского общества.

По своей природе Россия является сложнейшим и уникальным государственно - правовым образованием. Практически любой период в истории её развития трудно охарактеризовать однозначно. Кроме того, на протяжении всей своей истории Россия была союзом народов, полиэтническим государством, где унитарное политическое строение органично сочеталось с разнообразными формами национально - культурной самобытности, особых порядков и режимов управления национальными регионами. Всегда существовали в той или иной форме две тенденции - постепенное усиление центральной власти и одновременно укрепление самостоятельности регионов, а в настоящее время этот процесс прослеживается как никогда ярко. Процесс относительной децентрализации государственной власти сделал регионы России более самостоятельными и ответственными при решении стоящих перед ними проблем, в том числе в области образования. Однако, сегодняшние реалии свидетельствуют, что разрешение данных проблем и противоречий осуществляется крайне сложно и неоднозначно. Ощущается дефицит новых идей, концепций, теорий и, вместе с тем, недостаточное знание тех, уже апробированных историческим опытом, которые можно использовать разрабатывая стратегию развития нового отечественного образования.

Современные российские педагоги - учёные, методисты, учителя -практики ежедневно сталкиваются с острейшими проблемами содержания общего школьного образования. Время всё определённее ставит вопросы: чему учить и как учить? Необходимо решать проблемы отбора, систематизации, накопления и передачи информации; эффективно противодействовать при необходимости давлению информационного потока; остро стоит проблема издания учебников и учебных пособий, особенно региональной направленности. Снижение роли учителя в обществе обусловило проблему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учительских кадров. Решение этих и множества других проблем в современном образовании без учёта опыта отечественной педагогики, сложившегося в предшествующие десятилетия было бы рискованным и недостаточно надёжным.

Изучение исторически сложившегося за прошедшие десятилетия теоретичного цдсэдцк^где, р^црдой Ц сгечествеШюй педагогики, включая органически входящий в её состав региональный компонент, позволит обогатить современные дидактические исследования на основе позитивных, а также и негативных сторон целостного опыта развития научных основ и практики отечественной школы" [11,3]. В этом плане особый интерес представляет научно - теоретический, программно - методический потенциал развития школьного образования на региональном уровне, в частности, в Республике Алтай, в период 19 - начало 20 веков. Эти вопросы, на наш взгляд, недостаточно проанализированы с новых методологических позиций, и крайне слабо используются в современной педагогической практике.

Исходя из всего выше сказанного, актуальность темы исследования определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью восстановления исторической правды о развитии образования в национальных районах страны в советский период. Объективная оценка решения проблем возникающих в этой области, выяснение особенностей, связанных с национальным развитием, территориальной отдалённостью, отсталостью и т. д., которая не только расширит представление о прошлом Республики Алтай, но и будет способствовать утверждению нового восприятия данной проблемы в отечественной историко-педагогической науке.

Во - вторых, современное состояние Российского образования во многом напоминает ситуацию в образовании, сложившуюся после 1917 года, в частности в "светлые" 20-е годы. В этой связи история становления образования в национальных окраинах России вызывает интерес и своими проблемами и своими уроками. Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, утрачивает нить прогресса. Исследование актуально и для школьной практики, т.к. те проблемы и уроки их решения, которые возникали на протяжении этого периода, вполне могут встретиться в настоящее время. Именно поэтому исследование проблем истории образования и дури их разрешения актуальны как в практическом, так и научном аспекте.

В сложившейся ситуации возрастает роль региональных исторических исследований, на основании которых можно проанализировать тенденции в национальных процессах, как в прошлом, так и в настоящем, и использовать полученные выводы для поиска путей стабилизации национальных отношений. При этом необходимо иметь в виду, что деятельность подобного рода в российских условиях не должна вестись на пустом месте, так как существует малоисследованный отечественный опыт ведения такой работы, в том числе и культурной, среди национальных меньшинств в различных регионах страны.

Диссертационное исследование опирается на ряд теоретико -методических источников. Анализ литературы, в которой отражена история начального школьного образования до введения начального всеобуча, в Республике Алтай, показывает, что практически нет работ, в которых специально или широкофронтально рассматривались аспекты развития начальной школы, содержание и организацию учебно - воспитательного процесса в ней. Проблемы школьной политики правительства в данный период и её связи с внутренней политикой нашли отражение в работах Бабина В.Г., Днепрова Э.Д., Жураковского Г.Е., Зайончковского П.А., Тебиева Б.К. и др.[4,43,44,53,55,147]. Одно из центральных мест в литературе по начальной школе данного периода занимают работы Константинова Н.А., Королёва Ф.Ф. Струминского В.Я. Ососкова А.В.[83,84,85,89,90,112,113].

Внимание всех этих авторов сконцентрировано на проблеме всеобщего начального образования в России в данный исторический период, обсуждению проектов о его введении в Государственной думе. Авторы детально рассматривают содержание и общую направленность этих проектов, борьбу различных партий и думских фракций вокруг них, высказывается собственное мнение на причины краха образовательных реформ, освещается национальный аспект школьной политики того времени, раскрываются процессы усиления русификаторских тенденций в отношении к школе на российских окраинах. Интерес npWjp^T ^исрерт^адое исследование Грачёва С.В.

Педагогическая система Н.И. Ильминского и её развитие в теории и практике просвещения нерусских народов Поволжья (конец 19 - начало 20 вв.), в котором рассматривается педагогическая система Ильминского Н.И., её развитие в теории и практике просвещения нерусских народов России в 19 веке.

Анализ работ, в которых отражена история Западносибирской школы досоветского периода, показывает, что она ещё не изучена в достаточной мере. В немногочисленном списке работ посвящённых исследованию дореволюционной школы Западной Сибири, можно отметить работы Шамахова Ф.Ф., который анализирует развитие школы этого региона в данный период,, общественно -педагогическое движение, внешкольное образование, положение народного учителя, а также проблемы нерусских школ [160].

В последние годы отмечается всплеск интереса к истории дореволюционной школы в Горном Алтае. Деятельность Алтайской духовной миссии по становлению развитию миссионерских школ на Алтае в 19 веке, рассматривают в своих работах Башкатов С.В., Беликова А.П., Модоров Н.С. [5,6,103,104,105].

В трудах этих исследователей просматривается стремление по-новому осмыслить опыт миссионерской школы дореволюционного Горного Алтая, её актуальность для современной теории и практики. Для нашего исследования работы учёных, выполненных по истории дореволюционной школы данного региона интересны тем, что они теоретически подготовили весомые предпосылки для анализа процесса развития начального образования в Республике Алтай, оценку содержания и организации учебно - воспитательной работы с точки зрения современных нужд школы и педагогики.

Источниковая база первой главы включает в себя разнообразные официальные материалы, отражающие деятельность Государственной думы и Алтайской духовной миссии, хранящиеся в фондах Республиканского краеведческого музея. Многие документы впервые вводятся в научный оборот

Теоретический опыт двадцатых годов в области программно -методической и учебной работы школы, политехнического и трудового обучения, подготовки и переподготовки учительских кадров раскрываются в трудах Беликовой А.П., Вендровской Р.Б, Корнейчика Т.Д., Королёва Ф.Ф., Равкина З.И., Шабаевой М.Ф., Эфтимович Л.Е. [7,9ДОД 1,30]

В работах современных авторов, посвященных истории общеобразовательной школы и педагогической мысли Сибири достаточно широко показан ход её становления и развития, выявлены, в известной мере, хотя и без должного учёта методологических подходов наших дней к советскому прошлому, специфические особенности исследуемого процесса. К таким работам относятся труды первого сибирского доктора педагогических наук, профессора Ф.Ф. Шамахова, научные работы и публикации сибирских учёных - историков: Андреева В.И., Афанасьева В.Ф., Беликовой А.П., Боженко Л.И., Войтика П.Д., Костенкова Л.П., Кузнецовой Г.И., Соскина ВЛ., Трофимова ПЛ. и др.[160,161,12,13,94,142,152]. В их исследованиях рассматриваются главным образом общепедагогические вопросы, связанные со строительством новой советской школы в Сибири, а также проблемы развития содержания общего школьного образования в этом обширном регионе.

К исследователям, занимавшимся проблемами культурного строительства, деятельностью Советов, организации системы школьного и среднего образования, вопросами формирования учительских кадров и советской интеллигенции на территории Республики Алтай можно отнести таких региональных учёных исследователей, как Андронкину В.Р., Беликову А.П., Белоусову Н.В., Демидова В А., Екееву Н.М., Казанцеву В.П., Кандаракову Е.П., Киселёва Н.М., КопытоваН.Ф. и др [3,7,20,40,50,51,67,68,71,86].

В нашем исследовании использовались работы, рассматривающие вопросы традиционного уклада жизни, этнопсихологических особенностей, материальной и духовной культуры коренного населения Рерцублики Алтай. 3 широком плане эти вопросы раскрыты ц трудах Нкеева Н-В, К^загачевой З.С.,

Майдуровой Н.А., Модорова Н.С., Мукаевой JI.H., Потапова Л.П., Самаева Г.П., Сатлаева Ф.А., Тадиной Н.А., Шатиновой Н.И. и др. [49,99Д05Д06Д24Д35Д36Д46,157]

Между тем, в итоге историко-педагогического анализа установлено, что исследований, посвященных восстановлению целостной картины процесса становления и развития всеобщего начального школьного образования в Республике Алтай, нет. С учётом данного обстоятельства был сделан выбор темы исследования, что и определило её научную значимость.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью в осмыслении организационно - педагогического опыта школы Республики Алтай конца 19 - начала 20 веков, в расширении историко - педагогических знаний о различных явлениях педагогической действительности в данном регионе, позволяющих корректировать и прогнозировать педагогический опыт. Отсутствие специального, целостного историко - педагогического исследования в этом направлении определило научную значимость выбранной темы исследования.

Научный аппарат представленного исследования складывается из следующих составных компонентов:

Объект исследования история общего образования Республики Алтай второй половины 19 века - первой половины 20 вв.)

Предмет исследования - процесс становления и развития всеобщего начального школьного образования в Республике Алтай.

Цель исследования - раскрыть своеобразие социально-педагогических обстоятельств обусловивших становление и развитие всеобщего начального образования в Республике Алтай и определить в изучаемом историческом опыте то, что представляет научно-методическую ценность для рассматриваемой проблемы на современном этапе.

Проблема исследования предполагает выявление социальных, исторических, социально-демогрдф^^дедех, ррлщрдезнщ и других региональных факторов, оказывающих влияние на развитие всеобщего начального школьного образования.

Объект, предмет, цель и проблема исследования обусловили постановку следующих задач : охарактеризовать исторические условия зарождения и развития общего начального образования в Республике Алтай; изучить путь становления и развития начального школьного образования Республики Алтай с момента зарождения до введения всеобщего начального образования, выделить в этом процессе основные исторические этапы; выявить и проанализировать особенности социально - экономического и культурного развития данного региона в исследуемый период и рассмотреть их влияние на становление начального школьного образования; изучить и проанализировать процесс становления педагогических кадров в Республике Алтай и раскрыть их роль в развитии всеобщего начального образования региона; выявить в историческом опыте развития начального школьного образования в Республике Алтай то, что является ценным в современных условиях;

Методологической основой исследования является: общефилософский принцип объективности, требующий глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления; диалектика как общий метод познания, предполагающий целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; системный подход как общеметодологический принцип науки, системное понимание педагогической действительности; принцип историзма, предполагающий научно-исторический объективный подход к изучению явлений, с учётом новых подходов к изучению историко-педагогического процесса, а также современной педагогической теории определения её содержания. методы исследования: Для решения поставленных задач использовались сравнительно - исторический анализ, позволяющий выявить сходство и различие в педагогических явлениях; историко-ретроспекгавный анализ, позволяющий рассмотреть динамику историко-педагогического процесса, а также методы изучения архивных документов, статистических данных, систематизация педагогических представлений, идей, понятий.

Источниковедческую базу исследования составляет широкий круг опубликованных и архивных материалов. Наиболее ценные документы 19-начала 20 вв. были обнаружены нами в Горно-Алтайской службе республиканского архива (ГАСРА) и фондах Государственного Республиканского музея.

Важные сведения были получены в трудах, имеющих исторический, экономический, этнографический и статистический характер, способствующих более полному воссозданию конкретно-исторических условий развития начальной школы Республики Алтай 19-начала 20 веков.

Значительное место отведено работам историков, краеведов и педагогов данного периода. Большой группой источников стали монографические труды, статьи и диссертационные исследования, отражающие становление народного образования, развитие педагогической мысли России.

Источниковедческий материал был дополнен материалами, опубликованными в журналах и газетах исследуемого периода. Эти источники дали возможность по частям воссоздать довольно яркую картину, того, какие вопросы стояли в центре работы школьного образования, как реагировали на них различные общественные круги населения, какие мысли и настроения волновали учащихся, их родителей, учителей, ярко представить материальное положение школы, её нужды и т.д.

Автор использовал мемуарную литературу и воспоминания очевидцев изучаемых событий. В числе этого рода источников использовался труд Сталевой Т. [144].

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996-1997гг.) - изучение литературы, накопление эмпирического материала и определение программы исследования; была определена цель, задачи, предмет и объект исследования.

Второй этап (1997-1998 гг.) - разработка теоретических основ исследования, выявление архивных и мемуарных материалов, диссертационных исследований; осуществление глубокого системно-структурного анализа собранного материала и его оценка.

Третий этап (1998-1999 ггЛ -анализ и обобщение, систематизация материалов, их обработка; написание и оформление диссертации. Научная новизна и теоретическое значение исследования: Впервые в отечественной историко-педагогической науке начальная школа Республики Алтай конца 19-начала 20 века подвергнута специальному и комплексному изучению, представлена как самостоятельная теоретическая проблема, многоаспектно рассмотрен процесс её становления, раскрыта специфика развития; теоретический анализ практического опыта начальной школы региона обобщён на методологическом и теоретическом уровнях и представлен как целостная концепция динамического и противоречивого развития общеобразовательной школы; анализ многих архивных и литературных источников раскрывающих опыт начальной школы Республики Алтай изучаемого периода позволил выявить основные особенности и тенденции, отражающие противоречивый характер процесса становления и развития начальной школы региона рассматриваемого периода;

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты обогащают теоретический фонд современного историко-педагогического знания, дают возможность дальнейшего изучения педагогического наследия школы дореволюционного периода и первых лет становления советского народного образования; имеют значимость для решения проблем организационного и содержательного характера при создании современного школьного образования. На материалах исследования могут быть подготовлены учебные и методические пособия и рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов, выполняться рефераты, курсовые и дипломные работы; преподаватель педагогического учебного заведения может обогатить теоретическую базу освещения определённых тем в курсе истории педагогики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической оснащённостью, использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, богатой источниковой базой и опорой при их анализе на объективные законы педагогики и принципы организации научно-педагогических исследований.

Апробация темы исследования осуществлялась в публикациях и выступлениях автора на научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного уровня. Основные положения работы обсуждались на заседании кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ:

На протяжении второй половины 19 - начала 20 веков на территории Горного Алтая наблюдались положительные тенденции в области образования. Поступательное движение начального образования в данный период времени было весьма значительным. Число школ увеличилось с 10 в 1864 году до 74 к 1917 году.

Миссионеры, явившиеся первопроходцами в этом процессе, заложили основу начального школьного образования в Горном Алтае. Основы образования целиком соответствовали главной задаче, решаемой миссией в Горном Алтае - приобщение нерусских народов к российской государственности, утверждение в регионе православия и русской церковной школы. Приоритетная постановка религиозного образования в миссионерских школах и Бийском катехизаторском училище способствовала её достижению.

В силу социально - политических и географических особенностей данного региона миссионерские школы не могли полностью и исчерпывающе разрешить основные проблемы начального образования, однако, инициатива миссии в сфере начального образования, получившая в начале 20 века широкое распространение и среди самого населения, обеспечила процессу культурного развития региона активную внутреннюю динамику.

Алтайской духовной миссией были заложены предпосылки, на основе которых, уже в начале 20 века зарождаются передовые мысли по преобразованию школьного дела на Алтае, продиктованные реформаторским движением в Российском образовании.

Оживление торговли, зарождение промышленной жизни в Горном Алтае и переселенческая волна конца 19 века усиливали интерес к народному образованию и вынуждали остро ставить вопрос о грамотности широких слоёв населения без которой не могла развиваться народно - хозяйственная жизнь края. .Однако, расширение начального обучения в Горном Алтае сталкивалось с особенностями этого края: большим количеством находящегося на низкой степени материального обеспечения населения; отдалённостью многих селений друг от друга и их малочисленностью, не позволяющей иметь в школах полного комплекта (50 человек); наличием большого числа нерусского населения, требующего подготовки национальных педагогических кадров, учебной литературы, более дорогостоящей школы с интернатами и т.д.

Сформировавшаяся в середине 19 века система миссионерского школьного обучения на Алтае фактически оставалась в своей основе неизменной вплоть до событий 1917 года. Начальное образование в крае сосредотачивалось в нерентабельных церковно - приходских училищах и школах грамоты, подведомственных Синоду. Данное обстоятельство не способствовало в начале 20 века к ликвидации исторически сложившегося отставания региона от более развитых по уровню народной грамотности и охвату населения школой Европейских и некоторых Сибирских регионов.

Образовательная политика Алтайской духовной миссии представляла собой тщательно продуманную, логически обоснованную официальными идеологами и довольно последовательную программу по консервации в регионе пережитков феодального строя. С помощью школы миссия стремилась создать такую модель общественного устройства, при которой она смогла бы оказывать решающее воздействие на население края и выступать регулятором всех социальных процессов.

С этой целью миссией готовились учителя из представителей коренной национальности, которые могли опираться на родной язык учащихся, знали и непосредственно были знакомы с их культурными и этнопсихологическими особенностями. Учителя - миссионеры являлись не только проповедниками христианской веры, но и в меру своих сил и возможностей занимались народно -просветительской и хозяйственной деятельностью.

Содержание начального школьного образования в Горном Алтае пронизанное религиозным характером, характеризовалось крайне низкой результативностью обучения и как следствием этого, нежеланием, а порой и полном неприятии многих учебных предметов самими учащимися. Прежде всего это были предметы религиозного направления, такие как "Закон Божий", "Священная история Ветхого и Нового Завета", "Часослов", "Жития святых".

Основные направления содержания начального школьного образования, разработанные Н.И. Ильминским ещё в середине 19 века, для школ национальных окраин в своё время имели прогрессивное значение. Однако, изменившаяся социально - экономическая жизнь страны начала 20 века диктовала новые требования, которым содержание образования миссионерских школ не отвечало не в коей мере. Если в организационных вопросах строительства новых школьных зданий, получения ассигнований и других, миссионерская школа выглядела ещё более - менее благополучно, то в определении содержания образования, т.е. в разработке новых учебных планов, программ, учебников, которые бы отвечали условиям новой эпохи и расширению детского кругозора дело, обстояло крайне неблагополучно.

Глава 2 Организационно - педагогические условия введения всеобщего начального обучения в Горном Алтае (20 - 30 гт. 20 в.)

§ 1 Социально - экономическая и политическая обстановка в Горном Алтае в первое десятилетие Советской власти

В первой главе мы уже упоминали, что в 19 и начале 20 веков Горный Алтай представлял одну из отсталых окраин России со своими характерными социально - экономическими и культурными особенностями. Административно он входил в Бийский уезд Томской 1убернии, а с июля 1917 года - в состав вновь образованной Алтайской 1убернии. Территория, относительно компактно населённая алтайцами составляла 29 южных волостей Бийского уезда. По данным 1917 года, на ней проживало 85,1 тыс. человек, в том числе алтайцев 47 тысяч [164,7].

В годы первой мировой и гражданской войн Горный Алтай понёс тяжёлые материальные и людские потери. Вместе с войной на край обрушились бедствия неурожаев, падежа скота, голода, эпидемий. В некоторых волостях наблюдалось поражение такими болезнями, как оспа, сыпной и возвратный тиф до 80 % населения. Улаганский волисполком в своём постановлении от 4 октября 1920 года отмечал, что от эпидемии тифа в данной волости население вымерло наполовину [165,161]. (см. таблицу 4)

Заключение

Изучение вопросов хозяйственного и культурного освоения Горного Алтая, как одного го многонациональных регионов России, в настоящее время занимает важное место. В условиях переосмысления и переоценки социальных ценностей, возрастает роль региональных историко - педагогических исследований. Опыт становления и развития педагогических процессов и школьной практики в Республике Алтай нуждается в новом подходе и новых оценках.

Проведённое нами исследование показывает, что широкий круг проблем, связанных со становлением и развитием начального всеобуча в Горном Алтае в 19- начале 20 веков не только не потерял своего значения, но и актуален в настоящее время. Историко-педагогическая оценка современного начального образования в данном регионе вызывает известную аналогию с процессами и проблемами, возникающими в исследуемый нами период.

Со времени принятия алтайцами Российского подданства в середине 50-х. годов 18 столетия, Россия решала один из важнейших вопросов на Алтае -установление здесь государственности. Коренное население края не могло создать предпосылок для её формирования. Эту функцию выполняло само Российское государство, подчинив алтайцев и пришлое русское население установленным в нём государственным порядкам.

Православное учение, будучи духовной основой российской государственности, являлось нравственным мерилом во взаимоотношениях русского народа со всеми другими народами, входившими в состав Российского государства. А потому, государственная власть была заинтерисована в наиболее широком распространении учения, являвшегося стержнем государственной идеологии и самой монархической государственности. Присоединение новых земель требовало быстрейшего вовлечения проживающих на них народов в общегосударственные процессы.

Помимо этой основной цели необходимо было решить и задачи социально - исторического плана, среди которых наиболее важной была задача приобщения местного населения к христианству. Однако, чтобы успешно противостоять язычеству, шаманизму и старообрядчеству, необходимо было найти наиболее действенную форму для утверждения православия в сознании коренного населения Алтая. Одним из основных путей для достижения этой задачи стало приобщение алтайцев к грамоте через создание миссионерских школ.

Процесс становления школьного образования в Горном Алтае был тесно сопряжён с распространением христианства на Алтае и деятельностью Алтайской Духовной Миссии, начавшей свою работу в 1830 году. Основоположником миссионерской деятельности, а также начального школьного образования здесь, является архимандрит Макарий Глухарёв, которым впервые было организовано обучение детей, открыты первые бесплатные школы для мальчиков и девочек.

К концу 19 века миссией была создана целая сеть начальных школ, в которых обучалось, согласно переписи 1897 года, более 600 учащихся. Школьные здания располагались при монастырях, детских приютах, в молитвенных домах, на частных квартирах, а иногда и в специально построенных домах на средства самой миссии.

Наряду со школами, образованными миссионерами, к концу 19 века в Горном Алтае стали появляться школы построенные на средства меценатов из среды купечества, зайсанов, баев и крестьян. Так, в с. Онгудай, здание школы было построено бийским купцом М. Пискарёвым, в с. Усть - Кан - купцом и предпринимателем Т. Мокиным. В 1889 году на пожертвования зайсана М. Тобокова построена школа в с. Салаганде, в 1897 году открыта школа в с. Усть -Кеньге баем А. Кульджиным и т.д. Часть из них содержалась на средства сельских обществ и попечителей. Предпринимались, также, попытки создания передвижных школ, однако, сложности передвижения, отсутствие каких - либо путей сообщения и другие причины побуждали к их закрытию.

Немаловажное значение на развитие школьного дела в Горном Алтае оказало переселенческое движение. Достигнув алтайских кочевий, новосёлы оседали здесь, увеличивая тем самым число сёл со смешанным составом населения. В таких населённых пунктах миссия вынуждена была вести обучение детей на русском и алтайском языках. Так возникали школы смешанного типа, в работе которых были свои особенности обучения и воспитания учащихся.

Миссионерская школа выполняла не только образовательные задачи, но и социо - культурные функции, что было немаловажным событием в условиях ' слабо развитой культурной жизни крестьянского населения.

Школы, образованные миссионерами являли собой факт прогрессивного значения, особенно в таких отдалённых уголках России, каким была в 19 веке Республика Алтай. В чрезвычайно сложных климатических условиях первопроходцам миссионерам удалось создать первоначальную базу, на которой впоследствии будет развиваться всеобщее начальное школьное образование в Горном Алтае.

В решении важнейших организационных задач по становлению начального школьного образования на Алтае миссионеры столкнулись с одной из острейших проблем - отсутствием учительских кадров и какой - либо базы для их подготовки. Проблема состояла ещё и в том, что приверженцы системы Ильминского были убеждены в необходимости подготовки учителей коренной национальности. Кроме того, должность учителя миссионерской школы требовала не только глубоких познаний, но и преданности самой миссии и делу народного просвещения. А потому, подготовка учительства и забота о нём была задачей первостепенной важности.

Первоначально основы педагогического образования учителей для двуязычных школ Горного Алтая были заложены в Центральном Миссионерском училище, которое было открыто 16 марта 1866 года в с. Улала. С переводом центра Алтайской духовной миссии в город Бийск в 1883 году, филиал училища переводится в Бийское Катехизаторское училище, которое становится центром подготовки учителей. Особенностью данного учебного заведения являлась серьёзная постановка религиозного образования, предполагавшая возможность последующего посвящения выпускников в сан священника. Миссионеры были уверены, что учителя, посвященные в сан, шире и влиятельнее смогут содействовать христианскому просвещению народов, населяющих Горный Алтай.

Немаловажное значение, на наш взгляд, приобретало включение в учебные программы Катехизаторского училища тем экономического, агрономического, медицинского просвещения, трудового обучения и воспитания.

Несомненный интерес для современных исследователей представляет вопрос содержания начального образования в миссионерских школах. Обучение в школах миссии велось в соответствии с преподавательской системой известного языковеда - просветителя, тюрколога Н.И. Ильминского. В её основе лежало убеждение в том, что коренных жителей следует просвещать путём преподавания им истин христианского учения, христианских представлений о мироздании и истории на их родном языке и создании национальных кадров образованных миссионеров. Преподавание на родном языке призвано было обеспечить, по мнению Н.И. Ильминского и его последователей в Алтайской миссии, глубокое понимание смысла преподаваемого, изменить образ мысли, ориентацию в практической жизни и быту, развить гражданственность, соединить в духовном союзе в общей Российской державе.

Рассматривая воплощение системы Н.И. Ильминского в Горном Алтае мы приходим к выводу, что в её реализации соблюдался приоритет воспитательных целей над образовательными, что являлось отражением причастности этой системы к православной педагогической традиции, по которой учитель миссионерской школы являлся не столько учителем грамоты, сколько учителем христианской жизни. В связи с этим, немаловажное значение в школе придавалось предметам религиозного характера.

Огромное значение имело создание членами Алтайской духовной миссии в начале сороковых годов 19 столетия алтайской письменности, на основе русской графики, а также первых учебных книг на алтайском языке, учитывающих этнопсихологические и языковые особенности обучаемых.

Вместе с тем, отдавая первенство в просвещении нерусских народов на Алтае христианской религии, учителя миссионеры не умоляли значения социально - культурных и образовательных функций государственного языка. Изучение русского языка являлось обязательным в миссионерских школах ещё и по той причине, что после окончания начальной школы, выпускник встречался с огромными, порой непреодолимыми трудностями выезжая за пределы. Горного Алтая. Усвоению нерусскими детьми государственного языка уделялось немалое значение и было важнейшим после (религиозного воспитания) направлением деятельности инородческих школ.

К началу 20 столетия в жизни алтайского общества произошли заметные изменения. Хозяйственное и культурное сотрудничество с русским народом, развивающиеся капиталистические отношения в регионе требовали пересмотра укоренившихся взглядов на начальное школьное образование. А потому, миссионерская школьная система начала 20 века переживает кризис. Являя собой факт прогрессивного значения в середине 19 века, в новых исторических условиях система миссионерского образования становится тормозом для развития молодого поколения, а религиозная направленность его содержания всё меньше пользуется доверием среди населения. Содержание школьного образования в это время характеризуется крайне низкой результативностью обучения и как следствием этого, нежеланием, а порой и полным неприятием учащимися многих учебных предметов религиозного направления.

Таким образом, в начале 20 века остро назрела необходимость пересмотра и обновления общеобразовательного курса начальной школы и технологии педагогического процесса. Прогрессивной концепцией дальнейшего развития школьного образования в Горном Алтае являлась программа по народному образованию, разработанная Алтайской Горной думой в 1917 году. Данная программа предусматривала изменения во всех вопросах народного образования, начиная с вопросов дошкольного образования и заканчивая открытием специализированных школ учительского, сельскохозяйственного, ремесленного направления и т.д. Однако данной программе не суждено было осуществиться по причине политических изменений в стране, которые, внесли кардинальные изменения в организационные вопросы и внутреннее содержание школы Горного Алтая.

Принятые после октября 1917 года государственные акты в области народного образования - "Положение о единой трудовой школе РСФСР" (сентябрь 1918 г.), "Основные принципы единой трудовой школы РСФСР", опубликованные вместе с "Положением" 16 октября 1918 года, а также ряд правительственных декретов - утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной каждому ребёнку независимо от социального, имущественного положения и национальности. Школа была провозглашена светской, независимой от церкви, а родной язык каждого народа должен был стать основой школьного образования.

Становление общеобразовательной школы в Горном Алтае было неразрывно связано с осуществлением всеобщего начального школьного обучения. Практическое осуществление этой задачи в России началось с опубликования Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 31 августа 1925 года "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети".

Однако, проведение всеобуча в данном регионе осложнялось рядом специфических особенностей Ойротского края, осложнявших работу по введению начального всеобуча. Среди факторов, накладывающих свой отпечаток на процесс введения всеобщего начального обучения в Горном Алтае и тормозящих процесс становления новой школы, мы выделяем наиболее существенные, такие как: экономическая отсталость, сложная политическая обстановка и затянувшиеся на этой территории военные действия, слабость материальной базы, низкая плотность населения и его разнообразный этнический состав, кочевой и полукочевой образ жизни значительной части населения, нехватка специалистов в области просвещения, специфика работы среди коренного населения, суровость климата и т.д.

Организация народного образования в области началась с ломки традиций старой школы и практического претворения в жизнь основных принципов советской системы просвещения, создания аппарата народного образования, кропотливой работы по разъяснению среди населения новой школьной политики, а также изыскания средств на расширение школьной сети,, ремонта имеющихся школьных зданий и организации образовательного процесса в школах.

Вопросы связанные с финансированием школьного образования не потеряли своего значения и в настоящее время. Основой школьного бюджета являлись государственные ассигнования, однако скудность отпускаемых средств заставляли изыскивать другие источники. Отделы народного образования проводили работу по заключению договоров с населением, организации школьно - хозяйственных попечительских советов и шефства хозяйственных организаций, по привлечению средств от общественных организаций, местного бюджета и даже, как крайнюю меру вводили частично платное обучение.

Несомненный интерес для современной действительности представляют вопросы по организации интернатов. Учитывая, что большинство алтайских семей вело кочевой образ жизни необходимо было создать целую сеть школ, где дети могли не только учиться, но и жить в течение всего учебного года.

Важной проблемой для органов народного образования и школ области являлась нехватка учебной литературы. Необходимость постоянного совершенствования учебников и наполнения их новым содержанием вызывала определённые трудности в обеспечении учебными книгами учащихся. Вопросами создания учебников, учитывающих специфические особенности местного образа жизни, занималась переводческая комиссия, переименованная в

1925 году в алтайскую литературную коллегию. Её опыт работы несомненно интересен как в организационном, так и в познавательном плане.

Широкий круг проблем, связанных с содержанием всеобщего начального обучения в Горном Алтае в 20-30-е годы также вызывает известную аналогию с сегодняшним днём. Важнейшая теоретическая и практическая задача, стоявшая перед школой этого времени, заключалась в том, чтобы привести содержание школьного образования в соответствие с новыми целями воспитания и связать его с решением актуальных социальных, политических, экономических и культурных проблем.

В качестве центрирующего фактора в школе устанавливалась трудовая деятельность во всех её проявлениях, учебной деятельности придавалась направленность на преобразование окружающей среды посредством применения учащимися полученных знаний. Методам преподавания присваивался исследовательский, опытно - экспериментальный статус, а овладение средствами приобретения и применения знаний существенно преобладало над традиционными знаниями, умениями, навыками.

Коренной пересмотр содержания школьного образования, ориентация его на формирование творческой личности, находил отражение в программно -методической деятельности органов народного образования Ойротии. Учебные программы Ойротварианта, составленные на основе программ ГУСа свидетельствуют о творческом подходе к перестройке учебной документации.

Однако, разрушая традиционную систему учебных предметов, знаний и навыков, учебные программы ГУСа в конечном счёте приводили к выхолащиванию научного содержания образования, что снижало качество общеобразовательной подготовки учащихся.

Для осуществления начального всеобуча в Горном Алтае необходимо было приступить к решению важнейшего вопроса - подготовке и переподготовке учительских кадров. Обеспечение школ учительскими кадрами в начале 20 годов было катастрофическим. Основной формой подготовки учителя начальной школы в исследуемый период стали краткосрочные курсы различной длительности, а также педагогический техникум, открытый в 1928 году. Расширяя политический и педагогический кругозор, повышая культурный и общеобразовательный уровень, педагогические курсы и техникум ориентировали учителя на перестройку школы на новых основах. При наличии известных недостатков в организационных вопросах и учебной деятельности эти формы сыграли огромную роль в подготовке учителей для области. Созданная в эти годы система педагогического образования сыграла огромную роль в культурном строительстве Республики Алтай.

Подводя общие итоги, мы отмечаем, что за короткий исторический период с середины 19 века до середины 30-х годов 20 века в Горном Алтае была осуществлена огромная по своим масштабам работа по достижению благороднейшей цели - становления всеобщего начального обучения. В контексте общих проблем, характерных для данного региона, участниками общественно - педагогического движения в исследуемый период решались вопросы организации школьной сети, финансирования образования, содержания учебно - воспитательной работы, внедрения в педагогическую практику научно -обоснованных методов обучения, профессиональной подготовки учительства и многие другие. Анализируя и обобщая опыт, пройденный данным регионом и его системой образования, важно не допустить ошибок прошлого, правильно усвоить его уроки и использовать накопленный опыт в новых исторических условиях.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ключникова, Марина Юрьевна, Горно-Алтайск

1. Алушкин Б.К. Комсомол Горного Алтая, Горно-АлтайскД980, 187 с.

2. Алтайчинов Л.Д. Поможем школе. // Ойротский край, 23 декабря 1925 г.

3. Андронкина В.Р. К вопросу формирования кадров советской интеллигенции в Горном Алтае (1920-1970) В сб.: Из истории борьбы партийных организаций Западной Сибири за соц. строительство, Барнаул, 1976. - 163 с.

4. Бабин В.Г. Национальный вопрос и проблемы образования в Государственной думе России (1960-1917гг.)- Барнаул: АГУ, 1997.-201 с.

5. Башкатов С.В. Православие в социальной и культурной жизни народов Горного Алтая. // Кан Алтай, № 2, 1996. - 5 с.

6. Беликова А.П. Горный Алтай: истоки просвещения. //Педагогика. №2, 1995. -4 с.

7. Беликова А. П. На заре советской школы. // Звезда Алтая. 4 аир. 1989

8. Беликова А.П. Школа до ликбеза. // Звезда Алтая. -18 дек 1991

9. Беликова А.П. Становление и развитие общеобразовательной школы в Горно -Алтайской автономной области. // Советская педагогика. №7,1983. - 4 с.

10. Ю.Беликова А.П. Сибирь: региональный подход к проблеме образования. // Педагогика. №2, 1994. - 4 с.

11. П.Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период двадцатых годов (1920 1931 гг.), - М.:, Прометей, 1992. - 117 с.

12. Беликова А.П. Проблема связи школы с жизнью в программно методической деятельности Сибоно и практике сибирских общеобразовательных школ (19201931 гг.). / В сб.: Школа и педагогическая мысль Сибири, вып. 127, Новосибирск, 1976, 130 с.

13. Беликова А.П. Проблема связи школы с жизнью в теоретическом наследии сибирских педагогов (1920-1930 гг.).// Школа и учительство Сибири. -Новосибирск. СО АН СССР, 1978. -150 с.

14. Н.Беликова А.П. Сибирские учебники периода 20-х годов и их роль в воспитании общественно-политической и трудовой активности учащихся В сб.: // Становление и развитие общеобразовательной школы Сибири в годы советской власти, Новосибирск, 1978! -18 с.

15. Беликова А.П. Поиски путей укрепления связи школы с жизнью советского общества в период восстановления и начала реконструкции народного хозяйства (1921 -1931 гг.) В кн. // Школа Сибири за 60 лет советской власти, Барнаул, 1982. - 5 с.

16. Беликова А.П. Основные тенденции развития содержания школьного образования в Сибири в период 20-х годов (1920 1931). М.: Прометей. - 1992.- 88 с.

17. Беликова А.П. Проблема связи школы с жизнью в программно методической деятельности Сибоно и практике сибирских общеобразовательных школ (1920- 1931 гг.), Дисс. на соискание уч. степени кандидата пед. наук., Новосибирск, 1974. 150 с.

18. Беликова А.П., Бабин В.Г. К вопросу о просвещении в дореволюционном Горном Алтае. // Проблемы истории педагогики и современность. 4.1, Горно-Алтайск, 1991, с. 27-31

19. Белоруссов А.И. Метод проектов и родной язык. // Просвещение Сибири, Новосибирск, 1930, № 12. 5 с.

20. Белоусов С.Н. Из истории развития народного образования в Ойротской автономной республике (1924 1944 гг.). // Советская педагогика. - №2, 1944. -с. 56-59

21. Бим Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М.: Изд-во. Российского открытого ун-та. - 1994. -36 с.

22. Блонский Педагогика в массовой школе 1 ступени. М., 1924 -150 с.

23. Бобровников Н.А. Что такое хороший урок: из бесед с учителями. Казань: Кн. изд-во. Маркелова и Шаронова. - 1914. - 98 с.

24. Богуславский М.Н. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения. Из истории отечественной педагогики 20-х. годов 20 в. / Институт теоретической педагогики и международных исследований РАО: Под ред. З.И. Равкина, М., 1994,182 с.

25. Боженко Л.И. Культурно просветительная работа в Сибири в восстановительный период (1921 - 1925 гг.) - Томск: ГТУ, 1967. - 204 с.

26. Боженко Л.И. Борьба за ликвидацию неграмотности среди населения Сибири (1920 1925 гг.). //Учёные записки: Томск: ТГУ, №46,1963. - 4 с.

27. Бюллетень первой Ойротской областной конференции РКП. Улала. - 1923. -40 с.

28. Варченко А.М. К истории народного образования в Горно Алтайской автономной области. // Учёные записки Горно-Алтайского педагогического института. - Вып. 1,1956, с.3-19

29. Вендровская Р.Б. Ведущие тенденции развития методов обучения в отечественной школе советского периода: Историко-педагогические обоснования стратегии развития отечественного образования. / Под ред. Равкина З.И. М. - 1994 г. -124 с.

30. Вендровская Р.Б. Школа 20-х: поиски и результаты. М., 1993 - 34 с.

31. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. - 128 с.

32. Веселов Д.Р. Великий Октябрь и становление народного образования. М.: Знание, 1987. - 64 с.

33. Войник П.Д. Школа Макушина. // Звезда Алтая. 7 июня, 1972. с.2

34. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. Сб. науч. тр. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Изд-во. АПН СССР, НИИ ОП, 1978. - 102 с.

35. Всесоюзная перепись населения 1926 года. -Вып .3. М. - 1926

36. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / М.: Школа Пресс. - 1995. - 448 с.

37. Горно-Алтайску 60 лет. // Сборник облстатуправления. Горно-Алтайск. -1988.-45 с.

38. Грачёв С.В. Педагогическая система Н.И. Ильминского и её развитие в теории и практике просвещения нерусских народов Поволжья (конец 19-20 вв.) / Дисс. на соискание учёной степени канд. пед. наук. Саранск. - 1995. -200 с. .

39. Данилов Д.А. Социально педагогические основы организации школьной системы в Сибири. - Якутск. - 1976. - 176 с.

40. Демидов В.А. Переход алтайцев на оседлость. / Под ред. П.Е. Тадыева. -Барнаул: Алтайское книжное изд-во. 1968. - 103 с.

41. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. 240 с.

42. Дорогой отцов: Сб. документов и материалов по истории комсомольской организации Горно-Алтайской автономной области. Горно-Алтайск. - 1970. -71 с.

43. Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики.//Сов. педагогика. 1986. - № 8. - с. 95-102

44. Днепров Э.Д. Народное образование как предмет историко-педагогического исследования. // Сов. педагогика. 1986. - № 1. - с. 107-114

45. Днепров Э.Д. О разработке методологических, историографических и источниковедческих проблем истории педагогики. /Школа России накануне и в период революции 1905 1907 гг./ М.: Изд-во АПН СССР. - 1985. - с. 5 - 24

46. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала 20 в. Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

47. Ельницкий К. Очерки по истории педагогики. Пг., 1918. -129 с.

48. Есипов Б.П. О некоторых предпосылках для осуществления программ ГУСа в сибирских условиях. // Сибирский педагогический журнал, № 7 8. -Новосибирск, 1927. - 14 с.

49. Екеева Н.М. Народное образование Горного Алтая в 1020-е годы. В сб.: Горный Алтай. Исторический сборник. Выпуск второй. - Горно-Алтайск, 1997. - с. 27 - 40

50. Екеев Н.В. Социально экономическое развитие деревни Горного Алтая в 1920 - х. годах. Горно-Алтайск: Отделение Алтайского кн. изд-ва. - 1988. - 208 с.

51. Екеев Н.В. Этнодемографическая характеристика населения Алтая 19 -начала 20 вв. / В сб.: Актуальные вопросы истории и культуры Саяно Алтая. Вып. 2. - Горно-Алтайск -1998. - с. 50 - 56

52. Жданов В. Новейшие программы ГУСа и сибирский вариант. // Просвещение Сибири, № 5. Новосибирск, 1927. - с. 61

53. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. / Под ред. Э.Д. Днепрова М.: Педагогика, 1978. - 160 с.

54. Жураковский Г.Е. Очерки по истории педагогики в связи с . историей классовой борьбы. В 2 ч. - Киев, 1926

55. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце 19 столетия: Политическая реакция 80-х. начала 90-х. годов. - М.: Мысль, 1970. - 444 с.

56. Иванов П.И. развитие культуры нерусских народов (1920 1925) / В сб.: Культурное строительство в Сибири (1917 - 1960), Новосибирск. - 1960. - с.86

57. Известия Сибкрайкома ВКП(б). 1926. - № 6. - 170 с.

58. Известия ВЦИК. 1922. - 28 декабря

59. Ильминский Н.И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. Казань: Тип.Имп. ун-та.- 1892. - 133 с.

60. Ильминский Н.И. Сборник статей. Казань: Центр, тип. - 1916. - 144 с.

61. Ильминский Н.И. Об образовании инородцев посредством книг, переведённых на их родной язык. // Православное обозрение. 1883. - с. 136 -141

62. Ильминский Н.И. Переписка о характере миссионерских инородческих школ. Казань: Тип. ун-та. 1885. - 116 с.

63. Ильминский Н.И. О способах обучения инородцев. // Современные известия. -1862. № 121.- с.21 - 25

64. Ильминский Н.И. Практические замечания о сочинениях и переводах на инородческие языки. Казань: БИ, 1871. - 24 с.

65. Ильминский Н.И. Программа школ для некрещённых инородцев Восточной России. Казань: тип. Имп. ун-та. - 1893. - 65 с.

66. Инородческая школа: сб. статей и материалов по вопросам инородческой школы. / Под ред. П.С. Тулина и В.А. Зеленко. Пг.: Изд-во. Н.П. Карбасникова. - 1916. - 254 с.

67. Казанцева В.П. История Горного Алтая в период восстановления народного хозяйства (1920 1925) / Методические рекомендации. - Горно-Алтайск, 1986. -116 с.

68. Казанцева В.П. Особенности начального периода культурного строительства в Горном Алтае. Горно-Алтайск. -1972

69. Казак В.А. Новое направление в системе школьного образования инородцев -христиан Восточной и Юго-Восточной России. // Русская школа. М. - 1907. -№ 9. - с. 86 - 88

70. Каким должен быть учебник. // Просвещение Сибири, Новосибирск, 1930, № 3.-с.23-24

71. Кандаракова Е.П. К знаниям, к свету. Горно-Алтайск. 1984. - 50 с.

72. Карамаев М.В. Горный Алтай за 70 лет: Над горами солнце Октября. Горно -Алтайск. - 1967. - 98 с.

73. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. / Собрание соч. в 2 т. -М.: ТЕРРА, 1992. 569 с.

74. Кислицин В.Н. Алтайская духовная миссия и её роль в колонизации Горного Алтая. Алтайский сборник. Вып. 15. Барнаул: Алтайское Отделение Всероссийского Фонда культуры. - 1992. - 100 с.

75. Ключникова М.Ю. Некоторые организационно педагогические проблемы начального всеобуча в Республике Алтай (20 - 30 гг.) / В сб.: Студент и научно- технический прогресс., Новосибирск, 1997. с. 118 -119

76. Ключникова М.Ю. К истокам подготовки профессиональных педагогических кадров в Республике Алтай. // В сб.: Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. Монголия, Ховд. - 1997 - с. 125 -128

77. Ключникова М.Ю. Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии как фактор зарождения национального самосознания алтайцев. // В сб.: Актуальные вопросы истории и культуры Саяно Алтая, Горно-Алтайск, 1998.- с. 60 63

78. Ключникова М.Ю. Особенности становления школьного образования в Горном Алтае 20 годы 20 века. // В сб.: Психолого-педагогическая подготовка специалиста: опыт, проблемы, решения. Горно-Алтайск, 1999. - с. 23-25

79. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. Собр. Соч. в 2 т. -М.: Педагогика. 1982

80. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. (Гимназии и реальные училища с конца 19 века до Февральской революции 1917 года). -М.: Госучпедиздат, 1947. 247 с.

81. Константинов Н.А. Очерки по истории начального образования в России. М. -1953.-257 с.

82. Константинов Н.А. Революция 1905 года и школа. // Доклады АПН РСФСР. -1957.-№ 1.-е. 69-73

83. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального школьного образования в России. 2-е изд. - М.: Госучпедиздат, 1953. - 272с.

84. Копытов Н.Ф. История народного образования. Горно-Алтайск: Г-А. Респ. изд-во. "Юч-Сюмер", 1994. -167 с.

85. Копытов Н.Ф. Горно-Алтайское педагогическое училище. Горно Алтайск, 1995. - 200 с.

86. Корнетов Г.Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М.: РАО. -1994. - 265 с.

87. Королёв Ф.Ф. Народное образование в России накануне Февральской революции 1917 года. // Сов. педагогика. -1951. № 12. - с. 41 - 67.

88. Королёв Ф.Ф. Очерки по истории Советской школы и педагогики 1917 1920 гг. - М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1958. - 552 с.

89. Королёв Ф.Ф. Февральская революция и народное образование // Сов. педагогика. 1952. - № 2. - с. 47 - 72

90. Краснов В.П. О материально бытовом положении учительства. // Просвещение Сибири. -1927. - № 9. - с 28 - 29

91. Кто будет приниматься в педтехникум. // Ойротский край. № 75 (447). - от 26 сентября 1928.

92. Кузнецова Е.В. Становление и развитие народного образования в Западной Сибири (1921 1925). - Дисс. на соискание уч. степени кандидата пед. наук. -Кемерово. - 1995. - 165с.

93. Ларина А.Н. Алтай в период восстановления народного хозяйства (1921 -1925 гг.), Барнаул, 1961, 265 с.

94. Луначарский А.В. Новые программы для единой трудовой школы. М., 1923, вып. 1. - с.30

95. Майдурова Н.А. Административная реформа 1912-1913 гг. в Горном Алтае. / В сб.: Вопросы истории. вып. 1. - Горно-Алтайск. -1996. - с. 102 - 109

96. Майдурова Н.А. Горный Алтай в годы первой мировой войны (1914 февраль 1917 гг.) // В сб.: История Горного Алтая. Горный Алтай в досоветский период. Часть 1, Горно - Алтайск, 1995. - с. 89 -108

97. Майдурова Н.А. История бурханизма по материалам Алтайской духовной миссии. // В сб. Вопросы истории. Вып. 1. Горно-Алтайск. - 1996. - с. 89 - 102

98. Мельников А.Н. Национальное образование как научная и практическая проблема. / Развитие образования на Алтае (проблема национальной школы) /Под ред. А.Н. Мельникова. Барнаул: Изд-во. Алт. университета. - .1993. - с. 49-61

99. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Изд-я. группа "Прогресс - культура". - 1994,416 с.

100. Модоров Н.С. Алтайская духовная миссия и её место в системе официальной политики. // В сб.: История Горного Алтая. Горный Алтай в досоветский период. Часть 1, Горно-Алтайск, 1995. с. 62 - 89

101. Модоров Н.С. История и культура Горного Алтая. / Уч. пособие. Горно -Алтайск.-1991.- 150 с.

102. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: политические, социально -экономические и культурные отношения (17 19 вв.). - Горно - Алтайск: Изд-во. ГАГУ, 1996. - 400 с.

103. Мукаева Л.Н. Заселение и хозяйственное освоение русским населением Горного Алтая в досоветское время. // В сб.: История Горного Алтая. Горный Алтай в досоветский период. Часть 1, Горно-Алтайск, 1995. - с. 18-62

104. Народное образование в СССР: сб. документов. 1917 1973 гг. М.: Педагогика. - 1974

105. Новиков Н. Новый пггаб культуры. // Ойротский край. 24 октября 1928.

106. О переводе православных христианских книг на инородческие языки. -Казань.: Тип. ун-та. -1875. 45 с.

107. Ойротская школа № 1. // журн. вып. № 1. Улала. - 1926. - 68 с.

108. Остроумов Н.П. Колебания русского правительства во взглядах на миссионерскую деятельность православной русской церкви. Казань: Тип. И.Н. Харитонова. - 1910. - 11 с.

109. Ососков А.В. Вопросы истории начального образования в России (2 пол. 19 -нач. 20 вв.)Учебное пособие: В 2 ч. М.: Мое. Обл. пед. инст-т. им Н.К. Крупской, 1975. - 180 с.

110. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России. 1861 -1917. М.: Просвещение, 1982. - 204 с.

111. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина 19 века / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. - 600 с.

112. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: 1917 -1941 гг. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. М., 1980. -456 с.

113. Очерки истории Алтайского края. / Под ред. А.П. Бородавкина, Ю.С. Булыгина, Н.С. Гаврилова, В.А. Скубневского. Барнаул: Алт.кн. изд-во., 1987.-448 с.

114. Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области. / Под ред. Л.П. Потапова. Горно-Алтайск. - 1973. - 540 с.

115. Пахаев С. Очерки истории Горно-Алтайской областной организации КПСС. Горно-Алтайск. - 1971. - 300 с.119. .Пахаев С. Национальное движение алтайцев. // Звезда Алтая. 31 мая, 1990

116. Петри Э. Наше отношение к народам низшей культуры. // Сибирский сборник. 1886. - кн.З. - с. 106 - 127

117. Дискунов А.И. История марксистской педагогики: некоторые итоги и перспективы. // Сов. педагогика. -1977. № 11. - с.57 - 66

118. Письма Н.И. Ильминского к оОер прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву. - /Под. ред Савина В.Н./ - Казань: тип. Имп. ун-та. - 1895. -414 с.

119. Потапов Л.П. Краткий очерк культуры и быта алтайцев. Горно-Алтайск. -1948.-63 с.

120. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М., Л.: Изд-во. академии наук СССР. 1953. - 444 с.

121. Потапчук О. Введение всеобуча в Ойротии. / В сб.: Вопросы истории. Вып. 1. Горно-Алтайск. - 1996. - с. 138 - 150

122. Прокопьев К.П. Школьное просвещение инородцев в 19 в. до введения просветительской системы Н.И. Ильминского. Казань: Центр, тип., 1905. - 30 с.

123. Протоколы 2 областного съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Улала. - 1924. - 57 с.

124. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. / Учебник справочник. - М.: Новая школа. - 1995. - 95 с.

125. Равкин З.И. Народ и школа: становление традиций демократизации. // Сов. педагогика. 1987. - № 11.- с.12 - 19

126. Равкин З.И. Основные проблемы развития теории и практики общеобразовательной школы РСФСР (1917-1931 гг).: автореф. Дис. докт. пед. наук. М.: Отделение теории и истории педагогики АПН СССР, НИИ . ОП-1972. 20 с.

127. Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921 1925 гг. - / Под ред. П.Н. Шимбирева. - М.: Госучпедиздат. - 1959,- 275 с.

128. Райков Б.Е., Ульянинский В.Ю., Ягодовский К.П. Исследовательский метод в педагогической работе. Изд.З-е. - М. - Л.: Гиз, 1927. - 55 с.

129. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в 19 начале 20 вв. // Историч. записки. - Т.37. -М., 1951. -с. 28-80

130. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

131. Самаев Г.П. Горный Алтай в 17 середине 19 вв.: проблемы политической истории и присоединения к России. - Горно-Алтайск: Г-А книжное изд-во 1991.-256 с.

132. Сатлаев Ф. Кумандинцы. Горно-Алтайск. -1974.- 199 с.

133. Сигуан М., Макки У.Ф. Образование и двуязычье. М.: Педагогика. - 1990. -184 с.

134. Съезды Советов Союза СССР, союзных и автономных советских социалистических республик: Сб. док. М. -1960. - т.1. - 277 с.

135. Скаткин М.Н. Краевский В.В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспектива. М.: Знание. - 1980,- 56

136. Смирнов И.Л. Сельское хозяйство и программы ГУСа. Методическое пособие для сибирских школ 1-й ступени и ШКМ. Сибкрайиздат. - 1925. - с. 5-6

137. Сорокин И. Об учебнике в школе. // Сибирский педагогический журнал, Ш 4. с. 86

138. Соскин В.Л. Общеобразовательная школа Сибири в начальный период НЭПа (1921 1923 гг.). / В сб.: Материалы конференции по актуальным проблемам истории Сибири. - Новосибирск. - 1970. - с.45 - 48

139. Список населённых мест Сибирского края. Сб. в 3 т., Новосибирск, 1928. -1000 с.

140. Сталева Т. Сибирский просветитель Пётр Макушин. Томск: Томское кн. изд-во. - 1990. - 246 с.

141. Степашко Л.А. Вопросы теории содержания общего образования в советской педагогике (1917 1931 гг.). - Челябинск. - 1980. - 19 с.

142. Тадина Н.А. Этнический состав населения Горного Алтая. / В сб. История Горного Алтая: Горный Алтая в досоветский период. Горно-Алтайск. 1995. -3-18

143. Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно педагогическое движение в России конца 19 -начала 20 веков. - М.: Интеллект. -1996 - 252 с.

144. Теория образования и обучения. / Под ред. С.Е. Матушкина. Челябинск. -1975. - 67 с.

145. Тимофеев М.Г. Участие школы в социалистическом строительстве и метод проектов. // Просвещение Сибири. Новосибирск. -1930, № 4. - с.25

146. Тимофеева Ф.М. Из истории социалистической революции в Горном Алтае. / В сб.: Культурное строительство в Сибири в 1917 1960 гг. - Новосибирск. -1962. С. 172 - 177

147. Тощакова Е.М. Общественное и семейное положение женщины у южных алтайцев. Дисс. на соискание учёной степени канд. истор. наук. JL, 1955. -140 с.

148. Трофимов П.Л. К истории введения всеобщего начального обучения в Западной Сибири (1930 1933 гг.) / В сб. Культурное строительство в Сибири в 1917 - 1960 гг. - Новосибирск. -1962. - с. 115 -118

149. Цибин А. Массовая школа Сибири и программы ГУСа. // Сибирский педагогический журнал. Новониколаевск. -1925.-№11-12

150. Чарнолусский В.И Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905 г. // Народное просвещение. 1925. - №10. - с. 34 - 38

151. Чарнолусский В.И. Свод законов, циркуляров и справочных сведений по народному образованию в переходный период. М. - 1908 - 170 с.

152. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно -демократическими революциями (1907 1917 гг.). - Томск: изд-во. Томского ун-та. - 1966 192 с.

153. Шящнова Н.И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск. -1981. - 184

154. Швецов С.П. Горный Алтай и его население.-Барнаул. 1900.-370 с.

155. Шестаков П.Д. Ещё несколько слов об образовании инородцев. М. 1867. -300 с. '

156. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти. / Под ред. Ф.Ф. Шамахова. Новосибирск. - 1970. - 396

157. Школа Западной Сибири за 60 лет Советской власти. / Под ред. П.П. Костенкова, Ф.Ф. Шамахова, В.Ф. Афанасьева и др. Барнаул: Алт. кн. изд-во. -1982.-256 с.

158. Школа России накануне и в период революции 1905 -1907 гг.: Сб. науч. тр. / Под ред. Э.Д. Днепрова, Б.К. Тебиева. М.: Изд - во АПН СССР, НИИ ОП, 1985,- 220 с.

159. Эфиров А.Ф. нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: Исторические очерки. М.: Госучпедиз, 1948. - 280 с.1. Архивные источники

160. Фонд Горно Алтайского Государственного Республиканского музея (ГАРМ)

161. ГАРМ: 86 А-52, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1864г.

162. ГАРМ: 86 А-52, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1867г.

163. ГАРМ: 88 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1880г.

164. ГАРМ: 86 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1887г.

165. ГАРМ: 86 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1890г.

166. ГАРМ: 28 0-88, 390/8218 Отчёт Алтайской духовной миссии за 1891г.

167. ГАРМ: 86 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1893г.

168. ГАРМ: 86 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1894г.

169. ГАРМ: 88 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1895г.

170. ГАРМ: 88 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1896г.

171. ГАРМ: 86 0-52, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1902г.

172. ГАРМ: 86 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1910г.

173. ГАРМ: 88 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1911г.

174. ГАРМ: 88 0-88, Отчёт Алтайской духовной миссии за 1913г.

175. ГАРМ: 88 0-87 Православный благовестник. Томск. -1914 г.

176. ГАРМ: 88 0-88 Отчёт Алтайской духовной миссии за 1915г.

177. ГАРМ: 86 Т 56 Влияние христианских начал на Алтайскую паству. Томск: Епарх. Ведомости. № 8 - 1902

178. ГАРМ: 86 Ц 65 Новооткрытые языческие школы на Алтае. Церковные ведомости. - № 5, 1898. - 1600 с.

179. Из фондов Государственной архивной службы Республики Алтай (ГАСРА)

180. ГАСРА, ф.61, оп.1, д. 60, л. 7

181. ГАСРА, ф.95, оп.1, д. 52, л. 161166. ГАСРА, ф.61, оп.1, д. 60,167. ГАСРА, ф.95, оп.1, д.52

182. ГАСРА, ф.1, on. 1, д. 179, л.8

183. ГАСРА, ф. 2, оп. 2, д. ИЗ, л. 22

184. ГАСРА, ф.55, оп.8, д. 3, л. 68

185. ГАСРА, ф. 1, on. 1, д. 304, л.111

186. ГАСРА, ф. 1, on. 1, д. 304, л. 15

187. ГАСРА, ф. 1, on. 1, д. 304, л. 15

188. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 118

189. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 3

190. ГАСРА, ф. 33, on. 1, д. 10, л. 125

191. ГАСРА, ф. 33, on. 1, д. 10, л. 12

192. ГАСРА, ф. 1, on. 1, д. 179, л. 8

193. ГАСРА, ф. 141, on. 1, д. 75, л. 90

194. ГАСРА, ф. 5, on. 1, д. 66, л. 3

195. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 111

196. ГАСРА, ф. 1, on. 1, д. 91, л. 25

197. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 3, л. 103

198. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 3

199. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 18

200. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 19

201. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 1, л. 1

202. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. л. 55

203. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 111

204. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 1. л. 4

205. ГАСРА, ф. 55, on. 1, л. 114

206. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 30, л. 5

207. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 149, л. 46

208. ГАСРА, ф. 2, on. 1, д. 1313, л. 97

209. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 8, л. 75

210. ГАСРА, ф. 55, on. 1, л. 314

211. ГАСРА, ф. 55, on. 1, л. 193

212. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 149, л. 47

213. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 149, л. 47

214. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 145, л. 8

215. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 30, л. 10

216. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 8, л. 34

217. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 6, л. 13

218. ГАСРА, ф. 1, on. 1, д. 215, л. 56

219. ГАСРА, ф. 1, on. 1, д. 656, л. 29

220. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 3, л. 37

221. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 8, л. 75

222. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 8, л. 75

223. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 60, л. 22

224. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 8, л. 78

225. ГАСРА, ф. 55, on. 1, л. 35

226. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 3, л. 74

227. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 404, л. 53

228. ГАСРА, ф. 55, оп. 8, д. 8, л. 5

229. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 124, л. 77

230. ГАСРА, ф. 55, on. 1, л. 54

231. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 82, л. 57

232. ГАСРА, ф. 55, on. 1, д. 107, л. 74