автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств
- Автор научной работы
- Костогрыз, Татьяна Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств"
На правах рукописи
КОСТОГРЫЗ Татьяна Александровна
ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ
13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Москва 1996
Работа выполнена в Исследовательском Центре эстетического воспитания Российской Академии образования
Научный руководитель - доктор педагогических наук,профессор,
член-корреспондент РАО Юсов Б.П.
Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
. . .Бодана Е.А.
- кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник Критская Е.Д.
Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет им.В.И.Ленина
Защита диссертации состоится "¿9" ¿гСя'ЪЬХ. 1996 г.в_»
на заседании Диссертационного совета К.018.12.01 по прису-дценшо ученой степени кандидата, педагогических наук в Исследовательском Центре эстетического воспитания РАО по адресу: 119034,Москва,К-34, Пречистенская набережная,д.15.
С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке Центра.
Автореферат разослан "1$" г?лСЯ^тХ-_ 1996 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник М.С.Красильникова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Противоречивые и сложные процессы, захлестнувшие на современном этапе развития все сферы социальных взаимоотношений, высветили ряд проблем, связанных с духовным, нравственным климатом общества.Сегодня все отчетливее осознается невозможность преодоления политических,экономических культурных, межнациональных кризисов без повышения уровня духовного развития личности, общества в целом.
Но если материальный, "плотный" мир реален и познаваем, то духовная составляющая мира непосредственно не воспринимается человеком. С психологической точки зрения духовные процессы нередко протекают лишь в бессознательной и подсознательной сферах психики, минуя стадию осмысления.
В познании духовной субстанции, в возможности улучшать ее качество важная роль принадлежит феномену искусства. С давних времен отмечается глубокая связь между духовностью и художественным творчеством, художественным опытом. Художественно-эстетическая деятельность является двигателем духовного обогащения.
Легкость, с которой искусство вторгается в душевный мир че -ловека, перестраивает мысли и чувства, формирует нравственный облик, - все это уже в глубокой древности побудило включить его в систему воспитания и обучения. Успех духовного, нравственного рз-вития современной личности во многом будет зависеть от педагога-искусствоведа. Проблема всестороннего развития будущих учителей эстетического цикла выступает одной из актуальнейших задач высшего образования.
В последнее десятилетие наметились предпосылки развития личности через комплексное взаимодействие искусств.Опыт предшественников в этом направлении - О.Б.Алиева, Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Е.В.Квятковского, Б.М.Йеменского, В.Н.Шацкой, Г.П.Шевченко и других авторов-нашел новое преломление в научных разработках сотрудников лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.П.Юсова при Исследовательском центре эстетичео-кого воспитания РАО. Разработанная Б.П.Юсовый концепция предлагает полихудояественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств.
В связи с поставленной задачей особое значение приобретает выделение того общего для всех видов искусств начала, которое будет способствовать их интеграции и взаимодействию. В качестве сва-
зующего различные виды искусств звена мы выделили пространственные компоненты художественных образов*. Именно в плане пространственно-временных характеристик могут быть найдены наибольшие аналогии между искусствами, а их взаимодействие возможно только через пространственное мышление /Л.Г.Бергер, 1989} Е.Б.Мурина, 1982; Б.А.Успенский, 197С/.
"Плотный", материальный мир человек воспринимает сквозь прю-му пространственно-временных отношений. Произведение искусства, имея зримую, слышимую форму, также локализовано в пространственно-временном континууме. Художественный пространственно-временной континуум имеет двойственную материально-идеальную природу. Трансляция материальной формы в эстетический феномен осуществляется благодаря видоизменению во внешнем "образе" произведения искусства привычных для физического мира пространственно-временных реалий. Преображение в произведении искусства пространственно-вре -менных форм служит средством достижения художественного эффекта, средством возбуждения высших слоев психики. Художественное пространство-время соединяет мир "вещей" с миром "идей", мир реальноо-ти с миром фантазии.
Художественное пространство-время имеет особую организации, в нем действуют свои художественные законы - законы перспективы, законы гармоничности,-симметрии, пропорциональности, психологии восприятия /например, феномен "фигура-фон"/.
Проблемой пространства-времени в искусстве интересовались М.М.Бахтин, Л.Г.Бергер, Г.Вельфлин, В.В.Виноградов, Ь'.Р.ьиппер, Л.С.Выготский, Л.Ф.Жегин, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, Ь.А.Фаворский, И.А.Флоренский, Ы.Хайдеггер, С.ы.Эйзенштейн и другие.
С конца прошлого столетия в искусствоведении возникла проблема пространственного восприятия музыки. Ей посвящены работы и отдельные высказывания Б.В.Асафьева, Л.^Бергер, Н.А.Герасиыовой-Персидской, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, ¡-;.С.Скребковой-Филатовой, В.Н.Холоповой. Среди зарубежных авторов в этом направлении работали А.Веллек,Г.Гельцгольц,В.Кёллер,Э.Курт,Г.Ревеш, К.Штуыпф.
современных искусствоведческих концепциях "временные" виды ио-кусства имеют пространственные компоненты, а в "пространственных?1 неизбежно присутствие временных компонентов. Произведение искусства любого вида локализовано в художественном пространственно-временном континууме. Дифференциация пространственной и временной - составляющих художественного образа нуана для их анализа.
Музыкальное пространство обладает особым статусом, ведь музыка является порождением не только человеческого ума, структур его логического мышления, но всего человека, как создала его Эеи-ля, Вселенная /В.Н.Холопова, 1990/. Музыкальное пространство,проо-транственные компоненты музыкального образа тесно связаны с богатейшей сферой жизненного опыта человека /Е.В.Назайкинский, 1972/-В качестве пространственных компонентов музыкального образа мы выделили симметрию, перспективу /проекционную область музы -кальной фактуры^, "фигуру-фон". Эти компоненты в той или иной степени отражают феномен вертикального /иногда горизонтального/ структуирования в музыке'''. Их главные признаки - нарушение "линейной" временной последовательности, сопряжение элементов, однэ-временность. Универсальность симметрии, перспективы, "фигуры-(ро-на" предполагает полихудожественный подход к освоению этих ком -понентов в музыкальном образе.
Актуальность проблемы, таким образом, обусловлена задачами совершенствования музыкальной, полихудожественной /полифонической/ подготовки студентов педагогического вуза, социально-культурными требованиями к духовному, нравственному облику личности, отсутствием обобщающих исследований педагогического освоения художественных пространственных составляющих.
Объект исследования - управление процессом освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа.
Предмет исследования - процесс освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.
Цель исследования - определить и экспериментально проверить эффективность освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.
Гипотеза исследования вытекает из предположения о том, что одним из наиболее эффективных факторов, полихудожественной, музьь кальной, полифонической подготовки студентов педагогического вуза является освоение ими пространствелных компонентов музыкаль -ного образа, которое должно отвечать следующим требованиям:
условиями, обеспечивающими успешное освоение пространствен-
''"Область вертикали и горизонтали в музыке отражает соотношение пространственных и временных компонентов восприятия.
ных компонентов музыкального образа, выступают:универсальность симметрии, перспективы, "фигуры-фона"; взаимодействие пространственных компонентов различных видов искусств;
педагогическая организация нроцесса освоения включает три этапа: информационный, синтезирующий, моделирующий;
развитие практических навыков и формирование у студентов комплекса умений;
расширение представлений студентов о характере взаимосвязи художественных пространственных компонентов с общим пространственным опытом человека, включая сенсорный, двигательно-моторный, эмоциональный, абстрактно-логический, трансцедентньй опыт.
Для доказательства изложенной гипотезы нами были определены следующие задачи:
1. Изучить проблему пространственной составляющей музыкального образа и выделить пространственные компоненты для освоения студентами педагогического вуза.
2. Изучить проблему художественного пространственно-времш-ного континуума; выявить, в какой мере взаимодействие пространственных компонентов различных видов искусств обеспечивает эф -фективность освоения пространственных компонентов музыкального образа; изучить проблему взаимодействия художественных пространственных компонентов с общими пространственно-временными преде -тавлениями, с общим пространственным опытом.
3. Сформулировать теоретические основы освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.
4. Разработать и реализовать экспериментальную программу
по освоению студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.
Методологическую основу исследования составляют философе -кие концепции ноосферы, ноогенеза /В.И.Вернадский, Тейяр де Шар-лев/, ноосферы и художественного творчества. Психологический аспект исследования представляют работы по психологии восприятия искусства /Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, П.В.Симонов, К.Г.Юнг/, по психологии восприятия пространства /Б.Г.Ананьев, М.Д.Ахундов, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, Б.Ф.Ломов, А.М.Мостепаненко,В.С.К>-тенберг, И.С.Якиманская/. Культурологической базой являются работы М.М.Бахтина, Л.ФЛегина,.Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Б.В.Рау-шенбаха, П.А.Флоренского. Музыкально-педагогическую основу сос-
тавляют работы М.Г.Арановского, Л.Г.Бергер, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, М.С.Скребковой-Филатовой, В.Н.Холоповой. В педагогической части исследования мы опирались на работы В.П.Зин-ченко, Б.Н.Неменского, Л.Г.Савенковой, Б.П.Юсова.
Методы исследования. Теоретические: анализ философской,культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкально-теоретической литературы, учебников и методических пособий по преподаванию предметов эстетического цикла в школе и вузе, школьных и вузовских программ; моделирование, синтез эмпири -ческого материала. Эмпирические: прямое и косвенное наблюдение; диагностические - интервьюирование и анкетирование; экспериментальные - констатирующий и формирующий эксперименты, микропрепо -давание; прогностические - метод экспертных оценок; статистические методы обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ.
Опытно-педагогическая база исследования - Бердянский педагогический институт. Исследованием было охвачено 100 студентов факультета Подготовки учителей начальных классов с дополнительной специальностью Музыка. Результаты исследования проверялись в средних школах №й 2, 10, 16 г.Бердянска.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый- этап - поисково-теоретический /1991-1992/. Характеризуется уяснением проблемы художественного пространственно-временного континуума, пространственной составляющей музыкального образа, взаимодействия пространственных компонентов различных видов искусств, общих пространственных представлений. Выдвинуты гипотетические положения исследования. Определены педагогические воз -мощности. Разработана основная концепция исследования.
Второй этап - теоретико-экспериментальный /1992-1995/. Про -ведено пилотажное исследование. Разработана и опробована в экспериментальной программе "Пространственные компоненты музыкального образа в условиях взаимодействия искусств"в курсе подготовки студентов факультета Подготовки учителей начальных классов с допол -нительной специальностью Музыка трехфакторная модель освоения пространственных компонентов музыкального образа.
Третий этап - обобщающий /1995-199€/. Анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, корректировка выводов, полученных на первом и втором этапах работы; сио-тематизация и обработка данных. Внедрение практических рекоыенда-
б
ций по совершенствованию эстетической, полихудожественной, музыкальной подготовки будущих учителей«
На защиту выносятся следующие положения:
1. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа значимо и продуктивно для их музыкальной и полихудожественной подготовки.
2. Взаимодействие пространственных компонентов различных видов искусств, взаимодействие пространственных форм обеспечивает успешность процесса освоения студентами педагогического вуза. пространственных компонентов музыкального образа.
3. Процесс освоения пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств раскрывается в трехфакторной модели, которая определяет постепенно усложняю -щийся характер учебно-познавательной деятельности студентов.Модель отражает динамику последовательно чередующихся элементов структуры освоения: информационного, синтезирующего, моделирующего.
Освоение пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств направлено на формирование комплекса профессионально-творческих умений студентов для реализации их в педагогической деятельности.
5. Эффективность процесса освоения пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств зависит от уровня музыкальной, полихудожественной подготовки студентов, развития образного, ассоциативного мышления, воображения, от форм и методов освоения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
1. В музыкально-педагогическом и полихудокественном образовании педагогически охарактеризованы понятия "пространственная составляющая музыкального образа", "пространственные компоненты музыкального образа", "художественный пространственно-временной континуум"; систематизированы и педагогически обобщены современные научно-философские и художественные представления о пространственной составляющей познания для содержания подготовки учителя музыки; выявлен характер взаимодействия пространственных компонентов различных видов искусств в процессе освоения студентами пространственных компонентов музыкального образа.
2. Определено значение освоения пространственных компонен-
тов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств для студентов факультета Подготовки учителей начальных классов с дополнительной специальностью Пузика.
3. Содержательно раскрыты основные этапы педагогического обеспечения процесса освоения пространственных компонентов музыкального образа: информационный, синтезирующий, моделирующий.
4. Разработаны уровни и критерии освоенности, которыми выступают 12 умений студентов.
5. Рассмотрены факторы, способствующие эффективности процео-са освоения: продуктивность форм и методов работы, профессиональная направленность процесса освоения, учёт уровней освоенности студентами пространственных компонентов музыкального образа,взаимосвязь продуктивных и репродуктивных форм творческой деятельности студентов, последовательность этапов освоения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и результатов в практике подготовки учителей эстетического цикла, ыатериалы диссертации-могут войти составной частью в лекционные и семинарские занятия по курсам "мировая художественная культура", "Методика музыкального воспитания", "Музыкальная литература", "Теория музыки", "Анализ музыкальных произведений", "петодика преподавания изобразительного искусства", "История изобразительного искусства".
Достоверность исследования обеспечивается многолетней работой соискателя со"студентами педагогического вуза, проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной дея -тельности преподавателя педагогического вуза, применением разнообразных взаимодополняющих методов сбора информации, разнообразием исследовательских процедур и приемов, использованием математических методов обработки и анализа данных.
Апробация и внедрение результатов настоящего исследования осуществлялась как в процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикации автором основных положений и виво -дов, полученных в ходе исследования, в методических материалах, статьях. Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории комплексного взаимодействия искусств Исследовательского центра эстетическою воспитания РАО, а также на кафедре теории музыки и музыкальных инструментов Ь'ердянского педагогического института, /Украина/. Основные итоги исследования апробировались также в ходе научных сообщений и докладов автора на ежегодных конферен-
цинх Берлинского педагогического института, московского Института развития личностиМПо теме исследования имеется семь публикаций автора, в которых отражены основные положения диссертации.
Цель и задачи исследования определили структуру диссерта -
ции.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,спио-ка использованной литературы, приложений.
Во введении дается общая характеристика исследования,обосновывается его актуальность, определяются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методология и методы исследования, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе - "Теоретические основы освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств" - по обзору философской, естественнонаучной, психолого-педагогической, музыкально-теоретической, искусствоведческой литературы устанавливаются проблемы пространственных представлений, психологические особенности "пространственной" стратегии мышления, освещаются понятия "художественный пространственно-временной континуум", "пространственная составляющая музыкального образа", "пространственные компоненты музыкального образа" в курсе подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов.
Во второй главе - "Практические основы процесса освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств" - анализируются результаты собственной опытно-педагогической работы.
В заключении подведены общие итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения поставленной проблемы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИИ ДИССЕРТАЦИИ
Категории пространства и времени стоят на первом месте по широте охвата накопленных знаний, являются наиболее объемными и универсальными^категориями в познании окружающего мира. Нынешнм этап развития характеризуется процессом дифференциации пространственно-временных универсалий. Помимо физического пространства, точнее, физической формы пространства, теоретически следует признать и биологическую, и психическую, и социальную, и культурную,
и художественную формы, каждая из которых связана с другими системой взаимодействий и системой обратных связей /В.К.Потемкин, А.Л.Симанов/.
В то же время обостряется стремление к интеграции знаний о мире, стремление охватить всю действительность в единстве, преде ставив при этом свидетельства не только различных наук, но и ио-куссгва, которое своими методами исследует, что представляет собой реальность, пространство и время в субъективном человечес -ком измерении.
Структура пространства-времени лежит не только в основе учения о мире, но и в основе нашего восприятия, мышления.
Организация процессов чувственного, эмоционального познанш в конкретном пространстве-времени обеспечивается специальными механизмами правого полушария. Окружающее пространство-время является непременным условием формирования познания и самопознания: человек осознает себя и мир в конкретном пространстве-времени /Н.Н.Братина, Т.А.Доброхотова, 1978/. Спецификой "правополушар-ного" мышления считается готовность к целостному "схватыванию", одномоментному /пространственному, образному/ восприятию многих предметов и явлений и мира в целом со всеми его составными элементами /В.С.Ротенберг, С.!.1.Бондаренко, 1989; Дж.Брунер, 1962/.
Процессы абстрактного познания, свободные от рамок конкретного пространства-времени и связанные с речью, планированием,будущим, осуществляются специальными механизмами левого полушария. С "левополушарной" стратегией мышления связывают способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соотве!>-ственно аналитический, а не синтетический характер /в.С.Ротен -берг, С.М.Бондаренко, 1969; Дж.Брунер, 1962/.
В условиях нашей цивилизации все более доминирует "левопо-лушарная" ориентация, культивирующая аналитическую, абстрактно-логическую стратегию мышления. Между тем, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону "левополушарной" стратегии мышления в большой степени зависит от обучения и воспитания.
С "правополушарной" стратегией мышления связано и пространственно-образное, и чувственно-эмоциональное, и художественное, в особенности музыкальное восприятие. Пространственные компоненты музыкального образа как бы аккумулировали особенности "право-лолушарного" мышления. Это дает основание полагать, что освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа будет способствовать развитию их образного
/"пространственного"/» синтетического мышления, совершенствованию эмоциональной культуры, противостоять технократическим подходам в обучении и воспитании.
Полихудожественная универсальность пространственных компонентов музыкального образа /симметрии, перспективы, "фигурьнфо-на"/ предполагает, что их освоение будет эффективным в условиях взаимодействия искусств. История взаимодействия, синтеза,интеграции искусств тесно связана с эволюцией пространственно-временных представлений. Поворотные моменты в истории пространственно-временных представлений, связанные с преодолением, трансформацией reo-, гелио-, антропоцентризма,были поворотными и в истории искусств. Опираясь на взаимосвязь всех пространственных форм, в контексте исследования представляется весьма существенным зна -комство студентов при их музыкально-художественном развитии с основными этапами эволюции общих пространственно-временных преде -тавлений - от ранних форм, характеризующихся синкретичностью, невыделенностью из перцептивного поля, до наиболее развитых, в которых пространство-время мыслится как всеобщая форма бытия человека. взаимодействие искусств устанавливает общность участия разных видов искусств в художественной упорядоченности пространства-времени.
В настоящем исследовании анализ взаимодействия художественных пространственных компонентов, которое выступает условием освоения студентами пространственных компонентов музыкального образа, с необходимостью должен включать анализ динамики трансформации пространственных художественных моделей от плоскостных к глубинно-объемным, гипер-объемным. Развитие художественных прострш-ственных представлений в фило- и онтогенезе обнаруживает некоторое сходство и в обоих вариантах осуществляется от психологически более простых моделей к психологически более сложным, от плоскостных к глубинно-объемным /Г.Вельфлин, I93Q/.
В педагогическом аспекте взаимодействие искусств открывает новые возможности духовного, художественного развития личности. Б.П.Юсовым разработана экологическая и экзистенциальная система видов художественного проявления, система освоения пространства различных искусств. По концепции, восходящее движение - ог динамического, речевого, сенсорного, резонансного, эйдетического слоев - в конечном итоге направлено на развитие полифонического воображения /Б.П.Юсов, 1990/. Взаимодействие искусств на основе
пространственных представлений в силу универсальности последних может стать мощным средством полифонического, экосистемного,пог лихудожественного развития личности.
При освоении студентами симметрии как пространственного гоь понента музыкального образа возможно привлекать знания о проявлении симметрии в природе, других видах искусства, различных областях познания. Перспектива как система передачи пространства универсальна для различных видов искусств и связана с общей эволюцией пространственных представлений, что дает возможность интегрированного подхода к освоению перспективы /проекционной об -ласти фактурь/ в музыкальном искусстве. Феномен "фигура-фон"выс-тупает как универсальная закономерность восприятия, что позволяет связать освоение "фигуры-фона" - пространственного компонента музыкального образа - с широким кругом аналогичных проявлений в других видах искусства, в других видах перцепции.
Важной задачей исследования явилось создание такой модели освоения студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа, в которой бы отразилась трансформация материальной формы музыкального пространства-времени.
Произведение искусства существует в виде трех сфер, каждая из которых локализована в пространстве-времени особого типа. В реальном физическом пространстве-вреиени /произведение искусства как материальный объект/; в концептуальном, где оно выступает в виде упорядоченной, доступной для понимания многих людей модели; и, наконец, в перцептуальном - в форме художественного образа. все сферы взаимосвязаны и образуют нераспадающийся художественный пространстзенно-вреыенной континуум /а.А.Зобов, А.IV.моста-паненко, 1974/.
Каждый вид искусства имеет свою материальную основу, материальную форму выражения. Б музыке это звук. Звук - часть космоса, часть природы. Он обладает неограниченными возможностями воздействия на психику. При восприятии звучащих тел в психике человека формируются перцептивные модели, суммирующие сходные эмоциональные состояния. Представления о свойствах звука возникают в результате комплексной сенсомоторной обработки звукового спектра. 1
Музыкальное пространство"впитало" все богатство жизненного опыта человека /сенсорного, двигател^но-моторного, эмоционального, абстрактно-логического, трансцеденгного/, преломив его через
звуковой мир музыки, лриродно-пространственные свойства звукового материала. Так, музыка может воспроизводить разнообразные пространственно-временные характеристики- физического мира: пространо-твенность, удаление и приближение, отношение верха и низа, все элементы движения /прыжки, скачки, вращение и т.д./, вес движущегося тела, инерцию, траекторию движения и т.д. /В.В.Медушевский, 1993/. Трудно назвать сущности, доступные глазу, восприятию человека, которые остались бы вне музыкального охвата /В.Н.Холопова, 1990/. Музыка иожет создавать эффект разреженного, "космического" или плотного, "давящего" пространства, эффект разнопространствен-ности, многомерности, эффект безмолвия, тишины /одиночества, затерянности/ или многолюдности и т.д.
В 20-е годы нашего столетия Е.Яворским была выдвинута гипотеза, в которой ладовое тяготение .устойчивость /неустойчивость/, опорность /безопорность/ в музыке связывались с реальными пространственными самоощущениями человека /£.Л.Яворский, 1912/» Роль пространственно-двигательного опыта в создании "пространственноо-ти" музыкального образа огромна.
Безраздельное господство в музыкальном пространстве таких законов,как статика и динамика, закон центробежных и центростремительных сил, закон симметрии /Р.Виноградов, £.Красовская,1991/, закон художественного проектирования /музыкальная фактура может быть двух-, трех-, многомерной/, свидетельствует о подсознательном вкладе логического компонента мышления в создание ыузыкаль -ной формы пространства.
Пространственные компоненты музыкального образа как элементы упорядоченной, гармоничной структуры художественного произведения воспринимаются с эстетическим плюсом, т.е. связаны с эмоциональной сферой восприятия.
Видоизменение, нарушение привычных для физического мира пространственно-временных реалий, "норм" в художественном просг-ранстве-времени /пространственно-временные инверсии, трансформации, "одновременность", повтор","наложение", "наплыв", нарушение временной последовательности - движение времени по кругу, по спиральной траектории, назад и т.д./ обнаруживает трансцедент -ный характер пространственных компонентов, их связь с глубинными сферами психики, воображением, фантазией.
В педагогическом аспекте пространственные компоненты музыкального образа, других видов искусств, интегрировавшие во всем
многообразии жизненный опыт человека, особенности пространственно-образного восприятия /мышлений, представляют несомненный интерес. Освоение студентами пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств открывает путь для подключения огромной сферы жизненного опыта к сфере музыки; для полифонического развития личности посредством художественных пространственно-временных моделей, которые носят по сравнению с нехудожественными пространственными формами опережающий характер; для "гуманитарного синтеза"естественно-технической и художественной культуры. В плане совершенствования музыкальной подготовки студентов педагогическое освоение пространственных компонентов музыкального образа развивает навыки дифференцированного и целостного восприятия музыки, без которых художественное восприятие вообще невозможно, художественный вкус, художественную грамотность, способность оценивать жанрово-стилевые особенности, особенности выразительных средств художественных произведений .различных эпох и культур.
вторая глава диссертационного исследования посвящена практическому освоению студентами пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств. В ходе опытно-экспериментальной работы нами применялись следующие методы: рейтинг-шкалирование, психолого-педагогический эксперимент, самонаблюдение студентов, анкетирование, интервьюирование, метод обобщенных характеристик, тестирование, изучение результатов художественно-творческой деятельности студентов.
Перечисленные методы применялись в пилотажном исследовании и формирующем эксперименте. В пилотажном исследовании они способствовали определению главного направления работы, определению наиболее важных гипотетических положений, выступая диагнос-тико-прогностическим инструментом. В формирующем эксперименте данные методы были направлены на другую цель - практическое освоение студентами пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств.
Вслед за Н.В.Кузьминой мы полагаем, что именно умение является главным показателем уровня освоенности /Н.В.Кузьмина,1У7С/. Ыы выделили 12 умений учителя, которые выступили как показатели освоенности студентами пространственных компонентов музыкального образа, исходя из конкретного их содержания, раскрытого в I главе: I/ умение узнавать пространственные компоненты музыкального
образа; 2/ умение узнавать пространственные компоненты различных видов искусств; 3/ умение анализировать и оценивать художественные закономерности, жанрово-стилевые особенности, особенности выразительных средств в художественных произведениях на основе анализа художественных пространственных компонентов; 4/уме-ние находить общее в различных формах пространства, переводить общие пространственные представления в художественные и наоборот; 5/ умение определять уровень эмоционального воздействий пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств; €/ умение видоизменять, трансформировать пространственные компоненты в полихудожественной продуктивной деятельности; 7/ умение раскрыть сущность симметрии, перспективы, "фигуры-фона" как пространственных компонентов музыкального образа средствами других видов искусства; Ь/ умение ыоделироваъ педагогические задачи по полифоническому, полихудожественному, развитию школьников с учётом генетических .особенностей формирования пространственных представлений и художественных способностей; 9/ умение моделировать педагогические задачи по развитию образной /"пространственной"/стратегии мышления школьников на основе художественных пространственных составляющих; 1СV уиение выделять новизну, нетрадиционность, отклонение от "нормы" в художественных пространственно-временных моделях; II/ умение мо -делировать педагогические задачи по развитию эмоциональной культуры школьников посредством художественных пространственных компонентов; 12/ умение моделировать педагогические задачи по активизации и развитию воображения, фантазии школьников на основе пространственных представлений в продуктивной и репродуктивной полихудожественной деятельности.
Пилотажное исследование было проведено в 1992 году на базе Бердянского педагогического института со студентами факультета Подготовки учителей начальных классов с дополнительной специальностью Музыка. Общие результаты пилотажного исследования по -казали нечеткость, фрагментальность представлений студентов о пространственной составляющей музыкального образа, о взаимодействии пространственных компонентов различных видов искусств.
По результатам пилотажного исследования мы выяснили, что важным фактором освоения пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств является учёт поэтапности формирования пространственных представлений.
Организация учебно-познавательной деятельности по освоению студентами пространственных компонентов музыкального образа в уо-ловиях взаимодействия искусств проходила г три этапа, условно обозначенных как информационный, синтезирующий, моделирующий.
Первый этап - информационный. Его основной целью является формирование системы знаний о художественном пространственно-временном континууме, пространственной составляющей музыкального образа, взаимодействии пространственных компонентов различных видов искусств.
Второй этап - синтезирующий. Его основной целью является научение, т.е. приобретение студентами системы умений, направленных на профессиональную реализацию полученных на первом этапе эксперимента знаний. Данная цель достигается путем организации специальных практических занятий в рамках курсов "Методика музыкального воспитания", "Методика преподавания изобразительного искусства? На практических занятиях организуется деятельность буду -щих учителей по полихудожественному принципу с учетом возможности трансформировать полученные знания в различных дисциплинах эстетического цикла.
На этом этапе студенты не только получают готовое знание от -преподавателя, сколько сами добывают требуемую для дальнейшей ра-5оты информация). Учебная ситуация представляет собой ситуацию натравляемого извне, организуемого поиска, обнаружения нового знамя и использования его. Она включает в себя совокупность следу-ощих действий студентов: а/ решение поставленных задач; б/ оцен-<а результатов; в/ экспериментирование. В целом синтезирующий этап требует перехода от учебной деятельности академического типа < квазипрофессиональной деятельности.
Третий этап - моделирующий. Основной целью данного этапа [вляется закрепление на практике полученных в процессе освоения :тудентами пространственных компонентов музыкального образа в ус-ювиях взаимодействия искусств знаний. Эта цель достигается че->ез организацию учебных и практических задач в процессе прохож -;ения студентами непрерывной школьной педагогической практики.
Моделирование деятельности студентов по освоению пространс-'венных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия скусств должно учитывать формирование гностического и результа-ивного компонентов в постоянно усложняющихся видах деятельности т простого усвоения знаний до решения профессиональных задач.
Такой подход был реализован в экспериментальной программе: "Пространственные компоненты музыкального образа в условиях взаимодействия искусств в курсе подготовки студентов факультета Подготовки учителей начальных классов с дополнительной специальностью Музыка".
В реализации программы на факультете Подготовки-учителей начальных классов с дополнительной специальностью Музыка Бердянс-кого педагогического института использовались курсы "Методика музыкального воспитания", "Методика преподавания изобразительного искусства","Мировая художественная культура", "История музыки", "История изобразительного искусства", "Теория музыки", "Анализ музыкальных произведений", "История мировой и отечественной культуры", а также индивидуальные занятия по специальному инструменту.
Сопоставление результатов деятельности студентов, работающих по обычной программе, с результатами деятельности тех, кто работал по экспериментальной программе, дало возможность прийти к определенным выводам об эффективности применения разработанной модели подготовки, лежащей в основе экспериментальной программы. Нами был собран фактический материал, на основе которого удалоаь выделить уровни освоенности пространственных компонентов музы кального образа в условиях взаимодействия искусств студентами в процессе психолого-педагогической подготовки: высокий, средний, низкий.
В контрольных группах процентный состав студентов с низким уровнем освоенности почти не меняется: от6£,«$на первом курсе до 56% на четвертом. При этом изменение тенденции в освоенности пространственных компонентов музыкального образа наблюдается на третьем курсе - снижение количества студентов с низким уровнем освоенности на 1$.% по сравнению с 1:курсом. Количество студентов со средним уровнем освоенности пространственных компонентов музыкального образа незначительно увеличивается от первого курса /2%/ к четвертому /36%/» Количество студентов с высоким уровнем освоенности остается почти неизменным. От 8,Ь% на первом курсе до на четвертом.
В экспериментальных группах количество студентов с низким уровнем освоенности пространственных компонентов музыкального образа значительно и стабильно снижается от 80% на первом курсе до М% на четвертом. Количество студентов со средним уровнем ос-
военности стабильно увеличивается от 17% на первом курсе до 52% на четвертом. Количество студентов с высоким уровнем освоенности значительно и стабильно увеличивается от на первом курсе до 69% на четвертом.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что тенденция роста уровня освоенности пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств является стабильной и устойчивой при реализации экспериментальной программы. Таким образом, предложенный способ подготовки учителей является достаточно эффективным по своим результатам.
Проведенное исследование позволило сделать следующие виво-
дн:
1. Освоение студентами педагогического вуза пространственных компонентов музыкального образа в условиях взаимодействия искусств значимо и продуктивно для их музыкальной подготовки. Освоение пространственных компонентов музыкального образа развивает навыки целостного и дифференцированного музыкального восприятия, умение оценивать жанрово-стилевне особенности музыкальных произведений| особенности выразительных средств музыки,способствует подключению к сфере музыки жизненного опыта человека /двигательного, сенсорного, эмоционального, логического, трансцедент-ного/
2. Взаимодействие пространственных компонентов различных видов искусств является необходимым условием освоения пространствеа-ных компонентов музыкального образа, важным фактором полихудо -жественного развития студентов.
3. Освоение студентами пространственных компонентов музь*-кального образа в условиях взаимодействия искусств должно проходить в три этапа. Информационный этап характеризуется ознакомительной и аналитической деятельностью; синтезирующий - аналитической, нормативной и варьирующей; моделирующий - эвристической
и праксеологической.
4-. Показателями качества освоенности явились умения студентов. Мы выделили 12 умений, среди которых умение моделировать педагогические задачи по полихудожественному развитию школьни -ков с учетом генетических особенностей формирования пространственных представлений и художественных способностей, умение моделировать педагогические задачи по развитию образной, "пространственной" стратегии мышления школьников на основе пространствен -
ных художественных составляющих и другие.
В целом проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.
Данное исследование можно отнести к числу прогностических, так как оно обосновывает педагогические средства и условия, направленные на комплексное, полифоническое, полихудожественное раз витие личности путем освоения пространственных компонентов музыкального образа, что относится к актуальным задачам педагогики, при том, что художественная информация входит в человеческое соз нание прежде всего через пространственные, образные представле -ния.
1. Педагогические аспекты пространственного восприятия музы ки // Актуальные проблемы искусствоведения и педагогики. -Бер -дянск, 1993. -С. 5-7.
2. Взаимосвязь эмоционального и логического уровней восприятия музыки школьниками // Актуальные .проблемы искусствоведения и педагогики. -Бердянск, 1994. -С. 6-8.
3. Психологические аспекты восприятия пространственных компонентов музыкального образа студентами факультета Подготовки учителей начальных классов с дополнительной специальностью Музыка // Актуальные проблемы искусствознания и педагогики. -Бер -дянск, 1994. -С. П-13.
Пространственно-временные представления и музыка // Акту альные проблемы развития личности: теория и практика. -М.гИнсти-тут развития личностиРА0,1995. -С. 55-58.
5. Актуальность исследования художественного пространства-времени //Современные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи: Материалы научно-практической конференции 19-20 октября
1995 г. -Ы.: Университет РАО, 1995. -С. 34-35.
6. Концепция пространства-времени в искусстве 20 века//Сов-ременные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи:Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1995 г. -М.: Университет РАО, 1995. -С. 62-63.
7.Пространственные компоненты художественного образа в эстетическом развитии студентов педагогических вузо^/Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика. Тезисы 4-й научно-практической конференции молодых ученых 1*-15 ма)
1996 г. -М.: Институт развития личностиРЛу:996.-С. 63-64.
Публикации по теме исследования: