автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Организация художественно-трудовой деятельности на начальной ступени трудовой, политехнической подготовки
- Автор научной работы
- Карамзина, Ульяна Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Якутск
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Организация художественно-трудовой деятельности на начальной ступени трудовой, политехнической подготовки"
Р Г Б ОД О 2 ИЮН 1ЯЯ7
На правах рукописи
Карамзина Ульяна Анатольевна
Организация художественно-трудовой
деятельности на начальной ступени трудовой, политехнической подготовки
Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
На правах рукописи
Карамзина Ульяна Анатольевна
Организация художественно-трудовой
деятельности на начальной ступени трудовой, политехнической подготовки
Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена на кафедре педагогики Якутского государствен« университета имени М.К. Аммосова.
Научный руководитель-
Официальные оппоненты:
Ведущее учреждение -
Член - корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Д.А.Данилов
доктор педагогических наук, профессор Т.Т.Саввинов, доктор социологических наук У.А. Винокурова.
Иркутский государственный педагогический институт.
Защита диссертации состоится --' я
в 10 час. на заседании диссертационного совета К. 064. 57- 03. в Якутском государственном университете имени М.К.Аммосова /677 008, г. Якутск, проспект Ленина 2 /.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан "—"-1997г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. В современных условиях развития демократического Российского государства возрастает роль непрерывного образования. Непрерывность образования необходимо рассматривать как широкое социально-педагогическое явление. В настоящее время образование приобретает черты общемирового значения и поднимается на высокий уровень выполнения заказа на развитие и формирование человека двадцать первого века.
В Концепции обновления и развития национальной школы в Республике Саха (-Якутия) одной из стержневых идей является подготовка к жизни и труду детей с учетом уклада жизни и трудовых традиций народа, а также требований, возникающих при переходе к новым экономическим отношениям. С последним связано то, что развитие производственной инфраструктуры в экономике Республики Саха (Якутия) требует повышенного внимания к формированию поколения, имеющего развитые способности к художественно-прикладному ремеслу, промышленному производству, способности к операторским- инструментальным действиям. К этому следует добавить, что гуманитарные и общественные науки, направленные на интеграцию и трансформацию общечеловеческих ценностей в области воспитания и образования претерпевают во всем мире изменения. Ценностные ориентиры на гуманизацию и демократизацию общества при сохранении таких особенностей педагогических систем, как природосообразность, этничность, политехнизм, непрерывность образования, предусматривают поиск новых видов учебной деятельности, нетрадиционных форм организации учебного процесса, приемов обучения, нового содержания.
Искусство является универсальным средством формирования и развития познавательных и творческих способностей, образного, про-странстве?шого мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности [С.А.Арутюнов, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, М. С. Каган, В.Франкл, Е.В.Шорохов]. Особое место в художественно - эстетическом образовании детей занимает народное прикладное декоративное искусство, которое интегрирует разные виды художественного труда.
Между требованиями политехнической, трудовой подготовки школьников, современного периода возрождения национальной материальной культуры и использованием доступного детям художественного труда в системе политехнического образования возникло противоречие, разрешению которого и посвящено данное исследование.
Проблемы художественно - эстетического образования касается ряд психолого - педагогических исследований, изучающих его с Разных сторон. Так рассматриваются:
- проблема непрерывного художественного образования [Б.М.Не-менский, Р.Е.Казакова, Н.К.Крупская, Е.А.Флёрина];
- теория развивающего обучения [Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.М.Крылова, В.И.Логинова, Л.А.Ми--шарина, Н;Г-.Салмина];-
теория художественно - изобразительной деятельности [А.В.Бакушинский, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, Ю.М.Лотман, Л.Н.Сто-лович, Е.В.Шорохов];
- проблема онтогенеза и изоспособностей [Н.А.Ветлугина, А.В.Запорожец, Е.И.Игнатьев. В.С.Мухина, Н.П.Сакулина];
- теории психологической идентификации с этносом [С.А.Арутюнов, Г.Н.Волков, И.С.Кон, В.С.Мухина, М.Мумитхон];
- народно - педагогические идеи в воспитании детей дошкольного возраста [Е.А.Барахсанова, А.А.Григорьева, С.В.Гоголева, М.М.Чудинова];
- проблема классификации видов художественно - трудовой деятельности в педагогике [И.Л.Голованова, А.А.Грибовская, Д.Н.Под-курганная];
- синтез видов художественной деятельности и изучение эстетического развития детей [Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Р.М.Чумичева];
- развитие исполнительских способностей в изобразительной деятельности дошкольников [И.Л.Гусарова, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова].
Идеи и положения, разработанные в данных исследованиях, раскрывают разные стороны художественно - эстетического образования. Однако в них нет четкой классификации видов изобразительной деятельности, что ведет к сложностям в определении содержания, отражаемого на практике явлений действительности. В теории и методике руководства изобразительной деятельностью детей не обращалось серьезного внимания на ее связь с трудовой, политехнической подготовкой учеников. Как видно из анализа литературы, недостаточно изучены этнопедагогические особенности художественно - трудового восшишиш » обучения и ьи-временной семье.
Таким образом, перед нами встала задача разработки педагогических условий организации художественно-трудовой деятельности в системе дошкольного воспитания как основы непрерывного политехнического образования. Художественный труд позволяет реализовать не только преобразовательно-трудовую функцию. Он также играет большую роль в реализации познавательной, эмоционально-оценочной, нравственно-волевой активности личности. Как видно из практики, в организации изобразительной деятельности детей недостаточно учитываются ее художественные функции, а художественное познание подменяется научным, иллюстративным. В традиционном содержании детского художественного
изображения отражается предметный мир и почти отсутствует социальный, духовный. Творческие проявления детей требуются только в продуктах деятельности, но и они представлены только в вариациях тем по замыслу.
Определение видов художественно-трудовой деятельности на основе функционального выделения продукта деятельности может разнообразить творческие проявления детей, позволяет расширить тематику декоративной, конструктивной, изобразительной деятельности, включить доступные виды художественного труда, обучить детей на основе использования разных материалов и инструментов недоступным ранее способам действия, не ограничивая комбинаторных, вариативных способностей детей.
С учетом научно-практической значимости и недостаточной теоретической разработанности проблемы и определена тема исследования: "Организация художественно-трудовой деятельности на начальной ступени трудовой, политехнической подготовки."
Объект исследования - художественно-трудовая деятельность как основа трудовой политехнической подготовки детей.
Предмет исследования - педагогические условия организации художественно-трудовой деятельности детей на начальной ступени непрерывного политехнического образования.
Цель исследования - разработать эффективные педагогические пути и средства совершенствования системы художественно - трудовой деятельности детей на начальной ступени непрерывного политехнического образования.
В основу исследования положена следующая гипотеза: эффективность художественно - трудовой деятельности детей на начальной ступени непрерывного образования обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий:
- содержание художественно - трудовой деятельности учитывает возрастные этапы формирования новообразований в овладении ее компонентами;
- осуществляется взаимосвязь семьи и образовательных учреждений в процессе формирования художественных, политехнических, трудовых знаний, умений и навыков;
- сформированные у детей способы действия в изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности представляют собой органическую часть трудовой подготовки;
Исходя из данного предположения, мы определили следующие задачи исследования:
- на основе анализа психолого - педагогической литературы выяснить условия раннего обучения художественно - трудовой деятельности
детей дошкольного возраста;
- разработать принципиальные положения, определяющие художественный труд как самостоятельный обучающий раздел в системе политехнического образования;
-определить-психодогсьдедашшческие условия организации худо-_
" ** __ _____гглпптруцмир.г.^пгп
жественно-трудовой деятельности как основы политехнического образования.
Методологической основой исследования являются идеи романизмами воспитательно-образовательного процесса, понимания ребенка как "субъекта" учебной деятельности. Детерминация явлении окружающего мира происходит в продуктивной деятельности, которая играет решающую роль в социализации и присвоении общекультурных ценностей ребенком.
В исследовании использованы следующие методы:
- теоретический анализ философско - аксиологическои, искусствоведческой, этнографической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
- анализ понятия "художественно - трудовая деятельность , классификация ее видов, моделирование;
- опытно - экспериментальная работа;
- наблюдение деятельности руководителей студий;
-анализ продуктов деятельности детей;
- тестовые задания, анкетирование, опрос, математическая обработка
результатов исследования.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том что разработаны новые принципиальные положения классификации художественных продуктивных видов деятельности на основе реализации преобразовательно-трудовой функции в начальной ступени непрерывного политехнического образования; определены условия совершенствования системы художественно - трудового^ в™^1™ средствами народной педагогики, у<иработано-нсихолого - пгпягогиче ское обоснование доступности художественно-трудовой деятельности в начальной ступени непрерывного образования как основы политехнической подготовки детей.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и
внедрении в практику работы детских садов РС(Я) порциальной программы декорирования, изображения и конструирования для детских студии. Разработаны методы исследования формирования внешних и внутренних компонентов структуры детской художественно - трудовой деятельности. Научно-практические рекомендации исследования, дающие положительные результаты, могут быть учтены при разработке программ учебно -методических материалов для учреждений начальной ступени непрерыв-
б
лого образования, в системе повышения квалификации работников детских учреждений и студентов педагогического вуза.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, анализом и использованием достижений современной педагогической науки; применением комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных его задачам и логике; опытом работы соискателя в качестве руководителя изостудии, преподавателя в средних специальных и высшем учебном заведении, положительной оценкой программы педагогами, руководителями детских изостудий и преподавателями колледжей, вузов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного воспитания Якутского государственного университета, на ежегодных научно - практических конференциях Якутского государственного университета, республиканских конференциях по дошкольному образованию (1996г.), молодых преподавателей ЯГУ (1996г.), на семинарах: в Чурапчинском (1994г.), Мегино - Кангаласском (1994г.), Амгинском (1995г.), Горном (1996г.) улусах, на курсах повышения квалификации воспитателей, заведующих и методистов дошкольных учреждений республики, в процессе личного преподавания, чтения лекций и проведения практических занятий в ЯГУ, Я11У 2.
База исследования. Исследование проводилось на базе дошкольных учреждений г.Якутска (детские сады N 12, 21, 26, 86, 88,105), Центра развития детей при Якутском педагогическом училище N2, детских учреждений Амгинского, Горного, Мегино - Кангаласского, Усть -Алданского, Чурапчинского улусов.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом организационном этапе ( в 1990 - 1992 гг.) был прове- ден теоретический анализ проблемы и подготовлена экспериментальная база исследования.
На втором этапе ( в 1992 - 1993 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью определения объекта и предмета исследования, разработки методики экспериментальной работы и выявления особенностей преобразовательных способов действия, уровней технических и инструментальных умений и навыков детей.
На третьем этапе ( в 1993 - 1996 гг.) были изучены особенности отношений взрослых и детей, разработаны модели обучения, программа студийной работы по изображению, декорированию и конструированию, проведена опытно - экспериментальная апробация положений модели, обобщены ее результаты и оформлена диссертация.
На защиту выносятся:
- новая классификация видов художественно - трудовой деятельности, разработанная на основе теоретического анализа преобразовательной функции продуктивной деятельности;
- особенности системы художественно - трудовой деятельности в -начальной ступени непрерывного образования;
- рациональные педагогические условия реализации художественно^ трудовой деятельности дошкольников как основы непрерывного политехнического образования.
Структура и объем работы.
Основное содержание диссертации изложено на 161 страницах машинописного текста, включающего введение, две главы, заключение и приложение. Список литературы содержит 206 наименований, текст имеет 14 таблиц, в приложении представлены образцы анкеты и вопросников, программа, протоколы, фотографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, представлен научный аппарат исследования. Здесь же обозначены научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе -"Психолого - педагогические основы художественно - изобразительной деятельности детей" представлен аналитический обзор литературы по проблеме исследования, определена сущность понятия "художественно - трудовая деятельность". Опираясь на особенности компонентов структуры детской деятельности, обоснована необходимость организации доступных видов деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Художественная деятельность как модель комплексного подхода к формированию социальной активности личности рассматривается и I'' ЦтяупилА- Пимр;н:<м—ит-тт^ггрдрращлр ЛН.Столовича. она подвергает системному анализу теоретические исследования, проведенные в рамках ■ методики руководства изобразительной деятельностью, сравнивает функции искусства, создаваемого взрослым художником, с функциями изобразительной деятельности ребенка в труде, игре, учении и общении. На этой основе целесообразно определить недостающую преобразовательную функцию в структуре изобразительного искусства, что позволяет нам выделить самостоятельный вид художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста, не отрицая традиционно сложившейся классификации видов изобразительной деятельности дошкольников, с целью реализации преобразовательно-трудовой функции.
Была предпринята попытка создания новой классификации и введе-
ния- нового понятия "художественно-трудовая деятельность" дошкольника, основанием которого является назревшая необходимость в практическом и теоретическом плане. При этом традиционные продуктивные виды деятельности дошкольника легко подчиняются принципу комплексирования, разработанному в семидесятые годы H.A. Ветлуги-ной в системе эстетического воспитания. Данный принцип как синтез средств выразительности на основе" комплексирования видов и подвидов изодеятельности" по-новому рассматривается в работе Т.Г. Казаковой. Выделение преобразовательной функции разрешило проблему основных способов действий в изобразительной, конструктивной деятельности и возможность объединения этих видов под общим понятием "художественно-трудовая деятельность", в которую входят следующие компоненты: изображение, конструирование и декорирование.
Наш подход к данному вопросу обусловлен неразработанностью преобразовательно-трудового аспекта в изобразительной деятельности дошкольника. Его содержание мы определили необходимостью создания адекватной преобразовательно-трудовой деятельности на основе дополнения содержания и методов, наработанных в теории и методике руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста, а также включения доступных детям дошкольного возраста видов художественного труда, определения объема трудовых навыков и умений, технических приемов обработки материалов, технических навыков и умений в работе с инструментами и т.д.
Художественно - трудовая деятельность как педагогическое явление в практике дошкольных учреждений рассматривалась в 20-30 гг. и включалась в программные документы. Об этом свидетельствуют утверждения в ряде работ (С.В.Иванниковой, Е.Б.Горунович, Т.Г. Казаковой и др.) В программе воспитания в детском саду с 1961 года художественный труд был представлен как ручной и имел разделы: изготовление игрушек, работа с природным материалом и деревом. В восьмидесятые годы из программы ручного труда был исключен раздел "Работа с деревом". Разделы "Конструирование" и "Работа с бумагой" не рассматривались как изобразительные, что в корне является неправильным, так как предметы, изготовленные детьми в художественно - трудовой деятельности, носят условный, изобразительный, игровой характер. Продукты детской художественно-трудовой деятельности имеют особенность-отражение несущественных внешних признаков предмета, т.е. они являются художественными образами, знаками, создаваемыми в материале художественно -изобразительными средствами - формой, величиной, цветом, объемом, пропорциями и т.д. Поэтому художественно - трудовая деятельность является специфичной только для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она отличается от трудовой деятельности не только продуктом,
но и целями, мотивацией и частично трудовыми операциями. По процессу труда существенно не отличаются друг от друга, о чем свидетельствуют исследования педагогов А.И.Васильевой, И.Л.Головановой, Н.М.Рус-тамовой и др.
., йшше^б^^ванниксшошхшсазателитворческой активности в декоративном рисовании натолкнули нас на следу1шдие1Тдёи: -
Во - первых, взаимоперенос способов действий в разных видах художественного труда.
Во - вторых, варьирование и комбинирование умений, навыков (инструментальных, соизмерительных, поисковых и т.д.), свойств и качеств изобразительных материалов и инструментов для создания образов в изображении, декорировании и конструировании.
Анализ литературы показал, что художественно - трудовая деятельность - понятие, почти не использованное по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста, является многозначным понятием, в связи с чем соотносимо с разными явлениями и имеет соответствующую трактовку.
Различия детской и взрослой художественно - трудовой деятельности состоят не только в наличии тех или иных компонентов, но и в качественном их разнообразии и взаимосвязи. Изучение этих связей обусловило наш поиск.
Особенности детской трудовой деятельности рассматривались в исследованиях Д.С.Сегреевой, Я.З.Неверович, И.М.Гуревич, и др.
Связь преобразования предмета для удовлетворения потребностей людей рассматривалась в работе В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, Л.А. Мишариной, С.Ф.Сударчиковой. Предметная деятельность формирует у ребенка способы чувственного познания: предметное восприятие, предметное представление и предметно - образное мышление.
При анализе работ мы пришли к выводу, что в процессе инте-.рипрц-^яции у дошкольников происходит свертывание, сокращение компо-
нентов деятельности] влияние—структуры—гррпгтд проявляется в воздействии на формирование операционального состава деятельности, превращения действий в операции. Высшим уровнем развития способов действия являются - творческие; у дошкольников они представлены в виде варьирования или комбинирования существующих образов в памяти, т.е. действия возникают на основе преобразования прежнего опыта с помощью воображения. В этот момент ребенок подходит к формированию замысла, который на этапе претворения в материале подвержен трансформации и стремится вобрать всю информацию, идущую извне.
Далее в главе идет анализ особенностей компонентов структур деятельности, связанных с общей направленностью, характера деятельности, условий, в которых она протекает. В ходе теоретического анализа выде-
условий, в которых она протекает. В ходе теоретического анализа выделены критерии успешности деятельности дошкольника:
- знание цели деятельности, направленности труда на преобразование предмета.
- установление причинно - следственных связей между свойствами и качествами материалов и инструментов, воздействующих на них, выбор их для последующих операций.
- достаточно высокий уровень развития эстетического вкуса и восприятия.
- высокий уровень воображения, основанный на комбинировании и варьировании средств выразительности в продуктах творческой деятельности.
- умение установить соответствие декора и оформления форме и назначению предмета и материалу, из которого он изготовлен.
- сформированность зрительно - моторных координации руки, простейших орудийных и инструментальных действий при создании изображения, конструкции и орнамента.
- умение планировать деятельность, подготовить рабочее место.
- соответствие продуктов художественно - трудовой деятельности художественному образу, построенному по элементарным эстетическим требованиям.
Полученные данные позволили сделать вывод о целесообразности организации художественно - трудовой деятельности по видам, имеющим в основе преобразовательные способы действия, направленные на выделение выразительных средств художественного образа.
Во второй главе "Педагогические условия организации художественно трудовой деятельности детей" излагаются задачи и содержание опытно - экспериментальной работы.
Проведенное нами теоретическое исследование позволило вскрыть сущность и движущие силы процесса художественно - трудовой деятельности в начальной ступени непрерывного образования. В связи с этим возникла необходимость и создались соответствующие предпосылки для эмпирического исследования социально - педагогической и психологической природы названного процесса и возможностей педагогического управления ими с целью его совершенствования.
Направление опытно - экспериментальной работы вытекало из общей цели исследования и состояло в том, чтобы проверить на практике достоверность и эффективность разработанных нами педагогических условий обучения детей дошкольного возраста художественно - трудовой деятельности, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Мы руководствовались следующими принципами организации опытно - экспериментальной работы:
и
- исследование проводилось в течение длительного времени с 1990 по 1996 гг.;
- результаты исследования сопоставлялись с результатами других исследователей;
----изучение__проводилось на репрезентативной выборке;
- проведение исследования на_фоне обогащсния_духовно_й жизни детей, создание атмосферы их активного общекультурного развития;
- постоянное корректирование организации опытно - экспериментальной работы в отдельных ее моментах.
Программа опытно - экспериментальной работы предусматривала также генеральные совокупности исследуемых детей и взрослых, способные обеспечить доказательность, достоверность полученных результатов, а для этого - валидизацию методик и глубину интерпретации материалов, репрезентативность выборки и т. д. В разные периоды и этапы исследования в него в качестве субъектов включались наряду с экспериментатором его помощники - воспитатели и администрация дошкольных учреждений, студенты и преподаватели пединститута, сотрудники НИИ национальных школ МО РС ( Я ). В программе четко обозначились время, место, конкретные зоны включения названных помощников в опытно -экспериментальную работу.
Психолого - педагогический подход к проблеме формирования компонентов структуры художественно - трудовой деятельности и исследования преобразовательных способов действия определил выбор методов. Основным методом, определяющим направление опытно - экспериментальной работы, является педагогический эксперимент. При его проведении были использованы следующие методы: включенное наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, моделирование, анкетирование, опрос, тестовые задания. Для количественного анализа был использован метод математической статистики: ранжирование и уровневые оценки среднеарифметических данных и отклонений.
Ш пргикичпчианнгт уггще опытно - экспериментальной работы
(1990 - 1992гг.) был проведен гт'-гг>'р-',гУ]".....—»р^Клрчр игт""-
дования. Составлен план экспериментальной работы, рассчитанный на проведение основных этапов педагогического эксперимента, подобран инструментарий для проведения констатирующих и контрольных срезов, апробированный в ходе пилотажных исследований в сельских и городских дошкольных и внешкольных учреждениях. Определен характер выборок, участвующих в эксперименте и критерии их отбора.
На втором этапе ( в 1992 - 1993 гг.) был проведен констатирующий эксперимент с целью определения объекта и предмета исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Констатирующий этап состоял из трех серий, в которых практи-
ческой проверке подвергались следующие задачи:
- определение состояния соотношений исполнительских и формообразующих способов действия у детей в традиционных видах изо-деятельности;
- выяснение динамики возрастных особенностей при восприятии отдельных элементов, средств художественной выразительности у детей дошкольного возраста;
- выявление компонентов внутреннего и внешнего плана деятельности.
В первой серии было определено состояние соотношений исполнительских и формообразующих способов действия в традиционных видах изодеятельности. Генеральная совокупность выборки составила 98 детей, из которых были выделены три группы по возрасту: 3-4 лет, 4 -5 лет и 5 - 6 лет. Использован метод наблюдений с регистрацией инструментальных и технических навыков на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию в протоколах. Объем навыков для каждой возрастной группы определялся в соответствии с требованиями"Программы воспитания и обучения в детском саду", опубликованной МП РСФСР в 1985 году.
Во второй серии констатирующего эксперимента использован метод тестовых заданий для изучения внутреннего плана решения невербальных задач детьми дошкольного возраста. В связи со сложностью выявления структуры внутреннего плана действия в процессе восприятия и оперирования представлениями, а также наличием только отдельных методик нами были использованы описания экспериментальных исследований Е. И. Игнатьева, В. С.Мухиной, Н.П.Сакулиной [83, 135, 171], на основе которых были составлены задания.
Испытуемым предлагались разработанные нами тестовые задания на диагностику константности, целостности и избирательности восприятия у детей от 2 - 7 лет. Всего исследовано 60 детей. В соответствии с критериями успешности деятельности мы сопоставили результаты констатирующего эксперимента, из которого следует, что к пяти годам происходит, по нашим данным, качественный скачок в соотнесении эталонного цвета и словесного обозначения. Заметное улучшение синтеза наблюдается у шестилеток 50%, у семилеток 80%, избирательность дифференцируется и осознается в шестилетнем возрасте - развиваются глазомер, точность, детализированное изображение предметов. Детализация касается не только формы и пропорций, но и отношений цветности - у 4-летних 40%, 5-летних 60%, возрастает и скорость выполнения задания.
Высокий уровень выполнения заданий, необходимый для формирования творческих преобразовательных действий, был обнаружен в выборках детей пяти, шести и семи лет, что послужило основанием
сокращения выборки и исключения от дальнейшего участия в эксперименте трех младших возрастных групп.
На основе разработанных нами критериев в третьей серии проведен анализ продуктов деятельности. Проанализировано более 600 работ на констатирующем и формирующем этапе-С Л992 по 1996гг.
Целью исследования продуктов деятельности в нашей опытно - экспериментальной работе явилось: изучение преобразовательных способов действия в художественно - трудовой деятельности, в результате определения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить наличие основных преобразовательных способов действия, которые могут быть зарегистрированы как определенные характерные выразительные средства в рисунке.
2. Самостоятельный выбор средств выразительности для воплощения образа, предложенного взрослым, или следование готовому образцу, определяется в рисунках или поделках, выполненных по одной теме .
3. Выделить такие характеристики поделок, как устойчивость и прочность соединения деталей.
4. Отметить наличие собственного замысла у детей и его сохранение до получения результата.
На формирующем этапе (1993 -1995гг.) было проведено дополнительное изучение особенностей взаимодействия субъектов деятельности с целью выяснения особенностей художественно - трудовой деятельности в семье и уровней профессионального руководства изобразительной и художественно - трудовой деятельностью.
Обработка анкеты дала возможность выделения ряда показателей по соотношеншо ответов на 8 - 10-ый вопросы, анализ этих данных дал возможность выявления 6 стилей взаимоотношений, складывающихся в семьях: кооперативные, автономные, опекающие, повышенные опекающие, директивные, индифферентные.
--На втрррм этапе экспериментальной работы была поставлена задача
исследования дпшрцгтоин тзпгпы.л^ии ии ||ч || .мирппишр уу пгщр,г-тиеННО -трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, уровни педагогических знаний об основах искусства, теории и методики руководства изобразительной деятельностью детей.
В эксперименте приняли участие более 60 - ти педагогов из дошкольных учреждений города Якутска, Амгинского и Чурапчинского, Горного и Мегино - Кангаласского улусов. Критериями определения знаний, умений и навыков воспитателей послужила программа для колледжа, разработанная в 1992 году Р.Г.Казаковой, М.Н.Пономаревой, И.С.Барышевым и Л.Г.Беляковой.
В результате были выделены основные стороны профессиональных способностей, которые послужили критериальной основой нашего иссле-
дования, необходимые для руководства художественно - трудовой деятельностью детей .
В формирующем эксперименте на первом этапе решалась задача развития субъектных отношений взрослого к ребенку старшего дошкольного возраста. Был найден адекватный для данной проблемной ситуации метод моделирования учебной деятельности. Он удобен при переносе объективных педагогических явлений в знаково - символическую область как проектирование реальных взаимоотношений субъектов деятельности. С учетом генезиса основных структурных компонентов художественно-трудовой деятельности, этнически целесообразных форм организации педагогического процесса, механизмов, в эксперименте были разработаны модели взаимодействия субъектов взрослого и ребенка в процессе художественно - трудовой деятельности, в которой учтены покомпонентное включение, возможные варианты, обучающих эвристических упражнений.
Апробация взаимоотношений, смоделированных нами, проходила в "Центре развития детей дошкольного возраста" при педагогическом училище N2 с 1995-1997год. В эксперименте приняли участие дети в возрасте 5 лет контрольной и экспериментальной группы в количестве 30 - ти испытуемых, их родители, руководители изостудий.
Выявлены основные элементы модели: субъекты - ребенок, группа детей, родители, воспитатели; объекты - воспринимаемые и отражаемые в продуктах деятельности предметы, явления, люди и т.д.; способы их преобразования; их связи: отношения, чувства, вкусы, общение, методы и приемы воздействия. Для объективного измерения и оценки возможностей моделей как условий обучения детей были проведены контрольные срезы в виде анализа продуктов деятельности по тем же критериям, что и на констатирующем этапе. В результате количественного анализа и математической обработки данных была получена следующая картина.
Формирование взаимоотношений, построенных на основе моделирования содействия и сотворчества, значительно повысило элементы замысла у детей экспериментальной группы. Наблюдался рост уровня самостоятельных действий детей в выборе средств выразительности, который повлиял на мотивацию художественно - трудовой деятельности на нахождение новых оригинальных способов преобразования. Произошло резкое снижение следования готовому образцу, проявления подражания сменились собственно преобразовательными, поисковыми действиями, значительно увеличилась активность детей в высказываниях по поводу результатов своей деятельности.
В решении колористических задач и поиске оригинальных цветовых сочетаний у детей в экспериментальной группе отмечаются высокие показатели, которые являются результатом использования методов обучения цветовому различению. Изменения в установлении пропорциональных отношений у детей увеличились в сравнении с данными констатирующего
эксперимента на 23% и на 8%, что значительно выше результатов контрольной группы. В качественном плане в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в овладении пропорциональными отношениями на 27% выше, чем у четырехлетних детей.
В^Бдё~формйру10щего^ксперименха__бща_^п|^ирован^ разработанная нами программа " Художественно - трудовая деятельносты дошкольной изостудии", которая оправдала себя как эффективная форма воспитательно - образовательной работы. Она отражает структурные части модели взаимодействия субъектов деятельности, имеет национально - региональные особенности в содержательном плане, новые способы действий в видах художественно-трудовой деятельности, не используемых в широкой практике работы детского сада. Эффективность моделей изучалась методом сравнения данных констатирующего и контрольного эксперимента по анализу продуктов деятельности и контрольных срезов на этапе формирования преобразовательных действий в художественно-трудовой деятельности.
Понимая особенности детского мышления и образование на их основе обобщенных способов умственных действий, мы сопоставляли эти действия с вариативностью используемых моделей.
В связи с этим модель обучения представлялась нам состоящей из трех взаимосвязанных звеньев: организации процесса восприятия предмета; отражения в продуктах деятельности выразительных средств, использованных в передаче художественного образа; выбора преобразовательных способов действия и материализации образа в предмет, игрушку, макет. На основе первой модели мы знакомим детей в совместном общении и содействии с разными свойствами и качествами материалов по алгоритму:
- цель, метод задается взрослым;
- обучение идет посредством поисковых, игровых, эвристических уп-ряжн^.щщ и косвенных методов, приемов;
- результат пгтт'гги'1"|11-|Нг ни''11|мпптмпатся взрппшм и любом виде;
- результат обыгрывается.
Вторая модель обучения, механизм которой обозначен нами как сотворчество, в отличие от первой имела следующий алгоритм:
- обеспечение самостоятельного творческого поиска через позицию взрослого, заключающийся в активном стимулировании деятельности косвенными методами и приемами, совместной рефлексии по поводу изображаемого, конструируемого, декорируемого художественного образа;
- уважение мнения ребенка при самостоятельном выборе;
- положительное ожидание любого результата, стимуляция активности, " ненавязчивая " помощь ребенку, если он в ней нуждается.
Определялись механизмы взаимодействия субъектов учебной деятельности, как - то: процесс обучения, содействие, сотрудничество,
самостоятельность выбора, сотворчество. Определены: цели, задачи, принципы, содержание, механизмы, алгоритмы обучения.
Программа студии, дает воспитателю простор в выборе деятельности также и может быть построена только на интеграции традиционных видов художественно - трудовой деятельности, например: аппликации и рисовании. Зсего проведено 68 занятий в 1995 - 1996 году с октября по май, и 84 контрольных в октябре - декабре 1996 года. Программа включала задачи эзнакомления с краеведческим материалом, национальными видами прикладного искусства и ремесла, а также доступные исполнительские ;пособы действия, перенос способов действия в собственную продуктивно деятельность.
Были проведены контрольные срезы на основе методики тестовых за-щний, где были соблюдены условия констатирующего этапа для получения )бъективных даш!ых по формирующему эксперименту. Срезы дают картину вменения внутреннего плана деятельности.
В результате формирующего эксперимента произошли изменения по >азличению и названию эталонов цвета у детей экспериментальной и кон-рольной групп. Увеличились показатели способности детей к выделению >бъекта из общего фона, что свидетельствует о качественном изменении из-¡ирательности и константности восприятия. Повысился уровень восприятия деетового отношения на 20 % у пятилеток и на 30 % у четырехлеток.
Итак, сравнительный анализ данных, полученных в начале и конце шытного обучения, доказал эффективность разработанной программы по ;удожественному труду как базы политехнической подготовки детей.
Теоретический анализ психолого - педагогической литературы поволил:
во - первых, ввести в область детской педагогики новое понятие художественно - трудовая деятельность" применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту с учетом условного характера продукта, получаемого в процессе преобразования материала;
во - вторых, определить и описать основные виды художественно -рудовой деятельности, необходимые при подготовке в овладении поли-ехническими, трудовыми знаниями, умениями и навыками в школе;
в - третьих, разработать рациональную модель взаимодействия убьектов художественно - трудовой деятельности.
Проведенная опытно - экспериментальная работа в основном под-вердила рабочую гипотезу. Выявлены следующие рациональные едагогические пути и средства совершенствования системы художес-венно - трудовой деятельности детей в начальной ступени непрерывного олитехнического образования;
- использование якутских народных традиционных видов приклад-ого искусства, которые формируют знания о свойстве и качестве атериала используемого при порождении предмета, о функциональном
назначении инструментов; руководстве художествен- но
. привлечение Р^^^^^да/и^смье в ходе формирования тпудовой деятельностью детей в студи ^ политехнических знаний, У^^^^ГГвсщителе»! студш! валидными ме-
-Гтам^оепитателеи^р^овоДИ
шего направления в образовании ребенка, ботах детей, ви-
. интегрирование в групповь*»способов преобразо-дов художественно - трудов- ГГв Чор--"ии предметов; вательных действий способам действия пос-
- обучение детей "Р ^ косвенных методов, экскурсии в редством эвристических упражнении,
мастерские и на производство, стру1аурных компонентов дея-
- осуществление усвоения «^"^вшигровь«ситуаций; тельности через создание навыков детей через ис-
. углубление технически знании у ^ с детШИ на на-
пользование нетрадиционны* дяя ™ чсского образования эле-струкции и декора; ™„жяемых явлений посредством вклю-
применяемых в изготовлении предметов быт,
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
_1 Р^ние детей
ознакомления с якутским орна---™ с 19.21.
образования в условиях п0 спецкурсу "Детское твоР-
2. Исследовательская работа студен опыт организации
честно" // Теоретические основы и^^ с 53.54. систематической работы студснта Жу ^ меНной якутской
3. Художественно - трудово во пита ^ Р^ ^^ 1996. семье II Перспективы дошкольного воспит
С.23-25. типовой деятельности дошкольника Ь'Ак-
4. Виды художественно- трудовой д 1996. С.50- 52.
туальные проблемы дошкольг.ого во«^^ 199б> 40 с.
5. Ыллык - тропинка. Учебное посо ^